Как стать настоящей балериной. Балет: от мечты к реальности. Балет как увлечение и труд

Балет – один из немногих видов искусства, для которых не существует понятия «любительство».
Художник-любитель может в свободное от работы время писать прекрасные картины. Самодеятельный музыкант способен со временем сделать музыку своей новой профессией. Кинорежиссер иной раз доверяет главную роль в картине простому человеку «с улицы», а не профессиональному актеру. Но никому никогда не придет в голову нарядить в балетную пачку и выпустить на театральную сцену девушку (даже самую красивую и артистичную!), если она не имеет специальной подготовки. Это просто невозможно. Будущую балерину терпеливо и тщательно готовят с детства.

Как отбирают девочек для обучения балету?
В балетные (хореографические) училища на отделение классического танца принимают детей, только что окончивших начальную школу. Этот возраст (9-10 лет) считают самым подходящим для начала профессионального обучения. В специальном учебном заведении девочки будут заниматься сразу по двум циклам: специальному и общеобразовательному. Специальный цикл (уроки танца, музыки, истории театра) будет для них главным, более того: весь распорядок дня будет подчинен графику занятий у хореографического станка. Именно так воспитываются артисты знаменитой на весь мир русской школы балета.

При поступлении в училище строгие преподаватели в первую очередь оценивают внешние данные маленьких танцовщиц. Предпочтение отдают длинноногим невысоким девочкам изящного телосложения. Учитывается даже размер и форма головы: головка должна быть небольшой и аккуратно посаженной на высокой тонкой шейке.
Очень часто преподаватели смотрят не только на детей, но и на их родителей: не слишком ли те крупнотелы? Ведь от наследственности никуда не деться! Года через три-четыре худенькая дочь высокой дородной мамы может превратиться в рослую статную девицу-красавицу. Само по себе это, конечно, неплохо, но где для такой основательной балерины найти богатыря-партнера?

Несмотря на внешнюю хрупкость, будущая балерина должна обладать хорошей физической подготовкой. Гибкая ли у девочки спина, достаточна ли упругость мышц, правильно ли сформирован свод стопы – на все эти и еще на многие другие вопросы ответ должен быть только положительным, иначе интенсивные занятия будут вредить здоровью ребенка. А здоровье должно быть не просто хорошим, а очень хорошим – ученицам придется выдерживать серьезные нагрузки.

Творческий потенциал поступающих (слух, чувство ритма, внимание, память, музыкальность, артистизм) педагоги тоже проверяют, но к его оценке подходят достаточно лояльно: у всех детей разная подготовка, поэтому трудно судить об их врожденных данных. Естественно, детей ярких и артистичных сразу «берут на заметку». Однако никто не будет «ставить крест» на тех, кто не сумел раскрыться на вступительных испытаниях. Ничего страшного – музыкальные и артистические данные в детском возрасте хорошо поддаются развитию, было бы желание и упорство.

Можно ли стать балериной, занимаясь в балетной студии?
Хороших детских балетных студий в стране не так уж и много. Но даже в самой лучшей любительской студии невозможно получить полноценную профессиональную балетную подготовку. Связано это с тем, что дети-студийцы занимаются балетом в свободное от обычной школы время, а времени этого оказывается совсем немного.
Результатом работы лучших студий становятся настоящие балетные спектакли, в которых все роли исполняют дети. Как милы пятилетние крохи на сцене! И как похожи на настоящих балерин девочки-подростки, уверенно стоящие на пуантах!

Ознакомьтесь с требованиями к телу. Все, кто хочет заниматься балетом, должны знать определенный набор требований к своему телу.

  • У вас должно быть крепкое сердце, спина, ступни и ноги, гибкое тело, грация при танце и общее здоровье. Вы также должны быть в здоровом весе. Вам не нужно иметь все эти качества, чтобы начать заниматься балетом, но все это полезно, если вы хотите стать профессиональной балериной. Танцоры сильны и гибки одновременно.
  • Носите подходящую одежду. Правильная одежда может стать большим стимулом. Она не только позволит вам выглядеть как профессионал, но и поможет вам в движении, а пуанты, например, помогут выполнять технические элементы.

    • Во многих школах основная форма включает в себя слитный купальник, колготки, юбку Жоржетта (тонкая ткань наматывается вокруг юбки) и мягкие балетки (кожа или холст). После того как вы усовершенствуете технику, ваш учитель может позволить вам начать носить пуанты и тренироваться, чтобы приобрести опыт в танцах на пуантах. Это навык имеет жизненно важное значение для профессиональных балерин.
      • Не носите их, пока вам не скажут. Вы можете серьезно повредить пальцы, стопы или лодыжки.
  • Пройдите обучение. Это, возможно, самый трудный шаг, если вы еще не знакомы с миром балета, но многие прошли через него.

    • При выборе школы убедитесь, что директора имеют большой опыт или сами профессионально танцевали раньше. Посмотрите, стали ли выпускники этих школ профессионалами.
    • Убедитесь в том, что директора ведут себя разумно: есть много учителей, которые будут делать все, чтобы попытаться сделать из их студентов совершенных танцоров. Это просто не имеет смысла. Подготовка танцоров для профессиональной карьеры – это стресс. Вы же не хотите, чтобы учитель увеличил этот стресс.
  • Наймите персонального тренера (сделайте это, если вы хотите развить свои танцевальные навыки). Практический в каждом большом городе есть балетная школа. Поступать в них советуют продвинутым танцорам. Это может быть дорогостоящим, но полезным для вашего будущего опытом.

    • Занятия с одним или двумя учителями не достаточны для того, чтобы сделать вас профессиональной балериной. Вы должны стараться все делать правильно, чтобы избежать риска травм. Изучите, как ваше тело реагирует на балет (анатомию и т.д), попробуйте художественные образы и другие вещи, которые помогут вам лучше почувствовать свое тело.
  • Анализируйте движения ведущих танцоров, членов кордебалета («фоновые танцоры») и студентов, чтобы понять разницу. Что они делают по-разному? Как они это делают? Почему? Эти и многие другие вопросы вы должны задать себе и найти на них ответы. Вы не должны все делать самостоятельно. Есть много вещей, у которых вы можете поучиться.

    • Не бойтесь развивать свои собственные идеи и мнения о вашем виде искусства. Кроме того, зная все это, вы также должны применить свои знания на практике. Оставайтесь после уроков, чтобы прорепетировать. В то время как другие люди танцуют, а вы ждете своей очереди, вместо того чтобы разговаривать или сплетничать, спросите себя, что вы можете сделать, чтобы быть лучше, красивее, артистичнее... что угодно. Поймите это, а затем применяйте на практике.
  • Приобретите опыт в выступлениях. Это очень важный шаг. Большинство школ организуют показательные выступления для своих студентов.

    • Если вы хотите повысить уровень своих выступлений, попробуйте принять участие в различных соревнованиях. Будет также полезным временно потренироваться с другим учителем, например, на летнем семинаре. Иногда вы можете почерпнуть больше навыков и вдохновения от другого учителя, чем от своего.
  • Возьмите дополнительные тренировки. Балет тренирует ваши мышцы особенным образом, поэтому очень важно заниматься другими видами спорта, чтобы сбалансировать нагрузки. Попробуйте йогу, плаванье, пилатес, хип-хоп, катание на велосипеде, пеший туризм или что-нибудь другое, что вам нравится.

    • Вы должны добавлять такие занятия как йога, потому что она делает вас сильнее. Но вам также нужны уроки артистизма и пластики, так как вы балерина. Вы не можете выйти на сцену и показывать трюки, в этом нет никакого искусства. У вас должно быть чувство прекрасного. Попробуйте поучаствовать в театральных пьесах, художественных кружках или садоводстве.
    • Несмотря на то, что это тяжкий труд, вы всегда должны находить время, чтобы передохнуть. Вы же не хотите перегореть.
  • Мыслите в правильном направлении. Подумайте, как вы можете продвинуться на следующий уровень.

    • Вы можете обладать хорошей техникой, но так вас никто не заметит. Принимайте участие в летних лагерях балетных школ, их организуют крупные компании.
    • Вы всегда должны быть готовы выучить что-то новое или что-то старое на новый лад. Познакомьтесь со своими учителями. Не надоедайте им, но станьте им ближе.
    • Помните, никто не хуже вас. Если бы рядом был кто-то более продвинутый, заставляющий вас чувствовать себя никем, подумайте, как бы вы себя чувствовали. А если вас попросят об услуге, вы откажете. Не будьте таким человеком.
    • Существуют конкурсы, организованные для того, чтобы показать танцоров директорам крупных балетных школ, и выступления перед ними может обеспечить вас неплохим местом. Однако к бонусам могут добавиться и риски. Балет – это искусство выступления, а не соревнования.
    • Помните, что нужно заводить друзей, которые расширяют ваши горизонты. Это очень важный момент. Если вам нужно переехать от своих родителей в возрасте 15-16 лет, чтобы увеличить шансы своего успеха в карьере, сделайте это.
    • На этом этапе все очень субъективно. Все зависит от вашего выбора, как и в старшей школе. Подумайте о том, что бы вы сделали.
      • Например, если бы вы хотели стать биохимиком, вы бы исследовали различные университеты и подавали в них заявления, учились бы столько, сколько можете и т.д. Важно, чтобы вас заметили и запомнили ваше имя.
    • Постарайтесь найти вдохновение во всем, в чем сомневаетесь.
  • Какая девочка не мечтает стать балериной? Легко кружиться в танце, вызывая изумление и восторг окружающих? Ведь дети очень восприимчивы ко всему по-настоящему красивому, чистому, высокому.

    И вот родителям раз за разом задается вопрос: «Как становятся балеринами?»

    Чтобы стать профессиональной балериной, надо пройти длинный и непростой путь, закончить отделение классического танца в хореографическом училище. Принимают в него детей после начальной школы, то есть в возрасте 9-10 лет. Поступить в такое училище непросто: иногда на одно место претендуют до 10 человек.

    Решающую роль играют внешние и физические данные. Предпочтение отдается невысоким девочкам с аккуратно посаженной головкой. Педагоги обращают внимание на телосложение родителей, потому что гены редко удается обмануть, и если в подростковом возрасте танцовщица сильно пойдет в рост, ей вряд ли смогут подобрать партнера. Обязательно оцениваются гибкость, упругость мышц, строение свода стопы. Артистичность и музыкальный слух хорошо развиваются в детском возрасте, поэтому они становятся третьим по значимости фактором при отборе. А вот состояние здоровья весьма существенно: профессиональной танцовщице должны быть по плечу серьезные перегрузки.

    Занятия в училище делятся на два блока: специальный и общеобразовательный, причем большее значение имеет первый. Он включает в себя занятия у станка, уроки танца, музыки, истории театра.

    Даже после училища далеко не все девушки станут балеринами и будут блистать на сцене, потому что с возрастом пересматриваются многие жизненные установки, и не все готовы на такой ритм жизни и нагрузки.

    Обучение в хореографическом училище подходит далеко не всем, но школа балета «На пуантах» снимает все ограничения и считает, что основное условие для начала занятий – желание танцевать, стремление к самосовершенствованию и воплощению детской мечты.

    Уроки того, как стать балериной оставляют свой отпечаток на всю жизнь.

    Это и царственная осанка, сразу выделяющая человека в толпе, особая пластика движений. Балет учит работе над собой, упорству, терпению, целеустремленности, что дорогого стоит, ведь именно эти качества влияют на успешность человека. За несколько лет занятий прививается любовь к правильному питанию и спортивному образу жизни. И, конечно же, ощущение танца, в котором выплеснуть и выразить все переполняющие эмоции и чувства!

    Наши педагоги – артистки балета, работающие в Большом Театре России и Московском Государственном Театре – уверены, что возраст не может быть помехой. Специально разработанные программы мягкой растяжки помогут начать с любого уровня физической подготовки, приобрести грациозность и пластичность балерины, её прямую осанку.

    Несколько различных направлений позволят найти свой путь к танцу: классический балет, Corsaballet, Power Stretching, Streetlet или En Pointe. Что бы вы ни выбрали для себя или своего ребенка, будьте готовы к преображению: постепенно начнет сбрасывать оковы тело, будут становиться все эластичнее и сильнее мышцы, а движения приобретут точность и завершенность. Многие отмечают, что занятия танцем могут заменить сеансы психотерапии, потому что тренировки способствуют выработке гормонов счастья, эндорфинов, а достижения у станка влияют и на обычную жизнь, открывая новые горизонты.

    Когда дочка начинает спрашивать: «Как становятся балеринами?» - приводите её в школу балета En Pointe. Опытные хореографы откроют для неё волшебный мир танца, который останется с ней на всю жизнь!

    Кто, из девочек не мечтал в детстве стать великой балериной, известной танцовщицей? Многие ли осуществили свою мечту? Конечно же, нет. Почему? Вы скажете, что это лишь детские мечты, не более того? Не совсем так. Конечно, это мечты, кто - то мечтает стать балериной, кто-то космонавтом, кто-то врачом, учителем. Но, если стать учителем или врачом, шофером или пилотом, а может быть, ученым, никогда не поздно, то готовиться к профессии балерины, причем профессионально - нужно с раннего детства.

    Не спорю, многие родители водят своих детей, особенно девочек на занятия в танцевальные кружки, балетные студии, школы искусств. Но достаточно ли этого, чтобы в будущем стать профессиональной балериной, танцовщиком? Конечно же, нет. Для того, чтобы действительно стать балериной, необходимо поступить в профессиональное хореографическое училище еще в раннем детстве, в возрасте 9-10 лет, т.е. по окончанию младшей школы. Готовиться к такому поступлению нужно заранее.

    Как стать балериной в 8,9,10 лет

    Отбор в хореографическое училище достаточно жесткий, иногда, на одно место претендует не один десяток человек. Вступительные испытания проходят в 3 тура.

    Первый тур - оцениваются физические особенности телосложения (внешние), профессиональные данные: пропорции тела, выворотность , шаг, подъем, прыжок, обязательно гибкость. И девочки, и мальчики должны быть стройными, желательно с удлиненными конечностями. Голова не должна быть большой.

    Девочки должны быть не высокого роста, хрупкими и изящными. Кроме телосложения детей, зачастую оценивают телосложение родителей (чтобы иметь представление о наследственности). Ведь, бывает и так, что из очень худенькой девочки - вырастает полнотелая высокая девица. И, в таком случае, ее ждет профнепригодность. Потому, как балет - это в первую очередь не сольный танец, и подобрать партнера такой красавице будет нелегко.

    2 тур - оценка здоровья - медицинская комиссия. Будущие артисты балета должны быть абсолютно здоровы. Ведь их ждут огромные физические нагрузки. Кроме общеобразовательной программы, дети получают профильное образование. Весь их день подчинен строгому расписанию. Основное место занимает классический станок. А это - тяжелейший труд.

    И, наконец, 3 тур - художественная комиссия, оценивающая музыкальные, ритмические способности детей: слух, ритм, память и проф. данные - танцевальность. Но даже, если вы выдержали все испытания, и поступили, то до заветной цели - стать балериной, еще ой, как далеко. Один из важных моментов при поступлении, это то, что нужно учитывать, готов ли ребенок жить в интернате? Ведь хореографических училищ, готовящих артистов балета не так уж и много, и, естественно, их нет даже во многих крупных городах. Сможет ли маленькая девочка (мальчик) расстаться с мамой? Не все дети осознают это до действительной разлуки с родителями. Конечно, многие, действительно бредящие балетом дети готовы на это.

    Ну вот, все же поступили, выдержали сложнейшую конкуренцию, появились друзья. Теперь, точно стану балериной, думает маленькая девочка. И опять, не всегда так. Как, я и писала выше, труд на пути к заветной цели огромен, иногда нужно превозмогая физическую усталость, боль продолжать заниматься. Постоянно работать над собой. Каждый день. Это не кружок с посещением 2-3 раза в неделю. А упорный, кропотливый труд. Выдерживают только те, у кого, действительно стальной характер, огромная сила воли. Другие уходят. Те же, кто остается становятся настоящими балеринами, артистами балета. Пусть и не всегда примами , солистами. Но стать даже артистом кордебалета - это великий труд, талант и терпение. Да, каждый артист балета талантлив. Солисты же - гениальны.

    Ещё не начала писать, а уже горю желанием сделать «отступление». Итак, отступление:

    А ты, любишь балет?

    Как часто мне приходилось слышать слова, которые обычно оставляют очень неприятный осадок. Вы догадались о чём идёт речь?..

    Да, речь идёт именно о произнесённой многими людьми фразы: «А мне не нравится классический танец!»

    Можете представить себе годы и годы тяжёлой работы за плечами балерины?

    Сколько пота! сколько слёз! сколько эмоций! А тут — «раз», и одной фразой всё в «помойку».

    А давайте спросим у самих балерин, если им нравится классический танец?

    Знаете, что самое интересное?

    То, что многие из них в ответ просто пожмут плечами, дескать: «О чём ты говоришь? Это работа!»

    Как же так, что уже многие десятки лет всё новые и новые девочки и мальчики, стремятся поступить в Академии лучших театров мира? Не думаю, что в их возрасте они думают о больших заработках или о престиже.

    Что ими движет?

    Честно говоря, не помню, что толкало меня на такие мучения.

    Но делала я это с большим удовольствием!

    И на балерин смотрела с восхищением!

    Конечно же, не «худоба» привлекает нас в профессиональных танцовщицах и танцовщиках. Нас привлекает слияние внутренней силы (не только физической, но и духовной) с тонкостью и изящностью тела в женщинах и заметным ярко выраженным мышечным строением мужчин.

    Балерина, она не только на сцене. Она балерина и в жизни.

    Вы никогда не ошибётесь, если увидите её шагающей по улице. Тело подобранное. Как-будто не шагает, а летит над асфальтом.

    Конечно, я не говорю о псевдо-балеринах, которые пытаются нарочито показать принадлежность к этой профессии, усердно выворачивая ноги при ходьбе от одного буфета до другого.

    Пришло время и мне признаться, что мне никогда не нравился балет. Я надеюсь, что я Вас не очень разочаровала своим откровением.

    И действительно,

    чему можно научиться у балерины, которая не любит балет?

    Попробую объяснить. Очень давно, в детстве, я помню себя перед телевизором, не отрывающей взгляда от экрана. В те времена очень часто показывали по двум существовавшим каналам балетные спектакли. Но, честно говоря, я не смогу рассказать Вам ни одного сюжета. Я думаю, что я в те времена даже не догадывалась о существовании такового.

    Я смотрела на красивых летящих девушек в волшебных пачках и только это уже завораживало.

    Я не люблю смотреть классический балет, но я всегда любила чувствовать своё тело балетным.

    Мне нравились сами уроки. Даже если они длились по четыре часа с одним единственным перерывом для смены обуви.

    Не надо любить балет, чтобы любить себя и своё тело.

    В любом возрасте, Вы можете добиться летящей походки и лёгкости в теле при любом движении.

    Надо отдать должное русской школе классического танца. Именно она разработала полный комплекс упражнений, способный построить тело таким образом.

    Не любите балет, любите себя и своё тело! Именно это сделает Вас настоящей балериной в полном смысле этого слова.

    Урок Первый.

    Посмотрите видео. В нём показаны упражнения на первую неделю.

    Они не покажутся Вам сложными. Это упражнения на свод стопы и на подъём.

    Выполняйте их каждый день. Дайте возможность Вашему телу заиметь новую привычку — тянуть носок.

    Не приступайте к следующему уроку, пока не останетесь довольными результатом этого.

    Хотите иметь сногсшибающие результаты?

    Увеличьте число занятий!

    Хотите знать секрет каждой балерины в отдельности и всех вместе?

    Тот самый секрет, который Вы никогда не услышите произнесённым с балетной сцены?