Образцы заявлений в налоговую инспекцию: где найти. Жалоба в налоговую

Грамотное составление жалобы на налоговую инспекцию – право любого уважающего себя предпринимателя или частого лица. Этот документ обозначает знание своих полномочий и несогласие с действиями или бездействием налоговый службы.

ФАЙЛЫ Открыть эти файлы онлайн 2 файла

Какие формы нарушений могут быть обжалованы

Составлять такую жалобу можно в разных ситуациях, например:

  • неверное начисление налогов, ошибки в сумме или неправомерность действий в этом вопросе в целом;
  • вынесение разнообразных штрафов без права на это;
  • задержка налогового вычета более четырех месяцев (либо более одного, на этот счет до сих пор ведутся юридические споры);
  • неверные итоговые результаты налоговой инспекции или вообще их отсутствие.

Подать документ можно в любые сроки. Это касается как времени после проведения инспекции, так и до ее формального начала. Также можно его подать вообще в отсутствие инспекций по своей инициативе. Например, когда задерживаются денежные средства, положенные к выплате по закону.

Что должно быть в документе

Жалоба может быть составлена и в свободной форме, но при этом должны быть учтены все требования и нюансы, перечисленные в Федеральном законе №59-ФЗ от 2 мая 2006 года. Их довольно много. Если документ составляется самостоятельно, то есть вероятность пропустить одно или несколько обязательных нюансов.

Таким образом, для того чтобы никакие данные не были упущены и жалоба была принята, лучше воспользоваться уже готовым бланком заявления. Так поступает львиная доля обратившихся по этому вопросу.

На чье имя составлять

Документ адресуется конкретному должностному лицу, которое стоит во главе Федеральной налоговой службы, Управления по субъекту или ИФНС. Подающий жалобу может решить, какой уровень выбрать для своих целей, самостоятельно. Это четко прописано в 138 статье Налогового кодекса России. Допустимо также составить жалобу и отослать ее во все три уровня налоговой инспекции.

Если же причина обращения в неверном выставлении инкассо на счет или возврате какого-либо долга, то обращаться придется сразу в суд по административным правонарушениям. Жалобы в ФНС такого типа не рассматриваются, а направляются туда.

Если же имело место вопиющее превышение полномочий или сознательные действия налогового инспектора, которые повлекли за собой плачевные последствия (включая злостные нарушения), то обращение стоит писать сразу в прокуратуру. Для этих случаев будет неуместным общение с начальством Федеральной налоговой службы.

В какой форме подается

Жалоба может быть подана:

  • лично в руки, при очном общении;
  • через факс;
  • путем пересылки по почте или через службу доставки.

Если бумага распечатана, заполнена в бумажном виде и передана лично в руки получателю, то принимающая сторона обязана дать вам письменное подтверждение того, что этот документ к ним поступил, с печатью и подписью Федеральной налоговой службы.

Это правило очень важно, так как при обращении в судебную инстанцию такие сведения будут иметь силу и позволят доказать факт передачи жалобы служащему.

Также существует электронная форма подачи этого документа. Для этого нужно пройти регистрацию на сайте ФНС, внеся свои данные, и заполнить соответствующие поля в выпадающей форме. Тогда чиновник обязан оперативно рассмотреть жалобу и предоставить ответ по поводу происшедшего инцидента.

Составные части жалобы

В правом верхнем углу указывается два основных момента:

  • Контактные данные и точное наименование получающего органа, включая местоположение. ФНС, ИФНС или Управления субъекта.
  • Наименование лица или организации, которое жалобу составило. Это может быть ИП, организация или частное лицо. По желанию допустимо указание адреса, контактного телефона, факса и другой информации.

После контактов, в середине листа, располагается название самого документа «Жалоба на». Текст, следующий за этим, должен кратко и четко объяснять положение дел.

Описывать можно как какие-либо действия сотрудников, так и бездействие налогового органа в целом. Например, часто встречаются ситуации, когда заявление на налоговый вычет было подано по всем правилам, а денежные средства на счет не начислены. Это именно тот случай, когда требуется жалоба. Также желательно при обращении упомянуть:

  • номер и дату акта или иного документа, обжалование которого обсуждается;
  • аргументы в свою защиту;
  • ссылки на соответствующие случаю законы;
  • бумаги, имеющие юридическую силу, которые подтверждают описанные обстоятельства.

Самое главное требование – избегать субъективности и голословности.


В бланке предусмотрены две части документа. Одна описывает сложившуюся ситуацию, вторая – предлагает способ выхода из нее. Причем информация поставляется в виде просьбы. Она может формулироваться как:

  • разобраться в ситуации;
  • отменить какое-либо принятое решение;
  • начислять денежные средства;
  • изменить часть принятого документа;
  • принять новое решение по обжалуемому делу и пр.


Завершают бумагу перечень приложений (их копии должны сопровождать жалобу), подпись с расшифровкой и дата подачи.

Время рассмотрения

Срок, в который должна быть официально зарегистрирована жалоба, по закону – три рабочих дня. А какие-либо действия (ответ) при обращении заявитель вправе получить максимум через месяц после обращения.

В противном случае сотрудник налоговой службы вправе уведомить о продлении срока. Но такая отсрочка не должна превышать одного месяца и дается один раз.

Если ФНС действует по-другому, то это – основание для обращения в судебные инстанции.

Возможные ошибки

При описании ситуации в свободной форме нужно максимально исключить эмоциональный фактор. Излагать в жалобе на налоговую инспекцию нужно только факты, документально подтвержденные и юридически обоснованные. Только в этом случае есть возможность добиться правомерного урегулирования ситуации.

Существует множество ситуаций, когда вместе или вместо стандартного пакета различных документов налоговому специалисту необходимо предоставить также заявление. Согласно федеральному закону, заявление считается просьбой, требованием человека, чтобы его права были реализованы. Представители власти, в нашем случае, налоговые специалисты, в этой просьбе обязаны гражданину посодействовать. Иными словами, заявление о ФНС – это обращение, содержащее запрос на реализацию права и свободы. В частности, это может быть просьба об оформлении ИНН, требование о вычете по налогам или оформлении льготы. В этих и других случаях поможет заявление, грамотно и корректно составленное. В тексте мы рассмотрим самые распространённые ситуации и покажем примеры того, как должны выглядеть образцы заявлений в налоговую инспекцию.

Многие граждане считают, что заявление составляется в свободной формулировке и пишется на белом листе от руки. Это не так – большинство заявлений в налоговую нужно заполнять по инструкции и использовать для этого специализированные бланки. Независимо от того, какое заявление вы готовите для передачи инспектору, необходимо помнить базовые правила:

  1. Правый верхний угол заявления всегда занимают реквизиты налогового отделения. Чтобы узнать их, можно войти на сайт nalog.ru и ввести свой адрес. Система подскажет, к какой налоговой относится гражданин по месту жительства, и, соответственно, предложит реквизиты, адрес и режим работы отделения.
  2. Шапка заявления должна содержать личные данные заявителя – здесь нужно указать паспортные данные, ФИО и номер ИНН. Если гражданин не имеет данных об идентификационном номере плательщика, он может воспользоваться сервисом «Узнать ИНН», запущенным налоговой службой страны.
  3. Если документ заполняется от руки, писать нужно печатными буквами, разрешено использовать только чёрные или синие чернила, запрещено зачёркивать или корректировать ошибки.
  4. Если документ содержит несколько листов, каждый должен быть завизирован личной подписью гражданина. Некоторые заявления по закону должны содержать заверенный автограф – для этого бумагу надо подписать в присутствии налогового инспектора.
  5. Любая информация в заявлении обязана быть актуальной, достоверной и проверенной. Необходимо дважды проверять все данные, указанные в заявлении, особенно числа.

Теперь перейдём к особенностям заполнения и примерам заявлений, использующихся чаще всего.

Получение ИНН

Каждый гражданин России, неважно, будущий (несовершеннолетний) плательщик или уже являющийся плательщиком налогов, должен встать на учёт ФНС. Для этого нужно получить документ – ИНН. Это можно сделать посредством сайта ФНС . В течение пяти дней после обращения налоговая служба будет готова предоставить ИНН. Если же гражданин предпочитает взаимодействовать с бумажными носителями или предпочитает посещать государственные учреждения лично, он должен скачать и заполнить форму №2-2-Учёт. Скачивать эту форму, как и бланк для любого иного заявления, мы рекомендуем исключительно с официального ресурса налоговой службы России. В случае с заявлением на получение ИНН целесообразнее всего будет набрать в поиске по сайту ключевые слова и получить образец бланка по первой же ссылке. Выглядит он следующим образом.

На примере мы демонстрируем верхнюю часть бланка, которую нужно заполнить гражданину. Далее идёт поле, в которое вносится информация об официальном представителе плательщика, если он самостоятельно не может обратиться в ФНС, а также поля для заполнения специалистами налоговой. Как видите, ничего сложного.

Справка об отсутствии долгов

Документ, свидетельствующий, что у гражданина нет задолженности перед государством, может понадобиться в ряде случаев, например, при ипотечном кредитовании. Чтобы такую справку получить, нужно обратиться в территориальную ФНС с соответствующим заявлением. Для бумаги пока не существуют строгой формы, но в налоговой рекомендуют придерживаться подобного содержания и структуры запроса.

Рассрочка или отсрочка налоговых выплат

До 1 декабря большинство граждан обязаны внести плату за некоторые виды налогов, к примеру, на землю, транспорт или имущество. Но случается, что человек попадает в сложную ситуацию, когда финансовое положение становится крайне нестабильным. В этом случае можно обратиться в налоговую с просьбой перенести дату налогового платежа или разбить сумму на более мелкие части. В учреждение нужно принести заявление по следующей форме.

Форма данного заявления очень проста, скачать её также можно с официального сайта Федеральной налоговой службы . Обсудить заполнение второй части документа можно с налоговым инспектором, рассказав ему о сложившейся жизненной ситуации.

Важный момент! Государство может предоставить отсроченный или рассроченный платёж, когда речь идёт о сумме задолженности, не превышающей стоимости имущества гражданина, помимо того, которые взыскать нельзя (единственная квартира, к примеру).

Налоговый вычет

Процедура возврата тринадцати процентов для плательщиков подоходного налога может быть связана с разными событиями: покупкой недвижимости, оплатой медицинских или образовательных услуг и так далее. Два названных нами типа вычета – имущественный и социальный, наиболее распространённые. Они позволяют вернуть достаточно существенные денежные суммы – к примеру, максимум для имущественного возврата составляет 260 тысяч рублей.

Сотрудники налоговой службы принимали заявление от граждан в вольной форме до 2016 года. Сейчас в действие вступила фиксированная форма, по которой следует заполнять бланк заявления. Скачать форму мы рекомендуем с официального сайта налоговой службы nalog.ru, так как сторонние источники дают риски получить неподходящую бумагу. Заявление входит в стандартный пакет документов для получения вычета, поэтому его неверное написание может стать основанием для отказа в возвращении средств. Формат этого заявления несколько похож на декларацию, но интуитивно понятен и сложностей вызвать не должен.

Заявление составляется на нескольких листах, которые должны содержать данные гражданина, полную сумму вычета, на который он претендует и год понесённых трат. Далее указываются контактные данные и адрес плательщика, расчётный счёт для возврата средств, наименование банка, код бюджетной классификации и количество листов и приложений, из которых состоит заявление. Напоминаем, что каждая страница заверяется подписью.

Предоставление льготы

Ряд налогоплательщиков по закону имеют право на налоговые льготы – к примеру, полную отмену или снижение суммы платежей по земельному, имущественному или транспортному сборам. Специалисты налоговой инспекции обязательно подскажут каждому гражданину, может ли он претендовать на так называемую «фискальную амнистию». Если ответ будет положительным, в ФНС следует незамедлительно подать заявление на получение льготы. Выглядит оно так.

В заявлении нужно указать личные данные, а также приложить к нему копию документа, на основании которого гражданин претендует на налоговое послабление. Это может быть пенсионное или ветеранское удостоверение, в регионах, где льготы положены многодетным семьям – соответствующее удостоверение.

Возврат или зачёт налога, уплаченного излишне

В процессе исполнения налоговых обязательств граждане могут переплачивать – к примеру, округлять сумму налога в большую сторону или не знать, что им положена льгота. Банальная опечатка в документах может также привести к переплате. Сообщить об этом может и сама налоговая, но если плательщик обнаружил переплату раньше, он может написать соответствующее заявление. Сумму переплаты можно потребовать вернуть или же «перебросить» в счёт другого вида налога. Форма заявления сложностей вызвать не должна.

Подать такое заявление можно в течение трёх лет с момента (дня), когда переплата имела место. Налоговый орган вернёт излишнюю сумму за месяц. Впрочем, он переплате ФНС можно уведомить электронным способом. Нужно зайти на портал Федеральной налоговой службы , перейти в одноимённый раздел – «Переплата/Задолженность» и заполнить бланк онлайн.

Видео — Составить заявление для возврата излишне уплаченного НДФЛ

Делаем выводы

Как вы видите, все перечисленные нами типы заявлений заполняются довольно просто, не требуют каких-то особых знаний или сложной информации. Кроме того, каждый гражданин может прийти в налоговую инспекцию на приём, где специалист покажет и передаст вам бланки для любых заявлений и даст исчерпывающую консультацию по заполнению.

О задачах, функциях и полномочиях ФНС России. В частности, ФНС организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок (пп. 5.16 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506).

О том, как обратиться в ФНС России или узнать о судьбе своей жалобы, расскажем в нашем материале.

В ФНС с обращением

Обратиться в ФНС можно по-разному:

  • в письменном виде. Для этого можно направить обращение письмом по адресу: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23. А можно привести письмо лично и сдать его по указанному адресу в экспедицию, получив на копии письма отметку о приеме;
  • в электронном виде с официального сайта ФНС в Интернете: nalog.ru / Электронные сервисы / Обратиться в ФНС России ;
  • на личном приеме. При этом удобно воспользоваться онлайн-сервисом записи в ФНС;
  • в устной форме по специально выделенным номерам телефонов ФНС: телефону контакт-центра ФНС 8-800-222-22-22 или территориальных налоговых органов.

Обращение (в т.ч. жалоба) рассматривается в течение 30 календарных дней с момента регистрации (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ). В исключительных случаях срок рассмотрения письма в ФНС России может быть продлен не более чем на 30 дней, при этом о продлении заявитель должен быть уведомлен письменно или по электронной почте.

Направить обращение можно не только в ФНС, но и в ее территориальные налоговые органы, контакты которых можно найти на официальном сайте налогового ведомства по адресу nalog.ru.

Проследить за судьбой обращения

Подав обращение (жалобу, заявление или предложение) в ФНС, о ходе и результатах его рассмотрения можно узнать на сайте налогового ведомства: nalog.ru / Электронные сервисы /