Чем различается научное и художественное описание. В чем отличие художественной литературы от научной? Примеры

Книжная сфера общения выражается через художественный стиль – многозадачный литературный стиль, который сложился исторически, и выделяется от остальных стилей через средства выразительности.

Художественный стиль обслуживает литературные произведения и эстетическую деятельность человека. Главная цель – воздействие на читателя с помощью чувственных образов. Задачи, с помощью которых достигается цель художественного стиля:

  • Создание живой картины, описывающей произведение.
  • Передача эмоционального и чувственного состояния героев читателю.

Функции художественного стиля

Художественный стиль имеет цель эмоционального воздействия на человека, но она не является единственной. Общая картина применения этого стиля описана через его функции:

  • Образно-познавательная. Преподнесение информации о мире и обществе через эмоциональную составляющую текста.
  • Идейно-эстетическая. Обслуживание системы образов, через которые писатель передает читателю идею произведения, ждёт отклик на замысел сюжета.
  • Коммуникативная. Выражение видения какого-то предмета через чувственное восприятие. Информация из художественного мира связывается с действительностью.

Признаки и характерные языковые особенности художественного стиля

Чтобы с легкостью определить данный стиль литературы, обратим внимание на его черты:

  • Оригинальный слог. За счет специальной подачи текста, слово становится интересно без контекстного значения, разрывая канонические схемы построения текстов.
  • Высокий уровень упорядочивания текста. Деление прозы на главы, части; в пьесе – деление на сцены, акты, явления. В стихотворениях метрика – размер стиха; строфика – учение о сочетание стихотворений, рифма.
  • Высокий уровень полисемии. Наличие нескольких взаимосвязанных значений у одного слова.
  • Диалоги. В художественном стиле преобладает речь персонажей, как способ описания явлений и событий в произведении.

Художественный текст содержит в себе всё богатство лексики русского языка. Презентация присущей данному стилю эмоциональности и образности, проводится с помощью специальных средств, которые называются тропами – языковые средства выразительности речи, слова в переносном значении. Примеры некоторых тропов:

  • Сравнение – часть произведения, с помощью которого дополняется образ персонажа.
  • Метафора – значение слова в переносном смысле, основанное на аналогии с другим предметом или явлением.
  • Эпитет – определение, которое делает слово выразительным.
  • Метонимия – такое сочетание слов, в котором один предмет заменяется другим на основе пространственно-временного сходства.
  • Гипербола – стилистическое преувеличение явления.
  • Литота – стилистическое приуменьшение явления.

Где используется стиль художественной литературы

Художественный стиль вобрал в себя многочисленные аспекты и структуры русского языка: тропы, многозначность слов, сложный грамматический и синтаксический строй. Поэтому его общая сфера применения огромна. Она включает в себя и основные жанры художественных произведений.

Используемые жанры художественного стиля, имеют отношение к одному из родов, по-особому выражающих действительность:

  • Эпос. Показывает внешние волнения, мысли автора (описание сюжетных линий).
  • Лирика. Отражает внутренние волнения автора (переживания героев, их чувства и мысли).
  • Драма. Присутствие автора в тексте минимально, большое количество диалогов между персонажами. Из такого произведения часто делают театральные постановки. Пример – Три сестры А.П. Чехова.

Эти жанры имеют подвиды, которые могут делиться еще на более конкретные разновидности. Основные:

Жанры эпоса:

  • Эпопея – жанр произведения, в котором преобладают исторические события.
  • Роман – рукопись большого объема со сложной сюжетной линией. Все внимание обращено к жизни и судьбе персонажей.
  • Рассказ – произведение меньшего объема, где описывается жизненный случай героя.
  • Повесть – рукопись средних размеров, имеющая черты сюжета романа и рассказа.

Жанры лирики:

  • Ода – торжественная песнь.
  • Эпиграмма – стихотворение сатирической направленности. Пример: А. С. Пушкина «Эпиграмма на М. С. Воронцова».
  • Элегия – стихотворение лирической направленности.
  • Сонет – стихотворная форма в 14 строк, рифмовка которой имеет строгую систему построения. Примеры данного жанра распространены у Шекспира.

Жанры драматических произведений:

  • Комедия – в основе жанра заложен сюжет, который высмеивает социальные пороки.
  • Трагедия – произведение, описывающее трагическую судьбу героев, борьбу характеров, отношений.
  • Драма – имеет структуру диалога с серьезной сюжетной линией, показывающей персонажей и их драматические отношения друг с другом или с обществом.

Как определить художественный текст?

Понять и рассмотреть особенности данного стиля проще, когда читателю предоставлен художественный текст с наглядным примером. Потренируемся определить какой стиль текста перед нами, используя пример:

«Отец Марата Степан Порфирьевич Фатеев, с младенческих лет сирота, был из рода астраханских биндюжников. Революционный вихрь выдул его из паровозного тамбура, проволок через завод Михельсона в Москве, пулеметные курсы в Петрограде…»

Основные аспекты, подтверждающие художественный стиль речи:

  • Данный текст построен на передаче событий с эмоциональной точки зрения, поэтому нет сомнения, что перед нами художественный текст.
  • Употребленные в примере средства: «революционный вихрь выдул, приволок» – не что иное, как троп, а точнее, метафора. Использование данного тропа присуще только художественному тексту.
  • Пример описания судьбы человека, окружающей обстановки, социальных событий. Вывод: данный художественный текст относится к эпосу.

Любой текст можно детально разобрать по такому принципу. Если функции или отличительные черты, которые описаны выше, сразу бросаются в глаза, то нет сомнения, что перед вами художественный текст.

Если вам тяжело разобраться с большим объемом информации самостоятельно; основные средства и черты художественного текста вам непонятны; примеры заданий кажутся сложными – воспользуйтесь таким ресурсом, как презентация. Готовая презентация с наглядными примерами доходчиво заполнит пробелы в знаниях. Сфера школьного предмета «русский язык и литература», обслуживает электронными источниками информации по функциональным стилям речи. Обратите внимание, чтобы презентация была емкой и информативной, содержала поясняющие средства.

Таким образом, разобравшись в определении художественного стиля, вы станете лучше понимать структуру произведений. А если вас посетит муза, и появится желание самому написать художественное произведение – следите за лексическими составляющими текста и эмоциональной подачей. Успехов в изучении!

Литература - это незаменимая часть культуры каждой страны. Без нее невозможно было бы обмениваться информацией, узнавать последние новости или изучать науки. Во всем своем великолепии литература предстает перед читателями в различных жанрах. И нередко сложно выбрать, какой книге предстоит отдать предпочтение. Особенно часто такие терзания возникают, когда читатель не знает, в чем отличие художественной литературы от научной. Что же, попытаемся ему помочь.

Все начинается с теории

Прежде чем классифицировать тексты на художественные и научные, стоит вооружиться теоретическими знаниями в этой области. То есть узнать о том, что такое научная и художественная литература.

  • Художественная литература - это своеобразная разновидность искусства, главным компонентом которого является слово.
  • Научная литература - представляет собой письменные работы, которые были созданы в ходе определенных исследований с применением некого научного метода. Этот предназначен для предоставления информации ученым о последних достижениях на их поле деятельности.

Если смотреть только на эти определения, невозможно понять, в чем, собственно, проявляется отличие художественной литературы от научной, кроме как целевой аудитории.

Что такое стиль?

Поэтому стоит изучить этот вопрос более детально. Художественная и научная литература не получили оригинальных названий. Все дело в том, что первую создают художники, а во второй сплошь и рядом формулы. Все дело в особенностях (или, как принято говорить, стилях) написания текста.

Стиль - это оформление текста. Это своего рода «одежда» текста. Если говорить научно, то стиль - это система языковых средств и способов, которые используют для того, чтобы преподнести какую-либо информацию. Каждая система и способ используется в определенных случаях.

В чем же отличие художественной литературы от научной? Прежде всего в стиле текста. А если разбирать более подробно, тогда нужно знать об особенностях текстовых условностей каждого стиля.

Художественный стиль речи

Этот стиль эмоциональный и экспрессивный. Автор текста в основном ориентируется на отображение образов и эмоций, чем, собственно, и покоряет читателей.

Основные черты художественного стиля:

  • Герой и рассказчик в одном флаконе - свободное отображение своего «Я».
  • Текст передает образы, эмоциональный фон и настроение героев.
  • Автор может использовать множество стилистических конструкций в тексте: омонимы, антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, гиперболы и т.д. Выбор словесных оформлений у него неограничен.
  • В художественном тексте автор может применить множество разных стилей, красиво их «подогнав» под общий авторский слог.
  • В словах всегда есть скрытый смысл.

Основная цель текста в этом стиле - передать эмоции, создать у читателя определенный настрой. В этом и состоит первое отличие художественной литературы от научной.

Научный стиль

Тем не менее это еще не все отличительные характеристики стилей. Невозможно сравнивать художественный и научный стиль, не сказав ничего об особенностях содержания.

  • Автор объективен, беспристрастен. В тексте фигурируют местоимения «мы» или «они».
  • Много терминологии и речевых клише. Отсутствие или сведенное к минимуму употребление
  • Текст статичный и медленно читается из-за обилия наречий, прилагательных и существительных.
  • Текст построен логично, изложен последовательно, согласно тезисам.
  • Много вводных слов, которые объясняют явления или понятия.

В этом прослеживается еще одно отличие художественной литературы от научной.

Немного о научно-популярном

Многие читателя склонны путать научную литературу с научно-популярной. Научно-популярная литература - это художественный текст о науке. Он предназначен как для опытных исследователей, так и для простого населения. Отличие художественной литературы от научно-популярной в том, что вторая объединяет основные черты двух литературных стилей. Здесь можно найти и образы, и эмоции, и сухую информацию, которая устрашает формулами и терминологией.

План и пример

Отличие между художественной и научной литературой действительно большое. Чтобы подытожить все написанное, стоит привести практический пример.

Отличие художественной литературы от научной (примеры):

  • Художественный стиль : «На горизонте уже задребезжали первые рассветные лучи, но в лагере никто не обратил на них внимания. Каждый солдат был погружен в свои мысли. Кто-то чистил дуло автомата, кто-то дописывал последние строки письма, а кто-то безучастно смотрел в сторону, где расположился противник. Сегодня должно было состояться решающее сражение. Целую ночь никто не смог сомкнуть глаз, а минуты раннего утра ползли словно улитки, пока кто-то не крикнул: «Началось!»…»

  • Научный стиль : «Берлинская наступательная операция началась утром 16 апреля 1945 года. 9000 советских орудий и минометов ударили по немецким позициям. За считаные минуты была уничтожена первая линия обороны. Воздушные бомбардировщики атаковали немецкие артиллерии и штабы. Было уничтожено 2145 единиц немецкой боевой техники… Германия объявила о своей капитуляции 8 мая 1945 года».

Два этих текста рассказывают о начале Берлинской наступательной операции - последнем сражении в Великой Отечественной войне. И если составить план: «Отличие художественной литературы от научной», то он будет иметь следующий вид:

  1. В научном тексте всегда будут указаны:
  • точные даты и цифры;
  • перечень основных действующих элементов;
  • оценка происходящего;
  • внимание к значимым моментам;
  • общие итоги;
  • цифры, протоколы, ведомости.
  1. Художественный текст имеет в своем составе:
  • впечатления о происходящем;
  • описание места, где происходят события;
  • средства выразительности, которые заставляют читателя переживать;
  • действительность нарисована в живых картинах.

Даже представленные небольшие примеры соответствуют большинству пунктов плана. О том, в чем заключается отличие художественной литературы от научной, кратко изложено в статье. Если первая представляет собой нечто возвышенное, чувственное и духовное, то вторая является ее прямой противоположностью - она излагает основные факты с применением сложной терминологии и, забыв об эстетике речевых оборотов, упрямо шагает к цели. Можно сказать, что они как небо и земля. Их бессмысленно сравнивать. Однако невозможно представить мир культуры как без художественных произведений, так и без научных трудов.

Вдумчивый читатель способен безошибочно определить ценность литературного произведения. Читательский вкус избирателен, и главный критерий, по которому среди огромного количества книг каждый определяет свой круг чтения, – это содержание и стиль, созвучные его душевному состоянию.

Публицистика воспринимается иначе. Очерки, репортажи, интервью, обзорные статьи, теледебаты и материалы интернет-сайтов интересны информационной насыщенностью, динамикой, экспрессивностью речи и актуальностью материала. Именно эти качества публицистического стиля используются в публичных выступлениях и составляют основу публикаций в периодической прессе.

Определение

Художественный стиль – функциональная разновидность литературной речи, сложившаяся как совокупность художественных приемов и способов словесного изложения, используемых в литературном творчестве.

Публицистический стиль – способ использования средств языка в целях воздействия на формирование общественного сознания через средства массовой информации и публичные выступления.

Сравнение

Художественный стиль характеризуется рядом общих признаков, свойственных произведениям всех литературных жанров. Прежде всего, это образность речи, которая достигается благодаря использованию особых языковых и синтаксических средств художественной выразительности. Они по-разному проявляются в эпических, лирических и драматических произведениях, но всегда служат главной цели литературного творчества: вызвать сопереживание читателя и пробудить в его душе эстетическое чувство.

В поэзии образность достигается благодаря широкому использованию сравнений, эпитетов, метафор и особой ритмической организации текста. Художественной прозе свойственно использование синонимических рядов, приемов гиперболизации и параллелизма, стилистически оправданных элементов просторечной лексики. Иносказание, ирония, олицетворение ярче всего проявляются в сатирических жанрах.

Публицистическому стилю свойственна другая важная функция речи – информационная. Лаконичность сжатой формы, точность, логичность, неординарность суждений в сочетании с остротой формулировок и оценочным содержанием неизбежно вызывают у читателя или слушателя ответную реакцию.

Публицистический стиль используется как тонкий инструмент идеологического воздействия на сознание и активно применяется для формирования устойчивых общественно-политических стереотипов.

Выводы сайт

  1. Функциональные отличия художественного и публицистического стилей заключаются в способе воздействия на сознание читателя.
  2. В художественном стиле способ воздействия – литературный образ; в публицистическом – экспрессивно окрашенная злободневная информация.
  3. Художественный стиль – основа любого литературного произведения. Публицистический стиль – инструмент журналистов, политиков и общественных деятелей.
  4. Художественная стилистика соприкасается с духовным миром человека. Публицистика способствует формированию массового сознания.

Предмет Русский язык

Класс 10

Тема: Отличия художественного стиля от других стилей речи

Цели урока:

Обучающая: знакомство с основными признаками художественного стиля речи (образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств).

Развивающая: пополнение и совершенствование знаний, умение решать проблемные ситуации, развивать речевую активность; сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки; закрепить умение определять стиль речи.
Воспитательная: воспитывать внимание, наблюдательность, точность.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,

творческий, метод самопроверки, взаимопроверки

Оборудование урока : проектор, презентация, оценочные листы, раздаточный материал

Ход урока

    Организационный момент

    Сообщение цели, темы, задачи урока, мотивация учебной деятельности.

Эпиграф к уроку

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К. Г. Паустовский

    Актуализация

Представьте себе такую ситуацию. Приходите вы из школы домой, а на столе – записка: «Первое блюдо, приготовленное из свёклы с добавлением моркови, картофеля и мяса, находится в холодильнике. Предназначено для употребления в пищу. Требует разогревания на медленном огне в течение 5-7 минут. Мама»

Как бы вы отнеслись к такой записке? Почему она кажется неуместной? (потому что отсутствует соответствие стиля и жанра текста речевой ситуации. Вместо разговорного стиля использован официально-деловой) .

Таким образом, умение грамотно строить свою речь с учётом речевой ситуации – одно из необходимых условий успешной самореализации любого человека. И сегодня мы с вами повторим основные особенности функциональных стилей и ещё раз обратим внимание на то, как создавать текст, уместный в той или иной ситуации общения.

    Повторение изученного.

Стили речи

Цель общения

Сфера общения

1. Официально-деловой

2. Разговорный

3. Публицистический

4. Научный

5. Художественный

Цели:

1

2 – Обмен деловой информацией

3

4

5

Сфера общения:

1

2

3 – Общение в научной среде

4

5

Стили речи

Цель общения

Сфера общения

1. Официально-деловой

2. Разговорный

3. Публицистический

4. Научный

5. Художественный

Проверка:

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Художественный

Разговорный

доверенность

газетная статья

бестолковщина

автобиография

репортаж

в голове у тебя каша

конспект

протокол

интервью

баранка (руль автомобиля)

удостоверение

ораторская речь

замызганный

энциклопедия

выступление по телевидению

трагедия

    Объяснение нового материала.

    Защита учебных проектов. Выступление творческих групп

1 группа – «Особенности художественного стиля».

2 группа – «Отличие художественного стиля от разговорного»

Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных языковых средств языка.

В художественном стиле речи широко используются языковые средства других стилей, особенно разговорного. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы, слова высокого поэтического стиля и жаргонные грубые слова, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в художественном стиле подчиняются основной его функции – эстетической.

Художественный стиль речи предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.

Основная задача писателя состоит в том, чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать с героями произведения, войти в мир, созданный автором. Все это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка.

Признаки художественного стиля:

а) Цель высказывания, или с какой целью мы говорим – изображение и воздействие на читателя.

б) Жанры художественного стиля: роман, рассказ, повесть, поэма, драма, комедия, трагедия.

в) Языковые средства выражения – использование всех богатств лексики.

г) Стилевые черты – образность, эмоциональность, конкретность речи; использование средств разных стилей.

2. Работа с учебником. § 56

3. Самостоятельное заполнение таблицы

Заполнение графы в таблице «Художественный стиль» (коллективно вместе с учителем, письменно)

    Закрепление пройденного материала.

Задание 1

Укажите литературные приемы (тропы), используемые А. С. Пушкиным в данных строках поэмы

Слова для справок: сравнение, метафора, гипербола, олицетворение, эпитет

Литературные приемы

Горит восток зарею новой

Дым багровый

Как пахарь битва отдыхает

Бросая груды тел на груды

На холмах пушки, присмирев

Прервали свой голодный рев

Задание 2. Анализ стихотворений.

Работа в парах

1) Иван Бунин. Родник (найти все тропы)

2) Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…» найдите метафоры

3). И. А. Бунин «Неуловимый свет разлился над землёю» (эпитеты)

4) Стихотворения Николая Заболоцкого «Чертополох» из цикла Последняя любовь.(Метафоры и сравнения)
3. Творческое задание: Сказка про Репку в разных стилях (работа в парах)

4. Тестирование по теме «Стили речи».

    Рефлексия.

Я хочу задать вам вопрос:
Владеете ли вы русским языком?
Не спешите отвечать на этот вопрос утвердительно. Всё зави­сит от того, что понимать под "владением” языком.
Начнём с того, что русским языком во всём богатстве его грамматики и особенно словаря вообще никто не владеет. Число слов в современном русском литературном языке приближается к 120 тысячам. Но если "мы возьмём число слов, употребляемых даже самыми крупными русскими писателями, то оно далеко не будет достигать этого числа. Например, А. С. Пушкин, к произве­дениям которого сейчас составлен полный словарь, употреблял "всего-навсего” 21 тысячу слов.
Дело даже не в этом. Владеть языком - значит максималь­но использовать все выразительные возможности, скрытые в нём;
уметь вложить даже в самый малый запас слов, выражений всё то, что можно в него вложить;
уметь понять сказанное так, как оно было сказано. Всё это не так просто.

    Подведение итогов. Оценка работы всего класса и каждого ученика. Учащиеся подсчитывают количество баллов и выводят общую оценку

    Информация о домашнем задании

Написать текст о языке (по 5-7 предложений) в разных функциональных стилях.

Цифровой (распределительный) диктант (работа в группе)

Цель: активация имеющихся знаний о стилях речи.

Стили речи

Цель общения

Сфера общения

1. Официально-деловой

2. Разговорный

3. Публицистический

4. Научный

5. Художественный

Цели:

1 – Обмен мыслями, впечатлениями

2 – Обмен деловой информацией

3 – Сообщение и рассуждение о ходе, результате научных исследований

4 - Воздействие и передача информации, идей

5 – Воздействие на чувства и мысли слушателей

Сфера общения:

1 – Словесно-художественное творчество

2 – Официальное общение с учреждениями, между учреждениями

3 – Общение в научной среде

4 – Преимущественно устное неофициальное общение в быту

5 – Письменное и устное общение через газеты, телевидение, радио

Проверка: (Слайд с критериями оценок)

Стили речи

Цель общения

Сфера общения

1. Официально-деловой

2. Разговорный

3. Публицистический

4. Научный

5. Художественный

Выборочный диктант (работа в паре, а затем проверяют в группе)

Читаю слова, относящиеся к разным стилям речи. Записать в тетрадь, только слова названия вашей группы:

Рассказ, доклад, доверенность, бестолковщина, газетная статья, энциклопедия, в голове у тебя каша, автобиография, трагедия, протокол, ораторская речь, баранка (руль автомобиля), удостоверение, выступление по телевидению, замызганный, повесть, лекция, басня, интервью, реферат, роман, конспект, анкета, бабуля, репортаж.

Проверка:

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Художественный

Разговорный

доверенность

газетная статья

бестолковщина

автобиография

репортаж

в голове у тебя каша

конспект

протокол

интервью

баранка (руль автомобиля)

удостоверение

ораторская речь

замызганный

энциклопедия

выступление по телевидению

трагедия