Василий Владимирович Пукирев. «Неравный брак. Неравный брак (картина)

Середина XIX века в России была отмечена появлением так называемых невест-бесприданниц. Семьи со средним достатком время от времени испытывали нужду, денег не всегда хватало даже на самое необходимое. Дети в это время подрастали, расходы увеличивались, и семейный бюджет не выдерживал. Труднее всего жилось семьям, где было несколько дочерей, так как каждой девушке хотелось красиво одеваться, а это стоило достаточно дорого.

На фоне неустроенности быта возникали семейные неурядицы и, в конце концов, родители начинали искать выход из создавшейся ситуации. Восемнадцатилетняя дочь-красавица, как правило, была окружена поклонниками, готовыми за ней ухаживать и даже жениться. В основном это были молодые щеголи с хорошими внешними данными, но без материальных средств. Родители девушки старались найти ей жениха побогаче, да и сама невеста понимала, что несостоятельный муж ей не нужен. Тем не менее, время летело быстро, многие девицы на выданье не могли найти свое счастье и оставались незамужними. Женихов не хватало, те, кто мог бы составить партию приличной девушке, были наперечет, за ними велась настоящая охота.

Браки по расчету

Далеко не всегда получалось обручиться с красивым и обеспеченным молодым человеком, чаще всего наступало разочарование в первые недели знакомства. И вот тогда на авансцену выходили классические престарелые женихи, готовые повести под венец молодую неискушенную девственницу. Семидесятилетние старики, нимало не смущаясь, сватались, вели переговоры с родителями, предлагали баснословные суммы. Разумеется, юная красавица не могла принять подобные ухаживания дряхлого старца, но ее родители спешили заказать подвенечный наряд. При этом мать говорила дочери: "Пойдешь замуж, и точка… Довольно нам в нужде жить". Далее следовали бессонные ночи, девичьи слезы, мольбы, однако родители были непреклонны. Нередко девушки пытались покончить с собой, лишь бы не выходить замуж за ненавистного старца.

Картина "Неравный брак": история

В 1863 году на Московской академической художественной выставке была представлена работа молодого художника Василия Пукирева, которая произвела настоящий фурор. Картина "Неравный брак" посвящалась теме насильственных бракосочетаний в российском обществе того времени. Тем не менее, в социально-психологическом смысле проблемы никто не видел, страдала только сама невеста, которой приходилось терпеть домогательства постылого жениха. Материальная заинтересованность, желание провести выгодную сделку заставляли родителей поступаться интересами родной дочери. Автор картины "Неравный брак" открыто осудил меркантильность российского общества. Престарелые генералы, уже было присмотревшие себе молодую беззащитную невесту, стали один за другим отказываться от женитьбы.

Венчание

Картина "Неравный брак", описание которой предполагает знакомство с персонажами во всех подробностях, отражает венчальную сцену в православной церкви. Полумрак алтарного придела слегка рассеивается светом, падающим из окна. В целом картина "Неравный брак" оставляет впечатление безысходности. В центре престарелый жених, облаченный в дорогой костюм, с неестественной осанкой, поддерживаемый тугим корсетом. Голова едва поворачивается, зажатая высоким воротником, тусклые глаза надменно оглядывают окружающих, на груди сверкает медаль, на шее орден. Награды эти явно неуместны для церковного венчания. Старик старается взглянуть на невесту с высоты своего генеральского чина, однако он жалок, хоть и старается держаться молодцом.

Трудно понять психологию одряхлевшего вояки, ведь, скорее всего, и у него когда-то была дочь, которую он стремился удачно выдать замуж. За плечами долгая жизнь, в которой было много хорошего, как у любого человека. Откуда же такая черствость, бездушность по отношению к юному созданию?

Невеста

Самый значимый персонаж картины - молодая девушка - написан художником особенно тщательно. Невеста - совсем еще ребенок, с поникшей головкой, едва сдерживает слезы, этот день самый горький в ее жизни. Нежное личико в обрамлении белокурых локонов печально, свеча в детской руке наклонилась, воск капает на свадебное платье. Постылый жених совсем рядом, ощущение его присутствия терзает девичью душу. Ее правая рука протянута священнику, который вот-вот наденет на тонкий палец обручальное кольцо. Невеста безучастна, она уже безразлична к собственной судьбе. Облачившись в свадебный наряд, девушка пожертвовала собой во благо своей семьи, которая отныне сможет жить в достатке.

Священник

Священник на картине изображен сгорбившимся, потерянным, словно ему приходится исполнять дело неблагодарное. Он смотрит исподлобья, поза напряжена, неестественна, его одеяние, расшитая риза, топорщится. В левой руке раскрытая церковная книга, в правой зажато обручальное колечко, которое священник готов надеть невесте на палец. Возможно, и у него когда-то была дочь, которой кто-то пытался сломать жизнь. Священник растерян, однако свою обязанность он готов исполнить до конца.

Шафер и другие присутствующие

На картине, помимо невесты и жениха, изображено еще несколько персонажей. За спиной невесты находится шафер с бутоньеркой на лацкане сюртука, он невесел, даже озабочен. Противоестественность событий, разворачивающихся под церковными сводами, угнетает молодого человека. Рядом с ним стоит мужчина, который, по всей видимости, тоже неравнодушен к происходящему. Все прочие персонажи, отображенные на картине, это близкие люди жениха, среди которых находятся офицер, сваха и несколько гражданских лиц.

"За" и "против"

Известный художественный критик, историк искусств, Владимир Васильевич Стасов, увидев полотно Пукирева, сказал: "Наконец-то появилось произведение на злобу дня, взятое из самой глубины современной жизни".

Однако его мнение разделяли далеко не все. У художника нашлось немало врагов, которые принялись упрекать его в недостаточно глубокой проработке темы. В прессе поднялась волна полемики, о творчестве Пукирева заспорили. В конце концов признали, что он создал картину, обреченную на успех. Обличительный сюжет никого не оставлял равнодушным. Виртуозная живопись, композиционность рисунка, отточенные психологические характеристики каждого персонажа - все это поднимало художественную ценность картины на небывалую высоту. В России появился новый талантливый художник - Василий Пукирев ("Неравный брак"). ее анализ, мнение критиков позволяли сделать вывод о своевременности появления шедевра. Российское общество было готово осудить браки по расчету за их аморальность.

Неравный брак! Горе и страдания, гибель для неокрепшей девичьей души. Сколько народных песен сложено о судьбе бесприданниц, о горькой доле простых русских женщин. Трагичность темы воплотилась и в других произведениях живописи и литературы, таких как пьеса А. Н. Островского "Бедная невеста", картина Ф. Журавлева "Перед венцом", полотно В. Маковского "К венцу". "Неравный брак", картина Пукирева, доминировала в этом списке. Таким образом, мотив бракосочетания по расчету вошел в изобразительное и театральное искусства.

Признание

Картина "Неравный брак" была признана за нее Василия Пукирева наградили званием профессора живописи. Академия делает профессором человека, написавшего большую картину, но какую? Картину, где нет ни пожара, ни сражения, ни древней, ни новой истории… Всех взволновала новая, современная тема власти денег и явно выраженная фигурой молодого человека, стоящего за спиной невесты. Однако об этом немного позже. После этого известность Пукирева стала всероссийской. Художник занялся преподавательской деятельностью, успешно создавал группы из одаренных юношей, старался развить в них природный талант, передавал свои знания и опыт.

Многих интересовало, кого изобразил художник в своей картине, по Москве поползли слухи. Одни считали, что в основу сюжета положена трагедия из жизни самого живописца - его невеста, мол, была выдана за богатого старика. Оснований для подобных предположений не было никаких, но эта версия всем понравилась. А поскольку слухи живучи, то придуманная кем-то история несчастной любви художника довольно долго занимала умы москвичей.

Как появился сюжет

На самом делекартина "Неравный брак" не имела столь романтичного происхождения. Дело в том, что у Василия Пукирева был близкий друг, художник Петр Шмельков, преподаватель рисования. Жил он в нужде и поэтому постоянно находился в поиске работы и сюжетов для своих картин. Иногда ему удавалось получить репетиторство в каком-нибудь богатом доме. Вращаясь в высшем обществе, Шмельков не раз наблюдал брачные альянсы стариков с молодыми невестами. Он даже сделал серию зарисовок на эту тему, надеясь в будущем использовать их при написании картины.

Церковный указ

В 1861 году, в феврале, Священный Синод выпустил указ с осуждением большой разницы в возрасте при поскольку в тот период каждая вторая женитьба делалась на основе материальной заинтересованности. Возможно, тогда Шмельков и подсказал своему приятелю тему для картины. Пукирев увлекся идеей и начал работу. В знак благодарности он нарисовал Шмелькова рядом с шафером. А в роли шафера изобразил самого себя.

Кроме самого Василия Пукирева и его друга Шмелькова, на картине присутствует еще один известный персонаж. Это Гребенский, мастер-рамочник. Когда он увидел картину, то сразу вознамерился изготовить для нее раму "какой еще не было". Получилось поистине украшенное тонкой изящной резьбой. Таким образом, "Неравный брак" (картина Пукирева) получил достойное обрамление. С тех пор Третьяковская галерея заказывала рамы для коллекционных картин только у Гребенского.

Деятельность художника

В свое время Василий Пукирев успешно работал для внутреннего убранства церкви Святой Живоначальной Троицы, в Грязях. Им были созданы девять иконописных образов. Кроме сакрального творчества, художник занимался портретной живописью, создал серию изображений известных людей. Помимо всего прочего, тридцатилетний Пукирев преподавал в московском училище живописи и ваяния.

Крах и кончина творца

Семьей талантливый художник так и не обзавелся, хотя по некоторым сведениям делал предложение Прасковье Матвеевне, женщине прекрасной души, той самой, которая позировала ему в роли невесты во время работы над картиной "Неравный брак". Признание в любви было безответным, и художник всю жизнь прожил в одиночестве. Это сыграло свою роль: дела постепенно пришли в упадок, новые картины спросом не пользовались. Пукирев стал выпивать, из училища пришлось уйти. Дальше - больше: художник потерял квартиру, все свои вещи распродал и стал жить на благотворительные подачки. Друзья чем могли помогали, но так продолжаться долго не могло. И 1 июня 1890 года Василий Пукирев умер в полном одиночестве, в возрасте 58 лет. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище, в Москве.

"Неравный брак", картина художника Пукирева, находится в настоящее время в Третьяковской галерее, расположенной по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, 10. Музей открыт ежедневно с 10 до 18 часов.

"Неравный брак", картина, цена

В Интернете можно найти репродукции любых художественных полотен. Иначе обстоит дело с авторскими копиями шедевров, выполненных на достаточно высоком профессиональном уровне, таких работ единицы. На специализированных сайтах размещены как репродукции, так и художественные копии. Посетители часто задают вопрос, кто написал картину "Неравный брак"? Безусловно, всем хочется узнать побольше о легендарном полотне.

Аналогичные картины

Помимо шедевра Василия Пукирева, существует ряд картин на тему неравных браков. Художник Фирс Журавлев написал в 1874 году картину, которая продолжила тему упадка нравственности в российском обществе. В комнате на полу рыдающая невеста, уже одетая в свадебное платье, рядом стоит неумолимый отец. Судьба девушки предрешена, через несколько минут ее повезут в церковь и выдадут замуж за уродливого богатого старика. Картина называется "Перед венчанием", она находится в Третьяковской галерее.

В 1894 петербургский художник Владимир Маковский написал картину "К венцу", также отражающую тему нравственной деградации общества в России середины 19 века. На полотне изображена непорочная русская красавица, убитая горем, лишенная всякой надежды на счастливую жизнь. Картина находится в

Попалась любопытная статья-разбор известной картины Пукирева "Неравный брак", благодаря которой я взглянула на эту картину по-новому, вдобавок разглядев то, чего раньше вообще не видела!

Старик. Невеста. Мертвая жена. «Неравный брак» Василия Пукирева
Автор статьи: Николай Жаринов
Культуролог, филолог, писатель, журналист и экскурсовод.

Василий Пукирев (1832 — 1890) и Константин Флавицкий известны как гении одной картины. Но если Флавицкий закончил свой жизненный путь созданием шедевра, то с Пукиревым все вышло иначе. Картина «Неравный брак» стала единственным шедевром мастера. Ничего лучше он создать так и не смог.

Действительно, смотришь на его другие полотна и поражаешься тому, насколько они безликие по сравнению с «Неравным браком». Очень стандартные темы, типичный реализм, столь характерный для русской живописи второй половины XIX века. Все так однообразно, просто и скучно… Но одна картина, один единственный шедевр - это высочайшее мастерство. Это тот пример, когда весь художник выгорает в одном полотне, когда он делает что-то такое, что будет поражать людей ещё долгие годы. Дьявол кроется в деталях. Если мы их не замечаем, то картина умирает. Она перестает быть предметом искусства и становится лишь красивым изображением.

«Неравным брак» Василия Пукирева — это то произведение, где нужно следить за всей «бездной мелочей», за каждой деталью. В противном случае, мы рискуем все пропустить. Факт остается фактом. Художники и до Пукирева и после него не раз изображали несчастных молодых невест и их старых богатых мужей. Но такого эффекта полотна не производили.

Здесь нет картинного плача, заломанных рук — всего того, что по мнению многих живописцев должно изображать настоящее горе. Тут все куда проще. Невесте вот-вот священник должен надеть кольцо на палец. Она несчастна. Оно и понятно: муж её, мягко говоря, немолод. Такие ситуации бывали часто.

Анну Керн, например (ту самую, про которую А.С. Пушкин написал: «Я помню чудное мгновение…»), родители выдали за генерала Ермолая Федоровича Керна, которому на тот момент было уже 52 года. Невесте — всего шестнадцать. Объяснение в любви было по-военному коротким.
Генерал Керн спросил Анну:
— Не противен ли я вам?
— Нет, — ответила Анна и выбежала из комнаты.

После первой брачной ночи она написала в своем дневнике: «Его невозможно любить — мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо — я почти ненавижу его». Впрочем, девушка долго не страдала, быстро обзавелась многочисленными любовниками. То есть и в этом можно не увидеть ничего страшного. Но это не так.

Есть в этом зале две ну очень странные фигуры. Две старухи. Одна стоит за женихом, другая за священником. Вроде бы, ничего необычного. Ну пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. Может они сестры жениха. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же венках, как и у невесты. А на одной даже белое платье есть. Стоп, стоп, стоп. Как это? Еще одна женщина в белом на свадьбе? Церковь ведь не ЗАГС, где невесты строем ходят. Что-то тут не то!

Смотрим внимательнее на платье старухи. Вот тебе раз! Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже. А это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь это не по правилам обряда. Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не из другого мира пришли. Итак, у нас получается, что на свадьбе сразу три невесты. Две из них мертвые и смотрят на старого жениха. Странный какой-то реализм получается, слишком уж Гоголем или Гофманом отдаёт. Да и за невесту переживаем теперь совсем иначе. Ведь если муженёк уже двоих на тот свет отправил, так с этой девушкой молодой что будет?

И сразу совершенно иначе воспринимаешь символ происходящего. Невесте ведь на палец не кольцо надевают. Её на страдания призывают. И священник поэтому так почтительно склоняется перед ней. Понимает её жертву.

И какой здесь свет! Ведь он как на полотнах Караваджо! Божественный свет в прямом смысле этого слова. Именно в этом свете из левого верхнего угла, из окна церкви, оживают все призраки бывших жен. Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он центр композиции. Не её лицо, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу.

Удивительно и то, какая игра взглядов запечатлена на полотне. Мёртвые старухи смотрят на жениха, жених — на невесту, невеста — в пол, друзья жениха — тоже на невесту. На несчастную смотрит и сам автор картины. Вот он, Василий Пукирев, стоит, скрестив руки, в правом углу. А на нас смотрит другой художник, друг автора, Петр Шмельков, подсказавший ему идею картины. Это он как раз и задает зрителю безмолвный вопрос: «Вы понимаете, что происходит?»

Судьба Василия Пукирева сложилась печально. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Оно и понятно. На картине в виде молодой девушки была изображена его любовь — Прасковья Матвеевна Варенцова. Пукирев не создал больше ни одной картины, которая по силе могла бы сравниться с его первым шедевром. Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. А в итоге алкоголь, бедность, забвение. Не лучше сложилась и судьба модели. В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне.
Artifex.ru

Есть картины с явно агрессивными сюжетами, с изображением битв и сражений, но ещё более страшны и печальны те сюжеты, в которых беда скрывается под невинным обличием. Одной из таких картин является произведение Василия Пукирева «Неравный брак». Какую же тайну хранит известное полотно и чем так привлекает зрителей?

Увы, не всегда браки заключались по любви. Иногда юные красавицы попадали в руки «Кощеев Бессмертных», вот только в отличие от сказок принц не являлся для того, чтобы освободить из плена. И девичья красота вынуждена была постепенно вянуть в заточении и в объятиях нелюбимого старца. Такие ситуации были далеко не редкими. Возможно, именно поэтому и суждено было увидеть свет этому шедевру.

Но для тех, кто ещё не знаком с работой известного художника следует рассказать, в чём заключается сюжет «Неравного брака».


На первом плане изображена милая и печальная невеста. И сами по себе вспоминаются слова некогда популярной песни «невеста печальная, надела кольцо обручальное…». Девушка обречённо протягивает пальчик в сторону священника, который вот-вот должен провести обряд обручения. И душой угадывается как дороги невесте эти последние секунды свободы. Её ещё детское лицо, белоснежное платье говорят о невинности чувств и мыслей и словно окружают невесту особым светом.

Но в церкви присутствует и тот, для которого данное таинство схоже с истинным наслаждением. Это обеспеченный жених, преклонного возраста, который вот-вот поймает голубку в свои сети. Он с нетерпением взирает на девушку, осознавая свою власть.

Старец держит свечу, следуя общепринятым традициям и демонстрируя своё уважение к ним. Но на самом деле его вид настолько надменен, что несложно догадаться - он ставит себя выше всяческих людских законов.

Он бросает жёсткий взгляд на юную красавицу и явно недоволен тем, что она не может сдержать слёз. Не сложно догадаться, что едва уединившись, девушка получить серьёзный разговор со своим новым мужем. И будет обязана во всём ему подчинять и даже улыбаться и плакать тоже по приказу своего супруга. Но сейчас её душа никак не может добровольно расстаться с юностью и слёзы невесты непослушно капают на платье.


Неприятным является выражение лица самого священника, который знает или во всяком случае догадывается, что подобный союз навряд ли был бы угоден Богу. И всё равно соглашается провести венчание.

Помимо центральных фигур на картине есть и те, которые с первого взгляда не привлекают к себе внимания, но на самом деле изображены здесь вовсе не случайно. Видимо невесту выдают «за деньги», то есть по расчёту и те, кто присутствует в церкви имеют в этом деле свой интерес.

Некую мистику полотну придают лица старух. Они в отличие от остальных героев окрашены в бледные тона, словно призраки. Поэтому, при разгадке тайны картины была выдвинута версия, что эти старухи некогда тоже были жёнами надменного жениха. Но «вышли в отставку» потеряв свою юность. И не такая ли судьба была уготовлена очередной красавице, на которую пал выбор сладострасца?


Молодой человек молча стоит за спиной юной девушки. Он скрестил руки на груди, словно пытаясь совладать с собой или оградить себя от происходящего пафоса. Он статен и красив и похож на самого художника. Поэтому закрадывается мысль о том, что на полотне разворачивается сюжет печальной истории из жизни самого мастера.

Сначала подобная история сложилась у его близкого друга. Девушка вышла замуж за человека, который был старше её на 13 лет. И друг художника был приглашён на венчание в качестве шафера. Такой сюжет подарила художнику сама жизнь и он не мог его пропустить.

Но когда сам приятель узнал, что его страдания могут быть увековечены, то он устроил скандал и поэтому мастер придал мужской фигуре своё лицо. Тем более, что к тому времени он и в самом деле испытывал те же терзания, что и персонаж с его плотна.


Картина была принята критиками совершенно грандиозно. Потому, что автору удалось отобразить актуальную проблему, о которой так старательно умалчивало высшее общество.

Правда художника критиковали за использование запрещённых приёмов, например, изображение персонажей в полный рост. На тот момент так позволительно было рисовать только античных героев. А вот Пукирёв взял и решился на это и сделал подобный шаг совершенно не зря, ведь творение поражает нас спустя десятилетия.

Тема бесправия женщин волновала не только художников, но и поэтов, и писателей. Ведь именно в то время появились такие произведения, как «Бесприданница», «Дубровский», «Гроза» и др.


Молодых девушек из несостоятельных семей выдавали замуж насильно. А руководило родственниками только одно - жажда наживы. Но сам художник, который так талантливо рассказал о чужой судьбе, будто продал дьяволу свою собственную.

Его новые картины не находили покупателей. И личная жизнь молодого человека не ладилась. Он так и не смог встретить женщину всей своей жизни. Бросил работу и стал искать утешение в алкоголе, постепенно и безвозвратно спиваясь.

Мастер, чьё имя было известно на всю Россию теперь был вынужден жить только на те деньги, которые давали ему друзья. И умер он так же неприметно, как и провёл последние годы своей жизни.

Вот уж на самом деле права народная мудрость - за всё надо платить.

Наверное не найдётся ни одного человека,кто не видел бы иллюстрацию этой картины.

Неравный Брак...Это понятно зрителю с первого взгляда. Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком.?..

…Полумрак церкви. Падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника, совершающего обряд венчания. Бледная, заплаканная невеста, опустив глаза, протягивает руку священнику, который готовится надеть на её указательный палец венчальное кольцо. Перешёптываются гости, оценивая красоту бесприданницы. Стоящий за нею молодой человек глубоко задумался о разыгрывающейся перед ним жизненной драме…

Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного, черствого, дряхлого лица жениха. Особенно неподвижным и застывшим кажется оно, зажатое тугим и жестким воротником. На шее жениха орденский Крест Владимира II степени, а на груди сияет соответствовавшая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значительности. Видя слезы невесты, он даже и головы не повернул в ее сторону и, лишь скосив глаза, шепотом высказывает ей свою досаду.

Совершенно по другому написана невеста.Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот – все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастируя с жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.

Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее браку. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно, точно в полусне, не замечая, что свеча, которую она держит в своей упавшей руке, почти касается пламенем ее платья, протягивает другую свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чуждым ей, нелюбимым человеком.

Тема эта трагичностью своей привлекала известных художников слова. Достаточно вспомнить пьесу А.Н.Островского «Бедная невеста» или стихи Н.А.Некрасова на эту тему.

Это лучшая картина В.Пукарева.За неё ему присвоили звание профессора живописи..И имя его стало известным на всю Россию.

Многие в ту пору пытались докопаться, кого же и почему изобразил художник? Москва полнилась слухами. Говорили, будто Пукирев сам пережил подобную трагедию и потому самого себя изобразил на картине. Утверждали, что невеста его была выдана против своей воли за богатого старика. Слухи эти оказались живучи и ещё более утвердились в сознании наших современников. Надо сказать, в этом была доля истины.

В 2002 году в Государственную Третьяковскую галерею от родственников Пукирева поступили материалы, свидетельствующие о том, что в основу работы над картиной «Неравный брак» был положен действительный факт, связанный с другом В.В.Пукирева, купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым.

В 1860 году, за два года до создания картины «Неравный брак», в церкви Трёх Святителей на Кулишках венчался московский купец Андрей Александрович Корзинкин с дочерью богородского купца Софьей Николаевной Рыбниковой. Жениху было 37 лет, невесте — 24 года.

Не мудрено, что родители невесты предпочли влюблённому в их дочь 27-летнему купцу С.М. Варенцову более богатого и известного в торгово-промышленном мире жениха. Красавец же Варенцов был на свадьбе лишь шафером. Объяснить этот странный поступок Сергея Михайловича может то обстоятельство, что его старший брат был женат на сестре Корзинкина. Это весьма угнетало Сергея Михайловича, и он поделился своими переживаниями с Пукиревым.

Это нашло своё отражение В картине. Шафером, стоящим со сложенными на груди руками, был Варенцов, портрет которого, написанный маслом, с давних пор хранился в мастерской. Невесту Пукирев писал с Прасковьи Матвеевны Варенцовой.она происходила из знатного рода и была внучатой племянницей княгине Ольге Мироновне Щепиной-Ростовской.Это была его давняя любовь.

Из-за картины между Варенцовым и Пукиревым произошла крупная ссора, когда купец увидел на ней своё изображение. Он готовился к свадьбе с Ольгой Урусовой и возмутился, что художник поведал всем о его тайне. Пукирев вынужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения. Внешне они походили друг на друга, и теперь можно было сказать, что Пукирев изобразил на картине себя.

Так вместе и оказались на полотне Прасковья Варенцова и Василий Пукирев.Только здесь они смогли быть вместе.

Молодому преподавателю московского училища живописи и ваяния, было 30 лет. Он мечтал о семье. Трудно сказать, когда Пукирев сделал предложение Прасковье Матвеевне. Одно очевидно: едва родители её узнали об этом, они поспешили выдать дочь за известного и богатого человека их круга. Он был намного старше Прасковьи Матвеевны.

Прасковья Варенцова похоже, всю жизнь хранила любовь к Пукиреву, иначе не стала бы рассказывать на старости лет незнакомому художнику, что когда-то позировала для картины «Неравный брак».

Какова же судьба людей,связанных с этой картиной?

В 2002году В Третьяковскую галерею поступил портрет,сделанный в 1907 году, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». Да, Варенцова доживала свою старость в богадельне. Молва же, гуляющая по Москве, гласила, что молодой красавицей её выдали замуж за богатого человека, он скоро умер, но к своему любимому, художнику Пукиреву, она так и не вернулась. Верить ли этой молве?

Брак Купца Корзинкина с Софьей Рыбниковой оказался удачным. Через год у молодых родилась дочь Елена, затем два сына. Дочь, повзрослев, окончила Училище живописи и ваяния, стала художницей. Старший сын, Александр, также был неравнодушен к живописи и, повзрослев, сдружился с П.М.Третьяковым. Таким образом, к идее, заложенной в основу картины, венчание Корзинкина и Рыбниковой не имело никакого отношения.

Трагедию Варенцова или свою собственную изобразил художник в картине?...

Пукирев же так и не обзавёлся семьёй. Что-то будто сломалось в нём. Дела не ладились. Удача отвернулась от него. Он писал новые картины, но они не находили покупателя. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года. Так, написав на картине чужую судьбу, он будто предсказал свою.

Могила Пукирева.

Картина"Неравный брак" никого не оставляет равнодушным. Репин писал о её особом воздействии: «"Неравный брак" Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу». А историк Н.Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке.

Бледна, едва дыша, потупив очи,
Держа свечу дрожащею рукой,
Стоит невеста. Чист и непорочен
Прелестный лик. С подавленной тоской
Протянута рука навстречу року
В обличье обручального кольца,
Готового сковать её без сроку
Веригами постылого венца
Со сластолюбцем – сморщенным Кащеем
Обласканным судьбою и царём;
Сияет крест Владимира на шее,
И чин, и власть, и деньги – все при нём.
Сейчас священник, в ризу облачённый,
Надев кольцо на полудетский перст,
Захлопнет дверцу клетки золочёной.
Бедняжка! В ней нести тебе свой крест.
Твой милый здесь же, близко – за тобою,
Но вам не быть с ним мужем и женой.
Как много вас, униженных судьбою,
С немилыми обходят аналой!(Г.Солодилов)

Сюжет

Старый некрасивый мужчина берет в жены девчушку, такую юную, что даже стыдно смотреть. У невесты наверняка нет приданого, а у жениха денег в достатке, потому за него и отдают молодую красавицу.

Венчаются в православной церкви. Глаза девушки заплаканы, поза покорна. Жених чувствует себя хозяином положения и с превосходством наблюдает за невестой. Фата, белое платье, которое буквально светится в лучах падающего на него света, делают образ девушки подобным ангельскому. Кажется, что вся эта грязь не может коснуться ее.

Зрители прозвали картину «Неравный брак» «Кощей с невестой»

Люди вокруг показаны в полумраке, даже священник, словно бы на стороне зла — ведь он, понимая, что девушка не по доброй воле вступает в брак, все же венчает пару. Не лучше и окружающие. Все они — молчаливые свидетели, что, конечно, не делает им чести.

«В мастерской художника» (1865)

Каждый из персонажей второго плана играет свою роль. Кто невесту разглядывает, кто с осуждением наблюдает за происходящим, что подобострастно обращен в сторону жениха, кто настроен решительно провернуть это дельце (например, старуха рядом с женихом — возможно, это сваха или мать невесты).

Контекст

Есть несколько версий того, чья история несчастливой любви вдохновила Пукирева на полотно. Но надо признать, что в те времена подобные случаи были делом хоть и неприятным, но обычным. С одной стороны, это осуждалось, с другой, — обычай сей продолжал существовать еще долгие годы.


> «Прием приданного в купеческой семьи по росписи» (1873)

По задумке, на месте шафера должен был быть вовсе не Пукирев, а его друг Сергей Варенцов. Невесту же художник писал с однофамилицы — Прасковьи Варенцовой, происходившей из знатного рода. Говорят, что в неё Пукирев был влюблён, но шансов стать ее мужем не имел — крестьянское происхождение и отсутствие какого бы то ни было капитала не позволяли.

Считается, что Костомаров, увидев «Неравный брак», передумал жениться

Варенцов же на Пукирева обиделся. Дело в том, что Сергей Михайлович собирался жениться, а сплетни, которые, конечно же, поползли бы, были нежелательны. Тогда художник, внешне похожий на друга, добавил шаферу бородку и «превратил» в себя.

Жениха же писали с нескольких людей, по всей видимости: от кого — голову, от кого — лицо, а от кого — и венчик седых волос.


Иллюстрация к «Мертвым душам», 1880

Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Шмельков. Сбоку изображена голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких ещё не было». И сделал. Резную из цельного дерева — и цветы, и плоды. Третьякову она так понравилась, что он стал заказывать рамы Гребенскому.

Судьба художника

Жизнь художника можно разделить на две части: до «Неравного брака» и после. До презентации картины все шло медленно, но верно: несмотря на свое крестьянское происхождение, Пукирев смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании которого начал там же преподавать, параллельно очень удачно выполняя частные заказы.

Не создав ничего лучше «Неравного брака», Пукирев спился

Последующие работы художника значительно уступали в технике и, как следствие, не вызывали восторга ни у критиков, ни у покупателей. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года.