Что такое тех рисунок. Техническое рисование

Издательство Алтайского государственного технического университета

Рецензент: , к. т.н., профессор кафедры МРСиИ БТИ АлтГТУ

Светлова, О. Р.

С24 Техническое рисование: методические рекомендации для студентов всех

направлений подготовки, изучающих дисциплину «Начертательная гео-

метрия и инженерная графика» / , ;

Алт. гoc. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гoc. техн. ун-та, 2012. – 16 с.

В методических рекомендациях представлены теоретический материал, наглядный материал по технике рисования геометрических фигур и деталей с натуры. Методические рекомендации предназначены для студентов всех направлений подготовки, изучающих дисциплину «Начертательная геометрия и инженерная графика», всех форм обучения.

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры ТГ.

Протокол № 74 от 28.09.11 г.

© БТИ АлтГТУ, 2012

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

1 ТЕХНИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ…………………………………………..

1.1 Общие сведения о рисунке………………………………………..

1.1.1 Наблюдательная перспектива……………………………..

1.1.2 Светотень…………………………………………………...

1.1.3 Пропорции………………………………………………….

1.2 Работа карандашом…………………………………………………

2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ…………………………………………….

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Назначение технического рисунка. Техническое рисование, как и аксонометрические проекции, служит для построения наглядных изображений моделей и деталей.

Технический рисунок отличается от аксонометрической проекции в основном тем, что он выполняется без применения чертежных инструментов (от руки). В техническом рисовании применяется параллельная (аксонометрическая) перспектива и те же оси проекций (оси координат).

Технические рисунки дают наглядное представление о форме модели или детали, есть возможность также показать не только внешний вид, но и их внутреннее устройство с помощью выреза части детали по направлениям координатных плоскостей. В практической работе рисунок служит одним из важных средств передачи технического замысла.

1 ТЕХНИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ

Реалистическая передача изображения предмета на рисунке достигается с помощью применения наблюдательной перспективы, светотени и правильных пропорций.

Для большей наглядности на технических рисунках наносится тушёвка, штриховка или шраффировка теневых сторон параллельно какой-нибудь образующей или параллельно осям проекций (рисунок 1).

Рисунок 1

Шраффировкой называют штриховку, выполненную в виде сетки. Для определения степени затемнения той или иной поверхности можно принять за основу следующие виды нанесения штриховки:

- темная поверхность – расстояние между штрихами должно быть меньше толщины штрихов в 2–3 раза или штриховка заменена шраффировкой;

- полутеневая поверхность – расстояние между штрихами должно быть равно толщине штрихов;

- светлая поверхность – полное отсутствие штрихов или нанесение редкой штриховки.

Рисунок – это графическое изображение предмета на плоскости, передающее его так, как мы видим в действительности. Умение грамотно рисовать необходимо работникам многих областей науки и техники. Рисование способствует развитию пространственного мышления, зрительной памяти, творческих способностей и художественного вкуса. Технологи машиностроительного производства должны не только уметь читать чертежи, но и правильно и быстро зарисовывать предметы, так как они встречаются с разнообразными формами изделий различных габаритов и отделки.

Детали машин, станков в основе напоминают различные геометрические формы (цилиндрические, конические, призматические). Изучение изображений этих форм основано на изучении геометрических тел. Поэтому в техническом рисовании отводится большое место рисованию различных моделей.

1.1 Общие сведения о рисунке

В реалистическом рисунке окружающие нас объемные предметы изображаются такими, какими они существуют в действительности и как их воспринимает наш глаз.

Реалистическая передача изображения предмета на рисунке достигается с помощью применения наблюдательной перспективы.

1.1.1 Наблюдательная перспектива

Метод перспективы дает возможность изображать объемные предметы на основе зрительного восприятия натуры. Строение человеческого глаза можно сравнить с устройством фотоаппарата. Преломляющей средой глаза, как бы его объективом, в основном является хрусталик, расположенный позади радужной оболочки. Изображение, полученное на фотографическом снимке, подобно изображению на сетчатой светочувствительной оболочке нашего глаза.

При рисовании с натуры применяют правила линейной (центральной) перспективы. Перспективное построение предметов в рисунке выполняется от руки на глаз при наблюдении за изображаемым предметом. Поэтому такая перспектива называется наблюдательной. Все предметы по мере удаления от глаза рисующего кажутся уменьшающимися по своим размерам, а параллельные линии в действительности представляются сходящимися в определенной точке или точках. Отсюда правило: все уходящие горизонтальные линии, идущие к линии горизонта, пересекаются на линии горизонта в одной или нескольких точках схода (рисунок 2).

Перспективной линией горизонта называют условную прямую, расположенную на уровне глаз рисующего.

Уходящими горизонтальными линиями называют горизонтальные прямые, которые удаляются от рисующего. Перспективная линия горизонта делит зрительный мир пополам – на мир, видимый сверху, и на мир, видимый снизу.

На рисунке 3 изображено два куба – один ниже линии горизонта, другой выше линии горизонта (уровня глаз). Из рисунка видно, что уходящие горизонтальные линии нижнего куба направлены вверх, к линии горизонта, а уходящие горизонтальные линии верхнего куба – вниз, тоже к линии горизонта и пересеклись в одной точке схода. На нижнем кубе видна верхняя грань, а на верхнем кубе – нижняя грань.

Рисунок 2

От изменения точки зрения и уровня глаз (линии горизонта) меняется восприятие окружающего нас мира. Например, в пространстве три куба, они расположены на разной высоте по отношению к линии горизонта и нашего взгляда (рисунок 4). Один куб выше уровня глаз, мы видим его три грани – нижнюю и две боковых. Нижний куб ниже уровня глаз и правее верхнего, мы видим тоже три грани, но только вместо нижнего основания видим верхнее основание. Ширина граней воспринимается по-разному. В верхнем кубе правая грань кажется шире, в нижнем кубе левая грань – шире, так как они больше развернуты к зрителю. В среднем кубе видим только две грани, его пересекает линия горизонта. Аналогично показано построение цилиндра в пространстве на рисунке 5.

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Технический рисунок начинают с построения осей проекций, которые выполняются от руки.

1.1.2 Светотень

Важную роль при изображении объемной формы играет светотень. Распределение света на поверхности предмета имеет определенную закономерность (рисунок 6), которая зависит от формы предмета, характера его поверхности, ее окраски, освещения, расстояния предмета от зрителя и состояния окружающей среды. На поверхности тел вращения наблюдается плавный переход от света к тени, гранные тела имеют более резкие границы теней, чем круглые. Начинать тушевать надо с самых темных мест, предварительно проверив перспективу рисунка. В собственных тенях различают более светлые места рефлексы , получающиеся в результате подсвечивания собственной тени частью световых лучей, отраженных от соседних предметов, подставки, стола. На предметах с блестящей или прозрачной поверхностью (металл, стекло) образуются блики резко ограниченные участки поверхности предмета , от которых наибольшее количество отраженных лучей света попадает в глаз рисующего. Они чаще всего наблюдаются на выпуклых предметах или сгибах.

Рисунок 6

Выдерживая на рисунке правильные светотеневые отношения, можно передать не только объемную форму предмета, но и их различную окраску и фактуру материала. В рисунке должны быть правильно отражены световые отношения поверхностей натуры.

1.1.3 Пропорции

Для определения размеров граней применяем способ визирования. На вытянутую руку, горизонтально расположенным карандашом измеряем ширину левой грани куба, потом правой грани, определив какая из них больше и насколько, откладываем нужные размеры (рисунок 7).

Рисунок 7

При рисовании тел вращения и многогранников ширина оснований на изображении зависит от степени удаления их от линии горизонта. Чем ближе основание к линии горизонта (уровню глаз), тем оно будет уже, а чем дальше основание от линии горизонта, тем оно шире. Основание, совпадающее с линией горизонта, будет прямая линия (см. рисунок 5).

1.2 Работа карандашом

Начинают рисунок тонкими, малозаметными линиями, а затем, когда правильно решена композиция рисунка и найдены пропорциональные отношения предмета, постепенно уточняют линии и усиливают тон.

На рисунке 8 дано поэтапное построение рисунка. Приступая к зарисовке модели или моделей, нужно вначале мысленно проследить за направлением каждой линии модели, а затем нанести ее на бумагу. Если линия проведена неправильно, то ее не стирают, а проводят другую, третью – более точную. Первоначально неточные линии, проведенные при построении, на рисунке зрительно почти не воспринимаются. В стадии завершения рисунка они поглощаются общим тоном рисунка.

Рисунок 8

Для выполнения учебного рисунка применяется простой графитный карандаш средней и мягкой твердости (ТМ, 2М, 3М).

Резинкой (мягкой) надо пользоваться как можно меньше, применяя ее главным образом для высветления тона, рефлекса или блика . Нанесение штрихов является средством передачи светотени на рисунке. Усиление тона достигается путем многократного покрытия штрихами поверхности бумаги в различных направлениях, а также изменением нажима карандаша.

Характер нанесения штрихов зависит от формы предмета. Для изображения плоских поверхностей обычно применяют прямолинейные штрихи, для изображения кривых поверхностей – криволинейные. При выборе штрихов учитывают фактуру и материал предметов. Дальние предметы, предметы с гладкой поверхностью, а также фон покрывают легкими штрихами или затушевывают.

2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

При выполнении заданий необходимо учитывать освещение предметов. Во всех упражнениях свет на предметы падает слева – направо, сверху – вниз. Выполняется только собственная тень изделия без учета падающей тени.

Упражнение 1. Рисунок куба.

Указания к выполнению на рисунке 9. Примеры выполнения – рисунок 10.

0 " style="border-collapse:collapse">

Рисунок 10

Задание 2. Рисунок цилиндров в трёх положениях.

Указания к выполнению на рисунке 11. Пример выполнения на рисунке 12.

Рисунок 11

Рисунок 12

Задание 3. Рисунок конуса и сферы.

Указания к выполнению на рисунке 13. Пример выполнения на рисунке 14.

Рисунок 13

Рисунок 14

Задание 4. Рисунок детали с натуры.

Примеры выполнения на рисунках 15, 16.


Рисунок 15

Рисунок 16

Задание 5. Рисунок детали по двум проекциям.

Примеры выполнения на рисунках 17, 18.

Рисунок 17

Рисунок 18

Контрольная работа: рисунок детали со сборочного чертежа (деталировка). Пример выполнения на рисунке 19.

Рисунок 19

ЛИТЕРАТУРА

1. Егоров, и рисование: учебник для техникумов / . – М.: Высш. шк., 1985. – 279 с., ил.

2. Короев, черчение и рисование: учебник / . – М.: Выcшая школа, 1983. – 288 с.

3. Боголюбов, графика / . – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Машиностроение, 2009. – 352 с., ил.

4. Левицкий, черчение / . – М.: Высшая школа, 1988. – 351 с., ил.

5. Федоренко, по машиностроительному черчению / , . – 16-е изд., перепечатка с 14-го изд. – М.: «Альянс», 2007. – 416 с.

Учебное издание

Светлова Ольга Рафаиловна

Левина Надежда Сергеевна

Левин Сергей Викторович

ТЕХНИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ

Редактор

Технический редактор

Подписано в печать 21.03.2012. Формат 60´84/8

Усл. п. л. 1,86. Уч.-изд. л. 2,00

Печать – ризография, множительно-копировальный

аппарат «RISO EZ300»

Тираж 39 экз. Заказ 2012-15

Издательство Алтайского государственного

технического университета

Оригинал-макет подготовлен ИИО БТИ АлтГТУ

Отпечатано в ИИО БТИ АлтГТУ

ЦЕЛИ:

    Ориентированная, на развитие личности студентов:

а) содействовать осознанию студентами практической ценности, изучаемой темы;

б) обеспечить развитие у студентов умения ставить цель и планировать свою деятельность по технологическим этапам;

в) содействовать развитию у студентов умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию полученных знаний.

2 . Предметная:

а) организация деятельности студентов по планированию реализации и закреплению учебных действий при изучении технического рисунка;

б) организационная деятельность студента по коррекции знаний и способов деятельности;

в) организовать деятельность студентов по планированию совместно с преподавателем изучения темы: «Техническое рисование».

ТИП УРОКА : урок-сообщения и усвоения новых знаний.

ВИД УРОКА : практическое занятие с элементами беседы и созданием проблемной ситуации.

ОСНОЩЕНИЕ УРОКА: Интерактивная доска, эскизные рисунки на доске, макеты фигур.

В результате изучения темы студент должен:

Знать: о назначении технического рисунка; отличие его от чертежа, выполненного в аксонометрической проекции;

Уметь: в глазомерном масштабе проводить ряд параллельных прямых под разными углами к линиям горизонта; рисовать плоские геометрические фигуры, применять полученные знания в новых условиях.

МАКРОСТРУКТУРА УРОКА:

    Организационный момент (1-2 мин.);

    Актуализация опорных знаний и умений – проверка знаний полученных на предыдущих занятиях (в курсе изучения предмета «Инженерная графика»);

    Изучение нового материала;

    Первичная проверка понимания нового материала – зарисовка отдельных геометрических фигур;

    Информация о домашнем задании;

    Подведение итогов урока;

    Рефлексия.

ПЛАН УРОКА:

    Назначение технического рисунка.

    Отличие от чертежа.

    Техника зарисовки фигур.

Технический рисунок представляет собой наглядное изображение предмета (геометрического тела, детали, модели) выполненное от руки на глаз по правилам аксонометрическим проекций.

Назначение:

Техническим рисунком часто пользуются на производстве, так как он является первичной формой отображения творческих идей, чтобы быстро прояснить свою творческую мысль и творческие замыслы.

Технические рисунки в отличии от аксонометрических чертежей выполняются в глазомерном масштабе и изолированно от окружающей среды, применяют различные условности, упрощённое изображение резьбы, разрезов, сечений и т. п.

Основное отличие технического рисования от художественного является использование более простых аксонометрических проекций вместо центральных. Особенностью технического рисования от художественного является иная техника нанесения оттенков, так как технические рисунки часто копируют на кальку вместе с чертежами для получения светокопий и хранения в архиве. Поэтому вместо тушовки в живописи в техническом рисовании оттенки (светотень) показываются штриховкой, шраффировкой или точками.

Принадлежности

Для выполнения технического рисунка используют мягкие карандаши М – 3М (В – 3В).

Бумага белая чертёжная или в клеточку.

Карандаш следует держать свободно, не сжимая его сильно, дальше от пишущего стержня, движение свободное. Резинка мягкая употребляется редко.

Приёмы работы карандашом:

а) заточка карандаша; б) работа в начальной стадии рисунка; в) прорисовка детали.

Выполнение технического рисунка:

Проведя неточную линию или окружность, не следует её тот час стирать. Первоначальные линии помогают исправлению ошибки (служат ориентирами). Линии должны быть лёгкими, чуть заметными, по мере уточнения их усиливают, а не нужное убирают резинкой. Для отработки необходимых навыков следует вначале проделать упражнения.

    На некотором расстоянии легко намечают две точки и, держа карандаш над бумагой, делают в воздухе движения слева направо, пока эти движения не будут соответствовать намеченному направлению. После этого надо карандаш опустить на бумагу и провести тонкую линию, соединяя обе точки.

    Провести ряд прямых:

Горизонтальные (слева направо)

Вертикальные (сверху вниз)

    Ряд прямых разделить на равные части

    Ряд параллельных прямых под разными углами к линии горизонта


    Выполнение технических рисунков плоских геометрических фигур.

построение осей аксонометрических проекций

а) оси изометрической проекции

б) косоугольная диметрическая проекция

в) прямоугольная диметрическая проекция

    Выполняя технический рисунок модели или детали, предварительно проводят анализ формы, мысленно расчленяя ее на геометрические тела и их элементы.

Прямоугольники и квадраты

их стороны параллельны направлению аксонометрических осей

(можно производить измерения «визирным» методом, используя карандаш).

Треугольники

Шестиугольник

предварительно строят квадрат на осях, одну ось делят на четыре, а другую на шесть равных частей (остальные проекции зарисовать самостоятельно)

Окружность

Другой способ построения эллипса по соотношению осей:

В изометрии соотношение осей 10:6

Прямоугольная диметрическая проекция для плоскости ХОZ 10:9

Для плоскостей XOY и ZOY 6:2

    Этап информации о домашнем задании:

Упражнения по теме на формате А3.

«Черчение» Боголюбов С.К. стр 127 – 129.

«Инженерная графика» Миронов Б.Г. стр 179 – 183.

    Этап подведения итогов учебного занятия:

Качественная оценка работы группы.

    Рефлексия.

Прием «Фишбоун » (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Технический рисунок - назначение - отличие - принадлежности - выполнение технического рисунка

Урок окончен всем большое спасибо. До свидания.

Штриховка на рисунках (рис. 252, а) в отличие от штриховки в прямоугольных проекциях обычно наносится в разные стороны. Линия, отделяющая одну штрихованную плоскость от другой, вычерчивается как основная линия. На рис. 252, б приведен пустотелый кирпич в прямоугольной диметрической проекции. Рисунок показывает, что тонкие ребра в аксонометрических проекциях разрезают и заштриховывают на общем основании.

TBegin-->TEnd-->

Длинные сплошные детали не следует разрезать на всем протяжении. Делают местный вырез для той части, где имеется углубление (рис. 252, в). В случае надобности длинные детали рисуют с разрывом (рис. 253, а). Линии обрыва проводят слегка волнистыми, в два-три раза тоньше основных линий. Для ориентации наносят размер полной длины детали. Излом дерева показывают в виде зигзагообразных линий (рис. 253, б).

Технические рисунки, как правило, не предназначены для изготовления по ним деталей, поэтому размеры на них обычно не наносят. Если размеры должны быть нанесены, то это делают согласно ГОСТ 2.317-69 и 2.307-68 (рис. 254, а). На рис. 254, б и в показано нанесение вертикальных размеров для пирамиды и конуса (размеры 25 и 36). На рис. 254, г показано правильное нанесение размера диаметра цилиндра параллельно координатной оси. Размер, показанный по большой оси эллипса, зачеркнут как неправильно нанесенный.

TBegin-->
TEnd-->

Особенно важно наносить на рисунках оси отверстий (рис. 254, а); при этом не следует наносить большую ось эллипса. В случае очень мелких отверстий можно наносить только главную ось - геометрическую ось поверхности вращения (отверстие на правой грани куба).

rn
Линии невидимого контура наносят на рисунках лишь в том случае, если они придают дополнительную ясность изображению.

TBegin-->
TEnd-->

Основным способом передачи рельефа в следует считать нанесение теневых штрихов: прямых для многогранников, цилиндров и конусов и кривых для других тел вращения. Наряду с этим иногда применяют шраффировку сеткой и короткими штрихами. Шраффи-ровка сеткой показана на рис. 255, а и б, а короткими штрихами - на рис. 255, в и г. Из рассмотрения последних рисунков видно, что наглядность изображения достигается не большим количеством теневых штрихов, а правильным их расположением на поверхности детали.

При выполнении аксонометрических чертежей и рисунков тушью иногда применяют оттенение с помощью точек, приближающееся к тушевке (рис. 256, а и б), утолщенных теневых линий (рис. 256, в и г).

TBegin-->
TEnd-->

Технический рисунок в практике конструирования имеет большое значение, являясь первичной формой изображения. Инженер или дизайнер, приступая к созданию проекта, чаще всего начинает свою деятельность с построения технического рисунка, ведь он выполняются гораздо быстрее, чем чертеж, и более нагляден, т.е., с такого рисунка, который обладает высокой техникой исполнения и помогает составить чертеж, сделать проект.

Технический рисунок - это рисунок выполненный на глаз, от руки, без применения измерительного и чертежного инструмента. Технический рисунок выполняется по законам аксонометрических проекций начертательной геометрии. Технический рисунок предназначен для быстрого создания наглядного изображения детали или конструкции.

В зависимости от характера объекта и задачи, поставленной в конкретном проекте, технический рисунок можно выполнить либо в центральной проекции (в перспективе), либо по правилам параллельных проекций (в аксонометрии).

Технический рисунок может быть линейным (без светотени) и бъёмнопространственным с передачей светотени и цвета.

Для придания рисунку большей наглядности и выразительности в техническом рисовании применяются условные средства передачи объема с

помощью оттенений - светотени. Светотенью называется распределение света на поверхностях предмета. Светотень играет главную роль при восприятии объема предмета. Освещенность предмета зависит от угла наклона световых лучей. Когда световые лучи падают на предмет перпендикулярно, то освещение достигает наибольшей силы, поэтому та часть поверхности, которая расположена ближе к источнику света, будет светлее, а которая дальше – темнее.

В техническом рисовании условно принято считать, что источник света находится сверху слева и сзади рисующего.

Светотень состоит из следующих элементов: собственной тени, падающей тени, рефлекса, полутона, света и блика.

Собственная тень - тень, находящаяся на неосвещенной части предмета.

Падающая тень - тень, отбрасываемая предметом на какую-либо поверхность. Так как технический рисунок носит в основном условный, прикладной характер, падающие тени на нем не показывают.

Рефлекс - отраженный свет на поверхности предмета в неосвещенной его части. Он по тону немного светлее, чем тень. С помощью рефлекса создается эффект выпуклости, стереоскопичности рисунка.

Полутон - слабоосвещенное место на поверхностях предмета. Полутонами осуществляется постепенный, плавный переход от тени к свету, чтобы рисунок не получился слишком контрастным. Полутоном «лепится» объемная форма предмета.

Свет - освещенная часть поверхности предмета.

Блик - самое светлое пятно на предмете. В техническом рисунке блики показывают в основном на поверхностях вращения.

Тени на техническом рисунке изображаются с помощью тушевки, штриховки или шрафировки (пересекающейся штриховки)

АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСУНКА ДЕТАЛИ

Приступая к выполнению технического рисунка, необходимо предварительно изучить изображаемый объект и расчленить его мысленно на составляющие элементарные геометрические тела. Далее следует определить основные пропорции объекта: соотношение высоты, ширины и длины, а также пропорции отдельных его частей. Затем выбирается соответствующий вид аксонометрии и строятся аксонометрические оси.

Технический рисунок начинают выполнять с общих контуров объекта, а затем переходят к изображению отдельных его частей. Размеры на техническом рисунке не ставят, так как по рисункам, как правило, детали не изготовляют.

Линии невидимого контура на техническом рисунке обычно не проводят; штриховку на техническом рисунке, в отличие от чертежа, выполняют прямыми или кривыми линиями, сплошными или прерывистыми, одинаковой или разной толщины, а также нанесением теней.

Технический рисунок

Чтобы быстро и наиболее наглядно передать форму предмета, модели или детали пользуются техническими рисунками.

Технический рисунок - это изображение, выполненное от руки по правилам аксонометрии с соблюдением пропорций на глаз, т.е. без применения чертежных инструментов. Этим технический рисунок отличается от аксонометрической проекции. При этом придерживаются тех же правил, что и при построении аксонометрических проекций: под теми же углами располагают оси, размеры откладывают вдоль осей или параллельно им и т.д.

Технические рисунки дают наглядное представление о форме модели или детали, есть возможность так же показать не только внешний вид, но и их внутреннее устройство с помощью выреза части детали по направлениям координатных плоскостей.

Рис. 1. Технические рисунки.

Важнейшим требованием, предъявляемым к техническому рисунку, является наглядность.

Выполнение технических рисунков деталей

При выполнении технических рисунков оси необходимо располагать под теми же углами, что и для аксонометрических проекций, а размеры предметов откладывать вдоль осей.

Технические рисунки удобно выполнять на бумаге, разлинованной в клетку.

Чтобы быстро и правильно выполнить технический рисунок, необходимо получить навыки проведения параллельно расположенных линий под разным наклоном, на разном расстоянии, различной толщины без применения чертежных инструментов, не пользуясь приборами, строить наиболее применяемые углы (7°, 15°, 30°, 41°, 45°, 60°, 90°), и др.Необходимо иметь представление об изображении различных фигур в каждой из плоскостей проекций, уметь выполнить на техническом рисунке изображения наиболее применяемых плоских фигур и простых геометрических форм.

На рис. 2 показаны способы, облегчающие работу карандашом от руки.

Угол 45 легко построить разделив прямой угол пополам (рис. 2, а). Для построения угла 30° нужно разделить прямой угол на три равные части (рис. 2, б).

Правильный шестиугольник можно нарисовать в изометрии (рис. 2, в), если на оси, расположенной под углом 30°, отложить отрезок, равный , а на вертикальной оси - 3,5а . Так получают точки, определяющие вершины шестиугольника, сторона которого равна .

Чтобы описать окружность, сначала нужно на осевых линиях нанести четыре штриха, а затем между ними еще четыре (рис. 2, г).

Овал нетрудно построить, вписав его в ромб. Для этого внутри ромба наносят штрихи, намечающие линию овала (рис. 2, д), а затем обводят овал.


Рис. 2. Построения, облегчающие выполнение технических рисунков

Технический рисунок может быть выполнен в такой последовательности.

1. В выбранном на чертеже месте строят аксонометрические оси и намечают расположение детали с учетом максимальной ее наглядности (рис. 3, а).

2. Отмечают габаритные размеры детали, начиная с основания, и строят объемный параллелепипед, охвативший всю деталь (рис. 3, б).

3. Габаритный параллелепипед мысленно расчленяют на отдельные геометрические формы, составляющие его, и выделяют их тонкими линиями (рис. 3, в).

4. После проверки и уточнения правильности сделанных намёток обводят линиями необходимой толщины видимые элементы детали (рис. 3, г, д).

5. Выбирают способ оттенения и выполняют соответствующую дорисовку технического рисунка (рис. 3, е).

Рис. 3. Последовательность выполнения технического рисунка.

При выполнении рисунка не по чертежу, а с натуры последовательность выполнения остается та же, только размеры всех частей предмета определяют, прикладывая карандаш или полоску плотной бумаги к измеряемой части предмета (рис.4, а).

Рис. 4. Выполнение рисунка с натуры

Если рисунок надо выполнить в уменьшенном размере, то приближенное измерение размеров производят так, как показано на рис. 4, б, карандаш держат на вытянутой руке между глазом наблюдателя и предметом. Чем дальше будет отодвинута деталь, тем меньше получатся размеры.

Штриховка на техническом рисунке

Для повышения наглядности и выразительности, чтобы придать объемность, на выполненный технический рисунок наносят штриховку (рис. 5). Нанесение на технический рисунок светотени, показывающей распределение света на поверхностях изображаемого предмета, называют оттенением . При этом предполагают, что свет падает на предмет сверху слева . Освещенные поверхности оставляют светлыми, затененные - покрывают штриховкой, которая тем чаще, чем темнее поверхность предмета. Штриховку наносят параллельно какой-нибудь образующей или параллельно осям проекций.На рис. 5, а приведен технический рисунок цилиндра, на котором оттенение выполнено параллельной штриховкой (сплошные параллельные линии различной толщины), на рис. 5,б— шраферовкой (штриховка в виде сетки), а на рис. 5, в — с помощью точек (с увеличением освещения расстояние между точками увеличивается).

Оттенение на рабочих чертежах деталей могут быть выполнены также тушевкой — частым, почти сплошным нанесением штрихов в различном направлении, или отмывкой, выполненной тушью или красками.

На каждом рисунке применяют один какой-либо способ оттенения, и все поверхности изображаемого предмета оттеняются.


Рис.5. Нанесение штриховки

На рис. 6 показан технический рисунок детали с оттенением, выполненным параллельной штриховкой.

Рис. 6. Технический рисунок со штриховкой

Можно наносить штриховку не на всю поверхность, а только в местах, подчеркивающих форму предмета (рис. 7).

Рис. 7. Технический рисунок с упрощенной штриховкой

Технический рисунок в законченном виде с нанесением тени и штриховки иногда может быть более наглядным, чем аксонометрическое изображение и с нанесенными размерами может заменить чертеж несложной детали, служащей документом для ее изготовления. Это дает возможность более доступно, доходчиво пояснить чертежи сложных предметов.

Эскиз детали

Конструкторские документы для одноразового пользования могут выполняться в виде эскизов.

Эскиз - чертеж, выполненный без применения чертежного инструмента (от руки) и точного соблюдения стандартного масштаба (в глазомерном масштабе). При этом должна сохраняться пропорция в размерах отдельных элементов и всей детали в целом. По содержанию к эскизам предъявляются такие же требования, что и к рабочим чертежам.

Эскизы выполняются при составлении рабочего чертежа уже имеющейся детали, при конструировании нового изделия, доработке конструкции опытного образца изделия, при необходимости изготовить деталь по самому эскизу, поломке де-тали в процессе эксплуатации, если в наличии нет запасной де-тали и др.

При выполнении эскиза соблюдаются все правила, установ-ленные ГОСТом ЕСКД, что и к чертежу. Различие состоит лишь в том, что эскиз выполняют без применения чертежных инструментов. Эскиз требует такого же тщательного выполнения, как и чер-теж. Несмотря на то, что соотношение высоты к длине и ширине детали определяется на глаз, размеры, проставляемые на эскизе, должны соответствовать действительным размерам детали.

На рис. 8, а и б приведены эскиз и чертеж одной и той же детали. Эскизы удобно выполнять на клетчатой бумаге стандартного формата, мягким карандашом ТМ, М или 2М.

Рис. 8. Сравнение эскизов и чертежа:

а - эскиз; б - чертеж

Последовательность выполнения эскиза

Перед выполнением эскиза надо:

1. Осмотреть деталь и ознакомиться с ее конструкцией (провести анализ геометрической формы, выяснить название детали и ее основное назначение).

2. Определить материал, из которого изготовлена деталь (сталь, чугун, цветные металлы и т.п.).

3. Установить пропорциональное соотношение размеров всех элементов детали между собой.

4. Выбрать формат для эскиза детали, учитывая число изображений, степень сложности детали, количество размеров и т.п.

Выполнение эскиза детали показано на рисунке 9:

1. наносят внутреннюю рамку и основную надпись на фор-мат;

2. выбирают положение детали относительно плоскостей про-екций, определяют главное изображение чертежа и минимальное число изображений, позволяющих полно выявить форму детали;

3. на глаз выбирают масштаб изображений и выполняют компоновку: тонкими линиями отмечают габаритные прямоугольники - места для будущих изображений (при компоновке между габаритными прямоугольниками оставляют место для постановки размеров);

4. при необходимости наносят осевые и центровые линии и выполняют изображения детали (количество видов должно быть минимальным, но достаточным для изготовления детали);

5. наносят контуры изображений: наружные и внутренние (обводят изображения);

6. проводят размерные и выносные линии;

7. обмеряют деталь различными измерительными инструмен-тами (рис. 10-12). По-лученные размеры наносят над соответствующими размерными линиями;

8. выполняют необходимые надписи (технические требования), в том числе и основную надпись;

9. проверяют правильность выполнения эскиза.

Рис. 9. Последовательность построения эскиза

Обмер детали

Обмер детали при выполнении ее эскиза с натуры выполняется с помощью различных инструментов, которые выбирают в зависимости от величины и формы детали, а также от требуемой точности определения размеров. Металлическая линейка (рис. 10, а), кронциркуль (рис. 10, б) и нутромер (рис. 10, в) позволяют измерить внешние и внутренние размеры с точностью до 0,1 мм.

Рис. 10

Штангенциркуль, предельная скоба, калибр, микрометр позволяют выполнить более точный обмер (рис. 11, а, б, в, г).

Рис. 11

Замер радиусов скруглений производят с помощью радиусных шаблонов (рис. 12, а), а шаги резьбы замеряют с помощью резьбовых шаблонов (рис. 12, б, в).


Рис. 12

На рис. 13 показано, как с помощью линейки,кронциркуля и нутромера измеряют линейные размеры детали.