Усадьба Рукавишниковых (Краеведческий музей). Усадьба рукавишниковых Усадьба Рукавишниковых: цены на билеты

Наиболее красивым и интересным памятником архитектуры девятнадцатого века в Нижнем Новгороде является усадьба Рукавишниковых, входящая в состав Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Первоначально двухэтажный каменный особняк на Верхневолжской набережной принадлежал купцу С.Везломцеву, но в 1840-х годах за долги отошел владельцу сталелитейного завода М.Г.Рукавишникову. Позднее, в 1870-х годах, наследник - С.М.Рукавишников - превратил особняк в величественный дворец в итальянском стиле. Для осуществления столь грандиозной реконструкции был приглашён архитектор П.С.Бойцов. В новый проект архитектора вошло: возведение третьего этажа, пристрой в виде крыльев, парадная мраморная лестница, а также декорирование лепниной и росписью. Фасад здания был богато украшено лепниной, фигурами кариатид в оконных простенках и атлантами, поддерживающими балкон второго этажа. Все залы особняка оформлены настенной и потолочной росписью с барельефами, полы выложены художественным паркетом. В 1877 году дом Рукавишниковых считался самым богатым в Нижнем Новгороде.

С 1924 года в особняке именитых купцов разместился краеведческий музей, позднее вошедший в Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. В наши дни в особняке собрано более 320 тысяч ценных экспонатов, являющихся отечественным и зарубежным наследием. Среди богатейших коллекций представлены предметы из частных собраний купца Д.В. Сироткина, В.М. Бурмистровой (Рукавишниковой), дворян Абамелик-Лазаревых, а также нижегородского фотографа А.О. Карелина. Объектами показа являются и архитектурные особенности знаменитого дома. В ходе экскурсии можно будет узнать биографические сведения о каждом из обитателей купеческого дворца. Помимо залов с историей знаменитых нижегородцев в экспозиции музея представлены отделы нумизматики, этнографии, археологии и природы.

Главный дом усадьбы Рукавишниковых является объектом культурного наследия, красивейшим памятником гражданской архитектуры девятнадцатого века и исторической достопримечательностью Нижнего Новгорода.

April 14th, 2013

Сегодня знакомимся с Усадьбой Рукавишниковых на Верхневолжской набережной Нижнего Новгорода. Это одно из красивейших зданий города.

Само здание, конечно же знакомо многим, до 1994 года здесь располагался краеведческий музей. Моя задача показать, что внутри этого здания сейчас.

является объектом культуры регионального значения. Была построена владельцем первого в Нижнем сталелитейного завода М. Г. Рукавишниковым . Его наследник С. М. Рукавишников решил превратить усадьбу на Верхневолжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо.

Здание обильно украшено лепниной, балкон поддерживают атланты, а оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид.

С 1924 года в особняке располагается краеведческий музей (ныне — Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник ).

История постройки здания

Первоначально 2-х этажный каменный особняк на Верхне-Волжской набережной принадлежал купцу 3-й гильдии Серапиону Везломцеву и перешел за долги в 1840-х гг. владельцу первого в Нижнем Новгороде сталелитейного завода и крупному ростовщику - процентщику М. Г. Рукавишникову.


Фасад главного дома усадьбы Серапиона Везломцева. 1840-е гг. Копия с архивного чертежа (Центральный архив Нижегородской области)

Его наследник С.М. Рукавишников решил превратить Усадьбу на Верхне-Волжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо. Для осуществления этой идеи были приглашены архитектор П.С. Бойцов, который выполнил проект реконструкции старого дома - превращения его в здание дворцового типа и художник из Петербурга М.О. Микешин, автор богатого фасадного декора. Сохранив несущие стены старого здания, архитектор пристроил к нему крылья и надстроил третьим этажом, с южной стороны пристроил мраморную парадную лестницу к двухсветному залу, богато декорированному лепниной и росписью. Все внутренние помещения особняка отличаются пышностью отделки стен и дорогим художественным паркетом. Здание обильно украшено лепниной, балкон 2-го этажа поддерживают атланты, оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид. По второму этажу особняк связан с двухэтажным кирпичным флигелем.


Схема показывает, что старое здание 1840-х гг.составляет всю правую часть особняка С. М. Рукавишникова.
Граница старой и новой частей дома видна на первом этаже: в кабинете С. М, Рукавишникова есть наклонный переход в маленькие комнаты. С них и начинается «старое здание» 1840-х гг.

По завершении реконструкции, в 1877 г., Дом Рукавишникова стал самым заметным и богатым в Н. Новгороде. В целом, это - пример хорошо сохранившегося крупного городского усадебного комплекса последней четверти ХIХ в.

В годы Великой Отечественной войны экспозиция была перевезена в село Тонкино Горьковской области. Как показали архивные исследования, в эти годы под Верхневолжской набережной располагался бункер Сталина. И главная его часть скрывалась под зданием музея. Подробнее об этом рассказано в одной из серий цикла «Искатели».

После войны и вплоть до 1994 года в здании находился краеведческий музей.



Внутренний дворик с фонтаном и верандой - уютное место отдыха

В течение 16 лет (с 1994 г.) двери парадного подъезда рукавишниковского палаццо были закрыты. В 2010 году реставрационные работы на красивейшем здании Верхне-Волжской набережной завершены. Предпринятое максимально возможное восстановление первоначально богатой и изысканной отделки интерьеров, выявленной в ходе исследования здания, во многом подтверждает свидетельства современников строительства особняка.


Главный дом усадьбы в наши дни становится таким же, каким он был ярко и самобытно представлен в художественном произведении одного из потомков знаменитого нижегородского купеческого рода. И.С. Рукавишников - писатель и поэт, придерживаясь до некоторой степени известных биографических сведений о семье, в романе «Проклятый род» (выходил в 1912 и 1914 гг., переиздан в 1999г.) с большой долей точности и достоверности описывает творение своего отца - овеянный легендами дворец Рукавишниковых на Волжском откосе.

Войдем же внутрь этой усадьбы.

Первое, что видишь попадая в это здание - это широкая парадная лестница с огромным зеркалом наверху.



Стены лестницы богато украшены лепниной.


Потолок расписан в стиле барокко


И конечно, главное украшение лестницы - зеркало

К моему великому сожалению, большинство залов запрещено снимать. Поэтому пофотографировать в них мне не удалось. А там много интересного. Музейные смотрители ссылаются на запрет местного руководства снимать экспонаты, якобы они могут придти в негодность из-за вспышек фотоаппаратов. Хотя как может вспышка испортить, например, чугунную пушку или кресла, которых, кстати сказать, в экспозиции великое множество, мне непонятно.

На мой взгляд это прямое нарушение Указа Президента о доступности музейных ценностей.

В Интернете нашлось лишь пара фоток одного из залов. Видимо запрет на съемку выполняется неукоснительно.

Следующий зал который разрешают фотографировать -сиреневая гостиная

Потолок изумителен! Просто не оторвать взгляда.


Стены покрыты барельефами в том же стиле

Центральное место в гостиной занимает стол в виде бублика

Следующим помещением, в котором дозволена съемка, оказался танцевальный зал. Конечно он производит неизгладимое впечатление.

Весь зал, стены и потолок украшены лепниной.




На полу зала - наборный паркет из различных пород дерева

На одной из стен опять же огромнейшее зеркало, площадью, более 10 кв. м. (оно слева на следующей фото)

После осмотра танцевального зала посетители выходят обратно на парадную лестницу

На самом выходе из здания нас провожает еще одно произведение искусства - тамбур, выполненный из резного дерева.

Такой мы увидели Усадьбу Рукавишниковых в воскресенье.

В 50 км от Нижнего Новгорода в селе Подвязье Богородского района находится старинное романтичное место - дворянская усадьба Подвязье, или имение Приклонских-Рукавишниковых.

Усадьба Приклонских-Рукавишниковых - уникальный архитектурный ансамбль XVII века, родовое гнездо богатейших дворян Приклонских, миллионеров Рукавишниковых, основанная в XVI веке и донесшая до нас давно исчезнувшие краски и стиль прошлых веков.

Немного истории.
В 18 веке усадьба стала собственностью директора Московского университета Михаила Васильевича Приклонского, дворянского рода. Старинное имение было обновлено, построили большой барский дом, флигель, служебный и хозяйственный корпуса, разбили сад с яблонями, смородиной, сливовыми и вишневыми деревьями.
В конце XIX века усадьба была под присмотром последней из рода дворян Приклонских - Прасковии Андреевны, похоронившей мужа и единственную дочь. Имение начало приходить в упадок.
В 1877 году молодой купец Сергей Михайлович Рукавишников приезжает в Подвязье. Он полон сил, энергии и уверенности в себе. Цель его визита одна – любой ценой и за любые деньги купить усадьбу. Но, к сожалению, старушка Приклонская отказывает ему со словами «никогда усадьба, принадлежавшая столбовым дворянам Приклонским, не будет принадлежать бывшим крепостным». Такой отказ Рукавишников стерпеть не мог. Да у него были огромные капиталы, доставшиеся ему от отца, и он мог позволить себе многое, но историю своей фамилии он купить не мог. Лишь спустя два года после смерти последней Приклонской он смог приобрести усадьбу. Рукавишникову было ненавистно все, что связано с Приклонскими и его «позором», поэтому облик усадьбы меняется решительным образом. Первым делом новый хозяин приказывает засыпать территорию усадьбы трехметровым слоем земли, в итоге первые этажи строений оказались под землей. Был полностью изменен экстерьер главного дома, вся лепнина, украшавшая дом, была беспощадно сбита и дом был покрыт слоем цемента (в те времена это был последний писк моды). Появились постройки из красного кирпича (кузницы, конюшни), различные новшества: водопровод, электричество, паровое отопление, были устроены оранжереи с ананасами и персиками, дающими плоды даже зимой.

ХХ век, как и многие другие усадьбы, не пощадил и имение в Подвязье. Грациозные строения превратились в развалины. Парк зарос. Спуск к реке почти перерезан оползнем склона.

Сейчас усадьба Приклонских – Рукавишниковых восстанавливается усилиями Жанны Потравко. Чтобы восстановить былую мощь и роскошь усадьбы нужны инвесторы, которых, к сожалению, пока нет. Сейчас все что удается это не дать разворовать всё то, что осталось от усадьбы, расчистить ее от мусора и хоть что-то восстановить и возвести под крышу.

Первое, что встречает гостей это Воскресенская церковь (1818 г.)


В начале XIX в. в память о победе над Наполеоном владелец усадьбы Андрей Богданович Приклонский выстроил в селе в необычной для православной традиции архитектурной манере храм-ротонду. О церкви этой сообщалось, что она «построена в 1818 г. на предмет поминовения родителей и жены его, Приклонского… Фасад ея нового вкуса, а именно: церковь кругообразная с высоким от купола до креста пирамидальным щипцом», развалины которой, к огромному сожалению, можно сегодня наблюдать, а рядом с храмом выстроили звонницу в виде триумфальной арки.


В середине 40-х годов каменный храм был разграблен и использовался как овощехранилище. Время и расхитители из местных жителей, растащившие всё имущество и даже кровлю довершили разрушение усадьбы. Долгое время здание церкви представляло смертельную опасность для попавших сюда людей. Сейчас свод купола обвалился полностью. От иконостаса остались лишь гвозди в стене. Вместо прежних витражей – пустые проёмы окон.












В этой же церкви в подвале находился и семейный склеп Приклонских, Рукавишников приказал замуровать его.


С холма церкви открывается вид на само поместье находящееся за забором. Чтобы тут всё окончательно не разграбили, двери и ворота закрыты и попасть внутрь можно только по предварительному согласованию с Жанной. Мы разумеется этого ничего не знали и просто так приехали, на наше счастье на двери висит номер телефона по которому можно все вопросы решить.




Водонапорная башня, построенная в готическом стиле


Спустя 5 минут мы были уже на территории усадьбы. Вход 250 руб с человека. В подарок небольшая ознакомительная экскурсия и неограниченное время на территории усадьбы.


Само поместье находиться на высоком, 70-ти метровом мысе, с которого открывается отличный вид.






Заходим внутрь. Эта главная дорожка, которая ведет от церкви к центру усадьбы. Слева технические постройки, справа курятник.


Церковь, вид из усадьбы.


Птичий двор




За курятником водонапорная башня


Слева технические постройки и уличная печь.




Подходим к самому центру усадьбы.


Слева, не доходя до главного дома, оранжерея


Немного истории.
Сергей Михайлович был человеком острого ума и любил все новое, постоянно выписывал из-за границы различные технические новинки - начиная от водопровода, рабочий по сей день, и заканчивая теплицами, где среди зимы росли фрукты и плавали в бассейне экзотические рыбы. На территории усадьбы при Рукавишникове располагались четыре оранжереи, которыми заведовал самый знаменитый в губернии биолог, агроном-селекционер А.В.Португалов, который постоянно экспериментировал, выращивая виноград, персики, абрикосы. Следует отметить, что все оранжереи были устроены по последнему слову техники: «постройка величиною 17х5 саженей, передняя стена и бока каменные, задняя стена и крыша стеклянные, в железных рамах, разделяется на теплицу, состоящую из 3-х комнат, котельную парового отопления в 1 комнату». Стеклянная крыша оранжереи механически поднималась и опускалась, и была сделана из французских стекол, толщиной 15 мм. В усадьбе были три отопительных котла французской фирмы «сан-гали», которые подавали тепло в господский дом, оранжереи и церковь. Один из котлов до сих пор сохранился и стоит в нижнем этаже господского дома.






Между оранжереей и главным домом находятся "купальные ворота". Именно от них раньше был спуск к реке.


Главный дом,расположенный в центре усадьбы


Напротив дома построен полукруглый корпус с хозяйственными постройками.


Вместе и дом, и корпус образуют небольшую площадь в центре усадьбы.





Главный дом.
Барский дом Рукавишниковых из 40 комнат, обставленных мебелью из ценных древесных пород, стал просто роскошным, украшенный бельведером, с которого можно было наслаждаться видами окрестностей, сидя в креслах павильона на крыше дома.






Здесь, со стороны площади когда то располагался главный вход в дом. Но Рукавишников «развернул» дом: главный вход был заложен кирпичом и появился вход с другой стороны. Это было неудобно и гостям приходилось обходить дом, но такова была воля хозяина.


















Обходим дом и идем к главному входу, который по распоряжению Рукавишникова, был перенесен на сторону реки.




























Один из отопительных котлов






Полукруглый корпус хозяйственных построек образует площадь. Это небольшая копия Адмиралтейской площади Санкт-Петербурга. В этом корпусе когда-то располагались пекарня, огромный рыбный ледник, молочная, гаражи. В нижних этажах размещались конюшни


Главные ворота. Именно через них раньше попадали в усадьбу. Сейчас дорога к ним заросла.






Ледник, принцип работы заключается в сборе холода в зимний период и сохранение его летом. Здесь можно надежно содержать мясные и рыбные продукты на протяжении всего года.








Пекарня






Все помещения отделаны толстенной плиткой.




Гаражи. Рукавишников купил в Англии две самоходные паровые машины именно для них и были построены гаражи








В нижних этажах располагались конюшни.








Второй этаж, над конюшнями и вид на кузницу










Спуск в подвал










Выходим через главные ворота и идем по направлению к водонапорной башне


По дороге в кустах стоит коровник












Водонапорная башня построена в 80-е годы 19 века.
Поскольку усадьба находится на мысу, представляющему один большой камень, то была серьезная проблема с доставкой воды. При С.М. Рукавишникове эта проблема была решена. Из Франции были доставлены все системы водоснабжения, в том числе насос для водокачки, два водяных насоса: 7-сильный и 25-сильный, позволявшие бесперебойно обеспечивать подачу воды в водонапорную башню и кузницу.




Первый этаж был закрыт, но открытой оказалась лестница на второй и третий этажи


Внутреннее помещение


Подъем на третий этаж




Вид из окна


После осмотра основных построек обязательно спуститесь к реке. Там внизу когда-то находились главные или речные ворота в усадьбу


Идти до них примерно 700 метров, по узкой дорожке вымощенной камнем, с одной стороны которой высокий холм, а с другой глубокий овраг.


По камням идти не совсем удобно, непонятно как тут раньше на лошадях проезжали.


Речные ворота (конец 19 века) выглядят словно небольшие крепостные башни.
Они состоят из двух элементов: сторожевого помещения и высокого пилона, между которыми находились решетки ворот со сложным декоративным рисунком и по силуэту напоминающие крылья бабочки. Сама сторожка была выполнена в виде двухъярусной башни, напоминающей средневековый замок.










Забраться на второй этаж можно прямо по холму, к которому прилегает башня












Поднимаемся обратно. Как оказалось, на такой жаре, спускаться было намного проще.)))


Вид на главный дом со стороны парка.




Неотъемлемой частью усадьбы Рукавишниковых является парк с центральной липовой аллеей, помнящей шаги и шелест платьев некогда прогуливающихся здесь хозяев.




Слева от аллеи растет трехсотлетняя лиственница. Существует поверье, что здесь можно загадать желание и оно обязательно сбудется, надо лишь обнять это дерево.


А у того, кто сможет обхватить её сразу одним махом, желание сбудется немедленно.)))




На против лиственницы, по другую сторону аллеи построили кузнецу. Её специально отодвинули подальше от барского дома, что бы в случае пожара она не спалила всю усадьбу.












Идем обратно, к выходу. Нас провожает только корова, которая печально смотрит нам в след, т.к. туристы здесь очень редкие гости.


Помещение через которое мы зашли и сейчас выходим.








фото Июнь 2016

Решила я рассказать о Верхневолжской набережной - одном из самых красивых мест Нижнего Новгорода, да так и затормозилась около одного дома на ней. Правда дома необычного - это один из самых роскошных особняков города - дом-усадьба Рукавишниковых.
Набережная начинается от площади Минина и Пожарского и идет вдоль волжского откоса до Сенной площади. Двадцать один дом. Идешь здесь как по музею и все время удивляешься. Не такая уж она и маленькая, как принято считать. Впрочем, разве дело в километраже?!
Когда мы приехали к набережной и начали искать парковку, стало понятно - у кремля не припаркуешься. Так, петляя "дворами", мы нашли удобное место - поставили машину на улице Пискунова, в месте, где она примыкает к набережной.
Первый дом, который мы увидели на Верхневолжской набережной, и был домом Рукавишниковых.

Реклама — поддержка клуба

Набережная сама по себе великолепна - располагается на высоком волжском берегу, больше похожа на облагороженный бульвар, строения здесь - сплошь памятники архитектуры разных времен. Редкое по красоте место. А уж данная усадьба - настоящая жемчужина петербургского масштаба, не меньше. Глаз оторвать невозможно.
​Когда села писать о набережной, стала разбирать фотографии, удивилась, как же тщательно я рассматривала этот дом. Вот поэтому первый пост о Верхневолжской набережной я посвящу только этой достопримечательности. Не хочу смешивать дом Рукавишниковых ни с чем.
Итак, несколько слов о прошлом и настоящем этого дома.
Здание, которое мы сейчас видим, было построено в 1877 году одним из самых богатых купцов Нижнего Новгорода Сергеем Михайловичем Рукавишниковым. На этом месте уже стоял особняк, возведенный его отцом. Но предшественник был вдвое меньше и проще, его просто "встроили" в новое здание. Архитекторы этого великолепного проекта - Р.Я. Килевейн и П.С. Бойцов, скульптурные элементы - знаменитый скульптор Михаил Осипович Микешин. Здание богато украшено белым декором, который на нежно голубом фоне смотрится потрясающе. Это, конечно, узнаваемое всеми барокко. Здание в целом (и внутри, и снаружи) сделано в стиле эклектики. В те годы этот стиль (смешение стилей) был модным.
Вся усадьба состояла из главного дома - дворца, отдельного флигеля и служебных построек во дворе.
После революции, в 1918 году, в доме был организован Нижегородский краеведческий музей, который, хоть и с некоторым перерывом, существует здесь до сих пор. Под перерывом я имею в виду следующее. Из-за аварийного состояния здания в 90-е годы музей закрыли, и почти десять лет дом стоял заброшенный. Только в 2000-х годах началась реконструкция, которая теперь, слава богу, завершилась. И мы можем видеть знаменитую усадьбу Рукавишниковых во всей красе. Причем эта красота не только внешнего фасада. Внутренние интерьеры, по рассказам, ослепительны. Не зря же дом называют нижегородским маленьким Эрмитажем. Это настоящий дворец!
Как я уже писала, сейчас здесь располагается музей, только теперь это скорее административное здание Нижегородского государственного музея-заповедника, чем музей с привычными историческими экспозициями. Главная задача при реконструкции была восстановить изначальный вид фасада и интерьеров. Т.е. главный дом усадьбы - сам по себе уникальный музей, где каждая комната сделана в своем стиле (барокко, рококо), отличается по цветовой гамме и декору.
Дворец работает в нескольких направлениях - здесь проводятся экскурсии, а также различные мероприятия - от детских интерактивных программ на день рождения, выпускной, различные праздники, так и свадебные церемонии - фотосессии, брачные регистрации и проч. Хорошо, что дворец живет и привлекает людей по разным приятным поводам.
К сожалению, мы внутри усадьбы не были, потому что приехали сюда в 9 часов, а музей по выходным открывается только в 12.
Представляю вам фотографии дома Рукавишниковых с набережной, а также фото многочисленных декоративных элементов.














На здании висят таблички с подробным перечнем проводимых в музее программ, а также адреса филиалов.