Театральные декорации: виды и особенности создания. Декорации в театре Декоративные элементы связанные с театром

Работа над декорацией начинается с составления эскиза. Вначале готовятся общие эскизы основных сцен, где художник-сценограф определяет внешний облик спектакля. Затем прорабатывается последовательность отдельных картин. Наконец, на основании общего эскиза художник строит объемный макет оформления сцены, а также разрабатывает эскизы отдельных частей оформления - задника, объемной части, кулисных декораций. На макете отрабатывается расстановка отдельных элементов и их будущие размеры и объемные соотношения.

Обычно над макетом художник работает вместе с режиссером спектакля. Только после того, как определится режиссерский образ постановки, начинается проработка отдельных частей декорации. Одновременно с макетом идет проработка эскиза задника и кулисных полотен. Изготовляются масштабные копии с точным соблюдением всех соотношений.

На их основе в декорационном цехе изготовляют реальные декорации. Вначале строятся объемные конструкции и задник. Как правило, художник устраивает несколько просмотров, части декораций монтируются на сцене, чтобы проверить объемные соотношения и выбор размеров. В результате предварительных монтировок вносятся изменения. Иногда приходится укрупнять рисунок задника или вводить на нем определенные цветовые детали.

Когда завершается процесс создания основных объемных деталей, начинается оформление сцены. По эскизам художника-декоратора изготавливаются ковры, гардины, люстры, предметы мебели. На данном этапе сценограф работает с художником по костюмам. Во время предварительных монтировок проверяется соотношение цветового решения всех элементов оформления, на заключительном этапе подготовки в работе начинает участвовать и художник по свету.

Он расставляет стационарный и передвижной свет, высвечивая одни элементы декорации и притеняя другие.

Каждый человек хотя бы раз посещал театр. Такие мероприятия наполняют эмоциями, дарят душевное удовлетворение. Наверняка каждый знает, что такое декорации, но мало кто может себе представить, как бы выглядели театральные выступления без них. А ведь данный элемент является обязательным для создания нужного эффекта.

Что такое декорации

Каждый спектакль требует длительной подготовки. Декорации в театре могут быть разными, например:

  • небольшими фрагментами, которые создают нужную атмосферу;
  • масштабными композициями, дарящими ощущение реальности происходящего на сцене;
  • световыми эффектами, создаваемыми с помощью прожекторов и подобного оборудования.

В любом случае понять, что такое декорации, не сложно. Продуманные композиции могут состоять из разных деталей и элементов, что в целом дарит возможность создать ту картину, которая нужна для полноценного восприятия действа, передаваемого актерами.

Зачем украшать сцену

Зная, что такое декорации, можно понять, насколько они необходимы в любом представлении. Без определенного реквизита картина будет неполной. Да и актерам легче передать эмоции, когда на сцене создана необходимая атмосфера. Что такое декорации в театре, знает даже ребенок, тем не менее стоит детально рассмотреть вопрос о том, для какой цели и зачем их придумали.

Конечно, профессионально выступающие актеры и без дополнительных композиций на сцене могут передать нужные эмоции зрителям. Но декорации в театре помогут:

  • в полной мере погрузить зрителя в сюжет;
  • дать возможность актерам целиком и полностью передать суть постановки;
  • создать настроение представлению и открыть горизонты творчества для тех, кто занимается оформлением сцены для выступлений.

Узнав, что такое декорации, человек при визитах в театр будет обращать на них больше внимания. А также поймет, насколько важно декорирование сцены. Ведь всем нам хочется, чтобы актеры максимально раскрыли свои таланты и воодушевили тех, кто пришел лицезреть их выступление.

Вид занятия: лекционно-практическое занятие, с использованием иллюстраций.

Цель занятия:

Познакомить учащихся с видами декораций и дать представление о применении полученных навыков на практике.

Задачи:

Научить правилам оформления сценического пространства;

Освоить основы изготовления декорации в контексте представления, ознакомить с приёмами декорирования (фактурность, материал, способы изготовления и т.д.).

План лекции:

1. Понятие декорации, её назначение.

2. Понятие декорирования. Приёмы декорирования.

3. Виды и типы декораций.

4. Назначение декораций в художественном действии.

Организационный момент:

Отметка отсутствующих студентов,

Проверка готовности аудитории к выполнению практического задания - способность зафиксировать рисунки, схемы и планы, демонстрируемые преподавателем.

Проверка знаний:

После выдачи теоретического материала по данной теме – письменный опрос в форме теста.

Окончательной проверкой по теме является сдача практической работы - планов и макета оформления сцены.

План практических занятий:

1. измерить сценическую площадку и зафиксировать размеры сцены,

2. придумать и зарисовать эскиз декораций к одному из эпизодов произведения К.И. Чуковского "Тараканище" по полученным размерам.

3. изготовить макет к придуманной декорации.

Форма контроля и отчетности:

1. Сдача теоретического материала посредством письменной контрольной работы в форме эссе,

2. Сдача практического материала - макет, эскизы, план разметки оформления,

3. Защита своего замысла.

Основные тезисы

Декорация - это устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действа.

Декорировать - придавать чему-нибудь красивый вид внешним убранствам.

Основные виды декораций - Мягкие декорации;

- Жесткие декорации;

Мягкие декорации –кулисы, падуги, задники, горизонты, половики.

Занавесы - основной антрактовый (раздвижной, подъемно-опускной), фигурный, эффектный, занавес- раздержка.

Жёсткие декорации - станки складные, сборно-разборные, рундуки, лестницы, перила, балки, фурки прямолинейные, круговые (осевые), телари, ширмы, колонны и т.д.

Баннерные декорации - например: можно изобразить дворец любого стиля, море, небо, космос, портреты, и.т.д.. Баннерные декорации:

На люверсах

С карманами

На металлоконструкции Светодинамические декорации - декорации, в которые заряжается свет, световые эффекты.

Декорация «черный квадрат» - Оформление - чёрная одежда сцены, место и время действия обозначается отдельными деталями: фонарь в руке актера означает наступление сумерек, длинный посох - дорогу, трон - королевский замок и т.п.

Декорация-аттракцион - сценическое пространство содержит предметы, способные активно воздействовать на зрителя без видимой технологии исполнения. Декорации могут быть саморазрушающимися или самовосстанавливающимися, внезапно исчезающими либо появляющимися, самодвижущимися, трансформирующимися и т.п. Такими были на сценах и в храмах грандиозные конструкции, которые на глазах у зрителя могли неожиданно раскрываться в виде лепестков цветка, открывая большие актерские группы, либо раскалываться на части, как это случалось в эпизодах кораблекрушения.

Декорация- натюрморт - декорация является красивой упаковкой какого-либо незатейливого сюжета.

Декорация-портрет – разновидность оформления спектакля, для которого важны историческая достоверность декораций, костюмов и бутафории.

Декорация-плакат – оформление-иносказание, к подобным выразительным средствам можно отнести геральдические знаки, орнаменты, эмблемы, аллегории, предметы-символы (корона, крест, знамя и т.п.).

Декорация-станок – реализуется через набор предметов – от реквизита до объемной конструкции с лестницами и различными архитектурными элементами, т.е. все то, что способно помочь пластически выразить сущность явления.

Назначение декораций в худ. действии.

Декорации помогают:

Создать внешний облик среды, в которой живут и действуют персонажи произведения,

Раскрыть понимание содержания действия - суть эпохи, исторические события, характеры, взаимоотношения,

Создать художественный образ спектакля, постановки, предполагая композиционное и изобразительное решение сценического пространства,

Выразить психологическое состояние действующих лиц, драматический конфликта и идею спектакля.

1. Базанов В.В. Техника изготовления декораций.

2. Литвинов Г. В. Сценография. Художественно-декоративное оформление. - Ч., 2010 г.

3. Литвинов Г. В. Сценография театрализованных представлений и праздников. - Ч., 2003 г.

4. Понсов А. Д. Конструкция и технология изготовления театральных декораций.

Материал из Юнциклопедии


Сценография - искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники (см. Техника сцены). Все эти изобразительные средства являются компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определенное эмоциональное звучание. Развитие сценографии тесно связано с развитием изобразительного искусства, архитектуры, драматургии, кино.

Декорация - оформление сцены, воссоздающее обстановку действия спектакля, помогающее раскрытию его идейно-художественного замысла. В современном театре декорации готовят с помощью разнообразных художественных и технических средств - живописи, графики, скульптуры, света, проекционной и лазерной техники, кино и т. п. История развития сценографии выделяет несколько типов декораций, связанных с конкретными требованиями театра, драматургии, эстетики определенной исторической эпохи, уровнем ее науки и техники.

Живописная декорация широко использовалась в XVIII в. Расписывались красивые и сложные задники, на которых нередко изображались целые архитектурные ансамбли или элементы интерьера, т. е. создавался живописный фон спектакля.

В конце XVIII - начале XIX в. с развитием реалистического театра намечается отход от чисто декоративно-зрелищной традиции оформления. Вместо традиционного фона, изображавшего место действия, на сцене стали детально воссоздавать определенную обстановку, требовавшуюся по ходу действия. Появляется павильон - закрытое с трех сторон помещение, состоящее из стенок-рам; его применение увеличило возможности использования в спектакле разнообразных мизансцен .

Один из распространенных типов декораций, разработанный в XVII-XIX вв., - кулисная передвижная декорация, состоящая из кулис, расположенных на определенном расстоянии одна за другой от портала в глубь сцены. (Портал - архитектурное обрамление сцены, отделяющее ее от зрительного зала.) Кулисы выполнялись из различных материалов (тканевых или древесных) и различной конфигурации - элементы ландшафта, архитектуры и т. п.

Объемная декорация строится на применении объемных деталей в системе плоских стенок. Пандусы, практикабли, лестницы и другие объемные элементы позволяют разнообразить планировку сценического пространства, менять в соответствии с конкретными требованиями глубину и ширину сценической коробки. Важную роль в построении объемной декорации играет сценическая машинерия - вращающийся круг, система штанкетов , фурки с механическим приводом - приспособления для передвижения на сцене частей декорационного оформления.

Симультанная декорация основана на открытом одновременном показе всех мест действия спектакля. Этот тип декорации активно применялся в средневековом театре и театре Возрождения . В наше время симультанная декорация нередко использовалась в театре в 40-60-е гг.

Пространственная декорация близка к симультанной по способу организации различных мест действия в единую установку, но она не ограничивается коробкой сцены, а включает в свою изобразительную систему зрительный зал, архитектуру театрального здания. Места действия в декорации этого типа могут быть рассредоточены в различных точках всего театрального комплекса.

В современном театральном искусстве используются самые разнообразные типы декораций и приемы оформления спектакля.

Один из важнейших компонентов оформления спектакля - сценический свет . Свет на сцене - это тот «волшебник», который, завершая труды художников и постановочной части, преображает декорацию: раскрашенный холст превращает в бархат и парчу, фанеру и картон - в сталь или гранит, жесть - в хрусталь, стекляшки - в алмаз, фольгу - в золото и серебро. Искусно установленный на сцене свет создает впечатление жары или холода, «солнечного утра» или «зимнего вечера», «осенней мглы» или «ясного бездонного неба». Сценический свет предназначен также для создания сценических эффектов . Но самое важное назначение света на сцене - способствовать созданию определенной атмосферы, необходимой по ходу действия. Он может быть нейтральным или, наоборот, эмоционально окрашенным - праздничным, тревожным, унылым, карнавально-динамичным.

Свет на сцене устанавливается на специальных световых репетициях, когда уже полностью готово и смонтировано оформление спектакля. Занимается этим осветительный цех во главе с художником по свету, совместно с художником спектакля и режиссером. Всю световую аппаратуру можно разделить на приборы направленного и рассеянного света. Цветное освещение достигается с помощью цветных - стеклянных или пластмассовых фильтров. Световая аппаратура расположена как внутри сценической коробки, так и вне ее, в зрительном зале (так называемая выносная). На сцене аппаратура крепится на порталах и на галереях. Кроме того, переносные приборы устанавливаются в кулисах на штативах. Над сценой, во всю ее ширину, подвешены софиты, в которые вмонтирован целый набор разнообразных осветительных приборов. Софиты скрыты от зрителей падугами, поднимаются и опускаются они при помощи колосниковой системы.

Свет в спектакле бывает очень сложным, со многими переменами по ходу действия. Управляется это сложное хозяйство регулятором, к которому сходятся провода от всех осветительных приборов. Очень облегчает работу осветителя-регуляторщика автоматический регулятор. В таком регуляторе имеется несколько программ, которые набираются заранее. Программы сменяются во время спектакля простым нажатием кнопки.

Создание световой партитуры спектакля - дело очень сложное и трудоемкое. Каждый новый спектакль ставит перед художником и осветителями свои задачи, и поиски точного, выразительного света требуют фантазии, эксперимента, творческого подхода.

Театральный костюм помогает актеру найти внешний облик персонажа, раскрыть его внутренний мир, определить историческую, социальную и национальную характеристику среды, в которой происходит действие. Необходимое дополнение к костюму - грим и прическа.

Художник-сценограф воплощает в костюмах огромный мир образов - остросоциальных, сатирических, трагических, гротесковых и др. Об этом свидетельствуют, в частности, прекрасные работы отечественных художников во всех видах театрального искусства - балете , оперном театре , драматическом театре.

Выдающиеся русские художники В. Д. Поленов, В. В. Васнецов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель в постановке опер русских композиторов передавали своеобразие отечественной истории, картин природы, поэзию сказочных образов.

Замечательное мастерство художников «Мира искусства» (художественного объединения конца XIX - начала XX в.) - А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха, И. Я. Билибина, М. В. Добужинского сыграло важную роль в постановке оперно-балетных спектаклей, оказало большое влияние на западноевропейское театральное искусство.

В отечественном театре в 20-30-е гг. художники-сценографы стремятся к созданию синтетических спектаклей, используют зрелищные мотивы арлекинады, трагедии, пантомимы, цирка, агитационного театра. Сценография была призвана давать «ритмически и пластически необходимую базу для проявления актерского искусства», передавать «ритмы созидания нового государства».

Над спектаклями, поставленными В. Э. Мейерхольдом , А. Я. Таировым, Е. Б. Вахтанговым , работают такие мастера оформительского искусства, как И. И. Нивинский, В. А. и Г. А. Стенберги, представители конструктивизма в изобразительном искусстве - В. Е. Татлин, А. И. Родченко и другие.

В творчестве известных театральных художников - И. М. Рабиновича, В. В. Дмитриева, Б. И. Волкова, П. В. Вильямса, В. Ф. Рындина, С. Б. Вирсаладзе и других сочетаются традиции русского театрально-декорационного искусства с новаторскими открытиями современной сценографии.

Требования, которые предъявляются к декорациям, можно сформулировать следующим образом: прочность, легкость, простота в изготовлении, портативность, быстрота сборки и разборки, высокое художественное качество.

Театральные декорации разделяются на два вида -- жесткие и мягкие. Жесткие декорации могут быть объемными, полу объемными и плоскими. Кроме этого, они делятся на обыгрываемые и не обыгрываемые. Обыгрываемыми элементами оформления называются те, которые используются актерами во время действия, -- это декорационные станки, лестницы, перила, деревья, дверцы шкафов и т. д.

Мягкие декорации бывают живописными, аппликационными, драпированными и гладкими.

Основным материалом, из которого изготавливаются жесткие декорации, является древесина хвойных пород. Древесина относительно дешева, легко поддается механической обработке, окраске, оклейке. Но в ряде случаев древесина заменяется металлическим прокатом различного профиля. Изготовление ажурных плоскостных и объемных контуров сложного рисунка, декорационных станков со сквозными пролетами, легких лестниц на тонких тетивах и многих других элементов декораций зачастую просто невозможно без применения тонкостенных стальных или дюралюминиевых труб. Нередко декорации, сделанные на металлической основе, гораздо легче деревянных.

Мягкие декорации шьются из самых разных материалов -- холста, тика, тюля, бархата и многих других. Широкое применение здесь находят синтетика, нетканые материалы, технические ткани.

Практика театра выработала определенные приемы и правила изготовления декораций, многие из которых не потеряли своего значения и по сей день. Стандартная декорационная рама, разработанная более ста лет тому назад, до сих пор является основой для конструктивного решения почти всех жестких декораций: стен павильонов, станков, потолков и пр. Классический способ изготовления бутафории из папье-маше (несмотря на все достижения в области применения пластических масс) все еще не теряет своего значения и является технологической базой бутафорского производства. Правила пошивки задников, кулис, половиков также остались почти неизменными.

Невозможно описать все способы производства театральных декораций. Это всегда творческий поиск, всегда разработка особенных художественно-технологических приемов. Но как бы ни были разнообразны конструктивные и технологические решения, в их основе всегда лежат главные принципы, справедливые для всего театрального производства.

ЖЕСТКИЕ ДЕКОРАЦИИ

Павильонные декорации состоят из отдельных рам, затянутых холстом и делятся на глухие, с проемами, одинарные и складные.

Процесс изготовления павильона начинается с вычерчивания мелом на полу мастерской всех его стенок в натуральную величину «лицом» вниз. В чертеже-шаблоне проводятся линии складов и стыков отдельных стенок, размечаются оконные и дверные проемы и пр.

Затем по линиям чертежа раскладываются и обрезаются по размерам бруски, из которых собирается рама.

Соединение покрывается жидким столярным клеем и пробивается двумя или тремя гвоздями с обязательным загибанием концов, выступающих на лицевую сторону. Помимо этого, угловые соединения укрепляются фанерной косынкой, тоже с применением клея и гвоздей. Для того чтобы рама была прочной и жесткой, в ее конструкцию вводятся дополнительные бруски, называемые ручниками, средниками и раскосами.

Затяжка рам холстом производится после предварительной монтировки павильона в мастерской.

Бревенчатые стены имитируются рельефными каркасами, обшитыми картоном, фанерой или тонкими досками. Для изготовления тесаных бревенчатых стен на декорационную раму набиваются тонкие рейки со скошенными краями, оклеивается холстом. В пазы вклеивается распущенная пеньковая веревка, имитирующая конопатку. Одновременно она закрывает щели между рейками, сквозь которые может быть виден свет осветительных приборов, стоящих за кулисами.

Имитация бревен хорошо получается при набивке на раму соответствующим образом профилированных листов термопласта.

Двери, применяемые в театре, отличаются от обычных более облегченной конструкцией. Все, что украшает двери, делается только с лицевой стороны. Такие двери называют односторонними. Двери, открывающиеся внутрь павильона, встречаются крайне редко.

Окна делаются приставными, навесными и вставными. Навесными окнами называются такие, которые навешиваются сзади проема и не опираются на планшет сцены. Этот способ, так же как и вставной, применяется в случае небольших размеров и малой ширины коробки. Навеска крупногабаритных окон приводит к потере устойчивости стенки и затрудняет ее крепление.

Арки, встречающиеся в архитектуре павильона, в зависимости от размеров могут быть цельными, складными и разборными.

Сборки представляют собой плоские декорации со сложным верхним контуром. Они применяются для изображения дальних планов пейзажа -- леса, гор, городских домов и т. п.

Потолки, применяемые для перекрытия павильонов, по своей конструкции разделяются на мягкие и жесткие.

Для потолков обычно выбирается плотная ткань белого цвета. Отбельный тик хорошо имитирует беленый штукатуренный потолок, а ворсовые ткани типа байки создают более мягкую по фактуре поверхность.

Станками в театре называют временные помосты для получения площадок различной высоты и формы. По своим функциям станки делятся на игровые и рабочие. Игровые станки -- это те, которые находятся на виду у зрителей и являются частью декорационного оформления спектакля. Рабочими называются станки, стоящие за кулисами или сзади декораций. Они несут чисто служебную функцию, позволяя актерам подняться на игровой станок или спуститься с него. По расположению настила относительно сцены станки различаются на горизонтальные и пандусные, т. е. наклонные. И, наконец, по способу изготовления -- на разборные, неразборные и складные. Театральные станки, несмотря на все многообразие форм и размеров, строятся по единому принципу, в основе которого лежит комбинация рам, несущих на себе деревянный настил. В наиболее общем виде станок представляет собой прямоугольный каркас, собранный из деревянных рам, на которые укладывается настил в виде отдельных щитов

Сценические лестницы по своей конструкции делятся на приставные, накидные и накладные. А по функциям, так же как и станки, различаются на игровые и рабочие.

Различного рода перила и балюстрады, применяемые на сцене, являются декоративными деталями оформления и одновременно защитной оградительной техникой.

Ажурные «металлические» решетки делаются из тонкостенных стальных труб, толстой проволоки, фанеры. Плоские тонкие орнаменты выгибаются из параллельно идущих проволок, пространство между ними заклеивается тканью.

Широкое применение подвижных площадок в монтировочном решении спектакля объясняется их портативностью, мобильностью и простотой конструкции. Форма временных площадок, их количество, характер движения определяются художественным и монтировочным замыслом постановки.

Конструкция фурки, необходимость в направляющих и система привода определяются характером движения площадок. Сценические фурки разделяются на три вида: прямолинейного, криволинейного и вращательного (кругового) движения.

МЯГКИЕ ДЕКОРАЦИИ

К мягким декорациям относятся бескаркасные декорационные элементы, изготовленные из мягких, эластичных материалов -- тканей натурального и синтетического волокна, тюлей, сеток, синтетических пленок и т. д. В число мягких декораций входят: кулисы, падуги, занавесы, горизонты, панорамы, живописные и аппликационные задники, тюлевые занавесы, половики. Приемы пошивки и обработки мягких декораций зависят от их назначения, характера использования и требуемого внешнего вида.

Техника исполнения и выбор материала для кулис и падуг, несущих изобразительную функцию, зависят от конкретного задания художника. Это может быть некрашеный холст, мешковина, марля, собранная в густую складку, живописные или покрытые аппликацией полотна, жесткие рамы, обтянутые тканями, различного рода сетки и переплетения шнуров и т.д. и т.п.

Антрактовый занавес относится к категории одежды сцены. Для изготовления занавесов чаще всего применяются тяжелые ткани шелковой группы -- бархат и плюш.

При применении легких прозрачных тканей необходима плотная подкладка из суровой бязи, окрашенной в цвет основного материала.

Транспарантные задники -- задники с полупрозрачными частями, подсвечиваемые с обратной стороны, комбинируются из тканей различной плотности. Основное полотно сшивается из плотной непрозрачной ткани, в которой, согласно эскизу, делаются вырезы различной величины и формы.

Нашивные аппликации могут быть плоскими и рельефными. Методом аппликации добиваются не только эффекта пространственной глубины и объема деталей, но и большей игры отдельных элементов, достигаемой применением разнофактурных тканей.

Рельефные детали выполняются из поролона, оклеенного пропитанной огнезащитным составом тканью. Орнаменты исполняются нашивкой шнуров, веревок и пр.

Половиками в театре называют холсты, настилаемые на планшет сцены, для того, чтобы замаскировать доски настила, придать полу сцены определенный цвет или фактуру. Для изготовления половиков применяются главным образом беленые ткани большой прочности и плотной структуры плетения: двунитка, тик, палатка, техническое сукно и др. Для различных имитаций используется холст, ворсовые баечные ткани, тонкие брезенты, полубархат и др.

Эффект земляного или снежного покрытия достигается и при помощи нашивки мягких рельефов. Полосы собранной в жгуты или мелкую складку марли или холста, так называемая «же-ванка», пришитые параллельными рядами, могут изображать пахоту или разрыхленную землю. Неправильной формы подушки, обшитые неровными слоями марли и тюля, -- рыхлый снег. Каменные плиты -- такими же простеганными подушками прямоугольной формы, а булыжная мостовая -- мягкими матерчатыми полушариями.

На растительные, «травяные» половики нашиваются или наклеиваются нарубленные волокна расплетенного хлопчатобумажного или сизальского каната, расчесанные пучки мочала. Чем плотнее пришиты волокна и чем чаще расположены их ряды, тем пышнее и гуще травяной ковер, тем незаметнее становится основа. Половики, покрывающие станки, чаще всего шьются в виде чехлов.

ТЕАТРАЛЬНАЯ БУТАФОРИЯ

Изготовление бутафории представляет собой обширную отрасль театральной технологии. Из всей массы существующих приемов и методов можно выделить главнейшие технологические процессы, которые лежат в основе данного производства. К ним относятся: работы с папье-маше, металлом, пластмассами, синтетическими материалами, мастиками и пастами. Каждый из этих процессов может быть применен самостоятельно или в комбинации с другими в любом виде изделий.

Способ папье-маше

Выклейка изделий из бумаги по отлитой форме является одним из самых распространенных методов изготовления театральной бутафории. Процесс работы с папье-маше делится на четыре основных этапа. Первый этап -- лепка модели из глины. Второй -- формовка модели гипсовой массой. Третий -- оттиск изделия бумагой по гипсовой форме. И, наконец, четвертый -- монтировка и роспись оттисков.

Процесс оттиска состоит из выклейки изделия кусочками бумаги, пропитанными мучным клейстером.

Бумажные оттиски можно производить и непосредственно по моделям или готовым оригиналам, предварительно смазанным вазелином.

Картонажные работы

Как самостоятельный поделочный материал в театральном производстве картон занимает довольно скромное место. Из него главным образом изготавливаются предметы, не требующие особой прочности и очень легкие по весу. К ним относятся декоративные, шляпные и сюрпризные коробки, некоторые виды головных уборов, книжные корешки.

Работы из металла

В процессе изготовления театральной бутафории используются многие приемы обработки различных металлов -- вязка проволочных каркасов, штамповка, металлопла-стика, чеканка, выколотка, литье. Основными материалами, применяемыми в бутафорском производстве, являются: кровельное железо, листовая латунь и медь, жесть, отожженная вязальная и сталистая проволока, олово, алюминий, металлическая фольга. Проволочные каркасы применяются при изготовлении скульптур и крупной бутафории, кустов, деревьев, абажуров и пр.

Пластмассы и синтетические материалы

Легкость, пластичность, необычность фактуры, простота технологической обработки синтетических материалов и некоторых видов пластмасс обеспечили им широкое внедрение в театральное производство. К их числу относятся пенопласта и винипласты, упаковочные полихлорвиниловые пленки, вспенивающиеся полистиролы, клеи типа БФ и эпоксидные смолы, эмульсии ПВА и латексы. Пенопласты разделяются на жесткие и мягкие. Жесткие пенопласты хорошо выпиливаются, режутся, шлифуются и окрашиваются. Из них вырезаются мелкие предметы, скульптуры, капители, украшения для мебели. Тонкие листы негорючего пенопласта ПХВ употребляются для фактурной обработки декораций.

Эластичный пенопласт, так называемый поролон, имеет более широкий диапазон применения. Из него делают цветы, фрукты, пирожные, булки и другие виды съестных продуктов, детали декораций, костюмов.