Что делает хореограф. Кто такой хореограф? Танец - как смысл жизни. Хореограф
Танец – древнейшее из существующих искусств. На наскальных рисунках исследователи часто встречают изображения танцующих фигур. Об искусстве хореографии писали Гомер и Аристотель. Наши предки особенно остро чувствовали свое единение с природой, и испытывали потребность подчинения ее ритму. Танец в то время носил ритуальный характер, был частью обряда поклонения богам, духам или тотему племени. Совместные танцевальные движения под аккомпанемент ударных инструментов вызывали у танцоров эйфорию, и даже подобие транса. Танцы были призваны обеспечить богатый урожай, успешную охоту, победу в сражениях. Ритуал проводили жрецы, шаманы или вожди племен. Их и можно назвать первыми хореографами. Современные хореографы воссоздают ритуальные танцы, погружая туристов в таинственную атмосферу храмов Древнего Египта, Индии, Китая.
Позднее танец стал средством праздничного общения, неотъемлемой частью жизненного уклада. Юноши выбирали будущих невест на балах, либо в хороводе. Именно в танце девушка могла продемонстрировать всю свою красоту и грацию, поразить воображение будущего жениха. Хореографом стала народная традиция. Именно она диктовала, где и когда состоится хореографическое действо, кому надлежит в нем участвовать. Рисунок хоровода, фигуры кадрили передавались из поколения в поколение, а танцоры сами обогащали танец замысловатыми движениями и коленцами. В 14-15 веках возник придворный балет, для которого характерны роскошные костюмы, сюжеты с участием богов и богинь. Танцевальным действом руководил распорядитель бала. Придворные балеты длились иногда по нескольку дней.
Постепенно происходила театрализация танца, и в 18 веке балет занял прочное место на сценической площадке. Появились и постановщики танцев. Считается, что первым хореографом, попытавшимся создать лексику балета стал Пьер Бошан, преподаватель танцев при дворе Людовика ХIV. В России в 18 веке начался расцвет крепостных театров, в которых обучением танцоров и постановкой балетов руководили иностранные хореографы и балетмейстеры, такие, как Розетти, Мариодини.
В 19 веке в знаменитых театрах европейских столиц шли балетные постановки хореографов М. Петипа, Ж.Коралли, Ж.Перро. Русский балет приобрел мировую известность во многом благодаря великолепным хореографам и балетмейстерам, таким как В. Нижинский, И.Вальберх.
Существует ли разница между хореографом и балетмейстером? Разница есть, но она, особенно в современной хореографии, весьма размыта. Хореограф придумывает, создает композицию. Балетмейстер же реализует замысел хореографа. Очень часто руководитель танцевальной студии или театра совмещает функции хореографа и балетмейстера. В пример можно привести Моисеева, руководителя знаменитого ансамбля народного танца, руководителя и хореографа шоу-балета «TODES» Аллу Духову.
В современной хореографии множество разнообразных стилей и направлений и для каждого из них хореографу необходимо иметь соответствующие знания, умения и навыки. Но в любом случае, хореограф должен иметь безупречный музыкальный слух, уметь разработать замысел постановки, подобрать музыку и костюмы, провести отбор исполнителей. Хореограф должен знать пределы физической нагрузки танцоров, планировать репетиции, уметь находить общий язык не только с исполнителями, но и с техниками, музыкантами, дизайнерами.
Хореограф – востребованная профессия. Он может работать в театре, на телевидении, на съемках фильмов. Он необходим при проведении различных фестивалей, праздничных мероприятий, в фигурном катании, для постановки дефиле. Мест приложения сил и таланта – огромное количество, но и конкуренция огромна.
Хореограф должен быть не только профессионалом, но и личностью, разносторонне развитым человеком, который черпает вдохновение в других искусствах и во всем многообразии окружающего мира.
Красивый танец восхищает, ведь каждый человек знает, насколько сложно из набора движений сделать целую историю, объединенную одной идеей. Исполнять танец могут как один человек, так и несколько, следить за их работой и за тем, чтобы танец стал целостным произведением, должен хореограф. Именно он учит танцоров, как правильно двигаться, ставит танец и нередко сам берет участие в танцевальной постановке. Какие плюсы и минусы профессии хореограф?
Профессия хореограф: плюсы
Профессия хореограф имеет множество преимуществ, главным из которых является востребованность . Сегодня очень популярны различные танцевальные шоу, артисты активно привлекают к своим концертам танцоров и хореографов, чтобы выступление получилось ярким, содержательным и интересным. Кроме того, хореографов привлекают к съемке телевизионных передач и фильмов в качестве консультантов и постановщиков номеров. Шоу бизнес – весьма прибыльный вид бизнеса, потому те люди, которые работают в нем, получают солидные гонорары. Чем более знаменит хореограф и чем больше известных танцевальных постановок у него на счету, тем большие деньги он в итоге зарабатывает.
Хореограф не привязан к какой-либо стране, в отличие от юрисконсультов или бухгалтеров, образование он может получить в Италии, а зарабатывать в своей родной стране или же вообще уехать в Турцию и ставить номера в ночном клубе, развлекая туристов.
Работая хореографом, можно объездить весь мир . Если в профессии достигнуто немало, то количество приглашений в качестве хореографа будет достаточным для того, чтобы увидеть весь мир. Также нередко танцевальные коллективы устраивают гастроли по разным городам и странам. В ходе подготовок к шоу хореографы знакомятся с разными людьми, перенимают их опыт, посещают различные мастер-классы и таким образом совершенствуют свои навыки, а шоу-программы делают более интересными. У хореографов очень насыщенная жизнь, они не сидят в офисе, их работа – это постоянное общение, репетиции, тренировки и поездки.
Быть хореографом – значит быть в постоянном движении , тренировки благотворно сказываются как на фигуру, которая остается стройной и подтянутой, так и на самочувствие и психологическое состояние, потому как танцы предоставляют свободу, ты занимаешься любимым делом, получаешь за это деньги и невероятное удовольствие. Постоянные занятия спортом благотворно действуют на состояние здоровья и укрепление иммунитета.
Участие в танцевальных шоу и конкурсах вознаграждается более чем достойно , а получение наград, грамот и кубков заставляет двигаться вперед и добиваться больших высот. Преимуществом работы хореографом является и то, что человек получает славу и признание. Удачно поставленный танцевальный номер всегда по достоинству будет оценен зрителем, а его любовь и овации заряжают положительной энергией.
Говоря о хореографии как о способе заработка денег, никто не сможет сказать, что работать в этой сфере его заставили родители, занятия танцами – это увлечение, которому отдают много времени и усилий. Нет ничего лучше заниматься любимым делом и получать за это деньги.
Профессионал всегда найдет новые цели в танцевальном бизнесе, ведь все не ограничивается только хореографией. Можно открыть свою танцевальную школу, можно давать частные уроки, а можно поставить уникальное танцевальное шоу и объездить с ним весь мир.
Минусы работы хореографом
Несмотря на большое количество преимуществ работы хореографом, эта профессия имеет и некоторые недостатки.
Занимаясь каждый день танцами и проведя много времени на репетициях в танцклассе, часто можно получить травмы . Некоторые из них несущественны, но есть часть травм, которая в буквальном смысле может поставить крест на карьере.
Профессия хореографа требует много душевных сил , потому танцами занимаются молодые и амбициозные люди. До пенсии заниматься хореографией очень сложно, так как физическая подготовка должна быть идеальной, чтобы без проблем выполнять все танцевальные движения и ставить номера, обучая участников коллектива.
Чтобы стать хореографом мало уметь танцевать, нужно быть креативным, целеустремленным, стойким и энергичным. Нередко хореографы занимаются с танцорами до поздней ночи, а после с самого утра снова начинаются репетиции и вечером происходит долгожданная премьера. Все это отнимает огромное количество сил, а необходимость трудиться еще больше остается.
К сожалению, не всем удается добиться успеха в мире танца . Иметь талант и уметь двигаться мало для того чтобы стать хореографом, для этого нужно огромное трудолюбие, потому часто бывает так, что даже очень талантливые люди остаются за бортом своей профессии. У хореографов нет выходных и часто их отпуск переносится из одного года на следующий.
В те дни, когда люди отдыхают, особенно на новогодние праздники, хореографы трудятся больше обычного, чтобы порадовать зрителя и заработать деньги. Свободное время хореографов очень ограничено, особенно от этого страдают женщины, так как им редко, когда удается до 30 лет выйти замуж и стать матерью. Даже если удается завести семью, часто приходится уезжать от ребенка на гастроли.
Нередко перед тем как зарабатывать большие гонорары, хореографам сначала приходится немало инвестировать в свою профессию. Это касается не только образования и посещения мастер-классов, но и покупки костюмов для выступления, аренды танцзалов, а ведь не всегда занятия танцами действительно приводят к успеху и славе.
Работая хореографом, нужно постоянно находить способы совершенствовать свою технику , изучать новые стили танца, совмещать стили и даже будучи профессионалом, посещать мастер-классы.
Выводы
Хореограф – высокооплачиваемая и востребованная профессия, которая позволяет путешествовать по всему миру, знакомиться с интересными людьми и принимать участие в известных танцевальных постановках. Вместе с тем хореографами могут стать только те люди, которые не бояться тяжелого труда, травм и готовы тратить огромное количество времени и сил на подготовку танцевальных номеров.
Хореограф — это представитель творческой профессии, который ставит танцы для своей труппы или любой другой группы танцоров. Неважно, кто исполняет танец (мальчиковая группа или кордебалет) движения в нем всегда связаны друг с другом, а не хаотичны. Это результат хореографической работы.
Хореограф работает с танцорами, чтобы придать их движениям завершенность, которая предстает перед зрителями в виде танцевального произведения. Некоторые хореографы используют свои навыки для переделки уже существующих танцев, другие при помощи техник наподобие контактной импровизации создают совершенно новые работы.
Хореограф проводит тренировки с танцорами, вечером посещает и оценивает их выступление, а в остальное время занимается административной работой.
Еще хореограф разрабатывает идеи, проводит оценивание и отбор танцоров, подбирает костюмы, музыку и т.д.
Танец и песня — это проявления народного творчества. У каждого народа есть свои национальные танцы, по которым понятна принадлежность к какому-либо государству. У простых людей после тяжёлой работы на поле было только одно развлечение — водить хороводы.
В поместьях богатых людей танцевали специально нанятые танцоры, чтобы скрасить скучный вечер вельможи. В XII веке вошёл в моду придворный танец, когда много пар кружили по кругу. Очень важно было двигаться красиво, так как от этого в некоторой степени зависело общественное мнение о джентльменах и леди.
Поэтому перед профессиональными хореографами стояла задача — научить манерам, которые должны проявляться во время танца.
Видео Профессия «Хореограф» .
Личные качества
Хореограф должен, естественно, уметь танцевать, быть хорошим организатором и креативщиком. Ведь работа заключается в том, что предстоит координировать действия всех танцоров, придумывать образы и концепцию. Нужно уметь быть оригинальным, так как именно импровизаторы добиваются успеха. Также желательно любить общение, потому что встречаться надо будет со многими людьми: артистами, продюсерами, танцорами, костюмерами.
Образование (Что надо знать?)
Обучиться хореографии на полупрофессиональном уровне можно в танцевальной студии. Образование по этой специальности можно получить у нас в городе только на Факультете современного танца Гуманитарного университета.
Место работы и карьера
Хореографов можно встретить в танцевальных компаниях, в театрах мюзиклов, в опере, на телевидении, на съемках фильма, на фестивалях, на круизных суднах и даже на подиуме.
Родственные профессии:
Где учиться?
Вузы по специальности | Специальность | Формы обучения |
Стоимость за год (рубли) |
Проходной балл (2018 г.) |
Очная (4 года) |
бесплатно (8 мест) |
|||
Факультет современного танца |
Хореографическое искусство |
Очная (4 года) |
118 920 |
|
Хореографический факультет |
Хореографическое искусство |
Очная (4 года) |
бесплатно (10 мест) |
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Хореограф (преподаватель танца) – творческий работник, создающий собственные хореографические произведения. Деятельность хореографа в творческом коллективе весьма разнообразна: сочинение произведений, его постановка, репетиционная работа.
3 слайд
Описание слайда:
История появления профессии Танец, так же, как и песня, является проявлением народного творчества. Каждый народ имеет свои танцы, отличающиеся движениями, ритмами, костюмами. Различались танцы и по сословиям. Простые люди после тяжелого физического труда развлекались своими, народными танцами: хороводами, плясовыми и др. Для увеселения знати специально приглашали танцоров, чтобы придать вечеру веселья. С 12 века в моду входят придворные танцы, когда множество пар двигаются в определенных фигурах по залу, стараясь выполнять все движения красиво и грациозно. Хореографы тогда были нужны, чтобы научить дам и кавалеров манерам и основным движениям танца.
4 слайд
Описание слайда:
Хореограф может заниматься постановкой и обучением всем существующим видам танцев, в том числе: 1) бальные танцы; 2) балет; 3) народные и национальные танцы; 4) современные танцы; 5) фигурное катание и танцы на льду; 6) театральные постановки; 7) художественная гимнастика.
5 слайд
Описание слайда:
Хореографический образ должны быть раскрыт средствами хореографии: рисунок танца, пластику человеческого тела, мимику и драматургическое развитие образа, музыку. Что же такое хореографический образ?
6 слайд
Описание слайда:
Хореограф - постановщик Подбор исполнителей Детальное изучение рисунка танца Хореограф - репетитор Раскрытие образа и характера танца Раскрытие таланта исполнителей Планирование нагрузки во время репетиций Передача стиля сочинения
7 слайд
Описание слайда:
Профессия хореографа кроме обучения танцам и постановки и разработки новых представлений предполагает выполнение огромного количества организаторских и административных функций. Для успешной постановки требуется огромный объем взаимодействия с визажистами, костюмерами, режиссерами, декораторами, художниками, осветителями, не говоря уже о самих танцорах!
8 слайд
Описание слайда:
Для хореографа характерно музыкальное, педагогическое, театральное или спортивное образование, многие имеют сразу несколько. Для хореографа характерно музыкальное, педагогическое, театральное или спортивное образование, многие имеют сразу несколько. Необходимые навыки и умения для работы хореографом: 1) чувство ритма и понимание музыки; 2) умение танцевать, пускай и на непрофессиональном уровне; 3) хорошая зрительная память и пространственное мышление; 4) умение оказать первую помощь, так как танец – это спорт и, возможно, получение травм; 5) знание физиологии для определения возможных нагрузок на танцоров.
9 слайд
Описание слайда:
Специфической особенностью искусства хореографии является ее непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический образ во всей яркости и полноте, влияет на его ритмичное построение. При анализе музыкального искусства шла речь о существовании важной связи композитор – исполнитель. В хореографии эта связь значительно усложняется, ведь между композитором и исполнителем появляется фигура хореографа. Именно этот «тройной союз» и делает хореографию видом искусства.
10 слайд
Описание слайда:
Плюсы и минусы профессии хореограф Преимущества: работая в сфере искусств, у человека появляется возможность знакомиться с интересными творческими людьми. Профессиональный танцор сможет заработать деньги в любой стране, даже без знания местного языка; постоянная мотивация и достижение новых целей. В отличии от офисных профессий, работу хореографа вряд ли можно назвать скучной и рутинной; всегда отличная физическая форма. Танцору для выполнения своей работы необходимо ежедневно оттачивать мастерство, при этом совсем не обязательно посещать специальные занятия. Профессиональный хореограф в силу своей деятельности просто не сможет набрать лишний вес; профессия связана с гастролями по разным странам и континентам. Правда, этого добиваются только профессиональные коллективы; идеальная работа для людей, которые занимают активную жизненную позицию, любят приковывать к себе взгляды зрителей; возможность развития собственной школы.
11 слайд
Описание слайда:
Недостатки: профессия сопряжена с риском получения травм; ежедневные репетиции, постановки, выступления отнимают много сил. Молодым людям нужно быть готовым к посещению мастер-классов и освоению новых стилей танца; блистать на сцене после 35 лет довольно сложно, и хотя хореографом можно работать дольше, никто не застрахован от психологических переживаний и депрессий; нередко все личное время хореографа посвящено работе, что может вызывать проблемы с личной жизнью.
12 слайд
Описание слайда:
Типы профессий «Человек-природа» «Человек-техника» «Человек-человек» «Человек - знаковая система» «Человек - художественный образ» хочу могу надо
13 слайд
Описание слайда:
Деятельность хореографа Работа в танцевальных коллективах Функции педагога,педагога – сочинителя, репетитора, постановщика Участие коллектива в концертах, конкурсах Подготовка в области хореографии Должен знать теорию и историю музыки, сценографии, костюма Условия труда Работа в вечернее время Работа в выходные и праздничные дни
14 слайд
Описание слайда:
Области применения Школа искусств Детские дома творчества Дворец культуры Самодеятельные коллективы, Необходимые качества Артистичность Энергичность Сила воли Организационные способности Художественный вкус Высокая коммуникативная культура Эмоциональность
15 слайд
Описание слайда:
По результатам анкетирования, профессия Хореографа в настоящее время является очень распространенной, поскольку достаточно длительный период на специалистов в этой области был высокий спрос среди работодателей. Эта сфера нуждалась и продолжает нуждаться в специалистах.
Ответить на этот вопрос довольно легко. Просто в какой-то момент я поняла, что хочу связать свою жизнь с хореографией, творчеством и искусством. Но этот момент настал только тогда, когда я перешла в одиннадцатый класс. До этого, я не сильно заботилась о выборе будущей профессии. И сейчас я ни сколько не жалею о своем выборе и точно знаю, что всегда буду любить свое дело.
Мое знакомство с миром танца произошло, когда мне было шесть лет. Мама отдала меня в кружок по танцам, где я прозанималась около двух лет. После чего, я сказала маме, что мне там больше не интересно, и я хочу заниматься и танцевать в другом месте. Мы танцевали одни и те же хореографические номера, и мне наскучило это. Мама тоже не видела там дальнейшего развития для меня и отдала во Дворец детского творчества в Образцовый театр танца «Смерч», где я обучалась 10 лет. Я, можно сказать, выросла там и безумно благодарна своей руководительнице и другим педагогам, которые очень много вложили в меня. Наверное, то, что все мое детство и подростковый период прошли в культурной среде, в творчестве, танцевальном искусстве, постоянных выступлениях на сцене, поездках, конкурсах и фестивалях, и повлияло на выбор моей будущей профессии. По окончании образовательной программы я получила диплом о дополнительном образовании. К тому времени я уже точно знала, что хочу поступать на хореографию. Я очень рада, что в нашем институте появилось очное отделение по данному направлению, иначе мой выбор, скорее пал бы на другую специальность. Во-первых, потому что родители не одобрили бы заочное обучение, да я и сама считаю, что заочная форма не дает таких обширных знаний и навыков, которые ты сможешь получить, обучаясь на очном отделении. Во-вторых, я не хотела уезжать поступать в другой город. Сейчас я учусь на 2 курсе. Моя специальность — балетмейстер- . Помимо учебы, я работаю в Муниципальном культурном центре нашего города в должности артиста ансамбля. Наш ансамбль принимает активное участие в культурно-досуговой деятельности города. Репертуар ансамбля танца отличается своей разножанровостью. Мы исполняем как классическую и народную хореографию, так и эстрадную и современную, включая стилизации. Еще я работаю как педагог в танцевальной студии. Мои ученики – детишки 5-6 лет. Работа с детьми – это большой труд и ответственность. Но эмоции, которые получаешь от работы с ними, непередаваемые. Мне нравится совмещать исполнительскую и педагогическую деятельность в своей профессии. Я считаю, что это очень важно. Ведь, чтобы быть успешным в своей профессии и продвигаться по карьерной лестнице вверх, нужно знать свою работу со всех сторон.
Одним из главных отличий моей профессии от других является то, что она связана с творчеством. Творчество — это деятельность, направленная на создание принципиально нового, социально значимого и совершенного по исполнению продукта. Творчество в моей профессии — это кропотливый и упорный труд, но также вдохновение и удовольствие от выполняемой работы. Балетмейстером сможет работать далеко не каждый человек. На мой взгляд, лишь творческая личность способна преуспевать в этой профессии. Здесь нужно отдаваться целиком и полностью, жить работой, вдохновляться, мыслить образами, много читать и смотреть, а также постоянно совершенствоваться. Но это того стоит. Источником развития творческой личности можно считать потребность к самореализации, самовыражению. В процессе творчества происходит преобразование самой личности, её обогащение и саморазвитие. Сочинение танца — процесс сложный и длительный. Нужно иметь определенные способности (волевой контроль, работоспособность, устойчивость внимания, стойкость, выносливость) и уметь погружаться в творческий процесс. Поэтому хореограф должен иметь комплекс психофизических качеств, делающих его пригодным к творческой деятельности. Балетмейстер, как мне кажется, должен обладать огромным воображением, иначе ему придется очень нелегко. И главным, на мой взгляд, для балетмейстера является его хореографический стиль, его индивидуальность и отличие от других. На этом мне хотелось бы заострить внимание, так как в наше время многие люди, работающие в сфере искусства, пытаются копировать чей-то стиль, подражать кому-то, а что еще хуже, присваивать чужие творческие работы себе. Для каждого балетмейстера характерны определенные стилистические особенности, нередко позволяющие определить автора хореографического текста. Стиль балетмейстера зависит от: темперамента, воспитания, культуры, образования, таланта, вкуса, мировоззрения. Стилистика определяется набором танцевальной лексики. Нужно пытаться создавать что-то свое, иначе кому такое творчество вообще нужно?
В завершении, мне хотелось бы сказать, что искусство танца – единственное из искусств, где инструментом является лишь человеческое тело. Танец может выразить то, что нельзя сказать словами. Язык танца универсален, так как не имеет границ и понятен каждому. Танец требует не только участия тела, но и души, и разума. И люди, полностью погрузившиеся в волшебный мир танца, остаются преданными ему до конца. Многие считают, что профессия хореографа — несерьезная, и не требуется особого ума, чтобы работать в этой сфере. Я хочу сказать лишь одно: они сильно ошибаются. Я счастлива, что выбрала именно эту профессию.
×