Британская культура. Традиции великобритании

Широко известен вклад Великобритании в сокровищницу мировой культуры, и в первую очередь, в развитие естественных и технических наук, особенно физики, химии, а также биологии. Британским ученым принадлежат важные открытия, их именами названы многие законы и теории; среди них И.Ньютон, Р.Бойль, Дж.Джоуль, М.Фарадей, Дж.Максвелл, Ч.Дарвин, Э.Резерфорд и многие другие. Британские путешественники и ученые сыграли важную роль в развитии наук о Земле (Ч.Ланель, Дж.Кабот, У.Парри, Дж.Росс и др.) В стране были изобретены первые в мире машины: в 1733 г. – прядильная машина, в 1785 г. – ткацкий станок, в 1784 г. – паровая машина, в 1802 г. - пароход с кормовым гребным винтом, в 1803 г. – паровоз, в 1825 г. – первая железная дорога с паровой тягой. Многие изобретения были сделаны и в XX в.: в 20-30-х годах Дж.Берт и Р.Уотсон-Уатт подошли к созданию телевидения и радиолокации и т.п. Первые машины, с помощью которых была совершена промышленная революция, хранятся ныне в музеях Великобритании.

Немалое наследие оставили британские писатели, поэты, музыканты и художники, многие из них оказали влияние на развитие мировой литературы и искусства. Крупнейший дошедший до нас памятник устного народного творчества – знаменитая «Поэма о Беовульфе» – был создан в конце VII века. Эта поэма повествует о могучем и справедливом Беовульфе, который после множества подвигов гибнет, спасая свою страну от страшного дракона. В создании британской литературы особое место принадлежит великому английскому писателю Джеффри Чосеру, жившему в XIV в. Высокообразованный человек, владевший латинским, французским и итальянским языками, он, однако, отверг возможность писать по латыни, как поступали его образованные современники. Чосер стал английским национальным писателем, создателем (на основе лондонского диалекта) английского литературного языка. Его знаменитые «Кентерберийские рассказы» – великолепная галерея образов людей всех классов, сословий, возрастов, причем, хотя сюжеты Чосер часто заимствовал у Боккаччо и других писателей, его образы – чисто английские.

Великим драматургом мирового значения является В. Шекспир. В его творчестве культура английского Возрождения достигла своей вершины. Его образы грандиозны, как сама эпоха, породившая их. Отелло и Лир, Гамлет и Макбет – в какой бы стране, среде, эпохе не жили эти люди они полны тех страстей и раздумий, которые тревожили самого Шекспира и его современников. В XVII и первой половине XVIII вв. жили и творили гениальный сатирик, автор знаменитых «Путешествий Гулливера» Джонатан Свифт и ряд других сатириков. Мастерами реалистического нравоописательного романа стали Даниэль Дефо (1661 - 1731), Сэмюэл Ричардсон (1689 - 1761), Генри Филдинг и др. Самым крупным поэтом 18 века был Роберт Бернс. Сын бедного шотландского фермера, Бернс воспевал в своих стихах народный идеал свободы, личного достоинства, справедливости, чести, товарищества, светлой земной любви. В 18 веке было немало писателей – сентименталистов, среди которых крупнейшие Оливер Голдсмит (1728 - 1774) и Лоренс Стерн (1713 - 1768), роман которого «Сентиментальное путешествие» ввел в широкое употребление слово «сентиментальный».

Первая четверть 19 века знаменуется деятельностью великого поэта революционера и романтика Джорджа Гордона Байрона (1788 - 1824). Романтический герой поэм Байрона обладает несгибаемой волей, могучими страстями, способностью к действию, весь смысл его жизни – в борьбе, хотя он и обречен на поражение, поскольку он одинок. Радом с именем Байрона стоит имя другого гениального поэта и мыслителя Перси Биси Шелли (1792 - 1822), который вошел в историю английской и мировой культуры как пламенный певец свободы, мечтавший о преодолении социального неравенства.

Вообще для британской литературы 19 века характерен расцвет демократической литературы, критикующий капиталистическую действительность. В середине 19 века в связи с развертыванием чартистского движения появились крупные чартистские поэты Эрнст Джонс (1819 - 1869) и Уильям Линтон (1812 - 1897) Главным художественным открытием чартистской литературы было создание ею образа борющегося, а не только страдающего рабочего класса. Крупнейшими авторами социального романа были Элизабет Баскелл (1810 - 1865), Шарлота Бронте (1816 - 1855), Уильям Теккерей (1811 - 1863), Чарльз Диккенс (1812 - 1870).

Беспощадно разоблачая стяжательство и жестокость буржуа, социальный роман судил современное общество с позиций народных идеалов справедливости, равенства, добра.

В 20 веке Джон Голсуорси продолжил традиции реалистического романа (1867 - 1933). Принадлежа к верхам буржуазной интеллигенции он весь свой незаурядный талант посвятил разоблачению верхов общества, которые отлично знал. Лицемерие в политике, религии, морали, науке, духовное убожество, культ посредственности и отвратительное самодовольство – таковы в изображении Голсуорси планы черты хозяев Англии. Выдающимся представителем британского критического реализма и Б. Шоу (1856 - 1950); его драматургия завоевала не только английскую сцену, но и сцены многих стран мира. Научно – фантастическое направление в литературе создал Герберт Уэллс (1866 - 1946). Большую популярность приобрел крупный мастер детективного жанра Артур Конан Дойль, а позже и Агата Кристи.

Театр. Театр Великобритании пережил сложную историю. Своего расцвета он достиг в эпоху Возрождения, когда появились светские тенденции в культуре. В течение долгих столетий церковь старалась использовать народную жажду зрелищ для усиления своего влияния на массы. Церковники драматизировали церковную службу – литургию, что привело к возникновению литургической драмы, церковники перенесли ее из храма на паперть, где ее могли смотреть тысячи людей. Постепенно литургическая драма стала отрываться от религиозной первоосновы. Сюжеты драмы стали заимствоваться уже не из Библии, а из «житий святых», т.е. жизнеописаний вполне реальных людей, совершавших в обыденной обстановке «чудеса». Эти пьесы с чудесами назывались мираклями (miraclum).

Наконец, в XIV и особенно в XV вв. основным видом театрального зрелища становится мистерии – грандиозные представления на городских и ярмарочных площадях. Хотя сюжеты мистерий по-прежнему заимствовались из Библии, светский, бытовой элемент становился в них преобладающим. Актерам предоставлялась возможность изменять текст своими вставками, которые всегда носили современный характер и еще больше «приземляли» священные эпизоды. Вифлиемские пастухи напоминали обычных английских пастухов, с их речью, повадками, внешним видом. В другом популярном драматургическом жанре этого времени – моралите, действующими лицами были воплощенные в сценических образах абстрактные понятия или черты характера: Милосердие, Жестокость, Корыстолюбие, Дружба, Сила, Смерть, Красота и т.п. Эти образы приобретали вполне реальные бытовые характеристики, и в их столкновениях решались философские и морально-этические проблемы той эпохи. В крестьянской сфере были очень популярны весенние празднества в честь популярного народного героя Робина Гуда: наряженные в зеленые одежды, украшенные цветами и зелеными ветвями, сотни крестьян с песнями и танцами шли за тем, кому выпала честь играть Робина Гуда. На лесных полянах разыгрывались сцены из его жизни. Уже в первой половине XVI в. в мистерии и моралите ворвалась политическая борьба. Условные образы моралите были уже носителями не абстрактных понятий или человеческих качеств, а реальных противоборствующих сил. Таков был один поток, который впоследствии влился в бурное море великолепного театра конца века. Второй поток возник в связи с развитием гуманизма и первоначально стоял в стороне от народной традиции. В школах преподаватели-гуманисты ставили силами учеников пьесы античных авторов. Студенты университетов ставили главным образом античные трагедии. Затем возникли английские комедии в подражание Плавту и Горацию. В этих подражаниях вскоре появились и мотивы, заимствованные из моралите, и наряду с реальными персонажами фигурируют весьма условные герои типа Порока или Плутовства. Так началось слияние античной и народной традиции, обогащавшее и ту и другую.

Первые постоянные актерские труппы, преимущественно из ремесленников, возникали при дворах королей и крупнейших лордов. Вскоре появились и специальные театральные помещения на окраинах Лондона. Первый театр был построен самими актерами в 1576 г., а к началу XVII в. в Лондоне было уже 20 театров. 200 - тысячное население Лондона, множество прибывавших в столицу купцов, моряков, чиновников обеспечивали постоянную аудиторию.

Наибольшее значение имели массовые, так называемые публичные театры, которые актеры содержали на паях. Простой помост, не отделенный от зрителей занавесом, огромный партер (более чем на 1000 мест) без сидячих мест и без крыши, крытые ложи с более дорогими местами по бокам – так выглядели эти сооружения. Но именно здесь были созданы великолепные творения английской драматургии. Именно на подмостках этих театров разыгрывались великие трагедии Шекспира и его современников.

В XVII в. в годы революции публичные театры были разрушены, актеры разогнаны, демократические традиции народного театра перечеркнуты. Были построены ярусные театры, близкие к современному типу. Из Италии и Франции заимствовались технические новшества, декорации. Впервые на английской сцене появились женщины, раньше женские роли исполнялись мужчинами. Однако попытка привезти из Франции не только технику, но и господствовавший там стиль классицизма оказалась менее успешной. Театральная публика периода Реставрации хотела видеть в театре веселую и непременно непристойную комедию. После долгих лет скитаний по иностранным дворам вернувшаяся знать жаждала наслаждений, роскоши, блеска и сам король показывал пример в вызывающей «свободе нравов». Распутный двор видел в театре свое точное отражение и не обижался, потому что безнравственность считалась хорошим тоном. Не удивительно, что театр этого времени не мог создать крупных художественных ценностей.

В XVIII в. просветительство и реализм проникли во все сферы искусства. Большую роль в развитии театра в этот период сыграл великий актер и реформатор сцены Девид Гаррик. Современный ему английский театр не мог предложить Гаррику ролей, достойных его гения. Он обращается к Шекспиру и заново открывает его образы. В качестве директора крупнейшего лондонского театра Гаррик ввел целую серию новшеств. Он изгнал аристократического зрителя со сцены, и Макбету не приходилось более произносить свой монолог, стоя в двух шагах от светского франта. По его инициативе было введено ламповое освещение, расширена сцена, декорации и костюмы стали изготавливаться с подлинным художественным вкусом и исторической достоверностью. Все эти преобразования, а главное – реалистическое актерское мастерство Гаррика принесли ему всемирную славу. Его считают основоположником сценического реализма в английском и общеевропейском масштабе.

С конца XVIII в. в связи с социальными сдвигами и подъемом демократического движения стала меняться театральная аудитория. Вновь, как это было в конце XVI в., в театр хлынули массы городского населения. Количество театров росло, но право ставить классические или современные пьесы было предоставлено в Лондоне лишь двум – Друри-Лейну и Ковент-Гардену. В остальных театрах Лондона и провинции ставились лишь развлекательные спектакли фарсы, пантомима, музыкальные комедии. Весь XIX в. был отмечен деятельностью выдающихся актеров.

На рубеже двух театральных эпох ведущее место в английском театре занимали великие актеры Сара Сиддонс (1755 - 1831), её брат Джон Кембл (1757 - 1833) и Эдмунд Кин (1789 - 1833). Во второй половине этого века известными актерами были Генри Ирвинг (1838 - 1905) и Элен Терри. В репертуаре английских театров преобладала классика, в основном В. Шекспир; проблемная драматургия Ибсена и Шоу не допускалась на сцены ведущих театров. Выдающуюся роль в ознакомлении английского зрителя с лучшими произведениями современной драматургии и в развитии подлинного реалистического театра сыграл Независимый театр. Его основал в 1891 г. при поддержке Б. Шоу Джекоб Грайн. Актеры, жаждавшие вырваться из рутины ведущих театров, не требовали платы за труд. Грайн и его друзья положили начало «репертуарному театру», т. е. театру с разнообразным репертуаром, в противоположность уже установившейся системе, при которой одна пьеса ежевечерне ставилась до тех пор, пока приносила сборы. Репертуарные театры возникли в Манчестере, Ливерпуле. В 1899 г. прогрессивные актеры и писатели учредили Театральное общество. Оно считалось клубом, т. е. не зависело от цензуры. Ибсен, Толстой, Чехов, Горький прочно утвердились в его репертуаре. Был, наконец, преодолен репертуарный голод многих десятилетий, и блестящая драматургия Шоу завоевала призвание. В XX в. его пьесы ставились и в театре «Олд - Вик» (с 1818г.), где играл известный актер Джон Гилгуд. В театре «Олд - Вик» начал свою деятельность великий актер Лоуренс Оливье. Его партнершей была талантливая Вивьен Ли.

Во время второй мировой войны прославленные актеры с труппами разъезжались по шахтерским поселкам, промышленным городам. В Лондоне был особенно активен театр «Юнити», ставивший произведения М. Шолохова, Л. Толстого, И. Эренбурга, К. Симонова.

В 50 – 60 – е годы возникли новые театры с постоянным составом актеров, среди них театр «Уоркмон», а в 1963 г., был, наконец, открыт Национальный (т.е. государственный) театр с постоянной труппой, возглавляемой Лоренсом Оливье. В настоящее время немногие из театров Великобритании имеют свое помещение и постоянную труппу. Чаще помещение снимается в аренду для какого – либо представления, подготовленного определенной труппой. Лишь некоторые театры получают государственные субсидии, а большинство держаться на частных пожертвованиях, и на сборах от спектаклей. Стационарные театры, Шекспировского мемориального театра в Стретфорде-на-Эйвоне, имеются в Лондоне: это «Олд Вик», «Ройял Корт тиэтр», «Мерилейд тиэтр», «Юнити» и «Уорктон», хотя всего их в столице примерно 50, не считая очень маленьких.

Живопись. Живопись Великобритании издавна занимала видное место в моровом искусстве. Для средневековья была характерна портретная миниатюра, для которой, как и для церковной стенописи того времени была характерна некоторая бесплотность и условность, отсутствие черт, раскрывающих образ именно данной личности. В портретной миниатюре эпохи Возрождения художники были уже более свободны в изображении особенностей именно данного лица, в выборе позы, жестов. Правда, и здесь значительное место уделялось декоративному обрамлению портрета, деталям обстановки и туалета, но все же на первый план выдвигается индивидуальность, неповторимое лицо изображаемого. Это относится к творчеству Николаса Хиллиарда (1547 - 1619), и его ученика Исаака Оливера (1562 - 1617). В первой половине XVII в. при дворе Карла I много лет работал знаменитый фламандский живописец Антонис Ван-Дейк. В этот «английский» период своего творчества Ван-Дейк создал портреты, оказавшие впоследствии немалое влияние на английскую портретную живопись. Созданная им галерея портретов короля и знати великолепно отображает облик аристократа того времени. Ученики Ван-Дейка – Р. Уокер и Сомюэль Купер продолжили традиции британской художественной миниатюры и создали серию портретов вождей революции.

Эпоха реставрации не принесла крупных успехов английской живописи, но на почве идей Просвещения в реалистической живописи. Создателем английской национальной художественной школы явился Уильям Хогарт – первый ученик, снискавший мировую известность. Эго творчество глубоко национально в том смысле, что оно отражало черты чисто английского национального характера. Бичуя пороки общества, Хогарт обратился к сугубо бытовым сюжетам, черпая материал из самой жизни. Его серия картин – «Выборы», «Карьера продажной женщины», «Карьера мота», «Модный брак» и др. – размножались в виде гравюр и быстро раскупались. Самая знаменитая картина художника «Девушка с креветками».

У. Хогарт положил начало бурному расцвету английской живописи. С ростом промышленной буржуазии расширялся круг заказчиков, которые желали украсить свои жилища картинами, либо увековечить себя портретами кисти выдающихся художников. В 1768 г. была создана королевская Академия искусств в Лондоне. Ее организатор Джошуа Рейнольдс (1723 - 1792) был наиболее известным современным художником. Свыше двух тысяч портретов государственных деятелей, выдающихся писателей, актеров имеют огромную историческую ценность: перед нами – вся официальная Англия того времени. Рейнольдс часто придавал своим портретам аллегорический характер. Так знаменитую трагическую актрису Сару Сиддонс, он изобразил в виде музы трагедии.

Почти одновременно Сару Сиддонс писал великий художник той эпохи Томас Гейнсборо (1727 - 1788). Гейнсборо писал немало парадных «ван - дейковских» портретов и, желая подчеркнуть преемственность, одевал свои модели в костюмы XVII в. Гейнсборо умел внести даже в традиционный парадный портрет не только психологическую характеристику, но и передать настроение человека. Вот почему его работы сохраняют до наших дней свое чисто эстетическое, а не только историческое значение.

Новаторство Гейнсборо появилось и в его пейзажах, которые положили начало английской школе пейзажистов первой половины XIX в. Сам Гейнсборо настолько любил ландшафт «старой Англии», что пытался даже портреты писать на фоне пейзажа, который приобретал у него самостоятельное значение.

Своеобразный культ моря, всегда игравшего немалую роль в исторических судьбах Англии, приобрел в начале XIX в. новые черты. Чем больше обуржуазивалась Англия, чем прозаичнее и скучнее становилась повседневная жизнь, тем больше привлекало море и связанное с ним представление об опасностях, подвигах, борьбе со стихией. Центральное место занимало море и в творчестве одного из крупнейших английских пейзажистов Уильяма Тернера (1775 - 1851). Его привлекали необычные и фантастические сюжеты – дикие скалы, утесы, развалины, грозовые ливни и прежде всего море, бурное, мрачноватое, тревожное и почти всегда – в байроновском «борении стихией». Его знаменитые картины «Мол в Кале» и «Последний рейс корабля «Отважный» (в своей многоцветной гамме превосходили импрессионистов) и др. Пейзажи Констебля Джона (1776 - 1837), другого крупнейшего английского пейзажиста, наоборот, чаще всего – спокойные, солнечные, гармоничные картины природы. Главное содержание новаторства Констебля заключались в отказе от идеализации природы. Он писал этюды с натуры и природа Констебля – это не идеалистический сельский пейзаж, а живая, полнокровная среда, окружающая человека труда. Не случайно картины Констебля пришлись не по вкусу верхам общества: они сочли их грубыми и примитивными. Даже в 20-е годы, когда Констебль приобрел общеевропейскую известность, выставив свою картину «Телега для сена» в Парижском Салоне, в Англии он был лишь формально признан академическими кругами. В 30-40-х годах XIX в. в английской живописи вновь царили жанровые картины, которые вели свою родословную от остросатирических полотен Хогана.

Но жанровые картины XIX в. носили совсем иной характер. Создатели жанровой живописи того времени были образно говоря, лакировщиками действительности – трогательные семейные торжества, уличные сценки, детские проказы, иллюстрации к популярным романам – все это в духе идеализации действительности. Даже наиболее выдающийся из художников этого направления Д. Уилки (1785 - 1841) изображал бытовые сценки с юмором, отнюдь не стремясь вызвать у зрителей раздумье. Иной характер носило творчество группы художников, которые в 1848 г. объединились в «Прерафаэлитское братство». Они предлагали отказаться от парадности и условности современной живописи и обратиться к образам итальянского искусства XV в. Отсюда название их группы, подчеркивающее возврат к дорафаэлевскому искусству. Ведущими художниками этого направления были Эверетт Миллес и Уильям Холмеи Хант, Данте Габриел Россетти.

Художники конца XIX – начала XX в. под руководством молодых художников Уолтера Сиккерта (1860 - 1942) и Уилсона Стива (1860 - 1942) объединились в Новый английский художественный клуб, который стал главным центром английского импрессионизма, хотя в клуб входили и художники чисто реалистического напрвления. Широкой известностью пользовалась картина У. Сиккерта «Скука» изображавшая супругов из мелкобуржуазной среды, погруженных в беспросветную скуку. Среди портретистов «Клуба» широкую известность приобрел Огастес Джон (1878 - 1961). Одна из его самых известных работ – портрет Б. Шоу. Особое место среди деятелей искусства занимал график и живописец Фрэнк Брэнгвин (1867 - 1956). Индустриальная Англия с железными громадами мостов, окутанными дымом заводов, гигантскими верфями для изобразительного искусства открыта именно Брэнгвином.

Музыка. Музыкальное искусство Великобритании менее известно. Народное песенное творчество ведет начало с времен заселения страны кельтскими племенами. Ныне в Уэльсе и Шотландии, где живут потомки древних кельтов, еще имеются народные певцы и сочинители песен – барды, между которыми по традиции происходят ежегодные состязания. От норманов остались баллады, песни исторического и сатирического содержания. Сопровождаются народные песни игрой на арфе, лютне, трубе, флейте и барабане. Расцвет народной песни относится к XV в. Место старых обрядовых песен стали занимать carols – песни рассчитанные на два, три и больше голосов. Многоголосие как разновидность музыкальной выразительности возникло именно в английской народной музыке и отсюда распространилось на континент. Многоголосие английской народной песни повлияло и на выдающегося композитора XV в. Дж. Данстебла, создателя полифонических произведений. Популярность музыкального искусства во всех слоях английского общества была так велика, что во второй половине XV в. в Кембридж, а затем и в Оксфорд ввели ученые степени доктора и бакалавра музыки.

Затем долгое время музыка была под запретом, преследовалась в быту, изгонялась из церквей. Многие великолепные органы в храмах были разрушены. Пуритане смотрели на музыку как на порождение дьявола. Возрождение музыкальной культуры относится к XVII в., когда появился композитор Генри Перселл (1659 - 1695), который писал и псалмы и инструментальную музыку, и, главное, создал первую английскую оперу «Дидона и Эней». Долгое время после Г. Перселла в стране не было сколько – нибудь значительного композитора. В салоны знати обычно приглашались итальянские оперные труппы.

Существует мнение, что развивающийся капитализм едва не убил английскую музыку, во всяком случае, и в самой Англии, и за рубежом успела возникнуть легенда о врожденной немузыкальности английского народа. А между тем народ пел старинные песни, складывая новые стихи на общеизвестные мелодии и тем сохранял их, создавал новые. И вот видный деятель музыкальной культуры Сесил Шарп, проделав титаническую работу, собрал и издал сборник «Английская народная песня». Это была борьба за национальную демократическую музыкальную культуру, против салонного искусства и вкусов воспитанной исключительно на иностранной музыке публики. Позднее многие молодые музыканты были буквально очарованы народными напевами, о которых впервые узнали из сборника Шарпа и начали создавать на основе народных песен произведения, проникнутые духом Англии и английского характера. Композиторами, внесшими немалый вклад в становление национальной композиторской школы были Ральф Воэн Уильямс (1872 - 1956), в чьих произведениях жили переработанные английские и шотландские песни, и особенно Эдвард Элгар (1857 - 1934) – первый английский композитор, музыка которого широко вошла в мировой концертный репертуар.

В XIX в. возникло много музыкальных обществ, изучалась история средневековой музыки, в конце века увлекались опереттой. Крупнейшим композитором XX в., получившим народное призвание, является Б. Бриттен. Он бережно относился к национальной музыке, создал первую со времен Перселла английскую репертуарную оперу «Питер Грайнс», вернул на сцену и оперу Перселла. К оперному жанру обратился композитор и общественный деятель А. Буш, написавший оперу «Уот Тайлер».

В 50-60 годах в Великобритании произошла своего рада музыкальная революция – массовое увлечение «новой музыкой» - рок и бич бит. В начале 60-х годов там было уже около 300 бит – групп, самая популярная из которых «Битлз», имела множество последователей и почитателей во всем мире.

Архитектура. В Великобритании сохранились архитектурные памятники со времен неолита и бронзового века. Это очень своеобразные каменные комплексы, о назначении которых строится множество догадок. Немало в стране и развалин римских сооружений I – V вв., имеются церкви VII – X вв. Гораздо лучше сохранились англо-нормандские храмы и феодальные замки. В XI в. начали строить Вендзорский замок, сооружать Тауэр в Лондоне. В XII в. развивается английская готика, возводится множество величественных храмов, символизирующих могущество церкви; тогда было построено 95 соборов, в том числе в городах Дареме, Кентерберри, Солсбери, Йорк т.е. во многих крупных торговых центрах. К тому времени относится строительство Вестминстерского аббатства в Лондоне, длившееся довольно долго.

Со второй половины XIV в. господствовал уже позднеготический стиль с характерным для него богатством резных деталей. В начале XVII в. выдающимся архитектором считался А. Джонс, который стремился перенести в Англию стиль итальянского Возрождения, сочетая его с национальными традициями. В эпоху Возрождения строилось много зданий в стиле фахверка – это переплетение деревянного каркаса, между которыми закладываются камень и штукатурка (дои, где родился В. Шекспир, в Страдфорд-он-Эйвоне – типичная фахверковая постройка).

В архитектуре периода Реставрации приобретает известность архитектор К. Рен, стремившийся строить здания в духе английского классицизма. Он построил 52 церкви в Лондоне, в том числе и знаменитый собор св. Павла.

В XVIII в. господствовал классический стиль. Известные архитекторы того времени Джон Вуд и его сын Джон Вуд – младший использовали его при создании бальнеологического курорта Бата, ансамбли которого напоминают античный город. Во второй половине XVIII в. в том же стиле продолжали работать архитекторы братьяРоберт и Джеймс Адамс. Они построили много городских домов и усадеб. В то время вокруг усадеб разбивались парки в стиле классицизма; строго геометрическая планировка, поостриженые деревья и ряды статуй вдоль аллей. Но в конце XVIII в. в парковое искусство стал проникать английский тип парка со свободной планировкой, более близкой к природе.

Разбогатевшая буржуазия в начале XIX в. стремилась подражать знати, заказывала архитекторам строительство комфортабельных особняков в классическом стиле и даже в духе средневековых замков.

В XIX в., который английские историки называют «викторианской эпохой», были два направления в архитектуре – неоготика и неоклассицизм. Например, в классическом стиле с колоннами построено здание Английского банка (1833г. архитектор Д. Сеун) и похожий на античный храм Британский музей (построен в 1847 г. архитектором С. Смерки). Типичным примером неоготики является здание британского парламента, созданная выдающимся архитектором Е. Берри (1840 - 1868). В неоготическом стиле в течение XIX начало XX в. воздвигали церкви в растущих промышленных городах. В некоторых городах встречаются кварталы георгианского стиля для которого характерны лишенные украшений здания краснокирпичного цвета с мелким переплетом белых оконных рам. Таков весь комплекс Темпля – подворья юристов в Лондоне.

В период после второй мировой войны в крупные города Великобритании все больше стало проникать современная архитектура многоэтажных зданий из стекла и стали, особенно характерных для офисов. Но обычно такие здания лишь вкраплены в общую старую застройку.

Культурное наследие Британской империи поистине уникально. Оно в основном определяется культурой Англии, с добавлением местных культурных традиций Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, а также, хоть и в меньшей степени, культурами десятков стран, однажды бывших колониями Британской Империи. Широкомасштабные изменения в культуре Великобритании произошли после 1945 года. Современная музыка Великобритании - симбиоз сложившихся музыкальных направлений и влияния телевидения и радио. Развлекательное направление в музыке во многом заимствовано у США (джазовое направление). На творчестве большинства композиторов современной Англии сказалось влияние различных авангардных направлений. В массовом понимании популярны рок- и поп- направления. Наиболее примечательными образцами этих изменений может послужить преображение Ливерпуля, а затем и Лондона, в центры мировой поп-культуры в 1960-х годах. «Битлз» были лишь самой первой и наиболее известной из британских рок-групп, которые покорили мир.

Современная литература Великобритании последних десятилетий связана с «сердитыми молодыми людьми», так называемое направление современных писателей-реалистов. Среди современных писателей Великобритании наиболее ярким представителем этого направления является драматург Дж. Осборн.

Британские модельеры одежды прославились своим авангардным стилем, и яркая одежда из магазинов на Карнаби Стрит и Кингз Роад стала известна далеко за пределами Лондона. Кроме этих изменений, а также менее значительного оживления в других областях культуры после окончания Второй Мировой Войны, значительные перемены произошли в самом обществе. Наиболее заметной переменой стало повышение уровня образования. Правительство стало уделять больше внимания развитию и поддержке искусства в стране. Специальный Совет по искусству, сформированный в 1946 году, поддерживает различные области искусства, что, в свою очередь, послужило причиной расширения культурного рынка, в основном коммерческого. Как и во многих развитых странах, столкновение вкусов и ценностей старшего и младшего поколения, периодами было очень жестоким, особенно в 60-х 70-х годах 20-го века. Хлынувший после образования Соединенного Королевства в Великобританию поток эмигрантов из развивающихся стран принес с собой разнообразие культур и религий из развивающихся стран. Взаимодействие этих культур и общей культуры Великобритании во многом определяет сегодняшнее Соединенное Королевство, где приоритетным является свобода вероисповедания. В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления парламентом, правительством. Королевская инспекция осуществляет общий надзор, который распространяется на все виды образования, кроме университетского, хотя в последнее время правительственные круги все чаще выступают с предложением о работе инспекторов и в университетах. Непосредственный контроль за деятельностью учебных заведений систем школьного и дальнейшего образования осуществляется местными органами образования. Особенностью системы образования в Англии можно назвать преобладание государственного сектора. Процесс «огосударствления» системы образования начался значительно позже, чем в других странах Западной Европы. В последние десятилетия влияние государства на развитие образования еще более возросло, что связано с необходимостью его финансирования. В настоящее время государство оплачивает 80% текущих и 90% капитальных расходов университетов. Частные вложения не превышают 4% общих расходов на образование.

Таким образом, культура Великобритании объединяет в себе традиции всех колоний Британской империи, это отражается во всех областях искусства и культуры. Особое внимание уделяется образованию, в котором преобладает контроль со стороны государственного сектора. Поток эмигрантов принес с собой разнообразие культур и религий из развивающихся стран. Взаимодействие которых во многом определяет сегодняшнее Соединенное Королевство, где приоритетным является свобода вероисповедания.

Не секрет, что каждый народ имеет свои традиции и обычаи. Нет в мире двух одинаковых культур. Кроме реальных фактов, есть также и ошибочные стереотипы о той или иной стране, которые порой бывают достаточно забавными или даже абсурдными. Так как английский язык — наше все, то давайте же узнаем больше о культуре, традициях и мифах Англии.

Англичане — уникальный народ, с исторически сложившимся характером. Английские традиции и обычаи известны во всем мире. Англичане не выставляют свои эмоции напоказ первому встречному. Они могут произвести впечатление сдержанного и даже немного отталкивающего человека. Однако, это лишь обертка. Англичане очень вежливы , именно поэтому они не спешат выражать свои эмоции сразу.

Зачастую, даже если они с вами не согласны, они скажут вежливо "Oh, I"m afraid it"s impossible". Англичанин никогда не скажет резкое "No, you"re wrong". В любом деле они стараются соблюдать вежливость и здравый смысл. Нужно всегда думать логически, если вы имеете дело с человеком из этой страны. Например, если он будет знать, что вы не честны с ним в бизнесе на 100%, он не будет на вас сразу выплескивать негатив. В таком случае, англичанин с вежливой улыбкой может разорвать с вами партнерские отношения. Англичане всегда держат себя в руках и ведут себя достойно. Английские традиции являют собой идеальное воспитание и манеры.

Англичане очень дисциплинированы и всегда следуют принятым правилам. Они очень позитивный народ. Семья - культурная ценность в Великобритании, они очень любят проводить время дома в кругу семьи. Вечер в кругу семьи — лучшее развлечение для англичанина. В традиционном английском доме всегда есть множество семейных фотографий.

Садоводство в культуре англичан

Это неотъемлемая часть жизни истинного британца. Они вкладывают много души и энергии в любимое хобби, именно потому территории у их домов всегда ухожены и радуют глаз. Особый уход британцы оказывают не только саду, но и домашним любимцам. Англичане гордятся тем, как они заботятся о братьях наших меньших и не стесняются их баловать модной одежкой или стрижкой.

English country house

Особенно любят англичане выходные, которые предпочитают проводить в уютном дачном домике у камина. Традиции Великобритании на выходные — свежий воздух, барбекю, что еще нужно для счастья? Пикник — то, что традиционно у нас ассоциируется с англичанами. К пикнику готовятся с трепетом, упаковывая все практично и красиво. Пикники чаще всего устраивают просто в городских парках, неподалеку от дома. Студенты известнейших университетов Cambridge и Oxford также с удовольствиям устраивают себе пикник во время перерывов между парами.

Суббота англичан

Этот день англичанина выглядит так же, как суббота среднестатистического представителя любой страны. Домашние хлопоты, спорт зал, встреча с родным — must have для англичан. Однако, англичане не так скучны, как могут показаться на первый взгляд. По вечерам они заядлые тусовщики. Вечеринки, танцы, театры и кино — любимое времяпрепровождение молодых людей в Англии.

Традиции питания в Англии

Что касается еды, традиции Англии, как и у представителей любых других стран есть свои привычки, коронные блюда и особенности. Главный прием пищи у англичан — завтрак. Зачастую, это бекон, яичница, тосты и чашечка чая или кофе. Англичане не фанаты разнообразия в еде, потому с легкостью могут кушать на завтрак одно и то же каждый день. Чай — это то, что действительно стоит выделить в культуре питания англичан. Английские традиции подразумевают много чая. Кстати, считается, что англичане придумали чай с молоком для изменения вкусовых характеристик чая. От части, это так, но, главным образом, в чай начали добавлять молоко для того, чтобы напиток охлаждался и фарфор не трескался. 5 o"clock tea — всемирно известное выражение, которое пришло к нам родом из Англии. Обычно, его пьют в промежуток с 16:00 до 18:00 с маленькими бутербродами вприкуску. Чай для британца — это не просто напиток, это целый ритуал. Культура Англии не представляется без чая. Возможно, в плане чаепития англичанам стоило даже посоревноваться с китайцами.

Ланч — дневной прием пищи. Чаще всего на ланч подают овощи и что-нибудь мясное или рыбное. Традиционный британский десерт, который признает культура Великобритании — яблочный пирог или молочный пудинг, который подается горячим. Когда семья собирается за воскресным столом, в ход идут коронные блюда: баранья вырезка, овощи, пудинг.

Ужин называется "supper". По своим составляющим он очень похож на ланч. Легкие закуски, ничего слишком тяжелого или вредного. "Fish and chips" — традиционное лакомство, которое часто можно купить во время футбольных матчей.

Существует множество ложных и правдивых стереотипов об англичанах.

Правдивые стереотипы об англичанах

  • Безудержная любовь к чаю .
  • Любят говорить о погоде, готовы заполнить любую неловкую паузу в диалоге разговором о погоде .
  • У англичан бледная кожа . Это оправдано также и климатическими условиями страны.
  • Вежливость для англичанина прежде всего .
  • Англичане не фанаты кулинарных деликатесов, предпочитают простую еду.

Ложные стереотипы об англичанах

  • У каждого англичанина есть уютный домик для всей семьи. Это миф, ведь многие из них снимают квартиры, разделяют их с соседями, переезжают с места на место.
  • В Великобритании везде расставлены красные телефонные будки и по улицам ходят мужчины в котелках. Это также миф. Безусловно, это является символами Великобритании, однако будок не так уж и много, а мужчины в котелках чаще всего выходят на улицу по праздникам.
  • Все англичане очень умные, ведь у них есть Кембридж и Оксфорд. Нет, нет и еще раз нет. К сожалению, не все англичане посвящают себя науке, да и в Кембридже или Оксфорде не все они учатся.

Заключение

Ознакомившись со всеми стереотипами вспоминается хорошая фраза «Don’t judge a book by it’s cover». Не нужно судить людей по обложке, все нации уникальны, и все люди — неповторимы. Культура англичан также значительно отличается от других стран. Обычаи и традиции англичан — единственны и неповторимы. Всегда есть исключения из правил, стереотипов.

Узнавайте больше о культуре других стран, перенимайте их интересные традиции и развивайтесь, надеемся традиционные обычаи Великобритании вдохновят вас на покорение новых вершин. Have a great day!

Большая и дружная семья EnglishDom

Культурное наследие Британской империи поистине уникально. Оно в основном определяется культурой Англии, с добавлением местных культурных традиций Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, а также, хоть и в меньшей степени, культурами десятков стран, однажды бывших колониями Британской Империи. Широкомасштабные изменения в культуре Великобритании произошли после 1945 года. Современная музыка Великобритании - симбиоз сложившихся музыкальных направлений и влияния телевидения и радио. Развлекательное направление в музыке во многом заимствовано у США (джазовое направление). На творчестве большинства композиторов современной Англии сказалось влияние различных авангардных направлений. В массовом понимании популярны рок- и поп- направления. Наиболее примечательными образцами этих изменений может послужить преображение Ливерпуля, а затем и Лондона, в центры мировой поп-культуры в 1960-х годах. "Битлз" были лишь самой первой и наиболее известной из британских рок-групп, которые покорили мир.

Современная литература Великобритании последних десятилетий связана с "сердитыми молодыми людьми", так называемое направление современных писателей-реалистов. Среди современных писателей Великобритании наиболее ярким представителем этого направления является драматург Дж. Осборн.

Британские модельеры одежды прославились своим авангардным стилем, и яркая одежда из магазинов на Карнаби Стрит и Кингз Роад стала известна далеко за пределами Лондона. Кроме этих изменений, а также менее значительного оживления в других областях культуры после окончания Второй Мировой Войны, значительные перемены произошли в самом обществе. Наиболее заметной переменой стало повышение уровня образования. Правительство стало уделять больше внимания развитию и поддержке искусства в стране. Специальный Совет по искусству, сформированный в 1946 году, поддерживает различные области искусства, что, в свою очередь, послужило причиной расширения культурного рынка, в основном коммерческого. Как и во многих развитых странах, столкновение вкусов и ценностей старшего и младшего поколения, периодами было очень жестоким, особенно в 60-х 70-х годах 20-го века. Хлынувший после образования Соединенного Королевства в Великобританию поток эмигрантов из развивающихся стран принес с собой разнообразие культур и религий из развивающихся стран. Взаимодействие этих культур и общей культуры Великобритании во многом определяет сегодняшнее Соединенное Королевство, где приоритетным является свобода вероисповедания. В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления парламентом, правительством. Королевская инспекция осуществляет общий надзор, который распространяется на все виды образования, кроме университетского, хотя в последнее время правительственные круги все чаще выступают с предложением о работе инспекторов и в университетах. Непосредственный контроль за деятельностью учебных заведений систем школьного и дальнейшего образования осуществляется местными органами образования. Особенностью системы образования в Англии можно назвать преобладание государственного сектора. Процесс "огосударствления" системы образования начался значительно позже, чем в других странах Западной Европы. В последние десятилетия влияние государства на развитие образования еще более возросло, что связано с необходимостью его финансирования. В настоящее время государство оплачивает 80% текущих и 90% капитальных расходов университетов. Частные вложения не превышают 4% общих расходов на образование.

Таким образом, культура Великобритании объединяет в себе традиции всех колоний Британской империи, это отражается во всех областях искусства и культуры. Особое внимание уделяется образованию, в котором преобладает контроль со стороны государственного сектора. Поток эмигрантов принес с собой разнообразие культур и религий из развивающихся стран. Взаимодействие которых во многом определяет сегодняшнее Соединенное Королевство, где приоритетным является свобода вероисповедания.

Послевоенный период в Англии характеризовался борьбой двух партий, лейбористской и консервативной. Основной целью развития политики того времени явилось создание свободного, демократического государства. Этот период характеризуется постоянной сменой политической власти. Таким образом, для обеих партий весь XX в. стояла главная проблема - как преодолеть отставание в темпах развития экономики от других капиталистических конкурентов.

Великобритания на современном этапе представляет страну, развитие международных отношений которой регламентируются Единым европейским актом. Великобритания входит в состав Совета безопасности, а также является членом организации регионального уровня - ОБСЕ, Совет Европы, НАТО и Евросоюз. Политическим лидером является партия консерваторов во главе с Дэвидом Кэмероном. Лейбористская партия находится в оппозиции.

Культура Великобритании объединяет в себе традиции всех колоний Британской империи. Особое внимание уделяется образованию, особенностью которого в Англии можно назвать преобладание государственного сектора. Поток эмигрантов принес с собой разнообразие культур и религий из развивающихся стран. Взаимодействие этих культур во многом определяет сегодняшнее Соединенное Королевство, где приоритетным является свобода вероисповедания.

Жители Великобритании почти во всем ориентируются на Англию, но не обходится и без культуры Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии, а также бывших стран-колоний. Культура Великобритании колоссально поменялась после 1945 года, Ливерпуль вообще преобразился до невозможного, после и столица – Лондон. Самой популярной британской группой стали «Битлз», которые достигли максимального успеха уже в 1960х годах. Мода сразу стала популярным атрибутом культуры Великобритании. Модельеры славились своим вкусом, который стал популярным во всей Европе. Магазины Карнаби Стрит и Кингз Роад были на слуху у всех.

Но в послевоенные годы быстро изменились не только страны, изменился и менталитет общества. Уровень жизни и образования начал подыматься и учеников в высших учебных заведениях значительно прибавилось. С ростом потребности к образованию начинаются строить учебные заведения разного типа: колледжи и университеты.

Программа правительства была направлена и на восстановление тяги к искусству. Поэтому в 1946 году образовывается Специальный Совет по этому вопросу. Развивался и культурный и коммерческий рынок, столкновение интересов было неизбежен, однако так было во всех странах, которые переживали быстрое послевоенное развитие. Поэтому ситуация в стране вплоть до 70х годов была жесткая.

Также наблюдалась тенденция с беженцами, которые принесли вместе с собой свою культуру и религию.

Англичане всегда осторожно относились к иностранцам, особенно к их культуре и социальным аспектам. Хотя эмигранты все равно несколько повлияли на Великобританию, но вот заселили города другие культуры. Расхождения между национальными особенностями англичан, уэльсцев, шотландцев и ирландцев – неизменный атрибут Великобритании. А разнообразие культур в сумме с коренным населением – немного портит выражение «традиционно британский». Британские острова придерживаются одного менталитета и поведения начиная с 1070 года, со дня образования.

До начала 18 века история государства была богатой, народы постоянно противостояли друг другу, доказывали свои права и навязывали свое превосходство. Тем не менее, сейчас каждый народ сохранил свои исконные традиции, поэтому «британский» звучит формально. Иностранцы чаще всего упоминая британцев, имеют ввиду англичан и этим несколько оскорбляют другие народы Великобритании.

Например, шотландцы, уэльсцы и ирландцы являются потомками кельтов, а вот англичане изначально принадлежали к англосаксам. Первые три часто не считают себя британцами, скорее наоборот пытаются обособиться и быть независимыми.

За долгий промежуток времени нации так перемешались, что была введена единая государственная система, политика и другие системы управления. Хотя путают британцев с англичанами неспроста, объединение остальных народов происходило именно под британской короной. Валлийцы стараются выделять себя как отдельный народ, даже нацию, которая не имеет никакого отношение к англичанам. На валлийском разговаривает 26% населения, при этом они имеют свою историю, литературу, проводят национальные фестивали и спортивные состязания.