Шагал Марк: картины с названиями. Марк Шагал: творчество. Самые известные картины марка шагала Шагал жанр живописи

Шагал Марк Захарович (1887-1985) – художник еврейского происхождения, творивший в России и во Франции. Занимался живописью, графикой, сценографией, увлекался написанием стихов на идише. Является ярким представителем авангардизма в художестве ХХ века.

Детские и юношеские годы

Настоящее имя Марка Шагала – Моисей. Он появился на свет 6 июля 1887 года на окраине города Витебска (сейчас это республика Беларусь, а в то время Витебская губерния принадлежала Российской империи). В семье он был первым ребёнком.

Отец, Шагал Хацкель Мордухович (Давидович), работал приказчиком. Мама, Фейги-Ита Менделевна Чернина, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Отец с матерью между собой были двоюродными братом и сестрой. У Марка было ещё пять младших сестёр и брат.

Большую часть детства Марк провёл у бабушек с дедушками. Начальное образование, как и было принято у евреев, получил на дому. В возрасте 11 лет Шагал стал учеником 1-го Витебского четырёхклассного училища. С 1906 года обучался живописи у витебского художника Юделя Пэна, который держал собственную школу изобразительного искусства.

Петербург

Марку очень хотелось обучаться дальше изобразительному искусству, он просил отца дать ему денег на учёбу в Петербурге. Тот швырнул сыну 27 рублей, налил себе чаю и самодовольно потягивая, сказал, что больше нет и ни копейки он ему больше не пришлёт.

В Петербурге Марк стал обучаться в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где занимался два сезона. Школой этой руководил русский художник Николай Рерих, Шагала взяли на третий курс без сдачи экзаменов.

После Рисовальной школы он продолжил обучаться живописи в частной школе. Двое его витебских друзей тоже учились в Петербурге, благодаря им Марк стал вхож в круг молодых интеллигентов, поэтов и художников. Шагал жил очень бедно, на жизнь ему приходилось день и ночь зарабатывать, трудясь в качестве ретушера.

Здесь в Петербурге Шагал написал две свои первые знаменитые картины «Смерть» и «Рождение». И ещё у Марка появился первый почитатель творчества – знаменитый в то время адвокат и депутат Госдумы Винавер М. М. Он приобрёл у начинающего художника два полотна и дал стипендию для поездки в Европу.

Париж

Так в 1911 году на полученную стипендию Марку удалось поехать в Париж, где он знакомился с авангардным творчеством европейских поэтов и художников. В этот город Шагал влюбился сразу, он называл Париж вторым Витебском.

В этот период, несмотря на яркость и неповторимость его творчества, в картинах Марка чувствуется тонкая нить влияния Пикассо. Работы Шагала начали выставлять в Париже, а в 1914 году должна была состояться его персональная выставка в Берлине. Перед таким значимым в жизни художника событием Марк решил съездить в отпуск в Витебск, тем более как раз выходила замуж его сестра. Он поехал на три месяца, а задержался на 10 лет, всё перевернула начавшаяся Первая мировая война.

Жизнь в России

В 1915 году Марк был служащим военно-промышленного комитета Петербурга. В 1916 году он работал в Еврейском обществе поощрения художеств. После 1917 года Шагал уехал в Витебск, где был назначен на должность уполномоченного комиссариата по делам искусств в Витебской губернии.

В 1919 году Марк способствовал открытию в Витебске художественного училища.

В 1920 году художник переехал в Москву, где устроился на работу в Еврейский камерный театр. Он был художественным оформителем, сначала Марк разрисовывал стены в вестибюле и аудиториях, потом делал эскизы сценических костюмов и декораций.

В 1921 году он устроился на работу в еврейскую трудовую школу-колонию для беспризорных детей, которая находилась в Малаховке. Марк работал там преподавателем.

Всё это время он не переставал творить, из-под его кисти вышли такие знаменитые на весь мир полотна:

  • «Я и моя деревня»;
  • «Голгофа»;
  • «День рождения»;
  • «Прогулка»;
  • «Над городом»;
  • «Белое распятие».

Жизнь за границей

В 1922 году с женой и дочерью Шагал эмигрировал из России, сначала они уехали в Литву, потом в Германию. В 1923 году семья переехала в Париж, где через 14 лет художнику дали гражданство Франции.

В период Второй мировой войны он по приглашению американского Музея современного искусства уехал в США подальше от оккупированной нацистами Франции, вернулся он в Европу лишь в 1947 году.

В 1960 году художника наградили премией Эразма.

С середины 60-х годов Шагал увлёкся мозаикой и витражами, скульптурой, шпалерами, керамикой. Он разрисовывал парламент Иерусалима и Парижскую Гранд-оперу, Метрополитен-оперу в Нью-Йорке и Национальный банк в Чикаго.

В 1973 году Марк приезжал в СССР, где посетил Москву и Ленинград, в Третьяковке состоялась его выставка, он подарил галерее несколько своих произведений.

В 1977 году Шагал получил наивысшую французскую награду – Большой крест Почётного легиона. В год 90-летия Шагала выставка его произведений прошла в Лувре.
Марк умер во Франции 28 марта 1985 года, где он и похоронен на кладбище прованского городка Сен-Поль-де-Ванс.

Личная жизнь

В 1909 году в Витебске приятельница Шагала Тея Брахман познакомила его со своей подружкой Бертой Розенфельд. Он в первую же секунду знакомства понял, что эта девушка для него всё – его глаза, его душа. Он был уверен сразу же, что перед ним его жена. Он ласково называл её Беллой, она стала для него единственной и неповторимой музой. Со дня их знакомства тема любви заняла в творчестве Шагала главное место. Черты Беллы можно узнать почти во всех изображённых художником женщинах.

В 1915 году они поженились, а в следующем 1916 году на свет появилась их малышка Ида.

Белла была главной любовью в его жизни, после её смерти в 1944 году, он запрещал всем говорить о ней в прошедшем времени, как будто она куда-то вышла и сейчас вернётся.

Второй супругой Шагала стала Вирджиния Макнилл-Хаггард, она родила художнику сына Дэвида. Но в 1950 году они расстались.

В 1952 году Марк женился третий раз. Его супруга Вава – Валентина Бродская – владела в Лондоне салоном моды.

Россия в судьбе и творчестве Марка Шагала

Жизнь Марка Шагала - это история целой эпохи, в которой вмещаются все главные события мировой истории ХХ века. Все, что было пережито в прошлом столетии, отразилось в богатом творчестве этого художника.

Среди множества сюжетов есть один, который сопровождает все творчество Шагала, - это родной город Витебск. Дома с двускатными крышами, Спасо-Преображенский храм, который виднелся из родительских окон, скрипачи на крышах, козы и коровы - все эти образы из детства переходят из картины в картину и вместе создают тот особый шагаловский мир на холсте.

Тема России в творчестве Шагала отражается не только в сюжетных мотивах, но также в особом укладе жизни начала ХХ века, который во многом был воспринят Шагалом от своих учителей - русских художников.

Обучение в России

Первым учителем Шагала стал художник Юрий Пэн, открывший в Витебске частную художественную студию. Он был выходцем из императорской академии искусств в Санкт-Петербурге, воспитанником Павла Чистякова и развивал реалистические традиции в живописи.

В своей автобиографической книге Шагал утверждает, что обучался у Пэна два месяца, однако многие исследователи сходятся во мнении, что на самом деле срок его обучения составил около пяти лет (он начал посещать студию в четырнадцать лет и занимался в ней до девятнадцати лет). Несмотря на то, что собственный стиль у Шагала еще не сформировался, этот период очень важен в становлении Марка как художника.

Юрий Пэн обращал внимание своих учеников на этнографические детали, призывал их запечатлевать окружающий мир во всем его многообразии: покосившиеся от времени заборы, складки талеса, которые покрывают морщинистое лицо старого еврея, множество бытовых сценок - он доказал на примере собственных работ, что подобные сюжеты могут стать объектом искусства.

Юрий Пэн. "Домик с козочкой" (1920-е годы)

Однако Шагала не удовлетворял академический стиль, прививаемый Пэном. Живопись, которую он хотел создавать, отличалась от нарочитого реализма, унаследованного его учителем от передвижников. Поэтому он покидает родной город и приезжает в Петербург.

Не поступив в Академию Штиглица в 1907 году, Шагал отправляется в школу Общества поощрения художеств, руководимую Николаем Рерихом. Художник и участник самого знаменитого художественного объединения своего времени "Мир искусств" Рерих провел глобальную реформу образовательной программы ОПХ.

Он ввел такой предмет, как история искусств, организовывал на регулярной основе экскурсии по русским деревням для знакомства учеников с мастерами кустарного дела, открыл мастерские керамики, деревянной скульптуры, витражной росписи, а также классы музыки и хорового пения. Кроме того, Рерих в это время находился под большим влиянием искусства Гогена (чьи картины он впервые увидел в Париже в 1901 году). Яркость цвета, декоративные мотивы и выбор экзотичного сюжета - вот то, чем вдохновлял французский живописец.

Николай Рерих. "Заморские гости". Серия "Начало Руси. Славяне" (1901 год)

Восхищение учителя творчеством Гогена не прошло незаметным для Шагала. Об этом можно судить по двум работам, которые он создает в 1908 году: "Автопортрет с красной маской" и "Портрет девочки на диване" (ныне обе работы находятся в собрании Центра Жоржа Помпиду).

На портрете, где Марк изображает себя, есть одна деталь, которая не сразу бросается в глаза, - это борода и усы, которых в то время не было у Шагала. А на автопортрете Гогена 1889 года, который находился в собрании у Сергея Щукина, есть те самые признаки маскулинности, которые приписывал себе Шагал. Кроме того, у Гогена краска на холсте распределена неравномерно, сквозь масляный слой можно видеть жесткую фактуру грубого холста. Такой же прием можно разглядеть и в работе Шагала.

Другая картина Шагала "Девочка на диване" (второе название - "Портрет сестры Марьяски") близка к работе Гогена "Цветы Франции" 1891 года. Об этом говорят схожие композиции: фигуры изображены на фоне плоской стены и расположены в левой части холста, напротив - ваза с цветами.

Изображая свою сестру с короткими волосами и в шляпе, Шагал уподобляет ее герою картины Гогена - юноше с короткой стрижкой и в соломенной шляпе.

Поль Гоген. "Цветы Франции" (1892 год)

Достаточно быстро Шагал решает покинуть Общество поощрения художеств. В книге "Моя жизнь" он напишет: "Два года ушли даром". Такой вывод можно объяснить главным образом тем, что Шагал ощущал свою избранность, а беспристрастное отношение учителя к работам своего ученика вызывало у него разочарование в самой системе образования.

Тем не менее за время обучения у Рериха он знакомится со своим будущим покровителем, влиятельным депутатом Думы Максимом Винавером. Благодаря его материальной поддержке Шагал поступает в престижную художественную школу им. Е.Н. Званцевой.

Марк Шагал. "Букет возле окна" (1959 1960 годы)

Здесь его учителем и кумиром был Лев Бакст, известный театральный художник, прославившийся своими декорациями для балетов Дягилева. В это время Бакст находился под впечатлением от поездки в Грецию, куда он отправился в 1907 году вместе с Валентином Серовым. Искусство Древней Греции так сильно подействовало на него, что он решил пересмотреть свои взгляды на классическое искусство.

Так появилась концепция "искусства будущего", ориентированная на творчество архаичных художников: рисунок должен быть свободным, как у детей, а цвета яркими и будоражащими. Бакст превозносил символическое значение художественных форм, способных, по его словам, возвысить простые предметы, как это можно увидеть в детских рисунках и примитивистском искусстве.

"Новые художники должны быть наглыми, дерзкими и грубыми… Новое искусство должно быть примитивным и грубым, оно не может переносить изысканности и эстетства", - утверждал Бакст. Однако его работы не походили на примитивистское искусство. Скорее, они отличались особой рафинированностью и изяществом линий.

И все-таки именно в это время Шагал выбирает для своего творчества стиль примитивизма. При этом сюжетом его картин становятся такие философские понятия, как "смерть" и "рождение".

Марк Шагал. "Наваждение" (1943 год)

Так, в картине "Покойник", где впервые цвета у Шагала становятся символичными, выбор сюжета связан одновременно с событиями, свидетелем которых он стал в детстве, а также с театральными постановками, где герои умирают, чтобы затем выйти на поклон аплодирующим зрителям.

Вы смотрите на картину и видите не ужас смерти, а настоящий спектакль со множеством ироничных деталей: женщину с поднятыми руками, скрипача на крыше, мужчину, ныряющего в деревянную избу, и равнодушного дворника, который, несмотря ни на что, продолжает выполнять свою ежедневную работу. За примитивистским планом этой картины скрывается множество символических деталей, связанных с русским фольклором и образами памяти. Синтез этих компонентов составляет в дальнейшем художественный язык Марка Шагала. Как писал один из первых биографов Яков Тугендхольд, "Шагал в маленьком провинциальном быту улавливает… некое великое бытие".

Итогом петербургского периода можно рассматривать картину "Рождение". Здесь есть и грубоватая житейская прозаичность - художник с откровенностью показывает бытовые детали торжественного появления человека на свет, и в то же время здесь легко считывается аллюзия на евангельский мотив Рождества Христова. Канонический христианский сюжет разыгрывается здесь в жанрово-местечковом исполнении. При этом рождение представлено художником как акт великого жизнетворчества, преображающий житейскую обстановку.

Марк Шагал. Триптих "Сопротивление. Воскресение. Освобождение" (1937 1952 годы)

Рождение в Париже

Конечно, когда в школе объявили о скором отъезде Бакста в Париж (для оформления дягилевских балетов), Шагал был обескуражен. Любимый преподаватель покидает Россию - что тогда остается его ученику? Ответ на этот вопрос был для него очевиден, и поэтому Шагал решает отправиться вслед за своим кумиром в Париж.

Художественные достоинства мировой столицы искусств не вызывали сомнения, Шагал не ошибся: Париж стал его "вторым Витебском". Он обрел свой стиль, палитра стала ярче, и главное - здесь сформировался тот особый круг тем, который тесным образом связан с жизнью в России.

В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Прежде всего он отправляется в Лувр. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Немного позже произошло знакомство с произведениями современников - представителей парижской школы тех лет. И спустя полгода после переезда Шагал имел в своей мастерской несколько полотен, отражавших опыт освоения кубизма. Но художнику было чуждо хладнокровное разложение окружающего мира на геометрические формы, кубизм нужен был Шагалу для передачи необычных образов из памяти, которые наслаивались бы друг на друга, создавая ощущение видений из "прошлой" жизни в России.

Так, в его программной работе парижского периода "Я и деревня" 1911 года композиция построена по принципам кубизма. Здесь есть разделение на сектора и просвечивание одного сюжета в другом. Голова ягненка становится пространством для сцены дойки коровы, дома, люди перевернуты с ног на голову, лицо главного персонажа окрашено в зеленый цвет - все детали этой картины созданы из памяти и подчиняются той высшей реальности, что стоит за видимым миром, где воспоминания становятся символами.

"Однажды в Париже мне, наконец, удалось выразить радость, похожую на удовольствие от еды, которую я иногда чувствовал в России, - радость моих детских воспоминаний о Витебске", - пишет Шагал.

Выставка "Шагал. Мастер модерна" в музее Кунстхаус в Цюрихе, 2013 год

Несмотря на то, что Шагал живет в Париже в мастерских La Ruche ("Улей"), где собирались художники и скульпторы со всего света (здесь работали Модильяни, Хаим Сутин, Осип Цадкин и др.), витебский мастер практически ни с кем не общается из своих скандальных соседей. Зато он достаточно быстро сводит знакомство с поэтами-авангардистами. Сандрар Блез, Гийом Аполлинер становятся близкими друзьями художника, они помогают ему в организации выставок и активно продвигают Шагала на страницах местных СМИ.

В благодарность за оказанную поддержку Шагал создает картину "Посвящается Аполлинеру". Основу композиции составляет гигантский круг с разделением на сегменты, на его фоне изображен гермафродит, чье туловище сверху разделяется на мужскую и женскую фигуры. Эзотерический смысл этой работы давал самые разные прочтения - в этом отражается стремление Шагала изучать искусство из самых разных культурных источников.

Как пишет о Шагале поэт Андре Бретон в работе "Генезис и художественная перспектива сюрреализма": "Тотальный лирический взрыв восходит к 1911 году. Именно с этого момента метафора, только у него, отмечает свой триумфальный вход в современную живопись".

Марк Шагал. "Желтая комната" (1911 год)

Всплеск художественного самовыражения связан не только с освоением уроков фовизма и кубизма, но и в первую очередь с определением собственного стиля, который смог выдержать все теоретические испытания и сохранить свою индивидуальность. Особенность языка Шагала - это выбор определенных тем: мотивы России, портреты родственников-евреев, пейзажи родного города Витебска. Каждую свою работу художник наполняет особой духовностью, символикой и мистицизмом, которым отличается сама русская культура.

В 1914 году Шагал возвращается в Витебск. Он вновь в кругу близких на родной земле. Он женится на Белле, с которой познакомился еще до своего отъезда в Париж и о которой мечтал все эти годы разлуки. Именно с ней связан один из самых совершенных образцов любовной лирики ХХ века.

Марк Шагал за мольбертом в своем ателье. Художнику позирует его жена Белла, позади мастера - его дочь Ида. Париж, 1927 год

Берта Розенфельд (именно так звучит ее настоящее имя) была незаурядной женщиной. Она получила прекрасное образование, занималась актерским мастерством в студии Константина Станиславского, но не смогла продолжить обучения из-за травмы спины и вынуждена была вернуться в родной Витебск, где и встретила будущего мужа.

Ощущение личного счастья запечатлено Шагалом в картинах "Над городом", "Прогулка" и "День рождения".

Марк Шагал. "Над городом" (1918 год)

После революции 1917 года у евреев появляются новые возможности и права - они получают паспорта и могут участвовать в политической жизни России. Кажется, теперь счастье станет всеобщим.

Анатолий Луначарский, с которым Шагал познакомился еще в Париже, ныне народный комиссар просвещения, которому поручено осуществлять в России Ленинский культурный план. Он предлагает Шагалу должность уполномоченного по делам искусств в Витебске. Шагал не раздумывая соглашается.

Не покладая рук он работает на создание первого художественного музея Витебска и первой художественной школы. Приглашает для преподавания своего первого учителя Юрия Пэна, Эля Лисицкого (также ученика Юрия Пэна), Казимира Малевича. С последним происходит конфликт, который заканчивается отъездом Шагала в 1920 году в Москву. Однако при анализе творчества двух художников становится ясно, что антагонизм был неизбежен.

В Москве Наркомпрос дает Шагалу возможность устроиться с семьей в небольшом подмосковном поселке Малаховка, где с 1919 года находилась колония для детей-сирот, оставшихся без родителей после еврейских погромов на Украине 1919 года. Здесь он преподает рисование и параллельно начинает работать над созданием декораций для камерного еврейского театра.

Марк Шагал на уроке рисования в колонии для беспризорных детей. Малаховка, 1921 год

Руководители театра Алексей Грановский и Абрам Эфрос поручили Шагалу расписать интерьер их первого здания. На исполнение работ ему дали полтора месяца, и за этот короткий срок он создал собственный мир, или, как говорили современники, "шагаловскую шкатулку".

Главным панно было "Введение в еврейский театр", напротив него - фриз "Свадьба", под ним в простенках между окнами находились четыре вертикальные картины: "Музыка", "Танец", "Театр", "Литература". Слева от входной двери - панно "Любовь на сцене".

В ансамбль также входили плафон и занавес. Когда зритель попадал в зал, он оказывался как бы внутри разноликого волшебного мира. Для Шагала, как и шекспировского героя, "весь мир - театр". Его вселенная пляшет, танцует и радуется простому бытию.

Панно "Введение в еврейский театр" (1920 год)

Видимо, предчувствуя свой скорый отъезд, Шагал вкладывает в последнюю работу на родине всего себя. В панно есть истории из личной биографии, есть и сам Шагал, которого вносит на руках в театр Абрам Эфрос, есть портреты любимых - Беллы и дочери Иды, есть надписи на идише - это имена предков Шагала. Метафорический мир театра становится аллегорией самой жизни художника.

К сожалению, эти работы ни режиссер, ни зрители не смогли оценить по достоинству. Разочарованный в новом режиме и в неприятии им искусства магии и волшебства Шагал навсегда покидает Россию. Теперь связь с родиной будет существовать только в живописных образах его картин и личных воспоминаниях.

Если мы попросим вас назвать одну картину Марка Шагала, гарантируем: вы назовете полотно «Над городом». А вы видели, насколько поздние картины художника отличаются от ранних работ? Вы знали, кого он рисовал во всех своих женских образах и когда начал предугадывать опасность для жизни евреев? KYKY совместно с брендом Бульбашъ®, который выпускает новогодний календарь, посвященный беларускому изобразительному искусству, решил изучить десять работ Шагала, чтобы помнить тех, кем стоит гордиться. Ну и чтобы было, чем козырнуть в светской беседе в компании эстетов.

«Старушка с клубком», 1906 год

В 1906 году, в год, когда была написана эта картина, Марк Шагал учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, а затем переехал в Петербург.

ВЫ ЧИТАЕТЕ ЭТОТ МАТЕРИАЛ БЛАГОДАРЯ БРЕНДУ бульбашъ®

В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей - единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, - я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги - отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Николай Рерих. В школу с таким нежным названием, кстати говоря, его приняли без экзамена сразу на третий курс. А «Старушка с клубком» – картина Шагала, очень характерная для описанного периода жизни художника. Чистый экспрессионизм, в котором выражение преобладает над изображением.

«Модель», 1910 год

Когда Шагал написал «Модель», он уже жил в Париже. В этом периоде своей жизни он познакомился с новыми для себя направлениями художественного искусства: кубизмом, фовизмом и экспрессионизмом. И, кстати, только во Франции начал называть себя Марком, а не Моисеем, как было принято с рождения.

На картине изображена девушка, пишущая картину. Несмотря на то, что художница одета по парижской моде, на стене виден ковер с характерным славянским орнаментом – своеобразная дань родине. Пускаться в выяснения, чей он художник, мы не будем, но намекнем, что Википедия считает его «российским и французским художником еврейского происхождения, родившимся в Витебской губернии».

На эту тему: «На наших глазах выросло поколение Ў». Завсегдатаи Галереи о том, как это место стало культовым

И хотя дама на полотне спокойна, цветовая гамма картины тревожна. Известно, что красные оттенки ассоциировались у Шагала с беспокойством: в детстве в Витебске маленький художник стал свидетелем пожара. Тогда будущий творец едва спасся. Похоже, что на картине Шагал воплотил все свое беспокойство и тревогу, связанные с только что случившимся переездом из Петербурга в Париж.

«Скрипач», 1912-1913 года

В укладе евреев скрипач всегда был важен: ни рождение, ни похороны, ни свадьба, не обходились без музыканта. Так скрипач стал символом всей человеческой жизни. На этой картине есть почти все поры года: на переднем плане – желтая осень, переходящая в весну. Задний план – зима.

И скрипач тоже как бы состоит из разных областей, определяющими его принадлежность к определенному народу. В целом, вся картина перенасыщена цветом, передающим энергию художника. А знаете, почему скрипач играет на крыше? Сам Шагал направо и налево рассказывал, что это не художественный прием: якобы, у него был родной дядя, который, когда пил компот, забирался на крышу, чтобы его никто не мог побеспокоить. Остается верить художнику на слово.

«Голубые любовники», 1914 год

Известная серия Марка Шагала – «Голубые любовники», «Розовые любовники», «Серые любовники», «Зеленые любовники» – была посвящена его любимой женщине – дочери успешного ювелира Белле Розенфельд. Эти картины писались в период их брака, хотя и после смерти Беллы Шагал продолжал вписывать ее почти во все свои женские образы. Неудивительно – Розенфельд ждала Шагала четыре года, пока он был в Париже. После чего Шагал вернулся в Витебск, чтобы забрать Беллу во Францию.

На эту тему: «Я вёз бесценные экспонаты в обычном багаже». Музей Хаима Сутина в Cмиловичах

Картина «Голубые любовники» явно фантасмагорична. Пространство и предметы искажаются, будто во сне. Синий для художника – это воплощение Богоматери, царства Небесного. Именно этот цвет Шагал использовал, чтобы передать ощущение влюбленности, счастья и нежности.

«Ворота еврейского кладбища», 1916 год

Мир картины – духовный и устремленный к небу, одновременно рушащийся и хаотичный. Присмотритесь: тут изображены монументальные старые ворота, открытые для новых обитателей. Взгляд смотрящего идет по лунной дорожке к могилам, которые стоят в самом центре полотна.

Абстрактные цветовые плоскости, контрасты, динамика лунного света и ночного неба придают картине, как отмечают исследователи работ Шагала, черты сакральной живописи. На самом деле важнее всего понимать, что уже в 1916 году Шагал предчувствовал глобальную трагедию.

«Над городом», 1914-1918 год

Ну эту картину вы точно знаете. Конечно, догадаться, что здесь изображены художник и его супруга Белла, несложно. И летят они над Витебском – это тоже понятно.

Календарь Бульбашъ

Шагал стремится показать человеку скоротечность времени, и то, насколько впустую он его тратит. Художник не детализирует объекты картины, это лишь мир воспоминаний и снов. Нет ни законов физики, ни логики, только парящие души в своем романтическом мире. Шагал, кстати рисовал летающими не только влюбленных – для него полет вообще не был странным времяпрепровождением человека, и мог происходить от разных эмоций душевных состояний.

А еще мы настойчиво просим вас заметить слева под забором человечка, который справляет нужду – вот оно, понимание шагаловской романтики. Мир неделим, а бытовая ирония соседствует с любовной лирикой. Все, как в жизни.

«Прогулка», 1918 год

Снова мужчина и женщина. Кроме них, держащихся за руку, в этот момент в мире нет ничего важного. Эти двое – опять-таки реальные люди – сам Марк и его жена Белла. Он стоит на земле. Она – в небесах. И при этом они вместе, держась за руки, соединяют земной мир с миром снов.

Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Можно отметить явное портретное сходство фигур с самим Шагалом и Розенфельд, поэтизацию пейзажей Витебска. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо, имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии.

«Белое распятие», 1938 год

На эту тему: «Легальные» спектакли, которые обязан посмотреть каждый беларус

Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Вспомните еврейское кладбище Шагала двадцатилетней давности и сравните, насколько трагичнее выглядит это полотно. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Еврейское предписание запрещало изображать бога, а этот луч, освещающий Христа, становится олицетворением того, что смерть уничтожена. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим.

На картине можно увидеть зеленую фигуру с мешком за плечами. Эта фигура присутствует на нескольких работах Шагала и интерпретируется как любой еврейский путешественник или пророк Илья. Также в середине композиции изображена лодка – ассоциация с надеждой на спасение от нацистов.

Картина написана прямо перед войной – в тот год, когда нацисты устроили целую серию убийств еврейского народа. Задний план этой картины как раз и показывает сцены бедствий, погромов и преследований. «Белое распятие» – это явное предчувствие грядущего Холокоста. Кстати, это любимая картина папы римского Франциска.

«Свадебные огни», 1945 год

На эту тему: «Шуберт – это попса 19-го века». Кто и как поднимает классическую музыку в Беларуси с колен

Как и почти все картины, на которых изображены женщины, это полотно посвящено первой жене художника - Белле. Шагал познакомился с ней еще в 1909 году в Витебске, спустя несколько лет парижских скитаний, о которых мы уже писали, женился и прожил с ней три десятка лет, вплоть до ее смерти в 1944-м. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. После смерти жены Шагал девять месяцев ничего не писал, а потом, даже вступая в отношения с другими, всегда писал только ее и для нее. Еще две его известные пассии – дочь бывшего консула Великобритании в США Вирджиния Манкилл-Хаггард, которая сбежала от Марка с их сыном, и Валентина Бродская – дочь киевского фабриканта, которая прожила с Шагалом 33 года и стала для него отличным менеджером. Она тотально пресекла его общение с Вирджинией, сыном и многими прежними знакомыми, зато Шагал в этот период очень много работал и стал коммерчески успешен.

«Ночь», 1953 год

Переезды художника, события его жизни меняли направленность его живописи. Мировоззрение Шагала, динамичное и многослойное, иногда с трудом дает понять сюжеты его картин. Картина написана по возвращению в Париж после эмиграции в США. За год до этого он уже повстречал владелицу лондонского салона шляп Валентину Бродскую и явно начал менять свой взгляд на мир и прежнюю жизнь.

ООО «Завод Бульбашъ»
УНП 800009185

Мистическая «Ночь», как отмечают искусствоведы, отображает религиозную тематику и передает ностальгию по Витебску. Также это произведение показывает любовь Шагала к женщинам, но сюжет непонятен без изучения цветовой гаммы. Красный петух – ожидания художника скорых перемен и тревог. Петух связан и с религиозными взглядами Шагала. Продолжается тема летающих людей. Женщина выглядит реально. Полет символизирует свободу. А ночь на фоне только подчеркивает ее: абсолютная свобода путешествий во снах.

Кстати, с одобрения Валентины Шагал начал рисовать эскизы для церковных витражей . Так что если будете во французском соборе Святого Стефана в Меце, немецкой церкви Святого Мартина и Святого Стефана в Майне, в английском Соборе Всех Святых в Тудли, здании ООН в Нью-Йорке – не забудьте спросить там о нем.

В этом году компания Бульбашъ ® благодаря работам молодых авторов, которые вдохновились произведениями культовых беларуских художников создала оригинальный календарь . Работы в нем посвящены 12-ти знаменитым мастерам Беларуси: Питеру Блюму, Марку Шагалу, Элю Лисицкому, Язепу Дроздовичу, Наполеону Орде и другим. Идея раскрывается и в лимитированной серии самого продукта Бульбашъ® Особая Art Edition, и в календарях Бульбашъ® на 2018 год.

ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Marc Chagall

Еврейский живописец, график, скульптор, монументалист, один из основоположников художественного авангарда XX века.

Судба Шагала неразрывно связана с двумя городами – белорусским Витебском, уроженцем которого он был, и Парижем, где Марк состоялся как живописец.

Творчество Шагала специалисты относят именно к парижской школе современного искусства. В своем творчестве Шагалу удалось объединить древние традиции еврейской культуры и современное новаторство. создать собственный неповторимый стиль.

Он прожил долгую, яркую, насыщенную событиями жизнь, в которой было все – и изгнание, и великая любовь, и необыкновенный успех.

Марк Шагал – “Скрипач”, 1912 год

Есть на северо-западной Белоруссии старинный город Витебск. В конце XVIII столетия по указу императрицы Екатерины II была определена “черта оседлости”, которая определяла места проживания еврейского населения, перешедшего к Российской империи после раздела Польши.

Здесь было много еврейской бедноты. К ней относилось и семейство Шагалов. Молодой Хацкель-Мордух Шагал работал приказчиком в рыбном магазине в Песковатиках, еврейском районе города. А его молодая супруга Фэйгэ-Итэ сидела дома – ждала первенца.

7 июля 1887 года в Витебске или в Лиозно, которое располагалось в 40 километрах от губернского центра, на свет божий появился мальчик, которого назвали Мойшей или Марком (это натурализованное русское имя Шагала).

Он был послушным, сосредоточенным, не по годам серьезным мальчишкой. Но еще никто не знал, что в этой совсем простой, бедной семье растет настоящий гений.

Марк Захарович всю жизнь был верующим мальчиком. И это одно из важных обстоятельства, помогающих понять секрет успеха этого удивительного живописца, одного из лучших художников современности. Даже в самые тяжкие времена он не отчаивался. Этого не позволяла вера: ведь отчаяние – один из грехов. Все надо принимать, как волю Божью. В том числе и неудачи.

Шагал прожил огромную жизнь – почти 98 лет. И умер в 1985 году.

Отец Марка Хацкель-Мордух был человеком незлобным, тихим, очень набожным и бесконечно добрым. Он никогда и ни за что не наказывал детей.

Матушка Марка была женщиной другого склада. Она была женщиной словоохотливой, властной и предприимчивой. Когда в семье возникала какая-либо опасная ситуация, нерешительный отец полагался на мать.

Марк Шагал – “Покойник”, 1908 год

В 1900 году Марку исполнилось 13 лет. И осенью того же года его отдали в Витебское ремесленное четырехклассное училище.

Четыре года учебы – Марк закончил училище весной 1905 года – в памяти Шагала не особо задержались.

И в раннем детстве, и в отрочестве, и в годы учебы в ремесленном училище Марк постоянно рисовал. На его способности никто не обращал внимания, считая рисование всего лишь детско забавой. К тому же рисовал Марк необычно – его больше привлекали цветовые сочетания, чем форма.

В 1905 году в “полный рост” встал вопрос о будущем юноши. Марку исполнилось 17 лет.

В те годы в Витебске жил удивительный художник Юрий Моисеевич (Юдель) Пэн. Ученик Репина, Пэн проучился два года в Петербургской академии живописи и вернулся в Витебск, чтобы организовать художественную школу.

Сюда же, в школу Пэна, в 1905 году пришел и Марк Шагал. Его привела матушка – единственная в большой семье, кто оценил художественные способности юноши и поверил в него.

Главная проблема заключалась в том, что за обучение живописи нужно было платить. А отец по-прежнему зарабатывал копейки. А мама вообще не работала. И в семье было 10 детей…

Через два месяца занятий у лучшего витебского художника Марк заявил родителям, что должен уехать из города туда где учатся “настоящие живописцы”,- в Петербург.

“Адам и Ева”, 1912 год

В конце концов его отпустили и Марк уехал в Петербург. Поначалу было очень тяжко. Ему надо было где-то жить, что-то есть и как то одеваться. Наконец удалось устроиться ретушером к фотографу. Потом – рисовальщиком магазинных вывесок. С квартирой ничего не получилось – Марк ночевал в ночлежках для нищих, у случайных знакомых, на зиму нанимался сторожем на дачу.

Но все трудности меркли перед главной проблемой – поступить учиться в художественную школу. Настойчивость Шагала была вознаграждена. Ему удалось стать слушателем Рисовальной школы Общества поощрения художеств Николая Рериха. Здесь он проучился два года.

Преподаватели живописи искренне считали, что Шагал попросту… не умеет рисовать.

А Шагал упрямо шел своей дорогой и никого не слушал. Отучившись два года в Рисовальной школе и скопив немного денег, Марк поступил в частную студию Зайденберга, где его педагогом стал театральный художник и график Мстислав Валерианович Добужинский.

И тут Шагал столкнулся с непониманием учителя. Вместо старательных “прописей” ученик упрямо продолжал рисовать свои местечковые пейзажи и… летающих людей.

От Дубровского пришлось уйти. В 1909 году Шагал поступил в частную художественную школу Елены Николаевны Званцевой. И вновь ненадолго. Тот же конфликт между между учителем и учеником. Он обожал своих учителей, просто иначе писать… не мог.

В те годы жилось Марку очень и очень тяжело. Он был даже не беден а нищ.

Праздником становился тот день, когда он мог позавтракать.

Он постоянно был голоден. И самым удивительным было то, что от голода и холода, от бесприютности и постоянных уничтожений Шагал не отчаялся, не отпустил рук, не заболел.

В конце концов Шагал оставил свое ученичество – скоро, по финансовым причинам и поняв, что не дает ему ничего нового.

В 1908 году Марк, отыскав, наконец. сносное жилье и клятвенно пообещав хозяйке скорую оплату. взялся за работу. Шагал перешел к своей первой профессиональной работе. Ею стала картина “Покойник”, созданная в неопримитивистской стилистике.

В один из наездов домой, еще в 1909 году, Марк познакомился с дочерью витебского ювелира Беллой Розенфельд. Потом Марк уехал в Петербург. Между молодыми людьми завязалось переписка.

Спустя год, в 1910-м, они стали женихом и невестой. Но пожениться не могли – родители Беллы, которые относились к Марку очень неплохо, взяли с него слово, что их дочь станет женой Шагала лишь в том случае, когда тот сможет ее достойно содержать.

Они расстались. Марк уехал из Витебска и в общем-то, похоронил мечту о женитьбе на Белле. Слава богу Шагал от мечты не отказался, а Белла – дождалась. И впереди у этих молодых людей была очень счастливая жизнь. Настоящая большая любовь и чудесная семья. Нужно было только немного потерпеть… Четыре года.

Весной 1911 года в художественную лавку на Невском проспекте зашел известный юрист, один из первых членов Государственной думы еврейской национальности Максим Моисеевич Винавер. Винаверу понравились картины Шагала. Продавец за каждую картину захотел три рубля. Тогда Винавер холодно сказал.

“Война”, 1964 год

Послушай, любезный я не буду покупать эти картины. А ты не будешь их продавать. Завтра в это же время, приведи сюда этого Шагала. Я хочу с ним поговорить.

Они встретились на следующий день. Винавер более часа рассматривал полотна и рисунки. Потом заявил хозяину лавки, что забирает все, заплатил сто рублей и вывел Марка на улицу.

Больше сюда ни ногой. И деньги тебе эти не нужны. Я покупаю твои картины у тебя лично – по пятьсот рубле за штуку.

Марк недоуменно хлопал глазами. А когда в его руках оказались полторы тысячи рублей ассигнациями, неожиданно для себя и Винавера… заплакал…

Они говорили долго, несколько часов. Бродили по Невскому. Винавер покупал пирожки – Марк был ужасно голоден. Наконец Максим Моисеевич сказал:

Послушай, Марк. Ты – художник. Большой и очень талантливый живописец. И тебе надо учиться не здесь. Тебе надо в Париж… Ты поедешь туда немедленно. Я заплачу…

В 1926 году Шагал, живший в Париже, узнал о смерти Винавера. И написал: “С большой грустью скажу сегодня, что с ним умер и мой близкий, почти отец. Отец меня родил. а Винавер сделал художником. Без него я, верно, был бы фотографом в Витебске и о Париже не имел бы понятия”.

Очень скоро все поменялось. Обладавший большими связями Максим Моисеевич добился того, чтобы Шагал стал стипендиатом Петербургской художественной академии. Правда, позже выяснилось, что ежемесячную стипендию Винавер высылал Шагалу… из собственных денег. И Марк об этом узнал слишком поздно.

Поначалу ужасно стеснительный, Шагал отказывался ехать в Париж. Но в мае 1911 года Марк Шагал отправился в Париж.

Марк влюбился в Париж. Он обожал этот город. Боготворил, превозносил, восхищался им. У Шагала был фраза “Париж – второй Витебск”.

С друзьями ему везло просто необыкновенно. И все благодаря тому, что Шагал сам был чудесным человеком, который как магнит притягивал к себе ярких, талантливых, добрых и щедрых.

Однажды в 1912 году из России в Париж приехал журналист Анатолий Луначарский. корреспондент газеты “Киевская мысль”. Луначарский стал одним из друзей Шагала. А потом появились влиятельные друзья в Петербурге и в Москве.

В 1912 году Шагал выслал свои первые парижские полотна на Осенний салон в Петербург. где они были выставлены вместе с работами группы “Мир искусства”. А в 1913 году картины Марка были представлены в Москве на выставке “Мишень”.

“Влюбленные над городом”. 1918 год

Шагал постепенно становился известным живописцем. За четыре года. проведенных им в Париже. он превратился из провинциального. никому не известного начинающего художника в оригинального живописца-новатора.

Для понимания и приятия картин Шагала требуется определенная подготовка.

За четыре года пребывания Шагала в Париже написал… несколько сотен картин. Посчитать точно невозможно, его наследие стол же колоссально, как и наследие Пикассо, создавшего около 80 тысяч произведений.

Удивительный стиль Шагала, которому не было названия. определил Гийом Аполлинер. Он пришел в мастерскую Шагала, просидел около часа. Потом он поднялся, смущенно пробормотал: “Сверхъестественно!” Аполлинер назвал стиль Шагала “Сюрнатурализмом”, то есть “сверхнатурализмом”.

К 1914 году положение 27-летнего Марка Шагала в современной европейской живописи настолько утвердилось, что его уже называли родоначальником “нового экспрессионизма”. Он уже не был так беден, как четыре года назад.

Впереди было грандиозное и крайне важное для Шагала событие. На июнь 1914 года в Берлине была запланирована его первая персональная выставка.

Выставка едва открылась, доставив Шагалу много приятных и волнительных переживаний. Он собрался в дорогу – в Витебск – выходит замуж младшая сестра.

Марк Захарович собирался в Витебск не более чем до конца лето. Два месяца и все. А потом – обратно в Берлин, чтобы забрать выставочные работы. Потом в Париж, чтобы работать и работать. Мог ли он знать, что его “свидание с Витебском” затянется на 10 лет? Вряд ли…

В Витебске он встретил Беллу. Оказалось, она его ждала эти четыре года. Сейчас уже Шагал не был бедным, и родители невестки по другому смотрели на Шагала. Понадобился еще год, чтобы речь зашла о свадьбе. В августе 1914 состоялась свадьба сестры Марка. А потом началась война.

Никто в России с еврейским художником не стал бы церемониться. В 1915 году Шагал получил повестку. Но он смог получить “белый билет”, освобождение от фронта и решение всех проблем. Пришлось оставить дом в Витебске и переселиться в Петроград.

Но до этого в 25 июля 1915 года в Витебске, в родительском доме Марка Захаровича, состоялась свадьба с Белло. И это, несмотря на бушевавшую войну, был самый счастливый день в жизни художника.

Бог сделал им роскошный подарок – преподнес большую любовь. На всю жизнь, до гробовой доски, навсегда.

Всю жизнь, куда бы ни забрасывала судьба Марка, Белла была всегда рядом.

После Беллы у него были и любовь, и еще один, тоже очень счастливый. брак. Но в его памяти осталась только Белла.

“Летящая повозка”. 1913

Белла Розенфельд была красивой женщиной. Белла стала главной моделью Шагала, его музой, его вдохновением. Когда она внезапно умерла – это случилось в роковом для Шагала 1944 году, – он был настолько раздавлен, что решил оставить профессию. Но не оставил и тем самым сохранил память о Белле.

Летом 1916 года, спустя год после свадьбы, Белла подарила Марку дочку, которую назвали Идой.

В августе 1918 года Марк с друзьями в Витебске открыл художественную школу. затем – музей. Отыскал и привлек к работе молодого художника-авангардиста Казимира Малевича.

Два года Шагал был при мандате и обладал всей полнотой власти. Марка “сместил” его коллега – художник Малевич, от которого Шагал ничего подобного никак не ожидал.

Малевич обвинил творчество Шагала “недостаточно революционным”. Моль, Шагал до сих пор “играет” с изображениями. Малевич съездил в Москву, оттуда привез документы, о том, что главным уже будет он.

А Шагал просто устал. В несколько дней он сдал дела, собрал вещи, дочь и вместе с Беллой… уехал из Витебска. Как оказалось, навсегда.

В 1920 году семейство Шагалов перебралось в Москву. Шагал тут же получил заказ от Еврейского камерного театра. Деньги платили немного. Больших заказов не было. Шагалу не нравилось это все, и он решил покинуть Москву.

Свободное место нашлось в подмосковной Малаховке – в детской колонии для беспризорников. Туда и Шагал отправился. Целый учебный год он работал простым учителем рисования. Единственным плюсом своего положения Шагал считал огромную светлую мастерскую, предоставленную ему дирекцией школы.

Между тем в России его хорошо знали и ценили. Одна за другой открывались небольшие выставки его работ – в Петрограде, родном Витебске, Москве

В конце весны 1922 года Шагал ясностью понял, что в стране, которая была для него родиной, он никому не нужен.

Шагал решил покинуть страну и навсегда. Россия – не его страна. Он решил попросить власти отпустить его на Запад, формальный повод – выяснение судьбы картин, оставшихся в Берлине и Париже.

В июне 1922 года Марк Шагал, Белла и Ида сели в вагоне международного поезда, который должен был отвезти их в Прибалтику.

В Канусе они пробыли недолго. его картины уже принадлежали частным владельцам.

“Большой цирк”

В Берлине удалось вернуть лишь десять картин, а в Париже похоже ни осталось ни одного. Продав две картины, Шагал взялся… за учебу. 35 лет от рождения, уже признанный мастер, Шагал снова учился – на этот раз новой технике. До конца 1922 года он освоил технику офорта, сухой иглы и ксилографии. Дописал блистательную книгу “Моя жизнь”.

Деньги заканчивались. Тогда из Парижа ему прислали приглашение от Амбруаза Воллара. Он постеснялся сказать, что у него нету ни гроша, чтобы приехать в Париж. Но Амбруаз отправил ему несколько сотен франков. Он сразу собрал вещи. В сентябре 1923 года они сели в поезд “Берлин – Париж” и оставили Германию.

Впереди был город, который Шагал боготворил.

И все сразу устроилось. Воллар, ангел-хранитель многих талантов, щедрый меценат и подлинная акула рынка живописи, сделал все, как обещал. Снял Шагалам хорошую квартиру в центре Парижа. Выплатил щедрые подъемные. Купил несколько полотен – заплатив больше, чем рассчитал Марк. И предоставил великолепную. интересную, выгодную работу…

В это время Воллар решил издать “Мертвые души” Гоголя, и выпустить не просто хорошее издание, а роскошное, дорогое, богато иллюстрированное. И иллюстрации, должен был сделать Шагал.

На создание иллюстраций Шагалу понадобилось 4 года.Книга была закончена лишь в 1927 году, издана Амбруазом и произвела настоящий фурор.

Успех был настолько убедительным, что том же 1927 году Воллар заказал Шагалу иллюстрации к еще одной книге – “Басням” Лафонтена. На эту работу ушло еще 3 года – книга была готова в 1930 году.

К 1931 году “личная библиотека” Шагала – книги, оформленные его рисунками и офортами – насчитывала десятки наименований. И Амбруаз Воллар задумал грандиозный проект, на который возлагал большие надежды. А именно – издание Библии с иллюстрациями Марка Шагала..

Этот заказ и обрадовал, и испугал художника. Ну кто он такой, чтобы браться за иллюстрированием Книги Книг? Отложив многие дела, Марк с семьей собрался в дальнюю дорогу. Ему предстояло посетить библейские места – Сирию, Египет и Палестину.

Из этого многомесячного путешествия вернулся во Францию другой Марк Шагал.

Только за первые девять лет работы над иллюстр. к Библии – с 1930 по 1939 год – Шагал создал 66 офортов. А в 1952-1956 годах дополнял их еще 39 офортами.

Сотни работ на религиозную тему. Изданная Волларом иллюстрированная Библия. Собственные размышления над сущностью бытия и судьбой своего древнего народа – все это в конечном итоге вошло грандиозное собрание работ Шагала. названное им “Библейским посланием”.

Начав эту большую работу в 30-е годы, Шагал неоднократно к ней возвращался в последующем. А тогда, в 1931 году, вернувшись из Палестины, он не бросился к мольберту, а продолжил путешествие по Европе.

На расспросы Воллара он ответил, что его впечатления настолько сильны, что их нужно пережить. А Шагал и Белла исколесили все Средиземноморье. Турция, Греция, Балканы, Испания…

Формально Шагал оставался гражданином Советской России – в Тридцатые годы уже СССР.

Россия хотел вернуть его, и конце концов Шагал решил расставить все акценты. Он написал заявление на имя президента Франции с прошением о предоставлении французского гражданства. В 1937 году Марк, Белла и Ида Шагали стали гражданами Франции.

В 30-е годы слава Марка Шагала достигла своего апогея. Он был знаменит. И не просто знаменит, а знаменит на весь мир. Его картины продавались за огромные деньги. Он не был богатым настолько, чтобы купить виллу или т.д, но в деньгах не нуждался. Большие деньги Шагал скопил уже после войны, став одним из самых богатых художников XXвека и опередив в этом самого Пикассо.

“Прогулка”, 1917

К началу 30-х годов стиль Шагала полностью устоялся. Специалисты определяли манеру его художественного письма как сюрреально-экспрессионистскую.

А потом в жизни старой Европы произошли роковые изменения к власти в Германии пришли нацисты. И Шагал, который с 1922 года демонстрировано сторонился политики, вдруг оказался втянут в грязную историю, затеянную фашистами. В 1933 году по приказу министра пропаганды нацистской Германии из музеев и галерей были изъяты 50 полотен Шагала. И по приказу сожжены на костре, устроенном в Мангейме, – как образчику “дегенеративного еврейского искусства”.

Шагал впал в настоящую депрессию. И лечился от нее, как это всегда с ним и бывало, напряженной работой. Одна за другим он создавал полотна,проникнутые апокалиптическими предчувствиями.

Марк Шагал – “Белое распятие”, 1938

6 июля 1939 году Шагал отмечал 52-летие. Дата не круглая, но все же Марк Захарович позвал друзей. Приехал и Воллар. Выпил с Шагалом вина… Это была их последняя встреча.

Париж был оккупирован немцами. Только что вышел закон новых французских властей – все евреи автоматически лишались французского гражданства. Они собрали вещи и поехали к границе Испании. Ида осталась в Париже, чтобы решить вопрос с картинами отца, и после несколько дней поехать за ними.

Испанцы не пускали евреев на территорию своей страны даже для временного проживания. Но свободно пропускали евреев-беженцев в Португалию.

В Испании друзья помогли, чтобы Шагал и жена поехали до границы Португалии. А потом Марк и Белла оказались в Лиссабоне. Из здесь ждал сюрприз – на маленьком старом грузовичке прикатила из Парижа Ида. И привезла… архив Шагала: картины, рисунки, наброски и документы.

В Лиссабоне все было гораздо хуже чем представлял Шагал. Они стали в очередь около посольства Америки. Дочь Ида пробилась на прием к консулу, и сказала, что на улице в толпе великий художник Шагал.

Через несколько дне пришло приглашение от руководство Музея современного искусства в Нью-Йорка. Официально, как беженца от нацистского режима.

В середине июня 1941 года Семья Шагалов поднялась на борт американского лайнера.

из “Библейского послание”

В Нью-Йорке Шагал работал преимущественно театральным художником-оформителем в “Метрополитен”.

Сентябрьским утром 1944 года, Шагал зашел спальню. Было тихо, и он подошел к Белле. Она скончалась во сне.

Он рыдал и рыдал. В считанные часы голова Шагала покрылась сединой. Масштабы утраты были просто непостижимы.

Дочка все сделала, чтобы отец вернулся в этот мир. Шагал не как не мог забыть жену.

Ида даже нашла для отца… замену скончавшейся матери. Вскоре в доме появилась молодая экономка. Это была Вирджиния.

История их любви, рассказанная Вирджинией много лет спустя в ее книге, опубликованной в 1986 году, через год после кончины Шагала, показывает Марка в несколько ином свете.

Вирджинию тяготило положение “замужней любовницы”. Но, прожив с Шагалом 7 лет, о браке она никогда не заговорила.

В 1946 году у Шагала и Вирджинии Хаггард родился мальчик, которого назвали Дэвид – в честь умершего в юности младшего брата Шагала.

До 1952 года Шагал охотно возился с сыном и принимал в его воспитании самое непосредственное участие. А потом все закончилось. В 1952 году Марк Шагал женился во второй раз, и его супруга Валентина Бродецкая тут же начала с Вирджинией настоящую войну.

Сразу после окончания войны Шагал с Идой несколько раз выезжали во Францию. В 1947 году Шагал и Ида присутствовали на открытие Музея современного искусства в Париже, где были выставлены в числе прочих и картины Шагала.

В 1948 году по настоянию Иды Шагалы переехали во Францию. Возвращение во Францию было триумфальным. Шагала уже открыто навали лучшим художником современности и национальным достоянием Франции.

Не далеко от Ниццы. Шагал выбрал виллу под названием “Коллин”. В 1966 году купил его. В этом доме и Марк Захарович провел остаток жизни. Здесь и закончил свои дни.

Весной 1952 года Ида свела отдыхающую в Ницце владелицу лондонского модного салона и дочь известного фабриканта Валентину Григорьевну Бродецкую с отцом. Валентину и Марка разделяли 25 лет разницы в возрасте: Шагалу шел 65 год, Бродецкой – 40-й. Между ними начался бурный роман. Спустя месяц Валентита продала лондонское предприятие и переехала в Ниццу. А 12 июля 1952 года, спустя неделю после празднования дня рождения Шагала, Марк и Валентина стали мужем и женой.

Для Шагала этот брак, ставший в его жизни последним, был очень счастливым.

Возраст меняет всех. Он был не прост. Особая тема – скупость Шагала. В молодости этот человек мог отдать друзьям последнее. А в зрелые годы, став миллионером, он мог пожалеть денег даже на самого себя.

Тогда уже, его картины продавались очень дорого. Редко какая картина Шагала продавалась менее чем за 1 миллион долларов.

Шагала называют “самым еврейским художником XX века”. Религиозная тема в его творчестве является определяющей и даже основной. Шагал бывал в Израиле и до возрождения этой страны, и после.

Первые Шагал приехал в Тель-Авив в 1931 год.

Второй визит Шагала в этот город состоялся через 20 лет – в 1951 году. Он вновь посетил Тель-Авивский музей и передал в дар несколько живописных работ.

В 1957 году Шагал получил большой заказ от савойской капеллы в Асси и собора в Меце на большие панно и витражи. Здесь он создал почти 1200 квадратных метров чудесных витражей на библейскую тему.

С 1957 году Шагал окончательно отошел от станковой живописи и занялся прикладным искусством. Он совершенно не ощущал своих лет. В 1957 году Шагалу исполнилось 70 лет, а он, работал как и в 30 лет.

В 1961 году Шагал получил новый заказ – из Израиля. Его пригласили создать витраж для синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима.Месте с верным Шарлем Марком он здесь остался около года.

В 1977 году открылся музей Шагала в Ницце.

“Исход”, 1952 год

Самые знаменитые мозаики, керамические панно и витражи. созданные Шагалом в последние годы жизни, располагаются в Европе. В 1969 году Шагал получил заказ из Цюриха – создать витражи для церкви Фраумюнстер. Работа заняла полтора года, в 1970 году оформление церкви было закончено.

Затем последовал заказ из Реймса – в 1974 году Шагал оформил витражи для местного собора.

В 1976 году он отправился в Майнц, где создавал витражи и панно для церкви Санкт-Штефан. Это работа длилась до 1981 года… Десятки заказов!

Во время работ в Майнце ему было уже за… 90 лет!

В 1963 году дом Шагала в Сен-Поль-де-Венсе посетил президент Шарль де Голль. Шагалу заказали роспись плафона парижской “Гранд-опера”.

Спустя год, в 1964-м, “Гранд-опера” получила новый плафон. А президент де Голль – картину от самого Шагала с автографом.

Спустя два года похожий заказ пришел из Нью-Йорка – Шагалу предложили создать панно для “Метрополитен-опера”. И ы 1966 году Шагал с супругой на несколько месяцев переехали в Америку.

В июне 1973 года он отправился в большую и очень волнительную для него поездку – в Москву и Ленинград.

В Москве была устроена выставка работ Шагала – в Третьяковской галерее.

С ним буквально носились, как самым высоким гостем, который только мог посетить Россию. Его узнавали везде, даже на улицах. Он удивился. Мимо него спокойно проходили в Париже и Нью-Йорке. В Ницце ему приходилось вставать в общую очередь за мороженым. А здесь…

6 июля 1973 года, в день 86-летия художника, в Ницце открылся посвященный ему музей. После памятного 1973 года Шагал приобрел не только статус патриарха французской живописи, но и живого национального достояния.

В 1977 году Франция и весь мир искусства отметили 90-летие Марка Шагала. В день рождения Шагалу была вручена высшая награда Франции – Большой крест Почетного легиона. Это была награда королей и маршалов. Награду вручал президент Франции Валери Жискар д’Эстен.

Он умер вечером 28 марта 1985 года. Тихо и спокойно. В лифте, пока его поднимали на второй этаж, в мастерскую.

Источник – Никола Надеждин “Неформальные биографии”. Наш дружеский коллектив советует всем прочитать книги этого автора.

Марк Шагал – биография, факты – великий еврейский живописец обновлено: Январь 23, 2018 автором: сайт

Марк Захарович (Моисей Хацкелевич) Шагал (фр. Marc Chagall, идиш מאַרק שאַגאַל‎). Родился 7 июля 1887 года в Витебске, Витебская губерния (ныне Витебская область, Беларусь) - умер 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция. Российский, белорусский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863-1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871-1915). У него был один брат и пять сестёр.

Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой.

Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824 - ?), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин»; мать художника происходила из Лиозно.

Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844 - ?), бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40 км от Витебска.

Получил традиционное еврейское образование на дому, изучив древнееврейский язык, Тору и Талмуд.

С 1898 по 1905 год Шагал учился в 1-м Витебском четырёхклассном училище.

В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, затем переехал в Петербург.

В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).

В 1909-1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией.

Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой.

Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд , которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек - школе Герье в Москве. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.

В 1911 году Шагал на полученную стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок.

25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В 1916 году у них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца.


В сентябре 1915 года Шагал уехал в Петроград, поступил на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал вступил в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 году с семьей возвратился в Витебск. После революции его назначили уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. 28 января 1919 года Шагалом было открыто Витебское художественное училище.

В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары».

В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.

В 1922 году вместе с семьей уехал сначала в Литву (в Каунасе прошла его выставка), а затем в Германию. Осенью 1923 года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уехала в Париж.

В 1937 году Шагал получил французское гражданство.

В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке пригласило Шагала переселиться из контролируемой нацистами Франции в США, и летом 1941 года семья Шагала приехала в Нью-Йорк. После окончания войны Шагалы решили вернуться во Францию. Однако 2 сентября 1944 года, Белла умерла от сепсиса в местной больнице. Спустя девять месяцев художник написал две картины в память о любимой жене: «Свадебные огни» и «Рядом с ней».

Отношения с Вирджинией Макнилл-Хаггард , дочерью бывшего британского консула в США, начались, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии - 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид (в честь одного из братьев Шагала) Макнилл. В 1947 году Шагал приехал с семьёй во Францию. Через три года Вирджиния, забрав сына, неожиданно убежала от него с любовником.

12 июля 1952 года Шагал женился на «Ваве» - Валентине Бродской , владелице лондонского салона моды и дочери известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского. Но музой всю жизнь оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней, как об умершей.

В 1960 году Марк Шагал стал лауреатом премии Эразма.

С 1960-х годов Шагал в основном перешёл на монументальные виды искусства - мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекся скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу правительства Израиля Шагал создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.

В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972).

В 1966 году Шагал переехал в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы - Сен-Поль-де-Вансе.

В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посетил Ленинград и Москву. Ему организовали выставку в Третьяковской галерее. Художник подарил Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина свои работы.

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почётного легиона, а в 1977-1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы ещё живущего автора.

Шагал скончался 28 марта 1985 года на 98-м году жизни в Сен-Поль-де-Вансе. Похоронен на местном кладбище. До конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы. Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре его наследника. Полного каталога работ художника нет.