Неврогенные страдания языка. Патологии в строении языка

Эксперт:

Анна Смитиенко, врач-терапевт многопрофильной клиники «МедикСити» , кандидат медицинских наук

Язык - это орган, при помощи которого можно не только сотрясать воздух, признаваться в любви, наслаждаться вкусом еды и напитков, это еще и индикатор состояния твоего организма. Посмотри на свой язык - и ты сразу же поймешь, работает ли твое тело без сбоев.

1. Твой язык покрыт налетом

Болезни желудочно-кишечного тракта, печени и желчного пузыря

На твоем языке отчетливо заметен налет белого, беловато-серого или желто-коричневого оттенка? А также тебя беспокоит кислый, металлический или горький привкус во рту? Возможно, что-то не так с твоим желудком, кишечником, печенью или желчным пузырем. Тебе было бы неплохо обратиться к гастроэнтерологу.

2. На твоем языке творожистый «осадок»

Возможные неполадки в организме: кандидоз ротоглотки

Это заболевание может возникать у людей с ослабленной иммунной системой, чаще всего - после приема антибиотиков или тяжелых инфекций. При этом язык, внутренняя поверхность щек, небные дужки покрываются белым творожистым налетом, который легко снимается, пораженные участки чередуются с нормальными. Обнаружил у себя похожие признаки? Проконсультируйся с терапевтом.

3. Твой язык яркого малинового цвета

Возможные неполадки в организме: анемия

Цвет твоего языка чрезмерно яркий, с малиновым оттенком? При подробном рассмотрении заметно следующее: некоторые сосочки атрофировались (попросту пропали), что вместе с сохранными сосочками формирует своеобразную неровность поверхности языка - так называемый «географический язык»? Это косвенные признаки анемии. Не исключено, что твоему организму не хватает жизненно важного витамина B12 или, например, фолиевой кислоты, которая налаживает кровоток в твоем теле и заметно снижает риск возникновения инфаркта. Проконсультируйся с терапевтом или гематологом.

4. Твой язык ассиметричен

Возможные неполадки в организме: инсульт

При ряде острых нарушений мозгового кровообращения высунутый язык отклоняется в какую-либо сторону от срединной линии. Как правило, это сопровождается смазанностью речи или другими ее нарушениями, а также потерей или ограничением подвижности в руке и/или ноге. Важно помнить, что небольшое отклонение языка от средней линии (девиация) встречается и у некоторых абсолютно здоровых людей - это их особенность с рождения. Однако если с тобой или с твоими близкими раньше ничего подобного не случалось, незамедлительно вызывай скорую.

5. Твой язык увеличился в размерах

Возможные неполадки в организме: амилоидоз

При этом редком заболевании язык становится настолько большим, что даже может затруднять жевание или глотание. По краям языка в таком случае нередко заметны отпечатки зубов. Впрочем, поражение языка при амилоидозе - болезни, обусловленной избыточным отложением в органах патологического белка амилоида, - имеет второстепенное значение. Гораздо страшнее то, что амилоидоз поражает внутренние органы - почки, кишечник, печень или сердце. Заметил нечто подобное - незамедлительно проконсультируйся со специалистом.

Моторика

ОБЩАЯ МОТОРИКА . Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК . Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате и нарушена моторика артикуляционного аппарата. Это проявляется:
1) в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;

2) в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;

3) в снижении времени фиксации артикуляционной формы;

4) в снижении количества правильно выполненных движений.

Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения - например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

ЗВУКОПРОИЗН0ШЕНИЕ.
При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
ПРОСОДИКА.

Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.
ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

дети со стертой дизартрией - это неоднородная группа. В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы:

С фонетическими нарушениями;

С фонетико-фонематическим недоразвитием;

С общим недоразвитием речи.

Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

Глоссарий.

Эхопраксия - подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий др. людей.

Синкинезии - (греч. syn- вместе kinēsis движение; синоним: ассоциированные движения, содружественные движения) - непроизвольные мышечные сокращения и движения, сопутствующие активному двигательному акту.

Кинестетический оральный праксис - Термин используется для описания обратной связи между ощущениями и мышцами тела. Следовательно, в первую очередь имеются в виду ощущения, связанные с движением в пространстве.
Кинетический оральный праксис - Простые движения губ и языка: высунуть язык, надуть щеки, поместить язык между зубами и нижней губой. Сложные движения губ и языка: посвистеть, «задуть» горящую свечу, сплюнуть, поцеловать и т. д.
Гиперкинез - непроизвольные движения, вызванные сокращением мышц лица, туловища, конечностей, реже гортани, мягкого неба, языка, наружных мышц глаз.
Саливация - слюнотечение, слюноотделение.

Дистонией называют синдром, при котором происходит постоянное либо спазматическое сокращение мышц, затрагивающее как мышцу-агонист, так и антагонистичную ей мышцу. Спазмы мышц часто непредсказуемы, они изменяют нормальное положение тела.
Гипомимия - Нарушение мимики, характеризующееся ее бедностью, застывшим, маскообразным выражением лица. Улыбка, гримаса плача при эмоциях возникает с запозданием...
Девиация - отклонение параметров от нормы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика нарушений моторного развития
1. Обследование общей произвольной моторики
Инструкции:
а) «Постой на одной ноге: левой, правой».

б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением».

в) «Подбрасывай и лови мяч».

Г) «Походи на одном месте».

Д) «Поднимись и спустись по ступенькам лестницы».

Критерии оценки:

5 баллов

4 балла

3 балла - задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия;

2 балла - плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; мяч подбрасывает очень низко; не удерживает равновесия при остановке по команде;

1 балл - задание не выполняется.
2. Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги)

Инструкция: «Покажи, что находится в центре рисунка? Что слева от квадрата? Что справа от квадрата? Что находится под маленьким треугольником? Что между кружком и большим квадратом? Какие фигуры вверху рисунка? Какие фигуры внизу рисунка?»

Критерии оценки:

5 баллов - задания выполняются правильно;

4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;

3 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрослого;

2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;

1 балл - задание не выполняется.

Ребенку предлагается лист бумаги с изображением геометрических фигур

3. Исследование зрительно-пространственной организации движений
Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку». «Подними правую руку!» «Возьми правой рукой левое ухо». «Подними левую руку!» «Возьми левой рукой правое ухо».

Критерии оценки:

5 баллов - все задания выполняются правильно;

4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

3 балла - правильно выполняются задания, ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;

2 балла - эхопраксия возникает при выполнении первого задания и удерживается при выполнении последующих, ошибки замечает самостоятельно;

1 балл - стойкие эхопраксии, ошибок самостоятельно не замечает.

Экспериментатор и ребенок сидят напротив друг друга.

4. Исследования развития кинестетической основы движений руки

Инструкция:

1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево».

2. «Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх».

3. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее положить ладонь левой (правой) руки».

4. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально».

Критерии оценки:

5 баллов - все задания выполняются правильно;

4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

3 балла - задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;

2 балла - задания выполняются с помощью взрослого;

1 балл - задания не выполняются.

5. Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы)

Исследование точности движений.

Рисунок, на котором нарисованы «Дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого - дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки»

Критерии оценки:

5 баллов - при выполнении задания выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш не отрывается от бумаги;

4 балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз;
3 балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз, наблюдаются синкинезии;

2 балла - не более трех выходов за пределы «дорожки», неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, синкинезии;

1 балл - невозможность выполнения, многочисленные выходы за пределы «дорожки», многократное проведение по одному и тому же месту.

«Дорожки»
Проведи прямые линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки .

Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.

6. Обследование кинестетического орального праксиса
1. Инструкция: «Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении...»

А - ?

И - ?

О - ? У - ?

2. Инструкция: «Произнеси звуки [ть] и [т] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?»

3. Инструкция : «Произнеси [си] - [су], [ки] - [ку] и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?»

4. Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки [и], [ш] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?»

5. Инструкция: «Произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении - за верхними или за нижними зубами?»

Критерии оценки:

5 баллов - правильный ответ;

4 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

3 балла - поиск артикуляции, ответ с единичными ошибками;

2 балла - неточный ответ, неточное выполнение задания;

1 балл - отсутствие ответа.

Процедура обследования .

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить то или иное упражнение. Последовательность выполнения всех упражнений: «забор» - «окно» - «мост» - «парус» - «лопата», «вкусное варенье» и т.д.

Для того чтобы оценить выполнение артикуляционного упражнения, ребенка просят удерживать органы артикуляции в нужном положении 5-7 секунд.

1. Инструкция

Широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам - «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

2. Инструкция :

Язык «лопатой» - широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

3. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5-7 секунд).

4. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «мост» - рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5-7 секунд).

5. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «окно» - рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5-7 секунд).

Оценивается:

Длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость);

Симметричность;

Критерии оценки:

5 баллов - правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

4 балла - замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость;

3 балла - время фиксации позы ограничено 1-3 секундами;

2 балла - выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация;

1 бал л - невыполнение движения.

8 Обследование динамической координации артикуляционных движений
Процедура обследования.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4-5 раз.

1. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4-5 раз).

2. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «маятник» (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового, затем до левого угла губ. Повторить это движение по 4-5 раз).

3. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз.

4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4-5 раз .

5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4-5 раз.

Оценивается:

Последовательность выполнения движений;

Возможность переключения с одного движения на другое;

Инертность движения, персеверации;

Темп движений;

Амплитуда движений (объем движений достаточный, ограниченный);

Точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);

Наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Критерии оценки:

5 баллов - сравнительно точное выполнение движений, все движения координированы;

4 балла - замедленное и напряженное выполнение переключений с одного движения на другое;

3 балла - количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя;

2 балла - выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, синкинезии, саливация, гиперкинезы;

1 балл - невыполнение движений.


9 Обследование мимической мускулатуры
Процедура обследования. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Проводится по образцу, затем по словесной инструкции.

1. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Нахмурить брови

2. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Поднять брови

3. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Наморщить лоб

4. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Поочередно надуть щеки

5. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Втянуть щеки

Критерии оценки:

5 баллов - точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонуса мимической мускулатуры и другой патологической симптоматики;

4 балла - неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры;

3 балла - единичные движения нарушены, единичные патологические симптомы;

2 балла - затруднения при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония), сглаженность носогубных складок, синкинезии;

1 балл - грубо выраженная патология мышечного тонуса мимической мускулатуры, гипомимия.
10 Обследование мышечного тонуса и подвижности губ
Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения, сидя за столом перед зеркалом.

1. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать 5-7 секунд).

2. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Чередование «забор» - «трубочка» (до 5 раз).

3. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, повторить движения несколько раз.

Критерии оценки :

5 баллов - точное выполнение заданий, тонус в норме, губы подвижные;

4 балла - неточное выполнение движений, незначительное нарушение тонуса губной мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония);

3 балла - верхняя губа напряжена, ограничена ее подвижность;

2 балла - затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малоподвижные;

1 балл - невыполнение заданий, грубо выраженная патология.

11. Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики
Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения перед зеркалом.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «лопата» - язык широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе.

2. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «мост» - из положения «окно» язык упирается в нижние резцы, язык - широкий, плоский, спокойно лежит в ротовой полости.

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «маятник» - попеременно дотянуться кончиком языка до правого, потом до левого угла рта.

Критерии оценки:

5 баллов - точное выполнение движений, отсутствие нарушений мышечного тонуса языка, патологической симптоматики;

4 балла - неточное выполнение заданий, незначительное нарушение тонуса языка (гипертонус, гипотония, дистония);

3 балла - затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, саливация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, девиация языка;

2 балла - грубо выраженное нарушение мышечного тонуса языка, выраженная патологическая симптоматика (постоянная саливация, гиперкинезы, посинение кончика языка, девиация);

1 балл - не выполняет задание .

Диагностика нарушений моторного развития детей со стертой дизартрией

Профиль структуры двигательного нарушения ребенка со стертой дизартрией

После завершения всего обследования составляется профиль структуры двигательного нарушения ребенка со стертой дизартрией Балльная оценка функции позволяет оценить не только наличие патологической симптоматики, но и степень ее выраженности.

На графике представлена кривая, демонстрирующая состояние моторного развития (общего, ручного, артикуляционного) на момент обследования. После проведения коррекционных мероприятий на графике отражается динамика в виде второй кривой. Таким образом, на графике можно увидеть результаты коррекционной работы.


Параметры обследования:
1. Обследование общей произвольной моторики.

2. Исследование дифференциации пространственных понятий.

3. Исследование зрительно-пространственной ориентации движения
4. Исследование развития кинестетической основы движений руки.

5. Исследование зрительно-моторной координации (графические пробы).

6. Обследование кинестетического орального праксиса.
7. Обследование кинетического орального праксиса .

8. Обследование динамической координации артикуляционных движений.
9. Обследование мимической мускулатуры.
10. Обследование губной мускулатуры
11. Обследование язычной мускулатуры.


Выводы

1. Развитие двигательного аппарата детей является фактором, стимулирующим развитие речи.

2. Уровень развития речи детей зависит от степени развития тонких движений пальцев рук. Треть всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны.

3. Тонкая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

4. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.

5. Моторная сфера детей со стертой дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями.

6. Все двигательные патологические симптомы при стертой дизартрии проявляются в нерезко выраженной форме.

7. Наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями.

8. У детей со стертой дизартрией недостаточно развита кинестетическая и кинетическая основа движений.

9. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические симптомы в артикуляционном, голосовом, дыхательном отделе периферического речевого аппарата.

10. Диагностика нарушений моторного развития необходима для уточнения структуры дефекта.


Неразвитые мускулы рта или слабый мышечный тонус лица являются одними из причин отклонений речевого развития.

Исходя из положения Н.А. Бернштейна об уровневой организации произвольных движений и действий, рядом исследователей специалистов в этой области (в частности Шереметьевой Е. В.) было предположено, что артикуляция, как наиболее высокий символический уровень произвольного движения, может формироваться при сохранности всех нижележащих уровней произвольного движения. Периферическая часть артикуляции надстраивается над предметным уровнем оральных движений, осуществляющих жизнеобеспечивающие потребности в питании: сосание, откусывание, пережевывание, глотание. Поэтому потенциальную возможность артикуляции они сочли возможным оценивать, наблюдая за предметным уровнем движений артикуляторов - губ, языка, нижней челюсти - в процессе приема пищи и состоянием мимики в свободной деятельности.

Проанализировав результаты исследования Е.В. Шереметьевой, в оральной базе артикуляции были определены предвестники недоразвития речи (показатели отклонений от нормального хода речевого развития) в раннем возрасте:

отказ от твердой пищи: ребенок предпочитает однородные хорошо измельченные массы. Часто таким детям, чтобы не остались голодными, родители приносят в детский сад йогурты, творожные массы и т.п. Такое пищевое поведение может иметь разную причинность: позднее введение твердого прикорма; родители долго (до года, а то и двух) измельчали пищу ребенка до однородной массы; поддержание сосательного рефлекса (кормление грудью) до двух, двух с половиной лет; нарушение иннервации нижнечелюстных мышц;

трудности в процессе пережевывания и, как следствие, выплевывание, что связано с нарушением иннервации соответствующих групп мышц. При таком снижении физической нагрузки мышцы, поднимающие и удерживающие нижнюю челюсть, и языковые мышцы ослабевают;

общая амимия в процессе приема пищи: ребенок очень долго сидит над тарелкой или с куском в руке, потом медленно подносит ложку ко рту или откусывает, начинает лениво пережевывать (отсутствие удовольствия, "написанного" на лице от процесса питания);

часто проливается жидкая пища или жидкость в силу недостаточной сформированности губного захвата: ребенок не достаточно захватывает нижней губой край ложки, чашки (жидкость проливается) или захватывает кусочки пищи из ложки непосредственно зубами. О таких говорят: "Ест не аккуратно". В действительности нарушается иннервация губных мышц и, как следствие, их сила, ловкость и скоординированность.

повышение порога рецептивной чувствительности кожных покровов окологубного пространства, что тоже свидетельствует о нарушении иннервации соответствующих групп мышц: ребенок пьет кефир или кисель, остатки которого в силу недостаточной автоматизации предметного движения остаются вокруг губ. Он никакими способами не пытается снизить раздражение от остатков жидкости. О таких детях говорят: "Очень неопрятен".

Если же воспринимающая чувствительность окологубного пространства сохранна, а нарушена иннервация язычных мышц, то в аналогичных условиях наблюдается следующее:

отсутствие круговых облизывающих движений языка при попадании густого напитка или жидкой каши на губы или окологубное пространство: ребенок в таких случаях вытирает верхнюю губу подручными средствами;

подтягивание спинки языка вверх с невыраженным кончиком языка в аналогичных условиях;

уменьшение раздражения кожной поверхности губ при помощи нижней губы или другими средствами;

поднимание кончика языка до уровня угла губ при попытке облизать верхнюю губу.

В общем, в жевательной мускулатуре отмечается ограничение подвижности нижней челюсти; незначительное или достаточно выраженное смещение нижней челюсти в сторону в состоянии покоя, при жевании и при артикуляции; при патологии тонуса жевательных мышц наблюдается снижение интенсивности и объема жевательных движений, дискоординация движений нижней челюсти при артикуляции; нарушение процесса откусывания от куска (что может быть осложнено также аномалиями зубночелюстной системы); выявляются синкинезии в моторике нижней челюсти при движениях языка (особенно при поднятии языка к верхней губе или при вытягивании его к подбородку) .

Е.Г. Чигинцевой отмечается и на особенности в язычной мускулатуре: наблюдаются патологические состояния мышечного тонуса, которые в ряде случаев сопровождаются особенностями строения языка (при спастичности язык чаще бывает массивный, оттянутый комом вглубь ротовой полости или вытянутый "жалом", это может сочетаться с укорочением уздечки, представленной в форме плотного тяжа; при гипотонии язык в большинстве случаев тонкий, вялый, распластанный на дне ротовой полости, что может быть осложнено укорочением подъязычной складки, на вид тонкой и полупрозрачной); отмечаются нарушения положения языка (в покое и при движении) в виде девиации в сторону, высовывание языка изо рта, прокладывания языка между зубами; выявляется незначительное или достаточно выраженное ограничение подвижности язычной мускулатуры; гиперкинезы, тремор, фибриллярные подергивания языка; повышение или понижение глоточного рефлекса. В мускулатуре мягкого нёба отмечается провисание нёбной занавески (при гипотонии); отклонение увуля (язычка мягкого нёба) от средней линии. В вегетативной нервной системе наблюдаются в основном мозаичные нарушения в виде легко возникающих спазмов лица (покраснения или побледнения), цианичности языка, гиперсаливации (интенсивного слюноотделения, которое может быть постоянным или усиливаться при определенных условиях) .

К влияющим на становление речевой функции факторам Г.В. Чиркина также относит более поздние поражения ЦНС травматического или инфекционного генеза, интоксикации, тяжелые соматические инфекции, осложненные психотравмирующими ситуациями (разлука с матерью, болевой шок), даже если они имели временный, а не постоянный характер) .

У ребенка с ринолалией даже при односторонней, полной или частичной расщелине вдох осуществляется активнее через расщелину, т.е. через рот, а не через нос. Врожденная расщелина способствует "порочному приспособлению", а именно неправильному положению языка, его корня, причем остается свободным лишь кончик языка, который оттянут в среднюю часть полости рта (корень языка чрезмерно поднят вверх, прикрывает собой расщелину, а одновременно и глоточное пространство). Кончик языка находится на дне рта в средней части, примерно на уровне пятого зуба нижнего ряда.

Попадание пищи через расщелину в нос, по-видимому, также способствует чрезмерному развитию корня языка, который закрывает собой расщелину. Итак, у ребенка с врожденной расщелиной самые важные, самые жизненные функции стабилизируют положение чрезмерно поднятого корня языка. Вследствие этого воздушная струя при выходе из подсвязочного пространства направляется почти перпендикулярно к нёбу. Это затрудняет ротовой выдох в речевом акте и создает назальный оттенок голоса. Кроме того, постоянное положение поднятого корня языка затормаживает движения всего языка. В результате осуществление нужных движений языка для артикуляции речевых звуков у ринолаликов не удается; кроме того, слабая выдыхательная струя, не попадая в переднюю часть ротовой полости, не стимулирует образование различных артикуляционных смычек в верхнем отделе речевого аппарата. Оба указанных условия приводят к тяжелому нарушению произношения. Чтобы улучшить произнесение того или иного звука, ринолалики направляют все напряжение на артикуляционный аппарат, усиливая этим напряжение языковых, губных мышц, вовлекая мышцы крыльев носа, а иногда и все лицевые мышцы .

В процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособленные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции:

· высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; расслабленный, малоактивный кончик языка;

· недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных;

· чрезмерное напряжение мимической мускулатуры;

· возникновение дополнительной артикуляции (ларингализации) за счет участия стенок глотки.

Л.П. Борщ отмечает, что короткая уздечка - порок развития, выражающийся образованием складки слизистой оболочки, фиксирующей язык резко кпереди, иногда почти к зубам. Она нередко выявляется у родителей или близких родственников детей, что можно считать семейной особенностью; аналогичными бывают аномалии и прикуса. При изучении медицинских карт развития детей с патологией уздечки языка автор выявила, что в 94,7 % отмечается синдром двигательных нарушений; в 52,7 % - дисплазия тазобедренных суставов; в 69,4 % - задержка психомоторного развития; в 38,4 % - травма шейного отдела позвоночника; в 8,8 % - детский церебральный паралич .

У новорожденных с короткой уздечкой языка отмечается беспокойство при кормлении. Оно объясняется затруднениями при сосании, глотании. Малыши не высасывают норму. Сон у таких детей поверхностный, прерывистый, беспокойный, они много плачут.

Если коррекция не проведена вовремя, то это усугубляется с возрастом тем, что речь формируется с отклонениями; ребенка не понимают сверстники; взрослые, добиваясь правильного произнесения звуков, вызывают в ответ негативные эмоции. Он замыкается в себе, предпочитает меньше говорить, играть в одиночестве, начинает формироваться "комплекс неполноценности". Это нередко способствует развитию вредных привычек. Для них характерно снижение эмоционально-волевой сферы, лабильность настроения. Такие дети бывают неуравновешенными, гипервозбудимыми, с трудом успокаиваются. Они очень обидчивые, плаксивые, а иногда - агрессивны. Эти дети с трудом вступают в контакт, отказываются на приемах выполнять определенные движения языком.

К началу обучения в школе речь остается нечеткой, нарушено произношение нескольких групп звуков. Речь невыразительна, интонационная окраска голоса бедная. Это делает таких детей более уязвимыми, замкнутыми, хотя их интеллектуальные способности достаточно развиты. В большей части такие дети самокритичны.

Выявленные особенности оральной двигательной основы артикуляции позволили предположить, что при отсутствии своевременной коррекционной помощи в лучшем случае возникнут нарушения звукопроизношения и общая смазанность в потоке речи.

Ранняя диагностика осуществляется на основе оценки неречевых нарушений, к которым относятся следующие:

нарушение тонуса артикуляционных мышц (лица, губ, языка) по типу спастичности (повышение мышечного тонуса), гипотонии (снижение тонуса) или дистонии (меняющийся характер мышечного тонуса);

ограничение подвижности артикуляционных мышц (от почти полной невозможности осуществления артикуляционных движений до незначительных ограничений их объема и амплитуды);

нарушение акта приема пищи: нарушение акта сосания (слабость, вялость, неактивность, неритмичность сосательных движений; вытекание молока из носа), глотания (поперхивание, захлебывание), жевания (отсутствие или затруднение жевания твердой пищи), откусывания от куска и питья из чашки;

гиперсаливация (повышенное слюноотделение): усиленное слюноотделение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц; оно часто утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны); гиперсаливация может быть постоянной или усиливаться при определенных условиях;

оральные синкинезии (ребенок широко открывает рот при пассивных и активных движениях рук и даже при попытке их выполнения);

нарушение дыхания: инфантильные схемы дыхания (преобладание брюшного типа дыхания после 6 месяцев), учащенное, неглубокое дыхание; дискоординация вдоха и выдоха (поверхностный вдох, укороченный слабый выдох); стридор.

В ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные образования, которые и являются реальными, материальными знаками языка. Для их актуализации необходимо существование артикуляторной базы и умение образовывать слоги. Артикуляторная база - способность приводить органы артикуляции в позиции, необходимые для образования, формирования звуков, нормативных для данного языка .

В процессе усвоения произносительных умений и навыков под управлением своего слуха и кинестетических ощущений, постепенно находит и сохраняет в памяти те артикуляционные уклады, которые обеспечивают необходимый, соответствующий норме акустический эффект. При необходимости эти артикуляторные позиции воспроизводятся и закрепляются. При нахождении правильных укладов, ребенок должен научиться различать артикуляционные уклады, похожие при произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для образования звуков .

Е.Ф. Архипова, характеризуя детей со стертой дизартрией, выявляет следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате . Указывается на паретичность мышц органов артикуляции, которые проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Л.В. Лопатиной отмечается спастичность мышц органов артикуляции, проявляющиеся в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение "трубочка", т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный

Л.В. Лопатина указывает на гиперкинезы при стертой дизартрии, которые проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата . При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения - например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи .

Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина выделяют следующие нарушения артикуляции, которые проявляются:

в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;

в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;

в снижении времени фиксации артикуляционной формы;

в снижении количества правильно выполненных движений .

Исследования Л.В. Лопатиной и др. выявили у детей нарушения иннервации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, асимметричность губ, трудности подъема бровей, зажмуривания глаз. Наряду с этим характерными симптомами для детей со стертой дизартрией являются: трудности переключения с одного на другое движение, сниженный объем движений губ и языка; движения губ выполняются не в полном объеме, носят приблизительный характер, наблюдаются трудности в растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у части детей - замедление темпа движений при повторном выполнении задания .

У многих детей отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выявляется отклонение языка (девиация).

Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей с дизартрией свидетельствуют о неврологической микросимптоматике и связаны с парезами подъязычных и лицевых нервов. Эти нарушения чаще всего не выявляются первично неврологом и могут быть установлены только в процессе тщательного логопедического обследования и динамического наблюдения в ходе коррекционно-логопедической работы. При более углубленном неврологическом исследовании выявляется мозаичность симптомов лицевого, языкоглоточного и подъязычного нервов, определяющая особенности и разнообразие фонетических нарушений у детей. Так, в случаях преобладающего поражения лицевого и подъязычного нервов наблюдаются расстройства артикуляции звуков, обусловленные неполноценной деятельностью губных мышц и мышц языка. Таким образом, характер речевых расстройств зависит от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматизированными. Иными словами необходимым условием реализации фонетического оформления речи является хорошо развитая моторика артикуляционного аппарата .

При произнесении различных звуков речевые органы занимают строго определенное положение. Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое. Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности быстро перестраиваться и работать четко, строго координировано, дифференцировано. Что предполагает точность, плавность, легкость движения артикуляционного аппарата, темпы и устойчивость движения .

Таким образом, нарушения двигательных возможностей артикуляционного аппарата является одной из причин отклонений речевого развития детей раннего возраста. Анализ исследований по вопросам состояния артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития позволил нам выделить следующие особенности:

· наблюдается недостаточная подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти;

· особенности артикулирования проявляются в трудностях переключения с одной артикуляционной позы на другую, в трудностях удержании артикуляционной позы;

· изучить состояние артикуляции детей раннего возраста возможно при наблюдении за пищевым поведением ребенка.

Выводы по I главе

Развитие артикуляции является важной составляющей нормального речевого развития. Артикуляция - это работа органов речи (артикуляционного аппарата) при произнесении слогов, слов, фраз; это координация действия речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинестетический, или речедвигательный контроль.

Для того чтобы речь была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматизированными. Иными словами необходимым условием реализации фонетического оформления речи является хорошо развитая моторика артикуляционного аппарата. Артикуляционный аппарат - анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующих в порождении звуков речи и голоса. Любые нарушения в строении артикуляционного аппарата врожденного или рано приобретенного характера (в возрасте до 7 лет) неизменно влекут за собой трудности в формировании и развитии речи.

Все движения органов артикуляции определяются работой двигательного анализатора. Его функцией является восприятие, анализ и синтез раздражений, идущих в кору от движения органов речи. В речедвигательной зоне происходит сложная и тонкая дифференциация речевых движений, организация их последовательности.

В онтогенезе процесс развития артикуляции формируется последовательно: крик, гуление, ранний лепет; поздний слоговой лепет; первые слова, фразы; дальнейшая тонкая дифференциация артикуляторных укладов.

Пищевое поведение является одним из показателей развития артикуляции. Если ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, недостаточно подвижны органы артикуляции во время приема пищи, то это свидетельствует о недостаточности развития мышц рта и губ.

Отклонения речевого развития в раннем возрасте - это недоразвитие когнитивных и языковых компонентов речевого становления, обусловленное нарушением психофизиологических предпосылок и/или несоответствием микросоциальных условий возможностям ребенка. Проявляется в трудностях формирования начального детского лексикона и фразовой речи. Может быть самостоятельной речевой патологией или частью в структуре любой формы отклоняющегося развития.

Изучение состояния артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития возможно при организации наблюдения за пищевым поведением ребенка.

Диагностика заболеваний по языку — один из основных этапов при осмотре больного и постановке общего диагноза, наиболее часто применяющихся на Востоке. Этот вид диагностики позволяет узнать о процессах, протекающих в нашем организме, зарождении и стадии развития тех или иных заболеваний.

Язык - индикатор нашего здоровья, об этом всегда знали на Востоке, где и зародился такой необычный, но достаточно эффективный метод диагностики - диагностика заболеваний по языку.

В восточной медицине считается, что язык связан с сердцем. Здесь имеется в виду не только физическое состояние языка, но и речь, которую мы произносим, - всё это указывает на те или иные проблемы с сердцем. Однако организм - это единое целое, и состояние сердца оказывает влияние и на другие органы. А состояние различных органов нашего тела «проецируется» на соответствующие участки языка. Соответственно, изменения в этих участках языка, в том числе изменение их цвета или повышенная чувствительность, говорит о нарушениях и дисбалансе энергий в соответствующих им органах.

Согласно древней китайской медицине, кончик языка соответствует верхней части тела и отображает состояние лёгких и сердца, боковые отделы языка говорят о здоровье печени и жёлчного пузыря, спинка языка - желудка и селезёнки, корень языка показывает состояние почек.

Зачастую первые признаки заболевания проявляются именно на языке (изменение цвета, налёт, покраснения и т. д.). Поэтому при проведении диагностики заболеваний по языку в первую очередь обращают внимание на величину, форму и цвет языка. Согласно восточной медицине, при дисбалансе энергии ветра (рлунг) язык имеет красный цвет, он сухой и шершавый, с небольшими вмятинами по краям. При нарушении энергии слизи (бекен), язык может иметь гладкую или тусклую поверхность, он немного опухший, влажный и липкий, с беловато-серым налётом. Дисбаланс в организме энергии жёлчи (трипа) также меняет вид языка: на нём появляется бледно-жёлтый налёт, во рту чувствуется горьковатый привкус.

Проведение диагностики заболеваний по языку

Лучшее время для проведения диагностики заболеваний по языку - утром натощак. Вначале на языке определяются проекции всех внутренних органов и отмечаются любые изменения. Эти изменения позволяют говорить о состоянии соответствующего органа или систем организма, и, прежде всего, о состоянии крови. Врач обращает внимание на цвет языка, вид налёта на разных участках языка, форму поверхности (гладкая, рыхлая, плотная и т. п.), образования на языке (пузыри, папилломы, язвы) и место их расположения, подвижность языка.

Как выглядит язык здорового человека? Такой язык имеет розовый цвет и гладкую поверхность, покрыт небольшим беловатым налётом, сосочки на поверхности языка хорошо заметны, за счёт чего он выглядит бархатистым.

Связь зон языка с внутренними органами

Корень языка - кишечник;

Слева от кончика языка - левое лёгкое, справа - правое;

Центр языка - сердце;

С левой стороны от корня языка - левая почка, с правой стороны - правая;

С правой стороны, между проекциями лёгкого и почки - проекция печени.

Цвет языка

1. Бледный язык - недостаток энергии и крови. Это признак анемии и истощения организма.

2. Бледный цвет нижней стороны языка - болезни печени и жёлчного пузыря.

3. Красный (малиновый) цвет - тяжёлые инфекционные заболевания, сопровождающиеся высокой температурой, отравления, пневмония.

4. Тёмно-красный цвет - тяжёлые почечные и токсические нарушения, ожирение и хронический алкоголизм.

5. Синеватый оттенок - сердечно-сосудистые заболевания, нарушение кровообращения с сердечно-лёгочной недостаточностью.

6. Желтизна в нижней части языка - развитие желтухи.

Налёт на языке

Покрывающий язык налёт говорит о скоплении в желудке, тонкой или толстой кишке токсинов. Если только задняя часть языка покрыта налётом - токсины есть в толстой кишке, если налёт заметен только в середине языка - токсины присутствуют в желудке, тонкой и двенадцатиперстной кишке.

1. Нет налёта, язык блестящий - слабая энергия желудка, проблемы с внутрисекреторной деятельностью.

2. Слегка распухший и влажный язык из-за избытка налёта. Может указывать на следующие заболевания: язва желудка или двенадцати перстной кишки, гастрит, холецистит, аппендицит, плохую работу почек, пищевое или лекарственное отравление, инфекционные заболевания (корь).

3. Тонкий налёт - начинающееся заболевание или его поверхностная локализация. Толстый налёт - хроническое заболевание.

4. Белый, влажный, тонкий, налёт - энергия желудка в порядке.

5. Слабый белый налёт - снижение кислотности в желудке, дисбактериоз.

6. Желтоватый налёт - избыток жёлчи в жёлчном пузыре или заболевания печени.

7. Жирный, илистый налёт - застой пищи.

8. Фиолетовый пятнистый налёт - застой крови.

9. Чёрный налёт - серьёзное нарушение пищеварительной системы, в особенности, поджелудочной железы и жёлчного пузыря. Также такой налёт возникает при нарушении кислотно-щелочного баланса крови (увеличение кислотности) в результате обезвоживания организма.
11. Светло-серый налёт - дифтерия.

12. Если со временем белый налёт постепенно утолщается и становится жёлтым, а затем серым и тёмным - это говорит о том, что заболевание прогрессирует. А если же налёт светлеет и истончается - болезнь отступает.

Пятна на языке

1. Чередование белых и красных пятен - заболевание скарлатиной.

2. Синеватые пятна - застойные явления в сердечно-сосудистой системе.

3. Тёмные пятна - тяжёлое поражение почек.

Также при проведении диагностики заболеваний по языку надо обращать внимание на:

1. Отпечатки зубов по краям языка . Глубокие отпечатки зубов на передней и боковой частях языка говорят о стрессах, неврозах, сильных переутомлениях. Наиболее чёткие отпечатки наблюдаются при серьёзных заболеваниях центральной нервной системы. Кроме этого, отпечатки зубов по краям языка указывают на дисбактериоз, зашлакованность организма и недостаточную усвояемость кишечника.

2. «Сухой язык ». Ощущение «сухого» языка и общей сухости слизистой оболочки возникает в результате выработки недостаточного количества слюны (жажда) и может быть признаком большого количества заболеваний: непроходимости кишечника, перитонита, повышения температуры тела, диабета. Зачастую сухость языка сопровождается возникновением коричневого налёта. Если слизистая оболочка теряет слишком много влаги, на ней могут появиться трещины. Также сухость языка вызывает потерю вкуса.

3. Лакированный и шахматный язык . Лакированный язык - поверхность гладкая, блестящая, ярко-красная (в результате атрофии вкусовых сосочков). Заболевания: хронический колит, пеллагра, рак желудка. «Шахматный» язык - разновидность лакированного языка. Возникает в результате дефиците витамина В и никотиновой кислоты.

4. У величение и покраснение сосочков языка . Увеличение и покраснение сосочков на правой половине языка, ближе к кончику, говорит о поражении печени, левой половины - болезни селезёнки, на кончике языка - болезни тазовых органов, по краям и в середине языка - болезни лёгких.

5. Искривление линии языка свидетельствует об искривлении позвоночника: искривление складки у корня языка говорит об искривлении позвоночника в поясничном отделе, искривление складки в центре языка - искривление в грудном отделе, искривление линии у кончика языка - искривление в шейном отделе (шейный остеохондроз).

6. Искривление или отклонение языка в сторону - сосудистые нарушения головного мозга (инсульт), психические заболевания.

7. Дрожание языка - заболевание головного мозга, глубокое невротическое расстройство.

8. Язвы на языке . Язвы на поверхности языка могут говорить о заболевании пищеварительной системы (болезнь Крона).

Мы перечислили лишь основные признаки, по которым может быть проведена диагностика заболеваний по языку. Данный метод диагностики требует мастерства врача, умения не только замечать изменения языка, но и объединять полученные сведения с целью постановки правильного диагноза, который, может быть подтверждён последующими методами диагностики.

- (ново лат. deviatio, от via дорога). 1) уклонение магнитной стрелки в компасе на корабле от действия на нее больших масс железа, находящихся в трюме. 2) ненужное отклонение от предназначенного направления (говорится преимущественно о кораблях).… … Словарь иностранных слов русского языка

девиация - и, ж. déviation f. спец. Отклонение, изменение в развитии, состоянии, движении и т. п. под влиянием каких л. внешних сил, условий и т. п. Девиация хода корабля. БАС 2. В прямом смысле слова отклонение от заданного направления, в переносном резкое … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДЕВИАЦИЯ - (от позднелат. deviatio Отклонение) 1) Отклонение движущегося тела (корабля, самолета, снаряда и т. п.) от заданного направления движения (расчетной траектории) под влиянием каких либо случайных внешних причин.2) Девиация магнитного компаса… … Большой Энциклопедический словарь

Девиация - (от позднелатинского deviatio отклонение), термин, употребляемый для обозначения предметов, явлений, отклоняющихся от принятой нормы, заданного направления движения и т.п. (например, девиация снаряда, девиация стрелки компаса, девиантное… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДЕВИАЦИЯ - компаса, франц. уклонение его, от действия чугуна или железа, на судне. Девиация корабля, торговое; произвольное уклонение шкипера от пути, заход, без нужды, в порты. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

ДЕВИАЦИЯ - (Deviation) в коммерческой терминологии отклонение судна от своего нормального направления. Это имеет место, когда судно без законного на то основания отклоняется от указанного в полисе рейса, а там, где этот рейс особо не указан, от обычного… … Морской словарь

девиация - отклонение Словарь русских синонимов. девиация сущ., кол во синонимов: 4 искривление (39) … Словарь синонимов

ДЕВИАЦИЯ - (от лат. deviatio уклонение) отклонение морского судна от установленного (договором) или обычного пути следования. Стандартные случаи Д. спасение людей, судна, оказание медицинской помощи лицам, находящимся на борту, и т.п. В англо американском… … Юридический словарь

Девиация - А. Резкое изменение курса ценных бумаг под действием непредвиденных событий, обстоятельств. Б. Изменение курса следования морского судна вследствие одной из следующих причин: спасание людей, судов и грузов, уклонение от угрожающей судну опасности … Словарь бизнес-терминов

ДЕВИАЦИЯ - ДЕВИАЦИЯ, девиации, жен. (франц. deviation Отклонение) (спец.). Отклонение стрелки компаса от магнитного меридиана под влиянием находящегося вблизи железа. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДЕВИАЦИЯ - [дэ ], и, жен. (спец.). 1. Отклонение стрелки компаса под влиянием находящихся вблизи больших масс железа, а также электромагнитных полей. 2. Отклонение (движущегося тела) от заданного направления (напр. снаряда, пули, судна) под влиянием каких н … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Купить за 1551 грн (только Украина)
  • Памфлет. Преломления современности. Искусство, политика, девиация , . XX век можно по праву считать столетием проблем. Пропитанный позитивистским разложением века XIX, он совсем скоро разразился мировой войной, полностью переформатировавшей культуру.…