Урок ««Василий Теркин». История создания и особенности композиции. Композиция, образная система поэмы Твардовского «Василий Теркин


Тему поэмы «Василий Тёркин» сформулировал сам автор в подзаголовке: «Книга про бойца», то есть произведение рассказывает о войне и человеке на войне. Герой поэмы - рядовой боец-пехотинец, что чрезвычайно важно, так как, по убеждению Твардовского, именно простой солдат является главным героем и победителем в Отечественной войне. Эту мысль продолжит спустя десять лет М.А.Шолохов, который в «Судьбе человека» изобразит рядового солдата Андрея Соколова, а потом простые бойцы и младшие офицеры станут героями военных повестей Ю.В.Бондарева, В.Л.Кондратьева, В.П.Астафьева. Следует заметить кстати, что легендарный Маршал Советского Союза Г.К.Жуков свою книгу «Воспоминания и размышления» тоже посвятил русскому солдату.

Идея поэмы выражена в образе заглавного героя: автора интересуют не столько события войны, сколько характер русского народа (он не противопоставляется советскому), который раскрылся в тяжёлых военных испытаниях. Василий Тёркин представляет собой обобщённый образ народа, он - «русский чудо-человек» («От автора»). Благодаря его мужеству, стойкости, находчивости, чувству долга Советский Союз (при примерном техническом паритете) одержал победу над фашистской Германией. Эту главную идею Отечественной войны и своего произведения Твардовский высказывает в конце поэмы:

Сила силе доказала:
Сила силе - не ровня.
Есть металл прочней металла,
Есть огонь страшней огня. («В бане»)

«Василий Тёркин» - поэма, её жанровое своеобразие выразилось в соединении эпических сцен, изображающих различные военные эпизоды, с лирическими отступлениями-размышлениями, в которых автор, не скрывая своих чувств, рассуждает о войне, о своём герое. Иными словами, Твардовский создал лиро-эпическую поэму.

Автор рисует различные картины боёв в главах: «Переправа», «Бой в болоте», «Кто стрелял?», «Тёркин ранен» и других. Отличительной особенностью этих глав является показ будней войны. Твардовский находится рядом со своим героем и описывает подвиги солдата без возвышейного пафоса, но и не упуская многочисленных деталей. Например, в главе «Кто стрелял?» изображается немецкая бомбёжка окопов, в которых спрятались советские бойцы. Автор передаёт ощущение человека, который ничего не может изменить в смертельно опасной ситуации, но, замерев, должен только ждать, пролетит бомба мимо или угодит прямо в него:

И какой ты вдруг покорный
На груди лежишь земной,
Заслонясь от смерти чёрной
Только собственной спиной.
Ты лежишь ничком, парнишка
Двадцати неполных лет.
Вот сейчас тебе и крышка,
Вот тебя уже и нет.

В поэме описывается и недолгий отдых на войне, жизнь солдата в промежутках между боями. Этих глав, кажется, не меньше, чем глав о военных эпизодах. Сюда можно отнести: «Гармонь», «Два солдата», «На привале», «В бане» и другие. В главе «Про солдата-сироту» изображается эпизод, когда солдат оказался совсем близко от родной деревни, в которой не был с начала войны. Он отпрашивается у командира на два часа, чтобы навестить родственников. Солдат бежит по знакомым с детства местам, узнаёт дорогу, речку, но на месте деревни видит только высоченный бурьян, и ни одной живой души:

Вот и взгорье, вот и речка,
Глушь, бурьян солдату в рост,
Да на столбике дощечка:
Мол, деревня Красный мост...
У дощечки на развилке,
Сняв пилотку, наш солдат
Постоял, как на могилке,
И пора ему назад.

Когда он возвратился в свою часть, товарищи догадались по его виду обо всём, ни о чём не спросили, но оставили ему ужин:

Но, бездомный и безродный,
Воротившись в батальон,
Ел солдат свой суп холодный
После всех, и плакал он.

В нескольких главах «От автора» прямо выражается лирическое содержание поэмы (поэт высказывает свои взгляды на поэзию, объясняет своё отношение к Василию Тёркину), а в эпических главах автор сопровождает рассказ о военных событиях своим взволнованным, эмоциональным комментарием. Например, в главе «Переправа» поэт с болью изображает солдат, которые погибают в холодных водах реки:

И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди тёплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно...

Или в главе «Гармонь» автор описывает, как во время случайной остановки солдаты, чтобы согреться, затеяли танцы на дороге. Поэт с грустью и приязнью смотрит на бойцов, которые, забыв на несколько минут о смерти, о горестях войны, весело пляшут на трескучем морозе:

А гармонь зовёт куда-то.
Далеко, легко ведёт.
Нет, какой вы все, ребята,
Удивительный народ.

Кому принадлежит это замечание - автору или Тёркину, что играет на гармонии наблюдает за танцующими парами? Точно сказать невозможно: автор иногда намеренно как бы сливается с героем, потому что наделил героя собственными мыслями и чувствами. Об этом поэт заявляет в главе «О себе»:

И скажу тебе, не скрою, -
В этой книге там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за всё кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Тёркин, мой герой,

За меня гласит порой. Следующей сюжетно-композиционной особенностью поэмы является то, что книга не имеет завязки и развязки: Словом, книга про бойца Без начала, без конца. Почему так - без начала? Потому, что сроку мало Начинать её сначала. Почему же без конца? Просто жалко молодца. («От автора») Поэма «Василий Тёркин» создавалась Твардовским во время Великой Отечественной войны и состоит из отдельных глав, отдельных зарисовок, которые объединены образом главного героя. После войны автор не стал дополнять поэму новыми эпизодами, то есть придумывать экспозицию (разворачивать довоенную историю Тёркина) и завязку (например, изображать первый бой героя с фашистами). Твардовский просто дописал в 1945-1946 годах вступление «От автора» и заключение «От автора». Таким образом, поэма получилась весьма оригинальной по композиции: привычных экспозиции, завязки, кульминации, развязки в общей сюжетной линии нет. Из-за этого сам Твардовский затруднялся определить жанр «Василия Тёркина»: ведь поэма предполагает сюжетное повествование.

При свободном построении общей сюжетной линии каждая глава имеет свой законченный сюжет и композицию. Например, в главе «Два солдата» описывается эпизод, как Тёркин, возвращаясь из госпиталя на фронт, зашёл передохнуть с дороги в избу, где живут два старика. Экспозиция главы - описание избы, старика и старухи, которые прислушиваются к миномётному обстрелу: ведь линия фронта совсем рядом. Завязка - упоминание автора о Тёркине. Он сидит здесь же на лавке, уважительно разговаривает со стариком о разных бытовых проблемах и одновременно разводит пилу, чинит часы-ходики. Потом старуха готовит ужин. Кульминация главы - разговор за ужином, когда старик задаёт свой главный вопрос:

Отвечай: побьём мы немца
Или, может, не побьём?

Развязка наступает, когда Тёркин, поужинав и вежливо поблагодарив хозяев, надевает шинель и, уже стоя на пороге, отвечает старику: «Побьём, отец...».

В этой главе имеется своеобразный эпилог, который переводит частный бытовой эпизод в общеисторический план. Это последнее четверостишие:

В глубине родной России,
Против ветра, грудь вперёд,
По снегам идёт Василий
Тёркин. Немца бить идёт.

Глава построена по кольцевой композиции, так как первое и предпоследнее четверостишия практически совпадают:

В поле вьюга-завируха,
В трёх верстах гремит война.
На печи в избе старуха.
Дед-хозяин у окна.

Таким образом, глава «Два солдата» представляет собой законченное произведение с полным сюжетом и кольцевой композицией, которая подчёркивает завершённость всего эпизода.

Итак, поэма «Василий Тёркин» имеет ряд художественных особенностей, которые объясняются, с одной стороны, историей создания произведения, а с другой - замыслом автора. Как известно, Твардовский писал главы поэмы в период с 1942 по 1945 годы и оформлял их как отдельные законченные произведения, потому что

На войне сюжета нету.
- Как так нету?
- Так вот, нет. («От автора»)

Иными словами, жизнь солдата длится от эпизода к эпизоду, пока он жив. Эту особенность фронтовой жизни, когда ценится каждый отдельный момент жизни, так как следующего может и не быть, отразил Твардовский в «Книге про бойца».

Объединить отдельные маленькие произведения мог сначала образ главного героя, который так или иначе присутствует практически в каждой главе, а потом и главная идея, связанная с образом Тёркина. Соединив отдельные главы в законченную поэму, Твардовский не стал менять сложившийся сам собой за годы войны сюжетно-композиционный строй:

Та же книга про бойца,
Без начала, без конца,
Без особого сюжета,
Впрочем, правде не во вред. («От автора»)

«Василий Тёркин» отличается яркими особенностями построения. Во-первых, в поэме отсутствует общий сюжет и практически все его элементы. Во-вторых, для поэмы характерна чрезвычайная композиционная свобода, то есть последовательность глав слабо мотивирована - композиция только приблизительно следует за ходом Отечественной войны. Именно из-за такой композиции Твардовский сам определил жанр своего произведения следующей фразой: не поэма, а просто «книга», «живая, подвижная, свободная по форме книга» («Как был написан "Василий Тёркин"»). В-третьих, каждая глава является законченным фрагментом с собственным сюжетом и композицией. В-четвёртых, эпическое изображение эпизодов войны переплетается с лирическими отступлениями, что усложняет композицию. Однако такое необычное построение позволило автору достичь главного - создать яркий и запоминающийся образ Василия Тёркина, который воплощает лучшие черты русского солдата и русского человека вообще.

Поэма состоит из 30 глав, каждая из ко­торых достаточно автономна и в то же время все они тесно связаны между собой. Об особенностях такой композиции писал сам автор: «Первое, что я принял за принцип композиции и сюжета, - это стремление к известной законченности каждой отдельной части, а внутри главы - каждого периода, даже строфы. Я должен был иметь в виду читателя, который, хотя бы и незнаком был с преды­дущими главами, нашел бы в дано, напечатанной сегодня в газете главе нечто целое, округленное…» В результате поэма оказалась построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя. Так Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающим подразделением; в одиночку занимает не­мецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом одолевая, берет его в плен.

Наряду с главами о Теркине и его подвигах в поэме есть пять глав - своеобразных лирических отступлений, которые так и на­зываются: «От автора» (четыре) и одна - «О себе». В них проявля­ется авторское лирическое начало, придающее своеобразие жанру произведения. По охвату времени, событий, героев, характеру цен­трального персонажа это эпическое произведение. Главное в нем - изображение национально-исторического события, решающего судьбу нации, и подлинно народного героического характера. По­мимо Василия Теркина здесь присутствует множество других геро­ев - участников войны («стриженые» ребята из главы «Переправа», старик и старуха в главе «Два солдата», уставший шофер, пустив­шийся в пляс под звуки гармони, из главы «Гармонь» и др.).Особый герой поэмы - автор. «Теркин существует самостоя­тельно, независимо от своего автора. Но автор так сблизился с ним и его товарищами, так вошел в их военную судьбу, во все их отно­шения - и здесь, на фронте, и там, откуда эти люди пришли на фронт, - что может с абсолютной подлинностью и совершенной внутренней свободой выражать их мысли и чувства» (В. Александров). В главе «О себе» автор пишет:
И скажу тебе, не скрою, -
В этой книге там ли, сям
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.

В слиянии автора и героя состоит одна из важнейших особенно­стей поэмы, по жанру являющейся лироэпическим произведением. Единство его обеспечивается не только сквозным героем, проходя­щим через всю поэму, общей национально-патриотической идеей, но и особой близостью автора и героя. Поэт непосредственно обра­щается к читателю во вступительной и заключительной главах, выражает свое отношение к «святому и правому бою», к народу, восхищается душевной щедростью и мужеством Теркина, а време­нами как бы вмешивается в события, становясь рядом с бойцом.

    Поэма Александра Твардовского «Василий Тёркин» не случайно входит в число интересных и вместе с тем уникальных произведений XX века. О художественных достоинствах этой книги, о богатстве и образности ее языка, о ее роли в истории нашей страны уже было...

    Образ Василия Теркина полюбился читателям сразу. Твардовский писал свою поэму, будучи фронтовым корреспондентом, с 1941 по 1945 годы. Несколько раз автор пытался завершить работу над своим произведением, но восторженные письма с фронта заставляли его...

    Чтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового сказал он о жизни и человеке, как его видение мира соотносится с нравственными и эстетическими идеалами, представлениями и вкусами...

    В поэзии Александра Трифоновича Твардовского нашли наилучшее отражение важнейшие, решающие события в жизни страны. В его произведениях мы видим глубокую реалистичность изображения событий, правдивость созданных поэтом характеров, меткость народного слова....

  1. Новое!

Одним из самых известных произведений не только отечественной, но и мировой литературы является сочинение Твардовского «Василий Теркин». Жанр данного произведения - поэма. Она пользовалась огромной популярностью среди читателей и в наши дни считается прекрасным образцом военной лирики.

О творчестве писателя

Александр Твардовский (1910-1971) происходил из простой деревенской крестьянской семьи. Уже в возрасте пятнадцати лет он стал писать небольшие стихотворения в местную газету. Известный поэт одобрил его сочинения и стал наставником будущего прославленного автора. В 1930-е годы Твардовский пишет несколько поэм и выпускает сборник стихотворений. Показателен тот факт, что, несмотря на то что его семья и родственники пострадали в ходе коллективизации, Александр Твардовский в нескольких своих сочинениях изобразил партийную политику в деревне в весьма положительном свете. Перед началом войны он работал в ленинградской газете, где впервые напечатал свои первые коротенькие стихотворения о ставшем впоследствии знаменитым Василии Теркине. Когда начались боевые действия, поэт ушел на фронт и за все военные годы постепенно создавал свое самое известное произведение, принесшее ему всесоюзную славу.

Создание

Одним из наиболее известных произведений военной тематики является «Василий Теркин». Жанр данного сочинения соответствовал задумке автора: создать подлинно который был бы понятен и доступен каждому. Поэтому он писал свое сочинение как поэму о бойце, простом солдате, который прошел через всю войну. Несмотря на то что в ней нет конкретики, тем не менее в тексте угадываются некоторые сражения: отступление советских войск в начале войны, сражение на Волге, Днепре. Первые главы печатались в газете Западного фронта и пользовались огромной популярностью среди читателей.

Особенности

Произведение Твардовского «Василий Теркин», жанр которого был, в принципе, традиционен для поэта, несмотря на критику партийной цензуры, приобрело такую известность благодаря тому, что автор избрал своим главным героем не представителей командования или партийного руководства, а самого обычного человека, в образе которого каждый боец Советской армии, наверное, мог узнать самого себя. Теркин - это собирательный образ солдат, и не зря автор всякий раз подчеркивает типичность этого героя, его узнаваемость.

Сочинение «Василий Теркин», жанр которого позволил поэту сравнительно легко и просто излагать свои мысли на бумаге, написано доступным языком. Твардовский неспроста писал свое произведение как поэму. Дело в том, что данный жанр предполагает наличие лиро-эпических мотивов и серьезного повествования в стихотворной форме. И рассматриваемое произведение действительно эпично по своему духу, поскольку передает дух и настрой не только бойцов Советской армии, но и всего народа в годы войны.

Народные мотивы

Избранный автором жанр не случаен. Поэма Твардовского «Василий Теркин» близка по своему языку, звучанию и духу фольклору, а, как известно, данная стихотворная форма как раз изначально и возникла именно как народная эпическая песнь, как своего рода сказание, предание о каком-либо героическом событии. И автор всецело следует данному принципу: он как бы намеренно отказывается от литературных и лингвистических ухищрений и выражает свою мысль предельно просто, языком, похожим на тот, каким были в свое время написаны старинные песенные поэмы. Такая форма позволила ему много заимствовать из народной разговорной речи. Поэма Твардовского «Василий Теркин» следует традиционным фольклорным мотивам. В ней много частушек, поговорок, пословиц, а некоторые высказывания и целые выражения из данного произведения, в свою очередь, стали фразеологизмами, что свидетельствует о высшей степени популярности героя.

Композиция

Поэма «Василий Теркин», содержание которой по сути представляет собой воспроизведение военного быта, стала так дорога читателю именно потому, что она очень тепло и трогательно рисует обычные картины трудного военного времени. Произведение состоит из тридцати глав, авторского пролога и эпилога; впрочем, поэт сразу в самом начале оговаривается, что его книга не имеет ни начала, ни конца. Такая идея продолжает намеченную им прежде тему о бесконечности времени, о долгой дороге, о жизни и смерти. Это придает особый философский смысл произведению, заставляя читателя задуматься о судьбе, об общей беде, о тяготах войны. Глава «Переправа» справедливо признается большинством критиков главной и центральной частью всего произведения.

Каждый отрывок посвящен какому-либо эпизоду из жизни любимого героя. Причем автор не делает акцент на изображении героических подвигов своего персонажа, напротив, он очень часто показывает его в простой обстановке, в периоды затишья, во время переходов, на стоянках и так далее. Тема поэмы «Василий Теркин» - это изображение жизни простого бойца, который, несмотря на ужасы войны, не потерял оптимизма и верит в победу. Даже в самых трудных обстоятельствах он никогда не унывает, и тем полюбился читателю.

Наиболее значимыми частями произведения являются следующие: описание подвига Теркина во время переправы, его бой со Смертью, изображение персонажа на перевале, эпизод со сбитым самолетом, обед героя со старым солдатом. В этих сценах автор стремится показать своего персонажа с разных сторон: в каждой из этих глав он предстает перед читателями в узнаваемых ситуациях, таких, через которые прошли тысячи советских солдат.

Сюжет

Вот Теркин вплавь переправился через ледяную реку для того, чтобы передать важное сообщение о местоположении врага и действиях советских войск. При этом автор не подчеркивает героичность этого поступка, напротив, он описывает эту сцену таким образом, что читатель понимает, что точно так же поступил бы любой другой солдат на месте Теркина. В данном описании, как, впрочем, и во всей поэме, отчетливо слышится авторский голос, который как бы незримо присутствует при описанной сцене, дает свои суждения, комментарии происходящему, и это придает повествованию достоверность и правдивость.

Вообще, фигура самого Твардовского угадывается в рассказчике: он сам периодически вступает в диалог со своим персонажем, обращается к нему с разными вопросами, выражает ему свое сочувствие либо восхищается им. В главе «На привале» чувствуется особенно теплое отношение поэта к своему герою. Автор изображает Теркина в самой обычной и узнаваемой обстановке, на солдатском отдыхе, с гармошкой в руках. Пожалуй, именно этот образ персонажа особенно полюбился читателям, поскольку восходит к традиционным представлениям об обычном крестьяне-труженике, который в минуту отдыха поет и играет на гармошке. Недаром на одном из памятников Василий изображен как гармонист.

Образ

В главе, посвященной разговору Теркина со старым солдатом, Твардовский снова показывает своего героя в простой среде, среди крестьян, что еще раз сближает его с простым народом. Оба солдата ведут разговор о войне и за этой беседой сразу находят общий язык. В этом состоит отличительная особенность характера героя: куда бы он ни попал, он сразу находит общий язык с окружающими. Разумеется, поэт не мог обойти вниманием и военные заслуги своего героя: помимо эпизода с переправой он еще, например, сбивает вражеский самолет. Обращает на себя внимание то, как автор описал последний эпизод: о том, что самолет был сбит именно Теркиным, читатель узнает только в конце, когда командование начало разыскивать героя. Таким образом, созданный Твардовским образ народного героя Василия Теркина фактически олицетворяет в своем лице весь народ.

Оценка

Народная эпопея оправданно получила всеобщее признание. Ее высоко оценили такие видные писатели, как Пастернак, Фадеев, Бунин. Читатели в свих письмах к автору просили продолжения. И только цензурный комитет был недоволен тем, что Твардовский не показал в своем произведении роль коммунистической партии. Однако сам автор признавался, что подобные отступления нарушили бы весь замысел произведения, и поэтому на свой страх и риск продолжал писать в том направлении, в каком считал нужным. По недавно проведенному опросу поэма вошла в топ наиболее читаемых произведений, посвященных военной тематике. Произведение входит в школьную программу и заслуженно пользуется популярностью и в наши дни.

Э. БЕЗНОСОВ
О жанре поэмы «Василий Тёркин»

Известно, какое значение придавал А. Твардовский определению жанра «Василия Теркина». В статье «Как был написан “Василий Теркин”» он признавался:

Жанровое обозначение «Книги про бойца», на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения «поэма», «повесть» и т. п. Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки. У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выходило, и это нечто я обозначил «Книгой про бойца ». Имело значение в этом выборе то особое, знакомое мне с детских лет звучание слова «книга» в устах простого народа, которое как бы предполагает существование книги в единственном экземпляре. Если говорилось, бывало, среди крестьян, что, мол, есть такая-то книга, а в ней то-то и то-то написано, то здесь никак не имелось в виду, что может быть другая точно такая же книга. Так или иначе, но слово «книга» в этом народном смысле звучит по-особому значительно, как предмет серьезный, достоверный, безусловный .

Это признание свидетельствует о том, что подразумевается некая книга , наделенная сакральными признаками, книга, восходящая своими корнями к архаическим народным представлениям, запечатленным в народном эпосе, героическом и сказочном.

Это соответствовало задаче создания предельно обобщенного образа солдата, которую ставил перед собой Твардовский: «...жанр моей работы определился для меня как некая летопись не летопись, хроника не хроника, а именно “книга”, живая, подвижная, свободная по форме книга...» (с. 265). Об этом же, то есть о стремлении к предельной степени обобщенности, говорит и желание автора отделаться от сюжетности :

Еще одно признание. Примерно на середине моей работы меня было увлек-таки соблазн «сюжетности ». Я начал было готовить моего героя к переходу линии фронта и действиям в тылу у противника на Смоленщине. Многое в таком обороте его судьбы могло представляться органичным, естественным и, казалось, давало возможность расширения поля деятельности героя, возможность новых описаний и т. д. Глава «Генерал» в своем первом напечатанном виде посвящена была прощанью Теркина с командиром своей дивизии перед уходом в тыл к врагу. Были опубликованы и другие отрывки, где речь уже шла о жизни за линией фронта. Но вскоре я увидел, что это сводит книгу к какой-то частной истории, мельчит ее, лишает ее той фронтовой «всеобщности» содержания, которая уже наметилась и уже делала имя Теркина нарицательным в отношении живых бойцов такого типа. Я решительно повернул с этой тропы, выбросил то, что относилось к вражескому тылу, переработал главу «Генерал» и опять стал строить судьбу героя в сложившемся рабочем плане (с. 266).

Об этой черте произведения Твардовского говорил и Г. Степанов: перед нами - «книга “без начала, без конца”, “без особого сюжета”, поскольку автор считает, что “на войне сюжета нету ” <...> “Книга про бойца” обладает всеобщностью значения и содержания, причем не только фронтового, как об этом писал Твардовский, но и общенародного, отразившего уклад жизни и человека в нем с его коллективным сознанием, взглядами на мир, психологией, отношением к себе и к другим, обостренным чувством ответственности “За Россию, за народ и за все на свете”» . При этом Степанов прекрасно продемонстрировал, как достигается эта всеобщность за счет «преодоления герметичности языка поэзии, его обособленности от общенародного языка, доказывая плодотворность воздействия живой языковой среды на художественную речь и на литературный язык в целом» ; он даже говорит об отразившемся в книге «космическом холоде военной зимы и ночи» , который ощутил поэт.

Достигнутая «всеобщность» образа отнюдь не мешает тому, что под пером Твардовского возник образ глубоко индивидуализированный, обладающий неповторимым складом личности, образ человека меняющегося, чья эволюция проходит перед глазами читателя, как об этом очень убедительно пишет В. Гречнев : «Дело в том, что “собирательность” или “обобщенность”, если только к этому в основном сводится понимание Теркина, не обогащает, а обедняет его характер, ибо индивидуальность всегда богаче, именно с нею в первую очередь связано своеобразие и многогранность человеческой личности, неисчерпаемость и бесконечность ее содержания <...> у Василия Ивановича Теркина своя особая биография, свой взгляд на мир и на войну, свой неповторимо особенный внутренний облик» . Следовательно, Твардовскому удалось добиться органического слияния индивидуального и всеобщего, что не в последнюю очередь способствовало небывалому успеху поэмы у читателей.

Думается, что одним из важнейших средств достижения этого результата было использование Твардовским в поэме фольклорно-мифологических образов и мотивов, присутствие которых в конечном итоге определило и ее композицию.

Прежде всего речь идет о самом герое, его качествах, которые не просто создают типический образ, а вызывают ассоциации с героем волшебной сказки, воплощающем, по словам Н. Ведерниковой, «народные представления о справедливости, доброте, истинной красоте; в нем как бы сконцентрированы все лучшие качества человека, благодаря чему образ героя становится художественным выражением идеала» . Даже внешний облик героя поэмы, о котором сказано:

Теркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный .

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

И чтоб знали, чем силен ,

Скажем откровенно:

Красотою наделен

Не был он отменной .

Не высок , не то чтоб мал,

Но герой героем... -

вполне соответствует облику героя волшебной сказки, который, как правило, предстает вначале перед слушателями в неприглядном виде: запачканным, в лохмотьях и т. п. В соответствии с жанром волшебной сказки красота человека проявляется «в его поступках» , как пишет Н. Ведерникова. Да и главная цель Василия Теркина очевидно соотносится с целью сказочного героя, как правило призванного - разумеется, в разных сюжетах - «возвратить людям свет, который проглотил змей, избавить от чудовища мать и найти братьев, вернуть зрение и здоровье старику отцу, спасти от Кащея жену, избавить царство тестя от иноземных захватчиков .

Как мы видим, цель героя поэмы Твардовского в некотором роде представляет собой своеобразный синтез всех возможных целей героя волшебной сказки; таким образом для него, как и для типичного сказочного героя, «проявлением идеальных качеств становится выполнение долга» . Однако это не единственное, что роднит Василия Теркина с героем народного сказочного эпоса, а поэму сближает с фольклором, то есть делает ее выражением глубинного народного миросозерцания и мироощущения.

Известно, что глава «Переправа» была написана одной из первых, практически сразу после финской кампании 1939-1940 годов («На той войне незнаменитой...»). Замысел ее возник, по словам Твардовского, во время его поездки в Выборг в декабре 1940 года (с. 496). Первоначально и события, описанные в главе, происходили в декабре, о чем свидетельствует вариант стиха «В декабре - к зиме седой» (с. 303), в окончательной редакции замененного стихом «В ноябре - к зиме седой» (с. 31). Исчезли в окончательной редакции и некоторые детали, конкретизировавшие действие и описания («Сутки длилась переправа», «И тогда из чащи хвойной ...»), внося в общую картину элемент единичности события и однократности действия. И даже, может быть, жертвуя динамичностью, меняет Твардовский слово из первоначального наброска главы: «И тотчас из тьмы глубокой, / Огненный взметнув клинок, Луч прожектора протоку / П ересек наискосок...» (с. 302) на «Было так: из тьмы глубокой...» (с. 28). Динамика уступала место эпичности, индивидуальные эмоции растворялись во всеобщности, но общая напряженность рассказа при этом сохранялась.

Важно отметить, что с главы «Переправа» фактически начинается в поэме (будем так называть «Книгу про бойца » для краткости) собственно война, боевые действия. Главы «От автора», «На привале» и «Перед боем» становятся своеобразной экспозицией, предваряющей завязку основных событий. При этом в главе «Перед боем», непосредственно предшествующей «Переправе», рассказывается о выходе Теркина с группой солдат из окружения ; таким образом между этими событиями, то есть между выходом к своим и переправой, практически не возникает никакого четко обозначенного в поэме временного зазора. Собственно переправа становится, по сути, обратным движением в пространстве, однако само это пространство, сохраняя в полной мере свои физические и топографические черты, приобретает также черты и фольклорно-мифологические. Не случайно в главе «Перед боем» при описании пути бойцов через линию фронта сказано:

Доложу хотя бы вкратце,

Как пришлось нам в счет войны

С тыла к фронту пробираться

С той, с немецкой стороны.

Как с немецкой, с той зарецкой

Стороны, как говорят...

И завершается рассказ о посещении группой солдат родной деревни командира в главе «Перед боем» знаменательными словами:

И доныне плач тот детский

В ранний час лихого дня

С той немецкой, с той зарецкой

Стороны зовет меня... -

не просто предваряющими, но в сущности подготавливающими содержание следующей главы - «Переправа».

Сторона названа «зарецкой », то есть находящейся за рекой, притом, что самого образа реки в главе нет. Да и само возвращение с «зарецкой » стороны никак содержательно не связано с преодолением водной преграды. Возможно, здесь отразились древнейшие мифологические представления о переправе через реку как о мотиве, связанном «с символикой преодоления преграды, границы между миром живых и миром мертвых, пространством потусторонних вредоносных сил...» Возвращаясь с «зарецкой » стороны, Теркин оставляет «чужое» пространство и как бы присоединяется к миру живых, в то время как преодоление водного пространства в «Переправе» как раз таки рассказывает о пути в мир враждебный, мир мертвых.

Здесь немаловажным обстоятельством становится и географическое направление движения, выясняющееся из слов Теркина в главе «Перед боем»: «Я б желал не ради славы / П еред утром боевым, / Я б желал на берег правый, / Бой пройдя, вступить живым».Таким образом, речь в этой главе идет о движении с Запада на Восток и обратном движении с Востока на Запад, на правый берег, в то время как на календаре - 1942 год (напомню, что главы «Перед боем» и «Переправа» писались и печатались в 1942-м), а значит, ни о каком реальном движении на Запад не могло быть и речи. Мотив волшебной сказки своеобразно перевернут: происходит возвращение не в мир живых, а в мир мертвых, при этом выполняется не какая-то частная задача, а герою предстоит борьба с самим чужим миром, в пределе - полное уничтожение его. Следовательно, река здесь является символической границей между двумя пространствами, своим и чужим, абсолютно соответствуя образу реки как границе между двумя мирами, миром живых и миром мертвых, в волшебной сказке - и есть в поэме выразительные детали, которые это соответствие укрепляют: река в сказке могла быть огненной, и этому ее свойству вполне отвечает образ прожекторного луча, пересекшего протоку, названного «огненным клинком», а также слова «Под огнем неразбериха...».

Во многих древнейших мифологических системах Запад ассоциировался с загробным миром . Следовательно, помимо значения конкретного реалистического образа, образ переправы приобретает и черты фольклорно-мифологические.

Река в данном случае никак не названа, хотя вообще гидронимы встречаются в книге в достаточном количестве, когда задачи конкретного описания становятся для Твардовского первоочередными (так, в главе «На Днепре», помимо самого Днепра, упоминаются реки Угра и Лучеса ). В данном случае неназванность делает реку своеобразным аналогом сказочной реки, разделяющей миры, которую герой для исполнения своего долга обязан пересечь, избежав повторной и уже окончательной смерти в случае его падения в нее, и вернуться обратно, в мир живых. Функцию героя волшебной сказки и выполняет здесь Теркин.

Есть в «Переправе» и другие фольклорно-мифологические мотивы, позволяющие интерпретировать правый берег как аналог сказочного пространства, олицетворяющего мир мертвых. Границей между мирами могла быть не только вода, но и лес. По словам В. Проппа , «дорога в иной мир ведет сквозь лес» . Есть указание на лес и у Твардовского:

И чернеет там зубчатый,

За холодною чертой,

Неподступный , непочатый

Лес над черною водой.

Важно отметить, что в первоначальной редакции лес был назван «хвойным», что придавало локальный характер не только самому лесу, но и всей ситуации, о чем уже было сказано выше. Отказ от этой конкретной черты создавал картину более общего плана. Есть и еще одна деталь, которая тоже может быть истолкована как некая отсылка к фольклорной художественной системе: переход через водную преграду в загробный мир мог пролегать по мосту . Мелькает этот образ и в «Переправе»:

А вода ревет правее -

Под подорванным мостом...

И в самом повествовании встречаются мотивы, отождествляющие правый берег с миром мертвых, - в частности, неизвестность судьбы тех, кто смог осуществить переправу:

А быть может, там с полночи

Порошит снежок им в очи,

И уже давно

Он не тает в их глазницах

И пыльцой лежит на лицах -

Мертвым все равно.

Однако в «Василии Теркине» это путешествие «туда и обратно» принимает необычный для сказки вид: герой сначала переправляется с немецкой, зарецкой стороны к своим, а потом движется в обратном направлении. Но такой образ художественного пространства обусловлен долгом, исполняемым героем, связан со стоящей перед ним колоссальной задачей, сформулированной автором в заключительных стихах главы «Переправа»:

Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Вот это «ради жизни на земле» - и есть общая формула героического подвига Василия Теркина.

Можно сказать, что в поэме «Василий Теркин» мы имеем своеобразное «попятное» движение от сказки к мифу в соответствии с выводами, сделанными Е. Мелетинским при исследовании генезиса волшебной сказки:

По мере движения от мифа к сказке сужается «масштаб», интерес переносится на личную судьбу героя. В сказке добываемые объекты и достигаемые цели - не элементы природы и культуры, а пища, женщины, чудесные предметы и т. д., составляющие благополучие героя; вместо первоначального возникновения здесь имеет место перераспределение каких-то благ, добываемых героем или для себя, или для своей ограниченной общины .

В поэме Твардовского все обстоит принципиально иным, прямо противоположным образом: масштаб изображаемого события и культурный статус имеют не частный, а всеобщий, универсальный характер, и герой поэмы ищет не собственного благополучия. История работы Твардовского над книгой свидетельствует как раз об обратном - отказ от сюжетности , о котором говорилось выше, ярко свидетельствует об этом «вселенском» масштабе. А кроме того, мера обобщенности рассказа представлена и в самом тексте, в главе «О войне», следующей непосредственно за «Переправой» и как будто подкрепляющей и развивающей те принципы повествования, которые были явлены в «Переправе». Эта универсальность изображения определена масштабностью события:

А война - про все забудь

И пенять не вправе.

Собирался в дальний путь,

Дан приказ: «Отставить!»

Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

От Ивана до Фомы,

Мертвые ль, живые,

Все мы вместе - это мы,

Тот народ, Россия.

.............................

На войне себя забудь ...

Одной из задач героя волшебной сказки, отправляющегося в мир мертвых, является добыча каких-нибудь чудесных предметов, скажем, молодильных яблок для отца или живой воды. Своеобразный травестированный образ живой и мертвой воды есть и в книге Твардовского - в рассказе о том, как переплывшего реку Теркина приводят в чувство. Безусловно, это подано в «Теркине» шутливо-иронически , в соответствии с общим художественным строем книги, в которой высочайший пафос и трагизм естественно сочетаются с острым словом и шуткой:

Под горой, в штабной избушке,

Парня тотчас на кровать

Положили для просушки,

Стали спиртом растирать.

Растирали, растирали...

Вдруг он молвит, как во сне...

(Указание на сон, то есть подобие смерти, тоже, может быть, небезразличная применительно к данной теме деталь!)

Доктор, доктор, а нельзя ли

Изнутри погреться мне,

Чтоб не все на кожу тратить?

Дали стопку - начал жить...

И в соответствии с канонами сказки происходит повторное использование чудесного напитка:

И с улыбкою неробкой

Говорит тогда боец:

А еще нельзя ли стопку,

Потому как молодец?

В промежутке между этими приемами «мертвой» и «живой» воды возникает новая любопытная деталь: докладывая командиру обстановку на правом берегу, Теркин говорит:

Взвод на правом берегу

Жив-здоров назло врагу!

Лейтенант всего лишь просит

Огоньку туда подбросить.

А уж следом за огнем

Встанем, ноги разомнем.

Просьба «подбросить огоньку» на правый берег, в мир мертвых, вполне функционально сопоставима с обрядом «греть покойников», широко распространенным в народной среде, о котором едва ли не первым писал еще С. Максимов: «...способы поминания усопших родителей чрезвычайно разнообразны, и один из них действительно называется “греть родителей”. Практикуется он во многих местах <...> и состоит в том, что в первый день Рождества среди дворов сваливается и зажигается воз соломы, в той слепой уверенности, что умершие в это время встают из могил и приходят греться» . Об обычае этом говорит и Д. Зеленин в своих статьях по духовной культуре . Уверен, что Твардовский вовсе не имел в виду здесь этот обычай, но художественная деталь может свидетельствовать о стойкости и живучести в народном сознании обрядово-фольклорных традиций.

Как известно, русская народная волшебная сказка «сказывалась» по определенной схеме: «Со стороны композиции обычно выделяют обрамляющие формулы (начальные и конечные), т.е. начинающие и завершающие сказку, и срединные (медиальные)» .

Формально такими обрамляющими формулами в «Василии Теркине» являются главы «От автора». Присутствуют в книге и три «медиальные» главы, но «сказочный» сюжет, начатый главой «Переправа», закономерно завершает глава «В бане» - и не потому, что там в последний раз появляется заглавный герой, а потому, что содержание ее тоже может быть соотнесено с фольклорно-мифологическими мотивами. «Мытье, умывание - обрядовое действие, с широким спектром апотропеических , очистительных и иных символических и магических значений. Соотносится с обычаями ритуального купания и обливания, а также очистительными обрядами» ... Безусловно, содержание главы сохраняет все житейское значение и подано Твардовским в реалистическом ключе, но в то же время все происходящее в ней воспринимается как исполнение какого-то обряда, ритуала.

Знаменательно, что образ реки-границы еще раз мелькнет в главе «Про солдата-сироту», как бы подытоживая эту свою функцию в книге:

Так-то с ходу ли, не с ходу,

Соступив с родной земли,

Пограничных речек воду

Мы с боями перешли.

* * *

Книга, посвященная пусть грандиозному, но все же конкретному историческому событию, безусловно преодолела свою временную ограниченность, свою историческую привязку. Произошло это в первую очередь потому, что Твардовскому удалось создать образ колоссального эпического масштаба. Но, может быть, это оказалось достигнутым и за счет того, что в художественном строе книги в целом и в образе ее главного героя нашли отражение глубинные народные представления о добре и зле, запечатленные в народном творчестве и сохраняющиеся в народной памяти.

Речь, конечно же, не идет о сознательном и целенаправленном стремлении Твардовского к использованию формул народного сказочного эпоса и фольклорных обрядов для создания образа героя, но о наличии в его художническом сознании этих глубинных представлений, которые оказались актуальными для замысла «Книги про бойца » и органично вошли в ее художественный строй.

С Н О С К И

Твардовский А. Т. Василий Теркин. Книга про бойца . М.: Наука, 1976 (серия «Литературные памятники»). С. 260-261. В дальнейшем цитаты из этого издания приводятся непосредственно в тексте с указанием на страницу в круглых скобках.

Степанов Г. В . Поэма Твардовского «Василий Теркин» // Степанов Г. В . Язык. Литература. Поэзия. М.: Наука, 1988. С. 153-154.

Там же. С. 159.

Там же. С. 162.

Гречнев Вячеслав . Поэмы Твардовского «Василий Теркин» и «Дом у дороги» // Гречнев Вячеслав . О прозе и поэзии XIX-XX вв. СПб.: Соларт , 2009. С. 357.

Ведерникова Н. М. Русская народная сказка. М.: Наука, 1975. С. 42.

Характерно, что прообраз Василия Теркина, появившийся как герой стихотворных фельетонов и занятных картинок с подписями, печатавшихся в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины», вначале наделен был Твардовским совсем иным внешним обликом: «Вася Теркин? Кто такой? / Скажем откровенно: / Человек он сам собой / Необыкновенный <...> Богатырь, сажень в плечах, / Ладно сшитый малый...» (курсив А. Твардовского).

Ведерникова Н. М. Указ. с оч. С. 47.

Там же. С. 45-46.

Там же. С. 44.

По законам избранного жанра, а не по незнанию и, уверен, не из стремления к «лакировке действительности» Твардовский опустил все реальные житейские последствия этого обстоятельства, неизбежно возникавшие в таких случаях для вышедших из окружения.

Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5 тт. под общей редакцией Н. И. Толстого. М.: ИМЛИ РАН, 1995-2009. Т. 4. С. 11.

См.: Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 453.

Пропп В. Я . Исторические корни волшебной сказки. Л.: Наука,1986. С. 58.

См.: Славянские древности. Этнолингвистический словарь под общей редакцией Н. И. Толстого. Т. 5. С. 300.

Мелетинский Е. М . Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. С. 265.

Курсив в цитатах мой. - Э. Б .

Максимов Сергей . Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: Советская Россия, 1989. С. 133.

Зеленин Д. К . Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913. М.: Индрик , 1994. С. 164-178.

Ведерникова Н . М. Указ соч. С. 62.

Славянские древности. Этнолингвистический словарь под общей редакцией Н. И. Толстого. Т. 3. С. 343.

Тема урока: А.Т. Твардовский «Василий Теркин».

История создания, композиция поэмы.

Класс: 8

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели и задачи:

для учеников :

О чем произведение «Василий Теркин»? (тема)

Кто такой Василий Теркин?

История создания поэмы,

Композицию «В.Т»

для учителя:

продолжить знакомство с жизнью и творчеством Твардовского,

познакомить с историей и актуальностью создания «Василия Теркина»,

проанализировать главы «От автора» и «На привале»;

выявить композицию и связать с тематикой произведения,

раскрыть особенности характеразаглавного героя,

стилевые особенности,

идейное своеобразие.

Ход урока.

Ребята рассаживаются, делятся на 3 группы по 5 человек (Жеребьевка, берут разноцветные листочки

На столах по числу детей листы с таблицами (прием «знаю-хочу узнать-узнал)

Орг. момент

- Здравствуйте ребята, сегодня урок у вас буду вести я. Меня зовут Дьяконова Татьяна Валентиновна, я работаю учителем русского языка и литературы в синдорской средней школе Княжпогостского района.

Люди встречаются по разным причинам. Сегодня мы встретились для того, чтобы d процессе общения и выполнения совместных задач узнать еще об одном замечательном художественном произведении.

Вы сегодня будете работать в группах. Скажите, кто в каждой групп капитан. Функции капитана- организовать работу всей группы.

2. Тема урока ( слайд 1).

Тема, как видите, формулируется в нескольких предложениях. Прочитаем их. У вас на столах листы с таблицами. Прочитайте ее шапочку («знаю-хочу узнать-узнал!»). Давайте по ходу урока будем заполнять ячейки этой таблицы.

Что по теме урока вам уже известно?

2. Актуализация знаний

Поэма, Композиция, некоторые произведения Александра Трифоновича Твардовского ?

Проверим. Работа в группах (раздаю распечатку ):

1 Группа : работает с определением «ПОЭМА» нужно его собрать из слов, которые в этом конверте, учтите слов больше, чем вам понадобиться (большое / небольшое поэтическое / прозаическое лироэпическое/ лирическое/ эпическое произведение, все части которого объединены / не объединены единым сюжетом, героями)

2 Группа : работает со структурой композиции. Укажите традиционную для художественного произведения последовательность ее смысловых частей.(экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, эпилог,)

3 Группа : Найдите произведения А.Т. Твардовского («Рассказ танкиста», «Мцыри», «Июль - макушка лета», «Василий Теркин», «Капитанская дочка», «История болезни»)

Время на работу 1минута.

Проверим?

1 группа проговаривает, сверяем с образцом. слайд 2

2 группа проговаривает, сверяем с образцом. слайд 3

3 группа проговаривает, сверяем с образцом. слайд 4 (Молодцы. А о чем эти стихотворения? По названиям видно, что рассказ танкиста о войне Вов, «Июль - макушка лета» - о природе. А «Василий Теркин»? - имя как имя, русское простое, Теркин. Наверное многое испытал, но это неточно ) Так кто такой Твардовский? (поэт)

Вы меня убедили, давайте посмотрим на нашу таблицу. Какой столбик заполняем? («Знаю») Чем? ( поэма, композиция, А.Т. Твардовский -поэт )

3. Выявление затруднений

А о чем нам с вами предстоит узнать? (заполняйте свои таблицы)

О чем произведение «Василий Теркин»?

Кто такой Василий Теркин?

Непосредственно о поэме «В.Т» историю создания,

Композицию «В.Т» (записываем это во 2 столбец - «Хочу узнать», возможно по ходу будем добавлять вопросы во вторую колонку, а ответы на них запишем в 3 колонку)

4. Разработка плана по выходу из затруднения

А какими способами мы можем все это узнать? (помним нам предстоит заполнить 3 колонку!):

1. Рассказ учителя (+ быстро, легко, - не интересно, а вдруг сам не знает - вы меня видите в первый роз!)

2. Самим поискать информацию в интернете (+ интересно,- много ненужного, отвлекающего, нет интернета, много времени для отбора информации)

3. Спросить у тех, кто читал (но это долго, может, они сам е понял)

5. Реализация выбранного плана

Посмотрите на портрет Александра Трифоновича Твардовского. Что вы можете сказать о характере этого человека, судя по его внешности? (Простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение).

Вслушайтесь в звучание фамилии. (Твардовский - твердость, мужественность). Аллитерация - «р» (и в имени и в отчестве и в фамилии)

Обратите внимание на одежду (Твардовский в гимнастерке, значит фотография сделана в годы войны, а он был участником войны)

А теперь познакомьтесь с краткой информацией об А.Т. и ответьте на вопросы (раздаю распечатку)

Слайд 6 Когда жил? ( 20 век ) Какое происхождение? (из крестьянской семьи)

Когда начал писать? (рано, в 14 лет уже посылает заметки в журналы) Какие 2 войны прошел? (Финскую и ВОв) Во время ВОв? Военный корреспондент . Кем еще работал (редактором журнала «Новый мир»)

- Так, давайте, наконец, начнем знакомство с поэмой. Я хочу, чтоб вы прослушали актерское чтение 1 главы, она называется «От автора» . А для того, чтобы нам проанализировать его я вам раздам распечатанный текст. (раздаю распечатки)

ОТ АВТОРА (видео)

(Слайд 8) Вопросы по анализу 1 главы «От автора»:

О чем эта глава?

Как вы думаете для кого написана и когда?

Почему сначала Василий Теркин, а потом Вася Теркин?

Как понять здесь выражение «правда сущая»?

Почему книга «без начала без конца»?

Что интересного заметили в языке поэмы?

В) Читаем и анализируем 1 отрывок главы «На привале»

1 группа

Дельный, что и говорить,

Был старик тот самый,

Что придумал суп варить

На колёсах прямо.

Суп - во-первых. Во-вторых,

Кашу в норме прочной.

Нет, старик он был старик

Чуткий - это точно.

Слышь, подкинь ещё одну

Ложечку такую,

Я вторую, брат, войну

На веку воюю.

Оцени, добавь чуток.

Покосился повар:

«Ничего себе едок -

Парень этот новый».

Ложку лишнюю кладёт,

Молвит несердито:

Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте. -

И, усевшись под сосной,

Кашу ест, сутулясь.

«Свой?» - бойцы между собой, -

«Свой!» - переглянулись.

И уже, пригревшись, спал

Крепко полк усталый.

В первом взводе сон пропал,

Вопреки уставу.

Привалясь к стволу сосны,

Не щадя махорки,

На войне насчёт войны

Вёл беседу Тёркин.

Вам, ребята, с серединки

Начинать. А я скажу:

Я не первые ботинки

Без починки здесь ношу.

Вот вы прибыли на место,

Ружья в руки - и воюй.

А кому из вас известно,

Что такое сабантуй?

- Сабантуй - какой-то праздник?

Или что там - сабантуй?

Сабантуй бывает разный,

А не знаешь - не толкуй,

Вот под первою б омбёжкой

Полежишь с охоты в лёжку,

Жив остался - не горюй:

Это малый сабантуй .

Отдышись, покушай плотно,

Закури и в ус не дуй.

Хуже, брат, как миномётный

Вдруг начнётся сабантуй.

Тот проймёт тебя поглубже, -

Землю-матушку целуй.

Но имей в виду, голубчик,

Это - средний сабантуй .

Сабантуй - тебе наука,

Враг лютует - сам лютуй.

Но совсем иная штука

Это - главный сабантуй.

Вот ты вышел спозаранку,

Глянул - в пот тебя и в дрожь;

Прут немецких тыща танков

Тыща танков? Ну, брат, врёшь…

А с чего мне врать, дружище?

Рассуди - какой расчёт?

Но зачем же сразу - тыща?

Хорошо. Пускай пятьсот,

Ну, пятьсот. Скажи по чести,

Не пугай, как старых баб.

Ладно. Что там триста, двести -

Повстречай один хотя б…

Что ж, в газетке лозунг точен:

Не беги в кусты да в хлеб.

Танк - он с виду грозен очень,

А на деле глух и слеп.

То-то слеп. Лежишь в канаве,

А на сердце маята:

Вдруг как сослепу задавит, -

Ведь не видит ни черта.

Балагуру смотрят в рот,

Слово ловят жадно.

Хорошо, когда кто врёт

Весело и складно.

В стороне лесной, глухой,

При лихой погоде,

Хорошо, как есть такой

Парень на походе.

И несмело у него

Просят: - Ну-ка, на ночь

Расскажи ещё чего,

Василий Иваныч

Слайд 9

Сбылись ваши предположения?

О чем эта глава?

Из чего бойцы заключили, что Теркин «свой»?

Участником какой еще войны был Теркин?

Что это такое «Сабантуй»? (слайд 10)

Что такое малый, средний и главный сабантуй в произведении?

Как бойцы обращаются к Теркину? (Слайд 11) Василий Иванович- так звали легендарного командира дивизии Чапаева, героя Гражданской войны

Г) Читаем и анализируем 2 отрывок главы «На привале»

Читает 2 группа

Ночь глуха, земля сыра.

Чуть костёр дымится.

Нет, ребята, спать пора,

Начинай стелиться.

К рукаву припав лицом,

На пригретом взгорке

Меж товарищей бойцов

Лёг Василий Тёркин.

Тяжела, мокра шинель,

Дождь работал добрый.

Крыша - небо, хата - ель,

Корни жмут под рёбра.

Но не видно, чтобы он

Удручён был этим,

Чтобы сон ему не в сон

Где-нибудь на свете.

Спит - хоть голоден, хоть сыт,

Хоть один, хоть в куче.

Спать за прежний недосып,

Спать в запас научен.

И едва ль герою снится

Всякой ночью тяжкий сон:

Как от западной границы

Отступал к востоку он;

Как прошёл он, Вася Тёркин,

Из запаса рядовой,

В просолённой гимнастёрке

Сотни вёрст земли родной.

До чего земля большая,

Величайшая земля.

И была б она чужая,

Чья-нибудь, а то - своя.

Спит герой, храпит - и точка.

Принимает всё, как есть.

Ну, своя - так это ж точно.

Ну , война - так я же здесь.

Спит, забыв о трудном лете.

Сон, забота, не бунтуй.

Может, завтра на рассвете

Будет новый сабантуй.

Спят бойцы, как сон застал,

Под сосною впОкат,

Часовые на постах

Мокнут одиноко.

Зги не видно. Ночь вокруг.

И бойцу взгрустнётся.

Только что-то вспомнит вдруг,

Вспомнит, усмехнётся.

И как будто сон пропал,

Смех прогнал зевоту.

- Хорошо, что он попал,

Тёркин, в нашу роту.

Слайд 12 Беседа по отрывку из главы «На привале»

Сбылись предположения?

О чем нам рассказывает автор? (как и в каких условиях спят солдаты и какие еще их могут ждать испытания)

Почему в конце боец говорит: - Хорошо, что он попал, Тёркин, в нашу роту. (он своими разговорами снял напряжение, учит проще относиться к жизни, радоваться тому, что имеешь)

Мы не дочитали главу. Можете предположить, что будет дальше?

Д) Читаем и анализируем 3 отрывок главы «На привале»

Продолжение этой же главы читает 3 группа

Тёркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

И чтоб знали, чем силён,

Скажем откровенно:

Красотою наделён

Не был он отменной,

Не высок, не то чтоб мал,

Но герой - героем.

На Карельском воевал -

За рекой Сестрою.

И не знаем почему, -

Спрашивать не стали, -

Почему тогда ему

Не дали медали.

С этой темы повернём,

Скажем для порядка:

Может, в списке наградном

Вышла опечатка.

Не гляди, что на груди,

А гляди, что впереди!

В строй с июня, в бой с июля,

Снова Тёркин на войне.

Видно, бомба или пуля

Не нашлась ещё по мне.

Был в бою задет осколком ,

Зажило - и столько толку.

Трижды был я окружён ,

Трижды - вот он! - вышел вон.

И хоть было беспокойно -

Оставался невредим

Под огнём косым, трёхслойным,

Под навесным и прямым.

И не раз в пути привычном,

У дорог, в пыли колонн,

Был рассеян я частично,

А частично истреблён

Но, однако,

Жив вояка,

К кухне - с места, с места - в бой.

Курит, ест и пьёт со смаком

На позиции любой.

Как ни трудно, как ни худо -

Не сдавай, вперёд гляди,

Это присказка покуда,

Сказка будет впереди.

(Слайд 13)

Оправдались ваши предположения?

О чем этот отрывок?

Раскрылся образ главного героя? Опишите его.

Сбылись наши предположения о Василии Теркине?

Какие черты подчеркивает в герое автор?

6. Первичное закрепление

(Слайд 14) Обсуждение всего текста.

Мы с вами прочитали первые 2 главы этого произведения, а вся поэма состоит из 30 глав .

Вам понравилась произведение?

Что объединяет эти 2 главы?

Можете предположить что будет дальше?

Какой композиционной частью поэмы являются прочитанные главы?

В чем особенность языка этого произведения?

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Давайте вернемся к нашим листам «Знаю-хочу узнать - узнал» и попробуем ответить на поставленные в начале урока вопросы. Хватает знаний?

( Не вполне: можем ответить на вопрос, о чем произведение, кто такой главный герой, особенности композиции можем- почему? -не можем.

Историю создания можем предположить, что до ВОв, т.к 2 войну воюют, возможно финскую. Но уверенности нет.)

- Почему? ( т. к мы проанализировали только малую часть произведения.

Где еще мы можем узнать ответы? (в справочной литературе, в высказываниях современников, дочитав все произведение, спросить у автора)

И снова поработаем в группах :

1 группа выясняет историю создания «Василия Теркина», сопоставляя уже известную нам из прочитанных глав информацию и информацию из справочной литературы.

Когда и где появился первоначальный замысел?

Как называлось произведение изначально?

Когда началась работа над ним?

Когда произведение закончено?

Когда начали печатать? Как принято читателями?

На какие 3 части делилось изначально?

2 группа постарается выяснить почему автор выбрал именно такую композицию , а в этом им поможет высказывание автора и исследование жанра «Василия Теркина»

3 группа выясняет жанр «Василия Теркина». Твардовский свое произведение поэмой не считал, он называл его «Книгой про бойца» и сравнивал с летописью и рассказом. Группа поработает и скажет нам, что роднит книгу с этими жанрами, и что отличает.

Время на работу 3 минуты. По завершению работы, группа отчитается, и мы сумеем заполнить остальные ячейки в нашей таблице.

Слайды 15, 16, 17

8. Включение в систему знаний и умений

Что должно получиться в таблице:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

А.Т.Твардовский- замечательный поэт, автор «Истории танкиста», «Июль - макушка лета» и др.

Тема произведения «Василий Теркин?

Картина жизни простого солдата на войне

Поэма - лиро-эпическое стихотворное произведение большого размера, объединенное единым сюжетом, героями. Например «Мцыри» М.Ю.Лермонтова.

В чем особенности композиции поэмы.

Каждая глава - законченная история. Нет единой сюжетной линии - этим отличается от классических поэм. Автор называет «Книгой про бойца» без начала и конца.

Печаталась отдельными главами. Можно читать с любого места, так как читатель мог и не дожить до следующей главы, к тому же на фронт издания поступали не регулярно.

Сродни древнерусским летописям и хроникам.

Великая Отечественная война, победу в которой мы отмечаем 9 Мая стоила нашему народу очень дорого: много миллионов людей было убито и покалечено.

Узнать историю создания поэмы «Василий Теркин»

«Вася Теркин» задуман еще в 1939 г в финскую кампанию. И первоначально должен был быть закончен в 1941г, но ВОВ внесла коррективы. Автор возвращается к герою, называет его Василием и 1942 года выходят отдельные главы, которые в 1946 году будут собраны в «Книгу про бойца». Поэма стала знаменитой сразу, еще до того как была дописана. Всего написано 30 глав

Кто такой «Василий Теркин»

Герой -простой, понятный, «свой» парень, бывалый боец, у него те же проблемы, что и у остальных солдат. Все испытания переносит стойко, не унывает. Именно этим поэма и привлекательна.

Жанр?

Книга про бойца

9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

Рефлексия Слайд 18-19

Игра «Как я сегодня работал?» (кто может себя назвать молодцом? - дайте «5»

А кто работал вполсилы? - значит домашнюю работу нужно сделать так, чтоб все ахнули!

Домашняя работа . слайд 20

Выразительное чтение главы «Переправа».

Подготовьте устный или письменный рассказ- характеристику Василия Теркина или проект «Образ Василия Теркина в иллюстрациях художников разных лет».

Спасибо, с вами было приятно работать! Урок окончен. Слайд 21

У вас на столах стикеры (те самые листочки, с помощью которых я распределяла вас на команды, пожалуйста, напишите на них свои отзывы об уроке. Слайд 22