Контраст по форме. Контраст и Нюанс? Принципы создания композиции. Сделать задания по композиции и цветоведенью

Контраст - это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, светотени и т. д.), резко выраженная противоположность: длинный - короткий, толстый - тонкий, крупный - мелкий. Контраст - противопоставление, борьба разных начал в композиции - всегда был одним из наиболее широко используемых средств в руках живописца, скульптора, архитектора. На протяжении многовековой истории искусства тема контраста варьировалась, приобретая в зависимости от характера произведения, стиля эпохи, индивидуальности автора самые различные выражения. В контрасте преобладает различие над сходством. Сущность композиции, построенной на контрасте,- в активности ее визуального воздействия: в отличие от нюансных контрастные отношения раскрываются сразу, если они умело использованы проектантом.

В художественном конструировании контраст составляет одно из основных средств композиции. Если взять любую композицию, в которой имеет место соподчинение частей и выявление главного, то в подавляющем большинстве случаев главное будет контрастнее по отношению к окружающим элементам.

Путем контраста можно усилить выразительность изделия. Это достигается путем применения разных материалов (например, в телевизоре - экран из стекла, коробка из дерева, ручки регуляторов и решетки из пластмассы, окантовка - металлическая), и за счет обработки поверхности материала - полированная поверхность металла или грубошероховатая фактура, дерево полированное или просто покрытое лаком. При умелом использовании контраст может сыграть решающую роль в композиции. Подчиненный интересам композиции, он активизирует форму. При отсутствии контраста форма оказывается маловыразительной и скучной.

Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия целого. Контраст усиливает, подчеркивает различие свойств форм, делает их единство более напряженным, впечатляющим.

Показательным примером контраста может служить связь геометрических фигур, когда одна из них увеличивается по своим размерам по отношению к другим, чтобы определить центр композиции. Находясь в определенной связи друг с другом такие композиции представляют пример конструктивного и комбинаторного соединения. Такие упражнения имеют особое значение и являют собой необходимую принадлежность основ композиции.

Когда геометрические элементы сопрягаясь друг с другом, образуют нечто целое, гармоничное, и это целое представляет собой определенную связную композицию, то этим самым в какой-то мере решается проблема комбинаторных построений. Общность всех участвующих элементов говорит о том, что сочетание этих элементов создает явление, которое мы называем композицией, конструкцией.

Связь элементов условной композиции становится органичнее и понятнее, если в ней имеется главный элемент, вокруг которого на художественной основе объединяются остальные. Этот главный элемент условно называется центром композиции. Подчинение детали сложной композиционно развитой формы также может иметь свой центр, но по силе выразительности он должен быть менее значительным, чем центр общий. Введение главного композиционного элемента и надлежащая соподчиненность остальных деталей усиливает внутреннюю связь деталей между собой и повышает общую выразительность. Композиционный центр приобретает особое значение при построении условных композиций.

Рассмотрим несколько вариантов условных композиционных схем, выполненных графическим приемом на плоскости из геометрических фигур, при помощи которых организуется взаимодействие мотивов, определяющих центр композиции (см. рис.).

С выразительностью в композиции тесно связана гармоничность, основной задачей которой является создание впечатления уравновешенности, изящности и точности образа формы и художественной согласованности комбинаторных элементов. Контраст - одно из главных средств композиции в технике. Здесь он обусловлен то различием структур - сложной, насыщенной тенями и совсем простой; то обработкой материала, когда, например, грубошероховатая фактура необработанного литья противопоставляется шлифованным или полированным поверхностям, то противопоставлением легкой, ажурной конструкции тяжелому монолитному основанию. Низкое противопоставляется высокому, горизонталь - вертикали, светлое - темному, шероховатое - гладкому, насыщенное светотенью и пластически сложное - спокойному и простому. Все эти и множество других отношений, основанных на явно выраженных различиях, являются контрастными. Противопоставление двух начал в композиции уже само по себе делает форму заметной, выделяя ее среди других. Использовать контраст-значит вызвать внутреннюю борьбу в композиции, обострить ее и найти гармонию в сопоставлении противоположностей. Контраст в технике имеет различные корни. В одних случаях его предопределяет сама конструкция, вся компоновка изделия. Здесь задача проектировщика- развить объективное контрастное начало, а если нужно, то и обострить его, используя как образное средство. В других случаях основа формы такова, что контраст в ней никак не проявляется, и она оказывается маловыразительной, скучной: как говорят профессионалы, композиции не на чем держаться. В этих случаях композиционный прием диктует необходимость введения "искусственного" контраста. Например, геометрически простой объем членится с помощью контрастных сочетаний цвета и тона, выделяются определенные функциональные элементы, создаются искусственные контрастные пропорции с помощью накладных профилей, членящих разные цветовые зоны, и т. п. К последнему приему часто прибегают, например, в работе над композицией транспортных средств.

Использование контраста в технике связано еще и с необходимостью создания оптимальных условий для рабочего. Контраст должен быть умеренным, поскольку чрезмерно резкие контрасты будут способствовать преждевременному утомлению, а полное отсутствие контраста - создавать монотонность, обусловливать притупление внимания рабочего. Цветовой контраст (пятно, фон) весьма широко распространен в композиции промышленных изделий. Контрастные цветовые отношения позволяют выделить наиболее ответственные зоны станка, пульта управления, сосредоточить внимание рабочего на важнейших системах управления. Ввиду этого при работе над проектом промышленного изделия контраст, как и многие другие категории, следует рассматривать не только в чисто композиционном плане, но и с практической стороны, в связи с определенной деятельностью человека.

Во множестве областей дизайна контраст в композиции проявляется иногда исключительно тонко, и все же это именно контраст. Очень сильный контраст, сочетание больших и малых объемов может зрительно разрушить композиционный строй. Поэтому степень применяемого контраста ограничивается требованиями сохранения цельности впечатления. Выбор степени контраста определяется на основании художественного чутья и практического опыта дизайнера и в большей степени зависит от назначения и места применения промышленного изделия.

Контраст сложной и простой структур в отличие от контраста цветотонового связан с сильным и глубоким насыщением формы светом и тенью. Поэтому он должен использоваться особенно точно и целенаправленно. Если ошибка в силе тона не может вызвать серьезной утраты целостности, то неверно используемый контраст структур способен непоправимо нарушить гармонию формы.

Контраст активизирует любую форму, но чтобы достичь гармонии, его нужно дополнить теми необходимыми нюансными отношениями, без которых он может оказаться слишком резким. Парадоксально, но слабость контраста в его силе. Любое сильнодействующее средство требует осторожности - его избыток разрушителен. Таков и контраст. Используя его в композиции конкретного промышленного изделия, нужно позаботиться, чтобы он не оказался чрезмерным, т. е. была соблюдена определенная степень, мера контраста. Для контрастирующих элементов можно построить целый ряд от наименьшей до наибольшей степени контраста. Взять, к примеру, контраст пятна и фона. Если фон абсолютной белизны, а пятно абсолютной черноты, контраст максимален. Но контрастным будет и отношение не совсем белой, а несколько тонированной поверхности и не совсем черного, но темно-серого (различной силы тона) пятна.

Для выразительности и целостности конкретного изделия степень контраста имеет немалое значение. Например, когда маленькое темное пятно контрастирует с большим светлым фоном, степень контраста может быть предельно сильной. Таковы маленькие черные ручки и другие темные детали на белой или почти белой панели. Но если все эти детали сильно увеличить, так что суммарно черное приблизится к площади белого, эффект контраста ослабеет, композиция может стать значительно менее выразительной и менее целостной, чем в первом случае. Это объясняется тем, что небольшие темные детали контрастируют с фоном не только по цвету и тону, но и по величине - малое противопоставляется большому. Во втором случае один из признаков контраста исчез, и количественное равенство между черным и белым по существу сняло всю остроту противопоставления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Контраст статики и динамики. Тональный контраст (противопоставление светлого и темного). Практическое применение контраста в дизайне, его плюсы и минусы. Контраст в графическом дизайне на основе работ Noma Bar, в дизайне интерьеров Келли Хоппен.

    курсовая работа , добавлен 30.12.2013

    Контраст изумрудного по цветовому тону и теплохолодности. Яркость ахроматического контраста при разнице в светлоте. Типы цветовых гармоний. Основные принципы композиции цветом. Оптические иллюзии. Соотношение фигуры и фона, а также восприятие глубины.

    презентация , добавлен 11.01.2014

    Формальные признаки композиции картины. Целостность, подчиненность второстепенного главному. Уравновешенность (статическая и динамическая). Типы и формы, приемы и средства композиции и их характеристика. Эстетический аспект формальной композиции.

    реферат , добавлен 20.11.2012

    Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации. Примеры асимметричного построения композиции. Асимметрия как способ достижения равновесия. Соподчиненность частей - средство объединения асимметричной композиции.

    реферат , добавлен 14.10.2014

    История флористики, стили букетов. Формы, ряды и виды поверхностей во флористике. Группировка частей композиции, оптический вес и баланс, закон рычага. Симметрия и асимметрия в композиции. Характеристика растительного материала для цветочной композиции.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2014

    Методы создания композиции на плоскости с помощью компьютера. Характеристики и изобразительные средства композиции. Значение формы для усиления эмоционального воздействия произведения. Основные принципы ее построения, средства достижения гармонии.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2011

    Особенности концепции композиции Волкова Н.Н. Характеристика понятия "композиция". Значение пространства как композиционного фактора согласно теории Волкова. Время как фактор композиции. Роль предметного построения сюжета и слова согласно теории Волкова.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2010

    Древний Египет и греко-римская античность, отношение к цвету. Эпоха ампира и классицизма, цветовые решения. Эффект контраста цветности. Цветовая композиция: понятие, основные виды. Особенности сочетания оттенков в интерьере. Общее понятие про колористику.

    Существует несколько моделей создания цветового пространства изображения, при этом призваны они решать одну задачу: создание ощущения полного цветового равновесия.

    Монохромная модель (одноцветная гармония) . Из определения видно, что равновесие создаётся присутствием в изображении только одного цвета в его оттенках. При этом он может быть как основным или составным, так и оттенком какого-либо из них. Самая простая модель.

    Ярким примером монохромной цветокоррекции может служить сепия - придание изображению какого-либо оттенка коричневого цвета с целью имитации старой чёрно-белой фотографии.

    СЕПИЯ

    При использовании монохромной модели в фото или видео производстве нужно помнить следующее: цвета, находящиеся в цветовом круге, делятся на два типа - тёплые и холодные (о них мы расскажем позже).

    Если в изображении Вам необходимо передать атмосферу уныния, неизвестности, враждебной пустоты или душевного холода - лучше пользоваться холодными цветами и оттенками.

    Если же Ваш творческий замысел отражает позитивное настроение, безмятежность, умиротворённость - тонировать изображение лучше тёплыми цветами и оттенками.

    В принципе, это правило применимо ко всем моделям, учитывая тот факт, что в любом случае какой-то один цвет или оттенок в изображении будет преобладающим (интенсивным). Синеватый оттенок человеческого лица в прекрасный солнечный день - дисгармония. Синеватый оттенок человеческого лица лунной холодной ночью - гармония.

    Контрастная модель (двухцветная гармония) . Цветовое равновесие в такой модели создаётся комплиментарными цветами, расположенными в цветовом круге напротив друг друга.

    Как уже было сказано выше, такие цвета очень хорошо сочетаются друг с другом но… Если они сильно различаются по насыщенности, самый насыщенный должен занимать меньшую площадь. Именно основываясь на принципе контрастной модели ныне очень модная цветокоррекция изображения TEAL&ORANGE получила очень широкое распространение не только в фотографии и кинематографе, но и на телевидении. Не очень сложная в исполнении, но очень гармоничная модель.

    Трёхцветная равномерная (триадная) модель . Трёхцветная гармония . При создании такой модели в изображении участвуют три цвета, расположенные в цветовом круге относительно друг друга через равные промежутки. Проще - в вершинах равностороннего треугольника, нарисованного в центре круга.

    Воплотить в изображении цветовое решение, используя три цвета, достаточно сложно (по сравнению с монохромной или контрастной моделями), но в случае грамотного использования трёхцветной равномерной модели результат получается очень сбалансированным.

    Трёхцветная доминирующая модель (разделённая гармония) . В этой модели также участвуют три цвета, только выбираются они, в отличии от равномерной модели, по другому принципу: после выбора основного цвета определяется контрастный ему цвет, расположенный на противоположном конце вектора, и к модели добавляются два цвета, находящиеся рядом с контрастным по обе стороны.

    Квадроравномерная модель (четырёхцветная гармония) . Количество цветов в такой модели достигает четырёх. Из цветового круга выбираются две пары цветов, расположенные в вершинах прямоугольника или квадрата.

    Квадродоминирующая модель (альтернативная четырёхцветная гармония) . В этой модели используется один доминирующий цвет + контрастный + два дополнительных, примыкающих к контрастному с двух сторон.

    Существует ещё аналоговая модель (аналоговая гармония) , позволяющая сочетать цвета, расположенные рядом друг с другом в одном сегменте цветового круга между первичными (основными) цветами.

    Говоря о цветовой гармонии в процессе создания своей индивидуальной формулы цветокоррекции, необходимо рассказать о видах и особенностях цветовых контрастов. Контраст возникает между двумя цветами с чётко выраженными различиями. При этом если различия достигают своего предела, контраст называется полярным (или диаметральным). Самые простые примеры - чёрный-белый, большой-маленький, холодный-горячий. При этом зрительно различить контраст можно только сравнением. Мы можем определить, что нарисованная на бумаге линия длинная, если для сравнения перед нами будет нарисована линия короче. И в то же время длинная линия станет короче по сравнению с более длинной. Таким же образом ощущения от одного цвета могут быть ослаблены или усилены с помощью другого контрастного цвета.

    На сегодняшний день в колористике описаны семь контрастных проявлений цвета :

    1.

    2.

    3. Контраст холодного и тёплого

    4.

    5.

    6.

    7. Контраст по площади цветовых пятен

    Каждый из контрастов обладает своим особым характером, художественной значимостью, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию, благодаря чему колорист может открыть для себя основные художественные возможности цвета.

    Контраст по цвету достаточно простой потому, что его можно создать из всех чистых цветов (жёлтый, красный и синий) в их предельной насыщенности.

    Данный контраст создаёт впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность контраста по цвету уменьшается по мере того, как выбранные для цветокоррекции тона удаляются от трёх основных. Например, контраст цветов второго порядка (оранжевый, зелёный, фиолетовый) будет гораздо слабее.

    Контраст по цвету позволяет получить великое множество совершенно различных цветовых сочетаний путём осветления (+ белый) или затемнения (+ чёрный) выбранных цветов. Выразительные возможности контраста по цвету позволяют подчеркнуть в изображении и бурное веселье, и глубокое горе, и земную первородность, и космическую универсальность. Интересного результата при использовании контраста по цвету можно добиться и в том случае, если одному из цветов отвести главную роль, а остальные использовать в небольших количествах для того, чтобы только подчеркнуть качества главного цвета. Подчёркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность изображения.

    Контраст светлого и тёмного является неотъемлемой частью человеческой жизни и природы вообще. В изобразительном искусстве чёрный и белый цвет являются самым сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Контраст белого и чёрного - самый яркий пример контраста светлого и тёмного в ахроматических цветах,

    а контраст жёлтого и фиолетового - в хроматических цветах.

    Контраст светлого и тёмного в хроматических цветах подразумевает использование основного цвета в сочетании с дополнительным, полученным в результате изменения насыщенности основного (+/- серый).

    При этом существует одна важная закономерность: светлый объект на тёмном фоне будет выглядеть крупнее, чем аналогичный тёмный объект на светлом фоне. Белый цвет излучается и как бы стремится во вне, в то время как чёрный поглощается и как бы стремится внутрь.

    Контрастом светлого и тёмного можно добиться объёмности изображения, а в фотографии и кинематографе именно контрастом светлого и тёмного в кадре создаётся перспектива: чем дальше от объектива, тем светлее изображение и наоборот. При цветокоррекции об этом стоит помнить.

    Контраст холодного и тёплого.

    Жёлтый

    Жёлто-оранжевый

    Оранжевый

    Красно-оранжевый

    Красный

    Красно-фиолетовый - это ТЁПЛЫЕ ЦВЕТА , а

    Жёлто-зелёный

    Зелёный

    Сине-зелёный

    Синий

    Сине-фиолетовый

    Фиолетовый -

    ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА .

    На самом деле это является некоторым заблуждением по следующей причине: как жёлтый и фиолетовый в цветовом круге являются полюсами контраста светлый-тёмный, так сине-зелёный и красно-оранжевый являются полюсами контраста холодный-тёплый.

    Исследования показали, что сине-зелёный цвет понижает импульс кровообращения (затормаживает), а красно-оранжевый его стимулирует (возбуждает).

    Именно эти цвета всегда холодные и тёплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или тёплыми в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёплыми или холодными цветами. Проще говоря: зелёный цвет является холодным по отношению к красному, в то время как он же является тёплым по отношению к синему.

    Именно на сочетании "тормозящих" и "возбуждающих" цветов основан контраст холодного и тёплого , имеющий особую значимость для поиска цветовых решений изображения. Различные способы проявления этого контраста не только расширяют круг его выразительных возможностей (та же цветокоррекция TEAL&ORANGE ), но и делают его в фотографии и кинематографе важнейшим изобразительным средством для передачи пластических ощущений и перспективы - более удалённые от объектива предметы всегда должны казаться более холодными.

    Дополнительными считаются цвета, пигменты которых при смешивании образуют нейтральный серо-чёрный цвет. В цветовом круге эти цвета расположены строго напротив друг друга и образуют следующие сочетания:

    Жёлтый - фиолетовый

    Жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый

    Оранжевый - синий

    Красно-оранжевый - сине-зелёный

    Красный - зелёный

    Красно-фиолетовый - жёлто-зелёный

    Эти сочетания дополнительных цветов парадоксальны по своей природе: противоположны друг другу, они друг в друге нуждаются, расположенные рядом, они максимально подчёркивают (и уравновешивают) друг друга, а при смешивании взаиморастворяются, образуя особенно красивые серые цвета (так называемый цветной серый). Дополнительные цвета при пропорционально грамотном сочетании придают изображению прочную основу воздействия на зрителя.

    Симультатный контраст - явление, при котором наше зрение при восприятии какого-либо цвета "требует" появления его дополнительного цвета, и в случае отсутствия последнего симультатно (одновременно) порождает его в сознании, вызывая чувство возбуждения и вибрации изображения. В большинстве случаев такие вибрации ломают цветовую гармонию, вызывая зрительный резонанс и дисгармонию в восприятии изображения. Симультатный контраст может возникать в тех случаях, когда колорист в выборе цвета намеренно или случайно отклоняется от правил, присущих определённой цветовой модели. Например, в случае контрастной модели (двухцветная гармония), в качестве дополнительного цвета к основному жёлтому берётся не фиолетовый, расположенный напротив жёлтого, а сине-фиолетовый или красно-фиолетовый, расположенные рядом с фиолетовым.

    В случае трёхцветной равномерной модели (трёхцветная гармония), если в триаде синий - жёлтый - красный вместо синего выбрать сине-зелёный цвет в качестве фона, то красный и жёлтый на нём будут симультатно возбуждаться и проявлять себя совсем иначе, чем на синем фоне.

    Возможность возникновения симультатного контраста уменьшается и при наличии контраста светлого и тёмного, то есть при использовании цветов в разной степени их осветлённости. Намеренно добиваться в фотографии или кино симультатного контраста вряд ли есть необходимость, а вот почему он возникает и как его избежать - знать нужно.

    Контраст по насыщенности подразумевает сочетание чистых, насыщенных цветов с цветами блеклыми, приглушёнными. Обладает тихой и спокойной выразительностью. Чистые цвета теряют свою насыщенность сразу, как только затемняются или осветляются, причём сделать это можно несколькими способами для достижения конкретного результата.

    3. Чистый цвет можно "разбавить" серым, нейтрализовав сам цвет и придав ему блеклый, "слепой" оттенок.

    4. Чистый цвет можно "разбавить" соответствующим дополнительным цветом, получив промежуточные тона, которые при осветлении белым способны дать редкие по своей сложности оттенки.

    Если в каком-либо сочетании будут участвовать все три цвета первого порядка, то полученный результат будет всегда отличаться слабым, блеклым характером. В зависимости от пропорций, он может стать желтоватым, красноватым, синевато-серым или чёрным, но с помощью всех трёх цветов первого порядка могут быть получены все степени блеклости.

    Действие контраста по насыщенности относительно. Всякий цвет может казаться насыщенным рядом с блеклым, равно как и блеклым по отношению к более насыщенному.

    Чтобы добиться выразительности в композиции, используя только контраст по насыщенности, необходимо блеклые цвета сформировать на цветовой основе насыщенных: чистый красный должен контрастировать с блеклым красным, чистый синий - с блеклым синим и т.д. В противном случае (чистый красный + блеклый синий) контраст по насыщенности может быть заглушён, например, контрастом тёплого и холодного, и тогда его тихая и спокойная выразительность останется под вопросом…

    Контраст по площади цветовых пятен.

    Исключительная особенность этого контраста - способность проявлять и усиливать проявления всех других контрастов, присутствующих в изображении, благодаря своей геометрической, "размерной" сущности отношений между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Проще говоря, контраст по площади цветовых пятен определяет количественно-пространственные отношения между двумя или несколькими цветами с целью определения степени их уравновешенности в композиции изображения. Силу воздействия цвета на зрителя определяют два фактора: светлота цвета и размер цветового пятна. Именно за размеры цветовых пятен отвечает данный контраст. Ввиду того, что и само понятие цвета субъективное, и геометрические размеры отдельных сложных элементов изображения определить трудно, соотношения площадей цветовых пятен тоже носят приблизительный характер, доверяя скорее глазомеру художника, чем числовым отношениям и расчётам. Но всё же… Гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми значениями:

    Жёлтый - 3

    Оранжевый - 4

    Красный - 6

    Фиолетовый - 9

    Синий - 8

    Зелёный - 6

    Соотношения гармоничных размеров плоскостей для этих цветов будут выглядеть, например, так:

    Жёлтый: оранжевый = 3: 4

    Жёлтый: красный = 3: 6

    Зелёный: фиолетовый = 6: 9

    Такая система количественных отношений действительна только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. При изменении насыщенности меняются и соответствующие размеры световых пятен, которые должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться самим изображением.

    Всё, о чём было сказано в этом разделе статьи, поможет и фотографу, и видеографу создать в своих работах гармоничный цветовой баланс не только на этапе цветокоррекции, но и на этапе подготовки к съёмке. Зная особенности основных цветовых моделей и видов контраста, можно грамотно расставить декорации, подобрав в интерьере цветовые соотношения не по принципу "Как красиво!!!" а по принципу "Как гармонично!!!", можно заранее расставить соответствующие цветовые акценты, уравновешивающие композицию кадра, можно со знанием дела подобрать правильное цветовое решение в одежде персонажей…В любом случае, Ваши творческие фантазии обретут качественный, законченный вид и не будут вызывать ощущения нехватки или переизбытка чего-то…

    Education

    Сделать задания по композиции и цветоведенью

    Сделать все задания и сдать их во время.

    Goal Accomplishment Criteria

    Все задания сделаны

    1. Ритм

      ритма. В данной работе возможно применение или статического или динамического ритма или их сочетание (на выбор). Композиция – формальная, плоскостная, неограниченная или замкнутая (на выбор). Из того или иного вида ритмических рядов необходимо создать композицию уравновешенного характера. В композиции возможно использование не строгой ритмической последовательности, а лишь сохранение определенных принципов ритмического построения.

      Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон – белый, элементы – черные).

    2. 12-ступенный цветовой круг

      Выполнить 12-ступенный («физиологический») цветовой круг, разделенный на сектора. Каждый цвет в круге необходимо подписать.

      Данный круг должен состоять из следующих цветов: красный, красно-оранжевый, оранжевый, оранжево-желтый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубой, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, пурпурный.

    3. Контраст по размеру

      Выполнить одну формальную композицию, в которой элементы одинаковые по форме значительно отличаются друг от друга только по размеру. Это способствует выявлению главного и второстепенного в композиции. Конфигурация элементов в этом случае не имеет значения.

    4. Контраст по форме (конфигурации)

      Выполнить одну формальную композицию, организованную средствами контрастных взаимоотношений элементов по такой категории, как противоположность элементов друг другу по конфигурации: четкость и резкость очертания одних противопоставляется мягкости и неопределенности других.

      В данной работе должны быть две группы элементов имеющих противоположные формы. Количество и тех и других элементов должно быть примерно одинаковым, для обеспечения максимального контраста и противостояния противоположных форм.

      Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон - белый, элементы – черные).

    5. Многомерный контраст, включающий контраст по размеру, форме и тону

      Выполнить одну формальную композицию, в которой элементы должны быть противоположны по следующим категориям: размеру (большие и малые элементы), форме (элементы противоположные по конфигурации) и тону. В данной композиции должны присутствовать три тона: белый, серый (средний) и черный . В данном случае серый тон может быть равномерным, выполненный с помощью однородной заливки или с помощью графических фактур. Данные три тона по количеству должны быть примерно одинаковыми. Особое внимание в данной работе необходимо уделить равновесию элементов и частей композиции.

      Формат композиции должен иметь одинаковые размеры сторон, т.е. композиция должна быть квадратной (например, 20х20 см.).

    6. Названия цветовых оттенков

      Выбрать произвольно один цветовой тон (например, красный, зеленый, серый). Изобразить 9 оттенков данного цвета и дать им названия, основываясь на ваших личных ассоциациях, образах и эмоциональном восприятии.

    7. Нюанс по размеру

      Выполнить одну формальную композицию, где трансформации подвержен элемент, который постепенно изменяет свой размер, при этом сохраняя первоначальную форму.

      Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон - белый, элементы – черные).

    8. Нюанс по форме

      Выполнить одну формальную композицию, где необходимо последовательно трансформировать элемент, который после нюансных преобразований принимает форму, противоположную конфигурации первоначального элемента. В данном задании внимание следует направить на изобретательность в трансформации самого элемента, а также на расположение элементов в изобразительной плоскости.

      Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон - белый, элементы – черные).

    9. Многомерный нюанс, включающий нюанс по размеру, форме и тону

      Выполнить одну формальную композицию, в которой элементы постепенно изменяя свой размер, форму и тон создают эффект последовательной их трансформации. В данной работе элементы постепенно изменяют свой тон: от темного к светлому (или наоборот), через все градации.

      Формат композиции должен иметь одинаковые размеры сторон, т.е. композиция должна быть квадратной (например, 20х20 см.). Композиция решается в черно-белом варианте с применением всех градаций промежуточных серых тонов. Графическое решение композиции: черно-белое, а также использование различных градаций серого цвета в нюансе по тону.

    10. Монохромия в холодной и теплой гамме

      Выполнить две работы, одинаковые по композиции элементов (в технике мозаики). Тип цветовой композиции этих работ – монохромия одного цвета. При этом, первая работа (монохромия) должна быть выполнена в теплой гамме – т.е. построена на теплых оттенках выбранного цвета, а вторая работа – в холодной гамме, т.е. на холодных оттенках того же цвета.

      Формат каждой композиции должен иметь одинаковые размеры сторон, т.е. квадратный (например, 10х10 см.).

    11. Полярная цветовая композиция в разбеленном колорите

      Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции – полярная (т.е. два цвета расположенные друг против друга в 10- или 12-ступенном круге). При этом цвета должны быть разбелены , что в целом даст разбеленный колорит в работе. В данном задании возможен одинаковый разбел цветов, или же различная степень разбела различных элементов мозаики.

    12. Трехцветная цветовая композиция в насыщенном колорите

      Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции: трехцветие, т.е. три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в 12-ступенный цветовой круг, или триада основных цветов при слагательном смешении: красный, зеленый, синий. При этом цвета должны быть предельно чистыми и насыщенными , что в целом даст насыщенный колорит в работе. В данном задании, прежде всего надо обращать внимание на гармонизацию цветов, на то насколько оттенки цветов подходят друг другу. Основным способом гармонизации цветов и оттенков, в данном случае, является гармонизация с помощью гаммы – т.е. приведение трех цветов или к теплой или холодной гамме.

      Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

    13. Трехцветная цветовая композиция в приглушенном (ломаном) колорите

      Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции: трехцветие (т.е. три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в 12-ступенный цветовой круг, или триада основных цветов при слагательном смешении: красный, зеленый, синий.). При этом цвета должны быть приглушены , за счет подмеси серого цвета к трем выбранным цветам, что в целом даст ломаный колорит в работе. В данном задании возможно одинаковое приглушение цветов, или же различная степень приглушения различных элементов мозаики.

      Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

    14. Многоцветие в зачерненном колорите

      Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции: многоцветие (четырехцветие), т.е. берутся четыре цвета при вершинах квадрата, вписанного в 12-ступенный цветовой круг, или четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий. При этом цвета должны быть зачернены , за счет подмеси черного цвета к трем выбранным цветам, что в целом даст зачерненный колорит в работе.

      Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

    15. Главное в композиции – элемент больший по величине

      Необходимо выполнить формальную композицию, где главным элементом (центром композиции) будет являться элемент больший по величине. Таким образом, один главный элемент (как доминанта) должен быть расположен среди малых. Здесь масса крупного элемента будет доминировать, и притягивать визуально малые элементы. Главный элемент не должен быть расположен строго в геометрическом центре формата изобразительной плоскости. Количество элементов в композиции – не ограниченно.

    16. Главное в композиции – элемент меньший по величине

      Выполнить формальную композицию, где главным элементом (центром композиции) будет являться элемент меньший по величине. Меньший элемент должен быть расположен среди крупных элементов. Основная задача, в данной композиции, также решается направлением сторон крупных элементов по отношению к малому элементу, а также организацией свободного пространства вокруг элемента меньшего по величине. В данном задании главный элемент всегда является обособленным по отношению к остальным, которые как можно больше сближаются. Количество элементов в композиции – не более 8.

    17. Главное в композиции – пространство

      Выполнить формальную композицию, где главным (центром композиции) будет являться пространство, т.е. поле плоскости, не заполненное композиционными элементами. В данном случае ведется поиск силуэта самого пространства при активной помощи остальных элементов, которые сближены между собой. Количество элементов в композиции – не ограниченно.

    18. Зеркальная симметрия

      Выполнить одну композицию, в которой элементы организованны по принципу зеркальной симметрии . Композиция - формальная, плоскостная, неограниченная. Главной задачей является достижение покоя и равновесия. Общий силуэт композиции – близкий к прямоугольнику. Рекомендуется применять четкие, спокойные очертания силуэтов, подчиненные центру композиции.

      Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Решение композиции: черно-белое или цветное (один - два цвета и их оттенки). Возможно комбинированное цветовое решение: черный, белый и еще один цвет (красный, зеленый, серый и т.д.).

    19. Асимметрия

      Выполнить одну композицию, в которой элементы организованны по принципу асимметрии, а именно – вариант дисимметрии. Композиция – формальная, плоскостная, неограниченная.

      В данной работе, за основу необходимо взять зеркальную симметрию (композицию, выполненную в рамках задания 3.1) и изменить ее, нарушив несоответствием различных характеристик парных элементов. Это нарушение может быть за счет изменения размеров, формы, расположения в пространстве, тона, цвета. Может быть выбрана или одна или несколько характеристик, по которым будет нарушена симметричность.

      Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции – на выбор: черно-белое или цветное (один – два цвета и их оттенки). Возможно комбинированное цветовое решение: черный, белый и еще один цвет (красный, зеленый, серый и т.д.).

    • 19 February 2016, 08:30

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    В приложении приводятся задания для практической работы по основам композиции на зависимость эмоциональной оценки формы от ее объективных свойств: размеров, геометрической характеристики, ориентации формы относительно горизонтальной плоскости, светлоты, цвета, фактуры, расчлененности формы и других свойств, рассмотренных в разделе 1.

    Задание 1. Силуэт и поле

    Тема: Закономерность равновесия как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.1).

    1. Изобразить любую правильную геометрическую фигуру в квадрате так, чтобы соблюдалось равновесие фона и фигуры: темный фон – светлая фигура; светлый фон – темная фигура (рис. 19 а).

    2. Нарушить равновесие фона и фигуры: фигура стремится занять место за плоскостью квадрата. Два варианта – на темном и светлом фоне (рис. 19 б).

    3. Нарушить равновесие фона и фигуры: фигура выглядит маленькой, теряется на фоне. Выполнить два варианта (рис. 19 в).

    Примечание: размер квадратов для компоновки фигур 16´16 см.

    Материал:

    Задание 2. Главное – второстепенное

    Тема: Организация доминантных отношений формальных элементов композиции (п. 1.2.2).

    Последовательность выполнения задания:

    Построить три композиции, в каждой из которых добиться доминирующей композиционной роли: 1) большего элемента, 2) меньшего элемента, 3) зоны пространства – исключительно за счет различных способов их формально-композиционной организации на плоскости (рис. 20, 21).

    На втором этапе работы в одной из полученных композиций, не изменяя ее общего композиционного решения, нужно осуществить смещение активной роли доминирующего элемента на противоположный элемент (например, с меньшего на больший или наоборот) за счет изменения внутренних характеристик композиционных элементов (тон, фактура, графическая структура).

    Рис. 19. Силуэт и поле:

    а) равновесие фона и фигуры. Светлота как объективное свойство может корректировать нашу эмоциональную оценку размеров формы. Благодаря иллюзиям зрения, форма кажется тем больше, чем она светлее. Из двух равновеликих фигур белая кажется больше, чем черная. А масса больше у той из форм, которая темнее;

    б, в) нарушение равновесия фона и фигуры


    Рис. 20. Организация доминантных отношений формальных элементов композиции:

    а) главное – большой элемент;

    б) главное – малый элемент;

    в) главное – зона в пространстве


    Рис. 21. Организация доминантных отношений
    формальных элементов композиции:

    а) главное – большой элемент;

    б) главное – малый элемент;

    в) главное – зона в пространстве;

    г) изменение главного за счет внутренних характеристик элемента

    Примечание:

    композиции выполняются с использованием пяти или семи элементов, все характеристики которых должны оставаться постоянными в каждой композиции;

    организация плоскости как двухмерного композиционного пространства ведется с активным использованием понятия силовых линий и силовых полей, а также положительного и отрицательного пространства;

    в каждой композиции главный элемент должен находиться в различных зонах пространства.

    Материал: формат листа А-3, белая и черная бумага, клей ПВА.

    Задание 3. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе

    Тема: Зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики (п. 1.2.3).

    Последовательность выполнения задания:

    1. Изобразить набор из трех фигур, разных по геометрической характеристике и размерам, но близких по эмоциональной оценке массы (то есть приблизительно равных по площади).

    2. Преобразить геометрическую характеристику и размеры этих фигур так, чтобы масса каждой фигуры оценивалась более легкой, но в то же время близкой друг другу по эмоциональной оценке. Три формы должны сопоставляться между собой как близкие по массе (рис 22).

    Материал:

    Задание 4. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе

    Тема: Зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики (п. 1.2.4).

    Последовательность выполнения задания:

    1. Выбрать произвольную геометрическую фигуру.

    2. Постепенно, за 4 этапа, путем изменения ее геометрической характеристики при равной площади, преобразовать ее массу в более легкую. За счет достижения различной геометрической характеристики добиться контрастно различной эмоциональной оценки их массы (рис. 23, 24, 25).

    Примечания:

    1. Фигуру можно делить на части, но так чтобы площади всех частей были приблизительно одинаковыми.

    2. Формы не должны изображать конкретные предметы во избежание воздействия содержания на эмоциональную оценку массы.

    Типичные ошибки:

    неравенство площадей фигур после преобразования;

    нет постепенности преобразования, резкий переход от одной стадии к другой;

    нет стилевого единства членений.

    Материал: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.


    Рис. 22. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе.

    Преобразование массы фигур в более легкую за счет изменения их геометрической характеристики и размеров.
    Площади всех фигур приблизительно равны

    Рис. 23. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

    Рис. 24. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

    Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа


    Рис. 25. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

    Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа

    Задание 5. Членение формы на элементы статические и динамические

    Тема: Зависимость эмоциональной оценки статичности или динамичности формы от ее расчлененности на элементы, составляющие единое целое (п. 1.2.5).

    Последовательность выполнения задания:

    1. Выбрать три простые геометрические фигуры с различными геометрическими характеристиками.

    2. Расчленить их статически, соблюдая целостность.

    3. Расчленить их динамически. Сформулировать любое динамическое состояние во всех трех фигурах. Например: кручение, растяжка, сжатие, вспышка, излучение, волна и т. д. (рис. 26, 27, 28).


    Рис. 26. Членение формы на элементы статические и динамические.

    Динамическое состояние “сжатие”

    Рис. 27. Членение формы на элементы статические и динамические.

    Динамическое состояние “кручение”


    Рис. 28. Членение формы на элементы статические и динамические.

    Динамическое состояние “поворот”

    Цель задания: Показать, каким образом расчлененность формы может корректировать ее эмоциональную выразительность, а также целостность.

    Типичные ошибки:

    фигура распадается на два элемента;

    направление динамичности масс в прямо противоположных направлениях, что разрушает форму;

    элементы очень крупны по отношению к целому, слишком самостоятельны, форма распадается, нет целостности.

    Материалы: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.

    Задание 6. Организация плоскости с помощью подобных элементов

    Тема: Пропорции и отношения (п. 1.2.6).

    Последовательность выполнения задания:

    1. Выбрать простую геометрическую фигуру.

    2. Используя различные виды пропорционирования (арифме­тическую, геометрическую прогрессию, золотое сечение, пропорциональное деление), выполнить построение ряда геометрических фигур, связанных полученным отношением.

    3. Выполнить композицию с использованием различных видов спропорционированных фигур (рис. 29, 30).

    Материалы: Формат листа А-3; черная бумага, клей ПВА.

    Задание 7. Организация плоскости с помощью метра и ритма

    Тема: Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.7).

    Последовательность выполнения задания:

    1. Разделить лист на две части. В первой части листа закомпоновать шесть квадратов размером 6х6 см. Изобразить в них метрические и ритмические композиции.

    2. На второй половине листа из простых геометрических фигур построить выразительную композицию. Выбрать один из вариантов:

    а) на основе взаимного проникновения трех или более встречных ритмических рядов;

    б) на основе сочетания метрических и ритмических рядов.

    Примеры выполнения данной работы показаны на (рис. 31, 32, 33).

    Материалы: Формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА, тушь, рапидограф, ножницы.

    Задание 8. Организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений

    Тема: Закономерности контраста, нюанса как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.8).

    Последовательность выполнения задания:

    Лист условно разделить на две части. В первой части листа:

    1. Выполнить композицию в черно-белой графике путем наложения простых элементов (геометрических фигур) друг на друга с использованием контраста по размеру и форме.


    Рис. 29. Организация плоскости с помощью подобных элементов

    Рис. 30. Организация плоскости с помощью подобных элементов

    Рис. 31. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему

    Рис. 32. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему

    Рис. 33. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему


    2. Выполнить композицию в черно-белой графике путем наложения элементов друг на друга с использованием нюансных отношений по размеру и форме.