Образ ильи обломова из романа обломов. Особенности ведения хозяйства. Илья Ильич Обломов - типичный персонаж в начале XIX века

Введение

Произведение «Обломов» Гончарова – социально-психологический роман, увидевший свет в 1859 году. В книге автор затрагивает ряд вечных тем: родителей и детей, любви и дружбы, поиска смысла жизни и другие, раскрывая их через жизнеописание главного героя – Ильи Ильича Обломова – человека ленивого, апатичного, чрезмерно мечтательного и совершенно неприспособленного к реальной жизни. Образ Обломова в романе Гончарова является центральным и наиболее ярким мужским образом произведения. По сюжету книги читатель знакомится с Ильей Ильичем, когда герой уже достиг тридцати с лишним лет и представляет собой полностью сформировавшуюся личность. Как многие мужчины в его возрасте он мечтает о большой семье, детях, милой, хозяйственной жене и благополучном закате жизни в родном поместье – Обломовке. Однако все эти представления о далеком прекрасном будущем остаются только в грезах героя, в реальной жизни Илья Ильич не делает абсолютно ничего, что хотя бы на шаг приблизило его к идиллической картине, которую он давно распланировал в своих мечтах.

Дни Обломова проходят в непрерывном безделье, ему даже лень подняться с постели, чтобы поприветствовать гостей. Вся его жизнь – это сонное царство, мечтательная полудрема, состоящая из непрерывного нанизывания и создания несбыточных иллюзий, которые изматывали его морально и от которых он порой уставал и изнеможенный засыпал. В этой однообразной, приводящей к деградации жизни Илья Ильич прятался от реального мира, отгораживался от него всеми возможными способами, боясь его активности и не желая брать на себя ответственность за свои действия, а уж тем более трудиться и уверенно переступать через неудачи и поражения, продолжая движение вперед.

Почему Обломов старается уйти от реальной жизни?

Чтобы понять причины эскапизма Обломова, стоит кратко описать атмосферу, в которой воспитывался герой. Родная деревня Ильи Ильича – Обломовка, находилась в отдаленной от столицы, живописной и тихой местности. Красивая природа, спокойная размеренная жизнь в поместье, отсутствие необходимости трудиться и чрезмерная опека родителей привели к тому, что Обломов не был готов к трудностям жизни вне Обломовки. Воспитанный в атмосфере любви и даже обожания, Илья Ильич думал, что встретит подобное отношение к себе и на службе. Каково же было его удивление, когда вместо подобия любящей семьи, где все поддерживают друг друга, его ждал коллектив, настроенный совершенно по-другому. На работе никто не интересовался им, никому до него не было дела, так как каждый думал лишь о повышении собственного жалования и продвижения по карьерной лестнице. Чувствуя себя неуютно, после первой же ошибки на службе Обломов, с одной стороны, опасаясь наказания, а с другой, найдя повод для увольнения, сам уходит с работы. Больше герой не пытался куда-то устроиться, живя на деньги, которые ему присылали из Обломовки и все дни проводя в постели, таким образом, надежно укрывшись от забот и проблем внешнего мира.

Обломов и Штольц – образы-антиподы

Антиподом образа главного героя в романе «Обломов» Ильи Ильича является его друг детства – Андрей Иванович Штольц. По характеру и жизненным приоритетам Штольц – полная противоположность Обломова, хотя они и являются выходцами из одного социального класса. В отличие от ленивого, апатичного, мечтательного и живущего исключительно своим прошлым Ильи Ильича, Андрей Иванович всегда стремится вперед, его не пугают неудачи, так как он знает, что в любом случае сможет достигнуть своей цели, достичь все больших высот. И если смыслом жизни Обломова является иллюзорный мир, который он выстраивает в своем воображении и ради которого живет, то для Штольца таким смыслом остается упорный труд.

Несмотря на то, что в произведении герои противопоставляются как два разнонаправленных начала и два антитетичных типа личности – интровертный и экстравертный, Штольц и Обломов органично дополняют друг друга и нуждаются друг в друге. Без Андрея Ивановича Илья Ильич наверняка бы окончательно запустил дела в Обломовке либо продал ее за копейки кому-то вроде Тарантьева. Штольц яснее всего понимал пагубное влияние на друга «обломовщины», поэтому всеми силами старался вернуть его в реальную жизнь, забирая с собой на светские приемы либо заставляя читать новые книги.
Введение автором в повествование такого персонажа как Андрей Иванович помогает лучше понять образ Ильи Ильича. На фоне своего друга Обломов, с одной стороны, выглядит пассивным, ленивым, не желающим ни к чему стремится тюфяком. С другой же стороны, раскрываются и его положительные качествадушевное тепло, доброта, нежность, понимание и сочувствие к близким людям, ведь именно в беседах с Ильей Ильичем Штольц обретал душевное равновесие, потерянное в постоянной жизненной гонке.

Раскрытие образа Обломова через любовь

В жизни Ильи Ильича было две разных любви – стихийная, всеохватывающая, бурная и оживляющая любовь к Ольге Ильинской и тихая, умиротворяющая, основанная на уважении, полная спокойствия и однообразия любовь к Агафье Пшеницыной. Образ Ильи Ильича Обломова по-разному раскрывается в отношениях с каждой из женщин.

Любовь к Ольге была тем ярким лучом, который мог бы вытащить героя из «болота обломовщины», ведь именно ради Ильинской Обломов забывает о любимом халате, начинает вновь читать книги, у него словно вырастают крылья, так как появляется реальная цель – возможное счастливое будущее с Ольгой, семья и собственное благоустроенное поместье. Однако Илья Ильич не был готов полностью меняться, ему чужды были стремления Ильинской к постоянному развитию и достижению новых высот. В отношениях с Ольгой Обломов первый начинает отступать и первый пишет ей письмо, в котором говорит, что ее любовь – не истинные чувства. Этот поступок можно рассматривать не только как слабость героя, его страх перед изменениями и внутреннюю пассивность, но и как лучшее понимание сферы чувств, отличное интуитивное чутье и понимание психологии других людей. Илья Ильич подсознательно ощущал, что их жизненные пути слишком разные, что Ольге нужно намного больше, чем он готов ей дать. И даже если он попробует стать для нее тем самым идеалом нежного, доброго, чувственного, но при этом непрерывно развивающегося, деятельного человека, то будет до конца жизни несчастным, так и не обретя желанного счастья.

После тяжелого, но заранее предначертанного расставания Обломова и Ольги, герой находит утешение окруженный заботой Пшеницыной. Агафья по натуре своей является идеалом «обломовской» женщины – малообразованной, но при этом очень доброй, душевной, хозяйственной, заботящейся о комфорте и сытости мужа и обожающей его. Чувства Ильи Ильича к Пшеницыной строились на уважении, которое постепенно переросло в тепло и понимание, а затем в спокойную, но сильную любовь. Вспомним, что когда Штольц пытался забрать Обломова с собой он не хочет ехать не потому, что ему лень, а потому что ему важно остаться со свое женой, которая смогла дать ему то счастье, о котором он так долго грезил.

Заключение

Анализ образа Обломова дает понять, что интерпретировать Илью Ильича как однозначно положительного либо отрицательного героя нельзя. Он по-своему привлекает читателя, но и вызывает антипатию своей ленью и пассивностью, что указывает на многогранность натуры персонажа, его внутреннюю глубину и, возможно, мощный нереализованный потенциал. Обломов – сборный образ типичного русского человека, мечтательной, созерцательной личности, которая всегда надеется на лучшее и истинное счастье видит в однообразии и спокойствии. Как указывают критики, Илью Ильича Гончаров во многом списал с самого себя, что делает роман еще более интересным для современного читателя, интересующегося творчеством великого русского писателя.

Подробный анализ образа героя романа Гончарова пригодится 10 классам при написании сочинения на тему «Образ Обломова в романе «Обломов»».

Тест по произведению

Образ Обломова состоит как бы из 2 частей. Есть Обломов «заплесневевший, почти гадкий», «засаленный, нескладный кусок мяса». Есть Обломов, влюбленный в Ольгу, Обломов, который «глубоко трогателен и симпатичен в своем грустном комизме». Между этими Обломовыми пропасть и одновременно наряженное взаимодействие, борьба обломовщины с «истинной деятельной жизнью сердца», то есть собственно с настоящей личностью Ильи Ильича. Двойственной природе образа Обломова отвечает и распадение романа на 2 смысловые части, а роль связующего звена между ними играет «сон Обломова», которому Дружинин придает огромное значение. Предаваясь на диване упоительной лени, погружается в сон гончаровский герой. И он уносится в детство. К тем временам, когда в Обломовке, возле няни, впервые «в вымыслах носился юный ум, там, на просторе складывалась поэтическая мечтательность Обломова, не признающая оков прозаичной реальности.
Илья Ильич засыпает на мучительной, неразрешимом вопросе: «Отчего я … такой?» Разум и логика были бессильны ответить на него, бессильны объяснить Обломову, в чем истинная природа его личности. Во сне ему отвечают родовая память и безотчетная привязанность героя к родному дому. Под всеми слоями Обломовского существования, в самой глубине сна и сознания Гончаров находит источник живой и теплой человечности этого мира.
Нравственная и эмоциональная сердцевина обломовского мира – мать Ильи Ильича.
«Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней: у него, у сонного, медленно выплыли из-под ресниц и стали неподвижно 2 теплые слезы»
Сейчас перед нами лучший, чистейший Обломов. Таким он остается в своей любви к Ольге, с которой его связывает не страсть, а кроткое, нежное чувство.
Рассказ о жизни Обломова развертывается в 2 временных измерениях: воспитание Илюши – его итоги в характере Ильи Ильича, от детства протягиваются прямые нити к герою начальных глав романа.
Жизнь обломовцев правдоподобна. Из нее, как из окружающей природы, изъяты сильные движения. Сумма «воспитательных наказов няни» состоит из бесконечных «нет» и «не», на которых держится как раз и всё описание «претесного уголка».
В обломовской жизни, символом которой для ребенка стал послеобеденный сон – «всепоглощающий, ничего не делающий сон, истинное подобие смерти», Вот прошел день, полный первой и главной жизненной заботы в Обломовке - заботы о пище»; наступила ночь.
Единственная форма духовной жизни, доступная обломовцам, причастность к миру сказок, легенд, мифов. Развивая мечтательность, сказка только больше привязала мальчика к дому. Ведь в сказках живет та же обломовка, только поэтически украшенная. Няня нашептывает ему о какой-то неведомой стране, где нет ни ночей, ни холода, где совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добры молодцы, такие как Илья Ильич, да красавицы, что «ни в сказка сказать, ни пером описать».
По мнению Гончарова, именно первые бессознательные детские впечатления формируют натуру будущего человека. Именно для показа начала обломовщины Гончаров вводит в повествование сон Обломова. Он наиболее полно раскрывает картины патриархальной жизни в родном доме, которые навсегда остались для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни – спокойной и сытой.

«Обломов» появился в обстановке подъема демократического движения и имел большое значение в борьбе передовых кругов русского общества против крепостного права. Гончаров в романе критиковал отсталые, косные и застойные нравы, присущие феодально-крепостническому порядку, породившему обломовщину: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель». Сущность и происхождение обломовщины раскрываются в романе с антикрепостнической, демократической точки зрения. Автор стремится доказать, что Обломова превратила в кисель, в «квашню» крепостная среда.

Гончаров показал, что обломовщина сложилась на почве владения «крещеной собственностью», «тремястами Захаров», что Обломова взрастила дворянская усадьба с ее застойным бытом. Сам Илюша, как и большинство обитателей Обломовки, - незлой и добродушный человек. Но, по словам Добролюбова, «гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу». Апатия и неподвижность отражены Гончаровым даже во внешнем облике Ильи Ильича Обломова - изнеженного, обрюзгшего не по летам человека, который «наспал свои недуги».

В детстве все внушали Обломову мысль о его исключительности. Он обучался в пансионе, но служить не смог. Герой мечтает о путешествии для созерцания шедевров, а свою исключительность демонстрирует убогому и примитивному Захару. В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Герой погряз в эгоизме, который сметает все хорошие качества, развивать которые в себе Обломов не испытывает необходимости. Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в 06-ломовке, выражающий инфантильность, архаичность и консерватизм его взглядов на жизнь. Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар от него.

Нравственное рабство Обломова заключалось в том, что, рисуя себе идеал ничем не нарушаемой и благородной праздности, беззаботной и привольной помещичьей жизни, обеспеченной трудом крепостных, он не видел ничего странного в получении оброка с крепостных крестьян и даже, несмотря на свое благодушие, «придумал новую меру, построже, против лени и бродяжничества крестьян». Но себе он не задавал вопросов о «своих отношениях к миру и к обществу», пользуясь правами, он не думал об обязанностях, поэтому «тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать». «Труд и скука были для него синонимы», и свою бездеятельность и никчемность Обломов довольно справедливо объяснял тем, что он дворянин.

Проявлением обломовщины была и болезненная мечтательность, выражавшаяся в маниловских фантазиях, одолевавших лежавшего на диване Обломова. Непрактичность, беспомощность - характерные черты Обломова: «Я не знаю, что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый; не знаю, что значит четверть ржи или овса, что она стоит, в каком месяце и что сеют и жнут, как и когда продают… я ничего не знаю». Это незнание было типичной чертой большинства дворянской интеллигенции 40-х годов. Вся жизнь Обломова - это страшный, удручающий процесс постепенного духовного и морального оскудения человеческой личности, превращение живого человека в мертвую душу. Детские годы привили Обломову сибаритство и пассивность. Он учился в университете, интересовался литературой, потом служил, даже задумал научный труд, посвященный России, но все это закончилось обломовщиной. «Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе. Его познания были мертвы… Голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий… Это была как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных томов по разным частям знаний».Если человек воспитан «тремястами Захаров», то это обязательно будет иметь отрицательные последствия. Именно так воспитан Обломов, это ярко показано в главе «Сон Обломова». Помещичье-усадебная жизнь, с которой было связано детство Ильи Ильича, рисуется не только отрицательными красками, в Обломовке жили «добрые» и «счастливые» люди. Гончаров противопоставляет тихую патриархальную деревню и шумную, черствую и холодную столицу, говорит о том, что у каких-то нравственных ценностей, сохранившихся в Обло-мове, не городской, а деревенский источник. Но «Сон Обломова» - это не сказка о райской жизни и не идеал бесхитрост-ного, беззлобного и безмятежного существования. Здесь ярко просматривается социальная и просто человеческая неприглядность обломовского бытия. «Триста Захаров» убивают в мальчике всякую активность. Патриархальная замкнутость Обломовки, сначала умилительная, не пугающая, а весело удивляющая своей исключительностью, потом устрашает. Незлобивость Обломова в сложном мире социального неравенства оборачивается вполне реальным злом.

Помещичье начало осталось у Обломова не в одних бытовых привычках, в этом плане Илья Ильич больше похож на слугу Захара, чем на барина. В сознание Обломова глубоко проникла сословность. Его мечтания и планы бесплодны, но в них присутствует социальная сторона: Обломов «придумал новую меру, построже, против лени и бродяжничества крестьян».

Ничегонеделание Обломова - совсем не невинная вещь. Добролюбов заметил: «Да пока лежит один, так еще ничего; а как придет Тарантьев, Затертый, Иван Матвеич… какая отвратительная гадость начинается около Обломова. Его объедают, опивают, спаивают… разоряют его именем мужиков… Он все это терпит безмолвно». Критик делает вывод: «Нет, нельзя так льстить живым, а мы еще живы, мы еще по-прежнему Обломовы. Обломовщина никогда не оставляла нас ».

В истории жизни Обломова много драматического: он не до конца лишен духовной и нравственной жизни, в нем были заложены некоторые хорошие стремления и качества, недаром Ольга полюбила героя за его «голубиную кротость» и нравственную чистоту. В своих суждениях Обломов часто проявляет критическое отношение к бюрократизму чиновников, к пустоте светского общества. Сам Гончаров с немалой долей сочувствия относится к своему герою, когда в Обломове пробуждается сознание своего постепенного падения. Гончаров передает его внутренний монолог: «Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото, в недрах горы, и давно пора бы этому золоту быть ходячей монетой. Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором».


И. А. Гончаров в романе «Обломов» описывает жизнь и быт Ильи Ильича Обломова – типичного русского барина, живущего в Петербурге, на Гороховой улице.

Обломов – «человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности … но с отсутствием всякой определенной идеи в чертах лица». Внешность, одежда, привычки, окружающие предметы – все говорит о том, что Илья Ильич не привык утруждать себя физически или умственно.

Его любимое занятие – лежать на диване, и это лежание «не было ни необходимостью, ни случайностью, ни наслаждением: это было его нормальным состоянием». При этом сам Обломов искренне считает, что во время лежания он занимается крайне важными делами, например, неустанно вот уже несколько лет обдумывает план изменений в управлении своим имением и улучшения жизни крестьян. Илья Ильич очень не хочет перемен в своей жизни и поэтому почти ни с кем не общается и никуда нее ходит.

Однако Обломов не всегда был таким. Двенадцать лет назад он, полный надежд, прибыл из деревни Обломовки вместе со своим слугой Захаром с твердым намерением служить, участвовать в светской жизни и, ближе к зрелости.

завести семью. Но все пошло вразрез с его ожиданиями.

Служба оказалась вовсе не «семейным занятием», как он предполагал, а серьезным местом, которое надо ежедневно посещать и усердно трудится, выполняя ответственные поручения. Чиновники, работающие вместе с ним, не заботились о его спокойствии и удовольствии, а начальник не вел себя как родной отец и не спрашивал поминутно Илью Ильича о его самочувствии. Последней каплей стала отправка Обломовым нужной бумаги в Архангельск вместо Астрахани. Илья Ильич не вынес ожидания «заслуженной кары» и подал в отставку.

Светская жизнь была немногим лучше. В молодые годы Обломов «волновался, как все, надеялся, радовался пустякам и от пустяков же страдал». Однако Илья Ильич никогда не был «прилежным поклонником», так как не хотел лишних хлопот. Ему не довелось испытать настолько сильных чувств, чтоб захотеть связать себя узами брака и жить семейной жизнью. «Душа его, может быть, ждала своей любви, а потом, с годами, кажется, перестала ждать и отчаялась».

Постепенно Обломов прекратил посещать гостей, считая это бесполезной тратой времени, и все чаще оставался дома целые дни напролет. Ничто не могло надолго привлечь его внимание, и вскоре Илья Ильич перестал вставать с дивана, предаваясь мечтаниям и живя в созданном им мире. многие мысли приходили ему в голову, он о многом размышлял, но никто, кроме Штольца и Захара, не подозревал об этом: «все думали, что Обломов так себе, только лежит да кушает на здоровье, и что больше от него ждать нечего».

Большое влияние н характер Ильи Ильича оказала его жизнь в Обломовке, где каждый день был копией предыдущего и жизнь являлась «идеалом спокойствия и бездействия». Обломов был очень любопытным и бойким мальчиком, ему хотелось все посмотреть, потрогать, попробовать, но постоянные запреты лишили его желания действовать. Наблюдая за взрослыми, ребенок быстро осознал, что можно почувствовать себя счастливым, если ничего не делать самому и, если есть кому исполнить любой твой каприз. Особенно сильно на него влияли сказки няни, в которых судьба всегда выбирала в любимчики лентяев и дарила им беспечную жизнь, где «только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей».

Таким образом, Гончаров представляет нам Илью Ильича как обычного русского помещика, который «ни разу не натянул себе чулок на ноги» и «черным делом не занимался», но в то же время желает показать, что Обломов обладает чистой и бесхитростной душой, в каждом старается увидеть человека и выбрал жизнь в бездействии потому, что не желал жить, как живет светское общество.

Обновлено: 2017-08-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

1. Образ жизни Ильи Ильича,
2. Штольц как антипод Обломова.
3. Что такое обломовщина?

Слово это - обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни...
Н. А. Добролюбов

Герой романа И. А. Гончарова «Обломов» - тридцатидвухлетний помещик Илья Ильич Обломов, «среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица...». Как не было идеи в его чертах лица, так и не было ее в его жизни. Когда-то он ежедневно ходил на службу, но после того как отправил документ вместо Астрахани в Архангельск, уволился. Его пугали возможные выговоры от начальства. Ранее он думал, что чиновники - это одна семья, а начальник всегда заботится о подчиненном. Он жестоко обманулся, а писать на службе бесконечные бумаги ему надоело. После увольнения он сначала перестал надевать фрак вместо халата, а потом и бриться. Постепенно лежание на диване стало для этого молодого человека необходимостью, иногда он не вставал с дивана даже для того, чтобы умыться.

Вокруг Обломова кипит жизнь - приходят бывшие коллеги, приятели, люди женятся, ходят в гости, работают, но Илью Ильича это не волнует. Он не может даже сделать над собой усилие и написать старосте в деревню, чтобы разобраться с долгами или переехать с арендованной квартиры. Обломов «гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, его воображению». Но этот простор для воображения Илья Ильич тоже никак не использует. Лишь только загорится чем-то, мгновенно охладевает. Пока он мечтает, его можно хоть обворовать, что и делает ушлый Тарантьев. Свое предназначение Обломов видит в семейном счастье и заботах об имении. Как много планов было построено им лежа на диване! И как воздушные замки, они рушились, не воплотившись в жизнь. Илья Ильич считает, что его внутренняя жизнь очень богата, но никто этого не видит, лишь друг Андрей Штольц и слуга Захар, который ленив так же, как и его барин, и к тому же лгун.

Герой не в силах решить своих проблем, а все «приятели» пропускают его просьбы мимо ушей, спеша куда-то. Одна надежда у Ильи Ильича - старинный друг Штольц - он может все уладить. Штольц, ровесник и друг Обломова, наполовину немец, наполовину - русский, «добрый бурш», как называл его отец, был энергичным и деятельным с самого детства. Это полный антипод главного героя. Выучившись, он работал у отца в пансионе репетитором за жалованье. К тридцати двум годам Андрей успел выйти в отставку, обзавестись домом, заработать капитал. Этому человеку не нужны советчики, он сам все рассчитает, по-немецки педантично. Поэтому для Обломова он - решение многих проблем. Иногда друг даже может подвигнуть Обломова выйти из дома и разъезжать по гостям целую неделю. Визит врача к Обломову приносит неприятные известия: при таком образе жизни он умрет от удара года через два-три. Штольц будит у Обломова мысли объехать мир, Илья Ильич полон решимости и сил, воодушевлен как никогда. Но только стоит уехать Андрею, его снова одолевает апатия. Он не уехал за границу, но еще по инерции встает в семь утра, надевает фрак, пишет и читает.

Познакомившись через Штольца с Ольгой Ильинской, Илья Ильич влюбляется. Но после объяснения он решает, что совершил ошибку. Хотя Ольга разубеждает его в этом, равновесие уже нарушено. Вскоре Обломов снова возвращается к прежнему образу жизни. Он откладывает свадьбу на год, переезжает в квартиру. Ольга видит, что с ним происходит, и они расстаются. От потрясения у Обломова начинается горячка, и спустя несколько лет мы видим Илью Ильича в прежнем положении - он устраивает Обломовку у себя в квартире. Хозяйка Агафья Матвеевна Пшеницына становится его женой. Ольга же выходит за Штольца. Через два года Обломов умирает от своего образа жизни.

Так что же такое обломовщина? Ключ к характеру героя нам дает его сон. Ему снится деревня Обломовка, где даже грозы идут по расписанию, а все родственники угощают его, семилетнего, сладостями. Всеобщий послеобеденный сон валит всех, как болезнь. Никого в Обломовке не тревожат страсти. Жить так уютно. Ее хозяева не обременены ничем. Даже четырнадцатилетнему барчуку надевает чулки Захар. Обломовка - идеал и норма для Ильи Ильича. И он возвращается к ней. С ней проще, чем с Ольгой - она не требует от Обломова измениться.

Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина» (1859) назвал главного героя символом крепостнической России. Именно в крепостническом укладе кроются истоки этой болезни, в отсталом технически дворянском хозяйстве, в эксплуатации крестьян. Этот уклад вступает в конфликт с новым обуржуазившимся дворянством. Добролюбов говорит о таких характерных чертах этого явления, как нравственное рабство, барство, безделье, дармоедство, общественная бесполезность. По мнению критика, Обломов - этот тот же «лишний человек», только другого возраста и темперамента, последний из них. Автор показал нам эволюцию и деградацию Ильи Ильича, и можно назвать это явление национальным. Добролюбов определил его как «коренной народный наш тип». Как ни прискорбно, это путь большинства людей, не имеющих цели в жизни. Иван Александрович Гончаров считает своего героя «воплощением сна, застоя, неподвижности, мертвой жизни, - переползание изо дня в день, в одном лице и одной обстановке, и при этом Обломов вобрал главные черты национального характера, нельзя относиться однозначно к Обломову, в котором воплотились как лучшие, так и худшие стороны национального характера, мы призираем, не приемлем обломовщину (лень, апатия, бездействие), но видим в нем и великодушие, и благородство, и честность, и чистоту».

Обломова погубила привычка получать желаемое без труда, и он стал более зависим от Захара, чем сам слуга от него, хозяина. У Штольца Обломов просит помощи даже в мелких делах, потому что ничего не может решить самостоятельно. У Обломова изначально было все, чего не было у Штольца, поэтому ему не нужно трудиться, добывая положение в обществе. В этом герое, по мнению Добролюбова, отражен распад крепостничества.