Был человек среднего роста курчавый. Долохов (Война и мир Толстой Л. Н.)

Среди многочисленных персонажей второго плана в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», лично для меня особенно выделяется образ Фёдора Долохова. Чем-то привлекает он внимание читателей, заставляет выделить его среди многочисленных представителей дворянского сословия, описанных в этом великом произведении.

Фёдор Иванович Долохов – личность противоречивая и неоднозначная. Красавец-офицер, буян и храбрец, последний мужской представитель обедневшего дворянского рода, умный и прекрасно образованный, Долохов всегда был душой компании и любимчиком прекрасных дам. Его внешность располагала к появлению в его жизни многочисленных романов.

Двадцатипятилетний пехотный офицер, хорошо сложённый, среднего роста, со светлыми кудрявыми волосами и голубыми глазами и изящно изогнутой линией рта, Долохов не может не нравится женщинам. Ореол «мученика», возникший вокруг него после разжалования в солдаты, делает его ещё более привлекательным в глазах светских красавиц. Ещё больше привлекательности добавляет тот факт, что за проступок, совершённый им совместно с Пьером Безуховым и Анатолем Курагиным, пострадал только он один, остальным их совместное хулиганство сошло с рук. Разумеется, Долохов не простил своим «друзьям» такую несправедливость.

Повеса и дуэлянт Долохов проводит время в весёлой компании за кутежами и карточной игрой. Его умение выигрывать в карты даже породило слухи, что он – шулер. Однако, как человеку мыслящему, Фёдору Долохову часто бывает скучно от такого времяпрепровождения. Избавляться от этой скуки он предпочитал с помощью странных, по большей части, жестоких поступков.

Необузданность его характера всегда сочеталась с безрассудной храбростью, доходящей до дерзости. В военное время Долохов использовал эти качества, чтобы выделиться, стать известным и богатым.
Я стал очень уважать Фёдора Долохова, когда узнал, что богатство для него – не самоцель. Этот человек, на первый взгляд, не имевший в жизни ничего святого, обожал свою мать и сестру, был преданным и нежным сыном и братом и готов был на всё, ради их благополучия. Возможно, он и сам стыдился этих чувств, усиленно пряча свою нежность под маской дерзости и цинизма. Но главное, что эти чувства у него были.

Вызывает уважение также храбрость Фёдора Долохова и тот факт, что он всего в своей жизни добивался сам. Он был небогат, не имел связей, которые позволяли бы ему улучшить своё положение в обществе и всегда мог рассчитывать только на себя. Несмотря на всю противоречивость этого образа, есть в нём что-то очень привлекательное.

Сочинение Федор Долохов

Федор Долохов один из самых сложных персонажей в романе. Выходец из обедневшего дворянского рода, из родных имеет только мать и сестру. Изначально получил хорошее образование и воспитание. Обладает привлекательной внешностью, которой охотно пользуется для обольщения женщин. Игрок, повеса и дуэлянт – одним словом, авантюрист.

По службе часто оказывался разжалован в солдаты, по причине дуэлей или проявления характера. Этот же характер и готовность рискнуть собственной жизнью помогали ему восстановиться в звании офицера. Сослуживцы единодушно считают его человеком храбрым, однако храбрые поступки у Долохова заканчиваются, когда он получает желаемое повышение. Он не склонен проявлять храбрость просто так, не рассчитывая получить личную выгоду. Обо всех своих подвигах он непременно уведомит начальство.

В светской жизни Долохов также заметная личность. Он с удовольствием посещает увеселительные мероприятия, развлечения у него граничат с безрассудством. Часто он вплотную подходит к грани между «прилично» и «неприлично». Друзей заводит легко, однако настоящей привязанности ни к кому не испытывает. Друзья ему нужны, чтобы пользоваться их положением в обществе и деньгами. Более всего он сдружился с Анатолем Курагиным – таким же повесой, как и он сам. А вот Николай Ростов, представитель уважаемой и богатой семьи, Долохова в качестве друга не заинтересовал. Во-первых, их ценности были абсолютно противоположны. Во-вторых, Долохов был уязвлен отказом Сони, которая предпочла ему Николая. Поэтому Долохов не стал наводить дружбу с молодым Ростовым, а вместо этого решил обыграть его в карты, таким образом получив от него материальную выгоду. В карты Долохову везло часто, даже ходили слухи будто он шулер. Сам Долохов такие слухи охотно распространял.

На фоне распутной жизни происходят неожиданные проявления совершенно иных качеств. Оказывается, Долохов нежно любит мать, о чем он сам сообщает Ростову. Он ранен и плачет, вспоминая о ней. Долохов сообщает Николаю, что готов умереть за тех, кого он любит, а всех прочих готов растоптать, если встанут у него на пути. Он просит прощения у Пьера накануне Бородинского сражения. Ранее Долохов злоупотребил гостеприимством Пьера, соблазнил его жену и довел дело до дуэли. Оказывается, этот эгоист Долохов способен кого-то любить, способен признавать свою вину. Но это благородство так редко проявлялось в нем.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Корова Платонова

    Произведение представляет собой лирическую новеллу, рассматривающую вопросы взаимоотношений человека с животным миром, и является одним из самых ярких рассказом писателя.

  • Лебедев в романе Идиот Достоевского характеристика и образ сочинение

    Лукьян Тимофеевич Лебедев - это второстепенный персонаж одного из самых известных литературных произведений русского классика Фёдора Михайловича Достоевского, романа "Идиот".

  • Сочинение Мое любимое стихотворение Пушкина

    Я долго не мог решить, что из лирики Пушкина я могу назвать любимым произведением. Александр Сергеевич известен любовной лирикой, его «Евгений Онегин» очень популярен, у него очень много стихотворений

  • Образ и характеристика Карандышева в пьесе Бесприданница Островского сочинение

    Писатель, изображая Карандышева, пополнил ряд персонажей, которым дали определение «маленький человек».

  • Жизнь подростка очень сложна. Это трудный возраст, в котором стоит ожидать много проблем. С ними очень тяжело справиться одному. Большинство взрослых людей говорят, что жизнь подростка легка, потому что они живут в доме родителей

Приношу извинения тем, кому преждевременно анонсировала разбор Долохова. :) Зато теперь готова к обстоятельному разговору.

Что вам говорили о Федоре Долохове на школьных уроках литературы? Наверно, то же, что и мне. Да, дуэлянт, да, шулер, да, мот, да, повеса, да, энфан террибль. Но такой... нежный и чувствительный. А как же! Ведь обожает старушку-маму и горбатую сестру, способен полюбить - разумеется, не абы кого, а "настоящую женщину".

А какой храбрец на поле боя! Словом, очередной «плохой хороший человек», но, скорее, хороший, чем плохой, просто такой вот многогранный и не понятый косным обществом.

Кстати, мне кажется, Толстой и сам ломал голову над глубинной сутью Долохова. В романе чувствуется насмешка автора в адрес князя Василия, Элен, Анатоля, Бориса Друбецкого, Берга, Веры Ростовой. Эти деструктивные люди того или иного масштаба, видимо, хорошо понятны Толстому.

Но вот в отношении Долохова я не заметила оценочности. На мой взгляд, это означает, что Толстой «просто» запечатлел в романе этот колоритный человеческий типаж — типаж, над которым сам много думал и который так и остался для него непостижимым. Похоже, у него тоже складывались не все паззлы...

Сегодня я предлагаю посмотреть на этот образ свежим взглядом и разобраться, наконец, в природе и сыновней любви Долохова, и его влюбленности в Соню, и вообще, в мотивах его поступков.

(на фото - Том Берк в роли Долохова, одна из последних экранизаций "Войны и мира")

Не только Толстой недопонимал таких, как Долохов. Многие из нас пребывают в иллюзиях по поводу этого героя. И начинается этот газлайтинг еще в школе...

Вот что пишет юное, видимо, создание о своем видении образа Долохова:

"Мне кажется, к своему красивому до умопомрачения, мужественному и наглому герою Лев Николаевич испытывал исключительно теплые чувства, поэтому поселил его вместе со старушкой-матерью и горбуньей-сестрой. Сердце героя было нежным и ранимым, он был вынужден прятать его под толстым панцирем порока и ненависти к богатеям. Чудесный персонаж!

Военное дело он нес исправно и вообще всё, что касалось оружия, делалось им с честью - та же дуэль с Безуховым показывает Долохова исключительно с положительной стороны (опустим истинную причину дуэли, к тому же Долохов-то как раз никому и не изменял) - Пьеру он дал возможность первого выстрела, за что, по воле Льва Николаевича и судьбы-индейки, и поплатился" .

По-моему, занавес... Тревожно, что все перечисленные качества девочка определяет как мужественность. Какие драмы могут ее ожидать в ближайшем будущем? Сдается мне, это не бином Ньютона...

Часто вы рассуждаете, можно ли назвать такого-то «настоящим» перверзным нарциссом или он все же не вполне настоящий, а значит, и опасаться нечего. Так вот, Долохов - «настоящий» перверзный нарцисс, то есть, нарциссосоциопат. В посте «Особо опасные персоны» я уже писала, что нет нарцисса без социопатии , но вот Долохову природа (?) щедро отмерила и того, и другого.

Две улыбки Долохова

Начнем с портрета. Вот как Толстой описывает Долохова:

«Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом , составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица.

Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга».

А вот еще какие штрихи к портрету разбросаны по роману:

- "...с холодной усмешкой сказал Долохо"
- "...светлый холодный взгляд Долохова..."
- "...глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом ".

Долохов и Анатоль

Считается, что Долохов и Анатоль - друзья. Но что это за дружба, можно себе представить. Конечно же, это взаимовыгодное сосуществование двух психопатов - пока они нужны друг другу. Например, Долохову, человеку небогатому и не блестящему, нужен доступ в общество обеспеченных кутил. А такую тусовку как раз таки можно найти у Анатолия. Это во-первых.

Во-вторых же, они ценны друг другу как напарники для "безбашенных" выходок и авантюр. В самом деле, не с Пьером же увозить Наташу Ростову и не с Борисом же Друбецким привязывать квартального к спине медведя!

«Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство; Долохов, которому были нужны сила, знатность, связи Анатоля для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему это чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным. Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужой волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова » .

Отметим, что у небогатого Долохова обычно есть деньги на кутежи . Откуда они берутся? Видимо, он не считает предосудительным жить за счет обеспеченного Анатоля. Но, конечно, он «зарабатывает» и сам — шулерствуя в картах и выигрывая разного рода пари .

Порой Долохов выигрывает очень приличные суммы. Того же Николая Ростова он «обул» на 43 тысячи. Но все эти деньги, как у большинства социопатов, уходят у Долохова сквозь пальцы. Я уже не говорю о том, что его «благосостояние» никак не отражается на уровне жизни его, якобы обожаемых, матери и сестры. Деньги тратятся импульсивно и исключительно на свои хотелки.

Многие из вас, обдумывая истории вроде Виореловской, задаются вопросом: а куда он дел эти 500 тысяч, выкруженные у героини? Может, он их отложил на что-то? Заныкал куда-то? Вывел в оффшоры? :) Нет. Вот именно, что крупные суммы тратятся непонятно, на что. Вспомним Митю Карамазова, который за ночь спускает на гулянку несколько тысяч.

(на рисунке - некоторые смотрят глубже в толстовские слова о том, что Долохов жил с Анатолем, и трактуют это вот так, как справа:) Принимая во внимание сексуальную порочность психопатов - вполне это допускаю. Для Анатоля, думается, с этим не было бы проблем, если у него был не платонический роман с родной сестрой).

Долохов и Пьер

Особую зависть и ненависть Долохова вызывают люди, отзывчивые к его нуждам. В романе это показано сначала на примере Пьера, затем Николая Ростова. Пьер приютил его в своем доме и дал денег взаймы - «благодарный» Долохов замутил с Элен и потом сделал все, чтобы спровоцировать Пьера на дуэль.

«Анна Михайловна глубоко вздохнула:
— Долохов, Марьи Ивановны сын, — сказала она таинственным шепотом, — говорят, совсем компрометировал ее (Элен — Т.Т.). Он его вывел, пригласил к себе в дом в Петербурге, и вот... Она сюда приехала, и этот сорвиголова за ней, — сказала Анна Михайловна, желая выразить свое сочувствие Пьеру, но в невольных интонациях и полуулыбкою выказывая сочувствие сорвиголове, как она назвала Долохова. — Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем".

(слева: в роли Долохова - Бенджамин Садлер)

Но Пьер до последнего не признается себе, что Долохов - действительно бессовестное и вероломное чудовище, о чем ему смутно твердит интуиция. Это понимание выкристаллизовывается в голове у Пьера лишь в Английском клубе, когда Долохов намеренно нарывается на то, чтобы Пьер вызвал его на дуэль.

"Пьер вспоминал невольно, как Долохов, которому было возвращено все после кампании, вернулся в Петербург и приехал к нему. Пользуясь своими кутежными отношениями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег. Пьер вспоминал, как Элен, улыбаясь, выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними .

«Да, он очень красив, — думал Пьер, — я знаю его. Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я хлопотал за него и призрел его, помог ему. Я знаю, я понимаю, какую соль это в его глазах должно бы придавать его обману, ежели бы это была правда. Да, ежели бы это была правда; но я не верю, не имею права и не могу верить».

Он вспоминал то выражение, которое принимало лицо Долохова, когда на него находили минуты жестокости, как те, в которые он связывал квартального с медведем и пускал его на воду, или когда он вызывал без всякой причины на дуэль человека, или убивал из пистолета лошадь ямщика. Это выражение часто было на лице Долохова, когда он смотрел на него. «Да, он бретёр, — думал Пьер, — ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это . Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно, я боюсь его», — думал Пьер, и опять при этих мыслях он чувствовал, как что-то страшное и безобразное поднималось в его душе".

Напомню, каким образом Долохов "нарывался" на вызов (почти как Онегин, по-моему).

«— Ну, теперь за здоровье красивых женщин, — сказал Долохов и с серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру. — За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников, — сказал он.
Пьер, опустив глаза, пил из своего бокала, не глядя на Долохова и не отвечая ему».

(Пьер пытается использовать тактику «серого камня». Но очень трудно выдержать ее, когда социопат костьми ложится, чтобы «раздраконить» противника).

«Лакей, раздававший кантату Кутузова, положил листок Пьеру, как более почетному гостю. Он хотел взять его, но Долохов перегнулся, выхватил листок из его руки и стал читать. Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились: что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им. Он нагнулся всем тучным телом через стол.
— Не смейте брать! — крикнул он.
Услыхав этот крик и увидав, к кому он относился, Несвицкий и сосед с правой стороны испуганно и поспешно обратились к Безухову.
— Полноте, полноте, что вы? — шептали испуганные голоса.
Долохов посмотрел на Пьера светлыми, веселыми, жестокими глазами, с той же улыбкой, как будто он говорил: «А, вот это я люблю ».

(Да. Ну наконец-то вывел Пьера на эмоцию. Начинается самая «веселуха»)

«— Не дам, — проговорил он отчетливо. Бледный, с трясущеюся губой, Пьер рванул лист. — Вы... вы... негодяй!.. я вас вызываю, — проговорил он и, двинув стул, встал из-за стола».

Характерная деталь — психопата интересует кровь ради крови. Жестокость веселит его, будоражит. Поэтому он отвергает попытки примирения. Так же и Онегин убивает наповал Ленского ни за что, ни про что. Хотя как бы мог повести себя условно нормальный человек, который зло (неуместно) пошутил и теперь чувствует дискомфорт (раскаяние)? Он бы попытался примириться с противником. Ну, или если совсем уж гордыня не позволяет — наверно, можно не стрелять так, чтобы убивать наповал? Но вот уж точно, «пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет »...

«— Никаких извинений, ничего решительно, — отвечал Долохов Денисову, который с своей стороны тоже сделал попытку примирения и тоже подошел к назначенному месту».

Человеческая жизнь ничего не значит для Долохова . Только счастливая случайность мешает ему в упор расстрелять Пьера на дуэли. Напомню, у Пьера каким-то чудом получилось ранить Долохова, и вот теперь...

«Только десять шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но все улыбались; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться.
— Боком, закройтесь пистолетом, — проговорил Несвицкий.
— Закг"ойтесь! — не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику. (секундант Долохова — Т.Т.)
Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.
— Мимо! — крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу».

Долохов развлекается

Развлечения Долохова всегда жестоки и опасны — как для него самого, так и для окружающих . В этом проявляет себя непрестанный поиск социопатом новых раздражаюших импульсов, неуемная жажда «адреналинчика» . Долохов задирает людей, доводя дело до дуэли. Пьет на спор, свесив ноги из окна третьего этажа, а потом подначивает к повторению трюка других. Привязывает квартального к спине медведя и пускает их в реку.

«Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно.
— Слушать! — крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали. — Я держу пари. Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? — прибавил он, обращаясь к англичанину.
— Нет, пятьдесят, — сказал англичанин.
— Хорошо, на пятьдесят империалов, — что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном), и не держась ни за что... Так?..
— Очень хорошо, — сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по-английски повторять ему условия пари.
— Постой, — закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. — Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?»

И, конечно, желающие находятся. Долохову совершенно пофиг, сверзится ли с окна пьяный Пьер, который тоже рвется повторить долоховский трюк. Он не только не препятствует этому безумству, но и останавливает тех, кто пытается воззвать к голосу Пьерова разума.

«Пьер вскочил на окно.
— Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, — вдруг крикнул он. — И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю... вели дать.
— Пускай, пускай! — сказал Долохов, улыбаясь.
— Что ты, с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, — заговорили с разных сторон».

Жизнь социопата - сплошные зигзаги. "Охота к перемене мест", то пусто, то густо, "то ласточки, то воронье". После войны 1805-1807 годов Долохов служит на Кавказе, затем - в Персии. В 1811 году мы снова видим его в Москве - в восточном тюрбане, овеянного романтическими слухами. Правда, трудно разобрать, что из них правда, а что - психопатическая брехня.

"...На Кавказе был, а там бежал и, говорят, у какого-то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова..."

Долохов геройствует

Обычно «шалости» сходят Долохову с рук. Но после скандала с квартальным ему «не повезло»: он разжалован в солдаты и отправлен на войну. Но и тут он из кожи вон лезет, чтобы привлечь внимание к своей персоне, стать предметом и центром «заварушки» . Например, он одевается не по форме и с удовлетворением наблюдает, как полковой командир из-за него ругает капитана роты.

«— Вы скоро людей в сарафаны нарядите? Это что? — крикнул полковой командир, выдвигая нижнюю челюсть и указывая в рядах 3-й роты на солдата в шинели цвета фабричного сукна, отличавшегося от других шинелей. — Я вас научу, как на смотр людей в казакины одевать!.. Ну, что ж вы молчите? Кто у вас там в венгерца наряжен?
— Ваше превосходительство, это Долохов, разжалованный... — сказал тихо капитан.
— Что, он в фельдмаршалы разжалован, что ли, или в солдаты? А солдат, так должен быть одет, как все, по форме. (…) Извольте одеть людей прилично...

И полковой командир своею вздрагивающею походкой направился к полку. Оборвав одного офицера за невычищенный знак, другого за неправильность ряда, он подошел к 3-й роте.
— Ка-а-ак стоишь? Где нога? Нога где? — закричал полковой командир с выражением страдания в голосе, еще человек за пять не доходя до Долохова, одетого в синеватую шинель. Долохов медленно выпрямил согнутую ногу и прямо, своим светлым и наглым взглядом, посмотрел в лицо генерала.
— Зачем синяя шинель? Долой!.. Фельдфебель! Переодеть его... дря... — Он не успел договорить.
— Генерал, я обязан исполнить приказания, но не обязан переносить... — поспешно сказал Долохов.
— Во фронте не разговаривать!.. Не разговаривать, не разговаривать!..
— Не обязан переносить оскорбления, — громко, звучно договорил Долохов.
Глаза генерала и солдата встретились. Генерал замолчал, сердито оттягивая книзу тугой шарф.
— Извольте переодеться, прошу вас, — сказал он, отходя».

Скандалезность Долохова привлекает к нему внимание даже главнокомандующего, что является еще одной целью нашего героя. Он вообще очень демонстративен, что прекрасно уживается с нарциссизмом.

(Вспомним его выпендреж в 1811 году, когда он форсит в обществе в персидском костюме.

"...ну, с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan*, да и кончено...")

Долохов добивается своего: главнокомандующий обращает на него внимание.

«— Где тут Долохов? — спросил Кутузов.
Долохов, уже переодетый в солдатскую серую шинель, не дожидался, чтоб его вызвали. Стройная фигура белокурого с ясными голубыми глазами солдата выступила из фронта. Он подошел к главнокомандующему и сделал на караул.
(...)
- Надеюсь, что этот урок тебя исправит, служи хорошенько. Государь милостив, - сказал Кутузов. - И я не забуду тебя, ежели ты заслужишь.
Голубые ясные глаза смотрели на главнокомандующего так же дерзко, как и на полкового командира, как будто своим выражением разрывая завесу условности, отделявшую так далеко главнокомандующего от солдата.
— Об одном прошу, ваше высокопревосходительство, — сказал он своим звучным, твердым, неспешащим голосом. — Прошу дать мне случай загладить мою вину и доказать мою преданность государю императору и России.
Кутузов отвернулся и поморщился, как будто хотел выразить этим, что все, что ему сказал Долохов, и все, что он мог сказать ему, он давно, давно знает, что все это уже прискучило ему и что все это совсем не то, что нужно».

«Героизм» Долохова мотивирован: а) психопатическим поиском острых ощущений, б) стремлением привлечь к себе всеобщее внимание (нарциссический ресурс).

Кстати, полковой командир ощущает некую вину перед Долоховым ! Он словно чувствует, что обязан как-то поспособствовать ему в скорейшем продвижении по службе: «Да господину Долохову передайте, что я его не забуду, чтоб он был спокоен» .

А вот как характеризует Долохова капитан роты Тимохин:

«- По службе очень исправен, ваше превосходительство... но карахтер... Находит, ваше превосходительство, днями. То и умен, и учен, и добр. А то зверь. В Польше убил было жида, изволите знать ...
— Ну да, ну да, — сказал полковой командир, — все надо пожалеть молодого человека в несчастии. Ведь большие связи... Так вы того...
— Слушаю, ваше превосходительство, — сказал Тимохин, улыбкой давая чувствовать, что он понимает желания начальника».

Потрясающе! «Зверь», чуть не убивший «жида», представляется полковому командиру «молодым человеком в несчастии», перед которым он чуть ли не заискивает.

«Полковой командир отыскал в рядах Долохова и придержал лошадь.
— До первого дела — эполеты, — сказал он ему.
Долохов оглянулся, ничего не сказал и не изменил выражения своего насмешливо улыбающегося рта».

Классика! Чем больше мы принимаем участие в судьбе психопата — тем больше он выказывает нам презрения и смотрит на нас, как на пустое место.

Долохов пытается как можно скорее вернуть себе эполеты. Поэтому геройствует он не во имя успеха общего дела, а как способ привлечь к себе повышенное внимание. Никак нельзя допустить, чтобы начальник лично от него не узнал о его подвигах!

"...Ваше превосходительство, вот два трофея, - сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. - Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. - Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. - Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!..Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство ..."

Кстати, после дуэли с Пьером жизнь Долохова снова делает предсказуемый виток - нашего "удальца" переводят в солдаты. И снова он предпринимает попытки побыстрее выслужиться, и снова ему непременно нужно рисануться перед главнокомандующим.

"...к Кутузову подошел рядовой ополченец. Это был Долохов..."

"...Ведь он разжалован. Теперь ему выскочить надо. Какие‑то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил… но молодец!.."

Косвенно поведение Долохова указывает на полное отсутствие раскаяния. Вот как бы повел себя нормальный человек, попавший в жизненный переплет и ощущающий свою вину? Он бы без лишней помпы попытался ее искупить. Долохов же виновным себя не считает. Ему нужны фанфары, эффектность, шик и блеск.

(Окончание в следующем посте. А следом разберу трех прототипов Долохова)

Лев Толстой критически относился карьеризму, разоблачая корысть, лживый патриотизм вельмож и офицеров. Образ и характеристика Долохова в романе «Война и мир» раскрывает проблематику лицемерия и духовной пустоты человека, который заботиться исключительно о своих интересах.

Внешний вид

Голубоглазый молодой человек с завитками светлых волос пользовался популярностью у женщин. Было в бездонной глубине глаз нечто холодное. Взгляд парня отличался цепкостью, умом, проницательностью. Герой знал, чего он хочет.

Человек среднего роста с военной выправкой, всегда стройный и подтянутый. В 1805 году он выглядит двадцатипятилетним юношей, когда с друзьями пускает в реку медведя.

Федор отличается от своих друзей тем, что не носит усов, хотя пехотные офицеры считают их достоинством мужчины тех времен. Толстой акцентирует внимание на ротовой зоне лица. Линия губ имела четкие тонкие смазливые изгибы, особенно интересно верхняя губа накладывалась на нижнюю: затейливым клинышком.

Из-за особенности природной форма рта создавалось впечатление, что Федор постоянно улыбается и находится в прекрасном расположении духа. Улыбка прекрасно сочеталась с хитрым выражением глаз. Обладая легко запоминающейся внешностью, офицер элитного полка тщательно следил за чистотой, опрятностью тела. Всегда носил белые рубашки, ходил аккуратно выбритым.

Личность и характер

Товарищи считают Долохова добрым, он душа компании, дружит с князем Анатолем Курагиным. Вместе офицеры кутят, соблазняют барышень, чем прославились в петербургском обществе. Харизма и военная выправка объясняют авторитет Федора в своих кругах:

«У нас теперь нет слова без Долохова; им клянутся, на него зовут, как на стерлядь».


Многие товарищи обращаются к Федору заискивающе, ценят знакомство с ним. Картежная игра стала основой жизни героя. Лев Толстой пишет о нем, как о бретере. Это значит, что сорвиголова часто затевал дуэли, причем поводом для конфликта мог оказаться незначительный спор.

Заядлый картежник умеет играть во все популярные карточные игры. Его не смущает слава мошенника. Наоборот, он хвастается кличкой шулера, как личным достижением на основании того, что всегда остается победителем.

Разжалование в рядовые

Когда молодые люди упивались вином, их не мог остановить никто. В 1805 году компания во главе с Долоховым и князем Курагиным увлеклась кутежом, они шумели на улице так сильно, что жители вызвали полицию. Первым прибежал караульный, попытался унять буйный порыв ребят.

Не желая расставаться с цыганами, песнями и плясками, молодые люди схватили стража порядка, привязали его к спине дрессированного медведя и пустили животное плавать в реку. Не помня себя от алкоголя, компания весело хохотала, пока зверь барахтался в холодно воде, а на его спине громко кричал перепуганный караульный.

Власти не могли не отреагировать на вопиющий случай нарушения правопорядка детьми высокопоставленных чиновников. Многие были строго наказаны, а Долохова разжаловали в рядовые.

Шенграбенское сражение

Федор попал в роту скромного капитана Тимохина, склонного к алкоголю, но храброго командира. Стрелецкий полк, прикрывающий левое крыло Багратионовского отряда, не был поставлен по команде в ружье, когда французы их атаковали. Началась паника, многие побежали в разные стороны. Сквозь шум стрельбы не удавалось расслышать команду командиров.

Князь Болконский наблюдал с правого фланга, как наполеоновская армия захватывала левую сторону русской линии. Вдруг враги развернулись и помчали назад. Андрей не мог понять причину, пока не увидел, как на опушке леса ведет бой рота Тимохина, единственное формирование, сохранившее боевой ряд, давшее отпор.

Долохов бежал за своим отчаянным командиром, но ему удалось ловко первому схватить за воротник сдававшегося офицера, отнять у него шпагу. Потом Федор навязчиво доложил начальству о своем личном участии:

«Ваше превосходительство, вот два трофея, - сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. - Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. - Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. - Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!»


Автор на одной странице романа сопоставил бескорыстный истинный героизм капитана Тимохина, чтобы подчеркнуть ложность смелых действий Долохова, продиктованных потребительской мотивацией.

Дуэль с Безуховым

После войны в Австрии Федор обратился за помощью к старому другу Пьеру. Надо было возобновить звание, а денег не хватало даже на необходимое. Граф пустил ловеласа в свой дом, дал ему определенную сумму, за что дорого поплатился.

Долохов не знал чувства благодарности, подло соблазнил легкомысленную Элен Безухову. Пьеру было стыдно за поведение жены, а намеки окружающих причиняли ему боль. Шутки Долохова звучали, как издевательство.

Безухов вызвал квартиранта на дуэль, где неожиданно для самого себя попал в обидчика и ранил его. Трагизм эпизода заключается в том, что Пьер, как нормальный человек, мучается своим поступком. Дуэль меняет его решения, планы, всю его жизнь.

Долохов, наоборот, ведет себя хладнокровно, готов в любой момент лишить человека жизни. Просто так, из-за мелочных амбиций.

Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Он много и жадно ел и много пил, как и всегда. Но те, которые его знали коротко, видели, что в нем произошла в нынешний день какая-то большая перемена. Он молчал все время обеда и, щурясь и морщась, глядел кругом себя или, остановив глаза, с видом совершенной рассеянности, потирал пальцем переносицу. Лицо его было уныло и мрачно. Он, казалось, не видел и не слышал ничего, происходящего вокруг него, и думал о чем-то одном, тяжелом и неразрешенном. Этот неразрешенный, мучивший его вопрос были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. Пьер решительно не поверил ни намекам княжны, ни письму, но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним. Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался. Невольно вспоминая все прошедшее своей жены и ее отношения с Долоховым, Пьер видел ясно, что то, что сказано было в письме, могло быть правда, могло по крайней мере казаться правдой, ежели бы это касалось не его жены. Пьер вспоминал невольно, как Долохов, которому было возвращено все после кампании, вернулся в Петербург и приехал к нему. Пользуясь своими кутежными отношениями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег. Пьер вспоминал, как Элен, улыбаясь, выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними. «Да, он очень красив, — думал Пьер, — я знаю его. Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я хлопотал за него и призрел его, помог ему. Я знаю, я понимаю, какую соль это в его глазах должно бы придавать его обману, ежели бы это была правда. Да, ежели бы это была правда; но я не верю, не имею права и не могу верить». Он вспоминал то выражение, которое принимало лицо Долохова, когда на него находили минуты жестокости, как те, в которые он связывал квартального с медведем и пускал его на воду, или когда он вызывал без всякой причины на дуэль человека, или убивал из пистолета лошадь ямщика. Это выражение часто было на лице Долохова, когда он смотрел на него. «Да, он бретёр, — думал Пьер, — ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это. Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно, я боюсь его», — думал Пьер, и опять при этих мыслях он чувствовал, как что-то страшное и безобразное поднималось в его душе. Долохов, Денисов и Ростов сидели теперь против Пьера и казались очень веселы. Ростов весело переговаривался с своими двумя приятелями, из которых один был лихой гусар, другой известный бретёр и повеса, и изредка насмешливо поглядывал на Пьера, который на этом обеде поражал своей сосредоточенной, рассеянной, массивной фигурой. Ростов недоброжелательно смотрел на Пьера, во-первых, потому, что Пьер, в его гусарских глазах, был штатский богач, муж красавицы, вообще баба; во-вторых, потому, что Пьер в сосредоточенности и рассеянности своего настроения не узнал Ростова и не ответил на его поклон. Когда стали пить здоровье государя, Пьер, задумавшись, не встал и не взял бокала. — Что ж вы? — закричал ему Ростов, восторженно-озлобленными глазами глядя на него. — Разве вы не слышите: здоровье государя императора! — Пьер, вздохнув, покорно встал, выпил свой бокал и дождавшись, когда все сели, с своей доброй улыбкой обратился к Ростову. — А я вас и не узнал, — сказал он. Но Ростову было не до этого, он кричал: ура! — Что же ты не возобновишь знакомства, — сказал Долохов Ростову. — Бог с ним, дурак, — сказал Ростов. — Надо лелеять мужей хорошеньких женщин, — сказал Денисов. Пьер не слышал, что они говорили, но знал, что говорят про него. Он покраснел и отвернулся. — Ну, теперь за здоровье красивых женщин, — сказал Долохов и с серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру. — За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников, — сказал он. Пьер, опустив глаза, пил из своего бокала, не глядя на Долохова и не отвечая ему. Лакей, раздававший кантату Кутузова, положил листок Пьеру, как более почетному гостю. Он хотел взять его, но Долохов перегнулся, выхватил листок из его руки и стал читать. Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились: что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им. Он нагнулся всем тучным телом через стол. — Не смейте брать! — крикнул он. Услыхав этот крик и увидав, к кому он относился, Несвицкий и сосед с правой стороны испуганно и поспешно обратились к Безухову. — Полноте, полноте, что вы? — шептали испуганные голоса. Долохов посмотрел на Пьера светлыми, веселыми, жестокими глазами, с той же улыбкой, как будто он говорил: «А, вот это я люблю». — Не дам, — проговорил он отчетливо. Бледный, с трясущеюся губой, Пьер рванул лист. — Вы... вы... негодяй!.. я вас вызываю, — проговорил он и, двинув стул, встал из-за стола. В ту самую секунду, как Пьер сделал это и произнес эти слова, он почувствовал, что вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решен утвердительно. Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею. Несмотря на просьбы Денисова, чтобы Ростов не вмешивался в это дело, Ростов согласился быть секундантом Долохова и после стола переговорил с Несвицким, секундантом Безухова, об условиях дуэли. Пьер уехал домой, а Ростов с Долоховым и Денисовым до позднего вечера просидели в клубе, слушая цыган и песенников. — Так до завтра, в Сокольниках, — сказал Долохов, прощаясь с Ростовым на крыльце клуба. — И ты спокоен? — спросил Ростов. Долохов остановился. — Вот видишь ли, я тебе в двух словах открою всю тайну дуэли. Ежели ты идешь на дуэль и пишешь завещания да нежные письма родителям, ежели ты думаешь о том, что тебя могут убить, ты — дурак и наверно пропал; а ты иди с твердым намерением его убить, как можно поскорее и повернее, тогда все исправно, как мне говаривал наш костромской медвежатник. Медведя-то, говорит, как не бояться? да как увидишь его, и страх прошел, как бы только не ушел! Ну, так-то и я. A demain, mon cher! На другой день, в восемь часов утра, Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес и нашли там уже Долохова, Денисова и Ростова. Пьер имел вид человека, занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его было желто. Он, видимо, не спал эту ночь. Он рассеянно оглядывался вокруг себя и морщился, как будто от яркого солнца. Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, — думал Пьер. — Даже наверное я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадет мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда-нибудь», — приходило ему в голову. Но именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли, он с особенно спокойным и рассеянным видом, внушавшим уважение смотревшим на него, спрашивал: «Скоро ли и готово ли?» Когда все было готово, сабли воткнуты в снег, означая барьер, до которого следовало сходиться, и пистолеты заряжены, Несвицкий подошел к Пьеру. — Я бы не исполнил своей обязанности, граф, — сказал он робким голосом, — и не оправдал бы того доверия и чести, которые вы мне сделали, выбрав меня своим секундантом, ежели бы я в эту важную, очень важную минуту не сказал вам всей правды. Я полагаю, что дело это не имеет достаточно причин и что не стоит того, чтобы за него проливать кровь... Вы были неправы, вы погорячились... — Ах, да, ужасно глупо... — сказал Пьер. — Так позвольте мне передать ваше сожаление, и я уверен, что наши противники согласятся принять ваше извинение, — сказал Несвицкий (так же как и другие участники дела и как все в подобных делах, не веря еще, чтобы дело дошло до действительной дуэли). Вы знаете, граф, гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до непоправимого. Обиды ни с одной стороны не было. Позвольте мне переговорить... — Нет, об чем же говорить! — сказал Пьер, — все равно... Так готово? — прибавил он. — Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда? — сказал он, неестественно кротко улыбаясь. Он взял в руки пистолет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чем он не хотел сознаться. — Ах, да, вот как, я знаю, я забыл только, — говорил он. — Никаких извинений, ничего решительно, — отвечал Долохов Денисову, который с своей стороны тоже сделал попытку примирения и тоже подошел к назначенному месту. Место для поединка было выбрано шагах в восьмидесяти от дороги, на которой остались сани, на небольшой полянке соснового леса, покрытой истаявшим от стоявших последние дни оттепелей снегом. Противники стояли шагах в сорока друг от друга, у краев поляны. Секунданты, размеряя шаги, проложили отпечатавшиеся по мокрому глубокому снегу следы от того места, где они стояли, до сабель Несвицкого и Денисова, означавших барьер и воткнутых в десяти шагах друг от друга. Оттепель и туман продолжались; за сорок шагов неясно было видно друг друга. Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали.

Вот как мы видим его впервые - пьяного, в белой рубашке, на рассвете, в шумной компании Анатоля Курагина: «Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами… Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден… В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок… и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица». Эти светлые голубые глаза, этот твердый, наглый и умный взгляд мы увидим много раз: на смотре в Браунау, и в бою под Шенграбеном; во время дуэли с Пьером, и у карточного стола, за которым Ростов проиграет Долохову сорок три тысячи, и у ворот дома на Старой Конюшенной, когда сорвется попытка Анатоля увезти Наташу, и позже, в войну 1812 года, когда отряд Денисова и Долохова спасет из французского плена Пьера, но в бою за пленных погибнет мальчик, Петя Ростов, - тогда жестокий рот Долохова скривится, и он отдаст приказание: всех захваченных французов расстрелять.

Долохов - самый непонятный, самый таинственный из всех героев «Войны и мира». Мы восхищаемся его безрассудной храбростью, его внезапно и коротко прорывающейся нежностью; нас пугает его жестокость, нам хочется постичь этот загадочный характер . Что же он такое на самом деле, Федор Долохов? Он «был небогатый человек, без всяких связей. И, несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что и Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля». Ему не на что и не на кого рассчитывать - только на себя. Развлекались втроем: Долохов, Анатоль и Пьер - «достали где-то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина с спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем…» Чем же все это кончилось?

Долохов был офицером - и потому его разжаловали в солдаты. Пьер нигде не служил, его нельзя было разжаловать, но наказанье его постигло легкое, - видимо, из уважения к умирающему отцу. Анатоль был офицером - его не разжаловали. Долохов запомнил это и Анатолю, и Пьеру. Еще один урок он получил на . Встретив Жеркова, принадлежавшего раньше к его «буйному обществу», он убедился, что Жерков «не счел нужным узнать его» в солдатской шинели. Этого Долохов тоже не забыл - и когда Жерков, после разговора Кутузова с разжалованным, радостно приветствовал Долохова, тот отвечал, подчеркнуто холодно. Так на наших глазах складывается характер, формируется жестокий и эгоистический человек, одинокий, как волк. Первые же слова, которые мы услышали от Долохова, были жестоки. Пьяный Пьер пытался повторить его «подвиг»: выпить бутылку рома, сидя на открытом окне. Анатоль пытался удержать Пьера.

  • «- Пускай, пускай, - сказал Долохов улыбаясь».

После этого прошел год - очень нелегкий год солдатчины, трудных походов и не менее трудных смотров. Мы видели, как Долохов отстаивал свое достоинство перед смотром в Браунау и как настойчиво напоминал генералу о своих заслугах в бою. Он чудом не погиб на льду австрийских прудов, приехал в Москву и поселился в доме Пьера. Как раньше он не жалел Пьера, так не жалеет и теперь: живя в его доме, он завел роман с его женой. Не влюбился в нее, не полюбил - это бы хоть в какой-то степени его оправдывало. Нет, Элен так же безразлична ему, как другие светские женщины, он просто развлекается и, может быть, мстит Пьеру за историю с медведем, за то, что Пьер богат и знатен. На обеде в честь Багратиона «Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова . Он много и жадно ел и много пил, как и всегда. Но… он, казалось, не видел и не слышал ничего… и думал о чем-то одном, тяжелом и не разрешенном.

Этот неразрешенный , мучивший его вопрос были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо… Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался». Пьер знает: Долохов не остановится перед тем, чтобы опозорить старого приятеля. «Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я… помог ему». Так думает Пьер в то время, как Долохов и Николай Ростов , насмешливо и неодобрительно поглядывая на него, пьют за хорошеньких женщин.

Он боится Долохова - могучий Пьер. Приучив себя додумывать все до конца и быть откровенным с самим собой, он честно признается себе: «Ему ничего не значит убить человека… Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно, я боюсь его…» Но в душе его, преодолевая страх, поднимается бешенство, и когда Долохов с «серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру», - это бешенство вскипает, ищет выхода.

  • «За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников», - сказал Долохов.
  • Этого мало: он выхватил из рук Пьера листок с текстом кантаты - само по себе это было бы вполне возможно при нх приятельских отношениях, но сейчас «что-то страшное и безобразное, мутившее его во время обеда, поднялось и овладело» Пьером.
  • «Не смейте брать! - крикнул он».

Долохов знает , что Пьер не умеет стрелять. Но и он тоже отвечает секунданту: «Никаких извинений, ничего решительно». Оба секунданта понимают, что происходит убийство. Поэтому они медлят минуты три, когда уже все готово. Кажется, ничто не может спасти Пьера. Понимает ли это Долохов? Чем виноват перед ним Пьер - за что он готов убить этого человека? Долохов промахнулся, стреляя в Пьера, которого он жестоко оскорбил. Но через несколько недель он не промахнется в другой дуэли - бескровной. Живя в семье Пьера, Долохов разрушил эту семью. Войдя в дом Николая Ростова, он попытался отнять у своего друга невесту. Соня отказала ему - Долохов не таков, чтобы не отомстить. Он не вызывает Николая на дуэль, но обыгрывает его в карты - сознательно, холодно и обдуманно: приглашает свою жертву запиской в гостиницу, несколько раз спрашивает: «Или ты боишься со мной играть?», предупреждает: «В Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее», «и, выиграв огромную сумму, «ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю», замечает: «Ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви , несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю». Он не позволит безнаказанно оскорбить себя, но разве Николай хотел его оскорбить? Наоборот - преклонялся перед ним, обожал его - так он наказан за свое обожание.

Может быть , через несколько месяцев, помогая Анатолю увезти Наташу, Долохов вспомнит о том, как Соня не ответила на его чувства, предпочла Николая. Может быть, так он на свой лад отомстит Ростовым.

Он страшный человек, Федор Долохов . В двадцать пять лет он хорошо знает людей, среди которых живет, и понимает: ни честность, ни ум, ни талант не ценятся этими людьми. Он привык не верить честности, уму и таланту. Он циничен и может обмануть любого, даже вчерашнего лучшего друга, потому что знает: это простят. Не простят слабости. А бесчеловечность вызовет уважение и страх. Может быть, потому Долохов и называет мать ангелом, и преданно любит (ее, что она одна хочет видеть в нем «высокую, небесную душу»? Он правильно выбрал: Соня - именно та чистая и верная душа, которую он ищет. Но нет ему счастья: она любит другого. Решив отомстить Николаю, Долохов задумал выиграть у него сорок три тысячи. «Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с годами Сони». Нам трудно себе представить, что этот жестокий, холодный человек способен на такую чувствительность - складывать свои годы и Сонины. Но он способен.