Антиподы ли обломов и штольц план. Антиподы ли Обломов и Штольц? (Школьные сочинения)

» главный герой, помещик Илья Ильич Обломов, предстает перед читателями невероятно ленивым и совершенно безвольным человеком. Он уже около 12 лет назад переехал из родной деревни в Санкт-Петербург с намерением сделать карьеру и многого добиться, однако Обломов давно оставил службу, которая слишком его утомляла, он нигде не работает и живет на доходы со своего имения. Илья Ильич не ведет светской жизни, привычной для людей его круга, он почти не бывает в гостях у знакомых, с утра до вечера он лежит у себя дома на диване.

Обломов уверяет и других, и самого себя, что занимается важным делом: разрабатывает план переустройства собственного имения. Однако в действительности Илья Ильич даже не представляет себе, что требуется на самом деле сделать в деревне, а его дела ухудшаются из года в год, староста присылает ему все более мрачные и тревожные письма. Обломов расстраивается из-за этой ситуации, однако не может даже думать о том, чтобы самому съездить в имение и навести там порядок, как ему советуют те немногие, кто иногда заглядывает в его квартиру.

Илью Ильича пугает мысль о любых переменах в жизни, о любом движении и активности, он продолжает лежать, лишь вздыхая о своих несчастьях и проблемах. Еще более сильную панику у него вызывает известие о том, что придется съехать с квартиры и найти какое-то другое жилье, он требует, чтобы его слуга Захар договорился с хозяином и тот оставил его на прежнем месте.

Илья Ильич рос в довольно состоятельной помещичьей семье, где он был единственным сыном. Родители беспредельно его лелеяли с младенчества, они просто никогда не позволяли ему абсолютно ничего делать самому, ведь в доме всегда было огромное количество прислуги, выполнявшей все распоряжения и прихоти хозяев. Давно ставший взрослым Обломов напоминает своему слуге Захару о том, что он ни разу в жизни самостоятельно не натянул себе на ноги чулки, в результате такого воспитания, царящей в родительском доме постоянной лени и безделья Илья Ильич и становится человеком, который ничего не умеет и не желает делать. В нем с детства сформировалась уверенность в том, что для него все и всегда будет сделано другими людьми, а беспокоиться о чем-либо и действовать самому ниже его барского достоинства. Когда немного подросший Илья начинает учиться в пансионе, родители находят массу предлогов для того, чтобы мальчик как можно больше времени проводил дома, а не в школе, поэтому и обучение дает Обломову очень немного.

Совсем другим человеком уже в годы ранней юности оказывается его друг по пансиону Андрей Штольц. Отец Андрея, немец по происхождению, с детских лет настраивает мальчика на то, что он должен всего в жизни добиваться сам, что он должен много и усердно трудиться, и только тогда он сумеет чего-либо достигнуть. Андрей со школьных лет привыкает опекать беспомощного, неловкого Илью, постоянно помогает ему готовить уроки и нередко и полностью делает домашние задания вместо него.

Когда друзья детства становятся взрослыми и снова встречаются после долгой разлуки дома у Обломова, читатели сразу замечают, насколько разными являются эти двое. Илья Ильич обладает полным, изнеженным телом, привыкшим к постоянному лежанию, тогда как Андрей Иванович, напротив, подтянут, энергичен, подвижен. Такой же контраст, как и во внешнем облике, наблюдается и в их образе жизни и во взглядах на многие вещи. Штольц постоянно куда-то ездит, решает какие-то вопросы, он действительно с юности много работал и к 30 с лишним годам уже сделал неплохую карьеру. Однако он вовсе не собирается останавливаться на своем пути вперед, его жизнь заключается в постоянном движении.

Обломов же ничего не добился ни на каком поприще, да и не пытался этого сделать. Он предпочитает постоянно лежать дома и мечтать о великих подвигах, о счастливой жизни в деревне, он отчаянно сопротивляется всем попыткам вытянуть его из постели хотя бы ненадолго. Андрей резко критикует его за бесцельное существование, за то, что ему даже «жить лень», напоминает Илье о том, что в юности он мечтал совсем о другом.

На протяжении романа такие встречи между друзьями случаются несколько раз, Штольц всегда настаивает на том, чтобы Обломов изменился, поехал бы с ним за границу и занимался бы хоть чем-нибудь, хотя бы хозяйством в своем имении. Илья постоянно соглашается с его доводами, он и сам понимает, что его жизнь просто пропадает напрасно, он выражает готовность действовать, но как только друг его оставляет, Обломов по-прежнему продолжает сидеть дома, не в силах самостоятельно сдвинуться с места. А Штольц всегда торопится по своим очередным делам, у него не хватает времени и терпения по-настоящему помочь другу, поэтому судьба Ильи оказывается весьма печальной именно из-за его бесконечной лени и отсутствия всякой силы воли.

В то же время и активный, деятельный Андрей в итоге не чувствует себя счастливым, хотя он, казалось бы, многого достиг и удачно женат. Он не перестает с глубокой грустью вспоминать Обломова и даже берет на воспитание его сына, стремясь не допустить развития в мальчике тех качеств, которые погубили Илью Ильича, невзирая на его подлинную доброту, порядочность, честность.

Роман Гончарова «Обломов» был написан еще в 19 веке, однако остается интересным и для современных читателей. Причины актуальности произведения лежат в широком спектре поднимаемых автором вопросов и «вечных» тем, которые волновали людей на протяжении практически всей человеческой цивилизации: темы любви, дружбы, смысла и цели жизни. Особенно ярко проблематика произведения раскрывается через противопоставление в книге Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца, как персонажей, отражающих разные взгляды на мир и ведущих различный образ жизни. По сюжету романа Обломов – антипод Штольца, у них разная внешность, разные стремления и разная судьба, но есть то, что связывает героев на протяжении многих лет – крепкая взаимная дружба, в которой нуждаются оба персонажа.

Различия личностей Обломова и Штольца

В романе Гончарова Обломов предстает как человек мечтательный, добрый, мягкий и нерешительный. Он привлекает своим спокойным, располагающим характером, но и отталкивает постоянной ленью, нежеланием стремиться вперед и постепенной деградацией. Он старается как можно меньше двигаться, все дни проводит на диване, строя всевозможные планы и переживая выдуманные ситуации более полно и эмоционально, чем реальные события своей жизни. Причины такого отношения Ильи Ильича к миру лежат в его «тепличном» воспитании и умиротворяющей атмосфере Обломовки – родном поместье героя, далеком уголке России. В деревне жили не по реальному календарю, а от обряда к обряду, здесь отрицались все новые ценности и лелеяли устаревшие, частично архаичные нормы. Обломов рос как «тепличное растение», которое оберегали от всего нового и с детства, прививая ему отвращение к труду и активности.

Как уже говорилось выше, у Обломова в романе есть антипод – это Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, Штольц ведет активную общественную жизнь, считает труд и активность основными действующими силами в мире. Андрей Иванович всегда находится в центре внимания, его знают во многих светских кругах, он ценный работник, стремительно поднимающийся по карьерной лестнице, с ним многие хотят дружить. Однако, как и Обломов, Штольц – личность не идеальная. Если у Ильи Ильича «слабым» местом являются активность и трудолюбие, стремление к всестороннему развитию, то для Андрея Ивановича «камнем преткновения» стала сфера чувств, не поддающихся рациональному, разумному пояснению. Причины непонимания героем сути любви также лежат в его детстве – воспитывая в сыне трудолюбие и умение в любой ситуации уверенно двигаться вперед, рациональный отец-немец не заботился о чувственной стороне его личности. Со смертью матери, ставшей для персонажа большим горем, Андрей Иванович еще сильнее отгородился от сферы чувств (в том числе мечтаний и иллюзий), руководствуясь в дальнейшем исключительно велениями разума, но продолжая искать в других то чувственное начало, которого был лишен сам.

Штольц и Обломов: антиподы или двойники?

Большинство исследователей склоняются к мысли, что герои являются, несомненно, антиподами, отражающими разные взгляды на мир. Это подтверждается и текстом романа. Однако при подробном анализе становится понятно, что они являются также зеркальными двойниками, и общего в образах персонажей не меньше, чем непохожего. Штольц как антипод Обломова в романе «Обломов» пытается через общение с другом восстановить душевую гармонию, которую теряет в ежедневной суете. Илья Ильич также находит в друге то, чего ему не хватает в себе – активности и решительности. Именно Штольц занимается решением всех вопросов, связанных с Обломовкой и материальным обеспечением друга.

Герои не только взаимодополняют друг друга, но и видят в друг друге свое искаженное отражение. Так, Штольц – это воплощение активности, рационализма, экстравертности, труда и стремления в будущее, а Обломов – пассивности, иррационализма, мечтательности, интровертности и направленности в прошлое. Оба персонажа являются «лишними» героями романа, не вписывающимися в свою эпоху и неспособными найти истинное счастье, именно поэтому Обломов впадает в иллюзии, а Штольц не находит гармонии в отношениях с женой, для которой ему всегда нужно быть лучшим, соответствовать ее чрезмерно высоким запросам.

Сближает героев и любовь к Ильинской, которая привлекала их своей открытостью, интеллектом и целеустремленностью. Однако по причине того, что девушка являлась человеком «своей эпохи», оба героя не нашли радом с ней своего истинного счастья (тогда как, например, Обломов обретает покой именно в браке с Агафьей, живущей в близком ему мире прошлого и разделяющей домостроевский уклад жизни).

Смотря друг на друга, герои видят, какими могли быть, если бы их воспитание было бы несколько другим. Например, если бы Обломов выразил протест против уклада Обломовки и пошел наперекор родителям, из него мог бы получиться прототип Штольца. То есть, как бы это ни было парадоксально, Ильи Ильич и Андрей Иванович, при разном ракурсе рассмотрения, являются и двойниками и антиподами в романе «Обломов». Помимо того, учитывая историю создания произведения и прототипы героев, существует версия, что оба героя – отражения разны сторон личности Гончарова. В письмах к друзьям автор указывал, что описал в гениальном романе самого себя: Обломова – как олицетворение его мечтательности и эскапизма и Штольца – как рациональной, деятельной и карьерной жилки.

Тест по произведению

«Штольц и Обломов. Антиподы или двойники?»

Цели:

Сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;

Развивать умение анализировать художественное произведение, делать сравнительный анализ;

Воспитывать у обучающихся интерес к русской литературе , развивать их творческие способности.

Оборудование: проектор, компьютер (презентация), текст романа «Обломов», карточки с заданиями

Ход урока

1. Оргмомент

2. Определение темы и задач урока

3. Анализ текста

4. Творческая лаборатория

5.Домашнее задание

6. Физминутка

7.Работа с выдержками из критических статей

8. Итоги урока, рефлексия

ПОНЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПАРЫ: герои-антиподы и литературные двойники

Найдите лишнее! Онегин – Ленский, Татьяна - Ольга, Печорин - Грушницкий, Гринёв - Швабрин, Катерина - Варвара, Добчинский - Бобчинский

Добчинский - Бобчинский – это двойники (близнецы)

Вывод. Остальные герои разные, непохожие.

Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

Литературной паре Обломов и Штольц

Какую же проблему нам предстоит решить сегодня?

Кем же являются Обломов и Штольц? Антиподы? Двойники?

Исследование. Работа в группах.

Гончаров он нарочито, специально пользуется уже узнаваемым в литературе способом характеристики героя - сравнительной характеристикой. Вспомните, что представляют собой прямая (отношение автора, мнение других героев, собственное мнение героя) и косвенная характеристика (портрет, интерьер, речь, поступки и мысли героя)

Для ответа на вопрос “ Штольц – антипод или двойник Обломова? ” учащимся предлагается определить критерии сравнения этих героев.

В результате обсуждения сформулированы следующие критерии:

1. Происхождение, воспитание, заложенная жизненная программа (воспитание Андрея Штольца ((гл.1, часть2,

2. Портретная характеристика, значение имени, окружающая обстановка

3. Мысли и поступки героев. Отношение героя к жизни, службе, обществу, деятельность героя

4. Цель жизни (.Как представляют себе смысл, идеал, норму жизни Обломов и Штольц (главы 4-5, часть2) Кто, по-вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала - Штольц или Обломов

(Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9).

5. Отношение к женщине, семейная жизнь

7. Соотнесение оценки, данной группами с взглядами критиков

Письменно (таблица). Обломов и Штольц: сравнительная характеристика образов

В соответствии с данными критериями сравнения героев ученикам даётся задание для исследования:

Найти материал для сравнения по данному критерию (выписать цитаты);

Определить, какие черты героев нашли здесь отражение?

Дать ответ на вопрос “ Штольц – антипод или двойник Обломова?”;

Оформить рабочий лист Записывается на лист заголовок, цитаты, основные положения и вывод группы.

Проводится исследовательская работа в группах (6 групп).

После проведённого исследования учащиеся представляют отчёт групп в виде оформленных рабочих листов

В группе 4 человека: спикер, секретарь, аналитик, текстолог

Задача слушателей

1. Учащиеся слушают, записывают информацию кратко в таблицу

2. Экспертная группа оценивает, внося отметки в свой рабочий лист.

3. Слушатели задают вопросы группам. Дополняют (по необходимости).

IV. Оценка экспертной группы. Проверка выводов групп

Экспертная группа рассказывает о результатах своей работы по тексту критических статей и представляет аргументированную оценку отчетов групп: отмечает полноту, соотнесённость выводов с выводами критиков, дополняет ответы.

4. Связывание выводов групп.

На основании проведённого обсуждения группы приходят к выводу, что Штольц –… Обломова 5. Формулировка обобщения.

На работу отводим 6-7 минут

Задание группе литературных критиков: Изучите материалы статей, Б Бурсова, Я. И, Кулешова, посвященные роману «Обломов» и его героям и подготовьте ответ на вопрос, указанный в вашем задании.

ВЫВОДЫ:

Назовите положительные и отрицательные черты Обломова и Штольца. В чём сила и слабость их характеров? Запись на листах

Жизнь, время, исторические условия вызывают на сцену героя-деятеля, творца своей судьбы. Так роман Гончарова, законченный в 1858 году, готовит появление героев, то есть 1860-е годы

Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? (Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему).

Штольц завидует Обломову, почему так теплеет его взгляд, когда он смотрит в сторону Обломовки?

Творческое задание

Напишите письмо Обломову или Штольцу

Желающие зачитывают письма (2-3 человека)

Домашнее задание

Образы Обломова и Штольца связаны с проблематикой романа

Обломовка – символ уходящей России

Будущее России, конечно, в детях. Поможет ли стране сын Обломова, воспитанный Штольцем?

На заключительном этапе урока провести рефлексию, предложить в течение 2-3 минут заполнить карту.

Штольц как антипод Обломова в романе И.А. Гончарова "Обломов"

Произведения И.А. Гончарова получили широкую известность у читателей. Особенной популярностью пользовался и пользуется роман “Обломов”. Главные герои романа “Обломов” - это Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц.

Илья Ильич - русский помещик, живущий в Петербурге на доходы, получаемые с имения. Обломов - человек “лет тридцати двух-трех, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами”. Это культурный человек, получивший приличное образование, которое открывало ему широкую дорогу в жизнь. Было время, когда он мечтал о том, чтобы служить, пока не станет сил, путешествовать по чужим краям, увлекался поэзией.

Обломов - человек со многими положительными качествами. Но положительные качества Обломова - это клад, заваленный дрянью. В Обломове видна беспробудная лень, и при этом он живет воображением. Идеалом жизни для Обломова служит покой. Штольц делает все, чтобы пробудить Обломова к деятельности. Попытки эти ни к чему не приводят, и жизненные пути двух друзей расходятся.

Илья Ильич родился и вырос в имении, находившемся в глуши, в Обломовке. Обломовка была тихим захолустьем, где жизнь текла вяло, и куда совсем не проникали вести. Обломовцы даже письмо открывали на четвертый день, опасаясь какой-либо плохой вести. Главной заботой в Обломовке была пища. Илюша рос здоровым, живым и любознательным мальчиком. Но Обломовка постепенно заглушила в нем хорошие качества.

С ранних лет Илью Ильича окружали слуги, которые не только старались по возможности все за него делать, но и пресекали его попытки совершить чего-нибудь самостоятельно. Это происходило везде, где бы он ни был. Вполне очевидно, что уже в это время начинает формироваться главная черта характера Ильи Ильича - лень.

Полная противоположность Обломова - Андрей Штольц. На протяжении всего романа видно сравнение Штольца с Обломовым и противопоставление их друг другу. Они различаются буквально во всем: внешне, по происхождению, по воспитанию и образованию, которое они получили. Штольц с детства проявлял способности и деловую хватку. Он был приучен к труду, и, благодаря бесконечным усилиям, он выбивается из низов. Штольц - человек действия.

Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская. Маленький Андрей рос и воспитывался в селе. С восьми лет сидел с отцом над географической картой. Дрался с окрестными мальчишками, часто исчезал из дома. Мать беспокоилась, а отец лишь приговаривал: “Добрый бурш будет”.

Штольц достиг всего, о чем мечтал. Во многом он полная противоположность Обломову: в кипучей деятельности, наполненной до краев жизни, в способности довести задуманное до конца.

Но по прочтении романа возникает впечатление, что есть нечто, очень их между собой роднящее. А именно - отсутствие ведущей идеи. У Обломова ее нет - понятно, а Штольц сам говорит, что идти ему дальше некуда. Поэтому, на мой взгляд, жизнь Штольца приведет к нисколько не лучшему концу, нежели обломовскому.