Палехская лаковая живопись. Шкатулки Палех: история и описание росписи. Из истории палехской росписи

Палех — уютный поселок городского типа, расположившейся в Ивановской области. О точной дате возникновения исторического места до сих пор ходят споры. В летописях идет указание, что село появилось еще до 15 столетия. В 15 веке оно стало частью владимиро-суздальских земель. В 1852 году Иваном Грозным было написано завещание. Согласно ему, Палех стал принадлежать его сыну Иоанну.

В 1616 г. поселение перешло в пользование В.М. Острогубова. В знак благодарности за участие в польско-литовском восстании вскоре Палех перешел к Ивану Бутурлину. Позднее на земле построили деревянную церковь во имя Воздвижения Креста.

В 19 веке активно развивалось иконописание. Широкое распространение получили такие промыслы, как резьба по дереву, ткачество, вышивка, работа с овчиной. Мастера Палеха издревле славились неповторимым стилем. Их работы являлись утонченными, интересными, непохожими на другие.

У художников Палеха нередко заказывались самые главные объекты. Ими были расписаны стены Грановитой палаты, фрески в Кремле в Москве, украшен Новодевичий монастырь и Троице-Сергиевская Лавра и многие другие. Знаменитые современные иконописцы – Ева Ярушева, Юрий Петров, Гордеева Анна.

История возникновения Палеха основана на интересных фактах. Согласно приданию, когда-то татары полностью разгромили такие города, как Владимир и Суздаль. Из данных городов, спасаясь, бежали в леса суздальские и владимирские монахи-иконописцы. На месте леса они возвели дома и стали заниматься росписью икон. Именно так и образовалось название Палех.

Тут появилась знаменитая палехская миниатюра. Это тип живописи включает в себя коробки, портсигары, шкатулки и другие изделия из папье-маше, покрытые лаком. Преимущественно изображаются сюжеты бытового, фольклорного, исторического, характера. Художники создают разнообразные красивые рисунки на черном фоне. Изображения являются тонкими, имеют изящные линии. Преобладает золото, присутствуют элегантные узоры продолговатой формы.

Отдельного внимания заслуживают палехские иконы. Говорят, что они вызывали интерес у Гете. Кроме того, великолепными творениями местных иконописцев восхищались Н. Некрасов, Н. Лесков, А. Горький. В 1924 г была создана «Артель древней живописи». Она получила высокую награду на выставке в Париже.

День города Палех отмечается 24 июня. Организуются масштабные гулянья, фестивали, выставки. Праздник всегда имеет насыщенную программу. Туристы стараются подгадать свой приезд именно к этой дате. Торжественное открытие праздника по традиции осуществляется на площадке Дома Культуры.

Как доехать?

Компания «Семейный чемодан» регулярно проводит поездки по городам Золотого Кольца России.

Рассматривая продукты творчества, созданные талантливыми мастерами, многие спрашивают вопрос о том, где находится Палех. Большинство гостей предпочитают добираться на личном автомобиле. Это удобно. Расстояние Москва-Палех составляет 400 километров. Движение будет осуществляться по трассе М7. Необходимо ехать через Владимир и Суздаль. Общая продолжительность пути – 6-6,5 часов.

До Палеха ежедневно курсирует автобус. Посадка выполняется с Щелковского вокзала Москвы. Остановка производится на станции Южа. Также есть автобусы, идущие Москва-Иваново. На конечной станции потребуется пересесть на автобус Иваново-Палех.

Имеется железнодорожное сообщение. В 75 километрах от поселения находится станция г. Шуя. Такое решение выбирают те, кто едет из Санкт-Петербурга или Нижнего Новгорода. Если вы держите путь из столицы, то подойдет поезд с таким направлением, как Москва-Кинешма, затем потребуется пересесть на автобус или воспользоваться услугами такси. Автобусы ходят часто, продолжительность пути – 1,5 часа.

Если хотите избежать дополнительных хлопот, то заказывайте экскурсию в Палех из Москвы и других городов. Поездка будет осуществляться на комфортабельном автобусе в сопровождении гида.

Гостиницы, рестораны, кафе

Гостиницы города предлагают хорошее обслуживание. Номерной фонд не богат, но можно подобрать вполне комфортные условия для отдыха. Повышенным спросом пользуются такие отели, как «Ковчег», «Палех», «Гранд Шуя». Что касается точек питания, то можно взять себе на заметку заведения «Гурман», «Сказка».

Достопримечательности

Провинциальное место славится красивыми пейзажами, удивительной историей появления, большим количеством творческих мастерских, памятниками архитектуры, святыми уголками. Приезжая сюда, каждый для себя непременно открывает что-то новое. Уютные, ухоженные улицы с тенистыми деревьями, золотые купола, поля, озера создают спокойную, расслабляющую атмосферу для отдыха. Это родина Жар-Птицы. На гербе, флаге поселка изображается птица.

Музеи

Государственный музей палехского искусства – это уникальное место, с которого можно начать свое путешествие по поселку. Галерея открылась в 1935 году. В главном зале вы сможете полюбоваться экспонатами, которые сделали место широко известным в России и за ее пределами. Русская иконопись представлена, как древними работами 18 столетия, так и современными произведениями. Есть экспозиция, посвящённая палехской лаковой миниатюре, созданной в различных отрезках времени. Экскурсовод расскажет о судьбе авторов, о тонкостях их творческого процесса. Отдельного внимания заслуживают шкатулки с сюжетами из русских сказок, и коллекция живописи прошедшего столетия. Музейный комплекс включает в себя мастерские Н.В. Дыдыкина, П.Д. Корина, И.И. Голикова, Н.М Зиновьева.

Дом – мастерская Дыдыкина – старинная галерея, которая посвящена творчеству талантливого скульптора. Тут вы увидите сотни уникальных творений автора. Среди них немало прототипов известных личностей. Складывается ощущение, что вы на мгновение погружаетесь в прошлое. Автор сам завещал все свои работы музею. Неподалеку от мастерской есть уютный, яблоневый сад. Растут пихты и ели, который посадил еще сам скульптор.

Дом – музей И.И. Голикова – галерея, открытая в 1968 году. Здесь трудился основатель лаковой миниатюры. Однако, его личные вещи не уцелели. Хранятся вещи, которые принадлежали Голикову лишь в одной комнате. Это рабочий стол, этажерка, кровать, кресла. В другой комнате вы сможете рассмотреть произведения художников послереволюционного периода. На стенах висят фотографии, иллюстрации старого города Палех.

Дом – музей П.Д. Корина выступает самым старым зданием комплекса. Оно построено еще в 1860 гг. Выставка открылась в 1974 году. На стенах комнат представлена древняя иконопись. Сохранилась мастерская автора – мольберт, этюды. В третьем зале хранятся эскизы, применяемые для благоустройства метрополитена. Кухня представлена в неизменном виде. Обстановка начала 19 столетия.

Дом – музей Н.М. Зиновьева состоит всего лишь из одной комнаты. Она выполняла роль творческой мастерской и спальни. Есть русская печь и кухня. Внешний декор здания оригинален. Резные оконные наличники, кольцо большой высоты. Напротив дома установлен колодец. Советский художник жил и родился здесь. В экспозиции представлены некоторые его творения, фотографии, книги, часть вещей.

Музей иконы – галерея, которая появилась в поселке недавно (2014 г). Она состоит из выставочного и художественного зала. На выставке представлено большое количество древних икон, которые попали сюда из различных точек страны. Преимущественно они привозились местными жителями. Некоторые экспонаты перенесли сюда из храмов и часовен, когда происходило их закрытие в советское время. Современники почерпнули немало опыта на древнем искусстве иконописи. Представлены работы Г.М. Мельникова. Они старались сохранить местный стиль ремесла.

Храмы

Крестовоздвиженская церковь является памятником архитектуры 18 века. Объект был построен в 1762 - 1774 гг. Строительство шло на деньги местных жителей. Помогали даже рядом расположенные деревни. Собор выполнен в стиле древнерусского зодчества 17 века. Церковь состоит из пяти глав, отличается богатым убранством. Колокольня оснащена папертью, которая по очертанию похожа на шатер. Позолоченный иконостас большой. Состоит из шести ярусов. Его роспись осуществлялась местными художниками. Использовался стиль рококо. В советский период здесь был музей палехского искусства. Поэтому, святыни удалось пережить разгром. В 2012 году обитель приобрела статус кафедрального собора.

Ильинская церковь построена в 1790 году. Собор долгое время находился при кладбище. Это здание использовалось долго, как небольшая церковь для местных жителей. По своему строению объект напоминает Крестовоздвиженский храм. Это скромное, кирпичное сооружение, оснащенное низкой шатровой колокольней. Оконные наличники выполнены под арочный мотив. Это памятник архитектуры. Об этом напоминает мемориальная доска, монтированная еще в 60-хх годах.

Знаменская церковь находится при въезде в село. Ее строительство осуществлялось в 1804 году. Сбор средств на постройку производился местным населением. Также активное участие принимал помещик П.Н. Бутурлин. Освещение выполнено в 1810 году. Святыня включает в себя три престола. Они освещены в честь Знамения Пресвятой Богородицы, во имя Святого Николая Чудотворца, Святой мученицы Параскевы Пятницы. Постройка характеризуется живописным окружением. Она прекрасно смотрится в общей панораме города, выступая главным акцентом.

Что посмотреть в Палехе за один день?

Прогулка по удивительному Палеху позволит насладиться в полной мере архитектурным наследием уникального места. В центре села вас встретит небольшой и уютный прудик. Если следовать далее по аллее, то перед вами откроется памятник Ленину. На улице людей почти нет. Вокруг царят тишина и гармония, даже слышно пение птиц. Пожалуй, это одно из самых лучших мест для того, чтобы отдохнуть от городской суеты.

Через реку Палешанка проходит мостик. Хочется остановиться здесь на какое-то мгновение, чтобы в полной мере насладиться окружающими красотами. Здесь тоже есть такая свадебная традиция, как вешать замок на мост. Примечательно, что дома из камня и дерева стоят в вперемешку друг с другом. От этого общая картина становится еще более загадочной.

Рекомендуется непременно заглянуть в сувенирную лавку для того, чтобы приобрести продукцию местных мастеров. В других местах маловероятно, что вы ее уже сможете найти. Остерегайтесь подделок. Палехское творчество высоко ценится, поэтому его часто копируют.

Шкатулки Палеха – самый часто приобретаемый товар. Востребованы изображения с темой сказки. Мастера иллюстрируют книги, создают изделия с разнообразными затейливыми рисунками. Изображаются сказки А.С. Пушкина, П.П. Бажова. Город художников знаменит сувенирами, изготовление которых осуществляется с применением старинных рецептов создания красок.

Краски состоят из природных материалов. Роспись производится тончайшими беличьими кистями. По окончании работы краска закрепляется лаком. На заключительном этапе поверхность обрабатывается золотом и серебром. В городе есть художественное училище, где подготавливаются мастера. Русская лаковая миниатюра славится необыкновенной сценической красотой.

На центральной улице находится настоящий сельский клуб. Это красивое, резное, деревянное здание, окрашенное в светло-серые тона. Висят объявления об организации рок-концертов. Это говорит о том, что в поселке много молодежи. Не лишены жители и спортивной жизни. Есть центральный стадион. Популярен футбол. Также можно увидеть здание центрального телеграфа.

Палехский дом ремесел является городским учреждением. Оно открылось в 1991 году. Здесь когда-то был дом Н.М. Сафонова. Это был владелец иконописной мастерской конца 19 столетия. В особняке есть отдельная комната, посвященная Сафонову. Вы сможете познакомиться с личными вещами, фотографиями.

Кроме того, в выставочном зале много работ местных древних художников и современных авторов. Для детей функционируют различные секции и кружки. При желании и взрослые смогут освоить азы древних ремесел. На территории периодически организуются зрелищные, театрализованные постановки.

Памятник погибшему солдату расположен в центральной части города. Обелиск монтирован в дань всех погибших воинов в Великой Отечественной Войне. Высота монумента достигает 14 метров. Композиция представлена фигурой солдата. В одной руке герой-воин держит меч. На нем одеты солдатские сапоги, пилотка и плащ. Советский солдат собрался на войну для защиты своей Родины. Перед памятником расположена имитация вечного огня. Каждый год, 9 мая, он зажигается.

Видео

Павел Баженов. Пластина «На страже границ СССР». 1935 год

Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет. Но на са-мом деле этой художественной тради-ции несколько веков. Палех стал центром еще в XVII веке; палехская икона до револю-ции была не менее знаме-ни-та, чем палехская шкатулка сегодня, и эти два вида искусства состоят в прямом родстве. В 1924 году, через семь лет после револю-ции, палехские потомствен-ные иконописцы придумали, как применить свое мастерство и сохранить древ-нерусскую художе-ст-венную традицию в новой, атеисти-ческой культуре. Масте-ра Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Мар-ки-чев и искусствоведы Анатолий Бакушинский и Александр Глазунов создали палехскую Артель древней живописи и пере-несли иконопис-ные стили в лако-вые миниатюры Похожим образом поступили мастера Холуя и Мстёры, но, хотя эти три центра лаковой миниатюры часто ставят в один ряд, каждый из них самобытен. Палех — родоначальник художественного стиля и уникальных автор-ских произведений в миниатюре, монумен-таль-ном искусстве, книжной графике, сцено-графии и украшении фарфора. Холуй и Мстё-ра занимаются исключительно лаковой ми-ниатюрой. Холуй в своих композициях более лаконичен и ориен-тирован на массовое копи-рование с образцов; там был создан жанр миниатюр-ного пейзажа. Мстёра любит реали-стичную живопись, полностью заполняет чер-ный фон и предпочитает теплый золоти-стый или голубовато-серый цвето-вой тон. . Разумеется, советская власть не называла палехских худож-ников наследниками многовековой тради-ции, для нее искусство Палеха стало народным промыслом, а художники — кре-стьянами. Навязанная идеологией «народ-ность» диктовала сюжеты и их вос--приятие: в любом событии, будь то полет в космос или уборка урожая, виделась чудесная сказка. В постсовет-ской мифологии многообразное искус-ство Палеха — это «агитлак», массовое производство изделий с советской сим-во-ликой и тематикой. А на самом деле миниатюры палехской Артели древней живописи писались на веч-ные сюжеты вроде «Жнитвы » или «Поце-луя » и от-правлялись на экспорт. Запад, впервые увидев-ший палехское искус-ство на вы-ставке в Венеции в 1924 году, с тех пор исправно заказывал шкатулки и ждал не агитлака, а аполитичных сюжетов. Революцион-ная же тематика произведе-ний была в основном ситуативной: шка-тулки создавались к все-союз-ным вы-ставкам или как эксклюзивные подар-ки партийному руководству. Напри-мер, одна из самых интересных композиций с совет-ской тематикой — пластина Пластина — интерьерное украшение из папье-маше. Павла Баженова «На страже границ СССР» 1935 года.

Как палехская миниатюра наследует иконописи

Четырехчастная икона со святыми на полях. Палехские письма. Вторая половина XVIII века Дом-музей П. Д. Корина, Москва / palekh.narod.ru

Павел Баженов. Чурило Пленкович. Шкатулка. 1934 год Музей-квартира А. М. Горького, Москва / Wikimedia Commons

Каждый мастер Палехской артели в лаковой миниатюре применял свой люби-мый , отсюда разнообразие нового искусства. В произведе-ниях Ивана Вакурова — явные традиции новгородского стиля XV века. В компо-зициях Ивана Голикова, Александра Котухина и Дмитрия Буторина — строга-новской школы XVII века. В работах Ивана Маркичева, Ивана Баканова можно на-йти традиции фресок Спаса на Нередице, Андрея Рублева, мастеров Костро-мы и Ростова XVII века. Аристарх Дыдыкин идет от традиций школы Симона Ушакова и палехского стиля XVIII века; Иван Зубков — от фряжского письма конца XIX века. Стилистические особенности разных иконописных стилей луч-ше всего видны в изображениях горок, деревьев и архитектуры. А вот изо-бра-жения людей и коней подверглись большей трансфор-мации, потому что авто-ры следовали сюжетам и композиционным задачам XX века.

Михаил Зиновьев, Василий Маркичев. Икона «Минеи с Воскресением и страстями Господними». XIX век Государственный музей палехского искусства

Иван Голиков. Бисерница с росписью «Битва». 1926 год

Размер бисерницы - всего 4 на 5 см.

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / palekh.narod.ru

Дореволюционный Палех славился иконами миниатюрной, или, как их на-зывали, мелочной, работы. Это были небольшие молельные иконы на сюжеты миней Минея (от греч. «длящийся месяц») — книга с текстами для церковного или домашнего годового богослужения. , двунадесятых праздников, мелкие житийные иконы, компо-зиции с изображением иконостасов. Особенностью этого типа икон было со-хра--нение чистоты и строгости канона, ювелирная тщательность письма, вир-туозная иконописная техника, но глав-ное — на небольшой поверхности икон-ной доски размещалось множество тонко прописанных композиций или обра-зов. Это умение — одна из основ палехского стиля. Мастера распи-сывали кро-шечные бисерницы и броши, умещая на них былинные сюжеты со множе-ством героев.

Акафист святителю Николаю. Клеймо «Спасение утопающих». Палехские письма. Середина XVIII века

Клеймо - это сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы.

Государственный музей палехского искусства

Иван Зубков. Портсигар c росписью « Из-за острова на стрежень…». 1927 год Государственный музей палехского искусства

Иконография палехских акафистов дала много вариантов изобразительных реше-ний для самых разных пространств и сюжетов: море, горы, здания внутри и снаружи, народ на городской площади, одинокий путник в лесу или пустыне. Художники заимство-вали эти иконографические решения и развивали их коло--ристи-чески и пла-сти-чески для решения новых задач.

Икона «Великомученица Варвара». Палехские письма. Вторая половина XVIII века Государственный музей палехского искусства

Дмитрий Буторин. «У лукоморья дуб зеленый…» Государственный музей палехского искусства

Палехские мелочные иконы отличаются очень сложной композиционной струк-турой со множеством мини-сюжетов в одной иконе и четким центром композиции. Например, этот принцип использует художник Дмитрий Буторин в миниатюре «У лукоморья дуб зеленый…». Он строит композицию по кано-ну: в центре оказывается Пушкин, записы-вающий сказки кота, а все остальные груп-пы персонажей с композиционной точки зрения подчиняются этому центру.

Икона «Всех скорбящих радости». Палехские письма. Первая половина XVIII века Государственный музей палехского искусства

Иван Баканов. Шкатулка с росписью «Палех». 1934 год Государственный музей палехского искусства

Основой палехского лакового искусства стала сложная живописная техника плавей, тоже сохраненная из иконописи. В этой технике прозрачные краски разных тонов наносятся в несколько слоев, каждая плавь отвечает за свой участок рисунка. В иконах таким методом прописывали лики. В результате переходы от темного к светлому незаметны, а резкие белильные движки, завершающие работу над изображением, придают ему динамичности.

Икона «Покров Богоматери». Палехские письма. Середина XIX века Государственный музей палехского искусства

Александр Котухин. Шкатулка с росписью «Сказка о царе Салтане». 1946 год Государственный музей палехского искусства

В палехской иконе живопись органично соединялась с золотыми фонами. Золо-том расписывали пробела одежд Пробел — прием иконописи и палехской жи-вописи, с помощью которого достигается ощу--щение объема фигур; штрихи, написан-ные белилами, золотом или краской в не-сколь-ко слоев. , узорочье решеток, занавесей, риз. Роспись золотом используется и в лаковой миниатюре, решая самые разные декоративные задачи (это еще одно существенное отличие Палеха от других центров лаковой миниатюры — Холуя, Мстёры и Федоскина).

Акафист Спасителю. Икона палехского письма. Конец XVIII века

Государственный музей палехского искусства Палехская миниатюра - вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.

История

Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII - начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года иконописный промысел в Палехе прекратил своё существование. 5 декабря 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев, И.И. Зубков, А.И. Зубков. В результате долгих творческих поисков бывшие иконописцы явили миру расцвеченные радугой красок и золотым узорочьем виртуозные композиции на шкатулках из папье-маше. Палешане не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением творёного золота. В образном решении новых произведений они по-прежнему использовали средневековые приёмы стилизации, условность форм. Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало. Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан.

Одним из самых ярких и талантливых художников Палеха был Иван Иванович Голиков. Его называли мастером коня, битвы и тройки. Сказочные кони с хрупкими ногами в миниатюрах Голикова расцвечены всеми цветами радуги, а «битвы» и «охоты» – проявление неукротимой фантазии палехского художника. Голиковские «тройки» динамичны, порывисты, но иногда величавы и торжественны. К этому мотиву И.И.Голиков обращался многократно, рисуя зимние и летние тройки на самых разных предметах: брошах, пудреницах, портсигарах, подносах.

И.М. Баканов считался в Палехе лучшим знатоком иконописных традиций. Он безупречно владел оригинальной техникой наложения красочных слоёв. Благодаря просвечиванию нижних слоёв краски сквозь тонкие, прозрачные верхние слои, создаётся эффект внутреннего свечения живописи, эффект перелива одного тона в другой. Баканов создал много замечательных работ, ставших классикой палехского искусства. Он обращался к песенным темам («Степан Разин», «По улице мостовой»), воспевал образ родного Палеха. Лучшие его работы написаны на темы пушкинских произведений - «Сказка о Золотом петушке», «С порога хижины моей», «Бахчисарайский фонтан».

Иван Иванович Зубков был тонким ценителем родной сельской природы. В его миниатюрах нет развитого действия, художник как бы созерцает природу. Фигуры имеют плавные, несколько замедленные ритмы движения, что даёт ощущение тишины и покоя. Художественное мышление И.И. Зубкова было живописно-пластическим, а не орнаментально- декоративным. Художник строит красочную гамму на тонких тональных отношениях, на нежных переходах одного цвета в другой. Таковы его миниатюры «Парочка», «У речки», «Пейзаж».

Ранние романтические произведения А.М. Горького, построенные на песенном ритме, близки и созвучны стилистике палехской миниатюры. Иллюстрируя их, палешане практически не знали неудач. В числе лучших работ – шкатулка И.П. Вакурова «Буревестник». Красный силуэт рабочего с молотом словно вырастает из каменной глыбы. «Мне хотелось, чтоб этот человек был похож на рабочего и на писателя, и на строителя, и чтоб он мог мудро управлять государством» - так объяснял свой замысел И.П. Вакуров в книге Е. Вихрева «Палешане». В этой миниатюре, как и в других драматических композициях Вакурова большое значение имеет чёрный фон. Художник оставляет большие плоскости фона незаписанными, связывая их с напряжённо звучащими цветовыми пятнами.

Одним из самых оригинальных палехских художников является Аристарх Александрович Дыдыкин. В своих композициях он умело сочетал древние иконописные мотивы и новые приёмы, освоенные в процессе работы над миниатюрой. Для произведений этого мастера характерна особая трактовка пейзажа, обильное наложение золота в орнаменте и пробелах. Лучшие миниатюры А.А. Дыдыкина: «Уж ты, Ваня, разудала голова», «Демьянова уха», «Раскрепощение женщины», «Волга русская река» - находятся в коллекции ГМПИ. Миниатюра «Уж ты, Ваня, разудала голова» написана на тему старинной русской песни. В центре композиции плачущая девушка, провожающая в город своего жениха. Её поникшей от горя фигуре вторят склонившие свои кроны деревья и мягко очерченные горки, передающие плавность, напевность русской мелодии.

В искусстве палехской лаковой миниатюры как самостоятельный жанр развивается портрет. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Правдин Н.А., Паликин И.Ф, Серебряков И.Г. Портретные изображения создаются на различных предметах из папье-маше: пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах. Палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

В середине XX столетия в искусстве Палеха усилились реалистические тенденции, выраженные стремлением многих художников к внешнему правдоподобию в раскрытии сюжета и отдельных образов. Для многих композиций тех лет характерна парадность, излишняя монументальность и украшательство.

Следующие поколения миниатюристов стремились к возрождению традиций, созданных основоположниками палехской миниатюры. Искусство лаковой миниатюры не исчерпало себя, у него огромный потенциал.

Палехские художники проявляют своё дарование во многих видах изобразительного искусства: монументальной живописи, книжной графике, театральной декорации.

В настоящее время в Палехе живёт и работает более 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища им. А.М. Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.

Портсигар "Битва", 1930 г.
Голиков Иван Иванович 1886 г. - 1937 г.
Дерево, темпера, золото, серебро, лак. 16,2 х 24,7 х 3,2



Шкатулка "Сказка о золотом петушке", 1934 г.

Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 x 26,9 x 4,5



Тарелка "И за борт ее бросает...", 1929 г.
Баканов Иван Михайлович 1870 г. - 1936 г.
Фарфор, керамические краски. 22,7 х 35



Шкатулка "Журавль и цапля" Шкатулка, 1941 г.
Баженов Павел Дмитриевич 1904 г. - 1941 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9 х 17 х 4,5



Тарелка "Расцветай, земля колхозная", 1955 г.
Ковалев Алексей Викторович 1915 г. - 2000 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 32. h - 2,5



Крышка ларца "Слово о полку Игореве", 1956 г.
Котухина Анна Александровна 1915 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 11,5 х 19



Пластина "Палех"
Чикурин Александр Васильевич 1875 г. – 1965 г.
Папье-маше. темпера, золото.



Шкатулка "Чичиков у Коробочки", 1936 г.
Салабанов Василий Михайлович 1902 г. - 1941 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,6 х 26,7 х 4,4



Шкатулка "Чапаев", 1955 г.
Зайцев Александр Васильевич 1918 г. - 2001 г.
Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. 6,2 х 8 х 4



Ларец "Сказка об Иване-царевиче и сером волке", 1984 г.
Булдаков Валерий Васильевич 1951 г.р.



Ларец "Свадьба", Ларец 1994 г.
Лопатина Нина Павловна 1948 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 14,5 х 9,5



Тарелка "Песня", 1979 г.
Ходов Валентин Михайлович 1942 г. - 1988 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 26, h - 2,5



Шкатулка "Фауст", 1957 г.
Голиков Н.И.
Папье-маше, темпера, золото, лак.



Тарелка "Всадник на белом коне", 1984 г.
Ермолаев Борис Михайлович 1934 г. - 2001 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 23,5, h - 2,5



Шкатулка "Русский лен", 1974 г.
Кукулиева Калерия Васильевна 1937 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 х 26 х 8



Шкатулка "Настя" 1993 г. - 1994 г.
Шаницына Екатерина Федоровна 1947 г. р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 12 х 3



Шкатулка "Купец Калашников", 1972 г.
Морокин Вячеслав Федорович 1945 г. р.



Шкатулка "Зима" 1993 г.
Иванова А.Н.



Шкатулка "Бой Челубея с Пересветом", 1945 г.
Чалунин Павел Федорович 1918 г. - 1980 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 18 х 23 х 7



Шкатулка "Сказка о золотом петушке", 1992 г.
Кочетов Геннадий Николаевич 1941 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 20 х 26,5 х 5,5



Портсигар "Гвидон", 1999 г.
Любимов Глеб Васильевич 1945 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 12,5 х 10 х 2,5

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами небольшой обзор русских народных промыслов. Ну,во всяком случае, самых известных из них:-)) В прошлый раз мы вспоминали красивую федоскинскую миниатюру: , ну а сегодня самое время немного поговорить о более "раскрученном бренде"- а именно о Палехе.

Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области). Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее. Очень популярна, особенно среди иностранцев:-) Хотя искусство росписи Палеха еще совсем молодое, ему всего чуть более 70 лет.


Само поселение Палех очень старое. В XV веке село Палех входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По Духовному завещанию Ивана Грозного 1572 года село Палех было в поместном владении его сына Иоанна. В 1616 году Палех значится поместьем Василия Ивановича Острогубова и вдовы Юрия Ивановича Острогубова. Вскоре оно было пожаловано в вотчинное владение Ивану Бутурлину "за московское осадное сидение королевичево", то есть за участие в войне против польско-литовской интервенции. По писцовым книгам 1628-1630 годов Владимирского уезда Боголюбского стана Палех является вотчиной Ивана Бутурлина и его детей.


В поселке всегда тяготели к искусству и место славилось своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века

Вначале роспись Палеха строго подчинялась устоявшимся канонам изображения икон, но постепенно они стали меняться: изображения людей, пейзажных очертаний, зданий, животных, одежды, предметов интерьера приобрели свой собственный, неповторимый стиль. Художники Палеха, наконец, обрели творческую свободу, в которой так нуждались, и с удовольствием ею пользовались. Они выработали уникальный стиль иконописи, который характеризовался подробнейшей детализацией и использованием золотой и темперной палитры.

После революции 1917 года иконописный промысел в Палехе прекратил своё существование. 5 декабря 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. В результате долгих творческих поисков бывшие иконописцы явили миру расцвеченные радугой красок и золотым узорочьем виртуозные композиции на шкатулках из папье-маше.


Палешане не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением творёного золота. В образном решении новых произведений они по-прежнему использовали средневековые приёмы стилизации, условность форм. Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало.


Одним из самых ярких и талантливых художников Палеха был Иван Иванович Голиков. Его называли мастером коня, битвы и тройки. Сказочные кони с хрупкими ногами в миниатюрах Голикова расцвечены всеми цветами радуги, а «битвы» и «охоты» - проявление неукротимой фантазии палехского художника. Голиковские «тройки» динамичны, порывисты, но иногда величавы и торжественны. К этому мотиву И.И.Голиков обращался многократно, рисуя зимние и летние тройки на самых разных предметах: брошах, пудреницах, портсигарах, подносах.


В искусстве палехской лаковой миниатюры как самостоятельный жанр развивается портрет. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Правдин Н.А., Паликин И.Ф, Серебряков И.Г. Портретные изображения создаются на различных предметах из папье-маше: пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах. Палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

В середине XX столетия в искусстве Палеха усилились реалистические тенденции, выраженные стремлением многих художников к внешнему правдоподобию в раскрытии сюжета и отдельных образов. Для многих композиций тех лет характерна парадность, излишняя монументальность и украшательство.

Следующие поколения миниатюристов стремились к возрождению традиций, созданных основоположниками палехской миниатюры. Искусство лаковой миниатюры не исчерпало себя, у него огромный потенциал.


Палехские художники проявляют своё дарование во многих видах изобразительного искусства: монументальной живописи, книжной графике, театральной декорации.
В конце 80-х годов появился товарный знак на работах Художников Палеха — жар-птица. К каждой работе прилагается сертификат, свидетельствующий о подлинности произведения.

В настоящее время в Палехе живёт и работает более 600 художников, каждый десятый житель Палеха - выпускник Палехского художественного училища им. А.М.Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.
Стиль палехской живописи имеет ряд особенностей, а именно: плавность, тонкость рисунка, черный или темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом, четкость, вычерченность силуэта упрощенных фигур. Декоративные пейзаж и архитектура, изящность вытянутых пропорций фигур, динамичное сочетание красного, желтого и зеленого цветов, - все в изделиях с палехской миниатюрой восходит к древнерусским традициям.

Чёрный лак стал основным цветом фона, условным пространством палехской миниатюры и её отличительной чертой. Чёрный фон лаковой миниатюры или «чистый лист» как бы собирает в себе, содержит все цвета и воплощает сущность вещи. Он символизирует собой тьму земного начала, из которого рождается свет. Кроме того, чёрный цвет обладает ещё внутренним объёмом, глубиной.
Золото в палехской миниатюре это не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировосприятия. Оно неразрывно связано с символом света, который имеет большие исторические традиции, идущие ещё от средневековых представлений о двух началах жизни - светлом и тёмном. В христианской символике свет приобретает особое эстетическое значение, становясь прообразом Божественной благодати. Материальным носителем этого света служит золото, которое символизирует его, является овеществлённой Божественной ясностью.

Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствуются из повседневной жизни, классических, сказочных, былинных литературных произведений и песен.
Думаю, работы мастеров будут радовать еще не одно поколение россиян и зарубежных гостей.

Приятного времени суток.

Многие знают Палех прежде всего как центр лаковой миниатюры. Но лаковой миниатюрой в Палехе стали заниматься только после революции 17-го года, когда стало невозможно заниматься иконописью, которой издревле был знаменит город. Хорошо политикам, которые мгновенно перестраиваются со сменой политического строя, а художникам приходится мучительно искать новые направления в своей творческой деятельности. И так было не один раз в 20-ом веке. Когда иконопись в начале века стала неактуальна, лучшие художники Палеха создали феномен палехской лаковой миниатюры, ставшей знаменитой на весь мир. В 90-е годы опять потребовалась перестройка творческой работы палехских художников, когда был до основания разрушен коллективистский артельный уклад, созданный за годы советской власти. Но палехские художники опять с честью вышли из создавшегося положения и смогли сохранить накопленный многовековой опыт как в иконописи, так и в создании лаковой миниатюры. К счастью, связь поколений не прервалась.

Посетили Палех в ходе ставшей уже традиционной летней поездки по городам Золотого кольца. Если в прошлом году главным городом поездки был Плёс , то в этом году таким городом стал Палех. Город произвел неизгладимое впечатление. Многие отмечают своеобразие атмосферы Палеха и необычную ауру этого места — удивительного города художников. В городе протекает река с красивым названием — Палешка. А жители Палеха называют себя палешанами. Палех — родина Жар-птицы, на гербе и флаге города красуется Жар-птица, исполненная в традиционном для палехской лаковой миниатюры стиле — золотом по черному фону.

1

Герб Палеха


Флаг Палеха

3


1


Въезд в город

История Палеха

История Палеха уходит в глубокую древность. Существует несколько версий происхождения топонима Палех. В этих местах в непроходимых лесах и на болотных топях в древние времена жили угро-финские племена, которые позже слились с племенами южных славян. Палех на угро-финском означает возвышенное место. Возможно, название произошло от слов «пал, палить», т. е. выжигать лес для поселения и распашки полей. Из письменных источников известно, что уже в 12-13 веке Палех был крупным селом. Предполагается, что иконописцы пришли в Палех и окрестные деревни после взятия Владимира татарами в 1238 году, т. е. без татар и здесь не обошлось. Часть населения Владимиро-Суздальской земли, в том числе иконописцы-монахи, бежали от татар в дремучие, непроходимые леса, где обосновались и сохранили искусство иконописи. Иконописание было родовым делом и существовали целые семейные династии, где мальчики становились сначала иконописцами по рождению, а уже затем — по призванию. В 18-ом веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, яркими темперными красками с применением золота на одеждах святых. Палешане были известны и как мастера монументальных росписей, они участвовали в росписи и реставрации многих церквей и соборов по всей России. Например, мастерами мастерской братьев Белоусовых была расписана Грановитая палата Московского Кремля. Перечень культовых объектов, к росписи и реставрации которых приложили руку палехские мастера-иконописцы, впечатляет: это Дмитровский и Успенский соборы Владимира, Благовещенский собор Московского Кремля, Успенский собор Свияжского монастыря, Софийский собор в Новгороде, Новодевичий монастырь в Москве, Ипатьевский монастырь в Костроме и многие другие.

Известный русский историк Георгий Дмитриевич Филимонов, один из основателей первого в Москве Публичного музея и заведующий архивом Оружейной палаты, побывавший в 1863 году в Палехе, так отозвался о палехских художниках: «…В деле иконописи ни одна местность не может сравниться в настоящее время с Палехом, потому что иконопись здесь не одно средство, а цель». И еще цитата: «Вместо жалких крестьян-ремесленников я, совершенно неожиданно, встретился с народом развитым, исполненным светлых убеждений и знающих свою историю…». С легкой руки Г. Д. Филимонова с тех пор к Палеху пристало название «село-академия».

В те времена известность Палеха вышла далеко за пределы России. Из переписки историка Н. М. Карамзина известно, что немецкий поэт Гёте на склоне лет мечтал приехать в Палех и увидеть, как среди русских просторов художники, больше похожие на крестьян, пишут по дереву иконы, которым позавидовали бы византийские мастера. Владимирский губернатор А. Н. Супонев даже послал в подарок Гёте в Веймар две иконы работы палехских иконописцев братьев Каурцевых.

Возникшая в глубокой провинции, в крестьянской среде, иконопись Палеха стала значительным явлением русской художественной культуры. Но всё иконописное творчество с приходом к власти большевиков закономерным образом прекратилось. Многие семьи остались без средств к существованию, многие мастера навсегда расстались с художественным ремеслом. Однако немало среди палешан оказалось тех, кто не мыслил себя вне художественной профессии. И случилось новое художественное явление, вновь прославившее небольшое поселение в Ивановской области на весь мир. Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после революции 17-го года, сумела сохранить вековые традиции иконописи как высокого искусства, перенести их на новые формы и наполнить иным, востребованным обществом содержанием.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков, который в московской мастерской Александра Глазунова написал первую работу в так называемом палехском стиле. Эта работа называлась «Адам в раю». Мастера освоили роспись на новом материале папье-маше, из которого изготавливали шкатулки, пудреницы, украшения, и перенесли на них традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени. В 1924 году семеро палехских художников, в прошлом состоявшихся мастеров иконописи, во главе с Иваном Голиковым объединились в «Артель древней живописи». Уже в 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили там золотую медаль. В 1932 году после знаменитой московской выставки «Искусство Палеха», вызвавшей необычайный интерес публики, возник Союз художников Палеха. В 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР, которые благополучно закрылись в 90-е годы.

Что посмотреть в Палехе

Государственный музей палехского искусства. Сайт музея весьма информативный и на нем есть интересная видеоэкскурсия по Палеху. Музей организован в 1934 году. В организации музея активное участие принимал Максим Горький, правда, он никогда не был в Палехе. Музей палехского искусства является значительным музейным комплексом, включающим множество подразделений. Последним открылся экспозиционно-выставочный центр, в котором сегодня располагается музей икон. В экспозиции музея есть множество подлинных древних палехских икон.

1


Экпозиционно-выставочный центр, в котором расположен музей икон


Икона «Акафист Спасителю» 1770-е гг. Считается эталоном палехского стиля иконописания. Одна из самых ценных икон музея Палеха.

Раздел палехской лаковой миниатюры размещается в отдельном двухэтажном здании напротив через улицу Баканова. Экспозиция музея лаковой миниатюры начинается с витрин, рассказывающих о художественных материалах, применяемых в Палехе, технологии изготовления изделий из папье-маше, методах палехской живописи. Следующий зал рассказывает о творчестве основоположников искусства палехской лаковой миниатюры Н. И. Голикова, А. В. Котухина, И. В. Маркичева и других мастеров, включая современных. По экспозиции можно проследить всю историю палехской лаковой миниатюры. В музее лучше взять экскурсию, тогда искусство Палеха точно не пройдет мимо Вашего сознания. Для нас экскурсию проводила представительница одной из известнейших династий художников Палеха — Кориных. Сама по профессии художница, как большинство её родственников и предков, муж скульптор.

1

Лаковые миниатюры хранятся в витринах под стеклом и их сложно сфотографировать

3


2


2


2

3


Классические образцы палехской лаковой миниатюры

2


1


Идеологически выдержанные работы

2

Работа, посвященная Гагарину. Говорят, что эту работу палехским мастерам заказал лично Юрий Гагарин и планировал подарить Хрущеву.

Крестовоздвиженский храм. Возведён в 1762−1774 годах в строгих формах древнерусского зодчества 17-го века мастером Егором Дубовым на высоком холме и господствует над Палехом. Храм был построен на средства прихожан. Роспись стен была закончена к 1807 году. Храм состоит из четырёх пределов и высокой колокольни. Внутренние помещения храма покрыты фресковой живописью, выполненной палехскими мастерами под руководством братьев Сапожниковых, владельцев иконописной мастерской в Москве. В многочисленных композициях представлена библейская история. Все картины выполнены в холодных голубых тонах безоблачного неба. К сожалению, внутри храма фотографировать не разрешают. Голубой цвет куполов Крестовоздвиженского храма является его отличительной особенностью, редко встретишь такой нежный небесный цвет оформления куполов. Все члены нашей небольшой компании единодушно отметили архитектурную оригинальность и исключительную красоту цветового оформления храма и связали её с хорошим художественным вкусом палехских жителей. Крестовоздвиженский храм не был разрушен в эпоху гонения на церковь и в этом тоже заслуга палешан. Они проявили некоторую хитрость, когда обратились в Наркомпрос РСФСР о включении храма в экспозицию музея. Весной 1936 года имущество Крестовоздвиженского храма, в том числе и древние иконы, было передано Государственному музею Палехского искусства, что собственно и спасло храм и всё его содержимое.

8


Крестовоздвиженский храм

4

Колокольня Крестовоздвиженского храма

4


Фрагмент наружной стены Крестовоздвиженского храма с авторской надписью: «Сей храм Воздвижения Честного Креста Господня мастер Егор Дубов».

8


Вечерная панорама Палеха с колокольней Крествоздвиженского храма

Дом-музей Ивана Ивановича Голикова. Первый мемориальный музей в Палехе, связанный с творческим наследием палешан. И. И. Голиков считается основоположником палехской лаковой миниатюры и одним из самых талантливых и ярких художников Палеха. Дом-музей был открыт в 1968 году и находится во дворе музея палехских икон. Экспозиция музея состоит из мемориальной комнаты, где представлены личные вещи художника, а также исторической части, рассказывающей о создания Артели древней живописи в Палехе. Представлены уникальные старинные фотографии Палеха. Один из стендов музея представляет процесс создания палехской шкатулки с раритетными личными инструментами Голикова. Среди экспонатов музея есть редчайшая выпущенная в 1934 году книга «Слово о полку Игореве» с иллюстрациями Голикова. Примечательно, что художник не только создал иллюстрации к книге, но и от руки написал весь текст.

5


Дом-музей Голикова

3


Бюст И. И. Голикова перед домом-музеем

1

Рабочее место И. И. Голикова. Колба — это аналог лампы дневного света, под которой работали палехские мастера. В неё заливали слабый раствор медного купороса и после отражения свечения керосиновой лампы, свет принимал нужный спектр.

1


Стенд демонстрирует последовательность создания знаменитой палехской шкатулки. На стенде есть личные инструменты И. И. Голикова.

Дом-музей Корина. В 1974 году в Палехе открылся Дом-музей Павла Дмитриевича Корина, народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий. П. Д. Корин бережно сохранил этот старинный дом, построенный в конце 19-го века его бабушкой, обстановку и вещи, которыми пользовались его предки и завещал все это родному городу вместе с уникальной коллекцией икон, иконописной графики и западноевропейскими гравюрами. В музее есть и работы многих членов династии художников Кориных — отца, братьев и самого П. Д. Корина: «Ветка рябины», «Палех строится», «Пейзаж с соснами» и др.

4


Дом-музей Корина

Музей-мастерская Н. В. Дыдыкина. В 1978 года в Палехе открылся музей-мастерская скульптора Николая Васильевича Дыдыкина — заслуженного деятеля искусств РСФСР. По аналогии с Домом Корина, этот дом хранит память о старинном палехском роде Дыдыкиных, представители которого дорожили и гордились своим ремеслом. В этой крошечной мастерской были созданы скульптурные портреты старейших художников лаковой миниатюры: И. И. Голикова и Н. М. Зиновьева, несколько скульптурных и живописных работ Андрея Рублева, портреты А.Блока, Д.Байрона, С.Рахманинова и др. Мастерская и более ста работ Н. В. Дыдыкина были завещаны им Государственному музею палехского искусства.

Церковь Ильи Пророка или Ильинская церковь. Является памятником архитектуры 17-го века. Церковь расположена на территории старинного погоста, где сохранились могилы известных художников Палеха: четы Софоновых, четы Кориных, И. И. Голикова, И. М. Баканова и др. Роспись храма была произведена местными палехскими мастерами мастерской Софонова.

1


Ильинская церковь

Улицы старого Палеха являются своеобразным музеем, где каждый дом напоминает о иконописцах и мастерах палехской миниатюры, которые в них жили и творили, здесь рождались их дети и внуки — следующее поколение художников.

На центральной улице висит яркий плакат в палехском стиле, на котором изображены основные достопримечательности.

3


Достопримечательности Палеха, всё в шаговой доступности:

1-Гостиница «Ковчег» 2-Салон «Русские лаки» 3-Музей лаковой миниатюры 4-Музей иконы 5-Дом-музей И. И. Голикова 6-Бюст И. И. Голикова 7-Дом Культуры Палеха 8-Фонтан «Колос» 9-Крестовоздвиженская церковь 10-Информационно-краеведческий центр 11-Конюшни 12-Храм Ильи Пророка (Ильинская церковь) 13-Часовня А.Невского 14-Памятник воинам-палешанам 15-Дом-музей П. Д. Корина 16-Музей-мастерская Н. В. Дыдыкина 17-Столовая «Палех» 18-Палехское художественное училище 19-Художественная мастерская «Палехский стиль»

1


Вот такая центральная улица Палеха

4


Река Палешка расположена совсем близко от центра поселка

7


Заводь на реке Палешка

6


А это центральный дом Культуры

1


Практически единственная местная гостиница под названием «Ковчег» на 7 номеров

1


Одна из главных достопримечательностей — каменный дом иконописца Николая Михайловича Софонова. Дом был построен в 1860 году и сохранился до наших дней. Н. М. Софонов (1844-1910) — известнейший мастер иконописания, знал в совершенстве древнерусскую иконопись, её стили, бережно хранил традиции этого искусства и в этом духе воспитывал своих мастеров и учеников. В его иконописной мастерской работало до 250 работников, за безупречное качество работ ему было присвоено звание «Поставщика Его Императорского Величества». Был прекрасным хозяином, платил работникам хорошее жалование, давал возможность серьезно работать, строил для своих работников дома в Ильинской слободе (ныне улица Горького), некоторые из них сохранились до наших дней. Работники его мастерской среди прочих работ проводили реставрацию древних памятников иконописи: фресок Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, Успенского собора Владимира, храмов Сергиева Посада, Пскова, Царицына и других городов России.

Где научиться палехскому письму

В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться Палехским художественным училищем имени А. М. Горького. Это училище существует до настоящего времени. Срок обучение — 4 года. Каждый год на бюджетные места принимается 16 человек, как палешан, так и жителей других регионов. Конкурс говорят огромный. Много выпускников остается в Палехе. Качество обучения в Палехском училище высоко ценится профессиональным сообществом и выпускникам не составляет труда найти работу по специальности. В последние годы выпускники все чаще находят призвание в родной для палехского художника профессиональной деятельности — иконописи и настенной живописи и они активно участвуют в росписях православных храмов по всей России и за рубежом. Пережив сложные 90-е годы, палешане не оставили свой традиционный промысел. Палехское художественное училище ежегодно выпускает молодых мастеров, бережно сохраняющих традиции и особенности, которыми так интересна палехская миниатюра. Сегодня в Палехе существует несколько артелей и семейных предприятий, изготавливающих как традиционные лаковые миниатюры, так и иконы.

На обратном пути из Палеха проезжали мимо Палехского художественного училища и над его входом заметили объявление, что в его фойе проводится выставка продажа лучших работ учеников училища. Не могли отказать себе взглянуть на работы нового поколения художников Палеха. Прокомментировать работы учеников к нам запросто спустился директор училища Михаил Романович Белоусов, личность очень известная в Палехе. Во многом его заслуга, что училище имеет столь высокую репутацию в российском художественном сообществе. В качестве сувенира купили шкатулку лучшей ученицы училища, по внешнему виду ее не отличишь от лучших образцов палехского искусства и это не может не радовать.

1


Даже ящики противопожарных кранов в училище расписаны под Палех

Но не спешите бежать учиться палехскому письму, по сути это адский труд. Сначала надо изготовить форму, на которой будет производиться роспись. Изготавливается она из картона, лучше всего подходит материал из хвойных пород дерева. Картон нарезают на полосы, смазывают мучным клейстером и накладывают в несколько слоев на деревянную форму (болванку). После того как получилась нужная толщина, болванку вместе с картоном фиксируют в специальном прессе. Под воздействием давления получается заготовка необходимой формы и размера. Заготовку просушиваются при комнатной температуре около двух недель. Затем её опускают на сутки в теплое льняное масло для пропитки, после чего сушат несколько дней в специальной печи, температура в которой поддерживается на определенном уровне. На следующем этапе заготовку грунтуют и шлифуют. После шлифовки на ее внешнюю поверхность накладывают несколько слоев черного лака, а на внутреннюю — масляного лака с киноварью. Киноварь — это известный ртутный минерал алого цвета. В завершении процесса вся поверхность лакируется несколькими слоями светлого лака. После нанесения каждого слоя заготовку высушивают в печи. Наконец заготовку обрабатывают пемзой, чтобы краски не скатывались с гладкой поверхности. Только после всех этих манипуляций художник сможет начать роспись. Но это только подготовка. Сама роспись производится свежими яичными темперными красками слой за слоем в течение достаточно длительного времени. Контур будущего рисунка наносится на изделие острым карандашом, далее с помощью белил делается подмалевок. Именно по нему мастер будет наносить множество прозрачных и тонких слоев росписи. Для их нанесения нужны тончайшие кисти и каждый художник сам вяжет их из беличьего волоса. Завершается работа прописью творенным сусальным золотом (приготовление творенного золота на яичном желтке — это отдельная песня) и «серебром» на основе алюминия. Золотое обрамление рисунка — это ключевой элемент техники палехского письма. После этого раскрашенный золотом рисунок полируют клыком кабана или волка, а затем все изделие покрывают несколькими слоями лака. После нанесения каждого из них рисунок просушивается, полируется на особом полировальном круге, а затем проходит финишную обработку ручной полировкой. Окончательная полировка производится только рукой. Поверхность обрабатывается в течение нескольких часов ладонью, смоченной водой. Лаковая поверхность, отполированная рукой до зеркального блеска, дает изображению дополнительную глубину и насыщенность. И как после такой работы язык повернется сказать, что палехские шкатулки слишком дорогие?

Есть такие проникновенные стихи местного поэта из Иваново Дмитрия Семеновского (1894-1960), посвященные Палеху, которые не смогли не упомянуть:

Пусть же по краскам доски полированной…

По переливам ларца…

Будет разглядывать взор очарованный…

Душу народа творца…

Нам понравился Палех, как город древнего народного промысла, который сохранился и развивается, несмотря на бурную российскую историю 20-го века. Нельзя сказать, что сегодня все легко и просто у палехских художников. Есть проблемы, как у всей страны, но после посещения города осталось светлое чувство, что и дальше все хорошо сложится у палехских мастеров. Внешний вид города где-то неустроен, можно поработать над дорогами и транспортом, некоторые дома требуют ремонта. И если сравнивать Палех с небольшими уютными западноевропейскими городами, то сравнение по внешнему виду будет конечно не в пользу Палеха, но по эмоциональному воздействию на русского человека ни один зарубежный город даже близко не стоит рядом с Палехом.

Несколько слов об особенностях лаковой миниатюры — «визитной карточке» Палеха, слишком много сегодня можно встретить подделок. Лаковая миниатюра традиционно имеет черный цвет, а внутри — красный. На лицевой стороне изделия в нижнем левом углу обязательно должна стоять золотая надпись «Палех», а в правом нижнем — инициалы автора. На днище изделия должен стоять фирменный знак предприятия, покрытый лаком. Стоимость изделия не может быть низкой — палехская роспись относится к дорогим удовольствиям.

Как добраться до Палеха

Железнодорожной станции в Палехе нет, ближайшая станция находится в 30 км в Шуе. Из Москвы на поезде лучше ехать до Иваново. Далее на автобусе. На автомобиле из столицы самый короткий путь проходит через Владимир и Ковров, расстояние примерно 350 километров. Ехать нужно по дороге М7 через Владимир и Иваново, а затем по Р152 через Шую — переезд займет около 6 часов. От Иванова до Палеха — 65 километров, от Нижнего Новгорода — 170 км.