Исконно русские музыкальные инструменты. Духовые деревянные музыкальные инструменты

04.05.2012 | Русские народные инструменты

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками.

Гусли в описанном выше виде - в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslic — у поляков, housle ("скрипка") y чехов. Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них — смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса).

Исследователи начала XX в. отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX в., преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. На одном из них ввинчены были железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX в. Фёдором Кушеновым-Дмитревским.

Кроме псалтиревидных гуслей, существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.


Балалайка-контрабас

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 — 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении — 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Гармонь (гармошка)

— язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным и аккордеонам.

Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками и(или) клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд (примечание: гармонь «черепашка» не имеет левой клавиатуры); на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

Отличительными особенностями гармоней, по сравнению с баяном или аккордеоном, являются:

  • Как правило, на гармони можно извлекать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков. Например, в гармони-хромке с 25-ю клавишами в правой и левой клавиатуре (25/25) с тональностью «До», это звуки: «Соль-диез» первой октавы, Ми-бемоль и Фа-диез второй октавы. У гармони с 27-ю клавишами в правой клавиатуре, кроме указанных звуков ещё добавлены До-диез и Си-бемоль.
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем. Christian Friedrich Ludwig Buschmann). Однако есть и другие данные. Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха). Считается народным инструментом татар со второй половины 19го века. Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

  • Однорядные гармони: тульская, ливенская, вятская, тальянка (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12/15 кнопок, а на левой — три).
  • Двухрядные гармони: русская венка (первая двухрядная), хромка.
  • Автоматическая гармонь.

Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

В Белоруссии при игре традиционно используются только две ложки.

Кроме того, ложки широко используются в американской фолк-музыке и менестрель-шоу. Британская арт-рок-группа Caravan на своих выступлениях использует электрические ложки (ложки, снабженные устройством электрического усиления звука), на которых играет Джефф Ричардсон.

Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, домра, гусли, колокола и другие. Детские познавательные видеофильмы о русских народных музыкальных инструментах из цикла «Большая музыка для маленьких детей» . Загадки, стихи, речевые упражнения.

На дворе – Масленица! Русское раздольное гуляние! И как же в этот день не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах. Поэтому я предлагаю всем нам сегодня отправиться в Большой Концертный Зал имени Петра Ильича Чайковского на занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В старину на Руси» , а также побеседовать с детьми о русских народных музыкальных инструментах.

Русские народные музыкальные инструменты: детям о Руси.

Видео о русских народных музыкальных инструментах для детей.

В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!

Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!

Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах. А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи. Не спешите рассказать сразу обо всем! Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!

Русские народные музыкальные инструменты: загадки, стихи, картинки и задания для детей.

Отгадайте загадку:

У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балайка – это струнный щипковый инструмент . Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет».>О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие)

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

Загадайте ребенку загадку о домре:

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

Есть еще одна загадка о домре:

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.

К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.

Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.
Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка» 🙂 До самой большой под названием «домра басистая». Спросите ребенка, как он думает — какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий)

У нашей русской домры есть много родственников. Какие у нас с тобой есть родственники? Перечислите их с малышом. А вот какие родственники есть у русской домры – У грузин чунгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар».

Рассмотрите с ребенком домру. Чем она похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус у нее тоже деревянный). А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара)

Оказывается, у скромной русской домры — огромная родня. У грузин – чунгури, у украинцев – бандура, у туркменов – дутар, у киргизов и татар – думра, у казахов – домбр, у калмыков – домр.

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.

А Ваш малыш знаком с былиной о Садко? Если нет, то посмотрите замечательный фильм по этой былине.

Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми».

А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Спросите ребенка, почему? Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола).

Кто же играет на гуслях? Гусляр.

Загадайте загадки:

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)

Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)

Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. Найдите на картинке язык колокола.

А есть колокола без языка. Попросите ребенка догадаться, как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой».

Спросите ребенка, где он видел настоящие колокола? Наверняка, на колокольне!

А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Попросите ребенка придумать, чем можно заменить колокола? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон. Вот как выглядят оркестровые колокола.

Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет? Попросите ребенка изобразить руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.

Вспомните с малышом песенку «Я играю на гармошке у прохожих на виду. К сожаленью, День рождения только раз в году». На каком инструменте играл Крокодил Гена? Конечно, на гармони – на гармошке!

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)

В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони? Рассмотрите внимательно картинку. Зачем нужны эти пуговки- кнопочки?

Предложите ребенку послушать еще одну загадку о гармони и сказать, какой называется гармонь в этой загадке.

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?

Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная). Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? (Пусть ребенок попробует по аналогии придумать слово «трехрядная»). А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Почему «клавишный» ? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

Рассмотрите с ребенком части гармони на рисунке. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический» , в нем работает невидимка-воздух. Вспомните с ребенком, какую еще работу выполняет воздух-невидимка, как он людям помогает (интересный материал о том, какую работу выполняет воздух Вы найдете )

Интересно об истории любимой русским народом гармошки рассказано в телепередаче «История одной вещи. Гармонь». Это передача для взрослых. Но, показав малышу отдельные фрагменты из нее, Вы поможете ему увидеть, как работает гармонь, какие кнопочки на ней, услышать как гармонь звучит, ее переливы. А также узнаете много нового об истории гармони в России.

Жалейка, рожок, свирель – народные духовые инструменты.

А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху. (Свирель)

Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»

Рожок.

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок.

Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? Конечно же ребенок ответит, что в него дуют, чтобы получился звук. И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты, в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. А свирель – это какой инструмент – тоже духовой или нет?

Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области. А как называют рожки, в которые играли в Костроме? (Костромские – пусть ребенок сам образует это слово от слова «Кострома»). А в Ярославле? (Ярославские). В Курске? (Курские).

Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.

На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? (напомните ребенку, что на рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его)

Если Вы хотите больше узнать о рожках, то можете посмотреть передачу канала «Ремесло» об этих народных инструментах. Это ролик для старших детей и взрослых.

Речевое упражнение «Оркестр»

А теперь, когда ребенок познакомился с наиболее известными русскими народными музыкальными инструментами, можно поиграть в слова. Попросите малыша отгадать, как называется музыкант, который играет на данном инструменте.

Задания для игры:

  • На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто?… (домрист), а на баяне — ? …(баянист). А на гармони играет кто?… (Гармонист). На флейте — ?… (флейтист)
  • А как называют музыканта, который играет на гуслях? (гусляр)
  • А кто играет на балалайке? (балалаечник)
  • На барабане играет… ? (барабанщик), а на жалейке?… (жалейщик). А на свирели — ? (свирельщик)

Главное в этом задании – стимулировать словотворчество детей, их желание экспериментировать со словами, развивать языковое чутье. Все дети в этом задании ошибаются, и это отлично! Если ребенок, например, скажет «На балалайке играет балалай», ответьте ему: «Такое слово могло бы быть в русском языке, но люди договорились называть этого музыканта по-другому. Догадайся, как». Пусть малыш попробует придумать другие слова. Дети могут назвать такие слова – «балалайщик», «балалист» и другие. Стимулируйте ребенка искать правильный вариант, но ни в коем случае не смейтесь над ошибками. Ведь это не ошибки, а словотворчество ребенка, его активный поиск точного слова, его экспериментирование с языком. В конце, если малыш так и не догадался, подскажите началом слова: «балала-е…» и назовите правильный вариант – «На балалайке играет балалаечник». В любом случае похвалите ребенка за его поиски ответов.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что в этой игре главное не запоминание ребенком правильных названий профессий музыкантов, а активный поиск ответа и экспериментирование со словом.

Загадка — картинка для дошкольников.

На каких инструментах играют эти сказочные герои?

Вот и подошло к концу наше первое знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Но мы с Вами не прощаемся!

По просьбам читателей сайта для более удобного использования материала я выкладываю картинки из этой статьи в высоком разрешении в виде презентации «Русские народные музыкальные инструменты» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (найти их можно в разделе группы «Документы» — для тех, кто не знает где это находится — это правый столбик странички группы). Эту презентацию можно редактировать.

А с детьми можно выполнять задания и рассматривать картинки из статьи, данные в презентации ниже.

Еще на сайте о музыкальных инструментах для детей:

Презентация «Русские народные музыкальные инструменты» для игр и занятий с детьми.

В презентацию вошли картинки из этой статьи для занятий с детьми. Скачать презентацию бесплатно можно:

  • здесь по этой ссылке: ,

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Это уже шестой урок из цикла о гениальных изобретениях русских. В этот раз речь пойдет об инструменте, без которого не обходится ни одна русская сказка. Я попытаюсь показать вам как рисовать балалайку поэтапно: Балалайка – символ русского народа и доказательство того, что для творчества достаточно всего три струны и пол литра. Не смотря на кажущуюся простоту девайса, учится играть на нем довольно не просто. Обучение занимает около пяти лет. И то не факт, что после этого вы сможете с легкостью забацать на ней фристайло.

Но не расстраивайтесь. На ДейФан’е вам понадобится всего пару часиков, чтобы изобразить этот инструмент, даже если вы впервые в жизни держите в руках карандаш:

Как нарисовать балалайку карандашом поэтапно

Шаг первый. Сперва набросаем эскиз. Это можно сделать с помощью геометрических фигур: Шаг второй. Добавим головку, гриф и корпус. Шаг третий. Теперь добавим лады и рисунок на балалайке. Шаг четвертый. Аккуратно заштрихуем, чтобы придать ей реалистичности. Вот результат: Очень надеюсь, что урок был полезен для вас. Пишите мне, какие еще музыкальные инструменты хотите изобразить? У нас есть еще такие уроки.

Описание презентации Русские народные музыкальные инструменты Струнные по слайдам

Н азвание «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка»- народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить. Р усское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию корпуса или кузова балалайки, заместившего круглую форму домры.

C начала распространилась балалайка преимущественно в северных и восточных губерниях России, обычно аккомпанируя народным плясовым песням. Но уже в середине XIX века балалайка была очень популярна во многих местах России. На ней играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты, такие как Иван Хандошкин, И. Ф. Яблочкин, Н. В. Лавров. Однако к середине XIX столетия рядом с нею почти повсеместно встречалась гармоника, которая постепенно вытеснила балалайку.

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура» , и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени. Инструмент этот под названием «танбур» , возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем.

Благодаря своим исполнительским возможностям домры в оркестре составляют основную мелодическую группу. Кроме того домра находит своё применение как сольный инструмент. Для неё пишут концертные пьесы и произведения. К сожалению, в качестве народного инструмента в России домра не пользуется особой популярностью, в деревнях она почти не встречается.

Гусли, русский щипковый инструмент. Известен в двух разновидностях. Первая имеет крыловидную (в более поздних образцах треугольную) форму, от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, вторая - шлемовидную форму и 10- 30 струн такой же настройки.

На крыловидных (звончатых) гуслях играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки

На гуслях аккомпанировали собственному пению, исполняли народные песни и танцы, играли соло и в ансамбле с другими инструментами

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом — гармоникой.

Вопреки мнению, что гармонь — изобретение немецких мастеров, академику А. М. Миреку удалось доказать ее русское происхождение. Гармоника в современном виде — с раздвижными мехами (пневмой) и с большим количеством надрезных металлических язычков внутри двух боковых планок — появилась в Санкт-Петербурге. Ее отец — чешский инженер Франтишек Киршник проживал тогда в России, и свой новый инструмент, с гораздо большей силой звука, чем шэн, продемонстрировал питерцам в 1783 году. Имя своему детищу он тоже дал чешское: гармоника. Но теперь это название, как и «гармошка» , стало в русском языке разговорным. Официальное имя этого музыкального инструмента — гармонь.

Гармонь быстро стала русским национальным инструментом. Подкупила гармошка и звучным голосом, и простотой обучения игре. Звук интереснее и сильнее, чем у какой-нибудь дудочки, а сама в десятки раз компактнее господской любимицы — «рояли» .

Баян — тоже изобретение русское. В 1907 году его изготовил Петр Стерлигов. Сам мастер не хвастался, что придумал новый инструмент. А новой четырехрядной хроматической гармони дал имя знаменитого сказителя-музыканта Древней Руси Баяна. Это название унаследовали все инструменты такого типа. Клавиатура же, изобретенная мастером и разместившаяся на правой стороне инструмента, получила название системы Стерлигова.

В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов. Баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.

Первые письменные свидетельства о рожке появляются во второй половине XVIII в В них рожок предстаёт как широко распространённый, исконно русский инструмент: «Орудие это едва ли не самими русскими изобретённое» . Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем вклеенный мундштук. Общая длина рожка колеблется от 320 до 830 мм

Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в Жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука. облике другого инструмента.

Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Свирель - русский инструмент типа продольной флейты. Упоминание о флейтах находят еще в древнегреческих мифах и легендах. Такой тип инструментов существовал у разных народов с древних времён. В Европе в придворном музицировании (XVIII в.) укрепилось его название - «продольная флейта» . Свирель представляет собой простую деревянную (иногда металлическую) дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва» , а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.

Куг клы (кув клы) ии ии или цевн ца ии - духовой музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты. Как правило, она состоит из трех-пяти пустотелых трубок одинакового диаметра, но разной длины - от 100 до 160 мм. Верхние концы трубок открыты, а нижние закрыты. Кувиклы распространены не на всей территории России, а только в Курской, Брянской и Калужской областях. Звук извлекают, дуя на края срезов открытых концов, расположенных на одной линии. Обычно трубки флейты прочно скрепляют между собой, но кувиклы имеют отличительную особенность - в них дудочки не скрепляют, а свободно держат в руке. Используют от 2 до 5 трубок. Набор из пяти дудочек называют «парой» . Играющий на «паре» исполнитель должен не только уметь дуть в дудочки, но и воспроиз- водить голосом недостающие ноты

Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева.

Б бенуи - ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Трещотка — народный музыкальный инструмент, идиофон, заменяющий хлопки в ладоши. Трещотки состоят из набора 18 -20 тонких дощечек (обычно дубовых) длиной 16 -18 см. Они соединяются между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 г. были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещёток в XII веке.

Русские народные инструменты.
Классификация инструментов по источнику звука и способу звукоизвлечения.

Согласно современным данным, в инструментоведении музыкальный инструментарий классифицируется по определяющему признаку - источнику звука и подразделяется по способу его извлечения. В основу этой систематизации положена классификация К.А.Верткова, базирующаяся на разработках немецких ученых Э.Хорнбостеля и К.Закса. В соответствии с источником звука, русские народные инструменты делятся на:

Духовые (аэрофоны),
струнные (хордофоны),
мембранные (мембранофоны),
самозвучащие (идиофоны).

Рассмотрим каждую из групп подробнее.

Русские народные инструменты: духовые.

Источником звука здесь является поток воздуха. По способу звукоизвлечения группа подразделяется на свистковые, язычковые и мундштучные.

К свистковым русским народным инструментам (звук в них возникает в результате рассечения вдуваемой исполнителем воздушной струи об острый край трубки или специальный вырез в ней) относятся различные продольные дудочки.

Одноствольная дудка - продольная трубка, обычно с шестью игровыми отверстиями, дающими диатонический звукоряд.

Двуствольная дудка (ее также называют двойчаткой, двойницей или свирелью - на каждой трубке обычно по три отверстия, дающие звукоряды, находящиеся в квартовом соотношении; в совокупности они соответствуют диапазону одиночной дудки.

Кугиклы, или кувиклы, кувички - многоствольные дудки - это несколько дудочек, обычно от двух до пяти игровых отверстий, с диатоническим звукорядом и небольшим диапазоном в пределах квинты.

Окарины - пустотелые керамические фигурки, обычно в виде птицы или животного, с двумя-тремя игровыми отверстиями, в некоторых инструментах - до десяти, с диатоническим звукорядом в объеме ноны.

Язычковые духовые инструменты.

Язычковые духовые (звук возникает в результате колебания язычка - металлической пластинки) могут быть двух типов. На одном из них используются так называемые бьющие язычки . Изготавливаемые из тростника, бересты, иногда расплющенного основания гусиного пера и т.п., они находятся у проемов, прорезей, прикрывая их. Во время подачи воздуха язычок ударяет по краям этих прорезей. Другая же группа язычковых - с проскакивающими , обычно металлическими язычками . Язычки здесь чуть меньше проемов металлических рамок, к которым точно пригнаны. Один конец у них прочно прикреплен к рамке, другой свободно колеблется в проеме. Если язычки первого типа (бьющие) могут издавать несколько звуков в зависимости от силы и способа вдувания (прерывая воздушную струю, они образуют колебания воздушного столба в трубке, в которой находятся), то язычки второго типа (проскакивающие) издают один звук, соответствующий частоте колебаний самой металлической пластинки. Проскакивающие язычки являются основой гармоник - от простейших конструкций гармоней до современных концертных баянов и аккордеонов. К бьющим язычкам относится жалейка - дудочка с небольшим количеством игровых отверстий (от трех до семи), с пищиком и раструбом, обычно из коровьего рога; она имеет диатонический звукоряд и диапазон в пределах октавы. На парной жалейке - двух скрепленных жалейках - мелодия, в пределах того же звукоряда и диапазона, исполняется на трубке, которая имеет большее число игровых отверстий. На второй же трубке звучит бурдон или подголосок.

Волынка - представляет собой мешок, который надувается исполнителем через особую трубку и двух-трех игровых трубок. Мешок служит воздушным резервуаром. Одна из трубок мелодическая, с голосовыми отверстиями, аналогична жалейке, остальные - неизменно звучащие, бурдонные.

Мундштучные духовые инструменты.

К мундштучным (амбушюрным) духовым русским народным инструментам (звук здесь вызывается вибрацией напряженных губ исполнителя, прикладываемых к узкому концу трубки или к мундштуку) относится пастуший рожок - деревянная трубка с мундштуком, раструбом и небольшим количеством игровых отверстий (чаще всего 5-6), дающих диатонический звукоряд. Рожки часто используются в ансамблях и могут иметь различные размеры и тесситуру.

Среди мундштучных также - пастушья труба и рог ; в отличие от деревянных рожков они не имеют игровых отверстий. На пастушьей трубе извлекается натуральный звукоряд, а на роге (изготавливавшемся из металла, обычно меди) - лишь два звука: основной и октавой выше.


Русские народные инструменты: Струнные.

Источник звука у них - натянутая струна. Русские струнные инструменты подразделяются на щипковые и смычковые.

Русские струнные инструменты: щипковые.

К щипковым (звук извлекается защипыванием струны) относятся инструменты грифные , или танбуровидные - домра и балалайка и безгрифные (псалтиртевидные ) - различные виды гуслей . На первых высота звука изменяется, в основном, укорочением струн на грифе пальцами левой руки при их защипывании или тремолировании по ним правой, а на вторых - в результате перебора струн и быстрого проведения по ним пальцами рук или специальной пластинкой - медиатором (плектром).

Русские струнные инструменты: смычковые.

К смычковым русским народным инструментам относятся гудок и скрипка. Гудок (был распространен в России до конца ХIХ века) имел овальный или грушевидный корпус, чаще всего с тремя струнами, две нижних настраивались в октаву, а третья - квинтой выше. Играли на гудке коротким лукообразным смычком. Исполнитель держал инструмент в вертикальном положении, упирая его в колено или зажимая коленями при игре сидя; гудок мог находиться также в согнутой руке при игре стоя.

В наши дни в качестве русского народного инструмента в ряде областей, преимущественно в Смоленской, Брянской, Курской бытует скрипка . Исполнительство на ней имеет характерные особенности: незначительная роль vibrato, обилие жестких кварто-секундовых созвучий, бурдонный, непрерывно звучащий фон органного пункта к изложению мелодической линии и т.п.

Русские народные инструменты: мембранные.

Здесь источник звука - упругая мембрана, колеблющаяся в результате удара по ней. Среди русских мембранных наиболее известен бубен - в виде деревянного обруча, одна сторона которого обтянута кожаной мембраной. В отверстия стенок обруча обычно вставляются маленькие металлические тарелочки, дополняющие звучание бубна звенящими призвуками. По мембране исполнитель ударяет, делает тремоло, встряхивает бубен и т.п. В прошлые века пользовались популярностью накры - небольшие глиняные литавры, по кожаной мембране которых ударяли двумя палочками. С глубокой древности был известен на Руси также барабан, имевший цилиндрическую или бочкообразную форму, с обеих сторон деревянных обечаек натягивались кожаные мембраны, по которым ударяли колотушкой.

Русские народные инструменты: самозвучащие.

Обычно это также ударные инструменты, но источник звука в них - сам материал, из которого они изготовлены. В русской этнической среде наибольшей популярностью пользовались ложки - в виде деревянных столовых ложек с несколько удлиненными рукоятками, к которым иногда привязываются бубенчики. Играют на ложках разнообразными способами - ударяя ложкой в правой руке по двум или трем зажатым в левой, по ложке, находящейся в голенище сапога, резким встряхиванием зажатых в обеих руках ложек и т.п.

Большой популярностью пользуются также трещотки - чаще всего, в виде деревянных дощечек, нанизанных на шнур или ремешок и отделенных друг от друга узкими деревянными планками. При встряхивании дощечки, ударяясь одна о другую, издают сухой, трескучий звук.

В качестве исконно национального русского музыкального инструмента широко известны колокола . На протяжении многих веков формировались на Руси самые различные виды колокольных звонов, характерных большой мелодической и ритмической самобытностью - праздничные, набатные, встречные, встречные, проводные, похоронные и т.п.

В прошлых веках как русский инструмент употреблялся также варган , в виде металлической подковки, в центре которой находился язычок - тонкая металлическая пластинка с крючком на конце. При игре варган зажимают зубами, защипывая крючок пальцами. Вибрируя, язычок издает бурдонирующий основной тон, а путем изменения объема полости рта, исполнитель выделяет определенный обертон - обычно диапазоном в кварту или квинту. В настоящее время как русский инструмент не употребляется, однако весьма распространены разновидности данного инструмента у многих иных народов России (башкирский кубыз, якутский хомус и др.).

Для академического инструментария важно, что все мембранные и самозвучащие (за исключением варгана) составляют группу ударных инструментов оркестра, в частности русского народного. Способ звукоизвлечения на них - удар - практически оказывается существеннее, чем источник звука. Поэтому в музыке нотной традиции представляется гораздо более важным классифицировать ударные инструменты не на мембранные и самозвучащие, а на инструменты с определенной высотой звука (литавры, колокола, колокольчики, вибрафон и др.) и с неопределенной высотой звука (бубен, большой и малый барабан, треугольник, тарелки, ложки, трещотки и проч.).

Существуют и другие критерии систематизации музыкального инструментария. Но чтобы понять причины, по которым одни русские народные инструменты были академизированы и вошли в состав оркестра народных инструментов, а другие остались только в практике слуховой традиции - фольклоре, важно выявить интонационную сущность русского инструментария, систематизировав его на этой основе.