Жизнь и творчество аксакова краткое содержание. Произведения Аксакова. Сергей Тимофеевич Аксаков: перечень произведений

В истории отечественной культуры значительное место занимает Сергей Тимофеевич Аксаков – автор произведений: «Детские годы Багрова - внука», «Семейная хроника», «Записки об уженье рыбы», «Воспоминания» и другие. Известное общественное значение имела деятельность Аксакова как цензора и театрального критика. Вот как было охарактеризовано его творчество к столетию со дня смерти «буквально пригоршнями можно черпать из произведений Аксакова самоцветы народного словаря. Аксаков – изумительный психолог отроческой души. Обладал каким-то непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразлучном единстве». Значение Сергея Тимофеевича Аксакова как писателя-мемуариста переросло не только общественные рамки, но даже и государственные. Имя Сергея Тимофеевича Аксакова приобрело мировую известность.

С. Т. Аксаков – певец нашего края

Жизнь и творчество Сергея Тимофеевича Аксакова

«Аксаков Сергей Тимофеевич – знаменитый русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Отпрыск старинного дворянского рода, Аксаков, несомненно, имел в детстве живые впечатления гордого семейного создания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе « знаменитого рода Шимона» - сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году. Сергей Тимофеевич – сын Тимофея Степановича Аксакова (1759-1832) и Марии Николаевны Зубовой, дочери помощника оренбургского наместника. Родился он в Уфе 20 сентября 1791 года. В 10 лет поступил в Казанскую гимназию. После окончания университета Сергей Аксаков служил в Петербурге переводчиком в комиссии по составлению законов, затем в цензурном комитете, наконец, инспектором и директором Константиновского Межевого института. В Петербурге Аксаков входил в круг поэта Гавриила Державина, затем жил в Москве, с которой связаны его основные литературные опыты. Он писал стихи в традициях классицизма, занимался переводами и театральной критикой, сотрудничал в газетах и журналах. Дом Аксакова был одним из литературных центров столицы, посетителями его были такие корифеи, как Баратынский, Языков, Белинский, Тургенев, Гоголь. Сыновья Иван и Константин, увлеченные идеями славянофильства, привлекли в дом выдающихся деятелей этого движения – Алексея Хомякова, Ивана Киреевского. » Иван Сергеевич Аксаков, русский публицист и общественный деятель, «вождь славянофильства», шире – международного славянского движения. Константин Сергеевич Аксаков, тоже русский публицист, историк, лингвист и поэт. Он один из идеологов славянофильства. К. С. Аксаков выступал за отмену крепостного права при сохранении монархии. Как личность С. Т. Аксаков привлекателен и по-человечески понятен. По воспоминаниям близких, он любил жизнь во всех ее проявлениях, ко всему относился как художник. Любитель театра и актер, тонкий знаток всего лесного мира, птичьего и звериного, опытный рыбак, знаток грибов и растений – во всем он проявлял страстность. С. Т. Аксаков не связывал себя с определенными направлениями общественной мысли, но сочувствовал любым идеям народного самоопределения, развития самосознания. Книги С. Т. Аксакова « Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», « Рассказы и воспоминания охотника», где воссоздан мир природы нашего края, неожиданно были восприняты читателем, как произведения искусства, отрывающие человека в его гармоничном отношении к окружающему. Основное место в литературном наследии Сергея Аксакова занимает автобиографическая трилогия « Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания», - написанная на основе семейных преданий и личных воспоминаний о жизни в Уфе и губернских селах. Метод писателя заключался в том, что он избегал чистого вымысла, находясь на «почве действительности, идя за нитью истинного события». В 1991году в Уфе был открыт мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова. Экспозиция дома знакомит и с его сыновьями –Иваном и Константином, которые вошли в историю общественной мысли 19 века, как очень самобытные мыслители.

«В 1834 г. в Альманаке «Денница» появился без подписи его очерк «Буран». Это – первое произведение, говорящее о настоящем С. Т. Аксакове. Вслед за «Бураном» начата была «Семейная хроника». Уже в эти годы популярность окружала С. Т. Аксакова. Имя его пользовалось авторитетом. Временно оставив «Семейную хронику», он обратился к естественнонаучным и охотничьим воспоминаниям, и его «Записки об уженье рыбы» (Москва, 1847) были первым его широким литературным успехом. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» вышли в 1852 году и вызвали еще более восторженные отзывы, чем «Уженье рыбы». В 1856 г. «Семейная хроника» вышла отдельной книгой «Семейная хроника» получила свое продолжение в «Детских годах Багрова-внука». «Литературные и театральные воспоминания», вошедшие в «Разные сочинения» (Москва, 1858), полны интересных мелких справок и фактов, но бесконечно далеки по значению от рассказов С. Т. Аксакова о его детстве. Более глубокое значение имеет и могла бы иметь еще большее, если бы была закончена «История моего знакомства с Гоголем», показавшая, что мелочный характер литературных и театральных воспоминаний С. Т. Аксакова никоим образом не означает старческого падения его дарования.

2. Заповедный наш край

Мы с вами живем в удивительно живописном краю Край наш несказанно красив, привлекателен и богат несметными сокровищами. Вокруг Башкортостана раскинулись на вольных просторах леса, поля, луга. Богата наша земля, но самое главное богатство республики – это люди, их исторические и культурные традиции. А еще богатство нашего края – это леса. Леса в моем крае занимают огромные территории. А какой красотой заполнены лесные просторы: там ягоды, и грибы, и пение птиц. В ключиках течет чистая, хрустальная водица.

«Башкортостан – это край с неповторимым природным ландшафтом, историческими памятниками, многонациональным населением, многовековыми культурными традициями. Единственным в России уникальным наскальным рисункам эпохи Палеолита в пещере Шульганташ более 12 тысяч лет, а уникальной «Стране городов», объединяющей Аркаим и другие поселения, около 4 тысяч лет. Урал под именем «Гиперборейские» был известен еще во времена Геродота. Эпосу башкирского народа «Урал-батыр» тысяча лет».

Чудесная природа Башкортостана с густыми таежными лесами, скалистыми горами и предгорьями, голубыми озерами и бурными реками, обширными равнинами, имеет много достопримечательностей.

«Территория нашего края покрыта сетью более чем 600 рек. А что может быть прекрасней красивых деревьев на берегу медленной величавой реки? Главными реками считаются Агидель-Белая (1430 км) и Караидель-Уфа (918 км). Не менее красивы и малые реки: Дема, которую подробно описывал С. Т. Аксаков; Сим, Большой и Малый Инзер. В бассейнах рек насчитывается 2,7 тысяч озер, прудов и водохранилищ. Некоторые из них объявлены памятниками природы: Кандрыкуль, Асылыкуль, Ургун (12кв. км), Янтыкуль (780 га), Мулдакуль (800 га). Много различных пещер, водопадов, минеральных источников. Очень богат растительный мир.

Состав населения Башкортостана многонационален. В этом своеобразие нашей республики, ее уникальность. Состояние межнациональных отношений в республике мы оцениваем как стабильное. В основе их – дружеские, уважительные отношения трех самых многочисленных народов – башкир, русских и татар, а также марийского, чувашского, удмуртского, мордовского, украинского и др. Еще одна особенность Республики – многоконфессиональность. У нас созданы и активно действуют мусульманские, православные, католические, протестантские, а также иудейские религиозные общины. Получается, что у нас представлены почти все мировые религии».

Прошлое – это ключ к пониманию и осознанию настоящего и будущего. Поэтому человек, который хочет познать настоящее, не должен забывать свое прошлое, прошлое своей малой Родины. И чтобы достойно жить в любимой республике, нам так мало нужно, просто любить Родину, заботиться о ней, - этому учит нас в своих произведениях С. Т. Аксаков.

Мы же, будущее Башкортостана, любим свою Родину, свой край, наша задача сохранить природу и традиции своего народа.

3. «Семейная хроника»

В 1856 г. В Московском издательстве выходит книга С. Т. Аксакова «Семейная хроника». Все повествование пронизано мыслью о семейной гармонии, согласии, высокости всего строя семейных отношений.

Сергей Тимофеевич Аксаков подробно рассказывает об уфимском крае: «о неизмеримом пространстве земель, угодьях, привольях, неописанном изобилии дичи и рыбы и всех плодов земных».

На протяжении всего произведения он описывает красивые башкирские угодья. «Что за угодья, что за приволье было тогда на этих берегах! Вода такая чистая, что даже в омутах, сажени в две глубиною, можно было видеть на дне брошенную медную денежку! Местами росла густая урема из березы, осины, рябины, калины, черемухи и чернотала, вся переплетенная зелеными гирляндами хмеля и обвешанная палевыми кистями его шишек; местами росла тучная высокая трава с бесчисленным множеством цветков, над которыми возносили верхи свои душистая кашка, татарское мыло (боярская спесь), скорлазубец (царские кудри) и кошачья трава (валериана). Воздух оглашался другими особенными свистами и голосами; там водилась во множестве вся степная птица: дрофы, журавли, стрепета, кречетки; по лесистым отрогам жила бездна тетеревов».

С. Т. Аксаков описал в этом произведении всю замечательную природу нашего края. Его героя Алексея Степаныча приводила в восхищение « цветущая, душистая степь; то и дело стрепета поднимались с дороги, и кроншнепы постоянно провожали экипаж, кружась над ним и залетая вперед, садясь по верхам и оглашая воздух своими звонкими трелями».

Невозможно остаться равнодушным к красотам нашего края: « неравнодушно вспоминая и теперь эту простую, бедную местность, которую увидел я в первый раз лет десять позднее я понимаю, что она нравилась Алексею Степанычу».

4. «Детские годы Багрова-внука»

В 1858 г. В Москве выходит 2 часть трилогии «Детские годы Багрова-внука». В этом произведении С. Т. Аксаков с любовью описывает реку Белую-Агидель. « я был поражен широкою и быстрою рекою, отлогими песчаными ее берегами и зеленою уремой на противоположном берегу».

С. Т. Аксакову очень нравилось путешествовать. Он внимательно следил за дорогой, за сменой пейзажей. «Сначала дорога шла лесистой уремой; огромные дубы, вязы и осокори поражали меня своею громадностью, и я беспрестанно вскрикивал: «Ах, какое дерево! Как оно называется?».

Особенно С. Т. Аксакову запомнился удивительный вечер на Деме. «Небо сверкало звездами, воздух был наполнен благовениеи от засыхающих степных трав, речка журчала в овраге, костер пылал и ярко освещал наших людей».

Сергей Тимофеевич в «Детских годах Багрова-внука» особое внимание уделяет степям и Деме. «Степь, то есть безлеская и волнообразная бесконечная равнина, окружила нас со всех сторон Величавая, полноводная Дема, не широкая, не слишком быстрая, с какою-то необыкновенною красотою, тихо и плавно, на равне с берегами, расстилалась передо мной».

Лес в произведениях С. Т. Аксакова поражает «необыкновенным разнообразием ягодных деревьев и других древесных пород, живописно перемешанных Толстые, как бревна, черемухи были покрыты уже потемневшими ягодами, кисти рябины и калины начинали краснеть; кусты черной спелой смородины распространяли в воздухе свой ароматический запах; гибкие и цепкие стебли ежевики, покрытые крупными, еще зелеными ягодами, обвивались около всего, к чему только прикасались: даже малины было много»

«С. Т. Аксаков не мог без восхищения видеть даже бегущей по улице воды, поэтому описывает родники, пруды, озера сельца Парашино. «Некоторые родники были очень сильны и вырывались из середины горы, другие били и кипели у ее подошвы, некоторые находились на косогорах и были обделаны деревянными срубами с крышей».

Весна, весна! Ты прелесть года,

Но не в столичной тесноте.

Весна на Деме, где природа

В первообразной чистоте

Гордится девственной красою!

Где темные шумят леса,

Где воды кажут небеса,

Где блещет черной полосою

Под лугом тучная земля,

Цветут роскошные поля!

Вот так писал о Деме С. Т. Аксаков, прославляя родные края, ставшие для него неиссякаемым родником вдохновения».

5. «Воспоминания»

В 1856 г. была опубликована книга «Воспоминания». В своем произведении «Воспоминания» С. Т. Аксаков рассказывает о чудесном весеннем перевоплощении в природе. « все зазеленено и расцвело, открылось множество новых живейших наслаждений: светлые воды реки, мельница, пруд, грачовая роща и остров, окруженный со всех сторон Старым и Новым Бугурусланом, обсаженный тенистыми липами и березами, куда бегал я по нескольку раз в день, сам не зная зачем; я стоял там неподвижно, как очарованный, с сильно бьющимся сердцем, с прерывающимся дыханием».

Весна не отпускает С. Т. Аксакова. « В конце марта и в начале апреля солнце начало сильно греть, снег таял, ручьи побежали по улицам, дохнула весна, и ее дыхание потрясало нервы мальчика, еще бессознательно, но уже странно любившего природу».

С. Т. Аксаков очень любил выезжать в лес со своей семьей «попить чаю». « Помню, однако, что чудесная полевая клубника, родившаяся тогда в великом изобилии, выманивала иногда мою мать на залежи ближнего поля, потому, что она очень любила эту ягоду и считала ее целебною для своего здоровья. Езжали также изредка на живописные горные родники пить чай со своей семьей под тенистыми березами; отец же мой и тетка, напротив, весьма любили ездить по грибки, и я разделял их любовь»

Заключение

Читая произведения С. Т. Аксакова «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания», мы с уверенностью можем сказать, что он очень любил свою малую Родину – Башкортостан. Сергей Тимофеевич Аксаков в своих произведениях дал замечательное описание башкирской природы и реалистически отразил быт провинциального русского дворянства 19 века. В этих произведениях он воспевал очарование земли башкирской, ее угодья, нравы, традиции и быт местных жителей. Особое очарование в его произведениях вызывают те страницы, где он описывает заповедные места родного края: демские просторы, прохладу лесных массивов, журчание горных родников, раздолье степных равнин «Сергей Тимофеевич Аксаков первым затронул проблемы бережного отношения к природному богатству нашего края: истребление лесов, высыхания родников и малых речек».

Своими произведениями С. Т. Аксаков учит нас любить свою малую родину, заботиться о ней, беречь и преумножать ее богатства.

Конечно же, это Сергей Тимофеевич Аксаков. Именно ему мы обязаны прекрасными мгновениями, пережитыми в детстве при прочтении сказки мамой и немного позже при просмотре мультфильма.

Это истинно народная русская сказка и пришла она к Аксакову из , благодаря его няне. Как многое было почерпнуто Александром Сергеевичем Пушкиным от своей няни Арины Родионовой, так и внутренний мир Аксакова обогатили рассказы и сказки ключницы Пелагеи.

Аксаков родился 1 октября в Уфе в семье потомственных дворян. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был прокурором Верхнего земского суда. Мать Мария Николаевна в девичестве Зубова дочь помощника оренбургского наместника.

Большое влияние на будущего писателя оказал дедушка Степан Михайлович Аксаков своими рассказами о том, что род Аксаковых происходит от «знаменитого рода Шимона» – полумифического варяга, племянника короля норвежского, приехавшего в Россию в 1027 году.

Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково, на просторах степной природы.

Своей Аксаков обязан отцу, в то время как мать предпочитала жить в городских условиях.

В имении Ново-Аксаково маленький Серёжа смог подружиться с крестьянскими детьми, узнать ближе жизнь народа, наполненную тяжёлым трудом. Он прислушивался к песням и сказкам, что рассказывали дворовые, от крепостных девушек узнал о святочных играх. Больше всего народных сказаний он услышал от ключницы Пелагеи и они запомнились ему на всю жизнь.

Мать Аксакова была женщиной образованной, и именно она научила сына читать и писать к четырём годам. В 1799 году мальчика отдали в гимназию, но вскоре сильно скучавшая без сына мать взяла его обратно. Сам Аксаков писал, что в гимназии у него из-за нервного и впечатлительного характера начала развиваться болезнь похожая на падучую.

Он ещё год прожил в деревне, но в 1801 году мальчик всё-таки поступил в гимназию. В своих «Воспоминаниях» он потом отзывался о преподавании в гимназии весьма критично, но, тем не менее, с благодарностью говорил о некоторых своих учителях – И. И. Запольском и Г. И. Карташевском, надзирателе В. П. Упадышевском и учителе русского языка Ибрагимове. Все они были воспитанниками Московского университета.

У Запольского и Карташевского Сергей Аксаков жил в качестве пансионера.

Учился Аксаков в гимназии хорошо, в некоторые классы переходил с наградами и похвальными листами. В 1805 году в возрасте 14 лет Аксаков поступил в Казанский университет.

Университет занимал часть помещений гимназии, и часть учителей были назначены профессорами, лучшие ученики старших классов произведены в студенты. Это было очень удобно для учеников. Аксаков, например, слушая университетские лекции, продолжал учиться по некоторым предметам в гимназии. Не было в то время в университете и разделения на факультеты, поэтому студенты слушали самые разные науки – классическую литературу, историю, высшую , логику, химию и анатомию…

В университете Аксаков выступал в любительском театре и начал писать стихи. Первое его стихотворение появилось в гимназическом рукописном журнале «Аркадские пастушки». Особенно большой успех имело стихотворение «К соловью». Вдохновившись этим, Сергей Аксаков, вместе со своим другом Александром Панаевым и будущим математиком Перевозчиковым, основал в 1806 году «Журнал наших занятий».

В марте 1807 года С. Т. Аксаков оставил Казанский университет, не окончив его. Причиной этому было, скорее всего, получение семейством большого наследства от тетки, Куроедовой. После чего вся семья Аксаковых переехала сначала в Москву, а потом в Санкт-Петербург, где Сергей стал работать переводчиком при комиссии по составлению законов.

Но больше всего Аксакова привлекала литературная и Петербурга. И он влился в литературно-общественную и театральную жизнь столицы. В это время Аксаков познакомился с Г. Р. Державиным, А. С. Шишковым артистом-трагиком, Я. Е. Шушериным. Позднее писатель напишет о них прекрасные мемуарно-биографические очерки.

В 1816 Сергей Аксаков женился на дочери Суворовского генерала Ольге Заплатиной. Матерью Ольги была турчанка Игель-Сюма, которую взяли в возрасте двенадцати лет при осаде Очакова, окрестили и воспитали в Курске, в семействе генерала Воинова. К сожалению, Игель-Сюма умерла в возрасте тридцати лет.

После свадьбы молодые переехали в родовое имение Ново-Аксаково. Своё родовое гнездо писатель опишет в «Семейной Хронике» под названием Нового Багрова. У пары родилось десять детей.

Ольга Семеновна, супруга писателя будет не только хорошей матерью и умелой хозяйкой, но и помощницей в литературных и служебных делах мужа.

Пять лет Аксаковы жили в доме родителей писателя, но позднее, в 1821 году, когда у них уже было четверо детей, отец согласился поселить семью сына отдельно и отдал им село Надежино, в Белебеевском уезде Оренбургской губернии. Это село фигурирует в «Семейной Хронике» под названием Парашино.

Перед тем, как переехать на новое место жительства, Сергей Аксаков с семьёй поехал в Москву, где они прожили всю зиму 1821 года.

В Москве писатель встретился со своими старыми знакомыми в театральном и литературном мире, подружился с Загоскиным, водевилистом Писаревым, директором театра и драматургом Кокошкиным, драматургом князем А. А. Шаховским и другими интересными людьми. После публикации Аксаковым перевода 10-й сатиры Буало, его избрали в члены «Общества любителей российской словесности».

Летом 1822 года семья Аксаковых приехала в Оренбургскую губернию и прожила там несколько лет. Но с ведением хозяйства у писателя не ладилось, к тому же пришла пора определять в учебные заведения детей.

В августе 1826 года С. Т. Аксаков с семьёй перебрался в Москву.

В 1827 году устроился работать цензором вновь учрежденного отдельного московского цензурного комитета, а с 1833 по 1838 служил инспектором Константиновского межевого училища, а после его преобразования в «Константиновский межевой институт», был первым директором.

И в то же время Аксаков продолжал уделять много времени своей литературной деятельности. В доме Аксакова в подмосковном имении Абрамцево собирались писатели, журналисты, историки, актёры, критики, философы.

В 1833 году умерла мать Аксакова. А в 1834 году был опубликован его очерк «Буран», который в дальнейшем стал прологом автобиографических и природоведческих произведений Аксакова.

В 1837 году ушёл из жизни отец, оставив сыну приличное наследство.

В 1839 году здоровье Аксаково расстроилось и писатель окончательно вышел в отставку.

Аксаков дружил с Погодиным, Надеждиным, в 1832 году он познакомился с Гоголем, с которым продолжал дружить 20 лет, в доме С. Т. Аксакова Гоголь часто читал свои новые произведения. И в свою очередь Гоголь был первым слушателем произведений Аксакова.

Интересно, что на мировоззрение и творчества Аксакова оказывали немалое влияние и его подросшие сыновья – Иван и Константин.

В 1840 году Аксаков начал писать «Семейную Хронику», но в окончательном виде она появилась лишь в 1846 году. В 1847 году появились «Записки об ужении рыбы», в 1852 году «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», в 1855 году «Рассказы и воспоминания охотника». Все эти произведения были благосклонно встречены читателями и принесли автору известность.

«В ваших птицах больше жизни, чем в моих людях», говорил С. Т. Аксакову Гоголь.

О «Записках ружейного охотника» тепло отозвался И. С. Тургенев, признав первоклассным описательный талант автора.

В 1856 году появилась «Семейная Хроника», которая так же пришлась по вкусу публике.

В 1858 году Аксаков выпустил продолжение «Семейной Хроники» – «Детские годы Багрова-внука».

К сожалению, ухудшилось здоровье писателя, он стал терять зрение, а весной 1858 года болезнь стала причинять ему серьёзные страдания. Пошатнулось и материальное благосостояние семьи.

Тяжело больным писатель написал «Зимнее утро», «Встречу с мартинистами».

Последнее лето Аксаков прожил на даче под Москвой. Он уже не мог писать сам и диктовал свои новые произведения.

Его «Собирание бабочек» появилось в печати после кончины писателя в «Братчине», сборнике, изданном бывшими студентами Казанского университета, под редакцией П. И. Мельникова.

Похоронен Сергей Тимофеевич на погосте Симонова монастыря в Москве.

Я думаю, что всем, кто любит природу, стоит прочесть произведения Аксакова. А его «Хроники» помогут лучше узнать историю и быт России XIX века. И, как мне кажется, чем мы лучше знаем и понимаем прошлое своей земли, тем легче нам разобраться в настоящем и строить будущее.

Сергей Тимофеевич Аксаков, русский писатель, литературный и театральный критик, автор книг "Записки об ужении рыбы” (1847), "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии” (1852), "рассказы и воспоминания охотника о разных охотах” (1855), "Семейная хроника” (1856); мемуаров "Литературные и театральные воспоминания” (1858), "История моего знакомства с Гоголем” (1880) и многих других, более всего известен широкому читателю как автор повести "детские годы Багрова-вкука” (1858) и сказки "Аленький цветочек”, бывшей первоначально приложением к повести. Книги А. занимают особое место в русской литературе ХIХ века. Их основной предмет непритязателен (мир природы, патриархальная жизнь нескольких поколений дворянской семьи, семейные предания), их язык, по мнению многих, — совершенен. "Все мы должны у него учиться,”— писал И.С.Тургенев, восхищаясь языком аксаковской прозы.

А. родился в 1791 г. в Уфе. Отец его, Тимофей Степанович, был прокурором, мать, Мария Николаевна происходила из чиновной аристократии и отличалась редким умом и образованностью. М.Н.Аксакова оказала исключительное влияние на формирование будущего писателя, между матерью и сыном сложились отношения редкие по доверительности и дружелюбию.

Свои ранние годы А. провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково в Оренбургской губернии. Окончил Казанскую гимназию и поступил в Казанский университет. Еще в гимназии начал писать стихи, «вирши без рифм”, в духе сентиментальной поэзии. В университете увлекся театром, активно участвовал в работе студенческого театра, обладал даром декламации. Слава А.-чтеца была столь широка, что Г.Р.Державин с нетерпением ждал приезда юноши в Петербург, чтобы послушать в его исполнении свои стихи.

В 1808 г. А. приезжает в Петербург и поступает на службу государственным чиновником. Знакомится с Г.Р.Державиным, А.С.Шишковым, принимает участие в заседании литературного кружка, возглавляемого Шишковым, "Беседа любителей русского слова”. В печати дебютирует в 1812 г. басней ‘Три канарейки”. В 1811 г. переезжает в Москву, сближается с московскими театральными кругами, переводит пьесы Шиллера, Мольера, Буало, выступает в печати как театральный критик.

С 1820—1830-х гг. дом А., который в 1816г. женился на дочери суворовского генерала О. С. Заплатиной, становится одним из центров литературно-театральной жизни Москвы. На аксаковские "субботники” в течение многих лет регулярно собираются крупнейшие московские деятели культуры и искусства — актер М.С.Щепкин, историк М.П. Погодин, писатель М. Н. Загоскин, профессора Московского университета С.П.Шевырев и Н.И. Надеждин. Весной 1832 года у Аксаковых стал бывать Гоголь, который сохранил дружбу с А. на протяжении всей своей жизни. Когда подросли сыновья Константин и Иван (а всего в семье А. было 14 детей), в доме Аксаковых обосновался кружок славянофилов, в который входили К. и И. Аксаковы, А.С. Хомяков, братья Киреевские. А. принимал активное участие в их беседах и спорах.

В 1837 г. А. покупает имении Абрамцево, где принимается за работу над материалами "Семейной хроники”. Заметное ослабление зрения подтолкнуло А. к интенсивному литературному труду Страстный охотник, рыболов и А. решает описать свой опыт ‘жизни в природе” и связанные с этим переживания и впечатления.

В 1847 г. выходят "Записки об ужении рыбы”, которым предпослан эпиграф, во многом определяющий дальнейшее направление творчества А.: "ухожу я в мир природы, в мир спокойствия, свободы...” Книга имела большой успех. Затем появляются "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии” (1852), "рассказы и воспоминания охотника о разных охотах” (1855). Охотничья трилогия представляет собой жанр свободных воспоминаний с включенными в текст повествования случаями, анекдотами, охотничьими байками и др.

Главное место в художественном наследии А. занимает автобиографическая проза. В "Семейной хронике” (1856) прослеживается жизнь трех поколений усадебных дворян Багровых. Книга "детские годы Багрова-вкука” (1858) является продолжением "Хроники”. При этом "детские годы” произведение, написанное для детей. В одном из писем внучке Оленьке, своей любимице, А. обещает сочинить для нее книжку "...про весну младую,// про цветы полей, // про малюток птичек (...)// про лесного Мишку,// про грибочек белый (...)". В процессе работы замысел автора существенно расширился и изменился. Возникла книга, описывающая жизнь ребенка от младенчества до девятилетнего возраста на фоне тщательно воссозданного быта русской усадьбы конца XVIII века, на фоне грандиозных по степени одухотворенности картин природы.

Основной предмет книги определил сам автор — жизнь человека в детстве, детский мир, созидающийся под влиянием ежедневных новых впечатлений... Жизнь человека в дитяти”. Маленький Сережа растет, познает мир, который кажется ему ярким, загадочным, бесконечным. Читатель видит предметы и явления, описанные в книге глазами маленького героя, чувствует свежесть и непосредственность детского восприятия. Бытовые картины, жизнь природу, переживания и впечатления Сережи, простые и важные события его жизни — разговоры с маменькой, смерть дедушки, рождение брата соединяются в единое полотно книги повествования.

Сережа Багров, безусловно, является автобиографическим героем, и, конечно же, наследует отличительную черту А. — страстную любовь к природе, ее глубокое понимание. Так, приход весны — событие огромной важности в жизни Сережи: "...все замечалось мной точно и внимательно, и каждый миг весны торжествовался мной как победа”. Природа - одно из главных действующих лиц повести. Ее описания у А.— не картины, не пейзажи в общепринятом смысле, а сама жизнь, свободно дышащая и разнообразно себя проявляющая. Надо обладать особым складом души, особым взглядом, чтобы чувствовать это. Герой книги обладает этим даром в полной мере. "Наконец мы въехали в урему (пойму реки — И.А.), зелёную, цветущую душистую урему. Веселое пение птичек неслось со всех сторон (...) Около деревьев в цвету вились и жужжали целые рои пчел, ос и шмелей. Боже мой, как было весело!” — такой видит сибирскую весну Сережа.

В основе повествования лежит неторопливый, обстоятельный и в то же время емкий устный рассказ. Язык А. давно признан образцом русской литературной речи. О стиле А. с похвалой отзывались Гоголь, Тургенев, Толстой, Белинский, Тютчев и другие. Книга "детские годы Багрова-внука” была очень тепло принята критиками и читателями. В истории русской литературы повесть А. встала рядом с трилогией Толстого "детство”, "Отрочество”, "Юность”. До сих пор "детские годы Багрова-внука” - одно из лучших произведений автобиографически-мемуарной прозы, в центре, которого герой-ребенок.

Род Аксаковых или Оксаковых, как звали их в старину, был древен и восходил к знатному варягу, переселившемуся в XI веке на Русь со своею дружиной. Были среди Аксаковых бояре, воеводы, генералы, но самым знаменитым стало имя Сергея Тимофеевича Аксакова - русского литератора.
Серёжа Аксаков был очень одарённым мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».
Литературой и театром Аксаков увлекался и в студенческие годы в Казанском университете, и в первые годы службы в Петербурге. Позднее, уже перебравшись в Москву, будучи цензором Московского цензурного комитета и сотрудником журнала «Московский вестник», он стал известным театральным критиком и первым оценил талант М.С.Щепкина и П.С.Мочалова.
Своё литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал очень поздно и первые книги написал, когда ему было уже далеко за пятьдесят. В эту пору С.Т.Аксаков - отец многочисленного и дружного семейства, гостеприимный хозяин дома, куда съезжалась вся литературная, театральная и музыкальная Москва. Друзья (а среди них были Н.В.Гоголь, М.Н.Загоскин, И.С.Тургенев, молодой Л.Н.Толстой) восхищались рассказами Аксакова-старшего о русской старине, о семейных преданиях, о красоте земли, которую он, страстный охотник и рыболов, знал как никто.
К вымыслу у автора «душа не лежала» , а потому в своих книгах С.Т.Аксаков просто рассказал о том, что лучше всего знал и любил. «Записки об уженье» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) покорили читателей и критиков точностью и тонкостью наблюдений за жизнью природы и поэтичностью языка.
Тому, кто хочет узнать, какой была Россия в старые годы, надо прочесть книги С.Т.Аксакова «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением “Семейной хроники”» (1858).
Писатель, ничего не выдумывая, неторопливо и просто повествует об истории своей семьи. О том, как привольно жилось когда-то в уфимских степях, как светлы и прозрачны были реки, свежи и зелены леса и как пели весною всю ночь соловьи, не давая уснуть… В согласии со всем Божьим миром жили и люди - старинное русское уездное дворянство, знавшее толк и в работе, и в веселье, и во всяком деле.
В приложении к «Детским годам…» дана была сказка «Аленький цветочек» - самая, быть может, добрая и мудрая из всех написанных на русском языке сказок.
Совсем немного времени оставила Аксакову судьба для творчества. Уходило здоровье, слабели глаза (приходилось диктовать). Зато всё ярче делалось внутреннее зрение, всё более гибким и выразительным становился язык.
С.Т.Аксаков умер, не завершив всего, что задумал. Но и того, что он успел, было довольно. Его любили современники и любят потомки. Душевный покой и радость обретает каждый, кто читает его книги. И чем больше проходит времени, чем сильнее тревога за судьбу Земли и людей, тем дороже для нас слово Аксакова и важнее его совет:

Из послания к М.А.Дмитриеву, 1850

Маргарита Переслегина

ПРОИЗВЕДЕНИЯ С.Т.АКСАКОВА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 3 т. - М.: Худож. лит., 1986.
Всем известен С.Т.Аксаков - «певец родной природы» и сказочник. Но мало кто знает его интереснейшие «Литературные и театральные воспоминания», которые звучат неожиданно современно сейчас, когда русскому театру исполнилось 250 лет. Не пропустите также «Историю моего знакомства с Гоголем», содержащую не только воспоминания о великом друге Сергея Тимофеевича, но и переписку с ним. А посему - читайте все три тома от корки до корки.

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК: Сказка ключницы Пелагеи // Сказки русских писателей. - М.: Круг чтения, 2001. - С. 64-89.

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК: Сказка ключницы Пелагеи / Предисл. А.Шарова; Рис. Л.Ионовой. - М.: Дет. лит., 1985. - 32 с.: ил.
«В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек.
…и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех…»
Собрался купец по торговым делам за море и обещал каждой из дочерей гостинец, какой она пожелает. А меньшой, самой любимой, - «аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете…»

ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА; АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК. - М.: АСТ: Олимп, 1998. - 553 с. - (Школа классики: Кн. для ученика и учителя).

ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА: Повесть / Худож. А.Иткин. - М.: Дет. лит., 2001. - 349 с.: ил. - (Шк. б-ка).
Память Аксакова сохранила все события его детства: от первых младенческих лет до поры раннего отрочества. Любовь и ласка матери, «охотничьи походы» с отцом, все звуки, запахи и краски степного края живут в книге, как будто и не прошло с тех пор двух веков…

РАССКАЗЫ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ / Вступ. ст. Н.Пахомова; Рис. Г.Никольского. - М.: Дет. лит., 1988. - 142 с.: ил.
Ранний очерк С.Т.Аксакова «Буран», главы из повести «Детские годы Багрова-внука», главы из «Записок об уженье рыбы» и «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» очень хороши для первого знакомства с прозой писателя.

СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА; ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА / Вступ. ст. А.Хомякова; Худож. И.Фалалеев. - М.: Новатор, 1996. - 387 с.
«Семейная хроника» рассказывает о двух поколениях семьи Аксаковых, названных здесь Багровыми, с их чадами и домочадцами, крестьянами и дворовыми. На закате XVIII века семейные традиции, уклад жизни русской усадьбы были ещё величественны и незыблемы. Бесценные подробности старины автор передал бережно и любовно.

Маргарита Переслегина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ С.Т.АКСАКОВА

Абрамцево: Гос. ист.-худож. и лит. музей-заповедник. - М.: Сов. Россия, 1981. - 217 с.: ил.

Аксаков Сергей Тимофеевич // Театр: Энциклопедия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 12-13.

Арзуманова О. Абрамцево времени Аксаковых // Музей-заповедник «Абрамцево»: Очерк-путеводитель. - М.: Изобразит. искусство, 1984. - С. 15-72.

Богданов В. Становление человека // Аксаков С. Детские годы Багрова-внука; Гарин-Михайловский Н. Детство Тёмы; Станюкович К. Рассказы; Мамин-Сибиряк Д. Рассказы. - М.: Дет. лит., 1994. - С. 3-13. - (Б-ка мировой лит. для детей).

Войтоловская Э. С.Т.Аксаков в кругу писателей-классиков: Док. очерки. - М.: Дет. лит., 1982. - 220 с.: ил.

Краткая летопись жизни и творчества С.Т.Аксакова; Материалы к биографии С.Т.Аксакова; Критика о творчестве С.Т.Аксакова // Аксаков С. Детские годы Багрова-внука; Аленький цветочек. - М.: АСТ: Олимп, 1998. - С. 356-482.

Манн Ю. Аксаков Сергей Тимофеевич // Русские писатели: Биогр. словарь: В 2 т. - М.: Просвещение, 1990. - Т. 1. - С. 22-24.

Манн Ю. Семья Аксаковых: Ист.-лит. очерк. - М.: Дет. лит., 1992. - 384 с.

Машинский С. С.Т.Аксаков: Жизнь и творчество. - Изд. 2-е. - М.: Худож. лит., 1973. - 575 с.: ил.

Низовский А. Абрамцево // Усадьбы России. - М.: Вече, 2005. - С. 3-9.

Пахомов Н. Сергей Тимофеевич Аксаков // Русские писатели в Москве. - М.: Моск. рабочий, 1987. - С. 147-165.

Соколов-Микитов И. Честное слово // Соколов-Микитов И. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Худож. лит., 1987. - Т. 4. - С. 214-219.

Стародуб К. Аксаков Сергей Тимофеевич // Стародуб К. Литературная Москва: Ист.-краевед. энциклопедия для школьников. - М.: Просвещение, 1997. - С. 17-19.

Шаров А. Сергей Тимофеевич Аксаков // Шаров А. Волшебники приходят к людям. - М.: Дет. лит., 1985. - С. 21-49.

М.П.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С.Т.АКСАКОВА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Аленький цветочек: По мотивам одноимённой сказки С.Т.Аксакова. Сцен. Н.Рязанцевой. Реж. И.Поволоцкая. Комп. Э.Денисов. СССР, 1977. В ролях: Л.Дуров, А.Демидова, А.Абдулов и др.
Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке: По мотивам сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Реж. В.Грамматиков. Комп. А.Муравлёв. СССР-Германия-Дания, 1991. В ролях: Е.Темникова, Р.Шегуров, Л.Овчинникова, И.Ясулович и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Аленький цветочек: По одноимённой сказке С.Т.Аксакова. Сцен. Г.Гребнера. Реж. Л.Атаманов. Комп. Н.Будашкин. СССР, 1952. Роли озвучивали: С.Лукьянов, А.Консовский и др.

Серге́й Тимофе́евич Акса́ков (20 сентября 1791, Уфа — 30 апреля 1859, Москва) — русский писатель,
государственный чиновник и общественный деятель,
литературный и театральный критик,
мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте.
Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.

Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково среди степной природы, ещё мало тронутой в то время цивилизацией.


Писатель родился в родовитой, но обедневшей семье.
Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником.
Он служил прокурором верхнеземского суда в Уфе.

Мать — Мария Николаевна Аксакова,
урождённая Зубова,
очень образованная для своего времени
и социального круга женщина,
в юности состоявшая в переписке
с известными просветителями Н. И. Новиковым и А. Ф. Аничковым.


С детства Аксаков любил рыбную ловлю,
охоту, собирание ягод.
Дальние прогулки в лес или в степь заложили в нем глубокие,
мощные пласты впечатлений,
которые позднее, спустя десятилетия,
стали неиссякаемыми источниками художественного творчества.
Маленький Аксаков любил слушать рассказы крепостной няни Пелагеи,
один из которых впоследствии обработал
в известную сказку “Аленький цветочек”.


В 1799 году в возрасте восьми лет Аксаков
был определён в Казанскую гимназию.
С 1804 года, когда старшие классы гимназии были преобразованы
в 1-й курс новообразованного Казанского университета,
Аксаков стал в нём студентом.

В университете Аксаков успешно выступал в любительском театре,
участвовал в издании рукописных журналов «Аркадские пастушки»
и «Журнал наших занятий».
В них появились его первые литературные опыты.


Не закончив университета,
в июне 1807 года он переехал в Санкт-Петербург,
где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов.
Однако его больше занимала художественная,
литературная и театральная жизнь столицы.
Аксаков знакомится с Г. Р. Державиным, А. С. Шишковым,
артистом-трагиком Я. Е. Шушериным,
о которых позднее напишет
замечательные мемуарно — биографические очерки.


В 1811 году писатель переезжает в Москву.
Здесь он сближается с кругом ныне забытых писателей Н. М. Шатровым,
Н. И. Ильиным, С. Н. Глинкой и др.
Несколько позже он знакомится
с видным театральным деятелем и драматургом той эпохи кн. А. А. Шаховским,
писателем М. Н. Загоскиным и драматургом А. И. Писаревым.

В 1816 году он женится на Ольге Семеновне Заплатиной, которая станет не только хозяйкой дома и матерью многочисленного семейства, но и верной помощницей, доверенным лицом в литературных и служебных делах своего мужа.

Литературным творчеством Аксаков в этот период занимается нерегулярно, в основном его привлекает переводческая деятельность.
С 1812 по осень 1826 гг. Аксаков преимущественно проживает в поместье Надеждино, в Оренбургской губернии, лишь периодически приезжая в Москву и Петербург.

В 1826 Аксаковы переселились в Москву.
В 1827 — 32 Аксаков исполнял обязанности цензора,
с 1833 по 1838 служил инспектором
Константиновского межевого училища,
а затем первым директором Межевого института.

Дом Аксакова и подмосковное имение Абрамцево становятся своеобразным культурным центром.
Благородство и терпимость хозяина сделали его двери открытыми для приверженцев самых разных направлений.


Аксаковские «субботы» посещали многие знаменитые актеры и литераторы того времени, бывал там и Гоголь, не раз читавший там свои произведения. Даже свое 40-летие Гоголь отметил 1 апреля 1849 у Аксакова. Среди гостей Аксакова можно назвать Тургенева, Льва Толстого, Шевченко, декабриста С.Г.Волконского.


Многие произведения Сергея Тимофеевича рассказывают о природе, охоте, рыбалке, в них проводится мысль о целительной силе природы и высоконравственности патриархального образа жизни. Этим путем следовал и сам Аксаков - мудрый и терпимый друг многих современников, любящий отец четырнадцати детей.
Так же получили известность стихи Аксакова, его басни, социально-обличительные фельетоны.


Опубликованные в 1847 “Записки об уженье рыбы” принесли ему широкую литературную известность. Главное место в литературном наследии Аксакова занимают автобиографические повести “Семейная хроника” (1856) и “Детские годы Багрова-внука” (1858); к ним примыкают “Воспоминания” (1856); “Литературные и театральные воспоминания” (1856), “Биография М. Н. Загоскина” (1853), “История моего знакомства с Гоголем” (1880).


Умер Аксаков в Москве (30 апреля) 12 мая 1859 года на руках своей любимой семьи. Похоронен на кладбище Симонова монастыря в Москве.

Читая произведения С. Т. Аксакова, мы с полным правом можем сказать о них словами В. Г. Белинского: “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!”.

Аксаков всегда стремился к простоте языка, но вместе с тем он свободно владел всеми богатствами русской речи
Книги Аксакова пользуются широким спросом не только в библиотеках нашей страны. Они переведены на многие языки-польский, болгарский, немецкий, английский, чешский, датский и др.
С.Т. Аксаков вошел в историю литературы как писатель-реалист, как большой знаток и ценитель сокровищ русского языка.


Составил: Острийчук С. 12 лет.
Источник информации: интернет.

// Декабрь 13, 2013 // Просмотров: 11 599