Проект по окружающему миру на тему: Дети и музей. В музей с детьми: рекомендации из личного опыта мамы

Музей - слово, произошедшее от лат. museum, что переводится не иначе как "храм". Это уникальное учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и демонстрацией образчиков, которые показывают как развивается природа, человеческий разум и творчество. Дети - самые желанные посетители музеев. Ведь именно в детстве, когда разум маленького человека жаждет познать весь и сразу окружающий мир, и стоит приобщать ребенка к культуре. Беспрецендентным феноменом российской культуры можно назвать создание школьных музеев, направленных именно на юных посетителей. Об этих организациях мы и поведем речь в статье.

Школьный музей: определение понятия

Музей школы - это разновидность музейных организаций учебных заведений, представленная самыми различными профилями. Данные учреждения можно отнести к ведомственным и общественным музеям, преследующим и познавательные цели. Управляются активом педагогов и учеников, полноценно входят в систему народного образования. Нередко куратором выступает профильный государственный музей.

Школьные музеи начались с межпредметных кабинетов, где хранился богатый фонд учебно-наглядных пособий, гербариев и прочих предметов, собранных силами учеников - биографий, историй, минералов, раритетных фотографий и предметов. Феномен достаточно быстро распространился в педагогической деятельности, став эффективным подрастающего поколения.

Деятельность школьных музеев в России началась еще в XIX веке - тогда они создавались при дворянских гимназиях. Следующий этап их развития - двадцатые годы XX столетия, когда по СССР прошел бум создания краеведческих музеев - многие из них прижились при школах. Празднования юбилейных дат, связанных с историей Советского Союза в 50-е, 70-е годы, тоже привели к распространению такого рода музеев.

Школьные музеи создаются по инициативе учителей, выпускников школы, учеников и их родителей, шефов. Поиском, хранением, изучением и систематизацией экспозиции заняты здесь учащиеся. Вся собранная ими коллекция становится частью музейного фонда РФ.

Сегодня в нашей стране функционирует около 4800 школьных музеев, из которых:

  • исторических - порядка 2000;
  • военно-исторических - около 1400;
  • краеведческих - 1000;
  • других профилей - 300-400.

Цели работы музея при школе

Музеи школьного профиля преследуют в своей деятельности следующие цели:

  • Содействие формированию навыков научно-исследовательской деятельности у школьников.
  • Поддержка детского творчества.
  • Формирование уважения к локальной и мировой культуре.
  • Воспитание уважительного отношения к прошлому.
  • Формирование чувства ответственности за сохранение исторических ценностей.
  • Взращивание чувства гордости за историю своего Отечества.
  • Появление у учащихся ощущения сопричастности к прошлому малой Родины, современной истории.
  • Обеспечение взаимосвязи между школой и культурными учреждениями.

Задачи деятельности

Школьные музеи, фото которых вы увидите на продолжении всей статьи, стремятся решить следующие поставленные перед ними задачи:

  • Воспитание должных патриотических настроений подрастающего поколения.
  • Приобщение ребенка к истории семьи, края, страны, всего мира.
  • Удовлетворение потребности школьников-исследователей в самостоятельном написании истории.
  • Сохранение и демонстрация подлинных исторических документов и артефактов.
  • Заполнение досуга детей поисково-исследовательской работой, изучением собранной коллекции, подготовкой и уходом за экспонатами, участием в конференциях и творческих вечерах.
  • Помощь учащимся в постижении начал исследовательской деятельности, формировании аналитического подхода.
  • Способствование конкретизации и расширению знаний ребят, почерпнутых ими из школьных учебников и рассказов учителей.

Принципы работы

Работа школьного музея опирается на ниже перечисленные принципы:

  • Систематическая связь со школьными уроками.
  • Использование всех видов внеурочной работы: семинары, шефство над ветеранами, конференции и т.д.
  • Занятие научной и исследовательской деятельностью.
  • Творческая инициатива школьников.
  • Связь с общественностью.
  • Строгий учет единиц музейного фонда, экспозиции.
  • Постоянная связь с государственными музеями.

Социальная миссия музеев при школах

Говоря про школьные музеи и их роль в проведении историко-краеведческой работы, коснемся социального аспекта этой деятельности - посмотрим, чему может научить ребенка эта организация как гражданина, члена семьи и общества. Итак, что дает учащемуся участие в деятельности музея при школе:

  • Знакомство с проблемами и гордостью родного края изнутри - через поисковую и исследовательскую деятельность.
  • Воспитание уважения к прошлому, культурному наследию - через знакомство с делами предков.
  • Навыки самостоятельной жизни - участие в походах, экспедициях.
  • Черты исследователя - через поисковую, аналитическую, реставрационную работу.
  • Репетиция будущих социальных ролей - в Совете музея ребенок может быть и руководителем, и подчиненным.
  • Роль непосредственного летописца, документоведа - школьники собственноручно пишут историю свою края, комплектуют фонды, составляют экспозиции.
  • Профессиональная определенность - примерив на себя настоящую профессию, учащийся уже может решить, захочет ли посвятить себя этой сфере во взрослой жизни.

Отличительные черты учреждения

Особенности деятельности школьных музеев вытекают из определенного рода черт, характерных только для этой организации:

  • Работа такого музея согласуется с школы.
  • Имеет коллекцию подлинных исторических артефактов и документов.
  • Демонстрирует экспозицию или несколько экспозиций, четко разделенных по тематике.
  • Располагает необходимым оборудованием, пространствами для размещения выставки.
  • Постоянно функционирует Совет музея - активные учащиеся, которые под руководством учителей ведут исследовательскую деятельность, работают с фондами, заботятся о сохранности и надлежащем
  • В деятельности организации всегда можно уловить черты социального партнерства.
  • Образовательная и воспитательная миссия реализуется через массово-просветительную и

Какие бывают школьные музеи?

У каждого музея при школе есть свой профиль - специализация деятельности, наполнения фонда, которая связывает его с определенной наукой, дисциплиной, сферой культуры, искусства, деятельности. Основные группы следующие:

  • исторические;
  • естественно-научные;
  • художественные;
  • театральные;
  • музыкальные;
  • технические;
  • литературные;
  • сельскохозяйственные и проч.

Музей может вести и комплексную работу. Идеальный пример - краеведческая направленность. Ребята изучают и природу, и культуру своего региона, города, района в целом. Важно отметить, что музеи конкретного профиля могут сфокусироваться только на определенном явлении своей сферы. Исторический музей может изучать историю только города или школы, литературный - только творчество неизвестных писателей, музыкальный - только частушки определенного этноса и т. д.

Рассказывая о том, какие есть школьные музеи, нельзя не упомянуть о монографических - посвященных конкретному объекту, лицу, событию. Сюда можно отнести музеи самовара, книги, Нового года и т. д. Школьные музеи боевой славы, фото которых вы также увидите в статье, - это тоже монографические. Они могут посвящены работникам тыла, кавалерам ордена Славы и т. д. Сюда же в полной мере относятся мемориальные и историко-биографические (посвященные жизни определенной личности) музеи.

Фонды музея при школе

Как и в музеях государственного значения, фонды школьного музея подразделяются на две составляющие:

  • Основной: музейные предметы, соответствующие профилю учреждения.
  • Вспомогательного материала: воспроизведения подлинной коллекции (копии, муляжи, фотографии, слепки и т. д.) и наглядный материал (схемы, плакаты, диаграммы, таблицы и т. д.)

В фонде могут значится:

  • орудия труда;
  • продукция, готовые изделия производства;
  • нумизматика;
  • оружие, знаки воинской славы;
  • предметы быта;
  • изобразительные источники - произведения искусства и документальные материалы;
  • письменные источники - мемуары, письма, книги, периодика;
  • медиатека - созвучные профилю учебники, фильмы, фонотека;
  • семейные раритеты и реликвии и проч.

Об экспозиции музея при школе

Наличие экспозиции - ключевой признак абсолютно любого музея. Экспонаты, раскрывающие определенный предмет или явление, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс, последние составляют разделы, которые, в свою очередь, представляют все экспозицию.

В основном при составлении экспозиции используется историко-хронологический принцип - каждая ее часть последовательно рассказывает о событии, предмете и явлении. Самые распространенные методы построения экспозиции из коллекций фондов:

  • систематический;
  • тематический;
  • ансамблевый.

Школьные музеи - особенная и уникальная составляющая учебного и просветительского процесса. Она способна достичь тех целей, решить те задачи, с которыми обычное обучение в школе не может справиться в одиночку.

В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
— Я поведу тебя в музей! —
Сказала мне сестра.

Зачем мы ведём ребёнка в музей? Первая причина очевидна — чтобы он узнал что-то новое. Увидел то, о чём читал или слышал, разобрался в устройстве и функционировании сложных систем, будь то человеческое тело, движение планет или теория эволюции, и в таком случае мы подразумеваем, прежде всего, естественно-научные музеи.

Для музеев художественных на первый план выходят причины иного рода — мы хотим показать ребёнку богатство и разнообразие культуры и её материальных проявлений, развить его эстетический вкус, возможно, разделить свой опыт встречи с прекрасным, то есть, в конечном счёте, мы обращаемся не только и не столько к разуму ребёнка, сколько к его внутреннему, духовному миру.

Но ребёнок, особенно ребёнок маленький, познаёт окружающий мир главным образом через действие, через игру. Редкий малыш сможет выдержать экскурсию по картинной галерее, где экскурсовод, пусть даже очень увелечённый, рассказывает о датах жизни и художественных направлениях. Или не заскучает в музее-усадьбе, где экспонаты спрятаны за стеклом и огорожены верёвочкой — их не то, что потрогать, внимательно рассматривать-то боязно, такие они ценные и хрупкие. Но ведь если позволить каждому посетителю посидеть на стуле известного писателя или полистать знаменитую рукопись, потрогать античную статую, то от этих экспонатов очень быстро ничего не останется, так нам всегда справедливо объясняли работники музеев, педагоги, родители.

Так как же всё-таки показывать детям художественные произведения? Как заинтересовать, как научить за формой видеть внутреннее содержание предмета, прикоснуться к внутреннему миру автора, раскрывая тем самым собственный, вступать в диалог с прошедшими эпохами и иными культурами? Как говорить с ребёнком о культуре и искусстве?

На этот вопрос пытается дать ответ, и надо сказать, довольно успешно, педагогика искусства.

Одну из своих важнейших задач педагоги видят в том, чтобы сделать музеи доступными и понятными для самых молодых посетителей, разработать такие программы, чтобы музеи были интересны и родителям, и детям.

Ведь несмотря на развитие современных технологий, несмотря на все новые средства распространения информации, музеи остаются важными центрами культурной и образовательной жизни. Помимо собственно материальных ценностей, произведений искусства, свидетельств жизни других народов и эпох, это ещё и особая атмосфера, богатый опыт, способный оказать значительное влияние на формирование личности человека.

Чтобы этот опыт был максимально доступен для детей, чисто познавательные методики, даже специально адаптированные для разных возрастных групп, должны дополняться практическими заданиями, требующими активного участия ребёнка, личностного осмысления экспонатов, проживания различных ситуаций, примерки на себя тех или иных образов или ролей.

Например, Детский музей Дом семейных традиций, педагоги которого разрабатывают свои программы исходя из этих принципов, во время экскурсии по Музею меценатов, предпринимателей и благотворителей предлагают ребёнку не просто осмотреть залы музея, а выбрать среди экспонатов портрет или фотографию женщины, которая могла бы иметь отношение к его семье, которую ему, возможно, хотелось бы видеть своей дальней родственницей, подругой семьи, прабабушкой, оставившей внукам сундучок с ценными и памятными вещицами.

В таком задании нет соревновательности, нет правильных или неправильных ответов. Дети фантазируют, придумывают истории, вспоминают свои семейные привычки, традиции, находят, прежде всего для себя, ответы на важные вопросы: чем для меня может быть интересен другой человек, какие качества мне нравятся в моих близких, как за внешним обликом угадать внутренние черты человека, какие предметы из давних времён мне бы хотелось получить от предшествующих поколений, и многие, многие другие.

Если речь идёт не об уникальных экспонатах и произведениях искусства, а о предметах быта, то большое значение придаётся возможности не только рассмотреть их, но и потрогать, попытаться применить такие предметы на практике. Ребёнок сам, опираясь на свой опыт, интуицию или фантазию пытается догадаться для чего мог использоваться тот или иной экспонат. И предположения, попытки рассуждений здесь не менее важны и интересны, чем правильный ответ.

Для чего нужно это колечко? Серебряное, нарядное. Для браслета узкое. Для кольца широкое. Ребёнку не подойдёт. Покрутили, примерили. Кольцо для салфеток.

Очень интересен опыт, когда может быть задействовано сразу несколько каналов восприятия. Например, некий предмет прячется в мешочек и сначала его надо ощупать через ткань.

Что это? Вытянутое, рельефное, скорее всего железное, если постучать даже через мешочек, звук точно не деревянный. Железо? Стекло?

Следующий этап, ощупываем без мешочка, но с закрытыми глазами. Точно металл, гладкий, но резной.
Смотрим. Похоже на столовый прибор, серебряный. Очень затейливой формы. Оказывается, держатель для окорока.

Особенно большое значение имеет возможность сделать что-то своими руками, что-то материальное, связанное с темой экскурсии или музея, то, что можно потом взять с собой.

Это совершенно иной, очень важный для ребёнка уровень осмысления ситуации. Сделать что-то самому.

Если мы изучаем историю письма, мы сами берём перо, макаем в чернильницу, пишем чернилами в альбом, который потом забираем домой. Рассматриваем картины импрессионистов — пробуем рисовать мелкими раздельными мазками, уделяя внимание тончайшим оттенкам цвета. Едем на экскурсию в Барселону — собираем маленькую мозаику из разноцветных кусочков в духе Гауди. Такой опыт отложится в памяти совершенно иначе, чем любая лекция, картинка или, например, образовательный фильм.

Подводя итог хочется сказать, что поход в музей для ребёнка может стать полезным, интересным и приятным занятием. Есть музеи и педагоги, которые с удовольствием помогут нам превратить экскурсию в яркое и запоминающееся событие, но даже если таких педагогов рядом не оказалось, мы можем взять дело в свои руки — посмотреть на мир глазами ребёнка, заинтересоваться тем, что интересно ему, говорить с ним его языком — языком игры, действия, движения и фантазии.

Читайте в о том, как музеи меняются вслед за своими посетителями.

Любовь Сергеевна
Проект «Музей и дети»

Уже не первый год в нашем детском саду приоритетной задачей является проектная деятельность .

И вот совсем недавно была предложена заведующей работа над новым проектом «музей и дети » .

Включение музеев в образовательно воспитательный процесс – дело не такое простое. Ведь погружение ребенка в пространство культуры начинается с познания самых обыкновенных предметов. Только на первый взгляд кажется, что это простой и очевидный процесс. На самом деле понять их внутренний смысл подчас непросто даже взрослому. И все же маленький человек, обладающий пытливым умом, большим любопытством, не утративший способности удивляться обыденному, в неведомый мир пускается с восторгом. Но это только начало. Далее этот мир расширяется, углубляется, а с ним снежным комом наращиваются и усложняются различные смыслы, в которых закодированы разнообразные элементы культуры. И здесь на пути познания окружающей действительности и освоения языка культуры на помощь приходит Его Величество Музей . И тут ребенка подстерегает опасность. И поэтому рядом должен оказаться грамотный проводник, который доверительно и бережно провел бы его в загадочный мир иных культур. И не менее важно, чтобы отважного путешественника в мир прошлого сопровождали сказки, загадки, мифы, легенды. Без этого странствие в страну знаний скучно и неинтересно.

Ребенок должен понять : что такое музей ? зачем люди создают эти уникальные сокровищницы памяти? Как следует вести себя в музее ? (Вопросы отнюдь не праздные, как может показаться на первый взгляд. Даже взрослые не всегда находят на них ответы, о чем и свидетельствует их «немузейное » поведение в стенах этого сакрального учреждения.) Ответы на вопросы, которые ставили перед собой философы, мыслители разных эпох, можно представить в игровой форме. (В этом плане интерес представляет исследование Н. Ф. Федорова «Музей , его смысл и назначение» .) В ходе игры- «путешествия» следует познакомить детей с понятиями «время» , «памятник» , «красота» .

Вся подготовительная работа должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы ребенок с нетерпением ждал этой встречи. Успех ее будет зависеть от того, в какой степени оправдаются ожидания, не сменит ли их досадное разочарование. Именно поэтому первая встреча с музеем особо ответственна .

Неслучайно почти все музейно -образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста начинаются занятием «Здравствуй, музей

Один из самых музейных городов мира- Москва. Здесь практически каждый музей может стать заветной дверью в мир культуры, истории, природы. Однако в каждом случае выбор должен иметь свое логическое обоснование.

Когда проводился в детском саду проект «классическая музыка» , мы посетили музей имени Бахрушина , еще тогда первым этапов стала обсуждение и выбор направления средств и формы работы, а теперь мы решили взять за основу знакомства с русским изобразительным искусством изучение творчества великого живописца-сказочника В. М. Васнецова,так как его творчество по содержанию наиболее близко детям. Основным персонажами его полотен являются знакомые детям с раннего детства герои русских сказок : «Снегурочка» , «Спящая красавица» , «Иван царевич и серый волк» и многие другие. А сказки в свою очередь - наиболее понятный и любимый детьми жанр, часть русской национальной культуры. Они учат доброте, честности, порядочности, взаимовыручке, умению сопереживать. Русские сказки несут в себе то тепло,которого порой так не хватает детям. А поэтика и мелодика языка пробуждают глубинные чувства, рождают эмоциональный, душевный отклик.

Мы определили пути решения проблемы :

1)повышение собственного культурного уровня путем самообразования (изучение жизни и творчества В. М. Васнецова) ;

2)организация работы с детьми;

3)взаимодействие с родителями в решении данной задачи.

Были выбраны и средства :

1)художественное слово (ознакомление с русскими народными и авторскими сказками) ;

2)живопись (ознакомление с творчеством В. М. Васнецова, с картинами на сюжеты известных детям сказок);

3)музыка (включение в жизнь ребенка музыкальных произведений, связанных с тематикой русских сказок, и живописных полотен В. М. Васнецова).

Наиболее приемлемыми формами работы мы посчитали такие, как :

1)занятия по ознакомлению с окружающим;

2)занятия по ознакомлению с творчеством художника;

3)экскурсии в музеи ;

4)занятия по изобразительной и музыкальной деятельности, дающие возможность закрепить и расширить представления детей по изучаемой теме;

5)организация индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время;

6)проведение совместных с родителями занятий-викторин, смотров-конкурсов.

На наш взгляд, лишь использование разнообразных методов и приемов в органичном их сочетании позволило нам работать наиболее продуктивно.

Богатую и полную информацию получили из пособий и книг : «Виктор Васнецов» Л. Иовлевой, «Сказка о сказочнике» Г. Ветровой, «Музей и дети » Л. Пантелеевой.

Надо заметить, что к тому времени уже стали складываться более тесные контакты у нас с родителями. Мы убедились в том, что многие семьи являются нашими надежными партнерами, заинтересованными в развитии духовности, нравственности собственных детей.

Организуя совместную экскурсию, мы «убивали нескольких зайцев» : с одной стороны, совершенствовали духовное начало родителей, с другой - повышали их активность в развитии детей.

Трогательные отзывы об экскурсии оставили родители наших воспитанников : «Это здорово,что есть такая возможность выезда родителей, детей и сотрудников в художественные музеи , в частности Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства».Мы получили истинное удовольствие от общения с произведениями искусства и друг с другом. Мы почувствовали, что, благодаря содержательному, эмоциональному и творческому погружению детей в мир сказки, картин, нам удалось приобщить их к истокам народности, духовности, постепенно раскрывать в наших детях эмоциональную отзывчивость, чуткость, восприимчивость к художественным произведениям, взращивать ростки доброты».

После экскурсии мы отметили, что дети с большим интересом и пониманием слушали литературные произведения, рассматривали репродукции, что отношения между детьми и родителями стали более тесными.

Понимая, что только в тесной связи с родителями, с сотрудниками Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства можно эффективно решать задачи нравственного воспитания старших дошкольников, мы поставили перед собой цель – разработать систему занятий, подгрупповой работы с детьми и родителями, методические работы с педагогами.

Казалось проблема роли музейно -образовательной деятельности в социализации ребенка, вовлечения родителей в сферу музейного влияния достаточно проработана. Но нет! Обратившись к педагогическому наследию. Отечества, мы нашли «интересные, важные и значимые для современности идеи» . В статье «Педагогическое значение детского домашнего музея » , опубликованной в 1866 г. в журнале «Детский сад» , читаем :

- «Кто имел случай наблюдать детей,не стесненных взрослыми во время их прогулки, тот, вероятно, заметил их страсть к рассматриванию и собиранию предметов…Дети подбирают…все , что возбуждает их внимание».

-«Милые родители, если бы вы знали, какую экономию вы бы могли сделать в покупках игрушек и от скольких неприятных минут вы бы избавили себя, если бы вы позволили детям собирать…».

-«Дайте вашему ребенку несколько коробок, место, куда их ставить, позволяйте ему…подбирать и собирать…и вы убедитесь, что он реже будет приставать к вам с жалобами, что ему скучно, и с требованием, чтобы вы купили ему игрушку».

-«Мало-помалу у ребенка составится целый музей вещей…Зимой , когда он обречен на затворническую жизнь, он не раз станет раскладывать и обозревать свои сокровища, с любовью он будет вспоминать место и время, где…они были найдены».

-«Заложив подобный музей , ребенок не только заполнит приятные часы своего досуга, но…он приучится к порядку, опрятности и бережливости; эти качества редко находятся в детях, но ими до известной степени никак не следует пренебрегать».

Строки эти написаны более 140 лет назад. Сколько в них глубины мысли, какое педагогическое предвидение в вопросах воспитания малыша, как современны и своевременны для нас, сегодняшних педагогов, эти советы!

В настоящее время 26 семей, дети которых посещают нашу группу, имеют домашние музеи . Тематика их разнообразна «Мы родом из столицы» . Мини- музей колокольчиков у Эммы Паршиной. Мы увидели коллекцию камешков, которую собрали члены семьи Вари Ермиловой, собранные члены семьи во время отдыха на берегах рек, морей.

Музей... Кто-то из взрослых, слыша это слово, подавляет зевоту, у кого-то в глазах загорается любопытство, кто-то давно и навсегда решил для себя, что "ходить по музеям — это скучно", а кто-то относится к ним с недоверием и ожиданием: "будет ли там что-то интересное?". Все это — результат их встреч с этими "очагами культуры" и детских впечатлений. Что будет чувствовать ваш ребенок при слове "музей"?

Чтобы встречи были желанными и эмоции от посещения музеев положительными, родителям нужно хорошо подготовиться. Надо продумать, какой музей детям будет интересен, заранее подготовиться к визиту, узнать о том, какие интересные программы предлагают музеи юным гостям...

Какие музеи бывают?

Пожалуй, стоит пофантазировать с детьми на обратную тему: каких музеев не бывает. Придумать музей, которого еще нет — прекрасная творческая задача для развития мышления. Конечно и решений у такой задачи много, но она не так проста.

Ведь музеев существует очень много и самых разных: есть музеи естественнонаучные, где можно проникнуть в тайны окружающего нас мира и живых организмов, заглянуть за край Земли, проникнуть в прошлое. В Москве это, например, биологический музей им. Тимирязева, Дарвиновский музей, Палеонтологический музей, музей Землеведения...

Есть музеи, посвященные технике, например, старейший такой музей России — Политехнический, где не только можно узнать об истории развития компьютера или микроскопа, послушать о достижениях науки, но и посетить вечер авторской песни, побывать на встрече с настоящими учеными, побывать на увлекательном занятий, лекции с демонстрацией или празднике. Разве не увлекательно побывать на Новогоднем балу химических элементов или поучаствовать в игровых программах цикла "Технические сказки"? Технические музеи — это интересно, грандиозно, удивительно, ведь все это создано людьми. Есть музей самой настоящей военной техники, старинных автомобилей, авиации и космонавтики, музей паровозов и другие.

Существуют мемориальные музеи, посвященные жизни и творчеству выдающихся людей самых разных творческих специальностей: писателей, поэтов, художников, актеров, певцов. Среди них есть музеи-квартиры, позволяющие проникнуться жизнью автора и музеи, полные необычных и таинственных вещей. Во многих из них проводят занятия для маленьких посетителей. Особенно популярен музей К.И. Чуковского в Переделкино.

Еще? Вас и ваши детей ждут краеведческие и исторические музеи, где можно познакомиться с бытом и историей города и страны, узнать больше о Великой отечественной войне, увидеть настоящие рыцарские доспехи.

Музеи искусств и декоративно-прикладного творчества тоже найдут, чем удивить и поразить ребенка: ГМИИ им. А.С.Пушкина, Третьяковская галерея, Русский музей в Санкт Петербурге, музеи декоративно-прикладного искусства или галереи, посвященные творчеству одного художника.

Есть музей "одной темы", побывать в которых также очень интересно и познавательно: музей Воды, музеи, посвященные истории театра, музей водопровода, утюгов, хрусталя, мыши, уникальных кукол, чая, музей Мосфильма... А как интересно побывать в музее, знакомящем с жизнью других народов мира и их традициями! Музей Востока производит на многих детей очень яркое впечатление. А многие даже и не представляют, сколько разнообразных музыкальных инструментов создало человечество. Их можно увидеть в музее музыкальной культуры им. Глинки.

А еще есть музеи-усадьбы и историко-археологические заповедники, есть парки, в которых ведется экскурсионная работа и организуются детские программы, например Коломенское или Кузьминки. Есть места, где можно познакомиться с живыми организмами, необычными и уникальными, тоже своего рода "музеи": Аптекарский огород, Ботанический сад, зоопарк, океанариум...

Нет такого ребенка и такой семьи, для которой не нашлось бы интересного музея. Это действительно так. Ищите "свои" музеи и вы обязательно их найдете.

Что предлагают музеи детям?

Помимо традиционного просмотра экспозиций и покупки сувениров, музеи предлагают большое количество разнообразных программ. Что можно узнать в музее, в чем поучаствовать? Начнем, конечно же, с экскурсий. Многие музеи стали предлагать аудиоэкскурсии, которые могут быть интересны подросткам , публичные экскурсии по выходным, экскурсии, рассчитанные на посетителей и самого юного возраста — дошкольников.

Теперь экскурсия — это не просто прогулка с экскурсоводом по тихим залам музея. Появилось понятие "музейная педагогика", работники задумались о создании привлекательного имиджа музея и стали разрабатывать потрясающе интересные программы, игровые экскурсии. Многие программы в музеях дают детям возможность не просто послушать экскурсовода, но и потрогать, посмотреть, как работает, понюхать, разобрать и собрать заново... Например, в биологическом музее им Тимирязева есть программа "Комната открытий", а музей декоративно-прикладного искусства на Делегатской проводит фестиваль детского творчества "Мастера", в программе которого самые разные мастер-классы. Да и сами экспозиции некоторых музеев включают просмотр тематических видеофильмов или возможность воспользоваться компьютерной справочной по экспонатам данного зала.

Многие музеи предлагают спектакли и детские праздники. Это, конечно, традиционный Новый год или Масленица , но и не только. Например, Дарвиновский музей проводит праздники разной тематики регулярно, в течение всего года.

В некоторых музеях можно даже отметить день рождения. Основной "фишкой" таких программ является интерактивность, то есть активное участие самих детей и возможность прикоснуться к музейным экспонатам в буквальном смысле этого слова.

Не будем забывать об образовательной роли музеев. Там можно не только поиграть, но и купить полезные книги, открытки или развивающие игры, пройти по залам, выполняя задания, посвященные экспозиции, приобрести на память открытки или значки, наклейки или обучающие диски.

Как подготовиться к походу в музей?

Конечно, необходимо предварительно познакомить ребенка с тем, что такое музей. Самым маленьким можно сказать, что вы идете в гости в дом, где живут красивые картины или старинные волшебные вещи, а дети постарше поймут и более прозаичное объяснение. В-первую очередь это нужно для того, чтобы ребенок был готов к тому, что вы идете не просто играть, а смотреть на что-то интересное и необычное, и мог воспринять правила поведения в музее. Так будет проще ребенку, который будет понимать, что ждет его в музее, да и вам придется меньше нервничать.

Лет с 3 многие дети любят рассматривать книги про животных или альбомы по искусству, узнавать про динозавров или машины. Не стоит торопить события и заставлять малыша запоминать названия, но поддерживать это любопытство стоит. Читая сказки, показывайте на картинках незнакомые предметы, рассказывайте о них, пусть они станут понятными и знакомыми. А сколько радости будет потом при встрече с ними в музее!

Можно придумывать сказки про героев картин или предметы, читать или сочинять с детьми мифы, рисовать картинки — "копии" известных полотен. Пусть мир музейных экспонатов органично вписывается вашу жизнь.

Выбирайте музеи, "близкие" увлечениям ребенка. Мальчик любит технику — идите в музей старинных автомобилей или Политехнический, все дети любят животных — беспроигрышный вариант — Дарвиновский музей. Посмотрели фильм про Египет или побывали там в турпоездке? Египетский зал есть в ГМИИ им. Пушкина.

И не пытайтесь обойти с ребенком весь музей. Для начала достаточно несколько залов. Главное не количество увиденного, а эмоции ребенка, его впечатления от похода в музей. Если ему понравилось, есть желание прийти в музей еще — значит, все удалось. И не важно, были вы в одном зале или обошли почти все.

Куда пойти в Москве? Самые популярные музеи и музейные программы.

Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства. Здесь много интересных экспозиций и экскурсий, знакомящих детей с различными ремеслами и видами декоративно-прикладного творчества, завершающимися занятием, на котором дети сделают своими руками поделку по теме экскурсии. В музее есть Детский центр.

Палеонтологический музей им. Ю.А.Орлова славится своими коллекциями, скелетами вымерших организмов в натуральную величину и замечательными экскурсоводами.

Дарвиновский музей. Один из самых современных музеев. В залах стоят компьютеры, показываются фильмы, предлагаются тематические книжки с заданиями, которые можно выполнить, внимательно изучая витрины. Можно послушать голоса птиц, нажимая кнопки около соответствующей картинки, услышать голоса разных видов жаб, сравнить свой вес с весом мыши, кошки, слона, постоять у иллюминатора подводной лодки. Есть игровой уголок, часто по выходным проходят праздники.

Музей "Кукольный дом на Варварке". Здесь представлены самые разные авторские куклы, у каждой из которых своя сказка, своя история. Куклы живут не в витринах, а в специальных домиках, здесь волшебно светит фонарик и играет музыка... Кукольный дом приглашает детей на спектакли и экскурсии.

Для школьников интересные лекции, экскурсии и игровые программы предлагает Исторический музей. Ребята узнают многое о жизни бояр, окажутся в настоящих каменных палатах. Здесь же можно организовать и детский день рождения, который начнется познавательной экскурсией, а завершится трапезой и играми в компании бояр и Царя.

В Политехническом музее также можно увидеть очень много занимательного. Еще бы, ведь площадь всех экспозиционных залов около 10.5 тысяч кв.м., а протяженность маршрута — более 8 км. Конечно, это не обойдешь за один раз. Выберете, что вам больше хочется увидеть: "Швейные машины", "Радиоприемники", "Источники света", "Пишущие машины", "Приборы времени. Часы", "Телефонные станции", "Мотоциклы", "Автомобили", "Фотоаппараты и принадлежности к ним", "Кино-съемочная аппаратура"... В Политехническом музее проводятся химические и технические шоу, работает научная игротека.

Про московские музеи можно рассказывать очень много. Даже перечислить все невозможно. Музей воды, шахмат, сказок, леса, подводного флота, Зоологический музей, музеи спорта и московского метрополитена...

Куда пойти, чтобы провести время с пользой — есть. Выбирайте и получайте удовольствие от прекрасно проведенных выходных.

Обсуждение

Музеи бывают нескучные, еще какие, еще бывает, что чаепитие бывает прямо в музее и с музейными экспонатами вприкуску)))) Мы ездили в музей пастилы, город Коломна! Кто не был - это чудесно, не скучно, барышни в русских костюмах, дают делать пастилу самим, попробовать можно все! И познавательно, и вкусно! Ездили с Апострофом, остались довольны, из Москвы взрослые провожатые - бесплатно. [ссылка-1]

Недавно были с ребенком (ей 4 года) в музее им. Тимирязева. В принципе, природу любит и все научные факты из биологии воспринимает с интересом, но... Посмотрев на пару экспонатов, она начала бегать из зала в зал, капризничать, хорошо, там таких детей было 50% посетителей, на их фоне было не так стыдно. Помню, я в детстве могла по полдня все пристально рассматривать, некоторые вещи до сих пор запомнились... Может, она просто не музейный ребенок? В статье ничего не говорится, как обеспечить спокойное поведение...

30.11.2008 17:31:57, irakezzz

еще есть музей сказок "дом сказок" - там замечетельно

Комментировать статью "Нескучные музеи для детей"

Дети и музеи. Если некий музей настолько популярен что в него всегда очередь часа на полтора, с какого возраста (ребёнка) вы бы пошли туда с То есть очередь полтора часа- это не постоянное состояние этого музея. А пусть предсказуемое, но стечение обстоятельств.

Обсуждение

С того возраста, когда решение пойти именно туда, а не в какое-то другое место было бы инициативой самого ребенка.
Вот именно в определенный музей, куда надо стоять в очереди - лет в 14-15, наверное. До этого возраста ни одному из моих "ребенков" музеи не были интереснее, чем альтернативные способы приобщения к прекрасному:) Более того, дочь мне недавно высказала свое возмущение тем, что я ее слишком рано (лет с 8-10) начала "прогуливать" по европейским музеям-достопримечательностям и сейчас, к своим "почтенным" 18 она практически ничего не помнит из увиденного - за очень-очень редкими исключениями - и это ей очень обидно.

А ребенок сам хочет туда идти?

Музеи - нарочно же их не придумаешь. Есть исторические города, там с этим получше. Например, Переславль весь в музеях, хотя город небольшой:) В Подмосковье есть несколько очень неплохих театров, которые делают полные залы, с хорошим репертуаром.

Обсуждение

Менталитет деревенщины,грязи не будут князи,нет хороших направляющих,учителей по влиянию

19.10.2017 14:49:48, Тещенька

какая-то неправильная провинция). Вот у нас все как надо: театра нет, кинотеатр - 2 старых фильма в месяц, концерты - только дети из своей же музыкальной школы и танцы оттуда же. Ехать на концерт - автобусы до 9 ходят, а на машину тут не особо заработаешь.
Зато есть свои массоны.

19.10.2017 12:19:22, рыбкина

Правда, в музее, скорей всего, тоже нужно не дышать на шедевры, а зашикать могут и смотрители. Для горожан, в том числе и Будет возможность заглянуть на 5, 10, 15 минут проходя мимо. Я лично последние лет 20 несколько раз была на колоннаде, а внутрь не ходила.

Обсуждение

У меня нет однозначного мнения насчет передачи. Что мне очевидно, что это надо делать не волевым решением. "Раз, мы уже все подарили, поздравляем", а после обсуждений с горожанами. Которых не было до объявления решения, и которые переросли в конфронтацию после.

Я вижу в минусах передачи необходимость надевать платок при посещении и шикающие бабушки, которые учат этому окружающих (даже если не меня). Правда, в музее, скорей всего, тоже нужно не дышать на шедевры, а зашикать могут и смотрители.

Для горожан, в том числе и неверующих, плюс передачи в возможности свободного входа. Будет возможность заглянуть на 5, 10, 15 минут проходя мимо. Я лично последние лет 20 несколько раз была на колоннаде, а внутрь не ходила. Может быть, если бы был действующий храм, то с удовольствием зашла бы по дороге.

В бюджетах я не очень разбираюсь, но предполагаю, что цифры "убытков государства" будут сильно зависеть от того, что и как считать.
Можно сохранить отдельные платные музейные залы, как это реализовано во многих католических храмах.

да вообще с каждого жителя страны нужно брать десятину в пользу церкви.

Те музеи, где был много раз - помнит, это Политехнический и Третьяковка, а остальные - нет. Не уверена, что он ту же Кунсткамеру помнит. А ваши дети помнят? Имеет ли смысл водить детей в музей в возрасте до 10 лет и в какой музей? Сколько раз нужно посетить с ребенком один и...

Обсуждение

У меня память оперативная очень оперативная:) я быстро забываю увиденное в музее. В кунсткамере была 4 года назад, экспонатов не помню вообще, а у нас ведь был экскурсовод. Тут недавно упоминали галерею Уфицци, ну была я там, ничего не помню. Поэтому все музеи в детстве практически прошли мимо меня. Я помню, что я была Третьяковке, помню как ходили по залам, помню были люди, экспонатов не помню. Самое яркое воспоминание из посещения музея в детстве поедание пиццы в буфете на Крымском валу после выставки фотографии с родителями, понятно, что саму выставку я не помню вообще:)

Помню Давида в Пушкинском, мне 7 лет было. Помню исторический музей тоже примерно в этом возрасте. Помню Планетарий с восторгом. Павильон "Космонавтика" на ВДНХ.
Но есть художественно одаренные дети. а не как я, тогда это другое дело.

Бюджетное образовательное учреждение дополнительно образования детей

города Омска «Дом детского творчества»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ДДТ

________________

«Дети и музей»

Возраст детей: 5 - 6 лет

Срок реализации - 1 год

Педагог дополнительного

образования:

Принято на Методсовете

«___»____________2012 г.

Председатель Методсовета

_____________________

Омск – 2012

ВВЕДЕНИЕ

Процессы, происходящие ныне в нашем обществе, сложны и неоднозначны. Разрушение духовных ценностей, изменение нравственных ориентиров, распад семейных традиций отрицательно сказывается на внутреннем мире ребёнка. Возникающую потребность в дополнительных источниках восстановления гармонии с миром, формировании личности, эстетически развитой, подготовленной к условиям быстрого темпа жизни, способной к творческой самореализации может в значительной мере удовлетворить музей.

Именно музей образовательного учреждения как никакой другой музей позволяет решить эти задачи. Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, где ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество детей, педагогов, родителей. Музей образовательного учреждения предоставляет редчайшую возможность – учить детей извлекать знания, опираясь на первоисточник, общение с которым оказывает огромное воздействие на эмоциональную сферу человека. В процессе общения с музейным предметом повышается общая эрудиция, расширяется кругозор, пополняются знания, развиваются способности ребёнка к творчеству.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основным мотивом деятельности дошкольника является познание окружающего мира, нахождение в нём своего места, определение своей роли. Представление ребёнка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Важно, чтобы полученные ребёнком знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего мира. Научился самостоятельно ориентироваться и действовать в мире.

Актуальность программы заключается в том, что музей образовательного учреждения выступает как одно из средств постижения окружающего мира через визуальный материал, а также как средство адаптации ребёнка к миру. Непосредственное знакомство с подлинным музейным предметом позволяет не только получить новые знания, но и вызвать эмоционально-ценностную, эстетическую реакцию, значимую для формирующейся личности.

С раннего возраста детей всегда привлекают тайны далёкого прошлого. Задача педагога - развить этот интерес в правильном направлении, что возможно только при непосредственном знакомстве с подлинным музейным предметом.

Идеальной средой для такого общения является музей образовательного учреждения, созданный детьми и служащий для детей. Здесь ребёнок всегда воспринимается как равноправный участник диалога. Особые возможности для этого дают интерактивные методики, призванные помочь ребёнку проявить инициативу и самостоятельность. Последнее подразумевает самое непосредственное взаимодействие с предметом, создание фонда материалов, доступных для тактильного восприятия. Это является главным стимулом интереса к музею и удовлетворяет потребность детей в действенном освоении знаний.

Также удовлетворяют потребность к деятельности, стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, обогащают опыт ребёнка - наблюдения, опыты, эксперименты.

При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребёнок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребёнка, но и для живых объектов.

Занятия построены по принципу «занимательного общения», сопровождаются мультимедиа презентациями, аудио - и видеоматериалами, что играет большую роль в побуждении детей в освоении культурного наследия.

Детские впечатления сопровождают человека всю жизнь, запечатлеваются в ярких образах, которые влияют на формирование мироощущений, жизненной позиции, мировоззрения, поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать чувства любви к окружающим людям, природе, родному краю. Чтобы успешно справиться с поставленной задачей в первую очередь нужно учитывать интересы детей, уметь преподнести материал занимательно, доходчиво, красиво.

Программа «Дети и музей», используя подлинные музейные предметы, а также предметы фонда наглядных пособий (предметы музейного значения, копии, муляжи, иллюстративные материалы и пр.), позволяет решить ряд важных воспитательных, образовательных, развивающих задач.

Одной из главных задач программы «Дети и музей» является пробудить интерес к музею, как к особому источнику культурно-исторического опыта человечества, сформировать внутрен­нюю духовную потребность в посещении музеев.

Цель программы – создать условия для формирования интереса к истории Омского Прииртышья посредством организации музейной - педагогической деятельности с использованием интерактивных методик и современных информационных технологий .

Образовательные:

Формировать музейную культуру, внутрен­нюю духовную потребность в посещении музеев;

Формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;

Формировать бережное отношение к музей­ному предмету как к части материальной и духовной культуры;

Формировать визуальную грамотность (на­блюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать ви­зуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);

Пробуждать интерес детей к истории родного края через историческое и культурное наследие;

Дать элементарные знания по истории края.

Воспитательные задачи:

Пробудить чувство сопричастности к прошлому;

Формировать эмоциональную культуру и художественный вкус;

Воспитать бережное отношение к историко-культурному наследию города и страны;

Воспитать нравственные качества личности: доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию;

Формировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру.

Развивающие:

Опираясь на индивидуальные способности каждого ребёнка, стимулировать развитие интеллектуальных и творческих способностей, эмоциональной сферы личности;

Самостоятельности в работе, практическому использованию полученных знаний и навыков;

Развить коммуникативных способностей каждого ребенка;

Развитие психофизических качеств: наблюдательности, умения сосредотачиваться, формирование произвольного внимания, умение ориентироваться в пространстве и времени, развитие воображения, эмоциональной отзывчивости.

Концептуальные основы программы

Практическая направленность обучения. Оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, является необходимым условием реализации программы.

Принцип интерактивности. Человек запоминает только то, что делает.

Принцип многообразия видов деятельности. Создание пространства многообразных видов деятельности, которые обеспечивают каждому ребенку приобретение новых качеств и совершенствование имеющихся у него способностей.

Доступность обучения. Выбор содержания программы оптимален для достижения её цели и задач.

Связь обучения с жизнью. Поскольку одна из задач программы - формирование творческой личности, её реализация невозможна без формирования системы нравственно-этических взглядов ребенка. Эти взгляды получают воплощение в повседневной жизни ребенка. Поэтому основой для формирования такой системы является обозначенный принцип.

Культуросообразность. В программе показана неразрывная связь между регионом и страной, между малой и большой Родиной. Человек, родившийся в этом регионе, должен познавать его историю и настоящее не только через абстрактные исторические факты, но и через личностное включение. Это необходимо для того, чтобы человек ощущал себя частью прошлого и настоящего края.

Презентации мини-проектов;

Выставки детских работ;

Викторины;

Творческие работы;

Участие в конкурсах

Для диагностики результативности образовательной программы используются:

Анкета первичного собеседования;

Листки активности;

Тетрадь моих достижений.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Практика

Музейное дело

Вводная беседа.

Что такое музей?

Что такое вещь?

Вещь как портрет человека.

Музейные профессии.

Какие бывают музеи.

Сегодня мы идём в музей.

Краеведение

Динозавры – кто они?

Ледниковый период.

Ребятам о зверятах.

Путешествия семян.

Как рождаются города.

Экспонат в фокусе

(знакомство с музейными предметами)

Как появились камни.

От слова-рисунка к букве.

Как появился ластик и мяч.

Подведение итогов за год. Презентация мини-проекта «Мой музей».

Итого за год

Тема занятия

Музейное дело

Вводная беседа

Теория. Знакомство с коллективом , обсуждение плана работы на год. Выявление сферы интересов детей. Правила поведения на занятиях.

Практика.

Игра «Шапка-невидимка». Знакомство педагога с детьми и детей друг с другом.

Просмотр мультфильма «Шапка-невидимка».

Что такое музей?

Теория . Музей как «машина времени». Правила поведения в музее.

Практика.

Игра «Отыщи экспонат». Сказочные персонажи потеряли в нашем музее свои вещи, помогите их отыскать и вернуться героям в свои сказки.

Задание. Посмотрите мультфильм «Ну, погоди!» Выпуск №12 и ответьте на вопрос: Правильно ли вёл себя волк в музее?

Что такое вещь?

Теория. Свойства музейных предметов. Язык вещей. Вещь как портрет.

Практика.

Игра-упражнение . Посмотрите мультфильм «Ивашка из Дома пионеров» и нарисуйте вещами портрет сказочных персонажей.

Мультимедиа презентация,

Вещь как портрет человека.

Теория. Вещь – портрет своего владельца . Сходство профессий музейного работника и сыщика.

Практика.

Игра-тренировка. Педагог показывает детям белый халат и просит назвать профессии людей, которым он может принадлежать.

Игра-тренировка . Посмотрите мультфильм «Мы с Шерлоком Холмсом» и составьте устно вещевой портрет Шерлока Холмса.

Опыт . Потомки Шерлока Холмса, или по следам Шерлока Холмса. Измельчить карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрёт готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги. На листе останется явный отпечаток пальца.

Игра-тренировка. Посмотрите мультфильм «Трое на острове» и составьте устно вещевой портрет пирата.

Игра-тренировка. Нарисуйте вещами собственный портрет, портрет своих родителей.

Мультимедиа презентация,

подлинные музейные предметы, копии музейных предметов.

Музейные профессии.

Теория. Музейные профессии. Профессия исследователя, реставратор.

Практика.

Игра. «Музейный реставратор». Посмотрите мультфильм «Крынка». Из бумажных «черепков», разбитого горшка соберите целый сосуд и наклейте в тетрадь.

Мультимедиа презентация, копии музейных предметов, подлинные музейные предметы.

Какие бывают музеи.

Теория. Как появились музеи. Какие бывают музеи. Город-музей. Дом-музей.

Практика.

Игра. Поместите музейные предметы в соответствующий музей. Лист плотной бумаги разделить на две части. Красочные картинки с изображением экспозиций музеев разного профиля, наклеить на одну сторону, на вторую, лист бархатной бумаги. Изображения музейных предметов наклейте на бархатную бумагу (бархатом наружу).
Дети должны разложить картинки с изображением экспонатов в соответствии с профилем музея.

Сегодня мы идём в музей.

Теория. Подготовка детей к встрече с музеем. Вспомнить какие бывают музеи. Правила поведения в музее.

Практика.

Задание. Сочините сказку «Однажды в музее»: «Каждый вечер после закрытия музея вещи оживают и рассказывают друг другу свою необычную историю: как они жили до того момента, когда люди принесли их в музей, как оказались здесь… Однажды свою сказку рассказал …».

Мультимедиа презентация, подлинные музейные предметы, копии музейных предметов.

Итоговое занятие по разделу «Музейное дело».

Практика.

Краеведение

Динозавры – кто они?

Теория. Палеонтология как наука об ископаемых животных. Как образовались окаменелости.

Какие бывают динозавры. Музеи динозавров. Сколько лет жили динозавры. Почему вымерли динозавры (гипотезы: падение метеорита, извержение вулкана). Современные родственники динозавров (птицы и крокодилы).

Практика.

Игра «Мини - раскопки». Предложить отыскать детям останки древних ящеров (игрушечные скелеты динозавров).

Задание. Рисуем динозавра. Обведите ладонь руки карандашом. Большой палец – это хвост динозавра, остальные четыре пальца - ноги. Дорисуйте голову и шипы. Раскрасьте. Получился динозаврик. Придумай ему имя.

Опыт. Извержение вулкана.

Рецепт лавы. Смешайте одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски, 5 капель моющей жидкости. Аккуратно перелейте смесь в бутылку в вулкане. Поставьте готовый вулкан на открытом месте, где он ничего не забрызгает. Залейте 5 капель

белого уксуса в бутылку и отойдите в сторонку, чтобы понаблюдать, как ваш вулкан начнет извергаться.

Мультимедиа презентация, мультфильм о динозаврах, фигурки динозавров, макет вулкана.

Ледниковый период.

Теория. Как работают палеонтологи.

Древний обитатель Омского Прииртышья: мамонт, шерстистый носорог, саблезубая кошка.

Палеонтологические музеи.

Практика.

Задание. Посмотрите мультфильм «Мама для мамонтёнка» и нарисуйте мамонтёнка. Обведите ладонь руки карандашом. Большой палец – это хобот мамонтёнка, остальные четыре пальца - ноги. Дорисуйте уши, бивни. Раскрасьте. Вот и получился мамонтёнок. Придумайте ему имя.

Игра. Следопыты. Играющие должны определить « кто из животных, птиц мог оставить свои следы».

Задание. По «останкам» древних животных реконструируйте их внешний вид (собери пазл).

Выставка рисунков.

Мультимедиа презентация, мультфильм, подлинные палеонтологические предметы (фрагмент бивня мамонта).

Ребятам о зверятах.

Теория. Животный мир Омского Прииртышья. Дикие, домашние животные, насекомые.

Практика.

Игра. Угадай, кто я?

По описанию дети, должны догадаться о каком животном идёт речь.

Игра. «Пойми меня».

С помощью жестов, движений, мимики и звуков, изобрази животных.

Игра. «Чьи детки?» Назови маму детёныша животного, изображённого на картинке.

Опыт . Своды и тоннели. Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в неё карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш - и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Задание. Придумай загадку о животном.

Мультимедиа презентация, мультфильм, фигурки животных.

Экскурсия в краеведческий музей (отдел природы).

Практика. Задание.

Внимательно рассмотрите экспонаты и ответьте на вопросы. Какие животные вам известны? Что вы о них знаете? После посещения музея нарисуйте то, что запомнилось больше всего. Подготовьте мини рассказ по своему рисунку.

Путешествия семян.

Теория. Растительный мир Омского Прииртышья с древних времён до наших дней. Превращение семени в растение. Крылатые семена (берёза, клён, липа). Пушистые семена (одуванчик, тополь). Растения, которые умеют стрелять (горох, акация). Омские деревья долгожители.

Практика. Игра. Кто быстрее?

Найти картинку с изображением определенного растения.
Дети должны найти карточки с изображением растения, которое называет педагог. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.

Опыт . Цветы лотоса.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт . Чудесные спички. Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Задание. Определите возраст дерева по годичным кольцам на спиле.

Задание. Изготавливаем из семян тыквы, арбуза, кабачка букетики цветов.

Мультимедиа презентация, мультфильм, семена, цветы растений.

Как рождаются города.

Теория. Легенды об основании города Омска, происхождении названий рек Иртыш и Омь. .

Игра. «Путешествие по старому Омску». Дети получают секретное письмо, написанное молоком. Нагрев лист бумаги видим, как появляется невидимое послание. Из секретного письма узнаём о существовании старинной карты Омска.

Отправляемся в путешествие по старой карте Омска (место высадки экспедиции И. Бухгольца, реки Омска, здание Дома творчества, цирка, кукольного театра, музеев Омска, самое старое дерево Омска и др.).

Фотовыставка «Я и мой город».

Мультимедиа презентация.

Итоговое занятие по разделу «Краеведение».

Практика. Выполнение творческих заданий.

Экспонат в фокусе (знакомство с музейными предметами)

Как появились камни.

Теория.

Разновидности камней. Геология – наука, которая изучает камни. Как стать геологом. Из чего состоят горы. Вулканы. Магматические породы.

Практика.

Опыт со свечой (как порода образуется из магмы). Представить как порода образуется из магмы поможет наблюдение за горящей свечой.

Мультимедиа презентация, подлинные музейные предметы, копии музейных предметов. Мультфильм.

От слова - рисунка к букве.

Теория. История возникновения письменности: узелковое, рисуночное (пиктографическое) письмо, рождение славянской письменности; первые письменные материалы: глиняная табличка, папирус, береста, бумага.

Чернильное озеро.

Практика.

Игра. Дети посылают друг другу письма, написанные разными способами (узелковое, рисуночное, на глине, бересте). Пишем гусиным пером и чернилами.

Опыт. Куда делись чернила? Превращения. В пузырёк с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.
Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Мультимедиа презентация, подлинные музейные предметы, копии музейных предметов.

Как появился ластик и мяч.

Теория. Мяч из «слёз дерева». Хлебный мякиш и резинка для стирания карандаша.

Практика.

Задание. Продолжите сказку. Злой волшебник сделал так, что в одну секунду не стало в городе резины. А в это время торопились люди в автомобилях по своим делам, девочки играли в мяч, в домах горел электрический свет, а водолаз искал на дне утонувшую лодку. Продолжите сказку. Скажите, что стало с городом, людьми, какие вещи исчезли из дома и улицы, когда вдруг пропала вся резина.

Мультимедиа презентация, подлинные музейные предметы, копии музейных предметов, мультфильм.

В гостях у сказки (история бытовых предметов).

Теория. Предметы крестьянского быта, о которых рассказывается в сказках: глиняный горшок, лапти, прялка.

Практика.

Лепим глиняный горшок старинным способом.

Викторина «Угадай-ка». Дети должны отгадать загадку и найти экспонат, о котором идет речь, а также продемонстрировать, как его применяли на практике.

Задание. Посылка для домового (наполнить чугун овощами) рисунками.

Задание. Сочини загадку. Учимся загадывать загадки.

Мультимедиа презентация, мультфильм, подлинные музейные предметы.

Как подготовить мини-проект «Мой музей».

Теория. Создаём свой мини - музей. Что необходимо знать, чтобы создать свой музей. В экспозиции отразить:

1)Место, где живут герои экспозиции.

2)Героев экспозиции.

3)Твое отношение к ним, их отношение к тебе.

Практика . С помощью предметов, рисунков построить экспозицию на темы «Моя семья», «Моя кошка» и т. д.

Экспозицию зарисовать в тетради.

Мультимедиа презентация, подлинные музейные предметы, копии музейных предметов.

Подведение итогов за год.

Теория. Итоги за год.

Практика . Презентация мини-проекта «Мой музей».

Методическое обеспечение программы

Программа «Дети и музей» ориентирована на возрастную специфику детей дошкольного возраста. Дошкольникам свойственна острота и свежесть восприятия, созерцательная любо­знательность. Они с живым любопытством и ярко выраженной эмоциональностью реагируют на окружающее. Вместе с тем их мышление, во многом продолжая сохранять наглядно-образный ха­рактер, уже начинает приобретать вербально-логические черты.

В процессе занятий большое значение имеет использование не­вербальных и игровых методов обучения. Речь идет о самостоятель­ных рисунках и творческих заданиях, различного рода дидактиче­ских играх, развивающих упражнениях. Важно также соблюдать принципы наглядности и диалога, стремиться к выявлению индиви­дуальной активности и самостоятельности каждого ребенка, а так­же формированию навыков общения и совместного обсуждения впечатлений (навыков коллективной работы).

В образовательном процессе используются три основные формы работы с учащимися: классно-аудиторные, практические занятия и занятия на музейной экспозиции.

Главными условиями успешной реализации программы является использование для проведения музейных занятий коллекции подлинных музейных предметов, наглядных пособий, мультимедиа презентации, аудио - и видеоматериалов. Создание специального интерактивного фонда музейных предметов позволяет осуществлять непосредственное тактильное восприятие предмета, что является главным стимулом интереса к подобным музейным занятиям и удовлетворяет потребность детей в действенном освоении знаний.

Мультимедиа презентация, благодаря эмоциональной привлекательности является весьма эффективным средством подачи информации. Возможность использования анимационных роликов, аудиоэффектов, графики и текста повышает восприимчивость детской аудитории, создает позитивное отношение к информации.

Как показывает практика наиболее эффективно совместное использование мультимедиа презентаций и традиционного процесса обучения основанного на личном общении обучаемого с педагогом. Применение новейших технологий в музейно-педагогическом процессе подчеркивает ценность общения с подлинниками, а не замещает собой этот диалог.

Программа рассчитана на творческое взаимодействие педагога дополнительного образования, детей и родителей. Предусматривает совместные походы в музей, а как итог работы по программе разработку мини - проекта «Мой музей».

Основным видом деятельности дошкольника являются, игра в процессе кото­рых ребенок этого возраста познаёт мир. Поэтому учебно-воспитательный процесс организован по принципу «занимательного общения», с использованием эвристических методов преподавания.

Важны такие моменты как:

Готовность детей включаться в диалог с педагогом и сверстниками по поводу рассматриваемых на занятии проблем;

Умение вести поисковую работу, самостоятельно или вместе с родителями коллекционировать, собирать свои собственные рисунки и поделки, посещать музеи, делиться своими впечатлениями;

Готовность быть активным на занятии, не стесняться спрашивать у педагога о том, что непонятно, и т. п.

Одной из форм работы с детьми является - музейный урок. Главным условием музейного урока являются визуализация (использование музейных предметов) и диалог (восприятие ребенка как активного участника диалога). Музейные уроки проектируются с учетом особенности детской психологии – с опорой на чувственное восприятие и активность ребенка, который стремиться познать окружающее через игру. Особенность музейных уроков заключается в том, что ребята могут не только увидеть, но и подержать в руках подлинные музейные экспонаты (специальный интерактивный фонд). Музейный урок обычно построен в форме беседы. Современные информационные средства позволяют сделать урок богаче и разнообразнее.

Визуализация образования, воспитание путем погружения детей в предметный мир культуры, использование современных интерактивных методик и современных информационных технологии все это позволяет привлечь внимание детей к музейным занятиям. Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить, почувствовать целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, поможет стать личностью.

Формы работы:

Музейный урок

Экскурсия

Выставка

Просмотр мультфильма

Путешествие в прошлое

Путешествие по сказкам

Научная экспедиция

Методы решения задач обучения, воспитания, развития детей :

Вопросно - ответный (побуждает к рассуждению и анализированию в определенной логической последовательности);

Метод сравнения (сопоставление однотипных явлений, событий, фактов, предметов);

Беседа (с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить детей к припоминанию уже известных им знаний и стимулирует усвоение новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений);

Проблемного изложения (организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения жизненных или учебных проблем);

Исследовательский метод (предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ);

Проектный метод (способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему).

Контраста (противопоставление явлений, событий, фактов, предметов);

Элементы театрализации (способ интерпретации музейной информации с применением комплекса театральных атрибутов. Для театрализованной экскурсии обязательно присутствие музейных предметов, активное участие посетителей, использование игровых эпизодов и элементов театрализации);

Диалогического общения (равноправное обсуждение вопросов рассматриваемой темы);

Стимулирования самостоятельной деятельности (создание ситуации и условий для включения посетителя в активную самостоятельную деятельность в различных сферах (эмоциональная, интеллектуальная, творческая, практическая);

Творческого состязания (использование соревнования в целях выявления и активизации творческого потенциала аудитории);

Игровые методы (призван способствовать освоению музейной информации в процессе игры с переживанием удовольствия от самой деятельности. Различают игры предметные, сюжетные, подвижные, интеллектуальные и дидактические). Для решения задач обучения в музее чаще всего используются дидактические и ролевые игры (предлагается представить себя в роли участника событий, изобразить событие в лицах, быстро отыскать определенные экспонаты).Использование игрового метода активизирует творческую деятельность детей. В игровых ситуациях главным моментом для самого ребенка выступает игра, сам того не замечая, он овладевает новыми знаниями и навыками.

Видеометод (использование проекторов, учебного телевидения, компьютеров). Наиболее эффективен при изложении новых знаний, демонстрации различных видов деятельности. Слайды, видеозаписи , детские передачи и т. д.

Демонстрации (наглядно чувственное ознакомление детей с экспонатами в их натуральном виде позволяет осуществлять активный познавательный процесс)

Условия для успешной реализации программы

Наличие фонда музейных предметов;

Наличие интерактивного фонда музейных предметов;

Наличие помещения для классно - аудиторных занятий;

Наличие поурочных мультимедиа презентаций;

Возможность посещать музеи города;

Возможность проводить пешеходные экскурсии;

Иметь в собственном распоряжении или иметь возможность работы с компьютером, с выходом в Интернет; сканером, принтером, мультимедийным проектором; фотоаппаратом, видеокамерой ;

Обеспечение методической литературой, литературой по музейной и краеведческой тематике;

Наличие видеотеки;

Привлечение к сотрудничеству родителей обучающихся;

Пропагандирование музейно-краеведческой деятельности;

Систематически демонстрировать результаты работы обучающихся;

Создать со стороны администрации образовательного учреждения, общественности атмосферу заинтересованности и значимости реализации Программы;

Стимулировать деятельность детей.

Литература для педагогов

1. Бойко -коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности:Учебное пособие. – СПб., 20с.

2. Большая Российская Энциклопедия. – М. 2006. – 1887 с.

3. Брокгауз словарь.

4. Буровик вещей. – М., 1985.

5. Ванслова и школа. М.: Просвещение, 1985.

6. , Пугачева историко-краеведческий словарь. М., 1994.

7. Гвоздев Б. Ключи от прошлого. Легенды и предания земли Омской.

8. Гончаренко край. Природа. Народы. Первобытная история. Культура. Учебное пособие. – Омск: Издательство ОмГПУ, 19с.

9. Города Петра Великого. Справочная книга/Автор-сост. . Вып.1. СПб.: Звезда Петербурга, 2001.180 с.

30. Зеленко музей. М., 1927.

31. 1000 лет озарений. История вещей. Издательство: Слово, 2002. – 220 с.

32. Иртышский вертоград (серия «Вся Россия»): Сборник. Эссе, документы, справочная информация, воспоминания, хроника, рассказы, стихи. – М: Академия поэзии, издательство «Московский писатель», 1998. – 560 с.

33. Каулен и экспозиционер. Конспект лекций. Омск. 2000.

34. Кочедамов рос и развивался город Омск. Л., 1960.

35. О феномене музейной педагогики // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.

36. Коников тысяч лет среднеиртышскому искусству. Научно-популярное издание. Омск.1966. с. 60, с ил.

37. , Отечественное музейное дело в русле международных тенденций/ Музей для всех. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика». Кафедра музейного дела. Вып. 4., составитель – , АПРИКТ, 2003, 196с.

38. Кравцов В., Соболев В., Шаповалов А. Тайны прошлого. – Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1999. – 64 с.: ил. («Сибирь: неизвестные миры»).

39. Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. тр. творч. лаборато­рии «Музейная педагогика» кафедры музейного дела / Под науч. ред. Е. К - Дмитриевой, . М., 1997.

40. Лебедев мультимедиа: возможности и реалии // Музей и новые технологии . М., 1999. С.160-177.

41. Макарова-Таман «Дом: детский открытый музей» в Москве //Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!». Тез. семи­нара. СПб., 1995.

42. Макарова-, Юхневич музеи в
России и за рубежом. М., 2001.

43. , Авербух Омского Прииртышья. – Омск: ОГИК музей, 20с.

44. О значении термина «музейная педагогика» в теории и
практике современной деятельности российских музеев // Музей. Образование. Культура: Процессы интеграции. М., 1999.

45. , Юхневич педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. тр. творч. лабо­ратории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. М., 1997.

46. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: Теория, ме­тодика, практика. М., 1989.

47. Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: Сб. науч. тр. Вып. 5:Педагогика и культурология музейной деятельности. СПб., 1999.

48. Музейная педагогика: Междисциплинарные диалоги: Первая тетрадь. СПб.:Специальная литература, 1998.

49. Николаев и легенды.- 4-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. Унив. изд – во, 2007. – 203 с.; 16 с. ил.

50. Омск. «Город на границе государства Российского…». Историческая мозаика /Автор-сост. , /СПб.: Звезда Петербурга, 2001.112 с., ил.(Серия «Города Петра Великого», Вып.3)

51. Палашенков и памятные места Омска и Омской области . Омск, 1967.

52. Педагогика детской одарённости: развитие в творчестве: учеб. пособие/ – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. – 120 с.

53. Предметный мир культуры: Музейно-экскурсионная программа для начальной школы / Группа «Музей и образование»: , Ми­нина СБ., М., 1994.

54. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.- метод, пособие / Под ред. . – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001,- 224 с.

55. , Саплин в историю. 3 кл.: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1997. – 128 с.

56. , Саплин в историю. Пособие для учащихся. М.:ЦГО, «Вента – Гриф», 1995. – 160 с.

57. Старый Омск. Иллюстрированная хроника событий/ Сост. . – Омск, 2000.

58. Столяров педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/. - М.: Высш. шк., 2004 - 216 с.

59. Столяров в системе образования: (К проблеме специфики музейно-педагогической деятельности в современном социокультурном процессе) //
Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!». Тез. семи­нара. СПб., 1995.

60. Столяров художественного музея: от истоков до современ­ности. СПб: Специальная литература, 1999.

61. Столяров музей и эстетическое воспитание молоде­жи. Л., 1988.

62. Столяров БЛ., и др. Музейно-педагогическая программа
«Здравствуй, музей!» // Художественный музей в образовательном процессе. СПб.,1998.

63. , Соколова НД., Алексеева экскурсионного
дела: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. СПб., 2002.

64. 1000 знаменательных событий из истории Омска. ./ Сост. И науч. Ред. . Омск, 1996.

65. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Составители, . Художники, . – Ярославль: Академия К, Академия Холдинг, 2001. – 224 с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

66. Удалов о славном городе Омске. – Фрагменты истории. Омск: Кн. изд-во, 2005. – 272 с.

67. Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла. М.: АСТ – Пресс, 1997.

68. Хадсон К - Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001.

69. , Фокин музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. – СПб.: СпецЛит, 20с.

70. Юрасова. Очерки истории. Омск, 1983.

71. Юренева: Учебное пособие для высшей школы . – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с.

72. Юренева в мировой культуре. М., 2003.

73. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педаго­гике. М., 2001.

Литература для детей

1. Весёлые уроки. Познавательный журнал для детей среднего школьного возраста, февраль 2010 .

2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки /Авт. сост. . – М.: «Издательство АСТ»; дом «Семейная библиотека», 1999. – 496 с., ил.

3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История ремесел. – М.: АСТ»; Артель», 2000. – 416 с., ил.

Интернет-ресурсы:

1. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin. *****/l_01_00/l_01_10c. shtml

2. Занимательные опыты http://*****/opit/opit. htm

3. Как сделать вулкан? http://*****/fulltext-thread. aspx? cnf=Early&trd=6380

4. Кононченко Н. Знакомим дошколят с растениями http://*****/2003/08/9.htm

6. Почему растения растут вверх? http://www. *****/art/1953/

7. Старовойт с детьми. "Извержение вулкана"

http://www. *****/zanatia247.htm