Омский каторжный острог. Достоевский. После ссылки и каторги: мировоззрение и творчество

30 июня 1859 года Достоевскому выдали временный билет, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покинул Семипалатинск. В конце декабря 1859 года Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за писателем не прекращалось до середины 1870-х годов. Достоевский был освобождён от надзора полиции 9 июля 1875 года.

В 1860 году вышло двухтомное собрание сочинений Достоевского. Тем не менее, поскольку современники не смогли дать достойную оценку повестям «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевскому потребовался повторный громкий литературный дебют, которым стала публикация «Записок из Мёртвого дома». Данное новаторское сочинение, точное определение жанра которого до сих пор не удаётся литературоведам, ошеломило читателей России. Для современников «Записки» оказались откровением. До Достоевского никто не касался темы изображения жизни каторжных. Одного этого произведения было достаточно для того, чтобы писатель занял достойное место как в русской, так и в мировой литературе. Согласно А. И. Герценув «Записках из Мёртвого дома» Достоевский предстал русским Данте, который спускался в ад. А. И. Герцен сравнивал «Записки» с фреской Микеланджело Страшный суд и пытался перевести произведение писателя на английский язык, но из-за сложности перевода издание не было осуществлено.

С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогал брату Михаилу издавать собственный литературно-политический журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Скверный анекдот», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья».

Летом 1862 года Достоевский предпринял первую поездку за границу, побывав в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Австрии. Несмотря на то, что главной целью путешествия было лечение на немецких курортах, в Баден-Бадене писатель увлёкся разорительной игрой в рулетку, испытывал постоянную нужду в деньгах. Часть второй поездки по Европе летом 1863 года Достоевский провёл с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой. Любовь Достоевского к А. П. Сусловой, их сложные отношения и привязанность писателя к рулетке нашли отражение в романе «Игрок».

Последний раз писатель играл в рулетку в Висбадене 16 апреля 1871 года, когда после проигрыша навсегда поборол в себе страсть к игре.

В 1864 году ушли из жизни жена и старший брат писателя. В данный период происходит разрушение социалистических иллюзий юности (основой которых являлись европейские социалистические теории), формируется критическое восприятие писателем буржуазно-либеральных ценностей.

Великое пятикнижие

К наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят уникальный в русской и мировой литературе моножурнал философско-литературной публицистики «Дневник писателя» и так называемое «великое пятикнижие», в которое входят последние романы: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879-1880).

1. «Преступление и наказание»

Почему Достоевский взялся писать роман с таким названием "Преступление и наказание"? Этот частный случай: преступник, жертва и возмездие? Но сколько в жизни у нас таких случаев! Очевидно, смысл не в этом. Писателя волнует не процесс преступления, даже не само наказание, а нечто Другое...

Достоевский более чем странно описывает своего героя: то он пытается убедить читателя в человечности Раскольникова, в том, что он способен любить и сострадать, то вдруг описывает его хладнокровие. Этим, мне кажется, писатель хотел сказать, что Раскольников настолько может быть жесток, насколько и человечен.

На мой взгляд, смысл романа не в том, чтобы показать и рассказать читателю о преступлении какого бы то ни было лица, а чтобы таким вот примером Раскольникова объяснить, в чем состоит преступность подобной теории перед человечеством вообще, и какое мучительное раскаяние ждет людей, если они пойдут наперекор нравственности.

2. «Идиот»

Среди произведений Достоевского, созданных в шестидесятые годы, важное место занимает роман «Идиот». Достоевский работал над ним заграницей (в Швейцарии и Италии), откуда с волнением следил за происходящим в России. Писатель предугадывал трагедию современного человека и полагал, что она в полной мере раскроется в России, стране крайностей и противоречий.

Финал романа нельзя назвать пессимистичным. Один из главных героев-Князь Мышкин заронил в сердца людей семена добра, его духовная смерть пробудила их к жизни. Достоевский даёт современникам веру в идеал, который, как бы далеко он не отставал от действительности, необходим человеку. Если не будет стремления к идеалу, мир погибнет.

Роман «Бесы» – грозное предупреждение, в котором писатель предвидит общественную катастрофу и появление целой плеяды революционеров. Они способны идти к «свободе, равенству и всеобщему счастью» по трупам. Это предупреждение актуально во все времена.

4. «Подросток»

Подросток – этим словом характеризуются все те лихорадочные, часто лишенные, казалось бы, какого-то смысла события. Подростковый период, это период осознания человеком своего места в жизни, скитание в поисках цели, мысли, “идеи”. Критика себя и окружающих. Безотчетная любовь к мрази, и злобное отторжение своих прежних идеалов. В подростке все: любовь и ненависть, уединение и развязность, жажда жить и стремление покончить с никчемным существованием, признание и бездна. И все это Федор Михайлович выливает на читателя. Окатывает чувствами, загадками подростковой души, бессвязными мыслями, нескончаемыми упреками всех и вся. Время такое было: все друг друга знали, все, хоть через третьи руки, но были друг с другом связаны. Но все эти события лишь внешний антураж, под которым скрываются более насущные проблемы, актуальные и по сей день.

На фоне распадающегося дворянства, Достоевский окунает читателя в омут проблем тогдашней России, ее граждан и отдельных сословий. И на авансцену выводит одинокую душу молодого человека, хоть и имеющего свою “идею”, но совершенно неспособного за нее ухватится. Придавленного обществом, любимыми людьми, деньгами, властью, детской бесшабашностью и желанием любить и быть любимым.

Да, время идет, облик внешний мира меняется, но суть его остается прежней. Можно изобрести новый телефон или летающую машину, но изобрести новое чувство вряд ли получится.

5. «Братья Карамазовы»

В последнем романе Достоевского особенно отчетливо проявился характерный для писателя обостренный интерес к убеждениям и переживаниям героев, к «идеям-чувствам». Достоевский стремился проникнуть в их внутренний мир, изобразить сам поток сознания, как правило, в момент наивысшего духовного напряжения. Это осуществляется с помощью различных повествовательных форм - внутренних монологов и диалогов, идейных споров, исповедей и т. д. Чрезвычайная напряженность конфликтов, острейшие драматические ситуации, резкость контрастов характеризуются нравственными кризисами героев, стремительным водоворотом страстей, открытым противоборством их мировоззрений, идей, интересов, что находит прямое выражение в резких спорах, обидах, оскорблениях, скандалах - вплоть до катастрофических развязок (убийство, самоубийство, суд).

Омский каторжный острог. (недавние находки) Мы с мужем и старшим внуком по дороге домой (ехали из отпуска с Алтая) решили заехать в Омск. Город был выбран методом тыка. И то, что в эти дни в городе будет проходить масштабное празднование 300-лети города- не знали. Праздник изменил мои планы. И все то, что думали посетить, пофотографировать пришлось корректировать на ходу.

Любые исторические объекты, особенно это касается исторических зданий, очень сложно фотографировать и осматривать, когда вокруг ходят праздничные толпы горожан и их гостей. В парке на набережной была замечательная цветочная выставка- реконструкция Омской крепости и, конечно, можно было бы сделать прекрасную фото подборку, но вот подобраться к цветочным арт объектам было крайне сложно, я уж не говорю о том, чтобы выбрать хороший ракурс и т.д.

Но все-таки повезло. Не зря говорят, кто ищет, тот всегда найдет. Свернув на улочку, которая ведет к драмтеатру (ул.Ленина). Нам показалось, что там народу меньше. И уже почти у самого драмтеатра обнаружили вот такие раскопки.

Фото из интернета, мои фотографии по моей же не осторожности все пропали. Жаль. Мемориальная доска (а она сейчас там есть)

Гласила, что это фундамент казарм каторжного острога, в котором содержались декабристы и Ф.М. Достоевский, который этот острог позднее и прославит в свих произведениях. Это он даст название острогу «Мертвый дом» в одноименной повести. Фундамент был обнаружен в ходе реставрационных работ в историческом центре города, в сквере у жилого дома по ул. Ленина 8, совсем рядом с драмтеатром. Раскопки были сделаны случайно, хотя Омские краеведы, конечно, знали, что где-то в этом месте был тот самый знаменитый острог, но точного места с привязкой к современной территории города не было. Место жилое, застроенное, перекапывать в слепую, конечно, нельзя. А в прошлом году помог случай. Строители выкопали траншею под колодец и столкнулись с препятствием. На их пути стал старинный фундамент.

Он находился не глубоко, на глубине 60-ти см. Фундамент был практически не разрушен. Раскопки велись по картам крепости и описанию Достоевского. Вот такой праздничный пирог получился к юбилею города. Будучи административным центром Западной Сибири, Омск долгое время был местом каторги и ссылки.

Уже через несколько лет после основания крепости (1716г.) был выстроен деревянный одноэтажный острог. К 60-м годам Омск становится главным пунктом ссылки на Иртышской линии. Он был тем местом, где каторжники распределялись для работ по другим крепостям. Но он был не только пересылкой, но и постоянным местом отбывания наказания. Для этого в 1807 году было построено новое деревянное тюремное здание на 30 мест.

Каторжный острог в средине 19 века был неотъемлемой частью городского пейзажа. Сохранился рисунок-план острога (хранится в литературном музее им. Ф.М. Достоевского)

Рисунок явно приукрашен, видимо, сделан для отчета начальству. На рисунке все чисто, свежевыкрашено, есть большая кухня, погреб и даже садик. Достоевский же писал своему брату: « Вообрази себе ветхое деревянное здание, которое давно положено сломать …» или вот «… Казармы каторжного острога вросли в землю по самые крыши, с которых постоянно течет, зимой свисают сосульки. Пол- грязи на вершок, можно скользить и падать. А нас здесь как сельдей в бочке.» В первой половине 19 века контингент заключенных состоял из участников крестьянских восстаний, военных преступников, лишенных всех прав, с клеймами на лицах. А вот в 40е и 50-е начали появляться представители революционной интеллигенции. До разночинцев в остроге побывали декабристы Н.В. Басаргин, В.И. Штейнгель, известный исследователь Сибири геолог И.Д. Черский и тд. И, наконец, петрашевцы С.Ф.Дуров и Ф.М. Достоевский.

Четыре года своей жизни Ф.М.Достоевский провел в Омском остроге (1850-54 гг.). Не самый лучший период жизни, однако, литературоведы считают, что именно он сделал из писателя Гения, и привел его к Богу. Достоевский был осужден на каторгу по делу « петрашевцев» . Дело было так названо по имени руководителя М.В.Петрашевского. Петрашевцы были объявлены вольнодумцами и политическими преступниками за то, что обычно и бывает с людьми, которые обвиняют существующий строй, да еще объединяются в кружки. Никакой власти это не понравится. Впрочем, ряда петрашевцев были неоднородны. Только малая часть их имела революционные замыслы. Основная же часть занималась разговорами, пропагандой соц-утопической мысли. Значительная часть осужденных понесла наказание за распространение письма Белинского к Гоголю. Белинский за это письмо был причислен к самой преступной категории общества. Ну, Вы же помните, как преследовали тех, кто читал Солженицина? Так вот, тоже самое. Само имя Белинского было изъято из обращения и даже в первые годы царствования Александра II не произносилось в печати прямо, а заменялось выражением « критик гоголевского периода». Достоевский увлекся демократическим идеями М.В.Петрашевского и с 1847 года стал посещать его кружок.

А в 1849 году был арестован вместе со всеми. Выдал, как это часто бывает, провокатор. Процесс в какой- то мере был показательным и приговор, поэтому суровый- казнь. Смертная казнь тоже была показательной, но уже для его участников. Приговоренные прошли через всю процедуру. Испытание не из легких.

У Леонида Андреева есть рассказ «О семи повешенных». Там рассказывается о последних часах, приговоренных к смерти, их мыслях. Чтиво потрясающее. В последнюю минуту, приготовленным к казни людям было объявлено помилование. Смертная казнь заменялась ссылкой в Сибирь. Не мудрено, что Достоевский после перенесенного шока обратился к богу. Омск хоть и был « гадкий городишко», но он все-таки обещал жизнь. Не лёгкую, в похлебке плавали тараканы, одевались арестанты в грубую шинель (меняли её раз в три года), шапки арестанты шили себе сами из уличных собак, спали на нарах, были закованы в кандалы. Все годы каторги кандалы не снимались.

Существовал запрет на книги, и это было тяжелее всего. « Все эти годы я был заколочен заживо»- писал классик. Но нашлись люди, которые хоть немного пытались облегчить каторжную жизнь. Еще в Тобольске на пересылке, Достоевского тайно посетили жены декабристов. П.Е. Анненкова с дочерью Ольгой, Ж.А. Муравьева и Наталья Дмитриевна Фонвизина. Они снабдили арестантов пищей, теплыми вещами и ещё передали Евангелие, в обложке которого были спрятаны деньги. Это Евангелие и стало спасением для Достоевского, а Наталья Дмитриевна поддерживала тайную переписку с Федором Михайловичем и в Омске. Наталья Дмитриевна Фонвизина

«И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото... Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! ... На целые томы достанет»

Фёдор Достоевский в письме брату Михаилу.

Фёдор Достоевский был арестован 23 апреля 1849 года в связи с «делом Петрашевского». Незадолго до ареста была опубликована повесть «Белые ночи» — последнее произведение «старого» Достоевского. Петрашевцев посадили на пол-года в Петропавловскую крепость, и брошенные без суда в этот застенок, они немедленно стали подсудимыми высших военных инстанций: правительство решило использовать их дело в целях широкой антиреволюционной пропаганды. Следствие длилось четыре месяца. Долгое время заключенные были совершенно лишены каких-либо связей с внешним миром. Только в июле им разрешили переписку с родными, получение книг и журналов, письменные занятия. Несколько месяцев в сырой одиночке не прошли бесследно для Достоевского. В груди появились боли, которых небывало прежде. Пропал аппетит. По временам Достоевскому начинало казаться, что пол в его камере колышется, как в пароходной каюте. А тут ещё подступила петербургская осень, которая всегда имела на него гнетущее и мрачное влияние. Достоевский сообщает брату о своей бессоннице, кошмарах, нервных явления, физических недомоганиях. Но тон писем неизменно спокойный и бодрый. Фёдор Михайлович обладал редкой душевной стойкостью, всегда проявлявшейся в самые тяжелые минуты жизни. Этим он был похож на мать.

Военный суд шел при закрытых дверях и продолжался 6-ть недель. 16 ноября вынесенный судом приговор был передан на заключение генерал-аудитору, т.е. верховному прокурору/ Первоначально приговор военно-судной комиссии гласил: «... отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева,— лишить... чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». 22 декакбря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора («Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния... в ту минуту... чрезвычайное большинство из нас почли бы за бесчестье отречься от своих убеждений... Приговор смертной казни расстрелянием... прочтен был вовсе не в шутку; почти все приговоренные были уверены, что он будет исполнен, и вынесли... десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти... но то дело, за которое нас осудили, те мысли, те понятия, которые владели нашим духом, представлялись нам не только не требующими раскаяния, но даже чем-то нас очищающим, мученичеством, за которое многое нам простится!»). По резолюции Николая I («На 4 года и потом рядовым») казнь была заменена 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга.

23 января 1850 года Достоевский прибыл в Омскую крепость, окружённую рвами и валами. Построенная в начале XVII века для отражения степных кочевников, она вскоре превратилась в военный острог. «И никогда ещё человек, более преисполненный надежд, жажды жизни и веры не входил в тюрьму», — записал через тридцать лет в своих черновых тетрадях Достоевский, вспоминая, очевидно, эту трагическую минуту своей жизни. Первая встреча с главным тюремщиком плац-майором Кривцовым подтвердила его репутацию мелкого варвара и жестокого тирана. Достоевский увидел полупьяного человека с багрово-свирепым лицом под оранжевым околышем засаленной фуражки, в армейском мундире с грязными армейскими эполетами. «Угреватое и злое лицо его производило на нас чрезвычайно тоскливое впечатление: точно злой паук выбежал на бедную муху, попавшую в его паутину». По своему обычаю, он жестоко обругал прибывшего арестанта и пригрозил ему поркой за малейший проступок. Достоевского отвели в кордегардию, или караульную, где ему немедленно же придали новое обличие арестанта. Ему обрили голову, он был облачён в двухцветную куртку с жёлтым тузом на спине и покрыт мягкой бескозыркой. В таком виде он вступил в каторжный каземат. Это было ветхое деревянное здание, намеченное к слому, с прогнившим полом, протекающей крышей, угарными печами. Голые нары. Общий ушат с сумерек до рассвета, духота нестерпимая. А вокруг несмолкаемый крик, шум, ругань, бряцание цепей. «Это был ад, тьма кромешная», — вспоминал впоследствии Достоевский. Он увидел здесь в действии и на практике древний грозный устав о наказаниях: клейменые лица «для вечного свидетельства об их отвержении», истерзанные спины наказанных шпицрутенами, распухшие, багрово синего цвета, с застрявшими в них занозами. Омские каторжники были неумолимо окутаны железом. В оковах люди мылись в бане, в кандалах играли комедию, в цепях лежали больными в госпитале. Достоевского поразила ненависть арестантской массы к приговорённым дворянам. Бывшие крепостные выражали свою вражду к недавним помещикам, утратившим безграничную власть над ними. «Вы, дворяне, железные носы, нас заклевали. Прежде господином был, народ мучил, а теперь хуже последнего наш брат стал». Но обычно сословная вражда между заключёнными не проявлялась столь бурно. Днём, вечером вечные драки, кражи налёты и обыски со стороны начальства, постоянные побудки ночью. Всё угнетало, всё было направлено на то, чтобы человек забыл что он человек. Особой жестокостью отличался конечно же Кривцов. В его привычке было придираться попусту. Даже если не на том боку спит арестант, и из-за этого одного уже наказание.

О своей жизни в остроге он писал брату Андрею: «...те 4 года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу... Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе». Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото... Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! ... На целые томы достанет». По рассказу самого Достоевского, он имел среди арестантов «много друзей приятелей», интересовался их «историями», их песнями, их нравственными запросами. В пёстром разнообразии острожной толпы, где были представлены все виды преступлений, Достоевский мог наблюдать едва ли не все типы уголовного мира — от контрабандистов и фальшивомонетчиков до истязателей малолетних и грабителей на большой дороге.

С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим». Четыре года Достоевский читает на каторге одну книгу — Евангелие, подаренную ему в Тобольске женами декабристов — единственную книгу разрешенную в остроге. Постепенно рождается «новый человек», начинается «перерождение убеждений». Четыре года страданий невыразимого, бесконечного явились поворотным моментом в духовной биографии. «Перерождение убеждений» началось с беспощадного суда над самим собой и над всей прошлой жизнью. «Помню, что во время, — писал впоследствии Достоевский о своей каторге, — несмотря на сотни товарищей, я был в страшном уединении, и я полюбил, наконец, это уединение. Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь, перебирал всё до последних мелочей, вдумывался в моё прошлое, судил себя неумолимо и строго и даже в иной час благословлял судьбу за то, что она послала мне это уединение, без которого не состоялся ни этот суд над собой, ни этот суд над самим собой, ни этот строгий пересмотр прежней жизни. И какими надеждами забилось тогда моё сердце! Я думал, я решил, я клялся себе, что уже не будет в моей будущей жизни тех ошибок, ни тех падений, которые были прежде… Я ждал, я звал поскорее свободу, я хотел испробовать себя вновь на новой борьбе… Свобода, новая жизнь, воскресенье из мёртвых. Экая славная минута!»

23 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского. 15 февраля того же года писатель навсегда покинул Омский острог. Срок каторги истёк, дальше начиналась служба рядовым в ссылке. В марте этого же года зачислен рядовым в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске. Достоевский всеми силами старался вырваться на действительную волю. Большую поддержку он получил от приехавшего служить в Семипалатинск барона А.Е. Врангеля. Барон был членом прокурорского надзора, знал прежние сочинения писателя, присутствовал на Семёновском плацу, когда осуждённых петрашевцев вывели на казнь. И теперь был преисполнен сердечного участия к писателю. Достоевский получил возможность жить вне казармы, снял квартиру. Он поселился в «русском городе» поблизости от своего батальона среди сыпучих песков, поросших колючками, в полутёмной и закопчённой избе одной вдовы солдатки. В ноябре 1855 произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых, в т. ч. героя Севастополя Э. И. Тотлебена, 1 октября 1856 — в прапорщики; весной 1857 Достоевскому было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875.

В Сибири Достоевский начал работу над воспоминаниями о каторге (т.н. сибирская тетрадь — «моя тетрадка каторжная», содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для «Записок из Мертвого дома» (1851) и многих других книг Достоевского). В 1857 его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости

Весной 1846 года Федор Михайлович Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским. А в конце января 1847 года писатель начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы», где главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. 23 апреля 1849 года Достоевский в числе многих петрашевцев был арестован. Петрашевцев посадили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Правительство решило использовать их дело в целях широкой антиреволюционной пропаганды. Долгое время заключенные были совершенно лишены каких-либо связей с внешним миром, только в июле им разрешили переписку с родными, получение книг и журналов.

Военный суд шел при закрытых дверях. 16 ноября вынесенный судом приговор был передан на заключение генерал-аудитору. Приговор военно-судной комиссии гласил: «…отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, — лишить … чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием».

22 декабря 1849 года Достоевский вместе с другими ожидал на Семеновском плацу исполнения смертного приговора. «Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния… в ту минуту … чрезвычайное большинство из нас почли бы за бесчестье отречься от своих убеждений … Приговор смертной казни расстрелянием … прочтен был вовсе не в шутку; почти все приговоренные были уверены, что он будет исполнен, и вынесли … десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти … но то дело, за которое нас осудили, те мысли, те понятия, которые владели нашим духом, представлялись нам не только не требующими раскаяния, но даже чем-то нас очищающим, мученичеством, за которое многое нам простится!». Над приговоренными переломили шпагу, а затем последовала приостановка казни и помилование. По резолюции Николая I Достоевскому казнь была заменена 4-летней каторгой и последующей сдачей в солдаты. Ночью 24 декабря Достоевский был отправлен из Петербурга в Сибирь.

2 Тобольск

Во время короткого пребывания в Тобольске с 9 по 20 января 1850 года на пути к месту каторги жены сосланных декабристов Ж. А. Муравьева, П. Е. Анненкова и Н. Д. Фонвизина устроили встречу писателя с другими этапируемыми петрашевцами и через капитана Смолькова передали каждому Евангелие с незаметно вклеенными в переплет деньгами (10 рублей). Свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь как реликвию.

3 Омск

23 января 1850 года Достоевский прибыл в Омск. «С тракта заиндевевшие тройки вбежали в прямую улицу Тобольскую с небольшими одноэтажными деревянными домиками по сторонам. А вскоре перед ехавшими открылась большая площадь — эспланада Омской крепости. Кругом вдали виднелись городские постройки, посреди площади — старая городская роща с кривыми, редко разбросанными березами и небольшим, занесенным снегом вокзалом. Тройки повернули к земляной второклассной крепости», — писал омский краевед А. Ф. Палашенков.

Кибитка с Достоевским въехала в крепость и сразу повернула налево — к Омскому каторжному острогу. Острог стоял на краю крепости и расположен был в ее Степном бастионе. Прибывших в острог петрашевцев Достоевского и Дурова отвели в кордегардию (караульную), где им немедленно придали новое обличие арестантов. Достоевскому обрили голову, он был облачен в двухцветную куртку с желтым тузом на спине и покрыт мягкой бескозыркой. В таком виде он вступил в каторжный каземат. Как и все окружавшие его арестанты, Достоевский был закован в кандалы.

Достоевский вспоминал об условиях жизни на каторге: «Жили мы в куче, все вместе, в одной казарме. Вообрази себе старое, ветхое, деревянное здание, которое давно уже положено сломать и которое уже не может служить. Летом духота нестерпимая, зимою холод невыносимый. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать. Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать. На стеклах на вершок льду. С потолков капель — все сквозное. Нас как сельдей в бочонке… Тут же в казарме арестанты моют белье и всю маленькую казарму заплескивают водою. Поворотиться негде. Выйти за нуждою уже нельзя с сумерек до рассвета, ибо казармы запираются, и ставится в сенях ушат, и потому духота нестерпимая. Все каторжные воняют как свиньи. Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые. Всю ночь дрогнешь. Блох, вшей и тараканов четвериками».

Вместе со всеми арестантами Достоевский ходил на работы. Их водили на кирпичный завод, расположенный на правом берегу вниз по Иртышу, верстах в трех или четырех от крепости. Работа на заводе была трудной. Каждому арестанту необходимо было выполнить «урок» — изготовить 2−2,5 сотни кирпичей, причем самому выполнить весь подготовительный цикл: вывезти и вымесить глину, наносить воды, а затем складировать готовую продукцию. В сарае, стоявшем на пустынном берегу Иртыша, Достоевский обжигал и толок алебастр. «Алебастровцев» отправляли на работу рано утром. По приходе арестанты растапливали печь и укладывали в нее алебастр. Когда алебастр был уже совсем обожжен, его выгружали в ящики. Затем каждый арестант брал свой ящик и тяжелой колотушкой дробил его. На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осужденными за участие в освободительной борьбе против России.

Достоевский рассказывал брату: «…есть давали нам хлеба и щи, в которые полагалось ¼ фунта говядины на человека. Но говядину кладут рубленую, и я ее никогда не видал. По праздникам каша почти совсем без масла. В пост капуста с водой и почти ничего больше. Я расстроил желудок нестерпимо и был несколько раз болен». Прожить на «кормовые» деньги каторжники не могли. Судя по документам, в день на человека назначалось 9 копеек. Хотя дополнительная работа, и деньги, и все, что можно было на них купить, запрещалось, в остроге всегда работали, имели деньги, табак и даже вино. Начальство знало об этом, и ночные обыски были здесь обычным делом. Все запрещенное изымалось, виновный «бывал обыкновенно больно наказан».

Единственной возможностью отдохнуть от острожной казармы для Достоевского оказалось пребывание в омском военном госпитале, в арестантскую палату которого он попадал несколько раз. В госпитале было легче, свободнее, нежели в остроге. Отношение части врачебного персонала было гуманное. Госпиталь находился за пределами крепости, в Бутырском форштадте.

Писать в остроге было запрещено, поэтому основной творческой работой Достоевского в Омске было обдумывание своих будущих романов. Разнообразного материала вокруг было бесконечно много.

4 Семипалатинск

23 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского. 15 февраля того же года писатель навсегда покинул Омский острог. Дальше начиналась служба рядовым в ссылке. В марте этого же года он был зачислен рядовым в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске. Большую поддержку Достоевский получал от приехавшего служить в Семипалатинск барона А. Е. Врангеля. Барон был членом прокурорского надзора, знал прежние сочинения писателя, присутствовал на Семеновском плацу, когда осужденных петрашевцев вывели на казнь. Достоевский получил возможность жить вне казармы, снял квартиру. Он поселился в «русском городе» поблизости от своего батальона среди сыпучих песков, поросших колючками, в полутемной и закопченной избе одной вдовы солдатки.

В Семипалатинске у Достоевского начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, женой местного чиновника А. И. Исаева, горького пьяницы. Через некоторое время Исаева перевели на место смотрителя трактиров в Кузнецк. 14 августа 1855 года Федор Михайлович получил письмо из Кузнецка: муж Исаевой скончался после долгой болезни.

В ноябре 1855 года Достоевский был произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых, в т. ч. героя Севастополя Э. И. Тотлебена, 1 октября 1856 года — в прапорщики. 6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке.

Помилование Достоевскому (то есть полная амнистия и разрешение публиковаться) было объявлено по высочайшему указу 17 апреля 1857 года, согласно которому права дворянства возвращались как декабристам, так и всем петрашевцам. 30 июня 1859 года Достоевскому выдали временный билет, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покинул Семипалатинск. В конце декабря 1859 года Достоевский с женой и приемным сыном Павлом вернулся в Петербург.