Милий алексеевич балакирев биография. Краткая биография балакирева

Г. в Нижнем Новгороде . Воспитывался в Казанском университете . Музыкальным образованием Балкирев обязан самому себе. В г. он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. 18 марта г. он вместе с Г. А. Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу», состоящую под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством; школа эта на первых же порах своего существования обнаружила оживленную деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин , а оркестровыми - М. А. Балакирев. 28 января г. после отказа Ломакина от управления школой, М. А. Балакирев, как один из ее учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени г. В г. М. А. был приглашен в Прагу - заведовать постановкой опер «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила» Глинки , которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности опера «Руслан и Людмила».

Гл. сочинения: 2 симфонии, поэма «Тамара», сочинения для фортепиано (концерт, фантазия «Исламей», соната, мелкие пьесы), много романсов , сборник народных песен.

Лит.: Стрельников Н., Балакирев, Петроград, 1922.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

М. А. Балакирев.

Балакирев Милий Алексеевич , русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально- общественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха (Н. Новгород). Музыкальному развитию Б. способствовало его сближение с писателем и музыкальным критиком А. Д. Улыбышевым. В 1853-55 состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр. Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Балакирева оказала его дружба с критиком В. В. Стасовым. В начале 60-х гг. под руководством Б. складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка» . В 1862 Б. совместно с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867-69 был главным дирижёром Русского музыкального общества.

Балакирев способствовал популяризации опер М. И. Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».

Конец 1850-х - 60-е гг. были периодом интенсивной творческой деятельности Б. Сочинения этих лет - «Увертюра на три русские темы» (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три русские темы «1000 лет» (1862, в поздней ред. - симфоническая поэма «Русь», 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й ред. - симфоническая поэма «В Чехии», 1906) и др. - развивают традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» (в частности, опора на подлинную народную песню). В 1866 был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.

В 70-е гг. Б. уходит из Бесплатной музыкальной школы, перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка. В начале 80-х гг. он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой «шестидесятнический» характер. В 1881-1908 Б. вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (1883-94) состоял директором Придворной певческой капеллы.

Центральная тема творчества Балакирева - тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Б. характерен также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской).

Основная сфера творчества Балакирева - инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Б. работал преимущественно в области программного симфонизма . Лучший образец симфонической поэмы Балакирева - «Тамара» (около , по одноименному стихотворению Лермонтова), построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. С именем Б. связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м гг. относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть - в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония.

Балакирев - один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Лучшее из фортепианных произведений Балакирева - восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском.

Видное место в рус. камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Балакирева.

Литература:

  • Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым, М., 1935;
  • Переписка Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Литературные произведения и переписка, т. 5, М., 1963;
  • Письма М. А. Балакирева к М. П. Мусоргскому, в кн.: Мусоргский М. П., Письма и документы, М.- Л., 1932;
  • Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ. 1912;
  • Киселев Г., М. А. Балакирев, М.-Л., 1938;
  • Кандинский А., Симфонические произведения М. А. Балакирева, М., 1960;
  • М. А. Балакирев. Исследования и статьи, Л., 1961;
  • М. А. Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962;
  • Балакирев. Летопись жизни и творчества. Сост. А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая, Л., 1967.
Эта статья или раздел использует текст Большой советской энциклопедии .

См. также

Ссылки

  • Балакирев Милий Сайт о жизни и творчестве композитора.

(21 декабря 1836 года по старому стилю) в Нижнем Новгороде. Он был потомственным дворянином, род Балакиревых известен с середины XIV века. Первые уроки игры на фортепиано получил у матери Елизаветы Яшеровой, летом 1846 года в Москве учился у пианиста и композитора Александра Дюбюка - ученика ирландского композитора Джона Филда.

В 1883-1895 годах Балакирев был управляющим Петербургской придворной капеллы, где улучшил репертуар и исполнение. Он поднял преподавание пения и теории музыки на профессиональный уровень и ввел инструментальные классы. Наиболее одаренные ученики капеллы образовали вокруг своего руководителя музыкальный кружок. Балакирев был также центром так называемого Веймарского кружка.

Он редактировал ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова, совместно с последним готовил к изданию партитуры опер Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила", сочинения Фредерика Шопена.

Во второй половине 1860-х годов Балакирев поставил в Праге оперы Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила".

В 1894 году по его инициативе был установлен памятник Шопену в Желязовой Воле (месте рождения Шопена), там же и в Варшаве исполнял публично произведения этого композитора.

С начала 1880-х годов он был цензором духовно-музыкальных произведений. Духовно-музыкальное наследие Балакирева составило 11 законченных работ, главным образом предназначенных к исполнению за богослужением.

Балакирев создал две симфонии (1897, 1908); три увертюры, в том числе Увертюра на темы трех русских песен (1858); симфонические поэмы "Русь" ("1000 лет", 1862), "В Чехии" (1867), "Тамара" (1882). Он написал музыку к трагедии Шекспира "Король Лир" (1861); два концерта для фортепиано с оркестром; фантазию "Исламей" (1869); Кантату на открытие в Петербурге памятника Глинке (1904); пьесы для фортепиано.

Балакирев - автор 40 романсов . Композитор положил на музыку стихи "Утес" и "Когда волнуется желтеющая нива" Михаила Лермонтова, "Я пришел к тебе с приветом" и "Шепот, робкое дыханье" Афанасия Фета.

29 мая (16 мая по старому стилю) 1910 года Милий Балакирев скончался в Петербурге. Похоронен в Некрополе мастеров искусств.

Во Владимире, Екатеринбурге, Липецке и Нижнем Новгороде есть улицы и переулки, названные в честь композитора. Также имя Милия Балакирева носят музыкальные школы и школы искусств в Москве, Нижнем Новгороде и Гусь-Хрустальном.

В 2017 году Балакирева появится в Москве на пересечении Самаркандского бульвара и Ферганской улицы в районе Выхино-Жулебино Юго-Восточного административного округа.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

(21 декабря 1836 года по старому стилю) в Нижнем Новгороде. Он был потомственным дворянином, род Балакиревых известен с середины XIV века. Первые уроки игры на фортепиано получил у матери Елизаветы Яшеровой, летом 1846 года в Москве учился у пианиста и композитора Александра Дюбюка - ученика ирландского композитора Джона Филда.

В 1883-1895 годах Балакирев был управляющим Петербургской придворной капеллы, где улучшил репертуар и исполнение. Он поднял преподавание пения и теории музыки на профессиональный уровень и ввел инструментальные классы. Наиболее одаренные ученики капеллы образовали вокруг своего руководителя музыкальный кружок. Балакирев был также центром так называемого Веймарского кружка.

Он редактировал ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова, совместно с последним готовил к изданию партитуры опер Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила", сочинения Фредерика Шопена.

Во второй половине 1860-х годов Балакирев поставил в Праге оперы Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила".

В 1894 году по его инициативе был установлен памятник Шопену в Желязовой Воле (месте рождения Шопена), там же и в Варшаве исполнял публично произведения этого композитора.

С начала 1880-х годов он был цензором духовно-музыкальных произведений. Духовно-музыкальное наследие Балакирева составило 11 законченных работ, главным образом предназначенных к исполнению за богослужением.

Балакирев создал две симфонии (1897, 1908); три увертюры, в том числе Увертюра на темы трех русских песен (1858); симфонические поэмы "Русь" ("1000 лет", 1862), "В Чехии" (1867), "Тамара" (1882). Он написал музыку к трагедии Шекспира "Король Лир" (1861); два концерта для фортепиано с оркестром; фантазию "Исламей" (1869); Кантату на открытие в Петербурге памятника Глинке (1904); пьесы для фортепиано.

Балакирев - автор 40 романсов . Композитор положил на музыку стихи "Утес" и "Когда волнуется желтеющая нива" Михаила Лермонтова, "Я пришел к тебе с приветом" и "Шепот, робкое дыханье" Афанасия Фета.

29 мая (16 мая по старому стилю) 1910 года Милий Балакирев скончался в Петербурге. Похоронен в Некрополе мастеров искусств.

Во Владимире, Екатеринбурге, Липецке и Нижнем Новгороде есть улицы и переулки, названные в честь композитора. Также имя Милия Балакирева носят музыкальные школы и школы искусств в Москве, Нижнем Новгороде и Гусь-Хрустальном.

В 2017 году Балакирева появится в Москве на пересечении Самаркандского бульвара и Ферганской улицы в районе Выхино-Жулебино Юго-Восточного административного округа.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Данная статья служит продолжением нашего повествования о великой « » русских композиторов, которую собрал вокруг себя не менее замечательный человек, . А сейчас мы подробней узнаем о личности первого композитора, который стал работать с Владимиром Васильевичем.

Балакирев М.А. – глава “Могучей кучки”

Родился в семье Алексея Константиновича Балакирева 21 декабря 1836-го года. То есть, на момент образования « Могучей кучки» он был еще сравнительно молод. Но вернемся к годам его отрочества и юности.

Когда Милий был совсем еще юн, он учился игре на фортепиано у Александра Дюбюка, который и сам ныне известен как русский композитор и пианист. В свое время на него очень сильно повлиял Улыбышев.

Александр Дмитриевич – один из первых русских музыкальных критиков. Кроме того, он написал книгу о Моцарте, которая стала известна не только в России, но и в Европе. Занятно, что лишь в 1890-м году Петр Ильич Чайковский перевел ее на русский язык. Тогда было общепринято среди уважаемых людей говорить на иностранных языках, даже проживая в России. Какое-то время Улыбышев был редактором газеты «Journal de St.-Pétersbourg».

Также оказал влияние на направление творческого пути молодого композитора. Когда они повстречались в 1855-м году, он убедил юношу писать музыку в национальном духе.

Но особого музыкального образования Балакирев не получил. Точнее, тому образованию, которое у него было, он был обязан исключительно своим собственным усилиям. И в том же году, в котором он повстречался с Глинкой, он дал свой первый фортепианный концерт, на котором зарекомендовал себя как пианист-виртуоз.

Пройденный путь побудил его 18 марта 1862-го года открыть Бесплатную музыкальную школу, которая работала под покровительством императора. В школе регулярно устраивались концерты, которыми дирижировал как сам Милий, так и Ломакин. Первый руководил оркестровыми пьесами, а второй – хоровыми.

Но Ломакин, который вместе с Балакиревым основывал школу, вскоре оставляет работу в ней, и Милий становится единовластным директором школы вплоть до 1874-го года.

В 1866 г. Балакирев был приглашен в Прагу - заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Милия Алексеевича, и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели шумный успех, в особенности опера «Руслан и Людмила».

Одно время, в конце шестидесятых годов, Балакирев дирижировал оркестром Императорского русского музыкального общества, который исполнял композиции « Могучей кучки» , а именно: Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и прочих.

Но в начале семидесятых годов Балакирев переживает слишком тяжелый душевный кризис, чтобы по-прежнему заниматься музыкой. Поэтому он отходит от дел. А чтобы зарабатывать на жизнь, начинает работать рядовым служащим на Варшавской железной дороге. Вновь вернуться к музыке он смог лишь в конце семидесятых.

Когда в 83-м году император назначил его заведовать придворной певческой капеллой, он смог организовать школьное дело на прочных педагогических началах. Кроме того, он собственноручно разработал программу научных классов, а в качестве инспектора музыкальных классов пригласил на должность Николая Римского-Корсакова.

За время управления Балакирева было перестроено здание певческой капеллы. Она превратилась в изящную архитектурную конструкцию с роскошными залами, кроме того, особое внимание было уделено развитию оркестрового класса. Это оказало самое благотворное влияние на певцов капеллы, которые из-за потери голоса были вынуждены прекратить занятия в хоре. Так они могли зарабатывать в привычной для себя обстановке, хоть и другим способом.

Умер Милий Алексеевич 16 мая 1910 года и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Творческое наследие

Балакирев написал не так уж и много, но его произведения признаны и уважаемы. Так, среди его сочинений особенно выделяются сопровождение к «Королю Лиру», различные увертюры на национальные темы, фортепианные сочинения, вокальные произведения.

Особенно ярким было проявление таланта Балакирева в его ранних произведениях. В них отображалось все многообразие композиции, мелодичность… он очень тонко понимал суть оркестровки. Большое влияние на него оказало творчество Шопена и Глинки. Кроме того, он многое почерпнул, участвуя в ансамблях и дирижируя оркестром в доме Улыбышева.

Примерно в то же время он пробовал самостоятельно сочинять композиции. В связи с тем, что на математическом факультете Балакирев проучился менее двух лет, выживать ему удавалось лишь благодаря скудным заработкам от уроков музыки.

Несмотря на то, что иногда его дух оказывался сломленным, он смог возвращаться к любимому делу снова и снова, выказывая исключительную стойкость и верность своей любви сердешной.

Дата рождения: 2 января 1837 года
Дата смерти: 29 мая 1910 года
Место рождения: Нижний Новгород, Российская Империя

Балакирев Милий Алексеевич – знаменитый русский композитор и дирижер. Также Милий Балакирев известен как руководитель «Могучей кучки».

Милий появился на свет зимой на стыке 1836-37 годов. Его отец, Алексей Константинович, был чиновником и имел дворянское происхождение. С самого детства мама мальчика учила его игре на пианино, а когда он подрос, то во время летних каникул состоялась поездка в Москву.

Там в течение десяти уроков, которые дал А. Дюбюк, подросток смог получить правильные основы игры на фортепиано. По приезду домой он продолжил занятия я уже с пианистом К. Эйзерихом.

После поступления в дворянский институт он четыре года обучался там, а затем решил стать вольнослушателем факультета математики университета Казани. Больше он учиться не смог, так как не хватало денег, которые он добывал уроками музыки.

Тем не менее, во время учебы на математическом факультете, были созданы первые небольшие музыкальные произведения – романс и фантазия.

Оставив учебу, молодой человек вместе с меценатом Улыбышевым отправился в Петербург. Там произошла судьбоносная встреча с Глинкой, который одобрил музыкальную деятельность новичка и поощрил его к выступлениям на публике.

Милий начал выступать как виртуоз-пианист, хотя не имел классического музыкального образования. Став известным в музыкальных кругах, молодой музыкант решил создать музыкальную школу на бесплатной основе. В школьных концертах Милий был дирижером оркестровых пьес, а хоровыми руководил Ломакин.

Уже известный М. Глинка запомнил и оценил дирижера и вскоре пригласил его руководить постановкой опер в Прагу. Во многом, благодаря упорству и энергии Милия, оперы были поставлены и имели бешеный успех у публики.

После премьер музыкант вернулся на родину и стал руководителем русского музыкального общества, оркестр которого исполнял в основном произведения русских композиторов.

Тем временем основанная бесплатная музыкальная школа осталась без директора, и Балакиреву пришлось стать ее руководителем. После отстранения от симфонических собраний он стал обычным служащим на железной дороге, сделав это для заработка.

Спустя почти десяток лет он вернулся в музыку, вновь став руководителем музыкальной школы. После этого занял должность заведующего придворной капеллой.

Для капеллы он сделал очень много, начиная с постройки нового здания, соответствующего его назначению – там появились просторные залы и большие помещения для обучающихся.

Кроме того, он разработал научную программу младших классов и нашел занятие для тех, кто по какой-то причине потерял голос.

Скончался пианист и дирижер в 1910 году в Санкт-Петербурге.

Достижения Милия Балакирева:

Стал одним из создателей русского фортепианного стиля
Организовал одну из первых бесплатных музыкальных школ
Создал вокальные, фортепианные и инструментальные произведения, ставшие классикой русской музыки
Написал около сорока романсов, ставших популярными
Издал сборник русских народных песен

Даты из биографии Милия Балакирева:

1837 г. появился на свет
1849 г. поступил в дворянский институт
1853 г. стал вольнослушателем университета в Казани
1855 г. отправился в Петербург
1862 г. основал музыкальную школу
1866 г. приглашен в Прагу
1867 г. стал дирижером Русского музыкального общества
1881 г. возглавил музыкальную школу
1883 г. начал заведовать придворной капеллой
1898 г. окончил работу над 1-й симфонией
1910 г. скончался

Интересные факты Милия Балакирева Милия Балакирева:

Работал в жанре симфонической музыки
Был приглашен на должность профессора в консерваторию, но отказался ее занять, так как не имел классического музыкального образования и не считал себя достойным этой должности
Руководил организацией композиторов и музыкантов «Могучая кучка»