Как плюшкин продает мертвые души чичикову. Плюшкин — характеристика героя поэмы «Мертвые души. Цитатная характеристика Плюшкина

Цель урока :

1) анализ произведения,

2) знакомство с понятием греха, искупления, покаяния в православном учении,

3) развитие аналитического мышления учащихся,

4) нравственное воспитание.

Совершенствовать навыки выразительного чтения,

Развивать умение анализировать, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, умение обобщать, применять ранее полученные знания при анализе художественного произведения,

Развивать познавательные способности учащихся, расширять их кругозор.

Оборудование: портрет писателя, книги писателя, иллюстрации из Священного писания, мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр.

По ходу урока звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

Ход урока

Молюсь и каюсь,
И плачу снова,
И отрекаюсь
От дела злого…
А.К.Толстой

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и цели урока. Знакомство с эпиграфом урока. Напомнить учащимся о том, что такое эпиграф и его назначение.

III. Вступительное слово учителя о К.Г.Паустовском.

Приложение 1 (На экране проецируется портрет писателя, слайды, иллюстрирующие его биографию)

К.Г.Паустовский - известный русский писатель. Родился в 1892 году в городе Москве, но детство провел на Украине. Его семья несколько раз переезжала с места на место, сначала в Псков, потом в Вильно, и, в конце концов, обосновалась в Киеве. Отец Паустовского служил статистиком в управлении железной дороги, и, по словам самого писателя, частыми переездами семья была обязана его неуживчивому характеру.

Учился будущий писатель в киевской гимназии, где и начал писать свои первые произведения.

По окончании гимназии в 1912 он поступил в Киевский университет, на историко-филологический факультет, затем перевелся в Московский университет, на юридический факультет. Первая мировая война заставила его прервать учёбу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.

После гибели двух его братьев Паустовский вернулся в Москву к матери, но через некоторое время уехал оттуда. В этот период он работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославле, на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море. В свободное время начал писать свою первую повесть “Романтики”, которая вышла в свет только в 1930-х в Москве. После начала Февральской революции уехал в Москву, стал работать репортёром в газетах, оказавшись свидетелем всех событий в Москве в дни Октябрьской революции.

Во время гражданской войны служил в Красной Армии в караульном полку. Впоследствии переехал в Киев, много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газете “Моряк”. Из Одессы Паустовский уехал на Кавказ, живя в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку.

В 1923 Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА и начал печататься. Его первый сборник рассказов вышел в 1928 году. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты “Правда” и журналов “30 дней”, “Наши достижения” и других, много путешествовал по стране. Многие впечатления этих поездок воплотились в художественных произведениях.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом на Южном Фронте и писал рассказы.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Награждён орденом Ленина, другими орденами и медалью.

Последние годы жизни Константин Георгиевич провел в городе Таруса, который полюбил всей душой. 30 мая 1967 года К.Г. Паустовскому присвоено звание "Почетный гражданин города Тарусы". И это вполне заслуженно. Паустовский полюбил Тарусу и боролся за ее сохранение и развитие. Похоронен К.Г. Паустовский на местном кладбище на окраине города над обрывистым берегом реки Таруски.

Провожала Паустовского Россия
к тихому последнему порогу.
Принимались дождики косые,
обмывали длинную дорогу.
Широко, далёко, в тихом горе
день стоял неяркий, сизый, русый.
На высоком окском косогоре
хоронила Паустовского Таруса.

Константин Георгиевич – взрослый писатель. Его романы и рассказы внесли в нашу суровую жизнь свет, радость и надежду. Не забыл писатель и о детях, сочинив для них несколько сказок: “Растрепанный воробей”, “Стальное колечко”, “Дремучий медведь”, “Теплый хлеб” и др.

Произведения эти не совсем похожи на сказки. Так как события, описываемые в них, очень жизненные, реальные. Но в каждой сказке содержатся глубокие мысли, подтверждающие силу слова, укрепляя наш дух и мудрость христианских заповедей.

Константин Георгиевич жил в такое время, что само слово Бог, законы божьи были под запретом, рушились храмы, уничтожались священные книги. Чтобы донести до читателей мудрость Христовых заповедей, писатель прибегнул к форме притчи, назвав их сказками.

IV. Словарная работа: давайте вспомним, что такое притча? (Сжатый, короткий поучительный рассказ – назидание). Записать определение в тетрадь по литературе.

V. Работа с текстом сказки. Чтение с комментарием. Беседа по вопросам по содержанию сказки.

Как можно композиционно определить эту часть сказки? Правильно, введение, которое знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали основному событию.

2) Что мы узнали о коне и о Панкрате?

А) Что мы узнали о Фильке?

Б) Понравился ли вам мальчик?

В) Почему он такой и почему его зовут Филькой, а не Филей или Филиппком?

Г) Почему он живет не с бабушкой-бабулечкой, а с бабкой?

Д) Где его родители?

Е) Как обходятся старый и малый без помощи?

Ж) Какие чувства вызывает у вас Филька?

VI. Работа с пейзажем. Какую картину зимы рисует автор? Строки какого стихотворения напоминает? (А.Пушкин “Октябрь уж наступил…”)

VII. Что однажды случилось в Бережках? Прочитать эпизод со слов: “В один из таких теплых серых дней…” до слов “На вас не напасешься христарадников…”.

VIII. Анадиз прочитанного эпизода. Что совершил Филька в этом эпизоде? Грех . Злое, жестокое дело. Он обидел раненого коня, который жил благодаря милосердию людей. Он совершил мерзкий поступок. От этих слов веет такой злобой, что она неминуемо приведет к беде.

IX. Какая беда приключилась в Бережках? (Пересказать эпизод: удивительные дела в Бережках).

X. Почему за злой поступок одного мальчишки расплачивается вся деревня?

XI. Какой урок жизни поведала Фильке бабушка? Зачем бабушка рассказала внуку историю с мужиком и солдатом? Догадалась ли она, что Филька сотворил зло?

XII. Как можно назвать эту историю, происшедшую сто лет назад? Правильно, притча. Именно в форме притчи вслед за Иисусом Христом передают люди из поколения в поколении свой жизненный опыт, преподают детям уроки жизни.

XIII. Воспринял ли Филька бабкин урок? Понял ли, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять? Что, по-вашему, в бабкиной притче произвело на него наибольшее впечатление?

XIV. Слово учителя. Филькой овладел страх. Так же когда-то испугались содеянного Адам и Ева и решили спрятаться от Бога, потому что ими овладели страх и стыд. Так же поступает и наш маленький грешник. Разве вы, когда сотворите что-то неприятное, не пытаетесь скрыть содеянное? Но Бог, ваша совесть, вездесущ. Его голос звучит в вашем сердце. И чем дольше вы скрываете свой грех, тем горше будет потом расплата и тем труднее будет преодолеть страх и стыд.

Физразминка. Действительно, у каждого человека есть невидимая часть – душа, и видимая - тело.

Давайте проверим на месте ли наше тело. Встаньте прямо. Поднимите головы вверх. А теперь делаем наклоны головы к плечам, вращаем головой. Молодцы! У всех есть голова на плечах! Поднимаем плечи вверх. Теперь выпрямим спину, сведем лопатки вместе, представим, что зажали лопатками грецкий орешек и расколем его. Итак, спины у всех прямые? Молодцы! Давайте проверим на месте ли наши руки. Подняли их вверх, опустили. Делаем вращения кистями рук. Сжимаем и разжимаем пальцы. Почувствуем наши ноги. Делаем приседания. Молодцы! Тело у всех на месте. Садитесь.

Учитель: А мы продолжаем беседу о том, что же случилось с героем сказки К.Г.Паустовского.

XV. Что же происходит в душе Фильки, который затаился под тулупчиком на печке? Читаем эпизод со слов “ Ночью он слез c печи…” до слов “..Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу”.

XVI. Выделить ключевые слова в абзаце, описывающем состояние мальчика на пути к мельнице. (Воздух синий, страшный; воздух замерз; черные ивы; воздух колол грудь; тяжело шел, заржал и забил копытом раненый конь). Долог и сложен путь нашего героя к покаянию.

XVII. Что происходит потом? Чистосердечно ли устыдился содеянного Филька? (Да. Он не только сожалеет о своей жестокости, но и готов принять на себя вину в случившейся беде). Почему в сказке К.Паустовского не происходит то, что случается в обычной жизни, когда вас за ваши проделки прощает мама или бабушка?

XVIII. Слово учителя. Как Филька искупил свой грех, вы дочитаете дома. А сейчас мы с вами попытаемся представить, какой труд совершает душа человеческая на пути к покаянию, искуплению греха. Этот путь похож на лестницу, и каждая её ступень очищает совесть, очищает от гнета вины. Приложение 1 (Весь последующий рассказ учителя иллюстрируется слайдами на экране).

Самая первая ступень – это осознание своего греха, стыд за неправедное дело (а также слово или даже мысль, намерение). Надо глубоко прочувствовать свою вину и понять, что ты нарушил какую-то заповедь Божию, а значит, сотворил зло.

Вторая ступень, на которую очень нелегко подняться, так как потребуется большое напряжение воли, - это преодоление страха наказания и стыда пред людьми, которые узнают о твоем проступке.

Следующая, еще более трудная ступень - чистосердечное раскаяние и покаяние перед теми, кого ты обидел, это нелегко, так как нужно смирить свою гордыню, жалость к себе. Может показаться, что этим ты себя унижаешь. На самом же деле ты только возвышаешься в глазах людей и, прежде всего, пред своей совестью. Искренним покаянием ты совершаешь великий акт духовного очищения – и тебе становится легко и весело.

Однако не всем и не всегда удается подняться на четвертую ступеньку покаяния - искупления, исправления греха . Дурное совершается бездумно, легко и быстро, а вот исправить зло можно только большим трудом.

Пятая, самая высокая ступень, благодарность за урок . Кого же мы должны благодарить и каким образом? Подумайте над этим дома и ответ напишите в тетрадь по литературе.

XIX. Итог урока : какой урок для себя вы вынесли из сказки К.Г.Паустовского “Теплый хлеб”? Чему же учат нас эта сказка? В чём её мудрость?

Слова умеют плакать и смеяться.
Приказывать, молить и заклинать.
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

Так писал о силе слова и дурного поступка поэт Я.Козловский.

Злое дело обязательно нужно исправлять, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому. И, главное, бережно обращаться со словом. Господь всех людей наделил даром слова. Благодаря этому дару мы можем общаться, понимать друг друга, договариваться между собой, учиться всему доброму и полезному. Но греховная природа человека толкает его на извращении красоты речи. И тогда слово из доброго помощника, лекаря превращается во врага. Словом можно ранить и даже убить, как пулей или ножом. И поэтому с ним надо обращаться бережно, вдумчиво. И поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой.

“Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей”, - учит нас великий Л.Толстой.

Нельзя быть равнодушным, нельзя опускать руки перед злом. Бороться с ним единственно доступным для нас оружием – словом. Вся русская литература, начиная с древности, пропитана идеями и традициями православия, основывается на библейских и евангельских учениях. Именно в православии восторжествовала свобода выбора: человек сам избирает путь праведности или греха, но и, согрешив, может победить свой грех духовным усилием, нравственным борением. Человек не может предугадать, к чему приведут его поступки. Но все равно он должен поступать разумно, нравственно. Недаром эпикурейцы говорили: “Чтобы быть счастливым, нужно иметь здоровое тело и чистую совесть. Как иметь здоровое тело, вам об этом любой врач скажет, а как насчет совести: Не совершайте преступлений, и вас не будут мучить угрызения совести”.

Свой урок я хочу закончить замечательными словами поэта Н.Рыленкова:

На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом обидным
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

Выставление оценок активно работавшим учащимся

Список литературы

  1. М.Алигер, “Сборник стихов”, Москва, Просвещение, 1975 г.
  2. И. М. Бондаренко Таганрог в литературе. Таганрог, Лукоморье, 2007.
  3. Википедия.
  4. С.Ф.Иванова “Введение во храм слова”, “Отчий дом”, Москва, 2006.

Зимой мимо одной деревни проходили кавалеристы, которые оставили в ней боевого коня, раненого в ногу. Мельник Панкрат животное, и конь в благодарность помогал ему чинить мельницкую плотину – зима была суровой, а мука у людей заканчивалась. Деревне угрожал голод. Однажды конь потянулся к Фильке, который ел кусок хлеба, однако мальчик крикнул на него и забросил хлеб далеко в снег. В этот момент на деревню налетела ужасная вьюга, которая стихла только к вечеру, оставив после себя реку, скованную льдом до самого дна.

Жителям деревни замерзшая река грозила голодной смертью – ведь без воды мельница не могла работать и молоть муку.

Поняв последствия своего поступка, Филька побежал каяться к своей бабушке, которая рассказала ему о случае столетней давности, когда аналогичная ситуация произошла в деревне после того, как местный грубиян обидел старого -калеку. В результате земля стала пустыней – перестали цвести сады, леса высохли, а звери и птицы разбежались кто куда. Филька решил исправить свою ошибку и отправился к Панкрату, который слыл хитрым и ученым человеком.

Развязка сказки Паустовского

Мельник Панкрат посоветовал Фильке изобрести спасение от лютой стужи, загладив вину перед конем. Филька долго думал и, наконец, придумал – он перед жителями деревни и попросил у них помощи в раскалывании заледеневшей реки. Закипела работа, в результате приложенных усилий людям удалось добраться до воды и повернуть мельничное колесо. Панкрат смог начать молоть муку, и деревня была спасена от жестокого голода. Однако Фильку все еще терзала вина перед незаслуженно обиженным конем.

Вечером все жители деревни на радостях пекли сладкий пахучий румяный хлеб, который Филька понес коню. Разломив буханку, он протянул его животному, однако тот попятился от обидчика. Мальчик испугался, что прощения ему не получить и горько заплакал, однако мельник Панкрат успокоил коня и объяснил ему, что Филька не злой и многое понял. Конь принял хлеб из рук обидчика, а мальчик из черствого человека превратился в человека с добрым сердцем.

Данная сказка учит людей быть отзывчивыми, добрыми и умеющими переступить через свою гордыню, чтобы попросить прощения.

В сказке «Теплый хлеб» переплелись взаимоотношения людей, которые должны уметь нести ответственность за свои поступки, исправляя причиненное ими зло. Все в нашем мире , поэтому чтобы потом не пришлось развязывать туго закрученные узлы, нужно обладать мужеством потянуть за ниточку в самом начале и распустит, пока еще небольшой клубок обид.

Меню статьи:

В поэме Гоголя «Мертвые души» все персонажи имеют черты собирательности и типичности. Каждый из помещиков, которых посещает Чичиков со своей странной просьбой о купле-продаже «мертвых душ», олицетворяет один из характерных образов помещиков гоголевской современности. Поэма Гоголя в плане описания характеров помещиков интересна в первую очередь тем, что Николай Васильевич был иностранцем по отношению к русским людям, ему ближе было украинское общество, поэтому Гоголь смог подметить специфические черты характера и манеру поведения тех или иных типов людей.


Возраст и внешний вид Плюшкина

Одним из помещиков, которых посещает Чичиков, является Плюшкин. До момента личного знакомства Чичиков кое-что уже знал об этом помещике – в основном это была информация на предмет его скупости. Чичиков знал, что благодаря этой черте крепостные Плюшкина «мрут, как мухи», а те, кто не умер, сбегают от него.

Предлагаем ознакомиться с в котором раскрывается тема патриотизма и любви к Родине.

В глазах Чичикова Плюшкин стал важным кандидатом – у него появилась возможность скупить много «мертвых душ».

Однако увидеть поместье Плюшкина и познакомиться с ним лично Чичиков оказался не готов – открывшаяся перед ним картина ввергла его в недоумение, сам Плюшкин так же ничем не выделялся из общего фона.

К своему ужасу Чичиков понял, что персона, которую он принял за ключницу, на самом деле не ключница, а сам помещик Плюшкин. Принять Плюшкина можно было за кого угодно, но только не за самого богатого помещика уезда: он был непомерно тощий, лицо его было немного вытянутой формы и такое же ужасно тощее, как и тело. Глаза у него были маленького размера и необыкновенно живые для старика. Подбородок был очень длинный. Облик его дополнял беззубый рот.

В произведении Н. В. Гоголя раскрывается тема маленького человека. Предлагаем ознакомиться с его кратким содержанием.

Одежда Плюшкина была абсолютно не похожа на одежду, ее даже с трудом можно было так назвать. Плюшкин абсолютно не уделял внимание своему костюму – он обносился до такой степени, что его одежда стала похожа на лохмотья. Плюшкина вполне возможно было принять за бродягу.

К этому облику прибавились и естественные старческие процессы – на момент повествования Плюшкину было около 60-лет.

Проблема имени и значение фамилии

Имя Плюшкина никогда не встречается в тексте, вполне вероятно, что это сделано преднамеренно. Таким способом Гоголь подчеркивает отстраненность Плюшкина, черствость его характера и отсутствие гуманистического начала в помещике.

В тексте, однако же, есть момент, который может помочь обнаружить имя Плюшкина. Помещик время от времени называет свою дочь по отчеству – Степановной, этот факт дает право говорить о том, что Плюшкина звали Степаном.

Вряд ли имя этого персонажа выбрано в качестве определенного символа. В переводе с грецкого Степан обозначает «венец, диадема» и указывает на постоянный атрибут богини Геры. Вряд ли эта информация была решающей при выборе имени, чего нельзя сказать про фамилию героя.

В русском языке слово «плюшкин» используется для номинации человека отличающегося скупостью и манией накоплять сырьевую и материальную базу без какой-либо цели.

Семейное положение Плюшкина

На момент повествования, Плюшкин – одинокий человек, ведущий аскетический образ жизни. Уже долгое время он вдовствует. Когда- то жизнь Плюшкина была другой – его жена привносила смысл жизни в бытие Плюшкина, она стимулировала в нем появление позитивных качеств, способствовала появлению гуманистических качеств. У них в браке родилось трое детей – две девочки и мальчик.

В то время Плюшкин был совсем не похож на мелочного скупердяя. Он с радостью принимал гостей, был общительным и открытым человеком.

Плюшкин никогда не был транжирой, но его скупость имела свои разумные рамки. Одежда его не отличалась новизной – обычно он ходил в сюртуке, он был заметно поношен, но очень прилично выглядел, на нем не было даже ни одной заплатки.

Причины изменения характера

После смерти жены Плюшкин полностью поддался своему горю и апатии. Скорее всего, он не имел предрасположенности к общению с детьми, его мало интересовал и увлекал процесс воспитания, поэтому мотивация жить и возрождаться ради детей для него не срабатывала.


В дальнейшем у него начинает развиваться конфликт со старшими детьми – в результате они, устав от постоянного брюзжания и лишений, покидают отцовский дом без его разрешения. Дочка выходит замуж без благословления Плюшкина, а сын приступает на военную службу. Такая вольность стала причиной гнева Плюшкина – он проклинает своих детей. Сын был по отношению к отцу категоричен – он полностью прервал с ним контакт. Дочка все же не отказалась от своего отца, несмотря на такое отношение к своим родным, она время от времени навещает старика и привозит к нему своих детей. Плюшкин не любит возиться с внуками и воспринимает их встречи крайне прохладно.

Младшая дочь Плюшкина умерла, будучи ребенком.

Таким образом, Плюшкин остался одиноким в своей большой усадьбе.

Поместье Плюшкина

Плюшкин считался самым богатым помещиком в уезде, но Чичикову, приехавшему в его поместье, показалось, что это была шутка – усадьба Плюшкина была в ветхом состоянии – ремонт в доме не делался уже много лет. На деревянных элементах дома можно было видеть мох, окна в доме были заколочены – казалось, что на самом деле никто не живет здесь.

Дом Плюшкина был огромен, сейчас он пустовал – во всем доме Плюшкин жил один. Из-за своего запустения дом напоминал старинный замок.

Внутри дом мало чем отличался от внешнего вида. Так как большинство окон в доме были забиты, то в доме было невероятно темно, и разглядеть что-либо было трудно. Единственное место, куда проникал солнечный свет – это личные комнаты Плюшкина.

В комнате Плюшкина царил невероятный беспорядок. Кажется, что здесь никогда не убиралось – все было в паутине и пыли. Повсюду валялись сломанные вещи, которые Плюшкин не решался выбросить, так как думал, что они все еще ему могут понадобиться.

Мусор также никуда не выбрасывался, а складывался тут же в комнате. Письменный стол Плюшкина не был исключением – важные бумаги и документы здесь лежали вперемешку с мусором.

За домом Плюшкина растет огромный сад. Как и все в усадьбе он находится в запустении. За деревьями уже давно никто не ухаживал, сад порос сорняками и мелкими кустами, которые оплел хмель, но даже в таком виде сад прекрасен, он резко выделяется на фоне запустелых домов и полуразрушенных зданий.

Особенности взаимоотношений Плюшкина с крепостными

Плюшкин далек от идеала помещика, он со своими крепостными ведет себя грубо и жестоко. Собакевич, рассказывая о его отношении к крепостным, утверждает, что Плюшкин морит своих подданных голодом, чем значительно увеличивает смертность среди крепостных. Внешность крепостных Плюшкина становится подтверждением этих слов – они излишне худы, безмерно тощие.

Не удивительно, что многие крепостные сбегают от Плюшкина – жизнь в бегах более привлекательна.

Порой Плюшкин делает вид, что заботиться о своих крепостных – он заходит на кухню и проверяет, хорошо ли они едят. Однако делает он это неспроста – пока проходит контроль за качеством питания, Плюшкин успевает от души наесться. Конечно, эта хитрость не скрылась от крестьян и стала поводом для обсуждений.


Плюшкин все время обвиняет своих крепостных с воровстве и мошенничестве – он считает, что крестьяне всегда стараются его обворовать. Но ситуация выглядит совсем иной – Плюшкин настолько запугал своих крестьян, что они боятся взять хоть что-то себе без ведома помещика.

Трагизм ситуации создается еще и тем, что складские помещение Плюшкина ломятся от продовольствия, почти все это приходит в негодность и потом выбрасывается. Конечно, Плюшкин бы мог отдать излишки своим крепостным, улучшим тем самым из жизненные условия и подняв свой авторитет в их глазах, но жадность берет верх – ему проще выбросить непригодные вещи, чем сделать доброе дело.

Характеристика личностных качеств

В старости Плюшкин стал неприятным типом из-за своего склочного характера. Люди стали его сторониться, соседи и друзья стали заезжать все реже, а потом и вовсе перестали с ним общаться.

После смерти жены Плюшкин предпочитал уединенный способ жизни. Он считал, что гости всегда вредят – вместо того, чтобы заняться чем-то действительно полезным, приходится проводить время в пустых беседах.

К слову, такая позиция Плюшкина не приносила желаемых результатов – его поместье уверенно приходило в запустение, пока окончательно не обрело вид заброшенного селения.

В жизни старика–Плюшкина всего две радости – скандалы и накопление финансов и сырья. Искренне говоря, он и одному, и другому отдается с душой.

Плюшкин на удивление обладает талантом замечать любые мелочи и даже самые ничтожные недоработки. Другими словами, он чрезмерно придирчив к людям. Свои замечания он не в силе высказывать спокойно – в основном он кричит и бранит своих слуг.

Плюшкин не способен сделать что-то доброе. Он черствый и жестокий человек. Ему безразлична судьба своих детей – со своим сыном он потерял связь, дочка же периодически пытается пойти на примирение, но старик пресекает эти попытки. Он считает, что они имеют корыстную цель – дочь с зятем хотят обогатиться за его счет.

Таким образом, Плюшкин – ужаснейший помещик, который живет определенной цели. В целом он наделен негативными чертами характера. Сам помещик не осознает истинных результатов своих поступков – он всерьез думает, что он заботливый помещик. На самом же деле, он тиран, губящий и разрушающий судьбы людей.

Плюшкин в поэме “Мертвые души”: анализ героя, образ и характеристика

4.6 (92.73%) 11 votes

В поэме «Мертвые души» Н. Гоголь изобразил галерею русских помещиков. Каждый из них воплощает в себе негативные нравственные качества. Причем новый герой оказывается страшнее предыдущего, и мы становимся свидетелями того, до какой крайности может дойти оскудение человеческой души. Замыкает ряд образ Плюшкина. В поэме «Мертвые души», по меткому определению автора, он выступает «прорехой на человечестве».

Первое впечатление

«Заплатанной» - такое определение дает барину один из мужиков, у которого Чичиков спросил дорогу к Плюшкину. И оно вполне оправдывается, стоит только взглянуть на этого представителя поместного дворянства. Познакомимся с ним поближе.

Проехав через большое село, поражавшее убогостью и нищетой, Чичиков оказался у господского дома. Этот мало походил на место, в котором живут люди. Таким же запущенным был сад, хотя количество и характер построек указывали, что некогда здесь было крепкое, процветавшее хозяйство. С такого описания господской усадьбы начинается в поэме «Мертвые души» характеристика Плюшкина.

Знакомство с помещиком

Въехав во двор, Чичиков заметил, как кто-то: не то мужик, не то баба - ругается с возницей. Герой решил, что это ключница, и поинтересовался, дома ли хозяин. Удивившись появлению здесь чужого человека, это «некое существо» проводило гостя в дом. Оказавшись в светлой комнате, Чичиков поразился царившему в ней беспорядку. Создавалось впечатление, что сюда снесли и мусор со всей округи. Плюшкин действительно собирал на улице все, что попадалось под руку: и забытое мужиком ведро, и осколки разбитого черепка, и никому не нужное перышко. Приглядевшись к ключнице, герой обнаружил в ней мужчину и был совершенно ошеломлен, узнав, что это и есть хозяин. После к образу помещика переходит автор произведения «Мертвые души».

Портрет Плюшкина Гоголь рисует так: был одет в заношенный изорванный и грязный халат, который украшало какое-то тряпье на шее. Глаза постоянно были в движении, словно высматривали что-то. Это свидетельствовало о подозрительности и постоянной настороженности героя. В общем, если бы Чичиков не знал, что перед ним стоит один из самых богатых помещиков губернии, он принял бы его за нищего. На самом деле первое чувство, которое вызывает этот человек у читателя, - жалость, граничащая с презрением.

История жизни

Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» отличается от других тем, что это единственный помещик с биографией. В былые времена он имел семью, часто принимал гостей. Считался бережливым хозяином, у которого всего было вдоволь. Потом жена умерла. Вскоре старшая дочь убежала с офицером, а сын вместо службы поступил в полк. Плюшкин обоих детей лишил своего благословения и денег и с каждым дней становился все скупее. В конечном итоге он сосредоточился на одном своем богатстве, а после смерти младшей дочери все былые в нем чувства окончательно уступили место жадности и подозрительности. В его амбарах гнил хлеб, а родным внукам (со временем он простил дочь и принял ее у себя) он пожалел даже обычного подарка. Таким изображает этого героя в поэме «Мертвые души» Гоголь. Образ Плюшкина дополняет сцена торга.

Удачная сделка

Когда Чичиков начал разговор, Плюшкин подосадовал, как затруднительно нынче принимать гостей: сам уж пообедал, а печь топить накладно. Однако гость сразу приступил к делу и разузнал, что у помещика наберется сто двадцать душ неучтенных. Он предложил их продать и сообщил, что все издержки берет на себя. Услышав, что можно получить выгоду от уже не существующих крестьян, начавший было торговаться Плюшкин не стал вникать в подробности и спрашивать, насколько это законно. Получив деньги, он бережно отнес их в бюро и, довольный удачной сделкой, даже решил угостить Чичикова сухарем, оставшимся от привезенного дочерью кулича, и рюмочкой ликера. Довершает образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» сообщение о том, что хозяин хотел было подарить порадовавшему его гостю золотые часы. Однако тут же передумал и решил вписать их в дарственную, чтобы Чичиков после смерти вспоминал его добрым словом.

Выводы

Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» был для Гоголя очень значимым. В его планах было оставить в третьем томе из всех помещиков одного его, но уже нравственно возрожденного. На то, что это возможно, указывают несколько деталей. Во-первых, живые глаза героя: вспомним, что их часто называют зеркалом души. Во-вторых, Плюшкин единственный из всех помещиков, кто подумал о благодарности. Остальные тоже брали деньги за умерших крестьян, но считали это чем-то само собой разумеющимся. Важным оказывается и тот факт, что при упоминании о старом товарище по лицу помещика вдруг пробежал лучик. Отсюда вывод: сложись жизнь героя по-другому, он остался бы бережливым хозяином, неплохим другом и семьянином. Однако смерть жены, поступки детей постепенно превратили героя в ту «прореху человечества», какой он предстал в 6-й главе книги «Мертвые души».

Характеристика Плюшкина - это напоминание читателям о том, к каким последствиям могут привести человека жизненные ошибки.

Плюшкин всем своим видом и недружелюбной встречей до такой степени озадачил Чичикова, что он сразу не мог придумать, с чего начать разговор. С целью расположить к себе мрачного старика и получить для себя выгоду, Чичиков решает попробовать подействовать на него такой цветистой речью, в которой соединялись бы и почтение к хозяину, и обходительность самого Чичикова и его умение облечь свои мысли в приличную для культурного человека книжную форму. Первоначальный вариант намечен был Чичиковым такой: «Наслышась о добродетели и редких свойствах души (хозяина), ...

почёл долгом принести лично дань уважения». Вариант этот был мгновенно отвергнут, так как это было уже слишком. Нравственно-психологический характер своего «вступления» Чичиков заменяет хозяйственным (это и конкретнее, и ближе к делу) и говорит, что, «наслышась об экономии его и редком управлении имениями, ...

почёл за долг познакомиться и принести лично своё почтение». Когда Плюшкин с первых же слов показывает раздражение и начинает жаловаться на свою бедность, Чичиков ловко поворачивает разговор к своей цели: «Мне, однако ж, сказывали, что у вас более тысячи душ». И следующую жёлчную реплику Плюшкина, где тот невольно коснулся горячки, которая выморила у него мужиков, т. е.

как раз темы, интересующей гостя, Чичиков умело подхватывает и опять-таки ведёт прямо к тому, что ему нужно, но внешне сочетает это с выражением участия: «Скажите! и много выморила? ». Чичиков торопится узнать число и не может скрыть радости от предстоящей наживы. Отсюда: поток вопросительных предложений: «Сколько числом.. Нет... Вправду?

Целых сто двадцать?» В нём заговорил делец, и Чичиков забыл даже о выражении соболезнования.

Однако скоро он спохватывается и решает соединить выражение соболезнования с практическим делом, излагая всё это почтительно, несколько даже книжно: «Для удовольствия вашего я готов и на убыток». «Мы вот как сделаем: мы совершим на них купчую крепость». «Будучи подвигнут участием..., готов дать». «Я вдруг постигнул ваш характер. Итак, почему ж не дать бы мне...

» Недаром Гоголь дважды здесь говорит о Чичикове так: «изъявил готовность». Один раз Чичиков даже буквально повторяет слова Плюшкина: «По две копеечки пристегну, извольте». Таким образом, наблюдения над речью Чичикова, как и других главных героев поэмы, убеждают в том огромном мастерстве, которым обладал Гоголь при обрисовке персонажей средствами их индивидуальной речевой характеристики. Языковая характеристика является блестящим средством раскрытия не только центральных героев, но и второстепенных персонажей поэмы. Гоголь в таком совершенстве владеет искусством языковой характеристики, что и второстепенные персонажи наделяются исключительно выразительной, меткой, только им присущей речью.