Сценарий короткометражного фильма: структура, правила написания. Съемка первой короткометражки: основные правила и советы

Помешаны на кинематографе? Если вы хотите связать себя с камерой и начать снимать, вам необходимо будет поведать выдающуюся историю. Умение включать свои творческие способности и писать сценарии не должно даваться с трудом. Научитесь находить хорошую историю и развивать ее в захватывающий сценарий, который вероятно обеспечит отличный короткометражный фильм.

Шаги

Поиск истории

    Начните со слова, образа или предмета. Все, чего требует история, − это семя, за которым вы будете следить до того, пока оно произрастет. Станет ли она великим короткометражным фильмом? Возможно да, возможно нет. Первоначально, все, на чем вы сначала должны сосредоточиться, −это развивать идею и наблюдать, куда она ведет. Здесь приведено несколько действенных способов «мозговой атаки», чтобы повествование началось:

    • Хороший способ начать рассказ? Просто начните писать. Достаньте бумагу и карандаш, либо сядьте за компьютер и заставьте себя писать на протяжении заданного промежутка времени. Скажем, 10 или 15 минут. Не переживайте на счет того, похоже или нет то, что вы пишете, на «рассказ», и обеспечит ли оно хорошее кино. Вы лишь в поиске идеи. Вы можете написать 99% мусора, однако там может быть один маленький фрагмент, который мог бы превратиться в рассказ. Поразмыслите.
  1. Попробуйте использовать словесные упражнения. Все, что вам требуется, чтобы раздобыть идею для повествования, − это маленькая искорка. Составьте список более или менее случайных образов, первых слов, которые пришли вам в голову: детский сад, Окленд, пепельница, масляная краска. Колоссальный список. Придумайте как минимум 20 слов, затем попробуйте их логически соединить. О чем заставляет вас задуматься этот список? Внеклассный урок рисования полный детей в Ист Бэй? Горящая сигарета в студии художника? Начните с образа, и пусть все будет, как будет. Ищите историю вокруг образов.

    Начните размышлять над некоторыми хорошими идеями. Хороший способ начать работать над сценарием− начать размышлять над странными, удивительными или абсурдными сценариями, которые могут создать хороший сюжет. Что, если бы вся еда была в виде таблеток? Что, если бы вы обнаружили, что ваш отец− шпион? Что, если бы ваша собака неожиданно смогла разговаривать? Хорошие сюжеты и персонажи могут получиться из размышлений.

    Поищите короткие рассказы, чтобы их инсценировать. Одним из способов придумать идею для короткометражного фильма является инсценировка уже написанного кем-либо другим рассказа. Ознакомьтесь с недавно опубликованными сборниками коротких рассказов, состоящих из рассказов с увлекательными сюжетами, и выберите один, который будет интересно отснять.

    • Обычно, было бы трудно инсценировать роман в короткометражный фильм. Постарайтесь сконцентрироваться на коротких рассказах. Просмотрите «Куда ты направляешься, Где ты пропадал?» Джойса Кэрола Оутса, как прекрасный пример очень маленькой истории с неповторимым и захватывающим сюжетом.
  2. Попробуйте снять реальную жизнь. Кто сказал, что короткометражный фильм должен быть фантастикой? Если вы хотите отснять короткометражный фильм, рассмотрите возможность съемки окружающего мира или документально фильма. Отыщите местный музыкальный фестиваль в вашем районе и спросите, можете ли вы снять интервью с группами, или попытайтесь снять вашего друга, организовав его режим тренировок из спортивного интереса. Найдите хорошую историю, которая происходит вокруг вас, и получите разрешение записать ее.

    Ведите дневник сновидений. Сны могут обеспечить хорошим вдохновением для короткометражного фильма, особенно если вам нравится таинственность. Если вы хотите придумать идею для сна, установите будильник на полночь, чтобы проснуться посреди одной ночи и быстро набросать сюжет. Сны могут быть местом для создания образов, странных событий и диалогов для короткометражных фильмов.

    • Что вас пугает? Хорошее жуткое сновидение может быть прекрасным поводом для начала съемок короткого фильма ужасов. Когда вы пишите сценарий и снимаете свой короткометражный фильм, постарайтесь запечатлеть ту атмосферу ваших зловещих снов. Просмотрите короткие серии «Кролики» Дэвида Линча для вдохновения.
  3. Обратитесь к истории. История полна удивительных, зачастую невероятных сюжетов. Другие области знания также могут помочь: психология (особенно при работе над личностью персонажей), география и так далее.

    Позаимствуйте идею из полнометражного художественного фильма. Никто не запрещает вам взять отдельную идею из полнометражного фильма и переработать ее в самостоятельную короткометражку. Возможно, вы вдохновитесь какой-то конкретной сценой, затронутой темой или персонажем.

    Сократите рассказ. Можете ли вы написать короткое предложение в 15 слов или менее, которое раскрывает основное представление и сюжет вашей задумки? Тогда вы на верном пути. Как только у вас есть отправная идея, постарайтесь овладеть «короткой презентацией». Опишите свой фильм так кратко и быстро, как это возможно, чтобы дать себе возможность написать наилучший возможный сценарий и описать рассказ другим так, чтобы вы смогли заручиться поддержкой актеров и других сторонников. Избегайте размытости или абстракции и сосредоточьтесь на сценарии и сюжете.

    • Хорошие примеры краткого содержания рассказа могут выглядеть так:
      • Мальчик находит в поле маленького пришельца и приносит его домой.
      • Дети начинают рисовать странные изображения после школы.
    • Плохие примеры краткого содержания рассказа могут выглядеть так:
      • Человек борется с депрессией.
      • Череда загадочных событий выпадает на долю жителей Петербурга.
  4. Думайте практично. Подумайте, что есть у вас в доступе и как вы можете использовать то, что у вас есть. Приступая к работе, составьте список каждого реквизита, съемочной площадки и каждого актера, доступного по месту, и подумайте, как они могут создать хорошую историю. Может ваш друг, боксирующий трижды в неделю, вдохновит вас на историю о боксе.

    • Убедитесь, что ваша история подходит для экранизации. Оборудование и комплект кинодекораций в большом почете, когда вы сами снимаете фильм и работаете без студийной поддержки и кучи денег. Опять же, будет сложно снимать космический научно-фантастический фильм в мамином подвале. Постарайтесь убедиться в том, что вы сможете сделать необходимые кадры, чтобы снять фильм, который вы хотите. Сможете ли вы сделать кадр Нью-Йорка с крана, с высоты полета, если вы живете в Москве и у вас нет ни денег, ни камеры? Вероятно, нет. Найдите другое решение.

    Разработка сценариев

    1. Найдите главного героя и его антагониста. В каждом сценарии есть главный герой и его противник, что создает конфликт и обеспечивает напряженность. Если вы не уверены в том, кто есть кто, то важно серьезно задуматься над развитием своего сценария, чтобы было ясное представление, о ком мы должны переживать и почему.

      • Главный герой−персонаж, за которого мы болеем, которому мы сопереживаем и к которому чувствуем своего рода эмоциональную привязанность.
      • Антагонист − это персонаж, ситуация или установка, которая работает против главного героя, создавая драму. Антагонист не обязательно должен быть злодеем с закрученными усами, а может представлять собой трудную ситуацию или некую другую абстракцию.
    2. Найдите подходящую декорацию и костюмы. В короткометражном фильме это частично будет соображением практического характера и соображением сценария. Хорошие декорации сами по себе обеспечивают напряженность и драматизм, однако вы вряд ли сможете полететь на Бермуды, чтобы снять пляжную сцену. Найдите место, чтобы поместить свою историю, которое будет дополнять историю, которую вы хотите поведать, но в то же время будет доступно.

      • Постарайтесь работать с тем, что у вас есть. Будет сложно снимать научно-фантастическую эпопею на заднем дворе или в подвале, если вы знаете, что придется вести съемку в доме родителей. Взамен, подумайте о бытовой истории, которая бы сработала в местном масштабе. Подумайте об историях, которые происходят в домах, в городе, в котором вы возможно живете. Сценарии, которые работают с декорациями, получаются лучше.
    3. Ищите конфликт. Сценарию нужен конфликт, чтобы заставить нас переживать. Что заставит зрителя вложить деньги в вашу историю и ваш короткометражный фильм? Чего хочет ваш главный герой? Что отделяет вашего героя от желаемого? Ответы на эти вопросы создают источник конфликта. Как только вы придумали оригинальную идею относительно места съемок, начните концентрироваться на том, что создает конфликт в истории, и на его раскрытии насколько возможно.

      • Конфликт не должен включать драку или перестрелку, чтобы считаться высокой драмой. Он должен включать настоящее противостояние персонажей и эмоциональный подъем. Если мальчик приносит домой инопланетянина, с какой проблемой он вероятно столкнется? Какая опасность в нем для мальчика? Что заинтересовывает нас в просмотре детских рисунков?
      • Найдите внутреннее и внешнее повествование. Что мы видим во внешнем повествовании: персонаж путешествует по миру и происходят события. Внутреннее повествование делает его убедительным. Как влияет такая перемена на персонажа? Что это значит для персонажа? Хороший короткометражный фильм или любой сценарий будет включать в себя оба этих элемента, происходящих одновременно.
    4. Не усложняйте его. Ограничьте масштабы сценария насколько это возможно. Короткометражный фильм−это костяк художественного описания, короткий рассказ, а не роман. Это не означает, что он не может быть амбициозным и нетрадиционным, но в короткометражных фильмах нужно работать с ограниченным числом элементов, персонажей и декораций, чтобы снимать должным образом.

      • Кроме того, может быть забавным, заставить себя снять очень длинную и запутанную историю как можно короче. Как бы выглядела «Война и Мир» в десятиминутном ролике? Что если все шесть частей Звездных войн уложились бы в десять минут с помощью подручного оборудования? Как бы вы с этим справились?
    5. Сторонитесь распространенных клише короткометражных фильмов. Как любая форма искусства, короткометражный фильм не без давно использованных идей и сценариев-клише. Если вы раньше никогда не снимали, вы будете в игре на шаг впереди, пропустив этот хлам. Избегайте следующих клише короткометражных фильмов:

      • Персонаж один, разговаривает, глядя в зеркало, затем совершает самоубийство.
      • Что угодно, связанное с киллером.
      • Два персонажа спорят о чем-то, пока мы не понимаем, что на самом деле это один персонаж с раздвоением личности.
      • Фильм начинается с жужжания будильника, и герой встает с кровати.
    6. Цель − сохранить заинтересованность в фильме продолжительностью десять минут. Создание фильма любой продолжительности очень сложно. Постарайтесь сделать ваш фильм как можно короче, особенно если вы снимаете впервые. Съемка действительно хорошего, напряженного, драматического и захватывающего трех минутного фильма− серьезное достижение. Постарайтесь сделать это успешно, прежде чем вы решите преступить к 45-минутному гангстерскому шедевру с перестрелкой в замедленной съемке.

    7. Посмотрите несколько короткометражных фильмов. Если вы собрались снять кино, посмотрите несколько фильмов. Также как вам не стоит пытаться писать роман, не изучив построение романа; важно получить представление о том, как работают короткометражные фильмы и что нужно, чтобы сделать хороший короткометражный фильм, прежде чем снимать его самому. Это не только сокращенная версия полнометражного фильма: короткометражный фильм представляет собой уникальную среду с различными трюками и техниками. Посмотрите некоторые фильмы, прежде чем снимать свой.

      • YouTube и Vimeo- огромные ресурсы короткометражных фильмов, как плохих, так и хороших. Ознакомьтесь и посмотрите, есть ли в вашем городе фестиваль короткометражных фильмов, распространенных в некоторых районах метрополитена, чтобы лично увидеть некоторые представления.
      • Музыкальные видео так же прекрасный вид короткометражного кино, с которым вы, вероятно, уже знакомы. Внимательно смотрите, как ваши любимые музыкальные видео объединены, и тщательно изучите их. Просмотрите Джонса Спайка, Хайп Уильямса и Мишель Гондри, как мастеров современной формы

    Написание сценария

    1. Очертите свой сценарий. Либретто кинофильма не должно быть формальным или включать в себя какие-либо римские цифры (хотя они могут встречаться, если вы хотите). Раскадровка обычно используется, чтобы помочь понять, какие кадры вам нужно будет снять позже по ходу съемок, и дабы получить визуальную книгу комиксов для фильма в процессе написания. Кратко обрисуйте, что будет происходить в сценарии и основные диалоги.

      • Фильм−визуальное средство повествования истории, так что не полагайтесь исключительно на диалог, чтобы поведать историю. В хороших сценариях, наброски должны быть явно о внешнем повествовании, тогда как внутреннее повествование должно подразумеваться.
      • Фрэнсис Форд Коппола снимал сиквел к «Изгоям», названный «Бойцовская рыбка», не имея написанного сценария до того самого дня, когда должна была сниматься картина. Никто из актеров понятия не имел, что произойдет далее, что придавало фильму нотку спонтанности и экспериментаторства.
    2. Добивайтесь конструктивной критики. Как только вы собрали воедино сценарий, покажите его своим друзьям или некоторым людям, которые разделяют вашу любовь к кино и смогут выдвинуть конструктивную критику. Выслушайте их и постарайтесь, на сколько это возможно, видоизменить свой сценарий. Некоторые режиссеры годами работают над сценариями, которые впоследствии годами находятся в производстве. Недаром создание фильма− длительный процесс.

      • Попробуйте также показать свой сценарий потенциальным компаньонам. Актерам, продюсерам, потенциальным режиссерам. Покажите сценарий людям, которые могут помочь.
      • Наберитесь терпения. Придумать хорошие идеи нелегко. Просто попробуйте снова!
      • Анимированные короткометражные фильмы самые низкооплачиваемые. Blender−100% бесплатное программное обеспечение для анимации.
      • Когда вы стараетесь найти актеров, задействуйте друзей или развесьте такие объявления, к примеру, как на прослушивание.
      • Повеселитесь! Сделайте друзей своими актерами и усядьтесь на стул с громкоговорителем, крича на них! Забавно!
      • Главный герой не должен меняться.

Наверное, каждый человек, который брал в руки камеру с возможностью съемки видео, рано или поздно задумывается (быть может, мечтает) о создании своего собственного фильма. Хотя бы короткометражного.

Естественно, не так все просто, как в фантазиях, и съемка кино – это очень трудоемкая, ресурсоемкая и затратная вещь. Но сейчас не об этом. Сейчас хотелось бы поговорить о том, с чего однозначно стоит начать, приступая к съемке короткого метра. А именно – об идее и сценарии.

Это, конечно же, очевидно – не выйдешь же ты в город и не станешь снимать что попало. Но я лично знаю многих людей, которые так и делают. Если ты снимаешь короткий ролик на минуту, без сюжета, а просто раскадровку под музыку, то можно строить линию или в голове, или уже на этапе поста. Снимая же серьезный короткий метр, стоит все-таки подойти к этому более серьезно.

Если идея либо есть, либо нет, то со сценарием нужно просто тренироваться.

Итак. Зачем мы пишем сценарий для короткого метра? Для того чтобы его снять. Зачем мы хотим его снять? Для себя или для участия в конкурсе? В любом случае, регламент короткометражки – от 5 до 45 минут. Поэтому, начиная стучать по клавиатуре или скрипеть пером, стоит контролировать объем и не заходить в дебри сюжетных перепетий. Идеальное время – 5-10 минут. Это именно тот хронометраж, который позволит не заскучать зрителю, быть принятым на фестивале короткого кино, и главное – без лишних затрат сделать повествование интересным, красиво его снять и смонтировать.

Когда вы пишите сценарий для короткометражного кино, помните главное – вам это еще снимать. Лично у меня часто бывает так: я разгонюсь, напишу сценарий на обзор, а потом, уже в процессе съемки, пытаюсь понять, зачем я это писал и как это снимать. В принципе, те же вопросы задает мне и наш оператор. Поэтому рассчитывайте свои силы как оператора.

Можно расписать погони, перестрелки, взрывы, падения метеоритов или медицинскую операцию на открытом сердце. А вот снять все это не представится возможным. Кстати, даже если вы примерно представляете себе, как вы смонтируете погоню на машинах, имея в арсенале и понимание хромакеинга, и несколько автомобилей для съемки, лучше делать скромнее, но качественнее. А дешевые спецэффекты вызовут только смех.

Кстати, то же самое стоит помнить и о диалогах. Если человек захочет слушать, он включит радио. А в 5 минутах ролика хочется смотреть. Экспериментируйте с визуальными образами.

Если вы все-таки прочитали предыдущие строки и дошли сюда, стоит отметить, что положительную роль в вашем визуальном рассказе сыграет создание конфликта, напряжения, диллемы – чего-то такого, что подогреет интерес к фильму. Естественно, можете прямо на этапе создания сценария продумать и дополнительные интершумы, которые позволят придать напряженности атмосфере.

Избегайте заезженных рассказов – постарайтесь придумать что-то свое, что-то, что будет близким вам по духу, что поможет раскрыть потенциал короткого метра в полном объеме. Попробуйте посмотреть на проблему с другого ракурса, продумать альтернативные пути – все это сделает ваш фильм только интереснее.

И, конечно же, помните о тех правилах, . В вашем распоряжении всего пять-десять минут, поэтому все пункты вам придется воплощать в жизнь в условиях малого хронометража. Это сложнее, но в то же время позволит одарить ваших персонажей более яркими, насыщенными характерами, которые, при правильном подходе, позволят получить действительно достойный результат.

В следующем выпуске мы поговорим о том, что нужно продумать для того, чтобы создать короткометражный фильм своими силами, подробно разберем подготовительную фазу и попробуем обсудить все трудности, которые могут возникнуть на этом этапе.

Как написать сценарий для малобюджетной короткометражки. Каких идей стоит избегать, чтобы максимально сократить расходы. Статья моя в основном адресована людям, которые хотят что-то снять и сами пишут сценарий. А денег нет. Но возможно пригодится и всем остальным.

“Нервы на пределе” 1991г. Действие фильма происходит в одной локации.

Если вы хотите сэкономить, то лучше выбрать небольшое количество локаций. Идеально одну: парк, улица, лифт, квартира, пляж, лес, поле, озеро и так далее. Выбирай любое место, помещай туда героев и пиши об их злоключениях.

Кроме того, даже если ваши локации все бесплатные, то все равно их количество лучше сократить. Потому что перемещение от одной к другой отнимет много сил, времени, а значит и денег.

“Луна 2112" 2009 г. Один герой в фильме.

Меньше актеров, меньше денег. Даже если играют бесплатно. Организационный процесс отнимает много сил. Больше людей, больше проблем и средств, чтобы подготовиться к съемке. Не стоит забывать, что людей надо кормить и поить. И помимо себестоимости обедов, к ним прибавится трата времени на организацию перерывов. А еще могут возникнуть перекуры. Рекомендую придумать историю с двумя персонажами, но есть и отличные короткометражки с одним героем.

Время на съемки и длительность фильма.

“Русский ковчег” 2002г. Фильм снят за одни день.

Недавно смотрела видео с оператором Анной Патаракиной. Она сняла полный метр за 6 часов. Действие происходит в поезде, и они просто сели в поезд и пока ехали все отсняли. И это чертовски гениальная и наглая идея.

Понятно, что при таком экстремальном случае подготовка должна занимать много времени, но если у вас нет камеры и вы собираетесь брать ее в прокат, то сократив время на съемку, вы существенно сэкономите.

Также стоит помнить, что 3 минуты снять скорее всего дешевле, чем 15.

“Выживший” 2015 г. Естественное освещение.

Еще один пожиратель денег - это свет. Когда нет денег, зовите на помощь супергероя оператора, который умеет снимать при естественном освещении. Это особый навык и чуйка. А вот на этапе сценария уже стоит понимать, что события должны происходить днем. Или в помещении с окнами. Много окон.

Также можно обратить внимание на фотостудии. Во-первых, там есть свет. Во-вторых, там можно встретить интересное оформление, что позволит вам сэкономить на декораторе и реквизите. Но перед тем как начать писать сценарий под готовую локацию, убедитесь, что она не временная и прочитайте правила студии. Там скорее всего нельзя ничего разливать, поджигать, курить, мусорить и так далее. А еще декорации в студиях не слишком реалистичные, а порой дикие, но иногда это на руку. Например, если у вас история про подарок под елкой. Но в этом случае вам надо написать сценарий летом, чтобы к новому году уже наверняка подготовиться.

Костюмы, реквизит, грим и пиротехника.

“Бешеные псы” 1991г.

Для малобюджетного сценария не очень подойдет прошлое и будущее. Для любой эпохи или другого мира нужны костюмы и реквизит. И даже если у вас есть друг, который делает классные штуки, то материалы стоят денег, а другу нужно кушать, потому вашим заказом он будет заниматься по мере возможности, что затормозит вас на неопределенное время. Для малого бюджета, увы, почти всегда придется писать про настоящее время. Но бывают исключения.

Также небольшому бюджету не подойдет история, при которой понадобится пластический грим. Это долго и дорого. И придется отказаться от перестрелок и взрывов. Помимо того, что это долго и дорого, это еще и опасно.

Съемка на зеленом фоне.

“Алиса в стране чудес” 2010г.

Отказывайтесь в сценарии от графики. Для ваших фантазий понадобятся вкус и специалисты. Отдельно про вкус. Не хочу никого обидеть, потому уточню. Я говорю не о врожденном вкусе. А о, так называемой, профессиональной насмотренности. Одно дело из предложенных вариантов увидеть хороший, другое дело с нуля придумать что-то хорошее. Для этого нужен опыт и много-много знаний. Кроме того, если вы сами что-то умеете, то не факт что мощностей вашего компьютера на это хватит.

Мизансцена и операторская работа.

Темы очень сложные, я очень поверхностно расскажу.

Перед тем как писать сценарий, решите у вас будет оператор или нет и степень его умений. Если оператор не опытный или снимать собираетесь вы, то скорее всего у вас возникнут проблемы. Невероятно сложно одновременно снимать, корректировать актеров и контролировать весь процесс. Улучшить вашу жизнь сможет съемка со штатива. Но на этапе сценария это нужно учесть.

Лучше всего, на мой взгляд, обратиться к опыту театра. В (традиционном) театре зритель видит все с одного неподвижного ракурса. Посмотрите спектакли как двигаются актеры по сцене. Как они манипулируют вниманием зрителей?

Друзья и коллеги! Спасибо что откликнулись!
Вообщем-то я не новичок в кино.....75 -актёрских работ, 3 постановки спектакля, да ещё ассоциация каскадёров.
Свои сценарии тоже есть. Буду честен.....в голове сейчас масса "дерьма", куча проблем с поисками и продвижением
разного материала - давно готов снимать сам.....стаж в кино 25 лет.Всем вам известно что такое запустить проект(найти деньги). Разговоров много было и намётки на спонсоров были и есть.....но как всегда у нас вопрос все ставили один,-
А что вы сняли как режиссёр? Покажите материал! И они по-своему правы, хотя все когда-то начинали с первого фильма
и много удачных работ было. А у режиссёров снявших по 5-10
картин иногда приличного ничего не увидишь.....да и работают они "по учебнику" природного и наработанного маловато. Я работая асс. по актёрам не раз выстраивал сцены и режиссёры диву давались.
Так вот меня коллеги на днях убедили......снять сюжет и показать свой режиссёрский стиль и с этим уже продолжать вести переговоры о своих проектах.
Была идея просто снять игровой кусок из своих проектов,
но решил всё же поискать вкусный какой-нибудь сюжет,
самому писать...?...у меня сейчас.просто рабочий застой, беготня и башка совсем не варит.....Поэтому решил поискать
готовый сюжет, думаю их не мало.....да и автору будет думаю
на пользу оживить написанное.
Хронометраж - 25-30м. Жанр...? Ну тут важнее чтоб история
была яркая. Актёров 3-5 человек....героев, остальное эпизодники и массовка. Мне важно чтобы актёрски были яркие персонажи (взрывы эмоций...и тонкие пронизывающие рассуждения), чтобы несколько красочных эпизодов снять можно было (бар у моря,музыка,), несколько
сцен или драк, погонь на машинах......
Поэтому жанр любой может быть - боевик, мелодрама,
детектив, семейная драма,......Вообщем какой-то яркий случай, история, но конечно по законам развития - завязка,
развитие,кульминация и развязка. Диалоги и всё остальное
я могу изменить,добавить, подчистить.....это уже не важно.
Сразу уточняю - снимать естественно буду у себя в Ялте,
это красивые панорамы, красивые дороги(проезды), красивые кафе у моря,где можно диалоги снимать с прекрасной панорамой и вообще куча красивых мест,что будет очень выигрышно для картинки.
С актёрами тоже не буде проблем (у меня свой актёрский отдел,массовка,каскадёры), так что люди заряженные на творчество есть.Знакомых много - у кого кафе своё, у кого клуб и т.д. Вообщем со своими связями я думаю выкручусь. Дело за сюжетом. И если понравится материал, то думаю не одну короткометражку сниму,лишний
материал для показа своей работы не помешает.
Вот я подробно постарался ответить на все подводные камни. Ещё раз спасибо за ссылки и заранее тем кто что-то ещё предложит.

Короткометражка – приемы создания March 16th, 2011

Как написать сценарий
полнометражного фильма в наше время знает каждая домохозяйка.По крайней мере, всевозможных пособий и руководств на эту тему,
с легкой руки Сидов Филдов, -более чем
достаточно.

Казалось бы, создать
сценарий короткометражного фильма еще проще. Однако, увы!

Короткий метр
отличается от полного столь же значительно, сколь рассказ отличается от романа.А дело усугубляется еще и тем, что книг по
драматургии короткометражек в природе, похоже, вообще не существует.

Попробуем своими
силами восполнить этот досадный пробел.

Не знаю, как обстоит дело на западе, но у нас
короткометражные фильмы, по существу, не является коммерческим продуктом. Их не
показывают в кинотеатрах, их не берут на телевидение, и даже не выпускают на дисках. Исключения из
правил бывают, но они, как всегда, только подчеркивают эти правила.

Основными потребителями сценариев КМ (короткий метр)
остаются студенты режиссерских отделений кинематографических ВУЗов. Со всеми
вытекающими отсюда последствиями - в виде большого спасибо вместо гонорара.

Вероятно, по этой причине книги, рассматривающие структуру
сценариев КМ, тоже не сильно востребованы.

Однако КМ фильмы снимают, они участвуют в различных фестивалях,
и даже Американская Киноакадемия в одной
из номинаций вручает «Оскары» за лучшие работы в этом жанре.

А значит, умение писать для них сценарии вряд ли окажется
лишним для любого сценариста.

Но чем короткометражный фильм, с точки зрения структуры
сценария, отличается от полнометражного?

Многие сценаристы считают, что практически ничем. Что в нем работает та же трехактная схема со сквозным
конфликтом.

Так получилось, что я 10 лет подряд просматриваю конкурсную
программу короткометражных фильмов международного кинофестиваля «Послание к
человеку». И, по моим наблюдениям, только меньшая часть показанных там фильмов

может быть отнесена к классической трехактной конструкции а-ля Сид Филд.

И это не удивительно. Ведь чем короче фильм, тем сложнее
запихнуть в него «завязку», «кульминацию» и «развязку». А при длительности,
исчисляемой минутами, вся эта драматургическая конструкция начинает выпирать из
тела картины, как кости из узника фашистского концлагеря.

Но зададимся вопросом, для чего нам нужна трехактная схема
со сквозным конфликтом? Очевидно для
того, чтобы удерживать внимание зрителя. Для этих целей конфликт - самое
универсальное и надежное средство. Самое надежное, на не единственное.

Существует еще масса способов заинтересовать человека. Их
часто называют «крючками».Загадка, перевертыш,
шутка, сюрприз, яркий афоризм, реприза, гэг, операторский изыск, троп,
эротика.Все это в той или иной степени
пробуждает интерес к просмотру фильма.

Конечно, два часа этими уловками внимание зрителя удержать
трудно, а вот несколько минут - не проблема.

Однако обратимся к примерам и проиллюстрируем самые
распространенные приемы, на которых строится сценарий КМ.


  1. Классическая трехактная структура со
    сквозным конфликтом
    . В самом начале фильма возникает
    конфликт, который усиливается, достигает своего максимума, и в конце находит то
    или иное разрешение.

«Паук» 9,28 мин .

"За имя мое" 27 мин.

Сюда же можно отнести и короткометражки Гайдая: "Пес Борбос и необычный кросс", "Операция Ы", которая состоит из трех КМ.

2. Перевертыш. Нам показывают какую-то историю или ситуацию, а потом выясняется, что она не такая, как нам
представлялось. На самом деле - все по-другому.

"LOVEFIELD" 5 мин.

http://www.youtube.com/watch?v=4meeZifCVro

«Без всякого такого соуса»
http://www.youtube.com/watch?v=ylpAxRJGBVY&feature=player_embedded# !

3. Троп.

Фильм может быть сделан на метафоре, аллегории или на любом
другом тропе.

« Евродуш» Питер Гринуэй 5,42 мин

4. Шутка. Гэг.

Примером может служить каждый второй эпизод сериала «6
кадров».

5. Загадка.

Перед нашими глазами возникает
какая-то загадка, тайна. Чаще всего в виде финала истории. В конце фильма мы находим отгадку. Узнаем, как все это произошло.

Правда, существует мнение, что настоящий фильм может
состояться только при наличии трехактной структуры с конфликтом. Все остальные
приемы, дескать, позволяют получить что угодно - видеоэксперимент, клип, -но только не фильм. Но боюсь, что это всего
лишь споры о вкусах. Если эти видеоэксперименты получают призы престижных
кинофестивалей и нравятся зрителям, то чем они хуже классических коротышей?