Кто такие абазины и где они живут. Народы России. Абазины. Абазины в зарубежных и русских источниках

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Абазины. «Ремесло и труд»


Общие сведения

АБАЗИНЫ, А б а з а (самоназв.). Численность в России по данным переписи 2010г. - 43 тыс. 341 человек. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (ок. 10 тыс. чел.). Общая числ. ок. 50 тыс. чел.

Язык абазинский, имеет два диалекта (соответствующих субэтнич. группам): тапантский (лежит в осн. лит. яз.) и ашхарский. Распространен кабардино-черкесский яз. Письменность на рус. графич. основе. Верующие — мусульмане-сунниты.

Очерки

Старшего не окликают, а идут к нему. Есть такой глагол «избегать». Ничего особенного: глагол как глагол. Смысл его в том, что кому-то не следует попадаться на глаза другого.

Но для некоторых народов это глагол значит гораздо больше.

У абазин, которые являются коренными жителями Карачаево-Черкесской Республики, с ним связана целая система довольно сложных обычаев избегания, то есть различных запретов, соблюдаемых членами семьи или родственниками в отношении друг друга. И об этом стоит рассказать подробно.

В прошлом обычаи избегания у абазин, как и у других горских народов Кавказа, были широко распространены, а сроки их были длительными. Бывали случаи, невестка не разговаривала со своим свекром вплоть до его смерти.

Женщины всегда строго придерживались обычая избегания и в отношении старших братьев мужа. По рассказам старожилов, обычай избегания строго соблюдало то поколение женщин, замужество которых относится к дореволюционному периоду (до 1917 года). Срок избегания в последующие десятилетия стал резко сокращаться. Тем не менее в те годы еще нередки были и длительные сроки избегания.

Следует признать, что этот обычай чрезвычайно осложнял взаимоотношения членов семьи друг с другом, особенно женщин.


1.


Жизнь семьи в одном доме. Легко представить жизнь семьи в одном доме и под одной крышей. Установленные правила были таковы, что днем жене и мужу не полагалось находиться в одном помещении дома наедине. Даже принимать пищу за одним столом.

Видеть свою жену днем, входить к ней в саклю и разговаривать с ней в присутствии других - такое мог позволить себе лишь пожилой простолюдин. А князь и дворянин - никогда.

Необходимо подчеркнуть, что нарушение этих запретов было особенно недопустимо при старших, в особенности старших родственниках, в присутствии которых обычаи избегания, как правило, соблюдались даже немолодыми супругами.

Установленный порядок был таков, что супруги даже не называли друг друга по именам. Имея в виду своего мужа, женщина при разговоре могла употреблять выражения «он», «сам», «хозяин». «Ваш отец» - при обращении к своим детям. «Ваш зять» - при обращении к своим родственникам.

Муж считал для себя недостойным вести какие бы ни было разговоры с посторонними о своей жене. Мужчина, имевший хотя бы небольшое признание в обществе (у соседей, друзей, знакомых, односельчан), напрочь исключал для себя возможность намекнуть на достоинства супруги. В абазинских пословицах сохранилось такое изречение: «Умный хвалится роднёй, а глупый - женой».

Правда, при крайней необходимости, подразумевая свою супругу, муж пользовался в разговорах выражениями «ваша мать» - при обращении к своим детям. «Ваша сноха» или «дочь таких-то (называя девичью фамилию жены)» - при обращении к своим родственникам. Сами супруги обращались друг к другу с помощью слов или словосочетаний, наиболее ярко характеризующих их внешний вид либо черту характера, или просто использовали при обращении междометие «ей!».

Самые сложные взаимоотношения в абазинской семье складывались между невесткой и свекром, невесткой и дедом мужа. Невестке нельзя было смотреть на них, находиться в местах их присутствия, разговаривать с ними или при них, показываться перед ними с непокрытой головой.

При случайном столкновении со свекром невестке надлежало поворачиваться к нему спиной. Невестка могла получить право сидеть в присутствии свёкра, но только после неоднократных его просьб, переданных ей через других лиц. Невестка не разговаривала со свекром даже тогда, когда сама уже имела детей. В таких случаях свекор через младших членов семьи обращался к ней с просьбой прервать молчание. По этому случаю он созывал соседей, устраивал угощение и преподносил невестке подарок.

Ночью невестке дозволялось удалиться на отдых в свою половину только после того, как свекровь и свекор улягутся спать. Следует отметить, что невестке также не позволительно было укладываться спать (даже прилечь) до возвращения домой супруга, как бы поздно он ни возвратился. Конечно, если муж находился где-то далеко и пребывал в многодневном походе, то это табу не действовало.


2.


Трансформация вековых запретов. В семейно-родственных взаимоотношениях современных абазин сохраняются основные черты тради-ций. Вместе с тем постепенно происходит трансформация вековых запретов, их ослабевание.

Например, в настоящее время обычай избегания в той или иной мере свойствен скорее сельскому быту, нежели городскому. Правда, в последние годы и в селах этот обычай стал понемногу ослабевать. Гораздо медленнее отмирает обычай избегания женой старших родственников мужа. Сами же супруги теперь, как правило, свободнее общаются друг с другом. И даже называют друг друга по имени. Какое это счастье - назвать любимого мужа или жену по имени!

Многие замужние женщины перестали покрывать голову платком в присутствии старших. В большинстве семей уже не считается неприличным первым начать разговор с отцом, обедать с ним вместе, сидеть в его присутствии. Характерной чертой современной абазинской семьи стало равное участие мужа и жены в решении всех внутрисемейных вопросов.

Но при всех переменах, а их за последнее время было много, у абазин сохраняется уважительное отношение к старшим. Интересно, что еще в XIX веке ученый-геолог, натуралист и археолог Фредерик Дюбуа де Монперё (Frederic Dubois de Montpereux), автор книги «Путешествие вокруг Кавказа» особо отметил этот очень важный принцип взаимоотношений между людьми: «Настолько велико уважение к старикам или старшим людям вообще, что при входе такого лица ты обязан встать, хотя бы это был человек ниже тебя по происхождению. Молодой абазин самого высокого происхождения обязан вставать перед каждым стариком, не спрашивая его имени. Он уступал ему место, не садился без его позволения, молчал перед ним, кротко и почтительно отвечал на вопросы. Каждая услуга, оказанная седине, ставилась молодому человеку в честь».

Воспитание детей, скрытое от чужих глаз. Характерным было и то, что избегание между родителями и детьми в большей степени касалось отца, нежели матери. Отец никогда при посторонних и старших не брал своего ребенка на руки, не играл с ним. Говоря другими словами, он вообще не должен был проявлять свои отцовские чувства. Такое наблюдалось не только у абазин, но и у многих народов Кавказа. Только в самом интимном кругу (жены и детей) или с глазу на глаз позволительно было отцу дать волю своим чувствам и понянчить, приласкать детей. Если какие-то посторонние люди случайно заставали отца с дитятей на руках, то он мог замешкаться и выронить ребёнка…

Короче говоря, отец вёл себя крайне сдержанно: не называл своего сына или дочь непосредственно по имени, а только опосредованно: наш мальчик, наша девочка, наш сын, наша дочь. Вместе с тем необходимо отметить, что во время повседневного ухода за детьми для матери исключалась возможность сколько-нибудь выраженного и длительного избегания, хотя и ей в конечном итоге так же полагалось воздерживаться от явных проявлений своих чувств.

И все же статус ребенка в семье был очень высок. У абазин даже есть пословица, которая гласит: «В семье ребёнок старше всех». На первый взгляд она звучит парадоксально. Но если учесть, что ребёнок должен усвоить (впитать) опыт многих поколений, то всё становится на свои места, тогда в его «старшинстве» никто не усомнится.


3.


С умной головой ноги не устанут. У абазинского народа много интересных пословиц и поговорок. Этот фольклорный жанр именуется так: ажважв (старое слово). Множественное число (старые слова) выглядит так: ахважква. Некоторые пословицы даже несут в себе явный заряд юмора, что ценно, ибо через юмор можно добиться того, чего невозможно сделать через нравоучение. Вот примеры - судите сами.

«Если тебе не с кем советоваться, то сними свою шапку и посоветуйся с ней».

«Трусливый и в пропасть прыгает». (Наверное, со страху.)

«Кто веселит компанию, тот достоин компании».

«С умной головой ноги не устанут». То есть умная голова всегда подскажет человеку правильный путь.

«К словам рога не приставляй!». Интересная пословица. Она трактуется так: не пугай человека словами, не делай из мухи слона.

В пословицах содержится народная мудрость. Это мы знаем. Порою, для того чтобы понять ту или иную пословицу, надо целую историю рассказать. Или сказку.

Например, у абазин есть такая пословица «Кто задумал зло — не уйдет от расплаты». К ней прилагается одна очень поучительная сказка «Старик и волк». Послушаем её и попробуем намотать на ус…


4.


Спросим у первых трёх встречных. Собирал как-то один бедный старик в лесу шишки. Набрал полный мешок, завязал, на плечо взвалил и домой пошел. По дороге встретился ему волк.

— Добрый человек,— жалобно сказал волк,— за мной гонятся охотники. Спрячь меня поскорее в мешок, я тебя за свое спасение отблагодарю. Все, что попросишь, дам, только спаси. Скорее, скорее!..

Пожалел старик волка, высыпал шишки, спрятал его в мешок. Только успел завязать, охотники тут как тут. Поздоровались и спрашивают:

— Не видел ли ты здесь какого-нибудь зверя, отец?

— Недавно один волк стороной пробегал,— ответил старик.— Кажется, налево, к опушке свернул…

И охотники поспешили в ту сторону, куда указал старик.

— Далеко ли охотники?— спросил волк из мешка.

— Далеко, уже и не видать!

— Тогда развяжи мешок и выпусти меня поскорее,— ласково сказал волк.

Выпустил старик волка на свободу. Волк оглянулся по сторонам, увидел, что охотников и в самом деле нет, и зарычал:

— Теперь, старик, я тебя съем!

— Это как же так!— изумился старик.— Я тебе добро сделал, я тебя от смерти спас, а ты меня съесть хочешь…

— Такая моя волчья порода!— гордо ответил волк.

— Ладно! Только ты не торопись. Давай спросим у первых трех встречных,— предложил старик,— съесть тебе меня или не съесть? Что они скажут, то и будет.

Как старик предложил, так и сделали.


5.


Первой встретилась им худая, кожа да кости, старая лошадь. Поздоровались они с ней и рассказали о своем споре.

Лошадь покачала головой, подумала и сказала:

— Я всегда старалась угодить хозяину и работала не жалея сил. А он, когда я состарилась, выгнал меня со двора, и осталась я бездомной, бесприютной… Пусть волк съест тебя, старик! Так я думаю.

Второй встретилась им дряхлая, беззубая собака. Поздоровались они с ней, рассказали о своем споре.

Собака вильнула хвостом, подумала и прошамкала:

— Я много лет стерегла скот и двор моего хозяина. А теперь состарилась — и он выгнал меня прочь. Разве это справедливо? Пусть волк тебя съест, старик!

Волк остался очень доволен такими ответами. И отправились они со стариком дальше.

Третьей повстречалась им лиса, она была на охоте и возвращалась к себе домой. Поздоровались с ней старик и волк и рассказали о своем споре.

Лиса сначала задумалась, а потом хитро засмеялась:

— Я вам не верю, обманщики!— сказала она.— Сам ты, волк, такой большой, зубы у тебя такие длинные, хвост у тебя такой толстый… Как ты можешь поместиться в таком маленьком стареньком мешке?

Волку не понравились слова лисы. Он рассердился.

— Не сердись,— уговаривала его лиса.— Лучше полезай в мешок. Я хочу посмотреть, как ты это делаешь.

Согласился волк и полез в мешок, но хвост высунул наружу.

— Я ведь говорила, что вы обманщики!— закричала лиса.— Твой хвост не помещается в мешке, волк!

Тогда волк скрючился и поджал хвост, а старик, который уже смекнул, к чему клонит лиса, быстро завязал мешок.

— Теперь бей его! Да в другой раз будь умнее,— посоветовала лиса и побежала своим путем.

Взял старик толстую дубину и давай по мешку колотить.

— Век,— говорит, — буду помнить волчью породу!

«Кто задумал зло — не уйдет от расплаты» — именно этой пословицей и заканчивается сказка.


6.


А что говорят абазины об очень медлительном человеке? Какое такое «старое слово» (пословицу) они вспоминают? Как правило, вот эту: «Пока одну ногу поднимает, вторую - собака уносит».

Согласитесь, сказано не без юмора…

Раз уж мы заговорили о скорости передвижения, то имеет смысл вспомнить и о лошадях, а также напомнить, что абазины обладали многовековым опытом коневодства. Абазинские лошади славились на Кавказе.

В начале 50-х годов XIX века в «военно-статистическом обозрении Кубанской области» о прикубанских абазинах сообщалось, что они «разводят лошадей прекрасной породы, известной на Кавказе и высоко ценимой по их качествам». Среди абазин-тапантинцев лучшие табуны имели Трамовы. В том же обозрении отмечено, что конский завод Трамова, «которому даже знатоки отдавали предпочтение, прежде сильно соперничал с кабардинскими конскими заводами». Большими табунами владели Лоовы, Какупшевы, Лиевы, Лафишевы, Дударуковы.

Достоинства лошадей абазинских конезаводчиков отмечал в свое время и русский писатель Платон Павлович Зубов (1796-1857). Он, например, писал: «Их лошади по своей легкости и красоте пользуются особым уважением и находятся в высокой цене».

А есть ли у абазин пословицы про коней? Есть. И много таких, которые бьют, что называется, не в бровь, а в глаз.

Мальчика, упавшего с осла, не сажай на скакуна.

Что должна говорит лошадь, говорит седло.

Кто ездит на белом коне, к тому белые волосы пристают.

Кто не удержался за гриву коня, тот не удержится за его хвост.

Добавить нечего. Смысл этих старинных высказываний понятен нам и без комментария. Их можно сразу же мотать на ус или вплетать в косы.


7.


Хозяйство и быт

В 19—нач. 20 вв. абазины вели комплексное хозяйство, в к-ром сочетались животноводство и земледелие. До переселения на равнину гл. отраслью было отгонное скотоводство (гл. обр. мелк., а также круп, рогатый скот, лошади). Коневодство считалось наиб, почетным занятием и было в осн. сосредоточено в руках знати. Было развито птицеводство.

Во 2-й пол. 19 в. земледелие стало преобладающей отраслью х-ва. С нач. 19 в. практиковалась паровая система земледелия с трехпольным севооборотом (просо, ячмень, кукуруза), с 60 — 70-х гг. осн. системой земледелия стала залежная. Стали применять передковый плуг, конструктивно схожий с адыгским, в него впрягали до четырех пар волов. Использовали также ручные орудия: приспособление для боронования вспаханного поля, мотыги разных размеров, косы, серпы. Для своевременной вспашки и сева объединялись в артели (общества), как правило, из представителей одной фамильной группы, позже из представителей разных кварталов. Начало и конец пахоты отмечали торжественно, всем населением.

Древним занятием было пчеловодство, мед был одним из основных товаров на внутр. и внеш. рынке. Подсобную роль играли приусадебное садоводство, охота. Из домашних промыслов и ремесел были развиты обработка шерсти (изготовление сукна, войлоков — гладких и узорных, бурок, войлочных шляп, войлочных ноговиц, поясов, попон и т. д.), выделка шкур и кож, деревообработка, кузнечество. Обработка шерсти и шкур была обязанностью женщин, а обработка дерева, металла, камня — мужским делом.

За годы советской власти в традиц. жизни А. произошли существ, изменения. Развивалось многоотраслевое специализированное сел. х-во: земледелие (зерновые, кормовые культуры, садоводство, овощеводство), животноводство, пром-сть.


8.


Основу традиц. кухни составляют растит, (пшено, кукурузная мука, фасоль), молочные и мясные (вареные и жареные) продукты. Излюбленное блюдо — белый соус с курятиной, заправленный чесноком и пряностями (кIвтIжьдзырдза). Пили слабоалкогольный напиток (буза).

Традиц. одежда А. общекавк. типа. Комплекс муж. одежды состоял из нательного белья, верхней одежды, бешмета, черкески, бурки, башлыка и папахи, оружия — кинжала в серебряной оправе, пистолета. Жен. костюм состоял из нательного белья, платья и второго распашного по всей длине платья.

Девочки с 12—14 лет носили спец. корсет из суровой ткани или из мягкого сафьяна. Платье украшалось нагрудником с пришитыми застежками из серебряных пластинок с позолотой, зернью. Дополнял костюм золотой или серебряный пояс. Головные уборы — платки, шапочки на твердой основе, обтянутой тканью и украшенной золотыми или серебряными нитями. Совр. одежда А. европ. типа, элементы традиц. костюма встречаются только в одежде стариков.

Традиц. аулы свободной планировки располагались по берегам больших рек и ручьев, делились на кварталы, носившие патронимич. характер, жилища ориентированы на юг. Селения тапанта, находившиеся в равнинной местности, были скученного типа. Селения ашхарцев, живших высоко в горах, гнездового типа, состояли из отд. заселенных родственниками хуторов, разбросанных на значит. терр. У всех А. селения были огорожены крепким забором с одними воротами. После переселения все абазинские аулы скученного типа, внеш. ограда исчезла.

Древнейшее жилище А. — круглое в плане, плетёное; глубокие традиции имело также стр-во прямоугольных в плане одно- и многокамерных домов из плетня. Гл. комната, занимавшая центр, место, была одновременно кухней и спальней хозяев, в ней находился очаг. В кон. XIX в. стал применяться саман. После переселения под влиянием новых социально-экономич. условий, контактов с рус. нас. появились кирпичные и рубленые деревянные дома под железной или черепичной крышей с деревянными полами и потолком, обогревавшиеся пристенными печами. Обстановка состояла преим. из деревянных предметов. В богатых домах были ковры, серебряная и металлич. посуда и пр. Независимо от достатка хозяина, каждая семья на терр. усадьбы строила отд. домик для гостей — кунацкую. В наст, время их не строят, но в доме всегда есть отд. комната для гостей.


9.


В XIX в. абазинская усадьба включала один или неск. (большой — главы семьи и однокомнатные для женатых сыновей) жилых домов, ориентированных на юг, и, в отдалении от них, комплекс хоз. построек: закрытый со всех сторон навес для круп, рогатого скота, открытый загон с отгороженным местом для молодняка, плетеные амбары и клети для хранения зерна и кукурузы, летнюю кухню, конюшню, курятник, гумно, два отхожих места (для мужчин и женщин).

(самоназвание — абаза), народ в Российской Федерации (33 тыс. человек), в Карачаево-Черкесии (27,5 тыс. человек) и в восточной части Адыгеи. Живут также в Турции, Сирии, Ливане, Иордании. Язык абазинский абхазо-адыгской группы северо-кавказской семьи языков. Верующие — мусульмане-сунниты.

Численность

33 тыс. человек, в том числе в Карачаево-Черкесии 27,5 тыс. человек. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (около 10 тыс. человек). Общая численность около 44 тыс. человек.

История

Более пяти тысяч лет назад история этноса «абаза» началась совместно с историей этноса абхазов и адыгов и развивалась бок о бок. Вплоть до второй половины XIX века этноним «Абаза» параллельно с этнонимом «черкес» служил собирательным иноназванием, как для предков абазин по обеим сторонам Кавказского хребта, так и адыгских субэтносов Причерноморья, включая выходцев из этого региона, переселившихся в Прикубанье. И только на рубеже XX века закрепился за абазоговорящими обществами Северного Кавказа в качестве самоназвания.

Апостол Андрей

В I веке н. э. - по церковному преданию, св. апостол Андрей в 40-м году нашей эры проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан, абазгов и зикхов.

Абазгия и Абазгское царство

Во II веке н. э. история зафиксировала государство (княжество) - Абазгия. В VIII веке н. э. история зафиксировала государство - Абазгское царство, более известной как «Абхазское царство». В определённые периоды истории количество абаза, проживавших в Абхазии, превышало количество родственных им абхазов. В связи с нехваткой земли для сельскохозяйственной обработки, абаза тремя волнами, в разные периоды истории мирно мигрировали в Черкесию на территории родственных адыгов.

К. Сталь приводит предание, согласно которому переселение абазин проходило через горные перевалы между верховьями рек Белой и Теберды. Топонимика этих маршрутов в настоящее время этимологизируется на основе абхазо-абазинского языка. А. Я. Фёдоров пишет: «До сих пор, сквозь топонимику Карачая просвечивают реликты абхазо-абазинской топонимики, оставленной жившими здесь абазинами». Например: Муса Ачитара (Муса йчвтара//Муса йтштара) «загон для лошадей Мусы»; Теберда (Тыпарта//атыпарта) «место откочёвки»; Маруха (Марахва) «солнечная»

16 век

Согласно русской летописи (автор неизвестен), в 1552 году в Москву для переговоров с Иваном Грозным, для заключения военно-политического союза против крымского хана, прибыло первое посольство черкесов, среди которых был абазинский князь Иван Езбозлуков.

18 век

1762 год - Французский консул в Стамбуле Пейсонель Клод-Шарль писал —

Абазы принадлежат к числу народов, населяющих пространство между Черкесией и Грузией. Они разделяются, как черкесы, на несколько племен, управляемых своими беями. Между племенами ведется постоянная война. Религия абазинцев представляет собою смесь христианства с пантеизмом; тем не менее народ признает себя благочестивыми христианами. Порта назначает в эту страну своего бея, называемого беем абазинцев, который, однако, пользуется только титулом начальника без всякой власти. Резиденция бея находится в Сухуме. Главное начальство в этой местности принадлежит паше Черноморского побережья, но абазинцы не повинуются ни ему, ни турецкому бею, и лишь одна сила может привести их к покорности и повиновению. Кубанский сераскир делает иногда на них набеги, отбирая у них мелкий скот, лошадей и рабов. В этой стране имеется два главных порта - Сухум и Кодош.

19 век

В 19 веке, абазины разделили с адыгами и абхазами все беды, тяготы и лишения русско-кавказской войны, а также все её трагические последствия.

Основная статья: Кавказская война

Фрагмент. 1836 год, 8 февраля. Джеймс Хадсон - генерал-лейтенанту Герберту Тэйлору. … «О … нападении абазин на Ставрополь»

В конце того же ноября, месяца черкесы-абазины сосредоточили свои силы, чтобы нанести ответный удар черноморским казакам и русским регулярным частям, совершавшим вторжения на их территорию. Абазины ворвались в Ставрополь, столицу так называемого «правительства Кавказа», и увели с собой 1700 пленных, 8000 голов скота и пр. 300 из захваченных пленных - люди, занимавшие в Ставрополе высокое положение: офицеры, купцы, банкиры. Был среди них и русский военный высокого ранга, генерал, как говорят; его взяли в плен вместе с его штабом. Это уже второй налет на Ставрополь, совершенный за последний год. В первый раз они захватили до 800 пленных. Это второе нападение, о котором я только что сообщил, тоже завершилось полным успехом черкесов, хотя русские и готовились встретить их.

Потомки абазин, которые после русско-кавказской войны приняли российское подданство, живут в Карачаево-Черкесии (аулы указаны выше).



Потомки абазин-мухаджиров живут за рубежом, где их вместе с адыгами именует «черкесами». В составе черкесских диаспор в Турции, Сирии, Израиле, Египте, Иордании, Ливии абазин около 10 тысяч человек. Многие из них перешли на турецкий язык, часть утратила абазинские имена и фамилии, смешались с турками, при этом память о своём принадлежности к определённым родам сохраняется до настоящего времени.

Язык

Язык абазинский абхазско-адыгейской группы северокавказской семьи, имеет два диалекта: тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Распространены кабардино-черкесский, русский язык. Письменность на русской графической основе.

Религия

Верующие — мусульмане-сунниты.Абазины — коренные жители Кавказа. Их предки были северными соседями абхазов и, по-видимому, уже в 1-м тысячелетии нашей эры частично ими ассимилированы. В 14-17 веках Абазины, жившие по черноморскому побережью между реками Туапсе и Бзыбь, переселились на Северный Кавказ, где осели по соседству с адыгскими племенами. В дальнейшем значительная часть Абазинов была ассимилирована адыгами, другая испытала их сильное культурное влияние.

Занятия

К середине 19 века традиционные занятия, быт и народное творчество Абазинов мало отличались от адыгских, вместе с тем некоторые черты традиционной культуры Абазинов сближают их с абхазами (развитое садоводство и пчеловодство, особенности фольклора и орнаментики и др.). В 1860-х годах Российским правительством было осуществлено переселение Абазинов на равнину.

До переселения главной отраслью хозяйства было отгонное скотоводство(главным образом мелкий, а также крупный рогатый скот, лошади; коневодство — престижное занятие), со 2-й половины 19 века стало преобладать земледелие (просо, ячмень, кукуруза; садоводство, овощеводство). Домашние промыслы и ремёсла: обработка шерсти (изготовление сукна, войлоков — гладких и узорных, бурок, войлочных шляп, ноговиц, поясов, попон и т.д.), выделка шкур и кож, деревообработка, кузнечество.

Традиционная социальная организация — сельские общины, большие и малые семьи, патронимии.

Характерны обычаи и обряды, связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос, различные жанры сказок, песен.Особенности традиционно-бытовой культуры более всего сохраняются в пище, семейной и другой обрядности, этикете, народном творчестве. Продолжается ассимиляция Абазинов, в том числе за счёт частых смешанных браков с черкесами; в то же время усиливается движение за культурное возрождение и национальную автономию.

Жилище

Традиционные аулы делились на патронимические кварталы, на равнине — скученные, в горах гнездового типа. Древнейшее жилище — круглое, плетёное, распространены были также прямоугольные одно- и многокамерные дома из плетня; в конце 19 века стал применяться саман. Со 2-й половины 19 века появились кирпичные и деревянные рубленые дома под железной или черепичной крышей. Традиционная усадьба включала один или несколько жилых домов, в том числе помещение для гостей — кунацкую, и, в отдалении от них, комплекс хозяйственных построек.


Традиционная одежда общекавказского типа.

Основу традиционной кухни составляют растительные, молочные и мясные продукты. Излюбленное блюдо — белый соус с курятиной, заправленный чесноком и пряностями. Пили слабоалкогольный напиток (буза).

Знаменитые абазины

  • Мехмед Абаза-паша (1576-1634) - визирь Османской империи, бейлербей Эрзурумского эйялета, правитель Боснии.
  • Абазин, Андрей Мехмедович (1634-1703) - брацлавский полковник Войска Запорожского.
  • Кешев, Адиль-Гирей Кучукович
  • Табулов, Татлустан Закериевич - писатель и поэт.
  • Черкасский Василий Карданукович
  • Али-Бей Абаза
  • Кансав ал Гаури ибн Биберд
  • Джегутанов, Кали Салим-Гериевич - писатель и поэт.
  • Гагиев Иосиф Ибрагимович (1950-2011)- доктор филологических наук, профессор.
  • Хуранов Шахимби Шахалиевич (1951-1988)- историк, этнограф

Абазины (самоназвание абаза) – ближайший по языку и культуре абхазам народ, как бы его «alter ego», т.е. «второе я». Последняя перепись насчитала их около 40 тыс. Ныне они проживают компактно на территории Карачаево-Черкесии в тринадцати абазинских селениях (аулах), причем одно из них называется «Апсуа», и спорадически в других селениях и городах республики. Язык абазин принадлежит к абхазо-адыгской (западнокавказской) группе кавказской семьи языков. По народному преданию, род крупнейших абазинских феодалов Лау (Лоовы) кровно связан с Ачба. У них были одинаковые тамги в виде круга, а в окрестностях Сочи даже имеется местечко Лоо (не оттуда ли родом абхазские цари Леониды?).

Религия. Абазин, как и абхазов, постигла трагическая участь махаджирства (десятки тысяч их, насильственно выселенных, находятся на чужбине). Абазины в настоящее время исповедуют ислам суннитского толка, а ранее – православное христианство. Но в их памяти и в литературе сохранились данные народных верований, которые имели много общего с традиционными верованиями абхазов и адыгов, т.е. стремление «держаться более древних суеверных поверий». Например, чудесными свойствами они наделяли в прошлом камни с естественным отверстием и отдельные деревья. Так, абазины, как и абхазы, почитали ореховое дерево и дуб, а тополь считался приносящим несчастье. Там, где рос он, умирали мужчины. Большое место в традиционных верованиях у абазин принадлежало грому и молнии (ср. у абхазов: Афы). В прошлом убитого молнией не оплакивали. Думали, на него пала божья кара. У них, как и у абхазов, были покровительница вод и покровитель лесов («лесной человек»). Встреча с ними считалась нежелательной. Но их можно было победить хитростью, и только тогда они становились верными слугами на всю жизнь.

Общие предки. Существует мнение, что апсилы, абасги, саниги, мисимиане и отчасти зихи были древними общими предками абхазов-абазин. Видимо, поэтому абазины считали себя «отделившимся коленом абхазов». Их страну они называли Большой Абхазией, а свою – Малой. Словом, предки абхазов-абазин сохранили древние этнические термины «апсилы», «абасги», и они одинаковы с их нынешним оформлением «апсуа-абаза». Что касается санигов, то в средневековых источниках они фигурируют на той территории, которую занимали ближайшие родственники абхазов – садзы, говорившие, возможно, на абхазо-абазинском промежуточном диалекте – асадзипсуа. В 1806 г. они помогли владетелю Абхазии Келешбею в борьбе против турков.

Возникает вопрос: откуда и когда произошло переселение абазин и их предков на северный склон Кавказского хребта?

Как известно, в носителях южно-дольменной культуры видят далёких предков абхазского народа. Дольмены и дольменообразные гробницы на реках Теберда и Кяфар (Карачаево-Черкесия) вполне могли быть оставлены племенами, проникшими сюда через перевалы Абхазии ещё в III–II тыс. до н. э. Эти памятники располагаются на территории, где проживают ныне абазины. Поэтому можно сказать, что какая-то часть ближайших предков абхазов-абазин продвигалась ещё в то время с юга на север.

Этнокультурная общность предков абхазов-абазин, возможно, прослеживается и в более поздних погребальных памятниках I тыс. до н. э. – I тыс. н. э., связанных с обрядом трупосожжения и материалами колхидско-кобанского облика. Этот обряд встречается наряду с обычными захоронениями (трупоположение). Археологически здесь имеет место удачное совпадение ареалов распространения абхазо-адыгских языков с ареалом «колхидско-кобанской металлургической провинции» в период её расцвета (VIII–VII вв. до н. э.) от Новороссийска до Орду (Турция).

Еще позднее, в первой половине I тыс. н. э., трупосожжение наблюдается не только в Абхазии (Цебельда), но и на восточном берегу Чёрного моря, отчасти в Закубанье. С принятием христианства, обряд, связанный с кремационными погребениями, был утрачен.

«Обезы» русских летописей. В разноязычных средневековых источниках абхазы-абазины встречаются в форме «абасги», «обезы», «абаза». Так, в русских летописях сообщалось об «обезах», «авхаза», «обез», от которых несколько королевских дочерей «браны в замужество за великих князей». Например, Изяслав I был женат на княжне «Абассинской». «Обезы» (абхазы-абазины) русских летописей вместе с греческими мастерами участвовали в оформлении знаменитой Софии Киевской (построена в 1037 г.). Считается, что они были приобщены к лику святых и похоронены в самой Лавре. Показательно, что эта церковь по своей планировке напоминает более ранний Моквский храм в Абхазии (967 г.).

Абазины позднего средневековья. Первым письменным доказательством нахождения абазин на северном склоне Кавказского хребта является сообщение персидского летописца начала XV в. Низами ад-Дина-Шами о том, что Темур-ленг (Тимур), пройдя в конце XV в. по Верхней Кубани, достиг местности «Абаса». В 1559 г. при московском царском дворе среди послов Кавказа упоминались «абеслинские князья». В 1600 г. московскому послу в Лондоне было указано называть среди северозападных кавказских государств, подчинявшихся Москве, и «абазу». По кабардинскому преданию (во времена Инала), большим почётом пользовались абазинские князья Аше и Шаше (ср. абх. Ачба и Чачба). Существует предание, что и сам родоначальник кабардинских князей Инал происходил из абазин.

Абазины принимали активное участие в политической жизни Северо-Западного Кавказа и Закавказья. Они, например, помогали своим братьям по крови и языку – абхазам в их междоусобной войне против мегрельских владетелей Дадиани (в 1570-х годах). В другом случае абазины и абхазы, наоборот, поддержали Левана Дадиани в 1623 г. в борьбе против имеретинского царя Георгия.

Среди абазин в международном плане особенно известен внук Дударуко. Он был крещён в Москве и получил имя Василий Черкесский. Его произвели в бояре. Он участвовал в Ливонской войне (1555–1583 гг.) за выход России к Балтийскому морю, возглавлял полк русских солдат во время нашествия крымского хана Давлет-Гирея в 1591 г., был воеводой в Смоленске и Переяславле-Рязанском. В 1607 г. его убили сторонники Лжедмитрия II.

Причины переселения. Абазины и их древние предки переселялись на северные склоны Кавказского хребта, судя по всему, постепенно (ещё с эпохи бронзы). На более мощные три переселенческих потока могли повлиять реальные исторические события. Во-первых, это византийско-персидские войны в VI в., куда были втянуты все племена и народы Кавказа; во-вторых, арабское нашествие в VIII в., которое опустошило всю Апсилию, но способствовало консолидации абхазов и абазин в единую феодальную народность, ставшую оплотом Абхазского царства; в-третьих, особенно, татаро-монгольское нашествие и последовавший за этим распад «царства абхазов и картлийцев» на ряд враждовавших между собой царств и княжеств.

Абазины – коренной народ Кавказа , входящий в группу абхазо-адыгейских народов. В данное время народ проживает преимущественно в Карачаево-Черкесии. Самоназвание народа – абаза (также абазги) известно с пятого века до нашей эры, когда народ упомянули в трудах авторы античности. Геродот называл их абасгами. Абхазы называют их ашвы.

Абазины исторически проживали на территории нынешней Абхазии и древней Черкесии. Народ этот очень близок к абхазам, но более был подвержен адыгскому влиянию. Как правило, абазины – это мусульмане-сунниты.

Говорят абазины на абазинском языке, но также владеют адыгским и русским языком . Абазинский язык фонетически сложен и делится на два основных диалекта.

Территория расселения абазинов

Народ издавна живет в предгорьях Главного Кавказского хребта , большинство абазинов проживает в 13 селениях в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае, остальные разбросаны по другим регионам России. Небольшие диаспоры живут в Абхазии (355 человек), Турции (12 тысяч человек) и Египте (12 тысяч человек), Сирии, Израиле, Иордании.

Многие абазины, оставшиеся в арабских странах, ассимилировались и даже утратили языковую принадлежность, перейдя на использование турецкого и арабского языков.

К сожалению, данные переписи населения абазинов сохранены только с конца девятнадцатого века. Так, в 1883 году их насчитывалось 9921 человека, а в 2010 году абазинов уже около 68 тысяч человек. Это свидетельствует о неуклонном росте населения.

История народа

Как и абхазы, абазины происходят от протоабхазских племен , населявших в прошлом земли от Сухуми до Туапсе. В памятниках письменности Северного Кавказа есть упоминания об Абазгском царстве (II век), в котором жили абазины и абхазы.

Из нескольких племен к VIII веку сформировался абазинский народ, проживавший на землях северо-западной Абхазии вплоть до XIII века, когда начался период переселения народов на территорию Северного Кавказа.

В XVIII-XIX веках право на данные территории оспаривали Турция и Россия, вследствие русско-кавказской войны произошла эмиграция абазинов, так некоторые селения перебрались в Турцию и другие регионы Российской империи.

До 60-х годов XIX века , абазины проживавшие в горных районах занимались преимущественно скотоводством, разводили коз и овец, лошадей. Абазины, жившие на равнине были земледельцами, выращивали просо, а затем и кукурузу.

Когда же Кубанские земли вошли в состав Российской империи, то эти земли стали активно заселяться славянами, получавшими в свое владение земельные наделы в рамках земельной реформы. Землю распределяли и между абазинами, тогда разведение скота стало нерентабельным, ведь пастбища стали чьей-то собственностью.

Поэтому предпочтение было отдано земледелию, немалую роль играло и пчеловодство.Тогда же, путем объединения было создано и восемь крупных абазинских населенных пунктов, лишь в четырех из них проживали исключительно абазины.

Образование

До прихода советской власти в регион, абазины получали начальное образование в сельских школах и мечетях, лишь самые способные ученики имели возможность продолжать обучение. Только после 1923 года, когда Татлустан Табулов , используя латинский алфавит, создал абазинскую письменность, стало доступным обучение на абазинском языке. А с 1938 года абазинский язык стал использовать кириллицу.

Ремесла и культура абазинов

Среди ремесел, которыми владели абазины, были обработка шерсти и кож, которыми занимались в основном женщины. Многие мужчины отдавали предпочтение кузнечному и оружейному делу. Они изготавливали уникальное холодное оружие, украшаемое золотом, чернью, гравировками. Такое оружие пользовалось большим спросом. Развитие получило и ювелирное дело.

Абазины создали широкий ассортимент национальных блюд, в основе которых используется баранина, говядина и птица. Много блюд и молочных. Для абазинской кухни характерно большое употребление животных жиров. В больших количествах применяются разнообразные приправы, в частности острые.

Весьма интересны легенды и предания абазинского народа, представляющие немалый культурный пласт. Это богатый сказочный эпос, часть сюжетов которого совпадают с общекавказскими и даже мировыми.

Главная тема сказок – труд, а положительные персонажи – люди, владеющие ремеслами. Значительную нишу в абазинском фольклоре заняли пословицы и поговорки, хабары (рассказы-были), загадки, песни.

Огромную культурную роль сыграли музыкальный и танцевальный фольклор. Абазины создали множество оригинальных музыкальных инструментов, о которых писали еще в девятнадцатом веке, самые древние среди них – свирели и дудки. Песенное творчество абазинов представлено во многих жанрах.

Абазины относятся к малочисленным, но коренным народам Кавказа. По данным переписи 2010 года численность насчитывает чуть больше 40 тысяч человек. Проживают компактно в и Адыгее (аул Улял), еще около 10 тысяч представителей этого древнего народа проживают за пределами России – в Турции, Египте, Иордании и других странах Ближнего Востока, даже в географически удаленной Ливии.

Увы, за рубежом представители древнего народа смешались с местным населением и практически утратили традиции и язык, хотя в некоторых семьях бережно хранят историческое прошлое своих родов. Близкородственным народом для абазин Кабарды являются абхазы и адыги: схожая культура, язык и традиции. Но все же «абазы», как они сами себя называют – отдельный народ.

Прошлое народа

История абазин простирается глубоко в века. Любознательный и пытливый путешественник по не пропустит уникальные (кстати – это топонимика абазского языка), загадку появления которых до сих пор не удалось расшифровать археологам. Возможно, их воздвигли в III тысячелетии нашей эры предки абазин, которые двигались из Абхазии в северном направлении. Прослеживаются связи адыгов с абазинами, но ничего удивительного в том нет: многие причерноморские этносы – словно ветви одного дерева.

Происхождение абазов от общего колена с абхазами учеными доказано убедительно. Сохранились сведения, что Абазгское царство (II – VIII века н.э.) было населено преимущественно абазинами (абазами), а вот численность абхазцев была меньшей. Пока неясно, что заставило многие рода сняться с насиженных мест и перебраться на север, за Абхазский хребет. Возможно, это было связано с сокращением земель сельскохозяйственного назначения в силу климатических перемен либо нехватки плодородной пашни из-за роста численности населения. Возможно, причиной переселения стали междоусобицы или войны.

В середине XVI века произошли первые политические контакты между абазскими князьями и Москвой. Известен некий князь Иван Езболуков, который принимал участие в переговорах. Хроники упоминают участие пятитысячного отряда абазин в Ливонской войне. Окончательно под управление Москвы народ перешел в XIX веке, в результате кровопролитных русско-кавказских войн.

Именно тогда произошло переселение черкесов и абазин, не желавших переходить в подданство русского императора, на Ближний Восток. Абазины в России были обычным малым народом , причем исповедующим ислам, что при политике русификации и подавления национального духа стало тяжелым испытанием.

При установлении советской власти произошел расцвет абазинской культуры, но сегодня особо похвастаться нечем: кроме тонкой прослойки местной интеллигенции национальным вопросом в современной России пренебрегают.

Вероисповедание

До сих пор сохранившиеся поверья и литература народа свидетельствуют, что очень давно абазы были язычниками. В начале новой эры все изменилось. Сохранилось предание, что в 40-м голу новой эры абазы, аланы и зигхи услышали проповедь Христову от самого апостола Андрея, посетившего эти края и неся свет нового учения.

Христианство на этих землях просуществовало довольно долго, уступив место исламу лишь в XV -XVIII веках. Надо сказать, что в христианстве абазы не были слишком крепкими, а одним из факторов, приведших к распространению ислама, стала гибель Византии и экспансия Османской империи.

Абазинский язык

Есть родство абхазскому языку, также относящемуся к абхазо-адыгской языковой группе. Сегодня абазинский народ находится под большим влиянием русского и адыгского языка и быстро забывает свой родной, а лингвисты относят абазинский язык к находящимся под угрозой исчезновения. Говорят, что это бы уже произошло, если бы не Октябрьская Революция.

Как не парадоксально, именно благодаря революции в 1932 году народ получил алфавит, появилась своя литература, развивался театр, журналистика. Сегодня даже пожилым людям проще излагать свои мысли на русском, а молодежь, которая перебирается из аулов в города, стремительно русифицируется.

Поговаривают, что язык абазин относится к одним из самых сложных на планете. Ничего удивительного: в нем 72 буквы, из которых всего две относятся к гласным.

Традиции и обычаи абазин

Веками абазы занимались скотоводством, преимущественно держали мелкий скот. В богатых родах было принято держать породистых лошадей. Жители равнин охотно разбивали сады, одним из популярных занятий стало пчеловодство. В позапрошлом веке славились своими и изделиями из войлока, выделкой кожи.

Культура абазин богата на предания, песни и сказки. Главные герои – люди обычных профессий: пастухи, вышивальщицы, охотники, сказки всегда заканчиваются победой добра над злом. Большинство песен и обычаев построены вокруг годового земледельческого цикла. Национальный костюм абазин похож на черкесский. Применялись украшения из серебра, широкий пояс, нагрудники. Абазинки любили платки разной техники исполнения.

Кухня абазин очень похожа на кухню соседних народов. Хлеб стали печь недавно, очень популярны кукурузная каша – баста и различные блюда из творога и кислого молока. Известен шашлык, который здесь готовят особенно вкусно.

«Наше имя – Абаза»

Последние годы приносят хорошие новости. При Карачаевско-Черкесском Университете создается центр по изучению абазинской культуры, представители этого малого народа в Москве и Санкт-Петербурге и общественные объединения объединились в Ассоциацию, основная цель которой – способствовать сохранению культурного наследия.

Талантливая и современная молодежь с удовольствием и большим энтузиазмом работает над возрождением традиций, изучением многовековой истории и культуры своего маленького этноса. Проводятся фестивали, мастер-классы, лекции, ведётся повседневная и кропотливая работа. Крепнет надежда, что абазины сохранятся как один из драгоценных камней в ожерелье .