Верил ли достоевский в символику цифр. Библейские мотивы и числовая символика в романе "преступление и наказание"

Во многих произведениях числа играют большую роль для создания необходимого эффекта, несут в себе зашифрованное послание для читателя или, наоборот, помогают ему понять смысл до конца. В том числе в Библии часто можно встретить символичные числа. С ней Достоевский в своем романе не редко проводит параллель или с помощью тех же чисел создает отсылки к фрагментам священного писания.

Чаще всего в тексте можно встретить числа «4, 3, 7, 11, 30», но самым распространённым является 3

Упоминание в романе

в журнальном варианте роман был разделен на три части

Тут служили три или четыре дворника.

когда и ребятишки-то по три дня корки не видят!

А уж Дарья Францевна, женщина злонамеренная и полиции многократно известная, раза три через хозяйку наведывалась.

было три старых стула

От кого, не знаю. Три копейки почтальону своих отдала. Отдашь, что ли?

ну а там... а там опять больница... вино... кабаки... и еще больница... года через два-три -- калека,

Ну вот! А третьего-то дня, в "Гамбринусе", три партии сряду взял у вас на биллиарде!

Он уже сошел три лестницы, как вдруг послышался сильный шум ниже, -- куда деваться!

А они совсем пришоль пьян и потом опять три путилки спросил

Но позвольте, как же у них такое противоречие вышло: сами уверяют, что стучались и что дверь была заперта, а через три минуты, когда с дворником пришли, выходит, что дверь отперта?

и бери три рубля: так как я за весь перевод вперед взял, за первый и за второй лист, то, стало быть, три рубля прямо на твой пай и придутся. А кончишь лист -- еще три целковых получишь

Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то что кучер раза три или четыре ему кричал.

Катай скорей и чаю, Настасья, потому насчет чаю, кажется, можно и без факультета. Но вот и пивцо! -- он пересел на свой стул, придвинул к себе суп, говядину и стал есть с таким аппетитом, как будто три дня не ел.

Я уж часа три тебя жду; раза два заходил, ты спал.

Вот, во-первых, три рубашки, холстинные, но с модным верхом...

Родя пятый день уже болен и три дня бредил, а теперь очнулся и даже ел с аппетитом.

Я ведь и заговорил с целию, а то мне вся эта болтовня-себятешение, все эти неумолчные, беспрерывные общие места, и всё то же да всё то же, до того в три года опротивели, что, ей-богу, краснею, когда и другие-то, не то что я, при мне говорят

Раскольников вынул сколько вынулось: три пятака.

Кричал-то он, это правда, три раза ему прокричал, -- отозвался другой голос.

В акурат три раза, все слышали! -- крикнул третий.

Вот тут, через три дома, -- хлопотал он, -- дом Козеля, немца, богатого...

Года через три ты уж не будешь вставать для больного...

ну а в три года вашей разлуки много воды ушло

Когда?.. -- приостановился Раскольников, припоминая, -- да дня за три до ее смерти я был у ней, кажется. Впрочем, я ведь не выкупить теперь вещи иду

Логика предугадает три случая, а их миллион!

Да ты что же! -- крикнул вдруг Разумихин, как бы опомнившись и сообразив, -- да ведь красильщики мазали в самый день убийства, а ведь он за три дня там был? Ты что спрашиваешь-то?

Марфа Петровна посещать изволит, -- проговорил он, скривя рот в какую-то странную улыбку.

Как это посещать изволит?

Да уж три раза приходила. Впервой я ее увидел в самый день похорон, час спустя после кладбища.

Кроме того, он положительно уведомил меня, что Марфа Петровна за неделю до смерти, успела оставить тебе, Дуня, по завещанию три тысячи рублей, и деньги эти ты можешь теперь получить в самом скором времени. Пульхерия Александровна робко на нее поглядывала; впрочем, три тысячи ее видимо успокоивали

Ах, Родя, ведь у нас утром всего три целковых за душой оставалось,

Об издательской-то деятельности и мечтал Разумихин, уже два года работавший на других и недурно знавший три европейские языка,

Она особая, отдельная, с этими нумерами не сообщается, и меблированная, цена умеренная, три горенки.

"Ей три дороги, -- думал он: -- броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или... или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце".

"Недели через три на седьмую версту, милости просим! Я, кажется, сам там буду, если еще хуже не будет", -- бормотал он про себя.

Соня нерешительно ступила к столу, недоверчиво выслушав странное желание Раскольникова. Впрочем, взяла книгу

На столе оставалось около пятисот рублей, кредитными билетами, и между ними три билета, во сто рублей каждый.

и всё время у меня пребывали потом в чрезвычайном смущении, так что даже три раза, среди разговора, вставали и спешили почему-то уйти, хотя разговор наш еще не был окончен

Все три полячка ужасно горячились и кричали ему беспрестанно: "пане лайдак!",

В это мгновение кто-то три раза стукнул в дверь.

Сейчас. А ты с тех пор не видал? Где ты шляешься, скажи мне, пожалуйста, я уж к тебе три раза заходил.

Нет, мрачный: вреда не делаю, а сижу в углу; иной раз три дня не разговорят.

У меня есть деньги; я в три дня достану билет

В этом саду была одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика

(в кошельке оказалось триста семнадцать рублей серебром и три двугривенных;

Отправилось туда всего три работника

Число три встречается в тексте повсюду, казалось бы, оно заменяет все возможные числа.

"в трех шагах" встречается в тексте очень часто

Проведем параллель с Евангелием. Число 3 отображает божественную сущность явлений: в 30-летнем возрасте Иисус начал свое служение на земле; плата, за которую Иуда предал Иисуса Христа–тридцать серебренников. Троица: Бог, Сын Божий и Святой дух. Воскресение Иисуса через три дня. Три креста на Голгофе

В священном писании оно означает:

1) Предательство

2) предупреждение о наступающей беде, несчастье

3) надежда и обновление

Эти же мотивы встречаются и в « Преступлении и наказании»:

1)Свидригайлов предал Марфу Петровну, после того, как она выкупила его из долговой ямы за 30 тысяч. Соня 30 целковых выложила перед Катериной Ивановной, последние тридцать копеек Мармеладову, оба наверняка ощущали себе Иудой в этот момент.

2)Раскольников 3 раза стучится в дверь к старухе и 3 раза ударяет её топором. Три дня он мучился перед убийством, три раза приходил к старухе,

3) а на шее у неё были два крестика + медный образок=3. У Сони 3 окна в комнате. Свидригайлов дает Соне 3 тысячи рублей в виде благотворительности; Соня зарабатывает тридцать целковых в первый день своей работы

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21

Ф.М. Достоевский - это не просто классик
русской литературы. Это гений, сумевший
понять загадочный русский характер и раскрыть
многие проблемы русского общества, которые
актуальны и в наши дни. Его роман
«Преступление и наказание» открывает череду
эпохальных романов, сделавших писателя
поистине мировым классиком. В нем подробно
исследован человеческий индивидуализм,
граничащий с абсолютным эгоизмом, который
приводит к отрицанию всех ценностей жизни.
Помимо точного психологического анализа
отдельного человека, в произведении дается
подробное описание жизни беднейших слоев
общества, что делает этот роман практически
энциклопедией жизни в Санкт-Петербурге того
времени. Каждый роман Ф.М.Достоевского -
это неповторимый мир, который буквально
захватывает читателя. В этом мире важна
каждая мелочь и каждой детали придается
особое значение. «Преступление и наказание»
не является исключением и содержит множество
символов. Особенное значение в этом романе
писатель отдает числам.

Число три.

Число три.
Издавна числовыми значениями человек
пытался передать различную информацию
и описать отдельные нравственные понятия.
Числа «три» и «тридцать три» особенно
важны для христианской культуры. Символ
Бога - Святая Троица, тридцать три года -
возраст Иисуса Христа, воскресение через
три дня. Поэтому именно с этими числами
Ф.М.Достоевский олицетворяет
божественную сущность. Вот некоторые
примеры, в которых это число встречается в
тексте:
Раскольников совершает преступление на 3ий день повествования в романе;
Раскольников звонит в дверь старухи 3 раза
перед совершением преступления;
Раскольников ударяет старуху 3 раза;
Раскольников признается Соне в
преступлении на 3-ий день знакомства с
ней;
Раскольников встречается со следователем 3
раза до того, как явиться с повинной;
У Катерины Ивановны Мармеладовой есть
трое маленьких детей;
Около трех лет Раскольников не видится со
своей матерью и сестрой до их приезда в
Петербург;
Марфа Петровна Свидригайлова завещает
Дуне 3 тысячи рублей;
Свидригайлов дает Соне 3 тысячи рублей в
виде благотворительности;
Соня зарабатывает тридцать целковых в
первый день своей "непристойной работы«
(целковый - монета достоинством в один
рубль);
В семье Раскольниковых был третий ребенок
(брат Родиона и Дуни), который умер в
младенчестве;
В каморке Раскольникова стоит три стула;
У Сони в комнате три окна;
Колечко, которое закладывает Раскольников у
старухи, украшено «тремя какими-то
красными камушками»;
Кроме того, в романе часто встречается такое
выражение, как "в трех шагах", содержащее в
себе число "три":
"в трех шагах от стола"
"в трех шагах от него"
"в трех шагах и нельзя не убить"
"стоит перед ним в трех шагах"

Мы считаем, что введение в произведение данного числа, также как и
других, было неслучайным и имеет несколько значений: во-первых, это
символ несчастья(3 раза Раскольников ударил старуху по голове;После
убийства Раскольников спустился по 3 лестницам;Предположительно
трех человек убил Раскольников;3 раза Свидригайлов бил жену
кнутом;От смерти Мармеладова до смерти Катерины Ивановны прошло 3
дня;В 3 часа ночи Свидригайлов видит свой третий сон.), во-вторых, это
символ обновления и надежды(3 тысячи Марфа Петровна оставила
Дуне;3 копейки Раскольников дал Настасье за письмо матери;3 тысячи
Свидригайлов перед смертью даёт Соне; Признался в конторе на третьем
этаже в третьей комнате.)1, в-третьих, упоминания в тексте этого числа
связаны с предательством.

Число одиннадцать.

Еще одно евангельское число -
одиннадцать - так же
присутствует в романе
неоднократно. Именно в
одиннадцать часов Раскольников
ушел от умершего Мармеладова.
В это же время он встречается с
Соней и Порфирием Петровичем.
Чтобы понять смысл этого числа в
романе, необходимо обратиться к
евангельской притче. Хозяин
дома вышел нанимать работников
в третьем часу, затем в шестом, в
девятом и в одиннадцатом. В
конце хозяин расплатился со
всеми работниками поровну,
начав с последнего, который
пришел в одиннадцатом часу.
Число
одиннадцать.
В этом высшая божественная
справедливость. Поэтому, писатель
считает, что Раскольникову, как
пришедшему последним в
одиннадцатом часу, еще не поздно
покаяться и стать первым.

Число семь.

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто
повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей
и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов
вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова.
Теологи называют число 7 истинно святым числом, так
как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего
божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 –
числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является
символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая”
Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера,
Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как
тот хочет разорвать этот союз.
Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова
стать человеком, герой должен снова пройти через это
истинно святое число. В эпилоге романа возникает число
7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число.
Раскольников приговорен к девяти годам заключения,
последняя встреча с героями состоится в эпилоге, до конца
каторжной жизни осталось семь лет, но они, пишет автор,
пройдут как семь дней.
Свидригайлов прожил в Марфой Петровной всего 7 лет. В
своём сне Раскольников представлет себя 7летним
мальчиком.
- «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе
раздался чей-то крик:» Семой час давно!» ; старуха берет 7
процентов в месяц; Свидригайлов должен был 70 тысяч
перед женитьбой на Марфе Петровне; 7 детей было у
Капернаумовых; в 7 часов перед покаянием Раскольников
пришел проститься с матерью.

Вывод:

В заключение можно сказать, что все произведения
Ф.М.Достоевского настолько глубоки по смыслу, что
понять все тонкости каждого просто невозможно.
Каждый роман буквально нашпигован глобальными
проблемами, которые актуальны в любое время. И
конечно же, главной темой для писателя всегда
остается личность самого человека, его душа,
которая, по искреннему убеждению классика, всегда
была ближе к Богу, чем казалось на первый взгляд. Я
думаю, что роман «Преступление и наказание» -
гениальный путеводитель, позволяющий нам
приблизиться к загадке человеческой души, понять
самих себя и окружающих людей.

Презентацию подготовили:

Гришина Екатерина;
Аветисян Нелли.
Спасибо за внимание!

Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".

Цель

Через числовую символику показать роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание".

Задачи:

1. Исследовать символическое значение чисел 4, 7, 11, 30

2. Проанализировать сон Раскольникова в эпилоге и соотнести его с Евангелием, сделать выводы.

3. Рассмотреть, какое символическое значение несёт в себе слово “МОСТ”.

Гипотеза: Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова.

Число 30 - предательство Иуды.

  • В девять часов вечера выложила Соня ТРИДЦАТЬ целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву.
  • Последние ТРИДЦАТЬ копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для себя минуту не ощущать себя Иудой.
  • Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долглаой чмы за ТРИДЦАТЬ тысяч.

Вывод: как мы можем убедиться, Достоевский не случайно использует это число в романе. Число ТРИДЦАТЬ связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за ТРИДЦАТЬ серебряных монет.

Число 7 - союз Бога и Человека.

  • Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе.
  • Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог.
  • Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера.

Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3 , символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.

Вывод: вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число.

Число 4 - притча о Воскресении Лазаря.

  • Квартира жертвы находится на четвертом этаже здания;
  • Раскольников прячет вещи под камень, где строится четырехэтажный дом;
  • Убогая комната Мармеладова находится на четвертом этаже;
  • Полицейская контора расположена на четвертом этаже этого же здания;
  • Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после убийства, то есть через четыре дня после нравственной смерти Раскольникова;

Выводы: Число 4 имеет важное значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова неоднократно уподобляется гробу. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Число 11 - число высшей справедливости.

  • В одиннадцать часов зашли Раскольников с Мармеладовым к Катерине Ивановне;
  • "Я поздно...Одиннадцать часов есть?" - время прихода Раскольникова к Соне;
  • После посещения Сони "на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу";

Выводы: отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

МОСТ. Притча о Марфе и Марии.

  • На мосту , словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает
  • Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост , его охватывает полнейшая апатия…”
  • Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

Мост – это своего рода Лета (В мифологии река мёртвых).

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Притча о Марфе и Марии:

"В продолжении пути их, пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в свой дом; у ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и сказала: "Господи! Или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне". Иисус же сказал ей в ответ: "Марфа! Марфа! Ты суетишься много, а одно только нужно... ".

Вывод: мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается с притчей.

Евангельский сон Раскольникова.

Когда Иисус сидел на горе Елеонской, к нему приступили ученики и стали расспрашивать: "Когда это будет?". Иисус ответил: "...ибо восстанет народ на народ и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения. Многие друг друг будут предавать и возненавидят друг друга, и многие лжепророки восстанут... ".

Вывод: Писатель указывает на страшную опасность для человечества, которая приведет к забвению нравственных норм.

Выводы

Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Знакомство с евангельским текстом помогло нам осмыслить всю философско-поэтическую систему писателя. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории, приобщению его к миру людей.

Исполнители

Ученики 10 класса: Ефимов Антон, Карташова Юлия, Борисова Анастасия, Иванов Максим, Панасенко Кристина, Подкуйко Андрей.

Источники

1.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М, 1979.

2.Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание». Комментарии.

3.Кашина Н.В. Человек в творчестве Достоевского.

4.Кирпотин В.Е. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.

5.Селезнев Ю.И. Достоевский.

Числовая символика «Преступления и наказания» как ключ к пониманию идейной проблематики романа Ф.М. Достоевского.

К роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Достоевского можно по праву назвать психологом души . Л.Н.Толстой отмечал,что гениальность Достоевского неоспорима, он чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Писателя не поняли при жизни, мучившие его проблемы оказались недоступными для понимания современниками, а его пророчества казались плодом воображения. Достоевский «ведет» нас к познанию жизни особым, выстраданным путем и учит нас, читателей, искать искру добра в каждом человеке . Вопросы, которые волновали писателя вековечные, старые, как мир, и новые, как завтрашний день. В произведении автор пытался решить такие сложные нравственные проблемы:защиты обездоленных, проявления милосердия и гуманизма, любви к людям,веры и безверия, нравственного выбора и самосовершенствования. Все эти вопросы не могут оставить нас равнодушными.

Достоевского принято считать писателем - гуманистом. . В центре романа стоит необыкновенная, загадочная личность- Родион Романович Раскольников. Он чем-то похож на Е. Базарова-студент, мечтающий об образовании, определенном деле, полезности обществу. Раскольников умеет чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое. . Писателя интересовало, как такой гуманный, сострадающий человек решается на убийство,почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь, откуда берется воля, как работает их мозг, сердце, совершая преступление. Кто эти люди, берущие на себя так много жизнь человека, во имя чего совершаются такие злодеяния? Достоевский проникает в душу преступника и за идеей заблуждения доброго сердца, убийства ради любви к людям, открывает самую страшную и чудовищную идею - "идею Наполеона", разделяющую человечество на две неравные части: большинство - "тварь дрожащая" и меньшинство - "властелины", призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющие право .

Композиция романа построена на развенчании этой идеи. Достоевский рассказывает нам, читателям, в чем же ошибочность теории Раскольникова. В романе Раскольников искал логическим путем доказательств нравственного закона и не понимал, что нравственный закон не требует доказательств, не должен, не может быть доказан, ибо он получает свою верховную санкцию не извне, а из самого себя. Почему личность всякого человека представляет собой святыню? Никакого логического основания для этого привести нельзя - таков закон человеческой совести, нравственный закон. Писатель подводит нас к мысли, что совесть, натура оказались сильнее теории, несмотря на ее логическую неуязвимость. Для того,чтобы показать всю чудовищность этой теории писатель создал новую геометрию искусства, дополнив эвклидовский трехмерный мир "четвертым измерением" - духовностью. Здесь все в стиле Достоевского: и портрет, и пейзаж, место и время действия - подчиняется законам "четвертого измерения" .

В.Белов в комментариях к роману отмечал: « У каждого героя "Преступления и наказания" свой сугубо индивидуальный язык, но все они говорят на "одном" языке - на языке "четвертого измерения" писателя. В мире Достоевского время, как и пространство, является функцией человеческого сознания, оно одухотворено и может, в зависимости от духовного состояния героев, то бесконечно растягиваться, то сжиматься, то почти исчезать.» . Недаром в одной из черновых тетрадей к "Преступлению и наказанию" Достоевский записывает: «Что такое время? Время не существует; время есть цифры, время есть отношение бытия к небытию.»Поэтому очень важна даже такая, на первый взгляд, незначительная деталь, как повторяющиеся в "Преступлении и наказании" числа, которые имеют важное значение для раскрытия идейной проблематики романа .

В основу нашей исследовательской работы вошло, прежде всего, внимательное прочтение литературного произведения и текста Евангелие, к которому неоднократно обращается Ф.М.Достоевский в своем произведении. И, конечно же, мы в своей работе обращалась и к критической литературе, что помогло нам сделать важнейшие выводы по заявленной теме.

Символика – важное средство для раскрытия позиции автора. Использование символики чисел является одним из самых сложных и одновременно одним из самых изысканных, неординарных художественных приемов. Порой то, что напрямую не говорит Достоевский, дополняют числа, раскрывающие характеристику того или иного героя. . Именно они зачастую позволяют читателю погрузиться в атмосферу, царящую в произведении, приблизиться к пониманию авторского замысла. .

Целью работы является: рассмотреть числовую символика «Преступление и наказание» как ключ к пониманию идейной проблематики романа Федора Михайловича Достоевского.

Для реализации данной цели мы поставили следующие задачи:

1.Исследовать и выявить значение чисел « 3;4;7;11;30» в раскрытии идейной проблематики романа.

2. Классифицировать цифровые символы на основе анализа текста романа.

3.Сопоставить персонажи и события романа «Преступление и наказание» с текстом Евангелие.

4.Через символику цифр показать всю сложность и глубину романа.

В Романе число-символ - главный шифр романа. Известно, что христианские мотивы для творчества Достоевского являются традиционными, поэтому можно проследить связь чисел «4, 3, 7, 11, 30» с евангельскими текстами и соотнести их с текстом романа . Прокомментируем их. Наиболее часто в «Преступлении и наказании» повторяется число «7».Попытаемся разобраться, какие события делают его особенно значимым и символичным? Нам известно, что цифра «7» часто встречается и в быту,и в природе,и мифологии: есть семь дней недели, семь основных цветов, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр.

Обратим внимание, что роман состоит из 6 глав и эпилога: в первой и во второй частях -по 7 глав. «Двойник Раскольникова», Свидригайлов, тоже прожил с Марфой Петровной семь лет, но для него они были не как семь дней счастья, а как семь лет каторги. Любопытно, что об этих семи годах Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: "...во все наши семь лет...", "Семь лет из деревни не выезжал".

Все роковые события в жизни Р происходят в семь часов:Он узнал вдруг, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной её сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь вечера, останется дома одна.».«Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: -Седьмой час давно.» “Посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, потому что это совершается против Бога. Для главного героя - это «роковое число.» “В эпилоге вновь появляется число «7» для того, чтобы на каторге Родиону раскаяться, изжить в себе прежнего преступника и снова стать человеком Раскольников читает Евангелие, и Достоевский при этом напоминает: "Эта книга... была та самая, из которой она <Соня> читала ему о воскресении Лазаря" и в конце романа число «7» уже не как символ гибели, а спасительное число. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья! <...> Семь лет, только семь лет! В начале своего счастья, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней".

Анализируя «Преступление и наказание»,мы обратили внимание на то, как число «4» помогает раскрыть внутренний мир героев, их отношение к окружающей действительности. У Раскольникова есть четыре основных сна и после преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии. Также лестница и число «4» между собой связаны, так как лестница ведёт к определённому повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому. Квартира жертвы находится на четвертом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строится четырехэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на 4-м этаже; полицейская контора находится на 4-м этаже этого здания.

В.Н.Топоров делает вывод: "Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре, связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. И у Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую суть его.

Обратим внимание на то, что чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, то есть через четыре дня после его нравственной смерти. Ю. И. Селезнев отмечает: "Многозначительна и такая деталь: Соня ведь еще не знает, что Раскольников - убийца, она только чувствует, что он "вне жизни". Читая ему о воскрешении Лазаря: "Сестра умершего Марфа говорит ему: "Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе". Она энергично ударила на слово «четыре» .Если мы вспомним, что между каморкой-гробом Раскольникова и его "гробовой" идеей прямая связь, если к тому же припомнить, что и сам Раскольников "смердит четыре дня" - со дня преступления, то существование слова и создаваемого им образа одновременно в двух стилевых планах -текущего и вечного - становится явным"

Таким образом, число "4" связано с преступлением Раскольникова, его виной и признанием.

Также мы выявили круг ассоциаций, связанных с числом «3».Это число можно считать и фольклорным, и евангельским одновременно. С ним связаны многие важные события: в 30-летнем возрасте Иисус начал свое служение на земле; согласно Евангелию, плата, за которую Иуда Искариот предал своего учителя Иисуса Христа–тридцать сребренников. « Тридцать сребренников» означает плату за предательство.

Числа «3,30» играют значительную роль в романе «Преступление и наказание»:Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за 30 тысяч, а он предал ее; она оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию; в девять часов вечера выложила Соня 30 целковых перед Катериной Ивановной; вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором и.т.д. .

Мы считаем, что введение в произведение данного числа, также как и других, было неслучайным и имеет несколько значений: во-первых, это символ несчастья, во-вторых, это символ обновления и надежды, в-третьих, упоминания в тексте этого числа связаны с предательством.

Символическую значимость в произведении имеет число «11», и оно непосредственно связано с евангельским текстом-притчей о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.» Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней, Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым .

Таким образом, число же «11» – это число высшей справедливости, с которым связаны все благородные поступки и раскаяния.

Подводя итог своей работы, хочется сказать, что значительное место в художественном мире Достоевского занимают символические образы. Можно отметить, что Достоевский Ф.М., обращаясь к символике чисел, воздействует на сознательный и подсознательный уровень восприятия текста. Анализируя произведение, можно убедиться, что числа несут в себе огромную символическую нагрузку. Поэтому мы проследили наполняемость чисел, установили связь чисел с проблематикой, героями произведения., определили символику и функции чисел в романе. Убедились, что Достоевский, действительно, является величайшим знатоком человеческой души, изображает героев в их сложном духовном развитии. Основная идея романа Достоевского -это протест против всякого рода античеловеческих теорий. Писатель заставляет задуматься нас.читателей, о том, какие страшные последствия может иметь « идея вседозволенности»,когда ради великой цели можно преступить нравственные законы, и учит « осторожному обращению»с общественными теориями,которые способны воспламеняться в душах людей, порабощая их сознание и волю. превращая их в бездушных исполнителей.

Основополагающей в «Преступлении и наказании» является мысль о трагических последствиях нарушения нравственного закона как для отдельной личности, так и для всего человечества в целом. Символика распределена между двумя полюсами смысловой оппозиции: идеи нравственного нигилизма и идеи морального обновления людей. В образе Раскольникова Достоевский казнит отрицание святости человеческой личности и всем содержанием романа показывает, что любая человеческая личность священна и неприкосновенна и что в этом отношении все люди равны. Поэтому поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории и приобщению его к миру людей. Чингиз Айтматов писал: «И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами...раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия,тревожный набат Достоевского гудит неумолчно,взывая к человечности,гуманизму.»

Список литературы.

1.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.-4-е изд.-М.:Сов.Россия,1979.-4-5 с.

2.Белов С. В. Не убий. //Байкал.- 1981.- № 1.- 127 - 130с.

3.Белов.С.В.РоманДостоевского«Преступлениеинаказание».Комментарий:кн.дляучителя.М.:Просвещение,1985.-238с. 4.Белов С.В. Неслучайные слова и детали в «Преступлении и наказании»// Русская речь.- 1975.-№1.-40с.

5.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. -Свердловск,1972.-424с.

6. Карасёв Л.В. О символах Достоевского. // Вопросы философии.- 1994.- №10.- 90-111с.

7.Карякин.Ю.Н. Сомообман Раскольникова. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».-М.:Худ.лит.,1976.-158с.

8..Селезнев Ю. И. В мире Достоевского. -М.:Просвещение, 1980.-376 с.

9.Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику.-В кн.:Архаический ритуал в фольклорных и литературных памятниках. -М.,1988.-54с.

10.Топоров В. Н. Поэтика Достоевского и архаичные схемы мифологического

мышления ("Преступление и наказание"). - В кн.: Проблемы поэтики и истории литературы. -Саранск, 1973.-91 с.

11.Чичерин А. В. Преступление и наказание // Рус. яз. в сов. ш коле.- 1929.-№ 6 .- 72 -87с.

  • через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского, роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”;
  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы;
  • прививать внимательное отношение к тексту, воспитывать грамотного, думающего читателя.

Форма работы: групповая, индивидуальная

Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст.

Цель - исследовать символическое значение числа 7, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 4, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 11, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 30, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель – найти в тексте романа ключевые слова, предложения, словосочетания, подтверждающие фразу (см. ниже).

Индивидуальные задания

  1. Проанализировать сон Раскольникова в эпилоге и соотнести его с Евангелием, сделать выводы. В какой момент наступает истинное раскаяние?
  2. Рассмотреть, какое символическое значение несёт в себе слово “МОСТ”

Ход урока

1. Слово учителя. Сообщение цели урока.

Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Знакомство с евангельским текстом поможет нам осмыслить всю философско-поэтическую систему писателя. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

С евангельскими притчами связана символика романа. Давайте представим результаты наших исследований.

2. Выступления учащихся. Представление своих исследований текста.

Результаты работы группы

Как мы можем убедиться, Достоевский не случайно использует это число в романе. Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет.

Результаты работы группы

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.

Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число.

Результаты работы группы

В романе часто повторяется число 4. Лестница и число 4 связаны, так как лестница ведёт к определённому повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому.

В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника, первая встреча с Соней и окончательное признание.

Выводы: Число 4 имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.

Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

Результаты работы группы

Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому , то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как составляют дети разрезанную картину, то обнаружится следующее:

Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает.

Вот как раскладываются “обломки” этой воображаемой фразы:

Достоевский постоянно подчёркивает бледность Раскольникова.

“весь бледный, как платок”

“он ужасно побледнел”

“обернул к ней мертвенно-бледное лицо” и т.д.

Прилагательное “мёртвый” следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому.

“он остановился и притих, как мёртвый” и т.д.

Раскольников часто валяется и лежит без движения

“Он лёг на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении”

“Он всё время лежал молча, навзничь” и т.д.

Достоевский постоянно подчёркивает, что квартира Раскольникова похожа на гроб.

“Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, - сказала Пульхерия Александровна”

ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ

Писатель объясняет это эпизод, не связанный с событиями романа

“Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой-нибудь”

То, что его выносят, ему кажется в бреду

“То казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести”

Раскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его, что мало побыл с ними

“Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь,” - как то странно проговорил он”.

ВОСКРЕСАЕТ

“Но он воскрес, и он знал это, чувствовал всем обновившимся существом своим”

Воскресение описывается в эпилоге коротко. Но в промежутках между фразами помещается весь роман.

Результаты работы группы

Неоднократное указание в романе на число11 связано непосредственно с евангельским текстом.

Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках.

(учащиеся рассказывают притчу).

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

Индивидуальные задания

Давайте разберёмся, почему Раскольников так часто пересекает мост.

Ответ ученика:

  • На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает
  • Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар
  • Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…”

Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

Мост – это своего рода Лета (В мифологии река мёртвых).

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Обратимся к евангельскому имени Марфа. Почему писатель назвал жену Свидригайлова таким именем? Какую роль играет эта притча в романе?

Ответ ученика: (Притча о Марфе и Марии).

Ответ ученика: (анализ эпизода “Сон Раскольникова в эпилоге”)

Выводы: Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей

Евангелия о конце света.

Выводы урока

Слово учителя.

Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой оказалось человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти, когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского “Смирись, гордый человек!”