Электро бас-гитары. Частотный диапазон бас гитары Сколько струн у басовой гитары



История создания бас гитары достаточно широко известна. Несмотря на попытки, начавшиеся еще в начале 30-х годов ХХ го века, лавры «отца основателя» получил, заслуженно, великий Лео Фендер. Его Fender Precision Bass и Jazz Bass с 1951 года до сих пор являются синонимом бас гитары. Дека - ольха, кленовый гриф, 20 ладов. На первых экземплярах даже устанавливался упор под струнами снизу. Предполагалось, что играть будут большим пальцем. Практика это опровергла.

Какое-то время всех все устраивало, но наступила эра стремительного развития музыки. Появились THE BEATLES. Рок вышел на стадионы и открытые пространства. Требовалось больше звука. Бас стал теряться на фоне гитар и при максимальной громкости на больших площадках, бас больше не «качал». Исчез низкочастотный «пинок». Методом проб и ошибок на принципах трансформатора была внедрена активная электроника. Стали появляться разнообразные типы и калибры струн.

Доподлинно неизвестно, но официально считается, что первым, кто придумал безладовый бас, был Билл Вайман. В 1961 году он собственноручно вытащил лады из дешевого, купленного на распродаже инструмента. В начале 70-х свой собственный безладовый бас изготовил Жако Пасториус, хотя безладовая бас гитара поступила в продажу с 1966 года.

Особенности безладового баса в том, что струна прижимается непосредственно к дереву накладки, поэтому, чтобы избежать преждевременного износа и повреждения древесины, накладку грифа покрывают слоем эпоксидки, и используют плоские струны. Звучит инструмент певуче по контрабасному, позволяет использовать приемы игры глиссандо, вибрато, играть четверть тонами, что требует хорошего музыкального слуха.

Рост мастерства и амбиций музыкантов требовало расширения звукового диапазона. Количество ладов возросло до 24-х (ровно две октавы). Дальнейшее развитие джаза, появление арт-рока, рок-прогрессив, изобретение направлений сверх тяжелого и сверх техничного металла повлияло на увеличение количества струн до шести и более.

Шестиструнники потребовали новых инженерных решений. Чтобы компенсировать огромную силу натяжения, грифы, для прочности, состоят из трех, пяти, шести и более кусков древесины разной плотности, склеенных вместе. Многие производители устанавливают два анкерных стержня.

Конкуренция заставляет искать звук. Комбинация сортов дерева, способ крепления грифа, новые материалы. Были попытки изготовить грифы и накладки из металлических сплавов. Фирма Hohner выпускает безголовые бас гитары полностью из композитов и пластиков.

Какие еще бывают бас гитары

  • Многострунные бас гитары. Восьми, десяти, двенадцати струнные бас гитары. Имеют парные струны, настроенные в унисон, по типу акустических гитар.
  • Чудовищные монстры, имеющие полный набор гитарных и басовых струн. Диапазон полностью покрывает рояльный.
  • Бас гитары пикколо. Шести струнные бас гитары, звучащие на октаву выше. Почти гитара, но сохраняет бархатный, плотный, басовый низ.
  • Лидер группы Manowar Джое Ди Майо пошел еще дальше: по его заказу был изготовлен четырехструнный бас с узким грифом, маленьким расстоянием между струнами, короткой мензурой, тремя звукоснимателями и тонкими струнами, специально для скоростной медиаторной игры.
  • Специальные модели бас гитар, заточенные для игры теппингом.
  • Конрад Лант из Venom использовал на концертах Jazz Bass, не имеющий ладов выше 9 го.
  • Двух грифовые бас гитары, по аналогии с гитарами. Два грифа имеют разную настройку, например ладовый и безладовый, или же четырех и пяти струнные. Несмотря на большой вес, очень удобно использовать на концертах. Как правило, многие производители предлагают такие инструменты мелкосерийно или на заказ. Такие бас гитары Rickenbacker активно используют Гедди Ли из Rush и Крис Сквайер из Yes. Встречаются гибриды соло и бас гитары в одном корпусе.


Статьи для гитаристов:

  • История бас гитары и низкочастотных инструментов в целом

Аппликатуры аккордов:

  • История бас гитары и низкочастотных инструментов в целом
  • Роман Виталиевич («Маруся-русак»): от новичка до мастера
  • Выбираем металлические струны для акустической гитары

Предназначенная для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже - сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространенных басовых инструментов, особенно в популярной музыке.

Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель на бас-гитаре - бас-гитарист или басист.

Устройство, особенности бас-гитары

Основная область применения бас-гитары - современная популярная и джазовая музыка, в классической музыке бас-гитара используется реже обычной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также отличается от роли обычной гитары - бас-гитара чаще используется для аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента.

Звучит бас-гитара на октаву ниже , и настраивается по квартам (то есть каждая следующая открытая струна звучит на кварту ниже предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой четырех басовых струн обычной гитары, только на октаву ниже. Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары составляет почти три октавы - от Ми контроктавы до Соль первой октавы.

Низкочастотные звуки из диапазона бас-гитары плохо звучат вместе, что обуславливает мелодический характер басовых партий. Гармонические гитарные приемы, такие как игра аккордами, интервалами, арпеджио и т. п. редко применяются при игре на бас-гитаре.

В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности , обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:

  • Большие размеры;
  • Увеличенная мензура (864 мм против 650 мм у );
  • Более толстые струны;
  • Уменьшеное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

Исторически бас-гитара впервые появилась как и только затем был создан акустический вариант, в отличие от обычной гитары, где все было наоборот - сначала возникновение , а затем преобразование её в .

Происхождение, история бас-гитары

До изобретения бас-гитары, в качестве основного басового инструмента выступал - самый крупный акустический инструмент из семейства . Этот инструмент наряду с достоинствами обладал также рядом характерных недостатков, затруднявших его широкое применение в ансамблях популярной музыки начала XX века. К недостаткам относят крупные размеры, большую массу, вертикальное напольное конструктивное исполнение, отсутствие ладовых порожков на грифе, а также сравнительно небольшой уровень громкости.

Возрастающая в 20-х - 30-х гг XX века популярность джазовой музыки, распространение автомобильного транспорта, увеличивающего мобильность ансамблей, а также появление технологии электронного усиления звука породили потребность в басовом инструменте, лишенном недостаков . В указанный период времени многие фирмы, производящие музыкальные инструменты, начали эксперименты по созданию такого инструмента, которые, однако, не увенчались коммерческим успехом.

Среди изобретений того времени заслуживают упоминания бас-мандолина Гибсон Мандо-бас (Gibson Style J Mando bass), производимая фирмой «Gibson» с 1912 по 1930 годы, а также инструмент американского музыканта и предпринимателя Пола Тутмарка Электронный бас Аудиовокс № 736 (Audiovox #736 Electronic Bass), созданный им в 1936 году и содержащий многие черты современной бас-гитары, например, сплошной деревянный корпус, горизонтальное расположение грифа и ладовые порожки.

В 1951 году американский изобретатель и предприниматель Лео Фендер, основатель фирмы «Фендер», выпустил бас-гитару «Пресижн» (Fender Precision Bass), разработанную им на основе его «Телекастер». Инструмент получил признание и быстро завоевал популярность. Идеи, заложенные в его конструкции стали фактическим стандартом для производителей бас-гитар, а выражение «бас фендер» на долгое время стало синонимом для бас-гитары вообще. Позже, в 1960 году, Фендер выпустил еще одну, усовершенствованную модель бас-гитары - «Джаз бас» (Fender Jazz Bass), популярность которой не уступает «Пресижн».

Некоторое время фирма «Фендер» доминировала на рынке бас-гитар, пока конкурирующие фирмы разрабатывали и выпускали свои варианты. Один из ранних вариантов бас-гитары - выпущенная в 1955 году немецкой фирмой Hofner полуакустическая бас-гитара 500/1 (Hofner 500/1), имеющая форму . Позднее эта модель стала широко известной благодаря тому что ее избрал в качестве основного инструмента Пол Маккартни, бас-гитарист группы «Битлз». В 1950-х годах свои модели бас-гитар выпустили многие производители музыкальных инструментов, включая фирму «Гибсон», выпустившую басовые версии своих «СГ» и «Лес Пол».

С 60-х годов XX века с появлением рок-музыки, бас-гитара становится все более распространенным инструментом. Возникают новые разновидности - появляются и безладовая, увеличивается число струн, появляются гитары со встроенной активной электроникой, сдвоенными и строенными струнами и без головки грифа. Развивается также и техника игры на бас-гитаре - от гитары заимствуется тэппинг, подтяжка, появляются также специфические басовые техники, такие как слэп и игра флажолетами.

Техники игры на бас-гитаре

Пиццикато - самая распространенная техника. Заключается в том, что большой палец кладется на звукосниматель или струну, а указательным и средним пальцами извлекаются звуки. Некоторые виртуозные музыканты используют, помимо указательного и среднего, еще безымянный и даже мизинец.

Игра медиатором - довольно популярная техника, при которой на басу играют так же, как и на обычной .

Рэкинг - игра одним пальцем. Применяется в некоторых переходах, в которых использование двух и более пальцев отвлекает внимание басиста.

Хаммер-он - техника, при которой звук возникает от резкого и сильного прижимания струны к грифу левой рукой.

Пулл-офф - техника, при которой звук возникает от резкого «дергания» струны левой рукой. Получается как бы «съезжание» с зажатого лада.

Слайд - техника, также используемая на других гитарах. После извлечения звука правой рукой, левая рука скользит по грифу вверх и вниз, но не отпускает струну.

Слэп - техника, при которой звук извлекается с помощью двух приёмов: быстрого удара по струне, называемого слэп (slap) и подцепа струны снизу в направлении от корпуса инструмента, называемого поп(pop). Обычно эти два приёма чередуются при игре линии, но есть музыканты тяготеющие к какому-то одному приёму. Получаемое звучание довольно резкое, звенящее, хорошо артикулированое. Данная техника характерна для музыкального стиля фанк, но также используется и во множестве других стилей, в основном в качестве акцента в партии, но иногда и в чистом виде. Как пример музыканта, исполняющего партии слэпом можно назвать американского бас-гитариста Майкла Бальзари, известного как Фли из Рэд Хот Чили Пепперс (Michael Balzary aka Flea from Red Hot Chili Peppers).

Дабл-тампинг - техника игры такая же как и слэп, только выполняется в двух направлениях большим пальцем. Как пример великолепного владения данной техникой, можно назвать одного из лучших в мире бас-гитаристов - Виктора Вутена (Victor Wooten).

Тэппинг - особая техника, заключающаяся в прижимании струн к грифу пальцами. При этом щипок не производится, а звук происходит от ударов струн о лады. Играть тэппингом можно как одной рукой, так и двумя. В случае игры одной рукой техника аналогична хаммеру. При игре двуручным тэппингом звук извлекается также и другой рукой, при этом манера извлечения тоже аналогична хаммеру, но постановка руки, разумеется, иная.

Безладовая бас-гитара

Безладовые басы обладают особенным звуком , потому что из-за отсутствия ладов струну приходится прижимать прямо к дереву накладки. Струна, касаясь грифа, издает дребезжащий звук «муа», напоминая звучание .

Безладовый бас позволяет басисту использовать такие музыкальные приемы, как глиссандо, вибрато, а также игру с четверть-тональными интервалами. Некоторые бас-гитаристы используют на своих выступлениях как ладовый так и безладовый басы в соответствие с композициями, которые они исполняют. Несмотря на то, что безладовый бас часто используется в джазе и его разновидностях, на нем также играют и музыканты других направлений, например, басист из ныне не существующей метал-группы Death Стив ДиДжорджио.

Первый безладовый бас был сделан в 1961 году Биллом Ваймэном, который удалил с дешевого ладового баса лады. Впервые безладовый бас был поставлен на производство в 1966 году, и это был Ampeg AUB-1. А Фендер начал производство безладовых басов только в 1970 году. В начале 1970х, бас гитарист Джако Пасториус создал собственный безладовый бас, удалив лады у Фендера джаз баса, заполнив щели замазкой из дерева и покрыв гриф эпоксидной смолой.

Струны с плоской обмоткой (которые используются для контрабасов) иногда используются для безладового баса, так как струны с плоской обмоткой меньше портят накладку грифа. У некоторых бас-гитар накладка покрыта эпоксидной смолой, что делает накладку более долговечной, увеличивает сустейн и дает более яркое звучание. У некоторых безладовых басов есть линии-ориентиры, отмечающие лады, в то время как у других есть только отметки сбоку грифа.

Хотя в основном басы четырёхструнные, также бывают пяти-, шести- и даже семиструнные басы. Безладовые басы с более чем шестью струнами тоже существуют, но обычно они делаются на заказ.

Другие модификации бас-гитар

Семиструнная бас гитара B E A D G C F (си-ми-ля-ре-соль-до-фа) — впервые появилась в 1987 году.

Восьмиструнная , десяти — и двеннадцатиструнная бас-гитары — каждая из струн обычной четырёх или пятиструнной бас-гитары получает пару, настраиваемую на октаву выше (аналогично двенадцатиструнной акустической гитаре), что создаёт особый акустический эффект. На двенадцатиструнной бас-гитаре струны идут даже не парами, а по три. Добавочная пара настраивается при этом вероятнее всего в унисон. кроме этого были отдельно выпущены варианты, обединяющие в себе 4 бас-гитарных и 6 гитарных струн на одном грифе и 11-ти и 12-тиструнные бас-гитары, покрывающие диапазон рояля.

Бас-гитара пикколо — как правило, шестиструнная бас-гитара, настроенная на октаву выше. Это может быть достигнуто за счёт более короткой мензуры или за счёт более тонких струн. Существуют наборы для пикколо, которые можно установить на обычный бас. В оличае от бас пикколо не утрачивает того мясистого звука, присущего бас-гитаре, равно как и квартового строя. Один из ярких образцов такой бас-гитары можно услышать на альбоме Джона Патитуччи «One More Angel».

Кроме этого существует ещё одна разновидность бас-гитары, специально приспособленная для техники «теппинг», называемая стик . На ней установлены как бы два комплекта струн, самая низкая по середине и более тонкие по убыванию от середины к краям. Играют на нём, ударяя по струнам пальцем в области грифа, а не щипком, обоими руками одновременно. Это позволяет исполнять две мелодические линии одновременно, комбинируя их ритмически. Это звучит очень необычно. Один из самых ярких исполнителей на этом инструменте — Тони Левин (King Crimson).

Другие варианты строя бас-гитара

Разные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. «Эталонным» строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой).

Другие строи:

  • D# G# C# F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) - все струны опускаются на полтона.
  • D G C F (ре-соль-до-фа) - все струны опускаются на тон.
  • C# F# B E (до-фа-си-ми) - все струны опускаются на полтора тона.
  • C F A# D# (до-фа-ля-диез-ре-диез) - все струны опускаются на два тона.

Ниже, как правило, струны не опускают, потому что они болтаются и мешают при игре.

Также существуют так называемые Dropped-строи:

  • D A D G (ре-ля-ре-соль) - четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
  • C G C F (до-соль-до-фа) - все струны опускаются на один тон, а четвертая на два.

В панк-музыке строй не опускают, а наоборот поднимают (но не всегда):

  • F A# D# G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез) - все струны поднимаются на полтона.
  • F# B E A (фа-диез-си-ми-ля) - все струны поднимаются на один тон.

Строй пятиструнной бас-гитары:

  • H E A D G (си-ми-ля-ре-соль) - эталонный строй. На си настраивается пятая струна.
  • E A D G C (ми-ля-ре-соль-до) - альтернативная настройка для пятиструнной бас-гитары с добавлением не более низкой, а более высокой струны «до» из шестиструнного комплекта. Расширяет возможности для солирования в верхнем регистре, без ущерба для нижнего диапазона и неудобства, вызванного необходимостью глушить большое количество струн.
  • A# D# G# C# F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) - все струны опускаются на полтона.
  • A D G C F (ля-ре-соль-до-фа) — все струны опускаются на тон. Наиболее популярные группы, играющие в таком строе — Korn и Pantera.

Строй шестиструнной бас-гитары:

  • B E A D G C (си-ми-ля-ре-соль-до) - эталонный строй. Обратите внимание, что добавленная первая струна настраивается на до, а не на си, как вторая струна на акустической и электрогитаре.

В 2002 году шведская группа Meshuggah начала использовать ещё более пониженный строй (F#) и 8-струнные гитары фирмы Ibanez. Поэтому появилась необходимость создания более пониженного строя для бас-гитары. Фредрик Тордендаль, гитарист группы, который записывал партии баса на альбоме Nothing (2002), настраивал бас на октаву ниже своей гитары. Позже, на альбомах Catch 33 (2005) и obZen (2008) строй был опущен ещё на целый тон. 8-я струна гитары у гитаристов группы звучит как 4-я струна у стандартно настроенного баса. Соответственно, бас звучит ещё на октаву ниже.

Фирмой Warwick разработана модель 4-струнной бас-гитары «Vampyre Dark Lord», которая выпускается серийно, предназначенная для игры в пониженном строе F#. Модель имеет увеличеную мензуру (35 дюймов), улучшенные активные звукосниматели MEC J/TJ, активный трёхполосный эквалайзер, дека и гриф инструмента сделаны из специальных пород дерева: дека из ованкола с топом из французского ясеня, гриф из ованкола с накладкой из венге, которые придают инструменту мощнейшее звучание в сверхнизком регистре. Для этой модели используются специальные струны из нержавеющей стали Warwick Black Label strings «Dark Lord» (40250DL): .085″ (A), .105″ (E), .135″ (B), .175″ (F#).

Видео: Бас-гитара на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники.

Ну вот мы и добрались наконец-то до бас гитары. Прошлый обзор был посвящен электрогитаре, где мы детально рассмотрели все ее составные части. В этой статье будем знакомиться и изучать устройство бас гитары, которая во многом схожа со своей шестиструнной сестрой, но все же имеет ряд кардинальных различий.

Бас — всему голова!

Из истории развития струнных музыкальных инструментов известно, бас-гитара является современным потомком контрабаса и стала очень популярна в середине прошлого века, когда только начала зарождаться рок-музыка. С тех пор вплоть до сегодняшнего дня ее дизайн и конструкция менялись кардинально. Но на протяжении всего этого периода все самые основные элементы бас-гитары остались неизменны и прошли довольно суровую проверку.

По своей конструкции, да и вообще визуально бас-гитара сильно схожа с , но, несмотря на такое сходство у этих двух инструментов разные предназначения в музыке. Бас гитара в любой композиции своими «низами» задает ритм на пару с перкуссией, по-другому, этот дуэт еще называется ритм-секцией, а вот электрогитара является аккомпанирующим и сольным инструментом. Поэтому они такие разные. Еще в отличие от обычной гитары, бас-гитара звучит и настроена на одну октаву ниже.

Бас внешне выглядит массивно и мощно, гриф заметно длиннее, струны толще, а корпус тяжелее. Все это конструктивные особенности направлены на то, чтобы получить более низкий диапазон воспроизводимых частот. К такой гитаре придется со временем привыкать, потому что играть стоя продолжительное время становится сложно, особенно новичкам, да и пальцы быстро устают с непривычки от толстых струн. Так что будьте к этому готовы, если решили посвятить себя этому инструменту.

На сегодняшний день довольно много всевозможных разновидностей бас гитар, но все они, не смотря на свои внешние отличия, имеют общие черты. Возможно, вы когда-нибудь видели 5-ти, 6-ти или даже 8-ми струнный бас, так вот принципиально такие «монстры» ничем особо не отличаются от своих 4-х струнных собратьев. На примере баса Fender Jazz Bass мы сейчас рассмотрим общее устройство бас-гитары, которая состоит из:

  1. Корпус
  2. Пикгард
  3. Звукосниматели
  4. Темброблок
  5. Струны
  6. Бридж
  7. Разъем кабеля
  8. Пуговицы (стреплоки)
  9. Крепление грифа
  10. Гайка анкера
  11. Накладка
  12. Порожки (лады)
  13. Точки (метки)
  14. Верхний порожек
  15. Голова грифа
  16. Колки
  17. Фиксатор

Это все составные элементы бас гитары, которые практически схожи с электрогитарой. Давайте поговорим о них более подробно.

Корпус бас гитары

На современных бас гитарах корпус чаще всего бывает цельным, но можно встретить модели и с полым корпусом. Какое же между ними различие?

Цельнокорпусные. На дорогих моделях дека изготавливается из цельного куска дерева, такого как , клен, ясень, а также из других пород древесины, которые хорошо резонируют и передают вибрацию струн. У недорогих моделей встречается корпус из мягких пород, ели либо из прессованной древесины. Встречаются даже достаточно оригинальные корпуса из очень прочного пластика.

Полые корпуса. По виду они чем-то напоминают акустические гитары, но при этом имеют на своем «борту» магнитные звукосниматели. Такие инструменты нашли свое применение в джазовой и блюзовой музыке, а также в фолке и других стилях акустического исполнения. Наверное, самая известная «полая» бас-гитара похожая на скрипку – это бас фирмы Hofner, на котором играл Пол Маккартни (Beatles). Эта гитара является доказательством того, что «полый» бас все-таки можно применять в рок-музыке. Главное преимущество таких инструментов заключается все же в их легкости, но и есть один существенные недостаток – появление обратной связи (микрофонного эффекта) при достижении большой громкости звучания. Итак, перейдем все же к нашей бас-гитаре.

Сверху корпуса устанавливается специальная защитная панель, называемая пикгард. Главное ее назначение – защита всей внутренней электроники, а также деки от царапин при использовании медиатора во время игры. На ней расположены звукосниматели типа J-style обладающие мягким, ярким и чистым звучанием, а также темброблок, отвечающий за уровень громкости отдельно для каждого датчика и имеющий в наличии общий регулятор тембра. Вся электроника здесь пассивная.

Для надежной фиксации и регулировки струн установлена специальная подставка из прессованной стали (иногда из латуни с хромовым или никелевым покрытием) под названием бридж, на котором расположены седла (направляющие) позволяющие произвести регулировку положения струн как вверх-вниз (высота над грифом), так и вперед-назад (настройка мензуры). Для подключения инструментального кабеля на защитной панели расположено гнездо под моно «джек» (TRS ¼” Jack), а для крепления ремня на корпусе установлены металлические пуговицы.

Гриф бас гитары

Для того чтобы выдержать колоссальную нагрузку, которые создают натянутые в рабочем положении струны, гриф чаще всего изготавливают из красного дерева или твердого клена и делают из одного цельного куска. Иногда для повышенной прочности его могут изготавливать из нескольких кусков разных пород дерева. К корпусу гриф бас гитары крепится с помощью болтов, которые обеспечивают его стабильное и плотное соединение, а также он регулируется анкерной гайкой. Под словом «регулируется» подразумевается регулировка прогиба грифа анкером, расположенным внутри него. Иногда таких анкеров бывает два.

Накладка грифа выполняется в основном из палисандра, черного дерева или клена. Для своих целей эти материалы подходят отлично, но иногда могут отличаться по качеству. А вот хорошее качество определяется плотной, гладкой и твердой накладкой менее подверженной износу. На накладке находятся металлические порожки, разделяющие гриф по всей длине. На изображенном Fender Jazz Bass их 20, но на разных бас гитарах это количество может доходить до 24. Изготавливаются порожки чаще всего из сплава серебра и никеля, но могут применяться и другие материалы. Метки (точки) помогают быстрее ориентироваться музыкантам на грифе, ими маркируют только определенные лады – III, V, VII, IX и т. д.

В самом начале рабочей поверхности грифа находится верхний порожек – не большая деталь, но очень важная, которая удерживает струны на положенной высоте и правильном расстоянии относительно друг друга. Раньше такие порожки изготавливали из кости, сейчас в основном из пластика. И напоследок еще одна очень важная деталь – голова грифа, на которой расположены удерживающие и регулирующие натяжение струн механические колки с передаточным числом 20:1, но может быть и другое значение в зависимости от установленной механики. Фиксатор предназначен для компенсации угла наклона струн, чтобы не наматывать много витков на вал колка, но присутствует такой элемент не на всех бас гитарах. В инструментах со скошенной головой грифа фиксатор отсутствует.

Как видите, бас гитара во многом схожа с электрогитарой, но все же намного массивнее ее, ввиду вышеописанных особенностей. Надеемся, что вы хорошо познакомились с ее устройством и многое почерпнули для себя. Напишите, пожалуйста, в комментариях, что для вас значит бас гитара. почему вы выбрали именно этот инструмент для творчества? Для закрепления материала, обязательно посмотрите видео, в котором автор рассказывает о том, как выбрать бас гитару.

Первым изобретателем бас-гитары является Лео Фендер, представивший первую серийную модель Fender Precision Bass и Jazz Bass в 1951 году (дека из ольхи, кленовый гриф, 20 ладов). С тех пор появилось много разновидностей бас-гитар, различающихся формой, диапазоном (объёмом звучания от самого низкого до самого высокого звука), мензурой (длиной рабочей части струны), количеством струн и звукоснимателей, механизмом крепления и настройки струн, электрической схемой темброблока, наличием или отсутствием ладовых планок (порожков) и других конструктивных особенностей В 1961 году Билл Вайман придумал безладовый бас, лично изъяв лады из недорогого, инструмента, который он купил на распродаже. Отличительной особенностью такого инструмента было то, что из за отсутствия ладовой перегородки, струна прижималась прямо к накладке, и из за этого звук баса был певучим и был похож на контрабасовый.

А в 1966 году уже было запущено производство безладовой бас-гитары, и она поступила в продажу. Жако Пасториус также создал свой безладовый инструмент в 70-х годах. Развитие технических возможностей и амбиций музыкантов неизбежно привело к увеличению звукового диапазона, в связи с чем появились 24-х ладовые бас-гитары. А развитие в музыкальных направлениях, таких как джаз, рок,тяжелый металл привело к созданию 5-ти и 6-ти струнных (и даже более) бас-гитар.

Шестиструнные инструменты, из за большой силы натяжения струн привели к изменению конструкции грифа. Гриф теперь состоял из нескольких частей у которых была разная плотность. А так же на некоторые марки бас-гитар, производители устанавливали в гриф 2 анкерных болта. Производители конкурировали друг с другом, и каждый стремился создать новый звук и привлечь внешним видом инструментов. Даже пытались изготовить из металлических сплавов грифы и накладки.

Диапазон звучания бас-гитары

Стандартный строй бас-гитары с четырьмя струнами: E (ми) — A (ля) — D (ре) — G (соль). Такого инструмента абсолютно достаточно для игры в любом стиле, и, кроме того, новичку рекомендуется начинать учиться именно на четырехструнном басу для постановки классической исполнительской техники. Иногда в «альтернативной» музыке используют так называемый drop — строй, устанавливающий нижнюю струну на ноту Ре (то есть настраивая нижние струны в интервал квинты). Это позволяет использовать при игре так называемые power chord, используя либо открытые третью и четвертую струны, либо зажимая их одним пальцем как баррэ. Это значительно упрощает партию и увеличивает скорость исполнения подобных композиций (н-р Red Hot Chili Peppers – By The Way).

Пятиструнные бас-гитары, как правило, имеют строй, расширенный на кварту вниз (пятая струна дает ноту Си), расширяя низкий диапазон, что облегчает игру в ансамбле с духовыми инструментами, которые используют в основном бемольные тональности, а также для исполнения «тяжелой» музыки, отдельных частей в поп-музыке и музыки Dubstep. У шестиструнных бас-гитар диапазон расширен в обе стороны – это нижнее Си (кварта вниз от Ми) и верхнее До (кварта вверх от Соль). Такие басы имеют очень широкий гриф, который при этом должен выдерживать очень значительное натяжение струн. Такой инструмент чаще используют джазовые или прогрессив-рок исполнители, которым часто приходится играть соло.

Основные части конструкции бас-гитары:

Колковый механизм бывает открытого типа, его изобрел Лео Фендер в 50-ых годах 20-го века, и это самый популярный вид колков на сегодняшний день. Есть еще закрытый тип, механизм таких колков спрятан под корпусом, внутри которого находится специальная смазка. Такой механизм гораздо легче и по размеру меньше.


В колковом механизме может быть встроен детюнером — это приспособление, при помощи которого можно одним простым движением понизить строй инструмента прямо во время игры, и также легко вернуть в исходный строй.

На грифе устанавливается Верхний порожек . В основном его можно делают из пластика, но можно изготавливать и из кости, латуни или никеля. Металлические порожки добавляют в звук инструмента непосредственно металл, кость добавляет читаемости, четкости, а пластик собственно особо на звук не влияет, но поскольку он дешевле и заменить его нет никаких проблем, поэтому такой порожек используется чаще. Так же в нем можно подточить глубину или ширину канавок.

Верхние порожки бывают сложной конструкции, например порожки, которые можно регулировать по высоте, или локовые порожки для электрогитар. Они фиксируют строй инструмента тремя винтами. Ладовые порожки изготавливают из специальной проволоки. Лады изготавливают из меди, свинца, никеля, цинка, а также кадмия. Пропорции сплавов бывают разными.

Бридж бас-гитары бывает фиксированный и раздельный. В основном устанавливают фиксированные бриджи. Раздельный бридж состоит из нескольких элементов — струнодержателя и моста.

Бриджи бас-гитары отличаются по способу крепления струн:
Отверстие в скобе, в которое продевается струна.
Ячейка, в которую помещается струна и там закрепляется.
Струны проходят сквозь корпус.

Бридж будет хорошим, если он будет тяжелым и плотно прижиматься к поверхности деки. Так будут лучше передаваться вибрации. Есть такназываемые «безголовые» бас-гитары, в них установлен особый вид бриджей с сложной конструкцией, которая совмещает сам бридж и колковый механизм в одном целом.

А также существуют бриджи с рычагом (тремоло системой), подобно тем, которые иногда используют на соло гитарах.

Пассивный звукосниматель передает сигнал таким, какой он есть. Пассивный темброблок представляет собой регуляторы громкости датчиков (бриджевый, нековый, или совместно) и тембра.

Активный звукосниматель , за счёт предусилителя в виде микросхемы, передаёт предварительно усиленный сигнал. Кроме того активный темброблок — это полноценный эквалайзер, что дает большие возможности настроек (регулировка верхних, средних и низких частот) по своему вкусу. За счёт качественных датчиков, значение качества самого инструмента переходит на второй план. Вы также становитесь менее зависимы от качества усилителей и их настроек, т.к. при необходимости, вы можете подрегулировать звук у себя на инструменте даже во время выступления. В бас-гитарах с активными звукоснимателями используется батарейка (9V одна или две). Не забывайте вытаскивать шнур, когда не играете, ведь в противном случае батарейка тратится и может окончательно сесть в самый неподходящий момент. Среди басистов бесконечны разногласия, что же лучше – активный бас или пассивный. Но вывод есть лишь один, будь то пассив или актив, звук не плохой и не хороший, он просто разный.

В основу струн для бас гитары идет проволока из стали, которую обволакивает оплетка в несколько слоев. Центральныю жилу называют корд.

Конструкции струн :

Струны, имеющие оплетку по всей длинне — самый распространенный вид струн.
Струны с оплеткой, которая начинается после бриджа. Это делается для более плотного контакта с струнодержателем.
Струны для гитар, у которых отсутствует головка грифа.

Материал оплетки

Материалом оплетки струн делается из разного материала, и это напрямую влияет на звук:

  • Стальные струны. Звук яркий, звонкий, но сустейна существенно меньше.
  • Никелевые струны. Мягким, бархатный звук, хорошо подходят для джаза и фанка.
  • Струны с круглой оплеткой. Самые распространенные струны с очень ярким звуком. Они не так практичны, как остальные, т.к. быстро накапливается грязь между оплеткой и при частом использовании стирают лады на грифе.
  • Струны с плоской оплеткой. Такие струны не портят лады и накладку на гриф, для безладовых инструментов — самое то.
  • Струны с полукруглой оплеткой. Это обычная круглая оплетка,но с верхний слой у такой оплетки обточен.
  • Струны со специальными покрытиями. Такие струны на ощуп скользкие и не пачкаются, служат гораздо дольше, но и стоимость соответственно выше. К таким струнам относятся ELIXIR Nanoweb.

Выбор струн для бас-гитары

При выборе струн нужно учитывать калибр натяжение и жесткость. Стандартный калибр струн 45-65-80-100. Струны с большим калибром отличаются более богатым тембром. Стоимость струн для бас-гитары достаточно велика, поэтому они требуют ухода. Мойте руки перед игрой и протирайте струны после игры. Перед концертом или записью желательно ставить новый комплект струн.

Так же бывают еще 8-ми, 10-ти, 12-ти струнные бас гитары, или гитары с парными струнами, которые настраиваются в унисон.

В году на основе своей электрогитары Telecaster , откликнувшись на просьбы многочисленных музыкантов по всему миру. До изобретения бас-гитары ее роль выполнял контрабас , техника игры на котором довольно сложна.

Техники игры на бас-гитаре

  • Апояндо - самая распространенная техника. Заключается в том, что большой палец кладется на звукосниматель или струну, а указательным и средним пальцами извлекаются звуки с опорой на предыдущую сыгранной струну. Некоторые виртуозные музыканты используют, помимо указательного и среднего, еще безымянный и даже мизинец.
  • Игра медиатором - тоже довольно популярная техника, при которой на бас-гитаре играют так же, как и на обычной гитаре .
  • Рэйкинг - звукоизвлечение одним указательным пальцем правой руки. Происходит от английского rake - "грабли". При этом палец скользит с более высокой струны на более низкую, таким образом одним движением извлекая несколько нот. Применяется для ускорения игры, данную технику активно использует Billy Sheehan .
  • Хаммер - техника, при которой звук возникает от сильного прижимания струны к грифу левой рукой (hammer on) и последующего отпускания ее с усилием (pull off).
  • Слайд - техника, также используемая на других гитарах . После извлечения звука правой рукой, левая рука скользит по грифу вверх и вниз, но не отпускает струну.
  • Слэп - особый перкуссивный прием. Как таковой, состоит из двух приемов - собственно slap и pop. Для того, чтобы сделать слэп, нужно резко ударить суставом большого пальца по струне. Pop представляет собою подцеп струны указательным пальцем правой руки. Данная техника характерна для музыкального стиля фанк . Наиболее известными виртуозами слэпа являются Victor Wooten и Flea из группы Red Hot Chili Peppers.
  • Тэппинг - особая техника, заключающаяся в извлечении звука за счет прижимания струны пальцем к грифу на нужном ладу. Известен также как двуручный тэппинг, поскольку звукоизвлечение осуществляется как правой, так и левой рукой. При этом щипок не производится, а звук происходит от ударов струн о лады, сродни приему хаммер .

Варианты настройки бас-гитары

Разные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. "Эталонным" строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль ). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой).

Другие строи:

  • D#G#C#F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез
  • D G C F (ре-соль-до-фа ) - все струны опускаются на тон.
  • C#F# B E (до-фа-си-ми ) - все струны опускаются на полтора тона.
  • C F A#D# (до-фа-ля-диез-ре-диез ) - все струны опускаются на два тона.

Ниже, как правило, струны не опускают, потому что они болтаются и мешают при игре. Также существуют так называемые Dropped-строи:

  • D A D G (ре-ля-ре-соль ) - четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
  • C G C F (до-соль-до-фа ) - все струны опускаются на один тон, а четвертая еще на один.

В панк -музыке строй не опускают, а наоборот поднимают.

  • F A#D#G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез ) - все струны поднимаются на полтона.
  • F#B E A (фа-диез-си-ми-ля ) - все струны поднимаются на один тон.

Строй пятиструнной бас-гитары

  • B E A D G (си-ми-ля-ре-соль ) - эталонный строй. На си настраивается пятая струна.
  • A#D#G#C#F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез ) - все струны опускаются на полтона.

Ниже опускать струны уже не имеет смысла, потому что ля субконтроктавы и ниже очень редко используется в музыке. Исключением является Fieldy - басист группы Korn, который опускает строй в "ля", используя для этого пятиструнную бас-гитару (практически именная серия Ibanez K5) и очень толстые струны.

Строй шестиструнной бас-гитары

  • B E A D G C (си-ми-ля-ре-соль-до ) - эталонный строй. Обратите внимание, что добавленная первая струна настраивается на до, а не на си, как вторая струна на акустической и электрогитаре.