Микеланджело караваджо произведения. Караваджо: великий художник и скандальный бунтарь. Смерть и помилование

Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) всегда был плохим учеником, непутевым христианином, ненадежным другом, отвратительным товарищем, скверным учителем – короче говоря, всегда был ужасным человеком. Он умер таким же отверженным, каким жил, в убогой больнице в Порто-Эрколе в малярийной лихорадке. Рядом с ним в момент смерти не было ни друзей, ни врагов. Никого, кроме старого священника, лениво молящегося о спасении души живописца.

Перечислять все пороки Караваджо – занятие столь утомительное и трудоемкое, что на это не хватит и шести статей. На его счету убийства, грабежи, изнасилования, пьяные драки, но его картины при этом украшают стены лучших музеев мира. Его готовы были взять под опеку самые влиятельные люди своего времени. Он должен был стать одним из главных орудий пропаганды католической церкви. Но вместо богатства, роскошной жизни во дворцах и высокого чина художник всегда предпочитал грязные трущобы. Он видел красоту там, где ее по всем канонам не могло быть. А теперь обо всем по порядку.

Ему было только пять лет, когда эпидемия чумы унесла жизни его отца и деда. Осталась только мать – одинокая женщина, пытающаяся прокормить прорву детей в Милане. Об этом периоде жизни Караваджо сохранилось очень мало информации. Мать художника, думающая только о том, как бы прокормить детей, не могла уделять им должного внимания. В итоге большую часть времени юный гений проводил на городских улицах - они стали его первой школой.

Милан всегда был центром торговли в северной Италии. Сюда стягивались отбросы общества со всей Европы, мечтавшие поймать удачу за хвост. Наемники, проститутки, воры, убийцы - их девизом была фраза «Нет надежды - нет страха» . Караваджо отлично усвоил этот урок. Прежде чем начать обучаться живописи, он освоил то искусство, которое больше всего могло пригодиться ему в жизни - фехтование. В 13 лет будущий художник попал в тюрьму после драки в таверне, едва не закончившейся убийством. Тогда же мать отдала его в мастерскую ученика Петерцано.

Ее надежды на то, что занятия искусством наставят сына на праведный путь, в итоге не оправдались. Вечера Микеланджело Караваджо проводил в тавернах. Пьяные драки, скандалы и тюремные заключения следовали одни за другими. Но, несмотря на это, художник усердно работал в мастерской над развитием своего таланта. Кроме алкоголя, драк и живописи его не интересовало ничего.

Поворотный момент случился в 1590 году. Тогда умерла мать живописца, которая хоть как-то пыталась сдерживать взрывной характер сына. Теперь у него были деньги, полученные в наследство, а значит, хмельных ночей в жизни Караваджо стало еще больше. И вот, в очередной пьяной драке художник совершил убийство и, спасаясь от правосудия, бежал из Милана. Но куда он мог отправиться? Где бы его талант мог быть востребован? Ответ, естественно, был один - Рим!

В конце XVI века в Риме шла настоящая идеологическая религиозная война, и живопись была мощнейшим орудием католической церкви в борьбе с протестантами. Именно картины должны были раскрывать для огромного количества неграмотных прихожан истинный смысл христианства, показать им те удивительно красивые виды Рая, которые ждали их только после смерти. Идеальные тела, лишенные грязи, уродства. Счастье, обретенное через страдания на земле.

Но искусство Микеланджело Меризи да Караваджо было вызовом, своеобразной пощечиной общественному вкусу, он шел по своему собственному пути и не принимал никаких компромиссов. Ему не хотелось просто копировать работы великих мастеров прошлого. Он не верил всем этим привлекательным картинам. Эпидемия чумы, убившая отца и деда, научила Караваджо тому, насколько быстротечна и хрупка человеческая жизнь. Поэтому неудивительно, что именно он создал первый в истории итальянской живописи натюрморт.



Вы спросите: «Что общего есть у фруктов и смерти?». На первый взгляд, в этом произведении нет ничего особенного, но именно оно отражает мировоззрение художника. Заметив такую «Корзину с фруктами» на рынке, вы, скорее всего, прошли бы мимо. На каждом из фруктов уже видны следы тления, листья пожухли. Это удачно пойманный момент перехода жизни в смерть, никакого приукрашивания, только реальность со всеми ее неприглядными моментами. Впрочем, это было только начало.

Лучше всего талант Микеланджело да Караваджо, его желание идти наперекор всем существующим традициям раскрылись в другой картине, написанной в 1597 году. Это «Кающаяся Мария Магдалина». Проживший немало лет в трущобах, художник отлично знал, как выглядит страдающая проститутка, решившая обратится к вере.

К этому популярному сюжету живописи эпохи Возрождения обращалось немало мастеров. Полотно Джампетрино меньше всего напоминает изображение раскаявшейся грешницы. Нет, это наоборот наслаждение красотой молодого тела. Оно соответствует всем идеалам эпохи Возрождения. Как тщательно выписывает Джампетрино вьющиеся рыжие волосы Магдалины, ниспадающие на ее идеальную грудь. В этом столько показного, столько кокетства и желания привлечь мужское внимание. Нет, так проститутки не раскаиваются в грехах, так они набирают новых клиентов.

Картины Тициана, Луки Джордано почти точно повторяют друг друга по символике и манере изображения. И снова раскаяние на них выглядит деланным. Обращенные к небу глаза, полные слез, открытые плечи (какое раскаяние без сексуальности?), череп, напоминающий о бренности бытия, и книга, приводящая к спасению, хотя в нее даже не смотрят.

Все здесь пропитано театральностью, все здесь говорит об искусственности. Это явно постановочный кадр, а Караваджо всегда хотел изображать только реальную жизнь и ничего больше.



И его Магдалина действительно напоминает раскаявшуюся грешницу. Ее глаза опущены, на лице задумчивая скорбь, ведь, решив поменять свою жизнь, человек обращается не к небу, он задает вопрос самому себе. Это уже финал преображения, последствие бури эмоций, о которой свидетельствуют разбросанные по полу дорогие украшения. В этой блуднице нет и тени кокетства. Она полностью одета, в ее платье нет ничего вызывающего.

Более того, это явно не одежда времен античности, даже не стилизация под нее. Так ходили современницы Караваджо. Художник как будто показывает, что библейские истории вечны, они не существуют только в прошлом, а происходят в нашей повседневной жизни. Нет здесь и ни единого классического упоминания о святости. Нет толпы голых младенцев-херувимов, нет креста, нет неба.

Перед нами мрачная комната. В мучительном исступлении, похожем на горячку, провела Магдалина всю ночь. И настало утро. Солнечный свет пока еще совсем слаб, его мягкие лучи видны только в правом верхнем углу полотна. Героиня еще не видит их. Это тот переломный момент ее жизни, когда возврат к старому невозможен, а будущее еще совсем не ясно. То самое предчувствие катарсиса, который вот-вот должен случится, когда на блудницу упадет солнечный свет. Она застыла между двумя реальностями. Ее прошлое изорванными украшениями валяется на полу, а будущее только приходит к ней.

Отдельное внимание нужно обратить на положение рук Магдалины. Так мать держит своего ребенка. И перед нами рождение, только не ребенка, а рождение веры.

Это было настолько новое слово в живописи, что Караваджо не могли не заметить. Полотно за огромные деньги купил банкир Ватикана Винченцо Джустиниани. О художнике говорил весь Рим! Он - главная сенсация, он - будущее религиозной войны. В возрасте 26-ти лет сирота и преступник из Милана покорил вечный город. Заказы сыпались один за другим. А он творил, как одержимый, без черновиков и набросков, создавая иногда по 5-6 больших полотен в год. Но любому настоящему гению нужен вызов. Им стала серия из двух картин, посвященных св. Матфею. Но о них мы поговорим уже в следующей статье.

Караваджо Микеланджело Меризи да (1573-1610), итальянский художник.

Родился 28 сентября 1573 г. в местечке Караваджо в Ломбардии (Северная Италия). Художественное образование получил в Милане. В Рим перебрался около 1590 г. Первые годы жизни здесь зарабатывал тем, что писал цветы и фрукты на картинах других художников. Затем стал самостоятельно создавать жанровые произведения и натюрморты.

Главное в произведениях Караваджо - характерные типажи людей. Живописец утверждал превосходство непосредственного воспроизведения окружающего мира, простоту и естественность повседневного («Девушка с лютней», 1595 г.). Он часто избирал религиозные темы.

Удивительная конкретность и материальность форм, смелая трактовка библейских персонажей, которые художник наделял сходством с простонародьем, - всё это принесло ему скандальную известность. Зачастую Караваджо трактовал религиозные сюжеты как жанровые сцены («Призвание Матфея», 1597- 1601 гг.; «Обращение Павла», 1601 г.; «Неверие Фомы», 1603 г.). Святые и великомученики на его картинах - крепкие, полнокровные люди. Караваджо прекрасно знал жизнь народа и сделал его героем своих произведений.

От картины к картине усиливается драматизм восприятия, проявляется всё большее тяготение к монументальности, нарастает трагическая сила образов («Положение во гроб», 1604 г.; «Успение Марии», 1605-1606 гг., и др.).

Суровый реализм Караваджо не был понят современниками, вызывал нападки со стороны духовенства и официальных лиц. Но художник всю жизнь сохранял верность своим убеждениям, внутреннюю независимость, упорство в достижении цели. Человек неистового темперамента, он усугублял своё положение вспыльчивостью. После того как во игры в мяч он убил своего противника, Караваджо бежал из Рима.

Последние годы его жизни прошли в скитаниях. Умер 8 июля 1610 г. в Порт-Эрко-ле (Великое герцогство Тосканское, ныне в Центральной Италии).

Караваджо был крупнейшим представителем реалистического направления в итальянском искусстве XVII в., оказавшим огромное воздействие на развитие всей реалистической живописи Европы

Микеланджело Караваджо (1571-1610) — итальянский художник, отказавшийся от характерной для его эпохи манеры живописи и положивший начало реализму. Его произведения отражают мировоззрение автора, его неуемный характер. Микеланджело Караваджо, биография которого полна тяжелых моментов, оставил впечатляющее наследие, до сих пор вдохновляющее художников всего мира.

Приметы эпохи

Художник родился в 1571 году в Ломбардии. Название селения (Караваджо), в котором Микеланджело появился на свет, стало его прозвищем. Историки отмечают, что на долю Италии во времена, когда жил и творил Караваджо, пришлось немало испытаний. Страну разоряли войны и внутренние противоречия, осложнявшиеся экономическим кризисом. На смену некоторой свободе Возрождения пришла церковная реакция. Все это не могло не повлиять на искусство.

Маньеризм и академизм

В годы, когда итальянский художник Микеланджело Караваджо начал двигаться по творческому пути, живопись стала наполняться мистическими сюжетами, далекими от реальности. Поддерживаемый церковью маньеризм, зародившийся в середине XVI века, был направлением субъективным, не стремящимся к гармонии духовной и телесной составляющей.

Чуть позже, почти в конце столетия, возникает академическая живопись. Для нее характерна простота композиции и монументальность форм, противопоставляемые маньеризму. Художники, отдававшие предпочтение академизму, обращались к Античности с ее идеализированными героями и образами, отметая реальность как не стоящую внимания.

Микеланджело Караваджо — художник-новатор

Созданное Караваджо направление, названное после его смерти «караваджизмом», берет свое начало в живописных традициях Северной Италии. Одним из учителей Микеланджело Меризи в Милане был Симоне Петерцано. Вероятно, именно у него художник научился использовать контраст света и тени, ставший впоследствии одной из главных отличительных черт многих его полотен.

Микеланджело Караваджо в своем творчестве продолжил традиции реалистического подхода мастеров Северной Италии. Он не стал последователем маньеризма или академизма, но положил начало новому течению, нередко вызывавшего критику со стороны как других живописцев, так и церкви. Однако некоторые религиозные деятели покровительствовали Караваджо. Среди них стоит отметить кардинала дель Монте, который благоволил к художнику в период с 1592 по 1594 год, когда Микеладжело жил и трудился в Риме.

Житель провинции

Микеланджело Караваджо, биография, творчество и вся жизнь которого неразрывно связаны с провинциальными городами, даже в полотнах на религиозные темы изображал простых людей. Герои его картин далеки от античных идеалов, их можно было встретить на улицах итальянских селений. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. На его картинах, запечатлевших различные сюжеты из Священного Писания, появлялись далеко не канонические детали, делавшие служителей церкви и мучеников не идолами, а простыми и понятными людьми. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея».

Характерные для работ Микеладжело Караваджо черты — это реализм, иногда доходящий до крайней натуралистичности, лаконичная композиция, игра света и тени, использование сдержанной цветовой гаммы.

«Призвание апостола Матфея»

Знаменитый цикл работ для церкви Сан-Луиджи деи Франчези, изображающих эпизоды жизни святого Матфея, художник создал в последнее десятилетие XVI века. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Все основные детали: - перст Христа, лицо апостола — ярко освещены. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Художник и в этой картине нашел место для реализма и деталей, характерных для житейских ситуаций. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Все герои картины, кроме Христа и апостола Петра, одеты в современные для Караваджо костюмы. Мастерство художника нашло выражение и в изображении лиц героев.

Движение к цели несмотря ни на что

Упрямым, неуемным и полным бурлящей энергии — таким описывают историки-искусствоведы Микеланджело Меризи. Он настойчиво развивал реализм, несмотря на критику и оппозицию церкви. Наиболее значимые свои работы художник создал в 1600-1606 годах. В их число входят полотна «Видение Савла», «Мученическая смерть апостола Петра», «Успение» и другие. Эти картины вызвали неодобрение со стороны церкви из-за отклонения от принятой манеры изображения, ненужного, по мнению католических сановников, реализма и материализма.

Слава и побег из Рима

«Положение во гроб» — одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Необыкновенно сильный эмоциональный эффект, производимый полотном, мастер достиг с помощью светотеневого контраста. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Драматический сюжет положения во гроб тела Спасителя написан художником в белых, красных и синих тонах, напряженное противостояние которых умножает эффект от игры света и тени. Это полотно признавалось шедевром не только среди поклонников и последователей мастера, но и его врагами.

И именно в тот момент, когда Микеланджело Караваджо достиг славы, судьба приготовила для художника очередное испытание. В 1606 году ему пришлось бежать из Рима после дуэли. Ссора во время игры в мяч имела роковые последствия: Караваджо убил противника и был вынужден покинуть город.

Последние годы

Скрываясь от правосудия, художник продолжать работать, хотя условия его жизни порой становились невыносимо тяжелыми. В Неаполе он написал «Мадонну с четками», «Семь дел милосердия». Последняя картина из названных представляет собой объединение нескольких разных сюжетов. Несмотря на сложную композицию, полотно не распадается на отдельные части. Художнику удалось скомпоновать сюжеты в единое целое.

На Мальте, повздорив с вельможей, Караваджо попал в тюрьму, а затем бежал на Сицилию. Работы последнего периода жизни мастера плохо сохранились. Картины, относящиеся к этому времени, полны драматизма. К ним относится «Погребение св. Лючии», «Усекновение головы Иоана Крестителя», «Поклонение пастухов». Эти картины объединяет ночное пространство, выступающее фоном для основного действия и неохотно расступающееся, показывая героев полотна.

Последние годы Караваджо провел в скитаниях по Сицилии. Незадолго до смерти он отправился в Рим, где ему была обещана помощь в получении прощения от Папы Римского. Однако и тут судьба не была расположена идти ему навстречу. По пути в Вечный город художник заболел. Он умер в Порто д’Эрколе в 1610 году от лихорадки.

Итальянский художник Микеланджело Караваджо, фото работ которого украшают все труды по истории искусства XVII века, оказал огромное влияние на развитие живописи. Трудно себе представить, сколько еще шедевров мог сотворить мастер, не оборвись его жизнь в 38 лет. Однако и то, что художник успел создать, сделало его одним из самых почитаемых мастеров прошлого. Став родоначальником реализма, он вдохновил на сотворение шедевров многих известных живописцев Западной Европы. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Последователи Микеланджело Меризи в Италии стали называть себя караваджистами, отдавая дань первопроходцу жанра.

На долю великого художника Микеланджело Меризи, известного нам как Караваджо, выпало много бед и злоключений. Судьба не была к нему благосклонна. То ли в силу его темперамента, вспыльчивого нрава, образа жизни, то ли из-за таланта, задатки которого были уже заметны к одиннадцати годам.

Родился он, по некоторым данным, 28 сентября 1571 года в Ломбардии, на севере Италии в небольшом городке Караваджо, в семье вполне обеспеченного архитектора местных маркизов синьора Фермо Меризи. В 1577 году он умирает от чумы. В 1584 году мальчика отправляют в Милан для обучения искусству к достаточно известному тогда художнику Симоне Петерцано из Бергамо, который обещает обучить его к пятнадцати годам.

В 1590 году умирает его мать. Поделив с братом, оставшееся после смерти родителей наследство, которое позволило Микеланджело несколько лет прожить безбедно, в 1592 году он покидает родной город. Пристрастие к азартным играм, шумным хмельным компаниям вскоре пошатнуло его благосостояние, и в Рим он попадает уже без денег, голодным и оборванным. Изо дня в день он перебивается работой над непритязательными поделками в мастерской некого Лоренцо

Сичилиано. Конечно, молодого художника уже проявившего способности делать нечто лучшее, такое положение дел не могло устроить. Разочарования, нищета, приводят Караваджо к болезни, он попадает в госпиталь для бедняков. После выздоровления его берет в свою мастерскую Джузеппе Чезари д’Арпино. Он хорошо разбирается в пристрастиях заказчиков, знает коньюктуру рынка, достаточно оборотлив и у него всегда есть клиенты. Нужда ненадолго отступает от Караваджо.

Но тут опять случается беда. Художника ударяет лошадь, и он вновь попадает в больницу. После выздоровления Караваджо решает работать самостоятельно. В это время одна за другой возникают самые известные картины его первого периода творчества. «Гадалка, предсказывающая судьбу», «Отдых на пути в Египет», «Кающаяся Магдалина», «Юноша, укушенный ящерицей».

Но, несмотря на то, что этими работами он заявил о себе, как о талантливом художнике, публика остается к нему безразлична. И лишь волею судеб несколько работ попадают к знатоку живописи кардиналу Франческо дель Монте, который берет его себе на службу с вполне приличным заработком.

По свидетельству современников покровитель художника не отличался благочестием и целомудрием. На его пиры «никогда не приглашали женщин, зато там танцевали молодые мальчики, одетые в женское платье». Ну а поскольку Караваджо напрямую зависел от желания заказчика, постольку в эго картинах появлялась и эротика с гомосексуальной наклонностью.

К сожалению, о Караваджо сохранилось очень мало достоверной информации. Он не был женат, но к женскому полу был не безразличен. «Шалунья, живущая в районе Банки», «Лаура и её дочь и её дочь Изабелла, из-за которых возник процесс», «Маддалена, жена Микеланджело, живущего неподалёку от площади Навоны», разбитые окна ревнивого мужа – всё это лишь из небольших заметок биографов, осведомителей наблюдающих по распоряжению инквизиции за прогрессивными течениями художественной жизни тех лет.

Благодаря кардиналу дель Монте Караваджо получает первый крупный заказ для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи деи Франчески «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея». Это непременно отразилось на его авторитете, художник начинает получать престижные заказы.

Караваджо в своих работах всегда испытывал пристрастие к живописи с натуры. Он тщательно прописывал каждую деталь, пытаясь приблизить её к оригиналу. Именно Караваджо ввел новый для Рима жанр – натюрморт как таковой. Если из его жанровых работ убрать будь то фигуры людей, фрукты, приборы, остатки ужина, музыкальные инструменты, все эти детали все равно продолжают жить своей жизнью, являя собой почти самостоятельный центр притяжения. В склонности Караваджо к натурализму было только одно желание – как можно более точно отразить предмет, обстановку, героев вплоть до применения зеркала как независимого от сетчатки глаз экрана передачи изображения и мощного светового потока в моделирование объектов. При помощи резких светотеней, которые ранее не приветствовались мастерами эпохи возрождения, Караваджо добивается необычайного напряжения в стоп кадре своих работ. При этом очень сложно определить, что важнее зеркало или свет, который бьёт словно прожектор, на наиболее значимые участки тела точно указывая зрителю на суть идеи, ради которой было задумано полотно. Натурализм Караваджо это не бездушный клон, а зрительная передача внутренних эмоций происходящих здесь и сейчас. Образы его героев не вписываются в идеализированные стандарты главенствующих тогда направлений маньеризма и академизма. Он пишет их с реальных простых людей из толпы независимо от сюжета картины.

Но в Риме требовалось не сходство с натурой, а возвышенность и благочестие сюжетов, действий, и уж никак не приземленность святых персонажей. Поэтому церковь очень часто не принимала работы Караваджо. Он делал новые работы исходя из канонов заказчика. А отвергнутые полотна приобретали знающие в живописи толк коллекционеры. Церковные функционеры довольно часто отказывались от его полотен. Караваджо становился скандальным художником. Популярность Микеланджело росла. И в 1604 году слух о нём распространился уже по всей Северной Европе.

Наряду со славой художника увеличивались и случаи участия его в скандальных происшествиях. Все больше проявлялись черты его характера как вспыльчивого, эгоцентричного человека, живущего одним днем. Один из осведомителей, наблюдающих за тенденциями художественной жизни тех лет, писал о Караваджо: «Недостаток его состоит в том, что он не уделяет постоянного внимания работе в мастерской – проработав две недели, он предается месячному безделью. Со шпагой на боку и пажом за спиной он переходит из одного игорного дома в другой, вечно готовый вступить в ссору и схватиться врукопашную, так что ходить с ним весьма небезопасно».

Частые походы в харчевню с друзьями, швыряние подноса в лицо официанту, шумные выходки по ночам, столкновения с соперниками, разбитые окна у ревнивого хозяина дома, ношение оружия без разрешения, оскорбление полиции, дни, поведенные в кутузке – все это создавало ему репутацию в глазах властей как человека неблагонадежного.

В мае 1606 года во время ссоры Караваджо убил Рануччио Томмазони. Сам художник был ранен и вывезен друзьями из Рима. Суд приговорил его к смертной казни, а за его поимку было назначено вознаграждение.

В 1607 году он перебирается жить на Мальту. Там в 1608 году художник становится рыцарем Мальтийского ордена. И снова возникает ссора со знатным рыцарем, которого он ранил. Затем тюрьма, побег, исключение из рыцарского ордена, Сицилия. Караваджо становится известно, что раненный им рыцарь подослал к нему убийц. Художник возвращается в Неаполь, его преследует страх, он даже спит с кинжалом. Но осенью 1609 года наемники, настигнув Караваджо на пороге харчевни, нанесли ему удары кинжалами в лицо.

Устав от всех злоключений художник мечтает вернуться в Рим. Но там ещё не отменен смертный приговор. До него доходят слухи, что благодаря влиятельным покровителям, в том числе и кардиналу Гонзаго, отмена смертного приговора скоро будет подписана. Из Неаполя он отправляется в Порт Эрколе, что бы там дождаться более определенных известий. Но и тут, уже в последний раз, на его голову обрушиваются злоключения. По ошибке его принимают за бандита и арестовывают, но затем отпускают. Что бы вернуть свои вещи, оставленные во флюгере, он возвращается на берег, зараженный малярией, заболевает, и 18 июля 1610 года в возрасте 37 лет умирает, так и не узнав, что 31 июля папским рескриптом Караваджо объявлено об амнистии.

Караваджо - биография

Великий итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 г. в Милане. В 1576 г. от чумы умер его отец, а мать с детьми переезжает в Караваджо – городок невдалеке от Милана. Здесь Микеланджело прожил до 1591 года. Первые написанные в Милане жанровые сценки и портреты не сохранились.

Микеланджело имел вспыльчивый характер. Драки и тюремные заключения стали спутниками его жизни. В 1591 году художник вынужден бежать из Милана в Венецию, а затем в Рим.

Здесь Караваджо (так его стали называть, как было принято у художников, по месту рождения) знакомится с видными художниками и меценатами, например с Яном Брейгелем Бархатным, а также изучает работы Леонардо, Джорджоне и Тициана. Первая из дошедших до нас картин самого Караваджо – «Мальчик, чистящий фрукты» (1593).

Едва не умерев от лихорадки (1593) Караваджо создает, возможно, автобиографическую картину «Больной Вакх». В том же году пишет свои первые многофигурные картины, противопоставляя вырождающемуся маньеризму и зарождающемуся академизму живой реализм. Герои Караваджо – люди из уличной толпы, красивые и жизнерадостные. В 1594-96 гг Караваджо переживает плодотворный период, работая для своего покровителя просвещенного кардинала Франческо дель Монти на его вилле (многие картины того времени сохранились до наших дней).

Несмотря на выдающиеся успехи в 1596 Караваджо было отказано в принятии академию святого Луки. В том же году он создал первый чистый натюрморт в истории итальянской живописи «Корзинка с фруктами».

В последующие годы художник получает много заказов на украшение церквей, однако не всех заказчиков удовлетворяют выполненные работы.

В 1601 году Караваджо, наконец, снимает собственную мастерскую, у него появляются ученики. Его «Положение во гроб» (1603) копировали многие художники (включая великого Рубенса).

Создание шедевров перемежалось у Караваджо разгульной жизнью, драками, заключениями. 26 мая 1606 г Караваджо обвинили в убийстве в драке человека. Объявленный вне закона, художник бежит в Неаполь, затем на Мальту и продолжает писать картины. Жизнь его и здесь полна приключений (в 1608 г. он даже становится кавалером Мальтийского ордена), однако здоровье его уже было подорвано. В городке Порто д"Эрколе Караваджо умирает от лихорадки 18 июля 1610 года. Папский указ о помиловании был опубликован уже после его смерти.

Караваджо – великий реформатор европейской живописи, основатель реализма 17 века. Для его метода характерно резкое противопоставление света и тени.

Значение Караваджо оказалось неслыханным, потому что никто иной, как он первым в истории европейского искусства провозгласил сутью художественных образов жизненно конкретные явления, людей за свойственными им занятиями, вещи, которые их окружают в действительности. Новаторство концепции Караваджо заключалась в той жёсткой прямоте, с какой живопись стала буквальным воспроизведением жизни. Причём творческие установки мастера, как и его многочисленных последователей в разных европейских странах, так называемых «караваджистов», не менялись даже и тогда, когда они обращались к религиозным сюжетам.

Влияние Караваджо на всё последующее искусство столь огромно, что его просто не с чем сравнить: даже влияние Яна ван Эйка, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и Микеланджело не было таким всеобъемлющим. Если назвать хотя бы несколько имен тех, кто испытал его существенное или даже решающее влияние, комментарии уже окажутся излишни: Рибера, Сурбаран, Веласкес и Мурильо в Испании, Рубенс и Йорданс во Фландрии, Рембрандт и Вермеер в Голландии, Жорж де Ла Тур, братья Ленен, отчасти даже Пуссен во Франции. В самой же Италии 17 века не было, похоже, ни одного живописца, не ставшего в той или иной степени «караваджистом».

Искусство отныне не было зациклено преимущественно на идеале, но усматривало в природе, как и в самой жизни, одновременное присутствие противоположных начал. В этом смысле весьма показательной стала упомянутая «Корзинка с фруктами» Караваджо, где наряду со спелыми и сочными плодами и листьями присутствуют также гнилые и увядшие, в результате чего картина становится не гордым утверждением природы и жизни, но печальным раздумьем над сущностью нашего бытия…

Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин. В основном рисовал молодых мужчин. Работы автора выставлены в лучших галереях мира – Уффици, Эрмитаж, Метрополитен-музей, Лувр, Прадо.

Детство и юность

В одном из уголков Италии под названием Ломбардия в 1571 году родился будущий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Точного места и даты рождения исследователи до сих пор определить не смогли, а документальные справки не сохранились. Возможно, творец родился в Милане или неподалеку от него – в Караваджо.

Микеланджело стал старшим сыном в семье строителя. У художника было трое братьев и младшая сестра. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.

Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Избежать заражения можно было только при помощи переезда в другой город. Но это не помогло. Годом позже после продолжительной болезни умирает глава семьи. Этот период для Караваджо стал непростым.

В биографии художника немало белых пятен. Данные о 8 годах жизни Микеланджело после смерти отца канули в Лету. Известно, что молодой человек в 1584 году отправился учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника, но официальных подтверждений этого факта не сохранилось.

В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Наследство разделили в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог отправиться в Рим. Художник слыл человеком с непростым характером, постоянно ввязывался в драки, попадал в тюрьму.

Живопись

Первые годы жизни в Риме были непростыми для Караваджо. Молодой художник с трудом мог заработать на питание и жилье, но удача повернулась к нему лицом. Модный в то время живописец Чезари д’Арпино принял Микеланджело на должность помощника в личную мастерскую. Пока еще неизвестный творец создавал натюрморты на картинах д’Арпино. Во время работы в мастерской автор создает произведения «Мальчик с корзиной фруктов» и «Маленький больной Вакх».


Вскоре кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо. Художник получил доступ к творческому обществу Рима. В благодарность Микеланджело подарил кардиналу собственноручно написанную картину «Корзина с фруктами», а потом еще несколько работ – «Лютнист» и «Вакх».


В этот период из-под кисти Караваджо выходит несколько произведений, вошедших в список мирового наследия. Это «Гадалка», «Амур-победитель», «Нарцисс». Взору художника предстают новые направления – «чистый» натюрморт и «авантюризм» в живописи. Последователи Микеланджело часто использовали их в работах.


Караваджо нередко прибегал к религиозной тематике. Из ранних произведений можно выделить «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Юдифь и Олоферн», «Отдых на пути в Египет», «Жертвоприношение Авраама».


В конце XVI века Караваджо написал два цикла картин, повествующих о жизни апостолов. Некоторые работы были переданы церкви Сан-Луиджи деи Франчези, расположенной в Риме. Эти картины посвящены апостолу Матфею. До наших дней дошли два произведения – «Мученичество апостола Матфея» и «Призвание апостола Матфея».

Еще две капеллы в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме также украшены работами Караваджо. Здесь были расположены «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла». Сотрудничество с религиозными домами продолжалось достаточно долго. Уже в XVII веке появились картины «Положение во гроб», «Мадонна ди Лорето» и «Успение Марии». Произведения располагались в церквях Сант-Агостино и Санта-Мария-ин-Валичелла.


Несколько последних лет жизни Микеланджело Караваджо скитался, пытаясь избежать наказания. В творческом плане этот период был богат на шедевры. В это время у Караваджо появились алтарные картины «Мадонна Розария», «Семь дел милосердия», «Бичевания Христа». Их художник писал для Неаполя.


Будучи на Мальте, Караваджо создал «Святой Иероним» и «Усекновение главы Иоанна Крестителя». На Сицилии из-под кисти маэстро вышли «Погребение святой Луции», «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов». На закате жизни Микеланджело пишет картину «Давид с головой Голиафа». Предположительно работа является автопортретом.


В Лондонской национальной галерее в настоящее время выставлена одна из ранних работ художника – «Мальчик, укушенный ящерицей». Автор написал картину в двух вариантах. Искусствоведы до сих пор спорят, кто изображен на холсте. Существует две версии: возлюбленный Караваджо или сам маэстро.


В галерее Дориа Памфили расположена еще одна ранняя работа художника – «Кающаяся Марина Магдалина». Это редкая картина, на которой изображена молодая девушка. Особое внимание Караваджо уделил деталям: на полу лежат украшения, стоит кувшин с напитком, прорисованы узоры на платье.


В Уффици можно взглянуть на интересную работу Микеланджело. Картина «Медуза» была создана на натянутом на деревянную подложку холсте. Это творение было создано специально для кардинала Франческо Дель Монте, который хотел сделать подарок Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.


Картина «Иоанн Креститель» находится на хранении в Толедском соборе. На полотне изображен молодой юноша. Вокруг этой работы ходит немало слухов. Искусствоведы считают, что авторство может принадлежать одному из последователей Караваджо. Другие утверждают, что картина была написана Микеланджело специально для настоятеля Госпиталя Утешения.


В Национальной галерее Ирландии размещена картина «Поцелуй Иуды». В основе работы лежат представления Караваджо о последних днях жизни . С этим полотном связана скандальная история. Оказалось, что в Одессе представлена копия картины, которая впоследствии была украдена. Тем временем оригинал и по сей день находится в Ирландии.


В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна». На полотне представлены две женщины и младенец. Фото многих картин Караваджо размещены в специальных альбомах, посвященных мировому искусству.

Личная жизнь

Микеланджело Караваджо не состоял в браке. При этом мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. Это привело к тому, что многие стали относить художника к представителям нетрадиционной ориентации. А в XX веке Караваджо даже назвали гей-иконой. Официальных доказательств этого факта до сих пор обнаружено не было.


В 1986 году увидел свет фильм «Караваджо», в котором рассказали о нетрадиционной сексуальной ориентации Микеланджело. Возлюбленного художника сыграл британский актер . Это его первая роль такого характера.

Смерть

В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.


Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.

Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта. На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку. Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.


Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал. Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии. Великому художнику было 39 лет.

Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. Содержание свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.


Произведения

  • 1593 - «Юноша с корзиной фруктов»
  • 1595 - «Музыканты»
  • 1596 - «Мальчик, укушенный ящерицей»
  • 1597 - «Кающаяся Магдалина»
  • 1597 - «Медуза»
  • 1598 - «Юдифь и Олоферн»
  • 1599 - «Нарцисс»
  • 1600 - «Мученичество Святого Матфея»
  • 1601 - «Распятие Святого Петра»
  • 1602 - «Амур-победитель»
  • 1603 - «Погребение Христа»
  • 1604 - «Иоанн Креститель»
  • 1605 - «Портрет папы Павла V»
  • 1606 - «Мария Магдалина в экстазе»
  • 1607 - «Семь деяний милосердия»
  • 1608 - «Обезглавливание Иоанна Крестителя»
  • 1609 - «Воскрешение Лазаря»
  • 1610 - «Давид с головой Голиафа»