Нагота дает преимущество? Тем не менее ходили слухи, что многие галереи, работающие с современным искусством, приторговывали антиквариатом, чтобы выжить. Вам приходилось заниматься такими продажами

Родилась в Москве. Экстерномзакончила Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. Один из организаторов и совладелец «Первой Галереи», Москва. В 1992 году основала «Айдан–галерею». Преподаватель Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова. Член-корреспондент Академии художеств РФ. Награждена серебряной медалью Академии художеств РФ. Член Общественной Палаты РФ. Академик Академии художеств РФ

Персидские миниатюры

Айдан Салахова – одна из ключевых фигур русской художественной сцены. Вся ее деятельность была манифестацией личной и творческой свободы, а биография – примером self-madewoman. Художница, пионер галерейного дела, роскошная и преуспевающая, она воплотила в жизнь пушкинскую формулу «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Одновременно Айдан стала творцом построенного на противоречиях персонального мифа, в который на равных вошел фемисткий дискурс и типичное поведение идеального потребителя, восточное гостеприимство и аристократическое высокомерие, с помощью которого она уходит от навязчивой суеты бомонда. Фундаментом этого мифа является сложная идентичность Айдан, родившейся и выросшей в срединной империи восточно-европейской женщины, унаследовавшей азербайджанские гены и европейскую культуру. А построенным на этом фундаменте зданием стало искусство Айдан, посвященное мифу красоты, гармонии и совершенства, воплощенный в полуобнаженныхкрасавицах, прекрасных воительницах и энгрисках. Впрочем, несмотря на формальную «красивость» всех без исключения своих работ, Айдан является одним из самых провокационных российских художников. Одним из первых радикальных жестов этого адепта contemporaryart (с его почти обязательными реверансами в сторону феминизма), стало заявление, что все ее искусство «ориентировано на зрителя-мужчину». Подобные высказывания не могли не возмутить критиков-феминисток, и лишь позже стало понятно, что имела в виду Айдан. Мужчина является отнюдь не субъектом ее искусства, а всего лишь безвольным стаффажем, обязательной частью ее инсталляций.

Также как сама художница не однозначна, ее самая, вероятно, любимая ориентальная тема. Айдан признается, что смотрит на Восток скорее глазами европейца, и даже европейского художника XIXстолетия, для которых этот антипод рационального Запада был вымышленным миром неги и сказочного богатства. Восточные мотивы присутствовали уже в ранних, ученических работах Айдан. Позже ориентализм проявлялся то притягательно и гламурно, как в инсталляциях-перформансах с живыми полуобнаженными красавицами, которых Айдан укладывала на атласные подушки среди сладостей и фруктов, то жестко, на грани фола, – как в видеоинсталляции «Кааба», где женские взгляды из черного куба заставляли дервишей совершать бесконечное вращение. Комментируя «Каабу», Айдан ссылалась на суфийские представления о том, что дух является женским началом, Бог – Возлюбленной, а созерцание света, который живет в сердце, повергает суфия в состояние экстаза. И цитировала стихи суфийской святой Рабии: «Все, что я хочу – это сущность Твоей Любви, // Я хочу стать одним целым с Тобой, // И стать Твоим Лицом». Эта работа, чуть не стала поводом для скандала – фундаменталисты усмотрели в ней слишком вольную, а, следовательно, – опасную интерпретацию догм ислама. Конфликта удалось избежать, верховного муфтий России не усмотрел ничего крамольного в том, в подобной интерпретации ислама. Через несколько лет появилась живописная серия «Я люблю себя», героинями которой стали предающиеся лесбийским играм обитательницы гарема, лица которых были скрыты покровами паранджи, но прорисованные тонким грифелем простого карандаша идеальные тела обнажены и открыты ласкам партнерш и взглядам зрителей. Как бы поддразнивая ревнителей благочестия, Айдан утверждала, что может момент стереть ластиком карандашные линии и тем самым притвориться, что вовсе не нарушала существующего в ортодоксальном исламе запрета на изображение живых существ. Впрочем, существенно не это, а контекст, в котором появились эти работы. Ориенталисткий миф покоится в руинах. Бряцающий оружием Восток давно уже не ассоциируется с ленивой негой и эросом сказок «Тысячи и одной ночи». Сегодняшние ньюсмекеры – мусульманские фундаменталисты и чеченские боевики, теракты, опоясанные смертью шахидки и борющиеся за свое право носить хиджаб и заворачиваться в паранджу европейки арабского происхождения, параноидальное напряжение между европейцами и выходцами с Востока, физическое и психологическое насилие, которым подвергаются женщины в патриархальных восточных культурах. Все это не раз становилось темами критического художественного высказывания, но Айдан игнорируямейнстрим, смело возвратила современному искусству отвергнутую еще пионерами авангарда чувственность, долгое времяассоциирующуюся с буржуазной пошлостью салонной живописи и китчем.

Параллельно с живописью Айдан работала над еще более откровенной графической серией «Персидские миниатюры», которая начиналась как не предназначенные для постороннего взгляда зарисовки в блокноте, приватное занятие, практически обнажающее работу подсознания автоматическое письмо. При том, что серия названа «более откровенной», в ней мало буквальной эротики, но много чувственности, тайны и сюрреалистической образности. В этой серии все неоднозначно, и не исчерпывается описанием, которое можно было начать словами «однажды в гареме, от скуки…». Прикосновения и объятия, в которые заключают друг друга героини, не выглядят сугубо эротическими. Скорее, это история об обретении адекватного партнера – тема, актуальная для многих сильных и состоявшихся женщин. Нет ничего удивительного, что именно в этой серии появились книга (анатомический атлас) и зеркало – символы самопознания, миниатюрные модели мечетей с минаретами в нежных руках – символы веры. Впрочем, минареты, которые женщины то ли закрывают оберегающим жестом, то ли ласкают – очевидный привет Фрейду, одновременно заставляющий предположить еще более радикальное, чем в инсталляции «Кааба», толкования мистических восторгов суфизма.

Мария Кравцова

; член-корреспондент ). Член Союза художников СССР с 1988 года .

За последние два десятилетия «Айдан галерея » стала одной из ведущих московских галерей, а Салахова - широко известным в России и мире художником. Работы Айдан Салаховой находятся в частных и государственных собраниях, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Фонда культуры «Екатерина», Francois Pinault Foundation, Teutloff Museum; в частных коллекциях И. Халилова, П.-К. Броше, Т. Новикова, В. Некрасова, В. Бондаренко и других. Салахова сотрудничает с галереей XL (Москва), Cuadro Fine Art Gallery (Дубай). Айдан регулярно входит в список Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника» .

Дочь Героя Социалистического Труда, народного художника СССР, академика Таира Салахова .

Биография

При непосредственном участии Айдан в России состоялась первая выставка Хельмута Ньютона, зажглись звезды художников Олега Доу, Ростана Тавасиева, Оксаны Мась. Еще в начале 90-х Айдан начала формировать вкус и понимание русского и мирового современного искусства у потенциальных коллекционеров. Профессионализм, смелость и чувство стиля быстро сделали Айдан одной из ключевых фигур российского искусства. Самый эффектный академик Академии художеств РФ, она популярна в светской среде, но относится к выходам в свет крайне избирательно.

Творчество

Искусство Салаховой получило признание не только на российской арт-сцене, но и зарубежном. Айдан - участник ключевых международных ярмарок и биеннале, в том числе Венецианской биеннале современного искусства (1991, 2011), 2-й Международной Московской биеннале современного искусства (2007) и др. В своих работах Салахова исследует темы взаимодействия Востока и Запада, тему мужского и женского начала в контексте Ислама, вопросы запретов, эзотерики и красоты.

Венецианский инцидент

Ильхаму Алиеву не понравилась скульптура, обозначенная в каталоге как «Предстоящая» и представляющая собой одетую в чёрное мусульманскую женщину и объект под названием «Черный камень» , интерпретирующий в вольной форме образ Чёрного камня в Мекке . Первая вызвала критику в связи с тем, что светское государство Азербайджан не должно быть представлено на международной выставке мусульманским искусством. Второй же объект был назван оскорбляющим ислам . То же самое относится и к графическим работам, демонстрирующим сексуальные образы в контексте религии . Например, женщина, держащая минарет , отчасти напоминающий фаллический символ . Все эти работы показались должностным лицам спорными для престижа страны .

Скульптуры были накрыты белой тканью. Павильон объявил, что работы получили технические повреждения во время транспортировки и закрыты на несколько дней на реставрацию.

В течение нескольких дней Берал Мадра, Айдан Салахова и комиссар павильона Чингиз Фарзалиев вели переговоры с властями, пытаясь донести, что «удаление скульптур будут означать цензуру, что принесет имиджу страны больше вреда, чем сами работы». Однако 8 июня скульптуры Салаховой были удалены из экспозиции. Комментируя конфликт, Берал Мадра отметила, что «в подобных конфликтах художникам и кураторам необходимо иметь международную правовую защиту».

Куратор итальянского павильона Витторио Сгарби (Vittorio Sgarbi) после удаления скульптур из азербайджанского павильона поставил в общую экспозицию павильона скульптуру Айдан Салаховой «Черный камень», которая экспонировалась до конца 54-й Венецианской биеннале.

Персональные выставки

Айдан Галерея

Основанная в 1992 году художницей Айдан Салаховой, галерея является сегодня одной из наиболее авторитетных в России частных галерей, занимающихся современным и актуальным искусством . На престижных выставках и ярмарках в России и за рубежом (The Armony Show (США), FIAC (Франция), Liste (Швейцария), Art Forum Berlin (Германия), ARCO (Испания), Vienna Art Fair (Австрия), Art Dubai (ОАЭ), Art Brussels (Бельгия)) экспозиции «Айдан Галереи» традиционно получают высокие оценки критиков, коллекционеров и простых зрителей . Галерея работает с художниками, совмещающими жесткий концептуализм с радикальным эстетизмом; такими как Рауф Мамедов, Елена Берг, Никола Овчинников, Константин Латышев и многие другие.

Закрытие галереи

В 2012 году радио «Свобода » сообщило о закрытии галереи Айдан Салаховой по причине нерентабельности бизнеса, также свою галерею закрыл Марат Гельман . По словам Салаховой, она сконцентрируется на собственном творчестве и будет продолжать преподавательскую деятельность - она с 2000 года преподает в МГАХИ им. Сурикова.

Источники

  • Ромер Ф. Одалиска авангарда // Итоги. - 2001. - № 9.
  • Кулик И. Сексуальная ориентальность // Коммерсантъ. - 2006. - 18 мая.

Примечания

  1. Пресс-материалы 54-й международной Биеннале современного искусства в Венеции. 2011 год
  2. Биографическая справка на сайте «Коммерсант.ru».
  3. GiF.Ru - Информагентство КУЛЬТУРА>> 12 мая, ресторан Chichibio (Москва) - пресс-конференция Айдан Салаховой, посвященную её художественному проекту Destination, который будет …
  4. Радио Свобода. http://www.ng.ru/culture/2011-06-09/1_censor.html
  5. Независимая газета. http://www.ng.ru/culture/2011-06-09/1_censor.html
  6. Соловьева В. Айдан Салахова. «Я люблю себя» // Time Out Moscow,2005, 21-27 ноября, с. 83
  7. Droitcour, B. Looking Behind the Veil // The Moscow Times, 2005, 2 декабря
  8. Кравцова М. Чем отзовется Восток // Все ясно, 2006, № 1, с.52-53
  9. Агунович К. Айдан Салахова. «Хабиби» // Афиша (СПб), 2004, 26 января - 8 февраля, с. 93
  10. «Хабиби» Айдан Салаховой в галерее «Д-137» // Коммерсант- Weekend (СПб), 2004, 23 января, с. 21
  11. Пиликин Д. «Не счесть алмазов в каменных пещерах…» // Календарь (СПб), 2004, № 3(32), с. 63
  12. Желтов В. «Чего хочет восточная женщина?» // Смена (СПб), 2004, 9 февраля, с. 9
  13. Вертин Л. Айдан Салахова: не слишком гламурная для любви… // НоМИ, 2004, № 1(36), с. 40-41
  14. Д. Н. Гарем с пластидом // НоМИ, 2004, № 1(36), с. 41
  15. Хорошилова О. «Хабиби» - сафистика любви. Об истоках гомоэротизма в «Одалисках» Айдан Салаховой // http.//www.russkialbum.ru/baraholka/28.shtml

Москва. Мастерская на Винзаводе. Вновь эта магическая пустошь, цех по производству творчества… Уже вторично меня заносит сюда в погоне за незаурядным героем. В прошлый раз то была встреча с театральным реформатором Кириллом Серебренниковым. На этот раз цель моего журналистского паломничества - она, "упавшая с Луны" бунтарка Салахова. А вот и она. Не терпящая тишины Айдан живет и творит в сопровождении фоновой музыки, в свободном полете, подчиняясь лишь ритму биения своего сердца. И вот уже я, подхватив этот ритм, сижу посреди живой "машины желаний" - между двумя Айдан, фотографом и художницей, лихорадочно загадывая самое заветное... Беседа перемежается короткими перекурами со "стрелянием" сигарет, как в студенческие годы, и глотками терпкого миндального кофе, заказанного в кафешке поблизости.

Aйдан, по дороге сюда я пыталась представить, какой Вы на самом деле человек: сложный или простой? О Вас отзываются по-разному, и почему-то многие воспринимают как сложного человека…

Вид такой, прическа необычная, нос длинный… Не знаю ответа, сама удивляюсь.

Ваше имя в чем-то оказалось пророческим для Вас? Айдан - это как "с Луны свалилась"…

Ну, все так и думают, что я инопланетянка. Даже мой сын.

В своем творчестве Вы затрагиваете самые разные темы, даже религию. Какая тема для Вас самая значительная?

Религиозная тема на самом деле для меня не главная. Меня больше волнует тема женщины во всех проявлениях, пускай даже в религии. К примеру, паранджа... На мой взгляд, когда надеваешь ее, ты закрываешься от социальных установок, взглядов, и тогда разговор с самой собой проходит более честно. Женщина в отличие от мужчины кроме внутреннего Я обладает еще и вторым зрением, которое позволяет ей наблюдать за тем, как она выглядит, двигается, действует, более того, наблюдение это происходит с точки зрения мужчины. Женщина ставит себя на место мужчины, и наблюдает сама за собой. Это конечно шизофреническая ситуация.

Нагота дает преимущество?

Во все времена в искусстве, которым занимались в основном мужчины, женщина часто представала обнаженной, как объект вожделения. И это объяснимо. В своих работах я, в свою очередь, выставляю мужчин как объект желания, и это, думаю, тоже объяснимо... Мое искусство - для женщин. Хотя надо отметить, что человеческое тело, будь оно женское или мужское, - это очень красиво.

Сегодня девушки больше стараются раздеться…

Наверное, им кажется, что так лучше и удобнее.

А Вам как лучше?

Одежда - это такой.театр., где ты одеваешься по сценарию и иногда по настроению. В Дубае я ходила и в парандже, и в мини. Когда я в Карраре, я вообще никогда не одета - в том смысле, что хожу только в рабочей одежде: это доставляет максимум удовольствия - не надо ни краситься, ни причесываться... А вообще я люблю треники.

Сегодня то, что мы называем contemporary art зачастую ассоциируется с эпатажем...

Некоторые художники таким образом высказывают свои собственные, .честные. идеи и мысли. Некоторые бездарности порой эпатируют слишком назойливо, не имея для этого никакого повода. Делают ставку на необразованность аудитории. Нужно просто разбираться в современном искусстве, чтобы различать, что хорошо, а что плохо.

Как Вы относитесь к современному театральному искусству?

Театр не люблю и не хожу. Категорически.

А что любите?

Ходить в кино, танцевать и веселиться в ночных клубах.

Редко встретишь человека, живущего так, как ему хочется, не ограждая себя рамками. Для меня, да и для многих других Вы - один из таких редких людей. Как Вам это удается?

Отвечу очень просто: я всего лишь делаю то, что хочу я.

Иногда поступать "по своему хотению" довольно сложно…

Знаете, когда подходит возраст, начинаешь просто беречь время.

Поэтому Вы и закрыли свою галерею?

Да. Не хотелось остаток жизни заниматься галерейной деятельностью. Стала бережнее, экономнее относиться к личному времени. Например, ассистент составляет расписание, а когда сообщает, что должна быть та или иная встреча, то сразу задаюсь вопросом: хочу ли я потратить часть своей жизни на эту встречу? Удобно или неудобно перед людьми, какая будет реакция - на этом я уже давно не заморачиваюсь.

Судя по всему, Вам удается пребывать в гармонии с миром и самой собой... При каких обстоятельствах это наступает?

Когда все просто офигенно! Мне через многое пришлось пройти. Такой долгий путь - от социальных, родительских, политических установок... Люди слишком много времени тратят на заботы о том, что о них подумают, поступают не так, как хочется, а как принято. И в итоге оказывается, что они прожили не свою жизнь. Хоть и поздновато, но я поняла, что счастье - это гармоничное состояние, в котором ты себе не противоречишь! Нельзя себе противоречить, никогда! Особенно женщинам! Ведь наши женщины вообще живут непонятно чьей жизнью: может, им и замуж не надо - а они выходят, может, и один ребенок не нужен - а они рожают по десять детей.. Надо четко понимать свои желания. Правда, это не каждому дано...

Как Вы отнеслись к раннему браку Вашего сына? Ведь ему всего 21 год.

Очень хорошо, потому что у него и его супруги Анечки очень правильные взгляды на жизнь. Это та пара, которая многое понимает, и они не будут душить друг друга своими отношениями.

Почему сегодня так сложно быть в отношениях?

Ну, я могу сказать только о себе. Мне сложно быть в отношениях, потому что я творческий человек, художник. Опыт показывает, что ни при каких условиях ни один мужчина не захочет быть на втором месте. А для меня на первом месте всегда Искусство.

А как же любовь? Или Вы не признаете ее первенства?

Раньше я считала, что любовь - это умерщвление собственного Я. У меня даже есть такая работа - "Любовь и смерть". Сегодня для меня есть безусловная любовь: это спокойные, ровные чувства, не страсть и не катаклизмы... С возрастом учишься любить так, чтобы не противоречить себе.

А Ваша любовь к искусству? Чего в ней больше: чувства или страсти?

В Ваших произведениях Вы всегда делаете акцент на руки. Я бы даже сказала, что именно руки - "главные герои" ваших работ...

Руки не лгут никогда, жест может сказать о человеке многое. Можно обмануть глазами, но не руками... Меня очень.зацепил. тот трагический случай, когда террористы захватили.Норд-Ост.. Когда показывали шахидок - взгляд у них был такой отрешенно-холодный, но руки с бомбами и проводами - они точно не врали!..

Мне доводилось беседовать с Вашим отцом. Он очень красноречиво и обстоятельно говорил о разных вещах, но когда речь зашла о Вас...видели бы Вы, как преобразилось его лицо, сколько нежности и счастья промелькнуло в его глазах! Какие у вас отношения?

Дружеские: как коллега с коллегой, художник с художником. Папа с детства ко всем, в том числе и ко мне, относился очень уважительно, давал полную свободу. В этом плане он, конечно, умнейший педагог. Он также хороший советчик - всегда выслушает и направит. Но для меня, дочери Таира Салахова, он не просто папа - это прежде всего художник с большой буквы, творческий человек. И он тоже считает, что я в первую очередь художник, а потом уже дочь.

То есть в ваших отношениях не было проблемы "отцов и детей"?

Однажды поднялась большая шумиха из-за Interview, где появилось фото обнаженной меня. Папа позвонил и спросил: что случилось? Ну, мы встретились, я показала ему журнал. Он посмотрел и сказал: "Прекрасный снимок, и позируешь красиво. Кто фотограф?" Он, художник, увидел в этом снимке искусство, а не то, что его дочь голая. Это немного другой мир. Мы с ним привыкли видеть обнаженных людей в институте, дома на стенах, папиных натурщиц и так далее. Были удачные "форма и содержание", ничто иное в данном контексте - обнаженная, не обнаженная - никого не интересовало.

Как Вам удалось, прожив столько лет в Москве, сохранить душевную теплоту, не озлобиться? Я очень люблю Москву, но здесь даже пограничнику в аэропорту хочется сказать: .Да улыбнись ты, авось полегчает!.. А Вы живете в сложном мире, среди жесточайшей конкуренции, зависти, интриг...

Я ни в чем таком не участвую. Хожу в институт, преподаю - и ухожу. Что там происходит между преподавателями - меня совершенно не интересует. И когда у меня была галерея, я тоже никак не участвовала в склоках. Это все проходит мимо меня.

Человек, привыкший дорожить своим временем, строит планы на будущее?

Обязательно. На будущий год у меня выставка в галерее Saatchi, в октябре. Еще через год предстоит экспозиция в Дубае - правда, я еще даже не начала делать работы, пока думаю... А в декабре поеду на Исламский арт-фестиваль, буду представлять свои.скульптуры с руками..

Что Вы скажете о нынешнем Баку? Вы никогда не приезжали в Баку работать?

Баку - самый красивый город на Земле! Для меня это лучшее место отдыха: щедрое солнце, изысканная еда, прогулки по старым улочкам, дача... Там я здорово подзаряжаюсь, но желания работать у меня не возникает. Кстати, то, что происходит в Азербайджане в контексте современного искусства, меня очень радует. Радует то, что в отличие от России в искусство вкладываются деньги, проводится огромная работа, выделяются средства, так что сегодня российских художников знают в мире меньше, чем азербайджанских.

Поэтому Вы и предпочитаете работать в Италии?

Да, я купила там квартиру, есть своя мастерская. Меня ничего там не напрягает и не отвлекает. Я просто творю и получаю от этого удовольствие. Вкусная еда и потрясающие люди! Ну, и мрамор, без него очень скучно...

Интервью: Кенуль Нагиева/Фото: Айдан Керимли

Сегодня я нахожусь в гостях у одной из самых известных фигур на современной арт-сцене - Айдан Салаховой. Художник, галерист, преподаватель и общественный деятель, Айдан известна даже далеким от художественной среды людям, благодаря ее харизме и заслуженному авторитету, а отчасти и скандалам, связанным с характером и тематикой ее творческих работ.

В конце 2013 года состоялся наш совместный фотопроект : новая вариация серии работ «Предназначение», в котором Айдан с присущим ей изяществом снова исследовала тему гендерных ролей.

Тему мужчины и женщины мы несомненно затронем и в этом откровенном интервью…

Полина Аскери : Айдан, я просмотрела большое количество публикаций о тебе и заметила множество скандальных историй. Скажи, почему так происходит? Может всему виной твоя бурная энергетика?

Айдан Салахова : Знаешь, когда я что-то делаю, то не думаю о скандале. Просто современное общество очень консервативно в своих взглядах на жизнь и искусство. Человечество в целом идет вперед, но реакция многих людей не меняется годами. К тому же в нашей стране нет хорошего культурного уровня, возможно, поэтому любой неоднозначный проект воспринимают данным образом. Люди не понимают язык актуального искусства, не понимают современный язык художественного высказывания.

Полина Аскери : Но так происходит не только в России. Твои скульптуры не допустили к выставке в павильоне Азербайджана на биеннале в Венеции. Чем закончилась эта история?

Айдан Салахова : Одну из скульптур взял в экспозицию итальянского павильона Викториус Гарбе. Это был «Черный камень». Изначально Викториус хотел взять скульптуру девушки в парандже, но поскольку она весила 1,5 тонны, пол павильона просто не выдержал бы. На самом деле, для меня загадка, почему мои работы запретили, поскольку никакой провокации в них заложено не было. Композиция состояла из девушки в парандже, стоящей перед Черным камнем, святыней Мекки. В этой работе я сделала точную копию обрамления Черного камня, и единственное изменение, которое я внесла, заключалось в том, что из-за людских страданий и молений камень превращается в слезу, которая вытекает из этой оправы.

Полина Аскери : Так зрители эти работы все же увидели?

Айдан Салахова : Как ни странно, этот скандал имел позитивные последствия. Благодаря ему на меня обратила внимание одна из ведущих галерей в Арабских Эмиратах. На Венецианской биеннале была также снята с показа графика, на которой женщина держит минарет. Эти же миниатюры были выбраны для выставки в OАЭ.

Полина Аскери : Расскажи о том, как ты начинала? У тебя замечательный отец, выдающийся живописец, повлиял ли он на тебя?

Айдан Салахова : В детстве я всегда рисовала, но не думала становиться художником, я хотела стать биологом. Потом родители уговорили меня поступить в художественную школу, и с 9 класса я так и не ушла с этого направления. Поскольку у меня все в семье художники, то мне казалось, что во всех семьях все всегда рисуют, и так и должно быть. Моя первая выставка, на которой был выставлен триптих «Cтальной оргазм на оранжевом фоне» состоялась в 1986 году.

Полина Аскери : Вот видишь, ты не изменяешь своей сексуальной теме.

Айдан Салахова : На самом деле, о сексе все думают, просто я честно и открыто о нем говорю.

Полина Аскери : Как прошла твоя последняя выставка в Дубае?

Айдан Салахова : Поскольку у меня была музейная выставка, то часть работ уже принадлежала частным коллекциям, другая часть была куплена сразу же после выставки.

Полина Аскери : У тебя есть клиенты, которые покупают твои работы постоянно, есть друзья, которые поддерживают, а как насчет новых почитателей?

Айдан Салахова : Конечно, есть и новые лица, например, галерея «Квадро» продала мои работы разным коллекционерам из Арабских стран. Конечно, у меня есть вещи, которые хотелось бы держать в поле зрения, поскольку они выставочные. Многие хотели купить скульптуры женщин в парандже. Но поскольку я хочу отдать их в хорошие руки, и только втроем, в полном комплекте, именно потому они все еще у меня (смеется).

Полина Аскери : А где изготавливаются твои скульптуры?

Айдан Салахова : Я делаю все в Италии. В районе Каррары, где добывают лучший белый мрамор, есть «Студия Николи», которая существует уже около 250 лет. Многие художники делают там свои скульптуры.

Полина Аскери : А тебе не жалко расставаться со своими работами?

Айдан Салахова : Ты знаешь, с какими-то жалко… Но заканчивая работу, ты уже сознаешь, что тебе придется с ней расстаться.

Полина Аскери : Какие планы у тебя на этот год?

Айдан Салахова : Я уже запланировала серию скульптур, но пока не буду озвучивать, в каком направлении. Я начну их делать в феврале-марте, думаю, работа займет полтора года.

Полина Аскери : Касательно нашего совместного фото-проекта, ты напечатаешь его, и что дальше? Наша презентация наделала много шума, у меня часто спрашивают, не хотим ли мы сделать серию совместных вечеринок?

Айдан Салахова : Да, действительно, наша с тобой работа, вызвала интерес у многих. Я планирую показывать проект на выставках.

Полина Аскери в проекте «Предназначение»

Полина Аскери : Все обсуждают, какой ты харизматичный и безумно энергичный человек. А какие тебе нравятся мужчины?

Айдан Салахова : Мне нравятся помоложе (смеется). Я очень активный человек, хожу на мероприятия, в ночные клубы, поэтому с молодыми мне гораздо интереснее.

Полина Аскери : Ты часто влюбляешься?

Айдан Салахова : Не часто, но сильно.

Полина Аскери : А почему ты не замужем?

Айдан Салахова : Я была замужем, и поняла, что это не совсем мое. Поскольку семья - это работа, причём не простая. Это целый тяжелый проект. Когда же мужчина понимает, что искусство я люблю больше, то начинается ревность. И когда ты начинаешь при этом метаться и пытаться быть на двух фронтах идеальной, то проигрываешь в обоих случаях. А что семья значит для тебя?

Полина Аскери : Для меня семья - это любящий и любимый мной мужчина и то место, куда ты хочешь возвращаться всегда. Для меня семья - это единое целое, моя помощь и поддержка.

Айдан Салахова : Еще раз повторю, это в первую очередь работа, причем 24 часа в сутки. Я растила ребенка одна, с тех пор как ему исполнилось два года. Но воспитание ребенка - это нечто другое... Мужчина требует большего внимания!

Полина Аскери : Ты встречаешься с мужчинами из творческой среды?

Айдан Салахова : Знаешь, у меня был муж из творческой среды, поэтому больше не хочу (смеется). Два художника не смогут ужиться вместе! Я думаю мужчинам со мной тяжело: я часто задерживаюсь в студии до 2 ночи, и ни одному мужчине это не понравится. Я не понимаю контроль и ревность, поэтому требую такого же отношения к себе. Не переношу, когда меня лишают свободы!

Полина Аскери : Ты с самого начала была такой?

Айдан Салахова : Я не ревнивый человек, что многие мужчины воспринимают как равнодушие. На самом деле я просто такой человек. Всегда нужно жить и делать то, что ты хочешь, все остальное - это социальные установки.

Полина Аскери : А были ли моменты, когда тебе нужно было выполнять эти социальные установки?

Айдан Салахова : Конечно, я просто со временем поняла, что так нельзя. С возрастом начинаешь ценить время и понимать, что нельзя делать того, что ты не хочешь. Все нужно делать в свое удовольствие! Я прочла когда-то книгу Самурая, где один из принципов гласит: «Ты должен воспринимать каждый день, как последний». И я стараюсь жить по этой концепции.

Полина Аскери : Что тебе больше всего нравится самой в себе?

Айдан Салахова : Я думаю спонтанность.

Полина Аскери : А что тебе больше всего не нравится?

Айдан Салахова : Моя лень, я очень долго собираюсь что-либо начать. (смеется)