Тарифные и нетарифные ограничения. Меры нетарифного регулирования

Под таможенным тарифом понимается:

♦ систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;

♦ инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;

♦ ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины).

Таможенная пошлина - налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства. Основные функции таможенных пошлин:

фискальная, относится как к импортным, так и экспортным пошлинам;

защитная, относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от иностранных;

балансировочная, относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт.

Все таможенные тарифы могут быть к лассифицированы по пяти группам (см-, рис. 7.2.1).

1. Классификация тарифов по направлению движения товара:

экспортный тариф - пошлина, накладываемая на экспортные товары. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспортных товаров, а также пополнения бюджета. Применяется редко;

импортный тариф - пошлина, накладываемая на импортные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

транзитный тариф - пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин -
обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

Рис. 7.2.1. Классификация таможенных тарифов

2. Классификация тарифов по способу установления:

адвалорный тариф - пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара (например, 10% от таможенной стоимости). Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы;

специфический тариф - ставка таможенной пошлины, взимаемая с единицы веса, объема, длины и т. д. (например, $20 за 1 т). Применяется в основном для стандартизированных товаров (например, сырье);

комбинированный тариф - одновременно взимаемые адвалорные и специфические ставки (например, 10% от таможенной стоимости, но не более $20 за 1 т);

альтернативный тариф - применяется согласно решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

3. Классификация тарифов (по величине) в зависимости от страны происхождения товара:


максимальный тариф устанавливается для всех стран на основании государственных законодательных актов, без согласования с другими государствами;

минимальный тариф предоставляется тем странам, которые получают статус наиболее благоприятствуемой нации. Эта ставка устанавливаются в результате взаимных договоренностей. Страна, предоставляющая другой стране статус наиболее благоприятствуемой нации, обязуется не превышать ставки тарифов, которые предусмотрены ею по отношению к другим странам, т. е. страны, договаривающиеся об этом статусе, предоставляют друг другу льготы, которых лишены остальные государства;

преференциальный тариф действует в отношении определенных стран или групп стран. Его величина, как правило, меньше минимального. Существует международное соглашение «Обобщенная система преференций», по которому промышленно развитые страны предоставляют развивающимся льготы. Эти льготы выражаются в более низких таможенных тарифах.

Цель - побудить покупать товары, экспортируемые развивающимися странами, и, с другой стороны, стимулировать в развивающихся странах импорт из более развитых.

4. Классификация тарифов по характеру происхождения:

автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;

конвенционный (договорной) тариф устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений.

5. Классификация тарифов по направлению действия:

· преференциальный тариф устанавливается с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу;

· сезонный тариф устанавливается для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера прежде всего сельскохозяйственной;

· дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить и ограничить экспорт или импорт товаров определенной страны.

Дискриминационные тарифы делятся на:

· ответные (на недружественную торговую политику);

· компенсационный используется с целью уравнять цены аналогичных товаров национального производства и импортных, пользующихся субсидиями, за счет включения в цену последних более высокой импортной пошлины;

· антидемпинговый, как ответная мера по защите национального производителя, если установлен факт демпинга со стороны иностранных конкурентов и ввоз товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям или препятствует расширению производства подобных товаров на внутреннем рынке.

Демпинг – продажа товаров по необоснованно заниженным ценам. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо зарубежном рынке дешевле, чем на другом.

7.5. Нетарифные методы регулирования внешней торговли

Нетарифные меры регулирования внешней торговли имеют более высокую степень воздействия на внешнеэкономическую деятельность, так как установление жесткого контроля над внешней торговлей некоторыми товарами во многих случаях оказывается более эффективным, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования.

Нетарифные методы регулирования имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Основа преимущества - ограниченная возможность тарифного регулирования, однообразность данной системы. Система же нетарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность.

Существует несколько типов нетарифных ограничений:

I. Количественные ограничения импорта и экспорта.

1. Контингентирование (квоты) - регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени.

Эмбарго - полный запрет ввоза иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию; если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям). Квоты делятся на:

глобальные - на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/экспортировать вне зависимости от страны импортера/экспортера. Используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров;

индивидуальные - устанавливается в рамках глобальной квоты; существует распределение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т. е. вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Экономические последствия - ограничение предложения, увеличение роста доходов национального производителя.

Представим следующую ситуацию (рис. 7.5.1). Внутреннее предложение товара на рынке составляет S d а спрос - Dd, тогда внутреннее производство составит - Q 0 Если же предложение такого же товара из-за рубежа неограниченно и составляет S w (по мировой цене - P w), то производство товара на внутреннем рынке составит Q 1, потребление - Q 2, импорт товара - Q 2 Q 1 Страна принимает решение ограничить импорт и вводит импортную квоту в размере Q 4 Q 3 В результате этого внутренние цены поднимаются до P 1 внутреннее производство увеличивается до Q 3, внутренний спрос сократится до Q 4.

Рис. 7.5.1. Импортная квота

2. Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Тогда в первом случае - это всего лишь документ, который подтверждает право ввоза/вывоза товара в пределах получения какой-либо квоты; во втором случае существует определенный ряд форм лицензирования:

индивидуальная лицензия - разовое разрешение на импорт/ экспорт товара. Выдается государственным органом власти импортеру/экспортеру, является именной (указано юридическое лицо);

открытая индивидуальная лицензия - разрешение на импорт/ экспорт товара без ограничения количества;

генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение на импорт/экспорт товара без ограничений как по количеству, так и по времени; лицензия является безличной;

автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после заявки на импорт/экспорт товара (упрощенная форма получения лицензии).

Квотная рента - специфический доход при введении квоты, проистекающий из искусственного повышения цены. Его получает обладатель права ввоза товара на внутренний рынок (на внешнем рынке товары покупаются по P w , а продаются на внутреннем по P 1 ,). Ее получателями могут быть различные субъекты в зависимости от порядка предоставления лицензии:

аукцион - продажа лицензий на конкурсной основе (цена, как правило, равна квотной ренте, идет государству);

бесплатная передача - рента идет национальному субъекту - импортеру;

передача лицензии стране-производителю - добровольное количественное ограничение экспорта, принятое в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении льгот.

Сходство в применение квот и тарифов состоит в том, что:

♦ цена на импортные товары возрастает;

♦ доходы национальных производителей возрастают.

Различие - в случае введения тарифа импортер не ограничен количеством ввозимого товара, т. е. мерой для него является экономическая целесообразность ввоза товаров.

II. Государственные субсидии и финансовые льготы.

Субсидии - денежная выплата правительством национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта. Субсидии по характеру выплат делятся на:

прямые- непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации производителю при выходе на внешний рынок). Запрещены ВТО, поскольку их применение достаточно очевидно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры;

косвенные (скрытые) - предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных пошлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д.

Субсидии предоставляются как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям экспортных товаров. Экспортные субсидии - нетарифный метод регулирования, представляющий бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

III. Импортный депозит - своеобразный залог в денежной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого залога, срок, валюта фиксируются в каждом государстве законодательно. Это своеобразный кредит, который импортер дает государству, но не получает за него проценты; через некоторое время средства возвращаются импортеру, в итоге издержки импортера растут.

IV. Государственная система размещения заказов - покупка государственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

V. Валютное регулирование:

♦ внешние валютные ограничения (например, клиринг - торговля между странами на основе взаимозачетов);

♦ ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты;

♦ механизм дифференцирования валютных коэффициентов (установление различного курса для определенных торговых сделок);

♦ девальвация - понижение курса национальной валюты;

♦ ревальвация - повышение курса национальной валюты.

VI. Технические барьеры - ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д.).

Внешняя торговля - это не что иное, как главная форма экономического сотрудничества между разными странами. И ее регулирование в какой-то мере государством происходит в зависимости от социальных, экономических, политических задач в самой стране и обстановки в всем мире.

Государство регулирует международную торговлю в одностороннем порядке, то есть инструменты этого регулирования используются правительством без консультаций и согласования с торговыми партнерами страны. Регулирование может происходить и в двустороннем порядке, это значит, что разные меры торговой политики согласованы между странами, которые являются торговыми партнерами. Существует и многостороннее регулирование, то есть регулируется различными многосторонними соглашениями.

В настоящее время выделяют нетарифные методы регулирования внешней торговли и тарифные. К первым относятся и тарифы. Это главный инструмент торговой политики любого государства и его правомерность признана международными нормами. Таможенный тариф имеет несколько определений. Первое - это инструмент, использующийся в торговой политике и регулировании внутреннего рынка в процессе его взаимодействия с мировым рынком. Второе определение - свод различных которые применяются к товарам, пересекающим таможенную границу. Данный свод ставок систематизирован в полном соответствии со всей товарной номенклатурой.

Тарифные методы регулирования внешней торговли, а именно состоит из конкретных, четких ставок таможенных пошлин, используемых с целью налогообложения вывозимых и ввозимых товаров. Таможенной пошлиной называется взнос, являющийся обязательным, который взимается таможенными органами при экспорте или импорте товара.

Нетарифные методы регулирования международной торговли сейчас активно используются правительством любого государства. В отличие от таможенных тарифов практически все они мало поддаются количественной классификации и, как следствие, плохо отражаются в статистике. Нетарифные методы регулирования внешней торговли бывают финансовые, скрытые и количественные. Тот факт, что они не поддаются количественной классификации дает возможность различным правительствам использовать либо их по отдельности, либо определенную их комбинацию, чтобы достичь своих целей в торговой политике. Если использовать нетарифные методы регулирования внешней торговли (особенно интенсивные количественные) вместе с либеральным то торговая политика в целом приобретает более ограничительный характер. Количественными ограничениями называется административная форма нетарифного регулирования торговли государства, которая призвана определять номенклатуру и количество товаров, разрешенных к импорту и экспорту. Правительство конкретной страны может решить применить количественные ограничения самостоятельно или исходя их международных соглашений.

Количественные ограничения имеют две формы: контингент или квота. Это практически то же самое, то понятие контингент часто используют, чтобы обозначить квоту, имеющую сезонный характер. Нетарифные методы регулирования внешней торговли представлены также лицензированием. Оно происходит через разрешения, которые выдают государственные органы на импорт или экспорт товара на конкретный промежуток времени.

Методы скрытого протекционизма также играют большую роль. Они представляют собой всевозможные барьеры нетаможенного характера, которые воздвигаются органами местной и центральной государственной власти на пути торговли.

Таможенный тариф - это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объектом налогообложения, характером, происхождением, типами ставок и способа вычисления. Пошлина накладывается на таможенную стоимость

товара - нормальную цену товара, составляется на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, при которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе только примерно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны. Настоящая ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, исчисленный с учетом пошлин, наложенных на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки [б].

На практике таможенный тариф может быть в двух формах - в виде специфического и адвалорной пошлины.

Специфический тариф - это фиксированный таможенный тариф, величина которого устанавливается в определенной сумме, взимаемой с определенного количества товара (партии в штуках, весовые единицы) Это означает, что за каждую единицу товара импортер должен заплатить определенное пошлина, например, 80 долл. США за телефон или тона ржи .

Такие тарифы позволяют сравнительно легко собирать таможенный налог, поскольку для этого необходимо лишь информация о количестве товаров. Но эта пошлина имеет свои недостатки. Если стоимость товара составляет 800 долл. США, а размер специфического тарифа - 80 долл. США, значит тариф составляет 10% от стоимости товара. Но если уровень инфляции в стране внезапно меняется, что приведет к увеличению цены товара скажем до 1000 долл. США, то тогда фактическая ставка пошлины будет равен лишь 8 % его цены. Таким образом, защитное действие этого тарифа уменьшается .

Адвалерный тариф - это пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товаров и других предметов, которые облагаются пошлиной, размер которого определяется как фиксированная часть стоимости импортируемого товара, например 20%. . То есть, если товар стоит 300 долл. США, то импортер должен заплатить пошлину в размере 60 долл. США.

Очевидно, адвалорные лишено недостатков специфического тарифа: его величина находится в прямой зависимости от стоимости товара. Вместе с тем и его взимания связано с рядом проблем. С целью уменьшения пошлины импортер может сознательно занизить стоимость товара. С другой стороны, таможенные органы иногда пытаются завысить стоимость импорта, поскольку в этом случае увеличиваются доходы государства.

Таможенные тарифы также применяются в следующих формах:

Преференциальные тарифы - это импортная пошлина льготного характера, оно предоставляется исключительно в отношении отдельных категорий товаров на основании международных договоров. Этот тариф может применяться в течение определенного времени или постоянно .

В индустриально развитых странах существует также система преференций, которая предусматривает беспошлинный ввоз определенного перечня товаров из отдельных развивающихся стран. Но это касается только узкого круга стран указанных определенными договорами.

Есть также так называемый режим нации наибольшего благоприятствования, то есть такой торговый режим, который предусматривает предоставление данной конкретной стране таких же льгот в торговле, что и другим партнерам. Он также основывается на международных договорах, таких как договоры ВТО [б].

В некоторых странах также применяется транзитную пошлину. Однако его роль в современных условиях снижается. Оно устанавливается, как правило, лишь для покрытия расходов, связанных с контролем транзита иностранных грузов.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тарифные методы
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Тарифные методы заключаются в установлении таможенного тарифа (пошлины). Это наиболее традиционный метод, активно применяемое средство государственного регулирования экспортно-импортных операций.

Таможенный тариф - ϶ᴛᴏ систематизированный перечень пошлин, которыми правительство облагает некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее.

Таможенные пошлины - ϶ᴛᴏ налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей.

Начало формирования таможенного тарифа – III – II тысячелœетия до н.э. Термин ʼʼтарифʼʼ берет начало от южно-испанского города Тариф, в котором была впервые составлена таблица, где были внесены названия товаров, меры измерения и величина пошлин за провоз товаров через Гибралтарский пролив.

Таможенный тариф выполняет следующие функции:

1) фискальная (пополнение доходов бюджета);

2) защитная (защита отечественных производителœей от конкуренции);

3) регулирующая (регулирует ввоз и вывоз товаров);

4) торгово-политическая.

Различают пошлины:

Импортные (ими облагаются ввозимые в страну товары);

Экспортные (ими облагаются вывозимые товары);

Транзитные (взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом).

Импортные пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские.Фискальные пошлины применяются в отношении товаров, которые не производятся внутри страны. Протекционистские пошлины предназначаются для защиты местных производителœей от иностранных конкурентов.

Импортные пошлины используются либо как средство финансовых поступлений (чаще в развивающихся странах), либо как средство проведения определœенной торгово-экономической политики. Владелœец импортируемого товара после уплаты пошлины повысит цену. Тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению возможностей потребителя. Но он выгоден государству и отечественным производителям.

Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, в связи с этим их используют в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и производителœей.

В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. Сегодня практически не применяются.

Существуют две основные методики установления уровня таможенных пошлин:

1. Величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма и т. д.). Такая пошлина принято называть специфической. Она особенно эффективна в условиях снижения цен на товары – в периоды депрессии и кризисов.

2. Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Называется адвалорной.

Внутренняя цена импортного товара (P d) после обложения специфическим тарифом будет равна:

P d = P im + T s ,

где: P im - цена, по которой товар импортируется (таможенная стоимость товара);

T s - ставка специфического тарифа.

При применении адвалорного тарифа внутренняя цена импортного товара составит:

P d = P im * (1 + T av),

где: T av – ставка адвалорного тарифа.

Существует и промежуточная методика, заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между специфической иадвалорной пошлинами исходя из того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях: являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования.

Учитывая зависимость отрежима устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара:

Преференциальные (особо льготные);

Договорные (минимальные);

Генеральные (автономные), то есть максимальные.

Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д. К примеру, страны Европейского Союза предоставляют друг другу по импорту товаров преференциальные пошлины (равные нулю), которые не распространяются на другие страны.

Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше всœех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. К примеру, взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.

При введении таможенного тарифа цена на импортные товары возрастает. Это способствует росту цен на товары отечественного производства. Предложение товаров на внутреннем рынке возрастает, однако спрос уменьшается. Как следствие происходит уменьшение импорта.

Влияние тарифа различно для субъектов экономики. Так потребители:

1) оплачивают доход от тарифа;

2) оплачивают прибыль фирмам;

3) оплачивают избыточные издержки отечественного производства;

4) теряют излишек потребителя.

Государство выигрывает за счёт введения таможенного тарифа, так как увеличиваются поступления в бюджет. По сути это трансферт от потребителœей государству.

Отечественные производители получают дополнительную прибыль. Эта прибыль является переводом доходов от потребителœей к производителям.

Общество несет социальные издержки, потому что ресурсы, которые притекают в отрасль, защищенную тарифом, могли бы использоваться более эффективно в других секторах экономики.

В ЕС импортные пошлины на рис 231%, молочные продукты – 205%, сахар – 279%. В Японии пошлина на рис 444 %, на пшеницу – 193%. В США пошлина на молочные продукты 93%, на сахар – 91%.

Тарифные методы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тарифные методы" 2017, 2018.

  • - Тема 20. Нетарифные методы регулирования внешней торговли

    Зона свободной торговли (ЗСТ). Таможенный Союз. В практике регулирования внешней торговли. Относится к тарифным методам регулирования. При образовании ЗСТ страны договариваются о постепенном снижении ставок таможенных пошлин. Между предприятиями, которые... .


  • - Тема 19. Тарифные методы регулирования внешней торговли

    Упаковка и маркировка. Цена, общая сумма контракта. Сроки поставки. Тема 18. Внешнеторговая операция и ее основные виды. Содержание внешнеторгового контракта Внешнеторговые операции - комплекс действий иностранных партнеров по... .


  • - Тарифные методы регулирования внешней торговли

    В практике внешнеэкономической деятельности используются тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Таможенный тариф может определяться как: · инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его... .


  • - Нетарифные методы регулирования внешней торговли

    К нетарифным методам относятся: 1. Количественные методы. Включают квотирование, лицензирование и добровольные ограничения экспорта. Квоты определяют количество или сумму импортируемых товаров за определенный промежуток времени. Виды квот: глобальные, страновые,... [читать подробнее] .


  • - Тема 13. Регулирование внешней торговли товарами: неТарифные методы

    1. Нетарифные меры регулирования внешней торговли. 2. Международное регулирование внешней торговли. Таможенные союзы и зоны свободной торговли. 3. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли. Вопрос 1. Нетарифные меры регулирования внешней торговли Меры... .


  • - Нетарифные методы

    Нетарифные методы делятся на группы: 1. Административные меры или количественные ограничения (их называют «жесткими барьерами»): - лицензирование (избирательная выдача лицензий); - контингентирование; - сертификация; - запрет на импорт. 2. Технические меры (т.е.... .


  • Существование межгосударственных таможенных границ привело к возникновению различных инструментов и методов, с помощью которых государства осуществляют свою внешнеторговую политику.

    Одним из основных способов регулирования внешней торговли любой страны является таможенно-тарифная система, представляющая собой свод таможенных пошлин и правил, действующих в данном государстве. Как уже упоминалось в предыдущих главах, в основе таможенно-тарифной системы большинства стран лежит Гармонизированная система описания и кодирования товаров – ГС. Для всех стран, входящих во Всемирную таможенную организацию, она является законом и называется таможенным тарифом.

    Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу.

    Уровень таможенного обложения зависит от целого ряда факторов (разницы в уровне внутренних и мировых цен товаров в различных странах; степени концентрации производства и уровня монополизации рынка отдельных товаров; наличия на этих рынках производственных цепочек ТНК; соотношения производительности труда и издержек производства в отдельных странах и пр.). Например, в период ухудшения экономической конъюнктуры, особенно в годы кризисов, наблюдается рост ставок таможенных тарифов.

    Таможенный тариф содержит: детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами; код облагаемых таможенной пошлиной товаров ; ставки таможенных пошлин с указанием их метода исчисления; способ обложения товаров; перечень товаров, пропускаемых на таможенную территорию страны беспошлинно; перечень товаров, запрещенных к вывозу из страны и ввозу в страну, транзиту через страну.

    В зависимости от торгового режима страны тарифы могут иметь различную структуру. Если тарифы содержат единую ставку пошлин (одну колонку) для каждого товара вне зависимости от страны его происхождения, они называются одноколонковыми или простыми (не предусматривают льготных или дискриминационных пошлин и встречаются относительно редко). Когда государство к различным странам применяет разные торговые режимы (каждая таможенная ставка применяется к товарам определенных стран или группы стран), то в тарифе такой страны содержится несколько уровней пошлин (две и более колонок), такой тариф называется многоколонковым или сложным. В основу таможенных тарифных ставок положен принцип, в соответствии с которым товар облагается большей пошлиной в том случае, если степень его промышленной обработки достаточно высока.

    Обычно сложные тарифы имеют две колонки: в одной указывается максимальная (генеральная) пошлина, которая чаще всего принимается за базу при исчислении различных преференций или дискриминаций; в другой – минимальная, действующая в отношении стран, для которых применяется режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Может быть и третья колонка. В ней указывается размер преференциальных пошлин по отношению к тем или иным странам (такой способ обычно применяют страны с развитой рыночной экономикой к развивающимся или наименее развитым странам).

    Таможенный тариф может состоять из ставок таможенных пошлин, системы классификации товаров, которая создается специально для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности, а также правил применения автономных, договорных и преференциальных пошлин, т.е. системы колонок тарифа у многоколоночного тарифа .

    Таможенные пошлины являются основой таможеннотарифной системы и представляют собой денежные сборы, взимаемые государственными органами с товаров, пересекающих таможенную границу государства.

    Уплата таможенной пошлины является обязательным условием осуществления ввоза и вывоза товаров. Например, согласно Закону РФ "О таможенном тарифе" таможенная пошлина – это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона).

    По своему экономическому содержанию и характеру действия пошлины относятся к стоимостным, рыночным регуляторам внешнеторгового оборота, а по экономической сущности представляют собой разницу между внешнеторговой мировой (импортной) ценой и внутренней ценой. Процентное выражение этой разницы (суммы таможенной пошлины к цене) называется уровнем пошлины.

    При этом внутренние цены должны быть чуть выше импортных, тогда внешнеторговая политика страны сможет обеспечить равную конкурентоспособность национальных товаров. Таким образом, пошлина выполняет регулирующую роль. Как всякий налог, пошлина увеличивает цену товара и снижает его конкурентоспособность. Но, чтобы эта роль выполнялась эффективно, внешнеторговая политика любой страны должна быть гибкой (пошлины должны периодически пересматриваться в соответствии с изменениями конъюнктуры на внутреннем и мировом рынке, причем пересмотру подлежат только переменные пошлины, ставки которых могут изменяться в случаях, установленных государством) . К числу таких случаев относят изменения уровня мировых, внутренних цен, государственных субсидий и т.п.

    Практически все государства, одни в большей степени, другие – в меньшей, используют пошлины для пополнения доходной части своего бюджета (фискальная функция). Следовательно, пошлина – это налог, который образует доходную часть бюджета государства (в России – более 30%).

    Инструментом дискриминационной политики в отношении различных государств является ценообразующая функция пошлины (увеличение цены импортных товаров позволяет создать стоимостный барьер, повышающий цену импортного товара и создающий разрыв в уровне цен на товары в разных странах). Таким образом, импортные пошлины активно влияют на накопление капитала, темпы развития и норму прибыли отдельных отраслей экономики. Пользуясь этим, государство регулирует объем импорта и его структуру. По мере развития страны фискальная роль таможенной пошлины падает.

    Классификация пошлин осуществляется по следующим признакам: объекту взимания, способу взимания, размеру взимания, способу выработки (определения), практики применения.

    В зависимости от объекта взимания различают вывозные (экспортные) таможенные пошлины, ввозные (импортные) таможенные пошлины и транзитные.

    Вывозные пошлины применяются государством, когда необходимо ограничить экспорт определенного товара, в случае необходимости пополнения государственного бюджета, а также как инструмент улучшения структуры торговли за счет снижения вывоза из страны определенных товаров (например, с низкой степенью обработки, стимулируя таким образом производство и экспорт продукции с высоким уровнем добавленной стоимости).

    Ввозные пошлины начисляются на импортные товары как условие их выпуска в свободное обращение на внутренний рынок страны. Ввозные (импортные) пошлины могут также иметь фискальный, регулирующий (низкие пошлины на сырье и высокие на готовые изделия) и протекционистский характер, т.е. иметь целью сдерживание ввоза определенных товаров на территорию страны. Это наиболее распространенный вид пошлин. Ими облагается более 80% товаров, импортируемых всеми странами мира.

    Транзитные пошлины – пошлины, взимаемые страной, через которую груз следует транзитом в другую страну. В мире используются очень редко, в основном как средство торговой войны. В Российской Федерации установлены нулевые транзитные пошлины.

    По способу взимания пошлины подразделяются на адвалорные, специальные (специфические), смешанные (кумулятивные, или комбинированные).

    Особенности расчета таможенной пошлины зависят от вида ее ставки. Адвалорная (стоимостная ) ставка таможенной пошлины устанавливается в виде фиксированного процента с таможенной стоимости облагаемого товара, например, 15% таможенной стоимости автомобиля. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости товара и соответствующей ставки пошлины в процентах. Этот способ позволяет установить связь между ценой товара и размером дохода, который государство перечисляет в свой бюджет. В мировой практике адвалорные пошлины составляют 70–75% всех взимаемых пошлин.

    Очень важно определить таможенную стоимость товара. В таможенной системе любого государства предусматривается несколько методов определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с ввозимыми товарами, идентичными товарами, однородными товарами и т.д.). ВТО стремится унифицировать метод определения таможенной стоимости, и в рамках ГАТТ действует специальный Кодекс по определению таможенной стоимости товара.

    Специальные (специфические ) пошлины устанавливаются в твердо установленной сумме за определенную единицу облагаемых товаров. Такой тип пошлин обычно применяется к массовым грузам и сложным товарам. Применяются в основном в США, Канаде, Австрии, Норвегии, России (например, 20 долл, за 1 т или единицу товара). Специфические пошлины напрямую не связаны с ценой товара, и денежный доход от их взимания зависит только от объема ввозимого или вывозимого товара.

    Может применяться комбинированная пошлина. Она исчисляется одновременно двумя методами: на часть товара применяются адвалорные пошлины, а все, что свыше установленной нормы, облагается по специальной пошлине. При этом в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения (разницы), либо путем сложения полученных величин. Например, комбинированная ставка для одежды "меховой овчинной" – 20% таможенной стоимости, но не менее 30 евро за 1 шт. указывает на исчисление таможенной пошлины посредством последовательного определения величин по стоимостной (20% таможенной стоимости) и количественной (30 евро за 1 шт.) составляющих ставки. Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю. Или, например, комбинированная ставка для спортивной обуви – 15% таможенной стоимости плюс 0,7 евро за 1 пару. Она также указывает на последовательность расчета по стоимостной и количественной составляющим, однако размер таможенной пошлины определяется путем сложения полученных результатов.

    Как разновидность применяются альтернативные пошлины. Взимается та из пошлин, которая дает наибольшую величину таможенного сбора (20 долл, за тонну или 10% с цены товара, которая выше).

    Размер взимания позволяет дифференцировать таможенные ставки на номинальные, льготные, минимальные, промежуточные и максимальные. Дифференциация пошлины зависит прежде всего от степени обработки товара. Например, при ввозе сырья может применяться как беспошлинный завоз, так и либо номинальные, либо льготные, либо минимальные пошлины. Это создает условия для снижения издержек национальной перерабатывающей промышленности. В совокупности такие пошлины составляют систему преференций и применяются в отношении товаров тех стран, которые пользуются РНБ (устанавливаются на основе преференциальных соглашений).

    Условия предоставления преференций и правила определения страны происхождения товаров, в отношении которых применяется преференциальный режим, у большинства государств, предоставляющих тарифные преференции, унифицированы в соответствии с рекомендациями ОЭСР и ЮНКТАД.

    Так, тарифные преференции являются инструментом снижения общеэкономических издержек российских экспортеров товаров в страны дальнего зарубежья. В целях получения дополнительных конкурентных преимуществ российские экспортеры могут воспользоваться невзаимными преференциальными режимами, предоставляемыми странами ЕС, США, Канадой и Турцией в рамках Общей системы преференций ООН. Преференциальные режимы импорта ЕС, США, Канады и Турции предусматривают применение пониженных (по сравнению с базовыми) или нулевых ставок ввозных таможенных пошлин в отношении определенной группы российских товаров. Преференциальный режим импорта товаров предоставляется развитыми странами в одностороннем невзаимном порядке Российской Федерации и не противоречит нормам и правилам ВТО .

    Номинальный уровень пошлины – это ее размер (ставка), обозначенный в таможенном тарифе. Средний номинальный уровень таможенного обложения может быть рассчитан путем вычисления среднеарифметической величины (сложение ставок пошлин и деление суммарной величины на число ставок).

    Промежуточные пошлины по своему уровню выше минимальных. Они устанавливаются на полуфабрикаты, узлы и детали, необходимые для сборки готового изделия. Такими пошлинами пользуются все государства, участвующие в МРТ по внутриотраслевому типу, наиболее активно их применяют ТНК. Последние могут их применять даже на готовую продукцию, если обмен ведется между филиалами одной корпорации.

    Максимальные пошлины устанавливаются на готовую продукцию. Разница между минимальными и максимальными пошлинами весьма существенна. Такие пошлины носят автономный характер и являются верхним пределом уровня таможенного обложения, который может применять исполнительная власть. Устанавливаются на основе односторонних решений органов государственной власти.

    Например, в США уровень минимальной пошлины составляет 1,8%, промежуточной – 6,1%, максимальной – 7%. По конкретным товарам разница может быть еще более значительной.

    Увеличение уровня тарифной защиты по мере повышения уровня обработки товара носит название таможенной (тарифной ) эскалации. Таким образом создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и полуфабрикатов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри страны. Развивающиеся страны – члены ВТО считают, что тарифная эскалация создает дополнительные преграды для экспорта обработанных товаров на рынки развитых государств и добиваются в ходе тарифных переговоров, идущих в настоящее время в ВТО (Доха-раунд), ее сокращения.

    Максимальные пошлины могут быть покровительственными, запретительными и наступательными.

    Например, уровень покровительственных пошлин может превышать уровень максимальных. Их главная цель – защита собственной промышленности от конкуренции, кроме этого они вынуждают партнера пойти на уступки в экспорте нужной стране продукции. Запретительные пошлины отличаются более высокими ставками: на 30% больше покровительственных. Наступательные пошлины отличаются еще более высоким уровнем – на 30–40% выше запретительных. Их цель – полностью запретить импорт в страну тех или иных товаров, аналоги которых производятся национальной промышленностью. Естественно, что они ведут к снижению объемов предложения, а значит, к росту цен и снижению благосостояния населения не только в своей стране, но и в странах-партнерах.

    Таким образом, одним из основных инструментов регулирования торговой политики государства является таможенный тариф, однако помимо таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности страны используют и нетарифные меры.

    В современном мире большинство мер государственного воздействия на международную торговлю осуществляется нетарифными мерами. Это связано в первую очередь с тем, что тарифные ставки стран – членов ВТО закреплены документально и большинство государств не имеет возможности оперативно отреагировать на изменения условий торговли и внести коррективы в таможенные ставки в сторону увеличения или уменьшения.

    Чаще всего запреты вводятся государствами исходя из своих интересов (или в качестве ответных мер) и устанавливаются как на длительный срок, так и на временной основе. Однако использование странами нетарифных мер может привести к снижению объемов импорта и, как следствие, увеличению цены на импортные товары.

    К нетарифным мерам относятся практическим все меры, используемые государством для регулирования торговли, за исключением тарифов (любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и других нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров; объем; товарную структуру внешней торговли; цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран).

    Центр по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования дает следующее определение нетарифным методам – это совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

    Следует подчеркнуть, что в мировой практике и торговой политике принято различать две большие группы мер нетарифного регулирования. Первая группа имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов добровольных ограничений экспорта и т.д. Применение нетарифных мер этой группы опирается на развитую законодательную и административную базу. Их осуществление поручено соответствующим органам исполнительной власти, как правило, центральным правительственным органам. Вторая группа возникает в результате дискриминационного применения к иностранным товарам большого круга различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических мер.

    В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях.

    • 1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка.
    • 2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
    • 3. Выполнение международных обязательств.
    • 4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров.
    • 5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
    • 6. Защита общественной морали и правопорядка.
    • 7. Защита культурных ценностей.
    • 8. Обеспечение национальной безопасности.

    Вопрос классификации, сопоставления, количественной оценки нетарифных мер занимает одно из центральных мест в деятельности ВТО. В рамках организации применяется классификационная схема, насчитывающая несколько сотен наименований нетарифных мер.

    До 2009 г. в соответствии с классификацией ВТО нетарифные меры были разделены на пять групп: участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера; таможенные процедуры и административные формальности; технические барьеры в торговле; количественные и специфические ограничения аналогичного характера; ограничения, заложенные в механизме платежей. Наряду с ВТО такие классификационные перечни имелись у многих международных экономических организаций. Например, по классификации ЮНКТАД выделяли семь групп нетарифных мер: ценовой контроль, финансовый контроль, автоматическое лицензирование, количественные ограничения, монопольные, технические и прочие меры в отношении чувствительных товаров. Но разработанная классификация не в полной мере отражала современные реалии, поскольку в настоящее время широко применяются новые нетарифные меры, а систематического обновления базы данных не проводилось с 2001 г.

    В 2006 г. ЮНКТАД выступила с инициативой по пересмотру классификации нетарифных мер. Для выполнения технической работы, связанной с этим проектом, была создана Межорганизационная группа поддержки, включающая представителей различных международных организаций: ЮНКТАД, Международного торгового центра (ЮНКТАД – ВТО), Всемирного банка, ВТО, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Организации промышленного развития ООН (ЮНИДО), МВФ и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В результате была разработана усовершенствованная классификация нетарифных мер (2009 г.), которая включает в себя 16 разделов:

    • 1) санитарные и фитосанитарные меры (СФС);
    • 2) технические барьеры в торговле (ТБТ);
    • 3) предотгрузочная инспекция и другие формальности;
    • 4) меры контроля цен;
    • 5) лицензии, квоты, запреты и другие меры количественного контроля;
    • 6) налоги, сборы и другие аналогичные тарифам меры;
    • 7) финансовые меры;
    • 8) меры по ограничению конкуренции;
    • 9) связанные с торговлей инвестиционные меры;
    • 10) ограничения для распространения;
    • 11) ограничения на послепродажное обслуживание;
    • 12) субсидии;
    • 13) ограничения для государственных закупок;
    • 14) интеллектуальная собственность;
    • 15) правила происхождения;
    • 16) меры, связанные с экспортом .

    Наиболее распространенные нетарифные меры охватывают две категории:

    • нетарифные ограничения, специально вводимые с целью регулирования доступа иностранных товаров на национальные рынки (квотирование, лицензирование, запреты, добровольные ограничения экспорта, таможенные формальности и др.);
    • нетарифные инструменты, воздействие которых на товарные потоки является побочным, скрытым (технические регламенты и стандарты, санитарные нормы, административные ограничения, налоги, акцизные сборы, субсидии и др.) .

    Рассмотрим некоторые виды нетарифных мер. Наибольшие сложности для предприятий-экспортеров при доступе на зарубежные рынки представляют требования стандартов. Так, только в США Национальным институтом стандартизации и технологии (The National Institute of Standards and Technology) разработано 9,37 тыс. обязательных стандартов (регламентов). В стране аккредитовано более 200 неправительственных организаций, которые разрабатывают отраслевые и межотраслевые стандарты. ASTM (Американское общество по испытанию материалов, ASTM International) принято 3348 обязательных стандартов (регламентов), ANSI (Американский национальный институт стандартов, American National Standards Institute) – 805, ASME (Американское общество инженеров машиностроения, American Society of Mechanical Engineers) – 667, API (Американский институт нефти, American Petroleum Institute) – 438 . По своему основному назначению технические барьеры являются мерами технической, а не торговой политики и становятся нетарифными барьерами, когда они применяются с целью создания препятствий на пути импорта.

    Количественные ограничения экспорта и импорта – это прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли, непосредственно ограничивающая количество ввозимых и вывозимых товаров и прямо воздействующая на их товарную номенклатуру и географическое направление внешней торговли. К формам количественных ограничений относят: контингентирование, квотирование, неавтоматическое лицензирование, правила о смешивании, добровольные ограничения экспорта, а также запреты.

    Контингентирование (квотирование ) – это установление государством экспортных и импортных квот (контингентов), разрешающих или ограничивающих в количественном или стоимостном выражениях ввоз (вывоз) товаров.

    По российскому законодательству контингентирование как метод количественного ограничения экспорта и импорта может вводиться в исключительных случаях Правительством РФ, исходя из национальных интересов в целях выполнения международных обязательств и защиты национального производителя. Мотивацией применения контингентирования при экспорте часто является дефицит экспортных товаров на внутреннем рынке, предотвращение исчерпания невосполняемых природных ресурсов, в связи с необходимостью поддержания платежного баланса страны, в порядке защитных мер для устранения существенного ущерба или предотвращения угрозы причинения такового производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории России.

    В ФРГ такие нетарифные ограничения направлены на защиту сталелитейной промышленности (квотные ограничения), атомной энергетики (режим негласного квотирования товаров и услуг ядерного топливного цикла), пищевой отрасли (тарифная квота на пшеницу мягких сортов со средним и низким содержанием протеина), текстильной и швейной промышленности (путем заключения соглашений с поставщиками о самоограничении экспорта).

    Во внешнеторговой политике страны часто используют квотирование (табл. 11.4), которое дает ему ряд преимуществ, а именно:

    • – выравнивать платежный баланс за счет дальнейшего гарантированного увеличения затрат на импорт в условиях ужесточения иностранной конкуренции;
    • – осуществлять более гибкую экономическую политику, так как в отличие от тарифных ограничений квоты не регламентируются правилами ГАТТ/ВТО;
    • – квоты облегчают государству осуществление регулирующих функций в отношении национальных производителей;
    • – быстро добиваться специальных лицензионных привилегий для отраслей, нуждающихся в защите, поскольку применять квотирование импорта проще, чем вводить пошлины, которые служат источником государственного дохода.

    Таблица 11.4. Категории квот

    Квоты подразделяются на глобальные (определяют размер общего импорта какого-либо товара, который не распределен между поставщиками); индивидуальные (предусматривают распределение пропорционально доле каждого поставщика в импорте за базовый период на основе двустороннего согласования); тарифные (когда ввоз ограниченного количества товара осуществляется при более льготном таможенном режиме, чем то, что ввозится сверх этого количества) и сезонные (могут устанавливаться на ввоз некоторых видов сельскохозяйственной продукции в период пика производства внутри страны).

    Традиционной мерой регулирования импорта (а иногда и экспорта) является лицензирование, предусматривающее разрешительный порядок внешнеторговых операций с каким-либо товаром или страной и подразделяющееся на автоматическое и неавтоматическое. В первом случае лицензия используется исключительно в целях наблюдения за ходом внешней торговли. Импортер (экспортер) обращается в государственный орган с заявкой на лицензию, получаемую автоматически. Цель такого лицензирования – мониторинг поставок для контроля за выполнением международных договоренностей или за поставками чувствительных товаров. При неавтоматическом лицензировании вводятся специальные разрешения (лицензии) на импорт и экспорт, которые выдаются по усмотрению соответствующих властей или на основе каких-либо конкретных критериев.

  • О системе технического регулирования и стандартизации США // БИКИ № 16 (9411). 2009. 10 февр.