Сказка три богатыря читать для детей. Богатырские сказки, сочиненные детьми. Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь


В разделе сайта Русские народные былины вы сможете познакомиться с лучшими образцами песенного эпоса русского народа, такими как русские былины о богатырях, исторические сказания и балладные песни. В отличии от народных сказок, былины повествуют о реальных событиях, отображённых в литературной красочной форме. Герои былин - это своеобразное олицетворение духа народного, который не склоняется перед страшными врагами, посягнувшими на землю родную.

Include("content.html"); ?>

В русских былинах с помощью поэтической формы нашли своё отражение историческое мудрое мышление и сознание народа, сердечная преданность Родине, беспрекословная любовь к родной земле, к труду, к близким и родным людям. Также древние былины отображают обличение врагов, посягающих на Русь и разоряющих города и села. В глубоком смысле былины заложено осуждение злодейств как врагов так и земляков, которые порой оказывались предателями. В сюжете былины мы так же можем увидеть осмеяние человеческих пороков и низменных поступков.

Русские народные былины - настоящий кладезь русского фольклора, который и по сей день не теряет своей актуальности.

Русские былины читать

© Аникин В. П., обр. текста, 2015

© Оформление ООО Издательство «Родничок», 2015

© ООО «Издательство АСТ», 2015

* * *

Никита Кожемяка

1
Русская народная сказка в обработке К. Д. Ушинского. Художник А. Федотова.



В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел её, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлёт её домой. Собачонка записочку отнесёт и ответ принесёт.

Вот царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна змея допытывать и допыталась.

– Есть, – говорит змей, – в Киеве Никита Кожемяка – тот меня сильней.

Как ушёл змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошёл его просить выручить их дочку из тяжёлой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя, – испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошёл.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот – осиротил их лютый змей, – и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слёзы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил её смолою, весь пенькою обмотался и пошёл.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся и брёвнами завалился.

– Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! – сказал Кожемяка и стал уже брёвна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему спрятаться, вышел в чистое поле. Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

– Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну.

– Хорошо, – сказал Никита. – Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в неё змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать. Глубиной та борозда в две сажени с четвертью. Провёл Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:

– Землю мы разделили – теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.

Стали воду делить – вогнал Никита змея в Чёрное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего.

Царевна же воротилась к отцу, к матери.

Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна. Стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют её на память о Никите Кожемяке.

Иван-царевич и Белый Полянин

2
Русская народная сказка из сб. А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки» в пересказе В. П. Аникина. Художник В. Юдин.

Сказки создавались народом с давних времен. Но мнение, что их слагали для развлечения детей, ошибочно. Сказка несет в своем иногда простом, а иногда закрученном не хуже блокбастера сюжете мудрость народа, истины, следуя которым, человек всегда победит зло. Тот, кто написал сказку «Три богатыря», руководствовался именно такими истинами.

Из нашей статьи вы узнаете, о чем же кто написал ее, и чему полезному она может научить не только детей, но и взрослых.

Жанр

Изучая сказку, исследователь может задаться вопросом: «Три богатыря» - это сказка или былина?». Такая заинтересованность закономерна, так как произведение имеет в себе признаки как первого, так и второго жанра. Но существенными являются и различия. Былина - это песенный жанр, в котором воспеваются события, имеющие связь с историей или влиянием на нее. Сказка же к истории имеет отношение весьма косвенное. События и герои сказки - вымысел, в который вложены ожидания и надежды народа. Исходя из данной теории, мы отнесем «Три богатыря» к жанру сказки.

Сказка «Три богатыря». Краткое содержание

Сказка начинается традиционно, повествованием о том, что когда-то давно жил себе отец, у которого было трое сыновей. Все они были красивые, здоровые, умные, учились, отцу помогали, не общались с нехорошими людьми. Имена трех богатырей из сказки - Тонгуч-батыр, Ортанча-батыр и Кенджа-батыр. Ребятам было двадцать один, восемнадцать и шестнадцать лет. Жили они в мире и добре. Однажды отец позвал их к себе и сказал, что не нажил много добра, для трех сыновей того, что есть, мало. Нужно им самим идти в мир да копить себе богатство. Для этого все у сыновей есть - выросли здоровыми, храбрыми и хорошими охотниками. А в дорогу дал отец им три наставления: чтобы жить спокойно - быть честными, чтобы быть счастливыми - не лениться, чтоб не краснеть от стыда - не быть хвастливыми. Также ждут их три хороших коня - вороной серый и буланый. Сказал так отец и оставил богатырей. А они отправились в путь.

Завязка сказки

Когда первый день пути закончился, братья стали на ночлег. Но решили при этом, что всем спать опасно. Нужно по очереди спать и стеречь их маленький лагерь.

Первым стал на стражу Тонгуч-батыр. Он долго сидел у костра, пока не услышал шум. Оказывается, недалеко от лагеря было львиное логово. Решил брат, что сам справится со львом и заманил его далеко от ночлега братьев. Там он победил зверя в бою, вырезал себе пояс из его шкуры и отправился спать.

Дежурство двух младших братьев прошло спокойно, и на утро они отправились дальше. На этот раз вечер застал их у высокой горы. Под одиноким тополем около холодного родника герои сказки «Три богатыря» решили переночевать, не зная, что тут было логово Аджар-султана - царя змей.

Ребята покормили коней и легли спать. Старший брат отдежурил спокойно и передал вахту среднему - Ортанча-батыру. Среди лунной ночи выбрался из пещеры змей. Он был страшный и большой, как дерево. Средний брат, чтобы не тревожить родных, увел за собой Аджара далеко. Там начался смертный бой, в котором победил Ортанча-богатырь. Вырезал он тонкий поясок из змеиной шкурки и вернулся к костру.

Наутро братья снова двинулись в путь. Долгий день ехали они, а когда солнце устремилось к закату, нашли себе уютное место у одинокого холма.

Кенджа и разбойники

Спокойно прошло дежурство старших братьев, и вот стал охранять их покой младший - Кенджа. Подул ветер, и потушил костер. Решил Кенджа, что плохо без огня оставаться и взобрался на холм, оглядеться. Увидел он далеко-далеко мигающий огонек. Пошел он туда, к одинокому домику с огнем в окошке. Заглянул богатырь в окошко и увидел двадцать человек за столом. Лица у них были недобрые, понял парень, что это разбойники и они что-то недоброе замышляют. Стал думать, как ему быть. Уйти и так все оставить не позволяла совесть. Решил он хитростью заслужить доверие бандитов и решить потом, что с ними делать.

Зашел Кенджа в дом и попросился к разбойникам. Атаман принял его. Наутро отправились бандиты грабить казну шаха. Первым через забор отправили богатыря, чтобы увидеть, спит ли стража. Брат сказал им, что можно пробираться, а сам срубил головы всем разбойникам по очереди и отправился во дворец. Там крепко спала стража и девушки-прислужницы. Увидел Кенджа три двери. Тихо зашел он в первую, там спала очень красивая девушка. Богатырь снял с ее пальца золотое колечко и положил его в карман. В двух других комнатах спали красавицы прекраснее первой. У них снял Кенджа серьгу и браслет и тихо вернулся к братьям.

Братья во дворце

Проснулись братья и поехали дальше. Привел их путь в небольшой городок. Сели они в чайхане пообедать, да услышали крик на улице. Оповещал царский глашатай, что случилось у шаха этой ночью - какой-то богатырь срубил головы двадцати страшным разбойникам, а у царских дочерей пропало по одному украшению. И обещает шах наградить того, кто расскажет ему о странных событиях ночи. Пригласили во дворец и братьев. А там шах приказал накормить их, а сам сел за пологом подслушивать. О чем они будут говорить.

«Три богатыря» - сказка, насыщенная событиями. Пока братья ели, обсудили, что еда отдает собачатиной, а напиток пахнет человеческой кровью. И только лепешки вкусные и красиво разложены хорошим поваром. Решили братья, что им не к лицу врать и настало время обсудить, что же произошло за три ночи их путешествия. Старший брат рассказал про льва, показал пояс. Средний поведал об Аджаре и бросил братьям поясок из змеиной кожи. Пришел черед младшего. Рассказал он о разбойниках и шахских дочерях. Как узнал тайну шах, велел позвать к себе пастуха, чтоб расспросить о барашке. Оказывается, старая овца пропала, а пастух пожалел барашка и отдал его на выкормку собаке. Тогда кликнул шах садовника, и тот поведал ему, что как-то убил вора, и тело его закопал под виноградом, который дал небывалый урожай. С него-то и сварил бекмес садовник. А лепешки выкладывал на поднос сам шах - отец шаха. Так обо всех тайнах узнал от братьев правитель и позвал их к себе. Согласились три богатыря. Автор сказки ведет нас к шаху, показывая как роскошь дворца, так и широкую душу благодарного правителя.

Просьба шаха

Шах был восхищен делами и знаниями богатырей. Попросил он стать ему сыновьями и взять в жены его дочерей. Стали братья говорить, что как же станут они зятьями шаха, когда сами простой крови. Но шах уговорил их принять его просьбу и стать мужьями прекрасным шахским дочерям.

Шах любил братьев, но ближе всех был ему самый младший. Как-то отдыхал он в саду, а его собралась укусить ядовитая змея. Случайно увидел это Кенджа и спас тестя. Но не успел он убрать меч в ножны, как проснулся шах и засомневался в зяте. Стал он думать, что тот хочет его убить. Мысль эту подогревал визирь, что давно таил злобу на богатырей.

Так попали в немилость три богатыря. Сказка дальше рассказывает, что заточил в тюрьму правитель младшего богатыря. Очень загрустила его жена и стала просить отца вернуть мужа. Приказал он привести Кенджу и стал его попрекать, как же так вышло. В ответ стал мудрый богатырь рассказывать ему историю о попугае.

Рассказ о попугае

«Три богатыря» - сказка, полная аллегорий и метафор. Такой аллегорический смысл имеет и история Кенджи о попугае.

Жил один шах, была у него любимая птица. Шах так любил попугая, что не мог ни дня без него. Но загрустил шахов любимец о своей семье и попросился на две недели оставить дворец и слетать к ним. Долго не хотел шах отпускать, но все же согласился.

Прилетел попугай к родным, а когда настало время возвращаться, загрустил по родному дому. Стали все его уговаривать остаться. Мать рассказала, что растут у них плоды жизни. Кто их отведает, вернет себе молодость. Может, если преподнести такой дар шаху, он отпустит попугая? Верная птица принесла шаху плоды и рассказала об их свойствах. Но был у царя злобный визирь. Он подговорил правителя сначала испытать плоды на павлинах, а сам подсыпал в них яд. Когда погибли павлины, разъяренный царь убил попугая. А потом настало время казнить старика. Приказал царь отравить его оставшимся плодом. Как только съел его старик, стал молодеть на глазах. Понял шах, что совершил страшную ошибку. Да время назад не вернуть…

Развязка сказки

Рассказал тогда Кенджа шаху о змее, пошел в сад и принес ее рассеченный труп. Понял шах, как ошибся и стал молить зятя простить его, но тот ответил, что «с шахами невозможно жить в добре и мире». Нет места братьям во дворце, не желают они жить придворными в шаховых владениях. Стали богатыри собираться в путь. Долго царь просил оставить ему дочерей, но они были верными женами и пожелали уехать с мужьями. Вернулись богатыри с любимыми в страну к своему отцу и стали жить в его доме, честным трудом зарабатывая и прославляя мудрого родителя.

«Три богатыря»: автор сказки

Часто после прочтения произведения вдумчивому читателю становится интересно, кто же его создал. Если такой интерес возник после прочтения нашей сказки, то мы попробуем удовлетворить его. Лежит на поверхности ответ на вопрос, кто написал сказку «Три богатыря». Автор - народ. Это значит, что когда-то очень давно какой-то мудрый рассказчик начал эту сказку. Но со временем его имя забылось, а сказка осталась на устах его земляков. Из поколения в поколение ее пересказывали, возможно, добавляя или убавляя некоторые сюжетные линии. А далее появился исследователь, что записал эту сказку. Так она и пришла к нам.

Национальные особенности сказки

Мы знаем, что «Три богатыря» - произведение фольклорное, то есть народное. Но тут возникает следующий вопрос: какой же народ сложил эту замечательную историю? Даже то, как зовут трех богатырей из сказки, говорит нам, что она явно нерусская. Приставки к имени «-батыр», присущие народам ближнего Кавказа, чаще всего использовали узбекские авторы. Отсюда вывод - наша сказка пришла с далекого гористого Узбекистана.

Для этого народа привычным было правление шаха, на их землях водилось множество змей (это подтверждает появление в сюжете как самого царя змей, так и змеи, что желала укусить шаха). Пустынные земли, холмы и скалы - тоже реалии этого государства.

Какие черты характера воспитывает сказка

Всем известна присказка «сказка - быль…». Не исключение - и «Три богатыря». Эта сказка несет в себе огромнейший воспитательный потенциал. «Три богатыря» - сказка о честных братьях, которые, благодаря хорошему воспитанию и честности, смогли достойно пройти испытания судьбы. В образах братьев воспеваются следующие черты:

  • Трудолюбие. Братья воспитаны в труде, они уважают его и верят, что только трудом смогут добиться счастливой жизни.
  • Уважение родителей. Вспомните, как выслушали богатыри отца, не сказав ему ни слова в укор.
  • Беспокойство друг о друге. Ребята стойко охраняют сон друг друга, даже в экстренных ситуациях они думают не о себе, а об отдыхе братьев.
  • Неравнодушие. Кенджа не оставляет разбойников, видя, что они замышляют злое дело, и не убегает в ужасе от них, а думает, как перехитрить злодеев и предотвратить преступление.
  • Честность. На обеде у шаха богатыри открыто рассказывают все как друг другу, так и самому шаху, чем заслуживают его уважение и симпатию.
  • Верность. Братья верны друг другу, верны они заветам отца. Верность любимым хранят и принцессы - дочери шаха, которые идут за своими мужьями, оставив пышный дворец и роскошную жизнь.

Ну и конечно, храбрость.

А что осуждает сказка?

Восхваляя добро, мудрый народ в своей сказке противопоставляет ему зло. Здесь побежденные братьями темные силы воплощены как в хищных зверях, так и в злобных придворных шаха, что ради своих замыслов готовы пожертвовать жизнями невинных людей. На примере разбойников осуждается желание обогащения, им в противовес - братья-богатыри, которые по напутствию отца отправляются в путешествие, чтобы своими силами и трудом строить свою счастливую жизнь.

К завершению сказки появляется еще один интересный момент - осуждение власти, недоверие к ней народа. Оклеветанный визирем и преданный своим тестем-шахом, самый молодой из богатырей говорит, что счастья простому народу при дворе ждать не стоит. А его фраза о том, что нельзя с шахами жить в добре, и вовсе поражает своей смелостью и искренностью.

Выводы

Коротко о сказке «Три богатыря» рассказать достаточно трудно, так как она очень многогранна. Читать ее не только интересно, но еще и полезно. На примере братьев мудрый народ учит своих сыновей с малых лет быть трудолюбивыми и честными, не хвастаться, но и не скрывать своих достоинств и достижений. Рекомендуем сказку для прочтения читателям самых разных возрастных категорий. И взрослый, и ребенок найдет, чему поучиться у мудрейшего народа, к тому же сюжет сказки не заставит вас скучать. Приятного чтения!

Часто ученикам начальных классов задают домашнее задание "Сочинить сказку". Придя домой, дети стараются написать о ком-нибудь герое, пытающемся помочь всем вокруг, но ему мешают злые силы.

Такие сказки называют богатырскими. Это самые популярные и любимые русские народные сказки у детей и взрослых.

Истории о русских богатырях дети любят не только слушать, но и сочинять сами.

Однако нельзя забывать, что сказки имеют ряд признаков:

  • в основном, пишется в прозе, но может быть и стихотворной;
  • происходят волшебные события, используются волшебные предметы;
  • добро побеждает зло;
  • главный герой - победитель-богатырь, прошедший ряд испытаний, зачастую имеющий друга-помощника;
  • имеет зачин, основную часть и концовку;
  • отражает мысли народа о лучшем;
  • используются яркие художественные приемы: «В некотором царстве», «В необычном городе», «Жили-были» и др;
  • имеет скрытую мораль, авторское отношение.

Совместное сочинение сказки поможет родителю донести ту мысль, которую он не может объяснить нравоучениями.

Вот какие богатырские сказки получились у учащихся начальной школы.

Богатырский бой с драконами

Жили-были два богатыря, Боря и Коля. Жили они в своей деревне, не далеко от озера. Жили они, не тужили, со своими женами и злыми драконами. Все драконы были с тремя головами, а самый главный имел двенадцать голов. Драконы грабили деревню, и унесли всё в свою пещеру. Пещера находилась за лесом. Боря хотел вступить в бой, но Коля не согласился.

Надо сначала закрыть пещеру, где живёт самый главный дракон - сказал Коля.

Хорошо! Тогда собираемся в путь! - сказал Боря.

Богатыри отправились в путь. Шли они через лес. В этом лесу жили огромные, злые тролли. Один тролль выскочил на встречу богатырям и преградил им дорогу. Боря достал меч, Коля достал лук и начали воевать. Ничего не помогало. Но Коля опять кое-что придумал. Он сказал Боре:

Давай я тебя подкину, и ты отрубишь голову троллю.

Давай! Ответил Боря.

Коля подкинул Борю и тот, отрубил голову троллю. Всё у них получилось и они пошли дальше. Шли они шли, и вдруг увидели огромный каньон. Боря хотел перепрыгнуть каньон. Но Коля сказал, что его не перепрыгнуть. Уж длина большая. И Коля снова кое-что придумал. Они срубили дерево и бросили его через каньон. По дереву они перешли через каньон и пошли к пещере.

Возле пещеры они увидели большой камень, и подумали, что именно этот камень закроет пещеру. Они вместе подвинули камень, и закрыли пещеру.

Богатыри отправились домой. По дороге они встретили своего друга, доброго дракона. Он решил помочь или они забрались на шею дракона и полетели вместе.

В деревне Боря и Коля несколько часов бились с драконами, и наконец победили их.

Зажили они как прежде. И жили они долго и счастливо.

Три богатыря

В одной не большой деревне жили три богатыря, три родных брата. И был у них старенький больной отец. Вот однажды совсем плохо стало отцу вызвал он своих богатырей и говорит: «Слышал я, что далеко от нашей деревни через горы и поля есть святой колодец, если испить той водицы тотчас и выздоровеешь».

И отправились братья в дальний путь. Но не так просто было добыть эту водицу, ведь находился этот колодец в замке злого и жадного колдуна, который просто так ничего своего не отдаст. Долго шли богатыри много зверей встречали по пути, но никто их не трогал, ведь их всех знали, они были очень добрыми и хорошими зверьми. Вот однажды встретили они старика, который был очень любезен и приютил их у себя в сторожке.

Был он добр, приветлив, богатыри рассказали ему куда и зачем они идут. Он напоил их чаем и застелил им постель. Пока они спали старик отправил к злому колдуну чтобы рассказать ему о том, кто к нему идёт. Этот старик был служителем колдуна.

На утро проснувшись богатыри обнаружили, что нет их коней и дом пуст. Все поняли богатыри об обмане старика, они огорчились, но отца надо было спасать. Много плохих дел устраивал им колдун: направлял он на них дождь, сильный ветер, снег, мороз, но братья были дружны, сплочены. Вот и дошли они до замка колдуна. Вокруг было много охраны, но богатыри не сдались и вызвали своего друга дракона.

Прилетев, дракон разогнал всю охрану. Дракон потом богатырям войти в замок колдуна. Но колдун не сдавался, ведь он был очень жаден. И он подписал указ если богатыри победят его в шахматах, то он даст им водицы и отпустит домой, но если они проиграют, то они останутся в этом замке навсегда. День и ночь они играли, колдун пытался мухлевать, но умные были богатыри и не давали себя обмануть.

На третьи сутки богатыри победили колдуна в шахматы. Ничего не оставалось колдуну, как выполнить своё обещание. Он вернул богатырям коней, дал кувшин с водой и они отправились домой. Выздоровел их отец, и жили они долго и счастливо.

Как Змей Горыныч добрым стал.

Жил был на Руси Змей Горыныч, занимался обычными для Чудо-юд делами - то деревню подпалит, то пшеницу в поле вытопчет, то детей на реке пугать начнёт. Одним словом, все его боялись и лишь только увидят в небе - разбежались кто куда. Сначала Змея Горыныча это забавляло, а потом заскучал он - все от него разбегаются, даже поговорить по душам стало не с кем. Решил он исправится, добрым стать и пошёл за советом к Бабе Яге. Та как раз чай с сушками пила и была в хорошем расположении духа.

Бабулечка-Ягулечка, - говорит он, - подскажи, как мне с людьми русскими подружится. Сам, понимаю, виноват. Но совсем мне тоскливо одному - вон даже к тебе старой веселее. Как мне всё исправить?

А ты им помоги чем-нибудь, докажи, что ты умеешь быть добрым, они к тебе сами потянуться. Вот как раз Иванушка ко мне за молодильными яблочками для отца приходил. Да только мои закончились и не сезон сейчас. Но есть одна яблонька на небесном острове за семью горами, семью туманами и семью радугами. Что плодоносит круглый гол. Но мне туда не добраться - стара я, да ступа ремонта требует. А ты молод и силён, да крылья, у тебя ого - го, поговори с Иванушкой, предложи помочь. Только что он от меня вон по той тропке ушёл опечаленный - догоняй скорее.

И погнался Змей Горыныч за Иванушкой. Еле догнал, отдышатся не может, пламенем пышет. А Иванушка подумал, что на него напасть хочет Змей Горыныч и молвит:

Опять ты, Чудо - юдо Змей Горыныч людей по лесу пугаешь. Не боюсь я тебя, да силой с тобой мирится не желаю - дело у меня важное, думка тяжелая, лети пока по-доброму просят!

Не гневайся, Иван, - говорит Змей Горыныч, - не на бой я пришёл, а думку твою тяжелую разрешить. Садись на меня верхом, полетим за молодильными яблочками для твоего отца на небесный остров, да держись покрепче - быстро полетим.

Не ожидал Иванушка такого поворота, да никогда не знаешь откуда помощь придёт - запрыгнул на спину Змея Горыныча и понеслись они через семь гор. Через семь туманов, через семь радуг к небесному острову.

Набрали молодильных яблочек да вернулись к самому порогу Иванова дома, где отец его ждал.

Только завидели люди Змея Горыныча над деревней - бросились врассыпную, а Иванушка кричит - не бойтесь, он теперь добрым стал, помогать нам хочет. Видят люди - Иванушка на Змее Горыныче верхом - видно правду говорит, с опаской, но подошли ближе. Отнёс Иванушка яблочки отцу - тот сразу поправился, повеселел, на ноги встал. А Иван тем временем всем людям рассказал, как ему Змей Горыныч помог. Да сам Змей Горыныч у деревенских прощенье попросил за озорство своё опасное, поведал, что теперь добры решил стать, людям помогать.

Простили его люди, делом доказал. Что помогать решил.

С тех пор стал Змей Горыныч в деревне главным помощником - кому огород вспахать, кому дров из лесу принести, кому брюкву в погреб свезти, а кому и за детьми малыми приглядеть. Никто его теперь не боялся - все люди любили и уважали его за труд и доброту.

И зажили все спокойно и счастливо.

Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!

Чтобы скачать материал или !

Сказки о русских богатырях

© Аникин В. П., обр. текста, 2015

© Оформление ООО Издательство «Родничок», 2015

© ООО «Издательство АСТ», 2015

* * *

Никита Кожемяка

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел её, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлёт её домой. Собачонка записочку отнесёт и ответ принесёт.

Вот царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна змея допытывать и допыталась.

– Есть, – говорит змей, – в Киеве Никита Кожемяка – тот меня сильней.

Как ушёл змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошёл его просить выручить их дочку из тяжёлой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя, – испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошёл.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот – осиротил их лютый змей, – и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слёзы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил её смолою, весь пенькою обмотался и пошёл.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся и брёвнами завалился.

– Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! – сказал Кожемяка и стал уже брёвна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему спрятаться, вышел в чистое поле. Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

– Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну.

– Хорошо, – сказал Никита. – Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в неё змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать. Глубиной та борозда в две сажени с четвертью. Провёл Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:

– Землю мы разделили – теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.

Стали воду делить – вогнал Никита змея в Чёрное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.

Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна. Стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют её на память о Никите Кожемяке.

Иван-царевич и Белый Полянин

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У этого царя было три дочери и один сын, Иван-царевич. Царь состарился и помер, а корону принял Иван-царевич. Как узнали про то соседние короли, сейчас собрали несчётные войска и пошли на него войною.

Иван-царевич не знает, как ему быть. Приходит к своим сёстрам и спрашивает:

– Любезные мои сестрицы! Что мне делать? Все короли поднялись на меня войною.

– Ах ты, храбрый воин! Чего убоялся? Как же Белый Полянин воюет с бабой-ягою – золотой ногою, тридцать лет с коня не слезает, роздыху не знает?

Иван-царевич тотчас оседлал своего коня, надел сбрую ратную, взял меч-кладенец, копьё долгомерное и плётку шелквую и выехал против неприятеля.

Не ясен сокол налетает на стадо гусей, лебедей и на серых утиц, нападает Иван-царевич на войско вражее. Не столько мечом бьёт, сколько конём топчет. Перебил всё воинство вражее, воротился в город, лёг спать и спал трое суток беспробудным сном.

На четвёртые сутки проснулся, вышел на балкон, глянул в чистое поле – короли больше того войск собрали и опять под самые стены подступили.

Запечалился царевич, идёт к своим сёстрам.

– Ах, сестрицы! Что мне делать? Одну силу истребил, другая под городом стоит, пуще прежнего грозит.

– Какой же ты воин! Сутки воевал да трое суток без просыпа спал. Как же Белый Полянин воюет с бабой-ягою – золотой ногою, тридцать лет с коня не слезает, роздыху не знает?

Иван-царевич побежал в белокаменные конюшни, оседлал доброго коня богатырского, надел сбрую ратную, опоясал меч-кладенец, в одну руку взял копьё долгомерное, в другую – плётку шелковую и выехал против неприятеля.

Не ясен сокол налетает на стадо гусей, лебедей и на серых утиц, нападает Иван-царевич на войско вражее. Не столько сам бьёт, сколько конь его топчет. Побил рать-силу великую, воротился домой, лёг спать и спал непробудным сном шесть суток.

На седьмые сутки проснулся, вышел на балкон, глянул в чистое поле – короли больше того войск собрали и опять весь город обступили.

Идёт Иван-царевич к сёстрам.

– Любезные мои сестрицы! Что мне делать? Две силы истребил, третья под стенами стоит, ещё пуще грозит.

– Ах ты, храбрый воин! Одни сутки воевал да шестеро без просыпа спал. Как же Белый Полянин воюет с бабой-ягою – золотою ногою, тридцать лет с коня не слезает, роздыху не знает?

Горько показалось то царевичу. Побежал он в белокаменные конюшни, оседлал своего доброго коня богатырского, надел сбрую ратную, опоясал меч-кладенец, в одну руку взял копьё долгомерное, в другую – плётку шелковую и выехал против неприятеля.

Не ясен сокол налетает на стадо гусей, лебедей и серых утиц, нападает Иван-царевич на войско вражее. Не столько сам бьёт, сколько конь его топчет. Побил рать-силу великую, воротился домой, лёг спать и спал непробудным сном девять суток.

На десятые сутки проснулся, призвал всех министров и сенаторов.

– Господа мои министры и сенаторы! Вздумал я в чужие страны ехать, на Белого Полянина посмотреть. Прошу вас судить и рядить, все дела разбирать по правде.

Затем попрощался с сёстрами, сел на коня и поехал в путь-дорогу. Долго ли, коротко ли – заехал он в тёмный лес. Видит – избушка стоит, в той избушке стар человек живёт. Иван-царевич зашёл к нему.

– Здравствуй, дедушка!

– Здравствуй, русский царевич! Куда Бог несёт?

– Сам я не ведаю, а вот подожди, соберу своих верных слуг и спрошу у них.

Старик выступил на крылечко, заиграл в серебряную трубу – и вдруг начали к нему со всех сторон птицы слетаться. Налетело их видимо-невидимо, чёрной тучею всё небо покрыли. Крикнул стар человек громким голосом, свистнул молодецким посвистом:

– Слуги мои верные, птицы перелётные! Не видали ль, не слыхали ль чего про Белого Полянина?

– Нет, видом не видали, слыхом не слыхали.

– Ну, Иван-царевич, – говорит стар человек, – ступай теперь к моему старшему брату – может, он тебе скажет. На, возьми клубочек, пусти перед собою: куда клубочек покатится, туда и коня направляй.

Иван-царевич сел на своего доброго коня, покатил клубочек и поехал вслед за ним. А лес всё темней да темней. Приезжает царевич к избушке, входит в двери. В избушке старик сидит – седой, как лунь.

– Здравствуй, дедушка!

– Здравствуй, Иван-царевич! Куда путь держишь?

– Ищу Белого Полянина, не знаешь ли, где он?

– А вот погоди, соберу своих верных слуг и спрошу у них.

Старик выступил на крылечко, заиграл в серебряную трубу – и вдруг собрались к нему со всех сторон разные звери. Крикнул им громким голосом, свистнул молодецким посвистом:

– Слуги мои верные, звери порыскучие! Не видали ль, не слыхали ль чего про Белого Полянина?

– Нет, – отвечают звери, – видом не видали, слыхом не слыхали.

– А ну, рассчитайтесь промеж себя: может, не все пришли.

Звери рассчитались – нет кривой волчицы. Старик послал искать её. Тотчас побежали гонцы и привели её.

– Сказывай, кривая волчица, не знаешь ли ты Белого Полянина?

– Как мне его не знать, коли я при нём завсегда живу: он войска побивает, а я мёртвым трупом питаюсь.

– Где же он теперь?

– В чистом поле на большом кургане, в шатре спит. Воевал он с бабой-ягою – золотой ногою, а после бою залёг на двенадцать суток спать.

– Проводи туда Ивана-царевича.

Волчица побежала, а вслед за нею поскакал царевич.

Приезжает он к большому кургану, входит в шатёр – Белый Полянин крепким сном почивает.