М.И. Авилов «Поединок на Куликовом поле»: описание картины. Описание картины Поединок Пересвета с Челубеем

Одним из величайших творений выдающегося российского и советского живописца Михаила Ивановича Авилова является картина “Поединок на Куликовском поле”. Данное полотно принесло настоящую известность и успех художнику. Благодаря ей, Михаил Авилов стал лауреатом 1 степени Сталинской премии.

Художник изобразил легендарный бой двух богатырей – Пересвета и Челубея. Оба воина изображены в центре картины, восседающие на конях. Предчувствуя сильное столкновение, кони взвились на дыбы. Стоит отметить, что русский воин изображен слева, а татарский богатырь справа. Как мы можем увидеть, Пересвет облачен в русскую рубаху, поверх которой находится кольчуга с металлическими пластинами, на голове богатыря поблескивает белый шлем. А на ногах у воина кожаные сапоги, которые говорят о его знатном роде.

Вся атмосфера военных действий шикарно передана с помощью цветов и оттенков. Так, позади Пересвета, изображены русские воины. Благодаря мастерству живописца, можно прочувствовать настроение русского войска. Используя больше серых, бледных тонов автор картины позволяет ощутить дух русского войска. Уверенные, стойкие русские богатыри расположились на левой стороне картины. Воины с тревогой ожидают исхода этого важного поединка. Но при этом они тверды и сильны. Во главе войска Михаил Авилов нарисовал самого Дмитрия Донского, восседающего на белом коне.

В тоже время, напротив Пересвета изображен Челубей. В целом, вся правая сторона картина более насыщена яркими красками. Так, мы можем понять, что вот-вот и с выбритой головы Челубея слетит красный малахай. Татарский воин изображен также крупно, его тело, пораженное копьем, скоро упадет на землю. А войско, которое расположилось в правой части картины, на заднем плане, с ожиданием и нетерпением наблюдает за процессом. Чувства врага художник мастерски передает яркими красками. Неуверенность, нетерпение – вот чувства, которые испытывает вражеское войско. Страх и беспокойство уже пронзили их, ведь они уже предугадали исход поединка.

Безусловно, необходимо отметить, что фигуры самих богатырей являются центральной частью картины. Художник изображает воинов очень крупно, он будто увеличивает их в росте, добавляет тем самым им невиданных сил.

Достаточно взглянуть в лицо русскому воину – Пересвету. Его лицо будто излучает невероятную силу и мощь, которые олицетворяют дух всего русского войска. В тоже время, лица татарского богатыря мы не видим. Художник очень остро передал самый напряженный момент поединка - столкновение, которое предвосхитило весь ход Куликовской битвы. Как мы знаем, в действительности, оба воина героически погибли в этом сражении. Но победа осталась за русским воином, так как конь его прискакал с мертвым телом на седле до своего войска, а тело татарского богатыря в момент столкновения упало бездыханное на землю.

Картина Михаила Ивановича Авилова является поистине достоянием русской культуры. Она потрясающе воплотила в себе одно из важнейших событий в истории Древней Руси.

Описание картины Поединок Пересвета с Челубеем

Традиция, когда от двух войск выставляют по одному воину, для того чтобы решить исход битвы, существует довольно давно. Конечно, на практике не всегда хватало только такого поединка, ведь пришедшие на поле битвы, зачастую приходят туда, чтобы там остаться и многие понимают этот факт. Как известно, побоище на Куликовом поле унесло много человеческих жизней и русских и татарских, после битвы поле было обильно удобрено сильными, молодыми и старыми телами.

Авилов предлагает нам картину до битвы, практически перед самой битвой. Два войска сошлись и стоят неподалеку друг от друга сомкнутыми рядами. На свободном пространстве сошлись главные богатыри.

Согласно легенде, Дмитрий Донской приезжал к Сергию Радонежскому для того чтобы получить благословение и духовное наставничество. Одним из монахов Радонежского был Пересвет, который относился к боярскому роду и имел познания в воинском искусстве. Поэтому Сергий Радонежский не только благословил князя, но и отправил с ним своего инока, который смог бы не только молитвой, но и мечом помочь собственной земле.

Таким образом фигура Пересвета представляет собой монаха-воина, который противостоял чужеземному воину Челубею, кстати, профессиональному поединщику. Далее сведения из легенды немного расходятся, однако, практически всегда указывается на гибель каждого воина. Они вонзили друг в друга собственные копья и скончались.

Тем не менее, эти подробности не столь существенны, как художественная ценность рассматриваемой картины и те мысли, которые хотел передать художник. Перед нами два воина на крупных, ретивых конях, ставших на дыбы. Кони изогнулись и ржут свирепо, а воины сломили друг о друга копья.

Нужно сказать, Авилов не пишет пронзенных воинов, если присмотреться, то копье Пересвета уперлось в щит Челубея, а Челубей погрузил свое копье куда-то к щиту Пересвета. Стоит поразмыслить почему художник изображает поединок именно таким образом, а не следует легенде. Ведь согласно логике его картины, спустя мгновение оба воина слетят с седла и окажутся на земле со сломленными копьями.

Основной акцент сделан на центральные фигуры, но на заднем фоне располагается два войска, которые увлечены зрелищем. Они смотрят как сражаются богатыри, кто-то подбадривает своего воина выкриками, другие просто с интересом слегка наклонились вперед. Богатыри тут изображают как бы квинтэссенцию сил своего народа, собственной цивилизации, за ними стоят остальные воины, которые спустя какие-то минуты станут удобрением для земли.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Старушки в рассказе Старый гений Лескова сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является пожилая женщина, представленная писателем в образе небогатой помещицы, проживающей в небольшом провинциальном имении.

  • Анализ сказки Вяленая вобла Салтыкова-Щедрина сочинение

    Основным персонажем произведения является вобла, представленная писателем в образе вычищенной, выветренной, вывяленной рыбы, лишенной из-за этого процесса разумной нормальной мыслительной деятельности, проявления каких-либо чувств, в том числе и совести.

  • Все люди, проживающие на земле, знают о войнах. О них всегда говорят, вспоминают и конечно боятся повторения этих страшных событий в наше время. Родители и учителя в школе, постоянно напоминают и рассказывают обо всех ужасах военного времени

  • Анализ произведения Поединок Куприна 11 класс

    Поединок возможно одно из самых известных произведений Александра Ивановича Куприна. В данном произведении нашли отображения мысли автора. Он описывает русскую армию начала 20 века

  • Сочинение Лето - это маленькая жизнь

    Лето это особенное время. На целых три месяца можно забыть о школе. Что делать летом и как провести время с пользой. Только летом можно начинать закалку организма. Для этого купаются в речке, в пруду, под душем с прохладной водой или в бассейне

Картина была написана художником во время Великой Отечественной войны (в 1943 г.). Этот год является трагическим и переломным для нашей страны. Поединок между Челубеем и Пересветом также был важным в исходе Этот бой укрепил дух русских полков. В схватке погибли оба воина, но победа была одержана нашим богатырем. Пересвет сумел доехать на уцелевшем коне до русского войска, стоявшего позади. А Челубей после мощного удара копьем упал с коня и так и остался лежать, истекая кровью.

Картина «Поединок на Куликовом поле» находится в Государственном русском музее, который вы можете увидеть на фото выше.

Биография художника

М.И. Авилов - народный художник РСФСР, имеет множество наград, его картины участвовали в выставках в Академии художеств Общества им. А.И. Куинджи. Наиболее известное полотно, которое написал художник Авилов, носит название «Поединок на Куликовом поле». Картина принесла живописцу большой успех, благодаря ей он стал лауреатом I степени.

Авилов преподавал в Институте им. И.Е. Репина (Академия художеств в Санкт-Петербурге, в то время - в Ленинграде), создавал плакаты и иллюстрации для русской классической литературы.

Каждая картина этого художника наполнена особенной атмосферой. Авилов работал в батальных жанрах (баталия - сцена сражений), преимущественно изображал на своих полотнах знаменательные исторические события Руси и СССР (времена гражданской войны). Художник черпал вдохновение для своих полотен из его современности, а теперь, в наше время, эти картины использутся в качестве иллюстраций для учебников по истории.

Художник Авилов, «Поединок на Куликовом поле»: описание картины

На картине мы с первого взгляда узнаем легендарного русского богатыря Пересвета (художник изобразил его слева). Он облачен в снаряжение русского воина: поблескивающий на солнце шлем, а поверх нее надета кольчуга с металлическими пластинами, которые крепились в качестве дополнительной защиты. Но это не спасет богатыря. Пересвет погибнет вместе со своим противником Челубеем. Также мы видим, что на русском воине надеты не лапти, а кожаные сапоги. Это говорит нам, что Пересвет - человек богатый или знатного рода.

Что еще изобразил Авилов? «Поединок на Куликовом поле» (картина) представляет нашему взгляду и отрицательного героя «рассказа» — татарского богатыря Челубея. Художник подробно расписал все зло (для нас это татаро-монгольское иго) в одном лице воина-татарина. На картине этого воина мы увидим справа. Красный малахай на бритой голове уже говорит нам, что это не русский воин, а татарин, наш враг. Обе фигуры (Пересвет и Челубей) запечатлены в самом центре полотна. Они динамичны, изображены крупно, и все это выделяет их на общем плане. Талантливый художник - М. Авилов. «Поединок на Куликовом поле» (описание картины представлено в нашей статье) - исторически значимая работа.

Описание действий

В центре картины Пересвет бьет острием копья, от Челубея идет встречный удар. Оружие обоих воинов врезается в щиты, но пробивает их насквозь и вонзается в тела, прорвав кольчугу. Разъяренные лошади встали на дыбы. Красный малахай слетает с головы Челубея. Вот-вот упадет и он сам. Раненный Пересвет продолжает держаться на коне.

Замечательную работу создал М. Авилов - «Поединок на Куликовом поле». Картина, описание которой мы проводим, поражает своей реальностью.

Задний план

Краски, которыми художник расписывал героев полотна, более яркие и насыщенные, чем задний план. Описание войска татар выглядит так:полки расположены справа, со стороны Челубея, и они выражают беспокойство. Татары уже предугадывают исход поединка. Он будет точно не в их пользу. Воин, который стоит ближе к нам, не может стоять на месте и спокойно наблюдать, он внимательно следит за всем, что происходит в поединке. И вот, увидя, как копье пронзает Челубея, он с беспокойством подается вперед.

Русское же войско менее взволновано. Наши воины уверены в силах Пересвета, но они не менее беспокоятся об исходе битвы. До мелочей все изобразил Авилов. «Поединок на Куликовом поле» - картина (описание ее еще не окончено), которая не может оставить равнодушным никого.

Впереди на белом коне восседает князь Дмитрий Донской. Наши воины изображены на дальнем плане и небольшими фигурами, поэтому невозможно рассмотреть эмоции на их лицах.

Так представил Авилов поединок на Куликовом поле. Описание события, которому посвящена картина, позволит вам больше узнать о Куликовской битве. Бой между Пересветом и Челубеем известен большинсту людей во многом благодаря художнику М.И. Авилову.

Примечания к статье

Мы должны гордиться тем, что создал это полотно наш художник - М.И. Авилов. «Поединок на Куликовом поле» (описание картины отсылает нас к далеким событиям) - удивительная работа.

Живописец изобразил на своем полотне легендарное историческое событие Руси. Делая подробное описание, мы невольно начинаем углубляться в историю, стараясь рассказать о полотне, которое написал Авилов — «Поединок на Куликовом поле». Описание картины может заполнить целую главу в учебнике по истории.

Заключение

Мы рассмотрели работу, которую создал М.И. Авилов - «Поединок на Куликовом поле». Описание этой картины расширяет знания о нашей стране, о ее героях и их подвигах. Во всем своем величии здесь представлен дух русского народа, который свергает иго татаро-монголов. Один мощный удар копьем решает судьбу всей Руси. Теперь больше не будет гнета, обычные люди продолжат мирную жизнь, не боясь, что в любое время могут нагрянуть татарские воины и уничтожить их семьи. Богатырь Пересвет в битве с Челубеем погибает, но оставляет о себе вечную память.

На фото выше представлен монумент, посвященный Куликовской битве.

Благодаря картине художника Авилова многие из нас знают о том, какой подвиг совершил Пересвет и что вообще когда-то состоялась

О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова. Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.

В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.

Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.

Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?

Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.

Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».

Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.

Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.

Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.

Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.

За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

В этот день:

19 февраля 1918 года начался Ледовый поход Балтийского флота - операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Она была проведена в тяжелейших ледовых условиях февраля - мая 1918 года. Командовал операцией начальник Морских сил Балтийского моря Алексей Михайлович Щастный.

Ледовый поход адмирала Щастного

19 февраля 1918 года начался Ледовый поход Балтийского флота - операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Она была проведена в тяжелейших ледовых условиях февраля - мая 1918 года. Командовал операцией начальник Морских сил Балтийского моря Алексей Михайлович Щастный.

В результате операции были спасены от захвата и перебазированы 236 кораблей и судов, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок.
Тем не менее после завершения похода, по приказу Льва Троцкого, А. М. Щастный был арестован «за преступления по должности и контрреволюционные действия». После суда его приговорили к расстрелу. Это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Обвинение, по словам историка С. Мельгунова, было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти».

Полярный дрейф СП-1

19 февраля 1938 года была завершена работа первой в мире дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс - 1».

Полярный дрейф СП-1

19 февраля 1938 года была завершена работа первой в мире дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс - 1».

Её состав: руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров, радист Эрнст Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Петр Петрович Ширшов.

Созданная в районе Северного полюса станция «СП» через 9 месяцев дрейфа (274 дня) на юг была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км. Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» сняли четвёрку зимовщиков 19 февраля 1938 года за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.

19 февраля 1959 года родился Глеб Борисович Юрченко, советский, российский офицер, полковник; Герой России (1995).

Десантный полковник Глеб Юрченко

19 февраля 1959 года родился Глеб Борисович Юрченко, советский, российский офицер, полковник; Герой России (1995).

В 1981 году Глеб закончил Киевское высшее общевойсковое командное училище. Служил в Воздушно-десантных войсках. В 1981—1983 годах участвовал в боевых действиях в Афганистане (провинции Пактия) в составе 56-й десантно-штурмовой бригады, командовал разведвзводом; совершил 79 разведвыходов в качестве командира группы. Его рейды отличали подготовленность, трезвый расчёт, сохранение личного состава и практически всегда — полное выполнение боевой задачи.

Затем служил в 137-м гвардейском парашютно-десантном полку 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (Рязань). Участвовал в ликвидации вооружённых межнациональных конфликтов в «горячих точках» на территории бывшего СССР.

С декабря 1994 по март 1995 года участвовал в боях первой чеченской войны. Будучи начальником штаба 137-го парашютно-десантного полка, возглавлял сводный батальон (300 десантников). В декабре 1994 года при продвижении войск к Грозному батальон подполковника Юрченко разгромил бандформирование, уничтожив до 40 боевиков, 2 реактивные установки залпового огня «Град», 3 бронетранспортёра и 6 пулемётов. При подходе в населённому пункту, где оборонялись около 100 боевиков, Юрченко один вышел к позициям противника и в переговорах с командованием боевиков и старейшинами села убедил их отказаться от сопротивления. Село было занято без боя.

При штурме Грозного 1 января 1995 года батальон подполковника Юрченко, выполняя задачу по оказанию помощи 131 Майкопской мотострелковой бригаде в районе железнодорожного вокзала, занял оборону в здании управления железной дороги. Он организовал круговую оборону, наладил взаимодействие с артиллерией; в боях 2-6 января 1995 года десантники уничтожили свыше 100 боевиков, танк и несколько единиц бронетехники врага. Днём 6 января в этот район вышли основные силы группировки российских войск.

Решая следующую задачу по захвату здания Департамента госбезопасности Ичкерии, Юрченко организовал 3-дневный непрерывный обстрел здания, превращённого боевиками в мощный узел обороны. После обрушения фасада здания 9 января по сигналу в бой вступили 6 штурмовых групп. Боевики были захвачены врасплох и уничтожены на месте, разрозненые очаги сопротивления подавлены. Штурм занял около 30 минут, атакующие погибших не имели.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 1995 года № 289 гвардии подполковнику Глебу Борисовичу Юрченко присвоено звание Героя Российской Федерации.

Продолжил службу в Российской армии. Воинское звание — полковник.

Взлет и падение станции «Мир»

19 февраля 1986 года была запущена советская орбитальная станция «Мир» - первая в мире орбитальная станция модульного типа.

Взлет и падение станции «Мир»

19 февраля 1986 года была запущена советская орбитальная станция «Мир» - первая в мире орбитальная станция модульного типа.

В январе 2001 года правительство Российской Федерации (под явням давлением США) приняло решение о затоплении станции. В числе причин официально были названы: выработка ресурса, дорогое обслуживание (ок. 200$ млн. в год).

Предлагались многочисленные проекты по спасению станции. Например, во время визита в Россию президента Ирана Хатами, иранская делегация предложила финансировать станцию, Россия же, со своей стороны, должна бы была готовить иранских космонавтов.

Уничтожение прекрасной станции было невыгодно России еще и с социальной точки зрения. Это вело к сокращению более 100 тысяч рабочих мест высококвалифицированных научных и инженерно-технических работников. Для внутриполитической ситуации это рост социальной напряженности, ликвидация современных наукоемких производств, которые в случае правильно поставленного менеджмента могли бы в будущем стать основой роста благосостояния страны.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой:

Историческое полотно, написанное в середине Великой Отечественной войны, выражает дух патриотизма, которым был проникнут русский народ в тяжелые периоды борьбы за свою независимость.

Картина изображает поединок перед началом битвы на Куликовом поле, когда по традиции, происходил поединок двух лучших воинов той и другой стороны. Исход его, по тогдашним воззрениям, предвещал победу или поражение той или другой армии. Вследствие этого, результат схватки серьезно поднимал или ронял боевой дух.

Полотно Авилова показывает заключительный момент поединка русского и татарского воинов. Александр Пересвет, по преданию монах Троице-Сергиевой лавры, которого благословил принять участие в битве Сергий Радонежский, и Челубей насмерть пронзают друг друга копьями. Поражение татарского воина (хотя оба погибли, но русского конь довез до расположения своих войск, а его противник упал) подчеркнуто начавшимся сползанием с седла Челубеем и слетающим с его головы махалаем.

Фигуры всадников занимают центральное место картины, подчеркивая символизм происходящего. Довольно большие размеры полотна (около 2 х 5 метров) еще больше подчеркивают эффект. Художник изобразил более подробно лицо Пересвета, расположив Челубея спиной к зрителю. На нем видна крайняя ненависть к врагу, но лица не играют центральной роли в картине. Целью живописца было показать образы русского и иноземного захватчика и драматизм схватки.

Больше внимания явно уделено оружию обоих противников, развивающимся на ветру гривам коней, стоящих на дыбах, чьи морды и оскаленные зубы придают сцене более ожесточенный характер.

Цветовая гамма, использованная для изображения облачения Пересвета и Челубея, выполнена довольно разнообразна. Художник использовал возможности, даваемые масляными красками для усиления эффекта и привлечения внимания к центру полотна. Серые кольчуги, черные кони, темного цвета оружие сочетаются с красными и золотистыми щитами и попонами всадников. Выбор красок дополнительно приковывает взгляд к поединку. Серое небо и однообразно зеленая трава также способствуют достижению поставленной художником цели.

На заднем плане, справа и слева изображены русская и татарская рати, наблюдающие за происходящим. Но они не играют ключевой роли в композиции картины и создают фон, необходимый для полотна, изображающего историческую батальную сцену.

Картина органично совмещает историческую достоверность изображенной батальной сцены с выражением патриотических чувств.

Описание 2

Навеянная былинным эпосом, картина «Поединок Пересвета с Челубеем» стала одной из работ, прославивших советского художника М.И.Авилова. Написанная в 1943г. она возвеличивает славную национальную старину, подвиг родного народа и его бессмертных героев.

3 сентября 1380г. князь Дмитрий Иванович направил 150-тысячное войско к Дону. Оно состояло не только из дружинников, но и из простых крестьян и ремесленников – всех, кто мог держать оружие в руках. Среди них был инок-монах – Александр Пересвет, могучий богатырь и великий мастер рукопашного боя.

Поблизости находилось вражеское войско во главе с Мамаем. Дмитрий, собрав военный совет, принял решение сражаться за православную веру.

Ордынские пешие шли сплошной стеной: ряд в ряд, плечо к плечу. Когда первый их ряд замедлял ход, следующий за ним – налагал на плечи: копья задних были длиннее передних.

Русское войско шло в светящихся доспехах, с крепкими бронзовыми дубравами и флагами. Бесчисленный торжественный строй поверг в ужас противника.

Воинственные полки укоротили шаг и замерли друг против друга на расстоянии. Из гущи ордынцев, раздвинув пехоту, выехал всадник. Это был ордынский богатырь Челубей, славившийся своей непобедимостью. Тяжелый и тучный, он гневно высмеивал русских. Русская сторона оскорблено молчала. Ответить по достоинству за всех вызвался инок Александр Пересвет. Он был велик, красив и статен, но фигура ордынца была крупнее его. Медленно выехав из покачнувшихся рядов, оглянувшись, он выровнял на ходу копье и пустился на врага. Ордынец – к нему навстречу…

На картине изображен момент легендарной схватки двух могучих воинов – Пересвета и Челубея. Главные герои, восседающие на конях и встретившиеся на бешеном скаку, занимают центральный план картины. Фигура Пересвета – слева, она развернута к зрителю. Его сильный взгляд из-под шлема направлен на противника. Лица Челубея не видно. Копье русского воина пронзает щит татарина, и разит противника насмерть. С выбитого из седла ордынца слетает красный малахай. Кони, ставшие под воинами на дыбы, кажется, вот-вот ударятся друг о друга. Их морды оскалены, а глаза – полны ужаса. В столкновение русский богатырь стал победителем, однако его ранение тоже оказалось смертельным. На полотне не показано, но известно, что конь Пересвета вернулся к русскому войску с телом героя, не выбитого из седла.

На заднем плане картины по обе стороны – русский и ордынский полки. Выбранная палитра красок ярко передает настроения в войсках. Используя тона приглушенные в изображении русской рати, автор показывает твердость духа и спокойную величавость. Впереди войска – глава, Дмитрий Донской. Под ним – белый конь.

Правая сторона – ордынцы, показана ярко. Неуверенные и нетерпеливые, их одолевает страх и беспокойство. В поединке они угадывают исход всего сражения на Куликовском поле.

Работая над картиной во время ожесточенных сражений советских войск с немецко-фашистскими захватчиками, Авилов находит и устанавливает связь между прошлым и будущим страны, чем поддерживает боевой дух армии. За эту работу в 1946г. художник был удостоен награды – Сталинской премии I степени.

В настоящее время полотно хранится в Государственном Русском музее г.Санкт-Петербург.

Описание настроения картины Авилов - Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле)


Популярные сегодня темы

  • Юон

    Юон Константин Федорович один из поздних художников того времени. Родился 12 октября 1875 года, в Москве. Семья не отличалась высоким статусом на то время, поэтому жизнь протекала на среднем уровне.

  • Сочинение описание по картине Отара овец Айвазовского

    Для народов, которые хранят собственные традиции и существуют в гармонии с природой, взаимодействие с другими видами живых существ является более чем естественным делом.

  • Сочинение по картине Герасимова После дождя мокрая терраса 6 класс

    При первом взгляде на картину можно увидеть террасу, насквозь промоченную только что прошедшим ливнем. Скамья, пол и все предметы, находящиеся на террасе отражаются в водной глади, как в зеркале.

  • Сочинение по картине Рокотова Портрет А.П. Струйской 8, 9 класс

    В ней, ярко выражена гордость и ум, женщин той поры. Судя по выражению лица, можно понять, что эта женщина, не является обычной крепостной девушкой.

  • Сочинение по картине Рябушкина Московская девушка 17 века 8 класс

    Шедевры живописи могут многое рассказать о культуре и быте прошлых веков. Одной из таких картин является Московская девушка 17 века.