Правдивая история а-кея. Китайская литература

В фэн шуй большое внимание уделяется семи звездам Большой Медведицы. Говорят, что эти семь звезд олицетворяют семь божеств, которые в свою очередь олицетворяют семь аспектов счастья. Три бога – Фу, Лу и Шоу (а на Кантонском диалекте Фук, Лук и Сау) олицетворяют три аспекта счастья и, объединившись, они не только усиливают проявление этих аспектов, но и «обеспечивают» полное счастье.

Шоу-син – бог долголетия. Слово «Шоу», а на кантонском диалекте «Сау», переводится как «Долголетие», а слово «Син» переводится как «Звезда». Этот, один из очень популярных богов китайского пантеона, олицетворяет долгую и здоровую жизнь. Он также помогает больным. Обычно он изображается с лысым, непомерно большим черепом, с длинной седой бородой, длинным посохом в человеческий рост в правой руке, к которому привязан Калабаш, в котором хранится пилюля долголетия или эликсир бессмертия, и с персиком в левой руке. Иногда он изображается верхом на олене или олень сопровождает его, потому что и олень и персик тоже являются символами долголетия. Иногда его изображают в окружении детей, потому что дети олицетворяют молодую, здоровую энергию жизни. Шоу-сина изображают также рядом с другими символами долголетия – рядом с журавлем, сосной и грибами долголетия Линь-ци.

       

На двух маленьких фото видно, что Шоу-син держит посох как в правой, так и в левой руке. Я думаю, что не принципиально, в любом случае обе его руки заняты.

Говорят, что пока в Китае существовали Императоры, существовал и обычай, состоящий в том, что раз в году в императорском дворце давался банкет, на который приглашались все граждане, достигшие семидесятилетнего возраста - независимо от их знатности и положения в обществе. На банкете каждому из долгожителей император дарил подарки, главным из которых был посох - такой же, как у Шоу-сина. Этот посох считался семейной реликвией и передавался из поколения в поколение.

Фу-син – бог богатства и процветания, удачи в потомстве. Он олицетворяет удачную судьбу. Его часто изображают в красной мантии торговца с ребенком на руках или свитком в руках.

 

Лу-син – бог власти. Он приносит удачу в карьере, в делах, на экзаменах. Его изображают в одеянии государственного чиновника со скипетром Жуи или папирусом в руках. Его можно также отличить по шапке с двумя длинными «косичками». Среди трех богов его обычно располагают в середине. Иногда его изображают со свитком в руках, на котором может быть написано «небесный чиновник дарует счастье».

   

Хотя изображения этих трех богов здоровья, богатства и власти рисуют отдельно и купить их фигурки можно по-отдельности, но принято изображать их вместе и три фигурки этих богов ставить вместе, потому что только три вида счастья вместе приносят истинное удовлетворение. Обычно всех трех богов изображают в образе старцев и их присутствие в доме обеспечивает счастье всего дома, всей семьи.

Принято ставить фигурки Фу, Лу и Шоу на видном, «почетном» месте, куда жители дома часто обращают взгляд. Не рекомендуется ставить их в ванной, туалете, прихожей, на полу. В жилых помещениях их используют чаще, чем в офисах.

Отдельного внимания заслуживает порядок, в котором следует ставить изображения Фу, Лу и Шоу. Логично считать, что если эти три бога перечисляются в порядке Фу, Лу, а потом Шоу, то и ставить их следует в таком же порядке. Но следует помнить, что в Китае читают справа налево, значит традиция размещения богов следующая: справа Фу, в середине Лу, а слева Шоу.

В Сингапуре есть торгово-офисный центр, в котором расположены офисы нескольких известных мастеров фэн шуй и в котором продают атрибуты и инструменты фэн шуй. Он так и называется, торгово-офисный комплекс «Фу, Лу, Шоу». На его фасаде изображены Фу, Лу и Шоу и, хотя изображения богов создавал итальянец, думаю, что на этом здании они должны быть изображены правильно, согласно традиции, хотя на мой взгляд, порядок их расположения не имеет принципиального значения.

На этом фото видно, что справа расположен Фу, в центре Лу, а слева Шоу. Вот еще несколько изображений, где боги расположены согласно традиции.

 
 

Покупая современные изображения Фу, Лу и Шоу по отдельности, их часто расставляют в порядке прочтения, т.е. слева Фу, в центре Лу и справа Шоу.

Настоящее имя Чжоу Чжаншоу, Чжоу Сужэнь (周樟寿, 周树人) Псевдоним Лу Сюнь, Лу Синь (鲁迅) Национальность Хань Жена Чжу Ань (朱安 , с 1906 года) Дети Чжоу Хайин (周海婴 , 1929 - 2011) Профессия Писатель, публицист, мыслитель Жанры Очерки, рассказы, новеллы, проза, стихи, пьесы Известнейшие произведения «К оружию», «Записки сумасшедшего», «Подлинная история А-кью»

Лу Синь (鲁迅 , Lǔ Xùn, Лу Сюнь, на родном диалекте - Лу Синь) (1881–1936), настоящее имя Чжоу Шужэнь (周树人 ) - Китайский писатель, оказавший большое влияние на развитие литературы и общественно-политической культуры Китая в первой половине XX века . Считается основоположником современной китайской литературы. Писатель, редактор, переводчик, критик, эссеист и поэт. В 1930-хх годах - глава китайской Лиги левых писателей в Шанхае .

Работы Лу Синя оказали большое влияние на возникновение «движения 4 мая» и были высоко оценены коммунистами после 1949 года. Мао Цзэдун сам был большим поклонником творчества Лу Синя. Хотя Лу Синь и симпатизировал коммунистическим идеям, он не вступил в Коммунистическую партию Китая . Как и другие лидеры «Движения 4 мая», он был левым либералом.

Биография

Ранние годы

Лу Синь родился в сельской местности у города Шаосин провинции Чжэцзян 25 сентября 1881 года. При рождении ему дали имя Чжоу Чжаншоу (周樟寿 ). Второе имя - Юшань (豫山 ), позднее заменено на Юцай (豫才 ). Перед отправкой на учёбу в Цзяннаньскую военно-морскую академию в 1898 году, Лу Синь сменил первое имя на Шужэнь (树人 ), это имя образно означало «становиться образованным человеком».

Семья Чжоу в Шаосине была очень образованной. Дед Лу Синя по отцовской линии, Чжоу Фуцинь (周福清 ), занимал должность в столичной академии Ханьлинь, а мать, урождённая Лу, сама научилась чтению. Семья Лу Синя начала испытывать трудности, когда Чжоу Фуцинь был уличён в коррупционном скандале - он пытался обеспечить тёплое место для Чжоу Бои, своего сына и отца Лу Синя. Чжоу Фуцинь был арестован и едва избежал казни. Лу Синя воспитывал престарелый слуга семьи - А Чан. Любимой книгой Лу Синя в детстве был «Шань Хай Цзин» - сборник китайской мифологии.

Родной дом Лу Синя в Шаосине

Хронический туберкулёз отца, который умер, когда Лу Синь был подростком, предопределил его интерес к медицине. Причём из-за множество шарлатанов, безуспешно окружавших отца перед смертью, Лу Синь скептически относился к традиционной китайской медицине. Он захотел изучать западную медицину.

Образование

Молодой Лу Синь

В 1898 - 1899 годах Лу Синь обучался в Цзяннаньской военно-морской академии, а затем был переведён в Школу горного дела и железных дорог при Цзяннаньской военной академии. В школе он изучал западные науки, английский и немецкий языки. В числе переведённых Лу Синем в тот период книг - «Эволюция и этика» Томаса Гексли, «О свободе» Джона Стюарта Милля, а также романы «Айвенго» Вальтера Скотта и «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу.

В 1902 году Лу Синь на стипендию Цинского правительства поехал в Японию, и поступил в институт Кобун - подготовительную языковую школу для китайских студентов, обучающихся в Японии. Там он, помимо учёбы, занимался Джиу-Джитсу, а также опубликовал свои первые эссе, ещё на вэньяне - классическом китайском языке.

«Дневник сумасшедшего»

В 1903 году Лу Синь кратковременно вернулся в родной дом, и в возрасте 22 лет вступил в договорной брак с местной дворянкой - Чжу Ань. Невеста была по традиции подобрана матерью Лу Синя, была неграмотной, и, по обычаю, с перебинтоваными ногами. Брак был несчастливый, хотя Лу Синь всю жизнь материально поддерживал жену.

Сендай

В 1904 году Лу Синь поступил в медицинскую академию Сендая, став там первым иностранным студентом. В академии у него сложились близкие отношения с одним из учителей - Фудзино Гэнкуро. Своё почтение Лу Синь выразил в эссе «Господин Фудзино» в своих мемуарах «Утренние цветы, сорванные в сумерках». Фудзино в ответ написал своё эссе, вышедшее как некролог в 1937 году. В марте 1906 года Лу Синь внезапно прекратил обучение и покинул академию.

Книги Лу Синя

Причины такого неожиданного поступка Лу Синь описал в предисловии к своему сборнику «К оружию». Однажды после занятий один из преподавателей показал Лу Синю слайды, на которых была изображена казнь одного из китайских шпионов, помогавших русской армии в Русско-Японской войне 1904-1905 годов. Больше всего Лу Синя поразила полная апатия китайских зрителей, и он решил, что лечение душевных болезней гораздо важнее лечения болезней телесных.

Весной 1906 года Лу Синь переехал в Токио, где, сотрудничая с учёным и филологом Чжан Тайянем и своим братом, Чжоу Цзожэнем, перевёл на китайский и опубликовал произведения русских и восточноевропейских писателей, включая нобелевского лауреата Генрика Сенкевича. Следующие три года он жил в Токио и писал серию очерков на вэньяне по истории науки, китайской и европейской литературе, о китайском обществе, реформах и религии. А также Лу Синь переводил художественные произведения разных авторов на китайский язык.

Китай

Лу Синь в 1909 году

Вернувшись в Китай в 1909 году, Лу Синь начал преподавать в Чжэцзянской средней школе в Ханчжоу и в китайско-западной средней школе в Шаосине - своём родном городе. Со свержением императорской династии и установлением республики в 1911 году Лу Синю предложили должность в министерстве образования. Вместе с республиканским правительством Лу Синь переехал в Пекин, где жил и работал до 1926 года. В министерстве образования Лу Синь работал главой секции, а затем помошником секретаря, а с 1920 года ещё и преподавал в Пекинском университете и Женском педагогическом колледже Пекина.

В мае 1918 года Лу Синь опубликовал первый крупный рассказ на байхуа - разговорном китайском языке - «Дневник сумасшедшего» (狂人日记 ). Рассказ был острой критикой устаревших китайских традиций и феодальных отношений, душивших и тормозивших страну. Публикация рассказа утвердила Лу Синя в качестве одного из самых влиятельных писателей своего времени. В то же время, «Дневник сумасшедшего» - первый рассказ, опубликованный под псевдонимом «Лу Синь» (Лу - девичья фамилия матери автора).

Лу Синь в 1926 году

Ещё более известным рассказом стал «Подлинная история А-Кью» (阿Q正傳 ), опубликованный по частям в 1921 - 1922 годах. Обе работы были включены в сборник «К оружию» (呐喊 , другой вариант перевода - «клич»), изданный в 1923 году.

С 1924 по 1926 год Лу Синь писал сборник мемуаров и эссе под названием «Утренние цветы, сорванные в сумерках» (朝花夕拾 ), опубликованный в 1928 году, а также сборник стихов в прозе «Дикие травы» (野草 ), изданный в 1927 году. Также были написаны многие рассказы, вошедшие во второй сборник «Блуждания» (彷徨 , 1926 год). В 1926 году Лу Синь поддержал протесты студентов, которые вылились в резню 18 марта. После этого Лу Синь ушёл в добровольное изгнание, преподавал в Амойском университете Сямэня, а затем в Чжуншаньском университете Гуанчжоу. Вместе с ним поехала его ученица и любовница Сю Гуанпин.

С 1927 года до самой смерти Лу Синь жил в более либеральном Шанхае, где по инициативе Коммунистической партии Китая стал одним из основателей Лиги левых писателей. Большинство очерков датировано этим, последним периодом. 27 сентября 1929 года Сю Гуанпинродила Лу Синю сына, которого назвали Чжоу Хайином (周海婴 ), «дитём Шанхая». Родители предполагали, что он сам сменит имя, когда захочет, но он этого так и не сделал. В 1930 году Лу Синь опубликовал «Краткую историю китайской прозы» (中国小说史略 ) - всеобъемлющий обзор китайской литературы до времени жизни автора, составленный на основе лекций, прочитанных в Пекинском университете.

Лу Синь

Другая важная часть его работы включает перевод литературных произведений, в том числе русских. Лу Синь восхищался Гоголем, перевёл на китайский «Мёртвые души». В этот же период Лу Синь писал множество очерков и эссе, которых насчитывается около 20 томов. Книги Лу Синя остаются влиятельными и популярными как в Китае, так и в Японии.

Лу Синь был редактором нескольких левых журналов, таких как «Новая молодёжь» и «Ростки». Из-за его левого уклона, а также той роли, которую оказали его работы на последующую историю Китайской народной республики, он был запрещён на Тайване до конца 1980-хх годов. Лу Синь был в числе первых сторонников движения Эсперанто в Китае.

Последние дни

К 1936 году лёгкие Лу Синя были ослаблены хроническим туберкулёзом, к тому же он был заядлым курильщиком. В марте он заболел бронхиальной астмой и лихорадкой. В ходе лечения ему слили 300 грамм жидкости из лёгких через прокол. С июня по август он снова заболел, его вес уменьшился до 38 килограмм. Немного оправившись, он написал два эссе на тему сметри - «Смерть» и «Это тоже жизнь». В 3:30 утра 18 октября Лу Синь проснулся с большим затруднением дыхания. Был вызван доктор Судо, его врач, который сделал обезболивающую инъекцию. В течение суток с ним была Сю Гуанпин. В 5:11 утра 19 октября Лу Синь скончался.

Лу Синь похоронен в мавзолее в парке своего имени в Шанхае. На его гробнице надпись, сделанная Мао Цзэдуном . За вклад в «движение 4 мая» Лу Синь был посмертно принят в ряды Коммунистической партии Китая.

Творчество

Лу Синь

Первые статьи и очерки Лу Синя были вполне традиционны - написаны на вэньяне - книжном, письменном китайском языке с крайне сложной грамматикой, малопонятном для недостаточно грамотных людей. Но с 1918 года Лу Синь стал одним из начинателей и наиболее активных участников «движения за новую литературу». Его рассказы стали писаться на байхуа - новом письменном китайском языке, приближенном к разговорному. Вместе с тем Лу Синь ввёл в китайскую литературу малые формы - рассказы, очерки, эссе, до того отсутствовавшие, а также другие приёмы и особенности европейской литературы. Нетипичными были и основные темы его произведений - жизнь простолюдинов, крестьян, пролетариев и городской интеллигенции. Лу Синь высмеивал устаревшие средневековые обычаи, ставшие дикими в XX веке. Высмеивая традиционализм, ретроградство и рабскую покорность, он, вместе с тем, сочувствует и симпатизирует своим героям. Он считается мастером иронии. Мастерское владение родным языком позволяет ему строить игру слов и весьма двусмысленные предложения, крайне сложные для перевода.

Мемориальные музеи

Мемориальный музей Лу Синя в Шаосине

Музей в Шаосине

Шаосинский мемориальный музей Лу Синя находится по адресу: город Шаосин, район Юэчэн, улица Лусюньчжунлу, дом 235 (绍兴市, 越城区, 鲁迅中路, 235号 ). В музейный комплекс входит множество объектов: музей, построенный в 1973 году, фамильная усадьба семьи Чжоу, где вырос Лу Синь, средняя школа города, застройка конца XIX века (время проживания Лу Синя в Шаосине), храмы Тугу и Чанцин, гостиница Сяньхэн и другие. В 1988 году музей вошёл в число Охраняемых памятников КНР, в 1997 году - в число 100 центров образцового патриотического воспитания. Музей посещали Цзян Цзэминь, Ху Цзиньтао, Ли Пэн, Чжу Жунцзи и другие руководители КНР.

Мемориальный музей Лу Синя в Нанкине

Нанкинский мемориальный музей Лу Синя находится в здании средней школы Нанкинского педагогического университета. и открыт 27 апреля 2006 года. В Нанкине Лу Синь жил и учился четыре года (с 1898 по 1902). В 2012 году площадь экспозиции была увеличена с 70 до 220 квадратных метров.

Музей Лу Синя в Пекине

Музей в Пекине

Пекинский мемориальный музей Лу Синя находится в микрорайоне Фучэнмэнь в центре города, дом 19 на второй линии, где Лу Синь жил с мая 1924 года по август 1926 года. Музей открыт в 1956 году и является первым биографическим музеем в КНР. Экспозиция составляет более 60 тысяч экспонатов, среди которых много книг и рукописей писателя. Помимо биографической ценности - это один из немногих домов начала XX века, сохранившихся в Пекине.

Мемориальный музей Лу Синя в Сямэне

Сямэньский мемориальный музей Лу Синя находится в здании Цзимэйлоу Сямэньского университета и открыт в октябре 1952 года. Лу Синь жил и преподавал в Сямэне с 4 сентября 1926 года по 16 января 1927 года. Музей включает мемориальную комнату и выставочный зал, посвящённый творчеству писателя.

Мемориальный музей Лу Синя в Гуанчжоу

Мемориальный музей Лу Синя в Гуанчжоу работает с октября 1959 года. 18 января 1927 года Лу Синя пригласили преподавать в Чжуннаньском университете Гуанчжоу. В первое время он жил в колокольной башне Чжунлоу, где в январе 1924 года Сунь Ятсен созвал первый национальный съезд Гоминьдана. 23 марта Лу Синь переехал в Байюньлоу. Лу Синь жил в Гуанчжоу восемь месяцев, за которые написал 43 эссе, 10 переводов и 180 писем. Музей содержит более 10 тысяч экспонатов, в числе которых рукописи, фотографии и личные вещи Лу Синя. Главное место уделено спальне и рабочему кабинету Лу Синя.

Музей в Сямэне Музей в Гуанчжоу

Мемориальный музей Лу Синя в Шанхае

Шанхайский мемориальный музей Лу Синя находится по адресу: город Шанхай, район Хункоу, улица Тяньай, дом 200 (上海市, 虹口区, 甜爱路, 200号 ), внутри парка им. Лу Синя.

Парк и гробница Лу Синя в Шанхае

Лу Синь похоронен в мавзолее в парке Лу Синя в Шанхае. После смерти 18 октября 1936 года, 22 октября писатель был похоронен на кладбище в Шанхайском районе F. В 1956 году Лу Синь был перезахоронен в парке Хункоу, который был реконструирован и переименован. Гробница выполнена из гранита, на надгробии высотой более 5 метров выбита надпись каллиграфическим почерком Мао Цзэдуна : «Могила Лу Синя». Хвойные деревья у гробницы посажены сыном писателя - Чжоу Хайином, многие деревья и цветы подарены и посажены японскими друзьями Лу Синя.

Музей в Шанхае Гробница Лу Синя в Шанхае

китайский писатель, основоположник современной китайской литературы. В 1899 г. окончил Цзяннаньскую военно-морскую академию, затем был переведен в Школу горного дела и железных дорог, где впервые познакомился с западным образованием и наукой. В 1902-1906 гг. изучал в Японии медицину (Сэндай), там же написал свое первое эссе на классическом китайском языке. Прервал обучение в медицинской академии и переехал в Токио, где попал под влияние филолога Чжана Тайяня . Опубликовал ряд научно-популярных работ, пропагандирующих западную культуру, среди которых выделяется статья «Сила сатанинской поэзии», в которой он впервые представил китайским читателям Дж. Байрона , А. Пушкина , М. Лермонтова , А. Мицкевича и других классиков европейской литературы. В 1909 г. выпустил (с братом Чжоу Цзожэнем) два сборника переводов западных писателей. Популяризацию русской литературы продолжал до конца жизни, переводил произведения Н. Гоголя , А. Чехова , М. Арцыбашева , А. Фадеева и др.

После революции 1911 г. работал в Министерстве образования республиканского правительства и преподавал в пекинских вузах. С началом «литературной революции» в 1918 г. опубликовал «Записки сумасшедшего» – первый рассказ на современном разговорном языке, обличающий бесчеловечность феодального общества. Вместе с написанными позже реалистическими, гуманистическими рассказами и сатирической повестью «Подлинная история А-кью» он составил сборник «Клич», затем последовали «Блуждания» (1926) и сборник стихотворений в прозе «Дикие травы» (1927). Сборники рассказов «Клич» и «Блуждания» отмечены влиянием А. Чехова и М. Горького . Эти произведения оказали решающее влияние на становление реалистического направления в новейшей китайской литературе, основоположником которой был признан писатель.

В 1918 г. дебютировал как публицист: 10 сборников на различные темы, от политических статей и фельетонов до литературно-критических заметок и стихотворений в прозе. После неудачи революции 1925-1927 гг. выступал за правдивую, серьезную литературу, помогающую освободительной борьбе, против ультрареволюционных лозунгов. Одновременно вел борьбу с проповедниками «среднего пути», по его мнению, уводившими литературу от действительности. В 1930 г. стал одним из организаторов и неформальных руководителей Лиги левых писателей Китая. Активно участвовал в демократических организациях, во всемирном антифашистском движении, выступал в поддержку СССР. В 1920-30-х гг. познакомился с идеями марксизма и переводами ряда марксистских работ, начал общаться с видными представителями коммунистической интеллигенции, т. к. Цюй Цюбо . Стал пропагандировать отечественную и мировую революционную культуру, выступал против политики Гоминьдана и ее сторонников в литературе. В последние месяцы жизни включился в организацию отпора надвигавшейся опасности японской агрессии.

Лу Синь наст. имя Чжоу Шу-жэнь. 1881, Шаосин — 1936, Шанхай. Родился в обедневшей чиновничьей семье. Получил классич. и совр. образование, в 1902—1909 изучал в Японии медицину, там же обратился к лит-ре. Опуб-ликовал ряд научно-популярных работ, пропагандирующих зап. культуру; среди них выделяется статья «Сила сатанинской поэзии» («сатанинская» здесь означает «мятежная»), в к-рой он впервые представил кит. читателям Байро-на, Пушкина, Лермонтова, Мицкевича и др. классиков европ. лит-ры. В 1909 выпустил (с братом Чжоу Цзо-жэнем) два сб. переводов зап. писателей, где видное место заняли рус. авторы. Популяризацию рус. лит-ры продолжал до конца жизни, переводил произведения Гоголя, Чехова, Арцыбашева, Луна-чарского, Фадеева и др.

После революции 1911 работал в Мин-ве образования республиканского пр-ва и преподавал в пекинских вузах. С началом «лит. революции» (вэньсюэ гэмин) в 1918 опубликовал «Куан жэнь жицзи» («Записки сумасшедшего») — первый рассказ на совр. разговорном яз., обличающий бесчеловечность феод. об-ва. Вместе с написанными позже реалистическими, гуманистич. рассказами и ге-ниальной сатирич. повестью «А-кью чжэн чжуань» («Подлинная история А-кью») он составил сб. «Нахань» («Клич»), затем последовали «Панхуан» («Блуждания», 1926) и сб. стихотворений в прозе «Е цао» («Дикие травы», 1927). Эти произведения оказали решающее влияние на становление реалистич. направления в новейшей кит. лит-ре, основоположником к-рой был признан Лу Синь.

В том же, 1918 началась деятельность Лу Синя как публициста. Его произве-дения в самых различных формах публицистики — от политич. статей и фелье-тонов до лит.-критич. заметок и стихотворений в прозе (сам автор называл их «пестрыми сочинениями» — цза вэнь) — составили 10 сборников, первым из к-рых был «Жэ фэн» («Горячий ветер», 1925). В произведениях 1918—1924 пре-обладают темы критики старого обществ. устройства и старой морали, обоб-щенно именовавшихся «конфуцианскими», полемика с защитниками старой культуры, поддержка борьбы студенч. молодежи за раскрепощение личности, за свои права и протест против подавления этой борьбы реакционным пр-вом. Публицистику Лу Синя отличает жанровое и стилистич. многообразие, ма-стерское использование сатиры и иронии, лексич. богатство.

После неудачи революции 1925—1927 писатель поселился в Шанхае и сразу оказался в центре лит. дискуссий. Он выступал за правдивую, серьезную лит-ру, помогающую освободит. борьбе, против левацких ультрареволюцион-ных лозунгов. Одновременно он вел борьбу с проповедниками «среднего пу-ти», по его мнению, уводившими лит-ру от действительности. В 1930 он стал одним из организаторов и неформальных руководителей Лиги левых писате-лей Китая (Чжунго цзои цзоцзя ляньмэн). Он активно участвовал в демократич. орг-циях, во всемирном антифашистском движении, выступал в поддержку СССР.

В 1928 вышла книга воспоминаний «Чжао хуа си шэ» («Утренние цветы, собранные вечером»), где в поэтич. форме повествуется о родных местах писателя, его друзьях. В 1936 появились «Гу ши синь бянь» («Старые легенды в новой редакции») — книга, где своеобразно сочетаются порой пародийные, порой героико-романтич. интерпретации древних мифов и сказаний с явными намеками на злобу дня. Но осн. жанром шанхайского периода была публи-цистика.

На рубеже 20-30-х Лу Синь познакомился с идеями марксизма и переводами ряда марксистских работ, начал общаться с видными представителями коммунистич. интеллигенции, такими, как Цюй Цю-бо. Он стал пропагандировать отеч. и мировую революционную культуру, выступал против политики Гоминь-дана и ее сторонников в лит-ре. В последние месяцы жизни он включился в орг-цию отпора надвигавшейся опасности япон. агрессии.

Будучи непримиримым противником прежней идеологии, к-рую считал «фео-дальной», и отражавшей ее традиц. культуры, Лу Синь выступал за преемствование позитивных сторон классич. наследия и нар. творчества, чему посвящен ряд работ, в частности «Чжунго сяошо шилюэ» («Очерк истории китайской прозы», 1924).

Похороны Лу Синя вылились в небывалую нар. манифестацию. Писатель, мыслитель, патриот и интернационалист, Лу Синь признан одной из круп-нейших фигур в истории Китая ХХ в. Собрания его соч., а также отд. произ-ведения неоднократно издавались на рус., япон., англ. и др. языках.

Источники:
Лу Синь. Собрание сочинений. Т. 1-4. М., 1954-1956; он же. Избран-ное. М., 1989; он же. «О, эта великая и проклятая стена»: (Из публи-цистики 20-х гг.) / Вступ. В. Сорокина // ПДВ. 1993, № 2, с. 158-168.

Литература:
Глаголева И.К. Лу Синь: Биобиблиографический указатель. М., 1977; Желоховцев А.Н. Фальсификации продолжаются: По страницам публи-каций китайской прессы о Лу Сине // ПДВ. 1973, № 2, с. 143-148; Значение творческого наследия Лу Синя для актуализации сферы куль-туры Китая и утверждения мировых и национальных духовных ценностей // Проблемы литератур Дальнего Востока: Сб. материалов II Междунар. науч. конференции... Т 1, разд. I. СПб., 2006, с. 9—229; Лебедева Н.А. Лу Синь и писатели Северо-Восточного Китая // ПДВ. 2006, № 5, с. 156—164; Петров В.В. Лу Синь. М., 1960; Позднеева Л.Д. Лу Синь. М., 1957; она же. Лу Синь: Жизнь и творчество. М., 1959; Семанов В.И. Лу Синь и его предшественники. М., 1967; Сорокин В.Ф. Фор-мирование мировоззрения Лу Синя: Ранняя публицистика и сборник «Клич». М., 1958; Торопцев С. Лу Синь и борьба за реализм в китайском кино // ПДВ. 1982, № 4, с. 164—176; Федоренко Н.Т. Лу Синь // Федо-ренко Н.Т. Очерки современной китайской литературы. М., 1953, с. 38—84; он же. Мастерство писателя и его интерпретация: К 90-ле-тию со дня рождения Лу Синя // Федоренко Н.Т. Избранные произве-дения. Т. 2. М., 1987, с. 274—289; Бао Чжун-вэнь. Лу Сюньды сысян хэ ишу синьлун (Общественно-политические и эстетические взгляды Лу Синя). Нанкин, 1989; Ван Жунь-хуа. Лу Сюнь сяошо синь лунь (Новое исследование прозы Лу Синя). Шанхай, 1993; Линь Чжи-хао. Лу Сюнь чжуань (Жизнь Лу Синя). Пекин, 1981; Фан Сян-дун. Лу Сюнь юй та «ма» годы жэнь (К творческой биографии Лу Синя). Шанхай, 1996; Чжунсюэ Лу Сюнь цзопин чжу ду (Статьи о творчестве Лу Синя). Пекин, 1990; Lu Xun and His Legacy / Ed. Lee Ou-fan. Berk., 1987.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. - 2008. - 855 с. С. 335-337.

ЛУ СИНЬ (1881–1936), настоящее имя Чжоу Шужэнь – китайский писатель, революционер, основоположник новой национальной литературы.

Родился в 1881 в городе Шаосин провинции Чжэцзян в семье обедневшего чиновника. Учился сначала в Нанкине, затем в Японии . С начала 20 в. принимал участие сначала в реформаторском, а затем в революционном освободительном движении. Публиковаться начал с 1903, представив ряд произведений, созданных под влиянием просветительских идей. Пройдя через увлечение романтической литературой (статья О силе сатанинской поэзии ), обратился к реализму. Во время буржуазно-демократической революции 1911–1913 он написал первый оригинальный рассказ Былое , но подлинный переворот в китайской литературе произвел его следующий рассказ Записки сумасшедшего . Это произведение появилось в 1918 непосредственно в преддверии антиимпериалистического и антифеодального «Движения 4 мая» в Китае .

Вместе со знаменитой повестью Подлинная история А-Кью (1921) и другими произведениями, этот рассказ вошел в сборник Клич (1918–1923). Первым из китайских писателей, он сделал главными героями своих книг людей из народа. Трагедия бедной пряхи Шань-сы, потерявшей единственного сына, становится темой рассказа Завтра . В рассказе Кун Ицзи – горестная история опустившегося старого интеллигента, жестоко избитого за несколько украденных книг. Герой повести Подлинная история А-Кью, – деревенский поденщик, не имеющий даже собственного имени и не понимающий своего жалкого положения, утешает себя своими мнимыми моральными победами. Сцена «великого благополучного завершения» – казни А-Кью – стала общепризнанной вершиной китайской литературы и творчества Лу Синя.

Писатель славил героев-борцов, протестующих против всякого угнетения, таких, как героя Записок сумасшедшего , революционера Ся Йй из рассказа Снадобье , рикшу из Маленького происшествия .

Важную роль в наследии Лу Синя играют его стихотворения в прозе. Это аллегорические пейзажные зарисовки Осенняя ночь , Снег , Засушенный лист , фантастические картины Прощание тени , Мертвый огонь , Возражение собаки , лирические воспоминания Прекрасный момент из прошлого , Бумажный змей , философские раздумья в форме притчи Суждение , Умный, дурак и раб и др.

В 1922–1935 Лу Синь работает над сборником Старые легенды по-новому . Основное идейное содержание сборника – критика уродливых явлений китайской действительности. Творчество этого периода заметно отличается по характеру: если раньше, в сборниках Клич и Блуждание серьезное обличение и психологизм превалировали над сатирой, то теперь на первое место выступает язвительный, «торжествующий» смех.

Этому же периоду свойственны активные поиски нового положительного героя. Завязку рассказа Мечь составляет эпизод, традиционный для восточных деспотий: царь, желая, чтобы ни у кого не было такого меча, как у него, убил замечательного оружейника, который этот меч выковал. Но главное внимание автора приковано к другому персонажу – сыну оружейника, который мстит за своего отца. Своеобразным олицетворением труда, справедливости, равенства становится у Лу Синя герой древних мифов, Великий Юй, который, по преданию, спас Китай от потопа.

В последний период своего творчества Лу Синь в основном занимался публицистикой. Его работы тех лет объединены в сборники Горячий ветер (1925), Под роскошным балдахином (1926), Могила (1927), Вот и все (1932), Инакомыслящий (1932), Книга о ложной свободе (1933), О ветре и луне болтать разрешается (1934), В узорчатой кайме (1936) и др. Свои статьи Лу Синь называет «пестрыми заметками» или «смешанными чувствами» («цза гань»). По тематике они очень разнообразны: здесь и язвительные памфлеты (Об удивлении дружественных держав (1931), Нас больше не обманут (1932)), статьи о различных явлениях и предметах китайского быта (маньчжурской цензуре, прическах, театральном гриме, обрядах), ряд статей посвящен современной ему китайской литературе (Что такое сатира, Как я начал писать и др.). Лу Синь немало сил отдал строительству новой китайской литературы и обличению гоминьдановского произвола по отношению к прогрессивной интеллигенции.