Сценарий викторины «Путешествие в Лукоморье». Ход литературной викторины. Материалы и оборудование

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 8
ПУШКИНСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Сценарий спортивного досуга

“Путешествие в страну
Лукоморье”

для детей старшего дошкольного возраста

Руководитель

физического воспитания

Галкина О.Г.

2009-2010 учебный год

Цель : Доставить детям радость и хорошее настроение. Провести досуг в творческой и импровизационной атмосфере, учитывая возрастные особенности и возможности детей, способствовать развитию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.

Задачи:

Способствовать обогащению двигательного опыта занимающихся.

Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.

Воспитывать умение эмоционального самовыражения и творчества в движениях.

Содействовать формированию коммуникативных качеств у детей, способствовать обобщению и закреплению знаний сказок А.С. Пушкина.

Акцентировать внимание на общечеловеческих, нравственных и физических качествах.

Оборудование: большой игрушечный кот, элементы костюма персонажа кота для взрослого, муляж дерева – дуб, дубовые листочки с заданиями, цепь вокруг дуба (массажные кольца – по количеству детей), сундук с шоколадными шишками, конверт с письмом, эмблемы – отличительные знаки на футболки участников в форме дубовых листочков оранжевого и зеленого цвета, следы из дермантина на липучках (8 пар), ориентиры для перешагивания (6-8 штук), 4 стойки – ориентира, 6 плоских обручей, 2 разрезные картинки из 4 или 5 частей каждая по сказкам Пушкина, желуди из киндер-сюрпризов(3 штуки), медаль золотой рыбки, 2 палки для перешагивания с креплением («Кузнечик»), золотые орехи из футляров игрушек – пазлов 8-10 штук, 8-10 зеленых футляров от киндер-сюрпризов, 4 корзинки, сказочный кубик с иллюстрациями по сказкам Пушкина, 2 тоннеля, 2 тарелки, 2 яблочка, 8 ориентиров для оббегания, 2 зеркала (самодельных), рисунок дуба на ватманском листе для аппликации, листочки дубовые с надписями личностных качеств, медали разной номинации: «Путешествие в Лукоморье 1 место», «Путешествие в Лукоморье 2 место» (по 4 – 5 штук).

Ход досуга:

Дети входят в спортивный зал в колонну по одному за воспитателем и идут по кругу (1 круг), осматриваясь вокруг под фонограмму

«Ярмарка чудес» и выстраиваются в одну шеренгу. Их встречает руководитель физического воспитания, на плечах у которого сидит игрушечный кот.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Меня зовут Ольга Георгиевна, но я пришла к вам не одна. Посмотрите, кто это с вами очень хочет познакомиться?

Педагог снимает с плеч кота и здоровается с детьми за руку, протягивая им лапу кота.

Давайте с вами познакомимся… Знакомство с детьми

Педагог сажает кота на цепь у дуба, стоящего у одной из стен спортивного зала.

Ведущий: Ребята, посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как оно называется?

Дети: дуб!

Ведущий: верно, дуб. Но дуб не обычный! Смотрите: на нем есть цепь, кот на дубе том, на ветвях сидит русалка, у подножья стоит сундук с золотом. Какой поэт описал именно такой дуб?

Дети: Пушкин.

Ведущий: ребята, любите ли вы сказки? Хотите вместе со мной отправиться в сказочную страну «Лукоморье»? Тогда в путь! Откроем окно в сказку!

Чтоб в нашей сказке очутиться

Сначала надо покружиться,

Затем нам надо всем пройти

По очень сложному пути!

Дорога будет не простой,

А извилистой, кривой…

Слушайте внимательно,

Выполняйте старательно!

От меня не отставайте,

И за мною повторяйте.

Звучит фонограмма «Сказка» в исполнении А. Рыбака. Дети следуют за педагогом, выполняя различные задания в ходьбе. (Приложение № 1)

Ведущий: вот мы с вами и очутились в нашей сказочной стране. Посмотрите по сторонам…

Ведущий: Ребята, смотрите, под нашим волшебным дубом лежит конверт. Давайте вскроем его и прочитаем что в нем написано?

Ведущий читает письмо, адресованное детям. В нем написаны слова заклинания, с помощью которых можно оживить одного из сказочных героев.

Ведущий : Ребята, вы любите чудеса? Хотели бы вы, чтобы сейчас произошло чудо? Ведь в письме сказано, что мы можем оживить одного сказочного героя. Ну что, ребята, рискнем? Воспользуемся этой возможностью?

Дети: Да!

Ведущий : Тогда закрывайте глаза, и вместе со мной произнесите волшебные слова. Посмотрим, что произойдет.

Итак, произносим все вместе слова заклинания:

Дети повторяют слова :

У Лукоморья дуб зеленый,

Золотая цепь на дубе том.

И днем, и ночью кот ученый,

Все ходит по цепи кругом.

Во время произнесения слов – заклинания ведущий надевает на себя элементы костюма кота (ободок с ушками, хвост).

Кот: Я ученый, мудрый кот!

У меня полно хлопот.

Коль направо я пойду –

Звонко песню заведу.

А налево поверну –

Сказки сказывать начну.

Отвечайте без подсказки,

Все ли дети любят сказки?!

Кот :А если сказка с танцами и песней,

Она на много интересней.

Давайте украсим нашу сказку,

Добавим музыкальные краски!

Но для этого мне понадобится ваша помощь. Ребята, подходите по очереди к дубу и берите по одному звену от цепочки – колечку.

Кот : ребята, вставайте на дубовые листочки, которые уже упали с нашего волшебного дерева.

На листочки все вставайте

Да за мною повторяйте!

Дети выполняют по показу комплекс общеразвивающих упражнений с массажными кольцами

под фонограмму « Лукоморье » в исполнении группы Фантазеры

(приложение № 2)

Кот : ребята, посмотрите и запомните, на каких вы стоите листочках. Положите кольца на голову и принесите их на место. Те ребята, которые стояли на зеленых листочках, вставайте в одну колонну справа от меня, а те, кто стоял на желтых листочках – в колонну по одному слева от меня.

Дети делятся на команды и строятся в две колонны.

Кот : сейчас узнаем, в какой команде самые умные, ловкие и находчивые ребята, кто из них лучше знает сказки Пушкина.

Кот: Это листочки не простые, а волшебные: на каждом из них есть задания для ребят.

Ну что, ребята, готовы? Команды в сборе?

Кот срывает листок с дуба и читает первое задание.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей.

Эстафета № 1 «На неведомых дорожках»

Дети стоят в колоннах по одному. По сигналу, первый участник начинает идти по дорожке со следами (следы выложены выворотно, косолапо в чередовании), затем пробегают через ориентиры, оббегают стойку добегают до обруча, берут одну деталь и бегом возвращаются к своей команде, кладут деталь в обруч на линии старта, передают эстафету следующему участнику эстафеты. После того, как последний ребенок положит свою деталь, вся команда собирает картинку и называет сказку Пушкина.

картинку

Кот : молодцы, ребята. Справились с заданием.

Но оно было легкое, более сложные задания ждут вас впереди.

А теперь давайте-ка поиграем.

Игра № 1 «Золотая рыбка»

Звучит фонограмма «Золотая рыбка»

Считалкой Кот выбирает водящего игры – старика, одевает ему шапку.

Считалка : Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Правила игры : водящий – один ребенок (дед), остальные дети – рыбы. По сигналу, водящий начинает ловить рыб, касаясь рукой. Та рыбка, которую поймал дед, встает рядом и берется с ним за руку, образуя невод. Далее они ловят остальных рыб, держась за руки. С каждой пойманной рубкой невод увеличивается. Последняя не пойманная рыбка становится «Золотой рыбкой». Обратить внимание на правила безопасности: бегать по залу не сталкиваясь друг с другом, не толкаясь.

Кот наклеивает на грудь наклейку золотой рыбки.

Упражнения на восстановление дыхания.

Кот:Здорово поиграли! Всех рыбок переловили, даже золотую нашли.

Пойду – ка, сорву еще один листок.

Кот срывает листок и читает второе задание:

Что ж? Под елкою высокой,

Видим белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет.

И с присвисточкой поет.

Кот

Дети: Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

Кот предлагает детям построиться по командам в колонны на линии старта.

Эстафета №2 «Белка и орешки»

Дети стоят в колонны по одному. По команде, первые участники, преодолевая препятствия, (прыгают из обруча в обруч, перешагивают через воротики), бегут к обручу с золотыми орехами, раскрывают скорлупки, вынимают изумруд и раскладывают их по разным корзинкам (изумруды – футляры от киндер-сюрпризов, орехи – круглый футляр от игрушек – пазлов)

Команда победительница получает желудь (из киндер-сюрприза)

Кот: Какие ловкие ребята, прямо, как я! С такой сноровкой и мышку поймать легко.

Вы хотите поиграть,

Свою фантазию показать ?

Дети : да!

Кот : тогда слушайте внимательно правила моей игры:

Игра № 2 «Сказочный кубик»

Звучит фонограмма «Море волнуется раз»

Правила игры : на слова кота «Море волнуется, раз; море волнуется два; море волнуется три» – все дети двигаются врассыпную по залу в разных направлениях, изображая руками разное по характеру море (спокойное, гладкое, небольшие волны, бурливое, штормовое море). После слов: «На месте фигура замри», кот бросает сказочный кубик, на котором изображены персонажи сказок А.С. Пушкина. Дети должны изобразить того героя сказки, который окажется на верхней грани кубика, а затем назвать сказку и перечислить ее героев.

Усложнение: дети узнают сказку, перечисляют сказочных персонажей этой сказки и изображают любого героя, узнанной ими сказки, картинка которой окажется на верхней грани кубика.

Кот: А вам, ребята, понравилась эта игра? Ну что, отдохнули, пора мне сорвать следующий листок и узнать новое задание.

Кот срывает лист с дерева и читает задание:

Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Кот : дети, а кто знает, из какой сказки эти строки?

Дети: сказка «О мертвой царевне и о семи богатырях».

Эстафета № 3 «Волшебное зеркальце»

По команде, первый участник проползает в тоннель, добегает до тарелки с яблочком и змейкой идет обходя ориентиры. Доходит до зеркала, кладут тарелку на пол, смотрится в зеркало, хвалит себя, меняют зеркало на тарелку с яблоком, по прямой идут до куба, на котором стояла тарелка, ставят ее туда и бегом возвращаются к своей команде, передают эстафету следующему участнику.

Команда победительница получает желудь (из киндер-сюрприза)

Кот: ну, посоревновались, пора и дух перевести.

Кот : Издревле считается, что дуб имеет энергетическую силу, это магическое дерево.

Вы сегодня дружно выполняли все мои задания, показали слаженность и взаимовыручку. Я хочу предложить вам так же дружно сотворить наш Лукоморский дуб. Я приготовил для вас копию нашего волшебного дуба, он такой же как и вы, еще маленький. Но вместе с вами, в вашей памяти он будет расти и крепнуть. А чтобы ему помочь мы одарим его листочками, на которых написаны те качества, которыми обладают сказочные герои. Все эти качества очень важные, общечеловеческие и сейчас они необходимы всем вам для достижения жизненных успехов.

Выберите себе листочки, переверните их, снимите защитную пленку и приклейте их к кроне нашего дерева. Кто сможет, прочитайте качества, а кому сложно, поднимите руку и помогу вам.

Вариант : если дети не умеют читать, кот подходит к каждому и зачитывает качество, которое он выбрал. Например: «Ты сегодня оказался самый ловкий!» и т.п.

Аппликация «У Лукоморья дуб зеленый»

Звучит фонограмма песни «Страна волшебная»

Кот : Я очень рад, что и вы проявили эти качества в нашем путешествии по Лукоморью.

Кот: Давайте на прощанье станцуем ещё один танец.

Танец по показу «У Лукоморья» (приложение № 3)

Звучит фонограмма песни «У Лукоморья»

Кот : Вот и закончились волшебные дубовые листочками с заданиями. Пора подвести итоги. Итак, победителем волшебных испытаний стала команда … «Зеленые листочки» (Желтые листочки). Но и вас, дорогие ребята, мы не оставим без сюрприза.

Награждение победителей по итогам эстафет памятными медалями с надписью «Путешествие в Лукоморье 1 место»,

За первое место медаль принимай

И славных успехов во всем достигай!

Удача пусть ждет тебя снова!

Побед – замечательных, новых!

а вторую команду медалями с надписями «Путешествие в Лукоморье 2 место»

Второе место призовое –

Прекрасный, яркий результат!

Удача будет пусть с тобою

И много новых ждет наград!

и всех детей шоколадными орехами (шишками).

Кот: До свидания, друзья!

Возвращаюсь в сказку я!

Заклинанье вспомнить нужно

И сказать его всем дружно!

Звучит фонограмма «Сказочная мелодия»

Дети поворачиваются спиной, закрывают глаза и повторяют слова :

У Лукоморья дуб зеленый,

Золотая цепь на дубе том.

И днем, и ночью кот ученый,

Все ходит по цепи кругом.

Во время произнесения слов – заклинания кот снимае т с себя элементы костюма и превращается в ведущего.

Ведущий: Надеюсь, вам понравилось наше сказочное приключение?

Чтобы в садик нам вернуться

Всем вам надо повернуться.

Вокруг себя вы повернитесь,

В своём саду вы очутитесь!

Для детей старшего дошкольного возраста

Чалкова Марина Анатольевна- музыкальный руководитель,

Пашкова Галина Архиповна - руководитель по изобразительной деятельности

МАДОУ ЦРР д/с №5 "Ёлочка" г. Ишима

Действующие лица:

Взрослые:

Сказочница

Царевна – Лебедь

Кот ученый

Дети:

Золотая рыбка

Избушки – 3

Оборудование:

Панно с изображением дуба и сказочных героев;

картинки с изображением следов сказочных героев;

послание;

костюмы избушек – 3;

сумка для Лешего;

конусы для игры;

для игры «Помоги царевне» - 2 мольберта, 2 рисунка с изображением лебедей, 4 короны, 2 платка, магниты;

для игры «Богатыри» - канат, 2 шлема;

для игры «Помоги белочке» - 2 корзинки, орешки;

для игры «Помоги Лешему» - предметы сказочных героев (волшебное зеркальце, яблочко наливное, сеть, рыбка, шлем)

сундук с подарками.

Цель: развивать у детей познавательный интерес к творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина, вызывать у детей радость от участия в данном мероприятии, закрепить знание детьми сказок А.С.Пушкина

1.Обобщать знания детей по сказочному творчеству А.С.Пушкина, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях;

2.Воспитывать у детей интерес к творчеству А.С.Пушкина, эстетические чувства.

3.Развивать у детей коммуникабельность, творческие способности, память, мышление, внимание, речь, эмоционально-волевую сферу, интерес детей к художественной литературе, способствовать обобщению и закреплению знаний сказок А.С. Пушкина.

Подготовка к празднику: чтение сказок Пушкина, беседа о поэте; рассматривание иллюстраций разных художников в разных изданиях сказок; изобразительное детское творчество, выставка рисунков, изготовление костюмов; оформление выставки книг в групповой библиотеке, иллюстрации, портреты А.Пушкина работы В.Тропинина, О.Кипренского; поход в детскую библиотеку – знакомство с биографией А.Пушкина, его творчеством и творчеством его современников; заучивание отрывков из сказок; разучивание танцев; украшение зала.

Ход праздника:

Звучит загадочная таинственная музыка.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

(На поляну выходит ведущая в красивом русском сарафане )

Сказочница: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы предлагаем вам отправиться в Пушкинское Лукоморье на сказочный бал.

А как же нам попасть в Лукоморье? Смотрите, ребята, следы. Следы невиданные. Чьи же они? И не мышонка, ни лягушки, а неведомой зверушки.

Я догадалась, это волшебные сказочные силы дают нам испытание. Если мы отгадаем, кто здесь прошел, то, наверное, попадем в Лукоморье.

(показывает детям нарисованные на плакате следы, дети отгадывают из какой сказки герой)

1.Конское копыто («Сивка-бурка»);

2.Лягушачья лапа («Царевна - лягушка»);

3.Гусиные следы («Гуси – лебеди»);

4.Козлиное копыто («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»);

5.Большие куриные следы (Избушка на курьих ножках).

Сказочница: Все следы мы отгадали правильно, а где же Лукоморье? Посмотрите, ребята, здесь какая-то записка. Прочитаем.

«Сегодня волшебство случится-

К нам сказка в гости постучится.

Любимые герои на бал придут,

Когда ребята тропинку к Лукоморью найдут»

Как же нам найти тропинку к Лукоморью? (ответы детей )

Правильно, ребята. Дорогу можно спросить у того, кого встретишь на пути.

Тс-с-с, кажется, сюда кто-то спешит.

2.(звучит музыка, заходит старик с неводом)

Старик: Я рыбачил тридцать лет и три года.

И однажды поймал золотую рыбку.

Думал: «Отпущу её гулять по морю,

Никакого откупа мне не надо».

Да разыгралась жадность у моей старухи-

Многое пришлось просить у рыбки…

А теперь опять разбитое корыто,

Снова невод закидывать надо.

(забрасывает в море невод, который через несколько минут начинает чуть подрагивать )

Интересно, что же мне попалось?

Неужто золотая рыбка вновь досталась?

Рыбка: Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.

Старик : Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

Порадуйте меня лучше вы, дети,

Хочу увидеть на ваших лицах улыбки,

Исполнить с вами веселый танец,

Душой отдохнуть от сварливой старухи.

И ты, золотая рыбка, потанцуй тоже с нами.

(весёлый хоровод со всеми детьми )

Старик: Сколько слышал я на свете о разных чудесах,

Не знал, что нет чудеснее улыбок и счастья в ваших глазах.

А теперь пора мне к своей старухе воротиться.

С вами вынужден проститься.

Сказочница: Дедушка, а вы не укажете нам путь к Лукоморью?

Старик: Идите прямо, никуда не сворачивай те, кого на своём пути встретите, у того и спросите. До свидания!

Сказочница: Ну что, ребята, отправляемся дальше в путь. Ой! На нашем пути опять препятствие (поднимает лист бумаги, читает )

3.«Если отгадаете загадку, встретитесь с героем сказки, он вам и укажет путь в Лукоморье.

По дому он трудился неустанно:

Семью кормил, вставал поутру рано…

Хозяин, чтоб за труды расплаты избежать,

Придумал его к бесам за оброком посылать.

Из какой сказки Пушкина этот герой?»

(из «Сказки о попе и работнике его Балде»).

(Звучит русская народная мелодия, входит Балда.)

Балда : Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Зовут меня Балда, иду сам не знаю куда.

Прошелся я по базару – полно там всякого товару.

Зашел к вам порезвиться, поиграть, повеселиться.

Проигравшему – по лбу щелчок,

А я проиграю – мне в спину толчок.

Согласны?

(Ответы детей)

Дети: Во что же мы будем играть?

Балда : Разомнемся-ка, ребята,

Пробежимся как гусята.

(проводится аттракцион «Кто быстрее пробежится гусиным бегом»)

Балда: Спасибо, малыши-крепыши, повеселился с вами от души.

А теперь мне домой пора, до свидания детвора!

Сказочница: Подожди, Балда, не уходи, ты дорогу к Лукоморью покажи.

Балда: Идите прямо, никуда не сворачивайте, кого на своём пути встретите, у того про дорогу спросите. До свидания, счастливого пути.

Сказочница: Ребята, посмотрите, кто-то орешки потерял? Да не простые, все скорлупки золотые. Кто же это?

(поднимает несколько орешков )

(под музыку заходит белочка)

Белочка : Ой! Это я орешки потеряла. Помогите мне собрать, а потом пересчитать.

Сказочница: Поможем, ребята, белочке собрать орешки.

(дети по команде собирают орешки, затем пересчитывают)

Белочка, а из какой сказки ты пришла?

Белочка: Отгадайте!

Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поёт и орешки всё грызёт,

А орешки не простые, всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Вот что чудом - то зовут.

Сказочница: отгадали, из какой сказки пришла к нам белочка?

Правильно, «Сказка о царе Салтане»

Белочка: Молодцы, отгадали мою загадку. Мне пора возвращаться, до свидания.

Сказочница : Белочка, подскажи как нам дорогу к Лукоморью найти.

Белочка: Отгадаете какие в этой сказке были еще два чуда, дорога сама вам и откроется. До свидания!

Сказочница : Вспомните, ребята, какие еще два чуда были в этой сказке?

Дети: 33 богатыря, царевна – Лебедь.

Сказочница : все красавцы удалые,

Великаны молодые, все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор,

Это диво, так уж диво,

Можно молвить справедливо!

Ну-ка, превращайтесь все в богатырей;

Да силушкой померяйтесь своей.

(Проводится аттракцион «Перетягивание каната», выбираются две команды по равному количеству детей, на капитанов команд надеваются богатырские шлемы – «богатыри» меряются силой).

Сказочница : Какое третье чудо из этой сказки?

Дети : Царевна Лебедь.

(звучит музыка, выходит царевна Лебедь)

Лебедь: За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

А сама-то величава, выступаю словно пава;

А как речь –то говорю, словно реченька журчу.

Молвить можно справедливо, это диво, так уж диво.

Лебедь: Злой волшебник забрал мою корону.

Ребята, помогите мне вернуть её. Для этого с завязанными глазами по одному вы должны подойти к мольберту, на котором изображен мой портрет, но без короны. Вы должны надеть на голову корону. Кто наденет правильнее и быстрее, тот и победит.

(проводится игра с детьми)

Лебедь: Ребята, а помните ли вы, в кого превращался князь Гвидон для того, чтобы незаметно проникать в царство своего отца, Салтана?

5.(ответы детей: в комара, муху и шмеля)

Давайте попробуем превратиться в шмеля и полетать на этой прекрасной поляне, тогда вам и откроется дорога в Лукоморье.

(дети двигаются под музыку)

До свидания, ребята, счастливого пути!

Сказочница: Вот и тропинка, а где же Лукоморье?

(звучит музыка)

Баба-яга: Примчалась к вам из леса я,

Привет вам всем, мои друзья!

У меня отличное сегодня настроение,

Послушайте-ка песенку в моём исполнении.

Сказочница: Хороша твоя песня, Баба-Яга. Поиграть тебе с ребятами не пора?

Баба-Яга: Поиграть я с вами рада-

Косточки размять мне надо.

А помогут мне- старушке, мои любимые избушки.

Избушки, выходите!

(выходят избушки)

1избушка : На горе стоит избушка, она задом наперед.

В ней живет одна старушка, бабушкой Ягой зовут.

2 избушка: Нос картошкой, глазки узки, словно огоньки горят,

Когти, как у нашей кошки, дыбом волосы стоят.

Баба- Яга: А я Баба-Яга, костяная нога,

Помелом помету и детей унесу.

(проводит игру с детьми)

Сказочница: Спасибо тебе, Баба-Яга, повеселила ты нас, а скажи, не знаешь ли ты дорогу в Лукоморье.

Баба-Яга : Знать не знаю, и ведать не ведаю, спросите у того, кто у дуба бродит. А теперь мне, детвора, в лес домой идти пора.

Сказочница: Смотрите, а вот и дуб. Ребята, может быть, из вас кто-нибудь знает, как начинается сказка А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

Идем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо- песнь заводит,

Налево – сказку говорит,

Там чудеса, там леший бродит…

Вот, оказывается, о ком говорила Баба – Яга, о Лешем.

(звучит музыка, заходит Леший)

Леший: Здравствуйте, ребята. В нашем лесу быстро новости разносятся. Я наслышан, что вы дорогу на бал потеряли и найти не можете?

И знаю, кто вам поможет.

Сказочница: Скажи, пожалуйста, Леший. Нам очень хочется побыстрее на бал попасть.

Леший: Выполните мое задание, тогда и скажу.

В моём лесу герои Пушкинских сказок оставили много вещей.

Вам нужно отгадать из какой сказки эти вещи:

1.Корыто, невод.

2.Наливное яблоко.

4.Шлем богатыря.

Леший: Молодцы, ребята, все потерянные вещи нашли своих хозяев, вы хорошо знаете сказки Пушкина, и я покажу вам, кто же проведет вас на бал.

(звучит торжественная музыка и выходит Кот Ученый )

Кот – Ученый: З дравствуйте, ребята!

Вот вы и пришли к заветной цели. Все препятствия, которые вы встретили на своем пути, вы преодолели. Поэтому все сказочные герои, которых вы встретили на своем пути, приглашают вас на бал.

(под музыку выходят сказочные герои )

Кот – Ученый: Открывает бал вальс.

(звучит вальс, пары танцуют)

Кот – Ученый: Наступает самая торжественная минута нашего бала. И сейчас в нашем Лукоморье появятся самые загадочные сказочные герои. Думаю, что вы их всех узнаете.

Дефиле сказочных героев.

(Кот комментирует выход героев)

Кот: Браво!!! Давайте поаплодируем всем участникам нашего сказочного балла, всем мастерам и подмастерьям, кто помогал изобретать эту красоту.

А теперь всех героев ждет награда.

Награждение участников.

Кот: А вы, ребята, молодцы, потому что дружно поддерживали сказочных героев и поэтому вас ждет награда, которая хранится в моем волшебном сундучке. Умным, веселым, находчивым и дружным путешественникам по сказочному Лукоморью – сладкий приз. Ребята, не забывайте сказки Пушкина, ведь в них столько необычного, интересного и поучительного. Каждая из них – настоящее сокровище, прикоснуться к которому полезно и детям, и взрослым.

На праздник приехал и сам А.С.Пушкин с Натальей Гончаровой.

Список литературы:

1. Сборник произведений «Сказки Пушкина А.С.» М. «Махаон», 1998.

2. Фоменко Л.К. «Формирование способности к словесному творчеству у старших дошкольников», журнал «Воспитатель ДОУ» №5 2012г.

3. Михайлова М.А. «К нам приходит праздник» , журнал «Воспитатель в ДОУ» №8 2010г.

4. 3.Новиков И. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. 2-е издание. //Гос. издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР. Москва – Ленинград.

5. Юдина О., Христенко Н. «Совместная деятельность: музыкальный руководитель и руководитель изостудии», журнал «Дошкольное воспитание» № 2 2013г.

6. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

7. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

8. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.

9. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

10. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

11. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №3 г. Лысково

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛУКОМОРЬЮ»

Лысково, 2015

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛУКОМОРЬЮ»

ЗАДАЧИ:

  1. Выяснить уровень начитанности школьников.
  2. Расширить кругозор учащихся.
  3. Воспитать внимательного читателя.
  4. Развить эстетический вкус школьников.
  5. Сформировать навык работы в группах.
  6. Активизировать умственную и творческую деятельность учащихся.

ОФОРМЛЕНИЕ: карточки с заданиями на станции, грамоты, маршрутные листы.

ПОЯСНЕНИЯ: В игре участвуют 4 команды (по отрядам). Команды заранее получают задание – придумать название, девиз, эмблему. Готовят места, где будет расположена каждая станция. На одной станции ребята выполняют одно задание и набирают баллы. На станции учеников встречает сказочный персонаж. Готовят маршрутные листы с порядком прохождения станций, где будут ставить отметки о прохождении станции и количество баллов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Ведущий:

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочную страну Лукоморье, где живут персонажи наших любимых сказок. Выясним, что вы знаете о сказках, об их авторах и героях. У нас игра – соревнование. Вы проходите все станции согласно маршрутному листу и набираете баллы. По сумме баллов будет определен рейтинг команд.

А теперь давайте познакомимся с командами.

Представление команд (название, девиз).

1. СТАНЦИЯ «ВИКТОРИНА».

Ведущий задает вопросы командам по очереди. За правильный ответ – 1 балл, если команда называет автора произведения + 1 балл дополнительно.

  1. В какой сказке есть страна Жевунов? (А. Волков, «Волшебник изумрудного города»)
  2. Кто кусал женщин то в глаз, то в нос, а еще князь? (Гвидон, «Сказка о царе Салтане»)
  3. Если этот герой начнет снимать одежду, то будет тяжело удержаться от слез? (Чипполино, Дж. Родари)
  4. Что пел золотой петушок из сказки А. С. Пушкина? (Ку-ка-ре-ку. Царствуй, лежа на боку.)
  5. Когда он вертит цветной зонтик, детям снятся цветные сны? (Оле-Лукойе, Г. Х. Андерсен)
  6. Кто помог главному герою этой сказки добыть жар-птицу, коня-златогриваго и Елену Прекрасную? (Серый волк, «Иван-царевич и серый волк»)
  7. Какое выражение у Карлсона было любимым? (Дело житейское, Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»)
  8. Как зовут героиню сказки, которая отправилась в Зазеркалье? (Алиса, Льюис Кэрролл «Приключения Алисы в Зазеркалье»)
  9. За кого вышла замуж Дюймовочка? (Принц эльфов, Г. Х. Андерсен)
  10. Как звали Карлика Носа? (Якоб, Гауф)
  11. На чем передвигалась Баба-Яга? (Ступа)
  12. Как называлась книга, которую купил папа Карло, продав свою куртку? («Азбука»)

2. СТАНЦИЯ «УГАДАЙ СКАЗКУ».

Капитаны команд тянут (по очереди) по две карточки, не видя заданий. По перечисленным именам существительным надо угадать название сказки. За правильный ответ – 1 балл, если команда называет автора сказки + 1 балл, за скорость + 1 балл.

Задание: по данным именам существительным угадайте название сказки.

  1. Лианы, мальчик, река, волки, факел, стадо, джунгли. «Маугли», Р.Киплинг
  2. Замок, сапоги, осел, шляпа, лев, маркиз, река. «Кот в сапогах», Ш. Перро
  3. Дорога, разбойники, музыка, горящие угольки, дерево, петух, дружба, осел. «Бременские музыканты», Братья Гримм
  4. Дворец, морской конек, ведьма, корабль, боль, море, колдовской напиток. «Русалочка», Г. Х. Андерсен
  5. Елка, подарки, кукольное царство, орехи, битва, сабля, дворец, короны, мышиный король. «Щелкунчик», Гофман
  6. Тыква, граф Вишенка, слезы, налоги, пауки, синьоры, восстание, профессор Груша. «Чипполино», Дж.Родари

3. СТАНЦИЯ «ДОПОЛНИ ИМЯ».

На карточках напечатаны первые части имен сказочных героев. Командам надо вспомнить полные имена героев сказок. За каждое имя – 1 балл, за скорость + 1 балл.

Задание: к первой части имени сказочного героя добавьте вторую часть.

  1. Кощей-(Бессмертный)
  2. Елена-(Прекрасная)
  3. Василиса-(Премудрая)
  4. Сестрица-(Аленушка)
  5. Мальчик-(с-пальчик)
  6. Финист-(Ясный сокол)
  7. Иван-(Царевич)
  8. Братец-(Иванушка)
  9. Змей-(Горыныч)
  10. Крошечка-(Хаврошечка)

4. СТАНЦИЯ «СКАЗОЧНЫЕ ВЕЩИ».

Капитаны команд тянут (по очереди) по три карточки с названиями сказочных вещей. Командам нужно назвать сказки, в которых упоминаются данные предметы. За правильный ответ – 1 балл, за скорость + 1 балл.

Задание: вспомните названия сказок, где упоминаются эти предметы.

  1. СОЛОМИНКА- «Пузырь, соломинка и лапоть»
  2. ПЕРЫШКО- «Финист-Ясный сокол»
  3. ГОРОШЕК- «Кот, лиса и петух», «Принцесса на горошине»
  4. КОЛЬЦО- «Волшебное кольцо», «12 месяцев»
  5. ЯЙЦО- «Курочка-ряба», «Царевна-лягушка»
  6. СТРЕЛА- «Царевна-лягушка»
  7. РУКАВИЦА- «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Теремок» («Рукавичка»)
  8. МАННАЯ КРУПА- «Лиса и журавль»
  9. ИГЛА- «Царевна-лягушка»

5. СТАНЦИЯ «ВОССТАНОВИ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ».

На карточках напечатаны названия сказок, но все буквы стоят не на своих местах. Из перепутанных букв надо составить названия восьми известных сказок. За правильный ответ – 1 балл, за скорость + 1 балл.

Задание: из разрозненных букв составьте название сказки (буквы переставлены местами).

  1. «Шаам и двеемьд»-«Маша и медведь»
  2. «Шокупет-лозойто бекошерг»-«Петушок-золотой гребешок»
  3. «Рьяам Ернавмо»-«Марья-Моревна»
  4. «Инкасв-олозяат ещкатин»-«Свинка-золотая щетинка»
  5. «Аялеб токчау»-«Белая уточка»
  6. «Кагошекорпоти»-«Покати горошек»
  7. «Ивакс-Каруб»-«Сивка-бурка»
  8. «Вочмокайдю»-«Дюймовочка»

6. СТАНЦИЯ «СКАЗОЧНЫЕ ЗАДАЧИ».

Капитаны команд тянут (по очереди) из рук ведущего карточки с задачами. За правильное решение задачи – 1 балл, за скорость + 1 балл.

Задание: решите сказочные задачи.

1. В школе для бесенят было 10 учеников. На дом каждому задали совершить 3 мелких пакости. Один бесенок не выполнил задание. Сколько мелких пакостей было сделано бесенятами? (Ответ: 27)

2. Змей Горыныч вызвал на бой 3 богатырей. Сколько голов должен отсечь каждый богатырь, если у змея их 12, а богатыри поделили их поровну? (Ответ: 4)

3. Чудо-Юдо рыба-кит проглотило новгородского купца Садко вместе с лодкой. Купец весил 100 кг, лодка - вдвое больше. На сколько килограммов потяжелело Чудо-Юдо, если Садко оно выплюнуло обратно? (Ответ: 200)

7. СТАНЦИЯ «КТО ЭТО?».

Ведущий зачитывает отрывки из сказок. Нужно угадать, о каком сказочном герое идет речь. За правильный ответ – 1 балл + 1 балл за название сказки.

Задание: угадайте, о ком идет речь.

1. «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным» (Кай, «Снежная королева»)

2. «Появился на птичьем дворе маленький птенец-утенок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птенцы не приняли его в свою семью» (Лебедь, «Гадкий утенок»)

3. Ночь настала, Месяц всходит, Поле все герой обходит,
Озираючись кругом, И садится под кустом.
Звезды на небе считает и краюшку уплетает. (Иван, «Конек-горбунок»)

4. «Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку-настоящего друга. Но мама была почему-то против. И все-таки друг у меня появился. Самый лучший друг в мире: в меру упитанный мужчина в расцвете лет, лучший в мире специалист по паровым машинам, лучший в мире поедатель пирогов, лучшая в мире нянька» (Малыш, «Малыш и Карлсон»)

5. «Маленькие дети, ни за что на свете
Не ходите, дети, в Африку гулять.
В Африке-разбойник, в Африке-злодей…» (Бармалей, «Бармалей»)

6. В этой книжке именины, много было там гостей.
А на этих именинах, появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть ее не погубил,
Но коварному злодею кто-то голову срубил. (Комарик, «Муха-цокотуха»)

Объявление результатов игры, награждение.


Клавдия Карлеутова
«Путешествие в волшебную страну Лукоморье». Сценарий развлечения для детей подготовительной группы

Путешествие в волшебную страну Лукоморье

Развлечение для подготовительной группы

Цели : Закрепить и систематизировать знания детьми сказок, формировать у детей любовь и интерес к народному творчеству, показать красоту и богатство родного языка; создать условия для развития творческих способностей детей и образного мышления, выразительной и связной речи, расширять словарный запас; Воспитывать дружеские взаимоотношения в команде.

Дети выходят на поляну сказок

Ведущий : Ребята, сегодня у нас необычный день, будем говорить об Александре Сергеевиче Пушкине. Вы слышали о нем? /ответы детей / Александр Сергеевич родился в Москве. С раннего детства маленького Сашу окружали люди, любящие литературу. Отец - ценитель литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом, и его любимая няня – великолепная сказочница. Александр Сергеевич не мог не писать сказки, романы, стихи. То, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться. И он отдал людям то, что ему самому подарила няня Арина Родионовна - мудрость, заключенную в волшебных образах . Александр Сергеевич Пушкин создал мир сказки. Мы читали его сказки. Кто помнит какие? (Дети называют сказки)

/За ширмой раздается мяуканье/

Ведущий : (насторожившись) : Мне показалось? Кто-то мяукнул. Признавайтесь, кто принес кошку? Что это там, за ширмой?

(Отодвигает ширму и все видят кота)

Что вы здесь делаете, уважаемый Кот? И как сюда попали?

Кот : Пара пустяков. Я могу проникнуть куда угодно. Я, между прочим, не какой-нибудь Барсик или Мурзик. Я знаменитость. У меня есть ученая степень. Я с самим Пушкиным на дружеской ноге. Я у него в одной сказке по золотой цепи гуляю : направо-налево :

Удивительно! (обращается к залу) Как вы меня не узнали?

Дети : Кот ученый! Из Лукоморья !

Кот : Ну, наконец-то! Люблю умных детей ! Только, что это за Лукоморье такое ?

Дети : У моря, на море!

Кот : Лук? Там, что лук растет у моря? Может быть и чеснок?

Ведущий : Уважаемый Кот, вы нас совсем запутали со своим чесноком. А вы ребята, как думаете, причём тут лук? Какой лук? Правильно, из которого стреляют, (ведущий показывает лук детям) Посмотрите - он изогнут дугой. Такой изгиб в старину называли лука. Поэтому и лук. Он лежит на полу, как маленький остров, а вокруг будто бы море. Вот вам и Лукоморье . Я правильно рассуждаю, ученый Кот?

Кот : Ставлю вам пять. Между прочим, в наших ученых кругах считают : Лукоморье не что иное , как сказочный остров Буян.

Ну и шмякнулся, ну и мяукнулся! Если бы я не был самым прыгучим котом в нашем Лукоморье – не собрать бы мне костей. Вот, что значит путешествовать по сказкам . Однако, куда же я попал? Да никак в сказочную страну ? Ай да мяу, ай да я! Слава Коту Учёному! (к детям) А вы почему меня не хвалите? Думаете легко попасть из Лукоморья , да сразу к вам? Это не каждому коту под силу! Кстати, а любите ли вы сказки? Предлагаю отправиться в сказочную страну ! Согласны? Тогда в путь!

Дети идут за котом.

Ведущий : Ветер по морю гуляет, дует в паруса.

Никогда не перестанем верить в чудеса.

Где царевна оживает злу наперекор,

Где красавиц похищает мрачный Черномор,

Где Балда с чертями спорит,

Белочка поёт, где разбитые корыта рыбка раздаёт,

Где шумит волна морская,

Нас туда зовёт Лукоморье , цепь златая и учёный кот.

Дети делятся на 4 команды, каждая из которых следует за своим персонажем (Кот, сказочница, королевич Елисей, бабка) . У детей на груди эмблемы (золотая рыбка, золотой петушок, яблочко, волшебное зеркальце ).

Сказочница : Я сказочница. Пришла к вам в гости вместе с героями сказок А. С. Пушкина, и они поведут вас по сказкам : Кот – команда «Золотая рыбка» , сказочница – «Золотой петушок» , королевич Елисей – «Волшебное зеркальце » , старуха – «Наливное яблочко» .

1 станция «Златая цепь сказок Лукоморья »

Здравствуйте, ребята. Это снова я – Кот Учёный. Как вы помните, живу я у Лукоморья , моё любимое занятие – рассказывать сказки, прохаживаясь то вправо, то влево. Но сегодня я хочу вам загадки загадать. Вы, наверное, помните, что в сказках Пушкина живёт много животных. Назовите их. (Ответы детей ) . А теперь задания…

1. Д/и «Сказочный сундук» - за каждый правильный ответ добавляется 1 звено цепи.

А). Из какой сказки предметы? (яблоко, зеркальце, корона, рыбка

Б. Отгадай загадку и назови сказку, в которой живёт данное животное.

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

Задание : Разбери орешки для белочки (2 ёмкости, грецкие орехи и фундук)

В своей короне красной он ходит, как король.

Его ты ежечасно выслушивать изволь :

Я тут! Я начеку-у-у! Я всех вас допеку-у-у!

Уснули дети. Свет потух молчи, горластенький. (Петух) .

Задание : раскрась хвост петуха (цветные карандаши, стол, изображение петуха)

Поперёк крылечка лёг лохмоногий наш замок.

Но и ночью он, и днём чужаков не пустит в дом. (Собака)

Задание : импровизация движений (собака спит, собака играет, виляет хвостом, лает, сторожит, убегает) .

Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.

По земле не хожу, рот есть, да не говорю,

Глаза есть - не мигаю, крылья есть - не летаю. (Рыба)

Задание : собери пазл

Его фигура подвела –

Гораздо толще, чем пчела.

Полоски - словно у осы,

На брюшке - капельки росы.

Смотри, он плюхнулся на хмель –

Большой, мохнатый, толстый … (Шмель)

Задание : Составь из букв слово

Словно гвоздик на магнит, он на нас бросается –

Без бубенчиков звенит, без зубов кусается. (Комар)

Физ/упр. «Поймай комара» - допрыгнуть до предмета, находящегося выше роста ребёнка

2 станция «Там на неведомых дорожках…»

Сказочница : Тут на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка тут на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

На поляне расположены игрушки : рыбка, белочка, петух, собака; картинки : шмель, комар, муха.

1. Д/и «Из каких сказок эти герои?»

2. Игра на муз. инструментах «Во саду ли в огороде» .

3. Вопросы :

1. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3)

2. Под каким деревом грызла орешки белка? (ель)

3. Какое было последнее желание вредной старухи? (стать владычицей морскою)

4. В кого первый раз превратился князь Гвидон? (в комара)

5. Какое было первое желание вредной старухи? (новое корыто)

6. Сколько лет жил старик со своею старухою? (30 лет и 3 года)

7. В кого последний раз превратился князь Гвидон? (в шмеля)

8. Каким фруктом отравилась царевна? (яблоком)

9. Из чего состояли орешки, которые грызла белка?

3 станция «Царство золотой рыбки»

1. П/и «Поймай рыбку» (по типу игры «Ловишки с хвостиками» ).

2. М/п/и «Поймай золотую рыбку» (ловля рыбок на удочку из водоёма)

3. Д/и «Вспомни сказку»

Свет мой зеркальце скажи

И всю правду доложи :

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее…

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря…

Какими словами обращается старик к золотой рыбке?

(смилуйся государыня рыбка)

Как начинает Пушкин «Сказку о царе салтане» ?

(три девицы под окном пряли поздно вечерком)

Какими словами заканчивается «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» ? (Я там был, мед, пиво пил)

4 станция «7 богатырей»

1. Д/и «Вспомни слова из сказки»

Какими словами королевич Елисей обращается К солнцу? к месяцу? К ветру (Свет наш солнышко! Ты ходишь круглый год по небу, сводишь зиму с тёплою весной, всех нас видишь под собой, аль откажешь мне в ответе…

месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок! Ты встаёшь во тьме глубокой, круглолицый, светлоокий, и обычай твой любя, звёзды смотрят на тебя…

ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе, не боишься никого, кроме бога одного)

2. Состязание «Богатырская сила» – перетягивание каната.

3. Рисование ладошками (мелками) лучей солнца.

Ведущий : Вот и прошли мы с вами все сказочные испытания страны Лукоморья . Мы, сказочные герои, увидели, что вы знаете и любите сказки Пушкина, умеете отличать добро от зла.

Удивляться, смеяться. Мечтать!

Хотим узнать понравилось ли вам наше сказочное путешествие . Если понравилось то белочке положите большой орешек. А если нет, то маленький.

Теплых Любовь Валерьевна

Муниципальное образовательное учреждение

«Миасская средняя общеобразовательная школа № 16»

Конспект внеклассного занятия по литературе

Тема: «У лукоморья» - игра-путешествие по сказкам А.С.Пушкина.

Учитель

Теплых Любовь Валерьевна

5 класс

Миасс - 2008

Внеклассное занятие по литературе

Проводится в 5 классе МОУ «МСОШ №16»

Тема: «У лукоморья» - игра-путешествие по сказкам А.С.Пушкина.

Цели:

1) закрепить и обобщить знания учащихся о сказках А.С.Пушкина;

2) развивать творческое мышление, умение составлять рассказ о герое;

3) обратить внимание учащихся на торжество добра и прекрасного в сказках А.С.Пушкина; воспитывать чувство ответственности за свою команду.

Оборудование: проектор, экран, маркеры и чистые листы формата А4 по числу участников команд, предметы для заданий, маска ученого кота, декорации (по домашнему заданию, выполняют ученики).

План урока:

Орг.момент - 1-2 мин.

Викторина «Кому принадлежит предмет?» - 7 мин

Игра «Восстанови порядок событий» - 5 мин

Определение названия сказки по цитате - 6 мин

Разгадывание кроссворда - 6 мин

Игра «Изобрази героя» - 3 мин

Театральная постановка эпизодов (домашнее задание) - 10 мин

Итоги урока - 1 мин

Ход урока

I . Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня. Мы отправляемся с вами в необычное путешествие по знакомым сказкам русского писателя А.С.Пушкина. В дорогу отправляются три команды. Каждый ряд - команда. Советую командам в борьбе за 1место участвовать слаженно, дружно, помогать друг другу в испытаниях - тогда победите.

Итак, первое задание нас ждет на пограничной заставе - от семи богатырей.

II . Викторина «Кому принадлежит предмет?»

Каждая команда получает предмет (1. Орех; 2. Зеркальце; 3. Рыболовная сеть). Нужно отгадать, какому герою из сказок А.С.Пушкина он принадлежит. Также требуется рассказать кратко об этом герое, составив о нем досье. Форма досье может быть такой:

ДОСЬЕ

Имя __________ Старик _____________________________

Возраст_________ пожило й __________________________

Род занятий________ рыболовство ____________________

Семейное положение____ женат на старухе _ 33 года ____

Круг знакомых____ жена, золотая рыбка ______________

Увлечения ________ семья, работа ____________________

Основные черты характера_____ доброта, слабоволие, покладистость, низкая самооценка ______________________

__________________________________________________

Побеждает команда с самым подробным оригинальным досье. Семь богатырей оценили вашу наблюдательность и знание героев сказок. Первое испытание пройдено успешно: граница открыта. Но впереди - сказочное море. Чтобы переплыть море на лодке старика, нужно выполнить второе задание. Здесь вам помогут знания по «Сказке о рыбаке и рыбке»

III . Восстанови порядок событий.

1) На слайде изображены фразы из «Сказки о рыбаке и рыбке» с описанием состояния моря, когда старик обращался к рыбке. Нужно расположить их в правильной последовательности:

у самого синего моря;

море слегка разыгралось;

помутилося синее море;

не спокойно синее море;

почернело синее море;

на море чёрная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют

Победила команда, которая быстрее других правильно указала порядок смены состояний моря. Молодцы! Настоящие мореходы, а, самое главное, внимательные читатели. Третья наша остановка - на острове Буяне. Кто правит островом? (Гвидон и Царевна - Лебедь)

И третье наше испытание - загадка Царевны-Лебедь.

2) Задание от Царевны-Лебеди: отгадайте порядок превращения князя Гвидона по ходу сюжета сказки:

На слайде изображены: Комар, Муха, Шмель.

Знание сказки о царе Салтане и внимание помогли вам в этом задании. Молодцы! следующее испытание от самого кота ученого. Где он живет?

IV . В гостях у кота ученого

Учитель: У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит…

Приготовьтесь, задание кота ученого будет не из легких! Справится команда, прочитавшая больше сказок Пушкина

К доске вызывается один ученик, умеющий выразительно читать. На него одевается маска кота. И ученик зачитывает отрывки из сказок Пушкина. Команды должны отгадать название сказки.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Говорит старику старуха:

«Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою…»

Вот из моря вылез старый Бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит…

…Вдруг шатер

Распахнулся…и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

Ветер дале побежал,

Королевич зарыдал

И пошел к пустому месту

На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой…

Бедненькой бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.

Молодцы! Мы успешно преодолели Лукоморье и снова отправляемся на корабль. Кто приносил вести из острова Буяна царю Салтану? Кто такие корабельщики? Мореходы разбираются в картах, и для вас они приготовили свое задание - кроссворд. Победит команда, которая быстрее и правильнее разгадает кроссворд.

V . Кроссворд от корабельщиков

По-горизонтали:

4. Чин, который вначале пожелала себе старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» (Дворянка )

По-вертикали:

1. Жилище старика и старухи (Землянка )

2. Свекр Царевны-лебеди (Салтан )

3. Титул Елисея (Королевич )

5. Персонаж, который завел в лес царевну по приказу мачехи (Чернавка )

6. Материал, из которого был сделан гроб мертвой царевны (Хрусталь )

7. Кличка собаки, живущей у семи богатырей (Соколко )

8. Дар звездочета царю Дадону (Петушок )

Скажите, какое ключевое слово зашифровано в кроссворде?

Да, все эти сказки принадлежат одному автору, но есть одна сказка, которая особенно отличается от всех других - «Сказка о попе и его работнике Балде».

Послушайте отрывок из этой сказки .

VI . Игра «Изобрази героя»

Учитель: А теперь вспомните «Сказку о попе и его работнике Балде».

Пошел Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков, да в мешок.
К морю опять он приходит,
У моря бесенка находит.
Держит Балда за уши одного зайку:
«Попляши-тка ты под нашу балалайку:
Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз, два, три! догоняй-ка».
Пустились бесенок и зайка:
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь — а Балда братца гладит.

А теперь каждой команде нужно изобразить этого бесенка. По очереди к доске выходит один человек из команды и рисует на прикрепленном листе с закрытыми глазами элементы портрета бесенка, которые я назову.

1 человек - голова

2 человек - глаза, рыльце

3 человек - рожки

4 человек - туловище, передние лапы

5 человек - задние лапы с копытами

6 человек - хвост.

У нас получились очень интересные портреты. Как сама сказка веселая и яркая, так и рисунки получились забавные.

Бесенок привел нас на базар, где познакомились Балда и поп. В старину на базаре разыгрывались представления, и сейчас наше последнее решающее задание - показать свое актерское мастерство на сцене. Представьте, что вы - бродячие артисты на ярмарке.

VII . Театр «У лукоморья»

Учитель: А теперь, вспомнив сюжеты известных пушкинских сказок, вы без труда сможете инсценировать некоторые эпизоды. Дома вы готовили это задание по группам, делали декорации. Ваш выход.

Группы выступают, все остальные учащиеся оценивают постановку.

Подводятся итоги каждой команды, проходит награждение.

VIII . Итог урока.

Учитель: Вы - молодцы! Прошли все испытания Лукоморья, достойные получили призы. Но самое главное сокровище сокрыто в самих сказках Пушкина. Так какова она, сказка Пушкина? Можно ответить словами С.Я.Маршака: «Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ. А между тем за этой веселой свободой сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьезная мысль, глубокая мораль…». Это вечная победа добра над злом, ума - над глупостью, бескорыстия - над завистью.