Доктор живаго анализ произведения по главам. Пастернак, анализ произведения доктор живаго, план

В послевоенные годы. Писатель потратил десять лет на его создание, начиная с 1945 года. Критики его сразу же причисли к разряду философских, хотя в нем, несомненно, есть и историческая ценность. В ней упоминаются такие события, как Первая мировая война, революция начала XX века, Великая Отечественная война. Интересно, что автор долго не мог определиться с названием своего романа. Поначалу он хотел его назвать «Мальчики и девочки» в честь ребят поколения Юры Живаго , с которыми он вырос. Это были его лучшие друзья Миша Гордон, Ника Дудоров, Надя, Тоня и «девочка из другого круга» Лара Гишар .

По сути, события романа разворачиваются вокруг повзрослевших героев. Юра стал врачом, Тоня – юристом, Миша – филологом, но в душе они все остались такими же детьми, которых изрядно потрепали трагические события в стране. Двадцатый век стал веком суровых испытаний. В особенности тяжело пришлось интеллигенции, которую и взял за основу для своего эпического романа Пастернак. Жизнь не щадила никого. Тоня Громеко, повзрослев, вышла замуж за Юру и родила ему двух детей, но пока он нес службу на Урале, женщине пришлось выехать из страны. К тому моменту у Живаго уже был роман с Ларисой, о чем Тоня догадывалась. Она не злилась и не меняла своего благодушного отношения к мужу, а детей воспитывала в полном уважении к нему.

Миша Гордон и Ника Дудоров, с которыми Юра играл все детство, под гнетом революционных убеждений изменились до неузнаваемости и он не мог больше найти с ними точек соприкосновения. То же можно сказать и о его дяде Николае Николаевиче Веденяпине – человеке, взявшем на себя ответственность за жизнь Юры после смерти его родителей. Во многом благодаря этому человеку, он вырос достойной личностью и преуспевающим специалистом. Однако с наступлением войны он резко изменился и создавал только видимость заботы о делах страны. Сам он, тем временем, побыстрее мечтал оказаться в Альпах, рядом со своей новой пассией. Юрий видел весь ужас положение, но ничего не мог изменить. От этого ему было еще тяжелее.

Личная жизнь героев тоже оказалась под прицелом. На мой взгляд, когда в стране происходят какие-либо смуты или волнения, это сказывается на всех аспектах жизни и в работе, и дома. Лариса Гишар (Антипова), которую полюбил главный герой, была человеком «надломленным» и жила «с трещиной на всю жизнь». В юности ее молодостью и беззащитностью воспользовался любовник матери – В. П. Комаровский , что отрицательно отразилось на ее последующих отношениях. Она не смогла построить личного счастья с мужем – Павлом Антиповым-Стрельниковым , который, зная ее былой опыт и умудренность, считал, что вышла она за него только из сострадания.

Даже когда счастье, казалось, улыбнулось ей с появлением надежного спутника Юры Живаго, в дело вмешался все тот же злополучный Комаровский, который обманным путем разлучил их. Так, Юра остался один и перестал интересоваться людьми, работой, жизнью вообще, а Стрельников, вскоре покончил жизнь самоубийством. В конце произведения мы узнаем, что рядом с доктором остается только его сводный брат Евграф , который и прежде много помогал его семье. Юрий Андреевич отказывается от врачебной практики и всецело посвящает себя творчеству. Смерть находит его в удушливый августовский день в переполненном трамвае. Однако Живаго оставил после себя наследие – томик стихов, которыми автор и заканчивает свое произведение.

Знаменитый роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», ставший известным всеми миру и даже получивший Нобелевскую премию, оказался на родине своего писателя только через тридцать лет после того, как был написан.

Самое удивительное, что сюжет и замысел этого великого романа напрямую связан с историей России, с крупными и решающими поворотами в ее истории, с гражданской войной, которая жестоко разделила людей на два враждующих лагеря и заставила их ненавидеть друг друга.

Трагизм романа «Доктор Живаго»

Этот роман с трагической судьбой двойственен во всем, и поэтому говорят, что это главное и определяющее произведение в творчестве Бориса Пастернака. Сюжет напрямую связан с двумя революциями, двумя войнами, но прежде всего - это история о личностях и их судьбах, о жизни общества и его переломных моментах. История доктора Юрия Живаго позволяет читателям совершенно по-другому взглянуть на ход исторических событий, позволяет ощутить глубину перемен жизни целой страны и ее народа, ведь именно на примере его личности и людей, которые его окружали, мы пониманием суть изменений и то, как они отобразились в жизни людей.

Через образ доктора Живаго читатель осознает все настоящие тяжести войны, не той, которую описывают битвами и боевыми действиями, нет, глазами Юрия мы видим войну в операционной и лазарете: гной, кровь, бинты… Пастернаком мастерски отображена ужасающая действительность - когда творится новая история, и происходят революции и войны, личность человека стирается, пропадает индивидуальность и глубина, а ведь на самом деле это - невозможно. Несмотря ни на что, личность человека выживает, каждый индивидуум остается со своими проблемами, печалями и радостями.

Двойственность романа «Доктор Живаго»

Почему говорят о двойственности романа? Пастернак использует мощный символизм , его главный герой доктор Живаго любит двух совершенно разных женщин, и каждая из них - это символ эпохи. Живаго разрывается между сильной и крепкой привязанностью к матери своих детей - нежной и надежной Тоней и Ларой, которая является символом перемен, она - то появляется, то исчезает из его жизни, она - олицетворение кратковременного и всегда заканчивающегося счастья. И это в конечном итоге заставляет его опуститься на самое «дно» человеческой жизни, он больше не может найти опоры ни в чем, все подвержено тем изменениям, которые невозможно контролировать и при которых нельзя оставаться счастливым.

Он не может отыскать покой в работе, поддержку в любви, он даже пытается найти себя в поэзии, тогда ему кажется, что для того, чтобы выжить - надо творить. Но и это не становится спасением для его души. Доктор Живаго теряет свои навыки и не может уже работать профессионально, все, что у него есть - это неквалифицированный подработок в Москве. Юрий Живаго умирает, и вместе с ним умирают его надежды, мечты, ожидания и переживания. Несмотря на то, что как раз перед этим все-таки появляется светлая надежда на лучшее, на то, что его жизнь еще может измениться в лучшую сторону, он не может дальше жить.

Своеобразие и оригинальность романа Бориса Пастернака проявляется в двойственности всего происходящего, в недоговоренности и неопределенности, в символизме - ощущении переменчивости природы и бессмертной поэзии, которая сможет согреть человеческую душу вне зависимости от времени года.

Рецензия на роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго».

«Никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться.

Надеяться и действовать - наша обязанность в несчастии.

Бездеятельное отчаяние - забвение и нарушение долга.»

Евграф Живаго.

В названии книги Бориса Пастернака «Доктор Живаго» лежит, как можно догадаться, имя ее главного героя. Какой вывод может сделать из подобного названия человек, не читавший книгу?

Наверное, какая-то биография какого-то доктора?

Действительно, в процессе чтения мы узнаем все о судьбе этого замечательного героя - доктора Юрия Андреевича Живаго. Однако сказать, что роман написан о нем, на мой взгляд, будет не совсем правильно. А может быть даже совсем неправильно. Скорее, это роман о России, где множество судеб и бед слились в начале двадцатого века в одно страшное слово: революция.

Признаться, для меня путь к этой книге лежал неблизкий - сначала я посмотрел русскую экранизацию и был приятно тронут этим сериалом, в который, как позже выяснилось,было внесено немало дополнений по сравнению с содержанием книги. Дополнения эти, впрочем, оказались весьма удачными. Эти приятные минуты просмотра стали поводом для обращения к первоисточнику, что я, воспользовавшись удачным случаем, и сделал. Итак, вернемся к книге.

Безусловно, при рецензировании исторического романа приходится оценивать его по двум критериям: как литературное произведение и как своеобразный учебник истории.

Начнем, пожалуй, именно с истории. Я считаю, что роман «Доктор Живаго», подобно произведению Пушкина «Евгений Онегин», может претендовать на «звание» «энциклопедии русской жизни» своего времени -конца XIX - начала XX веков. Все этапы истории, все важнейшие перемены в жизни людей того времени показаны очень подробно и красочно - вместе с героями мы переживаем становление советской власти и попытки белых противостоять этому; гонение на церковь; карточную систему питания; коллективизацию, которую один из героев романа называет ошибкой; становление НЭПа - самого двусмысленного и фальшивого советского периода - по словам автора; создание комитетов бедноты. Особый интерес представляет жизнь Юрия Живаго среди партизан и сюжетная линия Стрельникова-Антипова - внепартийного человека, временного «попутчика» советской власти, по судьбе которого мы видим, как в дальнейшем вышеназванная советская власть этих «попутчиков» «благодарила». А на замечательном и добром герое Мише Гордоне автор показывает нам полную злоключений судьбу человека, испытавшего все «прелести» жизни еврея в России, прошедшего концлагерь и путь «смертника» на свободу - через фронт.

Но хотя роман «Доктор Живаго» и является историческим, в первую очередь - это все-таки роман - одно из лучших литературных произведений. Об этом говорит и Нобелевская премия, присужденная Пастернаку по литературе, от которой он, как нам известно, вынужден был отказаться.

Действие романа практически охватывает полвека, огромное количество героев представлено нашему вниманию, а также множество сюжетных линий, которые переплетаются в невероятный, удивительный узел - все герои встречаются, все оказываются связаны друг с другом. Здесь возникает некоторое чувство неправдоподобия: кажется, в жизни такого быть не может. Иначе придется невольно начать верить в судьбу. Но нужно помнить, что «Доктор Живаго» - это не летописная хроника, а исторический роман. А в романе может быть все, что угодно.

Впечатляет описание пейзажей, интерьера, проработанное до мелочей. Но самое главное, что бросается в глаза и чем мне понравился роман - это диалоги и монологи героев, которые хочется перечитывать снова и снова, чтоб «дойти до самой сути». Они спорят обо всем - об истории, революции, жизни, новостях, культуре, Боге (о вере в романе герои размышляют чаще, чем о других темах - поневоле пришлось людям вспомнить о Боге в смутные времена) - и мысли эти, на мой взгляд, заслуживают пристального внимания. Огромное место уделяется раскрытию внутреннего мира героев - богатого внутреннего мира! После прочтения подобных вещей хочется всплеснуть драматично руками и вздохнуть: поизмельчал русский народ, поизмельчал… Таких умных и образованных людей представляет нашему вниманию автор, что невольно приходится усомниться: а не идеализирует ли он?

Особо в романе нужно выделить тему любви: любви отнюдь не простой и ясной, но сложной и мучительной. Двоякое положение Юрия Живаго вызывает сочувствие к нему и его женщинам - Ларе и Тоне, и хочется воскликнуть: «Ну разберись ты уже со своими женщинами!» Но разобраться он не успевает - судьба справилась лучше. Да, в этом романе безусловно присутствует тема судьбы.

Отдельно хочется вспомнить о смерти Юрия Живаго: в отличие от фильма, в книге он умирает на Родине, а не за границей. Умирает в тесном, душном трамвае, из которого пытается выбраться, но нервная толпа не оставляет ему на это никаких шансов. А близкие не могут похоронить его по-христиански - хотя Живаго при жизни былверующим человеком - и кремируют. Для меня этот драматичный эпизод стал кульминацией в произведении, точкой кипения, точкой наивысших переживаний.

В заключение хочется вернуться к истории. Вернее - к исторической объективности романа.

Читая роман о революции, всегда необходимо обращать внимание на два вопроса:

· С какой стороны смотрит автор на революцию: «красной» или «белой»

· И главное, к какому выводу автор приводит читателя в книге: нужна ли была революция?

Что по этому поводу можно сказать о романе «Доктор Живаго»? Автор старается охватить обе стороны, пытаясь одинаково правдиво описать все жестокости как «красных», так и «белых», а главное - описать то, как страдает от любой смены власти народ. Нужна ли была революция по мнению Пастернака? Читая роман, я пришел к выводу, что Пастернак признавал, что нужно что-то было в обществе менять, но не такой дорогой ценой.

Что же можно сказать об объективности романа? Можно ли доверять автору в описании исторических событий, которых он являлся свидетелем, в которых участвовал и к которым имел свое, субъективное мнение? Ведь нам известно, что отношения у автора с советской властью были не совсем гладкими. Но… Возможно, в наше противоречивое и непонятное время подобным книгам можно доверять больше, чем учебникам истории, которые постоянно переписываются, а факты в них интерпретируются в соответствии с современной политикой? Тут, наверное, дело личное и сугубо индивидуальное. Я Борису Пастернаку верю.

Игорь Бур

Конспект урока

Тема. «Доктор Живаго»: сюжет, история создания, время, отражённое в романе.

Цели:

    подвести учащихся к пониманию основной идеи романа «Доктор Живаго»;

    познакомить с историей создания произведения;

    выяснить особенности композиции романа;

    показать, что в романе как в романе представлена Россия с 1903 – 1929 год;

    показать, что мысли и чувства доктора Живаго – это мысли и чувства самого Пастернака, что роман является «духовной автобиографией» писателя.

Тип урока: урок углубленной работы над текстом.

Методы: репродуктивный, эвристический.

Приемы: беседа, обучение анализу текста произведения.

Виды деятельности учеников: подготовка сообщений, выразительное чтение учащихся, анализ эпизода.

План урока

    Организационный этап (3 мин.).

    Вступительное слово учителя (5 мин.).

    История создания романа «Доктор Живаго» (сообщение ученика) (5 мин.).

    Анализ романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». (25 мин.).

    Итог урока (5 мин.).

    Домашнее задание (2 мин.).

Ход урока.

2. Вступительное слово учителя.

Роман «Доктор Живаго», изданный за границей и переведённый на 24 языка, привлёк внимание мировой общественности, но был принят в штыки ждановско–сусловской критикой в СССР. Началась открытая травля Б. Пастернака, закончившаяся исключением его из Союза писателей (в то время как Шведская академия словесности и языкознания присудила ему Нобелевскую премию за «выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционной ниве великой русской прозы»).

Опальный поэт, опасаясь продолжения репрессий, отказался от премии. Горечь обиды, боль души вылились вскоре в стихи, которые замечательно звучат на фоне 5 симфонии П. И. Чайковского, 2 ч., Andante Cantabile .

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони.

Мне наружу ходу нет.

Тёмный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду,

Будь что будет, всё равно.

Что же сделал я за пакость.

Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра. /«Нобелевская премия», 1959г./

«Травля добила его», – вспоминал А. Вознесенский после смерти поэта. На опустевшей без хозяина даче на пастернаковском рояле С. Рихтер играл Скрябина – музыкального кумира Б. Пастернака

В 1958г. присуждена Нобелевская премия, а в 1960г. Б. Пастернака не стало.

«В связи со значением, которое придаёт Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ», – из письма Б. Пастернака в Шведскую академию.

В лиро–эпическом романе «Доктор Живаго» Б. Пастернак сумел выразить те сложные и противоречивые чувства, которые довелось испытать ему и его лирическому герою – Юрию Живаго – в те беспощадные годы революций и войн.

    История создания романа «Доктор Живаго» (сообщение ученика).

Начат роман в 1945г. Несколько раз Б. Пастернак менял его название. Повествование о судьбе Юрия Живаго в романе заканчивается на событиях 1929г. – года «великого перелома» – начало массовых репрессий, коллективизации и индустриализации всей страны ценой миллионов жизней простых, а окончен в 1955г.

Из писем Б.Пастернака:

«…начал писать большой роман. Собственно, это первая настоящая моя работа. Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее 45 – летие. Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории…Роман пока называется «Мальчики и девочки»…Атмосфера романа – моё христианство».

«Я закончил роман, исполнил долг, завещенный от Бога» , – эта пушкинская цитата Пимена из «Бориса Годунова» говорит о том, как относился Б. Пастернак к роману, соотнося его с летописью России.

«Люди, нравственно разборчивые, никогда не бывают довольны собой, о многом сожалеют, во многом раскаиваются. Единственный повод, по которому мне не в чем раскаиваться в жизни, это роман. Я написал то, что думаю, и по сей день остаюсь при своих мыслях. Может быть, ошибка, что я не утаил его от других. Уверяю Вас, я бы его скрыл, если бы он был написан слабее. Но он оказался сильнее моих мечтаний, сила же даётся свыше, и таким образом дальнейшая судьба его не в моей воле. Вмешиваться в неё я не буду. Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не ново, и я готов принять любое…»

«Первая книга – от 1903 до 1914 года, конца войны. Во второй хотел так: я надеюсь довести до Отечественной войны, примерно в 1929 году умирает главный герой, врач по профессии, но очень сильным вторым творческим планом, как у врача А. П. Чехова. Когда сводный брат Юрия Живаго приведёт в порядок его бумаги, выпустит в свет эти стихи – целая глава во второй книге. Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным, Маяковским, и когда я пишу теперь стихи, я их пишу в тетрадь этому человеку – Живаго».

Напечатан роман был в Италии в коммунистическом издании. В 1958 г. представлен к Нобелевской премии, а потом началась травля поэта – скоротечный рак, 30.05.1960г. умер один из последних представителей Серебряного века. В 1978г. Б.Пастернак посмертно восстановлен в Союзе писателей, а в 1982г. – посмертно вручена Нобелевская премия. В журнале «Новый мир» впервые в нашей стране напечатан роман «Доктор Живаго».

    Анализ романа «Доктор Живаго». Юрий Живаго и революция.

Юрий Живаго – представитель русской интеллигенции. Причем он – интеллигент и по духовной жизни – поэт от Бога, и по профессии милосердной, человеколюбивой – врач.

Юрий Живаго созерцатель, а не преобразователь. Как врач, он ставит диагноз, способен предугадать ход вещей, но не желает вмешиваться в них и лечить. Видимая пассивность героя и даже фатализм в романе очевидны. Герой, не переделывая мир, почти не приспосабливаясь к нему внешне, внутренне свободен, и остается собой (пример: партизанский отряд).

Обилие случайностей в жизни (в романе случай – это материализованное «чудо») имеет высший смысл. В жизни все предопределено (фатализм), кроме нравственного выбора человека , отстаивающего свою свободу духа. В этом близость романа «Доктор Живаго» и «Мастер и Маргарита».

Воланд – Маргарите: «Никогда и ни о чем не просите у сильных мира сего: сами придут и сами дадут вам».

Юрий Андреевич много размышлял над историей:

«Из средства раскрепощения революция превращается в конечную цель, вытесняя все другие проявления жизни. Тема насильственного насаждения счастья близка Достоевскому. Перерождение революции начинается в тот момент, когда человек вмешивается в историю, пытается подчинить ее своим представлениям. Это равносильно, что вмешаться в саму природу».

Антипод Юрия Живаго – Павел Антипов – «гений самоограничения», как называл его Живаго. Он предельно рационален во всем (математик, физик). Из тех, кто сделал самого себя, а теперь пытается подчинить мир. Меняет фамилию, начинает жизнь с чистого листа, отказавшись оттого, что дано было судьбой. Он пытается делать историю и становится жертвой этой истории. Самоубийство – последняя попытка противостоять судьбе. Пастернак отказывается от такого пути.

И вот финал романа. Юрий не отпустился духовно, как это кажется внешнее. Его жизнь в последние годы – это отказ от конформизма, приспособленчества. Друзья его не понимают, они изменились. Третья женщина в судьбе Юрия – Марина – из новой советской интеллигенции. Все женщины (Тоня, Лара) не отменяют друг друга, а входит в его жизнь как неизбежное, занимая свое место.

Наделив героя романа поэтическим даром, Пастернак отдал ему самое дорогое, чем обладал сам, – свою позицию. В стихах торжествует жизнь. Любовь, соединение двоих помогает присоединиться к вечному движению жизни, к ее настоящему и будущему, обратиться «оттуда» к людям живым.

Герой романа вспоминает свечу за московским окном, где была та, которую он потом полюбил. Свеча – точка притяжения для человеческой души, источник света, ставший вечным. Повтор звучит, как заклинание для героя. Противостоять судьбе невозможно. Ее тени присутствуют везде.

Все терялось в снежной мгле… но человек не потерян в мире, если есть любовь.

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное

Завтра встану первая

Для святого дня. А.Блок, 1906г.

В стихах речь идет о праздновании вербной недели – начале весны (обновления, на что надеялся народ после войны). Название «Мальчики и девочки» будет изменено, но тема воскресения и вечной жизни будет звучать в фамилии героя романа. Эта тема открыта в его стихах: образ свечи – один из центральных его символов. Один из вариантов названия «Свеча горела».

Характеристика гражданской войны и революции в романе (сообщения по группам).

Сообщение первой группы: «Первые отклики на революцию в семье Живаго»

Эпизоды кн.1, ч.6, гл.8; кн.1, ч 6, гл. 9; кн.1, ч6, 4

Учащиеся этой группы сообщают, что сначала была радость: наконец-то будут «вырезаны старые вонючие раны», будет восстановлена мировая справедливость, «это небывалое чувство истории». Потом постепенно пришло разочарование в революции, т.к. кругом появились страшные люди. Они отличались железной волей, крутым нравом, отсутствием жалости. В городе разруха, обыски, голод.

Революция меняет людей (пример Шурочки Шлезингер, Паши Антипина): чтобы спасти семью, как-то выжить в это трудное время, семья Живаго собирается уехать. Здесь возникает образ пути.

Сообщение второй группы «Образ пути в романе» кн. 1, ч7, гл.1.

Анализируя эпизоды, учащиеся приходят к выводу, что перед нами Россия в миниатюре, железная дорога – это трудный путь России, это жизнь России, которую сорвали с правильного пути. Но попытки перекроить жизнь по своему усмотрению ведут к гибели людей.

Индивидуальное сообщение. Учащийся делает анализ эпизода кн. 2, ч 11, гл. 3,4

У красноармейца и белогвардейца на груди была одна и та ладанка с молитвой о спасении. Это подтверждение того, что война идет между братьями.

5. Итог урока : В романе «Доктор Живаго» Пастернак стремился осмыслить проблему русской интеллигенции, привыкшей к мысли о самостоятельной ценности каждого мыслящего человека, интеллигенции, которая отшатнулась от искажений и извращений идеи, а не от самой идеи.

В «Стихотворениях Юрия Живаго» завершается осмысление центральной проблемы романа – проблемы бессмертия. Здесь утверждается мысль, заключённая в фамилии героя: Живаго, живой, живящий, бессмертный.

«Смерти не будет» – убеждённость, выраженная в этом первоначально предполагаемом названии романа, пронизывает весь цикл стихов, который назван в заключении «Книгой жизни».

ХХ век со своими трагическими событиями стал для многих людей временем суровых испытаний. Особенно тяжело пришлось представителям интеллигенции, которые видели весь ужас положения, но ничего изменить не могли. Не случайно ХХ век был назван «веком-волкодавом».

Одним из ярких произведений, раскрывающих отношения человека с эпохой, стал роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго» . Написанный в 1955 году, он был напечатан на родине только в 1988 году, спустя 33 года. Почему же произведение вызвало такую реакцию властей? Внешне сюжет вполне традиционен для начала ХХ века: речь идет о судьбе человека в эпоху революционных преобразований. События романа показаны сквозь призму восприятия главного героя, поэтому сюжет, в первую очередь, связан с судьбой молодого врача Юрия Живаго.

Судьба человека, по мысли Пастернака, не связана напрямую с исторической эпохой, в которой ему приходится жить. Главный герой романа не боролся с обстоятельствами, но и не приспосабливался к ним, оставаясь личностью при любых условиях. Живаго - широкий специалист, терапевт, при этом скорее диагност, чем лечащий врач. Он способен предугадывать и ставить точный диагноз, но не стремится исправлять или лечить, то есть вмешиваться в естественный ход вещей. При этом такой своеобразный фатализм Живаго не мешает ему сделать необходимый нравственный выбор, в котором и проявляется истинная свобода человека.

С самого начала романа действуют мальчики - Юра Живаго , Миша Гордон, Ника Дудоров и девочки - Надя, Тоня. Только Лара Гишар - «девочка из другого круга» . Автор хотел назвать роман «Мальчики и девочки» . И хотя события романа разворачиваются вокруг повзрослевших героев, подростковое восприятие сохраняется и у самого Юрия, и у Лары, и даже у ставшего другим человеком Антипова. Ведь все, происходящее в годы Гражданской войны, станет для него игрой.

Но жизнь не игра, это реальность, которая вмешалась в судьбы главных героев. Начинается роман с самоубийства отца Юрия - разорившегося «богача, добряка и шалопута» Живаго, причем толкнул его на этот страшный шаг не кто иной, как адвокат Комаровский, который впоследствии сыграл трагическую роль и в судьбе Лары.

В возрасте 11 лет став круглым сиротой, Живаго оказался в семье профессора Громеко, у которого была дочь Тоня - ровесница Юрия. «У них там такой триумвиат: Юра, его товарищ и одноклассник гимназист Гордон и дочь хозяев Тоня Громеко. Этот тройственный союз начитался „Смысла любви“ и „Крейцеровой сонаты“ и помешан на проповеди целомудрия» .

Весной 1912 года все молодые люди завершили получение высшего образования: Юра стал медиком, Тоня - юристкой, а Миша - филологом. Но накануне этого года умирающая Тонина мать умоляла их пожениться. Выросшие вместе и любившие друг друга как брат и сестра, молодые люди исполнили волю умершей Анны Ивановны - поженились после получения диплома. Но именно перед смертью Тониной мамы на елке у Свентицких Юрий увидел Лару Гишар, стрелявшую в соблазнившего ее любовника матери адвоката Комаровского. Молодой человек был потрясен красотой и горделивой осанкой этой девушки, не представляя себе, что их судьбы в будущем соединятся.

Действительно, в их жизни еще не раз произойдет «судьбы сплетенье». Например, став врачом, Юрий отправится на первую мировую войну, а Лара, выйдя замуж за Павла Антипова и отправившись с ним по распределению в уральский город Юрятин, будет потом разыскивать его, пропавшего без вести, на фронте, и встретится там с Живаго.

Вообще, все события истории герой встречает с воодушевлением. Например, его как врача восхищает «великолепная хирургия» Октябрьской революции, которая может «разом вырезать все вонючие язвы общества» . Однако вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения советская власть поставила человека в жесткие рамки, навязав при этом свое понимание свободы и счастья. Такое вмешательство в человеческую жизнь пугает Юрия Живаго, и он принимает решение вместе с семьей отправиться подальше от эпицентра исторических событий - в бывшее имение Громеко Варыкино в окрестностях Юрятина.

Именно там, в Юрятине, встретятся вновь Юра и Лара и полюбят друг друга. Юрий мечется между двумя любимыми женщинами, но история в лице товарища Лесных освобождает его от двойственного положения: партизанам нужен врач, и они насильно забирают доктора Живаго к себе в отряд. Но даже там, в условиях неволи, Живаго оставляет за собой право выбора: ему дают в руки винтовку, чтобы он стрелял во врагов, а он стреляет в дерево, он должен лечить партизан, а он выхаживает раненого колчаковца Сережу Ранцевича.

В романе есть другой герой, который тоже сделал свой выбор. Это муж Лары, Паша Антипов, сменивший фамилию на Стрельникова, решивший начать жизнь с чистого листа. Он пытается делать историю по-своему, принеся в жертву не только свою семью (жену Лару и дочь Катеньку), но и свою судьбу. В результате, оказавшись жертвой и истории, и своих чувств, он осуществляет последнюю попытку противостоять судьбе, неприемлемой для него, - пускает себе пулю в лоб.

Живаго же совершает воистину волевой поступок - сбегает из партизанского лагеря и, истощенный, полуживой, возвращается в Юрятин к Ларе. А его жена вместе с отцом и детьми за это время эмигрировали в Европу, и связь с ними оборвалась. Но на этом испытания для Юрия не закончились. Понимая, что Лару будут преследовать, он уговаривает ее уехать с Комаровским, который может обеспечить ей безопасность.

Оставшись один, Живаго возвращается в Москву, где перестает следить за собой, внешне совсем опускается, духовно деградируя и умирая в расцвете лет, по сути, в одиночестве. Но такие внешние метаморфозы говорят об изменении внутреннего мира. Он творит, и результат творчества - последняя глава романа «Стихотворения Юрия Живаго».

Таким образом, роман «Доктор Живаго» становится духовной биографией его автора, ведь судьба Юрия Живаго вплетена в канву жизненного и духовного пути его создателя.