И.С.Тургенев обладал удивительной интуицией. Гениальность писателя заключается в том, что он умел чутко вслушиваться в российскую жизнь и находить в ней ростки нового, самого актуального. Так в конце 50 — начале 60 годов он увидел в России новый тип героя, который приходил на смену герою-дворянину.

Образ Базарова — новый герой русской литературы

Первый героем в галерее таких образов в творчестве писателя стал Евгений Базаров.

На смену герою-дворяниу приходит герой-разночинец

И.С.Тургенев писал в статье «По поводу «Отцов и детей»:

В этом замечательном человеке (прототипе Базарова) воплотилось… едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно.

Детство Базарова

О детстве героя мы знаем очень мало. Мы узнаем, что его дед был крепостным

«Мой дед землю пахал»,

с гордостью заявляет герой.

Брак родителей его был основан не на любви. Но, вчитываясь в портреты Арины Власьевны и Василия Ивановича, мы понимаем, что они уважают друг друга, безумно любят своего Евгения, потому можно предположить, что все, что было необходимо, чтобы дать сыну образование, воспитать его, родители Базарова сделали.

Отец героя — бывший полковой лекарь. Евгений занимается в университете медициной, значит, какое-то влияние на это оказал и Василий Иванович. Вообще о прошлом других героев Тургенев говорит много и охотно, но прошлом этого персонажа мы знаем мало. Может быть, потому, что не прошлое определяет суть героя, а настоящее. Мы знаем, что он учится в университете, но все персонажи романа, даже противники героя, сознают, что не медицина станет предметом его будущей выдающейся деятельности.

Базаров — разночинец

И этим, пожалуй, все сказано. Он человек, который сам себя сделал. Он человек дела. Недаром же Тургенев пишет о времяпровождении в Марьино:

«Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».

Евгений прежде всего очень сильный человек. Эту новую силу чувствуют все герои романа. Его сила проявляется во всех его поступках: в несчастной любви, в категоричности утверждений, в отношении к другим людям и, конечно же, в смерти. Недаром писал:

«Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг».

Образ Евгений Базарова как человека дела

Он по-своему добр. Вспомним хотя бы сцену первой встречи героя и Аркадия с Фенечкой. Она, мать, прежде всего отмечает, как спокойно пошел ребенок на руки к Евгению. Дети ведь очень чувствуют суть человека. Он — врач. И эта суть врача проявляется во в его образе всем:

  • в отношении к обитателям Марьина,
  • в том, как он помогает раненному на дуэли Павлу Петровичу,
  • в том, что и умирает он, заразившись при вскрытии тифозного трупа.

Евгений горд. Его отношения с Одинцовой после объяснения вызывают к нему уважение. Он может быть трогателен с родителями, именно о них он думает перед смертью (уважая их отношение к религии, он просит Одинцову утешить Арину Власьевну). Он, отвергающий всякие чувства способен на большую любовь. Он, отвергающий всякие нравственные нормы, в сущности, живет по высоким нравственным законам. Но во всем, где и как проявляет себя герой, отражается его приверженность теории нигилизма.

Базаров — нигилист

Поэтому Тургенева чрезвычайно интересуют те идеи, которые проповедует его персонаж. Базаров называет себя нигилистом, то есть человеком, который ничего не признает. В романе он проповедует идеи позитивистов середины ХIХ века, провозгласивших примат практики над умозрительностью. Чувствуется в отношении Евгения к искусству и влияние эстетической концепции

(«Прекрасно то, что полезно»).

Герой отвергает прежде всего то, что не поддается опытному исследованию.

Чувств нет, есть физиология. Нет любви, а есть физическое влечение. Нет «загадочного взгляда», есть хрусталик, роговица, преломление света… и только.

Для Базарова — практика есть критерий истины

Практика является для него критерием истины. Эксперимент — единственный способ изучения природы. При этом искусство и красота оказываются понятиями ненужными. Практицизм позиции в образе Базарове выражен в его словах:

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Евгений Базаров как человек идеи

Этим он интересен и писателю, и читателю. Но его идеи бесплодны, в основе их разрушение, именно в этом видит герой свое назначение («место расчистить», что напоминает слова русского перевода «Интернационала» — «до основанья»). Позиция главного персонажа романа неприемлема для Тургенева.

Сила характера Базарова проявляется в сценах смерти

Сила характера Базарова-человека проявляется в сценах смерти. Во-первых, смерть — это то, что нельзя отрицать. Так вечная природа спорит с человеческими теориями. Во-вторых, в смерти Евгений и становится человеком, чутким, нежным, поэтичным, мужественным. Примечательна фраза, сказанная им перед смертью:

«Я нужен России… Нет видно, не нужен.»

Так сам герой отвечает на вечный вопрос русской действительности и русской литературе — вопрос о герое времени. В эпилоге романе Тургенев, описывая могилу Базарова, говорит о вечности природы и суетности человеческой жизни.

Наша презентация


И.С. Тургенев в своём романе «Отцы и дети» в полный мере раскрывает конфликт мировоззрения человека с жизнью, когда убеждения рушатся, сталкиваясь с действительностью. Такое происходит с Евгением Базаровым, главным героем произведения.

Евгений – убеждённый нигилист. Его друг Аркадий определяет нигилиста, как человека, отрицающего принципы и авторитет, а Николай Петрович-как человека, «который ничего не уважает».

Базаров относится к природе потребительски, считает её мастерской, а человека мастером в ней. Он так же отрицает духовную и возвышенную часть людской жизни, культуру, разнообразие человеческой натуры, любовь, поэзию, музыку. Но жизнь оказывается сложнее его теорий, затейливее, чем ему видится. Убеждения Евгения терпят крах, когда он влюбляется в Одинцову. Читатель узнаёт его с другой стороны. Так, в Базарове просыпается любовь к природе, он начинает замечать красоту вокруг себя. Да и само слово «красота» появляется в его лексиконе. В первый раз это происходит в беседе с Анной: он говорит: «…с вашею красотой?» Одинцова очень удивляется, как такой практичный, равнодушный к прекрасному человек заметил красоту.

Такие изменения происходят в нём вследствие любви к Анне Сергеевне, но Евгений не только начинает замечать прекрасное, но и думать о женщинах в другом ключе. До встречи с Одинцовой Базарова интересует только внешность противоположного пола: первый раз видя Анну, он говорит: «Экое богатое тело!», а в разговоре с Ситниковым и Кукшиной интересуется: «Есть здесь хорошенькие женщины?» Убеждения Евгения начинают рушиться уже при первом посещении Одинцовой. Он удивляет Аркадия своим поведением: конфузится, «говорит, против обыкновения, много», старается занять Анну, краснеет. Уже сейчас можно заметить, как убеждения, теория, которым он привык верить, сталкиваются с реальной жизнью. После, знакомясь с Одинцовой ближе и влюбляясь в неё, он отказывается от убеждений, что природа и любовь – это чепуха и глупость. При встречах с Анной Базаров «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Принцип героя «Нравится тебе женщина … старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась» разбивает о жизнь: Евгений любит Одинцову и уже не сможет её забыть или разлюбить. Базаров не считал себя сторонником чего-то духовного, но после признания Анне он и сам начинает философствовать о человеке, его месте в мире. «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже...» В конце, перед смертью, Евгений мягче относится к религиозности родителей, позволяя провести обряд, да и самих родителей оценивает по достоинству и просит Одинцову «приласкать» их.

Жизнь, чувства и любовь идут в разрез с теоретическими законами, которых придерживается Базаров. Вот так его убеждения сталкиваются с жизнью и меняют Евгения.

Обновлено: 2017-12-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Теория – учение, система научных
принципов, идей, обобщающих
практический опыт»
С.И. Ожегов, «Словарь русского языка»

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - сложное произведение. Оно сложно тем, что его нужно читать подготовленным, имея определенный запас знаний по истории, обществознанию, философии, эстетике, иметь представление о сути идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х – начала 60-х годов 19 века. И лишь только тогда роман будет понятен, интересен и откроется во всем его многообразии.
Произведение было опубликовано в 1862 г. Оно сразу привлекло внимание широких общественных кругов и с тех пор продолжает вызывать интерес читателей остротой поставленных в нем вопросов, а также своими художественными достоинствами.
Читая роман «Отцы и дети», теряешься во множестве теорий, по которым живут действующие лица. Но я считаю, нужно относиться к этому философски. Ведь Кирсановы, Базаров и другие – живые люди, а человеку свойственно искать себя, пусть и ошибочным путем. Каждый из нас, возможно, не замечая того, «подстраивается» в жизни под какую-то «теорию»; другое дело, что судьба часто вмешивается в нее, разрушая то, что казалось незыблемым.
Итак, тема романа «Отцы и дети» - изображение идейной борьбы между либеральным дворянством и революционной демократией. Либералы – «отцы», демократы – «дети».
Павел Петрович Кирсанов – умный и волевой человек, обладающий прекрасными достоинствами: он честен, по-своему благороден, верен своим убеждениям. Но беда в том, что он не чувствует движения времени, как бы не хочет видеть, что происходит в окружающей жизни. Его «теория», или, вернее сказать, принципы, мертвы. Павел Петрович называет себя человеком «либеральным и любящим прогресс». Но он вкладывает в эти понятия всего лишь снисходительно-барскую «любовь» к русскому народу, на который он смотри свысока (Павел Петрович, разговаривая с крестьянами, «морщится и нюхает одеколон»). Он «ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». Вот и вся связь с народом. О Павле Петровиче Базаров говорит: «Да он и был мертвец».
Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович. Он мягок, сентиментален. И как бы хозяйством занимается, но оно «скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель сырого дерева». Базаров называет Николая Петровича «отставным человеком». Видимо, и его теория «дает сбой», коли он не в состоянии понять причину всех хозяйственных неудач.
А Аркадий Кирсанов воображает себя последователем Базарова. Но если вдуматься, то он не последователь, а подражатель, личность несамостоятельная, что многократно подчеркивается в романе. Взгляды отца и дяди гораздо ближе Аркадию. Знакомство с Катей Лохтевой окончательно отдаляет Аркадия от Базарова. Он сумел построить свою жизнь, стал крепким хозяином, но его благополучие означает духовную смерть; он – человек без будущего, и его «теория» разобьется о жизнь.
Вот Базаров, я бы сказал, - целый «склад» теорий, в которых он убежден, непреклонен, непоколебим. Трудно предположить, как сложилась бы судьба Базарова, не оборвись его жизнь так трагически и скоро. Какие из его теорий остались бы верными спутницами на всю жизнь, а какие развеялись бы, как дым на ветру?
Как выразитель интересов народа, разночинец Базаров противопоставлен в романе дворянам Кирсановым. Он с гордостью подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою кровную связь с народом: «Мой дед землю пахал…» Тургенев назвал Базарова «нигилистом». Кто такие нигилисты, объясняет Аркадий: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип». Сам Тургенев писал позднее о Базарове: «Если он называется нигилистом, то надо читать «революционером».
Каковы же идейные позиции Базарова? Он отрицает существующий строй, все его порядки и учреждения. Наиболее полно эти взгляды Базаровы высказаны в споре с Павлом Петровичем в десятой главе.
«В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.
- Все?
- Все.
- Как? Не только искусство, поэзию…но и …страшно вымолвить…
- Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров».
Отрицание Базарова – не бесцельное; он отрицает потому, что это полезно.
Какую же пользу может принести отрицание? На робкое замечание Николая Петровича, что надобно же и строить, Базаров отвечает: «Это уж не наше дело… Сперва нужно место расчистить». Следовательно, базаровское отрицание служит будущему строительству. Базаров отрицает и искусство. Это единственный вопрос, в котором автор, как он сам заявил, не согласен со своим героем. К природе Базаров относится как к мастерской. Его не интересует красота природы, это «не храм…, человек в ней работник».
Таковы принципы Базарова, а что же диктует жизнь? А она заставляет изменить некоторым теориям, поддаться «романтизму»…
Базаров, человек трезвого ума, уверенный в себе, в деле, которому он себя посвятил, гордый, целеустремленный, на глазах начинает меняться. Он конфузится, досадует, краснеет. «Какой я смирненький стал», - думает Базаров о себе. Что же случилось? Неразделенная любовь заставляет его глубоко страдать. До последней минуты жизни он не может освободиться от своего чувства. Эта способность глубоко чувствовать лучше, чем сам о себе думает. Об этом говорят и чувства Базарова к родителям, которые он старается прикрыть внешней сдержанностью.
Есть в романе одна героиня, которая тоже живет по своим принципам. Это Анна Сергеевна Одинцова. Она испугалась самоотверженной любви Базарова. «Нет, - решила она наконец, - бог знает, куда бы это повело, этим нельзя идтить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Одинцова живет не сердцем, а рассудком. Нравы света вытравливают из нее, человека незаурядного ума, искренние человеческие чувства, делают расчетливой, холодной эгоисткой.
По словам А.В. Луначарского, «Ни в одном из прежних романов Тургенева открытое, прямое столкновения противоположенных точек зрения на все самые основные, остро злободневные вопросы общественной жизни, философии, науки, политики, общественного мировоззрения в самом широком смысле слова не играло столь важной, определяющей для всего развития действия роли, как в «Отцах и детях».

В чем сущность нигилизма Базарова

В чем сущность нигилизма Базарова? Роман "Отцы и дети" направлен против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы "Записки охотника"), но оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,-а весь класс помещиков, доказал его неспособность вести Россию вперед, завершил его идейный разгром.

Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа 1861 года подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в управлении Россией. В "Отцах и детях" и показано, что старая, вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой, революционной, прогрессивной. Носителем этой новой морали является главный герой романа - Евгений Васильевич Базаров. Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть отрицания.

Что же отрицает Базаров? "Все", - говорит он, А все - это то, что относится к минимальным потребностям человека и к познанию природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".

Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию, самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не борется против того, что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих убеждений, но он и не проповедник.

Одна из черт нигилизма вообще - отрицание духовных и материальных ценностей.

Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о его материальном состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к материальным ценностям возвышает его в моих глазах. Эта черта - признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность "романтизмом" и "вздором", он презирает людей - ее носителей.

"Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта", - говорит Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой женщины.

Мне кажется, Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по инерции, не разбираясь толком в этих вещах. Он обнаруживает полное незнание литературы ("Природа навевает молчание сна", - сказал Пушкин и так далее) и неопытность в любви. Любовь к Одинцовой, скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям. Итак, ценностей для Базарова не существует, и это - причина его цинизма.

Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами. Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие ученые - его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и тот, и другие не признают авторитетов, так почему же Евгению не доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться на уже приобретенные кем-то знания.

Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся, допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к знаниям.

Базаров - нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами героя другого романа Тургенева, Рудина, "скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием". Эти слова применимы к Евгению Васильевичу. - Да ведь надобно же и строить. - Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить.

Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает. Базаров - разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден благородным идеалом Базарова - идеалом сильного, умного, мужественного и нравственного человека.

У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным поколениям. Первое - поколение времени, в котором он жил. Евгений типичен для этого поколения, как любой умный разночинец, стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства. Второе - поколение очень далекого будущего. Базаров был утопист: он призывал жить не по принципам, а по ощущениям. Это совершенно верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и сейчас он невозможен.

Общество слишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных людей, и только. "Исправьте общество, и болезней не будет". Базаров в этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это сделать. Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам, а по своим естественным ощущениям, по совести, - человек будущего. Поэтому Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих далеких потомков.

Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все равно он полезен как средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назад заглянуть вперед и подумать, куда же оно идет.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.