Иносказательный образ в литературе. Иносказание. Функции иносказания в других сферах жизни человека и общества

Представьте себе, что вы - первобытный человек, придумавший эффективный способ охоты на мамонта или добывания огня. Вы хотите рассказать об этом своим соплеменникам, детям, внукам и правнукам, но есть одна проблема – вы не умеете писать.

Можно взять из потухшего костра уголек или процарапать острым камнем на стене пещеры линию, или передать сообщение с помощью узелков, ракушек, специальных дощечек. Иными словами, нужно изобрести такую систему знаков, которую могут повторить другие люди, для того, чтобы делиться информацией, то есть придумать письменность.

Самый наглядный способ это сделать – изобразить фигурки на стене пещеры или листе бумаги.

Ребенок рисует солнышко, домик, дерево, папу и маму – и вот перед нами появляется современный образец рисуночного письма, который использовали первобытные люди, скифы или американские индейцы XIX века. Рисуночное письмо очень удобно – не нужно знать иностранных языков, чтобы понять картинку. Если на стене пещеры изобразить трех человек с копьями и мамонта, то мы легко догадаемся, что эти люди охотятся.

Мы пользуемся пиктограммами и в наши дни. Это, например, дорожные знаки – вилка и ложка означает, что поблизости есть столовая, кровать с изображением креста говорит, что рядом находится больница. С помощью пиктограмм оформляются вывески кафе и магазинов, а также компьютерные программы. Человек в незнакомом городе или в чужой стране может легко найти ресторан или другое нужное место.

На первый взгляд, письмо рисунками – самое лучшее, но это не так.

Для начала представим себе человека, которому надо быстро передать приказ о начале войны. Он может нарисовать человечков с палками, но дальше ему придется показывать направление движения, цель похода. Хорошо, если в округе только одно враждебное племя или город, а если их несколько? В битве все решают секунды, а изображать картину дольше, чем отдать приказ: «В атаку». Кроме того, подчиненный может неправильно истолковать нарисованный приказ, и тогда случится беда.

В истории было немало случаев, когда неправильное толкование символов и знаков приводило к трагедии. Древнегреческий историк Геродот рассказывает о необычном подарке, который скифы передали персидскому царю Дарию - птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Сперва Дарий решил, что скифы сдаются и отдают персам во владение небо (птица), землю (мышь), лягушку (воду) и свое войско (стрелы). Но один из подчиненных царя истолковал это письмо совершенно иначе: «Если вы, персы, не улетите, как птицы, в небеса или не скроетесь в землю, как мыши, или, как лягушки, не ускачете в озеро, то не вернетесь назад и все погибнете от наших стрел». После этого Дарий был вынужден покинуть территорию скифов.

Еще одной проблемой рисуночного письма будет обилие значков и невозможность нарисовать многие отвлеченные понятия. Например, что означает изображение человеческого глаза? Понятие «внимание» или глагол «видеть»? А если из глаза вытекает слеза, то это печаль, скорбь, расставание или болезнь? Если нарисован закрытый глаз – это слепота, смерть, развод, ссора («я не хочу тебя видеть»)? А как с помощью рисунка изобразить пустоту, темноту или счастье? Кроме того, люди рисуют по-разному, иногда невозможно понять, что изображено, а это означает, что к такому письму нужен толкователь.

Решить эту проблему попытались древние египтяне. Их иероглифы (священные знаки) представляют собой сочетание пиктограмм, которые могли обозначать понятие, звук или просто служить определителем, помогающим читателю понять, что подразумевают эти значки в данном конкретном случае. Все это скорее напоминало известную игру в шарады, когда одно слово объясняется с помощью похожих. (Например, слово водоворот можно загадать с помощью изображения стакана воды и воротника). Это не слишком удобно, и некоторые народы попытались привязывать письменность не к изображениям предметов, а к частям слова – слогам или буквам.

Если в языке существует небольшое число слогов, построенных в определенном порядке (например, каждый слог состоит из двух звуков, где согласный предшествует гласной), то знаки могут обозначать слоги. По этому пути пошли японцы, но для нас такой путь невозможен. В русском языке существуют длинные односложные слова с большим сочетанием согласных («всплеск»). Придумывать отдельный знак для этого слова – значит, увеличивать их число до бесконечности. Ученые, кстати, насчитывают в современном русском языке больше 400 тысяч слов.

Выход несколько тысяч лет назад нашли финикийцы, создавшие первый алфавит, то есть такую систему знаков, где буква соотносится с отдельным звуком. В некоторых языках записываются лишь согласные, в других (например, в греческом, латинском или русском) знаками можно передать и гласные, и согласные звуки.

Это было революционное открытие. Теперь человеку для выражения мыслей не нужно было учить тысячи пиктограмм или сотни значков для обозначения слогов. Достаточно научиться использовать несколько десятков символов. Казалось, найден идеальный способ передачи информации, буквы можно писать быстро и на любой поверхности – от новгородских берестяных грамот и греческих папирусов и пергаментов до экранов компьютеров.

Но все оказалось не так просто.

Если мы посмотрим на древнерусские тексты, то обнаружим, что каждая рукопись написана по-своему. В житии Феодосия Печерского его автор Нестор называет святого то «Феодосием», то «Федосом». Такие разночтения – это не свидетельство неграмотности древнерусского агиографа, а свидетельство формирования традиции. Иногда особенности написания того или иного слова могут подсказать историку или филологу место, где был составлен манускрипт. Если в рукописи часто встречаются слова типа «пещера», «млеко», «Владимир», «езеро», «свеща», то она, скорее всего, появилась на свет у южных славян. Древнерусскими вариантами этих слов будут: молоко, Володимир, озеро и свеча. А следы восточнославянского названия пещер теперь можно найти в названиях патериков: Киево-Печерский или Псково-Печерский. Если же мы посмотрим на тексты протопопа Аввакума, то они напомнят нам детские записки. Когда ребенок учится писать, он часто пишет слова по фонетическому принципу: «как слышится, так и пишется». А еще в Древней Руси слова писалибезпробеловизнаковпрепинания.

Так что письменность на основе алфавита не только удобна, но и достаточно сложна для изучения, как и любая другая.

Но у букв есть еще одно несомненное преимущество, которое в полной мере можно оценить только сейчас. Мы берем в руки сотовый телефон, и с помощью восьми кнопок можем набрать любое слово. Мы понимаем друг друга, даже если не умеем рисовать. Мы пишем смски со словами любви, и человек в другом городе или стране получает их, улыбается, и наша жизнь становится прекраснее. Все это стало возможным благодаря тому, что много тысяч лет назад человек захотел рассказать потомкам о том, как охотиться на мамонта, а чуть больше тысячи лет назад святые Кирилл и Мефодий придумали славянскую азбуку, которой с небольшими изменениями мы пользуемся до сих пор.

Что такое иносказание и для чего оно используется писателями? Как много существует различных художественных средств, с помощью которых автору удается приукрасить свое произведение, сделать его ярче и интереснее? Каждый слышал про гиперболу, метафору, сравнение, эпитет и другие художественные средства выразительности.

Иносказание: определение

Согласно Большому Энциклопедическому словарю, иносказание - средство выразительности со скрытым смыслом. В строгом значение — это то же самое, что и аллегория, когда одно явление изображают с помощью другого явления, предмета или существа.

Но что такое иносказание в широком смысле? Можно сказать, что это высказывание, которое не лежит на поверхности. А чтобы понять автора, нужно немного подумать. Возможно, стоит несколько раз прочитать и тогда удастся разгадать, для чего же было использовано данное художественное средство.

Виды иносказаний

Как уже говорилось ранее, иносказание - Или, наоборот, аллегория является подвидом этого средства выразительности. Чаще всего данный вид используют для изображения каких-либо идей в виде некого образа в мифологии и сказках. Например, изображая льва, автор подразумевает силу и ловкость, изображая зайца - показывает трусость. Так, образы животных через иносказание указывают на ту или иную черту, свойственную и человеку.

Что такое иносказание в виде олицетворения? Это наделение неживого существа или предмета человеческими качествами. Здесь могут использоваться как существительные, так и глаголы. Например, в сказках и стихотворениях можно часто встретить такие фразы и слова, как "солнце заиграло", "пришла волшебница-зима" и "царица-ночь".

Иносказание: примеры из литературы

В произведениях часто используют различные приемы, в том числе и иносказание. Это могут быть как отдельные слова или словосочетания, так и целые произведения в виде басен, сказок и даже рассказов. Такие художественные средства можно встретить в сочинениях В.М. Гаршина, романах Анатоля Франса или

В баснях И.А. Крылова присутствуют в изобилии иносказания. В этих произведения автор часто сравнивает человека с каким-либо животным. Салтыков-Щедрин также прибегал к этому выразительному средству и использовал его в своих сказках.

Так что такое иносказание и почему оно так часто используется поэтами и писателями? Это художественное средство считается одним из основных в литературоведении. Иносказание используется авторами для раскрытия абстрактного понятия добра и зла, ума и глупости, щедрости и алчности.

Приём.

В широком смысле иносказание понимается как фундаментальная особенность искусства и, в частности, художественной речи, благодаря которой, например, лиса в басне или сказке предстаёт отнюдь не животным , а Базаров в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » - не только как индивидуум с уникальными биологическими и психологическими чертами:

Так и поэтический образ каждый раз, когда воспринимается и оживляется понимающим, говорит ему нечто иное и большее , чем то, что в нем непосредственно заключено. Таким образом поэзия есть всегда иносказание , ἀλληγορία в обширном смысле слова.

  • Аллегория - иносказание, выражение чего-н. отвлечённого, какой-н. мысли, идеи в конкретном образе.
  • Эзопов язык - тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль.
  • Ирония - противоречие истинного смысла используемым словам.«»Âừṙỡ

Иносказательными могут быть целые произведения - басни, сказки, рассказы (например, В. М. Гаршина) романы (например, «Остров пингвинов» Анатоля Франса или «Война с саламандрами » Карела Чапека). .

См. также

Напишите отзыв о статье "Иносказание"

Примечания

Отрывок, характеризующий Иносказание

– Так я буду надеяться, ваше сиятельство.
– Я прикажу.
«Завтра, очень может быть, пошлют с каким нибудь приказанием к государю, – подумал он. – Слава Богу».

Крики и огни в неприятельской армии происходили оттого, что в то время, как по войскам читали приказ Наполеона, сам император верхом объезжал свои бивуаки. Солдаты, увидав императора, зажигали пуки соломы и с криками: vive l"empereur! бежали за ним. Приказ Наполеона был следующий:
«Солдаты! Русская армия выходит против вас, чтобы отмстить за австрийскую, ульмскую армию. Это те же баталионы, которые вы разбили при Голлабрунне и которые вы с тех пор преследовали постоянно до этого места. Позиции, которые мы занимаем, – могущественны, и пока они будут итти, чтоб обойти меня справа, они выставят мне фланг! Солдаты! Я сам буду руководить вашими баталионами. Я буду держаться далеко от огня, если вы, с вашей обычной храбростью, внесете в ряды неприятельские беспорядок и смятение; но если победа будет хоть одну минуту сомнительна, вы увидите вашего императора, подвергающегося первым ударам неприятеля, потому что не может быть колебания в победе, особенно в тот день, в который идет речь о чести французской пехоты, которая так необходима для чести своей нации.
Под предлогом увода раненых не расстроивать ряда! Каждый да будет вполне проникнут мыслию, что надо победить этих наемников Англии, воодушевленных такою ненавистью против нашей нации. Эта победа окончит наш поход, и мы можем возвратиться на зимние квартиры, где застанут нас новые французские войска, которые формируются во Франции; и тогда мир, который я заключу, будет достоин моего народа, вас и меня.
Наполеон».

В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали.

Определение

Иносказание, согласно Большому Энциклопедическому Словарю, - это литературный прием, выражение со скрытым смыслом. В строгом значении иносказание является синонимом . В более расширенном толковании - это высказывание, в котором "буква" и "дух" не совпадают, даже могут быть противоположны. Именно поэтому в , содержащих иносказания, смысл не всегда «лежит на ладони» - его нужно увидеть, нужно правильно понять мысль, которую хотел донести до читателя . Тот же БЭС относит к иносказаниям иронию и эзопов язык. С другой стороны, чувства или иные понятия, не имеющие видимой формы, благодаря применению иносказаний, становятся доступными, узнаваемыми. Воплощенные в образы, они помогают максимально точно выразить отвлеченное понятие.

Виды иносказаний

1. Олицетворение (иначе – персонификация)– наделение чертами живого существа неодушевленных предметов: «оживление» («царица-ночь», «волшебница-зима») или употребление , применяемого в отношении живых существ, в переносном значении по отношению к неодушевленным предметам (заиграло , шепчутся березки).
2. Косвенная сатира – произведения, показывающие, высмеивающие, осуждающие недостатки своего времени под маской перенесенности действий ( , будущее время либо вымышленные миры и лица. Сюда могут входить и , например, «Премудрый пескарь»).
3. – изображение идей, понятий в некоем образе, связь с которым устанавливается по аналогии через определенные . Под многие аллегоричные выражения подведена мифологическая или фольклорная база. Примеры аллегорий: лев – знак силы, заяц – трусости, правосудие – Фемида с мечом и весами.
4. Эвфемизм – или выражения, замещающие слова, синонимичные по смыслу. Для эвфемизма характерна мягкость, собирательность. Употребляются в ситуациях, когда иные обозначения нежелательны (невежливы, слишком резки). Примеры: лицо нетрадиционной ориентации - гей, афроамериканец – негр и прочие.

Применение

Иносказания используется очень часто в и прозе для придания образам яркости, колоритности, как способ избежать банальностей. Однако, стараясь сделать свое произведения запоминающимся посредством применения данного приема, начинающие авторы рискуют столкнуться с противоположным эффектом, так как многие, наиболее часто употребляемые олицетворения, аллегории уже сами стали избитыми. На другом конце крайности – изобилие и переплетение различных видов иносказаний, делающее произведение крайне сложным для чтения и понимания. Важно найти «золотую середину», что в большинстве случаев достигается путем тренировок и увеличением творческого опыта.

Предстаёт отнюдь не животным , а Базаров в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » - не только как индивидуум с уникальными биологическими и психологическими чертами:

Так и поэтический образ каждый раз, когда воспринимается и оживляется понимающим, говорит ему нечто иное и большее , чем то, что в нем непосредственно заключено. Таким образом поэзия есть всегда иносказание , ἀλληγορία в обширном смысле слова.

В узком смысле иносказание отождествляют с аллегорией и аналогичными приёмами, когда одно явление или предмет изображается и характеризуется через другое, явственно отличное от него:

  • Аллегория - выражение отвлеченных идей (понятий) посредством конкретных художественных образов.
  • Эзопов язык - тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль.
  • Ирония - противоречие истинного смысла используемым словам.

Иносказательными могут быть целые произведения - басни, сказки, рассказы (например, В. М. Гаршина) романы (например, «Остров пингвинов» Анатоля Франса или «Война с саламандрами » Карела Чапека). .

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Иносказание" в других словарях:

    Иносказание … Орфографический словарь-справочник

    См. пример... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. иносказание намек, пример; эзоповский язык, парабола, эзопов язык, притча, аллегория Словарь русски … Словарь синонимов

    Применяемый иногда в русской поэтике перевод термина «аллегория» (см.). Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В.… … Литературная энциклопедия

    Выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный прием (разговор Пугачева с хозяином постоялого двора в Капитанской дочке А. С. Пушкина). См. также Аллегория, Эзопов язык, Ирония … Большой Энциклопедический словарь

    ИНОСКАЗАНИЕ, иносказания, ср. (книжн.). То же, что аллегория (лит.). || Выражение, заключающее в себе скрытый смысл, скрытый намек. Он любит говорить иносказаниями. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ИНОСКАЗАНИЕ, я, ср. Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория. Говорить иносказаниями. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Я; ср. Выражение, заключающее в себе скрытый, тайный смысл; аллегория. Говорить иносказаниями. Его речь полна иносказаний. * * * иносказание выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём (например, разговор… … Энциклопедический словарь

    иносказание - ▲ высказывание выраженный, посредством, подобный иносказание высказывание, содержащее скрытый смысл. иносказательный. аллегория. аллегорический. аллегоричный. фигуральный. образный. басня. аполог. эзоповский [эзопов] язык. ↓ … Идеографический словарь русского языка

    иносказание - я, с. 1) Аллегория. Естественная поэзия прибегает к иносказанию (Белинский). 2) Выражение, заключающее в себе скрытый смысл, скрытый намек. Говорить иносказаниями. До того прозрачно было иносказание, что пояснений не требовалось (Шолохов). … … Популярный словарь русского языка

    В строгом значении то же, что Аллегория; в расширительном употреблении скрытая форма выражения, высказывание, где «буква» и «дух» не совпадают или противоположны, например Ирония, Эзопов язык … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Сказание и иносказание. Юнгианский анализ волшебных сказок , Ханс Дикманн. В своей книге знаменитый юнгианский аналитик Ханс Дикманн показывает глубокую связь между любимой сказкой ребенка и его позднейшей судьбой; сказочные мотивы оказываются решающими для…