Голос музыкальной фактуры. Выразительные средства музыки: Фактура. Сложно, но возможно: сграффито

Фактура в музыке

(от лат. facere - делать) - манера технической и художественной работы в музыкальном изложении у композиторов, напр. Ф., или работа, контрапунктическая - в сочинении, отличающемся самостоятельностью и рельефностью каждого голоса; Ф. гармоническая - в которой преобладает аккордовое звукосочетание.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Фактура в музыке" в других словарях:

    Латинское слово «facturo» означает обработка, делание, а в переносном значении устройство. Пожалуй, это последнее слово и определит лучше всего, что такое фактура в музыке. Это самый склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов … Музыкальный словарь

    - (лат. factura делание, творение). 1) подробная роспись проданного товара с обозначением цен; накладная или счет. 2) план, обработка частей музыкального произведения. 3) у французов: регистр в органах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от лат. factura обработка) ..1) в музыке конкретный звуковой облик произведения. Компоненты фактуры тембр, регистровое положение, голосоведение и др2)] В изобразительном искусстве характер поверхности произведения … Большой Энциклопедический словарь

    ФАКТУРА, фактуры, жен. (лат. factura произведение). 1. только ед. Своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре (иск.). Подделаться под фактуру пушкинского стиха очень трудно. 2. Препроводительная опись посланного… … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. factura изготовление, обработка, строение, от facio делаю, осуществляю, формирую; нем. Faktur, Satz склад, Satzweise, Schreibweise манера письма; франц. facture, structure, conformation устройство, сложение; англ. facture, texture,… … Музыкальная энциклопедия

    фактура - ы, ж. 1) только ед. Своеобразие художественной техники в произведениях искусства. Фактура картины. Фактура симфонии. [Ломоносов] первым установил фактуру стиха, ввёл в русское стихотворение метры, свойственные духу языка (Белинский). 2) только ед … Популярный словарь русского языка

    - (от лат. factūra обработка, строение) характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре. Также под фактурой… … Википедия

    Ы; ж. [от лат. factura обработка, строение] 1. Характер обработки, строение какого л. материала, определяющие его внешний вид. Гладкая, ворсистая ф. ткани. Интересная ф. дерева. Ф. стекла, гранита. Воспроизвести фактуру мрамора. Обрабатывать… … Энциклопедический словарь

    - (от лат. factura – обработка, строение) в изобразительных искусствах, характер поверхности художественного произведения, её обработки. В живописи Ф. – характер красочного слоя: например, «открытая» Ф. (широкий мазок, неровный слой краски) … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Склад (значения). Склад (нем. Tonsatz, франц. écriture, англ. texture) в музыке принцип сложения голосов или/и созвучий, реферируемых по их музыкально логической и технико композиционной функции.… … Википедия

1. ФИО Алексашкина Оксана Викторовна

2. Место работы МБОУ СОШ 47

3. Должность Учитель

4. Предмет музыка

5. Класс

6. Тема урока : МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ (23)

7. Базовый учебник Т. И Науменко, В. В. Алеев

8. Цель урока : знакомство с понятием «музыкальная фактура» и ее видами.

9. Задачи:

9.1.Дать представление о фактуре как средстве музыкальной выразительности.

9.3. Учить сравнивать и анализировать музыкальные произведения.

9.4. Проверить знания учащихся по теме «полифония».

9.5. Развивать у учащихся музыкальные способности.

9.6. Воспитывать интерес и любовь к музыке.

10. Тип урока : ОЗН.

11. Формы работы Индивидуальная, групповая, коллективная.

12. ТО: Музыкальный и демонстрационный материал: портреты Н. Паганини и Ф. Шуберта, образцы различной текстильной ткани, музыкальные примеры, раздаточный материал, музыкальный центр.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Эпиграфом нашего урока будут слова великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, который сказал:

"Основной целью моего творчества всегда были поиски оригинального музыкального языка. Я ненавижу подражание и избитые приемы."

А как вы считаете, что такое музыкальный язык?

Дети: Это средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад, динамика, гармония).

Учитель. Молодцы. Хотели бы вы расширить знания в этой области?

Учитель: Я продолжу урок стихами:

Начинаем новый день с утра,

Просыпаться нам пора.

Мы на музыки урок

Поспеваем точно в срок,

Ведь волшебный мир искусства

Пробуждает наши чувства!

С песней жить нам веселей,

С добрым утром, новый день!

Улыбнулись друг другу, пожелали удачи,

Улыбнулись гостям.

Я вам тоже желаю удачи!

Начнем мы урок с проверки знаний по теме «Полифония».

2. Тестирование.(Приложение 1) Работа в парах.

1. В дословном переводе «полифония» обозначает:

2. Свои истоки полифония взяла:

а) из народной музыки

б) церковной музыки

в) светской музыки

3. Сколько веков господствует полифония?

а) 5 веков

в) 10 веков

Сверить ответы с доской, проверка в парах.

Каким словом можно объединить приемы, использованные в тесте?

Дети: Полифония.

Назовите полифонические жанры. Выбрать правильные ответы на доске (Приложение 2).

концерт, канон, токката, этюд, инвенция, вальс, месса.

А высшая форма полифонической музыки – это…

Дети: фуга.

А кто из вас перечислит способы изменения темы в фуге?

Дети перечисляют.

А как вы думаете, пригодятся эти знания нам сегодня на уроке?

Работа в группах по 4 человека. На столе образцы ткани (Приложение 3)

Вопросы. А что это такое?

Из чего соткана ткань?

Дети. Из нитей.

Учитель. А почему ткань разная?

Дети. Потому что в ее создании задействованы нити различной толщины, качества, происхождения. При создании ткани использованы различные способы прядения и плетения.

Учитель (обращает внимание на образцы фактур, разложенные на партах учащихся) (Приложение 5)

А теперь посмотрите на способы изложения музыки, что это вам напоминает?

Дети. «Музыкальная ткань», «узоры», «орнамент».

Учитель. Из чего это все создано?

Дети. Все это создано с помощью линий, нотной грамоты, ритмического и мелодического рисунка.

Учитель. А по сути, что представлено, изложено перед вами?

Дети. Перед нами представлены музыкальные произведения, изложенные разными способами (перед детьми представлены 3 вида музыкальной фактуры: одноголосная, мелодия с сопровождением и многоголосие).

Ребята, сейчас мы с вами прослушаем три музыкальных фрагмента, а потом вы скажете какой вид фактуры звучал в каждом из них?

Ответы зафиксировать на доске.

вы видите, что у нас получились разные ответы. Давайте остановимся и подумаем

1) какое задание мы выполняли?

2)где возникло затруднение?

3)почему мы не смогли ответить на эти вопросы?

Дети. Мы не знаем, в чем отличие этих трех музыкальных фактур.

Учитель: Какова цель нашего урока?

4. Цель: (должны назвать дети) научиться находить различия в разных видах музыкальных фактур, получить представление о фактуре как средстве музыкальной выразительности. Учитель обобщает цель. Как будет звучать тема нашего урока?
Тема: МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ

Дети выбирают способ выхода из затруднения – уточнение. Строят план

достижения цели. Для этого учитель задает вопросы:

Что сделаем сначала?

1. Послушаем 3 музыкальных произведения

2. Проанализируем каждый музыкальный фрагмент

3. Выясним, в чем состоят основные отличия фактур каждого фрагмента.

4. Какой материал на уроке нам потребуется, чтобы ответить на возникшие вопросы?

Дети. Образцы музыкальных произведений (ноты, раздаточный материал, музыка для слушания), образцы текстильной ткани.

5. Фактура – это способ изложения музыкального материала. Она может быть разной. Посмотрите на образцы. И сегодня мы познакомимся с некоторыми ее видами.

1.Звучит Каприс № 24 Н. Паганини.

Учитель: Что вы услышали? Расскажите о своих впечатлениях.

Дети. Произведение поражает своей красотой звучания, полетностью звука, отличается своеобразием тембра.

Учитель: Какой инструмент был задействован в исполнении?

Дети. Прозвучало соло скрипки.

Учитель. Она используется для передачи личных чувств, а также для выражения красоты и своеобразия тембра инструмента. Однако исключительно одноголосное произведение – явление достаточно редкое. Обычно в музыкальных произведениях присутствует сопоставление и взаимодействие различных образных начал.

Звучит произведение Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой»

Учитель. Что нового вы услышали в этом произведении?

Дети. Здесь слышна трепетная мелодия Маргариты, которая раскрывает нам свои сокровенные мысли.

Учитель. К какому жанру музыки принадлежит данное произведение?

Дети. Вокально – инструментальный жанр.

Учитель. Каково значение аккомпанемента?

Дети. Аккомпанемент передает мерное жужжание веретена. Это создает одновременное яркое зрительное впечатление и образный контраст своей унылой монотонностью.

Учитель. Сделайте вывод, к какому виду принадлежит этот вид фактуры? Дети: Этот вид фактуры называется мелодией с сопровождением.

Запись на доске и в тетрадях: мелодия с сопровождением в произведении Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой».

3. Дети слушают фрагмент органной прелюдии до минор И. Баха

и определяют полифонические особенности произведения(многоголосие, самостоятельность каждого голоса)

А сможете ли вы теперь назвать основные признаки разных фактур?

6… Дети организуют усвоение нового способа действий путем проговаривания во внешней речи.

Учитель: В чем же состоят особенности музыкальной фактуры в каждом из прослушанных произведений?


  • В одноголосном произведении роль мелодии – определяющая. Она является основным источником информации.

  • В двухголосном произведении ясно прослушиваются мелодия и аккомпанемент несет изобразительную функцию.

  • Многоголосная фактура предполагает самостоятельность каждого голоса и взаимосвязь всех голосов.
7.Учитель предлагает ребятам выполнить самостоятельную работу с самопроверкой по эталону:

Определите вид фактуры в романсе С. Рахманинова « Сирень».

Дети. Дети определяют фактуру музыкального произведения с помощью трех карточек, на которых графически изображены три вида фактуры (Приложение 5). Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая свою работу с эталоном.

Ребята, посмотрите внимательно на аккомпанемент. Что он вам напоминает? (Подсказка. На доске, рядом с партитурой иллюстрация веточки сирени).

Дети. Аккомпанемент похож на веточки сирени.

Учитель. Совершенно верно. И возвращаясь к эпиграфу нашего урока, удалось ли С. Рахманинову найти оригинальный способ изложения музыкального языка в этом произведении?

Дети. Да, безусловно, удалось найти оригинальный аккомпанемент.

8. Учитель. В каких типах заданий может быть использованы новые знания, полученные на уроке?

Дети: Во всех типах заданий, в которых используется анализ музыкального произведения.

Учитель: Сумели ли мы сегодня достичь цели нашего урока?

Дети: Да, сумели.

9. Учитель: С каким средством музыкальной выразительности мы сегодня познакомились?

Дети. Сегодня мы познакомились с таким средством музыкальной выразительности, как фактура.

Учитель. Что такое фактура?

Фактура – это способ изложения музыкального материала.

Учитель.

Какие виды фактуры вы знаете?

Учитель.

А какие музыкальные произведения нам помогли в этом разобраться??

Произведение Н. Паганини Каприс №24; Ф. Шуберт «Маргарита за прялкой»; И. Бах Фуга до минор, С. Рахманинов «Сирень»

Ребята, а сейчас попробуйте оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных ноток. Желтые – не понял, оранжевые – все понятно, красные – было трудно, но я справился.(Размещают свои ноты на нотном стане на доске). Смотрите, какая интересная, оригинальная фактура получилась у нас с вами на уроке из ваших знаний.

Домашнее задание.

1. Нарисуйте те персонажи или иллюстрации, которые вам запомнились на уроке.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

Фактура

Из главных средств музыкальной выразительности складывается «лицо» любого музыкального произведения. Но у каждого лица может быть множество выражений. И «выражением лица» «ведают» дополнительные средства. Фактура - одно из них.

Дословно «фактура» означает «обработка». Мы знаем, что фактура есть, например, у ткани. На ощупь, по фактуре, можно отличить одну ткань от другой. У каждого музыкального произведения тоже есть своя «звуковая ткань». Когда мы слышим красивую мелодию или необычную гармонию, то нам кажется, что эти средства выразительны сами по себе. Однако, чтобы мелодия или гармония зазвучала выразительно, композиторы используют различные приёмы и способы обработки музыкального материала, разные виды музыкальной фактуры.

Фактура - это способ обработки музыкального материала.

Может быть, оттого, что фактура наиболее ярко выражает область музыкального художества, сочетая в себе линии, рисунки, нотную графику, она получила множество образных определений, пожалуй, больше, чем все другие средства музыкальной выразительности.

«Музыкальная ткань», «узор», «орнамент», «контур», «фактурные пласты», «фактурные этажи» - этот ряд метафор обнаруживает присущее фактуре зрительное, живописное, пространственное начало.

Как и любое другое художественное явление, фактура необычайно многообразна. Ее характер определяется художественным содержанием музыки, обстоятельствами ее исполнения, жанровой принадлежностью, тембровым своеобразием. Естественно предположить, что музыка, предназначенная для звучания в храме, например музыка полифоническая, требует и соответствующего фактурного диапазона, выражающего идею храмового пространства. Лирическое музыкальное высказывание, связанное с передачей личных чувств, как правило, одноголосно. Его звучание - это своеобразное сжатие фактуры до одного единственного голоса, поющего свою одинокую песнь.

Иногда одноголосное изложение мелодии используется композиторами для выражения красоты или своеобразия тембра: так, пастуший рожок солирует во вступлении к Первой песне Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», вводя слушателя в атмосферу чудесной языческой сказки через звучание неповторимо своеобразного народного инструмента.

Однако исключительно одноголосная фактура – явление достаточно редкое. Ведь любое одноголосие – своеобразный рельеф, подчеркивание определенных свойств или состояний, поэтому вводится оно, как правило, по контрасту с предшествующим или последующим, более сложным фактурным развитием. Мир музыки, подобно миру человеческой фантазии, безгранично богат, так что в любом срезе музыкального произведения присутствует обычно сопоставление или взаимодействие различных образных начал.

Так, один из распространенных типов фактуры – мелодия с сопровождением - содержит в себе не только рельеф, но и фон, которые не только сочетаются друг с другом, но и в ряде случаев контрастируют в ритмическом и регистровом отношениях. Такой тип фактуры характерен для всевозможных танцев и песен, романсов и инструментальных пьес. Образное богатство такого типа фактуры зависит не только от яркости мелодического голоса, но и от того, какую роль по отношению к содержанию пьесы играет характер аккомпанемента. Вспомните песню Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой»: в ней звучит не только трепетная мелодия Маргариты, но и мерное жужжание веретена, создающее одновременно яркое зрительное впечатление и образный контраст своей унылой монотонностью.

Многогранность музыкального образа имеет и другие способы выражения приемами фактуры. Так, в романсе С. Рахманинова «Сирень» рисунок аккомпанемента имеет чисто зрительное сходство с формой цветка сирени. При этом в характере музыки нет никакой искусственности, надуманности, она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада:

Поутру, на заре, по росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень, где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать...

В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях, на душистых кистях
Мое бедное счастье цветет.

Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провел семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюбленностью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень».

Что же еще, какие чувства и настроения заставляют фактуру то сжиматься, то оформляться в пространство, то принимать форму прелестного весеннего цветка?

Вероятно, ответ на этот вопрос следует искать в живом обаянии образа, в его дыхании, красках, неповторимом облике, а главное - в том переживании образа, которое вносит в свою музыку сам композитор. Никогда музыкант не обращается к теме, которая ему не близка и не находит отклика в его душе. Не случайно многие композиторы признавались, что никогда не писали о том, чего не пережили, не прочувствовали сами. Поэтому, когда зацветает сирень или земля покрывается снегом, когда восходит солнце или струи быстрой воды начинают играть разноцветными бликами, художник испытывает те же чувства, какие испытывали миллионы людей во все времена. Он так же радуется, грустит, любуется и восхищается безграничной красотой мира и его чудесными превращениями. Свои чувства он воплощает в звуках, красках и рисунках музыки, наполняя ее дыханием жизни. И если его музыка волнует людей, значит, в ней не просто ярко запечатлены образы сирени, утреннего солнца или реки, но угаданы те переживания, которые испокон веков испытывают люди при соприкосновении с красотой. Поэтому, наверное, не будет преувеличением сказать, что каждое такое произведение, как бы ни были сокровенны чувства, вдохновившие автора, - памятник всем цветам мира, всем его рекам и восходам солнца, всему безмерному человеческому восхищению и любви.

Послушайте еще один романс С. Рахманинова - «Весенние воды». Написанный на слова Ф. Тютчева, он передает образ стихотворения, одновременно внося в него новую динамику, стремительность, доступную только музыкальному выражению.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По-особенному светло и солнечно звучит тональность ми-бемоль мажор, движение музыкальной фактуры - стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство, подобно мощному и веселому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного по чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с ее холодной тишиной и бестрепетностью.

В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов. Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего; в ней почти отсутствуют мелодические повторы, за исключением тех фраз, которые подчеркиваются всем смыслом музыкально-поэтического развития: «Весна идет, весна идет!» Окончания почти всех мелодических фраз - восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение. Важно также отметить и то, что фортепианное сопровождение в этом произведении не просто аккомпанемент, а самостоятельный участник действия, по силе выразительности и изобразительности порой превосходящий даже солирующий голос!

Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как Бога животворный глас!..

Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева – «Весна» звучат как эпиграф к романсу - может быть, самому радостному и ликующему в истории русской вокальной лирики.

Необыкновенной выразительности достигает фактура в произведениях, обращенных к сказочно-фантастическим образам. Ведь область музыкальной фантастики - это мир сказки и сказочной природы, причудливое переплетение лирического и таинственного, это мир сверхъестественной красоты - красоты сказочных лесов и гор, подземных пещер и подводных царств. Все, что только могло создать поэтическое воображение композитора, нашло воплощение в звуках, их переливах и сочетаниях, в движении фактуры - то оцепенело-неподвижной, то бесконечно меняющейся.

«Шествие чуд морских» Н. Римского-Корсакова из VI действия оперы «Садко»- один из примеров необыкновенной фактурной выразительности. Рисуя волшебный мир подводного царства загадочного, невидимого для людей, композитор выбирает такие музыкальные средства, которые подчеркивают именно атмосферу загадочности, романтичности, сказочной красоты. Фрагмент носит название «Шествие...», то есть указывает на момент движения, однако сколь различно это движение в романсе «Весенние воды» и опере «Садко»!

У Рахманинова - живая сила живой воды, несущейся, бурлящей, неудержимой. У Римского-Корсакова во всем огромном подводном царстве не найдешь и капельки воды, «Заряженной» таким радостным, теплым человеческим чувством. Напротив, «Шествие...» необыкновенно статично, даже само движение «чуд» гибко, текуче, замедленно. Это не открытая стихия моря, это неведомые его глубины, не согретые человеческим взглядом.

Плавно скользя перед очами своего владыки, «чуда морские» как будто складывают красочную музыкальную мозаику, состоящую из множества лейтмотивов. К концу «Шествия...» даже и это движение замирает, успокаиваются мелодические фигурации, словно унося последние всплески воды - и на короткое время музыка застывает в созданной ею картине беспредельной сказочной красоты.

Итак, мы видим, что в фактуре непременно запечатлевается все, что связано с выразительностью музыкального звучания. Одинокий голос или мощный хор, щемящий всплеск пережитого чувства или рисунок весеннего цветка, стремительное движение или крайнее оцепенение – все это, как и многое другое, чем вдохновляется и живет музыка, рождает свою собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

Вопросы и задания:
1. Назови различные виды фактуры.
2. Вспомни известные тебе музыкальные произведения, в которых фактура отличалась бы яркой изобразительностью.
3. В каких музыкальных жанрах используется фактурное пространство значительного диапазона? С чем это, по-твоему, связано?
4. Почему слово фактура имеет такие синонимы, как ткань, узор, рисунок?
5. Сравни различные виды фактуры, приведённые в начале данного раздела.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Рахманинов. Весенние воды. Исп. Д. Хворостовский, mp3;
Рахманинов. Сирень (в исполнении Т. Синявской), mp3;
Римский-Корсаков. Первая песня Леля (фрагмент), mp3;
Римский-Корсаков. Шествие чуд морских, mp3;
Шуберт. Маргарита за прялкой, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Музыкальная практика – сочинение, исполнение, восприятие, анализ музыкальных произведений – связана с осознанием разных форм изложения. Она требует понимания того, как организована (или как должна быть организована) музыкальная ткань в каждом конкретном случае. Такое понимание дает анализ фактуры: определение количества голосов, степени их ритмо-интона-ционной индивидуализации, соотношений друг с другом, функций (ролей) в музыкальной ткани (мелодия, бас, средний гармо­нический голос, подголосок и т.д.). Соотнесение результатов этого анализа с фактурными классификационными критериями позволяет определить особенности строения музыкальной ткани в каждом конкретном случае.

Анализ фактуры начинается с определения ее типа. Классификация типов музыкальной фактуры основана на двух критериях: 1) число голосов, 2) число мелодически значимых голосов.

По первому критерию выделяется одноголосное или много­голосное (с количеством голосов большим, чем один) изложение. При этом, определяя количество голосов в музыкальном произведении, следует иметь в виду, что иногда в одноголосии при его особой звуковысотной организации возникают скрытые мелодические линии. В результате образуется одноголосная ткань особого рода – со скрытым многоголосием. В соотношениях скрытых мелодических линий угадывается логика, например, параллельного двухголосия, где ясно слышны скрытые параллельные сексты: косвенного двухголосый: параллельного и косвенного трехголосия:

Обратный случай, когда многоголосная музыкальная ткань организована таким образом, что она как бы сворачивается в уплотненную, «утолщенную» одноголосную линию. Так происходит при удвоении (утроении и т.д.) мелодии другими голосами в какой-либо интервал или интервалы.

Напомним, что анализ фактуры по второму критерию сопряжен с определением количества содержащихся в ней мелодически значимых голосов. Мелодически значимый голос (или голоса) имеет интонационно характерную, развитую мелодическую линию, разнообразный ритм. Выявление таких голосов позволяет сделать вывод о степени мелодизации музыкальной ткани: все или не все ее голоса мелодически значимы. При этом выделяются два основных типа фактуры: полифонический (если все голоса музыкальной ткани мелодически значимы) и гомофонный (при наличии одного мелодически значимого голоса). Есть еще смешанный тип изложения, сочетающий в себе черты обоих основных: не менее двух мелодически значимых голосов – при наличии еще и гармонически сопровождающих.

Полифония

Термин «полифония» происходит от греческих слов poly – много и phone – звук. Буквальное его значение – многоголосие. Но не любое многоголосие называют полифоническим, а только такое, в котором, как уже было сказано, все голоса мелодически значимы. Именно поэтому полифонию иначе называют «ансамблем мелодий».

Подголосочная полифония возникает при одновременном изложении мелодии и ее варианта-подголоска (или вариантов-подголосков). Подголосок, как правило, сохраняет интонационную основу мелодии, от которой он ответвляется, и может быть ей в ритмоинтонационном отношении в разной степени близок. Подголосок тем ближе к ведущей мелодии, чем продолжительнее он с нею движется эквиритмически, параллельно, и тем дальше от нее, чем больше между ними различий.

Контрастный вид полифонии образуется при одновременном изложении разных мелодий.

Различия между ними прежде всего ритмические, но также и в рисунке мелодической линии.

Имитационный (лат. imitatio – подражание) вид полифонии складывается при повторении обычно непродолжительной мелодической темы, только что прозвучавшей в другом голосе.

Часто различные виды полифонии взаимодействуют. Например, в приведенном ниже примере верхний и средний голоса – тема и подголосок, а нижний им контрастирует.

В контрастной полифонии, как уже отмечалось, одновременно проводятся разные темы. В имитационной полифонии главный голос – излагающий тему, и эта функция поочередно переходит от одного голоса к другому. Передав тему другому голосу, первый становится подчиненным – он ведет теперь сопровождение (противосложение) к теме.