Какие бывают субкультуры список. Виды субкультуры и их характеристика. Политически направленные молодёжные субкультуры

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Молодежная субкультура появилась в науке в середине 50-х годов XX века. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам, и был замечен в связи с "техногенной цивилизации". Если ранее культура не делилась так ярко выражено на "взрослую" и "молодежную" (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), то теперь у "отцов" и "детей" появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом. Как специфическое явление, молодежная культура возникает и в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст - время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социологически - миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово - зрелость его отодвигается. "Молодежь" как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность - поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых. Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи - досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств. В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

Довольно часто все ограничивается лишь эксцентричностью поведения и нарушением норм общепринятой морали, интересами вокруг секса, "тусовок", музыки и наркотиков. Однако эта же среда формирует контркультурную ценностную ориентацию, высшим принципом которой объявляется принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью всего поведения. Вся ценностная сетка молодежной контркультуры связана с иррационализмом, что продиктовано признанием собственно человеческого лишь в природном, то есть отмежеванием "человеческого" от того "социального", которое возникло вследствие "монополии головы". Последовательное проведение иррационализма определяет гедонизм как ведущую ценностную ориентацию молодежной контркультуры. Отсюда и мораль вседозволенности, являющаяся важнейшим и органическим элементом контркультуры. Поскольку бытие контркультуры сконцентрировано на "сегодня", "теперь", то гедонистическая устремленность - прямое следствие этого.

Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.В настоящее время в молодежной среде нашей страны можно выделить три ведущих категории субкультуры, первую из которых образуют молодые люди, занимающиеся мелким бизнесом (мажоры). Они ориентированы на "легкое" добывание денег и "красивую жизнь". Их характеризует деловая хватка, достаточно хорошо развитое чувство корпоративности. Им присущ нравственный релятивизм, вследствие чего деятельность таких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и правонарушениями.

Вторую категорию составляют "люберы", "гопники" и т.п. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедованием "культа физической силы", ярко выраженной криминальной направленностью, и во многих случаях - связью с уголовным миром. Их "идеология" опирается на примитивизированные социалистические идеалы, окрашенные "уголовной романтикой". Основу деятельности таких групп составляет мелкий рэкет и спекуляции. Группировки этого толка, как правило, хорошо вооружены, причем уже не только цепями, ножами, кастетами, но и огнестрельным оружием. Описанные выше молодежные криминогенные объединения в условиях политической нестабильности представляют значительную опасность, поскольку являются достаточно пластичным материалом, и в любой момент могут стать инструментом деятельности политических организаций радикальной и экстремистской ориентации.

Современная молодежь, однако, состоит не только из неформалов. Третью категорию составляют так называемые "яппи" и "не-ояппи". Это выходцы из средне- и малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений, оценок и деятельности. Они ориентированы на обеспечение материального достатка в будущем и продвижение по социальной и служебной лестнице. Их интересы концентрируются в сфере образования, как необходимого трамплина для успешного продвижения в жизни. В манере одеваться их отличает деловой классический стиль и подчеркнутая опрятность. "Яппи", как правило, не имеют вредных привычек, заботятся о своем здоровье, занимаясь престижными видами спорта. Для них характерно стремление "делать деньги" и успешную карьеру в качестве бизнесменов, банковских работников, юристов.

Хиппи - это специфическая подгруппа субкультуры, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к середине семидесятых. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего практически полностью из белых тинейджеров и довольно юных взрослых в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям, критиковали ценности среднего класса и выступали как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Они сделали популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание. Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности.

Панк - это субкультура, основой которой является музыкальное пристрастие к панк-року. С момента отделения от более широкого направления рок-н-ролла в середине-конце семидесятых годов, движение панк распространилось по всему земному шару и начало развиваться в великом множестве форм. Любая субкультура возникает только на руинах предыдущего течения, так в семидесятых годах произошло и с пересменкой хиппи-панк. Трогательные, почти воздушные, идеалы хиппи были сметены безудержной энергией разрушения, представленной панком. Культура панка отличается своим собственным стилем музыки, идеологией и модой. Она нашла свое отражение в изобразительном искусстве, танце, литературе и кино. Сам по себе панк состоит из множества более мелких субкультур, таких как стрит-панк, тяжелый панк и другие. Панк поддерживает тесную взаимосвязь с другими субкультурами, такими как готика и психобилити; сторонники этого движения выступают против коммерциализации, которая является одним из основных механизмов капитализма.

Молодежная культура относится к числу особо сложных явлений. Об этом свидетельствует тот факт, что до недавнего времени само ее существование подвергалось сомнению. В наши дни число сомневающихся в ее наличии стало незначительным, однако связанные с ней проблемы и сложности остались.

Исходными пунктами при изучении молодежной культуры выступают понятия молодости и молодежи. Молодость — это длительная фаза или этап жизни, в течение которого каждый человек переходит от детства к взрослости. Содержанием этого перехода является процесс социализации. Поскольку этот переход осуществляется не в одиночку, постольку все совершающие такой переход и составляют . Последняя представляет собой социально-демографическую группу, объединяющие признаки которой — возраст, социальный статус и социально-психологические свойства.

Следует сказать, что указанные признаки являются весьма неустойчивыми и неопределенными, они зависят от характера и уровня развития общества, культуры и особенностей процесса социализации. В целом же этап социализации все больше растягивается. Так, еше в прошлом веке период молодости заканчивался чаще всего к 20 годам, поскольку к этому возрасту человек начинал свою трудовую деятельность и вступал во взрослую жизнь.

Сегодня — в связи с резким увеличением срока получения образования — верхняя граница молодости поднялась до 30 и даже более лет. То же самое происходит и с нижней границей, правда, в обратном направлении. Раньше она соответствовала 14 годам. Теперь она — в связи с феноменом акселерации — иногда отодвигается назад, к 10 годам, особенно, если речь идет о молодежной культуре. Однако большинство ученых сходится на том, что возрастные границы молодости находятся между 14 и 30 годами.

Эти границы указывают на то, что молодежь составляет огромную социальную группу — почти половину населения общества. В силу этого ее роль в общественной и культурной жизни постоянно возрастает. Во многом по этой причине в наше время возникло совершенно новое явление: если раньше молодые люди стремились как можно быстрее стать взрослыми или похожими на них, то теперь появилось встречное движение со стороны взрослых. Они не спешат расстаться со своей молодостью, стремятся сохранить свой молодой вид, заимствуя у молодежи ее сленг, моду, форму поведения и способы развлечения. Такое явление лишний раз свидетельствует о том, что молодежная культура существует, что она образует в первую очередь феномен именно нашего времени.

На этапе социализации отмеченные признаки молодежи — возраст, социальный статус и социально-психологические свойства — претерпевают глубокие, качественные изменения. По мере увеличения возраста происходят физическое, физиологическое и половое развитие и созревание. Практически отсутствовавший социальный статус приобретает вполне конкретные черты: в 18 лет человек официально признается взрослым, что предполагает соответствующие права и обязанности.

Социально-психологические свойства также становятся вполне определенными и устойчивыми, образуя неповторимый характер. Помимо этого вступающий в жизнь человек получает образование, приобретает профессию и квалификацию, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи, идеалы и ценности.

Основными каналами социализации выступают семья, школа и высшее учебное заведение, общество сверстников, средства массовой коммуникации. При этом собственно культурная социализация составляет преобладающую по своему объему и исключительно важную по своему значению часть.

Является одним из следствий процесса социализации вообще и культурной в особенности. Ее социально-пси- хологические истоки находятся в стремлении молодого человека и молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации. Эти естественные устремления далеко не всегда получают необходимую поддержку. Дело в том, что почти все названные выше каналы социализации, за исключением общества сверстников, рассматривают молодого человека главным образом в качестве объекта воздействия.

От последнего в таком случае требуется просто принять и усвоить содержание и ценности существующей культуры. Однако входящий в мир человек не соглашается быть пассивным объектом, он далеко не все принимает в предлагаемой культуре. Его свежий взгляд позволяет ему острее видеть то. что некоторые элементы культуры старшего поколения уже не соответствуют духу времени, другие же нуждаются в обновлении.

Именно этот процесс критического осмысления и творческого обновления культуры, позволяющий делать ее действительно своей, в конце концов и приводит к появлению молодежной культуры.

В западной литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются в свете теории «конфликта поколений», конфликта «отцов» и «детей». В основе таких теорий, как правило, лежит система психоанализа 3. Фрейда, ядро которого составляет известный эдипов комплекс. В античном мифе о трагедии царя Эдипа, который убил своего отца и женился на своей матери, Фрейд увидел универсальное объяснение всех межчеловеческих отношений, включая отношения между поколениями и народами.

Его современные последователи рассматривают конфликт поколений в качестве главной и универсальной движущей силы истории. По их мнению, вся предшествующая история была историей борьбы между старыми и молодыми, отцами и детьми, зрелыми мастерами и молодыми подмастерьями, старыми профессорами и молодыми студентами. В качестве современных проявлений борьбы поколений указывается на студенческие и молодежные движения, на молодежную культуру.

Хотя концепции молодежной культуры, опирающиеся на теорию конфликта поколений, отражают некоторые черты данного явления, в целом они страдают явными преувеличениями, упрощениями и схематизмом. В первую очередь они противоречат фактам истории. В первобытном обществе культура была однородной, в ней не было каких-либо субкультур, как и конфликта поколений. На последующих этапах истории культура начинает дифференцироваться, в ней возникают субкультуры, в частности, городская и сельская. Однако молодежь еще не составляет особую социально- демографическую группу, что не дает оснований говорить о конфликте поколений.

Только в наше время молодежь выделяется в относительно самостоятельную фуппу и становится носителем особой — молодежной субкультуры, которая, однако, существует наряду с другими — женской, городской, сельской и т.д. Теперь появляются реальные возможности для возникновения разногласий и противоречий между поколениями.

Действительно, сегодня темп социального развития значительно ускоряется. Это ведет к тому, что многие принципы отношений, нормы и правила поведения, знания, идеалы и ценности, сами условия и уклад жизни старшего поколения, проходившего социализацию 25-30 лет назад, и нового поколения оказываются настолько различными, что таят в себе потенциальные возможности для разногласий и противоречий, которые могут перерасти в конфликт. К тому же с возрастом у человека снижается способность к адаптации, он уже не может воспринимать и усваивать новое наравне с молодыми. Поэтому люди старшего поколения все больше отстают от ускоряющегося темпа жизни. Все это усиливает вероятность возможных конфликтов.

Тем не менее в культуре всегда имеется достаточно прочный и солидный слой, который обеспечивает преемственность между поколениями. Но даже если на определенном этапе культура действительно переживает глубокие, радикальные изменения, их настоящим источником является вовсе не «конфликт поколений». Последний может выступать лишь как внешняя форма происходящих изменений, тогда как действительные причины скрываются гораздо глубже. К тому же культурные революции происходят не так часто, что также свидетельствует не в пользу теории «конфликта поколений».

Молодежь чаще всего расходится не со всей культурой прежних поколений, а по конкрепшъш позициям. Прежде всего ее не устраивает сложившаяся иерархия ценностей. Обычно составляющие культуру элементы располагаются в таком порядке: образованность и интеллект, мастерство и умение, нравственные ценности, эстетические ценности и т.д. Однако молодежь на первое место ставит нравственность, за которой следуют эстетические, интеллектуальные и другие ценности. Но даже на эстетические и другие ценности она часто смотрит через призму морали. В искусстве ее интересует в первую очередь нравственная проблематика. Как показывают социологические исследования, культурный человек для нее — это прежде всего нравственная личность.

В целом для молодежи характерно эмоционально-нравственное восприятие мира. В ее поведении преобладают движения, действия и динамика. В равной мере для нее характерно резкое противопоставление добра и зла, категоричность и максимализм, нетерпимость ко лжи, несправедливости, лицемерию, неискренности, равнодушию и т.д. Именно в этой области молодежь чаше всего расходится с культурой старших поколений.

Здесь ей труднее всего находить взаимопонимание и взаимное доверие. Поэтому нередко наилучшей средой для нее оказываются сообщества сверстников, которые могут быть как официальными, так и неформальными. Последним отдается явное предпочтение, поскольку в них меньше иерархии, каких-либо правил и ограничений.

В них молодежь в наибольшей степени чувствует себя как дома. Здесь ей легче всего найти взаимопонимание. Они позволяют с интересом провести досуг, обсудить личные проблемы, весело развлечься. Через эти сообщества молодежь добивается эмоционально-нрав- ственного самоутверждения. Они оказываются главным местом создания молодежной культуры, выступающей основной формой самовыражения и самореализации.

В узком смысле молодежная культура — это культура, созданная самой молодежью. В этом отношении она похожа на народную культуру. По своему уровню она также нередко бывает не слишком высокой, однако это компенсируется неподдельной искренностью и честностью, откровенностью и подкупающей наивностью. Как и народная, молодежная культура в той или иной мере противопоставляет себя официальной, массовой культуре и отчасти — высокой.

Вместе с тем молодежная культура выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально созданную для молодежи, включая массовую. Значительная часть культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, а также моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т.д.

Основные виды и формы молодежной культуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает наиболее сильным эмоциональным воздействием. Только музыка способна наиболее глубоко выражать чувства. Она наполняет жизнь поэзией, заражает энергией, меняет и поднимает настроение. Музыка может становиться главным средством общения. Она является лучшим способом самовыражения. Главными жанрами при этом выступают рок- и поп-музыка, а вся культура часто называется рок-культурой. Рок-музыка в массовой культуре действительно выходит за рамки искусства и становится стилем или образом жизни.

Наряду с рок- и поп-музыкой элементами молодежной культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры поведения, способы развлечения и т.д. Сленг, или молодежная речь, отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, а также повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. Одежда и обувь включают в первую очередь кроссовки, джинсы и куртку. Во внешнем виде большое значение придается прическе, длине волос: у хиппи они длинные, у панков — короткие и покрашены в яркие цвета. Все элементы культуры несут символическую нагрузку, они означают общность и единение носителей культуры и подчеркивают ее выделенность и обособленность от общей культуры.

Молодежная культура является субкультурой , существующей наряду с другими. Она представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов и т.д. Значительная часть молодежи либо не связана с ней, либо эта связь является весьма слабой, чисто символической. Молодежная культура распадается на множество групп и течений, наиболее активные из которых объединяются вокруг тех или иных рок-ансамблей.

Часть из них составляют поклонники (фанаты) какой-либо спортивной команды — футбольной, хоккейной, баскетбольной и т.д. На какое-то время одна из ведущих групп становится лидером, уступая затем свое лидерство другой: после битников и хиппи появились панки, затем рокеры, металлисты и т.д.

В целом роль и значение молодежной культуры, ее влияние на общую культуру остаются локальными. Они не сравнимы с ролью и влиянием массовой культуры. Однако на определенных исторических этапах роль и влияние молодежной культуры могут резко возрастать как по своим масштабам, так и по своему значению. Ярким примером тому стало движение контркультуры , имевшее место на Западе в 60-е гг., основными движущими силами которого выступили студенческая молодежь и интеллигенция.

Первоначально движение возникло как леворадикальное политическое. В начале 60-х гг. оно соединилось с культурным движением и стало быстро набирать силу, превратившись в мощное движение контркультуры. Не отказываясь от политических целей, оно решило идти к ним не прямо, а через культуру и искусство, через революцию в сознании, стиле жизни и системе ценностей. Движение опиралось на идеи Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, 3. Фрейда. Путеводной нитью движения стала концепция современного последователя фрейдизма Г. Маркузе. изложенная им в книге «Эрос и цивилизация» (1955).

Контркультура выступила с полным отрицанием всей западной цивилизации и господствующей культуры. По мнению ее сторонников, в самом начале западная цивилизация имела две тенденции развития, одну из которых символизировал Орфей (Дионис, Нарцисс), а вторую — Прометей (Аполлон, Гермес). Орфей воплощает собой свободную игру и наслаждение, любовь и красоту, чувственность и блаженство.

Прометей, напротив, символизирует труд и необходимость, разум и господство над природой, отказ и подавление свободы, рационализм и практическую пользу, ограничение и вытеснение естественных, чувственных влечений человека. Западный мир сделал выбор в пользу Прометея, и всю его эволюцию можно рассматривать как последовательное забвение того, что символизирует Орфей — чувство, игру и наслаждение, и утверждение того, что воплощает Прометей — разум, труд и пользу. Итогом такой эволюции стала «репрессивная цивилизация», покоящаяся на господстве бездушной техники, тяжелом принудительном труде, покорении природы и подавлении в человеке его чувственных и эстетических способностей. Контркультура выступила с отказом от технократизма, разума и интеллекта, сковывающих и ограничивающих чувственность, с отрицанием техники как угрозы искусству. Наиболее резкая критика была направлена против культа потребительства массового общества и массовой культуры. Из всей существующей культуры, по мнению сторонников контркультуры, достойным сохранения и дальнейшего развития объявлялось искусство авангарда, которое представляло собой настоящее «царство свободы».

Контркультура провозгласила новую систему ценностей, в которой особое место занимали избавленная от всяких внешних ограничений «новая чувственность», свобода самовыражения, игра, воображение и фантазия, «невербальные» способы общения и т.д. На пути к достижению новых ценностей большое значение придавалось поиску «новой общности», конкретными формами которой выступали различного рода «коммуны», возникавшие на основе естественных, спонтанных отношений братства и любви, лишенных какой-либо иерархии и субординации.

Особая роль отводилась «сексуальной революции», которая должна была сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от всяких ограничений прежней ханжеской морали. Сексуальная революция выступала одним из главных способов формирования «новой чувственности».

По мере воплощения в жизнь новых ценностей должен был осуществиться переход от прометеевского разума к орфической чувственности, от производительного труда к беззаботной игре. Высшей и конечной целью движения контркультуры провозглашаюсь общество как произведение искусства. Искусство в таком обществе — в духе авангардизма — должно будет слиться с самой жизнью. В этом обществе путь к эстетическому удовольствию и наслаждению уже не будет опосредован искусством. Удовольствие и наслаждение будут непосредственно возникать в каждом виде деятельности, понимаемой как игра.

Одним из примечательных явлений контркультуры стали «хиппи», стиль жизни и поведение которых по-особому ярко показывали некоторые характерные черты всего движения. Протест против существующего общества и культуры принял у них форму бегства от этой жизни и культуры. Примерами для подражания они избрали Иисуса Христа, Будду, Ганди, Франциска Ассизского. Они уходили из городов, жили коммунами. Символом любви выступали цветы, которые хиппи носили в волосах, на одежде или вышивали их на ней, вырезали из бумаги, заплетали в венки. Отсюда их течение назвали «цветочной революцией». Наряду с любовью хиппи увлекались наркотиками.

В начале 70-х гг. движение контркультуры переживает кризис и постепенно сходит на нет. Оно уступает место неоконсерватизму, который провозгласил новую систему ценностей, во многом противоположную контркультуре. В 70-е гг. молодежная культура возвращается к своему статусу одной из субкультур.

Молодежная культура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с завершением процесса социализации и включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной мере сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры.

Субкультуры и контркультура

Культура, взятая во всех своих проявлениях, неоднородна и противоречива. Даже внутри относительно целостной культуры, например культуры конкретного народа в определенную эпоху, можно выделить различные группы людей (деревенские, городские, профессиональные, возрастные и т.д.) со своими особыми установками, ценностями, предпочтениями, обычаями. Следовательно, во всех этих группах проявляются относительно самостоятельные культурные тенденции. Такие самостоятельные культурные сферы, находящиеся внутри господствующей культуры , называются субкультурами.

Для субкультур характерен ряд особенностей, которые находят отражение в основных областях жизни той или иной группы. Например, можно говорить о субкультурах молодежи, представителей мира искусства или преступного мира, где имеются свои особые моральные нормы, язык (жаргон), манеры, стиль поведения.

Многие из этих субкультур не просто отличаются от официальной культуры, но и прямо противостоят ей. Например, резко критическим отношением к принятым в господствующей культуре ценностям отличались молодежные движения 1960-х гг. (хиппи, рокеры, панки и т.д.) Взятые вместе, такие протестные субкультуры формируют контркультуру. Таким образом, контркультурой можно назвать комплекс установок, направленных против официальной культуры.

Весь процесс истории культуры иногда представляется в виде борьбы официальной культуры и контркультуры. Например, христианские общины в первых веках новой эры резко противопоставляли свои ценности господствующим установкам эпохи античности времени упадка. В Советском Союзе контркультурными признавались все установки, направленные против коммунистической и государственной идеологии. И в том, и в другом случае контркультура после долгих лет борьбы вытеснила официальную культуру и заняла ее место.

Такие глобальные перемены в культуре происходят чрезвычайно редко — в кризисные эпохи, когда господствующие ценности перестают соответствовать изменившейся реальности. В остальное время они остаются невостребованным резервуаром инноваций. Современный интерес к контркультурам как на Западе, так и в России обусловлен именно тем, что современная культура проявляет все признаки системного ценностного кризиса. Возможно, что пути выхода из этого кризиса сейчас формируются в протестных контркультурах.

Контркультура

Контркультура — социокультурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, лежащим в основе той или иной культуры, характеризующиеся отказом от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Термин «контркультура» появился в западной литературе в I960 г. Его ввел американский социолог Теодор Роззак (род. 1933), который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен. Теория контркультуры ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представлялась организованным насилием над личностью. Этот протест принимал различные формы — от пассивных до экстремистских.

Молодежная контркультура стала наиболее значимой в жизни современного человечества. Первоначально она была направлена против технократизма индустриального общества. Собственность, семья, личная ответственность и другие фундаментальные ценности современной цивилизации провозглашались предрассудками, а их защитники рассматривались как ретрограды.

Самым известным примером контркультуры стали молодежные движения 1960-1970-х гг. битников и хиппи, сконцентрировавшие антибуржуазные идеи и выступавшие против западного образа жизни и буржуазной морали. В середине 1940-х гг. основоположники битничества Д. Керуак, У. Берроузи А. Гинзбергстали экспериментировать с понятиями дружбы, нового видения и нового сознания, а в 1950-е гг. появились их книги, где они попытались обосновать новое миропонимание, связанное с поэтизацией мужского начала, мужественности и бунтарства, отказом от пуританства и ханжества буржуазной морали и традиций общества потребления. Эти поиски привели их на Восток, привив последующим поколениям интерес к буддизму, психоделическим практикам, которыми особенно увлекались хиппи.

К 1960-м гг. спектр молодежных течений в контркультуре расширился, все чаще вовлекая в свои ряды тинейджеров — подростков от 13 до 19 лет.

Рокеры — одетые в кожу мотоциклисты, наводящие ужас на обывателей, культивирующие «мужской дух», жестокость и прямоту межличностных отношений, основанных только на физической силе. Они агрессивны, грубы, шумны и уверенны в себе. Воплощением их образа жизни стала рок-музыка, тяжелый и простой ритм которой хорошо вписывается в их жизнь.

Движение панков стало особенно популярным в 1970- 1980-е гг. Панки шокировали добропорядочных людей умопомрачительными по цвету и дизайну прическами и ругательствами, а также своими нарядами — старой школьной формой, «украшенной» мусорными пакетами, туалетными цепочками, булавками. Им противостояли теды («тедди-бойз»), объявившие себя хранителями социального порядка, и моды («модернисты»), стремившиеся приблизиться к среднему классу. Позже от «модов» откололись скинхеды , или «бритоголовые», агрессивно настроенные ко всем девиантным, с их точки зрения, группам.

Иными словами, эти движения возникают, затем идут на убыль, но рождаются новые движения, которые ждет та же судьба. Но они не исчезают бесследно. Их ценностные ориентиры растворяются в лоне господствующей культуры, которая начинает изменяться под их влиянием. Можно сказать, что контркультуры обладают мощным творческим зарядом, способствующим динамике культуры.

Наличие контркультуры не является специфической чертой XX в. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностей происходит в мировой культуре снова и снова. Как контркультура возникло христианство в Римской империи, светская культура в эпоху Возрождения, романтизм в конце эпохи Просвещения. Всякая новая культура рождается в результате осознания кризиса культуры предшествующего периода на базе существующих контркультурных установок.

Субкультура

Субкультуры — крупные составные части целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающиеся определенной местной спецификой тех или иных черт и возникающие вследствие того, что любое общество неоднородно по своему составу и включает в себя разные социальные группы — национальные, демографические, профессиональные и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, детерминированные общими условиями жизни, — доминирующая культура. Но имеющиеся между группами различия в то же время формируют у каждой из них собственную культуру, получившую название субкультуры. По сути это часть общей культуры какого-то народа, в отдельных аспектах отличающаяся от доминирующей культуры, но в главных чертах согласующаяся с ней. Как правило, субкультуры связаны с многочисленными, компактно размещенными и относительно изолированными группами людей. Обычно субкультуры располагаются на окраинах ареала распространения целостной культуры, что связано со специфическими условиями, сложившимися там. Формирование субкультур происходит по этнографическим, сословным, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, образом жизни, манерами поведения, обычаями и т.д. Хотя различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре и включает ряд ценностей доминирующей культуры, добавляя к ним новые ценности, характерные только для нес. Примерами субкультур могут быть сельская и городская культуры. Так, русские старообрядцы отличаются от базовой культуры спецификой своих религиозных воззрений; специфический образ жизни казачества связан с их особыми профессиональными функциями защитников рубежей страны; субкультура заключенных возникает из-за их изоляции от основной массы населения; субкультуры молодежи и пенсионеров возникают в связи с возрастными различиями и т.д.

Как правило, субкультуры стремятся сохранить определенную автономию от других культурных слоев и групп, не претендуют на универсальность своей культуры, своего образа жизни. В силу этого они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, но сохраняют лояльность к основным ценностным установкам данной культуры. Субкультуры — это лишь отклонения от магистрального пути развития культуры. Они не ставят своей целью переделку господствующей культуры, а по-своему приспособляются к ней и этим отличаются от контркультуры, стремящейся переделать мир.

Любое цивилизованное общество предполагает наличие, осуществление и организацию людьми совместной деятельности. Способы ее организации могут быть как формальными, так и неформальными, они не заменяют друг друга и протекают по существенно отличающимся законам.

Например, в формальных группах отношения как бы обезличены: люди действуют по предписанным законам или правилам. В неформальных отношениях, людей или группы людей, происходит общение и коммуникация через общественное мнение или систему межличностных отношений.

Другими словами, «формалы» — это члены общества, которые придерживаются нормам и законам этого общества, а «неформалы» — не соблюдают данные нормы, «выходят за рамки» социальных стереотипов и шаблонов.

Подростки — неформалы

В основе любого неформального движения лежит идея свободного сообщества единомышленников, сохраняющего эмоциональную теплоту и в тоже время предоставляющая каждому члену определенную индивидуальную свободу.

Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Разрушает все шаблоны и стереотипы не только во внешнем облике, но и в отношениях. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

В 1980-х годах, с первыми порывами свободы, набрала силу так называемая «Система» – молодежное объединение преимущественно панк — рокеров и хиппи. Она существовала как протест или бунт в адрес коммунистической системы.

Неформальная молодежная субкультура и ее движение «Система» развалилось вместе с развалом СССР, но новый уклад жизни людей, стремление к лучшей жизни и постепенное разочарование сформировало большое количество других неформальных молодежных и подростковых групп.

Особенности молодежной субкультуры

В современном мире, замечаем мы это или нет, но уже сформировалась довольно устойчивая молодежная субкультура. Она имеет свои внутренние и внешние особенности. Во – первых, это общий интерес и одна идейная программа на всех участников неформальной молодежной организации. Во – вторых, наличие у неформалов желания самоутвердиться, наряду с конкуренцией в группе таких же.

При этом, у каждой неформальной молодежной группировки слабо выражена внутренняя структура и внутренние связи.

Современные молодежные субкультуры

Еще одной немаловажной чертой и особенностью всех молодежных движений является их внешние отличительные признаки. У каждой группы существует свое название, свой неформальный статус и так называемый dress – code (кодекс одежды). Т.е. форма одежды или атрибут, который свидетельствует о принадлежности подростка или юноши к той или иной неформальной модели молодежной субкультуры.

Давайте разберёмся в классификации современных молодежных субкультур

Итак, для начала все неформальные объединения делятся на группы, а те, в свою очередь, на микро группы. При разделении руководствуются сугубо симпатиями и антипатиями.

Существуют также исключительно неформальные подростковые движения, неформальные молодежные и смешанные группировки. Встречаются антисоциальные неформалы и положительно настроенные.

Общая классификация неформальных молодежных организаций и виды молодежных субкультур

Спортивно направленные неформалы

Это так называемые спортивные фанаты. Их движение характеризуется четкой дисциплиной и организованностью. Молодые люди и подростки, которые хорошо разбираются в том или ином виде спорта, знают его историю. Пропагандируют здоровый образ жизни. Внешний облик их узнаваем – спортивные шарфы, кепки, футболки и т.п.

Политически направленные молодёжные субкультуры

Самая социально направленная молодежная субкультура и неформальная группировка. Они отличаются социальной активностью, участием во всевозможных митингах и имеют четкую политическую позицию. К ним относятся: пацифисты, нацисты (скинхеды), панки и др.

  • молодежная субкультура пацифистов, которая выступает против войны, и одобряют борьбу за мир.
  • молодежная субкультура «скинхеды» (от англ. Skin –кожа, Head – голова) стихийно возникшая маргинальная организация, которая характеризуется националистическими взглядами и готовностью их отстоять. Скинов легко отличить от других: бритоголовость, черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках.
  • молодежная субкультура панков, в основном, экстремистское неформальное подростковое движение, поведение которых отличается эпатажем и безудержным желанием привлечь к себе внимание окружающих.

Философствующие молодёжные субкультуры

Выделяются среди них такая молодежная субкультура как хиппи. Неряшливая одежда, голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки – отличительные внешние признаки хиппи. Неформальная молодежь находится в вечном поиске смысла жизни, познании себя и окружающего мира.

Музыкально направленное движение неформалов

Молодежная субкультура реперов, рокеров, брейкеров, паркур (уличная акробатика) и др. Неформалов данной молодежной субкультуры объединяет устойчивый интерес к музыке или танцам. И этот интерес чаще всего трансформируется в стиль жизни.

Другие современные молодёжные субкультуры

  • готы (всячески популяризируют культ смерти, очень внешне похожи на вампиров);
  • эмо (сокр. от слова «эмоции»). Их молодежная субкультура основывается на идее, что жизнь подростка – это очень суровое испытание, и поэтому эмо — неформал грустит и печалится. Об этом говорит черный цвет в одежде подростка, сочетающийся с розовым, который является символом любви и дружбы.
  • молодежная субкультура анархистов отличает их демонстративная прямолинейность во взглядах и агрессивность поведения. Черный цвет в одежде, и обязательный металлический аксессуар.

Психология неформальности

Подростки неформалы имеют свои психологические особенности, прежде всего, желание и склонность к подражанию. Это объяснимо, т к. подростки «не умеют» еще быть самим собой, находятся в поиске смысла «Я» и своего предназначения в жизни. Еще одна характерность любого неформала молодежной субкультуры — это стремление выделиться, тяга к автономности и независимости.

Реализация этого стремления вполне реальна в группе таких же как он сам. Но на самом деле подросток растворяется в толпе себе подобных. «Подавляющее большинство неформальных группировок молодежной субкультуры держаться не на сознательном единстве, это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов».

Одно из условий существования подростковых неформальных групп — наличие или создание оппонентов, недоброжелателей и т. п. Чаще всего врагом номер один становится мир взрослых. Подросток неформал выражает несогласие, неудовлетворенность системой и распространяет этот протест на всех неформалов в группе.

Общества характеризуются своими особыми правилами и имеют собственную тенденцию развития. Подростки очень сильно отличаются своим мировоззрением, манерой поведения и привычками. В процессе самопознания они пытаются найти свое место в жизни, определиться с целями и понять себя. Довольно часто такие поиски приводят к таким довольно серьезным проблемам, как подростковый алкоголизм и ранняя наркомания. Поэтому влияние субкультур на подростков является одной из самых актуальных проблем, которые тревожат всех без исключения родителей.

Положительные и отрицательные стороны влияния субкультур

Проведенные в последнее время социологические исследования показали, что многие подростки идентифицируют себя как представителя той или иной субкультуры. При этом часть молодежи подвержена сильному влиянию субкультур, которое может быть и положительным, и отрицательным. В первом случае подростки получают необходимые для жизни в социальном обществе навыки, а во втором - приобретают качества, с которыми общество всеми доступными способами старается бороться.

Подростковые субкультуры помогают молодым людям реализовать свои желания и адаптироваться к взрослой и самостоятельной жизни. Но есть и негативные стороны, такие как жестокость к определенным группам людей. К примеру, скинхеды отличаются расизмом и могут, согласно своей идеологии, совершать преступные действия в отношении лиц других национальностей. Для них в таком поведении нет ничего противоправного, и поэтому они не понимают, что несут ответственность за содеянные ими поступки. В этом случае субкультуры подростков негативно влияют на их мировоззрение, настраивая молодое поколение против других

Разновидности субкультур

Во всех подростковых сообществах существуют не только собственные законы поведения, но и правила, которые предполагают определенного внешнего вида. Отдельные молодежные течения могут шокировать взрослое общество многочисленным пирсингом, необычным цветом волос, странным стилем в одежде, аксессуарах. Довольно часто разногласия между родителями и подростками возникают именно на этой почве. Молодежь не любит, когда вмешиваются в их личную жизнь, а родителям хочется, чтобы их ребенок не выделялся из общей массы.

Субкультура рабочей молодежи - тэдди-бойз

Социальная молодежная группа тэдди-бойз сформировалась еще в начале 50-х годов благодаря относительному улучшению рабочего класса. Эта молодежная субкультура, получившая широкое распространение в послевоенное время, состояла из выходцев рабочего класса с незавершенным высшим образованием и не имеющим высокооплачиваемой профессии. Их стиль был скопирован с одежды и поведения членов высших слоев общества. В классическом варианте "тэдд" выглядел следующим образом: брюки-дудочки, свободный пиджак с бархатным воротником, галстук-шнурок и ботинки на резиновой платформе. Образ был типично мужским, несмотря на свою элегантность.

Представители тэдди-бойз всеми силами стремились поддерживать созданный ими «высокий» статус, что становилось причиной конфликтов, возникающих с представителями других слоев общества. К примеру, были столкновения с более обеспеченными подростками, нападения на элитные молодежные клубы. Имели место и нападения на иммигрантов.

Субкультура квалифицированных слоев рабочего класса - моды

К группе модов себя причисляли подростки, которые после окончания школы освоили рабочие специальности, требующие высокого уровня подготовленности. В действительности мод в идеальном понимании должен был жить роскошно, посещать престижные и дорогие клубы, рестораны и магазины, одеваться в исключительно дорогие вещи. Но для многих такие удовольствия были недоступны, поэтому оставалось лишь пытаться воссоздать идеальный образ. Существует четыре вида модов:

  1. Агрессивный тип в джинсах и грубых башмаках.
  2. Владельцы мотороллеров, тоже в джинсах и куртках с капюшоном.
  3. Моды в костюмах и начищенных ботинках составляли большинство представителей этой субкультуры. Список дополняют девушки моды, примерные на вид и с короткой стрижкой.
  4. Ученики художественных школ, студенты и так далее.

Субкультура - рокеры

Рокеры появились в середине 60-х годов. В эту группу входили в основном подростки без образования или из неполных семей. Основными атрибутами выходцев этой субкультуры были кожаная куртка, поношенные джинсы, большие грубые башмаки, зачесанные назад длинные волосы и татуировки. Разумеется, какой рокер без такого важного элемента, как мотоцикл. Особое место в субкультуре рокеров занимает музыка в стиле рок.

Скинхэды или бритоголовые

Члены этой группы так же, как и рокеры, преимущественно выходили из среды рабочих низкого уровня квалификации. Среди них многие были безработными, малообразованными и с низким культурным уровнем. Бритоголовые носили подвернутые снизу джинсы, большие грубые башмаки и брили наголо головы. К бритоголовым вплотную примыкают футбольные хулиганы. Эти виды субкультур во многом схожи по социальному составу. Объединяет их и агрессивность в поведении, например, связанном с футбольными матчами.

Субкультура панки

В эту группу преимущественно входили молодые люди из неквалифицированных и низкооплачиваемых слоев населения. Критическое положение молодежи привело к появлению этой субкультуры. Список объединений, состоящих из малообразованных членов общества, пополнили панки. Стереотипы данной группы были тесно переплетены с агрессивным самоутверждением, но, кроме этого, во многом основывался на взглядах, оппозиционных традиционным моральным принципам и ценностям. Изначально субкультура панки использовала для провокации общества внешний вид: необычная окраска волос, странные прически, эпатажная манера поведения и разный стиль в одежде, но со временем стали применяться и более сильные приемы воздействия через темы насилия и смерти.

Движение хиппи

Эта субкультура появилась в США в 60-х годах и очень быстро распространилась по всему миру. В свое время хиппи эволюционировали из битников, представителей среднего класса, которые в течение длительного времени оказывали влияние на выходцев своей группы. Эти американские субкультуры имеют одну общую отличительную особенность - ярко выраженную в словах идеологию. Основными элементами стиля или мировоззрения хиппи было следующее:

  1. Миролюбие и ненасилие. Пацифизм являлся основной идеологией хиппи. Именно поэтому представители этой группы отличались игнорированием власти, аполитичностью, поскольку именно правители разжигают войны и заставляют людей воевать.
  2. Саморазвитие и индивидуализм. Эти элементы были реакцией на серость массового общества.
  3. Сознательное упрощение, то есть переход от обеспеченной жизни к нищете, отказ от материальных благ.
  4. Наркотики, сексуальные эксперименты, путешествия, фестивали, коммуны - все это наиболее яркие особенности субкультуры общества хиппи.
  5. Совместное проживание - это отличительная особенность хиппи, так как другие субкультуры не придерживались такой формы поведения.

Стиляги

Возникла эта молодежная субкультура в СССР в конце 40-х годов 20-го века. Таким образом советская молодежь выражала протест стереотипам общества. Основным направлением стиляг было слепое копирование стиля Запада и США. В то время стиляги внешне больше напоминали карикатуру: широкие штаны ярких цветов, мешковатые двубортные пиджаки, ботинки на толстой подошве и и обязательно носки ярких тонов, выглядывающие из-под брюк. Образ был весьма оригинальным и ярким, о сочетании цветов никто не беспокоился.

Но со временем, ближе к 50-м годам, стиляги немного изменили свой образ. Они стали носить узкие брюки и элегантного кроя пиджаки с широкими плечами, тоненький галстук на шее и, разумеется, набриолиненный «кок». Стоит отметить, что определенный образ был только у парней, девушки-стиляги носили пышные яркие платья либо же зауженные юбки, остроносые туфли и делали яркий макияж. Общество не допускало развития данной субкультуры в СССР и всячески осуждало и преследовало представителей этой яркой группы.

Социальные субкультуры

Процесс социализации подростков в субкультурах общества происходит гораздо быстрее. Такие примеры субкультур, как «зеленые» или «защитники животных» учат молодое поколение помогать природе и заботиться об окружающей среде. Но одной теоретической информации не всегда достаточно для того, чтобы научить подростков ответственности. Нужно на практике показывать работу «положительных субкультур». нужны не только теоремы и аксиомы, а их закрепление действиями и результатом, в ином случае оно не осознает необходимости хороших поступков.

Субкультуры, популярные в современном обществе

Криминальная субкультура (рокеры, панки, эмо, бритоголовые и т.д.) в России уже теряет свои позиции. Негатив и агрессия постепенно выходят из моды. В поисках новых направлений придумывает собственный современный образ. Например, субкультура футеринг не несет в себе негативного проявления, поэтому весьма неплохо воспринимается обществом. Члены этой молодежной группы не носят обувь в любую погоду.

За счет широкого распространения интернета все большие обороты набирает субкультура геймеров. Современная молодежь все чаще прячется от реальности в виртуальном мире. Многие маленькие дети уже уверенно управляют планшетами, ридерами и мобильными телефонами. Но это в основном ложная замена реальных увлечений, которую навязывают им родители для экономии собственных сил и времени. Ведь когда ребенок занят компьютерными играми, он не требует столько внимания и заботы. По сути, проблема этой субкультуры очень глубока, и родителям нужно обязательно принимать определенные меры, если у ребенка наблюдается игровая или компьютерная зависимость.

Отличительные особенности современных молодежных направлений

Субкультуры молодежи современного мира характеризуются увеличением количества деятельных объединений. Кроме того, современная молодежь все больше погружается в просторы интернета. Они ищут в сети своих единомышленников, организую встречи, проводят акции. Можно выделить три социально-ценностные направленности современных субкультур:

  1. Просоциальные направления: субкультура реперы и движение ролевых игр.
  2. Асоциальные направления: панки, металлисты, эмо и хиппи.
  3. Антисоциальные группировки, аналогичные взрослой криминальной субкультуре: скинхеды в радикальной их форме.

Можно квалифицировать субкультуры молодежи и по мере включения деятельности группы в образ жизни молодого человека. Есть поведенческие группы и деятельные. В первом случае подростки придерживаются характерного для выбранной группы стиля в одежде, поведении и общении. Такие направления не характеризуются занятием какой-либо деятельностью. Сюда можно отнести эмо, хипстеров и готов. Другими словами, молодое поколение изменят только внешний образ и стиль поведения.

Деятельные виды субкультур - это те общности, которые основаны на увлечении специфической деятельностью, которая требует той или иной активности. В эту группу можно включить паркурщиков, граффистов, ролевиков.

Что привлекает молодежь в субкультурах

Юношеские субкультуры на личностном уровне - это способ добиться самоуважения и компенсировать негативное отношение окружающих к себе. Недовольство собственным стилем поведения, телом, несоответствием эталонам женственности или мужественности. Субкультуры, список которых огромен и разнообразен, позволяют подросткам придать себе ореол особенности, яркой индивидуальности.

Социально-психологическими причинами считают привлекательность неформального образа жизни, который не требует ответственности, целенаправленности и целеустремленности, в отличие от общепринятых в обществе требований. Есть три возможных варианта последствий влияния субкультуры на социализацию молодежи:

  1. Позитивная направленность, которая проявляется в социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации и экспериментировании с образами, поведенческим стилем и так далее.
  2. Социально-негативная направленность, которая обнаруживается в присоединении к субкультурам криминального, экстремистского характера, наркотикам и алкоголю.
  3. Индивидуально-негативная тенденция проявляется в бегстве от реальности, в оправдании своего инфантильного поведения, избегании культурного и социального самоопределения.

Какие направленности преобладают в конкретной субкультуре определить достаточно непросто. Тем более сложно заметить, как она влияет на образ жизни человека. Современные течения привлекают молодежь своим разнообразием и вызывающим видом и поведением. Но стоит отметить, что принадлежность к определенной социальной группе - явление, как правило, кратковременное. В основном увлечение субкультурами начинается в 13 лет и к 19 годам проходит. К этому возрасту человек меняет свои увлечения или переосмысливает Но есть и исключения в возрастных рамках, например, субкультура рокеров не имеет временных ограничений. Среди представителей этой общности можно встретить и зрелых людей, а иногда даже пожилых. Они остались верными своим подростковым увлечениям и все так же слушают рок или играют в музыкальных группах. Как правило, к субкультуре рокеров относятся те люди, которые и в зрелой жизни не готовы к ответственной и самостоятельной жизни.

К особенностям субкультур подростков можно отнести и их непостоянство в поведении. Многие подростки отличаются нестабильной психикой, которая во многом зависит от того, как складываются их взаимоотношения с родителями. Если в отношениях с близкими людьми есть отдаленность, то шансы того, что ребенок попадет под влияние извне, увеличиваются. Ведь подростку нужно общение, советы и понимание. Если в семье он не получает всего этого, то он будет искать поддержки в кругу людей, близких по духу и моральному состоянию. Очень часто дивиантное поведение ребенка в подростковом возрасте связано с плохим примером извне. Это может быть телевидение, плохие поступки товарищей в компании и прочее. Чтобы не допустить отрицательного влияния на ребенка, родителям нужно наладить с ним контакт или же привлечь для этой цели старшую молодежь.

Источники появления субкультур в России

В российской молодежной среде появление субкультур обусловлено рядом причин. В последние 15-20 лет повседневная жизнь взрослого общества и детей претерпела сильные изменения. Открытость западной и восточной культур сильно повлияла на мировоззрение людей, растворила многие традиции, устойчивые отношения, ценности граждан России. Не менее сильно отразилась на жизни людей и новая научно-техническая революция, которая, прежде всего, связана с появлением феноменов, таких как компьютеры, мобильные телефоны, интернет.

В основном молодежные субкультуры распространяются стихийно. Хотя достаточно часто такому распространению способствуют партии, законодатели моды и так далее. Есть еще один путь - коммерческие и молодежные организации берут за основу формы молодежного досуга, существующие стихийно, и создают организованные направления. В качестве примера можно привести стрит-данс. Но этот процесс также требует особого подхода. Специалисты считают, что взаимодействие с потенциально позитивными неформалами должно осуществляться по трем правилам: необходимо согласовывать свои действия с лидерами, предоставлять им все необходимое для проведения мероприятий и согласовывать ограничения в поведении и деятельности в процессе проводимых акций.

Стратегии в отношении молодежных видов деятельности

Если рассматривать молодежные виды деятельности с позиции социального воспитания, то можно выделить три основные педагогические стратегии. Не обращать внимания, не исключать стихийного проникновения в социальную жизнь и только после этого работать или анализировать потенциал молодежных субкультур с точки зрения дополнительных воспитательных методов и использовать их в интересах личностного развития подростков и детей.

Потенциал субкультур молодежи с точки зрения воспитания состоит в том, что виды и формы деятельности подростков и молодых людей, которые возникли независимо от педагогической сферы, в среде свободного общения молодежи, имеют социально-позитивный характер. Но при этом необходимо применить соответствующую педагогическую инструментовку.

В действительности современные воспитательные методы практически не соприкасаются с такими молодежными и подростковыми общностями. К тому же преимущественно это соприкосновение наблюдается в летних лагерях, в детских общественных объединениях и крайне редко в общеобразовательных школьных учреждениях.

Как правило, стиль жизни, поведение и внешние признаки субкультур подростков и молодежи освещаются в негативном ключе, что способствовало активному подражанию представителям этих общин определенной неохваченной частью молодежи. Это, в свою очередь, послужило толчком для распространения этих субкультур за пределы одной страны. Тем не менее на вариативность и прочие характеристики субкультур большое влияние оказали этнические и социальные условия. К примеру, советские хиппи мало чем походили на представителей этой субкультуры западных стран. А скинхеды современной России сильно отличаются от первых скинхедов Великобритании.

Бурные протесты молодежи в западных странах в 60-70-е годы и на советском и постсоветском пространстве во второй половине 90-х стали причиной не только снижения общественной активности среди молодых людей, но послужили развитию определенных тенденций к эскапизму. Отличительной характеристикой современного мира является увеличение количества протестных молодежных субкультур, а также многообразие форм. Таким образом, можно сказать, что появляются все новые субкультуры, список которых растет.

Субкультура - это особая сфера господствующей культуры, которая отличается своей внутренней организацией, обычаями, нормами.

Молодежная субкультура - это культура молодого поколения, которую отличают особый язык, стиль жизни, черты поведения, групповые нормы, ценности, средства самовыражения.

Молодежная субкультура является феноменом, характерным для индустриальной и постиндустриальной стадии развития любого типа культуры. Она выполняет функции социализации молодых людей, решает проблемы конфликта поколений и подчи-няется единым законам развития. Будучи субкультурой, вплетенной в структурную ткань конкретного типа культуры, она обладает свойствами и особенностями по-следнего.

Молодежной субкультуре для любого общества на всех этапах развития присуще так называемое противоречие «отцов» и «детей». Его смело можно отнести к вечным проблемам: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей», — сетовал Сократ еще в 470 г. до н. э.

Однако, развертываясь во времени, культура не только обновляется, но и сохраняет себя благодаря действию механизмов преемственности, которые передают каждому новому поколению культурное наследие предшествующих эпох (семья, традиции, общая система образования, СМИ, учреждения культуры).

По этапам жизненного цикла выделяют официальные (традиционные) и инновационно-авангардные молодежные культуры. Примером официальных молодежных субкультур в Советском Союзе были пионерская организация и комсомол, в современной России - движение «Идущие вместе».

По сферам интересов молодежные субкультуры также подразделяют на музыкальные, интеллектуальные, религиозно-философские, спортивные, компьютерные, контркультурные и пр.

Возникновение молодежных субкультур вызвано несколькими причинами .

Во-первых , это стремительное и постоянное ускорение современной жизни индустриальных обществ. Феномен молодежной культуры - признак преимущественно динамических обществ (техногенной цивилизации). Если ранее культура не делилась на «взрослую» и «молодежную», то теперь у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.

В современной культуре присутствуют инновации, кото-рые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя подчас тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меня-ющимся условиям и требованиям жизни. Недолговечность и новизна образуют «опасную смесь», поскольку человек, стремящийся к самоидентификации, установлению социальных связей, ведет поиски в изменчивой среде, т. е. все объекты, с которыми он соприкасается и к которым мог бы присоединиться, пребывают в постоянном ускоряющемся движении.


Во-вторых , удлиняетсяпериод социализации молодого поколения. Это вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональ-ную подготовку, соответствующую требованиям современной эпохи. Сегодня юноша (или девушка) рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу он (она) еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст — это время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, ро-жденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрело-стью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

В-третьих , в индивидуально-психологическом плане для молодежи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представ-лений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто осно-ванная на восприятии негативных явлений общества.

Социализация происходит под воздействием разнообразных условий и обстоятельств, в том числе и неконтролируемых факторов, какими являются неформальная среда общения со сверстниками, взгляды и настроения, бытующие в обществе.

Имеются некоторые специфические черты,которые отличают субкультуру молодежи от господствующей в обществе культуры. Иными словами, молодежные субкультуры - это своеобразное социально-культурные образования.

Молодежная субкультура не имеет четко определенного социального статус а. Принятые в ней нормы и символы иные, чем предписаны обществом. Однако в ней существуют остатки прежних мифов, легенд, ростки новых явлений. Информация, проникающая от чужих культур, не вписывающаяся в основную культуру, оседает в молодежных субкультурах.

Внутренние ценности молодежных субкультур противопоставлены так называемым «общепринятым» ценностям. Молодежные культуры характеризуются бунтарским духом, непринятием или даже полным отторжением официальной идеологии, аполитичностью. Члены различных молодежных субкультур настаивают на своей независимости от общества. Независимость - одна из главных черт самосознания.

Молодежная среда часто формирует контркультурную ценностную ориентацию , высшим принципом которой является принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью поведения. Отсюда мораль вседозволенности может стать составным и органическим элементом контркультуры.

Большинство молодежных субкультур имеют свою символику . Например, хиппи, панки имеют лохматую прическу, потертую одежду, самодельные сумки. На одежде и в сумках присутствует графическая символика: вышитые цветы, антивоенные лозунги. Для скинхедов характерно отсутствие волос на голове, кожаная одежда, тяжелая, грубая обувь и т. д. Эти символы в первую очередь бросаются в глаза, поэтому наличие особой символики - это знак существования коммуникационного поля, в котором тебя признают «своим».

Каждая молодежная субкультура старается выделиться своим языком (сленгом), который затрудняет общение с «чужими». По языку уже подсознательно узнается «свой». Здесь особый фольклор, свои поговорки, анекдоты, частушки, легенды и предания.

Нынешнюю ситуацию в России можно определить как стадию между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой, которая еще только рождается.

Долгое время в нашей стране единственной молодежной организацией был комсомол, официально разрешенный и поддерживаемый. Однако уже в 70-е гг. стали складываться неформальные молодежные группы, в силу общей социально-политической ситуации в стране находившиеся в «андерграунде», про-дуцирующие в ряде случаев свою контркультуру. Гласность и перестройка по-зволили этим группам легализовать свою деятельность, громко заявить о себе, значительно увеличив тем самым свою численность.

Определенное место среди них занимали группы, формировавшиеся вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т. п.).

Возникали также неформальные молодежные организации, ценностные ориентации которых имели некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты , пацифисты , отклонисты, зеленые).

Выделялись группы аполитичного, эс-капистского характера (хиппи, панки, люди системы).

Среди интеллектуальной молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа «митьки», выде-лявшаяся самоиронией и гротескно подчеркнутым стилем «а ля Русь».

Формировались группировки, исповедовавшие «культ мускулов» и физической силы «качки». Появились также криминогенные группы, объединявшиеся на базе аг-рессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности (стиляги, гопники, люберы и т. п.). Некоторые из них воодушевлялись лозунгами восстанов-ления социалистической справедливости или борьбы со «скверной» в лице хиппи , панков и других.

Нонконформизм этой молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, в одежде, в увлечениях, в жаргоне, достигая иногда откровенно экстремистских форм. Течения западной молодежной субкультуры на нашей почве зачастую трансформировались в довольно нелепые формы, приобретая лишь внешний характер: они «срисовывались» с западных сверстников неуме-лыми «художниками», поэтому получались не копии, а карикатуры.

После поражения августовского «путча» 1991 г. волна демократической эйфории резко повысила социально-политическую активность, в том числе и молодежи. Достигнув максимума, эта активность стала спадать, что сопровожда-лось исчезновением многих неформальных молодежных группировок, значитель-ным уменьшением численности оставшихся.

В настоящее время можно выделить несколько негативных тен-денций в развитии молодежной субкультуры.

Субкультура развлекательно-рекреативной направленности. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) молодежный досуг выполняет в основном рекреативную функцию, чаще всего в виде пассивного отдыха («ничегонеделанья»). У молодежи формируются установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление образования, культуры, труда. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающих ценностей массовой культуры, способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.

«Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов вытесняет ценности национальной культуры, как классической, так и народной, образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте. Любимыми героями и, в определенной степени, образцами для подражания становятся кумиры шоу-бизнеса или спорта, для девушек - героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.

Прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Так, в студенческой среде «нормальным» явлением становится взаимная оплата образовательных услуг - написание рефератов, курсовых работ, помощь в подготовке к сдаче экзаменов и пр. Наиболее важной ценностью у многих молодых людей признается «эквивалентность взаимного воздаяния» (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло).

Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодежи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей, как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Молодежь существенно отличается от старших поколений тем, что она практически лишена иллюзий о том, что кто-то может за них решить их собственные проблемы.

Слабая индивидуализированность и избирательность культуры. Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селедки в бочке») достаточно жесткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» - «отверженных», «не интересных», «непрестижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал — «крутого» (иногда в лице лидера данной группы).

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

Культурная самореализация вне учреждений культуры. Досуговая самореализация молодежи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием в основном экранного искусства (кино и телевидения) — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

В этих видах искусства (как, впрочем, в содержании искусства вообще) наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации, что проявляется, прежде всего, в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности, что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию.

Отсутствие этнокультурной самоидентификации. В современной России налицо тяжелый кризис идентичности во многих группах общества, особенно в том, что касается самоидентификации с культурными, политическими и социальными ценностями. Некоторые группы молодежи принимают в большей или меньшей степени новые ценности и нормы, другие же пытаются сохранить и укрепить традиционные ценности.

Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству».

Принадлежность к молодежной культуре, будучи фазой развития, переходной стадией становления личности, утрачивающей свое значение по мере адаптации юноши (девушки) к миру взрослых, Молодежь сама по себе не производит никакой культуры, не усвоив предвари-тельно традиционной культуры. В ходе этого усвоения она может репродуцировать предлагаемые ей готовые формы, которые, в свою очередь, будут пополняться в соответствии с ее потребительскими способностями.