Очень краткое определение что такое вальс. Вальс - сообщение доклад. И.Штраус “Вальс” из оперетты “Летучая мышь”

Эдварда Мейбриджа (1893)

Вальс (фр. valse ) - общее название бальных , социальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе - полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах.

Происхождение

Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце «матеник» и его разновидности «фуриантэ», исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце «вольт» («лавольта») и, наконец, в австрийском «лендлере », самом близком к вальсу из его предшественников.

Есть мнение, что предшественником вальса является французский средневековый танец вольс. Начинался он чем-то вроде Польши, но через несколько тактов кавалер должен был приподнять свою даму, продолжая крутить её. Вольс танцевали при французском дворе, пока Людовик XIII не наложил запрет на него.

Родиной Вальса по праву считают Германию и Австрию.

В XIX и начале XX веков существовало несколько различных форм вальса, включая некоторые с размером 2/4, 6/8 и 5/4.

Вальс - одно из искусств выразительных движений в ритме 3/4.

Разновидности вальса

  • Быстрые формы вальса называют Венский вальс
  • Вальс международного стандарта - танцуется только в закрытых позициях
  • Можно танцевать и в открытых позициях, так танцевали в Италии в конце XVIII века

См. также

Напишите отзыв о статье "Вальс"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Вальс

Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился.
– Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка.
– Нет, нет, говорите, – сказала Наташа. – Он где же?
– Его убили почти при мне. – И Пьер стал рассказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть.
Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, – не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслажденье, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасыванья в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагиванья мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера.
Княжна Марья понимала рассказ, сочувствовала ему, но она теперь видела другое, что поглощало все ее внимание; она видела возможность любви и счастия между Наташей и Пьером. И в первый раз пришедшая ей эта мысль наполняла ее душу радостию.
Было три часа ночи. Официанты с грустными и строгими лицами приходили переменять свечи, но никто не замечал их.
Пьер кончил свой рассказ. Наташа блестящими, оживленными глазами продолжала упорно и внимательно глядеть на Пьера, как будто желая понять еще то остальное, что он не высказал, может быть. Пьер в стыдливом и счастливом смущении изредка взглядывал на нее и придумывал, что бы сказать теперь, чтобы перевести разговор на другой предмет. Княжна Марья молчала. Никому в голову не приходило, что три часа ночи и что пора спать.
– Говорят: несчастия, страдания, – сказал Пьер. – Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много. Это я вам говорю, – сказал он, обращаясь к Наташе.

Общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4.
Исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе - полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.
Впервые вальс стал популярен в в 80-х гг. XVIII в.
В последующие годы, распространившись во многие страны, вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса.

Происхождение
Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце "матеник" и его разновидности "фуриантэ", исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце "вольт" ("лавольта") и, наконец, в австрийском "лендлере", самом близком к вальсу из его предшественников. В XIX и начале XX вв. существовало несколько различных форм вальса, включая некоторые с размером 2/4, 6/8 и 5/4.

Вальс - одно из искусств выразительных движений в определенном ритме.

В современных бальных танцах быструю вариацию вальса называют.
Международный Стандарт вальса включает в себя только закрытые фигуры; это означает, что пара никогда не покидает закрытой позиции.
Американский стиль вальса в противоположность Международному Стандарту вальса включает практически полные разрывы закрытой позиции в некоторых фигурах. Например, фигура "укороченное боковое кружение" содержит раздельное вращение для обоих партнеров. Открытое вращение - другой хороший пример открытой танцевальной фигуры, при котором ведомый партнер переходит по левую и правую стороны ведущего партнера, направляемый левой или правой рукой ведущего (ведет только одна рука на выбор), задающей направление движения. Вальсы являются одной из главных тем многих американских мюзиклов и кинофильмов, включая "Вальс Эпохи Свинга", спетый Фредом Астером.
Вальс с перекрестным шагом - новый стиль в вальсе, при котором первый шаг пересекает по диагонали основную линию движения. Этот стиль развился в Стэнфордском Университете и допускает большой набор различных танцевальных фигур.
(в Перу он также называется "креольский вальс").
Первым композитором, написавшим Вальс-Кюрасо, был Ян Джерард Палм (1831-1906). Как и семья Штраус в Австрии, семья Палм сочинила множество популярных вальсов-кюрасо. Широко известными сочинителями вальсов-кюрасо из семейства Палм являются: Ян Джерард Палм (1831-1906), Джакобо Палм (1887-1982), Рудольф Палм (1880-1950), Джон Палм (1885-1925), Альберт Палм (1903-1957), Эдгар Палм (1905-1998) и Роберт Роджер (1939 год рождения). Помимо семьи Палм Вальс-Кюрасо сочиняли такие композиторы, как Джозеф Сикмэн Корсен, Крис Алдер, Джакобо Конрад и Уим Стейтес Малер, хорошо известные своими произведениями.
Мексиканский вальс (vals mexicano) следует той же основной ритмической модели, что и стандартный вальс, но мелодия отражает сильное испанское влияние. Мексиканский композитор Ювентино Розас написал вальс "Sobre las Olas" ("Над волнами"), хорошо известный в Соединенных Штатах как цирковая песня, которая исполняется во время шоу с трапециями.
Вальс-каджун (луизианский вальс) - медленное кружение по танцевальному залу, характеризующееся нежным покачиванием бёдер и танцевальным шагом, очень близким к прогулочному шагу. Исполняется исключительно в закрытой позиции.
Вальс-танго позволяет танцорам исполнять танец в три шага в каждом из четырех музыкальных тактов или без основных шагов в такте под музыку вальса. Также возможно менять количество шагов в каждой тактовой доле на всем протяжении песни.
Венесуэльский вальс
Западно-европейский вальс отличается от стандартного на 99%. Танцевальное движение происходит против часовой стрелки. Осанка партнеров и расположение их рук и ног достаточно свободны и даже немного сутуловаты. Преувеличенная жестикуляция, характерная для некоторых бальных стилей, здесь отсутствует. Пары зачастую танцуют в позиции "Променад", что зависит от местных предпочтений. В западно-европейском вальсе различают две разновидности: Испанский вальс и более поздний (возникший в конце 1930-х - начале 1950-х гг.) "вальс-преследование". Одно время данный вальсовый стиль считался показателем дурного обхождения, так как в некоторых фигурах мужчина вел свою партнершу задом-наперед.

Используемые источники
1. dancealltime.ru.
2. wikipedia.org.

История вальса насчитывает чуть больше двухсот лет. По временным меркам, это очень молодой и юный танец, что полностью отражено в его характере, стремительном, легком и жизнерадостном. Но приковывает он взгляд не только энергичностью. Вальс буквально пропитан романтикой, которая ощущается в каждом движении танцоров. Не зря он выступает главным танцем на свадьбе. Чтобы заслужить подобный «статус», этому танцевальному направлению пришлось многое пережить. Предлагаем узнать, что именно.

Историю вальса и множество интересных фактов об этом танце читайте на нашей странице.

Название танца происходит от немецкого слова «walzer», которое означает кружиться, вращаться. Основу вальса составляет именно плавное, беспрерывное кружение пары с одновременным движением по залу. Обычно начинающим танцорам предлагают мысленно представить большой квадрат, по которому им и предстоит вальсировать. Но это не единственная особенность танца.


Для классического вальса характерно:

    быстрая и ритмичная структура. «Раз, два, три. Раз, два, три» - так отбивается ритм вальсовых шагов;

    трехдольный музыкальный размер. Это означает, что каждый такт включает три доли, на которые и совершаются движения;

    танец исполняется в закрытой позиции, когда партнеры стоят лицом друг к другу. При этом женщина располагается чуть правее;

    одна рука мужчина находится на талии партнерши. Она, в свою очередь, кладет руку ему на плечо. Свободными руками танцоры замыкают фигуру для исполнения вальса;

    легкость, воздушность и грациозность в каждом движении.

Вальс относится к бальным танцам, то есть его исполняют двое - мужчина и женщина. Если раньше его танцевали на балах, то теперь на торжественных мероприятиях и соревнованиях. Европейская программа спортивно-бальных танцев обязательно включает медленный и венский вальсы.

Популярные вальсы


Фридерик Шопен «Вальс №.10» . Это настоящая исповедь молодого и талантливого композитора. Мелодия была написана им в начале творческого пути, когда ему повстречалась Констанция Гладковская. Девятнадцатилетний юноша долго не решался подойти и познакомиться с очаровательной особой, поэтому музыка стала для него спасением от избытка переполнявших чувств.

Фридерик Шопен «Вальс №.10» (слушать)

П.И. Чайковский «Вальс цветов» (балет «Щелкунчик »). Эта композиция, написанная в ритмах вальса, по праву считается самой знаменитой работой автора. Она известна даже тем, кто ни разу не был на балете - трогательная, нежная мелодия звучит в советском мультфильме «Щелкунчик».

П.И. Чайковский «Вальс цветов» (слушать)



Е.Д. Дога «Свадебный вальс» (из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»). Всего одна-единственная летняя ночь понадобилась Евгению Дмитриевичу, чтобы написать завораживающую по красоте вальсовую композицию. В ней соединились романтика и трагичность - два главных чувства, сопровождавших героиню киноленты Ольгу Скворцову. Мелодия до сих пор считается самой известной среди киновальсов, написанных советскими композиторами. Ее часто выбирают в качестве первого танца молодожены.

Е.Д. Дога «Свадебный вальс» (слушать)

И.О. Дунаевский «Школьный вальс» . Именно эта мелодия символизировала окончание школы у советских школьников. Песня была написана в 1950 году. На ее сочинение композитора подвигло письмо выпускницы воронежской школы. Она вместе с одноклассниками никак не могла написать песню, в которой бы звучали слова благодарности своей учительнице. Не смог и Исаак Осипович. Вместо этого он написал «Школьный вальс», который звучал в каждой школе, а не только в одной воронежской.

И.О. Дунаевский «Школьный вальс» (слушать)

История вальса или «О времена! О нравы!»


Это выражение, произнесенное древнеримским мыслителем Марком Туллием Цицероном, как нельзя лучше описывает момент зарождения и развитие вальса. Аристократы и церковные деятели посчитали его неприличным и постыдным. Особенно возмущались чопорные англичане. Как это можно, обнимать барышню за талию на глазах у всех! Поэтому практически весь XIX век вальс на европейских балах был под запретом. Даже Екатерина II не признавала его.

Мнение высших чинов мало волновало простой народ, среди которого и возник вальс. Ауэрбах Лев Давыдович, советский музыковед, относит его рождение к 70-м годам XVIII века. При этом назвать единственную страну, повинную в «развращении» общества, невозможно. Истоки вальса прослеживаются как минимум в трех национальных танцах:

    чешский фуриант - настоящее представление, где молодой гордец притягивает к себе девушку за талию и начинает танцевать с ней под веселые песни;

    французская вольта - это парный танец, для которого характерны различные повороты;

    австрийский лендлер изначально представлял собой обряд сватовства, но позже превратился в быстрый танец, где юноша вращал понравившуюся девушку вокруг себя.


Получается, своим появлением вальс обязан многим танцам. Однако, его столицей принято считать Австрию из-за большего сходства танцевальных па с лендлером.

Примечательно, что и фуриант, и вольта, и лендлер - народные танцы. То есть их танцевали в деревушках и селах на различных праздниках. Как они попали на императорский двор? Его распространению в высших слоях общества помогла эрцгерцогиня Австрии Мария Терезия. Ей настолько понравился лендлер, что она решила перенести его в роскошные залы своего дворца. Так родоначальник вальса оказался в центре внимания европейских вельмож. Великосветские нравы стали вытесняться простотой движений и свободой выражения чувств. Постепенно танец менялся, превращаясь в тот вариант, о котором не перестают говорить до сих пор.

Ограничения по времени, полный запрет, всевозможные гонения - все это было в истории вальса. Пока светское общество критиковало вальс, им наслаждалась французская буржуазия и другие слои населения Европы, которые были далеки от причуд аристократов. Его успели перенять даже американцы.

Одновременно танец оказывал сильное влияние на развитие различных музыкальных жанров: оперу , балет , сюиту. Специально для вальсирующих пар сочинялись красивые и великолепные мелодии, ставшие мировой классикой.

Полную свободу вальс приобрел в 1888 году благодаря Вильгельму II, последнему германскому императору. Теперь влюбленные могли без тени смущения наслаждаться любимым танцем и бесконечно кружиться по великолепным залам.

В настоящее время интерес к вальсу не столь ярок как в былые времена. Это танец больше интересует профессиональных танцоров и настоящих эстетов. Создаются школы, отдельные студии, где каждый желающий может научиться выполнять вальсирующие движения. Используются па в концертной и конкурсной деятельности танцевальных групп. При этом многие преподаватели танцев любят вальс за его сочетаемость с другими жанрами - в результате получается красивое выступление, где история переплетается с современностью.



Интересные факты

    Вальс буквально связал узами брака Льва Николаевича Толстого и Софью Андреевну Берс. Дело в том, что граф все никак не мог решиться сделать предложение своей возлюбленной. Томясь в нерешительности в доме Софьи Андреевны, он загадал: если ее младшая сестра Татьяна хорошо споет верхнюю ноту в вальсе Ардити «Поцелуй», то он сразу же сделает предложение. Таня не подвела - через 5 минут Соня стала невестой великого писателя.

    В годы Великой Отечественной войны композиторы не забывали про вальсы, накладывая трогательную музыку на стихи поэтов. «В лесу прифронтовом» М. Блантера, «Песенка о фонарике» Д. Шостаковича, «В землянке» К. Листова - некоторые примеры композиций, написанных в этом жанре для поднятия боевого духа.

    Английский поэт Джордж Байрон в начале XIX века иронично высказывался по поводу вальса. Он даже сочинил одноименную поэму, где высмеял веяния моды.

    Писать вальсы под влиянием чувственного опыта, любви и нежности было в духе Фридерика Шопена. На его творческом пути встретилось несколько очаровательных муз: Констанция Гладковская, Дельфина Потоцкая и Мария Водзиньская.

    Известная многим пьеса «Собачий вальс» не имеет ничего общего с жанром, заявленным в названии. Композиция по размеру больше похожа на польку.

| Медленный фокстрот | Квикстеп

Вальс, история и характер Медленного вальса (Slow Waltz)

Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце “матеник” и его разновидности “фурианте”, исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце “вольт” и, наконец, в австрийском “линдлере”, самом близком к вальсу из его предшественников. Родился и расцвел вальс в начале XIX века в Вене, а затем и во всем мире. В разных странах этот “король” танцев приобретал те или иные национальные черты. Так появился английский вальс, венгерский вальс, вальс-мазурка, фигурный вальс и др. Пожалуй, ни один танец не может соперничать с ним в столь длительной и постоянной популярности. В результате развития музыкальной формы вальса в начале ХХ века в 20-х годах в Англии появились новые танцы: вальс бостон и медленный вальс . Они и стали родителями современного конкурсного медленного вальса.

Год появления вальса: 1923-1924

Музыкальный размер вальса: 3/4

Темп вальса: 27-29 тактов в минуту, медленный

Родина танца вальс: Англия

Счет вальса: "1", "2", "3"

Акценты: на счет "2" акцентируется поъем танцевальной пары

Характер вальса: медленный лирический танец с очень характерно выраженной и постоянно повторяющейся "накатной волной прибоя" создающей впечатление полета и невесомости. Особую привлекательность и выразительность может ему ридать более мягкий характер исполнения снижений. Управление партнером пары носит магко завуалированный, скрытый характер.

Историческая справка: Т.к. темп Венского Вальса был достаточно быстрым, то вскоре композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее. От этой музыки развился новый стиль Вальса, называемого Бостоном, с более медленными поворотами, и более длинным, скользящим движением. Примерно в 1874, в Англии, образовался очень влиятельный "Бостонский Клуб" и начал появляться новый стиль танца, английский, названный в последствии Медленным Вальсом (Slow Waltz). Однако, только после 1922 этот танец станет столь же фешенебельным как Танго. Странно, но то что раньше пары танцевали в Вальсе Бостон очень сильно отличается от того, что мы исполняем сейчас. Сразу после 1-ой Мировой войны Вальс стремительно меняется. Танец сочинен в начале 1919 году как самостоятельный, однако все приципы движения и особенно фигуры были использованы из медленного фокстрота. В 1921 было решено, что основное движение должно быть: шаг, шаг, приставка. Когда в 1922 Виктор Сильвестр выиграл первенство, то Английская программа вальса состояла всего лишь из Правого Поворота, Левого Поворота и Смены Направления. В 1926/1927 Вальс был значительно усовершенствован. Основное движение было изменено на: шаг, шаг в сторону, приставка. В результате этого появилось больше возможностей для развития фигур. Они были стандартизированы Имперским Обществом Учителей Танца (ISTD). Многие из этих фигур мы танцуем до сих пор.

Вальс – один из самых известных и распространённых танцев на планете. При всей своей простоте, движения, используемые в нём, невероятно элегантны. Этот танец буквально искрится романтикой и взаимным притяжением. Наверное, именно эти качества помогают ему оставаться в числе самых популярных танцев всех времён и народов.

Единого мнения о том, где, как и когда появился вальс, не существует. Этого просто не знает никто. Единственное, что можно сказать более или менее точно – то, что вальс относительно юн. Его возраст исчисляется примерно двумя столетиями. Название танца, как принято считать, происходит от слова «walzer» (нем.) – «вращаться, кружиться».

Как принято считать, прародителями вальса стали народные танцы нескольких стран – Чехии, Англии, Франции. Произошло это, как считает, например, Л.Д. Ауэрбах, где-то в 70х годах 18 века. Но эти сведения, как уже было сказано выше, часто оспариваются и не являются единственным существующим мнением о происхождении вальса.

В список бальных танцев при дворе вальс вошёл только в 1816 году, претерпев предварительно большое количество изменений. А полноправным бальным танцем он стал и того позже – ближе к концу 19 века. Духовенство изначально не приняло этот танец, заклеймив его как «греховный» и «развратный». Однако, в отличие от аристократии, буржуазия с радостью приняла новый танец, и вместо того, чтобы распространяться в так называемом «высшем обществе», вальс начал завоёвывать признание в среде буржуазии.

Существует несколько видов вальса:

  • Венский вальс
  • Вальс-бостон (английский вальс)
  • Танго-вальс
  • Фигурный вальс

В качестве жанра инструментальных произведений вальс также был и остаётся очень популярен. Многие из всеми любимых и известных композиторов частенько обращались к нему, среди них – Штраус, Чайковский, Шопен, Ланнер, Глинка и т.д. Именно они очень сильно поспособствовали развитию и распространению этого танца.

Уже в течение достаточно долгого времени вальс остаётся главным танцем всех торжеств – выпускных, свадеб и т.д. Начав шагать по планете где-то ближе к концу 18 века, вальс ни на секунду не прекращал своё движение и не прекращает до сих пор.

Вариант 2

С давних пор человек способен раскрыть свои чувства, показать состояние внутреннего мира благодаря движениям, из которых складывается любой танец.

Одним из самых узнаваемых и предпочитаемых является вальс. Само слово вызывает нежные или торжественные ощущения, связанные с грацией движений партнеров, мелодичностью музыки, романтичным настроем. Его название вызывает легкое головокружение, связанное с вращением по кругу. Именно это и обозначает немецкое слово «walzen».

История этого танца связана с объединением элементов задорных танцев, существующих в Чехии, Англии и Франции в XVIII веке. После характерных изменений они слились в единый, более элегантный, размеренный, но в то же время стремительный вальс.

В настоящее время понятие вальса связано не только с медленным перемещением по кругу, степенным шагом, но и ритмичными, стремительными движениями. Именно поэтому принято выделять несколько видов вальса, каждый из которых имеет свои особенности.

Примерно с середины 20 века вальс стал включать в себя некоторые фигуры, которые при исполнении не вызывали трудностей. Они чередовались при одновременном не скором перемещении по залу. Фигурный вид привлекает простотой исполнения, периодической сменой позиций, но беспрестанным кружением.

Накал страстей между партнерами отражается во время исполнения танго-вальса. Он передает историю одного из проявлений человеческой любви – пылкой, которая каждым резким движением завораживает, будто обжигает.

Венский вальс – отличается развитием в движениях. При этом он не теряет легкости, создавая ощущения полета.

Наиболее серьезным, сдержанным выглядит вальс медленный. Этот танец, как правило, наиболее точно исполняют опытные партнеры. В нем необходима выдержка, чувство такта, немалое количество тренировок. Со стороны девушки должно чувствоваться женское обаяние, от мужчины – выдержка и дисциплина.

Общей чертой, объединяющей разные виды вальса, является двухтактный оборот, в каждом из которых присутствуют по три шага.

В настоящее время вальс заслуживает особое внимание, так как является обязательным участником различных танцевальных шоу, концертных программ, увлекательным, полезным для здоровья занятием в свободное время. И дети, и старшие поколения относятся с уважением к нему, стараясь более точно отразить его сущность, которая выражается не в столь сложных деталях и особом счете.

2, 3, 4, 6 класс по музыке.