Стивен холл. киасма, как центр феноменологической архитектуры. Стивен Холл: «архитектура — это всепоглощающий опыт

Американец Стивен Холл (Steven Holl, р. 9.12. 1947) - постоянный ньюсмейкер глобальной архитектуры. Автор «турбулентных» и «пористых» зданий, в которых человеку дается свобода перемещения, пространственного переживания и всепоглощающего опыта.

В интервью ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН Холл призывает пересмотреть прерогативы в современной архитектуре.

Новый фьюжн Мы вошли в XXI век с оккупировавшей треть земного шара «развитой архитектурой», которая на самом деле вот-вот превратится в горы строительного мусора. На смену урбанизму как абстрактному планированию и ландшафтному дизайну как декоративному озеленению зданий приходит смешение этих дисциплин. Оно дает позитивные плоды: зеленые крыши обеспечивают сохранение энергии, оздоровляют атмосферу; мы учимся тому, как поддерживать микроклимат такой структуры. Этот новый фьюжн, на мой взгляд, и будет определять архитектуру будущего.

Steven Holl Architects. Корпус изобразительных искусств Университета Айовы (2016).

Steven Holl Architects. Корпус изобразительных искусств Университета Айовы (2016).

Steven Holl Architects. Massachusetts Institute of Technology (MIT), Simmons Hall (2002).

Steven Holl Architects. Многофункциональный комплекс в Чэнжу (Китай, 2012).

Steven Holl Architects. «Дом-вихрь» или «турбулентный дом» (2005). Абикью, США.

Steven Holl Architects. Музей Нельсон-Аткинс в Канзас-Сити, 2005.

Steven Holl Architects. Институт Пратта. Нью-Йорк, 2005.

Поворотный проект Музей искусств в Канзас-Сити. Он начинался как бескомпромиссная стратегия. Концепт был очень радикальным. Поддержал фонд и директор музея. Благодаря им в процессе реализации не случилось компромиссов. Иметь все, что тебе нужно, под рукой - очень редкая ситуация для практикующего архитектора. Это был особый шанс, и до сих пор строительство и проектирование этого музея играет особую роль в моей творческой судьбе.

Steven Holl Architects. Многофункциональный комплекс в Чэнжу (Китай, 2012). Фрагмент фасада.

24 из 24. Работа над небоскребами Linked Hybrid перевернула жизнь нашего офиса: мы работали 24 часа в сутки, 
12 часов здесь, в Нью-Йорке, и 12 часов в нашем пекинском офисе, которым руководит Ли Ху, наш партнер, уроженец Пекина (на нем лежали все переговоры). Представьте себе: мы посылали им файлы в конце дня, они получали информацию к началу своей работы. Таким образом мы делали все в два раза быстрее! На всех трех участках китайцы строили в сумасшедшем темпе. В общем, процесс получился волнующим и забавным.

Steven Holl Architects. Центр Кнута Гамсуна (2009) в Норвегии.

Почитать прежде, чем построить Проект Центра Кнута Гамсуна (2009) в Норвегии родился из «Голода», эпизодов и целых глав романа. Пока мы готовили эскизы, я прочитал всего Гамсуна, который 
оказался под рукой и пересмотрел массу фильмов, снятых по его произведениям. Мои первые наброски имели названия вроде «Здание как тело. Поле боя невидимых сил». Именно так писал Гамсун о своем романе «Голод». Есть силы внутри наших тел, страстные и невидимые, норовящие вырваться наружу. В первых эскизах у меня присутствовал лифт как спина, лестница как ребра и большой собачий ошейник из мексиканского серебра у входа.

Стеллаж Riddled, дизайн Стивен Холл. Horm.

Стол Riddled, дизайн Стивен Холл. Horm.

Модульные столики-табуреты Hexagon, дизайн Стивен Холл, Horm.

Рисуя или размышляя, я никогда не ставлю себе никаких ограничений, кроме одного: формат моего блокнота - всегда 5 на 7 дюймов. Люблю приступать к зарисовкам и живописным эскизам на рассвете, перед завтраком. Иногда результатом этих очень личных исследований становятся новые экспериментальные методики.»

Steven Holl Architects. Ex of In House (2016).

Своим манифестом Холл считает сегодня дом (85 кв. м), построенный в 2016 году под Нью-Йорком. Названный Ex of In House, проект декларирует альтернативу модернистским виллам, которые «разрастаются в ландшафте». «Я надеюсь построить суперэкологичные здания, которые были бы не только передовыми с точки зрения науки, но которые я мог бы считать своим духовным завещанием, - говорит архитектор.

Steven Holl Architects. Интерьер философского факультета Нью-Йоркского Университета (NYU). 2004.

Компанию Steven Holl Architects он основал в Нью-Йорке в 1976 году. Спроектировал множество зданий для американских университетов. Самые известные проекты - реконструкция Института Пратта, «дом-вихрь» (2005), Музей Нельсон-Аткинс в Канзас-Сити, Музей искусства в Херинге (2008), Корпус изобразительных искусств Университета Айовы (2016).

После известного музея «Киасма» в Хельсинки (1998) Стивен Холл много строит в Европе (Музей океана и воды в Биаррице, 2011, Корпус школы искусств в Глазго, 2014), а потом и в Китае. Здесь он проектирует огромные многобашенные конгломераты - жилые комплексы с подземными моллами и замкнутой системой жизнеобеспечения, которые называют прообразами многофункциональных комплексов будущего.

Профессор Колумбийского университета, автор книг и эссе Стивен Холл - пропагандист и неустанный новатор. Он любит говорить о том, что главным материалом для себя считает свет. «Архитектура - это всепоглощающий опыт взаимодействия с реальностью. Это феноменологический опыт, совокупность и единство явлений в пространстве, включая свет, звуки, запахи, тактильные качества материалов.»


Американский архитектор Стивен Холл специализируется на гармоничном внедрении своих проектов в уже существующую окружающую среду, стремясь не нарушить ее уникальность и неповторимость. Имя одного из самых значимых зодчих современности должно быть знакомо каждому, кто связан с архитектурой. А тем, кто еще не знаком с его творчеством, будет весьма любопытно прочитать наш обзор 16 потрясающих проектов американского архитектора Стивена Холла, которые должен увидеть каждый ценитель современной архитектуры.





Здание художественного музея Бельвью, построенное в 2011 году, располагается в самом сердце американского города Сиэтл. Вся структура этого трехэтажного комплекса образована с помощью трех материалов - стекла, алюминия и текстурированного бетона. Главной задачей для Холла на стадии проектирования стало соблюдение принципа максимальной открытости и освещенности музея. Архитектор решил ее с помощью своего излюбленного принципа "пористости".





Расположенный среди южных тропиков Китая Центр Ванке считается первым в мире "горизонтальным небоскребом". Построенный в 2009 году комплекс представляет собой замысловатую структуру из башен, буквально лежащих на боку. На территории Центра расположены офисы различных компаний, отель и выставочный комплекс. Центр Ванке считается одним из самых значимых экологичных сооружений в истории человечества - при его строительстве были использованы в основном натуральные материалы, в частности, бамбук, а на крышах установлены солнечные панели, вырабатывающие примерно 15 % электричества в офисах.





Современный «корпус Блока» в старом здании музея искусств Нельсона-Эткинса в американском Канзас-Сити был построен в 2007 году. Главной задачей архитектора было согласование нового корпуса с уже существующим основным зданием музея, которое было построено в 1930-х гг.. «Корпус Блока» состоит из пяти полупрозрачных асимметричных форм - «линз», которые практически полностью утоплены в землю. В первой «линзе» расположены главный вестибюль, администрация, магазины и медиатека. Со второй «линзы» начинается ряд выставочных пространств, оснащенных системой световых колодцев.





Новое здание школы искусств и истории искусств Университета Айовы было возведено на территории студенческого городка в 2006 году. Оно расположено недалеко от заросших зеленью известняковых скал, посреди плакучих ив. Архитектурный замысел Стивена Холла заключался в системе взаимосвязи внутренних зон с размытыми границами. Современная постройка из стекла и стали находится в общей струкутре кампуса и образует вокруг себя новые рекреационные зоны и связи с ландшафтом. В состав современного здания входят несколько аудиторий, мастерских, помещений администрации, большая столовая и выставочный зал.





Здание спортивного центра Кэмпбелла Колумбийского университета было построено в северной части Манхэттена в 2013 году. Этот потрясающий спортивный объект включает в себя спортзал, офисные помещения, конференц-залы и учебный центр. Любопытно, что идею своего проекта Стивен Холл описал как «точки на земле, а линии в пространстве»: под точками подразумеваются сваи, а линии – это внешние зигзагообразные лестницы.





«Турбулентный дом» Стивена Холла - это жилой дом, построенный в небольшом американском городке Эбикью в 2010 году. Самым оригинальным в этом проекте можно считать фасад из алюминиевых листов самой разной конфигурации, подчеркивающих обтекаемую форму остова здания. Архитектор предпочел ее классической прямоугольной структуре из-за необходимости качественной циркуляции воздушных потоков. Этот проект выполнен в лучших традициях деконструктивизма - остов здания, его внешняя оболочка и наиболее значимые элементы конструкции были детально смоделированы на компьютере.





Строительство невероятного сооружения Музея океана и воды во французском городе-курорте Биаррице завершилось в 2011 году. Соавтором Холла в этом проекте выступила его супруга Соланж Фабиан. Здание условно делится на две части - эксплуатируемую кровлю с бутиками и кафе над водой и сам музей с галереями и выставочными пространствами под водой. Музей пользуется огромной популярностью у многочисленных туристов Биаррица.

8. Корпус Рейд школы искусств в Глазго, Шотландия

Корпус Рейд Школы искусств в Глазго, Шотландия: ночной кадр



Корпус Рейд Школы искусств в Глазго: интерьер помещения


Корпус Рейд школы искусств, построенный в 2014 году в столице Шотландии - один из последних реализованных проектов Стивена Холла. При проектировании этого здания он использовал необычную систему «световых пустот», выступающих одновременно в качестве световых колодцев, узлов вертикальной коммуникации и основного элемента естественной вентиляции. Основным принципом проекта послужило сближение и коммуникация студентов всех специальностей. Этому процессу служит единая сеть из вестибюлей, выставочных залов, лекционных аудиторий, а также художественных студий и мастерских.





Комплекс художественной галереи «Тэян» был построен в Сеуле в 2011 году. Сооружение состоит из помещений галереи, на крыше которых расположены три павильона и небольшой водоем, образующий необходимый уровень освещенности помещений внизу с помощью специальных проемов. Любопытно, что обшитые снаружи медными листами стены павильона внутри покрыты деревом. За небольшой период своего существования галерея "Тэян" стала одним из самых знаковых объектов города Сеул.





Студенческое общежитие «Симмонс Холл» было построено в Бостоне в 2002 году. Это оригинальное здание образовано тремя крупными кубическими блоками, прорезанными небольшими отверстиями, что придает фасадам эффект пористости и особенный измельченный ритм. В состав этого уникального объекта входят непосредственно жилые помещения для студентов, а также общие пространства - конференц-залы, рестораны, кафе и игровые клубы. "Симмонс Холл" являет собой пример того, как должно выглядеть общежитие XXI века.





Музей современного искусства «Киасма» был построен в столице Финляндии в 1998 году. Основным архитектурным элементом в этом здании стал, как ни странно, свет - Холл был буквально пленен невероятным по своей красоте и чистоте дневным светом Хельсинки. Именно свет в значительной степени повлиял на выбор поверхностей и формы этого здания - музей проектировался с учетом того, под каким углом и насколько долго свет будет проникать и оставаться в его интерьерах. Любопытно, что в основе этого проекта лежит дзен-буддийская философия покоя и самопознания.





Художественный музей, открывшийся в китайском Нанкине в 2011 году, является частью музейного комплекса, включающего в себя главный корпус с галереями, чайный домик, хранилище книг и небольшую резиденцию куратора. Безусловно, самым оригинальным фрагментом нанкинского музея можно назвать верхнюю галерею, приподнятую на пилонах для того, чтобы посетители смогли насладиться не только выставленными экспонатами, но и красивейшей панорамой Нанкина. Этот объем, изогнутый под прямым углом, образует визуально четкую геометрию, контрастирующую с объемом из черного бетона - нижним ярусом музея.





Многофункциональный комплекс «Гибрид» в Пекине был удостоен почетной премии как лучшее высотное здание 2009 года. "Гибрид" состоит из 8 высоких корпусов, связанных между собой в единую замкнутую систему с помощью 8 "небесных мостов", в которых расположены: крупный плавательный бассейн и фитнес-центр, кафе, выставочные галереи, небольшой кинозал и ночной клуб. Услугами этих объектов могут воспользоваться исключительно жильцы комплекса. Противопоставленный рядовой застройке Пекина, "Гибрид" продолжил неотъемлемую для всех работ Стивена Холла тему «пористости» - открытости вовне и взаимосвязи с окружающими ландшафтом и застройкой.





Роскошный многофункциональный комплекс Sliced Porosity Block, построенный в китайском городе Чэнду в 2013 году, состоит из 5 башен, по периметру окружающих огромную городскую площадь. Под землей расположен гигантский шестиуровневый торговый центр, а в самих башнях находятся апартаменты разного класса, офисы и гостиничная часть. Столь необычные формы комплекса продиктованы не только художественной составляющей, но и местными нормативами - такая структура позволяет минимально затенять все прилегающие к комплексу территории. Торцы башен полностью остеклены, а на основные фасады вынесена несущая конструкция: основной бетонный каркас с диагональными распорами на случай вероятного землетрясения. Сегодня многие называют Sliced Porosity Block образцом многофункционального комплекса будущего.





«Планар-хаус», построенный в американском штате Аризона в 2005 году - это своего рода художественный павильон, где хранятся и выставляются ценнейшие экспонаты современного искусства - дизайнерские работы и видео-инсталляции Брюса Наумана, Роберта Римана, Джеффа Кунса и Джэнниса Куннелиса. «Планар-хаус» - это прямоугольное в плане сооружение с бетонными стенами, плоской крышей и максимально открытым интерьером, обеспечивающим выставочное пространство необходимым уровнем естественного освещения.





Строительство нового центрального корпуса «Хиггинс-холла» в нью-йоркском институте Пратта было завершено в 2005 году. Этот необычный объект Стивена Холла представляет собой светлое, максимально открытое здание, контрастирующее с окружающими его старыми кирпичными корпусами. В стенах "Хиггинс-холла" расположены вестибюль, выставочная галерея, террасы и рекреационные пространства, небольшой центр исследований и мастерские. Оригинальной затеей архитектора стало использование пандуса в качестве одного из основных структурных элементов, так как полы двух боковых зданий находятся на разном уровне.

Личность Стивена Холла многогранна, а его талант не ограничивается архитектурной деятельностью - американец неоднократно проявлял себя в качестве талантливого дизайнера мебели. Подтверждением этому факту послужит наша статья . Имя Стивена Холла стоит в одном ряду с другими гениальными архитекторами-деконструктивистами, о творчестве которых мы уже рассказывали в материалах: , и .

Стивен Холл признан одним из самых талантливых архитекторов Америки за его уникальную способность создавать концептуальный дизайн, с неподражаемой чувствительностью сочетать в своих работах свет и пространство, используя уникальные особенности каждого проекта.

архитектор

Архитектор Стивен Холл родился 3 сентября 1947 года в Бремертоне, штат Вашингтон. Окончив Университет в Сиэтле в 1969 году, поехал учиться в Рим, затем в лондонскую Школу Архитектурной ассоциации.

По возвращению, в 1976 году основал мастерскую «StevenHollArchitects» в Нью-Йорке. Благодаря полученному опыту и постоянному стремлению к совершенству в 1981 году становится профессором Колумбийского университета - читает лекции, издает многочисленные труды, участвует в выставках.

Американский архитектор специализируется на внедрении новых проектов в существующую окружающую среду, стремясь не нарушить индивидуальную культурную и историческую важность места. Стивен Холл создаёт оригинальные проекты в области гражданской, жилой, учебной и культурной архитектуры по всему миру.


Стивен Холл прославился многими архитектурными проектами. Но помимо этого его увлекают и живопись акварелью, и изобретение новых строительных материалов, и индустриальный дизайн, а главное - философия. В 2007 году была издана его книга «Вопросы восприятия: феноменология архитектуры».

По мнению Стивена Холла, архитектор должен понять противоречия между реальным восприятием действительности и логикой, скользить между архитектурным замыслом и реализацией проекта, уметь предугадать уместность спроектированной постройки в будущем.

Во многих проектах Стивена Холла чувствуется стремление воплотить мечты, иллюзии в реальность, преодолеть законы гравитации, создать многослойное восприятие пространства. Все эти желания американский мастер объединяет в одно философское понятие - феноменология архитектуры.

Это сложное понятие состоит в том, чтобы «учитывать движение человека в пространстве и погружение его в опыт, в котором пространство, свет, материалы, поверхности, цвет, геометрия, запах, звук ветра или падающей воды - всё это перекрещивается… Архитектура - это единственное искусство, которое можно постичь, только исследовав его феноменологическое измерение».

«Чтобы понять, хороша ли архитектура, надо побывать в здании, потрогать стены, ощутить и понять, хорошо ли вам в нем»

Одним из первых архитектурных проектов Стивена Холла был многофункциональный комплекс в японском городе Фукуока, рассчитанный на 28 жилых квартир, реализованный в 1991 году. Привлекательность этого здания состоит в том, что внутри практически все стены - раздвижные, и это позволяет днём расширять жилую площадь, убирая перегородки спальни, а ночью - возвращать их обратно.

Также благодаря такой конструкции можно подстраивать квартиру под изменения в семье с течением времени - количество комнат может быть увеличено или уменьшено в зависимости от потребностей жильцов.

1990 - премия в области архитектуры А.В.Бруннера, США,
1997 - Почетная медаль американского Института архитекторов в Нью-Йорке, США,
1998 - медаль Алвара Аалто, Финляндия,
1998 - премия Крайслера за инновации в дизайне, США,
1998 - медаль Академии архитектуры, Франция,
1998 - медаль Американского института архитектуры, США,
2001 - Большая Золотая медаль Академии архитектуры,
2002 - престижная Национальная премия дизайна в архитектуре Национального музея дизайна Купера Хюитта, США,
2003 - стал Почетным членом Королевского института британских архитекторов (FRIBA), Великобритания,
2009 - премия фонда BBVA «Рубежи знаний», Испания,
2010 - премия Чарльза Дженкса, Великобритания,
2012 - медаль Американского института архитектуры, США.


Этот комплекс вдохновил архитектора в 1996 году построить в другом японском городе Чиба более масштабное здание, включающее в себя 190 единиц жилья, торговых и общественных объектов - «Новый город Макухари». Он расположен в тихой бухте Токийского залива.

Концепция архитектурного бюро в этом проекте предполагает использование двух различных типов конструкций: это тяжелое массивное основание - само здание и выступающие из него облегчённые конструкции. Бетонные несущие стены расположены таким образом, что проникновение солнечного света в здание мягко искривляет внутреннее пространство и коридоры, придавая постройке некую нереальность.

Еще более сложными и глобальными проектами стали два центра, построенные в Китае в 2009 году: Linked Hybrid (Пекин, общая площадь 221,426 кв.м) и горизонтальный небоскрёб-центр VANKE (Шэньчжэнь, общая площадь 1,296,459 кв.м). В Пекине комплекс состоит из 8 башен и включает в себя 644 квартиры, общественный парк, коммерческие зоны, гостиницы, кинотеатр, детский сад, школу Монтессори и подземный паркинг.

Все башни связаны между собой высотными «небомостами». Весь комплекс представляет собой трехмерное городское пространство, в котором здания на земле, под землей и над землей сливаются вместе. На первом уровне этажей располагаются магазины, ресторан, отель, школа, детский сад и кинотеатр. Все эти помещения открыты для свободного доступа всех желающих.

На втором уровне - бассейн, фитнес-зал, кафе, выставочная галерея, ночной клуб и зрительный зал, которые связаны с отелем высотным мостом, предлагающим захватывающий вид на разрастающийся город. Геотермальные скважины (глубиной 100 метров) обеспечивают охлаждение «Гибрида» летом и отопление в зимний период, а пруд в центре комплекса задерживает переработанную в зданиях воду, зимой он замерзает и превращается в каток.

Другой центр - горизонтальный небоскрёб VANKE включает гостиницу, офисы, общественный парк, апартаменты, конференц-центр, спа-салон, подземную парковку и штаб-квартиру китайской компании Vanke Co.ltd. Постройка в плане напоминает гигантского лежачего дракона, который опирается на восемь высоких столбов.

Внутренний «климат» здания поддерживают экотехнологии: солнечные батареи, озелененная крыша, использование переработанных материалов. Проект стал первым в Китае, отмеченным сертификатом «The Leadershipin Energyand Environmental Design» (LEED) за энергоэфективность.

Особая конструкция перфорированного фасада прикрыта специальными жалюзи, работающими в зависимости от расположения солнца - их открытие и закрытие зависит от силы солнечного света. Часть из них закреплена горизонтально, часть - разбита на фрагменты разной величины.

В архитектурной карьере Стивена Холла большое место занимает конструирование зданий для образовательной системы. Это такие здания, как Колледж строительства, архитектуры и ландшафтной архитектуры (Университет Миннесоты, США, 2002 г.); Симмонс Холл (Массачусетский технологический институт, США, 2002 г.); выставочный зал Хиггинса (Институт Пратт, США, 2005 г.); Школа искусства и истории искусств (Университет Айовы, США, 2006 г.) и многие другие.

Колледж строительства, архитектуры и ландшафтного дизайна включает в себя общежитие на 350 кроватей, столовую, актовый зал, библиотеку, кабинеты, аудитории.

Чётко продуманная внешняя и внутренняя архитектура здания способствует увеличению студенческой активности в городке, объединяя обе школы на территории кампуса. Постройка представляет очень интересную конструкцию, состоящую из двух L-образных частей. Она прилегает к уже созданному корпусу Университета, гармонично дополняя его своей необычной формой.

Несмотря на то, что оба здания сливаются практически в однородную конструкцию, Колледж добавляет многообразия и многослойности архитектуре института. Прозрачные вертикальные фасады крестообразной конструкции позволяют с улицы заглянуть внутрь здания, погрузившись на миг в студенческую жизнь.

Симмонс Холл Массачусетского технологического института - это общежитие, столовая, актовый зал, театр на 125 мест, ночное кафе и другие помещения общего назначения в одном строении. Необычный внешний дизайн постройки выполняет несколько программных и биотехнических функций: большие отверстия, расположенные, казалось бы, в хаосном порядке, снабжают здание солнечным светом и свежим воздухом.

Каждая из одноместных комнат общежития имеет девять открывающихся окон. Фасады стен окрашены в яркие солнечные цвета - красный, желтый, оранжевый - зимой, когда солнце опускается низко, эти теплые летние краски согревают помещение. В ночное время свет от окон Симмонс Холла - просто магический.

Все проекты Стивена Холла тщательно проработаны, технически совершенны и художественно изысканны, в каждом есть изюминка.

Очень многие свои работы Стивен Холл спроектировал и построил у себя на родине - в Соединённых Штатах Америки. Помимо образовательных учреждений, это здания инфраструктуры, музеи, галереи.

В 2005 году «Стивен Холл Аркитектс» завершило строительство необычного турбулентного гостевого дома в Нью-Мексико. Это строение напоминает айсберг, верхушка которого находится на поверхности, а основная массивная часть скрывается ниже.

Располагается оно на пустынном обдуваемом плоскогорье, неподалеку от работ художника Ричарда Таттла - серии домов из природных материалов. Его конструкция облицована алюминием, произведенным заранее в Канзас Сити. Каждая панель, а всего их 31, уникальна по форме.

Благодаря светлому цвету материала здание не притягивает солнечный свет, что позволяет сократить расходы энергии на охлаждение. Окна с южной и северной сторон выпускают теплый воздух, работая по принципу вытяжной трубы. Цистерна, располагающаяся с южной стороны дома, наполняется дождевой водой, которой потом поливается участок. Солнечные панели производят достаточно энергии для обеспечения автономной работы здания.

После завершения этого проекта архитектор приступил к постройке нового здания во Франции - «Центра океана и прибоя», спроектированного совместно с супругой - бразильской художницей Соланж Фабиан.

интересно

Компания HORM выпустила новый продукт - табурет-стол Hexagon, спроектированный Стивеном Холлом. Основой этой модульной системы является усеченная пирамида с шестиугольным основанием. Табуреты годятся для использования внутри дома и снаружи. Их производят из камня, белого или черного лакированного металла, дерева окоуме

В основе формы здания лежат пространственные концепции «под небом» и «под морем». Оно состоит из двух зон. Верхняя зона, названная «Площадь Океана», помещена в вогнутую «седловину» основного объема - вымощенное булыжником рекреационное пространство под открытым небом. Сам же музей расположен в нижней зоне, «под морем», - его выпуклый потолок создает ощущение нахождения под водой.

Такая иллюзия волны прекрасно сочетается с ландшафтным дизайном участка, пролегающего параллельно берегу океана. Широкие просторные залы музея усиливают «подводную» тему, продолженную морскими проекциями на потолке. Строительство здания завершилось в 2011 году. Сейчас оно включает в себя выставочную зону, большой лекционный зал, ресторан, кафетерий и офисы.

Также совсем недавно, в июне 2012 года, было закончено строительство ещё одного проекта Стивена Холла - Дома и художественной галереи DAEYANG в Сеуле. Частная галерея расположена на холмах с Kangbuk. Она состоит из трёх основных павильонов: входного, жилого и помещения для приемов. Крыша постройки превращена в мелкий водоем.

Стены павильонов обшиты листами меди снаружи и натуральным деревом - внутри. Дерево, вода, естественное освещение и витражи создают для посетителей необыкновенный природный мир. Здание нагревается и охлаждается при помощи геотермальных скважин.

Основная мысль проекта заключается в том, что пространство вокруг человека «безмолвно», пока «туда не проникнет свет и не включит его». Когда Стивен Холл говорит о своих проектах, он довольно часто указывает на значение естественного освещения в архитектуре. Он рассматривает свет как главный строительный материал.

Американский мастер убежден, что недостаточно создавать рисунки зданий на обычном листе бумаги, абстрагированном от реальности, при проектировании должны приниматься во внимание самые разные измерения действительности, - именно в этом и заключается «феноменология по Стивену Холлу».

Компания Steven Holl Architects и бразильский архитектор Соланж Фабиао (Solange Fabião) построили в городе Биарриц, Франция, музей, по форме напоминающий волну. Содержание Города Океана и Волн (Cité de l’Océan et du Surf), а именно такое название получил музей, соответствует его экстерьеру – экспозиция музея посвящена водной стихии.

Притцкеровская премия (Pritzker Prize) присуждается ежегодно за достижения в области архитектуры. В мире считается, что Притцкеровская премия (Pritzker Prize) – это аналог Нобелевской премии. Нобелевская премия по архитектуре не вручается, поэтому семья Притцкер (владельцы сети отелей Hyatt по всему миру) в 1979 году решила учредить собственную. Размер премии, помимо «нобелевского статуса» – 100 тысяч долларов США лауреату.

Это здание уже удостоилось одной из престижнейших наград в области архитектуры: “Лучшее сохранение традиций” RIBA (The RIBA/English Partnerships Sustainability Award). Мы писали об этом в RIBA огласила окончательный список номинантов своих премий. Лондон, Англия.

Здание суда является крупнейшим зданием подобного назначения, построенным в Великобритании за посление сто лет. По мнению Королевы, работа архитекторов прекрасна символизирует дотупность судебной системы страны для своих граждан.

Помимо всех прочих достоинст, при планировке были учтены такие требования, как низкое энергопотребление и минимальное воздействие на окружающую среду. Для строительства были выбраны недорогие, но качествнные материалы, учитывающие современные технологии при строительстве. Здание призывает к развитию другие районы города и служит наглядным примером недорогого, но многофункционального и комфортного пространства.

4. Музей Нельсона Аткинса (Nelson Atkins Museum) в Канзасе, США.

Этот музейный комплекс состоит из пяти взаимосвязанных структур.

Проходя от здания через парк скульптур, вы попадете в новые пространства и площадки для обзора местности, образованные с помощью пяти “линз”.

5. Норвежский оперный зал (Norwegian Opera House) компании .

Мы уже писали об этом здании в наших статьях “ “ и “ “.

6. Здание федерального суда (United States Courthouse) архитектора Моша Сафди (Moshe Safdie). Спрингфилд, США. Мы уже писали про визит этого известного архитектора в столицу России и про его .

По мнению большинства, новое здание федерального суда является новой вехой гражданского строительства.


Судебный комплекс, расположившийся рядом с собором католического архиепископа, музеем четырехугольника и государственной библиотекой, является составной частью гражданских монументально -значимых зданий город.


Впрочем, по некоторым высказываниям недоброжелателей, фасад здания слишком скучный и нуждается в оживлении.

Проект был назван Лучшим Высотным Зданием 2009 в Азии и Австралии в конкурсе, который проводит Совет по строительству высотных зданий и градостроительству (Council on Tall Buildings and Urban Habitat). В комплексе предусмотрены жилые помещения, гостиница, кинотеатр, детский садик, школа, подземная парковка, коммерческие площади, общественный парк.

Восемь башен связаны между собой серией высотных мостов, которые, по аналогии с небоскребами, были названы “небомосты” (skybridges).

Архитекторы надеятся, что этот проект принесет им Золотой Сертификат ЛЕЕД (LEED Gold Certification), как самое крупное “зеленое” многофункциональное здание.

Геотермальные колодцы глубиной 100 метров под фундаментом обеспечивают отопление зимой и охлаждение летом.

Пруд в центре комплекса будет задерживать переработанную использованную в зданиях воду, зимой он будет замерзать и превращаться в каток.

Землю, выкопанную эскалаторами для закладки фундамента использовали для оформления ландшафта, насыпи серии холмов для оборудования зоны отдыха.

Модель художественной школы XXI века

12.08.14 13:30

Новый комплекс Школы искусств города Глазго вырос по соседству с построенным в 1909 году по проекту Чарльза Ренни Макинтоша зданием Glasgow School of Art (GSA). Это сооружение в стиле ар нуво в 2010 признали лучшим зданием Великобритании за прошедшие 175 лет. В минувшем мае оно практически полностью было уничтожено пожаром, но успело послужить эталоном и отправной точкой для авторов современного учебного корпуса - Стивена Холла и Криса Маквойя из бюро Steven Holl Architects.

Перед специалистами бюро стояла задача кардинально расширить полезные площади альма-матер шотландского дизайна, которые можно было бы оснастить самым современным оборудованием для обучения разным направлениям прикладного искусства. По заявлению авторов проекта, этой работой они представили модель художественной школы 21 века. Новое здание GSA (Seona Reid Building) теперь обладает комплектом всевозможных студий и художественных мастерских. Тут можно найти цех с современными и традиционными ткацкими машинами, типографию, использующую старинные полиграфические станки, столярные мастерские и студии художественной металлообработки, а также ателье модной одежды.

Фото Iwan Baan

Авторы не стали стилизовать новостройку под британский архитектурный шедевр, а сыграли на контрасте восприятия между безукоризненным образцом модерна начала 20-го века и лаконичным кубизмом современной архитектуры. Причем, новый учебный корпус занимает не только расчищенное под застройку место, но и частично накрывает существующее здание Assembly, где находится студенческий клуб. Последнее гармонично интегрировано в новую постройку. Таким образом, кирпичная кладка вековой давности удачно оттеняет легкость современных облицовочных материалов стен нового корпуса.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Общая площадь здания 11250 кв.м, верхняя отметка крыши 27,6 м, глубина нижнего подвального этажа 8,9 м. Чтобы достичь такой глубины в условиях плотной городской застройки, котлован для фундамента выполнялся по так называемой технологии «стена в грунте» с последующей установкой труб-распорок перпендикулярно продольной оси здания. Само здание выполнено в литом железобетоне. Его 5 разновысотных этажей находятся над «нулем», и два - в подвале.

Фото Iwan Baan

Основное внимание при сооружении нового здания было уделено проблемам освещения внутренних помещений. Три наклонные световые шахты-тюбинги пронзают здание на все семь рабочих этажей от крыши до подвальных помещений. Верхний их обрез застеклен, а оси шахт наклонены в сторону юга, позволяя максимально проникнуть в них солнечному свету. Причем, в стенах шахт выполнены окна для рассеянного проникновения света в объем здания. Таким образом, заглянув в окошко на уровне даже первого этажа можно увидеть кусочек шотландского неба. Попутно эти шахты частично выполняют и вентиляционные функции.

Фото Iwan Baan

Художественные студии, требующие для работы рассеянного освещения, авторы проекта расположили выходящими окнами на северный фасад здания. Однако для увеличения освещенности творческих мастерских, окна со стеклами установлены под углом около 70 градусов к горизонту. А искусственное освещение включается автоматически, по команде световых датчиков, индивидуально для каждой классной комнаты.

Фото Iwan Baan

Помещения, не предусматривающие повышенных требований по освещению (столовая, офисы и пр.), выходят своими окнами на южную сторону. Окна тут обычные, вертикальные. И вид из окон был до недавнего времени на старое здание GSA. Однако 24 мая этого года произошел серьезный пожар в этом здании Школы, и оно значительно пострадало. К слову, торжественное открытие нового здания состоялось всего за полтора месяца до этого события - 9 апреля 2014 года.

Фото Iwan Baan

Там же, на южном фасаде здания, предусмотрены открытые террасы с травяным покрытием, орошаемым дождевой водой собранной в специальных емкостях. Последние установлены таким образом, чтобы зеркало собираемой воды отражало солнечный свет в оконные проемы южного фасада. К слову, собираемая вода используется и в системе канализации.

Фото Iwan Baan

В новом здании Школы использовано много инженерных решений, направленных на экономию энергии. Ее ежегодный расход укладывается в 100 кВт х час на 1 кв.метр, что на 30% меньше требуемого на британских островах энергосберегающего норматива. Системы отопления и охлаждения объединены в единую сеть, регистры которой утоплены в массивы стен и полов. Все эти технологические достижения позволили присвоить зданию сертификат Excellent (Превосходный) в рамках национальной системы энергоэффективности BREEAM.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

stevenholl.com

Уроки китайской живописи

27.03.14 15:34

Кадры из новой съемки художественного музея Sifang в пригороде Нанкина, доказывают, что объект Стивена Холла и его коллег отлично выглядит в любое время суток.

Фото Sifang Art Museum

Строительство этого здания было завершено в 2013 году. Оно открывает собой «Международную выставку действующей архитектуры» - парк под Нанкином, который уже в недалеком будущем станет очередным китайским архитектурным чудом. В зеленой долине Жемчужного источника местные девелоперы рассчитывают возвести два десятка разнопрофильных сооружений по проектам лучших мастеров современности.

Фото Sifang Art Museum

Здание, придуманное командой Стивена Холла, состоит из двух галерей. Нижний Г- образный объем выстроен из текстурного черного бетона. Над ним, поднимаясь на устоях, почти невидимых с некоторых точек за периметром, парит светлая прямоугольная «труба» верхней галереи.

Фото Sifang Art Museum

«Труба» трижды поворачивает по часовой стрелке и выходит стеклянным торцом на виднеющийся вдали Нанкин. Внутренняя смотровая площадка с пейзажем, взятым в архитектурную раму, встречается во многих передовых арт-пространствах - от римского MAXXI Захи Хадид до филиала Центра Помпиду в Меце, сконструированного теперь уже притцкеровским лауреатом Шигеру Баном.

Фото Sifang Art Museum

Фото Sifang Art Museum

Глобальные тенденции музейного строительства Холл и его коллеги тонко соединили с локальной спецификой, духом места. Так, рифление бетонных стен напоминает о бамбуке, густо растущем в окрестностях. А в мощении двора использовалась плитка из старых дворов в центре Нанкина.

Фото Sifang Art Museum

Рассказывая о концепции проекта, авторы углубляются в особенности средневекой китайской живописи, которая предпочитает классической перспективе множественность точек зрения, многоплановость и многослойность. Так же и пространство музея, объясняют они, построено на динамичной смене планов и ракурсов.

Фото Sifang Art Museum

Молочная оболочка верхней галереи, пропускающая свет, напоминает об эффекте туманной дымки. Она графично контрастирует с темным нижним объемом. В то же время монохромное решение способствует концентрации на цветах и фактурах арт-объектов.

Фото Sifang Art Museum

Фото Sifang Art Museum

Фото Sifang Art Museum

В нижнем объеме располагается традиционный музейный комплект: книжный магазин, кафе, в данном случае - чайная. Необычно, что здесь же находится и жилище куратора.

stevenholl.com

Небоскребы «в нарезку»

20.02.14 17:05

В китайском городе Чэнду сдан в эксплуатацию многофункциональный комплекс Sliced Porosity Block - одна из самых заметных работ Steven Holl Architects в Азии. На днях постройка была удостоена «золотого» сертификата рейтинговой системы оценки экоустойчивости LEED.

Комплекс Sliced Porosity Block - это пять высоток на двух подиумах, развернутых во фронт друг другу. Они образуют прямоугольную фигуру, в центре которой обустроено многоярусное общественное пространство. Прямо под гигантской конструкцией располагается шестиэтажный подземный торговый центр. В подиумах также обустроены магазины и офисы. Общая площадь комплекса составляет 278000 кв. м.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Форма башен с остекленными торцами довольно странная. В основании объемов лежат либо трапеции, либо неправильные многоугольники. Углы зданий косо срезаны словно ножом - поэтому в названии объекта и есть слово sliced, то есть «нарезанный ломтиками». Логика проектировщиков объясняется стремлением впустить солнечный свет в образованный пятью объемами «колодец». Наружный бетонный каркас высоток укреплен дополнительными диагональными балками, поскольку Чэнду находится в сейсмоопасной зоне. Высота регулярных оконных проемов - 1,8 м.

Фото Iwan Baan

Фото Steven Holl Architects

Трехъярусное общественное пространство площадью около 11 000 кв. м можно назвать уникальным. Здесь запроектированы водный парк, каскадный фонтан, зоны отдыха, связанные каменными лестницами и рампами. Дождевая вода, скапливающаяся в искусственных водоемах, используется для бытовых нужд обитателей комплекса (примерно 43% от всего объема потребляемой воды). Бассейны с частично остекленным дном являются световыми люками подземного торгового центра. Отопление и охлаждение комплекса осуществляется за счет 468 геотермальных скважин глубиной 90 м.

Фото Steven Holl Architects

Еще одна интересная особенность - три ниши в объемах башен. Это тоже общественные пространства, занятые павильонами. Павильон истории, отделанный деревом и металлом, спроектировал Стивен Холл. Световую инсталляцию под названием «Павильон цвета» создал еще один известный американский архитектор Леббеус Вудс. Третий объект посвящен национальным ремеслам и искусствам. Его автор китайский скульптор Хан Мейлинь.

Фото Steven Holl Architects

Официальный сайт архитектурного бюро: stevenholl.com

Спортивный центр Campbell в Нью-Йорке: проект Steven Holl Architects

24.01.14 17:27

Постройка отражает большинство свойственных Стивену Холлу и его коллегам архитектурных приемов, главный из которых - разъятие основного объема с помощью прорезей и плоскостей остекления, и последующее его формальное соединение структурными элементами вроде крытых пассажей, лестниц и террас.

Фото Iwan Baan

Спортивный центр Campbell входит в структуру Бейкеровского атлетического комплекса, принадлежащего Колумбийскому университету. Спортгородок строили в середине 70-х годов прошлого века, а теперь пришло время его реновации. Здание центра расположено на севере Манхэттена, у самого входа на территорию комплекса, на углу Западной 218-й улицы и Бродвея.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Chris McVoy

Постройка из железобетона площадью 4500 кв. м включает спортивные залы, спа, офисы, зоны для общения и пансионат для временного проживания. В архитектуре центра отражены некоторые из творческих приемов Стивена Холла и его коллег, применяемых ими преимущественно при проектировании общественных зданий и объектов культурной сферы. Самый заметный ход - вознесение отдельных объемных элементов на опорах над землей подобно современным урбанистическим тотемам. Аналог можно обнаружить во многих работах Steven Holl Architects, например в проекте художественного музея в Нанкине .

Фото Iwan Baan

Фото Chris McVoy

Фото Chris McVoy

Следующая тема - разъятие единого объемного элемента как будто бы с целью продемонстрировать изящество его внутренней структуры. Архитекторы реализуют свой замысел при помощи стеклянных вставок и проемов в фасадах, как, к примеру, в случае с Музеем экологии в Тяньцзине , осуществляется вынос структурных элементов на фасад в качестве формальных скрепов, объединяющих отдельные блоки или платформы этажей. В качестве примера можно привести проект Центра Кнута Гамсуна в Норвегии .

Фото Chris McVoy

Фото Chris McVoy

Фото Chris McVoy

Таким образом стивен Холл и его коллеги спроектировали действительно узнаваемую и характерную постройку, украсив ее еще одним «фирменным знаком» - затейливой перфорацией на фасадах из алюминиевых панелей.

Фото Iwan Baan

Фото Chris McVoy

Фото Iwan Baan

Фото Chris McVoy

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Официальный сайт архитектурного бюро: stevenholl.com

«Симфония модулей» в аранжировке Стивена Холла

15.06.12 13:20

В Сеуле построена вилла, выполняющая одновременно функции частной художественной галереи и жилого дома. Проект разработан нью-йоркской мастерской Steven Holl Architects.

Большая часть пространства в доме отведена галерее. Она занимает весь нижний этаж, а также часть помещений второго уровня, сформированного тремя отдельными павильонами. Один из них выполняет роль входной группы, в двух других помещаются жилые комнаты и небольшие экспозиционные залы, которые можно использовать для проведения различных мероприятий.

Фото Iwan Baan

Павильоны как будто всплывают из вод неглубокого бассейна, устроенного на кровле первого этажа - не для купания, но эстетического наслаждения ради. И созерцанием водной глади сквозь стеклянные стены павильонов визуальный эффект не ограничивается. Рябь на воде можно наблюдать еще и снизу - сквозь 55 световых фонарей, вживленных в пол бассейна.

Фото Iwan Baan

Одним из источников архитектурной композиции, по признанию автора, стали музыкальные эксперименты канадского композитора Иштвана Анхальта, в частности - произведение 1967 года «Симфония модулей». А пропорции сооружения рассчитаны согласно последовательности Фибоначчи (3, 5, 8, 13, 21, 34, 55).
Фасады радуют глаз гармонией контраста материалов и фактур - тяжелые красно-коричневые медные панели сочетаются с прозрачным стеклом и белым рифленым бетоном.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Контраст присутствует и в отделке жилых и общественных помещений. В приватных - обширно применено дерево. В галереях - белоснежные оштукатуренные стены и гранитный пол.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Официальный сайт архитектурного бюро: stevenholl.com

Стивен Холл продвигает искусство в массы

04.05.12 12:25

В конце апреля в Нью-Йорке бюро Steven Holl Architects представило концепцию Института современного искусства (ICA) при Виргинском общественном университете (VCU) в Ричмонде (США).

Более 30 моделей, эскизов и набросков помогли собравшимся понять основную идею авторов дизайна многопрофильного образовательного центра: искусство должно стать важнейшей частью общественной жизни. Вторая идея — универсальность. Институт современного искусства площадью более 3,5 тыс. кв.м — это и выставочное пространство, и лаборатория, и мастерская, и творческий инкубатор. Комплекс включает в себя театральный зал, учебные аудитории, конференц-зал на 247 мест, кафе, офис администрации, а также открытые площадки и сад скульптур.

Урбанистическая роль новой постройки заключается в организации связи между кампусом университета и прилегающими кварталами Ричмонда. Центральный элемент композиции комплекса — высокий остекленный объем, внутри которого находится так называемый форум, который сообщается с одной стороны с садом скульптур, а с другой — с пространством для перформансов. Из форума исходят многоуровневые галереи, помещенные внутрь прямоугольных, установленных друг на друга объемов. Блоки галерей образуют площадь, предназначенную для проведения мероприятий open air.

Снаружи здание будет облицовано панелями обработанного до глянца оцинкованного металла. Вероятно комплексу ICA присвоят платиновый экологический сертификат LEED. Уже известно, что для обогрева и кондиционирования используют геотермальные колодцы, а озелененные эксплуатируемые кровли будут поливать собранной дождевой водой.

Проект оценивается в 32 млн. долларов США. Окончание строительства здания ICA намечено на 2015 год.

Официальный сайт архитектурного бюро: stevenholl.com

Фото Steven Holl Architects

Фото Steven Holl Architects

Фото Steven Holl Architects

Фото Steven Holl Architects

Фото Steven Holl Architects

Чарльз Ренни Макинтош и Стивен Холл: диалог в Глазго

06.06.11 18:00

Городской совет Глазго утвердил проект нового здания Школы искусств, выполненный бюро Steven Holl Architects при участии шотландского JM Architects и Arup Engineering.

Новый корпус Школы искусств будет находиться прямо напротив старого, построенного в 1909 году Чарльзом Ренни Макинтошем (Charles Rennie Mackintosh), что, несомненно, накладывает на проектировщиков особую ответственность. Холл и его коллеги задумали сыграть на контрасте между двумя объектами и сделать так, чтобы каждый из них подчеркивал достоинства другого.

Творение Макинтоша отличается «геометрической» композицией, ортогональностью, четкой ритмикой фасадов с регулярными оконными проемами. Проект Стивена Холла предусматривает панорамное остекление и озеленение «ломаных» фасадов и части кровли, а также создание структурных ниш, усложняющих общее архитектурное решение. В то же время обе постройки небольшой этажности, они приземистые и имеют горизонтальный вектор пространственного развития. У Холла даже есть в полном смысле слова прозрачный намек на традиционную европейскую скатную кровлю.

Солнечный свет в очередной раз (вспомните здание факультета философии Нью-Йоркского университета) стал главным героем концепции Steven Holl Architects. Постройка пронизана вертикальными световыми колодцами, названными в описании проекта «световыми пустотами», благодаря которым осуществляется инсоляция помещений на разных этажах — и лекционного зала, расположенного под землей, и выставочного холла на первом этаже, и художественных студий, запланированных на верхних этажах. Кроме того, эти колодцы являются частью системы естественной вентиляции. Интерьер школы сформирован чередой ступенчатых рамп, связывающих основные зоны — фойе, выставочный зал, лекционный холл, учебные аудитории, студии, мастерские и озелененные внешние террасы. Планируется, что здание будет построено в течение 2 лет.

Официальный сайт архитектора: stevenholl.com

«Музей океана» - проект Стивена Холла в Биаррице

05.05.11 18:24

Стивен Холл спроектировал во французском Биаррице выставочный центр CITÉ DE L"OCÉAN ET DU SURF общей площадью 3 800 кв.м. Строительство здания завершилось совсем недавно.

Таким образом местные власти решили привлечь внимание людей к проблемам экологии Атлантического океана, а также подчеркнуть роль воды в нашей жизни. Программа предусматривала создание выставочной зоны, рекреационной площади, большого лекционного зала, ресторана, кафетерия и офисов. Остекленный объем музея напоминает гигантский валун, омываемый приливным валом. Вообще, в архитектуре комплекса формально обыгрывается пластика океанской волны. Исходя из авторской концепции, все зоны выставочного центра делятся на те, что находятся «под открытым небом» (музей, площадь) и те, что «скрыты под водой» (галерея, офисы). Изогнутый потолок создает в интерьере непередаваемую атмосферу могущества водной стихии. С помощью современных медиатехнологий его можно превратить в огромный проекционный экран.

Официальный сайт архитектора: stevenholl.com

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Steven Holl Architects

Фото Steven Holl Architects

Фото Steven Holl Architects

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Steven Holl architects

Конструктор Стивена Холла

04.05.11 16:28

Компания HORM, сотрудничающая с такими именитыми дизайнерами и архитекторами, как Карим Рашид, Тойо Ито, Марио Беллини и Альвару Сиза, выпустила новый продукт - табурет (либо столик) Hexagon, спроектированный мастером-универсалом Стивеном Холлом.

В основе этой модульной системы два элемента, которые можно использовать по отдельности. Если же таких табуретов много, то из них составляют бесконечные комбинации, отдаленно напоминающие модели кристаллических решеток. Впрочем, те, у кого в школе была по геометрии хотя бы четверка, наверняка заметят: Hexagon - усеченная пирамида с шестиугольным основанием. Табуреты-столики, годящиеся для использования как внутри дома, так и снаружи, производят из камня, дерева окоуме, белого либо черного лакированного металла.

В Нанкине открылся Художественный музей, построенный Стивеном Холлом

20.04.11 15:28

Музей является частью комплекса, созданного в рамках Современной международной практической архитектурной выставки.

Мастер-универсал Стивен Холл выступает то как великолепный урбанист (проект Linked Hybrid в Китае), то как художник, тонко чувствующий особенности ландшафта (проект Whitney Water Purification Facility в США). В этой работе, эстетически близкой его Центру Кнута Гамсуна (Норвегия), Холл продемонстрировал верность идеям модернизма.

Комплекс музея (его общая площадь почти 3 тыс.кв.м) включает главное здание с галереями, чайный домик, книгохранилище и резиденцию куратора. В архитектурном облике обыгрываются особенности традиционного китайского рисунка - игра с планами и композиционный параллелизм. Самый зрелищный элемент постройки - верхняя галерея, поднятая на пилонах для того, чтобы посетители могли насладиться панорамой Нанкина. Этот объем, загибаясь под прямым углом, образует графически четкую геометрическую фигуру, контрастирующую с массой черного бетона, из которого сделан нижний ярус музея.

Официальный сайт архитектурного бюро: stevenholl.com

Фото Steven Holl architects