Рокотов фёдор степанович — галерея произведений (101 изображение)

Правда, отмечается, что ещё было изображение Шуваловской галереи – единственная известная работа Рокотова в ином жанре, но оригинал её не сохранился (известна по копии крепостного художника А.Зяблова, Исторический музей, Москва).

Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735-1808)

Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. 1757), вероятный автопортрет Рокотова
Рокотов родился в подмосковном имении князей Репниных Воронцово. Его происхождение не совсем выяснено. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, поэтому «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. Но в середине 1950-х годов искусствовед А. И. Михайлов обнаружил челобитную Рокотова, датированную августом 1776 г., в которой тот просил об освобождении от крепостной зависимости своих племянников. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Есть и третья версия: Фёдор Рокотов мог быть незаконным ребенком – возможно, сыном князя П. И. Репнина, давшего ему вольную ещё в юные годы.
Судьба художника во многом определилась благодаря И. Шувалову.

Ф. Рокотов. Портрет И.И. Шувалова (1760)
Ива́н Ива́нович Шува́лов – русский государственный деятель, фаворит императрицы Елизаветы I Петровны, меценат, основатель Московского университета и Академии художеств.
В 1755 г. И. И. Шувалов приехал в Москву набирать одарённых юношей для создававшейся в то время в Петербурге Академии художеств. Он увёз Фёдора Рокотова в столицу.

В Академии художеств

С 1757 г. Академия помещалась в доме Шувалова.

Дворец Шувалова (современная фотография)
Рокотов учился здесь у иностранных мастеров Луи Ле Лоррена и Пьетро Ротари стилю рококо , а собрание картин Шувалова помогало ему расширять свой кругозор и изучать мастерство других художников. В 1760 г. Рокотов был зачислен в Академию художеств.

Парадные портреты петербургского периода

В парадных портретах петербургского периода Рокотов заявил о себе как художник, знакомый с приёмами западноевропейской живописи того времени. Это уже знакомый нам портрет И.И. Шувалова, а также портреты Д.М. Голицына, И.Г. Орлова, И.Г. Голенищева-Кутузова, Г.Г. Орлова, А.Г. Бобринского и др.

Ф. Рокотов. Портрет Алексея Бобринского в младенчестве
Алексе́й Григо́рьевич Бо́бринский (1762-1813) внебрачный сын императрицы Екатерины II и Г.Г. Орлова, владелец имения Бобрики, родоначальник графского рода Бобринских, генерал-майор.

Портреты московского периода

В 1763 г. Ф. Рокотов был приглашён в Москву для написания коронационного портрета Екатерины II. Портрет польстил императрице, и она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова.

Ф. Рокотов. Коронационный портрет Екатерины II (1763)
В 1765 году Рокотов был удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и копию с картины Луки Джордано «Венера и Амур». В 1766 г. художник навсегда перебрался в Москву.
Здесь он получал очень много заказов, стремился точно воспроизводить черты лица портретируемого. Не увлекался внешними эффектами, но умел передавать состояние внутреннего мира модели.

Ф. Рокотов. Портрет А.И. Воронцова
Граф Артемий Иванович Воронцов (1748-1813) – сенатор, действительный тайный советник, владелец усадьбы Вороново. Крёстный отец А. С. Пушкина.

Портреты последнего периода жизни

Поздние московские портреты Рокотова ближе к стилистике классицизма . Более тщательно в них изображены детали одежды, особое внимание уделено игре светотеней. Женские портреты – в основном овальной формы.

Ф. Рокотов. Портрет И.И. Барятинского
Князь Ива́н Ива́нович Баря́тинский (1767-1825) – известный в своё время агроном, крупный землевладелец, создатель усадьбы Марьино под Рыльском. В 1806-1812 гг. – русский посол при дворе короля Баварии в Мюнхене.

Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. При этом известно, что работал он не очень быстро. Возможно, многие из этих портретов были выполнены вместе с учениками или самими учениками.
Последние известные работы художник написал в начале 1790-х годов; краски на них скупы, почти монохромны. Возможно, у художника слабело зрение. О последних двадцати годах его жизни известно мало. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру.
Ф.С. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря. Могила его затерялась.
До начала XX в. творчество художника было почти забыто. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения. В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». Но уже в 1920-х годах в государственные музеи стали поступать картины Рокотова из национализированных частных коллекций.

Ф. Рокотов. Портрет А.П. Струйской

У этого портрета кисти Рокотова особая судьба. И самая большая известность.
В 1953 г. Николай Заболоцкий написал стихотворение на портрет А. П. Струйской, ставшее не только хрестоматийным, но и полным романтического очарования, как и сам портрет. Это стихотворение вызвало новую волну интереса к портретисту.

Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук...

Ф. Рокотов. Портрет А.П. Струйской (1772). Холст, масло, 59,8 х 47,5 cм. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Обаятельная юная женщина, полная пленительной грации, смотрит на зрителя с этого портрета. Всё в ней тонко, изящно и неуловимо, даже взгляд, через который сквозит душевная чистота. Портрет написан переливами цвета и света. Тени неуловимо переходят в свет, пепельно-серые тона перетекают в голубые, а розоватые – в бледно-золотые.

Кто эта женщина?

Александра Петровна Струйская – урожденная Озерова. О ней известно мало. В 18-летнем возрасте она вышла замуж за богатого вдовца Николая Еремеевича Струйского. Она была музой своего мужа-поэта. Супруг посвятил ей множество стихов – он слыл чудаком-стихотворцем.
Но ей пришлось пережить мужа на 40 с лишним лет. У них было 18 детей, 10 из них умерли в младенчестве. Известный поэт А. И. Полежаев – её внук.
Известному живописцу Федору Рокотову к свадьбе были заказаны парные портреты – самого Струйского и его невесты.

Ф. Рокотов. Портрет Н.Е. Струйского (1772). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Образам, созданным Рокотовым в эти годы, присуща особая одухотворенность, сдержанность и нечто сокровенное, значительное, что открывается не сразу. При этом художник остается верен натуре. Портрет Струйского плохо сохранился, но ясно видны его нервное лицо, большие беспокойные темные глаза. Во взгляде этих глубоко посаженных глаз художник сумел передать неуравновешенность натуры Струйского.
Струйский был известен своей несколько маниакальной литературной деятельностью. Он печатал собственные произведения в своем имении Рузаевка, где создал первоклассную типографию. Екатерина II даже хвалилась перед иностранцами книгами, отпечатанными в типографии Струйского.
В Рузаевке он построил дом-дворец, проект которого приписывается Растрелли, имел большую библиотеку русских и французских книг, картинную галерею. Он был человеком начитанным, знавшим языки.
На портрете ему примерно 23 года.
Рокотов хорошо знал Струйского и поэтому можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура.
А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. Возможно, именно поэтому её портрет, созданный почти 250 лет назад, притягивает к ней до сих пор. Её образ – словно воздушный полунамек. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами.
Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней».
Но... юность проходит быстро. Свадебное настроение тоже, и вот наступают будни. Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. Но она была человеком своего времени. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного... Другие дети тоже не всегда радовали.
Но в невесте Струйского художник увидел эту пока ещё ничем не замутненную красоту.

Николай Заболоцкий

Портрет

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.

Ф.С.Рокотов (1735-1808) Достоверных сведений о рождении и первых годах жизни Федора Степановича Рокотова не сохранилось.
«Важный барин»,состоятельный домовладелец, один из учредителей московского Английского клуба долгое время считался выходцем из дворянской среды. Затем обнаружились материалы, свидетельствующие, что Федор Степанович родился в семье крепостных, принадлежавших князю П.И. Репнину.

То, что талантливый мальчик благодаря покровителям быстро «выбился в люди» и стал знаменитым художником, в общем-то, никого не смущало. Удивляло одно обстоятельство: где и как он получил такое широкое образование и у кого и когда учился живописи?

Исследования последних лет обнаружили следующие подробности: Рокотов родился в селе Воронцове, которое по нынешнему территориальному делению находится в черте Москвы., и числился вольноотпущенным, хотя его брат Никита с семьей были крепостными. Вероятно, он был незаконным «хозяйским ребенком» и к крестьянской семье был только причислен, а вырос в барском доме.
Тогда становится понятна опека над ним со стороны семейств Репниных, Юсуповых, Голицыных. К 50-ым годам его портреты были уже известны в Москве, хотя не известно ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества.

В 1755 году в Москву приехал граф И.И.Шувалов набирать одаренных юношей для Петербургской Академии художеств. Екатерининский вельможа, образованный человек своего времени, поборник русской художественной школы И.И.Шувалов, заметил молодого живописца и поддержал его.
Он стал главным покровителем юноши, в его доме Рокотов обучался живописи под руководством Пьетро Ротари.

В Государственном Историческом музее сохранилась копия картины Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» (около 1757). Помимо художественной она представляет и ценность историческую как первое изображение русской портретной галереи, сделанное русским художником.
Кстати, это, вероятно, одна из очень немногих, если не единственная из работ, не относящихся к богатейшему портретному наследию Рокотова.

Из портретов тех лет сохранился только “Портрет неизвестного(1757г)”, предположительно единственный автопортрет художника, остальное утеряно.

Рокотову повезло. Он нашел себе покровителя в высшем свете. Однако, главными его покровителями были талант и огромный труд с юных лет. Не прошло и пяти лет, как Рокотов приехал в Петербург, а о нем уже знали при дворе.

На формирование личностити Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов. По протекции И. И. Шувалова и рекомендации М. В. Ломоносова в 1757 г. художнику было поручено исполнение мозаичного портрета императрицы Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке), заказанного для Московского университета.
Эта работа имела успех. Так что к 1760 г., когда «по словесному приказанию» И. И. Шувалова, первого президента Академии художеств, Рокотова зачислили в ее стены, он был уже подготовленным мастером, о котором знали при дворе.

В эти годы в России открывались два высших учебных заведения - университет в Москве и Академия художеств в Петербурге. Способных к наукам и искусствам разыскивали повсюду: в солдатских ротах и сиротских приютах, в помещичьих усадьбах и среди истопников. Одних оставляли в Москве, других отсылали в Петербург. Рокотов оказался среди первых студентов академии

Еще не было учителей, не знали, как и чему станут учить, даже здание академии еще не начали строить, а занятия уже шли. Под классы наскоро сняли дом князя Мещерского на 7-й линии Васильевского острова. У студентов был разный возраст и неодинаковые способности: одни, как Рокотов, уже могли писать картины, другие едва держали карандаш. Пока дожидались приглашенных из Европы учителей, умеющие рисовать и писать занимались с новичками. Некоторые из них, так и не став студентами, назначались преподавателями.

Два года спустя за портрет вступившего на престол Петра Ш художник получил звание адъюнкта, в обязанности которого входило «смот- рение за классами и над учениками, наблюдая порядок и чистоту поведения, и опрятность».

Положение Рокотова в академии укрепилось после его участия в торжествах по случаю восшествия на престол Екатерины II. Исполняя коронационный портрет (1763 г.),художник соединил почти геральдический по своей отточенности профиль императрицы с общим картинным решени- ем композиции. Работа принесла Рокотову большой успех и признание. Портрет Екатерины II так польстил императрице, что та приказала впредь писать ее лицо с оригиналов Рокотова.

Живописцу позировал фаворит императрицы Г. Г. Орлов (1762-1763 гг.). Портрет этого румяного красавца в эффектном парадном мундире, не отличающегося богатым внутренним содержанием, очень близок оригиналу. А в камерном портрете его брата И. Г. Орлова (I пол. 1760-х rr.) проступают черты умного расчетливого человека, сумевшего, оставаясь в тени, оказывать влияние на государственные дела.

Судьба продолжала благоволить к художнику. Придворные наперебой заказывали ему портреты. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг. у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно. В конце работы живописец наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Выразительное свечение красочных слоев, подвижность и легкость мазка поражали современников. Н. Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками.

Художнику едва минуло тридцать два года. Он достиг того, о чем, казалось, даже мечтать не мог крепостной. Рокотовские портреты украшали салоны и гостиные петербургской знати. Позировать молодому живописцу считалось честью. Жизнь испытывала его славой.

Но самое серьезное испытание она приберегла на 1765 год. 25 июня этого года Федор Степанович Рокотов, уже всеми признанный художник, наконец-то, получил звание академика, правда, для этого ему пришлось написать вольную копию с мифологической картины Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир» (1763-1765 rr.), так как «портретные» в академии были не в чести».
В блистательном официальном Петербурге художнику душно было от дворцовых церемониалов, лжи, лести и интриг. Душно становилось и в академии. Приезжих иностранцев лелеяли, угождали их прихотям и капризам.

К русским относились равнодушно, подчас с небрежением. Кто мог - приспосабливался. Спустя год Рокотова обошли званием адъюнкт-профессора. Преподавательская работа отнимала массу сил и времени. Кроме того, президент АХ И.И.Бецкой запретил художникам, преподававшим в классах, заниматься собственной творческой деятельностью, что для Рокотова было неприемлемо. Военная карьера оказалась для Рокотова более надежной: еще в 1762 г. он был зачислен в Кадетский корпус в чине сержанта и успешно соединял службу и живопись.
(В начале 1780-х гг., дослужившись до ротмистра - звания, дававшего право на дворянство - он оставил армию.)
Рокотов не мог и не желал мириться с прихотью Бецкого Ему нужна была свобода, чтобы творить, Через несколько месяцев он покинул стены АХ.

Рокотов уехал из Петербурга в родную ему Москву.(1766-1767гг)
Здесь, вдали от официального Петербурга, среди людей, проникнутых идеалами просветительства, художник нашел понимание, признание и благоприятные условия
для творчества. Недоброхоты писали, что художник «за славою стал спесиви важен». Рокотов, надо полагать, всегда помнил: он не из знати - и это определяло его подчас подчеркнуто-заносчивое поведение, направленное на тех, кто хотел унизить его.

В Москве интеллектуальная жизнь била ключом и время с конца 1760-х гг. до начала 1790-х гг. стало периодом наивысшего расцвета портретного мастерства художника. Он написал «всю Москву».

Заказов было множество. Порой он создавал целые галереи портретов представителей одного рода в различных его поколениях. Рокотов так великолепно передавал характер портретируемых еще и потому, что он поддерживал дружеские связи не только с главами семейств, но и со всеми домочадцами.

Рокотов не стремился подчеркивать внешние достоинства своих моделей - яркость и красоту лиц, пышность нарядов, напротив, его привлекал внутренний мир человека, личность и обаяние натуры, зыбкость и переменчивость затаенных чувств и переживаний.

Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских. В Николае Еремеевиче сочетались замысловатое чудачество, благородные порывы, варварская жестокость к крепостным и фанатичная страсть к литературному творчеству. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы, и зал искусств «Парнас». Струйский преклонялся перед талантом Рокотова, собирал его произведения, а в мастерской художника обучался его крепостной А. Зяблов. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит… мимо зрителя. Фигура, лицо и глаза обращены в разные стороны, что усиливает лихорадочность и истеричность образа.

Портрет. его супруги Александры Петровны строится на плавных дугообразных линиях и поражает своей сдержанностью и гармонией. Это эталон женских портретов - «рокотовская дымка», «рокотовское выражение чуть прищуренных глаз», «по-рокотовски тающие черты лица». Видно, что сам художник находился под обаянием личности и красоты Струйской.

Писал Рокотов и известных литераторов своего времени – поэтов В.И.Майкова и А.П.Сумарокова

Женские портреты кисти Рокотова загадочны и трепетны. В них «души изменчивой приметы» освещают лица и взгляды изнутри. Словно чарующее волшебное видение возникает из дымки жемчужно-розовых тонов исполненная непреходящей красоты юности В. Н. Суровцева; из серебристого каскада пенных кружев, как туманная мечта - П. Н. Ланская. Неуловимая мимика лица и взгляд удлиненных темно-голубых глаз создают какую-то отчужденность между зрителем и портретным изображением княгини Е. Н. Орловой.

Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов, их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения, из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками, и нынешним поколением любителей искусства. Женские портреты Рокотова имеют часто овальную форму, и это тоже придает им особое изящество и романтичность.

Среди всех женских портретов Рокотова «Портрет В.Е. Новосельцевой» (1780 г.) явственнее всего представляет тип женщины, которая «может сметь свое суждение иметь». С этими произведениями в русском искусстве впервые появился образ, одновременно исполненный женской прелести, сознания своего достоинства, внутренней силы и стойкости. И не случайно творчество Рокотова связывают с сентиментализмом, провозгласившим превосходство чувств над разумом.

Как тонкий психолог, художник передает чувственный, непосредственный мир детства и предельно деликатен в изображении людей преклонного возраста.

В мудром спокойном взгляде А. Ю. Квашниной-Самариной просматривается большой жизненный путь, наполненный радостями и разочарованиями, приобретениями и потерями.

Художник, который первым внес в портретное искусство поэтичность и лиризм, воспел человеческое благородство и душевную красоту женщины, прожил свою жизнь в одиночестве.
Он был окружен славой, не знал отбоя от заказчи ков, жил в полном достатке. Еще в 1776 г. Рокотов выхлопотал освобождение от крепостной зависимости для детей своего покойного брата «Ивана Большого да Ивана Меньшого», дал племянникам хорошее образование, что позволило им сделать военную карьеру, сделал наследниками.

Сведения о последних годах жизни художника очень скупы.1770 – 80ые гг. оказались наиболее плодотворными в жизни и творчестве Рокотова, Со II половины 1790-х гг. он уже не мог работать, писал гораздо реже, а в последние годы жизни совсем не работал - стал плохо видеть, спрос на его картины значительно упал и очень быстро был забыт.
А ему на смену пришли талантливые художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский.

В последние годы жизни Рокотов безвыездно жил в Москве.

Рокотов умер 24 декабря 1808 г. и был похоронен племянниками на кладбище Ново-Спасского монастыря. Смерть его прошла незамеченной современниками.
Ещё четыре года фамилия умершего художника механически оставлялась в АХ в списках живущих. Академия художеств удивительно легко забыла человека, которого избрала когда-то одним из первых своих членов, не помнила лучшего портретиста второй половины прошлого века.
Вряд ли знала Академия, где находятся его многочисленные портреты, поднявшие русскую живопись на уровень европейской. Ни одна газета не поместила некролога, и могила со временем затерялась.
О Рокотове надолго забыли…

Когда XX век заинтересовался далеким XVIII столетием, вспомнили и Федора Рокотова, вновь осознали, как велик этот мастер - художник, сумевший виртуозно перенести на полотно не просто образ человека, но и все многообразие тончайших чувств и ощущений его души.

Стали разыскивать и собирать его портреты. Их сохранилось много, но только некоторые были подписаны мастером.

This entry was posted on Friday, October 31st, 2008 at 10:34 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.

Выходец из крепостных в имении князей Репниных, он рано стал известен крупнейшему меценату, основателю Московского университета графу Шувалову. По его распоряжению Рокотов был принят в 1760 году в Петербургскую Академию художеств. Ранние портреты художника нельзя было назвать удачными, он много уделял внимания внешним аксессуарам, одежде. Позднее его портреты все более приобретают черты камерности, душевности.

В то время Майков был уже известным, вокруг него группировались представители московских художественных кругов. Однако, Рокотову позировал не спесивый новоявленный вельможа, а талантливый и дружелюбный человек. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. В портрете запечатлен один из наиболее непринужденных и живых образов в русской живописи XVIII столетия. Веселый, краснощекий Майков, кажется, пронизывает взором зрителя, балагуря и насмешничая с Рокотовым, смотрел блестящим, подернутым влагой глазом, смакуя свое острословие.

Здесь запечатлена миловидная девушка с нежными, почти детскими чертами лица. Пастельная гамма розовых и серебристо-белых тонов придает образу целомудренную чистоту. Незабываемо выражение лица девушки - полуулыбка, скользящая на губах, загадочный взгляд затененных миндалевидных глаз. Здесь и доверчивость, и какая - то недоговоренность, быть может, своя сердечная тайна.

Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Из неопределенного дымчатого фона мягко выступает нежное, обаятельное лицо прекрасной молодой женщины. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Взгляд миндалевидных темных глаз загадочен и неопределенен, он как бы устремляется мимо вас и в то же время в себя. На губах едва заметная полуулыбка. Духовный мир ее богат и сложен. Судьба Струйской была не очень удачной. Красотой своей она поражала всех, но, рано выйдя за богатого самодура Струйского, в браке была несчастлива, хотя и прожила долгую жизнь.

Ты помнишь, как из тьмы былого, едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана: полуулыбка, полуплач, ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач…
Соединение двух загадок, полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок, предвосхищение смертных мук.
Когда потемки наступают, и приближается гроза,
Со дна души моей мерцают ее прекрасные глаза
.
(Николай Заболоцкий)

Это второй портрет из парного портрета четы Струйских - супруга Николая Струйского. Пара была несчастлива в браке, может, оттого, что Струйский был очень неординарным, интересным, но и одновременно неуживчивым, порою странным человеком. Он был помещиком-крепостником и фанатично любил поэзию, искусство; он был графоманом и устроил в своем имении даже типографию.
Художник остро дает почувствовать эксцентричность натуры Струйского. Темные глаза кажутся горящими по контрасту с приглушенными бледно-розовыми, а где-то пепельными тонами лица; губы кривятся в странной полуулыбке.
Мерцающая, тончайших полутонов живопись придает образу некоторую недосказанность, даже загадочность.Портрет плохо сохранился, красочный слой частично смылся, но это придает портрету еще больше загадочности.

На первый взгляд, лицо Новосильцевой сдержанно, холодно и надменно. Но стоит преодолеть этот холодок отчужденности и присмотреться к лицу женщины внимательнее - сразу же начинаешь чувствовать, как богат и содержателен ее внутренний мир, сколько в ней подлинного благородства! Узкие глаза ее искрятся умом, в их живом взгляде светится чуть насмешливая улыбка многое видящего и многое понимающего человека. Особую же прелесть портрету придает мерцание легких, прозрачных, чуть холодноватых красок.
Если мы внимательно вглядимся в портреты Рокотова, то увидим, что загадочная полуулыбка, таинственный взгляд миндалевидных глаз переходят из портрета в портрет. Рокотов не психолог, он не стремится нам раскрыть душу и чувства натуры, но он поэт и, наделяя свои модели одухотворенностью, изяществом, таинственностью, предлагает нам самим попытаться разгадать скрытую в человеке натуру.

В доме Струйских хранился портрет молодого человека с приятными, женственными чертами лица, жабо и накидкой, драпировавшей фигуру. Образ неизвестного в треуголке полон обаяния беспечной юности. Лицо юноши с живыми темными глазами, приветливой улыбкой, нежным, свежим румянцем таит в себе какую-то недосказанность, как и все портреты Рокотова.
Искрится бриллиантами аграф (заколка) треуголки, сквозь черное, прозрачное маскарадное домино просвечивает золотистый кафтан, на грудь ниспадает легкая пена кружевного жабо.
Долго не могли определить, кто этот знатный юноша? На обратной стороне портрета была загадочная зашифрованная надпись. Какое-то время считалось, что молодой человек - сын Екатерины II и графа Григория Орлова. Но с помощью исследований удалось выяснить, что под портретом была первая живопись - молодая женщина с татарскими чертами лица, а поверх нее написан "Неизвестный в треуголке". Удалось также выяснить, что и первый, и второй портреты - изображение первой жены Николая Струйского Олимпиады, умершей при родах. Скорее всего, Струйский, желая жениться повторно, не хотел возбуждать ревность молодой жены и велел переписать его в мужской.

В творчестве Рокотова особое место занимает целая галерея портретов близкого ему семейства Воронцовых в трех поколениях.
Прасковья Артемьевна Воронцова (1786-1842) - графиня, младшая дочь графа А.И.Воронцова и Прасковьи Федоровны, урожденной Квашниной - Самариной. Окончила Смольный институт с шифром Екатерины II. В 1813 году вышла замуж за тамбовского дворянина, помещика А.У.Тимофеева - сына богатого откупщика.

Екатерина представлена на этой картине Рокотова в расцвете своих лет и власти, Она изображена в профиль, со всеми регалиями императорской власти. Это апогей ее величия и славы...Парики иноземных послов, склонявшихся перед престолом, почти касались буклями драгоценных паркетов. Она была более русской, чем многие другие русские. В восхищении она называла Россию Вселенной.

На портрете Варвара Николаевна Суровцева, урожденная Пашкова. Она не красавица, но привлекает своей одухотворенностью и тонкой задушевностью образа. Художник дает зрителю представление, что духовная красота полна высокого достоинства и глубины чувств.
Художник создает удивительную благородную гармонию серебристых и пепельных тонов прозрачной ткани, нежно-розового распустившегося цветка, фисташкового оттенка лент, теплого тона напудренных волос и лица молодой женщины.
Портрет создает настроение легкой задумчивости, мечтательности.

Евдокия Николаевна Орлова-Чесменская, урожденная Лопухина. В 21 год вышла замуж за 48-летнего графа Орлова-Чесменского. Свадьба состоялась в имении Остров Московской губернии. Почти вся Москва была свидетельницей торжества, продолжавшегося несколько дней. Сама Екатерина II благословила этот брак.
Но супруги прожили в браке всего три года. За этот период Евдокия родила дочь, а возрасте 24 лет родила сына и в тот же день скончалась. Сын умер через год.
Молодая графиня Евдокия Орлова была тихой и скромной женщиной, отличалась красотой и приятной внешностью. При этом обладала добрым характером, была набожной. Не любила нарядов и никогда не надевала драгоценности.

Рокотов Федор Степанович (1735-1808), портреты.

Рокотов Федор Степанович (1735? — 1808), художник, один из лучших русских портретистов “века Просвещения”.
Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных. Числился “вольнорожденным” и, вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком (сыном князя П. И. Репнина?), лишь приписанным к крестьянской семье.
При активном содействии графа Шувалова, известного мецената, покровителя просвещения и искусства в России, одного из основателей Академии художеств, который заметил талантливого юношу, Рокотова приняли в петербургскую Академию художеств, которую он успешно закончил.
Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию. Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”.

«Портрет Александры Петровны Струйской»
1772 г.
Холст, масло 59,8 x 47,5

Москва

“Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.
Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.

«Портрет Александра Даниловича Меншикова»
1727 г

«Портрет Варвары Николаевны Суровцевой»
1780-е гг.
Холст, масло 67,5 x 52
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
В начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). А через 3 года в Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим. И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия.

«Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына»
1760-е
Холст, масло. 62.7 x 51.8 см
Государственная Третьяковская галерея

«Портрет Петра Фёдоровича, в будущем Петра III»
1763г

«Портрет поэта Василия Ивановича Майкова»
1760г
Холст, масло 60 x 47,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва

«Портрет неизвестной в красном платье»
1760г

Желающих заказать портрет много, поэтому приходится ждать своей очереди. Иметь портрет, написанный Рокотовым, было престижно.
Летом 1765 г. Рокотов возводится в ранг академика.
Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности — в них все более наблюдается правдивость портретных образов.
Рассмотрим, например “Портрет Майкова” (1765г.). В нем художник становится более конкретным. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.
Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов.

«Портрет неизвестной в синем платье с жёлтой отделкой»
1760-e

«Портрет неизвестной в треуголке»
1770г
Холст, масло 58 x 47
Государственная Третьяковская галерея
Москва

«Портрет неизвестной в розовом платье»
1770г
Холст, масло 58,8 x 46,7
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Женский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового — от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.

«Портрет неизвестной»
Холст, масло 57 х 46
Самарский областной художественный музей
Самара

«Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности»
Конец 1760-х гг.

«Портрет Ивана Григориевича Орлова»
1762-1765г
Холст, масло 58,5 x 46,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

«Портрет Портрет А.И.Воронцова»
1765г
Холст, масло 55,8 x 46,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва

«Портрет И.И.Воронцова»
1765г


«Портрет Анны Юрьевны Самариной-Квашниной»
~1770г
Государственная Третьяковская галерея
Москва

«Портрет Н.Е.Струйского»
1772

«Портрет Е.Н.Орловой»
1779г

«Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой»
1780г
Холст, масло 70,5 x 59 (овал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва

«Портрет Прасковьи Николаевны Ланской»
~ 1790г
Холст, масло 74 x 53 (овал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва

«Портрет князя И.И.Барятинского»
Начало 1780-х.

«Портрет А.П.Кутайсовой»
Начало 1780-х

«Портрет А.Г.Бобринского в детстве»
1760-е
Холст, масло 59,5 x 47
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

«Портрет И.Н.Тютчева»
1768
Холст, масло 141,9 х 106,2
Государственная Третьяковская галерея
Москва

«Портрет П.И.Вырубова»
1768
Холст, масло 138 х 106
Государственная Третьяковская галерея
Москва

«Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти»
1785
Холст, масло 72,5 x 56 (овал)
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
“Портрет графини Санти” — удивительное произведение 18 в. по тонкости передачи образа, по краскам, по очаровательным сочетаниям оливковых и розовых тонов. Букет скромных полевых цветов на груди этой дамы вносит особую изысканность.

«Портрет Петра III»
Холст, масло. 157 x 111 см
Нижегородский художественный музей

«Портрет княгини Прасковьи Ивановны Голицыной»
Тверская областная картинная галерея
Тверь

«Портрет Екатерины II»
Конец 1770—1880-е гг.


«Портрет Екатерины II»
1763г
Холст, масло 155,5 x 139
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Портреты Рокотова Ф.С.. — это история в лицах. Благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи .



Федор Степанович Рокотов- один из величайших русских художников-портретистов второй половины XVIII века.


Федор Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в селе Воронцово, которое сейчас входит в территорию Москвы, в семье крепостных. Начальное художественное образование получил под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари, его талант был замечен, и в 1760 по распоряжению И. И. Шувалова он был взят в Академию художеств в Петербурге.



В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник. Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов. Его карьера хотя и вершилась на глазах петербургского, а затем и московского бомонда, но о жизни живописца мало что известно. Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й. Не очень ясно и происхождение: вроде бы из бывших крепостных, а может, из мелкопоместных дворян.


Среди учителей Рокотова упоминают почти всех работавших в России иностранцев — от Луи Жозефа Лелоррена и Луи Жана Франсуа Лагрене до Пьетро Антонио Ротари и Луи Токке. Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет).



Портрет Екатерины II. 1780-е.


Парадный портрет императрицы Екатерины Алексеевны был написан им на основе портрета шведского художника Александра Рослина. По оригиналу Рокотов воссоздал образ императрицы в молодом возрасте: гладкое белое лицо, отсутствие морщин, глубокое декольте, прикрываемое в зрелом возрасте. У Рокотова Екатерина II - владычица империи и женщина в расцвете лет. Властно сжимая в руке скипетр, она повелительным жестом указывает в сторону императорских регалий и бюста Петра I с начертанным над ним девизом «Начатое совершает». Работа исполнена в серебристой гамме, градации цвета подчеркивают белизну и свежесть лица, выделяющегося на темном фоне. Портьеры торжественно-красного цвета указывают на особый статус модели.


Академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808. На весь XIX век. Его заново открыли мирискусники. В частности, Сергей Дягилев, устроивший в Таврическом дворце в 1905 ретроспективу русского портрета. В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м, и в 1960-1961 (в Третьяковской галерее и Русском музее).


Нынешняя выставка вдвое меньше и более камерна, чем прежние (около 40 работ из ГРМ и Эрмитажа, тверского музея, ГИМа и, конечно, ГТГ), что, как кажется, вполне соответствует самому характеру искусства Рокотова, которое не столько для дворцов, сколько для особняков и для усадебных интерьеров (этой теме посвящен специальный раздел).




Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь».



Портрет Александры Струйской (1772) — «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками)




Портрет А.П.Струйской. 1772


Александра Петровна Струйская (1754-1840), вторая супруга Н.Е.Струйского, известного тем, что в своем имении Рузаевка Пензенской области завел типографию, ставшую известной благодаря изяществу изданий. Внук Струйской А.И.Полежаев был поэтом. Портрет А.П.Струйской отмечен особой утонченностью и трепетной одухотворенностью. Художнику не важно конкретное состояние модели, он стремится передать богатство и красоту ее духовного мира. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. Поэтичность образа, лиризм изображения возникают во многом благодаря неясным, тающим золотисто-пепельным тонам. Цвет то сгущается в тенях, становясь насыщенным, темным, то высветляется до воздушно-серебристого состояния. Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы.


О Струйской восторженно писал поэт И. М. Долгоруков: "…Мало женщин знаю таких, о коих обязан я… говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней".


Спустя два столетия после ее смерти, Николай Заболоцкий, вглядываясь в портрет работы знаменитого Рокотова, писал:


Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.


Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?


Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.


Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.


Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения.



Портрет Н.Е.Струйского. 1772


Николай Еремеевич Струйский (1749-1796) - одна из самых причудливых и странных личностей XVIII столетия. Первую половину своей жизни он служил в Преображенском полку. На портрете Рокотова Струйский изображен в мундире офицера гвардейской пехоты. Выйдя в отставку в чине прапорщика, он удалился в свое богатое имение Рузаевка в Пензенской губернии, где завел образцовую типографию. Книги, которые выходили из этой типографии, отличались особой изысканностью и изяществом оформления, причем печатались там в основном сочинения самого Струйского. Большинство этих произведений были посвящены Екатерине II. Николай Еремеевич был восторженным почитателем Рокотова, многие портреты которого были написаны непосредственно в Рузаевке.


Друг Струйского, князь И. М. Долгорукий писал о нем:


"Исступления подобного, когда о стихах говорили, я не видывал. Все обращение его, впрочем, было дико, одевание странно… До стихотворного пристрастия был наклонен к юридическим упражнениям, делал сам людям своим допросы, судил их, говорил за них и против".


Струйский так описывал свою возлюбленную в стихотворении, посвященных ей:

Когда б здесь кто очей твоих прелестных стоил,

Давно б внутрь сердца он тебе сей храм построил,

И в жертву б он себя к тебе и сердце б нес.

Достойна ты себя, Сапфира!.. и небес.

Почтить твои красы, как смертный, я немею,

Теряюсь я в тебе?.. тобой я пламенею.

«Элегия к Сапфире»



Непременные участники рокотовской галереи — поэт Александр Сумароков, а также, вероятно, его вдумчивые читатели — чета дворян Суровцевых.


Загадками остаются Портрет неизвестного в треуголке, Портрет неизвестной в розовом и многие другие персоны из московской дворянской саги.



Портрет неизвестного в треуголке- 1770


Женская фигура в портрете кажется почти бесплотной. Неярким светом освещено лицо и фигура с одной стороны. Контуры другой почти растворены в сумрачной глубине фона. Изысканная цветовая гамма построена на бесчисленном разнообразии оттенков розового цвета с причудливой игрой полутонов. Сложная, богато разработанная тональная живопись звучит в унисон внутренним, душевным движениям изображенной. Тончайшие градации цвета воспринимаются как намек на потаенную, сокрытую от чужих глаз, богатую духовную жизнь героини.




Портрет неизвестной в розовом платье. 1770-е



К нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела. Например, куратором выставки НатальейПресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой. 1780-е. Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II.



«Портрет неизвестной в белом платье». Вторая половина 1780-х


Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского. А прежде в особняке Козицких так и названном по имени главного владельца Козицком переулке.



«Портрет В.Н.Суровцевой». Вторая половина 1780-х


Одна из последних работ Рокотова - «Портрет Н.П. Голицыной» . Время написания его в точности неизвестно. «Портрет Н.П. Голицыной» находился в усадьбе Ольгово под Москвой, и долгое время исследователи не знали о его существовании. Но когда портрет был найден, пришлось срочно обратиться к реставраторам. И реставраторы спасли его - очистили и укрепили живопись. Наталья Петровна Голицына послужила Пушкину прототипом для образа той самой роковой старухи в «Пиковой даме», у которой Герман пытался выведать секрет трех карт. С портрета Рокотова на нас смотрит угрюмое, но умное лицо старухи.



В последние годы жизни Рокотов не работал. Он почти ослеп и одиноко доживал свой век в собственном доме на Воронцовской улице в Москве. Самыми близкими его родственниками и наследниками явились племянники. К сожалению, о последнем десятилетии его жизни ничего неизвестно.







Музыка: John Sokoloff - Loyola Sunset