Утсон оперный театр в сиднее. Архитектурная достопримечательность сиднейский оперный театр

Оперный театр в Сиднее – это самое известное в Австралии строение, возведенное после длительного строительства в 1974 году. Споры о его архитектурном стиле идут до сих пор, но театр давно стал символом и визитной карточной этого далекого города.

Одни считают, что опера в Сиднее – это застывшая музыкальная композиция, другие – наполненные ветром белоснежные паруса, третьи уверены, что издалека здание похоже на огромного кита, выброшенного штормом на морской берег.

Самое уникальное в театре – это его крыша, сделанная в форме парусов или лепестков цветка. Его не перепутать ни с одним другим зданием. Сиднейская опера находится в знаменитом списке культурного наследия ЮНЕСКО.

Описание

Общеизвестно, что абсолютное большинство других театров в мире построено в строгом стиле классицизма. А Сиднейский оперный театр – это настоящий экспрессионизм в архитектуре, свежий взгляд на классическую музыку и оперное пение.

Он обладает необычной крышей и стоит на сваях в воде, которой окружен. Театр имеет огромную площадь – около 22 000 кв. м, множество больших залов, студий, кафе, ресторанов, бутиков, сувенирных лавок и иных помещений.

Самый масштабный по площади зал театра – это концертный зал, где могут разместиться более 2,6 тысячи человек. В этом зале установлен гигантский орган, часто бывают концерты органной музыки.

Второй по величине зал называется оперный театр, его вместимость – 1,5 тысячи человек, здесь ставят оперы и балеты. Третий зал называется драматическим театром, он рассчитан на 500 зрителей, и предназначен для театральных постановок.

Крыша театра

Высота кровли этого здания – почти 70 м, а радиус – 75 м. Она сделана в форме множества лепестков или парусов, вложенных друг в друга. Общая масса кровли составляет более 30 000 кг.

Поверхность сегментов, которыми покрыта крыша оперы в Сиднее, оклеена гладкой белой плиткой. Интересно, что в течение дня в зависимости от освещения ее цвет меняется от чисто белого до светло-бежевого тона.

В связи с тем, что поверхность крыши не гладкая, внутри него возникли серьезные проблемы, связанные с акустикой. Поэтому пришлось дополнительно сделать потолок со звукоотражением. Отражательную функцию выполняют особые желоба на потолке.

Первый автор театра

Идея построить в Сиднее оперный театр пришла в голову английскому дирижеру Юджину Гуссенсу, который прибыл в Австралию, чтобы записывать концерты на радио. Не было и ни одного здания, где оперу можно было разместить.

По просьбе Гессенса властями Австралии было принято решение о строительстве театра, где бы можно было послушать не только классическую музыку, но и современные музыкальные произведения.

В Сиднее на берегу моря рядом с набережной был выбран мыс. Там тогда находился трамвайный парк, его перенесли в другое место, и немедленно объявили профессиональный конкурс на лучший проект будущего оперного театра.

У Гуссенса в связи с развитой бурной деятельностью по строительству этого театра появились враги и завистники. Внезапно таможня нашла в его багаже запрещенные предметы, и он был вынужден покинуть Австралию.

Сиднейский оперный театр (англ. Sydney Opera House) — одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, являющееся символом крупнейшего города Австралии, Сиднея, и одной из главных достопримечательностей Австралии. Парусообразные оболочки, образующие крышу, делают это здание непохожим ни на одно другое в мире. Оперный театр признан одним из выдающихся сооружений современной архитектуры в мире и с 1973 года является наряду с мостом Харбор-Бридж визитной карточкой Сиднея.

Он находится в сиднейской гавани, на Беннелонг Пойнт. Это место получило такое название по имени австралийского аборигена, друга первого губернатора колонии. Трудно представить себе Сидней без Оперы, однако до 1958 года на ее месте находилось обычное трамвайное депо, а до депо на этом месте был форт.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СИДНЕЙСКОГО ОПЕРНОГО ТЕАТРА

История оперы началась 17 мая 1955 года, когда правительство штата дало разрешение на строительство Сиднейского оперного театра на Беннeлонг Пойнте при условии, что государственные средства не понадобятся. На проект здания был объявлен международный конкурс, на который было прислано 223 работы – мир явно заинтересовался свежей идеей.

Но в тоже время реализовать затею оказалось очень сложно, ведь нужно было уместить два оперных театра на небольшом участке земли размером 250 на 350 футов, с трех сторон окруженном водой.

В 1957 Утсон подал проект Оперы в Сиднее и выиграл. Этого никто не ожидал, и он сам - в первую очередь. Его проект представлял собой серию едва разработанных рисунков, представлявших, по сути, лишь общую идею Сиднейской оперы Оперы — театры поставлены вплотную друг к другу, а проблема стен снята благодаря их отсутствию: ряд веерообразных белых крыш крепится прямо к циклопическому подиуму. Но идея показалась жюри гениальной.

Началось реальное проектирование и строительство. Это долгое дело. К середине 1965 года отношения архитектора и австралийского правительства премьер-министра Роберта Аскина пришли в тупик. Дэвис Хаджес, министр строительства, обвинил Йорна Утсона в превышении сметы, непрофессионализме, нереалистичности проекта и неспособности довести его до конца. Утсон был отстранен от проекта, покинул Австралию и больше никогда туда не возвращался. Проект достроили местные архитекторы. Даже не открытие театра Утсона не позвали. Его имя нигде не упоминалось. А в 1975 году Дэвис Хаджес был посвящен в рыцари.

Планировалось, что строительство театра займет четыре года и будет стоить семь миллионов австралийских долларов, однако опера строилась целых четырнадцать лет и обошлась в 102 миллиона долларов. В тоже время труд стольких лет принес свои плоды – до сих пор зданию не требовался ни ремонт, ни модернизация интерьера.

Нельзя сказать, что Сиднейская Опера сразу стала чудом света. Некоторое время человечество присматривалось к ней. Наступали постмодернистские времена, и яркий, отчаянный модернистский аттракцион Утсона мало кого волновал. Он переживал тяжелые времена. Это сегодня имя этого несчастного австралийского министра Хаджеса вспоминается только в связи с тем, что он испортил жизнь великому Утсону. Тогда за Утсоном закрепилась репутация человека, который рисует проекты, которые невозможно реализовать. Он строил только простые таунхаусы у себя на родине, в Дании, в Эльсиноре, и общественные здания для арабских стран. Но ни парламент Кувейта, ни Центральный банк Тегерана не стали шедеврами — ему беспрерывно подрезали бюджеты, напоминая, что случилось в Сиднее.

Но в 2003г. Йорн Утзон все-таки заслуженно получил за проект Сиднейского операного театра Притцкеровскую премию.

Сиднейский Оперный Театр был открыт 20 октября 1973 года королевой Англии Елизаветой II. Первым представлением в новой театре было произведение С. Прокофьева «Война и мир». С тех пор театр проводит около 3000 представлений ежегодно, их смотрят не менее 2 млн. человек.

АРХИТЕКТУРА СИДНЕЙСКОГО ОПЕРНОГО ТЕАТРА

Театр выполняет функции культурного центра Австралии. В его девятистах комнатах разместились Сиднейский Симфонический Оркестр, Австралийская Опера, Сиднейская Театральная труппа, Сиднейская танцевальная труппа, Австралийский Балет. Кроме оперного зала, есть также концертный, залы драматического и камерного театров, 4 ресторана и зал приемов. Театральный занавес, сотканный во Франции, является самым большим в мире. Площадь каждой половины этого чудо-занавеса равна 93 м2. Рекордсменом является также и огромный механический орган концертного зала – он насчитывает 10 500 труб!

Сиднейская Опера — это одно из архитектурных чудес света, возможно, самое известное здание 20 века. Самые новейшие технологии и умопомрачительные дизайнерские идеи и по сей день приводят всех гостей в неописуемый восторг.

Концертный зал – самое большое помещение внутри Оперы. Белая березовая древесина, сводовый потолок, а также специальные внутренние вставки — все используется для улучшения акустического эффекта. Максимальное количество мест 2679. Австралийский Симфонический Оркестр, Хор Сиднейской Филармонии, а также Австралийский Филармонический Оркестр – презентуют вашему вниманию широкое разнообразие музыкальных работ, включая выступления всемирно известных артистов и певцов.

Сиднейский оперный театр это здание, выполненное в стиле экспрессионизма с радикальным и новаторским дизайном. Архитектором является датчанин Йорн Утзон, который за проект получил Притцкеровскую премию в 2003 году. Здание занимает площадь в 2,2 гектара. Его высота составляет 185 метров, а максимальная ширина 120 метров. Здание весит 161 000 тонн и опирается на 580 свай опущенных в воду на глубину почти 25 метров от уровня моря. Его блок питания эквивалентен потреблению электричества одного города с населением в 25000 человек. Электричество распределяется по 645 километрам кабеля.

Кровля оперного театра состоит из 2 194 заранее изготовленных секций, её высота 67 метров, а вес более 27 тонн, всю конструкцию удерживают стальные тросы длиной в 350 километров. Кровлю театра образует серия «раковин» из несуществующей бетонной сферы диаметром 492 фута, их обычно называют «скорлупками» или «парусами», хотя это неверно с точки зрения архитектурного определения такой конструкции. Эти «скорлупки» созданы из сборных, бетонных панелей в форме треугольника, которые опираются на 32 сборные нервюры, из того же материала. Все нервюры составляют часть от одного большого круга, что позволило очертаниям крыш иметь одинаковую форму, а всему зданию законченный и гармоничный вид.

Вся крыша покрыта 1 056 006 плитками азулежу белого и матово-кремового цветов. Хотя издалека конструкция кажется сделанной исключительно из белой плитки, при разном освещении плитки создают разные цветовые гаммы. Благодаря механическому способу укладывания плитки, вся поверхность кровли получилась идеально гладкой, что было бы невозможным при ручном покрытии. Все плитки были изготовлены шведской фабрикой Hoganas AB с технологией самоочистки, но, несмотря на это, регулярно проводятся работы по очищению и замене некоторых плиток. Интерьер здания отделан розовым гранитом, привезённым из региона Тарана (штат Новый Южный Уэльс), деревом и фанерой.

Два самых крупных свода из раковин образуют потолок Концертного Зала и Театра Оперы. В других залах потолки образуют группы более маленьких сводов.

Ступенчатая структура крыши была очень красива, но создала проблемы высоты внутри здания, т.к полученная высота не обеспечивала должной акустики в залах. Для решения этой проблемы были сделаны отдельные потолки, отражающие звук. В самой маленькой раковине в стороне от главного входа и парадной лестницы находится ресторан Беннелонг.

Официальный сайт Сиднейского оперного театра: www.sydneyoperahouse.com


ФОТО СИДНЕЙСКОГО ОПЕРНОГО ТЕАТРА









О самом известном сооружении Австралии – Сиднейском оперном театре, существуют довольно-таки противоречивые мнения. Одни считают его великолепным памятником застывшей мелодии. Других смущает удивительной формы крыша этого сооружения: кому-то она напоминает огромные раковины, кому-то – раздутые ветром паруса Галеона, кто-то ассоциирует их с ушами, прислушивающихся к пению ангелов, а ещё существует мнение, что театр Сиднея очень уж похож на выброшенного на сушу белого кита.

Словом, сколько людей, столько и мнений, но ни у кого не вызывает сомнения факт, что оперный театр Сиднея является рукотворным символом Австралии.

Находится это удивительное здание в Сиднее, самом крупном городе Австралии, в гавани Беннелонг-Пойнт (на карте его можно отыскать по следующим координатам: 33° 51′ 24.51″ ю. ш., 151° 12′ 54.95″ в. д.).

Мировую известность оперный театр в Сиднее приобрёл прежде всего благодаря своей крыше, сделанной в форме расположенных друг за другом парусов (ракушек) разных размеров, которые делают его непохожим ни на один театр во всем мире. Фасад оперы получился до того интересным, необычным, а потому – узнаваемым, что считается одним из наиболее выдающихся зданий современной архитектуры, которое вот уже несколько лет как занесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Творец этого уникального здания, Йорн Уотсон, является единственным человеком в мире, чью работу эта организация признала ещё при его жизни (умер он через год после этого события, в 2008 году).

Описание

Оперный театр в Австралии прежде всего необычен тем, что в отличие от других сооружений подобного типа, выполненных в классическом стиле, являет собой яркий образец экспрессионизма, демонстрирующий новый взгляд на архитектуру. Сиднейский оперный театр с трёх сторон окружен водой, а сам возведён на сваях.

Площадь театра огромная и составляет 22 тыс. м2: длина его – 185 м, ширина – 120 м, а в самом здании находится огромное количество помещений, среди которых несколько театральных залов, множество мелких студий и театральных помостов, а также рестораны, бары и магазины, где любой желающий может купить себе на память сувенир о посещении театра.

Основными помещениями являются четыре зала:

  • Концертный зал – самое большое помещение театра, способное вместить 2679 зрителей. Именно здесь установлен самый большой в мире орган: состоит он из 10 тыс. труб;
  • Оперный театр – в этом зале помещается 1507 зрителей, а на его сцене можно увидеть не только оперу, но и балет;
  • Драматический театр – рассчитан на 544 человека;
  • Малая драматическая сцена – рассчитана на 398 человек и считается самым уютным помещением оперы.

Крыша из парусов

Самой примечательной частью здания, благодаря которой театр оперы в Сиднее стал одним из наиболее интересных театров в мире, является его крыша, сделанная в форме расположенных друг за другом раковин или парусов. Кровля, высота которой составляет 67 м, а диаметр – 150 м, состоит более чем из 2 тыс. секций, а весит около 30 тонн.

Конструкция закреплена с помощью металлических тросов, общая протяжённость которых составляет 350 км. Две основные раковины находятся над двумя самыми большими залами оперы. Другие паруса расположены над меньшими помещениями, а под самым маленьким расположен один из ресторанов.

Сверху раковины механическим способом покрыты белыми полированными и кремовыми матовыми плитками, благодаря чему поверхность получилась абсолютно гладкой – эффект, которого вряд ли бы добились, укладывая её вручную. Интересный факт: несмотря на то что издали может показаться, будто кровля покрашена в белый цвет, в зависимости от освещения, она постоянно изменяет свой оттенок.


Такая структура кровли выглядит очень красиво и оригинально, но при строительстве из-за неравномерной высоты крыши, внутри здания возникли проблемы с акустикой, и чтобы решить недостаток пришлось отдельно сделать звукоотражающий потолок. Для этого были изготовлены специальные желоба, способные исполнять одновременно практическую и эстетическую функции: отражать звук и привлекать внимание к аркам, расположенных над передней частью сцены (длина наибольшего желоба составляет около 42 метров).

Автор идеи

Интересный факт: возвести в Сиднее оперный театр была идеей британца сэра Юджина Гуссенса, который прибыл в Австралию в качестве дирижёра для записи концерта на радио. Можно только представить себе его удивление, когда он обнаружил, что в Сиднее нет театра оперы.

В городе также отсутствовали сооружения, рассчитанные на большую аудиторию, в которых сиднейцы могли бы прийти послушать музыку.

Поэтому решение сделать всё для того, чтобы возвести театр, в котором зрители будут иметь возможность ознакомиться как с классическими, так и последними музыкальными произведениями, было им принято незамедлительно. Он сразу занялся поисками подходящего места для строительства – им оказался скалистый мыс Беннелонг Пойнт, возле которого была расположена набережная, являющаяся ключевым узлом, поскольку местные жители с паромов пересаживались на поезда или автобусы.

Подыскав подходящее место (здесь в то время находилось трамвайное депо, которое впоследствии снесли), Гуссенс провёл соответствующую кампанию и, заразив своей идеей немало влиятельных людей Сиднея, добился того, чтобы правительство разрешило строительство Оперного театра. Власти сразу же объявили международный конкурс на лучший проект. И тут дело застопорилось: у Гуссенса появились враги. После одной из международных поездок таможенники обнаружили предметы «черной мессы», оштрафовали, уволили с работы – и он вынужден был покинуть Австралию, несмотря на все уверения, что вещи ему не принадлежат.

Конкурс

На конкурс было прислано более двухсот работ со всех уголков планеты. Ещё одним важным моментом являлось то, что Гуссенс не только успел отобрать квалифицированную комиссию, но и дал характеристику конкурсного проекта.

Проект должен был предусматривать два зала – один для более крупных, второй – для мелких постановок. В здании обязательно должны были быть помещения, где можно было бы проводить репетиции, хранить реквизиты, а также отведено место для ресторанов.

Задача усложнялась тем, что площадь, на которой планировалось возвести сооружение, имела довольно ограниченные размеры, поскольку с трёх сторон была окружена водой. Поэтому большинство проектов было отклонено по одной простой причине: выглядели они слишком громоздко, а фасад здания – угнетающе.


И только одна работа привлекла внимание членов жюри, заставляя их раз за разом возвращаться к проекту: на эскизе театры были поставлены вплотную друг к другу, проблема громоздкости оказалась снята благодаря акцентированию внимания на белой крыше в виде парусов, а декорации и театральные реквизиты автор предлагал хранить в специальных углублениях, решив, таким образом, проблему кулис.

Автором работы оказался датчанин Йорн Уотсон (подобных оригинальных проектов у этого архитектора было много, но этот оказался одним из немногих, который был осуществлён). Несмотря на то что представленный им проект являлся эскизом, стоимость работ была оценена в 7 млн. австрал. Долларов, что являлось приемлемой ценой. Деньги на начало строительства были собраны при помощи лотереи.

Строительные работы

Тогда как проект оказался одобрен, было очевидно, что над ним следует ещё хорошо поработать (некоторые вопросы не решены и поныне). Основная проблема состояла в том, как сделать нестандартной формы крышу, тем более что подобного опыта в мире на данный момент не существовало.

Этот вопрос Уотсон решил путём придания каждой раковине форму треугольника, собрав её для этого из меньших треугольников изогнутой формы, покрытых плиткой механическим способом при изготовлении. После этого паруса были установлены на бетонные нервюры (рёбра каркаса), расположенные по кругу – это дало возможность крыше получить законченный и гармоничный вид.

Эта форма породила проблемы с акустикой зала, которую архитектору хоть и удалось впоследствии решить, но потянула она за собой немалые финансовые траты (например, поскольку новый свод оказался значительно тяжелее предыдущего, пришлось взрывать уже сделанный фундамент и начать возводить более крепкий и прочный).

Вместо предполагаемых 7 млн. австрал. дол. строительство обошлось в 102 миллиона. Строительство шло очень медленным темпом, что не могло не обратить на себя внимания местных депутатов и противников архитектора.

А после того как партия лейбористов, поддерживающая строительство, потеряла поддержку населения и к власти пришла оппозиция, деньги, вырученные за лотерею, сначала заморозили (благо, предлог имелся), а потом и вовсе пустили на строительство дорог и больниц, заставив Уотсона в 1966 году бросить работу и покинуть Сидней навсегда.

После этого главным архитектором был назначен Холл, которому хоть и удалось окончить строительство в 1973 году, но по мнению многих специалистов, проводимые им работы значительно испортили вид здания, а интерьер оказался непримечательным (интересный факт, во время подготовки Олимпиады в Австралии в 2000 году, австралийцы предложили Уотсону вернуться и закончить работы над оперой, согласившись сделать всё, что он скажет, но тот отказался).

Вот так и получилось, что Сиднейский оперный театр, являющийся одной из самых великолепных построек нашего времени, которую упоминают наряду с Тадж-Махалом и другими чудесами света, внешне хоть и выглядит великолепно, но внутри ничем особым не отличается. Правда, это не помешало зданию взять участие в конкурсе на звание одного из семи чудес света и хоть и не войти в призёры, оказаться среди основных претендентов.

Сидней всегда славился не только богатой флорой и фауной, но и своими архитектурными постройками, большинство из которых повторяют европейские тенденции. Но среди них выделяется одно здание, которое совершенно не похоже на все остальные. Имя этому зданию Сиднейская опера.

Опера Cидней

Дом оперы в Cиднее привлекает не одно поколение туристов, являясь одной из самых ярких достопримечательностей города. В оперном театре интересно буквально все – от зубчатой крыши, местоположения на воде до аскетичного внутреннего убранства. Многие туристы недоумевают, как в таком шикарном с внешнего вида здании умещаются такие скромные потолки и лестницы. Ведь, кажется, здесь должны быть красные ковровые дорожки и золотые статуи! Одним словом, Сиднейская опера покоряет множество сердец и умов, но вот с чего начиналась ее история?!

Появление Юджина Гуссенса

По прибытии британского композитора обозначилась проблема отсутствия места для проведения концертов, и это при условии отличного слуха у австралийцев. Юджин Гуссенс был поражен отсутствием интереса со стороны властей к строительству такого здания. Ведь в городской ратуше проявить свои таланты практически было невозможно – мешала акустика и маленький зал. К тому же, Гуссенс встретился с явным преклонением перед идеями западных архитекторов, и это, по его мнению, портило облик целого города. Ведь никто не замечал красоты полуострова, все устремлялись вглубь, где возникали небоскребы.

Гуссенс всегда отличался стремлением к изысканной красоте и даже роскоши. Он уже видел образ дворца, в котором можно было не стесняясь устраивать большие концерты, театральные представления, радовать публику балетом и оперой. Ведь основная задача – просвещать, а как можно выполнить столь ответственное задание без специального помещения, такого, в котором уместилось бы 4 000 зрителей.

Загоревшись идеей, Гуссенс вместе с другом архитектором Куртом Лангером отправился искать место. Им стал мыс Беннелонг Пойнт. Место обещало быть выгодным, потому что его посещало большое количество людей, то и дело пересаживающихся с парома на поезд. Однако к тому времени мыс украшал Форт Макуори, за которым располагалось трамвайное депо.

Первым делом Гуссенс обратился к Ашуэрту – профессору архитектуры Сиднейского университета. Как выяснилось, в задумке Гуссенса он мало что понял, но познакомил его с нужным человеком – Джоном Кейхиллом, который поднял всю австралийскую общественность. Так что строительство оперы в Cиднее вскоре было разрешено.

Начало строительства

Государство согласилось на возведение театра только при условии, что его финансовая помощь ни в чем не потребуется. Поэтому в 1959 году был объявлен международный конкурс. Кейхилл постепенно терял свою силу, у него появилось много недоброжелателей, кознями которых удалось отправить Гуссенса на родину и затормозить строительство Оперы.

Однако конкурс уже вызвал всемирный интерес и на него снова и снова поступали сотни работ. К тому же, Гуссенс уже подобрал жюри, в которое вошли профессиональные архитекторы, наметил план и составные части Оперы. По его мнению, Сиднейский оперный театр должен включать малый и большой залы, а также зал для репетиции и хранения реквизита. Посетители непременно должны были отведать сиднейские блюда в изысканном ресторане. Такая задумка требовала большой площади и вызывала опасения в конструкции. Она не должна была быть безликой, напротив, ее нужно было первой заметить на водной глади.

Победа датчанина

Конкурсанты боролись с задачей строительства на небольшом участке земли, и только одна работа привлекла всех членов жюри, единогласно решивших, что она побеждает. Большой и малый театры датчанин Йорн Уотцон поставил плотно друг к другу, благодаря чему решалась проблема стен, и не нужно было наслаивать несколько помещений, как это предлагали другие архитекторы. Крыши веерообразно располагались и закреплялись на подиуме, а декорации хранились в платформе, и проблема кулис исчезала.

Сам архитектор большой славой не отличался, он жил скромно со своей семьей недалеко от Эльсинора. Выросший на море, Йорн глубоко впитал в себя любовь к нему. Возможно поэтому многие и сейчас замечают схожесть формы театра с кораблем, отправившимся в дальнее плавание.

Архитектурный талант Йорна складывался в датской королевской академии, затем в Швеции. В то время как города все больше начинали походить друг на друга, Йорн система ценностей Йорна только складывалась. По окончании учебных заведений Йорн стал знакомить мир со своим дарованием, предлагая воплотить самые разные проекты. Еще будучи студентом он со своим товарищем разработал проект концертного зала для Копенгагена, за что был удостоен золотой медали. Работы Уотцона поражали больше не величественной красотой, а полетом фантазии. У него не было прямых углов и линий. Напротив, датчанин старался привнести что-то оригинальное, хотя бы веерообразные крыши у здания Сиднейской Оперы. Его работы трудно было не заметить.

Сиднейская Опера - контрасты

Фасад здания Оперы вызывает разные фантазии: кто говорит, что это галеон, кто видит в нем девять монашек, белого кита или подобие застывшей музыки. Опера в Сиднее действительно приглашает нас к разгадке своей тайны, она располагает к фантазированию и все, что бы мы ни назвали, будет правдой, потому что единого ответа нет.
Интерьер здания, напротив, никак не вяжется с таким громким названием Опера. Здесь очень мало места, почти негде развернуться и большую оперу, увы, поставить нельзя. Есть только малый зал, где можно поставить только камерные спектакли, но если чуть изменить его планировку, то он легко превращается в зал для дискотек. Достаточно всего-то одной детали в виде огромного блестящего шара на потолке.

Дом оперы в Cиднее является визитной карточкой и поклонникам этого грандиозного архитектурного проекта пришлось ждать целых 14 лет с момента начала строительства до его торжественного открытия королевой Англии Елизаветой II 20 октября 1973 года.

Сиднейская Опера выдержала множество критики в свой адрес: ее пришлось перепланировать, вносить коррективы в первоначальные эскизы, но она до сих пор радует нас своим парящим над водой видом, словно приглашая взмыть вверх на своих туго натянутых парусах, взмыть вверх, слушая классическую и современную музыку, погружаясь в туманные дали искусства.

(на английском - Sydney Opera House) - это символ самого крупного города Австралии и достопримечательность всего австралийского континента. Что там говорить, даже в рамках всего мира это одно из известнейших и легко узнаваемых зданий. Образующие крышу театра парусообразные оболочки делают его уникальным и непохожим ни на одно другое сооружение на Земле. Поскольку с трех сторон постройка окружена водой, она выглядит как плывущий под парусами фрегат.

Здание Оперы наряду со знаменитым мостом Харбор-Бридж является визитной карточкой Сиднея, да и, безусловно, им гордится вся Австралия. Сиднейский оперный театр с 2007 года считается памятником Всемирного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО. Он официально признан выдающимся сооружением мировой современной архитектуры.

История создания

Сиднейский оперный театр (фото смотрите в статье) был открыт в октябре 1973 года английской королевой Елизаветой Второй. Спроектировал здание датский архитектор в 2003 году он получил за это Проект, предложенный Утзоном, был очень оригинальным, ярким и красивым, возвышающиеся над заливом веерообразные крыши придавали сооружению романтический вид. Как объяснял сам архитектор, на создание такого проекта его вдохновила кожура апельсина, нарезанная по секторам, из которых можно было составлять полусферические и сферические фигуры. Вот ведь действительно, все гениальное просто! Эксперты отмечали, что изначально проект не производил впечатления реального архитектурного решения, а больше был похож на набросок. И тем не менее его воплотили в жизнь!

Строительство

На том месте, где сейчас находится Сиднейский оперный театр (территория мыса Беннелонг), до 1958 года было простое трамвайное депо. В 1959-м началось возведение Оперы, но спустя семь лет, в 1966 году, Йорн Утзон покинул проект. Архитекторы из его команды продолжили работу, и в 1967-м внешняя отделка была завершена. Чтобы довести здание до совершенства и завершить декоративные работы, потребовалось еще шесть лет. На открытие театра в 1973 году Утзона даже не позвали, а расположенная возле входа в здание бронзовая табличка не содержит его имени. Тем не менее сама Сиднейская опера служит памятником своему автору и создателю, ежегодно она привлекает тысячи туристов со всех уголков мира. Стоит отметить, что здание занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Архитектура

Постройка занимает территорию площадью 2,2 гектара, длина сооружения составляет 185 метров, а ширина достигает 120 метров. Целиком здание имеет вес в 161 тысячу тонн и стоит на 580 сваях, опущенных на двадцатипятиметровую глубину в воду. Сиднейский оперный театр выполнен в стиле экспрессионизма с присущим новаторским и радикальным дизайном. Каркас крыши включает две тысячи бетонных секций, соединенных между собой. Вся крыша облицована бежевыми и белыми керамическими плитами - за счет такого сочетания цветов создается интересный эффект движения.

Внутри театра

Сиднейская опера насчитывает пять основных залов, в которых проходят симфонические концерты, театральные и камеральные спектакли, также в здании есть оперная и малая драматическая сцены, театральная студия, драматический театр, моделируемая сцена и зал Utzon Room. Театральный комплекс, кроме того, содержит другие залы для различных мероприятий, звукозаписывающую студию, четыре сувенирных магазина и пять ресторанов.

  • Главный концертный зал вмещает 2679 зрителей, в нем же размещается симфонический оркестр.
  • Оперная сцена рассчитана на 1547 мест, здесь же функционируют Австралийский балет и Австралийская опера.
  • Драматический театр вмещает до 544 человек, в нем играют спектакли артисты Сиднейской театральной компании и другие коллективы.
  • Малая драматическая сцена - пожалуй, самый уютный зал Оперы. Она рассчитана на 398 зрителей.
  • Театральная студия представляет собой зал с меняющейся конфигурацией, способный вместить до 400 человек.

Сиднейский оперный театр: интересные факты

В Опере висит наибольший в мире который специально по эскизу художника Коберна сделали во Франции. Его называют «Занавесом Солнца и Луны», а площадь каждой половины составляет 93 квадратных метра.

В Главном концертном зале театра стоит самый большой в мире механический орган с 10,5 тысячами труб.

Потребление электричества в здании эквивалентно энергопотреблению города с населением 25 тысяч человек. Ежегодно здесь заменяют 15,5 тысяч лампочек.

Сиднейский оперный театр удалось возвести во многом благодаря средствам, вырученным на Государственной лотерее.

Каждый год в Опере проводится около трех тысяч концертов и других мероприятий, которые посещают до двух миллионов зрителей ежегодно.

Для широкой публики Сиднейский оперный театр открыт 363 дня в году, не работает он только в Рождество и Великую Пятницу. В остальные дни Опера функционирует круглосуточно.

Хотя ступенчатая крыша Оперы является очень красивой, она не обеспечивает нужной акустики в концертных залах. Решением проблемы стало возведение отдельных потолков, которые отражают звук.

Театр имеет в программе собственную оперу, написанную о нем. Ее название - «Восьмое чудо».

Первым певцом, который выступил на сцене Сиднейской оперы, был Пол Робсон. Еще в 1960 году, когда полным ходом шло строительство театра, он взобрался на подмостки и спел для обедающих рабочих песню «Ol’ Man River».

В 1980 году Арнольд Шварценеггер в Главном концертном зале театра получил титул «Мистер Олимпия» в соревнованиях по бодибилдингу.

В 1996 году, когда в Сиднейской опере группа Crowded House давала прощальный концерт, было зафиксировано наибольшее количество зрителей за всю историю театра. Этот концерт транслировался во всех уголках планеты по телевидению.

В заключение

Сиднейский оперный театр является одним из Семи чудес света. По обе стороны океана многие люди приходят к выводу, что это наиболее красивое и выдающееся сооружение из тех, что были построены в двадцатом столетии. С этим утверждением трудно не согласиться!