Портрет княжны таракановой. «Княжна Тараканова», картина К. Флавицкого: история, создание, описание. Краткая фактическая история самозванки

Откуда же пошли русские мифы и легенды?

На вопрос, откуда же пошли русские мифы и легенды, принято отвечать, что их, как и весь европейский эпос, сформировала греко-римская культура. Однако ответ этот не совсем правильный.

Сознание древних людей по отношению к природе и окружающему их миру было достаточно условным и примитивным, и потому у многих древних народов культура очень похожа. Отсюда налицо схожесть древнерусских мифов с мифами античной культуры. И для тех, и для других, такие основные силы природы, как, например, огонь, играли очень важную роль, ведь, с одной стороны, огонь помогал людям готовить пищу, изготовлять орудия труда, но в то же время он мог стать настоящим бедствием, если с ним недостаточно аккуратно обошлись. Потому-то наши предки возносили и восхваляли силы природы, надеясь тем самым задобрить их и привлечь на свою сторону, чтобы было легче жить, не терпеть убытков от природы.

Как формировалась славянская культура?

Дерево жизни славян-русов тянется своими корнями в глубины первобытных эпох, палеолита и мезозоя. Тогда-то и зародились перворостки, первообразы нашего фольклора: богатырь Медвежье Ушко, получеловек-полумедведь, культ медвежьей лапы, культ Волоса-Велеса, заговоры сил природы, сказки о животных и стихийных явлениях природы (Морозко).

Первобытные охотники изначально преклонялись, как сказано в "Слове об идолах" (12 век), "упырям", "берегиням", затем верховном владыке Роду и роженицам Ладе и Леле - божествам живительных сил природы.

Переход к земледелию (4-3 тыс. до н.э.) отличен возникновением земного божества Матери Сырой Земли (Макоши).

Землепашец уже обращает внимание на движение Солнца, Луны и звёзд, ведет счёт по аграрно-магическому календарю. Возникает культ бога солнца Сварога и его отпрыска Сварожича-огня, культ солнечноликого Дажьбога.

Первое тысячелетие до н.э. - время возникновения богатырского эпоса, мифов и сказаний, дошедших до нас в обличии волшебных сказок, поверий, преданий о Золотом царстве, о богатыре - победителе Змея.

В последующие столетия на передний план выдвигается громоносный Перун, покровитель воинов и князей. С его именем связан расцвет языческих верований накануне образования Киевской державы и в период её становления (9-10 вв.). Здесь язычество стало единственной государственной религией, а Перун - первобогом.

Интересно отметить, что принятие христианства почти не затронуло религиозные устои деревни.

К началу 19 века на Руси окончательно сложилось двоеверие, дожившее до наших дней, ибо в сознании нашего народа остатки языческих верований мирно уживаются с православной религией. "Мифы и легенды Древней Руси", Москва "ЭКСМО", 2003 г., стр. 5.

Перейдём к мифам. Что же такое миф? Вообще мифы и легенды в энциклопедии понимаются достаточно широко: не только имена богов и героев, но и всё чудесное, магическое, с чем была связана жизнь нашего предка - славянина, - заговорное слово, волшебная сила трав и камней, понятия о небесных светилах, явлениях природы.

Перед тем, как я начала писать свою работу, я прочитала и разобрала 103 мифа Древней Руси. Из них я смогла выделить 8 основных категорий того, во что верили древние славяне (смотреть "схему разделения основных образов мифов и легенд Древней Руси").


К.Флавицкий, Княжна Тараканова, 1864г, холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва (Увеличение изображения по клику)

Впервые эту, в свое время нашумевшую картину, до сих пор привлекающую внимание множества посетителей Третьяковской галереи, увидели на выставке Академии художеств в 1864 году. Полотно К.Флавицкого волновало своим остродраматичеким сюжетом.
Живописец изобразил каземат в Петропавловской крепости, за стенами бушует буря, высоко поднялись воды разъяренной Невы, началось наводнение...
Вода уже врывается в темницу. На кровати стоит прислонившаяся к стене красивая, грациозная женщина. Она в отчаянии, близок ее смертный час. Мокрые крысы выбираются из воды и ищут спасения на постели узницы.
На знаменитой картине Флавицкого под именем княжны Таракановой изображена, действительно жившая во времена императрицы Екатерины II, молодая красивая авантюристка, непроглядно-темного происхождения, которая выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и одновременно за родную сестру Емельяна Пугачева. Она была арестована в Италии по приказу Екатерины II и умерла в каземате Петропавловской крепости в конце 1775 года.
В истории России немало легенд и былей, но эта, благодаря картине, интересует каждого, кто видит её в галерее.


B октябре 1772 года в Париже объявилась молодая очаровательная женщина - та самая, которая позже стала называть себя Таракановой.
У нее было и другое имя - Али Эмети, княжна Владомирская. Она остановилась в роскошной гостинице на острове Сен-Луи и жила на широкую ногу, о чем вскоре узнал весь Париж. Ее окружали толпы прислуги. Рядом всегда находились барон Эмбс, которого она выдавала за своего родственника, и барон де Шенк, комендант и управляющий.
Приезд таинственной иностранки привнес в жизнь парижан необычайное оживление. Принцесса Владомирская открыла салон, рассылала приглашения, и на них охотно откликались.
Сказать по правде, публика у нее собиралась самая разношерстная: так, среди представителей знати можно было встретить торговца из квартала Сен-Дени, которого звали попросту Понсе, и банкира по имени Маккэй. И тот, и другой почитали за великую честь оказаться в столь изысканном обществе.
Торговец с банкиром уверяли, что всегда рады оказать помощь высокородной черкесской княжне (ибо, по ее словам, родилась она в далекой Черкесии), которая вот-вот должна была унаследовать огромное состояние от дяди, ныне проживающего в Персии.

Как же выглядела таинственная княжна? Вот как ее описывает граф Валишевский:
"Она юна, прекрасна и удивительно грациозна. У нее пепельные волосы, как у Елизаветы, цвет глаз постоянно меняется - они то синие, то иссиня-черные, что придает ее лицу некую загадочность и мечтательность,и, глядя на нее, кажется, будто и сама она вся соткана из грез. У нее благородные манеры - похоже, она получила прекрасное воспитание. Она выдает себя за черкешенку,точнее, так называют ее многие,- племянницу знатного, богатого перса..."

Есть и другое, довольно любопытное описание княжны Таракановой - оно принадлежит перу князя Голицына: "Насколько можно судить, она - натура чувствительная и пылкая. У нее живой ум, она обладает широкими познаниями, свободно владеет французским и немецким и говорит без всякого акцента. По ее словам, эту удивительную способность к языкам она открыла в себе, когда странствовала по разным государствам. За довольно короткий срок ей удалось выучить английский и итальянский, а будучи в Персии, она научилась говорить по-персидски и по-арабски".

Среди гостей, особенно часто наведывавшихся к княжне, был польский дворянин граф Огинский. Он прибыл в Париж, чтобы просить французского короля помочь его многострадальной Польше.
Был у княжны и другой верный поклонник - граф де Рошфор-Валькур, которого ее красота буквально пленила. Граф признался княжне в любви, и та, похоже, не осталась равнодушной к его чувству.
Но вот неожиданность! Королевские жандармы заключили под стражу, так называемого, барона Эмбса! Оказалось, что он вовсе не барон и не родственник княжны, а обыкновенный фламандский простолюдин и ее любовник. Арестовали же его за то, что он отказался платить в срок по векселям. Правда, вскоре его выпустили - под залог. И дружная компания (княжна, Эмбс и Шенк)спешно отбыла в Германию...
Граф де Рошфор, сгоравший от любви, последовал за своей возлюбленной во Франкфурт. Больше того: он представил княжну князю Лимбург-Штирумскому, владетелю, как и большинство немецких мелкопоместных дворян, крохотного участка земли и предводителю войска из дюжины солдат. Князь Лимбургский тут же влюбился в прекрасную черкешенку И та решила поиграть на его страсти - разумеется, с выгодой для себя. Ей это удалось, причем настолько, что, в конце концов, князь попросил ее руки! 0 существовании настоящей княжны Таракановой ей могло быть известно понаслышке - стало быть, она вполне могла присвоить себе ее имя и дурачить людей направо и налево. Так, например, доподлинно известно, что, наезжая в разные европейские города, она представлялась под различными именами называясь, в частности, то мадемуазель Франк, то мадемуазель Шоль, и повсюду заводила любовные связи и выманивала у простодушных поклонников деньги.
А между тем князь Лимбургский постепенно становился рабом своей страсти. Ослепленный любовью, он не заметил, как в окружении княжны Таракановой, теперь все ее называли именно так, появился поляк по фамилии Доманский. Он был молод, хорош собой, обладал живым умом и отличался завидной храбростью, причем не только на словах, как многие, а и на деле. Таким образом, в нашей истории возник еще один поляк - быть может, не случайно.
В 1772 и 1773 годах Польша переживала кризис, который, впрочем, ей так и не будет суждено преодолеть. Екатерина II навязала полякам в короли своего фаворита Станислава Понятовского. У власти он держался исключительно благодаря покровительству русских, прибравших к рукам буквально все: и польскую армию, и дипломатию, и местное управление. Большая часть польских дворян, грезивших об аристократической республике, взяла в руки оружие, чтобы защищать независимость своей родины. Но полки Станислава и Екатерины разбили повстанцев в пух и прах. А тем из них, кто выжил, пришлось покинуть Польшу.
Граф Огинский обосновался в Париже, а князь Карл Радзивилл, вильненский воевода и главный предводитель конфедератов (так называли польских дворян, восставших против Станислава) предпочел поселиться в Мангейме. За ним последовала большая часть его сторонников. Они не скрывали своего стремления - припервой же возможности вновь выступить с оружием в руках против Станислава. Доманскому больше, чем кому бы то ни было, не терпелось сразиться за независимость Польши.
При нем состояли некий Иозеф Рихтер, некогда служивший графу Огинскому в Париже. Огинский "уступил" его княжне Владомирской. Так Рихтер в свите княжны попал в Германию. Рихтер рассказал Доманскому, своему новому хозяину, о княжне, о ее "причудах, красоте и обаянии". И Доманский, питавший слабость к красивым женщинам, влюбился в нее без памяти. Наша княжна определенно напоминала сирену. Но после того, как в жизни княжны Таракановой появился Доманский, ее поведение резко изменилось. До сих пор Тараканова вела себя как отъявленная авантюристка. Теперь же она и вправду возомнила себя претенденткой на престол.
Шалемель-Лакур, наиболее подробно изучивший эту запутанную историю, считал, что такая перемена произошла с ней не случайно. Польские эмигранты хорошо понимали, что Екатерина была намерена стереть их родину с лица земли, и единственное, что могло спасти Польшу - это отстранение Екатерины от власти.
Может, ее следовало убить? Трудное дело, даже невозможное. А что, если выставить против Екатерины достойную соперницу, представив ее русскому народу как единственную законную наследницу российского престола? Неплохая идея! Россия испоконвеку считалась страной дворцовых заговоров и переворотов, где народ, готовый к любым неожиданностям, всегда жил в ожидании какого-то чуда.
В то время, когда Доманский повстречал Тараканову, в Европе только и говорили что о пугачевском бунте. Разве Пугачев не выдавал себя за царя Петра III? Того самого Петра III, мужа Екатерины II, которого убили сторонники Екатерины по ее же - как поговаривали - приказу. Пугачев, возникший невесть откуда, взял к объявил: - Я - Петр III, чудом спасшийся от смерти. Ступай же за мной, народ русский, и отомсти нечестивой жене, взалкавшей моей смерти! Однако же не успели казнить Пугачева, как объявился еще один "царь"- греческий врач по фамилии Стефано. Он странствовал по Черногории и во всеуслышание заявлял: - Я - царь Петр III! Таким образом, в сложившихся исторических условиях у женщины, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы, шансов было ничуть не меньше, нежели у каких-то там Пугачева или Стефано. Как раз в это время Тараканова участвовала во всех сборищах польских эмигрантов. Тогда-то князь Радзивилл, которому Доманский поведал о "явлении" княжны, написал: "Сударыня, я рассматриваю предприятие, задуманное вашим высочеством, как некое чудо, дарованное самим Провидением, которое, желая уберечь нашу многострадальную отчизну от гибели, посылает ей столь великую гeроиню". Единственным человеком, взирающим на всю эту мышиную возню с полным равнодушием, был князь Лимбургский. Он даже не заметил, что его возлюбленная изменяет ему с Доманским. Каково же было его изумление, когда Тараканова сообщила ему, что намерена покинуть Германию, потому как ее ожидают в Венеции. Она была с ним нежна, но во всем, что касалось ее амбиций, держалась твердо и решительно.
Как-то она показала ему письмо, полученное якобы от сподвижницы Радзивилла, где было написано, что Людовик XV одобряет ее намерение отправиться в Константинополь и заявить о своих правах на российский престол. К тому же в Венеции ее уже ждал Радзивилл.
Перед лицом столь убедительных политических доводов несчастному князю Лимбургскому ничего не оставалось, как смириться. Он поклялся, что будет любить Тараканову до конца своих дней, и, снарядив для нее величественный кортеж (на что ушли немалые деньги) проводил ее до Де-Пона. Больше того: он даже признал за нею право, в случае своей безвременной кончины, взять титул княжны Лимбург-Штирумской и закрепил это на бумаге. Так что Тараканова, прибыв 13 мая 1774 года в Венецию, уже представлялась как графиня Пинебергская - такназывалось одно из поместий князя Лимбургского.
Тараканова в гондоле поднялась вверх по Большому каналу. Ее встpeтил сам Радзивилл - он нижайше поклонился новоявленной русской императрице. Гондола доставила Тараканову в ее резиденцию. Но не на какой-нибудь постоялый двор, в гостиницу или частный дом, а прямиком в особняк французского посольства. Прямо как в сказке. Тем не менее документы бесспорно свидетельствуют о том, что Версаль почти признал Тараканову. Еще бы: ведь Огинский был там своим человеком. Став при Людовике "persona grata", он сумел пробудить во французском монархе сочувствие к cудьбе Польши. Кроме того, королевские дипломаты ошибочно полагали, будто власть Екатерины II была непрочной.

Но действительно ли министры Людовика верили в права Таракановой? Или же тут действовал по- литический расчет? К сожалению, ответить на этот вопрос однозначно нелегко.
Между тем Тараканова, надежно обосновавшись во французском посольстве, начала устраивать приемы. А лицезреть ее спешили многие и главным образом - обитатели французской колонии. Посетителей она принимала со всеми церемониями придворного этикета, как и подобает настоящей императрице. Радзивилл с Доманским у нее буквально дневали и ночевали. К ней наведывались английские купцы и аристократы. Итальянцы, однако, тоже не оставались в стороне.
Поляки из ее окружения были бедны, как церковные мыши, а содержать за свой счет целый «двор», пусть и небольшой, оказалось весьма и весьма накладно. Спустя какое-то время Тараканову начали одолевать кредиторы. И вот в один прекрасный день наша княжна без малейших колебаний велела собрать весь свой скарб и подалась в Рагузу.
Перед отъездом она созвала польских дворян, и обнадежила присутствующих, заявив, что сделает все возможное, чтобы наказать виновных и отомстить за все злодеяния, совершенные против Польши.
А Франция по-прежнему оказывала ей покровительство. Французский консул в Рагузе предоставил в ее распоряжение загородную резиденцию, прекраснейшую виллу в окрестностях города И снова в ее салоне стали собираться аристократы со всей Европы. Никто из них ни на миг не сомневался в справедливости ее притязаний - они искренне верили, что недалек тот день, когда Тараканова, несчастная жертва политических интриг, заменит нечестивую Екатерину на российском престоле.
Судя по всему, она довольно хороша знала жизнь русского народа и неплохо разбиралась "во всем, что имело касательство к Востоку". Но неужели этого было достаточно, чтобы претендовать на российский престол? Иные в этом все же сомневались. И тогда, Тараканова призвала к себе Радзивилла и показала ему бумаги, среди которых была духовная Петра Великого и еще одна, написанная рукой Елизаветы и закрепляющая за Таракановой право на титулы и корону Российской империи. Таким образом, в своем завещании Елизавета признавала Тараканову родной дочерью и выражала волю, чтобы та сменила ее на престоле и правила под опекой князя Петра Гольштейна.
Как отмечает Шалемель-Лакур, Радзивилл нисколько не усомнился в подлинности ее бумаг. Поляк не удивился и тогда, когда Тараканова призналась ему, что Пугачев (как раз в это время он, подобно урагану, опустошал российские губернии) никакой не Петр III. В таком случае, кто? А просто, как и она, сын Елизаветы и Разумовского.
Тут уж она явно хватила через край. И Радзивилл, прежде всегда такой услужливый, стал посещать ее все реже и реже. К тому же тогда был подписан русско-турецкий мирный договор. И поляки, ненавидевшие Екатерину и Россию, теперь возлагали большие надежды на помощь Турции. Их надежды не оправдались, но в сложившейся политической ситуации авторитет Таракановой стал заметно падать.Поползли слухи, будто Тараканова - самая настоящая а в а н т ю р и с т к а. Радзивилл и его ближайшие сподвижники демонстративно вернулись в Венецию. И Тарака- новой пришлось жить только на собственные средства и те, что перепали ей от Доманского. Однако столь неожиданный поворот в судьбе не смутил ее, и она вовсе не собиралась отступать.
Вскоре ей стало известно, что в Средиземном море находится русская эскадра и что командует ею Алексей Орлов, брат Григория, фаворита Екатерины. Ходила молва, будто он впал в немилость императрицы всея Руси.
Тараканова написала Орлову, признавшись, что она - истинная российская государыня, что Пугачев - ее брат, а турецкий султан считает законными все ее притязания. Она также обещала сделать Орлова первым человеком на Руси - ежели, конечно, тот встанет на ее сторону и поможет ей взойти на престол. Но ответа она так и не получила.
А тем временем за нею по пятам, как когда-то в Париже и Венеции, толпой следовали кредиторы. И, как в Париже и Венеции, наша княжна взяла и втихомолку скрылась! Чуть позже она объявилась в Неаполе, в английском посольстве. Английский посол сэр Уильям Гамильтон и его супруга, леди Гамильтон, встречали Тараканову с распростертыми объятиями и обхаживали, как настоящую царицу. В Риме, куда она вслед за тем подалась, ее взял под покровительство какой-то кардинал - Тараканову вот-вот должен был признать и папа...
Между тем в Санкт-Петербурге Екатерина II, до сих пор лишь презиравшая авантюристку, теперь уже буквально рвала и метала. Пришло время раз и навсегда покончить с интриганкой, которая становилась уже не на шутку опасной. Кому же доверить столь необычное и деликатное поручение? Екатерина решила не колеблясь - только Алексею Орлову. Тому самому, которому Тараканова имела наглость и неосторожность писать. Орлов переправил послание, адресованное ему, Екатерине, и та дала вот какой ответ, в послании, от 12 ноября 1774 года: «... Сообщите, где она сейчас. Постарайтесь зазвать ее на корабль и засим тайно переправьте сюда; ежели она по-прежнему скрывается в Рагузе, повелеваю вам послать туда один или несколько кораблей и потребовать выдачи этого ничтожества, нагло присвоившего имя, которое ей никоим образом не принадлежит; в случае же неповиновения (то есть если вам будет отказано в ее выдаче) разрешаю прибегнуть к угрозе, а ежели возникнет надобность, то и обстрелять город из пушек; однако же, если случится возможность схватить ее бесшумно, вам и карты в руки, я возражать не стану». Орлову предстояло начать игру. Его флагман бросил якорь в Ливорно. Княжна покинула Рим и остановилась в Пизе. И вот в один прекрасный день Тараканова получила великую весть: к ней направляется кортеж адмирала Орлова. Адмирал просит принять его. Представ перед Таракановой, Орлов тут же отвесил ей нижайший поклон и всем своим поведением дал понять, что признает в ней настоящую княжну.
Он стал бывать у нее чуть ли не каждый день. И всякий раз княжна подолгу рассказывала ему о своих пожеланиях, надеждах и видах на будущее.Адмирал выслушивал и согласно кивал.. Единственное, чего не учла Екатерина, отправляя Орлова с тайной миссией к мошеннице,- этого,что та была молода и красива. Не могла она предвидеть и того, что Орлов влюбится в нее без памяти. Он тоже был молод и недурен собой. И княжна полюбила его всем сердцем. Вскоре он смиренно спросил будущую "императрицу", не удостоит ли она, Романова, простого Орлова чести стать его супругой. Потеряв голову от столь нежданного счастья, Тараканова согласилась. Тогда адмирал предложил отпраздновать их свадьбу на его корабле - "частице земли русской". И Тараканова, облаченная в подвенечное платье, взошла на борт русского флагмана. Но не успела она ступить на палубу, как матросы схватили ее и увлекли в самый дальний трюм. На флагмане подняли паруса. Хитрость Орлова удалась на славу! Предатель в нем оказался сильнее влюбленного мужчины.
Тараканову доставили в Россию и бросили в темницу. Человеком, которому поручили вести дознание по делу Таракановой, был великий канцлер Голицын. Он представил императрице прелюбопытнейшие отчеты, основанные на признаниях самой Таракановой, сообщил что русского языка она не знает совсем. Голицына поразило плохое состояние здоровья Таракановой: «У нее бывают не только частые приступы сухого кашля, но и рвота вперемешку с кровохарканьем».

Так в чем же призналась Тараканова? А вот в чем: Зовут ее Елизавета, ей двадцать три года; она не ведает ни своей национальности, ни места, где родилась, не знает она и кто были ее родители. Выросла она в Гольштейне, в городе Киле, в доме у некой фрау то ли Перетты, то ли Перан-точно не помнит. Крестили ее в греческой православной церкви... Когда ей исполнилось девять лет, она не раз спрашивала свою воспитательницу, кто ее родители. Та отвечала, что скоро, мол, она все узнает. Тогда же воспитательница и еще одна женщина, уроженка Гольштейна по имени Катрин, вместе с тремя мужчинами, национальность которых она не знала, увезли ее в Россию, через Ливонию. Минуя Петербург и прочие города, они двинулись по направлению к персидской границе. Всю дорогу она болела, и ее пришлось оставить в какой-то деревушке - ее название она не помнит. Как ей кажется, ее просто пытались отравить.канцлер Голицын Она тогда сильно страдала, все время плакала и спрашивала, по чьему коварному наущению ее оставили в этой глуши. Но все было напрасно. И лишь потом, из разговоров крестьян она поняла, что ее держат здесь по приказу покойного императора Петра III... Но вот наконец ей вместе со служанкой и одним крестьянином удалось бежать, и через четыре дня они пешком добрались до Багдада. В Багдаде они повстречали богатого перса по имени Гамет, тот пригласил их к себе в дом, обращался с ней по-отечески ласково и заботливо. Вскоре она узнала, что в этом же доме скрывается всемогущий князь Гали, обладатель огромного состояния в Исфахане. Несколько позднее князь Гали, услышав ее историю, обещал помочь ей и увез с собой в Исфахан. Там он обходился с нею как со знатной особой. Поверив в ее высокое происхождение, князь не раз говорил ей, что она наверняка дочь усопшей императрицы Елизаветы Петровны - впрочем, то же самое говорили и все, кто ее видел. Правда, многие спорили насчет того, кто был ее отец. Одни считали - Разумовский, иные полагали - что совсем другой человек, но имени его почему-то не называли. Князь Гали, взяв ее под покровительство, заявил, что не пожалеет всех своих богатств, чтобы доказать ее высочайшее происхождение. В Исфахане она прожила до 1768 года. Однако вскоре в Персии опять случилась великая смута, и князь, не желая подвергать свою жизнь опасности, решил покинуть родину и податься в Европу. Она согласилась отправиться с ним, но лишь при одном условии - если они минуют Россию, ибо ей тоже не хочется рисковать жизнью.. Но Гали успокоил ее, сказав, что в Астрахани она переоденется в мужское платье, и таким образом они смогут спокойно пересечь всю Россию. По словам Таракановой, она провела два дня в Астрахани, ночь в Санкт-Петербурге, потом, через Ригу, попала в Кенигсберг, шесть недель жила в Берлине, почти полгода в Лондоне, а из Лондона перебралась во Францию. В Париже она оказалась в 1772 году. А что с нею было дальше, нам уже известно.

Но как же быть с притязаниями Таракановой? Впрочем, давайте предоставим слово Голицыну:
В итоге она утверждает, будто никогда не помышляла выдавать себя за дочь покойной императрицы Елизаветы и что никто ее на сие не науськивал, а просвое происхождение она, мол, узнала только от князя Гали. Она заявляет, что будто не желала, чтобы ее величали этим титулом - ни князь Лимбургский, ни Радзивилл... Она говорит, что в Венеции строго-настрого запретила полковнику Кнорру обращаться к ней как к высочеству. Когда же тот воспротивился, она подалась в Рагузу и воспретила местным властям употреблять по отношению к ней титул княгини.
Будучи в Рагузе, она получила безымянное письмо и три духовных: первое было подписано рукою императора Петра Великого и имело касательство к венчанию на царство Екатерины I; второе было за подписью императрицы Екатерины 1 - о короновании Елизаветы Петровны, и третье - Елизаветино - о передаче короны ее дочери, которую должно величать Елизаветой II...
Она также утверждает, будто направила письмо графу Алексею Орлову единственно для того, чтобы узнать, кто взял на себя труд послать ей упомянутые бумаги и могли ли они прийти из России...
Свой отчет императрице великий канцлер Голицын закончил так: "Узница, уповая на милость императрицы, утверждает, что на самом деле она всегда питала любовь к России и препятствовала любым злонамерениям, могущим причинить вред государству российскому,- что в конечном итоге послужило причиной ее размолвки с Радзивиллом.. " Вскоре Тараканова поняла, что ей, похоже, уже никогда не будет суждено выйти на своооду, и тем не менее она отправила Екатерине II исполненное горького отчаяния письмо и подписалась- Елизавета. Кроме того, Тараканова написала два письма князю Голицыну и подписалась все тем же именем - Елизавета. Таким образом она дважды совершила непростительную оплошность, чем навлекла на себя гнев Екатерины. Вскоре ей сообщили, что мошеница была дочерью пражского кабатчика; потом - будто родилась в Польше, что объясняло ее связь с конфедератами Радзивилла; затем - что она дочь нюрнбергского булочника, и в довершение всего - будто она из семьи польского еврея. Однако Екатерину II ни одна из версий явно не устраивала. Судя по поведению императрицы, она была чем-то взволнована и даже встревожена.
Вскоре, она обрела некоторое успокоение: оказалось, что самозванка была совсем плоха. Ее то и дело трясло в лихорадке. Участилось кровохарканье. 26 октября 1775 года князь Голицын сообщил Екатерине, что состояние Таракановой плачевно: "Врач, что пользует ее, опасается, что долго она не протянет". И действительно, 3 декабря 1775 года, призвав к себе католического священника, она испустила дух,так ни в чем не сознавшись и никого не выдав.

Известно, что Екатерина II запретила проводить какое-либо дознание, могущее изобличить Тараканову. Царица ни разу официально не оспорила ее притязания. Екатерине хотелось лишь одно- го - скорее покончить с этим делом.

"Довольно примечательно,- пишет Шалемель-Лакур,- что никто так и не попытался опровергнуть широко распространенное мнение о том, что у императрицы Елизаветы была дочь, или доказать, что она умерла, или, по крайней мере, узнать, что с нею сталось".
Спустя восемь лет после смерти узницы Петропавловской крепости посол Франции в России маркиз де Врак, по просьбе одного из парижских кредиторов бывшей княжны Владомирской собрал в Санкт-Петербурге кое-какие сведения о Таракановой. Посол изложил их в депеше, которая ныне хранится в архивах Французского министерства иностранных дел. В этой депеше де Врак выражал свою убежденность в том, что "она действительно была дочерью Елизаветы и Разумовского". После долгих кропотливых исследований, подкрепленных красноречивыми документами, историк Шарль де Ларивьер также пришел к выводу о том, что Тараканова вполне могла быть дочерью императрицы Елизаветы.

Портрет имп. Елизаветы Петровны. Художник Георг Христофор Гроот (1716-1749)
1744г, холст, масло, 161 x 116 см
Музей-заповедник "ГАТЧИНА"
Портрет Екатерины II. Художник Ф.Рокотов (1735 - 1808)
1763г, холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского (между 1770 и 1783)
Художник Эриксен Вигилиус (Vigilius Erichsen)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет Станислава - Августа Понятовского. Художник Иоганн Баптист Лампи (1751-1830)
Вторая половина 18 в, xолст, масло. 69x55 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

ФЛАВИЦКИЙ Константин Дмитриевич (1830-1866) «Княжна Тараканова». 1863 г.
Холст, масло. 245 x 187 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Княжна ТАРАКАНОВА, именовавшая себя княгиней ЕЛИЗАВЕТОЙ ВЛАДИМИРСКОЙ, умерла 4(15) декабря 1775 года. Её жизнь полна тайн, домыслов и легенд. Она объявилась в Италии и утверждала, что родилась от тайного брака императрицы ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ с графом Алексеем РАЗУМОВСКИМ и имеет право на престол Российской империи.

Для императрицы ЕКАТЕРИНЫ II явление самозванки было совсем некстати, так как снова возникал вопрос легитимности её прихода к власти. В России после свержения ПЕТРА III и его подозрительно скорой смерти за 10 лет объявилось 9 самозванцев, называвших себя чудесным образом спасшимся императором. Особенно опасен был последний - Емельян ПУГАЧЁВ, под знамёна которого люди шли тысячами, и которому удалось разжечь пламя невиданной прежде крестьянской войны. Едва справившись с ним, Екатерина отдала приказ командовавшему флотом в Средиземном море Алексею ОРЛОВУ-ЧЕСМЕНСКОМУ любой ценой схватить самозванку и доставить в Россию: буде нужно, «бомб несколько в город метать можно». Орлов с задачей справился блестяще, не прибегая к бомбометанию. Он соблазнил девушку, заманил на свой корабль, а там взял под стражу.

Её доставили в Петропавловскую крепость, где следствие вёл фельдмаршал князь Александр ГОЛИЦЫН. Во время допросов она несколько раз меняла показания. Узница умоляла фельдмаршала о личной встрече с государыней, но добилась обратного: она была помещена в одиночный каземат на хлеб и воду.

Заключённая умерла от туберкулеза, не открыв тайны своего рождения и не признав за собой политических преступлений даже на исповеди. «Княжна» была похоронена во дворе крепости. Никаких обрядов при погребении не совершалось.

История в дальнейшем забылась, стала преданием. Прошёл почти век, когда художник Константин ФЛАВИЦКИЙ написал картину «Княжна Тараканова».

Глядя на полотно, почти физически ощущаешь себя в мрачной и сырой камере Петропавловской крепости. Хлынувшая в тюремное окно ледяная вода затопляет камеру. Это наводнение, которое покрыло волнами территорию Петропавловской крепости, третье по своей силе за всю историю Петербурга, произошло 21 сентября 1777 года. Тогда вода поднялась на 310 см выше ординара.

Деревянная кровать, на которую, пытаясь спастись, карабкаются промокшие крысы, вот-вот скроется под водой. А на кровати, в изнеможении прислонившись к стене, стоит молодая женщина. Голова её откинута назад, волосы распущены, руки бессильно свисают вдоль тела. Поза, воскового цвета лицо, полузакрытые глаза - всё говорит о том, что силы покидают её. Роскошное платье узницы резко контрастирует с убогим убранством каземата.

В Зимнем дворце появление картины вызвало настоящий шок: художник коснулся тщательно скрываемой тайны царской фамилии. Разразился скандал. История могла окончиться для ФЛАВИЦКОГО печально, если бы не триумф, с которым картина была встречена обществом. В каталоге академической выставки 1864 года, где полотно экспонировалось впервые, по распоряжению АЛЕКСАНДРА II указали: «Сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины».

Император частично был прав: умерла ТАРАКАНОВА почти за два года до наводнения. Кроме того, она была заключена в деревянную тюрьму Алексеевского равелина. На картине же - каменный каземат со слишком уж большим для тюрьмы окном. При Таракановой по личному приказу императрицы неотлучно находились трое стражников, а на полотне она в одиночестве.

Написав эту картину, ФЛАВИЦКИЙ получил звание профессора Академии художеств минуя звание академика. Это было большой редкостью. Хотя легенда о гибели Таракановой от наводнения не соответствует действительности, благодаря Флавицкому именно эта версия её смерти закрепилась в народной памяти. Например, в стихотворении «Душа» Борис ПАСТЕРНАК пишет: «ты бьешься, как билась княжна Тараканова, когда февралём залило равелин».

Русский художник К. Д. Флавицкий (1830-1866) вошел в историю русской живописи как художник одной картины — «Княжна Тараканова», за которую автора удостоили звания профессора исторической живописи. И поныне это полотно в числе самых популярных экспонатов Третьяковской галереи.

Картина была написана в 1864 году, и в этом же году впервые выставлена в Академии художеств.

В. В. Стасов, известный критик того времени, высоко ценивший картину, назвал полотно Флавицкого: «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи».

Картина была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции уже после смерти художника. Сюжетом для картины послужило предание о гибели Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге 21 сентября 1777 года (исторические данные говорят о том, что она умерла на два года раньше этого события).

На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. Морозный поток воды из зарешеченного окна уже затопил пол и подступает к краю постели, где копошатся встревоженные крысы.

В заплесневевшей камере видны обычные жалкие предметы арестантского обихода — грубая овчина, заменяющая одеяло, простой деревянный стол, на нем разломанная краюха хлеба и глиняная кружка. Ветхая деревянная кровать вот-вот скроется под водой. А на постели почти без чувств от ужаса и отчаяния стоит, откинувшись к стене прекрасная молодая черноволосая женщина в пышном бархатном платье.

Ее поза, воскового цвета лицо, полузакрытые глаза — все говорит о том, что силы покидают ее. Но и в эти последние минуты перед неотвратимой смертью она кажется прекрасной.

За картину «Княжна Тараканова» художнику Константину Флавицкому было присуждено звание профессора исторической живописи.

История обошлась с ней жестоко, не донеся до нас даже подлинного её имени, было много имён: госпожа Франк, Шель, Тремуйль, Али-Эмете, принцесса Владомир, Элеонора, принцесса Азовская, принцесса Елизавета Владимирская.

Мы же знаем ее как княжну Тараканову. Знаем, прежде всего, по одноименному роману Г. Данилевского и известной картине художника К. Флавицкого.

Сохранились описание её внешности. «Она юна, прекрасна и удивительно грациозна. У нее черные волосы, цвет глаз постоянно меняется — то синие, то иссиня-черные, что придает ее лицу некую загадочность и мечтательность и, глядя на нее, кажется, будто и сама она вся соткана из грез. У нее благородные манеры — похоже, она получила прекрасное воспитание. Она выдает себя за черкешенку — точнее, так называют ее многие,— племянницу знатного, богатого перса...»

Умерла она в стенах тюрьмы 4 декабря 1775года от чахотки. Странная судьба. Тараканова могла бы выйти из каземата и жить. Возможно не на воле, возможно в монастыре, но жить! Убить ее Екатерина бы не осмелилась. Слишком опасно. Ей нужно было только признать свои притязания незаконными и назвать свое настоящее имя, но она предпочла умереть в ранге непризнанной русской принцессы, оставив в нашей истории удивительную загадку:

«Кто же Вы такая, госпожа Тараканова?»

История сохранила сведения и о другой княжне Таракановой.

Авгу́ста Тимофе́евна Тарака́нова.

Вступив на престол 6 декабря (25 ноября по ст. ст.) 1741 года, Елизавета Петровна приблизила к себе своего любимца Алексея Григорьевича Разумовского, недавнего церковного певчего, обладавшего дивным голосом и буйным молодецким характером.

Елизавета Петровна.Худ.Шарль ван Лоо.

Алексей Разумовский. неиз.художник.

Он стал действительным камергером, управляющим имениями, императрица возложила на него андреевскую ленту и пожаловала своему фавориту графское достоинство, позже звание генерал-фельдмаршала.

По воспоминаниям иностранных писателей, современников и знакомых этой четы, у Елизаветы Петровны от брака с Разумовским были дети – сын и дочь. По законам, рождённые от морганатического брака, даже и законного, не имели права на престолонаследие.

Более того, с течением времени они должны были утвердиться в мысли о необходимости добровольно отказаться от света и посвятить жизнь свою Богу, дабы нечестивые люди не смогли использовать их имена в корыстных целях и политических интригах. О сыне письменных свидетельств не сохранилось.

По слухам, жил он до самой своей кончины в одном из монастырей Переславля-Залесского и горько жаловался на свою участь.

Дочь императрицы носила имя Августа. Она, как и брат, получила фамилию Тараканова. По отчеству звалась Матвеевной. И фамилия, и отчество вымышленные. Никаких документальных известий о жизни Августы до 1785 года нет.

Лишь в тот год, когда ей исполнилось сорок лет, по именному повелению Екатерины II её привезли в Ивановский монастырь Москвы, где она была пострижена в монахини с именем Досифея. 25 лет пребывала она в монастыре.

Зналась лишь с игуменьей, духовником и московским купцом Филиппом Шепелевым. Жила в одноэтажных каменных келиях, в помещении, составлявшем две уютные комнаты и прихожую для келейницы. На содержание её отпускалась особенная сумма из казначейства.

По смерти Екатерины II Досифею навещали известные люди, приезжая поздравлять по большим праздникам. Но до самой смерти Досифея жила неспокойно, вздрагивала при каждом шорохе и стуке.

Был у неё портрет Елизаветы Петровны и какие-то бумаги, которые она однажды сожгла. В молитвах и постах прошла её жизнь. Как пишут, была она очень похожа на свою мать, аристократически воспитана, хорошо знала иностранные языки.

Преставилась Досифея 64 лет от роду в 1810 году. Её проводы были пышными, похоронили Досифею в Новоспасском монастыре в усыпальнице рода бояр Романовых, где погребались родственники царственного дома.

Была Досифея нрава кроткого и, говорят, после свидания с Екатериной II сама дала согласие на постриг.

Две княжны Таракановы и две печальные судьбы. Какая из них достоверная?

Княжна Тараканова... Упоминание этого имени у большинства читателей наверняка ассоциируется с прекрасным полотном Флавицкого, которое экспонируется в Третьяковской галерее. Одиночная камера Петропавловской крепости... Сквозь решетку окна хлещут ледяные потоки петербургского наводнения. Несчастная женщина забралась на тюремную кровать, которая вот-вот скроется под водой, и в отчаянии прижалась к стене. Ее роскошное платье резко контрастирует с убогим убранством каземата. Две крысы ищут спасения у ног арестантки. Голова ее откинута назад, волосы распущенные, руки бессильно свисают вдоль тела.

Кстати, о руках... Если поближе подойти к картине и внимательно присмотреться, то обнаружится удивительная вещь: их у княжны четыре. Две, которые свисают, и еще две, сложенные на груди. Они просматриваются под верхним слоем краски. Именно так их сначала и написал художник, но потом нашел более отвечающее безысходному настроению полотна положение и переписал руки заново.

Картина в свое время наделала много шума, была необычайно популярна и путешествовала с выставки на выставку. Однажды в дороге полотно не уберегли от дождя, и первая пара рук, до поры скрытая верхним слоем краски, явственно проступила наружу. Полотно неоднократно реставрировали, но безуспешно: руки предательски появляются вновь и вновь.

Впрочем, наш рассказ совсем не об этой особенности картины, а совсем об иной ошибке художника - исторической. И для начала весьма характерный факт: в каталоге академической выставки 1864 г., где полотно экспонировалось впервые, по рас- поряжению императора Александра II указали: "Сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины".

Так кого же изобразил на своей картине Флавицкий? Самозванку, "всклепавшую на себя имя" или, говоря современным языком, выдававшую себя за княжну Тараканову. Кто такая эта княжна, мы расскажем в конце, а пока - о самозванке.

Происхождение этой легендарной особы весьма туманно. Не исключено, что она была родом из Германии. Одни историки называют ее дочерью пражского трактирщика, другие - нюрнбергского булочника, а третьи утверждают, что она была плодом любви персидского шаха и его грузинской наложницы. Одни знали ее как мадмуазель Франк, другие - как мадам Тремуйль. То она зовется Алиной, то носит имя Шель. То предстает графиней Силинской, то принцессой Азовской. Столь же стремительно меняются и места жительства: Киль и Берлин, Гент и Лондон... И везде возникают богатые почитатели, не жалеющие средств для обворожительной прелестницы. Многие из воздыхателей вскоре оказывались не только без своих сбережений, но и в долговых тюрьмах, а ловкая аферистка в очередной раз меняла имя, родословную, титул и место жительства.

Первое упоминание о таинственной принцессе (без упоминания ее имени) встречается на страницах книги французского дипломата и писателя Жана Анри де Кастера "Жизнь Екатерины II, императрицы России" (1797 г.). Естественно, по стародавней российской привычке, книга была запрещена, хотя ее читали все образованные русские современники. За отсутствием собственных исторических книг и потому, что запретный плод сладок, книга де Кастера, который сам никогда не был в России и только пересказывал полученное из вторых, а то и третьих рук, пользовалась популярностью. Откуда бы обыватель смог узнать о тайном браке и незаконных детях императрицы Елизаветы Петровны? Из тогдашнего "самиздата". Вот из такого сочинения, где правда причудливо перемешалась с полуправдой и ложью, люди и узнавали о плоде любви императрицы Елизаветы и ее фаворита Алексея Разумовского.

Бывший секретарь саксонского посольства при дворе Екатерины II Георг Адольф фон Гельбиг в своей нашумевшей книге "Русские избранники со времен Петра I (1680) до Павла I (1800)" объявил загадочную персону дочерью императрицы Елизаветы и ее другого фаворита - Ивана Шувалова. Возможно, он был первым, кто присовокупил к титулу княжны фамилию Тараканова, которую она никогда не носила. Кроткая княжна тихо жила в Италии и вовсе не мечтала о престоле, а лишь страдала от отсутствия средств, но коварные русские офицеры уплатили ее долги, чтобы заманить девушку в ловушку. Варвары отправили княжну в Россию, где бедняжка скончалась в шлиссельбургской тюрьме. Несчастный отец не посмел открыться дочери.

В 1859 г. в московском журнале "Русская беседа" появились выдержки из писем итальянского аббата Роккатани (составлены в 20-х гг. XIX в.) о пребывании в Риме в начале 1775 г. "неизвестной принцессы Елизаветы", именовавшей себя дочерью российской императрицы Елизаветы Петровны и искавшей поддержки у польского посла и папской курии. В конце своего сообщения аббат, лично знакомый с этой дамой, сообщал, что она выехала в Ливорно, где стоял на якоре русский военный флот.

Точная дата рождения "принцессы Елизаветы", которая не знала ни русского, ни польского языков, но хорошо говорила по-немецки и предпочитала писать по-французски, неизвестна. Сама она на следствии в 1775 г. утверждала, что ей 23 года. Получается, она родилась в 1752 г. "Однако эта дата ничем не подтверждена, и похоже, что, указывая возраст, узница Петропавловской крепости лукавила, - замечает писатель и историк Игорь Курукин. - В письме 1773 г. к министру трирского курфюрста-архиепископа она сообщила, что родилась в 1745 г.; следовательно, тогда ей было от роду 28 лет, а ко времени начала следствия - и все тридцать. Так что <...> ей было от 20 до 30 лет".

Генерал-майор Алексей Иванович Тараканов действительно существовал, но мог ли он взять на воспитание ребенка императрицы и дать ему свое имя? Он был послан в Кизляр, где пробыл до ноября 1742 г., после этого служил в Москве, потом получил отпуск на два года, а с 50-х гг. XVIII в. не состоял на действительной службе.

"Побродяжка", или "авантюриера", как ее аттестовала в письмах к следователю Голицыну Екатерина II, не имела ничего общего с реальной "принцессой Елизаветой". И.Курукин, автор биографии "княжны Таракановой", делает вывод: "Пленница Петропавловской крепости затмила своей персоной ту, в отношении которой власти и исследователи, пожалуй, имели больше оснований для волнения: таинственную монахиню Досифею - предполагаемую дочь императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского, родившуюся около 1746 г., проживавшую в почетной изоляции в московском Ивановском монастыре и похороненную в родовой усыпальнице бояр Романовых в Новоспасском монастыре. Но история законопослушной затворницы не столь авантюрна... вот и не сложилась красивая легенда".

В связи с такой бурной биографией "княжны" вполне допустимы непреднамеренные искажения действительности. По той простой причине, что трудно понять, что в ее биографии - правда, а что - вымысел. Ее современники приводят взаимоисключающие факты, а уж в нынешней литературе можно обнаружить самые разнообразные описания ее полной приключений жизни. Каких только романов о ней не написали, каких только фильмов не наснимали!.. Потому что уж очень богатую пищу для фантазии предоставила эта красивая загадочная женщина.

Так кем же все-таки она была? Если сопоставить все дошедшие до нас данные, то ее биография выглядела следующим образом. В младенчестве ее вывезли сперва во Францию в Лион, а затем в Голштинское герцогство, в Киль. В 1761 г. она вновь оказалась в Петербурге, но Петр III, взойдя на престол и опасаясь своей конкурентки, выслал ее в Сибирь (или в Персию). Тогда-то она и узнала о своем якобы высоком происхождении, но, опасаясь возвращаться в Россию, принялась странствовать по Европе, чтобы добиться признания своих прав.

Первые реальные следы незнакомки обнаруживаются в Берлине, откуда она через Гент и Лондон в 1772 г. прибыла в Париж. Где именно побывала до 1772 г. эта очаровательная авантюристка, неизвестно. Алексею Орлову она говорила, что из России через Ригу и Кенигсберг поехала в Берлин, где открылась Фридриху II. После этого, сообщал Орлов императрице Екатерине II, она "была во Франции, говорила с министрами, дав мало о себе знать".

В Париже она именовала себя Али Эмете, княжна Владимирская с Кавказа (в некоторых письмах она именует себя еще "владетельницей Азова, единственной наследницей весьма древнего рода Волдомиров"), и утверждала, что чрезвычайно богата, так как владеет "персидскими сокровищами" - по очередной легенде она воспитывалась у дяди в Персии, а достигнув совершеннолетия, перебралась в Европу. В дальнейшие ее планы входят поиски российского наследства. И вновь обворожительную особу, свободно говорящую на многих европейских языках, неплохо рисующую и играющую на арфе, окружают многочисленные поклонники. Они охотно оплачивают ее пребывание в Париже в течение двух лет, и лже-Елизавета не знает отказа ни в чем.

Бурная жизнь "княжны Владимирской" в Париже окончилась тем, что она совершенно запуталась в долгах и была вынуждена бежать во Франкфурт-на-Майне, где ее, однако, сразу посадили в тюрьму. Ее выручил граф Ф.Лимбургский, по уши влюбившийся в авантюристку и всерьез хотевший жениться на ней. Пользуясь его сердечным покровительством, она около полутора лет прожила в его графстве Оберштайн.

В 1773 г. впервые пронесся слух, что под именем "принцессы Владимирской" скрывается прямая наследница русского престола - княжна Елизавета Алексеевна Тараканова, дочь Елизаветы Петровны и ее фаворита графа Разумовского, плод их законного, хотя и тайного, брака. Вполне вероятно, что первопричиной, заставившей самозванку принять на себя имя "княжны Таракановой", была элементарная потребность в средствах, сопровождавшая ее всю жизнь.

Решающее влияние на перерождение международной авантюристки в самозванку "княжну Тараканову" оказали польские эмигрантские круги. Не исключено, что и саму мысль назваться дочерью императрицы Елизаветы подал ей польский шляхтич-эмигрант Михаил Доманский, который еще в 1769 г. слышал от какого-то русского офицера, что Елизавета Петровна имела дочь от тайного брака с Разумовским.

Близость Доманского с самозванкой вскоре переросла в нечто большее, во всяком случае он стал наиболее преданным ей человеком. А в начале 1774 г. возле "княжны Таракановой" появляется фигура покрупнее - князь Карл Радзивилл, маршал Генеральной конфедерации, воевода Виленский, личность, весьма популярная среди шляхты, человек более чем состоятельный и честолюбивый. Именно после встречи с ним она и объявляет себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны, а до кучи - и сестрой Емельяна Пугачева.

Переписка "княжны" с Радзивиллом началась еще в 1773 г. Характерно, что в одном из писем Радзивилл называет ее "призванной провидением для спасения Польши". А первая встреча "княжны Таракановой" с Радзивиллом состоялась в Венеции, куда самозванка прибыла в 1774 г. под именем графини Пинненберг. Ее окружала небольшая свита, в числе которой находились Доманский, полковник барон Кнорр, ставший "гофмаршалом" ее "двора", английский авантюрист Монтегю и другие.

Радзивилл довольно прозрачно намекнул самозванке, что она может быть весьма полезной для интересов конфедератов. Т.к. она, как "законная дочь покойной русской императрицы Елизаветы Петровны" имеет неотъемлемое право на русскую корону, то конфедераты готовы оказать ей помощь, а взамен, став русской императрицей, "Елизавета II" должна будет вернуть Речи Посполитой Белоруссию и заставить Пруссию и Австрию восстановить Польшу в пределах 1772 г.

План, разработанный польскими эмигрантами при участии французских доброхотов, был таков: самозванка с Радзивиллом и группой польских и французских добровольцев отправляются в Константинополь, где под знаменем "княжны Таракановой" создается польско-французский добровольческий корпус, во главе которого "княжна" прибывает на театр военных действий Русско-турецкой войны и обращается к русской армии как "законная наследница престола"...

Бред, конечно. Но игра в этот бред захватила самозванку как малое дитя. Она рассылала в разные страны письма, в которых уверяла, что в России у нее множество приверженцев и т.п. Она снова начала вести привычную для нее роскошную и веселую жизнь. В результате снова долги, нехватка средств, отчаянные попытки раздобыть деньги.

И по-прежнему новоявленная претендентка на Российский престол ищет поддержки и помощи в осуществлении своих планов у Радзивилла, но вскоре убеждается, что тот способен только произносить красивые речи перед единомышленниками. И "Всероссий- ская княжна" решает действовать самостоятельно. Она то обращается с пространным посланием и добивается встречи с султаном, то пытается вести переговоры с самим кардиналом, то разрабатывает план установить связь с командованием русской эскадры, находившейся у берегов Италии. "Постараюсь, - писала она 10 июля 1774 г. одному из своих корреспондентов, - овладеть флотом, находящимся в Ливорно... Мне необходимо объявить, кто я, ибо уже постарались распустить слух о моей смерти... Я издам манифесты, распространю их по Европе, а Порта открыто объявит их во всеобщее сведение".

Свои права на русский престол самозванка объясняла так: "Я родилась в 1753 году и до девятилетнего возраста жила при матери. Когда она скончалась, правление Русской империей принял племянник ее, принц Голштейн-Готторпский и, согласно завещанию матери моей, был провозглашен императором под именем Петра III. Я должна была лишь по достижении совершеннолетия вступить на престол и надеть русскую корону, которую надел Петр, не имея на то права. Но через полгода по смерти моей матери жена императора Екатерина низложила своего мужа, объявила себя императрицей и короновалась в Москве мне принадлежащею древней короной царей московских и всея России".

Эти действия и тексты, естественно, получают огласку в России и не могут оставить безучастными Екатерину II. Более того, Екатерина не на шутку переполошилась: самозванка ведь не просто выдавала себя за дочь Елизаветы Петровны, но и заявляла права на российский престол. Явление миру очередной "законной" наследницы лишний раз напоминало об узурпации трона Екатериной и в конечном счете подрывало на Западе ее престиж.

И вот Екатерина, изрядно напуганная только что подавленным бунтом Пугачева, предпринимает энергичные меры по обезвреживанию самозванки: она поручает графу Алексею Орлову "схватить бродяжку" и поставить крест на ее притязаниях на престол. "Если это возможно, - писала она Орлову, - приманите ее в таком месте, где б вам ловко бы было посадить на наш корабль и отправить ее за караулом сюда". В случае провала этой затеи Екатерина даже разрешила Орлову бомбардировать из корабельных орудий Дубровник, где на тот момент находилась "княжна": сперва надлежало потребовать от городских властей выдачи "твари", а если они откажутся, "то дозволяю вам употребить угрозы, а буде и наказание нужно, что бомб несколько в город метать можно".

Разрабатывая план ареста самозванки, Екатерина и Орлов были озабочены захватом находившихся при ней бумаг. В одном из писем к Орлову княжна сообщала, что у нее есть копии с подлинных завещаний Петра I, Екатерины I и Елизаветы. А в августе 1774 г. самозванка прямо заявила Орлову, что собирается опубликовать в европейских газетах названные документы, которые, в особенности завещание Елизаветы Петровны, якобы подтверждают ее права на русский трон.

Орлов приступает к осуществлению хитроумного плана: стать очередным поклонником новоявленной княжны Таракановой и предложить ей не только деньги, но и руку.

Принято считать, что Орлов притворился влюбленным в "княжну", но как далеко простиралось его притворство и где кончалась грань между фальшью и истинным чувством, и было ли это истинное чувство - кто знает?.. Орлов предложил ей руку, сердце и свои услуги, "повсюду, где б она их не потребовала", и поклялся возвести ее на русский престол. Самозванка была им очарована, но предложение руки вызвало у нее колебания. Может быть, что-то почувствовала своей женской интуицией? Но в целом любвеобильная и честолюбивая авантюристка не имела оснований не верить в искренность заверений своего нового поклонника. 21 февраля 1775 г. после завтрака у английского консула Орлов пригласил самозванку познакомиться с русскими кораблями, стоявшими на рейде в Ливорно. Эскадра встретила княжну "Елизавету II" царским салютом, музыкой и криками "ура!". Самозванка поднялась на борт флагманского корабля "Три иерарха". В каюте адмирала Грейга свита самозванки и командование эскадры подняли за здоровье "Елизаветы" наполненные вином кубки. "Княжна" была счастлива как никогда. Ее пригласили на палубу: полюбоваться маневрами эскадры. Захваченная зрелищем "своего" флота, самозванка даже не заметила, как Орлов и Грейг куда-то исчезли...

В общем, "княжну Тараканову" арестовали. По одной версии - только ее саму, по другой - вместе с Орловым, - для отвода глаз. По одной версии - после венчания, по второй - вместо оного.

В 1775 г. пленница была доставлена в Кронштадт, откуда ее перевезли в Петербург и 26 мая заключили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Для следствия по делу самозванки была создана специальная комиссия во главе с князем А.М. Голицыным. Главной целью комиссии было выяснение того, кто руководил самозванческой интригой - "кто начальник сей комедии".

Вначале ей отвели несколько комнат, кормили с комендантской кухни и даже отдали в распоряжение двух служанок и личного врача. Екатерина была не в восторге от такого проявления гуманизма и требовала у Голицына скорейшего завершения следствия. Шли постоянные допросы, показания с которых и стали основой легенд о судьбе "княжны Таракановой". "При естественной быстроте ее ума, при обширных по некоторым отраслям сведениях, наконец, при привлекательной и вместе повелительной наружности, нет ничего удивительного, что она возбуждала в людях доверие и благоговение к себе", - писал Голицын императрице.

Узница умоляла фельдмаршала о личной встрече с Екатериной, но добилась обратного: она была помещена в одиночный каземат на хлеб и воду. Именно этот печальный этап жизни самозванки и запечатлел на своей картине "Княжна Тараканова" Флавицкий. И сделал это весьма реалистично и убедительно.

Так о какой исторической ошибке художника мы пообещали рассказать в начале нашей статьи? Исключительно о той, что несчастная женщина не могла погибнуть от наводнения 10 сентября 1777 г., во время которого рухнула часть стены Петропавловской крепости, и по столице ходили слухи, что заключенные утонули. По одной простой причине: она скончалась от чахотки за два года до этого стихийного бедствия. Произошло это 4 декабря 1775 г. Арестантка была тайно погребена на территории Петропавловской крепости, унеся с собой в могилу и тайну рождения, и подлинное имя, не открывшись перед кончиной даже священнику.

Обрядов при ее погребении не было совершено никаких.

Теперь, как и было обещано, расскажем о "настоящей" княжне Таракановой.

В 1785 г. по приказу Екатерины II в московский монастырь была доставлена неизвестная женщина. Это была еще нестарая, среднего роста, худощавая, сохранившая на своем лице следы редкой красоты. Никто не знал ни ее настоящего имени, ни происхождения. Видно было только, что она "происхождения знатного, образования высокого". Говорили, что это - принцесса Августа Тараканова, что она родилась через год или полтора после тайного брака императрицы Елизаветы с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским.

По отчеству "княжна" называла себя почему-то Матвеевной. До 1785 г. эта Августа Матвеевна Тараканова, по ее словам, жила за границей. Когда и как она туда попала - неизвестно. Вполне вероятно, что это могло произойти после смерти Елизаветы 25 декабря 1761 г.

Мысль о том, что где-то за границей живет "подлинная" (в отличие от "неподлинной" - самозванки Елизаветы Таракановой) дочь Елизаветы Петровны, тревожила Екатерину II не меньше других прочих забот. Непрерывная борьба с ежегодно появляющимися претендентами на престол, придворные, интриги и заговоры в конце концов привели императрицу к мысли, что "княжну Тараканову" необходимо вернуть в Россию и изолировать.

О том, как осуществлялась операция по доставки княжны в Россию, известно только со слов самой инокини Досифеи. В несколько иносказательной форме, говоря о себе в третьем лице, она впоследствии рассказывала эту историю Г.И. Головиной: "Это было давно. Была одна девица, дочь очень-очень знатных родителей. Воспитывалась она далеко за морем, в теплой стороне, образование получила блестящее, жила в роскоши и почете, окруженная большим штатом прислуги. Один раз у нее были гости, и в числе их - один русский генерал, очень известный в то время. Генерал этот предложил покататься в шлюпке по взморью. Поехали с музыкой, с песнями, а как вышли в море, там стоял наготове русский корабль. Генерал и говорит ей: не угодно ли посмотреть устройство корабля? Она согласилась, вошла на корабль, а как только вошла, ее уж силой отвели в каюту, заперли и приставили часовых. Это было в 1785 г."

Далее, по легенде, схваченную княжну привезли в Петербург и представили императрице. Екатерина долго с ней беседовала, говорила о Пугачеве, о самозванке Таракановой - вышеупомянутой княжне Владимирской, о государственных потрясениях, которые возможны в случае, если "враги существующего порядка" воспользуются ее именем, и, наконец, объявила, что во имя спокойствия в стране "княжна Тараканова" должна удалиться от мира и жить в монастыре в уединении, "чтобы не сделаться орудием в руках честолюбцев". Местом заключения был избран Ивановский монастырь в Москве, который по указу Елизаветы от 20 июня 1761 г. служил местом "для призрения вдов и сирот знатных и заслуженных людей".

Екатерина II приказала игуменье "принять и содержать новоприбывшую в особенной тайне, постричь и никого не допускать к ней до свидания". Княжна Тараканова была пострижена под именем Досифея и в первые годы своего заточения в монастыре содержалась в большом секрете. Кроме игуменьи, духовника и келейницы, никто не имел права входить к ней. Окна ее кельи были постоянно задернуты занавеской. На стене до самого последнего дня жизни Досифеи висел портрет императрицы Елизаветы.

Рассказ Августы-Досифеи в главных чертах практически повторяет историю Елизаветы Таракановой. Похоже, что "ненастоящая" самозванка когда-то где-то "слышала звон", но явно не знала "где он", а чтобы "настоящая" самозванка Августа не звонила на всех углах, ее и запрятали в монастырь.

В общих богослужениях и трапезах сестер обители Досифея не участвовала, и лишь иногда специально для нее устраивалось богослужение в маленькой надвратной церкви. Во время службы двери церкви запирались.

Моральное состояние Досифеи было очень тяжелым: она постоянно чего-то боялась, при любом шорохе или стуке вздрагивала, бледнела и "тряслась всем телом".

После смерти Екатерины II положение Досифеи несколько улучшилось. К ней стали беспрепятственно допускать посетителей, у Досифеи побывали митрополит Платон, ряд высокопоставленных лиц и якобы даже кто-то из членов императорской фамилии.

Досифея умерла 4 февраля 1810 г. в возрасте 64 лет, после четвертьвекового заключения, и была погребена в Новоспасском монастыре Москве, в усыпальнице бояр Романовых. В этом монастыре долго хранился портрет инокини, на обратной стороне которого кем-то была сделана надпись: "Принцесса Августа Тараканова, во иноцех Досифея, постриженная в Московском Ивановском монастыре, где по многих летах праведной жизни своей и скончалась". На могильной плите значится лишь монашеское имя и день кончины.

Похоже, тайна "княжон Таракановых" до сих пор не раскрыта и оставляет простор для фантазии.