Ирвин шоу биография

Ирвин Шоу - писатель с богатым жизненным опытом, тонкой наблюдательностью, умением распознать в человеке малозаметные психологические жесты и нюансы поведения, включить их в сюжетные коллизии. Его произведения на долгие годы заняли прочную позицию в списках мировых бестселлеров.

В книгу вошли романы "Богач, бедняк" и "Нищий, вор". Вот уже несколько десятилетий эта дилогия пользуется популярностью у читателей.

...Он рисковал. Рисковал снова и снова.
Он играл со смертью. Играл, чтобы ощутить вкус к жизни.
Он не мог существовать по-другому. Не знал иного способа убежать от себя. Если убежать от себя вообще возможно.
А если нет - что тогда?

Он - "человек кино". Человек, настолько привыкший к своему таланту и успеху, что не замечает, как в череде мимолетных интриг и интрижек, мелких уступок и компромиссов, случайных сделок с совестью талант и успех покидают его.
И что же дальше - отчаянный "кризис среднего возраста" или боль прозрения и ясное, четкое осознание необходимости все начать вновь?

Жизнь человека - лишь крошечная песчинка в пустыне времени. Это - золотые двадцатые и непроглядная чернота Великой депрессии. Это - кошмар Второй мировой и отчаянное счастье уцелевших. Это - горькие утраты и восхитительные победы. Ибо, пока еще не ушли, мы - эпицентр мира, а когда уйдем, уже для детей наших зазвучат, как когда-то для нас, голоса летнего дня...

Две недели в чужом городе. Время переосмыслить свою жизнь? Время пережить заново прошлое - или начать сначала? Начать с нуля? Попытаться отыграть назад прошлые неудачи и ошибки? Превратить старую муку и ненависть в новую нежность и любовь? Две недели в чужом городе. Время перемен...

Преуспевающий книгоиздатель, счастливый в семейной жизни, просыпается от ночного звонка. Какой-то незнакомец, угрожая ему, хочет с ним встретиться через 10 минут возле его дома на улице, иначе ему не поздоровится. По совету детектива Деймон стал составлять список своих недоброжелателей. По ходу составления списка вспоминает свою жизнь и тех, кого мог задеть.

Как и другие произведения писателя - "Две недели в другом городе", "Вечер в Византии", "Богач, бедняк", - этот роман открывает читателю мир хрупких связей и сложных, подчас непредсказуемых отношений между людьми. История о том, как одна ошибка может перевернуть всю жизнь человека и его близких, о неоцененном и разрушенном семейном счастье рассказана обманчиво простым языком, поражает авторским знанием человеческой...

...Армия. Просто - АРМИЯ.
Армия интеллектуалов-офицеров и бесстрашных солдат - или армия издерганных мальчишек, умирающих неизвестно за что, и пожилых циников, которым давно уже все равно, за что умирать.
Армия неудачников - или армия героев?
А, строго говоря, есть ли разница?

Ирвин Шоу - Неслышные голоса

Хьюго Плейс был обыкновенным американским парнем: женат, вес двести тридцать пять фунтов, румянец во всю щеку, сломанный нос, пять прекрасных искусственных передних зубов и шрам с шестьюдесятью тремя швами на правой ноге, оставшийся после того, как врачи основательно потрудились над его коленной чашечкой.

Годы жизни: с 27.02.1913 по 16.05.1984

Ирвин Шоу - американский писатель - романист, новеллист, драматург. Ирвин Шоу стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературу в обманчиво простую форму занимательной беллетристики. Романы Ирвина Шоу не только неизменно становились бестселлерами, многократно переиздавались и экранизировались, и вошли в золотой фонд литературы ХХ века.

Биография
Настоящее имя писателя - Ирвин Гилберт Шамфорофф (Irwin Gilbert Shamforoff). Писатель родился в США, в Южном Бронксе Нью-Йорка, в семье евреев-иммигрантов из России. Вскоре, после рождения Ирвина, семья переезжает в Бруклин, и меняет фамилию на Шоу. Детские и юношеские годы писатель провел в Бруклине, где в 1934 г. окончил Бруклинский колледж, со степенью бакалавра.

В юности он испытал сильное воздействие духовного климата "красных тридцатых"; увлекался Б. Брехтом, Ф. Лоркой, Э. Хемингуэем. После окончания Бруклинского колледжа (1934) зарабатывал на жизнь сочинением радиосериалов для популярных шоу «Энди Гамп» и «Дик Трейси».
В 1936 году журнал «Новый мир» опубликовал пьесу двадцатилетнего американца, которая называлась «Предайте мертвых земле». Это был дебют Ирвина Шоу. И в США, и в СССР его узнали одновременно, но по-настоящему в нашей стране этого писателя открыли совсем недавно. Через год пьесу «Предайте мертвых земле» поставили на Бродвее. Свое неприятие войны Шоу высказывает устами погибших солдат, которые, восстав из мертвых, обращаются к зрительному залу.
Свои первые рассказы Ирвин Шоу публикует в журналах «Нью-йоркер» и «Эсквайр». Растущую угрозу фашизма и всю атмосферу предвоенных лет, эпохи открытых социальных антагонизмов, депрессии, гнева, дают почувствовать рассказы Шоу, собранные в книге «Матрос с «Бремена»».
В 1940-х Шоу пишет сценарии к нескольким фильмам.

С началом Второй мировой войны, пацифист Шоу, пошел добровольцем на фронт; несколько лет был военным корреспондентом. Опыт военных лет лег в основу его лучшего романа «Молодые львы», на долю которого выпал огромный успех – он стал бестселлером, и был, к тому же, высоко оценен критикой. Роман стоит в ряду лучших произведений о Второй мировой войне. «Молодые львы» выделяется среди других «военных» романов, поскольку Шоу пытался осмыслить политическую сторону событий и сам феномен фашизма. «Молодые львы» содержат в себе приметы романа воспитания, духовного возмужания, обретения зрелости. Это качество сближает книгу Шоу скорее с европейским, чем с американским романом о войне. Герои пытаются найти собственное место в схватке с фашизмом, не утрачивая сознания исторической значимости события, переломившего их жизнь. Фашизм истолкован Шоу как свидетельство банкротства прекраснодушных либеральных иллюзий, игнорирующих реальную противоречивость начал, заложенных в человеке, и страшную силу фанатизма, овладевающего толпой. Роман был экранизирован в 1958 году.
В течение 1950-х Шоу написал несколько киносценариев, в том числе «Любовь под вязами» (на основе пьесы Юджина О’Нила) и «Огонь из преисподней» (о трамповом судне в Карибском море).
Второй роман «Взбаламученный воздух» (Растревоженный эфир) содержал тягостную картину американской жизни, стиснутой удавкой маккартизма. Роман был опубликован в 1951 г. после того, как Шоу ложно обвинили в коммунистических убеждениях, в нашумевшей антикоммунистической публикации «Красные каналы». Главы кинокомпаний занесли Ирвина Шоу в чёрный список Голливуда.

Уроки Хемингуэя чувствуются во всех книгах Шоу, определяя доминирующий тип героя. Это личность немногословная, наделенная сильной волей, мужеством, которое снова и снова проверяет судьба, словно задавшись целью удостовериться, что под ее ударами человек становится «крепче на изломе».

В 1951 г. Шоу покинул США и уехал в Европу, где прожил 25 лет, в основном, в Париже и Швейцарии. Позже Шоу заявит, что этот чёрный список только «слегка контузил» его карьеру.
Отшлифованная до совершенства проза, столь типичная для Ирвина Шоу, полностью заблистала в его поздних, более крупных работах. Однако, она прекрасно звучит и в ранних коротких рассказах, которые, как известно, являются одним из наиболее сложных литературных жанров.
В 50-60-е годы Шоу создал немало прекрасных образцов «малой прозы». Новеллы Шоу отличаются изяществом стиля и точностью характеристик - и психологических, и социальных. За первым сборником новелл Шоу, «Матрос с "Бремена"», последовали «Добро пожаловать в большой город!» (1942), «Акт доверия» (1946), «Пестрая компания» (1950), «Ставка на мертвого жокея» (1957), «Любовь на темной улице» (1965), «Господь был здесь, но рано ушел» (1973), а в 1982 году вышло «Полное собрание рассказов».

Во время жизни в Европе, Шоу написал ряд книг: «Люси Краун» (1956), «Две недели в другом городе» (1960), «Воспоминания утраты» (1982).

Как и многие новеллисты 40-50-х годов, Шоу двигался в фарватере Хемингуэя, разрабатывая щедрые художественные возможности подтекста, недосказанности, используя метод «объективного описания», для передачи нюансов психологии. В лучших рассказах Шоу любовь к простым американцам сочетается с обеспокоенностью - нарастает потребительское мироощущение, мелочные заботы, стандартизируются поступки, мысли, ориентиры. Персонажи его новелл ведут вполне благополучное существование, но в один прекрасный день их вдруг охватывает чувство неподлинности образа жизни, еще совсем недавно представлявшегося естественным и разумным.
Классикой американской литературы и лучшим произведением Шоу считается роман «Богач, бедняк» (1970) - семейная хроника послевоенных лет, изображающая американский национальный характер и отдельные человеческие судьбы на фоне значительных общественных событий. В романе воспроизведены существенные черты послевоенной американской жизни, и описан процесс деградации личности, подчинившейся духу делячества. В Америке истинный американец - это человек, который "сам себя сделал". Шоу предлагает познакомиться с людьми, которые сами себя разрушали, ибо верили в ложные идеалы, гнались за псевдоценностями. Роман не раз экранизирован кинематографистами различных стран. Фильм, поставленный на Рижской студии по роману «Богач, бедняк», пользовался огромным зрительским успехом и в России.

К продолжению саги Шоу вернулся лишь через семь лет, в романе «Нищий, вор». В промежутке им создано два романа: «Вечер в Византии» (1973) и «Ночной портье» (1975).

«Нищий, вор» - вторая часть дилогии о Джордахах. Построенная в виде традиционной семейной хроники, дилогия прослеживала неизбежный распад связей между людьми, избравшими для себя противоположные жизненные ориентации: конформистскую, как "богач" Рудольф, и бунтарскую, как "бедняк" Томас, а затем его сын, Весли, мстящий за гибель отца.

После выхода романов «Богач, бедняк » и «Нищий, вор » на русском языке, имя Ирвина Шоу заняло едва ни первую строчку популярности в нашей стране среди зарубежных писателей.
В романе «Вечер в Византии» Шоу стремился воссоздать истоки духовного кризиса, пережитого американским обществом в 60-е гг. Рассказывая о кинорежиссере, переживающем состояние творческого тупика, Шоу сумел создать выразительный образ эпохи, отмеченной массовым разочарованием в исконных американских идеалах и, выросшей на этой почве, «молодежной революцией», которая оказалась несостоятельной при всем своем радикализме.

В сборнике «Пять десятилетий» (1978) представлены лучшие новеллы писателя, отличающиеся изяществом стиля и точностью характеристик - и психологических, и социальных. Ирвин Шоу - автор, обладающий поистине уникальной способностью соединять в своих произведениях глубину, увлекательность напряженной интриги и поразительное знание человеческой психологии. Умело выстроенный сюжет, захватывающая интрига, отшлифованные до совершенства диалоги, яркие образы персонажей и эмоциональный накал чувств - все это составляющие неповторимого стиля Шоу-новеллиста. Он стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературную суть в обманчивую простую форму занимательной беллетристики.

В романе "Хлеба по водам" (1981) отчетливо видно дарование Шоу, умевшего в гуще повседневности находить серьезные нравственные коллизии - вроде той, с которой сталкивается герой этого романа, школьный учитель, чье бескорыстие оказалось ненадежной защитой, когда каприз фортуны позволил ему приобщиться к миру больших денег.

Ирвин Шоу останется в истории американской литературы как автор книг, отмеченных истинным гуманизмом, проникнутых реальной болью и тревогой за человека, уверенностью в том, что человек, говоря словами Фолкнера, «выстоит и восторжествует».

Ирвин Шоу (англ. Irwin Shaw , МФА: [ˈɝwɪn ˈʃɔ] Эруин Шо ; настоящее имя - Ирвин Гилберт Шамфорофф англ. Irwin Gilbert Shamforoff ; 27 февраля 1913, Нью-Йорк - 16 мая 1984, Давос) - американский писатель и киносценарист. Известность ему принёс первый его роман «Молодые львы».

Шоу родился в Южном Бронксе, в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов из России. Вскоре после рождения Ирвина семья переезжает в Бруклин и меняет фамилию на Шоу. Юность Шоу прошла в Бруклине, где в 1934 году он окончил Бруклинский колледж со степенью бакалавра.

Шоу начал писать сценарии в 1935 году в возрасте 21 года, в том числе и для радиоспектаклей, например, «Дик Трейси». В 1936 году впервые был поставлен спектакль Шоу «Предайте мёртвых земле». В спектакле речь идёт о группе солдат, павших в бою. В 1940-х Шоу написал сценарии к нескольким фильмам: «Город говорит» (комедия, посвящённая теме гражданских свобод) и др.

Шоу поступил на военную службу в армию США и был уорэнт-офицером во время Второй мировой войны. «Молодые львы» - первый роман Шоу - был опубликован в 1949 году. Основанный на реальном опыте, полученном писателем за годы войны, роман оказался очень удачным и был экранизирован (Молодые львы, 1958) Экранизацию вряд ли можно назвать адекватной тексту, поэтому неудивительно, что Шоу она не понравилась.

Второй роман Шоу «Растревоженный эфир», описывающий рост маккартизма, был опубликован в 1951 году. После того, как его ложно обвинили в коммунистических убеждениях в нашумевшей антикоммунистической публикации «Красные каналы» (Red Channels: The Report of Communist Influence in Radio and Television ), главы кинокомпаний занесли Шоу в чёрный список Голливуда. В 1951 году Шоу покинул США и уехал в Европу, где прожил 25 лет, в основном в Париже и Швейцарии. В течение 1950-х Шоу написал несколько киносценариев, в том числе «Любовь под вязами» (на основе пьесы Юджина О’Нила) и «Огонь из преисподней» (о трамповом судне в Карибском море).

Во время жизни в Европе Шоу написал ряд книг: «Люси Краун» (1956), «Две недели в другом городе» (1960), а также роман «Богач, бедняк» (1970), к которому позднее было написано неудачное, по мнению критиков, продолжение - «Нищий, вор». Снятый по роману «Богач, бедняк» сериал оказался исключительно успешным («Rich Man, Poor Man», 1976). В 1982 году на Литовской киностудии СССР также был снят телесериал «Богач, бедняк…» по этому роману.

Ирвин Шоу является обладателем ряда престижных премий и наград, включая две премии О. Генри, награду Американской академии искусств и литературы и три премии Плейбой. Шоу умер в Давосе в Швейцарии в возрасте 71 года.

Библиография

  • 1936 - «Предайте мёртвых земле» (пьеса)
  • 1937 - «Осада» (пьеса)
  • 1937 - «Бруклинская идиллия» (пьеса)
  • 1939 - «Моряк из Бремена» (сборник рассказов)
  • 1941 - «Добро пожаловать в наш город» (сборник рассказов)
  • 1944 - «Убийцы» (пьеса)
  • 1946 - «Акт доверия» (сборник рассказов)
  • 1949 - «Молодые львы»
  • 1950 - «Доверяй, но проверяй» (сборник рассказов)
  • 1951 - «Растревоженный эфир»/«Взвихрённый воздух» (роман)
  • 1956 - «Люси Краун» (роман)
  • 1957 - «Ставка на мёртвого жокея» (сборник рассказов)
  • 1960 - «Две недели в другом городе» (роман)
  • 1965 - «Голоса летнего дня» (роман)
  • 1965 - «Любовь на тёмной улице» (сборник рассказов)
  • 1970 - «Богач, бедняк» (роман)
  • 1973 - «Вечер в Византии» (роман)
  • 1973 - «Бог был здесь, но уже ушёл» (сборник рассказов)
  • 1975 - «Ночной портье» (роман)
  • 1977 - «Нищий, вор» (роман)
  • 1978 - «Пять десятилетий» (сборник рассказов)
  • 1979 - «Вершина холма» (роман)
  • 1981 - «Хлеб по водам» (роман)
  • 1982 - «Допустимые потери» (роман)

Сценарии И. Шоу к фильмам и фильмы, созданные по его произведениям

  • 1936 - Большая игра (англ. THE BIG GAME )
  • 1941 - Из тумана (англ. OUT OF THE FOG ) (пьеса, как основа сценария)
  • 1942 - Город говорит (англ. THE TALK OF THE TOWN ) (совместно с Сиднеем Бахманом)
  • 1942 - Трудный путь (англ. THE HARD WAY ) (совместно с Дэниэлом Фухсом и Джерри Уолдом)
  • 1943 - Коммандос атакуют на рассвете (англ. THE COMMANDOS STRIKE AT DAWN )
  • 1949 - Легкая жизнь (англ. EASY LIVING ) (автор сюжета, совместно с Чарльзом Шнее)
  • 1949 - Ошибочный шаг (англ. TAKE ONE FALSE STEP ) (автор сюжета, совместно с Честером Эрскином и Дэвидом Шоу)
  • 1951 - Ты мне нужна (англ. I WANT YOU )
  • 1953 - Акт любви (англ. ACT OF LOVE )
  • 1954 - Улисс (англ. ULYSSESS ) (совместно с другими)
  • 1956 - Война и мир (англ. WAR AND PEACE ) (не аккредитован) - фильм 1956, по роману Л. Толстого, реж. Кинг Видор и Марио Сольдати
  • 1957 - Ставка на мертвого жокея (англ. TIP ON A DEAD JOCKEY
  • 1957 - Огонь из преисподней (англ. FIRE DOWN BELOW )
  • 1958 - Молодые львы (англ. THE YOUNG LIONS ) (роман, как основа сценария)
  • 1958 - Любовь под вязами (англ. DESIRE UNDER THE ELMS ) (по пьесе Юджина О’Нила, реж. Делберт Манн)
  • 1958 - Плотина у Тихого океана/ Суровый возраст (фр. Barrage contre le Pacifique / англ. THIS ANGRY AGE/ THE SEA WALL ,совместно с Рене Клеманом, по одноименному роману М. Дюрас)
  • 1961 - Большая афера (англ. THE BIG GAMBLE )
  • 1962 - Две недели в другом городе (англ. TWO WEEKS IN ANOTHER TOWN ) (роман, как основа сценария)
  • 1963 - Во французском стиле (англ. IN THE FRENCH STYLE ) (совместное производство)
  • SURVIVAL 1967, 1968
  • 1969 - Их было трое (англ. THREE ) (автор сюжета)
  • 1980 - Вершина холма (англ. THE TOP OF THE HILL ) (телесериал, по адаптированному роману)
  • 1982 - Богач, бедняк… (СССР; режиссёр: Арунас Жебрюнас) (4 серии)

Ирвин Шоу - фото

Годы жизни: с 27.02.1913 по 16.05.1984

Ирвин Шоу - американский писатель - романист, новеллист, драматург. Ирвин Шоу стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературу в обманчиво простую форму занимательной беллетристики. Романы Ирвина Шоу неизменно становились бестселлерами, многократно переиздавались и экранизировались, и вошли в золотой фонд литературы ХХ века.

Настоящее имя писателя - Ирвин Гилберт Шамфорофф (Irwin Gilbert Shamforoff). Писатель родился в США, в Южном Бронксе Нью-Йорка, в семье евреев-иммигрантов из России. Вскоре, после рождения Ирвина, семья переезжает в Бруклин, и меняет фамилию на Шоу. Детские и юношеские годы писатель провел в Бруклине, где в 1934 г. окончил Бруклинский колледж, со степенью бакалавра.

В юности он испытал сильное воздействие духовного климата "красных тридцатых"; увлекался Б. Брехтом, Ф. Лоркой, Э. Хемингуэем. После окончания Бруклинского колледжа (1934) зарабатывал на жизнь сочинением радиосериалов для популярных шоу «Энди Гамп» и «Дик Трейси».

В 1936 году журнал «Новый мир» опубликовал пьесу двадцатилетнего американца, которая называлась «Предайте мертвых земле». Это был дебют Ирвина Шоу. И в США, и в СССР его узнали одновременно, но по-настоящему в нашей стране этого писателя открыли совсем недавно. Через год пьесу «Предайте мертвых земле» поставили на Бродвее. Свое неприятие войны Шоу высказывает устами погибших солдат, которые, восстав из мертвых, обращаются к зрительному залу.

Свои первые рассказы Ирвин Шоу публикует в журналах «Нью-йоркер» и «Эсквайр». Растущую угрозу фашизма и всю атмосферу предвоенных лет, эпохи открытых социальных антагонизмов, депрессии, гнева, дают почувствовать рассказы Шоу, собранные в книге «Матрос с «Бремена».

В 1940-х Шоу пишет сценарии к нескольким фильмам.

С началом Второй мировой войны, пацифист Шоу, пошел добровольцем на фронт; несколько лет был военным корреспондентом. Опыт военных лет лег в основу его лучшего романа «Молодые львы», на долю которого выпал огромный успех – он стал бестселлером, и был, к тому же, высоко оценен критикой. Роман стоит в ряду лучших произведений о Второй мировой войне. «Молодые львы» выделяется среди других «военных» романов, поскольку Шоу пытался осмыслить политическую сторону событий и сам феномен фашизма. «Молодые львы» содержат в себе приметы романа воспитания, духовного возмужания, обретения зрелости. Это качество сближает книгу Шоу скорее с европейским, чем с американским романом о войне. Герои пытаются найти собственное место в схватке с фашизмом, не утрачивая сознания исторической значимости события, переломившего их жизнь. Фашизм истолкован Шоу как свидетельство банкротства прекраснодушных либеральных иллюзий, игнорирующих реальную противоречивость начал, заложенных в человеке, и страшную силу фанатизма, овладевающего толпой. Роман был экранизирован в 1958 году.

В течение 1950-х Шоу написал несколько киносценариев, в том числе «Любовь под вязами» (на основе пьесы Юджина О’Нила) и «Огонь из преисподней» (о трамповом судне в Карибском море).

Второй роман «Взбаламученный воздух» (Растревоженный эфир) содержал тягостную картину американской жизни, стиснутой удавкой маккартизма. Роман был опубликован в 1951 г. после того как Шоу ложно обвинили в коммунистических убеждениях, в нашумевшей антикоммунистической публикации «Красные каналы». Главы кинокомпаний занесли Ирвина Шоу в чёрный список Голливуда.

Уроки Хемингуэя чувствуются во всех книгах Шоу, определяя доминирующий тип героя. Это личность немногословная, наделенная сильной волей, мужеством, которое снова и снова проверяет судьба, словно задавшись целью удостовериться, что под ее ударами человек становится «крепче на изломе».

В 1951 г. Шоу покинул США и уехал в Европу, где прожил 25 лет, в основном, в Париже и Швейцарии. Позже Шоу заявит, что этот«чёрный список» только «слегка контузил» его карьеру.

Отшлифованная до совершенства проза, столь типичная для Ирвина Шоу, полностью заблистала в его поздних, более крупных работах. Однако, она прекрасно звучит и в ранних коротких рассказах, которые, как известно, являются одним из наиболее сложных литературных жанров.

В 50-60-е годы Шоу создал немало прекрасных образцов «малой прозы». Новеллы Шоу отличаются изяществом стиля и точностью характеристик - и психологических, и социальных. За первым сборником новелл Шоу, «Матрос с "Бремена"», последовали «Добро пожаловать в большой город!» (1942), «Акт доверия» (1946), «Пестрая компания» (1950), «Ставка на мертвого жокея» (1957), «Любовь на темной улице» (1965), «Господь был здесь, но рано ушел» (1973), а в 1982 году вышло «Полное собрание рассказов».

Во время жизни в Европе, Шоу написал ряд книг: «Люси Краун» (1956), «Две недели в другом городе» (1960), «Воспоминания утраты» (1982).

Как и многие новеллисты 40-50-х годов, Шоу двигался в фарватере Хемингуэя, разрабатывая щедрые художественные возможности подтекста, недосказанности, используя метод «объективного описания», для передачи нюансов психологии. В лучших рассказах Шоу любовь к простым американцам сочетается с обеспокоенностью - нарастает потребительское мироощущение, мелочные заботы, стандартизируются поступки, мысли, ориентиры. Персонажи его новелл ведут вполне благополучное существование, но в один прекрасный день их вдруг охватывает чувство неподлинности образа жизни, еще совсем недавно представлявшегося естественным и разумным.

Классикой американской литературы и лучшим произведением Шоу считается роман «Богач, бедняк» (1970) - семейная хроника послевоенных лет, изображающая американский национальный характер и отдельные человеческие судьбы на фоне значительных общественных событий. В романе воспроизведены существенные черты послевоенной американской жизни, и описан процесс деградации личности, подчинившейся духу делячества. В Америке истинный американец - это человек, который "сам себя сделал". Шоу предлагает познакомиться с людьми, которые сами себя разрушали, ибо верили в ложные идеалы, гнались за псевдоценностями. Роман не раз экранизирован кинематографистами различных стран. Фильм, поставленный на Рижской студии по роману «Богач, бедняк», пользовался огромным зрительским успехом и в России.

К продолжению саги Шоу вернулся лишь через семь лет, в романе «Нищий, вор». В промежутке им создано два романа: «Вечер в Византии» (1973) и «Ночной портье» (1975).

«Нищий, вор» - вторая часть дилогии о Джордахах. Построенная в виде традиционной семейной хроники, дилогия прослеживала неизбежный распад связей между людьми, избравшими для себя противоположные жизненные ориентации: конформистскую, как "богач" Рудольф, и бунтарскую, как "бедняк" Томас, а затем его сын, Весли, мстящий за гибель отца.

После выхода романов «Богач, бедняк» и «Нищий, вор» на русском языке, имя Ирвина Шоу заняло едва ни первую строчку популярности в нашей стране среди зарубежных писателей.

В романе «Вечер в Византии» Шоу стремился воссоздать истоки духовного кризиса, пережитого американским обществом в 60-е гг. Рассказывая о кинорежиссере, переживающем состояние творческого тупика, Шоу сумел создать выразительный образ эпохи, отмеченной массовым разочарованием в исконных американских идеалах и, выросшей на этой почве, «молодежной революцией», которая оказалась несостоятельной при всем своем радикализме.

В сборнике «Пять десятилетий» (1978) представлены лучшие новеллы писателя, отличающиеся изяществом стиля и точностью характеристик - и психологических, и социальных. Ирвин Шоу - автор, обладающий поистине уникальной способностью соединять в своих произведениях глубину, увлекательность напряженной интриги и поразительное знание человеческой психологии. Умело выстроенный сюжет, захватывающая интрига, отшлифованные до совершенства диалоги, яркие образы персонажей и эмоциональный накал чувств - все это составляющие неповторимого стиля Шоу-новеллиста. Он стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературную суть в обманчивую простую форму занимательной беллетристики.

В романе "Хлеба по водам" (1981) отчетливо видно дарование Шоу, умевшего в гуще повседневности находить серьезные нравственные коллизии - вроде той, с которой сталкивается герой этого романа, школьный учитель, чье бескорыстие оказалось ненадежной защитой, когда каприз фортуны позволил ему приобщиться к миру больших денег.

Ирвин Шоу останется в истории американской литературы как автор книг, отмеченных истинным гуманизмом, проникнутых реальной болью и тревогой за человека, уверенностью в том, что человек, говоря словами Фолкнера, «выстоит и восторжествует».

Библиография

* The Young Lions, рус. пер. 1962
* (Взбаламученный воздух, Взвихренный воздух) The Troubled Air
* Lucy Crown
* Two Weeks in Another Town
* Voices of a Summer Day
* Rich Man, Poor Man рус. пер. 1979
* Evening in Byzantium , рус. пер. 1976
* Nightwork
* Beggarman, Thief рус. пер. 1986
* The Top of the Hill
* Bread upon the waters
* Acceptable Losses

* Предайте мёртвых земле 1936
* Осада1937
* Бруклинская идиллия1937
* Убийцы1944

Сборники рассказов

Сборник Матрос из Бремена Sailor off the "Bremen"
Рассказы
* Я - за Дэмпси!
* Девушки в летних платьях
* Возвращение в Канзас-Сити
* Помощник шерифа
* Вторичная закладная
* Вперед, только вперед, если ты вышел на поле!
* Прогулка по Чарлз-ривер
* Санта-Клаус
* Памятник
* Греческий генерал
* Мой бутончик!
* Клубничное мороженое с газировкой
* Хозяин
* Маленький Генри Ирвинг
* Прекрати наседать, Рокки!
* Живущие в других городах
* Я стану оплакивать их в грядущем
* Район кладбищ

Сборник Добро пожаловать в город!
Рассказы

* Город погрузился в полную темноту
* Основные течения американской мысли
* Пробежка на восемьдесят ярдов
* Добро пожаловать в город!
* Сознание, не отягощенное преступлением
* Главный свидетель
* Дом страданий
* Торжество правосудия
* Мнение, рожденное ночью
* Поиск на городских улицах
* Избранная клиентура
* Индеец в разгаре ночи
* Это случилось в Рочестере
* Твердая скала принципа
* Цена обещания
* Лемке, Погран и Блауфокс
* Обед в дорогом ресторане
* Сетования мадам Решевски
* Образец любви

Сборник Акт доверия
Рассказы

* Проповедовать на пыльных дорогах
* Глубокое доверие
* Судьба пулеметчика
* Когда ноет душевная рана
* Гамлеты всего мира
*
* Роль в пьесе
* Священник
* Ночь в Алжире
* Медаль из Иерусалима
* Ветераны вспоминают
* Акт веры

Сборник
Рассказы

* В плену у бессонницы
* Страсти младшего капрала Хокинса
* Встреча вдов
* Однорукий
* Обнаженная в зеленых тонах
* Предайте павших земле

Сборник Доверяй, но проверяй

Сборник
Рассказы

* Ставка на мертвого жокея
* Скверная истори
* В чисто французском стиле
* Питер Второй
* Суеверие в век здравомыслия
* Поцелуй у Кротонского водопада
* Тогда нас было трое
* Солнечные берега реки Леты
* Свадьба друга
* Из Америки в Европу, из Европы в Америку
* Марш, марш на поле...
* Приговор присяжных: невиновен
* Вторая закладная
* Чистая совесть – надежный щит
* Сколько прекрасных цветов...
* В разгар бессонницы

Сборник Love on a dark street
Рассказы

* Человек, который женился на француженке
* Обитатели Венеры
* Городские звуки
* Год на изучение языка
* Любовь на темной улице
* Однажды в Алеппо
* Круг света
* Мечтательная, нежная, веселая
* Настрой свое сердце на каждый голос
* Золотистый лютик у края могилы

Сборник
Рассказы

* В грядущем о бывалом не замолчат
* Неслышные голоса
* Раствор Маннихона
* Неудачная суббота
* Бог был здесь, но уже ушел
*...Где мудро все и справедливо...
* Это случилось в Рочестере
* Священник
* Морской бог
* Встреча вдов

Сборник Пять десятилетий Short Stories: Five Decades

Сборник Полное собрание рассказов

Экранизации произведений, театральные постановки

* Большая игра
* Весь город говорит
* Коммандос атакуют на рассвете
* Сделай один ложный шаг
* Я хочу тебя
* Закон и Джейк Уэйд
* Молодые львы
* Большая игра
* Две недели в другом городе
* Богач, бедняк (сериал)
* Девушки в летних платьях и другие истории Ирвина Шоу [ТВ]
* Женщины и мужчины 2: В любви нет правил [ТВ]