Скульптура пермские боги. Пермские боги

"Спас полунощный" — так называется жанр деревянной религиозной скульптуры, который пережил в России конца XVII-XVIII веков неожиданный расцвет. Скульптура изображает Христа в темнице, как правило почти в натуральный человеческий рост или немногим меньше, всегда в одной и той же позе. Христос сидит в горестном раздумии, подперев коронованную терновым венцом голову рукой.

Согласно легенде, избитый и поруганный Христос провел в темнице краткие ночные часы между вечерним судом у Каифы и утренним — у Пилата, оттого и название "полунощный". Получилась, однако, еще и аллюзия на "полунощные страны", то есть на русский Север, где деревянная скульптура была очень популярна.
Это обстоятельство на самом деле весьма странное. Скульптуры, тем более круглые (то есть полнообъемные), в православной России не очень поощрялись — ревнителям византийских устоев они виделись не то языческими идолами, не то уступками иноверным "латинским" традициям. В том, что скульптура неожиданно снискала популярность начиная с петровского времени, нельзя не увидеть влияния европейского барокко с характерным для него культом Страстей Христовых. Но почему эхо европейского барочного искусства так значительно отозвалось не в столичном регионе, а в провинции, довольно-таки далекой от прямых контактов с западной культурой? Добро бы еще речь шла о крупных, городского масштаба, культурных центрах, где еще можно было бы вообразить некую прослойку прозападно настроенных ценителей нового религиозного искусства, но среди скульптур на выставке есть и привезенные из глухих сел. И почему такое четкое пристрастие к одному-единственному моменту Страстей, доселе на Руси не использовавшемуся в качестве сюжета, такое последовательное тиражирование неизвестного образца?
Сплошные загадки, над которыми размышляет уже не одно поколение искусствоведов. Пока выставка еще не закрылась, имеет смысл воспользоваться возможностью посмотреть на эти скульптурные загадки собственными глазами, поскольку обычно в Москве "Спасов полунощных" не сыщешь днем с огнем. На выставке их много, причем в первую очередь удивляет не количество, а многообразие. При сохранении стандартной позы и традиционных особенностей (обнаженное тело с повязкой на бедрах, кровоподтеки, терновый венец), статуи очень непохожи. Где-то Христос — герой с почти античной величавостью торса. Где-то --это сломленный и униженный человек, в котором, по Библии, "нет ни вида, ни величия". В одних случаях пугает ультрареализм, а в других — наивность и примитивизм. Иные из скульптур, несмотря на датировку, кажутся настоящими порождениями европейской готики или даже романики. Все очень современно и очень гуманистично — диву даешься, откуда эта острота и этот гуманизм могли появиться.

Гордость Перми - коллекция деревянной скульптуры, находящаяся в Пермской художественной галерее.

Пермские деревянные Боги

«Пермские боги» — так назвал свое открытие уральский искусствовед Николай Серебренников, энтузиаст и подвижник, который в 1923 году во время экспедиции нашел «пермских богов», а затем организовал еще пять экспедиций по поиску уникальных скульптур. К середине 20-х годов Николай Николаевич сформировал коллекцию деревянной скульптуры и доказал, что «пермские боги» — это не только предметы культа, но и, в первую очередь, произведения искусства.

А.В. Луначарский писал о своем посещении пермского музея во время поездки по Уралу в 1928 году: «При входе в большую залу, где собраны пермские «боги», я был поражен их обилием, разнообразием, неожиданной выразительностью и смесью наивности и непосредственности с искусством иногда положительно утонченным.

Что же такое представляет собой эта пермская скульптура, развернувшаяся, по-видимому, в XVII веке, продолжавшая жить и эволюционировать в течение всего XVIII века и начавшая клониться к некоторому упадку в XIX веке, а сейчас замершая, будем надеяться — в ожидании нового расцвета на новых началах?

Пермская скульптура служила церкви. Однако оригинальная нота, которая пронизывает эту скульптуру и делает ее и социологически, и художественно необычайно ценной, есть нота языческая, нота «инородческая», идущая несомненно и прямо, от пермяцкой культуры идолопоклонников». 1

Запрет православной Церкви на объемное изображение Божества, не помешал развитию деревянной скульптуры на Урале.

Пермские резчики, чьи имена остались, за небольшим исключением, неизвестны, создали в течение предположительно трех веков целую художественную школу. В 17 веке она отражала влияния московской иконописи. С 18 века в нее проникают приёмы барокко и западноевропейские иконографические типы.

Большинство вырезанных из дерева фигур было найдено на территории Верхнекамья, в районе старейших уральских городов — Чердыни и Соликамска.

Язычество не до конца вымерло с христианизацией Пермского края, тем более что христианство окончательно прижилось довольно поздно, лишь к концу XV века. Православные священники разрешили местным жителям вырезать из дерева православных святых и молиться им, чтобы не потерять паству. Так деревянные Боги очутились в церкви. Хотя ещё долго они находились под запретом, и их убирали перед приездом гостей.

Простой люд старался приблизить небесных богов к себе, обычным смертным. Пермяки часто не ощущали различия между божеством и его изображением. Местные жители относились к этим статуям как к живым богам - одевали по праздникам, прятали от врагов, наказывали.

Из древесных пород мастера предпочитали сосну и липу. Дерево они обрабатывали с помощью топора и ножа. В XVIII веке употреблялись также тесла, долота, стамески, пилы, буравы, струги и дорожники. Для росписи на поверхность дерева наносился левкас (меловой грунт). Роспись производилась яичной темперой, в тона, близкие северной иконописи, нередко дополняясь позолотой и серебрением. В XIX веке скульптуры начали расписывать масляной краской.

На третьем этаже галереи в центре зала на невысоких постаментах сидят шесть деревянных фигур Христа — живых, в смиренных позах, со скорбными лицами. Лики Спасов выражают кротость, жертвенность, мученичество. Каждый образ лаконичен, но вместе с тем своеобразен, с большей выразительностью свидетельствуют о глубине веры их ваятелей. Черты лиц на скульптурах, очевидно, в зависимости от национальной принадлежности самого художника, чаще всего соответствуют коми-пермяцкому или башкирскому типу. Они притягивают взгляд, заставляют остановиться рядом, проникнуться страданием человека, сидящего перед тобой и поразиться верой, которой наполнен его взгляд.

Ученые отмечают в пермской деревянной скульптуре основательность художественных решений, красочную образность, эмоциональность и высокое умение. Творящие скульптуры мастера вкладывали в свои работы всю душу, создавая настоящие шедевры. Наивность и экспрессия сочетаются в отдельных произведениях с удивительной анатомической правильностью. Грудная клетка распятого Христа, ноги, руки сделаны с такой наблюдательностью, которой могли бы позавидовать столичные академики скульптуры. Творчество деревенских резчиков Пермского края самобытно, правдиво и чистосердечно.

Ныне деревянных Богов можно увидеть в храмах и в музеях края - в Перми, Кудымкаре, Чердыни, Березниках, Соликамске, Кунгуре и других. В общей сложности сохранилось не менее 500 деревянных статуй. В фондах Пермской художественной галереи находится 370 деревянных памятников.

1 Луначарский А. В. нарком просвещения РСФСР. Об изобразительном искусстве, т. 2

Один из главных символов Пермского края - пермская деревянная скульптура («пермские боги»). Это поистине уникальная скульптура, не имеющая аналогов более нигде.

Пермская деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII - XIX веках. Местные народы, издавна придерживавшиеся язычества, даже перейдя в православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Поэтому они вырезали из дерева фигуры Иисуса и других святых, по сути продолжая традицию поклоняться деревянным идолам. Такие объемные изображения были им куда ближе.

Несмотря на запреты деревянных религиозных скульптур церковными властями (православная церковь считает, что объемные изображение святых каким-то образом оскверняет святой дух. Стоглавый собор ещё в 1551 году, а Святейший синод в 1722 строго-настрого запретили резные или истесанные иконы, а тем более изображения святых в виде скульптур) , «деревянные боги» на протяжении нескольких веков лишь множились в церквях Урала, в местностях, где жили коми-пермяки. Вопреки указам сверху местные священники, боясь потерять свою паству, не сжигали деревянных Иисусов и не расправлялись с изготовлявшими их искусными мастерами, как это часто бывало в борьбе со старообрядцами.

Специалисты отмечают в пермской деревянной скульптуре монументальность художественных решений, яркую образность, высокую эмоциональность и недюжинное мастерство. Вырезавшие скульптуры мастера словно вложили в свое творение всю свою душу, создав настоящие шедевры.

Лица деревянных богов полны муки, жертвенности. При этом внешность вырезанных из дерева православных святых имеет явно выраженные коми-пермяцкие черты. Их отличают широкие скулы и азиатские глаза.

Самым распространенным образом Иисуса Христа в пермской деревянной скульптуре стал так называемый Спас в темнице (или Спас полуночный). Этот образ показывает сидящего Иисуса с терновым венком на голове незадолго до распятия на Голгофе. Обычно эту скульптуру помещали в церкви в некое подобие темниц, сколоченных из дерева. Некоторые скульптуры выполнены в натуральную величину.Скульптура "Сидящего Спасителя" заменила пермякам-язычникам почитавшуюся прежде "Сидящую Златую Бабу".

В Евангелии от Матфея описывался эпизод, когда связанному Христу возложили на голову терновый венец, надели багряницу, дали в руку трость и, взявши её, били его по голове. Этот трогательный жест правой рукой (на снимке - скульптура из Соликамска, XVIII в.) означает, что Иисус закрывается от так называемого заушения - унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди

Также, помимо Иисуса Христа, большим почетом среди пермяков пользовался Николай Чудотворец .Фигуры Николы Можая (так называли пермяки Св. Николая Чудотворца Можайского) - одни из самых распространенных персонажей в истории пермской деревянной скульптуры. Защитник земли русской, русский Бог изображался всегда с мечом в одной руке и храмом - в другой. Изваяния Николы Можая заменили в первоначальных православных храмах идола Войпеля, которому, жители края продолжали поклоняться несколько десятков лет и после принятия христианства в XV веке.

Коми-пермяки относились к скульптурам с трогательной любовью и трепетом. Они одевали и обували деревянных богов, как живых, приносили им угощения и дары. Пермяки верили, что по ночам скульптуры оживали и ходили по храму, поэтому регулярно меняли им обувь.

Экспозиция пермские боги, как и вся Пермская Государственная Художественная Галерея находится в здании кафедрального Спасо-Преображенского собора. Начнем


на первом этаже галереи

при ремонте- реставрации, под побелкой была обнаружена часть росписи собора





поднимаемся на 2 уровень:

поднимаемся на третий уровень, под самый купол.
извиняюсь за качество видео, снимал на телефон. да и не оператор я.

и фотографии с экспозиции





Святой Николай Чудотворец из г.Чердыни .XVII о тличается от Николы Можайского - у него нет в руках меча и храма. Никола изображен фронтально, в рост. Фигура Николы широка и мощна, что подчеркивает ее суровость и величавость.

слева направо на фото: Св.Николай Можайский в киоте (с.Дубровное,1 половина 18 века,), Св.Николай Можайский (с.Сретенское,18 век), Параскева Пятница с предстоящими - святыми великомученницами Екатериной и Варварой(с.Ныроб,17 век) .

Наибольшей известностью в Пермском крае и н аибольшей почитаемостью из скульптур святых пользовалась группа с кульптур, изображавших вцентре Параскеву П ятницу, а по сторонам от нее предстоящих м ученицВарвару и Екатерину. Это изваяние у м естного населения называлось иногда «Пар аскевой Темной». Помещенная же по сторон ам изваяния надпись называет ее «святая мученица хри стова пятница». Иконография св. Параскевы, венчаемой ангелами, известна в иконописи и деревянной скульптуре с XVI-XVII века.
Что это за святая? Оказывается, вер а «в святую пятницу» была очень популярна в древности. Ее традиции были настолько живучи, что сохранилась и в христианские времена.Об этой святой упом инается еще в Стоглаве. Несмотря на постоянную борьбу церкви с к ультом этой святой,народ сохранял почита ние «святой пятницы».


Св.Николай Можайский (с.Покча,18 век), Царские врата (с.Сия, 17 век)


распятие из г.Соликамск(18 век)

Собор Архангелов (с.Губдор,начало 18 века)

Св. Николай Можайский (д.Зеленята,конец18 начало 19 века), Крест поклонный (с.Вильгорт,18 век),

Христос в темнице (три разных)

верхняя часть иконостаса. иконостас полностью изготовлен из дерева.

Усекновенная глава Иоанна Предтечи(д.Копылово,19 век)


Распятие (Усолье, 18 век. По легенде это знаменитое распятие "Христа-татарина" из Рубежской церкви приплыло в 1755 г. сверху по Каме до Усолья и остановилось против церкви. До этого распятие находилось в Пыскорском монастыре. ), Предстоящие Богоматерь и Иоанн Богослов (с.Нижнечусовские городки,18 век)

(пос.Пашня 18 век):

на фото: в центре Саваоф (Лысьва, 19 век) , слева и справа над Саваофом Ангелы (с.Верхние Муллы,18 век), внизу слева и справа от Саваофа коленопреклонные Ангелы (Лысьва, начало 19 век)

Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом(с.Усть-Качка,конец 18 века),

Христос в темнице(.с.Пашия,конец 18 века)



верхний ряд слева направо: Ангел, Апостол Пётр, Апостол Павел, Ангел.
нижний ряд слева направо: фрагмент (с.Усть-Боровая, 18 век), Саваоф (д.Половинка,18 век), Снятие с Креста (с.Шакшер,1 половина 19 века)

Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом (д.Толстик,первая половтна 19 века)

Царские врата ,фрагмент Распятие с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом,Марией Магдолиной и сотником Лонгиным (Соликамск, 18 век),Саваоф (Чусовские городки, 18 век),Ангел.

фрагмент Распятие с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом,Марией Магдолиной и сотником Лонгиным (Соликамск, 18 век)

Аналой (г.Пермь,конец 18-начало 19 века) высота около 2 метров,полностью деревянный.

на этом экскурсия закончилась, выходим

вид на галерею со стороны Комсомольского проспекта

С уверенностью пермскую деревянную скульптуру можно отнести к числу выдающихся памятников древности, еще не открывших всех своих тайн. В Пермском крае было найдено более трехсот экземпляров. Это значит , что истоки деревянной скульптуры находятся именно здесь , что резные боги не были привозными. И самое примечательное состоит в том , что черты лиц « пермских богов», очевидно , в зависимости от национальной принадлежности самого художника , чаще всего соответствуют коми-пермяцкому , башкирскому и татарскому типу.

"Говорят , еще долгие годы приезжали в галерею мужики из глухих деревень и , найдя своего « боженьку», подолгу молились перед ним , как когда-то в храме. Говорят , они наблюдают за нами , незримо сопровождая каждого пришедшего к ним. Говорят , они ходят по галерее , общаясь между собой. Говорят , они живут своей , потаенной , незримой жизнью."

Спасибо за внимание!

Фигуры Богоматери, Спасителя, святителя Николая Мирликийского, Иоанна Богослова, Параскевы Пятницы, выполненные из дерева… Первое невнимательное впечатление от экспозиции Пермской художественной галереи - в православной традиции так не бывает, это «не наше». Но если внимательно посмотреть, вглядеться, то окажется, что «наше», только особенное, уникальное. Недаром же пермская деревянная скульптура - отдельная страница в истории изобразительного искусства.
До начала XX века деревянные скульптуры находились в храмах и часовнях Пермской земли. Перед ними молилось не одно поколение верующих.
Мастера создавали скульптуру с этническими чертами местных жителей, коми-пермяков и татар, изображали в традиционной крестьянской одеж­де, тем самым словно приближая православную традицию к своей жизни, вписывая себя, своих близких, соседей в контекст Евангельской истории. Естественно, делая это по внутреннему побуждению, а не по сложным богословским размышлениям.
Некоторые исследователи считают, что церковная пермская деревянная скульптура связана еще с языческой традицией. Но когда смотришь на скульп­туры - так не думается. Перед тобой - стремление мастеров не создать идола вместо изображения Бога, а увидеть - как все происходило, почувствовать, внутренне, глубоко - посочувствовать. Словом, увидеть, как связаны суровые пермские земли с далеким жарким Иерусалимом.

Собор Архангелов. Из села Губдор.

Есть в экспозиции выставки несколько изображений Христа в темнице. Здесь народная традиция выходит за рамки евангельского повествования, показывая Спасителя в узилище, тем самым словно еще больше подчеркивая Его оставленность всеми. Он со смирением ожидает казни, страшась и принимая ее. Художники словно вложили в Его уста молитву: Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк 22:42).
Вот что про одну из таких скульптур говорит Евгения Шабурова, заведующая отделением отечественного искусства Пермской государственной художественной галереи:
«Скульптура “Христос в темнице” из села Пашия поступила в галерею из Канабековской часовни в Пашийском заводе Пермского округа в 1924 году. Произведение уникально тем, что представляет собой целый скульптурный комплекс со сложной композиционной структурой. Такие памятники в очень редких случаях сохранились до наших дней.

Весь комплекс состоит из застекленной темницы с резными позолоченными колоннами по углам, с пышной орнаментальной резьбой по нижним панелям, со сложной формой купола в виде шатра, украшенного восемью ангелами с орудиями Страстей в руках. Орудиями Страстей называются предметы, связанные с мучениями Христа, ставшие символическими в изображениях разных сюжетов: мешок с тридцатью сребрениками, розги, петел (петух), колонна бичевания, гвозди, молоток, копье, трость и другие предметы, которые были связаны с этими событиями».
В деревянных скульптурах можно отыскать некоторую связь с романским искусством, но, как писал искусствовед Михаил Алпатов, «какие бы воздействия мы ни находили в русской народной скульптуре, это искусство самосамобытное, коренное, почвенное. Как и народную поэзию, народную архитектуру и народное прикладное искусство, народ создавал скульптуру для себя, для собственных потребностей, сообразуясь прежде всего со своими собственными понятиями добра и красоты. Это искусство отражает несложный, порой даже косный уклад жизни русского крестьянства в далеких уголках страны, особенно на Севере».

Богоматерь г. Пермь. XVIII в.

Наделяя скульптурные изображения реалистическими чертами, собственными национальными особенностями, мастера, однако, нередко привносили в работу черты иконописи, словно показывая: объемное произведение, находящееся здесь, в нашем трехмерном мире, напоминает о другом, Горнем.
Лицо святой Параскевы Пятницы из скульптурной композиции Параскевы Пятницы и предстоящих Варвары и Екатерины (датируется XVII–XIX веками, передано в галерею из Никольской церкви села Ныроб Чердынского района) - все-таки больше лик. Обращенные к зрителям, фигуры святых мучениц на самом деле находятся в неком другом духовном измерении, предстоят Господу.
Всего в коллекции Пермской художественной галереи около 400 скульптур, созданных в XVII–XIX веках. Один из основателей коллекции - Николай Николаевич Серебренников, сын священника, всю свою жизнь посвятивший изучению русского искусства.
С 1923 по 1926 годы он организовал шесть экспедиций, в основном в северные районы Пермской области, результатом которых стали уникальные находки. Те самые, которые могли погибнуть в эпоху борьбы с религией и посмотреть которые приезжают любители искусства со всего мира.

Москвичи смогут увидеть пермскую скульптуру в Государственном историческом музее с в ГИМ с 18 декабря до 9 марта

Экспозиция деревянной скульптуры в Пермской художественной галерее.

Положение во гроб. Из села Нижний Шакшер.

Экспедиция 1925 года под руководством Н. Н. Серебренникова. Пристань Пожвы.

Христос в темнице. Из поселка Пашия.

Фото Валерия Заровняных.

Фото на заставке – ангел летящий из села Сиринское

Пермская деревянная скульптура, или «пермские боги» - это поистине уникальная коллекция, не имеющая аналогов в мире. Первые сохранившиеся до наших дней памятники датированы XIV-XV веками. Наиболее ярко и полно деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII-XIX веках. Наряду с иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства входила в художественные ансамбли церквей и часовен. Местные язычники, приняв православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Они вырезали из дерева фигуры Христа и святых, продолжая поклоняться деревянным идолам. Несмотря на запреты деревянные религиозные скульптуры на протяжении нескольких веков множились в церквях Урала, где жили коми-пермяки. местные священники, боясь потерять свою паству, не сжигали деревянные скульптуры и не расправлялись с изготовлявшими их искусными мастерами, как это часто бывало в борьбе со старообрядцами. Главные черты пермской деревянной скульптуры - монументальность художественных решений, незаурядная образность, высокое мастерство, с которым выполнены резные изображения, и большая эмоциональность. Тем не менее, большинство самобытных народных резчиков остались анонимами. Однако в истории осталось, например, имя крестьянина из деревни Габова (ныне Карагайский район) Никона Кирьянова. Для деревенской часовни он вырезал примерно 500 деревянных скульптур, создав наивный по форме, но высокий по духовному содержанию ансамбль. Выделяется также «шакшерская школа” (конец ХVIII - первая половина ХIХ века), характерная для чердынских поселений. Ее образцы отличаются как бы гофрированными поверхностями. В собрании Пермской государственной художественной галереи насчитывается более 330 экспонатов, состоящих из 600 с лишним фигур, в основном ХVIII - начала ХХ века. Коллекция сложилась в двадцатые-сороковые годы XX века во время экспедиций по северу Пермского края. Начинал эту работу Александр Сыропятов (1882-1954), продолжил основатель Пермской галереи Николай Серебренников (1900-1966). государственной художественной галерее. «Открывателем» Пермской скульптуры называют Н.Н.Серебренникова, который с 1923 по 1926 года организовал шесть экспедиций по сбору памятников искусства и старины. Большую часть коллекции составляют скульптуры, найденные в сельских храмах севера Пермской области. В 1925 г. в экспедиции участвовал И. Э. Грабарь, первым из крупных художников и искусствоведов оценивший значение и культурную ценность находок. После выставки 1924 г. эти уникальные произведения получили прозвание «пермские боги». В коллекции Пермской художественной галереи хранится около 370 резных изображений XVII-XX веков. Уникально в этих фигурах все: техника исполнения, позы, сюжеты, а главное лицо Христа. Лица скульптур говорят о глубоком «внутреннем» понимании безвестными художниками идей христианства. Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество - те качества, которые вряд ли были присущи языческим идолам. Уральские мастера вложили в пермскую деревянную скульптуру всю свою душу, профессиональное мастерство. Поэтому шедевры пермской деревянной резьбы отличаются человечностью, одуховлетворенностью и обаянием. В пермской деревянной скульптуре можно выделить разные направления и стили: барокко, классицизм и реализм, достижением которого можно считать образы страдающего Христа. Также представлены – Царские врата ХVIII-ХIХ веков с богатейшими «травными» орнаментами, обильной позолотой и живописными вставками. Православная церковь не одобряла скульптурные изображения в храме, поскольку скульптура в народных представлениях ассоциировалась с языческими идолами. В 1722 и 1767 годах Святейший синод строжайше запретил объемное изображение Иисуса. Этот запрет на объемное изображение Божества, не помешал развитию деревянной скульптуры на Урале. . Отдельные иконографические черты мастера народной скульптуры заимствовали у иконописцев, иные - из традиционной орнаментальной резьбы по дереву. Чаще других изображали фигуры Николы Можайского, Богоматери, Параскевы Пятницы. Но особенно интересны необычные фигуры страдающего Христа - распятого или сидящего в темнице. Это изображение Спасителя, почти в натуральную величину, с поднятой и прижатой к щеке ладонью. Грудная клетка распятого Христа, ноги, руки сделаны с такой наблюдательностью, которой могли бы позавидовать столичные академики скульптуры. Такие скульптуры, помещали в «темницы» - глубокие ниши в стене - либо в специально сколоченные из бревен и досок «резные сени». Сени украшали резьбой, а с боковых сторон они имели зарешеченные или застекленные окошки, сквозь которые можно было видеть «страдающего Христа в темнице». Статую драпировали тканью, перед ней зажигали лампаду, и в полутьме она имела «живой вид». Оригинальными, также отличными от западноевропейских, являются пермские Распятия и полуфигуры Саваофа, предназначенные для навершия иконостаса.