Умер всемирно известный японский архитектор Кисё Курокава. Павильоны и выставки

June 7th, 2016

Смотрели мы с вами как то на , а вот еще одна интересная идея. Башня-капсула «Накагин» была построена в 1972 году по проекту японского архитектора Кисе Курокава. Можно сказать, что это первое в мире «капсульное» жилое здание

Японский фотограф Норитака Минами (Noritaka Minami) четыре года снимал построенное в токийском районе Гинза здание.

Вот некоторые из его фото...

Фото 2.

Оно состоит из 140 отдельных модулей-капсул, в которых находятся офисы и апартаменты для жилья. Капсулы - это блоки размером 4 на 2,5 метра, закрепленные на бетонном каркасе с помощью всего четырех болтов. Каждая капсула – законченный жилой модуль, который имеет возможность функционировать в качестве совершенно отдельного подразделения - самостоятельной жилой площади, к тому же капсулы в состоянии подключаться к друг другу. Их можно заменять, добавлять, переставлять, выкидывать по мере износа.

Фото 3.

В этих модулях-капсулах есть всё самое необходимое для жизни: кровать, стол, ванная комната с туалетом, кондиционер, телевизор, телефон и так далее. Изготовление этих блоков и внутренняя отделка капсул осуществлялись на заводе в префектуре Сига, находящемуся в 500 км. от строящегося здания Накагин, и готовые капсулы везли по автостраде на специальных трейлерах. На месте же эти блоки-капсулы устанавливали только при помощи кранов. Подобный процесс в то время считался неслыханным делом. У входа на первом этаже "Накагин тауэр" был выставлен образец капсулы в натуральную величину. Это пространство, напоминающее внутреннее устройство космического корабля, для японцев казалось воплощением детских фантазий о "секретных космических базах" (из одного японского детского мультфильма).

Такой блок легко заменить: их изготавливают на заводе и устанавливают на место с помощью крана. Все необходимые коммуникации - лифты, лестницы, различные трубы и провода располагаются внутри бетонного каркаса. Высота дома - тринадцать этажей.

Фото 4.

Nakagin Capsule Tower является ярким примером архитектурного стиля под названием «Метаболизм», который зародился в Японии и предполагает модульность, высокую адаптивность, возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с меняющимися требованиями жизни.

Метаболизм - (франц. metabolisme от греч. metabole – перемена) – течение в архитектуре середины XX в., пришедшее на смену функционализму интернационального стиля 1930-1940-х гг.

Фото 5.

Автор Nakagin Capsule Tower - Кисё Курокава, 1960 годах стал одним из основателей движения архитектурного метаболизма. Это направление сразу завоевало популярность. В отличие от доминирующей в то время теории Ле Корбюзье (здания как «машины для жилья»), метаболисты воспринимали город как живой организм со всеми свойственными ему процессами. Они делили его на постоянные и временные элементы - кости, кровеносные сосуды и живые клетки, которые меняются с течением времени.

Фото 6.

Архитекторы-метаболисты стремились к развитию принципов конструктивизма согласно концепции «изменяемого пространства». Оптимальная конструктивная основа сооружений сочеталась с комбинаторикой - вариационными «ячейками», благодаря чему архитектурные композиции приобретали более разнообразный вид.

Фото 7.

Башня Nakagin Capsule Tower в Токио прославила Кисё Курокаву на весь мир, была признана лучшим произведением метаболизма и включена в список всемирного архитектурного наследия DOCOMOMO International, а копию одной из «капсул» в натуральную величину сейчас посещают многочисленные туристы.

Фото 8.

В 2007 году жильцы «Накагина», сославшись на стесненные условия и на содержание в конструкциях здания асбеста, проголосовали за его снос. Желая спасти свое творение, Курокава предложил проект масштабной реконструкции башни. План реконструкции поддержали основные архитектурные ассоциации Японии, в том числе Японский институт архитектуры, но из-за больших финансовых затрат работы так и не начались

После этого большинство жильцов съехали и забросили свои квартиры.

Фото 9.

Кисё Курокава родился в 1934 году в Нагое, учился в Киото и Токио. В 60-е движение архитектурного метаболизма, одним из основателей которого был Курокава, стало последним словом архитектурной мысли. В своей книге-манифесте «Время машин и время жизни» молодой японец полемизировал с самим Ле Корбюзье, чья концепция здания как «машины для жилья» в то время была доминирующей.

Фото 10.

Несмотря на успех на международной выставке в Осаке в 1970 году, группа метаболистов распалась. Но Курокава продолжал развивать ее идеи в своем творчестве и теоретических трудах. Среди главных его работ – Городской музей в Нагое, торговый центр Convention Center в Осаке, Японо-германский центр в Берлине, торговый центр Melbourne Central в Мельбурне, Китайско-японский молодежный центр в Пекине, Tour Pacifique в парижском районе Дефанс, новое здание Музея Ван Гога в Амстердаме, аэропорт в Куала-Лумпуре. Кишо Курокава также разработал генеральные планы нескольких городов в Азии. В последнее время он часто навещал Казахстан, работая по приглашению Нурсултана Назарбаева над генпланом столицы Казахстана Астаны. Здания Курокавы отмечены множеством наград в Японии, Франции, США, Великобритании, Китае, его книги не раз получали литературные премии – например, «Философия симбиоза» (Philosophy of Symbiosis) удостоена Japan Grand Prix of Literature.

Фото 11.

С 1962 года Кисё Курокава возглавлял компанию «Кисё Курокава – архитектор и сотрудники». Компания имеет главный офис в Токио и филиалы в Осака, Санкт-Петербурге, Куала-Лумпуре, Пекине и Калифорнии.

Добившись мирового признания и известности в своей главной профессии, Курокава занялся также общественной и политической деятельностью: часто выступал в СМИ, основал собственную партию, баллотировался на пост губернатора Токио и в депутаты верхней палаты японского парламента по токийскому избирательному округу.

Фото 12.

Кисё Курокава также работал и в России. Он участвовал в конкурсе на реконструкцию Новой Голландии в Петербурге, в мае 2007 года выиграл конкурс на проектирование торгово-развлекательного центра в Екатеринбурге. Будучи одним из членов жюри в конкурсе на строительство в Санкт-Петербурге административного центра «Газпром-сити», он вместе с еще тремя именитыми архитекторами вышел из его состава в знак протеста против победы «неорганичного для Петербурга проекта».

В августе 2006 года Курокава стал создателем проекта новой спортивной арены ФК «Зенит» на месте стадиона им. Кирова в Санкт-Петербурге.

Фото 13.

Вдохновившись идеями Кисё Курокавы, в Бобруйске (Белоруссия) в 70-х годах прошлого века выстроили здание. Спустя какое-то время жильцы утомились от сурового минимализма идей Курокавы, и озаботились вопросом хранения запасов квашеной капусты на балконе. В результате к облику бобруйского здания были добавлены некоторые не предусмотренные почитателями Курокавы архитектурные излишества.

40 лет прошло с момента постройки "Капсульной башни Накагин", и то, что здание устаревает – это факт. Стоит отметить, что ни одна капсула так и не была заменена. Судя по всему, отсоединить и заменить одну капсулу на самом деле не так то и просто. Компания, в ведении которой находится Накагин, настаивала на снесении здания и строительстве нового. Курокава Кисё скончался в 2007-м году, но он до последнего утверждал, что все проблемы Накагин Тауэр можно решить заменой первоначальных капсул. На советах "Ассоциации архитекторов Японии" многие выступают в поддержку сохранения здания, некоторые даже считают, что "Капсульную башню Накагин" надо внести в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но никто не знает дальнейшую судьбу здания.

Фото 14.

Сейчас, в 2013 году, "Капсульная башня Накагин" поддерживается в более или менее приемлемом состоянии, и в последнее время, сюда вселяется много людей на непродолжительное время. Привлекательна стоимость аренды модуля-капсулы в месяц, расположение здания Накагин в центре Токио. В то же время это здание своей особой атмосферой вдохновляет многих на творческую деятельность – возможно, дух бросившего вызов уходящей эпохе своими ценностями Курокава Кисё, своим безумным запалом и сейчас горячо будоражит идеи в молодом поколении творческих людей, выбравших местом жительства "Капсульную башню Накагин".

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

источники

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА АРХИТЕКТУРЫ Исследовательская работа По дисциплине: Теория архитектуры На тему: "Философия симбиоза Кисё Курокавы" Выполнил: студент гр.08-Арх-2 Лиштван П.А. Проверил: Бунакова М.Н. Новополоцк 2013г. Оглавление Философия симбиоза Кисё Курокавы.......................................................3 Цель:.........................................................................................................3 Введение.......................................................................................................3 Биография....................................................................................................3 Движение метаболизма...............................................................................4 Метаболизм..............................................................................................4 Постметаболизм......................................................................................4 Симбиоз....................................................................................................5 Философия симбиоза..................................................................................5 Век жизни.................................................................................................6 Творчество К. Курокавы.............................................................................7 Симбиоз в архитектуре...........................................................................9 Реализованные проекты........................................................................10 Капсульная башня Накагин (Токио, Япония, 1970–1972),................10 Музей современного искусства (Хиросима, Япония, 1984–1988),...11 Republic Plaza (Сингапур, 1986 - 1995).............................................12 Пасифик-тауэр (Париж, Франция, 1988–1991)...................................13 Международный аэропорт Куала-Лумпур (Куала-Лумпур, Малайзия, 1992-1998)....................................................................................................14 Стадион Оита (Оита, Япония, 1996-2001)..........................................15 Заключние..................................................................................................16 Литература.................................................................................................17 2 Философия симбиоза Кисё Курокавы Цель: Исследовать сущность философии симбиоза архитектора К. Курокавы, влияние концепции на архитектуру. Введение Архитектурное творчество - особая форма постижения действительности. Оно одновременно является продуктом действительности и изменяет её, создавая вещественный объект определённого назначения. Вследствие этого художественная форма такого объекта двойственна: она служит и отражением реальности, и обогащает её. Архитектурные сооружения дают представление о социальном строе и культуре народа в различные времена истории. Эволюция жилища с древнейших времён и вплоть до наших дней предоставляет картину быта, уклада семьи, общественных отношений. Поскольку произведения архитектуры материальны и имеют определённую практическую ценность и утилитарное назначение, постольку на них распространяется эстетическая оценка человеком внешней формы произведения и соответствия этой формы задуманному творцом назначению. Значительные архитектурные памятники являются результатом долгого процесса совершенствования и отбора черт, наиболее точно воплощающих реальную действительность и подходящих к ней. Архитектура всегда считалась зримым воплощением перемен общества, многие исследователи называют её философией в камне. Такого же мнения придерживается и Кисё Курокава, считая, что философия – основная составляющая архитектуры. Свои мысли на эту тему Кисё выразил в философии симбиоза. Философия симбиоза, по мнению автора, будет философией Эпохи Жизни, которая наступит после Века Машин – ХХв. Биография Японский зодчий Кисё Курокава – всемирно признанный архитектор, который создал философскую концепцию симбиоза, определяющую творчество мастера на протяжении всей его жизни. Кисё Курокава (1934–2007) родился в г. Нагое. В1957 г. получил диплом архитектора в университете Киото. В 1960 г., занимаясь докторской работой в Токийском университете, он вместе с тремя архитекторами К. Кикутакэ, Ф. Маки, М. Отака и теоретическим критиком архитектуры Н. Кавадзоэ основывает движение метаболистов, идеей которого становится утверждение, что город и его архитектура являются организмами, способными к росту и развитию. Позднее теория метаболизма развивается в философию симбиоза, подчеркивающую взаимоотношения между пространством и временем, между человеком и техникой. Эта концепция явилась основной темой в многочисленных архитектурных и градостроительных проектах Кисё Курокавы. 3 В 1962 г. Курокава основывает собственное архитектурное бюро «Kisho Kurokawa Architect & Associates». Главный офис располагается в Токио, есть филиалы в Осаке, Нагое, Астане, Куала-Лумпуре, Пекине, Лос-Анджелесе. Его проекты были осуществлены в Японии, США, Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Юго-Восточной Азии, среди них – художественные галереи, музеи, театры, высотные офисные здания, аэропорты, проекты, связанные с городским планированием. Многие сооружения были отмечены разнообразными международными наградами. Курокава являлся почётным членом Международной академии архитектуры, почётным членом Института американских архитекторов, почётным членом Королевского института британских архитекторов, почётным членом Союза архитекторов Болгарии и России, лауреатом премии Архитектурного института Японии и премии Академии художеств Японии, был награждён Золотой медалью Французской академии архитектуры. С 1986 г. Кисё Курокава преподавал в университетах Пекина и Шанхая . Он написал большое количество книг по архитектуре и философии, включая «Метаболизм в архитектуре» (1977), «Заново открывая японское пространство» (1988), «Межкультурная архитектура: Философия симбиоза» (1991), «От метаболизма к симбиозу» (1992), «КисёКурокава: отВека Машин к Веку Жизни» (1998). Движение метаболизма Ключевым словом в философии Кисё Курокавы является понятие симбиоза. Идея симбиоза присутствовала в теории метаболизма 1960-х гг., чётко прослеживалась в 1980-х гг. в постметаболизме, и в 2000-х гг.идея симбиоза не исчерпывает себя. Метаболизм Движение метаболизма было основано в 1959 г. В центре теории – концепция незавершённости и постоянного изменения архитектурной композиции. Свою основную задачу участники движения видели в обеспечении условий, позволяющих меняться и развиваться во времени и пространстве как отдельным сооружениям, так и комплексам сооружений. Курокава писал о метаболизме: «Методы и идеология современной архитектуры, провозглашённые CIAM (La conference internationale sur Architecture moderne), исходят из аналогии с машинами. Метаболизм, напротив, исходит из аналогии с живыми организмами, а не с машиной. Самое большое отличие живого организма от машины в том, что живое может развиваться и расти» . Постметаболизм Если в метаболизме основной идеей была возможность роста здания, то в постметаболизме 1970-х гг. главным становится осознание культурных принципов архитектуры, концепция метаболизма расширяется. Архитектура постметаболизма характеризуется плюрализмом и многообразием авторских гибридных стилей . Теоретической концепцией постметаболизма явилась идея необходимости сочетать в архитектуре традиции и новейшие современные технологии, различные культуры, реальность и вымышленные 4 фантазии, природное и искусственное. Течение постметаболизма объединяет архитекторов, выражающих индивидуальные идеи и философию и создающих авторские проекты, которые часто не обладают общими чертами. Каждый мастер вырабатывает собственный стиль на основе личных пристрастий. Симбиоз Философия симбиоза начала активно складываться в 1980-е гг., она находится в русле постмодернистской философии. Автор критикует философию и архитектуру модернизма, в то же время продолжая линию метаболизма. Постмодернизм олицетворяет для Курокавы борьбу с идеей универсальности в мире и является некоей защитой от вторжения западных универсалий . Понятие симбиоза не является аналогом компромисса или гармонии. Симбиоз существенно отличается от гармонии, компромисса или слияния. Он представляет собой такие ситуации, в которых сталкиваются противоположные элементы, в то же время нуждающиеся друг в друге. Между этими элементами должна существовать связь, взаимное уважение. Симбиоз возможен благодаря признанию и почитанию «священной» промежуточной зоны между разными культурами, противоположными факторами, различными элементами, между крайностями оппозиций. Ключевыми словами архитектуры симбиоза являются «…кластер(соединение клеток), город – сеть, уличное пространство, промежуточная структура (соединительное звено), общее пространство (полупубличное пространство),Ханасуки (симбиоз различных элементов), мегаструктура (Супер Домино), замкнутая система (город-кольцо) и эко- коридор» . Как неоднократно упоминает автор, философия симбиоза заключается в симбиозе архитектуры и природы, человека и техники, различных культур, исторического прошлого и будущего, локального и глобального направлений в искусстве. Важным пунктом в теории является то, что корни понятия «симбиоз» находятся в буддийской философии и традиционной японской культуре. Симбиоз является ключевым концептом в понимании японской культуры, ведь японцы всегда перенимали у других народов наиболее удачные культурные достижения и приспосабливали их к своему менталитету, своим особенностям. Впоследствии заимствованные явления становились уже национальными японскими культурными событиями. Философия симбиоза Свои начала философия симбиоза берёт из учения индийского буддизма – «Только-Сознание», которым Кисё увлёкся, обучаясь в университете. Курокава писал: «Я чувствую, что школа буддизма “Только-сознание” была фактически источником философии симбиоза. С этого времени философия “Только- Сознания” важна для меня не только как элемент в теориях архитектуры и городского дизайна, но и служит мне проводником в личной жизни» . Основное понятие учения «Только-сознание» – Алая – необусловленный поток сознания. Сознание Алая не разделяет вещи на пары противоположностей, такие как добро и зло, тело и дух, человек и природа. Она является промежуточной зоной, в которой эти пары существуют в симбиозе. В 5 этой промежуточной зоне противоположные элементы создают неразличимую неясную природу. Такая неразличимая смутная область присутствует на всех границах, и вследствие того, что она неясна и до конца неопределенна, заключает в себе многообразие глубоких смыслов и значений. Философия «Только-Сознания» глубоко проникла в японскую культуру и японскую эстетику. Основы концепции симбиоза также лежали в буддийской теории взаимосвязи всех элементов во Вселенной. История и будущее, человек и природа, одна культура и другая предстают в буддийской религии в качестве взаимосвязанных элементов. Буддийская доктрина о переселении душ в цикле рождения и смерти, в свою очередь, способствовала развитию «симбиотичности» японской культуры. Говоря о философии симбиоза, необходимо описать отношение Кисё Курокавы к современному обществу, порядку вещей в нём, а также очертить пути развития общества, которые намечает автор. Архитектор считает, что эпоха модернизма и ХХ в. – это век Эпохи Машин, а ХХI в. будет веком Эпохи Жизни, в основе которого лягут принципы симбиоза. Вот как объяснял мастер происхождение понятия «Век Машин»: «Корбюзье заявил, что “дом – это машина для жилья”. Теоретик кино, Сергей Эйзенштейн, сказал “кино – этомашина”. Маринетти, итальянский футурист, заявил, что “поэма – это машина”. Из этих фраз я заключил, что нынешний век – Век Машин» . Словосочетание «Век Жизни», обозначающее наступающую эпоху, было навеяно буддийской философией. Век жизни В течение всей жизни архитектора его творчество бросало вызов Эпохе Машин и возвещало приход архитектуры Эпохи Жизни. По мнению Курокавы, Век Машин – ХХ в. – век европейского духа, век универсальности. Это эпоха евроцентризма и логоцентризма. Логоцентризм утверждает, что в мире существует одна истина и что она может быть найдена человеческим разумом. Такие постулаты создали общество, в котором наука и техника ценятся выше, чем искусство, религия и культура, т.к. их сфера относится к внутренним чувствам, субъективным феноменам. В противоположность Веку Машин ХХI в. – Век Жизни. Жизнь – это создание значений. Жизнь индивидуума и разнообразие, которым обладает каждый вид, связаны с разнообразием всех человеческих культур, языков, традиций и искусств, которые существуют на земле. В XXI в. идеал машинного века – универсальность – будет заменён на симбиоз различных культур, а дуалистическая философия постепенно заменится философией симбиоза. Курокава уверен, что логоцентризм с концепцией универсальной истины уничтожает культуры и их самобытный облик. Архитектор также называет Век Машин веком гуманизма. Гуманизм, как и логоцентризм, высоко оценивает существование разума и рассматривает человеческие существа в качестве единственных обладателей этой высшей способности. Он приближает значение человеческого бытия к божественному и уничижает ценность жизни других существ: животных, растений и других живых организмов. Фраза «человеческая жизнь более ценна, чем весь мир» хорошо описывает это 6 положение вещей. Основанное на антропоцентризме и логоцентризме пользовательское отношение к природе порождает загрязнение воздуха, рек, морей, вырубку лесов, вымирание животных и исчезновение различных видов растений. Всё это считалось неизбежным, т.к. порождалось развитием техники и усилением экономической активности, которые были столь необходимы для поддержки существования человеческого общества, городов и зданий в этих городах. Курокава пишет, что на Западе город и вместе с ним архитектура противостоят природе, человек стремится властвовать над природным миром. Из-за такого отношения сейчас перед человечеством стоят глобальные проблемы окружающей среды и необходимо задумываться над тем, как предотвратить отрицательные последствия бурного экономического развития общества. «Экономика и культура – две важнейшие, нередко тесно сплетённые области. Умом я понимаю, что экономические соображения зачастую диктуют те или иные решения, но моё сердце велит мне заступаться за культуру, за архитектуру. Они не должны страдать, нам всем необходимо защищать их. Наша общая задача – способствовать преобразованию экономики так, чтобы она учитывала интересы культуры» . Узость механистического подхода Века Машин породила кризис в современном зодчестве. В качестве основных причин краха современной архитектуры выделяются: «…дуализм, коренящийся в слове “функция”; акцент универсальности, приданный индустриализации; монополия иерархической упорядоченности; наконец, механический материализм» . Однако в своих размышлениях Кисё Курокава не отменяет ценность рационализма и функционализма, не призывает отбросить и забыть архитектуру модернизма. Он убеждён в необходимости введения, возвращения промежуточности и неопределенности, а в японской традиции существует множество приёмов, способных восстановить промежуточное пространство. Также архитектор предлагает двигаться от главенства Разума к главенству Интуиции. Это касается и архитектурного творчества, и общего отношения к жизни. Творчество К. Курокавы Сам зодчий в своей работе следовал принципу жизни и традициям японской культуры. Традиционный японский стиль жилой архитектуры, называемый Сукия, использует метод, в котором сочетаются исторические формы и новые технологии и материалы. Благодаря этому методу создаётся постепенное введение изменений в привычные способы строительства. Курокава также вырабатывает собственный стиль «Сукия», который является примером симбиоза прошлого и настоящего. Вдохновение и знаковые символы мастер черпает из эпохи Эдо, культуры Японии XVII–XIX вв. Архитектор тщательно исследовал этот период в истории Японии и полагал, что общество Эдо было высоко развитым обществом, обладало богатой разнообразной культурой. Эдо было источником тех специфических черт, которые во многом определяют культуру сегодняшней Японии и составляют её базис. Культура периода Эдо породила традиции, сохранившиеся до сих пор – это чайная церемония или «путь чая» (садо), искусство аранжировки цветов 7 (икэбана), театры Но и Кабуки, стиль Сукия в архитектуре. В этот период японцы активно занимались различными науками. В гуманитарных дисциплинах Ямагата Банто предложил теорию солнечной системы в книге «Вместо мечтаний» (1820), а Сидзуки Тадао перевёл комментарии Джона Кейла к ньютоновским «Началам» быстрее, чем они достигли Франции. К началу XIX столетия картограф Ино Тадатака (1785–1818) нарисовал точную карту японских островов. Более того, в 1770-х гг. философ Миура Байэн выдвинул свою диалектическую систему, предвосхитившую гегелевскую диалектику на 50 лет. Однако наиболее важным было то, что общество Эдо достигло собственной уникальной современности, совершенно отличной от европейской. Философ-архитектор выделяет основные черты культуры Эдо, влияющие и на его творчество: 1. Смешанная, гибридная, плюралистичная природа городской среды Эдо. Разные поколения и сословия жили вместе в симбиозе друг с другом, в городе не было разделения на кварталы для бедных или богатых, иноземных и местных жителей. 2. Ещё одной чертой эпохи Эдо была выдуманность, нереальность. Например, японские сады воплощают в себе высокую степень абстракции и фикции, философия японского сада подразумевает, что океан – это маленький пруд, а острова в океане – это большие камни в пруду. 3. Другая особенность Эдо – большое внимание к деталям. Резные орнаменты, украшающие храм Тосёгу (1623–1636), и дизайн деталей замков периода Эдо являются примерами тщательного изготовления мелких частей, что отличает их от дизайна украшений предшествующих периодов. Архитектура стиля Сукия также уделяет повышенное внимание деталям и пропорциям используемых материалов. 4. Четвёртой чертой культуры периода Эдо был симбиоз техники и человека – Каракури или автоматизация. В отличие от Запада японцы никогда не противопоставляли человека и технику. Техника традиционно считалась продолжением человека; тем, что существует с ним в симбиозе. 5. Последней особенностью этой культуры является, по мнению Кисё, развитие смешанного стиля в зодчестве. Строители периода Эдо свободно комбинировали стили предшествующих эпох, позволяя им существовать в симбиозе, создавали уникальный смешанный стиль. Хиункаку «Павильно Летящего Облака», храм Нити Хонгандзи в Киото – вот шедевры смешанного стиля раннего периода Эдо. Стиль Сукия также является смешанным стилем, он произошёл от соединения стиля Сёин жилой архитектуры и Соан («травяная хижина»), стиля чайной комнаты. В том числе был популярен стиль соединения буддийской и синтоистской архитектуры. В традиционном японском зодчестве являлось обязательным наличие промежуточного пространства. Традиционная веранда (энгава) жилого дома – промежуточное пространство, плавно переходящее из пространства внутренних комнат во внешнюю окружающую среду. Пространство японской улицы является уникальным общим пространством. По мнению философа, промежуточное пространство играет важную роль, поскольку оно позволяет противоположным элементам существовать по общим правилам и достигнуть 8 взаимного понимания. Курокава часто использует его в архитектуре для объединения интерьера и окружающей среды и включения в сооружение японской традиции. Таким образом, архитектура мастера воплощает философию симбиоза с её промежуточными пространствами и неопределенными смысловыми значениями, благодаря которым каждый зритель сам определяет значение тех или иных элементов в строении и вместе с автором творит произведение. Симбиоз в архитектуре В течение всей своей жизни Курокава воплощал философию симбиоза в архитектуре. Он считал, что понятие симбиоза является ключевым понятием в современном мире, всегда стремился к поиску новых решений и новых форм, но основанных на одной и той же философии. Философия симбиоза отражается мастером в архитектуре с помощью симбиоза абстракции и символики. Теоретик высоко оценивал роль абстракции, заявляя, что она является наследством от современной архитектуры и искусства, и говорил: «...абстрактный символизм доказывает, что мир построен из разнообразия независимых элементов. Деконструирующая архитектура разнообразных абстрактных геометрических форм, принципов, окружностей, прямоугольников, сфер, цилиндров, полуокружностей и треугольников выражает богатое разнообразие мира. Такая архитектура выражает разнообразие и плюрализм жизни» . Современная архитектура может включать в себя традиционные японские мотивы и хорошо сочетаться с новейшими технологиями и материалами. Архитектура, основанная на традиционных приёмах японской культуры, таких как незавершенность образа, асимметрия, отсутствие четкой структуры, открытость, производит необычное впечатление и, несомненно, будет являться уникальным творением, считаться гениальным произведением. Благодаря этим приёмам, возможно, удастся вернуть архитектуре её духовность, красоту, найти способы выражения этих качеств в сооружениях. Согласно своей философии Курокава описывает метод, каким должен пользоваться практикующий архитектор при строительстве зданий. По Кисё архитектор должен научиться выражать свои собственные культурные традиции и через симбиоз с другими культурами создавать новую архитектуру, которая будет нести в себе локальные и глобальные черты . Такая межкультурная архитектура является идеальной, она – гибрид архитектуры, в которой элементы разных культур сосуществуют в симбиозе; архитектура, которая существует в симбиозе с окружающей средой, в симбиозе с традицией и наиболее передовыми технологиями. Она придёт на смену интернациональному стилю модернизма. «Архитектура Века Жизни будет архитектурой, открытой региональным и городским контекстам, природе и окружающей среде. Она будет двигаться к симбиозу природы и человека, окружающей среды и архитектуры. В Эпохе Жизни различные культуры, сохраняя свою индивидуальность и самотождественность, будут влиять друг на друга, создавая новые ценности с иным значением» . 9 Реализованные проекты Данная теория воплотилась в архитектурных проектах Кисё Курокавы: Капсульная башня Накагин (Токио, Япония, 1970–1972), Рис 1. Рис. 2. Капсульная башня Накагин – это первое в мире капсульное архитектурное сооружение, предназначенное для использования - пример архитектуры метаболизма. Капсульный дом Накагин олицетворяет собой мегаструктуру, своеобразное домино. Дизайн башни ассоциируется с асимметричностью расположения клеток, где ячейки являются образами самих клеток. Башня Накагин реализует идеи метаболизма, обмена и является прототипом жизнеспособной архитектуры. Здание обладает незавершённостью образа, который намекает на эстетику Дзэн-буддизма. Благодаря мобильной природе модуля башня выглядит как живой организм, самодостаточный и способный к дальнейшему росту, обладает гибкостью, обратимостью, взаимоизменчивостью и эластичностью. Музей современного искусства (Хиросима, Япония, 1984–1988), Рис. 3. Музей современного искусства - первое здание такого рода, построенное после атомной бомбардировки. Он расположен на живописной возвышенности площадью 29 га, поросшей лесом и окружённый плотной городской застройкой. Имеет динамично- асимметричную композицию. Вход организован через "разорванное" 10 кольцо круглой площади. Очень интересно решено освещение экспонатов. В здании нет двух одинаковых помещений. Холм, на котором стоит музей, одет камнем. Все формы символичны и напоминают о трагедии Хиросимы. Музей является первым общественным институтом в Японии, посвящённым изучению современности. В Хиросиме слово "современный" означает период после атомной бомбардировки. Оно несёт особое значение, осуществляя связь между искусством и мирным временем. Здание располагается на 50-метровом холме на площади 75 акров, в пределах территории парка искусств Хидзияма, для которого Курокава также разработал план. Композиция включает в себя сад скульптур, образовательное учреждение под открытым небом, площадки обозрения, открытые пространства и природные прогулочные дорожки. Такая высотная площадка для музея напоминает Акрополь в Афинах, она окружены лесом и полностью защищена от шума города, простирающегося внизу. Многочисленные лестницы подобно речному руслу спускаются от музея в парк. Одна из них ведёт к центральной площадке комплекса. Оказавшись там, посетители проходят из галереи в галерею по первому этажу и затем только спускаются в подземные залы (для сохранения городской панорамы 60% здания скрыто под землёй). Поэтому здание представляет собой, по существу, крышу, 660 м длиной, дизайн которой напоминает традиционные в 19 веке склады. Обычные строительные материалы, такие, как камень, керамика и алюминий в современном сочетании создают эффект единства времени настоящего и будущего. 11 Republic Plaza (Сингапур, 1986 - 1995) Рис. 4. Площадь республики (небоскреб Republic Plaza) - один из трех самых высоких небоскребов в Сингапуре, расположенных в Raffles Place в центре города, центрального делового района Сингапура. Несмотря на крайне низкую вероятность подземных толчков и землетрясений, небоскреб Republic Plaza имеет защиту от данных природных катаклизмов. Главный вход в башню расположен на улице D"Almeida. Простая квадратная форма с закругленными кромки углами в основе была принята за основу дизайна башни. Башня плавно развернута на 45 градусов от оси первого этажа, чтобы обеспечить прекрасный вид на море с верхних этажей. Пасифик-тауэр (Париж, Франция, 1988–1991), 12 Рис. 5. Пасифик-тауэр функционирует как своеобразные «ворота города», т.к. башня играет роль моста и ворот для пешеходов, обеспечивая доступ к железной дороге, соединяющей районы Валми и Дефанс. Расположение относительно Большой Арки, а также отношение оси здания к городскому ландшафту были тщательно продуманы мастером. Пасифик-тауэр представляет собой и «городскую крышу», обеспечивающую район Дефанс пространством для специальных событий, отдыха и развлечения жителей. На крыше сооружения находится символический японский сад и комната для чайной церемонии. Лестница под большой крышей используется не только как проход для пешеходов, но и как открытый многофункциональный театр. Мост, по которому передвигаются пешеходы, символизирует традиционный японский тайко-баси. Симбиоз японской и европейской культур в сооружении воплощается намёком конструкции передней стены Пасифик-тауэр на сёдзи, а изогнутый фасад олицетворяет собой европейскую традицию масонской архитектуры, использующей готовые (сборные) камни. Пасифик-тауэр - это абстрактный символизм творчества Курокавы, использующего для выражения своих идей чистые геометрические формы. Международный аэропорт г. Куала-Лумпура (Куала-Лумпур, Малайзия, 1992– 1998) 13 Международный аэропорт Куала-Лумпур (Куала-Лумпур, Малайзия, 1992-1998) Рис. 6. Терминальный комплекс международного аэропорта г. Куала-Лумпура (Малайзия, 1992-1998 гг.) - это современный аэропорт, удовлетворяющий мировым стандартам. Философия дизайна нового аэропорта заключается в слиянии малазийской культуры с современными технологиями, необходимыми аэропорту для запланированного функционирования и развития в будущем. Каркас здания напоминает традиционную мусульманскую архитектуру и воплощает идею симбиоза между передовыми технологиями и исламской традицией, между глобализмом и локальной культурой. Архитектурная композиция абстрактно-символична: абстракция выражается посредством геометрических форм здания, а символизм продуцируется из мусульманской традиции. Сад тропических растений, окружающий аэропорт, - это первый отличительный признак страны, встречающий прибывающих пассажиров. Симбиоз природы и архитектуры достигается с помощью концентрического сада и леса, окружающего строения. «Создание лесного массива вокруг аэропорта является наиболее эффективным способом блокирования шумового воздействия со стороны аэропорта». Метаболистические идеи архитектуры аэропорта г. Куала-Лумпура представлены реализацией симбиотического понятия «куста, скопления» построек. Комплекс планируется расширить в будущем прибавлением новых единиц. 14 Стадион Оита (Оита, Япония, 1996-2001) Рис. 7. Первым в мире стадионом с закрывающейся крышей среди сооружений олимпийского формата стал стадион «Большой глаз» в Оите. Он был построен в 2001 году. Используется для проведения матчей и тренировок футбольной команды «Оита Тринита»; здесь проводился Чемпионат мира по футболу в 2002 году. Вместимость этого сооружения – 43000 человек. «Большой глаз» также является сооружением с самым крупным в мире купольным перекрытием: его пролет составляет 274 метра. Свое необычное название он заработал еще в процессе строительства благодаря крыше, которая «мигала», как настоящий глаз, когда ее закрывали или открывали. Крыша, кстати, имеет двуслойную поверхность: нижний слой представляет собой фиксированный каркас, а верхний состоит из закрепленной и подвижной частей. «Глаз» можно открыть или закрыть полностью за 20 минут. В подвижной части крыши использована тефлоновая мембрана, которая позволяет поддерживать достаточную освещенность поля даже в пасмурный или дождливый день. Крыша приподнята над зрительскими местами на каркасе, что способствует хорошей вентиляции А так же многие другие. 15 Заключние Философия симбиоза Кисё Курокавы представляет собой интересный сплав японской культуры и постмодернистской философии. Эта концепция действительно отражает основные тенденции XXI в., века информационного общества, в котором архитектура будет соответствовать философии симбиоза, а её целью станет воплощение единства различных культур, плюралистическое творчество. Зодчий называет наступающий век эпохой симбиоза. Архитектор призывает уважать все культуры, призывает передовые страны с мощнейшим вооружением и высоким экономическим благосостоянием не навязывать развивающимся странам свой путь развития. Необходимо разнообразие культурных явлений, поскольку разнообразие заключено в основе самой жизни. Также зодчий восстаёт против трактовки архитектуры в терминах универсальности. Этим он вносит огромный вклад в теорию современной архитектуры, показывая, что невозможно свести культуру и архитектуру к универсальному, ограниченному набору истин. Автор восклицает, что каждый народ и каждая культура создают собственный неповторимый и уникальный архитектурный стиль. Курокава многое внёс не только в мировую архитектуру, но и повлиял на развитие мировой архитектурной мысли. Благодаря его философской концепции можно лучше понять архитектуру мастера. Мировое признание архитектурного творчества Кисё говорит о том, что философия симбиоза действительно востребована и значима в современном мире. 16 Литература 1. Kurokawa K. Kisho Kurokawa: selected and current works. Tokyo: Purotogarakishi, 1996. 2. Kurokawa K. Metabolism in architecture. London: Studio Vista, 1977. 3. Орельская О.В. Современная зарубежная архитектура. М.: Академия, 2007. 4. Добрицына И.А. Теоретическая мысль архитектурного постмодернизма: концепция симбиоза // Азизян И.А. Вопросы теории архитектуры. Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени. М.: Едиториал УРСС, 2006. 5. Kurokawa K. From the Age of the Machine to the Age of Life // L’Arca. Milan: l"ARCAEDIZIONI. 2006. № 219. 6. Kurokawa K. Each One a Hero: The Philosophy of Symbiosis. Tokyo: Kodansha Int., 1997. 7. Kurokawa K. From the Age of the Machine to the Age of Life // L’Arca. Milan: l"ARCAEDIZIONI. 2006. № 219. 8. Курокава К. Нужно учиться сочетать прошлое и будущее // Строительство. М., 2007. № 1–2. 9. Курокава К. Архитектура симбиоза // АрхитектураСССР. М.: Стройиздат, 1984. № 5. 10. Курокава К. Философия симбиоза как новая система XXI века // К. Курокава: Московский государственный университет международных отношений МИД России. Философия симбиоза как новая система XXI века. М.: МГИМО, 2001. 11. Добрицына И.А. Теоретическая мысль архитектурного постмодернизма: концепция симбиоза // Азизян И.А. Вопросы теории архитектуры. Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени. М.: Едиториал УРСС, 2006. 12. Kurokawa K. From Metabolism to Symbiosis. L.: Academy EDITIONS, 1992. 17

Кисё Курокава - японский архитектор и один из основателей движения метаболистов.

Главный проект Курокавы, в котором воплощены идеи метаболизма, - башня «Накагин», строительство которой завершилось в 1972 году. Здание состоит из двух бетонных башен, состоящих из 140 стальных модулей-капсул, которые можно объединять в более крупные жилые пространства. Каждая капсула представляла собой компактную квартиру для одного человека - с кроватью, маленьким встроенным письменным столом, шкафом и небольшой душевой кабиной. При этом, размер такой маленькой капсулы соответствует размеру традиционной японской чайной комнаты.

Здание было спроектировано для сарариманов - этот термин стал применяться в послевоенной Японии для обозначения городских служащих, принадлежащих к среднему классу. Сейчас в доме тоже живут клерки, но многие из них используют «капсулы» как офисы или квартиры на время рабочей недели, так как здание расположено недалеко от делового центра Токио. Однако проживание в башне «Накагин» сегодня связано со множеством неудобств. Несмотря на то что, по идее пионеров метаболизма, их здания должны были быть очень долговечными, в 2007 году башня Курокавы оказалась под угрозой уничтожения. Жильцы здания, недовольные теснотой помещений и содержанием асбеста в конструкциях капсул, проголосовали за его снос. Желая спасти своё творение, Курокава предложил проект масштабной реконструкции башни, но оно было отложено из-за кризиса.

Среди его проектов Национальный этнологический музей в Токио, Музей Ван Гога в Амстердаме, Национальный центр искусства в Токио, аэропорт в Куала-Лумпуре. Кисё Курокава стал автором проекта стадиона «Зенит» для Санкт-Петербурга, работал над генпланом столицы Казахстана Астаны.

Биография

Кисё Курокава родился в Нагойе в 1934 году. В 1957 закончил архитектурный факультет университета Киото, в 1964 аспирантуру Токийского Университета у Кензо Тенге. В 1960-х Курокава выступил одним из основателей и верным последователем движения метаболистов, воспринимавших город, здания как живой организм и выступая против модренистских идей Ле Корбюзье. В 1962 году Кисё Курокава основал бюро «Kisho Kurokawa Architect & Associates». Компания приняла участие в 38 национальных и международных конкурсах, в 34 из них заняла первое место.

Атомная бомбардировка Японии 6 августа 1945 года практически стерла с лица земли город Хиросиму. Он стал возрождаться из пепла лишь с конца 1940-х годов, получая новый план, жилую застройку, административные и культурные объекты. был одним из тех архитекторов, которые создавали новый облик Хиросимы. Музей современного искусства, открытый в 1988 году, стал не только единственным объектом искусства в этом городе в то время, но и первой художественной галереей, построенной в Японии после Второй мировой войны.

Хиросиму отличает особое отношение к истории, а понятие «современный» здесь до сих пор означает период «после атомной бомбы».

В месте, где искоренилась вся довоенная история, термин «современное» имеет определенную глубину смысла. Поэтому проектируя Музей современного искусства в Хиросиме, Курокава должен был создать символический объект, тонко и точно связывающий мир искусства с окружающим городским пространством.

Масштабные проекты, подобные этому, всегда ориентированы на создание образа будущего того или иного города. В случае с Хиросимой этот вопрос стоял особенно остро. Как известно, еще в 1949 году она была провозглашена «городом мира», поэтому неудивительно, что создающийся комплекс должен был стать символом этого мира и одновременно воплотить в себе память о случившейся страшной трагедии. В этом заключалась, возможно, самая главная причина, почему проект Музея современного искусства в Хиросиме был так важен для Курокавы.

Для музея отводилась вершина 50-метровой горы Хидзиямы. Согласно плану, на ней планировалось разместить большой культурный центр, главной частью которого и задумывался Музей современного искусства. Архитектор спроектировал четырехэтажное здание площадью около 10 000 квадратных метров - такие масштабы применительно к японским музеям встречаются достаточно редко.

Чтобы не подавлять окружение объемами постройки, два нижних этажа здания спрятали под землей. Музей утопает в зелени, так как всю наземную часть окружает густо засаженный деревьями парк, открытые площадки в котором специально создавались как выставочные зоны и предназначаются для скульптурных композиций.

Гора Хидзияма, по меткому замечанию Курокавы, господствует над Хиросимой, как Акрополь над Афинами. Подчеркнуть и усилить это символическое значение архитектор постарался расположением своей постройки и хорошо продуманными акцентами.

Здание выполняет также и мемориальную функцию. Центральная зона музея, вокруг которой сгруппированы все объемы комплекса, представляет собой внутренний двор в разомкнутом кольце. Главная смысловая нагрузка легла, по замыслу архитектора, именно на центральный объем, являющийся архитектурной и символической доминантой. Центр постройки пустой, а кольцо указывает на город, куда была сброшена атомная бомба. Напротив пустого разомкнутого пространства центральной части создана специальная площадка, на которой разместилась огромная, высотой 6,1 метра, бронзовая скульптура Генри Мура «Арка», обрамляющая панорамный вид на воскресший город.

Слепящий блеск и вспыхивающие солнечные отсветы на металлических поверхностях здания музея ассоциируются с атомным взрывом, и даже разомкнутую центральную часть, поднятую над площадкой входа, можно сравнить с атомным грибом, возвышающимся над городом.

Гигантский несомкнутый круг центральных выставочных залов поднят на колоннах, являя собой огромное серое пространство. Создание промежуточного серого пространства - один из излюбленных творческих приемов мастера. Впечатление усиливается благодаря серому цвету всего объема здания. Важнейшая центральная часть здания, на которой делается акцент, своей архитектурной формой «затягивает» посетителя внутрь, в серое (то есть затененное, завораживающее и привлекающее своей прохладой) музейное пространство.

Связь с исторической памятью передана архитектором через использование элементов традиционных построек Японии. Разработанные им высокие двускатные кровли, завершающие все наземные части музея, легко «прочитываются» как часть традиционных методов строительства периода Эдо (XVII–XIX), особо чтимого в Японии.

Зримое воплощение философии симбиоза, выдвинутой Кисё Курокавой, можно обнаружить и в плане здания, и в ритме его крыш. Остроконечные завершения музейного комплекса направлены к центру, собираясь вместе у центрального элемента и иллюстрируя таким образом соединение целого и его отдельных частей. Сам архитектор определял свою идею симбиоза как имеющую глубокие и прочные связи с национальной традицией: «Философия симбиоза возвращает архитектуру, которая была вытеснена функционализмом, к своему гармоничному развитию.

Кто знаком с японской культурой, сразу заметит, что философия симбиоза имеет глубокие корни… В начале 60-х я интересовался лишь симбиозом между человеком и техникой, симбиозом между человеком и природой, и только позже, в 70-е, я начал исследование симбиоза между человеком и историей».

Использованные при строительстве музея материалы - камень, плитка и алюминий, удачно сочетаются, эффективно создавая симбиоз современной архитектуры с традиционными элементами. Стены музея облицованы алюминиевыми панелями, что задумывалось архитектором, вероятно, как метафора традиционных японских сооружений - «кура», которые долгое время оставались единственным типом огнеупорных построек в японских замках и городах. Их главным конструктивным элементом были железные двери, которые перекрывали приток воздуха.

Еще в Средние века сложилась традиция, надолго определившая стиль жизни японцев: хранить неиспользуемую мебель, вещи и посуду в особом помещении. Только самое необходимое для повседневной жизни оставалось в комнатах, все остальное находилось в хранилище. Летом туда убирались зимние вещи и наоборот. На несколько веков огнеупорные склады и хранилища стали для японцев символом надежности и безопасности.

Благодаря тому что вокруг музея создана лесная зона, его территория оказалась почти полностью изолирована от городского шума. Приемы знаменитой режиссуры передвижений посетителей в пространстве, с которыми можно столкнуться, гуляя, например, по традиционным садам и монастырям Японии, в полной мере использованы архитектором и при устройстве музейного парка. Вокруг здания музея проложены извилистые пешеходные дорожки, позволяющие насладиться прогулкой на свежем воздухе и осмотреть достопримечательности парка. В нескольких местах находятся открытые площадки с прекрасными панорамными видами на разные части музейно-паркового комплекса.

В самом музее для облегчения циркуляции потоков посетителей предусмотрено множество лестниц, щедро, даже с некоторой избыточностью, расставленных по плану. Возможно, их главная задача заключается не в выполнении своей функции, а в том, чтобы создать более яркое художественное пространство. В выставочных залах слева от главного входа находится постоянная экспозиция, а помещения справа предназначены для временных выставок. Интерьеры музея выдержаны в приглушенных тонах, образуя знаменитое серое пространство Курокавы.

Сразу после завершения строительства Музей современного искусства в Хиросиме Кисё Курокавы приобрел мировую известность и получил множество наград, среди которых Гран-при и золотая медаль V Всемирной биеннале архитектуры 1989 года и премия Архитектурного института Японии 1990 года.

Хиросимский музей Современного Искусства построен на вершине горы Хидзияма, откуда открывается вид на город, разрушенный атомной бомбардировкой 6 августа 1945 года. Исповедуя философию симбиоза, архитектор объединил в своем дизайне азиатские и западные исторические, а также местные элементы.

Ротонда музея вызывает в памяти классические музейные заведения с куполом начала 1990-х, разве что здесь круглая форма «разорвана» отверстием, откуда можно увидеть панораму города. Интерес Курокава к музеям начался со времен работы над Национальным музеем этнологии (197) в Осаке.

Этот музей искусства из стали и армированного бетона занимает площадь 2282 кв.м. Его открытая центральная планировка служит местом пересечения отсеков галереи, протянувшихся продольно, а остроконечная крыша перекликается с крышами домиков соседней деревни. Камни на площади, окружающие несущие колонны сломанной ротонды, облицованной металлическими панелями, – это остатки разрушенного города у подножия горы.

Архитектура – это возвышенное заявление и выражение идей эпохи, когда она была создана.

Отец Кисё Курокава (1934-2007) стоял во главе японского движения Метаболизм в архитектуре 1960-х. Два V сооружения – Башня-капсула «Накагин» (1972) в Токио и Сони-Тауэр (1976) в Осаке -служат осязаемым напоминанием о важности распространения идей, благодаря которым города и здания с использованием архитектурных элементов массового производства могут органично развиваться Однако его карьера богата и другими творениями.

Курокава стал одним из интеллектуальных архитектурных «предводителей» Японии, окончив Университет Киото в 1957 году и получив ученую степень в Токийском Университете. Его стиль демонстрирует симбиоз современных западных и азиатских форм. В 1962 году он основал собственную компанию, а его удостоенные наград творения можно встретить по всей Японии и в странах Европы, Азии и Америки. Стоит отдельно выделить правительственные здания префектуры Осака (1988) и Спортивный клуб (1990) в Чикаго, международный аэропорт Куала-Лумпур (1998) и пристройку к Музею Ван Гога (1998) в Амстердаме. Музеи и объекты культуры принесли Курокаве наибольшую известность, всего их за его карьеру насчитывается 14.

Хиросимский музей символизирует признание трагедии прошлого, и надежду на будущее страны, которая отражена в предметах современного искусства. Дизайн музея перекликается со скелетообразным развалившимся куполом 1945 года в городском Мемориальном парке Мира.

Он имеет сходство с Кафедральным собором Ковентри Бейзила Спенса (1962) и Берлинской Мемориальной церковью кайзера Вильгельма по проекту Эгона Айерманна (1963). Эти сооружения отдают дань военному прошлому и служат надеждой на светлое послевоенное будущее.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Разомкнутое кольцо указывает на город, куда была сброшена атомная бомба;
  • Центральная часть музея представляет собой разомкнутый круг.
  • В центральной части создана круглая площадка, обрамленная колоннадой.
  • Музей расположен на вершине 50-метровой горы и окружен парком.
  • В здании два подземных и два наземных этажа.
  • Здание облицовано металлическими панелями.
  • Высокие двускатные крыши передают традиции архитектуры Японии эпохи Эдо.
  • В архитектуре активно использован натуральный камень.

Японского архитектора Кисё Курокаву многое связывало с Россией. Он был поклонником архитектуры русского авангарда, в юности влюбился в русскую девушку и хотел даже остаться в России навсегда. Спустя много лет, выиграв международный конкурс 2006 года на проект стадиона футбольного клуба «Зенит» в Санкт- Петербурге, мастер планировал надолго вернуться в Россию, чтобы лично следить за строительством. Однако судьба распорядилась иначе.

Курокава никогда не выглядел на свой возраст и даже в 70 лет оставался в прекрасной физической форме. Он работал без устали, получая заказы в разных странах мира, участвовал в профессиональных конкурсах и читал многочисленные лекции в Японии и за рубежом. Как ему это удавалось? Этот вопрос интересовал журналистов и коллег мастера ничуть не меньше, чем постулаты его знаменитой философии.

Сам архитектор рассказывал, что спит не больше трех часов в сутки, с раннего утра начинает работу в мастерской, заканчивая ближе к одиннадцати, потом до двух часов ночи пишет статьи - и так каждый день. Чтобы выдерживать такой график, он занимался спортом и всегда строил грандиозные планы на будущее.

Знаменитый архитектор родился в 1934 году в японской префектуре Аити. Он изучал зодчество в университетах Киото и Токио. Университет Киото окончил в 1957 году со степенью бакалавра, а в Токио учился под руководством великого Кэндзо Тангэ. Отец Кисё Курокавы тоже был архитектором, но возможность воспользоваться именем родителя молодой Курокава использовал только один раз в жизни, когда в 1962 году регистрировал свое архитектурное бюро.

“Метаболизм” Курокавы

Кисё Курокава вместе с единомышленниками, среди которых были К. Кикутакэ, Ф. Маки, М. Отака, образовал группу, положив начало новому архитектурному направлению - метаболизму. В 1960 году группа впервые выступила на Международном конгрессе дизайна в Токио с манифестом «Метаболизм 1960 - предложения нового урбанизма». Ее члены проводили аналогию между живым организмом и городом, который тоже способен расти и меняться. По их мнению, архитектура, подобно биологическим структурам, не должна быть статичной: так как с течением времени многие ее элементы изнашиваются и приходят в негодность, их необходимо заменять на новые. Метаболистов интересовало не обособленное, замкнутое в себе здание, а групповая форма, служащая структурным каркасом. Такой форме не может повредить уменьшение, увеличение или изменение заполняющих ее элементов. Закрытым и завершенным системам метаболисты противопоставляли открытые и готовые к дальнейшему росту.

Метаболический подход к архитектуре, с одной стороны, футуристичен, так как постулирует создание среды, которая может адаптироваться ко всем изменениям в жизни людей. С другой стороны, метаболизм - это обращение к истокам и традициям японской культуры, в которой сформировалась концепция дома как принципиально временного объекта. Как правило, быстро воздвигаемый, он мог столь же быстро разрушиться (или быть разобранным).

То же можно сказать и о повседневных вещах, ведь лишь немногие из них изготовлялись с расчетом на прочность и долговечность: изношенные соломенные сандалии заменялись новыми на каждом этапе путешествия; платья состояли из отдельных кусков материи, скрепленных так, чтобы их можно было без труда распороть для стирки; татами на полу заменялись каждую осень и т. д. Архитектурные сооружения, которые также возводились без расчета на длительное существование, строились из легко- и быстрозаменяемых стандартных элементов. Таким образом, постоянное обновление стало залогом устойчивости культуры Японии.

Первые проектные эксперименты метаболистов были посвящены городу будущего и отражали общемировую тенденцию футурологических поисков тех лет. Кисё Курокава, создав в начале 1960-х проекты городастены и города-спирали, исследовал в них возможности трехмерного развития городских инфраструктур.

Главный проект архитектора, в котором воплощены идеи метаболизма, - капсульная гостиница «Накагин», строительство которой завершилось в 1972 году. Здание состоит из двух бетонных башен с закрепленными на них 144 стальными модулями-капсулами. Каждая капсула представляет собой компактную квартиру для одного человека, где есть кровать, маленький встроенный письменный стол, шкаф и небольшая душевая кабина.

Развитие идей капсульной архитектуры можно увидеть на примере офисной башни компании «Сони» в Осаке. Десятиэтажное здание соединило в себе стабильную основу и капсульную структуру. Капсулы здесь такого же размера, как и у гостиницы «Накагин», но изготовлены из нержавеющей стали. На фасаде присутствуют стальные панели, стекло, мрамор и медные пластины. В башне «Сони» реализовался основной принцип метаболизма. Кстати, в начале 1990-х годов все капсулы в ней были заменены. Здание отмечено многими профессиональными наградами, став примером устойчивой архитектуры.

Приверженность идеям капсульной архитектуры Курокава показал, проектируя собственное жилище. Летний дом архитектора, построенный в японском поселке Каруидзава в 1974 году, назван автором «Капсульный дом К». Он представляет собой миниатюрную бетонную башню, к которой подвешены четыре стальные капсулы. В них размещены две спальни, кухня и чайная комната. Связывает эти комнаты гостиная в центре бетонной башни.

Капсульный дом отличает предельно лаконичный внешний вид и чрезвычайно уютный интерьер, выдержанный в традиционном стиле с использованием натурального дерева (что не помешало капсуле-кухне быть оснащенной по последнему слову техники). Постройка Курокавы, ставшая одним из символов японского метаболизма, в свое время также послужила экспериментальным подтверждением грамотной организации маленького пространства и органичной взаимосвязи всех его частей.

Серый цвет

Раскрывая представления о красоте в культуре Японии, мастер создал собственную философию архитектуры, основанную на включении в произведение «серых зон». Он умышленно апеллировал к серому цвету и «серым зонам» в здании, делая акцент именно на них. Под «серой зоной» Курокава понимал промежуточное пространство, которое нельзя отнести ни к внешнему, ни к внутреннему - оно является срединным элементом, той промежуточной зоной, которая помогает взаимопроникновению противоположностей, гармонизируя их.

Своим творчеством архитектор демонстрировал возможности серого цвета, отказываясь от ярких красок в пользу более сдержанных серых оттенков. Серый предъявляется в работах мастера как цвет, создающий в архитектурных произведениях качественные характеристики, наполняющий их содержательными образами, встраивающий произведения в ряд традиционно осмысляемых. Выбранный цвет подчеркивает естественную фактуру используемых материалов - бетона, металлических конструкций. Прежде всего именно цветовое решение раскрывает понимание архитектором традиций своей культуры и способствует более полному восприятию его творений.

В здании банка в Фукуоке (1975) промежуточное пространство образуется выносом крыши над одним из боковых фасадов. Архитектор рассматривает получившуюся «серую зону» как соответствующую тем же функциям, которые брала на себя энгава - открытая галерея традиционного японского дома. Как в прохладной тени энгавы можно пообщаться с гостями, так и в сером пространстве банка в Фукуоке создана атмосфера, удобная для общения людей. Это подтверждает преемственность функционального назначения «серой зоны» по отношению к галерее, опоясывающей традиционный дом. Не только функциональное соответствие, но и содержательные характеристики связывают энгаву традиционного дома и «серую зону» банка.

Так же как энгава помогает избежать воздействия внешнего мира на замкнутое жилое помещение, так и «серая зона», созданная Курокавой, позволяет посетителям уйти от беспорядка шумной улицы и сухости деловой атмосферы банка. Лаконичная форма постройки олицетворяет простоту и надежность, столь актуальные в банковском деле. Здание в виде куба имеет высоту 45 метров, его верхняя часть, опирающаяся на мощный угловой устой, нависает над открытой площадкой. Таким образом архитектор создал органичный переход между самим зданием, его интерьером и городским пространством.

Развитие идей серого пространства прослеживается в Национальном музее этнологии (1977). Он представляет собой группу крытых галерей с внутренним двором, организованных в архитектурное целое центральным объемом бóльших размеров. Каждый отдельный элемент ансамбля поднят над уровнем земли, продолжая таким образом традиции японского строительства и создавая внутри «серое пространство». Серый цвет здания сочетается с игрой теней в интерьере. «Мой интерес к цвету, - писал Курокава, - сконцентрирован на нечувствительном состоянии продолжительности, получающемся в результате сталкивания двух противоположных элементов и нейтрализации друг друга таким способом, что два цвета исключают друг друга в тени».

Тень, окутывающая интерьер, создает серое пространство. Различие теней архитектор подчеркивает разными материалами: алюминий, гранит и т. д. Это порождает игру воображения, насыщает художественное произведение образами и отсылает к наполняющим полутень смыслам, до сих пор понятным представителям японской культуры.

Павильоны и выставки

Кисё Курокаву неоднократно приглашали создавать архитектурные проекты, призванные формировать образ Японии перед мировым сообществом. Именно такая задача ставится перед архитектурой Всемирных выставок. Курокава разработал несколько тематических павильонов на Экспо-70, прошедшем в Осаке. Например, павильон фирмы «Такара» продемонстрировал основополагающие принципы японского метаболизма. Сооружение состояло из сборных «этажерок», наполняемых жилыми элементами, тем самым имея неограниченные возможности по увеличению или уменьшению частей конструкции.

Так как все единицы структуры изготавливали заранее, то сооружение полностью можно было собрать в кратчайшие сроки. Поэтому павильон «Такара» Кисё Курокавы установили на участке Экспо за одну неделю. Сборка представляла собой простые действия: подъем блока, его размещение и закрепление задвижками. Идея неограниченной модификации сооружения (при необходимости) - основополагающая для метаболизма, она вводит жизнь здания в жизнь города, позволяя сооружению не остаться достижением прошлого или мечтой будущего, а всегда быть современным.

Выставочная территория Экспо-85, прошедшего в Цукубе, была разбита на восемь блоков, концепцию каждого разрабатывали разные архитекторы. Кисё Курокава отвечал за организацию блока G. Так как блок G в плане узкий и длинный, то архитектор решил его в виде улицы, проходящей по его оси. Вдоль улицы и должны были расположиться павильоны. Одну сторону отвели для стран-участниц - их сооружения пестрели яркими красками и показывали разнообразие форм, восходящих к национальным традициям каждой страны. На противоположной стороне Курокава предполагал разместить японские павильоны. Чтобы обыграть эту ситуацию, достаточно непростую в художественном отношении, архитектор решил вообще отказаться от цвета в оформлении японских павильонов своего блока.

Идея сработала на все сто процентов благодаря созданию яркого и беспрецедентного контраста: на иностранные павильоны, боровшиеся между собой за наиболее эффектные цветовые решения, смотрели черно-белые павильоны Японии. Именно этот контраст Курокава сумел сделать выигрышным для своей страны. При отсутствии цвета сторона улицы с сооружениями Японии была безукоризненна с точки зрения эстетики. Своим обликом постройки демонстрировали каноны красоты, которых придерживаются при возведении жилых домов в Стране восходящего солнца.

Павильоны мастера в наибольшей степени (среди всех японских блоков на выставке) передавали национальный характер выставочной архитектуры в традиции стиля сукия. Согласно ему, интерьеры павильонов были выдержаны в духе изящной простоты и сдержанности. Они соединяли в себе пустое серое пространство, лишенное каких-либо украшений, с рамочной структурой стен, в которую были вставлены белые панели, напоминающие фусуму и сёдзи (внешние и внутренние перегородки традиционного японского дома). В сумерках эти павильоны снаружи воспринимались как серое пространство, однако внутри стены-панели подсвечивались - так благодаря эффекту обтягивающей сёдзи бумаги, пропускающей в традиционный дом приглушенный свет, создавался теплый интерьер.

После окончания работы любой Всемирной выставки ее площадка освобождается от национальных павильонов и получает вторую жизнь. На территории Экспо-70 в Осаке по проекту Кисё Курокавы в 1977 году был возведен Национальный музей этнологии. Главный акцент мастер сделал на смыслах и символах, раскрывающихся внимательному зрителю. В этом произведении отразилась философия Курокавы, соединившего элементы разных культур в единый художественный образ.

Проект аэропорта в Куала-Лумпуре

Лучшие идеи архитектурного метаболизма легли в основу проекта аэропорта Куала-Лумпура. Новое здание главных воздушных ворот Малайзии было призвано заменить устаревший к тому времени аэропорт Субэнги. К обновлению визитной карточки столицы Малайзии предъявлялись особые требования. Необходимо было создать крупнейший в мире аэропорт с пятью взлетно-посадочными полосами, который мог бы стать одним из трех воздушно-транспортных узлов Азии.

Аэропорт Куала-Лумпура. Фрагмент
с метеорологической башней

При разработке облика будущего аэропорта Кисё Курокава постарался учесть все самые разнообразные нюансы в удобстве и пользовании им персоналом и пассажирами, превратив сооружение в чудо инженерной техники. Между двумя терминалами заработало первое в мире полностью автоматизированное сообщение. Аэропоезд без машиниста сразу же стал настоящей сенсацией и главной достопримечательностью аэропорта. Кроме того, здесь также начали действовать мультирегистрация, бесплатный кинозал и массажные кабинеты. Скоростные лифты и движущиеся дорожки, обилие зелени и света, множество других важных и полезных технических новшеств дополнили облик аэропорта столицы Малайзии, сделав его одним из самых известных и популярных, уверенно входящих в десятку лучших в мире.

Основной терминал - четырехуровневая постройка, спроектированная таким образом, что в любое время готова к расширению. Многократно повторяющиеся оболочки напоминают традиционные исламские купола, стремясь передать симбиоз передовых технологий и мусульманской традиции. Эта идея раскрылась и в интерьере, где также встречаются исламские мотивы. Красивые трехмерные геометрические фигуры на потолке поддерживаются вытянутыми разноцветными колоннами, расширяющимися книзу.

Интересно устроено освещение, придающее аэропорту особенный характер. В зале аэропорта разбит настоящий тропический сад, становящийся центром притяжения для многих пассажиров. Масштабное озеленение послужило примером знаменитого симбиоза Курокавы - гармонии архитектуры и природы. Аэропорт Куала-Лумпура до сих пор считается самым лучшим экологически чистым аэропортом в мире.

В 2000 году завершилось строительство первого Музея динозавров в Японии, который является также и крупным научным центром. Неслучайно для его размещения был выбран город Кацуяма префектуры Фукуи - именно там осуществлялись крупнейшие в Японии раскопки доисторических останков. Основное здание имеет обтекаемую форму, с использованием простых геометрических фигур. Очень интересно организовано пространство здания. Войдя в музей, посетители на длинном эскалаторе спускаются на первый этаж, где выставлены окаменелости ранней известной жизни на Земле.

В подземном уровне размещены экспозиции окаменелостей в скальной породе непосредственно на месте обнаружения. Оттуда посетители могут подняться к главному выставочному залу, который включает экспозицию окаменелостей динозавра. Стеклянный купол послужил огромным выставочным залом. В музее есть различные диорамы с автоматизированными динозаврами, которые могут двигаться и издавать звуки. Четыре уровня здания связаны между собой современной системой лестниц и эскалаторов, напоминающей скелет крупного доисторического животного.

Генплан Астаны

Один из самых масштабных проектов Курокавы - разработка генерального плана Астаны, новой столицы Казахстана. Этот конкурс стал одной из главных профессиональных побед архитектора. Когда Нурсултан Назарбаев решил перенести столицу из Алма-Аты, он разослал приглашения многим знаменитым архитекторам. Принципиальной идеей в проекте Курокавы была гармония городской и природной среды. Архитекторы, работавшие над генпланом до этого, хотели сделать русло реки архитектурной осью города. Курокава же посчитал подобное решение большой ошибкой, ведь мегаполис за несколько лет загрязнил бы жизненно важную артерию целого региона. Подход архитектора, настаивавшего на первостепенной важности природного контекста, понравился казахстанским властям.

В конце 1990-х - начале 2000-х годов важной страницей творческой биографии Курокавы стало проектирование стадионов. В 1996 году мастер создал проект главного стадиона для японского города Оита, который должен был принять чемпионат мира по футболу в 2002 году. Масштабный комплекс представляет собой главное сооружение, фитнес-центр, бассейн, две многофункциональные спортивные площадки, 11 теннисных кортов и т. д. Главный стадион отличается выдвигающейся крышей, позволяющей его модифицировать и использовать круглый год. Благодаря пологим кривым линиям сферическая форма стадиона безукоризненно вписана в окружающий пейзаж. Архитектор предложил использовать в конструкции тефлоновые мембранные панели, что на 25 % сократило бы потребность в искусственном освещении днем.

В 1997 году Курокава разрабатывает проект стадиона для города Тойота. При создании проекта предполагалось, что Тойота станет одним из 15 претендентов на проведение полуфинальных игр Кубка мира. Поэтому стадион рассчитывался на 60 000 зрителей. Позже город выбыл из гонки, проект пришлось пересматривать и сокращать количество зрителей до 45 000. Даже несмотря на уменьшение габаритов сооружения, можно оценить талант мастера. Под строительство был предоставлен небольшой участок рядом с рекой. По оценкам специалистов, на такой территории было практически невозможно вместить стадион с нужными характеристиками, поэтому проект просчитывался до миллиметра.

Проект Крестовского стадиона в России

Стадион, спроектированный знаменитым японским архитектором, должен был появиться и в России после конкурса 2006 года. Творением Курокавы «Космический корабль» предполагалось заменить , который занимал тогда клуб «Зенит». Правда, некоторые элементы памятника сталинской архитектуры планировалось сохранить. Одним из условий участия в конкурсе являлось наличие у претендентов реализованных проектов стадионов. Как известно, в Японии Курокава уже строил стадионы «Оита» и «Тойота», да и среди участников конкурса он был, пожалуй, самым именитым архитектором.

Проект Кисё Курокавы отличала сдержанность и элегантность. Вид эффектной белой конструкции с моря напоминал многоярусный океанский лайнер, а при взгляде сверху стадион походил на летающую тарелку. Чашу трибун перекрывал купол с силуэтом восьмимачтового парусника. Проект предполагал использование высоких технологий. Раздвижная кровля стадиона была снабжена мембранной структурой, надуваемой горячим воздухом для таяния снега. За многими элементами, в том числе за кровлей, планировался дистанционный контроль из Токио. Выдвижное футбольное поле могло уезжать за пределы стадиона с целью обеспечения свежего покрытия круглый год.

Кисё Курокава у себя на родине стал настоящей легендой, а в других странах его профессиональный авторитет считался бесспорным. Притом что главный офис его архитектурной фирмы находится в Токио, она имела филиалы в Осаке, Нагое, Астане, Куала-Лумпуре, Пекине и Лос-Анджелесе. По проектам мастера построено более 50 объектов разного назначения, его концепции и планы легли в основу генпланов четырех новых городов. Курокава написал 20 книг и огромное количество статей. Он был награжден всеми возможными профессиональными премиями и наградами, за исключением разве только Притцкеровской.

Из 38 национальных и международных конкурсов, в которых принял участие Курокава, в 34 он занял первое место. Сам мастер всегда говорил, что не заботится о создании «стиля Курокавы». Несмотря на это, его постройки несложно узнать. Они яркие и неповторимые, но всегда подчеркнуто сдержанные. Они и современные, и сохраняющие главные традиции японской культуры.