Корпус для игры в мяч -СПбГУ. Комплекс зданий на Стрелке ВО. Кафедра физической культуры и спорта (двор). С чего начиналась история университетских зданий

Район Тюильри в Париже образует известный искусствоведам и любителям «Золотой квартал импрессионизма». В него входят, в частности, знаменитые д’Орсэ и Оранжереи. Тысячи интересующихся современным искусством туристов посещают его, не забывая провести несколько восхитительных часов в Национальной Галерее Жё-Де-Пом (Galerie nationale du Jeu de Paume), имеющей достаточно бурную историю и содержащую обширное собрание подлинных шедевров современности. Побывать во французской столице, не посетив галерею значит оставить за бортом путешествия самые интересные впечатления и объекты.

История происхождения

Этот шедевр архитектуры далеко не всегда был картинной галереей. Строительство здания, начатое по указу Наполеона III, было закончено в 1861 г. Само здание было предназначено для игры в мяч. На то время она была предком нынешнего тенниса и пользовалась успехом в европейских странах. Игра называлась по-французски «игра ладонью», что и дало название галерее, так что удивляться такому оригинальному наименованию не стоит.

Это здание не что иное, как теннисный корт, но уже с 1909 года здесь начали устраивать различные выставки. В 1922 свершилась основательная перестройка галереи и она обзавелась собственным собранием, хотя и периодически устраиваемые выставки тут продолжали проводиться.

Во Вторую мировую Жё-Де-Пом использовалась гитлеровцами как некое хранилище для отобранных у евреев художественных ценностей, часть которых собирались вывезти в Линц, в музей самого фюрера. Картины, которые нацисты относили к «дегенеративному искусству», сбывали на стороне. Те произведения, что не удалось реализовать, сожгли 27 июля 1942. В число утраченных работ вошли, в частности, некоторые всемирно известные шедевры.

В 1947 в галерее стали экспонировать работы экспрессионистов, позднее эта коллекция была передана д’Орсэ, а зал, в котором когда-то Наполеон III играл в мяч, подвергся серьёзной реконструкции (по проекту Антуана Стинко) из расчета на представление современности.

Жё-Де-Пом в наши дни

На сегодняшний день галерея- подлинный центр искусства современности, в котором устраивают выставки живописных и графических произведений, фотовыставки. На территории арт-центра устроен ультрасовременный видеозал, в котором показывают видео- и кинофильмы.

Так же есть несколько выставочных залов, кафе и магазин, в котором продают открытки, репродукции и книги по искусству. Многие экскурсии по Парижу включают посещение этого знаменитого на весь мир центра современного искусства.

Сама по себе галерея небольшая, но её площадь всё же позволяет проводить здесь сразу несколько выставок, каждая из которых продолжается несколько месяцев. Интересная особенность галереи здесь выставляются как маститые мастера, так и малоизвестные художники, только начинающие свой творческий путь.

Любители всего необычного, уникального и интересного всегда найдут здесь для себя много интересного. Экспозиция все время обновляется, поэтому посещать заведение можно в каждый приезд во французскую столицу. И каждый раз будет, как первый. За окнами галереи расположен знаменитый сад Тюильри и воспетая сотнями поэтов Сена.

Практическая информация

Популярная среди любителей и знатоков искусства современности галерея находится на площади Согласия (Place de la Concorde). Сюда ходят автобусы 24, 42, 72, 73, 84, 94 (остановка Concorde). есть возможность доехать к галерее на метро по линиям M1, M8, M12 до станции Concorde.

Музей работает всю неделю с 11.00 до 19.00, во вторник немного дольше до 21.00. В понедельник галерея закрыта. За одно посещение необходимо заплатить €10. Со скидкой билет стоит €7,5. Цены были актуальны в марте 2018.

Программы Олимпийских игр постоянно меняются: одни виды спорта получают признание МОК, другие, наоборот, теряют бесценный статус. На Олимпиаде 2016 года в Рио-де-Жанейро предстанут перед зрителями модный в высшем обществе гольф и популярное в Европе регби. А вот позиции борьбы изрядно пошатнулись - она удержалась в программе ОИ-2020 только благодаря активной кампании российского Олимпийского комитета. Другим повезло меньше - «Лента.ру» вспоминает виды спорта, которые были исключены из программ за столетнюю историю игр.

Же-де-пом

Корни же-де-пома (от французского jeu - игра, paume - ладонь) уходят в Средневековье. Старинная забава стала родоначальником сразу тенниса, сквоша, ракетбола (игра, напоминающая сквош) и гандбола. Первые упоминания о же-де-поме появились еще в XIII веке - уже тогда в него играли во Франции, Италии и Англии.

Правила предельно просты: нужно рукой перебросить через натянутые сетку или веревку небольшой мячик. Затем в качестве игрового снаряда стали использовать биту - широкую палку, а позднее перешли на прообразы ракеток. Местом для игры в же-де-пом стали специальные закрытые залы под названием «трипо» (от французского tripot ). Только в Париже насчитывалось более 200 таких помещений, которые сразу приглянулись столичным буржуа - игра была по карману в основном членам королевского двора и высокопоставленным вельможам.

Играли в же-де-пом на деньги: ставкой была монета экю (равная 60 су) - ремесленник на эту сумму мог вполне спокойно существовать несколько недель. Экю делилось на четыре части по 15 су, каждая из которых была стоимостью одного очка. Отсюда, кстати, вышла и система подсчета очков в современном теннисе, только «45» было заменено на «40» для удобства комментирования - выкрикивать короткое число получается гораздо энергичнее.

Игра была включена в программу Олимпиады-1908 в Лондоне, но, по иронии судьбы, в первом и последнем олимпийском турнире по же-де-пому принимали участие только британцы и американцы, а не ее создатели - французы. Победителем стал американец Джей Гулд.

Однако и спустя более чем столетие же-де-пом напоминает о себе - в ведении кафедры физической культуры и спорта Санкт-Петербургского государственного университета находится корпус для этой игры, построенный в конце XVIII века. Здание и по сей день носит историческое название «Же-де-Пом», а в этом году руководство СПбГУ запланировало провести его реставрацию.

Лакросс

Этот вид спорта зародился на другом конце планеты - в Северной Америке. Причем игра была не увлечением высших слоев общества, а частью тренировочного процесса воинов индейских племен.

Благодаря лакроссу индейцы повышали выносливость. Стандартные размеры поля никто не утверждал, поэтому игра могла проходить на площадке длиной в несколько километров с участием сотен человек. Правила были просты: загнать мяч в ворота, используя некое подобие клюшки и собственные ноги. Зачастую в матчах по лакроссу решались важные вопросы - индейцы играли в формате «племя на племя», оспаривая, например, право на территорию.

Более века назад лакросс получил признание МОК и попал в программу двух летних Игр - 1904 и 1908 годов. В Сент-Луисе-1904 между собой соревновались три команды - сборная США и две сборные Канады, причем вторая канадская была составлена из индейцев. Тогда организаторов турнира не очень заботили документация и отчетность, поэтому члены индейской команды заявились под народными именами. К примеру, за Канаду-2 были заявлены: Черный Орел, Полумесяц, Ночной Ястреб и Боящийся Мыла Человек .

Индейцы проиграли американцам в полуфинале (0:2), а в матче за золотые медали «звездно-полосатые» были разгромлены первой канадской сборной со счетом 8:2. В 1908 году в дисциплине лакросс был сыгран только один матч - между Канадой и Великобританией. Североамериканцы вновь уступили, после чего лакросс потерял место в олимпийской программе.

Роке

Роке напоминает смесь мини-гольфа и бильярда. Игровой процесс проходит на небольшой огороженной площадке. Участники должны загнать мяч точно в маленькие ворота, чему немало помогает навык игры «от борта».

Этот вид спорта выделился из кроке та и засветился в программе Олимпийских игр лишь однажды - в 1904 году. Причем на турнир приехало столько же спортсменов, сколько прошло лет с начала века. В результате первым и единственным чемпионом роке стал американец Чарльз Джекобс. И вряд ли к нему скоро присоединится кто-то еще - по этому виду спорта проходят только небольшие локальные соревнования, а американская Национальная лига роке фактически не функционирует уже десять лет.

Крокет

Игроки соревнуются в умении ударами молотка быстрее провести шар через воротца, расставленные по определенному маршруту. Крокет зародился в Англии, но участниками парижской Олимпиады-1900 были только французы, причем часть из них приходилась друг другу родственниками. Как и роке, крокет лишился места в олимпийской программе за недостаточную зрелищность.

Рэкетс

Еще одно изобретение британских любителей спорта. Суть игры проста: двое или четверо участников по очереди посылают мяч в стену так, чтобы при отскоке он попал на половину соперника. Когда ошибается один игрок, то право подачи передается другому и так далее.

Британцы добились включения рэкетса в программу Олимпиады-1908 в Лондоне, где и разыграли между собой два комплекта наград - в одиночном и парном разряде. Заявки на участие подали всего семь британцев. В индивидуальном турнире лучшим стал Эван Ноэль, а в парном золото завоевали Вейн Пеннелл и Джон Джейкоб Астор V. После лондонских Игр о рэкетсе на Олимпиадах и не слышали.

Баскская пелота

Пелота - разновидность тенниса и прообраз сквоша. Игрок бьет мячом о стену, его соперник отбивает обратно. Наименование игры произошло от самого шарика - «pilota».

Баскская пелота зародилась более 500 лет назад и получила большое распространение в Южной Америке и Западной Европе. Особенно увлечению поддались испанцы и французы, которые и разыграли между собой комплект наград на Олимпиаде-1900. Затем пелота была исключена из основной программы летних Игр, но поклонники этого вида спорта не дают ему «умереть». Ныне довольно успешно функционирует Международная федерация баскской пелоты, которая регулярно организует чемпионаты мира, а на ОИ-1968 и 1992 игра была продемонстрирована зрителям в качестве показательной - официально МОК ее не признает, но дает статус развивающегося спорта.

Знаменитые места | Франция

Национальная галерея современного искусства Жё-де-Пом находится в здании, которое Наполеон III в 1861 году построил в саду Тюильри для игры в мяч (jeu de paume).Это старинная игра, предок тенниса, распространенная в странах Европы с XIII века. Упоминается в романе Дюма «Три мушкетёра»: д’Артаньян играл в неё перед аудиенцией у короля. Играл в неё и Наполеон III, последний император Франции. Построенное им здание, по сути, теннисный корт, по своей архитектуре являлось двойником Оранжери, расположенного на другом краю сада.Уже с 1909 года здание Жё-де-Пом использовалось для проведения различных выставок. В 1922 году после масштабной реконструкции галерея экспонировала свою постоянную коллекцию, не отказываясь при этом и от временных выставок. В эти годы Жё-де-Пом начала интенсивно приобретать работы выдающихся художников – Модильяни, Пикассо, Шагала, Сутина, Хуана Гриса.Во время оккупации галерея использовалась нацистами в качестве склада для конфискованных у еврейского населения произведений искусства. Часть награбленных культурных ценностей была предназначена для музея фюрера в Линце. Одновременно нацисты, органически не переносившие так называемого «дегенеративного искусства», пытались продать в третьих странах не устраивавшие их картины. Часть произведений продать не удалось, и в ночь на 27 июля 1942 года они были сожжены в кострах возле Жё-де-Пом (в их числе – работы Пабло Пикассо и Сальвадора Дали).В 1947 году галерея была превращена в музей, экспонирующий в основном работы импрессионистов: отличное естественное освещение создавало для этого идеальные условия. Но в 1986 году коллекцию произведений импрессионистов передали музею д’Орсэ, а зал для игры в мяч был серьёзно перепланирован архитектором Антуаном Стинко с ориентацией на современное искусство.Сегодня здесь работают не только выставочные помещения, но и аудиовизуальный зал, книжный магазин, кафе. Галерея проводит выставки современной живописи и графики, фотографии, демонстрирует кинофильмы, видео. Контрастом к ним за огромными окнами Жё-де-Пом – неизменные сад Тюильри, Сена, площадь Согласия.

Национальная галерея Жё-де-Пом в Париже посвящена современному искусству. Расположилась она в здании, построенном по указу Наполеона III для игры в мяч в 1861 году в саду Тюильри. Старинная игра, будучи предком тенниса, была распространена в странах Европы, начиная с XIII века. В нее играл д’Артаньян перед аудиенцией у короля, что упоминается в романе «Три мушкетёра». Играл даже последний император Франции Наполеон III. Построенное здание напоминает теннисный корт, по архитектуре – это двойник Оранжереи на другом краю сада.
С 1909 года здание Жё-де-Пом использовали в качестве места для проведения разнообразных тематических выставок. К 1922 году закончилась масштабная реконструкция строения, после чего галерея экспонировала постоянную коллекцию. Это не означало, что временных выставок больше не будет. В эти годы национальная галерея Жё-де-Пом начала интенсивно скупать работы выдающихся художников. За это время были приобретены произведения Пикассо, Модильяни, Шагала, Хуана Гриса, Сутина.
В период оккупации нацистов, галерея использовалась в качестве склада произведений искусства, конфискованных у еврейского населения. Частично награбленные культурные ценности были переданы музею фюрера в Линце. В то же время нацисты, которые органически не переносили называемое ими «дегенеративное искусство», пытались продать не устраивавшие их картины в третьи страны. Не все произведения были проданы, а потому они были сожжены в кострах около Жё-де-Поми 27 июля 1942 года. Тогда сгорели многочисленные работы Пабло Пикассо и Сальвадора Дали.
В 1947 году национальная галерея Жё-де-Пом стала музеем, экспонирующим работы импрессионистов, для чего тут отлично подходило естественное освещение. В 1986 году коллекция произведений импрессионистов перешла музею д’Орсэ. Зал для игры в мяч серьёзно перепланировали по проекту архитектора Антуана Стинко, ориентирующегося на современное искусство.
С 1991 года музей снова работает в качестве выставочного пространства для современного искусства. Галерея играет важную роль в культурной жизни столицы Франции. В наши дни тут, наряду с выставочными помещениями работают аудиовизуальный зал и книжный магазин. Отдохнуть и попить вкусные напитки можно в уютном кафе. В галерее проводятся выставки современной живописи, фотографии, графики, проходят показы кинофильмов, разного рода видеолент. За огромными окнами национальной галереи Жё-де-Пом виднеются неизменные сады Тюильри, река Сена и площадь Согласия.

Показать больше

Существовали две разновидности: лонг-пом (длинный пом) и курт-пом (короткий пом). Площадка для лонг-пома открытая, 60-80×14 м, разделена верёвкой на высоте 1 м, партия - 5-7 игр; для курт-пома - зал 28,5×9,5 м, высота не менее 7 м, высота сетки 0,92 м в центре и 1,5 м по краям, партия - из 6 игр.

Мяч из двух пробковых полушарий, обтянут мягкой тканью, диаметр около 6 см, вес 16-20 г (лонг-пом) и 60-65 г (курт-пом). Способ подсчета очков, принятый в игре (15, 30, 40, игра) используется в современном теннисе .

Спортивная дисциплина

Проводились соревнования одиночные и командные (в команде 2, 4 или 6 человек).

Жё-де-пом (курт-пом) входил в программу Олимпийских игр 1908 , на Олимпийских играх 1928 проводились показательные выступления.

Клятва в зале для игры в мяч

С жё-де-помом связана одна из страниц Великой французской революции . 20 июня 1789 года депутаты Генеральных штатов от третьего сословия, которых не пропустили в зал заседаний по королевскому приказу (не связанному, впрочем, с политикой: король просто держал траур по своему сыну , умершему незадолго до этого от туберкулёза), собрались в близлежащем зале для игры в жё-де-пом и поклялись продолжать собрания, пока не будет написана и принята конституция . Этот эпизод более известен под русским названием «клятва в зале для игры в мяч» .

Напишите отзыв о статье "Жё-де-пом"

Примечания

Ссылки

  • Жё-де-пом - статья из Большой олимпийской энциклопедии (М ., 2006)

Отрывок, характеризующий Жё-де-пом

Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог (весьма вероятно, по словам доктора) умереть во время дороги на руках ее дочери, она не могла противиться Наташе. Хотя вследствие теперь установившегося сближения между раненым князем Андреем и Наташей приходило в голову, что в случае выздоровления прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти не только над Болконским, но над Россией заслонял все другие предположения.

Пьер проснулся 3 го сентября поздно. Голова его болела, платье, в котором он спал не раздеваясь, тяготило его тело, и на душе было смутное сознание чего то постыдного, совершенного накануне; это постыдное был вчерашний разговор с капитаном Рамбалем.
Часы показывали одиннадцать, но на дворе казалось особенно пасмурно. Пьер встал, протер глаза и, увидав пистолет с вырезным ложем, который Герасим положил опять на письменный стол, Пьер вспомнил то, где он находился и что ему предстояло именно в нынешний день.
«Уж не опоздал ли я? – подумал Пьер. – Нет, вероятно, он сделает свой въезд в Москву не ранее двенадцати». Пьер не позволял себе размышлять о том, что ему предстояло, но торопился поскорее действовать.
Оправив на себе платье, Пьер взял в руки пистолет и сбирался уже идти. Но тут ему в первый раз пришла мысль о том, каким образом, не в руке же, по улице нести ему это оружие. Даже и под широким кафтаном трудно было спрятать большой пистолет. Ни за поясом, ни под мышкой нельзя было поместить его незаметным. Кроме того, пистолет был разряжен, а Пьер не успел зарядить его. «Все равно, кинжал», – сказал себе Пьер, хотя он не раз, обсуживая исполнение своего намерения, решал сам с собою, что главная ошибка студента в 1809 году состояла в том, что он хотел убить Наполеона кинжалом. Но, как будто главная цель Пьера состояла не в том, чтобы исполнить задуманное дело, а в том, чтобы показать самому себе, что не отрекается от своего намерения и делает все для исполнения его, Пьер поспешно взял купленный им у Сухаревой башни вместе с пистолетом тупой зазубренный кинжал в зеленых ножнах и спрятал его под жилет.
Подпоясав кафтан и надвинув шапку, Пьер, стараясь не шуметь и не встретить капитана, прошел по коридору и вышел на улицу.
Тот пожар, на который так равнодушно смотрел он накануне вечером, за ночь значительно увеличился. Москва горела уже с разных сторон. Горели в одно и то же время Каретный ряд, Замоскворечье, Гостиный двор, Поварская, барки на Москве реке и дровяной рынок у Дорогомиловского моста.
Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело. У большей части домов были заперты ворота и ставни. Улицы и переулки были пустынны. В воздухе пахло гарью и дымом. Изредка встречались русские с беспокойно робкими лицами и французы с негородским, лагерным видом, шедшие по серединам улиц. И те и другие с удивлением смотрели на Пьера. Кроме большого роста и толщины, кроме странного мрачно сосредоточенного и страдальческого выражения лица и всей фигуры, русские присматривались к Пьеру, потому что не понимали, к какому сословию мог принадлежать этот человек. Французы же с удивлением провожали его глазами, в особенности потому, что Пьер, противно всем другим русским, испуганно или любопытна смотревшим на французов, не обращал на них никакого внимания. У ворот одного дома три француза, толковавшие что то не понимавшим их русским людям, остановили Пьера, спрашивая, не знает ли он по французски?