Горький детство описание дома. Сочинение на тему: дед каширин и его семья (м. горький. «детство»)

­Алёша в доме деда

Повесть «Детство» была написана М. Горьким в 1913 году и являлась автобиографической. В ней автор рассказал частично о своем собственном детстве, проведенном в доме бабушки с дедушкой – Акулины Ивановны Кашириной и Василия Васильича Каширина. Это был непростой период в жизни мальчика, рано лишившегося отца и кормильца семьи. Главный герой, Алеша Пешков , с первых дней в доме деда сразу же замечает враждебную атмосферу. Родственники у него угрюмые, завистливые, жадные и самолюбивые. Дядьки наперебой ссорятся каждый день, требуют у деда наследство.

Единственным человеком, скрасившим детство мальчика, была бабушка Акулина Ивановна. Она знала великое множество сказок и старалась, как могла, сохранять мир в доме. Ее любимым занятием было вышивание и плетение кружева. С юных лет это хобби помогало ей зарабатывать на жизнь. Мать Алеши появлялась редко, она жила своей жизнью. На улицу Алеша почти не выходил. Там его часто били соседские ребята. В доме деда был еще один человек, с которым ему было интересно и весело – Иван-Цыганок . Мальчик был сиротой, которого в зимнюю пору подобрала Акулина Ивановна.

Он рос хорошим мастером, потому все дядьки наперебой хотели забрать его к себе. Цыганок, по сути, был наивным и добродушным ребенком, которому едва исполнилось девятнадцать. Вскоре он умер из-за дядьки Якова, который заставил его посреди зимы тащить на могилу жены, которую сам же и убил, огромный дубовый крест. Парень надорвался и умер. Вскоре дед Алеши купил новый дом, больше прежнего. Некоторые комнаты он сдавал. Среди жителей появился «худощавый, сутулый человек» с добрым нравом. Имени у него не было, все звали его Хорошим Делом. Хорошее Дело научил Алешу правильно излагать события, отсекая все лишнее.

Деду этот грамотей не нравился. Он его звал нахлебником и колдуном, поэтому вскоре Хорошему Делу пришлось съехать. Сам дед владел большой красильной мастерской. Он был человеком жестким и непримиримым. По субботам он сек своих внуков, провинившихся за неделю. Алешу этот варварский обычай пугал и отталкивал. Его такое наказание, конечно, тоже не миновало, но в тот же вечер дед пришел мириться. По рассказу мальчика становится ясно, что детство у него было нелегким. Несмотря на частые переезды, очередной брак матери, появление на свет младшего брата, начало школы и прочие события, Алеша связывал свое детство с домом деда.

Его жизнь изменилась в одночасье. Мальчику пришлось быстро повзрослеть. Когда он ходил в третий класс, мать Варвара тяжело заболела и умерла. С собой в дом деда она привезла еще одного ребенка – маленького Николая, которого родила от гуляки Евгения Максимова. Дед малыша от скупости часто недокармливал, а бабушки в доме уже не было. Окончательно рассорившись с дедом, она ушла к богатым купцам вышивать покров. После похорон матери дед прогнал Алешу, добавив, что кормить его не собирается, пора ему самому зарабатывать на жизнь. Так, в доме деда он прошел настоящую школу жизни и научился быть сильным.

«Аргументы и факты»

В Нижнем Новгороде немало мест, связанных с жизнью Максима Горького. Но Домик Каширина на Почтовом съезде - особенный музей. Домик Каширина в Нижнем Новгороде - это и живая иллюстрация к повести Максима Горького «Детство», и возможность своими глазами увидеть огромное количество вещей, к которым прикасался великий писатель.

"Сохранился чудом"

«Поток желающих посмотреть на дом, где рос великий писатель, огромный, - говорит Тамара Шухарева, заведующая музеем детства А.М. Горького «Домик Каширина» . - У нас постоянно гости - и дети, и взрослые. Приходят семьями, классами, вузовскими группами. Среди гостей много иностранцев: за границей Горький - один из известнейших российских писателей. В какой-то момент было настоящее паломничество китайских студентов. Видимо, сначала пришла одна группа, а потом эти ребята рассказали соотечественникам об этом музее».

История небольшой усадьбы на Почтовом съезде уникальна. Прежде чем обрести статус музея, она дважды находилась под угрозой сноса: в начале XX века (но градостроительным планам помешали Первая мировая и революция), потом в 1930-е годы - тогда на его защиту встала нижегородская интеллигенция.

Основателем и первым директором Домика Каширина был Фёдор Павлович Хитровский . Он знал Горького лично - они вместе работали в «Нижегородском листке». Музей для посетителей открыли 1 января 1938 года. Дом и обстановку восстанавливали с 1935 года. Хитровский просил лично Горького помочь воссоздать здесь всё, как было при Кашириных. В 1936 году Горький прислал собственноручно начерченный план дома.

"Каширина словно только что вышли!"

Воссоздавать обстановку дома помогали многие люди, которые бывали здесь при Каширных. Соседи, друзья, родственники - все вспоминали, как была расставлена мебель, какие занавески были на окнах.

«Здесь много вещей настоящих, каширинских, - говорит Тамара Шухарева. - Когда дед Василий Каширин решил разделить наследство между сыновьями, в домике на Почтовом съезде в отдельной комнате жила семья Михаила. Тот, в отличие от брата Якова, имущество не промотал. Многие вещи в музей принесли потомки Михаила Каширина. Так сюда вернулась почти вся посуда, круглый стол и бархатная скатерть. Сохранились даже бабушкины перина и стёганое одеяло, ложки и вилки, которыми пользовались Каширины. Красивая сахарница-домик и маслёнка с цыплятами тоже были в доме, когда сюда приехал маленький Алёша Пешков».

Реставраторы обрадовались, найдя под штукатуркой старые обои. Под обоями был слой газет с датами, которые соответствовали времени проживания Кашириных. Художники восстановили рисунок обоев, и новые напечатали по спецзаказу.

Перед открытием в музей пригласили Анну Кирилловну Заломову , подругу матери Горького. Заломова часто бывала у Кашириных, именно она стала прототипом главной героини романа «Мать». Анне Кирилловне в 1938 году было почти 90 лет. Она осмотрела дом и сказала: «Каширины-то словно только что вышли отсюда!».

"Сказки и розги"

«Сказки маленький Алёша слушал каждый вечер, - продолжает Тамара Шухарева. - Спал он в комнате бабушки на сундуке, а напротив его постели была печка с изразцами. Они прекрасно сохранились. Сюжеты картинок на каждом разные. Они, можно сказать, и были первыми иллюстрациями к сказкам для будущего писателя».

В доме Кашириных в некоторые рамы были вставлены цветные стёкла - это было показателем благосостояния. Стёкла сохранились. Алёше эти цветные блики тоже казались сказочными.

Но рядом в кухне стояла скамья и розги в большой лохани... Пока был жив отец, Алёшу никто пальцем не трогал. Но, попав в дом деда, мальчик столкнулся с другим миром - почти сразу пришлось отведать розг. Ребёнок, поняв, что его собираются пороть, вёл себя не безропотно, как остальные дети в семье. Он дёрнул деда за бороду и укусил его за палец.

Но нельзя забывать и то, что именно дед был первым учителем будущего писателя. Он научил его грамоте, заметил, что у внука хорошая память и есть способности к учению. В хорошем настроении Каширин даже обещал Алёше подарить свою шубу на енотовом меху.

"Цыганок выжил?"

«В повести Горького «Детство» описываются и этот дом на Почтовом съезде, и его обитатели, - говорит Тамара Шухарева. - Но надо понимать, что «Детство» - всё-таки не научная статья, а художественное произведение. Так, например, у литературоведов нет однозначного мнения, кто же был прототипом Цыганка».

Цыганок в повести Горького один из близких друзей Алёши, он явно оказал на будущего писателя большое влияние. Это Цыганок учит Алёшу, как правильно себя вести во время порки, старается помочь ему избежать наказания за шалости. Парень работает в красильне, он любимец бабушки, весёлый, живой, лукавый.

В повести Цыганок гибнет из-за братьев Кашириных. А вот что было на самом деле? И был ли вообще Цыганок в этом доме?

«В повести написано, что Ваня Цыганок - подкидыш: «раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке», - говорит Тамара Шухарева. - Изучением прототипов и историей создания повести много лет занимался Николай Забурдаев, почти 20 лет возглавлявший Государственный музей Горького. В архивах полиции он не нашёл никаких упоминаний о том, что в дом Кашириных подкидывали младенца. В бумагах городской управы тоже не было записей об усыновлении».

Скорее всего, Цыганок - собирательный образ нескольких учеников деда Каширина.

Одним из таких учеников был мастеровой роты кантонист Мовша Фестовский, ему было 19 лет. Именно его Василий Каширин усыновил и даже крестил - Мовша стал Николаем. Но Николай Фестовский не погиб, как Цыганок под крестом. В 1864 году он был взят в солдаты и вернулся в Нижний Новгород в 1870 году в чине унтер-офицера 145-го Новочеркасского пехотного полка. Николай Забурдаев пишет, что после службы Фестовский приписался в нижегородское мещанство и, видимо, опять поступил на работу к Кашириным. В 1874 году Фестовский женился и стал торговать. Его дом с вывеской «Торговля овощами» запечатлён на фото Максима Дмитриева.

В повести Горького «В людях» бабушка Акулина Ивановна говорит, что дед совсем разорился, дав деньги в рост без расписки крестнику Николаю. В 1930-е годы Хитровский, собирая материалы для музея, разговаривал с сыном Михаила Каширина Константином. Тот вспомнил, что и в жизни Василий Каширин незадолго до смерти одолжил торговцу фруктами 3 тыс. руб., но не оформил расписки, и деньги пропали. Правда, Константин Каширин называет торговца Крестовским. Забурдаев считал, что путаница в фамилиях - просто ошибка памяти.

Три факта о «Детстве» и Домике Каширина

  • В доме Кашириных не было детских книг, хотя сказки маленький Алёша слушал каждый вечер.
  • Енотовая шуба деда, которой сейчас больше 200 лет, висит в музее в его комнате. Василий Каширин гордился этим нарядом. В те времена такие шубы в основном носили купцы. Дед Каширин был старшиной красильного цеха, выбирался в Думу, но купцом так и не стал.
  • Прототип Цыганка Мовша (Николай) Фестовский в 1870 году выступал поручителем жениха во второй свадьбе дяди Алёши Пешкова - Якова.
авг. 31, 2011 11:14 pm Прогулки по Нижнему Новгороду. Домик Каширина. Часть пятая.

Музей детства А.М.Горького «Домик Каширина»

Один из красивейших городов России Нижний Новгород невозможно представить без Алексея Максимовича Горького. Жители помнят великого писателя, чтут память о нём. На одном из высоких холмов города, на красивейшей набережной, возвышается большая скульптура писателя сидящего и смотрящего вдаль.

Город бережно хранит память о человеке, сделавшем много добрых дел для самого города и для его жителей. Давайте пройдёмся по памятным местам и начнём с музея детства писателя.

Музей «Домик Каширина» был открыт 1 января 1938 года в доме, принадлежащем ранее дедушке писателя – нижегородскому мещанину, старшине красильного цеха, гласному городской думы Нижнего Новгорода, Василию Васильевичу Каширину.

Дед Каширин занимался торговлей. У него была довольно большая семья – два сына и дочь Варвара – мать Алеши Пешкова. Сыновья дрались из-за отцовского наследства и очень боялись, что что-то достанется их сестре. Дед даже боялся, что они пойдут на самое страшное – «изведут Варвару». Жизнь была сложной. В Астрахани умер Алёшин отец Максим Савватиевич Пешков (1840-71) - сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) - дочь Василия Васильевича Каширина; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки.
Мать взяла сына и уехала к родителям. Алёша попадает в семью деда тогда, когда дела у Каширина еще идут неплохо. Семья живет в достатке, и дед пока всем доволен.
Таким образом, детство писателя прошло в доме деда, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения и в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни». «Домик Каширина» - это яркая иллюстрация повести «Детство» - написала в книге отзывов Екатерина Павловна Пешкова (жена писателя). Автобиографическая повесть «Детство» признана сегодня одним из выдающихся произведений мировой литературы XX века, «вечной русской книгой» (Д.Мережковский), энциклопедией русского национального характера и образа жизни.
Дом Каширина – постройка конца XVII - начала XIX вв., восстановлен в своём подлинном виде. А.К.Заломова – дальняя родственница Кашириных, ставшая прототипом главной героини повести А.М.Горького «Мать», написала: «Каширины – словно только что вышли отсюда», настолько правдива обстановка этого дома. Большая каширинская семья из шестнадцати человек располагалась в пяти комнатах одноэтажного на полуподвале деревянного дома.

Пройдёмся по комнатам музея. Осмотр бытовой мемориальной экспозиции музея-домика начинается с комнаты старшего сына Михаила, который по праву имел отдельное помещение. Типичная мещанская комната того времени. Фотографии на стене знакомят с богатыми родственниками Кашириных, в центре фотография Михаила с его второй женой.

Следующая комната – кухня, которая в давние времена являлась одновременно и столовой, и рабочей комнатой, и спальней многочисленной каширинской семьи. Кухня самое большое помещение в доме. Именно здесь собиралась вся каширинская семья за трапезой и в часы досуга, ссорились Яков и Михаил из-за наследства, играли дети, устраивали редкие праздники, здесь умирал Ванюша-цыганок, когда его придавило тяжелым комлем креста, который и по сей день лежит во дворе у ворот.

Перед нами стол, накрытый старинной самотканной скатертью, на столе большое деревянное блюдо для еды, общее для всех членов семьи, деревянные ложки и солоница, деревянная же тарелка-круг для резки мяса, огарок сальной свечи в простом железном подсвечнике. В переднем, правом углу иконы с темными ликами святых, в левом - «горка» со столовой, чайной и винной посудой; вдоль стены русская печь, на которой любил лежать Алеша, наблюдая суматошную жизнь обитателей кухни; у печи в деревянной лохани под чугунным рукомойником, подвешенным к углу широких полатей, пучок замоченных розг; напротив, у стены, низкая широкая деревянная скамья, на которой дед Каширин порол розгами провинившихся за неделю внуков. Розги мокли в лохани у печки. Не избежал карающей руки деда и маленький Алеша. В заднем углу, за печкой,- ухваты, кочерга, у стены - полка с кухонной посудой и кухонный стол у окна в сени; у двери в углу медный умывальник для хозяев. Здесь, все то, что впоследствии дало Алексею Максимовичу основание сказать в повести «Детство», что «дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми; она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие».

Из кухни дверь ведет в парадную комнату деда Каширина. Двери её чаще всего были закрыты. Открывались лишь в праздничные дни и для приёма гостей. В застекленной горке выставлена парадная посуда. Рядом на стене висит купеческая шуба на енотовом меху. Дед всю жизнь мечтал получить купеческое звание. По другую сторону стены - праздничная одежда старшины красильного цеха – кафтан шитый золотым позументом и тут же бархатный «в цветочек» мещанский жилет. Дед его носил девять лет подряд, когда избирался старшиной красильного цеха. На левой стене фотография членов городской думы 1868-1869 гг. В.В. Каширин был избран в члены городской думы в 1861-1863 гг.

На стене у окна портрет нижегородского купца Нестерова. На столике под иконами – шкатулка «Укладка», где дед хранил деньги, документы. Переступая порог этой комнаты, испытываешь такое ощущение, что из нее только что вышел «небольшой сухонький старичок... с рыжей, как золото, бородой, с птичьим носом и зелеными глазками», оставив на круглом столе, у дивана, раскрытую недочитанную книгу - «Христианский памятник, содержащий в себе: исчисление праздников и святых, благочестивые размышления, пасхалию на 100 лет, с присовокуплением хозяйственных замечаний, врачебных наставлений и других общеполезных сведений» - своего рода настольную энциклопедию мещанской жизни. Рядом с книгой - отточенное для письма гусиное перо, найденное при реставрации домика под полом.

Енотовая шуба

Своеобразная обстановка этой комнаты ярко подчеркивает вкусы и характер ее хозяина. В. В. Каширин скуп и недоверчив,- он все в доме и во дворе тщательно запирает, не доверяя ни своим, ни чужим. Ключи хранит у себя. В комнате висит большая связка огромных ключей и больших тяжелых замков, а в переднем углу на маленьком круглом столике под иконами окованный жестью деревянный сундучок укладка-подголовник, запертый замком «с секретом», для хранения денег и других ценностей.

Посуда для гостей.

Рядом с комнатой деда - комната бабушки. В ней уютно и тихо. В углу старинный киот с иконами и лампадой перед ними. У окна - комод, на нем - копилка, маленькие сундучки-укладки, различные бурачки-игольники и другие предметы. Рядом с комодом, у окна, на деревянных козлах подушка с коклюшками для плетения кружев (дар музею от А. К. Заломовой). Вдоль стены - деревянная двуспальная кровать с пуховой периной, покрытая сатиновым стеганым одеялом темно малинового цвета, в головах - гора подушек в белых наволочках с кружевами. Бабушка была искусной кружевницей.


На стене, над кроватью,- черная шелковая тальма, «шитая стеклярусом». За кроватью, в углу, у двери в кухню - большой деревянный сундук, окованный жестью, на нем - деревянные швейки. Над сундуком, на стене, развешаны женские платья прежних покроев, здесь же старинные большие часы с выцветшей розой на циферблате, большими медными гирями и длинным медленно качающимся маятником, которого так боялся Алеша, проводя долгие зимние вечера в комнате любимой бабушки.

Прямо перед сундуком - небольшая изразцовая печь с лежанкой, на ней - домашние туфли-«шлепанцы». Изразец печи расписан фантастическими фигурами людей, птиц, животных и рыб. По вечерам бабушка по картинкам рассказывала Алёше сказки.

Дверь из бабушкиной комнаты ведёт в сени и подклеть или черную рабочую избу – полуподвальное помещение с отдельным входом из сеней. Подклеть предназначалась для работников, но с августа 1871 года там поселилась мать А.Пешкова – Варвара Васильевна. Помещение довольно большое. Несколько широких лавок, большая кровать, два отдельно стоящих стола с самоварами, детский стульчик, дорожки на деревянном полу, ширма разделяющая помещение на две половины.

Через небольшие сени-«галдерею», заставленные различной хозяйственной утварью (сундук, деревянное корыто для стирки белья, на стене коромысло, фонари, над окном с цветными стеклами различные по форме и величине вальки для белья), здесь же висит бурлацкая лямка деда. На полу прибита подкова, об неё опирались башмаками или сапогами и снимали обувь, так же она служила символом благополучия и счастья.

Выходим во двор и затем в красильню, где и заканчивается осмотр бытовой экспозиции музея.



Красильня - это небольшое деревянное строение в углу двора, прямо перед воротами. В красильне - большая низкая печь, в нее вмазаны три больших чугунных котла для крашения материи, потемневшие от красок и времени деревянные мешалки, старые деревянные же ковши и железные черпаки. Напротив печи, около окон - сколоченный из простых, плохо оструганных досок длинный стол, на нем тяжелые утюги, различной формы и величины гладильные доски, рабочие рукавицы; на стене - выпачканные краской рабочие фартуки, на полу - стеклянная бутыль для купороса.

Двор Кашириных небольшой, по углам заросший травой. Во дворе находится сарай-каретник с сеновалом наверху; вдоль забора - старые, треснувшие котлы, выброшенные из красильни; по верху забора набиты железные кованые гвозди - «от воров»; к забору прислонен большой дубовый надмогильный крест, напоминающий посетителям музея о трагической гибели Ванюши-Цыганка. Вдоль дома тянется узкая дорожка-тротуар из красного кирпича, уложенного в «елочку». Такая же дорожка и на улице, вдоль небольшого палисадника перед домом, в котором одиноко растет большой старый вяз. В доме деда В.В.Каширина А. Пешков живёт недолго: после раздела наследства между Яковом и Михаилом он вместе с дедушкой и бабушкой переезжает в дом на улицу Полевую, затем на Канатную. В 1879 году дед отправляет внука «в люди».

В самом начале экспозиции на старинной тумбочке лежит книга отзывов, в которой каждый посетитель может оставить свою запись. О большой любви людей к А. М. Горькому, к его ярким, полным жизненной правды произведениям, ко всему, что, так или иначе, связано с его именем, свидетельствуют многочисленные записи.
Одна из посетительниц музея пишет: «С великим волнением я переступила порог домика, где провел детство Алеша Пешков! Вот эти стены, которые знали страдания мальчика. Мое поколение счастливо, что не испытало таких «свинцовых мерзостей». На всю жизнь сохраню впечатления, произведенные на меня этим домиком. Да здравствует Человек! Да здравствует жизнь!»
Ее мысль продолжает студентка Дробинская, которая, с большой теплотой отзываясь о музее-домике, говорит, что именно здесь она «еще яснее представила себе мерзости жизни мещанского мира Кашириных, в котором жил и воспитывался любимый писатель Алексей Максимович Горький в раннюю пору своего детства... Великий писатель, - продолжает тов. Дробинская, - останется для нас «живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»

Подобных отзывов много. Все они являются ярким доказательством того, что светлая память об Алексее Максимовиче Горьком, о его прекрасных творениях жива и вечно будет жить в сердцах нашего народа и всего прогрессивного человечества, и к маленькому домику-музею на родине Горького - «не зарастет народная тропа!».

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос самоучкой. Тяжелая работа (посудник на пароходе, мальчик в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира.
«Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» - сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».
Маленький домик-музей пользуется большой любовью народа. Его посещают приезжие из Москвы, Санкт-Петербурга, солнечной Грузии, Украины, Поволжья, далеких городов Сибири и других районов нашей великой Родины. Неоднократно бывали в нем представители и различные делегации зарубежных стран. Особенно многолюдно в музее бывает летом, когда количество посетителей нередко превышает 700 человек в день.

Впервые посетив музей, поймала себя на мысли, что моё отношение к этому писателю изменилось, ибо увидев окружавший его быт, взглянула на него другими глазами. Он стал мне ближе и человечнее, во многом это перечеркнуло школьную программу, когда учишь Горького, потому что надо. После посещения музея захотелось перечитать его книги.

А потом мы пошли по Почтовому съезду, на котором расположен домик Каширина вниз к Волге, нам нужно было на пристань и по дороге увидели рыжего кота, который с утра пораньше точил свои коготки

И птичку трясогузку

Через час мы входили на трап трехпалубного корабля «Отдых -1». Название нас насмешило, ибо мы не представляли, что такое отдых-2,3 и т.д. Предстояла поездка по Волге.

Дед Алеши Пешкова — «небольшой сухонький ста­ричок, в черном длинном одеянии с рыжей, как золо­то, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазка­ми» — был человеком властным. Пройдя в молодые годы суровую школу бурлаков, испытав на своей шку­ре, как тяжело и горько быть бедным, и выбившись благодаря своей хитрости из нищеты, бедняков дед Каширин презирал, считал их простодушными и глу­пыми. Поэтому и внука своего дед учил быть в первую очередь хитрым.

Всем нажитым за свою трудную жизнь дед не спе­шил делиться детьми, поэтому в семействе Кашири­ных постоянно были ссоры. Каждый боялся, что ему достанется меньше, чем другим.

Внуков и приемного сына дед Каширин держал в строгости. За малейшую провинность он самолично порол всех розгами. Считал, что только так можно до­биться хорошего воспитания. В начале повести кажет­ся, что дед настоящий деспот и самодур. Но наше от­ношение к старику меняется, после того как мы узна­ем, какими трудными были у него детство и юность. На долю этого человека выпал тяжелый бурлацкий труд, орошенный потом и слезами. Именно поэтому он так яростно защищает все им нажитое.

Дед — человек умный и прозорливый. В Цыганке он сразу угадал мастера — «золотые руки» и ценил его за это. Точно так же в Алеше дед разглядел способно­го к наукам мальчика и потому лично стал обучать его грамоте. Уважал дед и жену свою, хотя и покрикивал на нее. С гордостью и благодарностью отзывается он о жене после пожара, когда та, в отличие от него само­го, не растерялась, а каждому отдавала точные и пра­вильные указания.

Сочинение на тему: ДЕД КАШИРИН И ЕГО СЕМЬЯ (М. Горький. «Детство»)

5 (100%) 1 vote

На этой странице искали:

  • дед каширин сочинение
  • дед каширин
  • сочинение история жизни деда каширина
  • сочинение на тему дед каширин
  • семья кашириных

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

«Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему потом право взяться за перо» Валентин Распутин

3 слайд

Описание слайда:

Встреча с писателем И.Е.Репин 1889 Портрет Максима Горького Любите книгу, она облегчит вам жизнь….она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. М.Горький

4 слайд

Описание слайда:

Фотография парохода 1807 года. Именно на таком пароходе мог плыть из Астрахани в Нижний Новгород маленький Алеша Пешков «Не торопясь, лениво и гулко бухая плицами по серовато-синей воде, тянется вверх по течению светло-рыжий пароход»…

5 слайд

Описание слайда:

Вид на Нижний Новгород. Фотография 19 века «…пароход остановился против красивого города, среди реки, тесно загроможденной судами, ощетинившейся сотнями острых мачт…» Современный Нижний Новгород.

6 слайд

Описание слайда:

Музей детства Максима Горького "Домик Каширина" был открыт в январе 1938 года. Расположен музей в одноэтажном деревянном домике, ранее принадлежавшем ремесленнику-красильщику Василию Васильевичу Каширину, деду великого русского писателя. В небольшой дом на Успенском съезде (ныне - Почтовый) трёхлетний Алёша Пешков (А.М. Горький) переехал со своей матерью Варварой Васильевной из Астрахани после смерти отца. «На самом верху съезда, прислонясь к правому откосу и начиная собой улицу, стоял приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязно-розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами» .

7 слайд

Описание слайда:

В музее воспроизведена подлинная обстановка дома мещан Василия Васильевича и Акулины Ивановны Кашириных, деда и бабушки писателя А. М. Горького. В этом доме Горький жил с августа 1871 по весну 1872 г. «С улицы он показался мне большим, но внутри его, в маленьких, полутемных комнатах, было тесно…»

8 слайд

Описание слайда:

Экскурсия начинается с кухни. Обстановка: стол, накрытый самотканной скатертью, на столе большое деревянное блюдо для еды. деревянные ложки и солоница, тарелка для резки мяса, огарок свечи в железном подсвечнике. в правом углу - иконостас, в левом -«горка» с посудой. Вдоль стены - русская печь. У печи, в деревянной лохани под чугунным рукомойником розги, напротив - деревянная скамья, на которой Василий Каширин порол внуков. За печью - ухваты. кочерга, полка с кухонной посудой.

9 слайд

Описание слайда:

Из кухни дверь ведёт в комнату деда. В этой комнате, у стены стоит диван. Над ним висит большая фотография - гласные Нижегородской думы 1862-1863 гг. В центре помещения - стол, на нём раскрытая книга «Христианский памятник», рядом - гусиное перо для письма. В переднем углу, под иконами - сундук-подголовник для хранения ценностей, около двери - горка с парадной посудой. На вешалке, возле печи - парадный кафтан старшины красильного цеха и бархатный жилет. Около двери, на гвоздике висит енотовая шуба.

10 слайд

Описание слайда:

Комната бабушки. У окна комод, на нём - копилка, сундучки-укладки, предметы для рукоделия. Рядом с комодом, у окна подушка с коклюшками. Вдоль стены - кровать с пуховой периной, покрытая стёганым одеялом, сверху - гора подушек в белых наволочках. Над кроватью висит чёрная шёлковая тальма, украшенная стеклярусом. За кроватью, в углу - большой деревянный сундук. Над ним развешана женская одежда и укреплены старинные часы с маятником. «Несколько дней я хворал…в маленькой комнате с одним окном и красной, неугасимой лампадой в углу пред киотом со множеством икон».

11 слайд

Описание слайда:

Комната Михаила - дяди А. М. Горького. Обстановка комнаты: комод, овальное зеркало, полумягкий диван с резной спинкой. Около окна небольшой стол, на нём медный самовар с чайной посудой, штоф из-под вина, большие рюмки. На стене, над комодом висят семейные фотографии. В комнате можно увидеть парадную одежду: сюртук из чёрного сукна, рубахи-косоворотки, тканые пояса, женские платья.