Николай васильевич гоголь. Афоризмы и цитаты николая гоголя О смысле жизни

Не было образца, не было предшественников ни в русской, ни в иностранных литературах. Все теории, все предания литературные были против него, потому что он был против них. Чтобы понять его, надо было вовсе выкинуть их из головы, забыть об их существовании, - а это для многих значило бы переродиться, умереть и вновь воскреснуть», - писал Виссарион Белинский. Лучше него и не скажешь об удивительном даре этого гения.

Классик французской литературы XX века Анри Труайя так высказывался о Николае Васильевиче: «В глазах западного читателя двумя столпами русской литературы являются Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой ; в глазах российского читателя оба они находятся в тени невысокого роста человека с длинным носом, птичьим взглядом и саркастической улыбкой. Этот человек является, возможно, самым экстраординарным, гением-самородком, которого когда-либо знал мир. Среди писателей своего времени он предстает как уникальный феномен, который, очень быстро избавившись от влияния других, увлекает своих почитателей в мир фантасмагорий, в котором сосуществуют смешное и ужасное».

Мы отобрали 20 цитат из произведений Николая Гоголя:

Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? «Ревизор »

Я тебя женю так, что и не услышишь. «Женитьба »

Подымите мне веки: не вижу! «Вий »

Я тебя породил, я тебя и убью! «Тарас Бульба »

Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека. «Мертвые души »

Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело. «Ревизор »

Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью! «Мертвые души »

Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякой частный человек считает в лице своем оскорбленным всё общество. «Шинель »

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! «Майская ночь, или Утопленница »

Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты. «Тарас Бульба »

Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник. «Шинель »

Газета может потерять репутацию. Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то... И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов. «Нос »

Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья. «Мертвые души »

Какого горя не уносит время? «Старосветские помещики »

Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку. «Выбранные места из переписки с друзьями»

Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек. «Тарас Бульба »

Все обман, все мечта, все не то, чем кажется. «Невский проспект »

Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот - лень. Письмо К. С. Аксакову, март 1841, Рим

Николай Васильевич Гоголь (Николай Васильевич Яновский), родился 20 марта 1809, село Большие Сорочинцы, Полтавская губерния. Русский писатель, драматург, поэт, критик, публицист. Автор произведений "Мертвые души", "Ревизор", "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Вий", "Тарас Бульба", "Нос" и др. Умер 21 февраля 1852, Москва.

Афоризмы, цитаты, высказывания Гоголь Николай Васильевич

  • Страх прилипчивее чумы.
  • Уча других, также учишься.
  • Родник поэзии есть красота.
  • Нет уз святее товарищества.
  • Какого горя не уносит время?
  • Терпи, козак, - атаман будешь.
  • Есть ещё порох в пороховницах?
  • Городничий глуп, как сивый мерин.
  • Обращаться со словами нужно честно.
  • Никогда не стоит хвастаться будущим.
  • Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши.
  • И какой же русский не любит быстрой езды?
  • Кто уже кулак, тому не разогнуться в ладонь.
  • Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.
  • Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится.
  • Как с быком не биться, а молока от него не добиться.
  • У писателя только и есть один учитель: сами читатели.
  • Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит.
  • Мои мысли, моё имя, мои труды будут принадлежать России.
  • Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
  • Нет ничего приятнее, как быть обязанным во всем самому себе.
  • Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру.
  • Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!
  • Женщине легче поцеловаться с чёртом, чем назвать кого красавицей.
  • Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.
  • Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь.
  • Сколько волка не корми, всех лосей заповедника на него не спишешь.
  • Если русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится.
  • Для человека нет большей муки, как хотеть отомстить и не мочь отомстить.
  • Произнесенное метко, все равно что написанное, не вырубливается топором.
  • Это уже известно всему свету, что когда Англия нюхает табак, то Франция чихает.
  • Быть в мире и ничем не обозначить своего существования - это кажется мне ужасным.
  • Да на Руси есть такие прозвища, что только плюнешь да перекрестишься, коли услышишь.
  • Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой.
  • Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.
  • Архитектура - тоже летопись мира:она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.
  • Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор.
  • Господи боже! Какое необъятное расстояние между знанием света и умением пользоваться этим знанием!
  • Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.
  • Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему и в род в потомство.
  • Никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата.
  • Всё непринужденное и легкое у поэта и художника достается слишком принужденно, это и есть плод великих усилий.
  • Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот - лень.
  • Без носа человек - черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни в окошко!
  • Когда человек влюбится, то он все равно что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми согни - она и согнется.
  • Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят.
  • Слава не может дать наслажденья тому, кто украл её, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном её.
  • В дорогу! в дорогу! прочь набежавшая на чело морщина и строгий сумрак лица! Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками.

Высказывания, цитаты и афоризмы Гоголя Н. В.


· Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить.

· Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

· Обращаться со словами нужно честно.

· Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходят из своего народа. Это — огни, из него же излетевшие, передовые вестники сил его.

· Несчастье умягчает человека, природа его тогда становится более чуткой и доступной к пониманию предметов, превосходящих понятие человека, находящегося в обыкновенном и вседневном положении.

· Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором.

· Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.

· Родник поэзии есть красота.

· Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах.

· Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру.

· Какого горя не уносит время? Какая страсть уцелеет в неравной борьбе с ним?

· Когда человек влюбится, то он все равно что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми согни — она и согнется.

· Кто уже кулак, тому не разогнуться в ладонь.

· Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.

· Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят.

· Чему смеетесь? Над собою смеетесь!

· Есть еще порох в пороховницах.

· Женщине легче поцеловаться с чертом, чем назвать кого-то красавицей.

· Искусство стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке. Если выставишь всю дрянь, какая ни есть в человеке, и выставишь ее таким образом, что всякий из зрителей получит к ней полное отвращение, спрашиваю: разве это уже не похвала всему хорошему? Спрашиваю: разве это не похвала добру?

· Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.

· Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным.

· В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые.

· Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.

Биография - ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1809-1852)


Гоголь Николай Васильевич, русский писатель, родился 20 марта (1 апреля) 1809 г. в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатых помещиков. Учился в Полтавском уездном училище, затем брал частные уроки, а с 1821 по 1828 г. состоял в Нежинской гимназии высших наук на Чернигов-щине. К этому времени относятся первые литературные опыты Гоголя как в прозе, так и в поэзии. В декабре 1828 г. переехал в Петербург, где вскоре опубликовал свое первое произведение — «Ганс Кюхельгартен». В 1831 г. познакомился с А. С. Пушкиным, что положительно сказалось на дальнейшем творчестве Гоголя. В 1831—1832 гг. Гоголь пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки» и становится знаменитым. Прочтя «Миргород» (1835) и «Арабески» (1835), В.Г.Белинский назвал Гоголя «главою литературы, главою поэтов». В 1836 г. в Александрийском театре состоялась премьера «Ревизора», однако эта постановка разочаровала Гоголя, поскольку из острой социальной комедии пьеса превратилась в водевиль. Летом 1836 г. Гоголь уезжает в Рим, где начинает работу над романом «Мертвые души». Вскоре вышло четырехтомное собрание сочинений Гоголя, сюда входила и повесть «Шинель», вскрывающая проблему униженности «маленького человека». Летом 1845 г., находясь в тяжелом душевном состоянии, Гоголь сжег рукопись второго тома «Мертвых душ. Весной 1848 г. окончательно вернулся в Россию и продолжил работу над вторым томом «Мертвых душ». В начале 1852 г. новая редакция романа была практически готова, однако 12 февраля 1852 г., в связи с болезнью и глубоким душевным кризисом, писатель сжег и этот труд. Умер 21 февраля 1852 г.

Не было образца, не было предшественников ни в русской, ни в иностранных литературах. Все теории, все предания литературные были против него, потому что он был против них. Чтобы понять его, надо было вовсе выкинуть их из головы, забыть об их существовании, - а это для многих значило бы переродиться, умереть и вновь воскреснуть», - писал Виссарион Белинский. Лучше него и не скажешь об удивительном даре этого гения.

Классик французской литературы XX века Анри Труайя так высказывался о Николае Васильевиче: «В глазах западного читателя двумя столпами русской литературы являются Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой ; в глазах российского читателя оба они находятся в тени невысокого роста человека с длинным носом, птичьим взглядом и саркастической улыбкой. Этот человек является, возможно, самым экстраординарным, гением-самородком, которого когда-либо знал мир. Среди писателей своего времени он предстает как уникальный феномен, который, очень быстро избавившись от влияния других, увлекает своих почитателей в мир фантасмагорий, в котором сосуществуют смешное и ужасное».

Мы отобрали 20 цитат из произведений Николая Гоголя:

Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? «Ревизор »

Я тебя женю так, что и не услышишь. «Женитьба »

Подымите мне веки: не вижу! «Вий »

Я тебя породил, я тебя и убью! «Тарас Бульба »

Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека. «Мертвые души »

Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело. «Ревизор »

Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью! «Мертвые души »

Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякой частный человек считает в лице своем оскорбленным всё общество. «Шинель »

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! «Майская ночь, или Утопленница »

Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты. «Тарас Бульба »

Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник. «Шинель »

Газета может потерять репутацию. Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то... И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов. «Нос »

Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья. «Мертвые души »

Какого горя не уносит время? «Старосветские помещики »

Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку. «Выбранные места из переписки с друзьями»

Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек. «Тарас Бульба »

Все обман, все мечта, все не то, чем кажется. «Невский проспект »

Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот - лень. Письмо К. С. Аксакову, март 1841, Рим

Для Гоголя, как и для многих других писателей, тема Руси связана с темой народа. Обратимся к народным образам поэмы - различным персонажам эпической части «Мертвых душ». Это двое мужиков, встречающихся нам в самом начале поэмы, которые, увидевши бричку Чичикова, начинают рассуждать, доедет ли она до Рязани или Москвы. По сути, это вопрос «быть или не быть», рассматриваемый на примитивном, бытовом уровне. И что же? Это лакей Чичикова Петрушка, «имевший страсть к чтению» и все без разбора: от букваря до любовных романов, и кучер Селифан, которому все равно, высечет его или нет: «высечь оно можно».

Русский народ - это и дворовая девка Пелагея, которая «не знает, где право, где лево», дядя Митяй и дядя Миняй, безрезультатно пытавшиеся сдвинуть опрокинувшуюся повозку Чичикова.

Все эти люди изображены Гоголем не в идеальном, а в сатирическом свете. Писатель обличает в крестьянах примитивность, духовную нищету, безразличие к жизни и покорность своему барину, однако их ли беда в том, что задавлены жизнью, духовно обеднены?.. В поэме Гоголь показывает, что во всей помещичьей и чиновно-бюрократической России никому нет дела до простых людей. Помещики заставляют крестьян работать как можно больше, не заботясь при этом о жизни крепостных и желая получить прибыли со своего хозяйства. Чиновники, вместо того чтобы решать государственные проблемы и трудиться на благо России, думают только о том, как бы продвинуться по социальной лестнице, то есть радеют исключительно о своих выгодах.

В «Повести о капитане Копейкине» особенно ярко изображено, как в чиновных кругах, где царят взяточничество, казнокрадство, обман, никому нет дела до простого солдата, проливавшего кровь за родину.

Таким образом, народ оказывается подавлен системой управления в России, но Гоголь, будучи знатоком русского характера, чувствует истинную силу простых людей, красоту их души, их лучшие качества. В лирической части «Мертвых душ» воссоздан идеальный образ народа - воплощение гоголевской концепции русского национального характера. Писатель показывает широту натуры русского человека, вольнолюбие народа в образе Абакума Фырова, беглого крестьянина, который «гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами «. Гоголя восхищает и трудолюбие русского человека, такое, как у Степана Пробки, «богатыря, исходившего все губернии с топором за поясом»; стойкость и выносливость, «способность привыкать ко всему и ко всякому климату», «живость ума, бойкого сам самородка, что не лезет за словом в карман...». Трудно не восхищаться качествами русских людей!

Однако тема России у Гоголя связана не только с изображением образа народа. По словам великого Белинского, «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народном». Гоголь «глядит глазами всего народа», «чувствует и говорит так», как истинно русский человек. Дело в том, что в процессе работы над поэмой писатель неоднократно обращался к фольклорным материалам, ибо он разделял точку зрения о том, что народный дух наиболее полно проявляется в фольклоре. Поэтому Гоголь использовал в «Мертвых душах» пословицы, поговорки, образы из русских народных сказок, заключающие в себе многовековую мудрость русского народа. Например, при описании Манилова писатель называет его «ни в городе Богдан, ни в селе Се-лифан», Собакевича сравнивает с медведем, а Коробочку с курицей, ибо образ домашней птицы в русском фольклоре - символ глупости.

Гоголь восхищается русским словом («вышедшим из глубины Руси») и русской песней, в которой, по мнению писателя, отражаются красота и сила русского духа, творческие способности народа.

Нужно также сказать, что проблемы, рассматриваемые Гоголем в «Мертвых душах», не общечеловеческие, а общерусские. В частности, это вопрос о судьбе России, о ее будущем. Гоголь предугадывает будущность Руси, чувствуя ее внутренние силы, возможности и сравнивая с «птицей-тройкой», что «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета», что «все обгоняет, оставляя позади». Но писатель, обличая социальные проблемы России, критикуя чиновничье-бюрократическую систему, показывая произвол, творящийся в поместьях, и тяжкое положение народа, не знает путей достижения прекрасного будущего. Поэтому финал «Мертвых душ» открыт, Гоголь задает вопрос: «Куда несется Русь?» и не может ответить на него... Да и должен ли писатель решать эту проблему? Это дело государственных деятелей, политиков, чиновников, которые, как показывает Гоголь, не желают думать о благе своей страны...

Аксаков назвал «Мертвые души» произведением универсальным, общенародным, в то время как Белинский писал, что «Гоголь - великий русский поэт, не более; и «Мертвые души» тоже только для России и в России могут иметь бесконечно великое значение». Нельзя не согласиться, ибо «Мертвые души» - произведение чисто русское, в котором Гоголь показывает, с одной стороны, бедственное положение людей, произвол в современной ему России, но, с другой стороны, воплощает богатство духовного наследия, национальных традиций и внутренних, скрытых сил русского народа; писатель говорит о потенциальной возможности России, «вдохновенной Богом», стать сильнейшим из государств...

Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи «дорожного» сюжета всю Россию, с ее характерными типами, ситуациями, характерами. «Какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем», - писал Гоголь.

В прежних своих произведениях Гоголь предпочитал изображать какое-нибудь небольшое место (Диканьку, город-призрак Петербург, «уездный город» в «Ревизоре») как особый мир, живущий по своим законам и населенный характерными жителями; в этом мире, конечно, угадывалась и русские характеры. Например, «Ревизор» сам Гоголь назвал «русским анекдотом» и писал по поводу этой комедии: «Я хотел собрать в одну кучу все дурное в России и разом посмеяться над всем». Тот же принцип остается и в поэме «Мертвые души», но здесь Гоголь дает своему выдуманному миру имя «Россия». Это сказочное, мифологизированное место действия, где происходят диковинные события и действуют «странные герои» (выражение Гоголя).

Обратим внимание, что все предметы, люди, ситуации в поэме охарактеризованы как «русские», «частые на Руси». Например, «два русских мужика» в самом начале поэмы. То, что они русские, разумеется само собой, но Гоголь повторяет это слово и делает это регулярно, чтобы придать всем предметам и лицам фольклорно-мифологический, условно-общерусский характер. Говоря о Чичикове, Манилове, Коробочке и других, он непременно вставляет характеристику-рассуждение о типичности, «русскости» этого героя. Вспомним хотя бы знаменитое: «Какой же русский не любит быстрой езды» - это говорится о Чичикове. Собакевич ассоциируется с «богатырем» (персонажем национального эпоса), но это карикатурный богатырь, показанный в «кривом зеркале». О Коробочке тоже говорится, что таких людей много на Руси.

Как известно, прослушав первый том поэмы, Пушкин воскликнул: «Боже, как грустна наша Россия!» Мы знаем это высказывание только из письма Гоголя в «Выбранных местах...» И там же Гоголь спорит с Пушкиным, объясняя, что изобразил не Россию, а лишь болезненную фантазию своего грешного ума, или Россию, но только в отрицательной ипостаси, в «кривом зеркале» сатиры. Поэма должна была строиться как «Божественная комедия» Данте, по принципу «Ад - Чистилище - Рай». Во втором и третьем томах Россия и русский человек (Чичиков?) сказочно преобразились бы, появились бы «русские движения», «доселе небранные струны», «чудная русская девица, вся сотканная из высокого стремления и самоотвержения», «доблестный русский муж» и другие достойные, положительные герои. Но сам Гоголь в «Выбранных местах...» признается, что любит и предпочитает изображать порок, и герои всегда выходят смешные и безобразные, зато уж это получается лучше, чем у кого-либо другого из русских писателей.

Написан был только первый том, сатирический. Русские помещики, крестьяне, чиновники показаны здесь с самой отрицательной стороны, гротескно-сатирически. Они наделены смешными именами и прозвищами (например, чиновник Кувшинное рыло, принимающий от Чичикова взятку). К ним можно было бы отнести странное гоголевское определение - «Мертвые души», давшее название поэме. Это не люди, а «призраки», как выражался Белинский, добавляя, что сама тогдашняя русская жизнь была «призрачной», гротескной, абсурдной.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » А что же Гоголь? Какой видел Россию? . И в закладках появилось готовое сочинение.